Совестливость Совестливый | Что такое Совестливость Совестливый
Как часто умные люди не понимают совестливых.
Аппарат совести тоньше устроен, чем аппарат ума.
Фазиль Искандер
Совестливость как качество личности – способность слышать и действовать согласно голосу совести – внутреннего контролёра, нравственно оценивающего с позиций добра и зла взгляды, чувства и поступки человека.
Когда сомневаешься, как поступить, поступай по совести, она всегда укажет тебе благородный и порядочный путь.
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель. — Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором! — Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, чтобы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда. — Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики.
Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал: — Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя. — Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твоё предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания. — Почему невыполнимо? — Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим. От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
Совесть – это представительство Бога в человеке, знак присутствия внутри божественной энергии, от которой исходит ощущение счастья.
Совесть – это Свехдуша, это энергия Бога, это истинное знание о том, как жить счастливо. Это знание является эталоном жизни. Оно не принадлежит человеку. Совесть, как энергия Бога, абсолютно не подкупна – или человек ей безоговорочно предан, или он её теряет. Третьего не дано.
Если человек хочет жить, руководствуясь своими желаниями и не сверяясь с совестью, он теряет правильный путь жизни, скатывается в пучину невежества и деградации.
Есть такая шутка, в которой, к сожалению, много правды. Опрос показал, что 70% чиновников не понимают значение выражения «иметь совесть», а 30% – понимают его в эротическом смысле.
Убить в себе совесть – означает встать на путь деградации. Достаточно вспомнить одно из высказываний Гитлера, чтобы убедиться в правоте этого тезиса: «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью». Забыв о совести, фашисты уничтожили миллионы человеческих жизней.
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля трактует совесть как «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития».
Иммануил Кант сказал великие слова: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и Нравственный Закон внутри нас».
Совесть, как орган восприятия Бога, безошибочно подсказывает человеку в любых жизненных ситуациях, как поступить правильно, доходчиво разъясняет, что такое хорошо, и что такое плохо. Азимут совести направлен не туда, куда желают следовать ненасытные чувства и беспокойный ум, а туда, куда требуют законы мироздания.
Стоит проигнорировать голос совести, и совестливого человека ждёт беспокойная подушка, душевные муки и страдания. Голос совести всегда означает внутреннюю боль, он напрямую связан с разумом.
Когда человек в ладах со своей совестью, он оценивает любое явление жизни с её позиций. Оценка означает: ощутить истину, что равнозначно услышать и принять разумом голос совести. За человеком всегда следят двое – внутри – совесть, снаружи – люди.
Совесть – это когда в лесу ищешь мусорную корзину. Непотребные деяния не имеют для совести сроков давности. Евгений Евтушенко в стихотворении «Муки совести» пишет:
Мы живём, умереть не готовясь,
забываем поэтому стыд,
но мадонной невидимой совесть
на любых перекрёстках стоит.
Голос совести – это голос истины, правды и справедливости. Правда живёт внутри человека. Стоит ему совершить непотребный поступок, и угрызения совести обеспечены.
Гений А.С. Пушкина совершенно верно подметил: «Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце». А русская пословица гласит: Совесть без зубов, а загрызёт». Но когда человек поступает великодушно, бескорыстно, словом, правильно, он ощущает внутренний прилив счастья, гармонию со своим внутренним «нравственным законом».
Что только человек не делает, на что только не идёт, лишь бы вымучить кусочек счастья, но, хоть пей, хоть пой, хоть танцуй, истинное счастье не придёт, если не будет унисона с голосом совести. Если поведение человека находится в дисгармонии с внешним миром, со счастьем окружающих людей, совесть укажет ему на это. Есть такие строки:
Всю жизнь живем, как в мираже,
Всё то берём, что тело выбрало.
Откуда ж грязь тогда в душе?
Да это ж просто совесть вырвало!
Совесть для совестливого человека – путеводная звезда по жизни. Об этом знали наши далёкие предки. Так, в «Слове Мудрости волхва Велимудра» говорится: «Зачем же нужно человеку идти против своей Души и Совести, ведь они превыше всего на свете, и человек всегда должен беречь их. Разве может кто-нибудь со стороны, наполнить Радостью и Счастьем Душу человека или Совесть его». «Кто живёт по Совести, тот человек безгрешен. Душа у человека и Совесть с Пращурных лет существует, и по их воле живёт человек». «Совесть — это высший дар Божий, от неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь и не заговоришь. За благие деяния она даёт Радость, за негожие она даёт страдания». «Помните, что Жизнь прожить в Радости должно, ибо она есть всего лишь миг единый. Светлую жизнь в Мире Яви, человеку даёт его светлая Душа и Совесть. Все люди Душу и Совесть почитают и как может праведный человек во имя чего-либо, ибо кого-либо погубить Чистую Душу и Совесть свою».
С совестью трудно, но и без неё никуда не деться, иначе тупик, отсутствие счастья и деградация. Поэт Борис Слуцкий пишет:
Начинается повесть про совесть.
Это очень старый рассказ.
Временами, едва высовываясь,
совесть глухо упрятана в нас.
Погруженная в наши глубины,
контролирует все бытие.
Что-то вроде гемоглобина.
Трудно с ней, нельзя без нее.
Есть такая притча. Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал… – Давай, – говорит, – совесть, в прятки играть! – Нет, – говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь! Притворился тогда человек совсем больным и говорит: – Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка! Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее! Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба. – Ладно, – говорит, – выходи! Только теперь не командуй! А в ответ – молчание. Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести! Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек: – Как же я теперь без совести жить-то буду? И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце: – Здесь я… Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Совестливость как одно из важнейших нравственных качеств личности
Нравственная чистота – величайшая ценность, дающая человеку право быть гордым и считать себя порядочным человеком. Нравственная чистота означает, что человек в любых ситуациях и обстоятельствах остается верным требованиям этической морали, никогда не отступает от них. Механизм регулирования нравственного поведения связан также с такими понятиями, как долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и добро.
Совесть – категория этики, которая обозначает чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и его внутреннюю моральную потребность поступать в соответствии со своими убеждениями о нравственном.
Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и внутренняя потребность поступать справедливо.
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, перед обществом.
Разные источники говорят разными слова, но все сводится к одному: совесть — это стыд перед самим собой лучшим.
Голос совести – это преобразованный голос общественных требований к человеку, которые стали для него требованиями собственными. Совесть побуждает человека к одним действиям и предостерегает от других. В сознании совести объединены рациональный и эмоциональный компоненты. Они включают в себя, с одной стороны, понимание ответственности за свое поведение, а с другой – моральное удовлетворение (или страдания), выражающиеся в чувстве радости, гордости (или же стыда и раскаяния) за совершенные поступки. В совести своеобразно отражается ответственность человека перед самим собой, близкими, коллективом, обществом, человечеством. Голос совести является внутренним судьей человека, сознанием его правоты и удовлетворения (или же неправоты и досады, вины и стыда). Совесть может превратиться в самонаказание человека, в стыд, “в своего рода гнев, только обращенный вовнутрь” (К.Маркс), Моральные страдания, которые причиняют поступки, совершенные вопреки совести, бывают сильны. Они не только наказания за совершенную вину, но и предостережение на будущее.
Если у человека совесть не развита, его нельзя назвать свободным; он не может управлять собой сам, а окружающие управляют им с помощью кнута и пряника. Когда же совесть у человека вполне развита, только она управляет человеком, отвращая его от других поступков. Одни древний мудрец сказал: “Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести”.
Надо сказать, что угрызения совести терзают человека только тогда, когда он совершил некий обдуманный поступок. Если человека спровоцировали на заведомо вредное для него и окружающих действие, им овладевает раскаяние. Когда он совершает нечто дурное неумышленно и необдуманно, его охватывает горе. Совесть развивается, если человек анализирует свои поступки и чувства, соотносит свои поступки с тем, что должно, делает правильные выводы и не повторяет совершенных однажды ошибок. Узнает человек, что должно и что не должно делать, не только на практике, но и из книг.
Однажды Аристотеля спросили: “Какая тебе польза от философии?”
Он ответил: “Благодаря ей я по своей воле делаю то, что другие делают из страха перед законами”.
Естественно, что уровень развития совести у разных людей различен, и не каждого человека она побуждает к благородным поступкам. Так, есть люди, которые идут на “сделку с совестью”, оправдывая себя разными обстоятельствами: “Указано сверху”, “Мы люди маленькие” и т.п. Такие люди спокойно пройдут мимо безобразий (“Не нам наводить порядок”), не вступятся за обиженного (“На это есть милиция”), не станут защищать справедливость и даже могут стать соучастниками не благовидных дел.
Развитие у ребенка совести – основа морального воспитания детей в семье. Забота о становлении и укреплении совести будущего гражданина – гражданский долг родителей перед обществом.
Совесть не дается ребенку от рождения в готовом виде. Ребенок наивен и беззлобен, и его помыслы чисты, но, не зная еще моральных норм и не умея их применять для регуляции своего поведения, ребенок сам по себе не обладает совестью. Поэтому и не надо начинать формирование совести с того, чтобы “совестить” ребенка. К сожалению, в обыденном сознании многих взрослых людей закрепилось однобокое понимание “совести”: совесть – то, что не дает человеку покоя после проступка, совесть проявляет себя в “угрызениях”. Взрослым кажется естественным сводить всю работу совести к чувству вины. Но при этом не учитывается особенность детской психики. Детская психика более приспособлена для позитивных, чем для негативных, впечатлений и переживаний. Поэтому совесть, которая только обличает и порицает, превращается во внутреннего прокурора, против самой воли ребенка начинает рассматриваться им как нечто неприятное, нежелательное: естественная жизнерадостность ребенка, оптимизм приводит к тому, что голос совести – прокурора затихает, заглушается в хоре других внутренних голосов. Важно вовремя объяснить ребенку (что не рано сделать уже в 4-5 лет), что совесть может не только ругать, но и хвалить за благородные, великодушные поступки, что совесть – справедливый судья, которого не надо бояться, но с которым надо почаще советоваться.
Маленький Сережа очень расстраивался, когда его называли бессовестным, если он провинится. Он плакал и твердил: “Я не бессовестный!”
Другие слова его как то не трогали. Почему слово “бессовестный” было таким обидным, он не мог понять и объяснить. Что такое “совесть” он не знал и не мог его себе представить. Хотя часто слышал это слово от взрослых. В автобусе даже как-то прочитал: “Совесть – лучший контролер”. А помог ему в этом разобраться рассказ А.П.Гайдара “Совесть”.
– Нина не выучила урока и решила не идти в школу. Нина украдкой прошла в рощу. (Вот тут уже видно как Нине стыдно , что она не пошла в школу).
По дороге ей встретился мальчик с букварем в руке. Нина хотела над ним подшутить, назвав его прогульщиком. Но мальчик так удивленно посмотрел на Нину своими добрыми, доверчивыми глазами и сказал, что его испугала большая собака. Нина пошла провожать мальчика; оставив свои книги и завтрак в роще, потому что поднять их перед малышом ей было стыдно. Собака тем временем вышмыгнула из-за кустов и съела завтрак. Нина вернулась и заплакала. “Нет! Не жалко ей было завтрака. но слишком хорошо пели птицы свои веселые песни над ее головой. И очень тяжело было на сердце, которое грызло беспощадная совесть”.
Для понимания уместно задать следующие вопросы:
– Почему Нина решила не идти в школу?
– Почему Нина прошла в рощу украдкой?
– Как Нина решила подшутить над мальчиком.
– Удалось ли ей это?
– Почему Нина, провожая мальчика, не взяла с собой книги и завтрак?
– Почему, вернувшись в рощу, девочка заплакала?
Можно продолжить разговор о совести, анализируя пословицу: “Есть совесть – есть и стыд; а стыда нет – и совести нет.
В 3–4 классах можно провести беседу “Когда мы так говорим”, используя следующие афоризмы:
Люди с чистой совестью.
Совесть нечиста.
Со спокойной совестью.
Угрызения совести.
Поступать по совести.
Свобода совести.
Этот поступок лежит на его совести.
На совесть делать.
Для очистки совести.
По совести говоря или по совести.
Надо и совесть знать (иметь).
По совести сказать.
И как только у него совести хватило.
Как вам не стыдно.
Совестливый человек.
Без зазрения совести.
Не за страх, а за совесть.
Человек без стыда и совести.
И как вам не совестно.
Иногда в практике использования различных воспитательных приемов воздействия на ребенка родители смешивают воздействия, основанные на страхе, стыде и совести. Совесть не сводится ни к страху, ни к стыду. Угроза наказания – это воздействие, основанное на страхе перед наказанием. Оно может быть эффективным для достижения конкретной цели, но ничего не дает для формирования совести. Угроза публичного осмеяния и осуждения – это воздействие, основанное на стыдливости. Оно тоже может быть эффективным, особенно в отношении горделивого и самолюбивого ребенка, но оно опять, же не воспитывает совесть. Обращение к совести — это обращение к внутренней логике морального сознания человека и к его нравственному чувству, это сравнение поступка ребенка с нравственным идеалом. С помощью принуждения и угроз совесть не укрепляется и не усиливается.
Совесть предполагает преодоление наивного, инфантильного эгоцентризма, умение увидеть себя адресатом собственных поступков – радоваться от собственных добрых дел и страдать от недобрых
Совестливый человек – поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо – счастливый человек.
Литература
- Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Беседы на морально-этические темы. Киев. 1984 г.
- Горецкий В.Г. Книга для чтения. 1 класс. Москва. 1990 г.
- Гребенников И. В., Ковинько А.В. Семейное воспитание. Москва. 1990 г.
- Я познаю мир. Психология. Детская энциклопедия. Москва, 2000 г.
- Ожигов С.И. Словарь русского языка. Москва. 1987 г.
- Татьянченко Н.Ф. Фразеологический словарь русского языка. Москва. 2000 г.
Что такое Совесть и Совестливость?
Добавить в избранноеСовесть — это положительное качество характера человека, способность слышать, действовать нравственно, с позиций Добра, правильно оценивая свои чувства и поступки.
Совесть — это неспособность делать Зло в любом самом маленьком или большом деле. Многократная оценка своих мыслей, действий и поступков. Внутренняя оценка со своими убеждениями, правилами социума, проверкой с чувствами, эмоциями и ответственность перед Высшими силами. Это стремление Сильного человека к совершенству.
Понятие Совести по Эзотерическим законам
Наиболее правильное объяснение, что такое Совесть, можно найти только в Эзотерике. Совесть – это Светлая энергия Бога в человеке, от которой идет ощущение Счастья. Истинная Совесть, абсолютно чиста неподкупна. Оценить преданность собственным убеждениям и Совести можно только по двум критериям — это безоговорочно предан, или совесть потеряна навсегда.
Бессовестный человек, теряет правильный путь жизни, скатывается в пучину Невежества и Деградации.
С совестью трудно, но и без неё никуда не деться, иначе тупик, отсутствие счастья и деградация.
Следовать за голосом совести – тождественно следованию за голосом Бога. Совесть – это представительство Бога в человеке, знак присутствия внутри божественной энергии, от которой исходит ощущение счастья.
Где проявляется Совесть
Совесть это то, что взывает к нам исполнять абсолютный долг.
Это долг перед друзьями, родственниками, детьми, родителями, государством. Это социум и люди, общество.
Голос Совести
Когда поступки вступают в противоречие с Голосом Совести и этот голос говорит обратное, и Вы отчетливо его слышите, значит, оставьте все и следуйте за голосом совести!
Человек ясно слышит голос совести только тогда, когда готов за ним следовать. Кто преследует корыстные интересы, гонится за выгодой, тот рискует перепутать голос совести с голосом вожделения или похоти.
Человек становится благородным и порядочным, если всегда, везде и во всём следует голосу совести. Совесть как внутренний нравственный закон внутри человека, это судья всех его поступков.
Убить в себе совесть – означает встать на путь деградации
Стоит проигнорировать голос совести, и совестливого человека ждет беспокойство, угрызения, душевные муки и страдания. Это серьезные наказания для совестливого человека. Голос совести всегда это сильная внутренняя боль. Голос совести – это голос истины, правды и справедливости.
Кто такой Совестливый человек?
Совестливый человек это тот, кто поступив нечестно, поняв и осознав свой мерзский поступок, не может сохранить спокойствие, неравнодушен, все время вспоминает о своем неправильном поступке. Он не может простить себе за это малодушие и старается исправить ситуацию и сделать все правильно. Высказывание Пушкина А.С —
«Совесть это когтистый зверь, скребущий сердце».
Когда Совестливый человек, поступает великодушно, бескорыстно, словом, правильно, он ощущает внутренний прилив счастья, гармонию со своим внутренним Я.
Если поведение Совестливого человека находится в дисгармонии с внешним миром, влияет на Счастье окружающих людей, именно Совесть укажет ему на это. Совесть для совестливого человека — путеводная звезда по жизни.
Эзотерические понимания Совестливого человека это Безгрешность и Кто живёт по Совести, тот человек безгрешен. Душа у человека и Совесть существует как высший дар Божий, от неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь и не заговоришь.
В чем заключается ценностная характеристика совести 🚩 Разное
Совесть – это нравственное сознание человека, его внутренняя способность различать зло и добро. Ценностная характеристика совести заключается в том, что это качество побуждает человека сделать выбор не в пользу зла, а в пользу добра. Задача совести заключается в определении человеком в конкретной ситуации того, как ему необходимо поступить. Конечно, каждая личность сама устанавливает рамки поведения, однако совесть способна полностью поглотить переживания человека. Она является выражением его целостного участия в эмоциональном переживании.
Ценностная характеристика совести определяется ее главной функцией, то есть самоконтролем. Это качество напоминает личности об ответственности и моральных обязанностях, которые есть у человека, как пред самим собой, так и перед другими. Нравственная жизнь человека предполагает выполнение совестью специфических функций, что еще больше говорит о ценности этого качества.
Основные функции совести – исполнительная, законодательная и судебная, и именно в них проявляются свобода, достоинство и авторитет совести. Совесть ценится за то, что способна всегда указать на требования нравственного закона. Она одобряет или обличает совершенные поступки, карает или вознаграждает за них. Если совесть обучена хорошо, она не просто будет оценивать поступки человека, но поможет ему не сделать того, о чем он потом будет сожалеть.
Совесть включает в себя всю нравственно осознанную деятельность человека. В каждый момент жизни совесть является нравственным итогом определенного поступка или ряда действий. Ценность совести заключается в том, что человек несет ответственность не столько перед другими, сколько перед самим собой, так как он считается носителем универсальных, высших ценностей. Совесть настаивает на выполнении долга.
Общепризнано, что совесть может быть чистой, и каждый человек, порой сам того не осознавая, стремится к этому. Чистая совесть – это осознание человеком того, что он в целом справляется со своими моральными обязанностями и не имеет существенных нарушений долга или больших отступлений от нравственных ориентиров. Стремление к чистой совести – цель каждого человека, которая порой является неосознанной. Ценностная характеристика совести также состоит в том, что именно она может дать личности такие качества, как спокойствие, уравновешенность и оптимизм, которые делают человека наиболее полезной частью общества.
Исследовательская работа ученицы 2 класса Козловой Полины «Что такое совесть»
Районная научно-практическая конференция школьников
Секция: юниор «Первые шаги в науку»
Научно-исследовательская работа
Что такое совесть?
Автор работы: Козлова Полина
Место выполнения работы: с.Старомарьевка
МКОУ СОШ № 7, 2 класс
Научный руководитель: Клейносова
Валентина Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
с. Старомарьевка 2013
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Введение
Очень часто в повседневном общении людей можно услышать: «это на его совести», «нет у него ни стыда, ни совести», «совесть замучила», «угрызения совести», «совестливый человек», «поступает по совести» и т.д. Совесть?! Многие люди употребляют это слово в повседневной жизни. А ведь если спросить их, каково значение этого слова, то ответят далеко не все. Да и ответы будут совершенно разными. Почему? Да потому, что вопрос этот гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. И вот сейчас этот вопрос передо мной. И найти на него однозначный ответ сразу я не могу. Чтобы получить ответ на этот вопрос, я решила провести исследование « Что такое совесть? Хочу узнать какова природа совести. Может быть это чувство врождённое, а может быть, её человек приобретает?
Цель данной работы: раскрыть понятие « совесть».
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
— выяснить, что обозначает понятие « совесть»;
— определить, какова природа её появления у человека
Я выдвигаю гипотезу: Если «совесть» понятие морально- нравственное, то это чувство приобретённое и может регулировать наше поведение.
База исследования: обучающиеся 2 «б» класса МКОУ СОШ №7 с.Старомарьевка
Методы исследования:
-теоретическое исследование;
— анализ научной литературы;
— наблюдение;
— анкетирование учащихся;
-творческие работы;
1
Оглавление
1. Введение.
2.Теоретическое исследование.
Толкование слова « совесть» в словарях и справочниках.
Откуда идут корни совести.
Главная функция совести.
« Муки совести » и их отсутствие.
Нужна ли совесть и как ею пользоваться?
3. Практическое исследование
Анкетирование учащихся.
Мини сочинение- рассуждение «Когда меня мучает совесть?»
Словесное рисование портрета « Совестливого человека»
4.Заключение.
5.Выводы.
6. Список литературы.
7. Приложения.
2
Основная часть
Теоретическое исследование
Толкование слова « совесть» в словарях и справочниках
Совесть – очень интересное понятие. Определить что это – очень сложно и неоднозначно. Сколько людей, столько и мнений. А есть ли она, совесть, или это только составляющая многих других качеств и чувств? Для начала посмотрим, что говорят словари (справочники) и другие источники:
Большой энциклопедический словарь: Совесть -понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Все слова вроде бы знакомы. Но не очень понятно. Слишком поверхностно. Нравственные обязанности и самооценка совершаемых поступков у каждого человека могут быть разными, особенно в современном обществе.
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: Совесть– нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Вот это понятнее и гораздо глубже, заставляет задуматься человека о своих поступках.
Толковый словарь русского языка Ушакова: Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.
Совесть — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Л.А. Карпенко. Социальная психология. Словарь.
3
Совесть — осознание человеком своего долга и ответственности перед обществом и перец самим собой; нравственный самоконтроль; самооценка своего поведения.
(Толковый словарь обществоведческих терминов Н.Е. Яценко. 1999)
В религиозном понимании Совесть — это некий голос внутри нас. (Наверное, все знают выражение «внутренний голос»?) По мнению служителей церкви Совесть- это голос Бога.
Из всех прочитанных мною определений, можно сделать вывод о том, что СОВЕСТЬ по мнению известных учёных. Это
Чувство, присущее только человеку, которое он сам формирует для себя; это самоконтроль за своими действиями.
Люди давно рассуждали о совести. Приведём примеры высказываний известных людей о совести.
Приложение 3
Обратимся к народной мудрости, которая выражается в пословицах и поговорках:
Приложение 1.Пословицы и поговорки
Приложение 2. Афоризмы
Приложение 3. Цитаты
4
Откуда идут корни совести
Давайте разберёмся, что же такое совесть, откуда идут её корни.
Это вопрос, ответ на который искали философы и мудрецы, начиная с самых древних времён. Выдвигались различные предположения и теории относительно сущности совести и её источника. Особые проблемы наличие этого голоса создавало философам и учёным «нового времени», которые видят в человеке существо только материальное и отрицают существование души. Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть — лишнее чувство, от которого следует избавиться.
У англо- саксов попадалось более краткое и ясное определение:
Совесть — реакция психики на несоответствие поступков и принципов.
Слово «совесть» пришло в русский язык из старославянского, а туда из греческого. Оно состоит из приставки «со» (означающей совместность чего-то: содружество, сотрудничество, соглядатай, соревнование, согласие, совещание) и «весть», то есть, по сути, информация о чём-то. Слово «совесть» говорит о форме осознанного соучастия в единой системе, которая называется социум.
Совесть появляется у детей, когда они начинают понимать слово «нельзя». Малыши не хотят быть плохими мальчиками и девочками, и когда их начинают стыдить, за плохое поведение, они переживают. В играх малыши испытывают первые радости и огорчения. Они принимают правила поведения, которые предлагают взрослые и учатся оценивать свои поступки. Именно, родители учат детей жить в согласии с совестью. Психологи обратили внимание на то, что в семьях, где существует контроль и наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека. А в семьях, где мягкие, доверительные отношения, воспитывают совестливых детей. Именно взрослые могут объяснить как надо поступить в той или иной ситуации. И постепенно мы, дети, перенимаем жизненные ценности.
Существуют даже притчи о совести , например сочинённые Монахом Варнавой (Саниным). Я прочитала много притч о совести, они учат нас быть хозяевами воли и разума, но слугами совести.
Приложение 4 Притчи
5
Главная функция совести
Совесть – глаза человеческой души
Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый — никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести — мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и человек , предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе.
Конечно, совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от ценностей, нужно их знать и принимать душою. В этом смысле совесть связана с разумом. Однако разум — большой хитрец в отношении того, как найти оправдания для нашего неморального поведения. Когда человек отступает от повелений морали, он обычно говорит себе: «я не мог», «я не успевал», «мои старания все равно не дали бы результата», т. е. ищет рациональные, практические аргументы, обосновывающие собственное несовершенство. Вот здесь и вступает в силу сверхразумная природа совести. Совесть игнорирует рациональные аргументы, многословные рассуждения и витиеватые доказательства. Она приходит к человеку чувством, которое без слов говорит: «Ты лжешь себе, ты мог повести себя по-другому». Совесть упрекает молча, но неотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предпринимать реальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.
6
« Муки совести » и их отсутствие
Есть такое понятие – «муки совести». Как его понимать? Приходилось ли испытывать муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть? Что должен делать человек, чтобы его не мучила совесть?
Совесть проявляет себя через глубокие переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения. О ней говорят «муки совести», «угрызения совести». В древнегреческой мифологии муки совести изображались в виде Эриний — страшных чудовищ, которые неотступно преследуют и терзают человека.
Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает нас от совершения дурных поступков. Голос совести — добрая природа человека. Если человек всё же поступает дурно, его мучают угрызения совести. В глубине сердца он чувствует это и страдает, жалеет о том, что сделал. Это ощущение страдания и называется «муками совести».
Каждый из нас, наверное, сталкивался с этим ощущением. Это совершенно беспощадное чувство. Оно не даст заснуть ночью, не даст делать дела днём, до тех пор, пока сам не исправишь ошибку.
Совесть – это разница между тем как человек делает и что он об этом думает.
Учитывая такое определение, многое становится на место. Сразу появляется ответ на вопрос: Почему разные люди по-разному относятся к своим поступкам? Или почему у одних людей, по мнению других людей, нет совести? Почему многие не испытывают «угрызения совести»? (угрызение совести- беспокойное, мучительное состояние из-за чувства своей вины).
Да просто у них нет разницы между тем, как они поступают и как они об этом думают! Они не ощущают свою вину, считая себя правыми.
Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного сдерживает только внешний контроль, его нужно караулить, хватать за руку, стеречь, дабы он не наносил вреда окружающим. Как только существо бессовестное получает свободу, оно тут же проявляет свою безбрежную зловредность: лжет, крадет, издевается над другими без зазрения совести.
В последнее время я как на себе, так и на других людях заметила, что как бы они себя не вели, какими бы плохими не были, совесть все-таки их находит. И радость здесь не от извинений, и не оттого, что человеку плохо. А оттого что совесть все-таки есть у всех людей. Действует на всех одинаково, надо просто время, для того, что бы человек понял свои ошибки.
Если говорить на собственном примере, то плохие поступки я делаю
7
редко, может быть даже как-то, не осознано что ли, мне всегда стыдно за себя, и совесть порой мучает сильно и долго. Всегда понимаю, что это плохо и не могу порой объяснить почему так поступила. Лучше жить, так что бы окружающие радовались тобой. Дарили тебе прекрасные минуты, так же как и ты им. Это ведь лучше, чем когда люди ходят и косо смотрят на тебя.
8
Нужна ли совесть и как ею пользоваться?
Некоторые спросят: а зачем это всё – жить по правилам какого-то чувства непонятного? И что это нам даёт? И зачем слушать эту совесть? Она только мешает познать все радости жизни. Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку, согласитесь, что всем нам порой приходится испытывать эти душевные муки. Не лучше ли жить не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее… Нужна ли совесть человеку?
Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ею пользоваться.
Совесть—это нравственность, мораль, справедливость, добро, порядочность, честность. Прислушиваясь к ней, человек будет идти по правильному пути, развиваться, совершенствоваться. Его жизнь не будут обременять плохие поступки, которые никому не дуют свободно дышать и радоваться жизни. Поэтому так важно на протяжении всей своей жизни прислушиваться к тому, что говорит совесть, и не забывать о том, что она всегда с тобой.
Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.
Основной принцип — не ждать, пока совесть ударит, нужно думать заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит от ошибок в будущем.
Как же правильно поступать, что бы не сбиться с верного пути?
-Не спорить с совестью.
-Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
-Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было.
-Лучший способ дружить с совестью — это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать.
Вот если не отклоняться от этих правил, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником .
9
Практическое исследование
Проведя теоретическое исследование, я решила на практике убедиться в правдивости всех высказываний. Для этого я провела ряд исследований. В роли испытуемых выступили мои одноклассники .
1. Я провела анкетирование
В нём приняли участия ученики 2 «Б» класса в количестве 21 человека, из них 7 мальчиков, 14 девочек. Анкета состояла из 4 вопросов.
Проводя, данное исследование я ставила следующие задачи:
-выявить понимают ли ребята понятие «совесть»
и какое отношение у ребят к совести.
Вопросы
Ответы уч-ся 2 «Б» класса
Кол-во ответов
%
1.Что такое совесть?
1.чувство ответственности за свои поступки.
8
38
2.чувство, которое помогает понять, где зло, где добро.
7
33
3.личная оценка поступков.
5
24
4.внутренний контроль.
1
5
2.Нужна ли человеку совесть?
Да
21
100
3.Что значит поступать по совести?
1.не врать.
5
24
2.поступать справедливо.
10
48
3.поступать, так как подсказывает сердце.
1
5
4.не совершать плохих поступков.
5
24
4.Какая бывает совесть?
1.чистая.
20
95
2.грязная
1
5
Вывод:
Ребята знакомы с понятием совесть. (100%)
Считают, что совесть нужна. (100%)
При ответе на вопрос «Что значит поступать по совести?»
24% считают, что нельзя совершать плохих поступков;
48%-поступать справедливо;
24%-не врать
10
4.Совесть считают «чистой» -95%, «грязной»-5%
Результаты анкетирования показали, что все ребята знакомы с понятием «совесть» и что она необходима человеку. Они могут отличить плохие поступки от хороших.
11
2.Учащимся 2 «Б» класса было предложено написать сочинение-рассуждение (мини) «Когда меня мучает совесть?».
Цель исследования:
1.Выявить могут ли ребята давать честную оценку своих поступков;
2.Выявить умеют ли размышлять, анализировать;
3.Рассмотреть эмоциональные проявления совести: раскаяние, угрызение совести.
Анализ текстов позволил сделать вывод.
Из 21 человека мучает совесть когда:
15-они врут родным людям; (71, 6%)
3-плохо учатся; (14,2%)
1-из-за разбитой маминой кружки; (4,7%)
2-когда не выполняют данных обещаний. (9,4%)
Вывод:
Учащиеся моего класса способны, критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать. Особенно они испытывают «муки совести» по отношению к своим родным.
Приложение 5 Диаграмма « Когда мучает совесть?»
12
3. Проведя два исследования, ребятам было предложено третье, нарисовать (словесно) портрет «Совестливого человека».
Использован метод «Незаконченные предложения».
Необходимо закончить предложения одним или несколькими словами.
Цель: Выявить способности детей критически оценивать поступки, мысли, желания.
Он все делает по совести, стыдится поступать…
Это – человек…
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает
Он не совершает поступков …
Он не пройдет мимо …
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него….
Совесть выражается в …
Она побуждает человека следовать…
Отвращает его от…
Из ответов учащихся был составлен вот такой собирательный образ « Совестливого человека»:
-Совестливый человек стыдиться поступать плохо.
-Это человек добрый, честный, справедливый.
-Совестливый всегда задумывается о том, как он поступает.
-Он не совершает поступков от которых другим может быть плохо.
-Он не пройдет мимо, того, кому нужна помощь.
-Непреднамеренные, несправедливые поступки у совестливого вызывают «угрызения совести».
— Совесть выражается в умении анализировать свои поступки.
— Она побуждает человека на добрые дела.
Она отвращает человека от дурных поступков.
Вывод: Из ответов учащихся можно сделать вывод, что они хорошо себе представляют каким должен быть человек, наделенный совестью, т.е. они знакомы с моральными нормами.
13
Заключение
Давайте подведём итоги нашего исследования. И так: теперь мне понятно, что такое совесть. Это чувство, которое заставляет задуматься над своими поступками, засомневаться, огорчиться. Совесть есть у каждого человека, и она очень часто мешает спать по ночам. Совесть – это личный внутренний судья. Судья, очень строгий, справедливый и неподкупный. Его нельзя обмануть и от его наказания нельзя убежать. Главный закон совести : « Не делай другим того, чего себе не желаешь.»
Выводы
Возвращаясь к выдвинутой гипотезе, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Совесть-чувство, присущее человеку, она заставляет вести себя так, чтобы не заслужить упрека со стороны окружающих людей. Рождается ли человек с совестью? Нет, так как совесть- морально-нравственное понятие и зависит от воспитания, образования, образа жизни и окружающей среды. Таким образом Совесть приобретенное чувство, которое регулирует наше поведение.
14
Список литературы.
1. Аристотель. Этика. М., 2006. 492 с.
2. Греческо- русский словарь Нового Завета. Перевод краткого греческо- английского словаря Нового Завета Баркли М. Ньюмана. М., 2006. 239 с.
3. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М. 400 с.
5. Колесов В.В. Слово и дело. Из истории русских слов. СПб., 2004. 703 с.
6. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. II. М., 1910–1914. 420 с.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. IV. М., 2002. 688
8.Фромм Э. Душа человека: Перевод. – М.: Республика, 1992.
9.Лихачев Д. С. «Русская культура.» Гл. «Культура и совесть» М.: Искусство, 2000—440 с.
10.Гусейнов А. А. «Язык и совесть» М., 1996.
Апресян Р. Г. «Совесть» Этика: Энциклопедический словарь под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 449—451.
12.Ярхо В. Н.Была ли у древних греков совесть? Античность и современность. М.,1972,с.251-263.
12.Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1990.
13. Бергер П.Л. Приглашение в обществознание: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 462 с.
14.Берлов В.И. Психологический словарь: реалистическое миропонимание. – Краснодар: «Советская Кубань», 2001.
15.Флоренская Т. Мир дому твоему. Тело, душа и дух – Воспитание школьников. — № 6. – 1998.
16.Варнава (Евгений Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых.
17.Толковый словарь Ушакова в 4 томах М.1990
15
Приложения
Приложение 1.
Пословицы, поговорки, высказывания о совести
1. В ком стыд, в том и совесть.
2. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
3. Совесть без зубов, а загрызет.
4. Когда совесть раздавали, его дома не было.
5. Без стыда лица не износишь.
6. Чего стыдимся, о том таимся.
7. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
8. Всякому своя честь дорога.
9. По заслугам и честь.
10. Не кусок пирога, а честь дорога.
11. В ком честь, в том и правда.
12. Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау).
13. Хорошо на свете тому жить, у кого нет стыда в глазах (А. Островский).
14. Стыду научиться нельзя – с ним нужно родиться (Публилий Сир).
15. Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь (А. Шопенгауэр).
16. Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей (Б. Мандевиль).
17.Нечистая совесть пугается
всякого взгляда.
Достойному – честь и награда.
(Индийская мудрость)
16
Приложение 2 Афоризмы:
Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.
Паскаль Блез
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.
Кант И.
Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
Суворов А. В.
Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.
Гольбах П.
Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С.
Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Д. С. Лихачев
Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
17
Приложение 3. Цитаты известных людей
«Я считаю, что нельзя лучше жить, как стараясь делаться лучше, и что нет большего удовольствия, как чувствовать, что действительно становишься лучше. Это счастье, которое я не переставал испытывать до сих пор и о котором свидетельствует мне моя совесть». Сократ
«Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни». М. Аврелий
«Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь». А.А.Блок
«Совесть — это правильный суд доброго человека». Аристотель
«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». А.С. Пушкин
18
« Человек — единственное существо, наделенное совестью. Совесть — это голос, зовущий человека обратно к самому себе, он дает ему возможность понять, что он должен делать, чтобы стать самим собой, он помогает ему осознать цели своей жизни и нормы, необходимые для достижения этих целей». Эрих Фромм
«Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть».
Л.Н. Толстой
В высказываниях этих знаменитых личностей звучит, что совесть для них являлась их путеводной звездой в жизни, направляющей на деяния.
19
Приложение 4 Притчи Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Слуга совести.
Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:
— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?
— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.
— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.
Совесть
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
— Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть!
— Нет, — говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких
тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
20
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
— Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек:
— Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
— Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
Автор: Монах Варнава (Санин)
Притча о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе
нипочем страдания учителя.
21
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
22
Приложение 5 Диаграмма «Когда мучает совесть?»
23
Беседа «Честь, совесть и достоинство»
Тема: «Храни достоинство своё повсюду, человек!»
Цель: воспитание высоких моральных качеств, акцентирование внимания воспитанников на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития в обществе, стране.
Задачи: ознакомление с понятиями: «достоинство», «честь»; формирование позитивного отношения к себе, чувства собственного достоинства; побуждение к активному положительному самопроявлению и самовыражению.
Ожидаемый результат: в результате занятия воспитанники узнают, что такое честь, достоинство и совесть, будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей.
Ход занятия:
Вступительное слово воспитателя:
Ведь так непросто нам порой,
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал.
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье Человека заслужить?
— Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь? Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством? Сегодня, на нашем классном часе мы поразмышляли над тем, что такое Честь и Достоинство, Совесть. Мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали.
-«Я, русский офицер, честь имею!» — мы можем услышать такую фразу из уст военного. А как вы ее понимаете, ребята? (ответы детей)
— Что такое честь? (Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство,достоинство.)
Эти моральные качества присущи только офицеру или гражданскому человеку? (ответы детей)
Какое еще слово также определяет высокие моральные качества? (ответы детей: «достоинство)
(Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.)
Какие высокие моральные качества человека вы можете назвать: (мужество, героизм, смелость, выносливость, храбрость, отвага, порядочность, совесть).
-Ребята, дайте определение слову совесть. (ответы детей)
(Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.)
Совесть – это наш внутренний судья. Совесть помогает нам осуществлять самоконтроль, проводить самооценку совершаемых поступков.
Какое чувство является главным проявлением совести? Чувство стыда!
В народе издавна совесть разделяют на чистую и нечистую. С какой совестью человеку жить легче, свободнее? Почему? (Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет страдать, прятаться, скрывать свои мысли, поступки).
Честь и совесть? Что они для человека? Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни? Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое? Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь.
Честь — моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.
А совесть? Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.
— Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с тем человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение? Человек, не сумевший ответить за свое поведение, свои поступки, обязательно совершит безнравственный поступок (приводим пример).
«В годы войны генерал Власов попал в плен и… сломался. Он дал согласие сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из пленных. Он предал свою Родину, свой народ, самого себя».
— Вы можете привести пример высокой нравственности?
«Гордость советской армии — генерал Карбышев тоже попал в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу».
— Два ярких примера. Первый вызывает отвращение, даже проклятие, а за второго охватывает чувство гордости, восхищения и скорби. Первый проклят давным-давно, а на примере второго воспитывается новое поколение с внутренней красотой. Человек с честью должен защищать своё отечество, не посрамить.
Поэт Булат Окуджава о достоинстве пишет так:
Чувство собственного достоинства — вот загадочный инструмент;
Созидается он столетиями, а утрачивается в момент,
Под бомбёжку ли, под гармошку ли, под красивую болтовню
Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Чувство собственного достоинства — вот таинственная стезя,
На которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя,
Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
Растворится, в пыль превратиться человеческий образ твой.
Чувство собственного достоинства — это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи,- боль и нежность в моей крови.
Чтоб там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
Не придумало человечество для спасения своего.
— Итак, человек красив своими делами, своими поступкам заслуживающими уважения. Ребята, приведите примеры: (чего греха таить! Каждое утро мы просыпаемся с трудом. Как хочется еще поспать под теплым одеялом. Но совесть побеждает — надо — и мы встаём…….)
Вывод:
1. Один философ сказал: «Закон, живущий в нас, называется совестью». И это правило, как таблица умножения, применимо к каждому, будь это ученый, будь это рабочий, будь это врач или учитель, будь это ученик. Самое тяжкое преступление есть нарушения закона совести.
2. Честь и достоинство — главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.
Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас: родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий. Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин, называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком? Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает душу себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества, принося их на службу людям.
Запомните святые слова:
* Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
* Те, кто не испытывает стыда, уже не люди.
Ребята, а какие советы, крылатые фразы вы дали бы себе и друзьям?
* Береги платья снова, а честь смолоду.
* С честью выполняй свой долг.
* Избегай постыдного.
* Совесть — тысяча свидетелей.
* Храни достоинство своё повсюду, человек!
* Жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.
— Спасибо, я рада, что эти слова сегодня прозвучали, и их услышит тот, кто еще не до конца понимал их до сих пор. Пусти эти советы в свою душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.
1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба — это наше бесчестие.
2. Ушли самовольно с урока, не пришли в школу — запятнали свою честь.
3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство — потеряли чувство стыда.
4. И позор тому, кто лжет, изворачивается, ищет оправдание своим бесчестным поступкам.
«Совесть» ℹ️ рассуждение о честности и доблести, примеры поступков из жизни, аргументы к сочинению из художественной литературы
Пример сочинения
В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое определение совести: это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Кроме того, Ф. М. Достоевский говорил, что совесть есть действие Бога в душе человека. Это действительно так: она поддерживает чистоту души человека и свет в его сердце.
Совесть с самого детства показывает, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Она есть у каждого, сопровождая человека на всём его жизненном пути. Но далеко не все прислушиваются к ней: многие предпочитают игнорировать её голос, пытаются договориться с ней, находят лазейки в собственной душе, чтобы поступить неправильно. Это характерно для людей, не получивших достаточно воспитания. Если родители в детстве объяснили человеку, что главное — прислушиваться к голосу совести, он вырастет честным и справедливым, если же нет ― бессовестным и эгоистичным.
Но даже у самого подлого человека совесть всё-таки существует. Именно она терзает и гложет душу, не позволяет спокойно спать по ночам, заставляет думать о совершённой ошибке, проводить анализ своего поступка, снова и снова прокручивая в памяти этот момент. Это состояние можно описать будто бы наличием какого-то тяжёлого камня на душе. Поэтому человек, не совершающий некрасивых поступков, чувствует себя легко и свободно.
Впрочем, нужно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и в жизни иногда случаются такие истории, когда просто невозможно не совершить неблаговидный поступок. В этом случае не стоит корить себя за содеянное до конца своих дней.
Но, чтобы не стать бесчестным человеком, лучше всего прислушаться к своим внутренним чувствам, извиниться перед людьми, перед которыми виноват, и раскаяться — тогда груз с души непременно спадёт.
Цитаты о совести
Многие известные люди, будь то учёные или писатели, приводили свои высказывания о совести. Некоторые из них:
- Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен (Публий Овидий Назон).
- Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь (Артур Шопенгауэр).
- Без совести и при большом уме не проживёшь (Максим Горький).
- Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы (Альберт Эйнштейн).
- Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! (Денис Фонвизин).
В литературных произведениях
Сильными аргументами к сочинению о совести могут стать сюжеты литературных произведений, в которых затрагивается эта нравственная тема.
Проблемы порядочности очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных писателей.
Некоторые примеры совести в литературе:
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» — пожалуй, самый яркий пример совести в русской литературе. Зарубив топором старуху-процентщицу и её кроткую сестру Лизавету, внезапно вернувшуюся в квартиру, после этого поступка Родион Раскольников долго испытывает муки совести, осознавая, что, совершив убийство, убил и себя тоже, перешагнув через закон и мораль. В итоге он приходит к раскаянию и признаётся в преступлении.
- А. С. Грибоедов «Горе от ума». Александр Чацкий отличается критическим отношением к окружающей действительности, независимостью взглядов, проявлением высоких моральных качеств. Он практически в одиночку противостоит «фамусовскому обществу», старым взглядам, ущемлениям прав крестьян. Он не боится критиковать произвол, деспотизм, лесть, лицемерие. Именно чувство справедливости толкает его на борьбу с пережитками прошлого, обличая все его изъяны.
- Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Чичиков является хорошим примером бессовестного человека. Автор показывает, как формировался характер героя: с самого детства он был предприимчивым и беспринципным. Повзрослев, он решил стать чиновником, чтобы свободно проворачивать «не очень чистые дела». Одним из его качеств стало приспособленчество: ради достижения своих авантюрных целей он мог подстроиться под каждого человека. Впрочем, в произведении присутствует много других персонажей, в той или иной мере живущих не по совести.
- Л. Н. Толстой «Война и мир». Накануне Бородинского сражения Долохов, человек по натуре жёсткий, извиняется перед Пьером, чем удивляет Безухова. В момент опасности и всеобщей трагедии в нём просыпается совесть. Позже он проявляет себя как порядочный человек, когда с другими казаками и гусарами освобождает пленных, в том числе и Пьера. Совесть и честь имеют большое значение и для Николая Ростова. Он проигрывает большую сумму денег Долохову, хотя обещал отцу, что больше не будет играть в карты. Это пробуждает в нём чувство вины. Но отец не оставляет его в беде и спасает от бесчестья, из-за чего он слёзно даёт ему и себе слово, что вернёт деньги и теперь уж точно никогда больше не будет играть. Впоследствии Ростов поступит так же по отношению к отцу, вступив в наследство и приняв все его долги.
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Когда Онегин убивает Ленского на дуэли, он понимает, что лишил жизни своего ещё совсем молодого, легкомысленного друга. Он страдает от душевных мук, что в итоге заставляет его уехать. Ещё один пример из этого произведения — честность и порядочность Татьяны Лариной. Уже будучи замужней женщиной, она признаётся, что ещё любит Онегина, но, несмотря на эти чувства, верность и преданность мужу для неё важнее: «Но я другому отдана, И буду век ему верна». Это характеризует её как очень совестливого человека.
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Во время бурана молодой офицер Пётр Гринёв сталкивается с Емельяном Пугачёвым, тогда ещё никому не известным беглым казаком, и дарит ему свой заячий тулуп за то, что тот помогает ему добраться до постоялого двора. Позднее, уже во времена пугачёвщины, Гринёва заключают под стражу и собираются казнить. Но Пугачёв узнаёт в нём человека, когда-то спасшего его: моральные качества заставляют его помнить добро, поэтому он поступает по совести, отпустив Гринёва.
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». За свою жизнь Печорин совершил немало поступков, которые он честно описывал в своём дневнике, пускаясь в рассуждения о совести. Его дневник таил наблюдения ума над терзаниями души. По вине Печорина умерла прекрасная девушка Бэла, холодностью Печорина был обижен его старый друг Максим Максимыч, на дуэли Печориным был застрелен его бывший сослуживец Грушницкий, а также он играл чувствами юной княжны Мери. Всё это накладывает отпечаток на душу героя. Он путешествует, уверяя себя, что от скуки, но на самом деле — нигде не может обрести покоя.
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на смерть Иешуа Га-Ноцри. Сам он не хочет этого, он понимает, что поступает неправильно, но обстоятельства заставляют его вынести именно такое решение. Впоследствии он мучается угрызениями совести и раскаивается. Единственное, чего он хочет — прощения, свободы от тяжкого груза, который лёг на его сердце.
- М. А. Булгаков «Собачье сердце». Шариков, который получил человеческий облик, но не обрёл человеческие моральные качества, является отличным примером бессовестности. Он не испытывает благодарности за то, что для него делают, злоупотребляет добротой и терпением профессора Преображенского, совершает подлые и низкие поступки, за которые не испытывает стыда. Значит, совесть — важное качество и показатель человечности, отличающий людей от животных.
- Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Богатый дворянин Эраст обманывает наивную юную крестьянку Лизу, признавшись ей в любви и играя её чувствами, но в итоге женится на другой женщине по расчёту. От горя Лиза погибает, бросившись в глубокий пруд. Узнав об этом, Эраст до конца дней своих сожалеет о том, что так поступил с ней, остаётся несчастлив в браке и посещает могилку Лизы, терзаясь муками совести.
- И. А. Гончаров «Обломов». Михей Андреевич Тарантьев и его кум Иван Матвеевич Мухояров несколько раз поступают нечестно по отношению к Илье Ильичу Обломову, пользуясь тем, что он простодушен и несведущ в хозяйственных делах. Например, они заставляют его подписать бумагу о найме жилья на совершенно грабительских для него условиях. Их не заботят вопросы совести, они нечестны, хитры, думают только о наживе.
- Д. И. Фонвизин «Недоросль». Госпоже Простаковой явно незнакомы такие понятия, как совесть и честность. Она беспринципна, двулична и невежественна. Желая «прибрать к рукам» наследство дальней родственницы Простаковых, молодой девушки Софьи, она собирается выдать её замуж за своего сына, неуча Митрофанушку. Ради этого она готова идти на любые хитрости и уловки.
- М. А. Шолохов «Судьба человека». И во время войны, и после неё простой шофёр Андрей Соколов не раз сталкивается с нравственным выбором, но он привык жить по законам совести. Он с трудом принимает решение убить предателя, готового выдать своего командира. Затем, находясь в плену, резко отказывается от предложения врагов, не желая предавать своих товарищей за кусок хлеба и другие жалкие подачки, стойко выносит все пытки и унижения. В честный бой за родину его направляют доблесть, честь и ощущение причастности к судьбе родной страны. А уже в мирное время он берёт на себя ответственность за воспитание маленького мальчика-сироты. Это тоже является его нравственным выбором.
- В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Мальчик Витя идёт собирать землянику, чтобы бабушка могла продать её и купить для него пряник в виде коня. Но он съедает ягоды с соседскими ребятишками, а потом идёт на обман, набрав в туесок травы и прикрыв её сверху ягодами. Вскоре он осознаёт свою ошибку, его терзает совесть. В итоге он признаётся в своём поступке, за что бабушка всё-таки награждает его пряником.
- М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». У людей пропадает совесть, после чего они начинают жить без нравственных терзаний, не задумываясь над своими поступками. Между тем олицетворённую совесть находит пьяница, но, испугавшись, незамедлительно подбрасывает её другому человеку, а тот, в свою очередь, другому. Никто не хочет жить с совестью, потому что она мешает людям совершать неблагочестивые поступки. Наконец она просит очередного человека отдать её маленькому ребёнку. В ребёнке она растворяется, чтобы он вырос достойным и честным человеком.
В реальной жизни
Ежедневно практически каждый сталкивается с вопросами морали и нравственности даже в незначительных мелочах. Поэтому можно привести примеры совести из жизни:
- Порядочный человек никогда не возьмёт чужое, поэтому пользуется доверием у окружающих. Но, к примеру, один из учеников взял в классе ручку, не собираясь её возвращать. Он поступил нечестно.
- В детстве каждый мог совершить ошибку или сделать что-то, что расстроит родителей: например, случайно разбить дорогую вазу или получить двойку за то, что не выучил уроки. В такие моменты возникает выбор: признаться в этом, но получить наказание, или промолчать. Лучше всего рассказать обо всём, ничего не утаивая, и тогда на душе будет легко.
- Совестливый человек никогда не оставит в беде того, кто нуждается в помощи. Зимой можно помогать бездомным животным, которые страдают от холода, кормить их, ухаживать за ними. Такое проявление доброты наполнит сердце счастьем. Нельзя проходить мимо чужой беды: наверное, почти каждый сталкивался с такой ситуацией, когда нужно было перевести бабушку через дорогу или уступить место в транспорте женщине с тяжёлыми сумками. Поступить так — значит, совершить благородный поступок.
Таким образом, можно сделать вывод, что совесть играет в жизни человека очень важную роль, и жить по чести и справедливости — это тоже искусство.