Практическая направленность вопроса о смысле жизни: Attention Required! | Cloudflare – 1.Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, волнует и мучает человека? 2.С какими свойс…

Автор: | 21.12.2020

Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема

смысл жизни человека фотоСмысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.

Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.

Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.

Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому индивид может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.

Смысл жизни человека: философия

Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.

Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.

Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.

Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.

Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.

Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.

В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.

Смысл и ценность жизни человека, соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.

Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.

Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.

Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, саморегуляция и самообладание. Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.

Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.

Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй – переживания и чувства, связанные с определенным человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.

Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.

Цель и смысл жизни человека

Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.

По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.

Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.

Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.

Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее самоубийством. Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.

Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включённость в общественную жизнь.

Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.

Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, депрессия, синдром эмоционального выгорания, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.

Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, самосовершенствование и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.

Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.

Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.

Смысл жизни и предназначение человека

Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определенного обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то предмета или воздействие с ним, с определенными мыслями.

Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.

Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.

Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.

Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.

Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Анализ причин возникновения вопроса о смысле жизни.  

Анализ причин возникновения

вопроса о смысле жизни. 

Теперь, понимая практическую значимость вопроса о смысле жизни, перейду к необходимому для поисков ответа анализу некоторых причин его возникновения.

Определяющее качество живой материи и духовное бессмертие

Если

• по форме появление жизни на земле означало возникновение из хаоса неорганического мира первых органических белковых тел,

то

• по сущности оно ознаменовало выявление нового качества развивающейся материи: способности к активному самосохранению, саморазвитию и самовоспроизведению.

Утрата этих способностей для живого означает гибель, возвращение в неживой мир, утрату своей специфики. Тогда сваренное куриное яйцо, оставаясь белковым телом, перестает быть живым, а лишившийся этих способностей человек становится трупом человека.

Таким образом, определяющей спецификой живого в отличие от неживого, качественным отличием живой материи от неживой является способность к активному самосохранению, саморазвитию и самовоспроизведению.

У животных эта специфика живого проявляется ведущими врожденными потребностями или, как мы говорим, инстинктами. Инстинктом самосохранения, инстинктом продления рода, инстинктом развития, движущим приспособление животного к среде и побуждающим его приспосабливать среду к себе.

Этой спецификой живого, фундаментальными потребностями в самосохранении, в самовоспроизведении и в приспособлении себя к среде и среды к себе (последнее есть потребность в развитии) определяются все отношения животного: к пространству, времени, к прошлому, настоящему и будущему, к неорганическому миру, к природе, к другим животным, к самому себе.

На базе этих инстинктов формируются все другие, приобретаемые в процессе фило- и онтогенеза потребности животных. Они, а впоследствии и эти приобретенные на их основе потребности являются движущими пружинами внутренней (телесной, нервной, гуморальной и т.д.) активности организма животного. Ими движется поведение — внешняя активность животного.

Движущей силе все усложняющихся потребностей обязаны животные всем совершенством развившихся у них на протяжении миллионов лет развития видов и развивающихся при жизни способностей, свойств, навыков.

Движущей сим потребностей обязаны мы, люди, тем совершенством, которое сделало возможным переход обезьяны к общественным формам существования, к использованию орудий, к труду, сделало реальным фактом превращение лапы в человеческую руку, а обезьяны в человека.

Таким образом, не только богатейшее развитие эмоциональности, но и вся многосложность мышления, вся изощренность интеллекта, то есть и сам человеческий разум, само сознание и его высшая форма — самосознание человека, способные поставить вопрос о смысле жизни, обязаны своим происхождением, в конечном счете, тому же фундаментальному, определяющему специфику живого свойству — способности к активному самосохранению, саморазвитию и самовоспроизведению.

У человека как «животного, обособляющегося в обществе» (К. Маркс) на самом высоком личностном уровне это определяющее специфику живого свойство проявляется уже не только стремлением к биологическому самосохранению (стремлением выжить), продолжению рода и развитию физических возможностей приспособления. У человека, специфической, «своей» средой которого является человеческое общество, это фундаментальное свойство живого проявляется потребностью в самоактуализации, самореализации и сохранении себя в общественном, человеческом, историческом будущем, то есть в духовном бессмертии[38].

Противоречие между «беспристрастностью» разума и его основной функцией. Вопрос о смысле как о пользе жизни.

В результате приспособления к природной и общественной действительности и как средство этого приспособления формируется человеческий разум, оказываясь, таким образом, орудием жизни, ее слугой.

Функцией разума является способствовать более эффективному самосохранению, саморазвитию и самовоспроизведению жизнью самой себя. Благодаря этой функции он полезен жизни, благодаря ей существует и существует только, пока несет эту функцию.

Но, существуя потому, что он способствует самоутверждению жизни, разум в то же время отражает объективные связи явлений действительности, существующие независимо от стремлений и пристрастий этой жизни.

Не пристрастия человека, а именно эти отражаемые им объективные законы мира становятся внутренними, организующими законами разума.

Подчиненная в своем порядке законам логики мыслительная деятельность может оказываться не только апрактичной, но в большей или меньшей степени независимой от потребности в самосохранении, даже идущей прямо вразрез с ней.

В поиске связей всего со всем разум в качестве объектов наравне с другими рассматривает, в конце концов, и бытие мира и жизнь, и самого человека.

Сомневаясь во всем, он, наконец, ставит под сомнение и самое жизнь, его породившую, без которой он (разум) немыслим.

Ища логического обоснования,«оправдания» для всего, освободившийся от заинтересованности разум требует и логического доказательства необходимости существования человека, жизни, бытия вообще.

Но, будучи с одной стороны следствием апрактичности разума, вопрос о смысле жизни в то же время оказывается и закономерным проявлением его основной функции — служить самоутверждению жизни.

Действительно, всякая приспособительная деятельность сопряжена с необходимостью выделения событий и явлений, существенных для живого, тех, от которых может зависеть степень удовлетворения потребностей, то есть жизнь.

Все, удовлетворяющее потребности, мы зовем полезным, препятствующее удовлетворению — вредным. Полезное и вредное оцениваем как значимое, то есть имеющее для мае положительный или отрицательный смысл. Существеннейшей функцией разума и является ориентировка в значимости, в смыслах для человека всего и вся.

В чем смысл того или иного явления, в чем его польза? — один из основных вопросов, на который призван ответить разум.

С формированием сознания и самосознания разум, именно осуществляя свою основную функцию, ставит, в конце концов, этот вопрос и в отношении бытия мира, жизни вообще и существования своего носителя — человека.

Специфически человеческая деятельность и вопрос о смысле как о цели жизни.

Следующей причиной возникновения вопроса о смысле жизни, но уже в значении не пользы, а цели существования оказывается то, что специфически человеческим (хотя вовсе не преобладающим у человека и даже не частым) способом деятельности является целенаправленная.

Вместе с формированием целенаправленной деятельности впервые возникает и новый вопрос: не «почему?», а «зачем?», «для чего?».

В мире все детерминировано, то есть происходит вследствие какой-то причины или ряда причин — «потому, что…».

До возникновения жизни все происходило «потому, что…».

С появлением живого с его спецификой активно сохранять, саморазвиваться и воспроизводить себя возникает новая форма движения — поведение, которая, имея видимость целенаправленной, остается по-прежнему только детерминированной (потребностями, объектами потребностей, сигналами этих объектов).

Уже до человека поведение приобретает некоторые черты целенаправленности — поведение животного обусловлено прошлым и настоящим, но является активным приспособлением к вероятному грядущему будущему[39]. Голодная собака ищет пищу, отметая все, что пищей не является, белка готовит себе на зиму сушеные грибы, бобры строят плотины…

Поведение животных лишено главного атрибута целенаправленного — предшествующего началу поведения предварительного построения в знаках, символах, представлениях, понятиях модели, образа его результата — «цели» и предварительной разработки программы поведения, нет проверки соответствия реальных результатов предваряющим их моделям — целям.

Только у человека, с формированием второй сигнальной системы, речи, сознания, впервые появляется возможность построения действительно целенаправленного поведения. Впервые поведение осуществляется не только «потому, что…», но и «для того, чтобы… », впервые становится деятельностью.

Организуемое на основе сознательно поставленных целей поведение, то есть деятельность, является специфически человеческим.

Вовсе, повторяю, не всегда и даже не часто поведение человека ею — деятельностью — является, не всегда и его программа соответствует формулируемой даже для самого себя цели.

Повседневная жизнь пронизана так называемыми «защитными», ложными мотивами, то есть «целями», оправдывающими поведение, не имеющее к этим целям никакого отношения.

Он говорит: «Я страстно хочу быть певцом. Для этого необходимо исключительное здоровье. Для этого нужно регулярно питаться. Занимаясь в музыкальном училище, я не мог этого осуществить. Кроме того, мне надо беречь голос», — он сидит передо мной теплым летом в демонстративном шарфе, — «поэтому я взял академический отпуск для укрепления здоровья. Если это мне удастся, вернусь в училище. Иначе придется оставаться лаборантом». Молодому человеку грозило отчисление из музучилища по «профнепригодности». Выдвинутый им «защитный мотив» оправдал программу, позволяющую сохранить иллюзию собственной незаурядности как певца. Певцом он не стал.

Наши проекции — восприятие мира как воплощения произвола

Человек нередко собственные свойства проецирует на независимые от его произвола явления, на явления, вообще лишенные всяческого произвола. Тогда правомочный только для результатов сознательной человеческой деятельности вопрос: «для чего?» человек относит к явлениям от него не зависящим. Так возникает вопрос: «Для чего (подразумевается — «созданы», «сотворены») мир, жизнь, я?»

Человек или «маугли»? Потребность в обществе как условии существования и вопрос о смысле жизни

Главенствующим регулятором отношений человека с природой, обществом, с самим собой становятся потребности (в отличие от врожденных), приобретенные при жизни.

Все истинные (не изображаемые, не симулируемые) приобретенные специфически человеческие потребности есть потребности в залогах возможности существования, то есть в условиях, обеспечивающих эту возможность.

В этой связи последняя из причин возникновения вопроса о смысле жизни, которую я считаю необходимым здесь проанализировать, это формирование у человеческого детеныша, растущего в обществе людей, уже в досознательный период его жизни потребности в другом человеке (маме или кормилице, реже кормильце), в других людях, в обществе людей как залоге возможности реализовать любую свою активность, залоге, без которого эта его реализация невозможна или затруднительна.

В отличие от так называемых «маугли» — детей, попавших в младенчестве в стаю животных и выросших в ней без человеческого общества, которые людьми не становятся и теряют возможность стать людьми, в отличие от «маугли» человеческий детеныш обычно, едва появившись на свет, сразу попадает не только в природную, но и в общественную среду. Вынужденный утверждаться в этой первоначально противостоящей ему, внешней по отношению к его врожденным нуждам, среде он, реализуя эти свои врожденные эгоистические нужды, приобретает новые, при жизни формирующиеся потребности — потребности в этой среде.

Последние становятся новым двигателем его поведения, активности, инициативы[40].

Сук, на котором сидишь или общество — внутренний регулятор переживания и поведения человека

Приобретая новые потребности в обществе людей, человеческий детеныш включается в человеческую среду, становится частью этой среды и в той степени, в которой освоил эту среду как свою, сам стал ее частью, в такой степени формирует себя в человека, настолько приспособлен к жизни.

Общественная среда, кики природная, становится для человека необходимым условием его существования, залогом возможности реализовать любую свою активность. Без общества, как и вне природы, он теперь не может существовать. Общество становится объектом потребности человека. Потребностью в обществе начинают регулироваться его отношения и поведение так же, как они регулируются врожденными потребностями (например, в пище, в воздухе, в продолжении рода…).

Так как гибель общества теперь означает для человека и его собственную гибель, то о сохранении общества невольно, иногда даже не догадываясь об этом, и именно в эгоистической заботе о собственном сохранении и утверждении, человек, росший среди людей, начинает печься больше, чем о самом себе, и в первую очередь.

Об условиях существования человек печется больше, чем о самом существовании (как о ветке, на которой сидит).

Эгоизм и альтруизм, тождественность их в отношении своего общества

Результатом эгоистической заботы во-первых — о своей среде, а уж только потом обо всех других индивидуальных нуждах, становится возникающее еще в досознательный период развития человека предпочтение общественно необходимых ценностей индивидуально личным.

В Этом предпочтении, если человек забывает или не узнает происхождение своего интереса к обществу, как к среде, необходимой ему для реализации своего эгоизма, то он или противопоставляет общественные ценности индивидуальным или абстрагируется от тех и других.

Рационализм — хорошо оплачиваемое самоуничтожение

Абстрагируясь от общественных ценностей, человек принуждает себя действовать «рационально», вопреки внутренней необходимости беречь свою среду, рождает у себя в причинах несознаваемую подхлестывающую или дезорганизующую его состояние, переживание и поведение тревогу, в конечном счете, болезнь (действуя против себя, своих потребностей, себя же постоянно и травмирует).

Все, что через, то — слишком, или человек — смысл общества

Абстрагируясь от индивидуальных ценностей, он начинает смотреть на себя только как на средство своего общества, собственную ценность определяет только с позиций предполагаемого общественного интереса.

Абстрагируясь от своих индивидуальных нужд, человек абстрагируется от живых конкретных интересов других людей, других членов общества, попросту перестает понимать нужды реального, а не абстрактного, общества. Ведь, если по происхождению нужды общества определяются нуждами его участников, то, абстрагируясь от своего эгоизма, человек абстрагируется от реальных общественных интересов.

Осознает это или нет конкретное общество, первым и последним его интересом, смыслом общества, если оно хочет сохраниться, развиваться и воспроизводить самое себя, является сам человек, и — не тот, другой, а именно этот конкретный и каждый.

Следствием потери естественной основы существования общества в самом человеке становится вынужденный поиск этой основы в чем-то, находящемся вне человека, существующем до и независимо от него, в чем-то изначальном, независимом, вечном, для чего человек — лишь средство, инструмент, биоробот.

Следствием потери этой естественной основы существования и одной из психологических причин такого поиска оказывается инфантильный, но, тем не менее, специфически человеческий страх обнаружения перед собой и перед другими своего эгоизма, своей пристрастности, тенденциозности, заинтересованности, подлинно своего существования — «грешности» — страх осознанной индивидуальной ответственности. Он чрезвычайно сковывает всякую инициативу — обезличивает.

Так продуктивное отношение, побуждающее согласовывать свои индивидуальные интересы со своими же общественными (отражающими множество прошлых и настоящих инициатив) превращается в свою противоположность, отрицающую всякий реальный общественный, а с ним и индивидуальный интерес.

Таково следствие отрыва общественного интереса от его основы — самоутверждения живого конкретного человека.

Тогда и возникает вопрос о смысле жизни с еще одним содержанием: «В чем смысл, то есть что от индивидуальной жизни, от «Я» остается нетленным, вечным? Что в жизни не бренно?!»

А если все бренно, то и жить не стоит: «все в землю ляжем, все прахом будет!» — такой ответ звучит в подтексте так поставленного вопроса. И человек тогда завидует долговечному камню!

Потребность в обществе как условии существования и вопрос о смысле жизни. Заключение

Так предпочтение общественных своих интересов индивидуально личным, совершенно необходимое для выживания, но непонятное в своем происхождении, и даже вообще неосознанное, подсовывает нам убийственный, отвергающий жизнь вопрос.

Так живая эгоистическая нужда в людях, без понимания и при отказе от эгоизма и ответственности, рождает свою противоположность — отказ от жизни и от людей.

Верно осознанное как проявление самоутверждения жизни предпочтение общества (условия существования) самому существованию, закрепленное в первых, досознательных потребностях, побудило бы и к верной, жизнеутверждающей постановке вопроса о смысле жизни.

Такой вопрос следовал бы из понимания интимной взаимосвязи, единства индивидуальных и общественных интересов, отражал бы потребность человека в обществе, в том, чтобы быть ему полезным, он и ставился бы как вопрос о полезности человека для общества и мог бы звучать так:

«В чем смысл (польза) моей жизни и деятельности для моего общества (вне которого я себя не мыслю, благо которого для меня необходимо и есть благо для меня)? Что остается людям? »

Тогда вопрос о нетленном, оставляемом индивидуальной жизнью, понимался бы как специфически человеческая необходимость воспроизвести себя не только физически — в детях, но и духовно — оставить свои индивидуальные вкусы,

отношения, открытия и создания вкладом в общечеловеческую историю, в общечеловеческое будущее.

Только верное понимание происхождения вопроса о смысле жизни, а также происхождения интересов общества и индивидуальной потребности в обществе обеспечивает продуктивную постановку вопроса об общественном смысле индивидуального существования.

Вопрос о смысле жизни перестает быть абстрактным и бессмысленным поиском извечных оснований для бытия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Соловей А.П., Шухно Е.В. К вопросу о смысле жизни (по результатам разведывательного социологического исследования)

Соловей Алеся Петровна1, Шухно Евгений Валерьевич2
1Исследовательская группа QUALITAS, социолог
2Исследовательская группа QUALITAS, социолог

Solovey Alesya Petrovna1, Shukhno Eugeny Valeriyevich2
1Research group QUALITAS, sociologist
2Research group QUALITAS, sociologist

Библиографическая ссылка на статью:
Соловей А.П., Шухно Е.В. К вопросу о смысле жизни (по результатам разведывательного социологического исследования) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6210 (дата обращения: 07.02.2019).

Вопрос смысла жизни человека – это многогранная проблема, не дающая покоя человечеству уже тысячи лет. Категория «смысл жизни» – одно из основных экзистенциальных понятий, отражающее важнейшие стороны существования человека. Вопрос о смысле жизни задает себе каждый человек хотя бы раз в жизни, и от того каким будет ответ на него во многом зависит и то, как сложится сама жизнь, не просто сложится, но как сам человек ее устроит, как будет поступать, действовать и мыслить. При этом, постановка вопроса о смысле жизни и определенный ответ на него уже задают ответственное отношение к своему бытию, создают ситуацию экзистенциального уникального и неповторимого выбора той или иной жизненной стратегии, того или иного пути реализации себя в мире. Проблема смысла жизни имеет несколько аспектов: философский, этический, религиозный, социологический. Рассматривая смысл жизни с социологической точки зрения, акцент делается на раскрытии зависимости смысла жизни от общественных отношений, в кото­рые включен социальный субъект. Социологический аспект показывает, что именно общественные отношения способствуют или наоборот препятствуют осуществлению жизненных целей [1, с. 26].

В современном мире размываются традиционные ценности, но на их месте не появляются другие, в результате чего современный человек живет в своеобразном ценностном вакууме. Каждый человек рано или поздно задумывается об этом и ищет свой смысл в жизни. Понимание, переживание разлома между действительной ценностью и смыслом жизни и их конкретными проявлениями в окружающем нас социальном пространстве являются источником тяжелейшей психологической травмы современного человека. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом. «Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным» [2, с. 11]. В XXI веке, веке информационных технологий, веке стремительного развитии техники, господства общества потребления и массовой культуры и зачастую веке «обезличивания» самого индивида, некоторые люди наполнены чувством внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни (экзистенциального вакуума). Почему же может возникнуть экзистенциальный вакуум? Ответ на этот вопрос мы можем найти у В. Франкла. «Животные инстинкты не подсказывают человеку, что ему нужно, и традиции предков уже не учат его тому, что он должен делать. И вот, не зная, что ему нужно и как ему следует жить, человек зачастую не может понять, чего он, собственно хочет. А значит, он либо хочет делать только то, что делают другие (т.е. становится конформистом), либо сам делает только то, чего хотят – причем хотят от него – другие (т.е. становится жертвой тоталитаризма)» [3, с. 7]. Экзистенциальный вакуум может повлечь за собой особые невротические расстройства («ноогенные неврозы»), которые обусловлены муками совести, столкновением моральных принципов и, не в последнюю очередь, разочарованием в жизни. Хронический экзистенциальный невроз как диагноз нашего времени проявляется не только в неуклонном росте суицидов как невозможности найти себя в мире, но и в неуклонном росте числа людей, которые «мертвы психологически», т.е. безразличны, равнодушны к окружающей действительности, крупнейшим мировоззренческим вопросам, борьбе мировоззрений и ценностей, что неизбежно ведет к утрате себя [2, с. 24].

Правильной постановкой вопроса является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Воплощая смысл жизни, человек воплощает самого себя, при этом самоактуализация – лишь побочный результат воплощения смысла. Но человек никогда так и не знает до самого последнего часа своей жизни, удалось ли ему реализовать смысл своей жизни. При этом, жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. Стремление к смыслу – это «самопрограммирование», основополагающая мотивация человека [2, с. 15]. Однако человек задумывается о смысле жизни лишь тогда, когда ему живется хорошо, или в те моменты, когда жизнь человека становится невыносимой. Нахождение смысла жизни предполагает устранение экзистенциального вакуума бытия мыслящего человеческого существа, снятие в определенной мере главнейшего страха прекращения существования – страха смерти через придание своей жизни и деятельности смысла, оправдывающего саму встречу с неизбежным. Смысл жизни помогает справиться с различными преградами на жизненном пути, выступая в качестве личностного стержня, обеспечивая целостность и устойчивость личности.

Стоит отметить, что сейчас этим жизненно важным вопросам уделяется крайне мало внимания, в этой связи Исследовательской группой QUALITAS (http://qualitas.by) с целью получения иллюстративного эмпирического материала было проведено разведывательное исследование, посвященное изучению представлений о смысле жизни и ценностных приоритетах современного молодого человека. В ходе исследования в ноябре 2015 года был опрошен 221 респондент методом анкетного онлайн-опроса, в том числе 114 респондентов женского пола и 107 мужского. Регион исследования – Республика Беларусь. Средний возраст респондентов – 26 лет.

Одной из задач исследования вопросов смысла жизни и ценностных приоритетов современного человека было изучение значимости различных ценностей (см. табл. 1)

Таблица 1. Значимость ценностей для современного человека (в %)

важно

скорее важно

затрудняюсь ответить

скорее не важно

не важно

здоровье

76,5

20,8

1,4

0,9

0,5

жизнь

86,4

10,4

1,8

0,5

0,9

саморазвитие

80,1

16,3

2,7

0,9

0

любовь

70,1

23,5

2,7

2,3

1,4

достоинство

64,3

28,5

5,0

0,9

1,4

свобода

70,1

22,2

5,0

2,3

0,5

семья

69,7

19,9

6,3

2,3

1,8

отдых

54,8

34,4

5,4

4,5

0,9

творчество

62,4

25,8

5,4

5,4

0,9

труд

44,3

43,4

5,0

4,5

2,7

достаток

42,5

42,5

7,7

4,1

3,2

наслаждение

40,7

39,8

13,1

5

1,4

одиночество

16,7

29,9

25,3

19

9

вера (религиозная)

19

19

20,4

19,5

22,2

страдание

4,5

22,2

29,9

24

19,5

Оценка значимости различных ценностей выглядит следующим образом. Большинство представленных ценностей в той или иной мере важны для современного человека. В ТОП-6 самых важных для респондентов ценностей вошли здоровье – 97, 3% (в т.ч., важно – 76,5% и скорее важно – 20,8%), жизнь – 96,8% (важно – 86,4% и скорее важно – 10,4%), саморазвитие – 96,4% (важно – 80,1% и скорее важно – 16,3%), любовь – 93,6% (важно – 70,1% и скорее важно – 23,5%), достоинство – 92,8% (важно – 64,3% и скорее важно – 28,5%), свобода – 92,3%, (важно – 70,1% и скорее важно – 22,2%). Важными для современного человека являются и такие ценности как семья – 89,6%, отдых – 89,2%, творчество – 88,2%, труд – 87,7%, достаток – 85%, наслаждение – 80,5%. Наименее значимы такие ценности как одиночество (46,7%), религиозная вера (38 %, при этом для 22,2% – абсолютно не важна данная ценность), страдание (26,7%, при этом затруднились ответить о важности данной ценности 29,9% респондентов).

Из числа опрошенных 70,1% знают, чего хотят добиться в жизни, 24% затруднились ответить, а 5,9% ответили отрицательно. Согласно полученным данным, мужчины являются более целеустремленными, чем женщины: 75,7% мужчин знают, чего хотят добиться в жизни, тогда как доля женщин, знающих, чего они хотят достичь составляет 64,9%.

Среди опрошенных 95,9% задумывались над смыслом своей жизни. При этом, доля женщин, ставивших перед собой этот вопрос несколько больше, чем аналогичная доля мужчин: 98,2% и 93,5% соответственно.

Лишь треть респондентов (30,3%) считает дело, которым занимается, своим призванием, еще треть (30,8%) не смогла ответить на данный вопрос, при этом более трети респондентов (35,7%) не считают своим призванием, то чем занимаются в настоящее время. Только 3,2% не считают то, чем занимаются, своим призванием, потому что уже обрели свое предназначение (см. рис. 1.). Стоит отметить, что доля мужчин, считающих свою работу своим призванием выше, чем аналогичная доля женщин (35,5% и 25,4% соответственно), среди женщин больше тех, кто не считает то, чем занимается своим призванием (38,6%, среди мужчин – 32,7%). Показательно и то, что женщины в большей мере, чем мужчины затруднились с ответом на поставленный вопрос (34,2% и 27,1% соответственно).

 

Рисунок 1. – Считаете ли Вы дело, которым сейчас занимаетесь своим призванием? (в %)

Практически две трети респондентов (60,2%) хотели бы понять свое предназначение в жизни, 15,8% не смогли ответить на поставленный вопрос, лишь 8,6% – не хотели бы понять свое предназначение, при этом 15,4% уже его поняли.

С долей респондентов, которые хотели бы понять свое предназначение в жизни (60,2%), соотносится доля тех, кто стремится обрести идею, которая наполнит их жизнь смыслом – 57%, при этом 14% такую идею уже обрели, 19,5% затруднились с ответом на поставленный вопрос, каждый десятый (9,5%) не стремится к обретению подобной идеи.

Абсолютное большинство респондентов (89,1%) когда-либо испытывали состояние скуки, 84,2% испытывали одиночество, 89,6% – душевную неудовлетворенность, почти две трети респондентов (62%) испытывали разочарование в жизни.

Для получения информации качественного характера был предусмотрен соответствующий открытый вопрос – «В чем, по Вашему мнению, заключается смысл жизни человека?» Из 221 участника опроса 214 респондентов (96,8%) дали на него свой ответ, что говорит об интересе людей к вопросу смысла жизни. Вариация ответов на данный вопрос оказалась достаточно широкой. Анализ полученной информации позволил выделить следующие наиболее типичные ответы (рис. 2)

 

Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос «В чем, по Вашему мнению, заключается смысл жизни человека» (в %).

Лидером среди ответов на этот вопрос стало «саморазвитие», его в качестве смысла жизни указали 14% респондентов (при этом, стоит отметить, что ценность саморазвития вошла в тройку наиболее важных ценностей). В ТОП-10 вариантов смысла жизни также вошли следующие: «семья» (11,2%), «продолжение рода» (8,9%), «сама жизнь» (7,5%), «счастье» (7%), «развитие» и «сделать вклад в развитие общества и человечества» (по 6,1%), «быть кому-то нужным и полезным» и «самореализация» (по 5,6%), «для каждого он свой» (5,1%).

Помимо представленных на рисунке 2 наиболее типичных ответов, в ходе опроса зафиксированы единичные ответы, которые дали всего лишь один или несколько респондентов, согласно которым смысл жизни заключается в здоровье; правильных поступках; умении радоваться жизнью; в поиске; в постоянном поиске смысла; передаче знаний и опыта следующему поколению; подготовке к иной (неземной) жизни; в том, чтобы сделать кого-нибудь счастливым; в честном и достойном каждодневном выживании; в том, чтобы не искать смысл; стать человеком; в деньгах; в свободе; в переходе в вечную жизнь; в поиске истины; в свободе выбрать собственный смысл; делать добро; в карьере; в путешествиях; в друзьях, в людях которые будут тебя помнить; во всем.

В качестве иллюстративного материала уместно привести следующие единичные ответы, данные респондентами на вопрос о смысле жизни.

«Смысл жизни не заключается в чём-то одном, это скорее совокупность таких важных «вещей», как познание мира и самопознание, духовное развитие, жизнь в гармонии и любви к себе, к людям, к природе, понимание единства со всем миром, труд во благо и совершенствование в своем труде, передача своего опыта и знаний следующему поколению, умение радоваться жизни и ценить её».

«Самый главный смысл в самом человеке, в его труде, его вкладе пусть и маленьком в развитие общества, в воплощении новой жизни».

«В том, чтобы понять себя, быть честным с собой и другими людьми, и следовать своим убеждениям. Стать человеком, которого ты сам бы мог уважать».

«Общего смысла в жизни человечества нет. Каждый человек создает свой собственный смысл и живет ради него и верит в это».

 «Прожить эту земную жизнь так, чтобы после физической смерти в ином мире или измерении тебя вознаградили, позволив твоей душе двигаться дальше. У каждого свои понятия о том, как он хочет ее прожить (дети, карьера, отшельничество, духовный поиск, магия, вера, волонтерство…) Список огромен, но подводя итог, должна быть дана оценка, которая и станет пропуском в новую иную жизнь».

«В самовыражении и понимании самого себя. В поиске своего предназначения. В продолжении рода. Каждый человек уникален по-своему и у каждого на земле есть определенная цель существования…»

«…Передать свой жизненный опыт и знания следующему поколению важнейшая задача каждого здравомыслящего человека…»

Таким образом, по результатам проведенного разведывательного социологического исследования можно сделать следующие основные выводы. Абсолютную значимость имеет ценность жизни, наиболее важными являются такие ценности как любовь, свобода, семья, здоровье, саморазвитие. Менее значимыми ценностями являются труд, творчество, достоинство, отдых, наслаждение и достаток. Наименее значимы такие ценности как одиночество, религиозная вера, страдание. Из числа опрошенных более двух третей знают, чего хотят добиться в жизни. Согласно полученным данным, мужчины являются более целеустремленными, чем женщины. Практически все респонденты задумывались над смыслом своей жизни, при этом, доля женщин, ставивших перед собой этот вопрос несколько больше, чем аналогичная доля мужчин. Треть респондентов считает дело, которым занимается своим призванием, тогда как немногим более трети не считают своим призванием, то чем занимаются в настоящее время. В ТОП-10 вариантов смысла жизни вошли «саморазвитие», «семья», «продолжение рода», «сама жизнь», «счастье», «развитие», «сделать вклад в развитие общества и человечества», «быть кому-то нужным и полезным», «самореализация», «для каждого он свой».

Практически две трети респондентов хотели бы понять свое предназначение в жизни. Более половины опрошенных стремятся обрести идею, которая наполнит их жизнь смыслом. Абсолютное большинство респондентов когда-либо испытывало состояние скуки, одиночество, душевную неудовлетворенность, почти две трети респондентов испытывали разочарование в жизни. Последнее может быть сигналом потери смысла жизни, или нарастания экзистенциального вакуума.

Актуальность социологического изучения вопросов смысла жизни подтвердилась высокой заинтересованностью самих респондентов, множеством развернутых ответов на открытый вопрос о смысле жизни. Данное пилотажное исследование может послужить основой для дальнейшего более глубокого изучения проблемы, имеющей большое значение как для человечества в целом, так и для отдельной личности в частности. Ведь правильно определить смысл своей жизни означает найти самого себя.


Библиографический список
  1. Шиповская, Л.П. Смысл жизни. Человек и его потребность быть личностью // Сервис plus.2007. №2.
  2. Франкл, В. Э. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  3. Франкл, В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск. 2015.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Соловей Алеся Петровна»

Конспект по обществознанию на тему «Цель и смысл жизни человека»

2.6. Цель и смысл жизни человека:

Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию.

Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:

1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма.

Вывод: жизнь бессмысленна.

Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть.

Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.

2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности.

3) человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.

Смысл жизни человека:

1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни.

2) Смысл жизни в самой жизни.

3) Человек должен дополнить биологическое существование социально-значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми.

3. Поиск смысла жизни

Поиск смысла жизни — это активность личности, но психологическая сущность этой активности не уточняется. Тем не менее, некоторые исследователи признают, что успех разработки психологической концепции смысла жизни в первую очередь зависит от адекватной операционализации понятия «поиск смысла жизни». Например, канадский психолог Поль Вонг констатирует, что «исследования смысла жизни тормозятся недостатком четко определенных и широко принятых понятий. Некоторые из используемых понятий, такие, как смысл жизни, жизненная цель, осмысленность, бессмысленность уже в достаточной степени проработаны, но еще несут на себе груз философских интерпретаций. Наиболее перспективным и эвристичным является понятие поиска смысла жизни» Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие. — Гродно: ГрГУ, 2002. — С.156 . Понятие поиска смысла жизни полагается в качестве интегративного теоретического конструкта в силу нескольких причин.

1. Поиск смысла жизни является психическим процессом, который включает когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы.

2. Поиск смысла жизни подразумевает потребность в смысле жизни, которая активизирует и направляет индивида.

3. Поиск смысла жизни переходит в практическую реализацию найденного смысла, которая предполагает расчленение смысла на жизненные цели, задачи, планы и программы.

4. Поиск смысла жизни преимущественно является когнитивным процессом по реконструкции смысла реального жизненного пути.

5. Поиск смысла жизни имеет внешние проявления и может быть психометрически измерен.

«Короче говоря, — заключает Вонг, — понятие «поиск смысла жизни «предполагает возможность строгого научного анализа, в отличие от других понятий, обремененных умозрительными интерпретациями». Там же. С.157.

С позиций психологии человеческого бытия логично предположить, что за понятием «поиск смысла жизни» скрываются феноменология, закономерности и механизмы понимания личностью своего жизненного пути и его смысла. Другими словами, поиск смысла жизни осуществляется посредством психологических механизмов и закономерностей понимания личностью своего жизненного пути.

Основные виды понимания личностью смысла жизни в юности. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие. — Гродно: ГрГУ, 2002. — С.157.

1. Терминальный вид. В целом личность смысл своей жизни видит в конечной реализации жизненных целей, осуществлении сокровенных мечтаний и покорении определенных жизненных высот.

2. Процессуальный вид. Специфику понимания смысла жизни, присущую данному виду, метко передают крылатое выражение: «Смысл жизни не в достижении цели, а в ее преследовании».

3. Нигилистический вид. Личность с таким видом понимания обесценивает значение смысла жизни лично для себя и для других людей («смысл жизни не представляет никакой ценности для человека», «понимание человеком смысла своей жизни ничего в ней не меняет», «потеря человеком смысла жизни может быть легко пережита»).

4. Аксиологический вид. Это такое понимание личностью смысла жизни, когда сам смысл жизни выступает в качестве одной из главных человеческих ценностей («смысл жизни можно считать одной из величайших ценностей человека).

5. Гедонистический вид. Общая логика, присущая данному виду понимания, заключается в осмыслении личностью своей жизни через категории удовлетворения — неудовлетворения личных потребностей. Смысл жизни для такой личности заключается в «получении удовольствий», «пользовании жизненными благами», «удовлетворении желаний». В свою очередь осмысленность жизни обусловливается притоком, «валом» всяческих благ и.

6. Аскетический вид. Содержание данного вида составляют утверждения о необходимость ограничения человеком своих потребностей, обуздания страстей и непрерывного самосовершенствования.

7. Эвдемонический вид. В данном случае понимание личностью смысла жизни сводится к стремлению обрести и сохранить счастье.

8. Глористический вид. Существование личности в данном случае наполнено смыслом при условии осознания своей значимости и почтенности.

9. Деонтологический вид. Деонтологическое понимание смысла жизни основано на твердом убеждении о наличии тесной связи между предназначением личности и ее жизненным.

10. Гуманистический вид. Прямым источником гуманистического понимания смысла жизни явилась направленность жизненного пути личности на благо конкретных «значимых других» («ребенок», «родители», «семья») или более общая ориентация на принесение пользы другим.

11. Виталистический вид. При таком понимании смысл жизни вкладывается в «борьбу за выживание», «конкуренцию». Необходимым фоном для насыщения жизни смыслом выступают «жизненные невзгоды», «трудности», «препятствия» и «преграды», которые необходимо превозмогать.

12. Фаталистический вид. Понятие судьбы чаще всего опредмечивается в неустранимых жизненных обстоятельствах («рок», «предназначение», «доля») либо в неопределенной группе жизненных обстоятельств, на которые индивид не способен повлиять («тяжелая жизненная ситуация»).

Поиск смысла жизни является полимотивированной активностью личности. Его побудительная регуляция не сводится к одной лишь потребности в понимании смысла жизни, а является многокомпонентной системой, отражающей неповторимые условия жизненного пути личности.

природа, строение и динамика смысловой реальности

3.8. Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация

Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных. Смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, а также художественной литературы и эссеистики, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным. В современной социологии рассматриваются эмпирические вариации вербально формулируемых смыслов жизни у разных индивидов, в разных культурах и социальных группах, их связь с макросоциальными переменными. Вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. В сферу интересов психологии личности входит, однако, вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни – это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности.

Г.Л.Тульчинский (1990) выделяет три аспекта проблемы смысла жизни: 1) смысл жизни как социально-идеологическая модель должного; 2) как объективная направленность жизнедеятельности, которая может и не осознаваться; 3) как субъективно осознаваемый смысл. Иные аспекты выделяются И.Ф.Вединым (1987): 1) объективные основания смысла; 2) реализация этих оснований; 3) представления о смысле. На уровне индивидуальной личности обе эти схемы сливаются в одну базовую оппозицию: объективная осмысленность жизни – субъективные представления о смысле. Этой оппозиции соответствуют две традиции в понимании процесса обретения смысла жизни. Они берут начало из работ, с одной стороны, К.Юнга (Jung, 1934/1972), сформулировавшего понимание смысла жизни как рефлексивной жизненной задачи, на которую человек должен найти ответ, но встает она не перед каждым, и, с другой стороны, А.Адлера (Adler, 1933/1973; 1932/1980), построившего первую развернутую психологическую теорию смысла жизни, исходящую из понимания смысла жизни как психологической структуры, характеризующей объективную направленность жизни, которая складывается у каждого человека к 3–5 годам без участия сознания и задает общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и жизненный стиль (подробнее см. раздел 1.2.1). Эта оппозиция сохраняет свое значение и в современных исследованиях (Коган, 1984; Немировский, 1990).

В какой-то мере эта оппозиция была преодолена в теории В.Франкла (1990), в которой понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности (об особой потребности в смысле жизни говорит также КОбуховский, 1972). Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Фундаментальным психологическим фактом является широкое распространение в нашем столетии чувства смыслоутраты, бессмысленности жизни, прямое следствие которого – рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний, в том числе специфических ноогенных неврозов – неврозов смыслоутраты ( Франкл, 1990).

Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии – ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы. По Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Как показывают исследования, возможностей обрести смысл много. Смысл доступен любому человеку, вне зависимости от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений, что подтверждается многочисленными эмпирическими данными, полученными В. Франкл ом и его последователями ( Франкл, 1990). То, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни) (Леонтьев Д.А., 1992 б). Чаще всего смысл жизни и мужчины и женщины видят в семье и детях, а также в профессиональных делах (Ebersole, de Vogler, 1981; Lukas, 1982). Вместе с тем это вопрос не познания, а призвания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий.

Последнее положение созвучно пафосу «Исповеди» Л.H.Толстого о поисках и обретении им смысла жизни. После нескольких неудачных попыток найти этот смысл и затем строить свою жизнь в соответствии с ним Толстой понял ошибочность самого подхода. «Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы сама жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже – разум, для того, чтобы понять ее… Я понял, что если я хочу понять жизнь и смысл ее, мне надо жить не жизнью паразита, а настоящей жизнью и, приняв тот смысл, который придает ей настоящее человечество, слившись с этой жизнью, проверить его» (Толстой, 1983, с. 147, 149). Другой пример – драма Родиона Раскольникова, который построил образ себя, основанный на интеллектуально обоснованной идее превосходства. Однако этот образ не выдержал столкновения с реальной жизнью и привел не только к краху задуманного Раскольниковым предприятия, но и к смысловому краху.

Таким образом, можно утверждать, что жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который однако может не осознаваться человеком до самой смерти. Смысл жизни, таким образом, можно в феноменологическом аспекте определить как более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни. С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью. Вместе с тем жизненные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни – значит оценить свою жизнь целиком.

Возможны четыре варианта отношений между смыслом жизни и сознанием ( Leontiev, 1993). 1. Неосознанная удовлетворенность. Это жизнь, протекающая гладко и без рефлексии и приносящая чувство удовлетворения, не побуждая к раздумьям о ее смысле. 2. Неосознанная неудовлетворенность. Человек испытывает фрустрацию, пустоту, неудовлетворенность, не осознавая причин этого. 3. Осознанная неудовлетворенность. Человек испытывает чувство отсутствия смысла и активно, осознанно и целенаправленно этот смысл ищет. 4. Осознанная удовлетворенность. Человек в состоянии дать себе отчет в смысле своей жизни, это осознанное представление не расходится с реальной направленностью жизни и вызывает положительные эмоции. Отдельно следует отметить пятый случай – вытеснение смысла жизни, когда адекватное осознание объективной направленности жизни несет в себе угрозу для самоуважения. Если жизнь человека объективно имеет недостойный, мелкий или, более того, аморальный смысл, то осознание этого ставит под угрозу самоотношение личности. Чтобы сохранить самоуважение, субъект внутренне бессознательно отрекается от истинного смысла своей реальной жизни и заявляет, что его жизнь лишена смысла. На деле за этим стоит то, что его жизнь лишена достойного смысла, а не то, что она не имеет смысла вообще.

С этой типологией перекликается типология, предложенная Ю.В.Александровой (1997), в которой учитываются три варианта соотношения объективного смысла жизни, соответствующего высшей мотивации, и субъективного, принятого самим человеком. В первом варианте они соответствуют друг другу, во втором объективный смысл вытесняется из осознания, оставляя переживание вакуума, и в третьем он вытесняется из сознания, замещаясь в нем другим – субъективным смыслом, не совпадающим с объективным. В последнем случае мы имеем дело с тем, что В.Э.Чудновский характеризует как смыслы-эрзацы, которые «как будто дают возможность человеку легко и быстро достичь удовлетворения жизнью, минуя трудности поиска ее подлинного смысла» (1999, с. 75). К таким эрзацам относятся, в частности, алкоголизм и наркомания.

Понятие смысла жизни стоит несколько особняком по отношению к другим понятиям, рассмотренным в этой главе – личностному смыслу, смысловой установке, мотиву, смысловой диспозиции, смысловому конструкту, личностной ценности и динамической смысловой системе. По своему статусу это понятие не является объяснительным конструктом; оно описывает некоторую принципиально важную феноменологию, но в свою очередь нуждается в объяснении. Это следует и из положения В.Э.Чудновского о том, что психологическую основу смысла жизни составляет «структурная иерархия, система больших и малых смыслов» (там же, с. 80). Изложенные в данном разделе соображения дают основание предположить, что смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *