Толкотт парсонс основные идеи в социологии кратко: Толкотт Парсонс и его теория (стр. 1 из 2) – Парсонс Толкотт

Автор: | 21.12.2020

Содержание

ПАРСОНС ТОЛКОТТ — Социология.НЭС

Парсонс Толкотт

1902-1973) — американский социолог, автор теорий социального действия и социальных систем. Получил образование в Амхерст-колледже и Лондонской школе экономики. В Гейдельбергском университете защитил докторскую диссертацию по экономике. Преподавал в Гарвардском университете 42 года. Ближайший коллега и помощник П. Сорокина. Перевел на английский язык и издал с комментариями труды М. Вебера, В. Парето, Э. Дюркгейма. К построению общей теории индивидуального действия подходил с системных позиций, рассматривая антропологические, культурологические, психологические, социологические и иные аспекты. Парсонс первым ввел понятие образца поведения, включающего выбор определяющих его переменных величин. Основные его идеи изложены в книгах «Структура социального дей- ствия», «Социальная система», «К общей теории действия» и др. [49-52, 67].

Оцените определение:

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Парсонс Толкотт

Parsons, Talcott) (1902—79), амер. социолог, выдающийся представитель функционализма. Предпринял попытку решить проблему социального порядка в об-ве с учетом всех аспектов человеческого поведения, как индивидуального, так и группового. Интересы П. отличаются невероятной широтой — от роли больного в об-ве и тех функций социального контроля, к-рый, помимо терапевт, помощи, может предоставить медицина больным людям, до анализа бизнеса, властных структур, а также тех последствий, к-рые имело превращение после 2-й мировой войны США в мировую державу. Исследуя, каким образом в об-ве поддерживается порядок и внутр. единство, П. придавал особое значение тем нормам и ценностям, к-рые делают возможной совместную жизнь людей. П. утверждал также, что такие системы, как образовательная и полит., играют важную роль в поддержании устойчивости об-ва. П. считается автором теории действенных систем, одним из крупнейших социологов 20 в., хотя критики обвиняют его в том, что его идеи содержат сверхсоциализированную концепцию человека и что он слишком мало внимания уделял социальным конфликтам и переменам. К числу самых значит, работ П. относятся Структура социальной деятельности (1937) и Социальная система (1951).

Оцените определение:

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Парсонс Толкотт 

1902-1979) социолог, оказал значительное влияние на социологию после Второй мировой войны в особенности в Америке, несмотря на то, что, будучи теоретиком, не принадлежал к господствующей в Соединенных Штатах традиции эмпирических исследований. Парсонс автор множества трудов, главными из которых являются «Структура социального действия» (1937), «К созданию общей теории действия» (1951), «Социальная система» (1951), «Рабочие заметки по теории действия» (1953), «Экономика и общество» (1956), «Социальная структура и личность» (1964), «Общество: эволюционный и сравнительный подходы» (1966) и «Система современного общества» (1971). Целью Парсонса – представление такой концептуальной структуры социологии в целом, которая могла бы также служить интеграции всех социальных наук. Центральными категориями его концепции выступают: социальная система и социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие имеет системный характер, и поэтому использует термин «социальная система». Понятием, объединяющим социальное действие и социальную систему, является понятие типовых переменных. Парсонс определяет последние как фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается социальный деятель. Социальные системы могут характеризоваться как строящиеся на основании определенной комбинации решений этих дилемм. Однако такие системы имеют также определенные собственные потребности, удовлетворение которых необходимо как с точки зрения отношений между социальной системой и ее средой, так и с точки зрения внутреннего функционирования системы.

Оцените определение:

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

ПАРСОНС (Parsons) Толкотт

1902-1979)!! амер. социолог-теоретик, один из представителей структурно-функционального направления в социологии (см. Анализ функциональный в социологии). П. опирался на работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, а также использовал современ

Толкотт Парсонс, американский социолог-теоретик

Замечание 1

Американского социолога, основателя структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902—1979) часто признают также «отцом» теории социальной стратификации и использования ее в эмпирических социальных исследованиях — вместе с его учениками, продолжившими эту тему в своих собственных разработках.

Структурно-функциональный анализ

Парсонс представляет одно из самых авторитетных направлений в истории социологии – структурно-функциональный анализ, родоначальником которого сам же и был. Структурно-функциональный анализ рассматривает социум под весьма интересным и многообещающим углом: как единую самоорганизующуюся систему, развивающуюся по собственным законам.

«Общество, — писал Парсонс, — является особым видом социальной системы. Мы рассматриваем социальную систему как одну из первичных подсистем системы человеческого действия наряду с такими подсистемами, как организм, личность индивида и культурная система».

Ученики Парсонса Кингсли Дэвис и Уилберт Мур еще в 1945 г. в книге «Некоторые принципы стратификации» довели этот тренд до его логической кульминации, изобразив в ней общество как прямой аналог живой системы.

Под термином «социальные системы» Парсонс понимает не те или иные типы социума, а их функциональные составляющие (элементы социума, выполняющие в его рамках те или иные функции). К таким функциональным социальным системам он относит следующие:

  • собственно «социальная система» (функция: интеграция),
  • «культура» (функция: поддержание нормативного образца),
  • «личность» (функция: обеспечивает целеполагание),
  • «организм» (функция: адаптации к среде).

Основнымпреимуществом данного подхода признается системность в изучении общества.

Ограничения: высокий уровень теоретизирования. Недооценка роли развития, эволюции и конфликтов как их двигателей в общественном процессе.

Социальная стратификация

Социальная стратификация, согласно Парсонсу и его единомышленникам, — это:

«общий структурный аспект социальной системы в целом, и система стратификации теснейшим образом связана с уровнем и типом интеграции социальной системы как таковой».

Замечание 2

Центральным звеном здесь Парсонсу представляется понятие о статусе как важнейшем аспекте социальной стратификации.

Люди оценивают и ранжируют друг друга в зависимости от того, насколько образ жизни каждого конкретного индивида соответствует ценностям и нормам, доминирующим в данном социуме (независимо от того, что именно представляют из себя эти ценности и нормы). Фактически это означает, что, опять же независимо от конкретного наполнения «ценностной шкалы», общество всегда будет устроено иерархически.

Парсонс признает, конечно, дифференциацию людей по критериям богатства и власти — но для него этот критерий уже по определению вторичен. В противовес расхожему мнению, он утверждал за богатством второстепенную роль символа, выражающего и отражающего иные, более важные ценности («универсальные ценности», по Парсонсу) в системе социальных страт. Само по себе богатство ценится как символ неких достижений, тогда как система универсальных ценностей может гарантировать, что функционально наиболее важные роли в социуме будут «исполнять» достаточно компетентные люди, чья компетенция подтверждается их признанным статусом.

Социальная мобильность

Исследуя социальную стратификацию, Парсонс, конечно не мог игнорировать и тесно связанную с ней проблему социальной мобильности. Он и его коллеги предположили, что умеренно высокие уровни межпоколенной социальной мобильности имеют важное значение для эффективности и интеграции социума. Функционально значимые для общества позиции должны быть укомплектованы наиболее квалифицированными специалистами, что возможно лишь на основе их личных достижений, а никак не по праву социального происхождения.

Структурный функционализм — Википедия

Структу́рный функционали́зм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположником структурного функционализма считается известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британского социального антрополога польского происхождения Бронислава Малиновского. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Ученик Парсонса — Роберт Мертон — внёс большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций.

Структурные элементы — любые устойчивые образцы деятельности людей.

У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Огюст Конт[править | править код]

Создатель социологии Огюст Конт провозгласил главной задачей социологии поиск объективных, не зависящих от конкретного человека законов общественного развития.

Конт опирался на методы анализа естественных наук. По аналогии с разделами физики Конт подразделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая была сфокусирована на изучении того, как части (структуры) общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к обществу в целом. Прежде всего, он рассматривал, как функционируют основные институты общества (семья, государство, религия), обеспечивая социальную интеграцию. В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор утверждения «всеобщего согласия». Эти идеи Конта впоследствии будут развиты учёными, представляющими структурный функционализм в социологии и изучающими главным образом институты и организации общества.

Социальная динамика была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Учёный стремился создать, по своим собственным словам, «абстрактную историю» без имён и без отношения к конкретным народам.

Герберт Спенсер[править | править код]

Английский философ и социолог Герберт Спенсер также рассматривал общество на уровне институтов и функций. Социология, по Спенсеру, — наука об изучении структурных и функциональных изменений, которые проходят в обществе.

Спенсер предложил весьма оригинальную эволюционную теорию общества, которая объясняла социальные изменения, характер общества законом усредненного уровня развития его членов. Эволюция, по Спенсеру, предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трём направлениям: от разъединенности к интеграции, от однородности к дифференциации и от неопределённости к определённости, упорядоченности. Эволюция приводит к одновременным изменениям в структуре и функциях.

Эмиль Дюркгейм[править | править код]

Французский социолог Эмиль Дюркгейм обосновал новый взгляд на общество, его структуры и людей — социальный реализм. Его суть заключается в том, что общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая, во-первых, автономна по отношению к другим видам реальности, во-вторых, развивается по своим собственным законам; в-третьих, имеет место примат структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, то есть индивидуальная реальность считается вторичной.

Предмет социологии Дюркгейма — социальный факт. Социальный факт является внешним по отношению к индивиду и оказывает на него принуждающее воздействие. Социальные факты могут быть материальными (само общество, его социальные структуры) и нематериальными (мораль, ценности и нормы, коллективное сознание, верования).

1) Общество рассматривается как система;

2) Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности её частей;

3) Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности её границ).

  • Парсонс недооценивал роль конфликтов, он их исключал;
  • У Парсонса нет развития, эволюции. Позднее он попытался исправить этот недостаток, но времени для основательной проработки вопроса было уже недостаточно;
  • Парсонс ограничил функции социальных подсистем четырьмя, которых, по его мнению, было достаточно для выживания системы в целом; возникает справедливый вопрос о необходимости существования других функций, присущих обществу и тем или иным способом влияющих на его жизнедеятельность.
  • Критики функционализма в американской социологии — Чарльз Райт Миллс и Алвин Гоулднер — отмечали переусложнённость языка Парсонса и схоластичность теории. Также они показали практическую невозможность в рамках парсоновской версии функционализма описать значимые социальные трансформации, так как в ней возможность конфликта интересов различных социальных групп сводится к минимуму[1].
  • Козер Л. А. Мастера социологической мысли: Идеи в историческом и социальном контексте — М.: Норма, 2006. — 528 с.
  • Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. — М.: АСТ:АСТ МОСКВА:ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 873 с.
  • Парсонс Т. Социальная система = The Social System. — М.: Академический проект, 2018. — 529 с. — ISBN 978-5-8291-2255-3
  • Barnard, A. 2000. History and Theory in Anthropology. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Barnard, A., and Good, A. 1984. Research Practices in the Study of Kinship. London: Academic Press.
  • Barnes, J. 1971. Three Styles in the Study of Kinship. London: Butler & Tanner.
  • Craib, I., (1992) Modern Social Theory: From Parsons to Habermas, Harvester Wheatsheaf, London
  • Cuff, E. & Payne, G.,(eds) (1984) Perspectives in Sociology, Allen & Unwin, London
  • Davis, K (1959). «The Myth of Functional Analysis as a Special Method in Sociology and Anthropology», American Sociological Review, 24(6), 757-772.
  • Elster, J., (1990), “Merton’s Functionalism and the Unintended Consequences of Action”, in Clark, J., Modgil, C. & Modgil, S., (eds) Robert Merton: Consensus and Controversy, Falmer Press, London, pp. 129–35
  • Gingrich, P., (1999) “Functionalism and Parsons” in Sociology 250 Subject Notes, University of Regina, accessed, 24/5/06, uregina.ca
  • Holmwood, J., (2005) “Functionalism and its Critics” in Harrington, A., (ed) Modern Social Theory: an introduction, Oxford University Press, Oxford, pp. 87–109
  • Homans, G. C. (1962). Sentiments and Activities. New York: The Free Press of Glencoe.
  • Holy, L. 1996. Anthropological Perspectives on Kinship. London: Pluto Press.
  • Hoult, Thomas Ford (1969). Dictionary of Modern Sociology.
  • Kuper, A. 1988. The Invention of Primitive Society: Transformations of an Illusion. London: Routledge.
  • Kuper, A. 1996. Anthropology and Anthropologists. London: Routledge.
  • Layton, R. 1997. An Introduction to Theory in Anthropology. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Leach, E. 1954. Political Systems of Highland Burma. London: Bell.
  • Leach, E. 1966. Rethinking Anthropology. Northampton: Dickens.
  • Lenski, Gerhard (1966). «Power and Privilege: A Theory of Social Stratification.» New York: McGraw-Hill.
  • Lenski, Gerhard (2005). «Evolutionary-Ecological Theory.» Boulder, CO: Paradigm.
  • Levi-Strauss, C. 1969. The Elementary Structures of Kinship. London: Eyre and Spottis-woode.
  • Maryanski, Alexandra (1998). «Evolutionary Sociology.» Advances in Human Ecology. 7:1-56.
  • Maryanski, Alexandra and Jonathan Turner (1992). «The Social Cage: Human Nature and the Evolution of Society.» Stanford: Stanford University Press.
  • Marshall, Gordon (1994). The Concise Oxford Dictionary of Sociology. ISBN 0-19-285237-X
  • Nolan, Patrick and Gerhard Lenski (2004). Human Societies: An Introduction to Macrosociology. Boulder, CO: Paradigm.
  • Parsons, T., & Shils, A., (eds) (1976) Toward a General Theory of Action, Harvard University Press, Cambridge
  • Parsons, T., (1961) Theories of Society: foundations of modern sociological theory, Free Press, New York
  • Perey, Arnold (2005) «Malinowski, His Diary, and Men Today (with a note on the nature of Malinowskian functionalism)
  • Ritzer, G., (1983) Sociological Theory, Knopf Inc, New York
  • Sanderson, Stephen K. (1999). «Social Transformations: A General Theory of Historical Development.» Lanham, MD: Rowman & Littlefield.
  • Turner, Jonathan (1985). «Herbert Spencer: A Renewed Appreciation.» Beverly Hills: Sage.
  • Turner, Jonathan (1995). «Macrodynamics: Toward a Theory on the Organization of Human Populations.» New Brunswick: Rutgers University Press.
  • Turner, Jonathan and Jan Stets (2005). «The Sociology of Emotions.» Cambridge. Cambridge University Press.

ПАРСОНС Толкотт — это… Что такое ПАРСОНС Толкотт?


ПАРСОНС Толкотт
(PARSONS, Talkott) (1902-1979) Сын приходского священника, Т.Парсонс всю свою жизнь занимался наукой в Соединенных Штатах, за исключением короткого периода аспирантской учебы в Европе. Он оказал существенное влияние на социологию после Второй мировой войны, в особенности американскую, несмотря на то, что, будучи теоретиком, не принадлежал к господствующей в Соединенных Штатах традиции эмпирических исследований. Одинаково часто вызывая критику и находя поддержку, идеи Парсонса были предметом теоретических дискуссий в социологии до середины 1970-х гг. Парсонс — автор множество трудов, главными из которых являются «Структура социального действия» (Parsons, 1937), «К общей теории действия» (Parsons and Shils, 1951), «Социальная система» (Parsons, 1951), «Рабочие заметки по теории действия» (Parsons, Bales and Shils, 1953), «Экономика и общество» (Parsons and Smelser, 1956), «Социальная структура и личность» (Parsons, 1964), «Общества: эволюционный и сравнительный подходы» (1966) и «Система современного общества» (1971). Целью Парсонса была ни много ни мало разработка концептуальной структуры социологии в целом, которая служила бы также интеграции всех социальных наук. Предполагалось, что эта цель должна быть достигнута посредством синтеза анализа индивидуального действия и анализа крупномасштабных социальных систем. Отправным моментом для Парсонса была теория социального действия,  фундаментальная черта которого заключается, с его точки зрения, в отношении между деятелями и характеристиками среды — социальной и природной, — наделяемых ими смыслом. Наиболее важными элементами среды являются другие люди. Это предполагает, что социологическое исследование  должно сосредоточиваться на социальном взаимодействии, в рамках которого деятелям приходится принимать во внимание действия, желания и цели других людей. В процессе взаимодействия решающее значение имеют нормы и ценности, поскольку они регулируют и делают предсказуемым поведение других индивидов. Социализация обеспечивает интернализацию индивидами норм и ценностей по мере взросления. Парсонс полагает, что личность и социальные системы являются взаимодополняющими, хотя в его исследованиях последние в конечном счете рассматриваются как детерминирующие по отношению к первым. Парсонс отмечает, что социальное взаимодействие  имеет системный характер, и поэтому использует термин «социальная система» . Понятием, объединяющим социальное действие  и социальную систему, является понятие типовых переменных. Парсонс определяет последние как фундаментальные дилеммы, с которыми сталкиваются социальные деятели. Социальные системы могут характеризоваться комбинациями решений этих дилемм. Существуют четыре набора дилемм. (1) Партикуляризм или универсализм: деятели должны решить, оценивать индивида на основании общих критериев (универсализм) или использовать критерии уникальные, применимые лишь в отношении конкретного лица (партикуляризм). (2) Поступки (performance) или качества: деятели должны решить, оценивать людей по их поступкам или по их личным качествам. (3) Аффективная нейтральность или аффективность: деятели могут вступать в определенные отношения либо по инструментальным причинам, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность). (4) Конкретность (specificity) или «распыленность» (diffuseness): индивидам в любой ситуации приходится выбирать между включением вместе с другими индивидами в широкий спектр деятельности («распыленность») и сосредоточенностью на достижении лишь конкретных, структурированных целей (конкретность). Эти типовые переменные  структурируют любую систему взаимодействия. Однако такие системы имеют также собственные потребности, удовлетворение которых необходимо как с точки зрения отношений между социальной системой и ее средой, так и с точки зрения внутреннего функционирования системы. Существует четыре таких функциональных потребности (обозначаемых как AGIL): (1) адаптация (A: adaptation) — потребность установления отношений с окружающей средой посредством использования ее ресурсов; (2) целеполагание (G: goal-attainment) — постановка целей перед системой; (3) интеграция (I: integration) — поддержание внутреннего порядка; (4) скрытое состояние или поддержание образца (L: latency) — формирование достаточной мотивации для выполнения задач. Для удовлетворения каждой из этих функциональных потребностей развиваются группы действий или подсистемы действия. Например, на самом общем уровне функцию интеграции выполняет культурная подсистема. Любая такая подсистема, в свою очередь, сталкивается с теми же четырьмя функциональными потребностями, вследствие чего каждая из подсистем может быть разделена на четыре под-подсистемы. Например, в социальной системе в целом функцию адаптации выполняет экономика. Теоретически не существует предела для подразделения систем, и Парсонс детально описывает структуру экономики и отношения между экономикой и другими подсистемами социальной системы. Парсонс полагает, что системы социального действия тяготеют к равновесию даже в том случае, если они никогда не достигают его в действительности, и что социальное изменение  есть движение от одного состояния равновесия к другому. Изменение в системе осуществляется посредством дифференциации, и в своих более поздних работах Парсонс для описания возникающих в результате дифференциации прогрессивных изменений в обществе использовал эволюции теорию. Критические замечания в адрес Парсонса заключались в следующем: (1) его теория является «большой теорией», не имеющей применения в эмпирических исследованиях; (2) Парсонс придает слишком большое значение ценностям и нормам; (3) он не уделяет достаточного внимания социальному конфликту; (4) ему не удалось согласовать теорию действия и теорию системы, и в сущности он рассматривает действия индивида как детерминируемые структурой; (5) функционализм Парсонса телеологичен (см.: Телеология). См. также: Действия теория; Деятель/ Социальный деятель.

Социологический словарь. — М.: Экономика. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. 2004.

  • ПАРК Роберт Э.
  • ПАСТОРАЛИЗМ

Смотреть что такое «ПАРСОНС Толкотт» в других словарях:

  • Парсонс, Толкотт — Толкотт Парсонс Talcott Parsons Дата рождения: 13 декабря 1902(1902 12 13) Место рождения: Колорадо Спрингс Дата смерти …   Википедия

  • Парсонс, Толкотт — (1902 1979) один из основоположников современной социальной науки. Ученый стоял у истоков зарождения профессиональной социологии, создания Американской социологической ассоциации, президентом которой являлся. Создатель теории действия и системно… …   Политология. Словарь.

  • Парсонс Толкотт — (Parsons) (1902 1979), американский социолог теоретик, один из главных представителей структурно функционального анализа в социологии. С 1927 в Гарвардском университете. Основные сочинения: «Структура социального действия» (1937), «Социальная… …   Энциклопедический словарь

  • Парсонс Толкотт — Талкотт Парсонс Талкотт Парсонс (англ. Talcott Parsons, 13 декабря 1902, Колорадо Спрингс  6 мая 1979, Мюнхен)  американский социолог теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и… …   Википедия

  • Парсонс Толкотт — Парсонс (Parsons) Толкотт (родился 13.12. 1902, Колорадо Спрингс, Колорадо), американский социолог теоретик, один из главных представителей структурно функционального направления в социологии. Президент Американской социологической ассоциации… …   Большая советская энциклопедия

  • Парсонс, Толкотт — ПАРСОНС (Parsons) Толкотт (1902 79), американский социолог теоретик. Разработал теорию человеческого действия как самоорганизующейся системы, специфика которой состоит в символичности (символические механизмы регуляции язык, ценности),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПАРСОНС Толкотт — (1902 1979) амер. бурж. социолог, один из создателей структурно функциональной школы в социологии. П. сводил соц. структуру к взаимодействию людей в рамках определенных институтов, к рыс устанавливают нормы поведения индивидов. Религия… …   Атеистический словарь

  • Парсонс Толкотт — (Parsons, Talcott) (1902 79), амер. социолог, выдающийся представитель функционализма. Предпринял попытку решить проблему социального порядка в об ве с учетом всех аспектов человеческого поведения, как индивидуального, так и группового. Интересы… …   Народы и культуры

  • ПАРСОНС (Толкотт) — американский социолог (р. Колорадо Спрингс, 1902 1979). Развивал «социологию действия», определяющую действие тем смыслом или резонансом, которые индивидуальное действие находит внутри некоторой группы. Не существует действия без «группы» …   Философский словарь

  • Парсонс Толкотт — ( 1902 1979) – американский социолог. Развивал социологию действия, определяющую действие тем смыслом или резонансом, которое индивидуальное действие находит внутри некоторой группы, т.е. не существует действие «без группы» …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Парсонс, Толкотт — Википедия. Что такое Парсонс, Толкотт

То́лкотт Па́рсонс (англ. Talcott Parsons; 13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 8 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии.

Биография

Родился 13 декабря 1902 года в Колорадо-Спрингс. Его родителями были Эдвард Смит Парсонс (1863—1943) и Мари Августа Ингерсоль (1863—1949). Его отец работал в Йельской Школе Богословия и был посвящён в сан конгрегационалистского служителя, был первым служителем данного сообщества в Грили, Колорадо. К моменту рождения Т. Парсонса Эдвард С. Парсонс был профессором английского языка и вице-президентом колледжа. В период пребывания на посту служителя в Грили Эдвард Парсонс проявил интерес к движению социальной проповеди и относился довольно враждебно к социализму как идеологии[5]. Семья Парсонсов относилась к одним из древнейших семейств в истории Америки; его предки были одними из первых, кто прибыл из Англии в первой половине 17 века[6].

Т. Парсонс изучал биологию и философию в Амхерстском колледже, затем учился в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. В 1927 году получил в Гейдельберге степень доктора философии по социологии и экономике.

В 1927—1973 годах преподавал в Гарварде, где создал и возглавил междисциплинарный Отдел социальных отношений.

Парсонс был членом Исполнительного Комитета Гарвардского Центра Русских Исследований с 1948-го года, директором которого был его близкий друг и коллега Клайд Клахон. Парсонс побывал в ГДР летом 1948-го года, где был контактным лицом заинтересованных в русских беженцах в Германии[7]. Среди людей, с которыми ему довелось поговорить за время пребывания в Германии, были участники армии Власова — антисоветской армии, сотрудничавшей с Германией. Будучи в Германии, Парсонс отправил много писем Клахону, отчитываясь об этом интеллектуальном «расследовании».

В 1962—1968 годах несколько раз был в СССР, в частности выступал на семинаре Ю. А. Левады в Институте социологии в Москве, встречался на семинаре в Ленинграде с И. С. Коном.

Парсонс был сторонником профессионализации социологии и её экспансии в американские академические круги. Был избран президентом Американской социологической ассоциации в 1949 году и являлся секретарем Ассоциации в 1960—1965 гг.

Скончался Парсонс от инсульта 8 мая 1979 года, будучи в Мюнхене, где он отмечал 50-летие своего Гейдельбергского диплома.

В 1950—1970-е годы — крупнейшая фигура теоретической социологии, наиболее известный и влиятельный из американских социологов. Труды Парсонса переведены на многие языки, они составляют основу в изучении социологической теории и истории социологической мысли.

Семья

Женился в 1927 году. В семье родились трое детей: Анна, Чарльз и Сьюзан. Его сын Чарльз Парсонс был выдающейся фигурой в области математической философии и экспертом по философии Иммануила Канта. Дочь Анна покончила собой в июне 1964-го в возрасте 33 лет.

Научная деятельность

Теория Парсонса базируется на методологических принципах волюнтаризма и эпистемологических принципах аналитического реализма. Теория Парсонса была попыткой создать баланс между двумя основными методологическими традициями: утилитарно-позитивистской и герменевтико-идеалистической. Для него волюнтаризм был третьей альтернативой между этими двумя традициями. Парсонс представил теорию социальной эволюции и конкретную интерпретацию «побудительных механизмов» и направлений всемирной истории. Синтезировав теоретические подходы Макса Вебера (труды которого он переводил), Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето, Альфреда Маршалла, Зигмунда Фрейда, разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее — для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины.

На раннем этапе исследований Парсонс стремился найти определённый компромисс между «социологизмом» Э. Дюркгейма, жёстко детерминировавшим человеческое поведение влиянием внешней социальной среды, и «понимающей» теорией социального действия М. Вебера, описывающей человеческое поведение через соответствие «идеальным типам». На ранние работы Парсонса значительное влияние также оказали В. Парето, предлагавший сходную с веберовской модель деления человеческих действий по мотивации на «логические» и нелогические, А. Маршалл, Г. Зиммель, З. Фрейд.

Сочинения Парсонса написаны весьма сложным языком, которые иногда скучно читать из-за множества частных деталей, событий и персоналий, что вызывает затруднения даже у заинтересованных читателей. Парсонс предстаёт неисправимым схоластом и любителем эзотерических текстов. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всём её многообразии. Однако в эмпирическом исследовании и повседневной социологической практике ни один социолог не пользуется этой системой, предпочитая менее ёмкие, но более оперативные частные теории.

Структурный функционализм

Структурный функционализм:

  • высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;
  • социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;
  • тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

Требования к обществу:

  • Общество должно быть приспособлено к среде.
  • У общества должны быть поставлены цели.
  • Все элементы общества должны быть скоординированы.
  • Ценности в обществе должны сохраняться.

Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

Теория социального действия

Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат.

Поведение — система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам.

Теория социального действия

Подсистемы социального действия:

  • биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека).
  • система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей).
  • социальная система — совокупность образцов поведения, социальных норм, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция).
  • система культуры — культурные ценности и традиции, необходимые для стабильного функционирования общества.

Социальный порядок

Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости.

У Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).

Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).

Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов:

  • Тенденции социальной системы к самосохранению.
  • Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие).

Типовые переменные — понятие, объединяющее социальное действие и социальную систему; фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается актор социального действия.

  1. Партикуляризм (или универсализм) — акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм).
  2. Поступки человека — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества.
  3. Аффективная нейтральность или аффективность — акторы могут находиться в определённых отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность).
  4. «Диффузность» или специализация — индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлечённостью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация).
  5. Ориентация на себя или ориентация на группу — эгоистические и альтруитические действия.
  6. Аскриптивное или достигнутое.

Социальные системы

Социальные системы — институциональные системы, рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.

Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.

На социальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции).

Социетальная общность — ядро всей социальной системы — это система или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы. В качестве обобщённого средства взаимообмена между людьми здесь признаются «влияние» и «солидарность», а не деньги, власть или ценностные качества.

Критика

После своего создания теория Парсонса подвергалась всевозможной и всесторонней критике. Буквально каждый последующий теоретик социологии считал необходимым добавить свой вклад в критическую негативацию парсонианской концепции, в результате чего родилась пословица: «Если ты не критиковал Парсонса, то ты не социолог».[источник не указан 3052 дня]

Научные труды

  • The Structure of Social Action (1937)
  • Essays in Sociological Theory, Pure and Applied (1949)
  • Toward a General Theory of Action (К общей теории действия) (1951, в соавторстве с Э. Шилзом)
  • The Social System (1951)
  • Working Papers in the Theory of Action (1953, в соавторстве с Э. Шилзом и Р. Ф. Бейлзомruen)
  • Family, socialization and interaction process (1955, в соавторстве с Р. Ф. Бейлзом)
  • Economy and Society (1956, в соавторстве с Н. Смелзером)
  • Structure and Process in Modern Societies (1960)
  • Theories of society; foundations of modern sociological theory (1961)
  • Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives (1966)
  • The Negro American (1966, в соавторстве с К. Б. Кларком)
  • Sociological Theory and Modern Society (1968)
  • Politics and Social Structure (1969)
  • The System of Modern Societies (1971)
  • The American University (1973, в соавторстве с Д. М. Платтом)
  • Social Systems and the Evolution of Action Theory (1977)
  • Action Theory and the Human Condition (1978)
  • Talcott Parsons on institutions and social evolution: selected writings / Leon H Mayhew, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1982
  • Readings from Talcott Parsons / Peter Hamilton, ed. London: Tavistock Publications, 1983

Переводы

  • Общетеоретические проблемы социологии// Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Р.К. Мертон, Л.Брум., Л. С. Котрелл (ред.). — М.: Прогресс, 1965. — с.25-67.
  • Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Под ред. Т.Парсонса. — М.: Прогресс, 1972
  • Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения// THESIS, 1993, вып. 2 (англ. The Concept of Society: The Components and Their Interrrelations, 1966)
  • Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества// Американская социологическая мысль. — М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. — с.462-525
  • Система современных обществ. — М.: Аспект-Пресс, 1997
  • О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000.

Примечания

Литература

на русском языке
на других языках
  • Black M. The social theories of Talcott Parsons; a critical examination. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1961
  • Rocher G. Talcott Parsons and American Sociology. New York: Barnes & Nobles, 1975
  • Explorations in general theory in social science: essays in honor of Talcott Parsons/ Jan J.Loubser, ed. Vol.1/2. New York: Free Press, 1976
  • Menzies K. Talcott Parsons and the social image of man. London; Boston: Routledge & K. Paul, 1976
  • The Theory of Social Action: The correspondence of Alfred Schutz and Talcott Parsons/ Grathoff R., ed. Bloomington; London: Indiana UP, 1978.
  • Bourricaud F. The sociology of Talcott Parsons. Chicago: University of Chicago Press (англ.)русск., 1981
  • Lackey P.N. Invitation to Talcott Parsons’ Theory. Houston: Cap and Gown Press, 1987
  • Robertson R., Turner B.S. Talcott Parsons: theorist of modernity. London; Newbury Park: Sage Publication, 1991
  • Holmwood J. Founding sociology?: Talcott Parsons and the idea of general theory. London; New York: Longman, 1996.
  • Agenda for sociology: classic sources and current uses of Talcott Parsons’s work/ Bernard Barber, Uta Gerhardt, eds. Baden-Baden: Nomos, 1999
  • Talcott Parsons: zur Aktualität eines Theorieprogramms/ Helmut Staubmann, Harald Wenzel (Hrsg.). Wiesbaden: Westdt. Verl., 2000
  • Fararo T.J. Social Action Systems: Foundation and Synthesis in Sociological Theory. Westport: Praeger, 2001
  • Gerhardt U. Talcott Parsons: an intellectual biography. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2002
  • After Parsons—a theory of social action for the 21st century/ Renée C. Fox a.o., eds. New York: Russell Sage Foundation, 2005.

Глава 14. Социальная система Толкотта Парсонса — Мегаобучалка

и структурный функционализм………………………………………………………. 318

1. Идейные истоки и формирование функциональных

представлений в социологии………………………………………………………………. 318

Дискуссии о содержании функционализма………………………………………… 321

Современный функционализм

и его концептуальный аппарат………………………………………………………….. 323

Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса……………………………. 326

Синтез Парсонсом представлений о социальном

действии, взаимодействии и социальной системе…………………………… 328

Уровни анализа социального действия, по Парсонсу……………………….. 331

Характеристика главных проблем

социальной системы……………………………………………………………………………. 331

2. Идеологическая и теоретико-содержательная

критика функционализма……………………………………………………………………. 332

Ревизия структурного функционализма с точки

зрения идеи социального изменения……………………………………………………. 332

Литература………………………………………………………………………………………….. 338

Глава 15. Джордж Мид и символический интеракционизм……….. 340

1. Историко-философские позиции…………………………………………………….. 340

2. Творчество…………………………………………………………………… ……………….. ….344

Антропология коммуникации;

социальная психология………………………………………………………………………… 344

Инструментальная деятельность;

деятельность и практика…………………………………………………………………… 349

Универсалистская этика…………………………………………………………………….. 354

Наука как идеал……………………….. ,………………………………………………………… 358

История влияния Мида………………………………………………………………………… 361

Литература………………………………………………………………………………………….. 367

Содержание

XI

 

16. Социологическая концепция Раймона Арона………………………. 369

1. Вехи биографии……………………………………………………………………………….. 369

2. Жизненные позиции………………………………………………………………………… 371

3. Отношение к предшественникам……………………………………………………. 373



4. Полемика с марксизмом………………………………………………………………….. 379

5. Социально-политическая концепция…………………………………………….. 381

6. Типология политических режимов………………………………………………… 386

7. Анализ глобальных социальных проблем……………………………………. 389

Литература…………………………………………………………………………………………. 392

Глава 17. Теория социального обмена и бихевиористская

социология: Джордж Хоманс и Питер Блау………………………………….. 393

1. Краткое содержание……………………………………………………………………….. 393

2. Скиннер и бихевиоризм………………………………………………………………….. 394

3. Социология поведения……………………………………………………………………. 397

4. Основные концепции………………………………………………………………………. 397

5. Модификация поведения………………………………………………………………… 400

6. Теория обмена…………………………………………………………………………………. 401

7. Хоманс и Дюркгейм………………………………………………………………………… 401

8. Хоманс и Леви-Стросс……………………………………………………………………. 402

9. Хоманс и структурный функционализм………………………………………… 404

 

10. Основные постулаты Хоманса…………………………………………………….. 405

11. Постулат успеха……………………………………………………………………………. 408

12. Постулат стимула…………………………………………………………………………. 409

13. Постулат ценности……………………………………………………………………….. 409

14. Постулат депривации — пресыщения…………………………………………. 410

15. Постулат агрессии — одобрения………………………………………………… 410

16. Критика хомансовой теории общества и культуры…………………… 411

17. Парсонс против Хоманса……………………………………………………………… 412

18. Теория интегративного обмена Блау……………………………….. w…….. …..413

19. Критика хомансовской теории сознания……………………………………. 418

20. Теория интегративного обмена

и символический интеракционизм…………………………………………………….. 418

21. Современное состояние бихевиористских теорий…………………….. 421

22. Резюме……………………………………………………………………………………………. 423

Литература………………………………………………………………………………………… 424

Глина 18. Социология знания Карла Маннгейма……………………….. 428

1. Социальная реконструкция……………………………………………………………. 435

2. Интеллектуальная жизнь Будапешта……………………………………………. 438

3. Влияние различных

интеллектуальных течений………………………………………………………………… 442

Литература………………………………………………………………………………………… 448

Содержание

Глава 19. Социология Эриха Фромма……………………………………………. 449

1. Творческий путь………………………………………………………………………………. 449

2. Принципы социальной теории……………………………………………………….. 450

3. Категория «человеческой ситуации»…………………………………………….. 453

4. Альтернативы человеческого существования………………………………. 455

5. Социальный характер……………………………………………………………………. 456

6. Социальное здоровье……………………………………………………………………… 458

7. О социальном бессознательном……………………………………………………… 459

8. Дерепрессия……………………………………………………………………………………… 462

9. Фромм и современность………………………………………………………………….. 463

Литература……………………………………………………………………………. _………… 464

Глава 20. Интегральная социология

Питирима Сорокина………………………………………………………………………….. 465

Литература…………………………………………………………………………………………. 485

Глава 21. Карл Маркс и неомарксизм…………………………………………….. 489

1. Проблема рационализации общества

в «критической теории»………………………………………………………………………. 492

2. Гуманизм и «экономический детерминизм»………………………………….. 497

3. Ближе к истории………………………………………………………………………………. 502

4. Проблема отчуждения……………………………………………………………………. 506

Литература…………………………………………………………………………………………. 510

Глава 22. Заключительная……………………………………………………………….. 511

1. Основные направления и особенности современной
западной теоретической социологии………………………………………………………. 511

2. Конфронтация социологических теорий.

Макротеории……………………………………………………………………………………….. 512

3. Конфронтация социологических идей.

Микротеории……………………………………………………………………………………….. 522

4. Когерентность современных социологических теорий……………….. 531

Литература……………………………………………………….. :………………………….. 543

Именной указатель……………………………………………………………………………. 548

Предметный указатель……………………………………………………………………… 554

 

 

Введение

Развитие социологической науки в нашей стране показало огромную потребность в подобной работе как со стороны профессиональных социологов, так и учебного процесса в вузах, готовящих социологов и специалистов смежных дисциплин.

При подготовке настоящего издания, посвященного становлению социологической науки Западной Европы и США в XIX — начале XX века, были привлечены материалы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по истории социологии. Главными критериями для включения школ и персоналий в состав настоящей работы были, во-первых, значительное приращение знаний и возможностей, предложенных данным автором или школой, и, во-вторых, значительный вклад в институционализацию социологии как самостоятельной научной дисциплины.

Известно, что как самостоятельная академическая наука социология ведет свое начало с середины XIX века.

Огюст Конт (1798—1857) — мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология», неожиданно резко противопоставил новую дисциплину философии. Основная идея Конта — отделение «науки» от «метафизики» и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т. е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные Эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании Взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он полагал общество, человечество. Социологическая теория Конта состоит из двух частей: «социальной статики» и «социальной динамики». Основной интерес французского мыслителя направлен на динамику. Первичный фактор социальной динамики — духовное, умственное развитие. Ко вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и пробуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека.

Середина и вторая половина XIX в. в интеллектуальной истории Запада — время почти всеобщего увлечения успехами есте

Введение

ствознанияи расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под определяющим влиянием которого развивалась тогдашняя социология.

Эволюционная теория Ч. Дарвина заставила ученых обратить внимание на тот простой факт (игнорировавшийся ранее вследствие господства теологического мировоззрения), что между человеком и животным имеется не только различие, но и сходство, что человек — продукт длительной биологической эволюции и одно из звеньев ее цепи. Эволюционная теория стала одним из основных факторов идейного климата второй половины XIX в. Эволюционизм как ведущее направление общественной мысли того времени опирался на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве метода естественных и общественных наук, подрывая тем самым провиденциалистские и финалистские объяснения развития

В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию стали рассматривать как продолжение или составную часть биологической эволюции.

Выдвижение на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки служит основанием для классификации натуралистических школ. Так, биоорганическая школа особое значение приписывала структуре социального целого, расово-антропологическая — влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь, социальный дарвинизм — борьбе за существование и естественному отбору, географическая школа — географической среде и пространственному размещению людей и т. д.

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820—1903).

Эволюция для английского социолога — универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом.

Плодотворной была догадка о том, что процесс развития («разрастания») любой единицы или совокупности единиц сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем он более сложен. Далее, как только его части становятся непохожими друг на друга, они начинают взаимозависеть друг от друга. Так, в простых обществах, где составные части однородны, они могут легко взаимозаменяться. В сложных же обществах неудачные действия одной части не могут быть компенсированы действиями другой их части. Поэтому слож

________________________ Введение_________________________ 3

ные общества более уязвимы и хрупки по своей структуре, чем их более ранние и менее сложные предшественники. Возрастающая взаимозависимость элементов в сложных обществах и, следовательно, уязвимость, привносимая этой взаимозависимостью, делают необходимым создание некой регулирующей системы, которая контролировала бы действия составляющих частей и их координацию. Такая координация аналогична координации в живом организме.

Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и общества «индустриальные», где контроль и централизация слабее.

Со временем спенсеровская концепция «однолинейной» эволюции, т. е. непрерывного поступательного движения обществ, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда.

Спенсер подобно Дарвину выдвинул идею «естественного отбора» наиболее приспособленных. Увеличение населения стимулирует все большую социальную активность: требуется все большая изобретательность, чтобы выжить. Наименее развитые группы и индивиды вымирают, поэтому общий уровень развития и интеллекта должен постепенно возрастать. Выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но этот прогрессивный эволюционный механизм разрушится, если будет допущено государственное вмешательство.

Спенсер внес несомненный вклад в социологию знания. В своих трудах он отвел много места проблеме объективности социального исследователя, освобождения его от возможной исторической И классовой предвзятости.

Большое распространение в конце XIX—начале XX вв. получила психологическая социология, ее различные направления. В нестоящей работе рассматриваются, в частности, такие ее школы, как: психологический эволюционизм, инстинктивизм, «психология Hародов», групповая психология, интеракционизм.

Психологический эволюционизм являлся попыткой редуцирования, сведения социальных явлений к процессам и проявлениям

чисто психологическим. При всей ограниченности этого подхода заслугой данной школы явилось то, что ее авторы впервые поставили вопрос о существовании и необходимости изучения общественного сознания.

Главные представители этого направления — Л. Уорд и Ф. Гиддингс. Так, по мнению Лестера Уорда (1841—1913), высшая ступень эволюционной лестницы — социогенная, синтез всех сил, сложившихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Специфика этой новой социальной реальности — в наличии целеполагания, которого не было в действиях слепых природных сил. Тем самым природные процессы преобразуются в телические (от telos — цель), т. е. социальные, имеющие характер целевого действия человека. Кроме индивидуального целеполагания существует коллективное, носителем его является государство. Уорд предпринял попытку преодолеть теоретический разрыв между понятиями «процесс» и «структура», интерпретируя их в психологических терминах: «чувства», «эмоции», «нужды», «желания» и т. д. Последние, будучи психическими силами, выступают в качестве мотивов человеческих действий и взаимодействий, порождают социальные структуры (группы) и процессы и тем самым становятся силами социальными.

Франклин Гиддингс (1855—1931) пытался найти элементарный принцип для построения всеохватывающей социологической схемы. Таким принципом он считал «сознание рода» или, что то же самое, «социальный разум», понимая под ним «чувство тождества», испытываемое индивидами друг к другу. Общество, по мнению Гиддингса, — это особого рода организация, представляющая отчасти продукт «бессознательной эволюции», отчасти результат «сознательного плана», поэтому социология должна соединить в себе как объективное, так и субъективное объяснения. Динамика человеческих групп — это взаимодействие двух типов «сил»: социализирующих и социальных. Первые — внешние условия, которые порождают группу, развивают организацию и способствуют социализации. Примеры: почва, климат, стремления и страсти индивидов. Вторые — влияния группы, которые направляют поведение индивидов к достижению групповых целей. Примеры: общественное мнение, законодательство. По степени развития «сознания рода» Гиддингс различает в обществе четыре класса: «социальный», состоящий из людей, защищающих существующий социальный строй; несоциальный — из тех, кто равнодушен к делам общества; «псевдосоциальный» — из тех, кто стремится жить за счет общества; «антисоциальный» — из тех, кто ненавидит общество. Особое значение он придавал применению в социологии статистических методов.

Инстинктивизм выводил все социальные проявления человека из заложенных в человеческую природу инстинктов, и главным

Введение 5

стремлением этой школы была попытка классификации, типологизации инстинктов, имеющих социальный характер, а также сопутствующих им эмоций и аффектов. Важным вкладом этого направления в развитие социологии был акцент на изучении роли социального бессознательного в поведении людей.

«Психология народов» была одной из первых попыток концептуализировать и начать конкретное исследование взаимодействия культуры и индивидуального сознания. Ценна была прежде всего сама установка на сближение психологических, этнографических, лингвистических, историко-филологических и антропологических исследований.

В конце XIX в. становится все яснее, что ни психология индивида, ни абстрактный «народный дух» не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Отсюда растущий интерес к изучению непосредственно явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу.

Школа групповой психологии представлена прежде всего именами Г. Лебона, Ч. Ломброзо, Л. Сигеле. По мнению Гюстава Лебона (1841—1931), европейское общество вступает в новый период своего развития — в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

Групповая психология конца XIX — начала XX в. не исчерпывалась, однако, спекулятивными построениями этого типа. Исследованию подвергаются не только аморфная «толпа», но и конкретные человеческие группы, диады и триады, а также сами процессы межличностного взаимодействия — такие, как психическое заражение, внушение и подражание.

Элементарным социальным отношением, по Габриэлю Тарду (1843—1904), является передача или попытка передачи верования пли желания. Простейшая модель такого отношения — состояние гипнотического сна («Общество — это подражание, а подражание — своего рода гипнотизм»).

Всякое нововведение, считает он, есть продукт индивидуального творчества. Единственный источник последнего — творческий акт воображения одаренной личности. Успешная адаптация новшества вызывает волну повторений, принимающих форму «подражания». Наблюдения Тарда во многом предвосхитили дальнейшее развитие теории массовых коммуникаций и психологии общения.

Теория подражания выходит за рамки интрапсихических процессов, делая предметом и единицей социологического исследования не отдельно взятого индивида, а процесс межличностного взаимодействия.

Введение

 

Попыткой соединить психологизм с органицизмом была зародившаяся в США интеракционистская ориентация. В центре ее внимания стоит процесс взаимодействия индивидов (отсюда и ее название). Личность, выступающая субъектом этого взаимодействия, понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли. Противопоставление индивида и общества уступает место идее их взаимопроникновения.

Отказавшись от биологизации общества, психосоциологи пытались преодолеть ограниченность эволюционизма; их теоретические концепции приобретали все более аналитический характер. Важнейшим положительным результатом этого было рождение социальной психологии как самостоятельной дисциплины, хотя, возникнув на стыке социологии и психологии, эта новая дисциплина еще долго не имела четко очерченного предмета, тяготея поочередно к обеим своим «прародительницам».

Заметным явлением рубежа XIX—XX вв. в социологии стал кризис эволюционизма и связанные с ним антипозитивистские течения.

. Идея общего кризиса культуры и связанная с ней конфронтация рационалистического и исторического подходов к обществу охватила всю европейскую социальную мысль, однако острее всего формулировалась и переживалась в Германии.

Сторонникам рационалистического подхода, опиравшимся на идеи Просвещения, было свойственно признание естественных прав человека и самовластия народа, его права на установление разумных законов и разумного общественного устройства, соответствующего человеческой природе. Приверженцы исторического подхода, наиболее ярко выразившегося в работах исторической школы права, напротив, подчеркивали важность традиционных норм и принципов человеческого общежития и необходимость существования исторически сложившихся форм государственного и правового регулирования общественной жизни.

Суть полемики между позитивистами и антипозитивистами состояла в том, что позитивисты защищали принцип единства научного знания, пытались распространить на социальные явления естественно-научные методы исследования, что, собственно, и дало начало натурализму в социологии; а антипозитивисты, в противовес этому подходу, противопоставляют социальные и естественные науки. Антинатурализм акцентируется на познании индивидуального, уникального.

В социологии (особенно немецкой) конца XIX в. эта дискуссия оказалась особенно выпукло представленной в полемике формальной и понимающей социологии. Первую наиболее ярко представляли Г. Зиммель и Ф. Теннис, а вторую — М. Вебер.

I

Введение

Организационное становление школы формальной социологии
связано в первую очередь с именем Фердинанда Тенниса (1855—
1936). ;

Чрезвычайно активный и плодовитый автор, Теннис поставил целью соединить преимущества рационального научного метода с Историческим взглядом на социальный мир.

Первостепенное значение Теннис придает понятию воли. Волю Теннис понимает отнюдь не как чисто психологический фактор. Хотя он и пишет постоянно о том, что без воли нет человеческого Поведения, воля в его концепции — понятие, лишенное непосредственно психологического смысла.

Поскольку Теннис фактически (вслед за Спинозой) отождествил волю и разум, это означало, что побуждение к совместной социальной жизни, социальному взаимодействию, «обществлению»,

Теннису (как и образование государства, по Гоббсу), идет не от освященной церковью традиции, как утверждает политическая философия реакционного романтизма (и не от Бога, как то утверждали противники Гоббса — схоласты), а от разума.

Теннис различает волю, поскольку в ней содержится мышление, и мышление, поскольку в нем содержится воля. Первый тип •или он называл «сущностной», второй — «избирательной». Община — это тип социальной общности, где господствует первый тип воли, а общество — где господствует второй. В общине социальные связи основаны на привязанности, душевной склонности, в обществе — на рациональном обмене, смене находящихся во владении вещей. Эти два типа связи характеризуют не только отношения людей друг к другу, но и отношения их к обществу. В общине социальное целое предшествует частям, в обществе, наоборот, целое складывается из частей.

Свобода от ценностей как принцип научной социологии следовала у Тенниса из принципов объективности и натурализма. Во-первых, чисто конструктивный подход должен стать надежным заслоном от произвольного, т. е., по сути дела, обусловленного какими-то изначальными оценками вычленения из реальности связей и отношений, положенных в основу социологической конструкции. Во-вторых, подход к социальной жизни как к природному явлению заставлял исследователя отрешиться от потребностей социальной практики, от любого рода оценочных позиций и искать

предмете его собственную логику так, как будто бы она вовсе чужда логике социальной жизни, социальной практики.

Последовательное проведение этих двух принципов должно было, но Теннису, отделить научную социологию от этики, с одной стороны, и от политики — с другой.

Особый интерес представляют взгляды немецкого социолога Георга Зиммеля (1858—1918). Социология, считал Зиммель, долж-

Введение

 

на конституироваться не традиционным путем — путем выбора не «занятого» другими социальными науками предмета, а как метод науки, не обладающей своим собственным содержанием. С этой точки зрения, все предметы каждой из социальных наук являются особым образом оформленными «каналами», по которым течет общественная жизнь. Напротив, то новое социологическое видение, которое предлагает Зиммель, имеет своей задачей изучение закономерностей, недоступных каждой из этих наук.

Цель социологического метода — выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм «социации», или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии.

Согласно Зиммелю, его концепция, с одной стороны, гарантирует четкость отделения социологии от других социальных наук, поскольку она изучает чистые формы «социации», с другой — позволяет провести границу между науками об обществе, в которых возможно применение социологического метода, и науками о природе.

Классиком «социологической школы», завоевавшим прочные позиции во французском обществоведении, является Эмиль Дюркгейм (1858—1917).

К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое ими на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Введение

В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача — не только исследование социальных фактов. Социология вооружает все другие общественные науки методом и теорией.

При разделении труда в современном обществе Дюркгейм Подчеркивал и выделял аспект солидарности. Разделение труда, согласно Дюркгейму, — это тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного религиозного сознания, создает желаемую общественную связь, групповую солидарность, компенсирующую все недостатки, связанные с узкой специализацией. Понятие солидарности становится осью, вокруг которой строится весь анализ разделения труда, определение его функций.

Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, признаваемой всеми членами общества. Поскольку потребность в общественном порядке, гармонии, солидарности «всеми считается за моральную», постольку морально и само разделение труда.

Личность и общество, считал Дюркгейм, находятся в отношениях взаимозависимости, каждая сторона заинтересована в развитии и процветании другой.

Он выступил в роли обличителя неизбежного морального зла, вытекающего из специализации и дифференциации производства.

По мнению Дюркгейма, превращение человека в придаток машины невозможно смягчить или сгладить предоставлением рабочим общего образования, развитием у них интереса к искусству, i литературе, потому что приобщение к культуре делает еще более нетерпимыми узкие границы специализации.

Как же устранить противоречие между разделением труда, увеличивающейся специализацией функций работающего и потребностями развития его личности? Разделение труда, согласно Дюркгейму, само по себе не влечет отрицательных последствий. Они возникают только при исключительных и ненормальных условиях. Важным условием солидарной, согласованной деятельности работающих является соответствие выполняемых ими функций их способностям и наклонностям.

Дюркгейм вместе с тем настаивал на том, что дифференциации общества покоится не на социальных привилегиях, а на тех преимуществах, которые обусловливаются индивидуальными способностями каждого.

Таким образом, равенство, справедливость и свобода в представлении Дюркгейма — основы общественного устройства высшеготипа организации, к которому приблизилось современное промышленное общество. Он выступил в роли обличителя неизбеж-

Введение

ного морального зла, вытекающего из специализации и дифференциации производства.

Один из самых влиятельных теоретиков социологии — Макс Вебер (1864—1920). Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу — сочетать и общее, и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов.

Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической рефлексии.

Из его методологических конструкций важна концепция «понимания». Он использовал это понятие, заимствованное из герменевтики, как метод не только интерпретации смысла и структуры авторских текстов, но как раскрытия сущности всей социальной реальности, всей человеческой истории. Полемизируя с интуитивистской трактовкой «пониманиями», Вебер утверждал рационалистический характер данной операции: скорее, систематическое и точное исследование, чем просто «переживание» текста или социального феномена. Противоречивость этого веберовского понятия обусловила разнонаправленность влияния Вебера; среди его интерпретаторов есть сторонники как более узкого, культурологического (символический интеракционизм), так и более широкого, глобально-социетального (структурный функционализм) толкования термина «понимание».

Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению, и т. п.). Идеальный тип возникает индуктивно из реального мира социальной истории, а не из абстрактных теоретических построений. Он не должен иметь ни слишком общего (например, история религии в целом), ни слишком частного (индивидуальный религиозный опыт) характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен (в религии это отдельное направление: кальвинизм, методизм, баптизм). Это — преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феноме-

Введение

 

ну. По мнению Вебера, чем более преувеличен идеальный тип, тем выше его эвристическая ценность, тем более полезен он для конкретного исторического исследования.

Понятие это, по Веберу, не статическое, а динамическое. Поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, постольку необходимо развивать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности.

Как известно, современная американская социология сформировалась в значительной степени благодаря развитию веберовской Концепции свободы от ценностных суждений. Однако сам Вебер не отрицал полностью значения оценок. Он лишь считал, что процедура исследования разделяется на три этапа. Ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования. Процесс же сбора данных, точное наблюдение, систематическое сравнение данных должны быть беспристрастны. Веберовское понятие «отнесение к ценности» означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей.

Основа социологической теории Вебера — это концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

В трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации («рационализации») общества. Важная категория, введенная Вебером научную терминологию, — «рациональность».

Социологическая система Вильфредо Парето (1848—1923), по замыслу, должна была положить конец метафизическим и Спекулятивным рассуждениям об обществе, занимавшим доминирующие положение в социально-политической мысли XIX в. Парето стремился разработать такие принципы построения социологического знания, которые обеспечили бы его достоверность, надежность и обоснованность. Поддерживая в целом концепцию общественной науки, созданную основоположниками позитивизма — Контом, Миллем и Спенсером, Парето справедливо критиковал их за непоследовательность в проведении принципа эмпирической обоснованности знания.

Метод, при помощи которого итальянский социолог намеревался открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения обществ, он назвал логико-экспериментальным. Стремясь сделать социологию такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдал логические правила при переходе от наблюдений к обобщени-

Введение

 

ям. Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов и поэтому подлежат устранению.

Как и большинство позитивистов, Парето требовал отбросить! понятия «абсолютный», «необходимый», поскольку они заключают в себе априорное содержание — признак метафизики и теологии.

Понятие причинности, поскольку оно выражает отн

Структурный функционализм т. Парсонса

Толкотт Парсонс (1902-1979) – центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель самой школы с множеством учеников. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении.

Структурный функционализм по Толкотту Парсонсу:

  • высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;

  • социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;

  • тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Далее мы подробнее рассмотрим единичные элементы и затрагиваемые вопросы его теории.

Согласно Парсонсу, человеческое действие – это сложная система, подсистемами которой являются организм (биологическая система, обеспечивающая физическую возможность действовать), личность (психическая система, обеспечивающая выработку целей действия), социальная система (нормативная система, обеспечивающая комбинацию целей и средств действия, приемлемую с точки зрения окружающих), культура (ценностная система, обеспечивающая поддержание в качестве традиций целей, средств и норм, регулирующих действие).

Если рассматривать с точки зрения концепции действия система для Парсонса есть любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Потребности личности выступают как переменные в социальной системе. Парсонс и другие исследователи стремились не только разработать правила для функционального анализа любой социальной системы, но и определить совокупность необходимых условий для «функциональных предпосылок», для всех социальных систем. Эти условия, необходимые для работы любой такой системы, относятся не только к социальной системе как таковой, но и к ее членам. Социальная система, как подсистема общей системы действия, состоит из четырех подсистем, поскольку любая система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия:

1. Система должна быть адаптирована к окружающей среде, то есть в случае социальной системы должна быть приспособлена к особенностям природы человека как биологического организма и как личности, к особенностям физикоорганической среды обитания людей, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает, к особенностям культуры как системы ценностей.

2. Система должна быть саморегулируемой, то есть при изменении в окружающей среде в системе должны вырабатываться цели – направления изменений структуры и функционировать механазмы реализации этих целей.

3. Система должна быть внутренне интегрирована, то есть между ее элементами должны поддерживаться устойчивые связи, и функционирование элементов должно быть скоординированным.

4. Система должна быть структурно стабильной, то есть в состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время.

Эти четыре требования обуславливают необходимость осуществления в любой социальной системе четырех функций, которые Парсонс назвал, соответственно:

  1. Адаптация

  2. Целедостижение

  3. Интеграция

  4. Поддержание латентного образца

По первым буквам английских названий функций «adaptation», «goal attainment», «integration», «latent pattern maintenance» концепцию Парсонса принято именовать схемой AGIL. Схема AGIL может служить универсальным аналитическим инструментом. С ее помощью можно исследовать, например, общество как систему, в которой экономика выполняет функцию адаптации (А), обеспечивая людей средствами к существованию; политика – функцию целедостижения (G), обеспечивая принятие решений и управление деятельностью людей; право и социальные общности – функцию интеграции (I), обеспечивая скоординированность и бесконфликтность действий людей; образование и семья – функцию поддержания образца (L), обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.

Еще одна проблема, которую выделяет Парсонс, это проблема социального порядка. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности.

В жизни люди в процессе взаимодействия часто единовременно противодействуют друг другу. Это характерно и в классовых, групповых и личностных взаимоотношениях. Поэтому важно, чтобы сила и факторы взаимодействия преобладали над силами и факторами противодействия, а объединяющее начало было сильнее, чем тенденция к разъединению. Пока сохраняются отношения взаимодействия между личностью, культурой и социальной системой, система – жизнеспособна. На самом общем, безлично-абстрактном уровне анализа порядок у Парсонса оказывается в основном продуктом двух процессов:

1) тенденция социальной системы к самосохранению

2) ее тенденция сохранять определенные границы и постоянство по отношению к среде (гомеостатистическое равновесие).

Действия системы в среде, которая сама представляет собой ряд систем, анализируются исходя из функциональных предпосылок, требований для выживания и равновесия системы. Организация видов деятельности внутри системы складывается в результате структурных реакций системы на эти требования, выражающие ее связь со средой. Поэтому в анализе взаимодействий социальной системы важно исследовать область ее взаимообменов с другими системами.

Так же, ни ценности сами по себе, ни стандартизированные ролевые ожидания не обеспечивают интеграцию и социальный порядок без формирования институциональной структуры, под которой понимаются группы ценностей, стандартизированные нормы и ожидания, а также система социального контроля. Процесс институционализации, по Парсонсу, – это интеграция стандартизированных ожиданий с разными формами социального контроля – материального, духовного и административного. Культура, ценности, играют не только основополагающую роль в процессах институционализации сами по себе, но как бы и санкционируют всю правовую систему. Эффективность институциональных форм и правовых систем зависит не только от того, как в них выражены целостные ориентации людей – что им дорого и что они ценят, — но и от того, какую моральную поддержку оказывает этим формам общество людей.

Еще одна проблема, которую исследует Парсонс — это проблема социальных изменений и эволюций. Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс вместе с тем видел процессы, которые приводят к социальным изменениям. Социолог отмечает, что практическое изучение этих процессов – задача эмпирического исследования. Процессу эволюционного развития соответствует процесс инновации, который означает прорыв и обеспечивает обществу новый уровень адаптивной способности. Инновация, прежде всего, охватывает сферу культуры и ценностей. Парсонс рассматривает социальную эволюцию как движение от простых к более сложным формам общества. Со временем происходят изменения в сфере культуры, меняются ценности, что и предопределяет более масштабные образцы перемен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *