История развития науки
На сегодняшний день ученые смогли выделить несколько этапов развития макроэкономики, и даже несмотря на то, что термин вошел в употребление только во второй половине 20 века, само понятие зародилось еще во времена наших предков. Временные рамки этапов развития науки:
- Первая половина 30-х годов 20 века;
- 70-е года 20 столетия;
- 80-е года 20 века;
- 2008−2009 год.
Впервые изучением основных проблем макроэкономики ученые занялись в 15 веке, и именно в этот период было открыто течение под названием меркантилизм. Основоположники К. Маркс и Ф. Кенэ активно занимались исследованием макроэкономической теории, после чего систематизировали все полученные знания в таблицы.
Во время первого этапа развития макроэкономики (в 1937 году) знаменитый ученый Кейнс издал книгу, которая называлась «Общая теория занятости, денег и процента». Благодаря доводам и мыслям, выраженным в пособии, экономическая наука значительно продвинулась в своем развитии, поскольку пособие отвечало на все вопросы, которые появились во время Великой Депрессии. Кейнс прославился благодаря отвержению основных идей классицизма, совершенной модели конкуренции, а также он считал, что рынок не способен самостоятельно себя урегулировать.
Кейнс внес предложение, согласно которому такие основные макроэкономические проблемы, как государственный и торговый баланс, безработица рассматривались в виде агрегатных величин. На этом этапе начала «расцветать» классическая макроэкономика и ее идеи.
На втором этапе развития макроэкономики ее стали рассматривать и изучать как отдельный раздел экономики и особое направление экономической теории. Благодаря новым течениям и ответвлениям макроэкономика становится полноценной наукой, ее начали включать в программы обучения студентов институтов и университетов.
Третий и четвертый этапы
Следующий этап развития макроэкономической науки характерен тем, что образовалось новое течение под названием неокейнсианство, стремительно развивающееся в послевоенное время. Основным достижением ученых на этом этапе является то, что они сопоставили макроэкономику с современными моделями экономической науки, а также обобщили идеи Кейнса. Третий этап макроэкономического развития называется неоклассической макроэкономикой, а среди основных ее представителей можно выделить С. Фишера и Г. Мэнкью.
На четвертом, заключительном макроэкономическом этапе началось развитие Мирового финансового кризиса, во время которого вся мировая экономическая система переживала крах. До того как в 2008 году начался кризис, такого понятия, как «пузырь», в экономике практически не было, но именно он является главной причиной этого самого кризиса. Ученые активно начали изучать причины такого негативного явления, и на основе многочисленных домыслов возникали споры на тему того, эффективно ли проводить основную макроэкономическую политику.
Предназначение макроэкономики
Ключевые этапы эволюции человечества происходили параллельно со становлением сельского хозяйства, а существование примитивных экономических отношений было зафиксировано еще во времена древних предков, которые занимались натуральным обменом, совместным трудом и хозяйством. Современная экономика представлена сложной иерархической системой с динамическими и структурными связями, которые создают экономические субъекты. Помимо этого, в становлении большей части отношений участвует рыночный механизм, способствующий формированию саморегулируемой и гибкой системы.
Но даже несмотря на это, устранить провалы рынка без стороннего вмешательства в процессы мировой экономики практически невозможно. Для того чтобы спрогнозировать и спланировать хозяйственный уклад общества, следует придерживаться теоретического обоснования, которое в науке принято называть экономической теорией. Экономическая теория, в свою очередь, предназначена для создания комфортных условий, чтобы удовлетворять потребности общества, которые постоянно возрастают в пределах ограниченности ресурсов. Специалисты смогли выделить и ввести два направления экономической теории:
- С помощью макроэкономики изучается общность экономических субъектов и их отношений между собой. Также эта наука занимается изучением совокупных показателей сельскохозяйственной деятельности мировой, национальной или международной системы.
- Микроэкономика предназначена для изучения систем, которые образуют отдельные субъекты, а также для исследования отдельных областей и экономических явлений.
Предметом исследования макроэкономики являются хозяйственные системы в виде многочисленных целостных структур. Объекты исследования представлены результатами развития, факторами, масштабными проблемами и условиями формирования, которые так или иначе могут создаваться и проявляться в национальной экономике.
В отличие от микроэкономической науки, которая изучает отдельные явления и процессы, макроэкономика исследует их закономерности и совокупности, проявляющиеся в процессе роста и общего развития. Основные явления и категории, которые изучаются, представлены государственным бюджетом, платежным балансом, валовым доходом, инфляцией и безработицей. Все изучаемые агенты и особенности макроэкономического анализа образуют отдельные группы, которые необходимы для формирования базы и разработки эффективной экономической политики.
Методы изучения экономики
Любая наука предназначена для того, чтобы изучать определенные явления и задачи с помощью различных методов. Тот или иной метод является способом исследования экономического объекта или предмета, а на основе полученных данных ученые могут сделать анализ исследуемого процесса, описать его и сформулировать выводы.
- научная абстракция, с помощью которой можно не брать во внимание особенности объекта и некоторые его частности для того, чтобы было сформировано общее представление о предмете изучения;
- дедукция необходима для того, чтобы ученые имели возможность рассмотреть общую картину, после чего разбить ее на отдельные формулы, объекты и явления;
- индукция способствует формированию представления об экономическом процессе или объекте после того, как был проведен анализ отдельных факторов, на основе чего можно сделать общий вывод.
Бывают случаи, когда ученые при изучении экономических и макроэкономических процессов, в частности, прибегают к сочетанию исторических данных и логики развития определенных инструментов и процессов. С помощью синтеза в экономике происходит объединение разрозненных объектов, элементов и явлений в общую картину, которая необходима для того, чтобы создать новые свойства, изучаемые специалистами.
Для того чтобы исследовать тот или иной объект/явление в виде иерархической целостной структуры, ученые используют метод системного подхода, а для формализации предметов применяется математическое моделирование. С помощью функций и языка математики делается возможным описание статических данных и рассмотрение динамических изменений различных величин.
Основные макроэкономические методы
Для проведения макроэкономических исследований необходимо руководствоваться комплексом специальных методов. Метод в любой науке является набором способов, постулатов и алгоритмов, которые способствуют определению пути достижения главной цели эксперимента или любой другой научной работы. В макроэкономике способы могут быть специфическими или общенаучными.
Что касается общенаучных способов, то они представлены синтезом, анализом, научной абстракцией, дедукцией, индукцией, системно-функциональным анализом и многим другими. В макроэкономике главные специфические методы изучения предметов, процессов и явлений — это создание моделей (моделирование) и агрегирование, которое используется для того, чтобы укрупнить экономические показатели с помощью их слияния в единую общую систему. Большинство опытных специалистов предпочитают создавать агрегаты и совокупные величины. Агрегированные параметры описывают становление макроэкономики как единой системы в следующих формах:
- валовый продукт, а не выпуск отдельного предприятия;
- общий ценовой уровень, а не стоимость того или иного вида продукции;
- уровень занятости;
- рыночная процентная ставка, а не отдельные виды процентов;
- степень занятости населения, и безработицы.
Такому явлению в макроэкономике, как агрегирование, подвержены определенные субъекты экономики, которые представлены группой предпринимательства и сельского хозяйства, государственным сектором и сектором «остального мира». Это явление может оказывать влияние и на рынки, множество из которых на макроуровне состоит из таких типов, как рынок финансов, товаров и услуг, а также рынок производственных факторов.
С помощью создания моделей в макроэкономике описывают экономические явления и процессы, используя формализованный язык в виде математических функций и значений. Моделирование необходимо для того, чтобы выявить функциональную связь между макроэкономическими процессами, а также для формирования полной картины явлений, происходящих в экономике. К популярным экономико-математическим моделям относятся абстрактно-теоретические, конкретно-экономические, а также краткосрочные и долгосрочные.
Ключевые переменные
Для исследования той или иной макроэкономической модели следует использовать различные экономические переменные, которые могут быть эндогенными и экзогенными. Экзогенные, или внешние переменные — это исходные данные, которые задаются до того, как будет построена макроэкономическая модель. Экзогенные параметры в моделях макроэкономики представлены величиной предложения финансов, ставкой налогообложения и государственными расходами.
В результате расчетов, которые ведутся по макроэкономическим моделям, также формируются и определяются эндогенные, или внутренние переменные. Эндогенно определяемыми параметрами является уровень инфляции, безработица, объемы занятости и выпуска продукции. Функциональные связи могут быть институциональными, дефиниционными, технологическими и поведенческими. Экономические переменные также классифицируются согласно способу их измерения во времени и могут быть следующими:
- переменными запаса;
- переменными потока.
Переменные потока описывают процесс передачи ценностей от одного экономического субъекта к другому во время производственной деятельности. Популярные потоковые величины представлены инвестициями, расходами на потребление, государственными закупками услуг и продовольственных товаров, импортом и экспортом. Что касается переменных запаса, то они характеризуются использованием и накоплением ценностей экономическими субъектами. Макроэкономика занимается изучением государственного долга, имущества, национального богатства и накопленного капитала, которые, в свою очередь, являются переменными запаса.
Можно сделать вывод, что макроэкономика изучает важнейшие экономические процессы, которые происходят в пределах отдельного государства или всего мира. Каждый образованный человек должен знать, что изучает макроэкономика и на каких постулатах держится, а для ознакомления с этой информацией рекомендуется изучить любое пособие под названием «Макроэкономика для чайников».
Макроэкономика как наука исследует национальную экономику как единое целое, рассматривая в качестве объектов анализа поведение агрегированных экономических агентов (совокупного потребителя, совокупного производителя, государства), взаимодействующих на агрегированных рынках труда, товаров и услуг, денег.
Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.
Предметом макроэкономики является народное хозяйство как единое целое. Она исследует результаты совместной деятельности всех экономических агентов, в центре внимания находятся такие обобщающие показатели функционирования экономики как валовой внутренний продукт, уровни безработицы и инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.
Макроэкономический анализ осуществляется с использованием макроэкономических моделей, которые демонстрируют функциональные зависимости между агрегированными макроэкономическими показателями. Это позволяет дать формализованное описание макроэкономических явлений и процессов.
Агрегированный показатель – это абстракция, позволяющая мысленно объединить в некоторое целое явления со схожими индивидуальными чертами.
Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:
—он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;
— в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;
— расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран).
Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними.
Любая модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности. С помощью моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, % ставок, валютного курса и др. внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.
В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка – изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.
С помощью моделей обеспечивается многовариантность способов разрешения экономических проблем, которая позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики.
7. Нормативный метод экономического анализа заключается в:
— выявлении взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями
— определении взаимосвязей между природой и обществом
(*ответ к тесту*) использовании экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач
— исследовании фактов, процессов, явлений с целью выяснения их сущности
— анализе системы экономических отношений
8 Прибавочная стоимость — это:
— часть дохода работника
— стоимость, переносимая постоянным капиталом на создаваемый продукт
— дополнительная единица блага, ведущая к более полному насыщению потребности
(*ответ к тесту*) стоимость, созданная работником и превышающая стоимость его рабочей силы
— стоимость, созданная работником
9 Экономические отношения собственности — это:
— совокупность инновационных процессов в экономике
— отношения обмена
(*ответ к тесту*) совокупность производственных отношений в обществе
— отношения субъектов
— отношения потребителей
10 Натуральное хозяйство — форма хозяйства, где продукты производятся для:
— обмена путем купли-продажи
— удовлетворения общественных потребностей
(*ответ к тесту*) удовлетворения потребностей самих участников процесса производства
— бартера
— рынка товаров и услуг
11 Предметом исследования макроэкономики являются:
— уровень безработицы в стране
— объем инвестиционного спроса в экономике
— влияние фискальной политики на экономический рост
— правильно — и 2
(*ответ к тесту*) правильно -, 2 и 3
12 Под общественным разделением труда понимается:
(*ответ к тесту*) специализация производства на выработке одного какого-нибудь продукта
— обособление производителей друг от друга
— выполнение каждым участником процесса производства определенных функциональных обязанностей
— правильно — и 2
— правильно -, 2 и 3
Предмет и метод макроэкономики
Основы макроэкономики и предмет ее изучения
Как самостоятельная наука макроэкономика появилась в конце 30-х годов ХХ века. Основоположником по праву считается Д. Кейнс, который в своей работе «Общая теория занятости процента и денег» выдвинул теорию возможности существования в экономики состояния безработицы и недостаточного использования производственных мощностей и доказал ее. Также в данной работе было доказано положительное воздействие правильно выработанной кредитно-денежной, финансовой и налоговой политики на производство, а, следовательно, и на уровень безработицы. Таким образом, научно доказана необходимость управления экономикой на государственном уровне.
Определение 1
Макроэкономика – наука, исследующая особенности функционирования и специфику развития государственной экономики как единого целого, включая методологию и инструментарий ее регулирования.
Определение 2
Объектом изучения макроэкономики являются тенденции развития экономики, включая макроэкономические показатели, например, уровень безработицы, уровень инфляции и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Определение 3
Предметом макроэкономики поведение экономики, механизмы ее функционирования, а также факторы, способствующие изменению взаимодействия субъектов народного хозяйства в долгосрочном и краткосрочном периодах и способы влияния на протекающие в национальной экономике процессы и явления.
В процессе функционирования макроэкономика преследует достижение следующих целей:
- Экономический рост. Он способствует повышению уровня жизни населения путем увеличения произведенных в экономике товаров и услуг.
- Экономическая эффективность. Заключается в уменьшении стоимости производства одной единицы продукции.
- Экономическая свобода. Характеризуется свободой выбора поля для предпринимательской деятельности.
- Экономическая обеспеченность. Заключается в помощи государства нуждающимся категориям населения.
- Поддержание стабильного уровня цен. То есть предпринимать действия, которые помогли бы избежать резких изменений в ценах для населения.
- Обеспечение высокого уровня занятости. Заключается в обеспечении рабочими местами как можно большего количества трудоспособного населения страны.
Методы, применяемые в макроэкономике
Определение 4
Методом в науке называют ряд способов, приемов, необходимых для изучения предмета.
Методы, которые используются в макроэкономике подразделяются на:
- общие;
- специфические.
К общим методам макроэкономики относят:
- метод анализа и синтеза;
- метод индукции и дедукции;
- метод единства логического и исторического;
- объединение нормативного и позитивного подхода и др.
Однако больший интерес для экономистов, изучающих макроэкономику, представляют именно специфические методы. К ним относят:
- Агрегирование. Агрегированием называется объединение процесс в единое целое. Обычно агрегирование используется для макроэкономических субъектов, к которым относятся домохозяйтсва, предприятия, государство и заграница, и макроэкономических рынков, среди которых можно выделить рынок труда, рынок денег, товарный рынок, международный рынок и др.
- Макроэкономическое моделирование. Это способ, характеризующийся созданием модели, которая поможет описывать макроэкономические процессы в упрощенной форме для нахождения точек соприкосновений между ними. Это довольно распространенный метод. И на сегодняшний день существует большое множество различных моделей, например, статические, динамические, модель круговых потоков, модель IS-LM.
- Балансовый метод.
- Метод учета потоков и запасов.
Тема 1 Введение в макроэкономику
Объект и предмет макроэкономики. Исторический экскурс.
Функции макроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические модели.
Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.
Модель кругооборота доходов и продуктов в экономике. Модель круговых потоков.
1. Объект и предмет макроэкономики. Исторический экскурс.
Макроэкономика – это наука, изучающая экономику как единое целое, а также важнейшие ее сектора и рынки. Термин «макро» (большой) указывает, что предметом исследования данной науки являются крупномасштабные экономические проблемы.
Макроэкономика представляет собой часть экономической теории, изучающая экономические отношения, категории, законы и закономерности, проявляющиеся в национальной экономике и на межгосударственном уровне.
Экономическая система — это определенный способ организации национальной экономики.
Национальная экономика в одной стране существенно отличается от национальной экономики в другой стране, в зависимости от производственных отношений, сложившихся между различными экономическими субъектами.
В основе разногласий экономических систем лежит:
1. Механизм согласования деятельности субъектов хозяйственной деятельности.
2. Механизм реализации собственности на факторы производства и производимые блага.
3. Механизм распределения и перераспределения созданного национального продукта.
Объектом макроэкономики является экономическая система на уровне национального хозяйства.
Субъектом макроэкономики является любая отдельная самостоятельно действующая в экономике единица.
Отношения между субъектами, связи между ними всегда упорядочены, организованы, скоординированы тем или иным образом. В национальной экономике экономическими субъектами являются домохозяйства, фирмы и государство. В настоящее время известны два основных способа координации отношений экономических субъектов: рыночный и централизованно.
Выделяют рыночную экономику свободной конкуренции — характеризуется господством частной собственности, отсутствием вмешательства со стороны государства в деятельность субъектов хозяйствования.
Командная экономика — все решения, касающиеся производства и распределения продукта, принимаются центром, преобладает государственная форма собственности и централизованное планирование.
Смешанная экономика — основана на сочетании различных форм хозяйствования и видов собственности.
Традиционная экономика — характерна для отсталых в экономическом отношении стран, основывается на обычаях и традициях.
Наиболее эффективной является смешанная экономическая система. Однако и среди смешанной экономики в мире не существует единой модели. Исходя из исторических особенностей развития каждой страны, роли и выбора приоритетов общественного развития выделяют следующие модели смешанной экономики:
1. Консервативная модель — предусматривает всестороннюю поддержку и стимулирование предпринимательства, достижения индивидуального успеха, обогащения наиболее активной части населения. Группам населения с низкими доходами государство обеспечивает приемлемый уровень жизни за счет льгот и помощи.
2. Либеральная модель — характеризуется значительным вмешательством государства в хозяйственную жизнь, развитие экономики подчинено общим национальным интересам, достигается рациональное взаимодействие частного и государственного секторов экономики.
3. Социальная модель — это своеобразное объединение рыночной экономики и социалистической идеологии, сочетание планирования и рынка, индивидуальных и коллективных форм собственности.
Предметом макроэкономики является функционирование механизмов экономической системы.
Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х годов ХХ века, в то время как формирование микроэкономики относится к последней трети 19 века. В отличие от микроэкономики, которая анализирует поведение отдельных элементов и структур, таких как фирмы, банки, отрасли производства, макроэкономика рассматривает поведение не конкретных хозяйственных единиц, а их совокупность. Макроэкономика имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и результаты развития экономики страны в целом.
Так же как и микроэкономика, макроэкономика основывается на двух фундаментальных фактах. Во-первых, материальные потребности людей ограничены. Во-вторых, экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг находятся в ограниченном объеме. Ограниченность ресурсов означает несбалансированность между неограниченными потребностями и относительно ограниченными средствами, которые обеспечивают удовлетворение этих потребностей. Ни одно общество не имеет достаточно ресурсов для производства такого объема товаров и услуг, который желают граждане. Поэтому ограниченность ресурсов порождает выбор. Если мы не можем иметь все, что хотим, приходится выбрать то, что наиболее необходимо. Итак, как отдельный человек, так и общество в целом должны постоянно осуществлять выбор относительно того, как использовать доступные для них ограниченные ресурсы.
Макроэкономика представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» — «маленький»), а слово «экономика» -«ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика — это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.
Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 году известный норвежский ученый экономист-математик, один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш (Ragnar Frisch). Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кембриджской школы, лорда Джона Мейнарда Кейнса (John Maynard Keynes). В 1936 году вышла его книга «Общая теория занятости, процента и денег», в которой Кейнс заложил основы макроэкономического анализа. Значение работы Кейнса было так велико, что в экономической литературе возник термин «Кейнсианская революция» и появилась кейнсианская макроэкономическая модель или кейнсианский подход в противовес традиционному единственно существовавшему до того времени классическому подходу к изучению экономических явлений, т.е. микроэкономическому анализу {классическая модель).
Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «кейнсианской революцией» в экономике. Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономических явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.
В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы. Классическая школаполагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (то есть, к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.
Кейнсианская школаисходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.
Следует отметить, что кейнсианская модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов двадцатого века. В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику.
Произошла так называемая кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы. Появились неоклассические теории: экономическая теория вернулась к идее о саморегулирующихся рынках, но при несколько иных институциональных предпосылках. Ключевую роль в экономических моделях стал играть вопрос асимметричности информации и концепции ожиданий экономических агентов.
Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем Милтоном Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Стабильное предложение денег, а не непрерывное его изменение для проведения активистской кейнсианской политики, является залогом стабильной макроэкономической ситуации согласно монетаристам. Монетаризм породил новую волну экономических теорий, которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую макроэкономику.
Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей, рассматривающих негибкость цен в краткосрочном периоде, как ответ рациональных экономических агентов на некие внешние условия.
.
Тема 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
Возникновение макроэкономической теории
Предмет макроэкономики. Цели макроэкономического анализа.
Методологические и методические особенности макроэкономического анализа.
Макроэкономика и проблемы формирования экономической политики государства.
Структура макроэкономики.
Возникновение макроэкономической теории.
Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVIII веке (начиная с работы Д. Юма 1752 года, посвященной изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е — 40-е годы XX века. Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.
Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона МейнардаКейнса «Общая теория занятости, процента и денег» положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике.
Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономический явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.
В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы.
Классическая школаполагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.
Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.
Кейнсианская модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов XX века. В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла так называемая Кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем Милтоном Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Стабильное предложение денег, а не непрерывное его изменение для проведения активистской кейнсианской политики, является залогом стабильной макроэкономической ситуации согласно монетаристам. Монетаризм породил новую волну экономических теорий, которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую макроэкономику.
Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей.
Предмет макроэкономики. Цели макроэкономического анализа.
Макроэкономика – это раздел экономической теории, изучающий процессы, проявление воздействия которых, отражается на функционировании всего национального хозяйства.
Что же изучает макроэкономика и в чем ее отличия от микроэкономики? На эти вопросы мы дадим ответ в данном вопросе.
Основными проблемами макроэкономического анализа являются:
· Выявление мотивов поведения экономических субъектов, с целью определения воздействия результата их экономических решений на функционирование экономики в целом.
· Определение закономерностей функционирования экономической системы, с целью анализа результатов и прогнозов ее функционирования.
· Выявление обобщающих (агрегированных) характеристик субъектов и объектов макроэкономического анализа.
· Раскрытие факторов, определяющих систему взаимосвязей между различными рынками и формирование равновесия на них.
· Поиск ответа на вопрос, что лежит в основе макроэкономической нестабильности и как сглаживать проявление макроэкономических колебаний. А так же, каковы источники экономического роста, определение его параметров.
Констатация этих проблем побуждает к выявлению отличий макроэкономики от микроэкономики.
Первое отличие состоит в том, макроэкономика оперирует агрегированными(обобщающими) показателями, характеризующими уровень и тенденции развития экономики в целом и отражающих наиболее общее существенные характеристики субъектов и объектов макроэкономического анализа.
Макро и микроэкономика различаются аспектом и методикой исследования. Микроанализ направлен на изучение поведения и выявление условий согласования индивидуальных экономических интересов (прежде всего, посредством механизма ценообразования). Для макроэкономики свойственен концептуальный подход.Здесь, на основе системного подхода, выявляются причинно-следственные связи между явлениями и процессами и проводится многосторонний анализ их влияния на экономику. То есть, исследуется результат функционирования экономики в целом.
Более того, формирующиеся в ходе данного анализа разнообразные концепции могут оказывать реальное влияние на формирование экономической политики государства, и оказывать воздействие на принятие решений на микроуровне.
Необходимость концептуального подхода объясняется и тем, что если в микроэкономике проще скоординировать цели и критерии функционирования экономических субъектов, то на макроуровне результат реализации индивидуальных решений, может отразиться совершенно противоположным образом. Примером может служить обоснованный Кейнсом парадокс бережливости, согласно которому рост сбережений отражает рост величины имущества отдельных субъектов, но не приводит к увеличению богатства всей нации.
Все выше сказанное позволяет выявить еще одну отличительную черту. Макроэкономика, при исследовании функционирования рынков, уделяет внимание не особенностям индивидуальных решений реализуемых на отдельных рынках, как это делает микроэкономика, а изучает характер взаимосвязей и взаимозависимостей экономических субъектов на всей системе рынков.
Характеризуя отличия, можно сказать, что в системе макроанализа расширяется число субъектов. В их число включается государство и заграница.
Проблемы рассматриваемые в макроэкономике, ее специфические особенности позволяют определить цели и задачи науки.
Целями изучения макроэкономики являются:
· Посторонние формальных моделей типичного поведения на основе анализа принятия коллективных решений экономических субъектов.
· Выявление общих закономерностей экономического развития на основе анализа существующих изменений и тенденций.
· Анализ механизма взаимодействия экономических субъектов и выявление характера последствий принимаемых ими решений для экономической конъюнктуры на всей системе рынков.
· Проведение собственно макроэкономического анализа, то есть статистическое подтверждение теоретических концепций.
Система макроэкономических уравнений в системе национальных счетов
Отношения между элементами счетов СНС формализованы в виде системы макроэкономических уравнений . Содержание таких уравнений определяется схемой построения балансирующих статей для последовательных расчетов СНС.В последовательном наборе счетов — система показателей и их основные элементы, характеризующие всю совокупность процессов, отраженных в СНС, которые составляют основу экономического оборота, а также результаты функционирования отечественной и национальной экономики над исследуемый период времени.
Общие принципы построения основных уравнений баланса могут быть рассмотрены на условных примерах основных счетов СНС.
Счет производства
Для учета производства балансирующей единицы добавленная стоимость (DS) определяется на основе следующего уравнения:
где BB — показатель валовой продукции; ГТП — показатель промежуточного потребления.
Следующие элементы, характеризующие структуру его формирования, включены в показатель валовой продукции , отраженный в ресурсной части производственного счета:
• объем валовой продукции на рынке;
• валовая продукция для собственного конечного потребления;
• валовая продукция другого рынка.
В соответствии с методологией СНС добавленная стоимость может быть рассчитана без учета и учета затрат, связанных с потреблением основного капитала (РПК). В первом случае балансирующей статьей производственного счета является индекс валовой добавленной стоимости (ВДС), во втором случае чистая добавленная стоимость (), определенная на основе следующего уравнения:
Для определенных секторов экономики расчеты соответствующих балансирующих статей производственного счета выполняются на основе приведенных выше основных уравнений.Условный пример таких расчетов приведен в табл. 4.12.
Например, для сектора нефинансовых корпораций соответствующие значения показателей ВДС и DBC за отчетный период определяются на основе равенств (в условных денежных единицах):
Таблица 4.12
Система показателей производственного учета, усл. ден.
Использование ресурсов | Экономические операции и показатели | Генерация ресурсов | ||||||||||||
Остальной мир | Экономика в целом | Сектор народного хозяйства | Сектор народного хозяйства | Экономика в целом | Остальной мир | |||||||||
НКО, обслуживающих домашние хозяйства | Домохозяйства | Государственные учреждения | Финансовый корпорация | нефинансовых корпораций | нефинансовых корпораций | Финансовые корпорации | Государственные учреждения | Домохозяйства | НКО, обслуживающих домашние хозяйства | |||||
1.Брутто-издание в том числе: | 340 | 20 | 90 | 250 | 8 | 708 | ||||||||
330 | 20 | 15 | 220 | 5 | 590 | |||||||||
10 | 30 | 40 | ||||||||||||
75 | 3 | 78 | ||||||||||||
378 | 2 | 140 | 50 | 6 | 180 | 2.Промежуточное потребление | ||||||||
3. Чистые налоги на продукты | 25 | |||||||||||||
355 | 6 | 110 | 40 | 14 | 160 | Валовая добавленная стоимость / Валовой внутренний продукт | ||||||||
44 | 1 | 8 | 6 | 2 | 27 | Потребление основного капитала | ||||||||
311 | 5 | 102 | 34 | 12 | 133 | Чистая добавленная стоимость / Чистый внутренний продукт |
Примечание.В табл. 4.12-4.20 двойные строки отдельных балансировочных изделий.
Для экономики в целом такие расчеты требуют включения дополнительного элемента в соответствующие уравнения, определяемые в СНС как чистых налогов на продукты (ППС) как разность между налогами и субсидиями на продукты.
Чистая налоговая ставка по данному счету представлена в виде общей совокупности, относящейся к операциям, отраженным на общем экономическом уровне.Этот показатель соответствует соответствующим показателям других счетов СНС (главным образом счетов получения доходов), в которых он относится к другим видам налогов и субсидий, и имеет более подробное представление.
Включение этого показателя в схемы расчета балансирующих статей производственного счета позволяет определить для экономики в целом значения показателей валового внутреннего продукта (ВВП) и чистого внутреннего :
В соответствии с данными условного примера (см. Таблицу 4.12):
,