Потребности подразделения: Как определить потребности сотрудников организации – Структура потребностей человека | | Статьи iTeam

Автор: | 30.11.2017

Иерархия потребностей — это… Что такое Иерархия потребностей?


Иерархия потребностей

См. Маслоу


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

  • Иерархический принцип организации поведения
  • Избыточная компенсация

Смотреть что такое «Иерархия потребностей» в других словарях:

  • Иерархия потребностей — [hierarchy of needs] подразделение потребностей по их важности (настоятельности) для человека. Различают, например, элементарные потребности (физиологические, основанные на биологических функциях человеческого организма) и социальные потребности… …   Экономико-математический словарь

  • иерархия потребностей — Подразделение потребностей по их важности (настоятельности) для человека. Различают, например, элементарные потребности (физиологические, основанные на биологических функциях человеческого организма) и социальные потребности как потребности более …   Справочник технического переводчика

  • Иерархия потребностей — теория о соподчинении потребностей. Ныне наиболее разработанной и приемлемой считается теория А. Маслоу, в которой различается 5 групп потребностей человека. См. Потребности …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Иерархия потребностей — (Hierarchy of needs). Расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости …   Теории личности: глоссарий

  • ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ — (hierarchy of needs) см. Маслоу …   Большой толковый социологический словарь

  • Иерархия Потребностей Маслоу — система классификации человеческих потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. В И.п.М. выделяются группы физиологических, социальных потребностей, потребностей в безопасности, уважении и самовыражении. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • иерархия потребностей Маслоу — Подразделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. Им описаны следующие группы потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения. [http://tourlib.net/books men/meskon… …   Справочник технического переводчика

  • Иерархия потребностей Маслоу — подразделение …   Словарь терминов антикризисного управления

  • ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ — разделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. Им описаны следующие группы потребностей: физиологическая, безопасности, социальная, уважения и самовыражения …   Большой экономический словарь

  • Иерархия потребностей Маслоу —    пять групп потребностей людей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самореализации …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

2.Потребности общества и их структура

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворённости. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

материальные, или предметно – вещные,

духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.

Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.

Социальные потребности – дружба, любовь, общение.

престижные потребности – уважение, признание членами общества.

Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей: первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности; вторичные потребности (приобретенные)

— социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

Социальные установки.

Убеждения.

Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.

Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Потребление и производство взаимосвязаны и взаимообусловлены. Производство воздействует на потребление тем, что стимулирует развитие потребностей в предметах потребления. Затрачиваемая потребителем энергия восстанавливается в процессе потребления, что способствует физическому и умственному развитию производителей, которое в свою очередь, сопровождается изменением объема и структуры потребностей, определяет уровень и структуру потребления, так как создает предметы, без которых не может возникнуть сам процесс потребления; обусловливает способ потребления, так как полезные свойства предметов потребления характеризует уровни реализации этих свойств, а также определяет различия между производителями (физиологические, территориальные и т.д.), которые, в свою очередь, вызывает диффенциацию потребления отдельных групп людей.

Однако и потребление не является пассивным фактором по отношению к производству. Оно воздействует на него в следующих направлениях:

1) воспроизводит потребность как важнейший фактор развития общества;

2) превращает производственные продукты в предметы потребления, завершая таким образом, процесс производства;

3) придает производству целесообразный характер;

4) являясь непрерывным процессом, потребление сообщает непрерывный характер и производству, поскольку израсходованные предметы потребления должны возмещаться вновь произведенными. Таким образом, потребление превращает производство в элемент воспроизводства;

5) в процессе потребления производятся действительная оценка потребительной стоимости продуктов, их соответствие объему и структуре общественных потребностей, поэтому только в процессе потребления выявляются положительные и отрицательные свойства произведенных продуктов.

Производство и потребление совершаются в определенных общественных условиях. Следовательно, потребности также зависят от социальных и экономических условий жизни общества.

Выбор типовой структуры управления и определение потребностей в подразделениях

Структурное подразделение предприятия или организации

В небольшой организации каждый сотрудник может выполнять ту или иную функцию или совмещать несколько функций. По мере увеличения численности уже несколько работников начинают выполнять те же самые или подобные обязанности. На этом этапе развития организации возникает необходимость объединить указанных лиц в специальные подразделения (группы, звенья, участки, секции, отделы, цеха), с целью создания более управляемой структуры.

В основе создания структурного подразделения лежит осуществление одной и той же функции, важной для всей организации в целом. Например, на производственном предприятии имеются отделы (цеха), занятые изготовлением продукции, транспортом, работой с кадрами, финансами, маркетингом и другими функциями. Еще одним важным фактором, который необходимо учитывать при создании структурных подразделений, является экономичность деятельности подразделения, оцениваемая исходя из содержания его работы, численности, местоположения и других характеристик. Специализация структурных подразделений вызывает необходимость координации их действий. Чем больше предприятие или организация, тем более важной и сложной становится данная проблема. Поскольку члены организации должны быть связаны единством целей, то им необходимо иметь постоянную информацию о содержании работы и достижениях своих коллег. Осуществление этого становится все труднее, так как по мере роста количества структурных подразделений усложняется и сеть коммуникаций между ними. При этом важно избегать какой-либо неопределенности относительно того, какая именно работа должна быть сделана конкретным структурным подразделением и кто должен ее выполнять. В противном случае такая неопределенность может приводить к внутриорганизационному конфликту.Рекомендуется осуществлять структурирование подразделений, исходя из нескольких достаточно ясных критериев. Считается, что при этом неопределенности в той или иной степени избежать невозможно, но необходимо пытаться ее минимизировать.

В соответствие с заданием

Администрациядиректор АТП

Служба эксплуатации(коммерческой эксплуатации, СЭ) является основной в АТП. Остальные службы, в конечном итоге, работают на нее. Служба эксплуатирует подвижной состав на коммерческой основе. В состав СЭ входит ряд подразделений. Во главе СЭ обычно находится заместитель директора по эксплуатации (по коммерческой работе, по перевозкам).



Диспетчерская службаДиспетчерское руководство работой автомобильного транспорта необходимо для достижения наиболее эффективного его использования, соблюдения суточного графика работы и постоянного наблюдения за работой подвижного состава, а также своевременного принятия мер по устранению перебоев в работе. Только при выполнении всех этих требований может быть обеспечено выполнение суточного плана перевозок.

Гаражный отделВключает в себя стоянку подвижного состава и в виду отсутствия ПТС будет являться ремонтной службой

Автомобильные колонныобеспечивает хранение и эксплуатация подвижного состава, обеспечение выполнение ею установленных показателей работ, контроль за работой подвижного состава;

Мастерские, производственные участки и посты —

Бухгалтерия – отвечает за то как вовремя и правильно заплатить налоги, отчитаться перед государственными органами, организовать работу с клиентами и партнёрами организации, следить за финансовым состоянием предприятия и так далее.[2]

В соответствие с таблицей 3методического указания для данного предприятия определился ОСУ АТП IV класса

Этот тип ОСУ объединяет линейно-функциональные структуры с элементарным штабным управлением (рис.4). Для осуществления оперативных распорядительных функций образуется диспетчерский пункт (ДП) или выделяется должностное лицо, выполняющее обязанности оперативного управляющего (диспетчер, инженер-распорядитель).

Необходимость в оперативном управлении вызвана усложнением ОСУ и увеличением количества вертикальных и особенно горизонтальных связей. Появление дополнительного уровня управления, по сравнению с предыдущим типом, а также потребность снятия (устранения) противоречий технического, технологического и организационного характера в производственных отношениях между участками, отделениями (бригадами) предполагают организацию постоянного контроля и оперативного регулирования (устранение отклонений в реальном масштабе времени) производства.



В этом типе ОСУ АТП появляются небольшие подразделения (группы), которые выполняют вспомогательные функции, обеспечивающие лучшее организационное и технологическое управление производством. К ним можно отнести: группу производственного учета, группу технологического обеспечения и технического контроля, группу охраны труда и т.д. Подобные ОСУ, как правило, используются на АТП с количеством подвижного состава около 250 единиц.[3]

 

Рис.4 Схема предприятия 4-го класса

 

2.2.3 Функциональная матрица

 

Таблица 1

Функциональная матрица отдела эксплуатации

Выполняемые функции или работы Перечень должностей
Начальник Отдела эксплуатации Инженер по перевозкам
1 Изучает данные о грузопотоке и тр. Связях в р-не, подготавливает проект плана перевозок В П, О, К И У П Т И У  
2 Заключает договоры с грузоотправителями и грузополучателями, принимает заказы и заявки И В И У
3 Проводит обследование пунктов отправления и назначения грузов и т.д. И П П Т И У
4 Разрабатывает оперативный план перевозок и т. д. К И П Т И У
5 Обеспечивает выполнение установленного задания, анализирует все случаи невыполнения перевозок и принимает необходимые меры У Т И У
6 Ведет установленный оперативный учет и отчетность В У Т И У
7 Организует работу водителей, действующих в отрыве от основной базы и. т.д. М И У О

 

В – решающий голос в коллегиальном решении с правом подписи;

Р – решающий голос в коллегиальном решении без права подписи;

Я – единоличное решение;

П – подготовка вопроса, планирование;

О – организация;

К – контроль;

С – согласование, визирование;

Т – исполнение;

И – получение и обработка информации;

У – участие в работе;

М – в работе не участвует.

4. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей а. Маслоу

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности. Потребности побуждают человека действовать в определенном направлении и определенным образом, становятся мощным регулятором его жизни и деятельности, фактором его развития и саморазвития.

Из этого следует то, что формирование, развитие и становление личности – это в определенном смысле слова процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни.

Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.

Это своего рода состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.

В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования. Кроме того, сама обстановка может актуализировать различные потребности в человеческой жизнедеятельности.

Потребности не существуют в виде физиологических или психических устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.

Потребности имеют ряд особенностей:

или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение.

терными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, неудовольствие, страдание от неудовлетворения потребности и т.д.).

и нахождение возможных путей удовлетворения потребностей.

ращение их в противоположные при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения).

  • Повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее ос-

нове, вновь дает о себе знать.

Потребности различают по происхождению и по предмету.

По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные (сложные).

Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Регулирующая функция естественных потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.

Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По предмету выделяют материальные и духовные потребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.

Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом.

Потребности человека могут иметь общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.

У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности) и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.

Есть и другие основания для классификаций потребностей человека. Так, например, потребности могут быть социально полезными и вредными, асоциальными; реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности.

Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной реальности, то можно выделить следующие потребности: профессиональные, политические, правовые, нравственные и др.

По времени существования потребности могут быть устойчивыми (периодически актуализирующиеся, длительные) и неустойчивыми (кратковременные, ситуативные).

Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, называют доминантными потребностями, а недоминантными те, которые косвенно влияют на особенности реализации первых. Следует признать, что в принципе каждая потребность в той или иной ситуации, при определенных обстоятельствах может стать доминантной.

В психологии принято выделять три типа доминантных потребностей человека: ситуативные (кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию поведения человека (потребности длительного существования), и потребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел.

Различают потребности теоретические (в познании) и практические (в предметно-практической деятельности).

Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей. Объект, ставший для человека потребностью, преобразуется в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько различных потребностей человека. Те или иные стороны объекта, которые служат удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребностей.

По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления.

Воспитание и актуализация у человека потребности в труде также являются непременными условиями развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации. Изучая потребностно-мотивационную сферу личности, следует учитывать, что основные ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.

Наиболее популярной как в западной, так и в отечественной психологии является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Согласно этой концепции, все потребности человека являются врожденными и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов.

Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но, будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самосовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности – ее направленность. В порядке очередности потребности располагаются в следующей последовательности.

Потребности в

самоактуализации

Эстетические потребности

Познавательные потребности

Потребности в самоуважении

Потребности в принадлежности и любви

Потребности в безопасности и защите

Физиологические потребности

Классификация потребностей («пирамида» А. Маслоу)

Физиологические потребности являются основными, непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены хотя бы на самом минимальном уровне, прежде чем станут актуальными потребностями более высокого порядка. Это базовые, жизненные, основные естественные, природные, физические потребности: в воздухе, пище и другой энергетике, одежде, жилище, в продолжении рода и т.д. Формы и способы реализации этих потребностей имеют социальный, культурно окрашенный характер. Пока человек не удовлетворит базовые (нижние) потребности, более высокие потребности теряют для него мотивационную силу. Когда же физиологические потребности будут удовлетворены, для человека становятся значащими следующие потребности.

К числу других естественных, природных потребностей, имеющих вполне конкретно-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся: потребности в безопасности и защите, и потребности в принадлежности и любви.

Потребности в безопасности и защите (стабильность, чувство защищенности, избавление от страха и неудач, порядок, свобода от хаоса и т.п.). В этих потребностях отражается заинтересованность человека в выживании.

Потребности в принадлежности и любви вступают в действие лишь тогда, когда удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности и защите. Когда эта потребность не удовлетворяется или удовлетворяется слабо, человек испытывает чувство одиночества, общественного остракизма.

Потребности в самоуважении, по Маслоу, делятся на два основных типа: самоуважение и уважение со стороны других. Самоуважение включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость, свобода. Уважение другими – это престиж, репутация, признание, статус, принятие.

Познавательные (когнитивные) потребности – это потребность в знаниях, умениях, понимании, в творческом труде, в раскрытии своих способностей.

Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется:

  • через науку (главная особенность такого познания – объективность знаний), расширяющую возможности человека, делающую его более защищенным, позволяющую принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозировать свои действия и поступки;

  • искусство, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни;

  • религию, дающую человеку научную и религиозную картину мира;

  • собственный социальный, этнический, профессиональный и другой опыт;

  • через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук.

Эстетические потребности включают в себя понимание человеком канонов красоты, гармонии, восприятие и осуществление поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, неприятие безобразного, низменного, уродливого, нарушающего естественную и социальную гармонию.

Когда описанные выше потребности удовлетворены, на первый план выступают потребности в самоактуализации, т.е. желание человека стать тем, кем он может стать. Достигая этого уровня иерархии потребностей, человек добивается полного использования потенциала личности, своего таланта и способностей.

Распределение по потребностям — это… Что такое Распределение по потребностям?


  • Колониальной системы распад
  • Коммунистическая идеология

Смотреть что такое «Распределение по потребностям» в других словарях:

  • Распределение доходов — распределение, одна из фаз (стадий) общественного воспроизводства, это связующее звено между производством и потреблением. Производство создает предметы, соответствующие потребностям, распределение распределяет их согласно общественным законам.… …   Словарь по экономической теории

  • Распределение —         одна из фаз (стадий) общественного воспроизводства (См. Воспроизводство), связующее звено между Производством и Потреблением. В процессе Р. выявляется доля (пропорция) производителей в реализации и использовании совокупного общественного… …   Большая советская энциклопедия

  • распределение —   , ия, ср.   1. Процесс разделения, размещения готового продукта в обществе.   ◘ Визитная карточка покупателя или визитка специальная карточка с адресом, фотографией, пропиской ее владельца, по которой житель только определенного места мог… …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Коммунизм — (от латинского Communis общий)          1) сменяющая капитализм общественно экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства;          2) в более узком значении высшая по сравнению с Социализмом ступень… …   Большая советская энциклопедия

  • Материально-техническая база коммунизма — производственно технологическая основа высшей фазы коммунистической общественно экономической формации. Она характеризуется таким уровнем развития производственной техники (в первую очередь средств труда), который необходим для осуществления… …   Научный коммунизм: Словарь

  • МОР — (More), Томас (7.II.1478 6.VII.1535) англ. гуманист, утопич. социалист, гос. деятель. Род. в Лондоне в семье юриста. Учился в 1492 94 в Оксфордском ун те. Наставниками и друзьями М. были известные гуманисты Колет, Гроцин, Линакр, Эразм… …   Советская историческая энциклопедия

  • ЛЕРНЕР (LERNER), Абби (1905-1982) — американский экономист, исследователь моделей конкурентного социализма. Основная работа: Контролируемая экономика (1944). Лернер считал, что системы экономического равновесия Вальраса и Маршалла осуществимы в социалистической экономике будущего… …   Большой экономический словарь

  • КОММУНИЗМ — 1) утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее, совершенное в указанных… …   Философская энциклопедия

  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в… …   Философская энциклопедия

  • Земские финансы — I Содержание. I. Земские повинности II. Заведование земскими повинностями III. Земские расходы IV. Земские доходы и сборы V. Земские капиталы VI. Земский вспомогательный капитал I. Земские повинности. Земскими повинностями, в отличие от общинных… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Выявляем потребности в обучении в крупном подразделении (направлении или проекте)

По состоянию на: 13.02.2012
Журнал: Всё для кадровика
Год: 2012
Автор: Ряковский Сергей Михайлович
Тема: Привлечение внешних провайдеров обучения, Документы кадровой службы
Рубрика: HR-схемы без проблемы
На вопрос о том, планируется ли проводить обучение сотрудников, руководители компаний нередко отвечают, что тратить деньги на обучение тех, кто завтра может покинуть компанию, — дело расточительное и неблагодарное. Уж лучше брать «готовых». Но есть и такие (и, что характерно, число их растет), кто не видит развитие своего бизнеса без развития персонала и готов нести расходы, и немалые, на повышение его квалификации. Вы работаете именно в такой компании? Поздравляем, вам повезло! Но ведь для того, чтобы проводить обучение, нужно сначала понять, кого, чему и как учить. Верно? Воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией выявления потребностей в обучении персонала, которую специально для вас составил Сергей Ряковский, директор Дирекции Корпоративного университета, Холдинг «Сухой». И можете быть уверены, этот этап подготовки обучения вы пройдете на 5! Итак, начнем… Этап 1 Анализируем деятельность подразделения (направления или проекта). Шаг 1. Анализ нормативных документов.

Проводим анализ положения о подразделении (политики по направлению, устава проекта) с целью выявить ключевые компетенции (знания и навыки) персонала.

Данное мероприятие для подразделений целесообразно проводить при:

    организации нового подразделения; изменении структуры, подчиненности, основных задач подразделения; переработки положения о подразделении.

Анализ направлений деятельности целесообразно проводить при:

    организации нового направления; изменении основных задач направления; переработки политики по направлению.

Для проектов анализ целесообразно проводить при:

    запуске нового проекта; прохождении веха проекта; переработке устава проекта.

Результатом анализа будет укрупненный перечень ключевых компетенций подразделения (направления или проекта).

Наша справка

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

НАШ СОВЕТ

При интервьюировании в первую очередь выбирайте руководителей наиболее крупных подразделений, важных и приоритетных направлений и проектов. С ними надо встречаться несколько раз в год. Со всеми руководителями высшего звена (топ-менеджерами) необходимо встречаться не реже одного раза в год. В беседах должны принимать участие руководитель кадровой службы и (или) руководитель учебного подразделения

Шаг 2. Анализ проблем.

Проводим анализ текущих проблем подразделения (направления или проекта) на основе показателей деятельности, сроков выполнения этапов, текучести персонала и т. п. Анализируем также соответствующие решения руководящих органов компании.

Итогом анализа станет соответствующий перечень текущих проблем.

Шаг 3. Анализ результатов ранее проведенного обучения.

Анализируем отчеты по проведенным за последний год учебным мероприятиям. Составляем и анализируем список замечаний и пожеланий участников обучения и авторов заявок.

Этап 2 Собираем мнения руководителей.

Регулярно (как правило, ежегодно) проводим анкетирование руководителей подразделений и сотрудников (пример 1). Выборочно проводим интервьюирование руководителей подразделений и сотрудников по вопросам, аналогичным используемым при анкетировании.

По результатам анкетирования и интервьюирования составляем предварительные списки тем корпоративных учебных мероприятий и внешнего обучения (пример 2).

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Заменять внешнее обучение работников на организацию корпоративного мероприятия целесообразно, если, во-первых, на внешнее обучение по одной и той же или близким темам заявлено более трех человек — при меньшем количестве участников проведение внешнего обучения не имеет смысла, а во-вторых, если тема обучения носит приоритетный характер для подразделения (направления или проекта). В беседах должны принимать участие руководитель кадровой службы и (или) руководитель учебного подразделения

Этап 3 Выявляем индивидуальные потребности в обучении.

Шаг 1. Работа с новыми сотрудниками.

Периодически проводим анализ результатов собеседования и тестирования при приеме на работу новых сотрудников, а также анализ результатов деятельности новых сотрудников в период введения в должность (адаптации). Кадровая служба собирает и обобщает проблемы и предложения, выявляемые при приеме и адаптации новых сотрудников.

НАШ СОВЕТ

Сортируйте проблемы с точки зрения возможности и целесообразности их решения с помощью корпоративного обучения. Так вы увидите, что необходимо решить сначала, а что оставить на «потом»

Шаг 2. Анализ движения персонала.

Не реже одного раза в квартал проводим анализ текущих и ожидаемых кадровых изменений внутри фирмы. Проводим анализ продвижения персонала и, при необходимости (особенно, если в компании отсутствует программа подготовки управленческого резерва), включаем в план дополнительные мероприятия по управленческому обучению.

Точечные и групповые перемещения персонала по горизонтали сопровождаются включением в план дополнительных мероприятий по профессиональному обучению сотрудников работе на новых позициях.

Шаг 3. Анализ результативности и качества работы персонала.

Ежегодно анализируем результаты регулярной оценки («аттестации») сотрудников. Данные из оценочных форм группируем по направлениям обучения и включаем в перечень предложений к годовому плану обучения.

Руководители и наставники на основании планов работы ведут текущий анализ результативности и качества работы сотрудников и, при необходимости, фиксируют проблемы, возникающие у отдельных сотрудников и требующие организации профессионального обучения, в форме заявок на обучение.

Этап 4 Формируем предложения к плану обучения.

Шаг 1. Обобщение результатов анализа потребностей.

Составляем предварительный перечень корпоративных учебных мероприятий и тем внешнего обучения на основе выявленных потребностей в обучении в форме:

ВАЖНО!

Для направления и подразделения список ключевых компетенций необходимо сопоставить с предыдущим аналогичным списком (если он имеется)

    укрупненного перечня ключевых компетенций; перечня текущих проблем; списка замечаний и пожеланий участников обучения за предшествующий период; списка проблем и предложений, выявляемых при приеме и адаптации новых сотрудников, регулярной оценки работающих сотрудников; предварительных списков тем корпоративных учебных мероприятий и внешнего обучения, составленных по результатам анкетирования и интервьюирования руководителей; списков дополнительных мероприятий по управленческому и профессиональному обучению, составленных на основе анализа движения персонала; перечня текущих проблем, выявленных руководителями и наставниками.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

…периодичность анализа результатов собеседования и тестирования при приеме на работу новых сотрудников, а также анализа результатов деятельности новых сотрудников в период введения в должность не должна быть реже одного раза в квартал

Шаг 2. Формирование предложений к плану обучения, определение приоритетов.

Анализируем предварительный список корпоративных учебных мероприятий с точки зрения приоритетов компании.

Предварительный список тем внешнего обучения, к которому добавляются текущие заявки, анализируем на предмет возможности замены их на корпоративные мероприятия. При необходимости вносим соответствующие изменения в предварительный список корпоративных учебных мероприятий.

Анализируем список также с точки зрения приоритетов компании.

Проработанные списки корпоративных учебных мероприятий и тем внешнего обучения принимаем в качестве основы плана обучения.

ПРИМЕР 1

Анкета для опроса руководителей

Выявляем потребности в обучении в крупном подразделении (направлении или проекте)ПРИМЕР 2

Оценочные формы по результатам анкетирования (фрагмент)

Выявляем потребности в обучении в крупном подразделении (направлении или проекте)

2. Определение потребности в инструменте

Для определения потребности в инструменте на какой-либо период времени необходимо установить номенклатуру потребляемого инструмента, расход инструмента по каждому типоразмеру, запасы или оборотный фонд инструмента.

Количество инструмента, которое полностью потребляется в производстве за определенный период, называется расходом инструмента. Количество инструмента, которое необходимо иметь в эксплуатации и в запасе для обеспечения бесперебойного хода производства, называется оборотным фондом. Потребность в инструменте на планируемый период времени Uпот складывается из расхода Upacx и разницы между необходимым оборотным фондом Uо и фактической величиной его на начало планового периода Uоф:

Uпот = Upacx + Uо – Uоф. (94)

Применяются три метода расчета расхода инструмента:

  • статистический,

  • по нормам оснастки

  • и по нормам расхода.

1) Статистический метод расчета. При этом методе по отчетным данным за прошлый период (обычно год) определяется фактический расход инструмента, приходящийся на единицу выпуска продукции в стоимостном выражении или на 1000 часов работы оборудования той группы, на которой используется соответствующий инструмент. Расход инструмента, приходящийся на единицу выпуска продукции в стоимостном выражении, может быть определен суммарно по данным бухгалтерского учета. Умножение этого расхода на общий объем выпуска продукции в плановом периоде даст расход инструмента за этот период. Разбивка инструмента по группам, подгруппам и т. д. производится по их удельному весу в общем расходе, определяемому по отчетным данным завода. Расход инструмента в натуральном выражении по каждому виду или типоразмеру определяется делением расхода в денежном выражении на среднюю себестоимость единицы данного вида инструмента. По актам убыли инструмента может быть определен расход его и в натуральном выражении по каждому виду или типу на единицу выпуска продукции в стоимостном выражении и на весь выпуск в плановом периоде.

Зная фактический расход инструмента в стоимостном или натуральном выражении и время работы оборудования за отчетный период, можно определить расход инструмента на 1000 часов работы соответствующей группы оборудования. По времени работы этой группы оборудования в плановом периоде определяется общий расход инструмента за этот период. Во всех случаях планируемый расход должен быть скорректирован с учетом организационно-технических мероприятий по сокращению расхода инструмента, намеченных на заводе в плановом периоде. Статистический метод расчета расхода инструмента может дать значительную погрешность, потому его следует применять лишь в единичном и мелкосерийном производстве (в том числе для вспомогательных производств) и для расчета расхода инструмента, по которому трудно установить сроки службы (слесарно-сборочный, некоторые виды мерительного).

2) Метод расчета по нормам оснастки. Под нормой оснастки понимается количество инструмента, которое должно одновременно находиться на соответствующем рабочем месте в течение всего планового периода. При этом методе расход инструмента определяется по формуле:

(95)

где Su – число рабочих, одновременно применяющих данный инструмент;

Кu — число инструментов, которое должно одновременно находиться на одном рабочем месте;

Тизн — срок службы до полного износа данного инструмента (в месяцах или годах).

По этому методу рассчитывается главным образом инструмент долговременного пользования, выдаваемый рабочему по инструментальным книжкам, находящийся у него до полного износа (универсальный режущий, мерительный, вспомогательный, универсальный кузнечный, литейный и др.) и применяемый во вспомогательных производствах.

3) Метод расчета по нормам расхода. Под нормой расхода понимается количество инструмента данного типоразмера, расходуемого (изнашиваемого) при обработке одной детали или изделия. Для удобства расчета часто норму расхода инструмента определяют на 100 или 1000 штук деталей (изделий). Расход инструмента определяется как сумма произведений нормы расхода и количества единиц продукции, подлежащих выпуску в планируемом периоде Nвып:

, (96)

где Киз — число наименований изделий (сборочных единиц, деталей), для обработки которых применяется данный типоразмер инструмента;

и — норма расхода инструмента на одну деталь или одно изделие.

В массовом и серийном производстве норма расхода режущего и абразивного инструмента и рассчитывается как отношение машинного времени обработки данным инструментом одной детали или изделия tмaш к машинному времени работы инструмента до его полного износа Тизн, в часах:

(97)

Величина Тизн определяется как

(98)

где L – общая допустимая толщина слоя металла, снимаемого с инструмента при заточке;

l – толщина слоя металла, снимаемая за одну заточку инструмента;

tст – экономическая стойкость инструмента между двумя заточками в часах.

Расход режущего и абразивного инструмента Uрасх вычисляется по формуле:

, (99)

где ηуб – коэффициент случайной убыли, принимаемый равным 0,15-0,25.

Расход штампов определяется как

(100)

где Куд – число ударов, необходимое для изготовления одной детали;

Кд. и – число деталей, одновременно штампуемых;

Тизн – срок службы штампа до полного износа, определяемый числом выдер­живаемых ударов.

Величина Тизн для штампов вычисляется по формуле:

(101)

где tст. м – стойкость матрицы между двумя заточками, измеряемая числом производимых ударов;

Км – число смен матрицы, допускаемое штампом до его полного износа;

ηм – коэффициент, учитывающий снижение стойкости матрицы после каждой ее заточки.

В единичном и мелкосерийном производстве, где нельзя заранее установить наименование и количество деталей, подлежащих изготовлению данным инструментом, расход режущего и абразивного инструмента рассчитывается по формуле:

, (102)

где Qи – число станков, на которых применяется данный инструмент;

Ри.и. – процент времени использования инструмента из всего эффективного фонда времени работы одного станка.

Величина Ри.и. равна произведению коэффициента машинного времени поданному станку, т. е. доли машинного времени в общем времени работы станка, на процент применения данного инструмента на станке, определяемый по картам типового оснащения станков.

Расход штампов и приспособлений в единичном и мелкосерийном производстве определяется путем расчетов, аналогичных расчетам в массовом и серийном производстве. Значения отдельных показателей для расчета расхода инструмента в зависимости от его типоразмера, материала, из которого он изготовлен, и обрабатываемого материала определяются по соответствующим справочникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *