Что со мной не так: признаки нестабильной самооценки
Экология жизни. Психология: Самооценка человека является одним из важнейших факторов, влияющих на его жизнь. Самооценка бывает стабильной и нестабильной. В чем же разница между этими понятиями?
Самооценка человека является одним из важнейших факторов, влияющих на его жизнь. Именно от нее зависит то, ориентируемся мы на других или довольны собой. Самооценка бывает стабильной и нестабильной. В чем же разница между этими понятиями?
Представим ситуацию, что девушка знакомится с парнем. Первое время они активно общаются, а затем они теряют связь. Несколько дней парень не звонит, и девушка начинает переживать. Если у нее нестабильная самооценка, то она начинает думать, что в ней что-то не так, что ей не везет и пр. Иначе говоря, обвиняет во всем себя. Ее самооценка при этом резко уходит в минус. Теперь представим, что молодой человек все же позвонил и объяснил, что был в командировке, где отсутствует связь. Соответственно, самооценка девушки резко поднимается вверх.
В этом заключается смысл нестабильной самооценки. Любое, даже незначительное, событие может резко перебросить человека из «плюса» в «минус» и наоборот. При этом, в зависимости от состояния, воспринимается и ситуация.
Этим объясняется и то, почему с возрастом многие люди становятся пассивными. Они просто учатся защищать свою самооценку. Понимание ситуации приходит с опытом. И если какое-либо событие может привести к неудаче, то мы стараемся ее избежать. В результате возникает удержание. Человек начинает считать, что любая активность, овладение новым потенциально приводит к неудаче. Как следствие, возникает пассивность.
Нужно заметить, что переходы от «плюса» к «минусу» в нестабильной самооценке очень быстрые. У каждого человека свой список ситуаций, которые к этому приводят. Кто-то ориентируется на мнение окружающих, другим важно быть послушным и удобным. Одним из примеров считается «синдром отличника». Часто встречается, что талантливые, одаренные дети ничего не добиваются в жизни. Отчасти это происходит из-за того, что они делают все не для себя, а для других. Они ждут одобрения окружающих, вначале родителей, затем учителей.
Для нестабильной самооценки характерна склонность к застреванию и зацикливанию на одной ситуации. К примеру, коллега холодно поздоровался. Если человек имеет нестабильную самооценку, то он начнет думать о том, чем он его обидел, накручивать себя, переживать. Испытываемые им негативные эмоции приведут к тому, что самооценка снизится до -10. Такая, казалось бы, мелочь станет мощным фактором, который испортит не только настроение, но и ощущение собственной значимости.
Постановка цели в рамках «Если»
Как уже говорилось, при нестабильной самооценке положительное или отрицательное отношение к себе зависит от ситуации. Условие «Если» здесь имеет большое значение. У таких людей преобладают «навязанные» цели.
Иначе говоря, их тип самооценки можно назвать «радую других». Своя ценность воспринимается ими с точки зрения того, как их воспринимают другие. Если такого человека принимают, то его самооценка растет, в противном случае – падает.
У меня имеется один знакомый, для которого характерно подобное поведение. Он говорит: «Я не знаю, чего хочу, у меня нет цели». На самом деле она есть. Ему необходимо радовать других и нравиться окружающим.
Эмоции и чувства:
При ситуации «Я+Если» у человека преобладают:
- желание,
- интерес,
- оптимизм,
- мотивация.
Если характерно «Я-Если», то испытываются такие эмоции, как:
- стыд,
- вина,
- обида,
- неуверенность,
- пустота,
- тревога.
Мотивация:
Что происходит с мотивацией при нестабильной самооценке? Условно можно выделить несколько типов формирования мотивов деятельности:
-
Внешняя мотивация избегания. Примером может служить работа по найму. У вас имеется определенный набор функциональных обязанностей. За их выполнение вас могут мотивировать премией, похвалой и пр. Но если что-то не сделать, то ожидает наказание. Зная последнее, вы стремитесь выполнить определенные действия.
- Внутренняя мотивация избегания. Подобное сопровождается ощущением у человека, что с ним что-то не так. Чувство неполноценности, того, что он проигрывает кому-то заставляет искать способы компенсации.
- Внешняя мотивация достижения.
- Внутренняя мотивация достижения заключается в том, что человек не идет от плохого, а стремится к хорошему. Иначе говоря, он двигается за своим интересом. В этом заключается комфортность жизни. Когда есть интерес, человек начинает много работать. И даже если он устает физически, он не устает психологически. Несмотря на то, что приходится много работать, при реализации проекта, который вам интересен, мотивация повышается и находятся силы для выполнения всего задуманного.
Если меняется полюс самооценки, то становится другой и мотивация. В положительной зоне характерные черты:
- оптимизм;
- желание действовать;
- усиление мотивации.
В отрицательной зоне самооценки появляются:
- желание все бросить;
- внешняя и внутренняя мотивация избегания;
- страх перед новым.
Через какое-то время человек станет бояться что-то начинать. У него снизится активность, пропадет желание действовать.
Отношение к людям:
Часто нам на пути встречаются люди, тип самооценки которых можно отнести к «Я+, если я лучший». Они ранжируют людей по принципу того, что у него имеется. По их шкале есть те, кто ниже его, и те, кто выше. Они стремятся общаться с теми, кто выше, и как только сближаются, становятся по своей шкале на один уровень с ними. В результате происходит обесценивание. Мы можем встречать людей, которые изначально хорошо с нами общаются, но со временем начинают пренебрежительно относиться. Что произошло? Они обесценивают нас и наши достижения.
Что такое завышенная самооценка в классическом понимании?
Например, молодой человек из состоятельной семьи поступает в институт. Обычно такие люди воспринимают достижения своих родителей как собственные. Студент относится ко всем пренебрежительно, в том числе и к преподавателям. По его мнению, он гораздо выше их по социальной лестнице. Конечно же, он и вести себя будет по-другому. По сути, завышенная самооценка представляет собой то, что человек классифицирует себя не так, как окружающие.
От чего между людьми происходит непонимание?
В первую очередь, из-за разных приоритетов. Например, ученый и бизнесмен вряд ли смогут понять друг друга. На одни и те же вещи они будут смотреть по-разному, так как у них разные жизненные ценности.
Защита самооценки:
У человека с нестабильной самооценкой включаются механизмы защиты. Среди них можно отметить:
- избегание;
- пассивность;
- перекладывание ответственности;
- самообман;
- рационализацию.
Встречается, что человек попадает в «ловушку средних достижений». Иначе говоря, добившись каких-либо результатов, по его мнению значительных, он становится пассивным. Причина этого проста. Он считает, что любые изменения могут привести к появлению проблем, неудаче.
Компенсация нестабильной самооценки происходит с помощью таких способов, как:
- критика;
- комментарии в интернете;
- ирония;
- пристройка к …;
- принадлежность к …;
- игры;
- потребительские ценности;
- демонстративность и пр.
Колебания самооценки происходят у всех. Но важно следить за тем, чтобы при ее падении не возникало демотивации. Необходимо стремиться, чтобы не было желания бросить начатое дело.
Быстрые способы работы с самооценкой:
- Аффирмации;
- Самовнушение;
- Упражнения на принятие себя и др.
Эти методы являются действенными. Однако, они способны увеличить самооценку только на короткий срок. Их можно назвать термином «психологические костыли». Другими словами, эти способы окажут поддержку, но не было работы с основной причиной заниженной самооценки.
Для того чтобы исправить ситуацию потребуется:
- стабилизация самооценки в положительной зоне;
- уменьшение амплитуды колебаний самооценки;
- ликвидация списка «Если»;
- определение своих истинных желаний;
- постановка целей;
- осознанность и свобода выбора.
Изменить свое отношение к себе и окружающим, понять, в чем причина нестабильной самооценки и попытаться исправить ее – вот первый шаг на пути Победителя. опубликовано econet.ru
Автор:Борис Литвак
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Как подорвать основы своей нестабильной самооценки
Будьте готовы к тому, что нестабильная самооценка после прочтения будет разрушена до основания и придется свыкаться с собой настоящим без разрушающих эмоций и деструктивных настроек. В этой статье мы прикоснемся к сердцу своей самооценки и выясним, насколько она стабильна и как это влияет на бизнес, общение и жизнь в целом.
Что такое нестабильная самооценка
В психологии – это когда ваше ощущение себя и восприятие мира сильно зависят от условий:
Например, сегодня вы на коне. Вы – гипер-бизнесмен, а завтра можете проснуться неудачником.
Но этой темы мы еще коснемся. А теперь, давайте вернемся к нестабильной самооценке. Все-таки цель сегодняшнего дня – ее подорвать.
Распад личности: как нестабильная самооценка расщепляет личность на плюс и минус
Вы знали, что несмотря на всю противоестественность позиции “Я-минус”, человек адаптировался и научился жить с разрушающей базовой установкой. Подобно тому, как люди адаптируются и учаться жить с неизлечимыми физическими недугами.
На заметку: про “Я-минус” и другие установки мы начали говорить в предыдущей статье.
Здоровый человек не способен жить без напряжение, находясь в позиции “Я-минус”. Поэтому рассказываем, что позволяет избавляться от таких базовых установок и как потом с этим жить.
В предыдущей статье мы подробно рассмотрели, как влияет базовая установка “Я-минус” на наши решения и формирование характера. Получается, что главное препятствие на пути к достижению своих целей в жизни и в бизнесе – это разрушающая основа, которая просто не может дать энергию, а постоянно забирает ее.
На что уходит жизненная энергия человека в позиции “Я-минус”
Если ваша базовая установка “Я-минус”, но у вас есть список условий, при которых вы можете стать лучше, кому-то что-то доказав – то достигнуть своих целей и понять чего вы на самом деле желаете очень сложно. Ведь вся ваша жизненная энергия уходит не на достижения, а на доказательства.
И это еще не все.
Сегодня копаем глубоко, в попытках выяснить, как работает механизм адаптации к деструктивным установкам. Отключить его также сложно, как сервисы Google в вашем смартфоне. Это не совсем удобный для пользователя путь, но он есть. Вы готовы?
Расщепление личности ради выживания
Чтобы жить в позиции я минус, личность расщепляется на две составляющие. В психике на уровне подсознания формируется два списка. Назовем их условно “Я-минус если” и “Я+плюс если”:
“Я-минус если”:
Какие поступки я должен совершить и какие события должны произойти, чтобы я чувствовал себя в минусе.
“Я+плюс если”:
Что я должен делать для того, чтобы быть в плюсе.
Нестабильная самооценка: как живут расщепленные люди
Посмотрите еще раз на картинку выше. Каждый раз, когда случается что-то из списка справа – человек испытывает очень болезненные ощущения и эмоции, которые сложно переносить.
Зачем люди “расщепляют” себя:
- Чтобы получить любовь и признание;
- Ощутить уверенность;
- Испытать положительные эмоции;
- Чтобы смотреть на жизнь и свое будущее с оптимизмом;
- Для роста мотивации
Почему так происходит:
Потому что человек впадает в состояние “как в детстве”, но это не то “в детстве” которое хочет вернуть и еще раз прожить. Что бы вы ни делали, если продолжить жить “в расщепленном” состоянии, каждый раз оказавшись в положении “Я-минус если” вы будете возвращаться в детство. Снова и снова. Не важно, 16, 35, 50 или 60 лет. У расщепленной личности нет возраста. Все ее переживания целиком и полностью завязаны на обстоятельствах.
А теперь представьте, что такая личность начинает строить карьеры. Наемным сотрудником работать в таком психологическом положении можно, хотя это и будет скорее всего непросто. Но вот строить свой бизнес – невозможно. Как будет расщепленная личность зарабатывать деньги, если при принятии решений целиком и полностью ориентируется на обстоятельства и мнения других людей? Вы знаете ответ.
Нестабильная самооценка: как расщепленные личности мучаются в бизнесе:
Потому что нет понимания того, как люди договариваются между собой. Стремление доказать правоту и получить заслуженную похвалу перевешивает здравый смысл.
- Критика клиентов бьет по самооценке.
Представьте себе успешного психолога или инфобизнесмена, который проводит много семинаров и онлайн тренингов. Такой – заряженный на результат человек. А теперь представьте, что после серии интенсивов, в которые было вложено много сил, времени и искреннего чистого стремления помочь людям, некоторые отзывы на этого учителя оказываются негативными.
- Ловушка достижений
Это когда вы достигаете поставленных целей, но поскольку они не ваши изначально, то усталость от них приводят к пассивности в будущих планах и стремлениях. Стремления человека идут на спад – не вписываться в авантюры, как можно меньше делать. Так происходит потому что подсознательно человек продолжает бояться, что его самооценка упадет, если в следующий раз он не достигнет результата.
В общем, мотивация “убежать от” вам не поможет. Рано или поздно придется остановиться. А там и остановка роста и развития не за горами. Поэтому не сильно жалейте себя, работая над самооценкой. Подарите себе подарок – возможность дышать свободно, жить легко и не зависеть от обстоятельств.
Есть распространенное мнение, что человек себе не хозяин. И в большинстве случае это действительно так, потому что настоящая работа над собой – это сложно и тяжело. Но оно того стоит. Воображение, ваш лучший друг и злейший враг.
Ищите баланс.
А завтра – продолжение…
Читайте также:
Неустойчивая самооценка. Освоение одиночества. О чем молчат любимым.
Неустойчивая самооценка
После чтения последней главы в кабинете завязался разговор о так называемой «неустойчивой самооценке».
Суть в том, что человек, который не знает, чего хочет, не знает своего отношения к другому и, поэтому, оказывается весьма зависимым ото всех и вся.
Его отношение к себе и к миру — его самооценка — колеблются, подчиненные наглядным оценкам любого партнера, порой случайному движению животных и даже неодушевленных предметов.
Такой человек чувствует себя и воспринимается другими неуверенным в себе, даже когда хорохорится и важничает. Для него весь мир в большей или меньшей степени наполнен злокозненными волями и влияниями на него извне и изнутри (со стороны его же собственного, непонимаемого им тела).
Напротив, тот, кто знает, чего хочет, чувствует свое отношение к каждому и от чужих оценок зависит мало. Его отношение к себе, к людям, к любым вещам выражает его интересы и мало подвержено ненужным ему влияниям людей и, тем более, вещей. Он уверенно чувствует себя. Уверенным воспринимается и другими.
Неустойчивая самооценка, неуверенность в себе возникают вследствие того, что, не замечая и не зная своего отношения к другим, к миру, мы сами невольно тормозим свою внутреннюю активность. Тогда в момент встречи с другим человеком, с любым внешним движением мы оказываемся как бы пусты. На фоне этой пустоты любое чужое действие, движение, отношение, даже непреднамеренное и случайное, становится для нас единственной, ведущей нас силой — доминирующей активностью. Мы оказываемся захваченными ею, будто загипнотизированными этой чужой жизнью. А подчас и внутренними, непонятными для нас, шевелениями в собственном же организме. И тогда, как загипнотизированные, мы в состоянии только подчиняться …или, сопротивляясь постороннему нам якобы влиянию, артачиться, действовать в противовес чужой инициативе. Или «подавлять» собственные же отвергаемые импульсы. Но, и подчиняясь и сопротивляясь, мы теперь руководствуемся внешней по отношению к нашему выбору — чужой нам волей, а не служим собственным своим интересам. Мы же их (свои интересы) сами проигнорировали, не заметили еще до всякой встречи с «чужой» инициативой. И подчиняясь и сопротивляясь, мы испытываем чувство несвободы, ощущение, что на нас «давят», нас «подавляют», а в бредовых случаях даже, как нам кажется, «гипнотизируют». Любое внешнее (да и внутреннее) движение «тащит» нас в свою сторону. Мы раздираемы этими движениями. В действительности же, повторю, эта зависимость определяется нашей незаполненностью собой, нашей пустотой, а не чужим стремлением нас подавить.
Нередко захватившая нас чужая активность, с которой мы боремся, оказывается случайным проявлением такого же, как мы, неуверенного в себе человека с неустойчивой самооценкой. Даже непонятное поведение животного или неожиданное шевеление осеннего листа на дереве — движение любого предмета может в этой пустоте стать единственным управляющим нами заполнителем. Чужое, даже случайное, действие для нас реально, заметно, увлекает нас, неприкаянных, независимо от наличия или отсутствия связанных с нами намерений у его носителя. Подчинены мы с самого начала своей пустоте, а не чужому произволу.
Замечательно, что чужого произвола мы в этом вакууме без собственной активности неосознанно активно ищем, как губка воду. Ищем по самым разным причинам. Например, чтобы в борьбе с теми, кому сопротивляемся, ощутить собственную силу. Или, чтобы почувствовать остроту, реальность своего существования. И чтобы было, на кого свалить ответственность за все, что сами делаем или не делаем, но хотели бы. Да просто чтобы что-то делать, наконец! Ведь самим нам эта наша неприкаянность порой совершенно невыносима.
Когда же мы ясно ощущаем свои нужды, сознаем свои интересы, активно отслеживаем свое отношение к другому, и хорошо отдаем себе отчет в этом своем отношении, тогда именно оно (наше отношение) становится нашей главной активностью, доминирующей, наполняющей нас силой. Любое малейшее шевеление в нашем теле, в нашем организме становится сигналом ведомых или еще неведомых, но интересных нам наших желаний.
Любое чужое движение теперь только усиливает наше собственное, как хворост усиливает огонь, и попытка дуть тоже раздувает пламя. Мы можем согласиться с другим, не согласиться, иметь третье, независимое от него мнение. Можем просто идти своей дорогой. Другой для нас тогда частное лицо, а не властелин. Он нам как такой же, как и мы, человек понятен. Он волен иметь свой взгляд на вещи и на нас, как и мы — свой. Это только взгляд частного лица. Другой не обязан с нами соглашаться или даже считаться. Он человек. Мы от него так же зависим и не зависим, как и он от нас. Любая чужая активность усиливает нашу (как и тогда, когда мы сопротивлялись «гипнозу чужой воли»), но теперь усиливает в нужном нам направлении, заранее выбранном нами, выбранном нашим отношением к себе, к другим, ко всем вещам.
Устойчивая самооценка — следствие беспрерывного интереса к себе, к своей жизни, к своей нужде и результат поминутной заботы о своем мире.
Но есть и еще одно жизненно важное отличие человека с неустойчивой самооценкой.
Не зная или придумывая, сочиняя от головы свое отношение к вам, он не знает и вашего отношения к себе. И это в свою очередь усиливает его неуверенность. Ведь, не чувствуя и не зная отношения к тебе партнеров по общению, теряешь важнейшие опоры для точного взаимодействия. Становится очень трудно общаться.
Дело в том, что знающий свое отношение ко всему и вся человек с устойчивой самооценкой просто чувствует всем своим существом, чего он от вас хочет. И этим своим хотением тут же получает ясно ощущаемый ответ, есть ли нужное ему у вас. Чувствует ваше отношение к нему и к интересующим его предметам. Так голодный по запаху знает, где жареная картошка, где хлеб, а где несъедобная тухлятина или другая отрава.
Человек с неустойчивой самооценкой не чувствует себя — своих желаний. Ему нечем почувствовать ваше отношение — вас.
Подменив мир схемой, правилом, он живет вымыслом. Всегда пусть хоть чуть-чуть, но невпопад.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Истоки формирования низкой самооценки
При одинаковом воспитании дети одной семьи могут получиться разными, с разными типами самооценки. Поэтому очень часто возникает вопрос: вроде мы воспитывались в одной семье, но старший брат или сестра какие-то другие. Есть 2 вида: адаптанты и наоборотники.
- Адаптанты — соответствуют всем требованиям окружающих, стараются быть хорошими. Испытывают одни эмоции, показывают другие. У них запрет на агрессию. В свою очередь он постоянно ждёт её от других.
- Наоборотники — они делает всё наоборот. Про таких говорят: с характером. Ощущают, что при выполнении требований будут продавленными. Одной из ведущих эмоций является эмоция гнева.
Адаптант или наоборотник — это реакция ребенка. Когда детям дается какое-то указание или их наказывают или еще что-то, они либо адаптируются и безмолвно принимают реальность и пытаются подстроиться, либо протестуют.
Здесь очень хороший пример двух детей. Дания ещё очень маленький — ему 10 месяцев, но уже заметна разница. Они совершенно разные. Соня относится к наоборотникам. Она всегда говорит: я сама, я не буду.
С детства она не любила, когда делают что-то за нее. И одевается сама. Все сама. Даня же пассивный. Его на ручки взять. Видно уже разницу, что один будет адаптант, другой — наоборотник.
В течение жизни это очень часто меняется. В одних ситуациях мы ведем себя как адаптанты, в других ситуациях ведем себя как наоборотники. И это очень может меняться в переходном периоде.
Например, ребенок до 13 лет может быть адаптантом, адаптироваться стараться, не проявлять себя, подавлять свой гнев. А в подростковом периоде он начинает уходить в протест. Очень часто это видно по подросткам, которые начинают вступать в какие-то сообщества, какие-то неформальные группы.
- А есть и 3-й тип реакция — свободный выбор. Выбор свободный от внешних ожиданий. Я могу помочь человеку если он попросит, а могу и не помочь. По факту — это здоровый тип реакций.
При здоровой самооценке ребенок сам принимает решение независимо от внешних обстоятельств. Эт оздоровая реакция, когда ребенка воспитывают при безусловной любви, правильной педагогике.
Мы можем выделить 2 типа самооценки: нестабильная и стабильная
Стабильная — это здоровая самооценка. К ней нужно стремиться. Мы же обладаем нестабильной самооценкой. Кто-то может назвать это «низкой самооценкой».
У большинства людей есть понятие высокой и низкой самооценки. Мы выделяем понятие «нестабильной самооценки». Потому что большинство из вас могут заметить что при определенных обстоятельствах вы ведете себя очень уверенно, а при других обстоятельствах — вы ведете себя очень неуверенно.
Как такое может быть? При одних ситуациях самооценка у вас очень высокая, а при других — низкая. Например, есть люди с установками, что я должен обладать определенным количеством денег, и тогда я буду хорошим, тогда я буду успешным, я буду лучшим.
Соответственно, когда у человека есть деньги, он чувствует себя очень уверенным, когда нет денег, лишить его денег — он чувствует себя очень неуверенным. Нестабильная самооценка характеризуется некими перепадами — в разных ситуациях мы можем вести себя по-разному.
Когда люди меняются, фасад меняется, картинка. При стабильной самооценке человек принимает себя таким какой он есть, без каких-либо требований к себе. Полностью принимает свое поведение, полностью принимает себя. Не пытается подстроится под кого-то, он не пытается быть каким-то для того чтобы соответствовать ожиданиям других людей.
Но большинство людей обладает нестабильной самооценкой. Это называется «невротизм», «невротическое поведение». И впоследствии очень часто приводит к депрессии.
Наша сегодняшняя тема затрагивает неврозы, и мы увидим почему проблемная самооценка приводит к неврозам. Выравнивание самооценки избавляет от неврозов.
Два вида самооценки: «я +если», и «я — если».
Я «-» — такой какой я есть, я никому не нужен. У нас в детстве, при определенном воспитание, формируется установка при условной любви у ребенка, что такой какой я есть — я не хороший. Какой я есть настоящий — со мной что-то не так.
Меня не любят таким, какой я есть. Меня любят, если я веду себя так, как хотят от меня окружающие. Если я хорошо учусь — меня любят. Если я не капризничаю — меня любят. Если я веду себя так как хотят мои родители — меня любят.
И у ребенка формируются 2 полюса, общие понимания себя: «-» полюс, если я слабый, меня не любят, если я худший — меня не любят, если я не нравлюсь людям — меня не любят, не могу быть полезным, привлекаю внимание людей. Тише воды ниже травы — меня не любят. Живу для себя — меня не любят, мало работаю — меня не любят. Я плохой, если….
У человека даже есть встроенная функция, инстинкт самосохранения, продолжения рода, базовый страх быть отвергнутым — живет в каждом человеке. Быть отвергнутым и не принятым сообществом — у нас есть этот страх. Он сформировался еще в древности. Потому что если ты отвергнут — ты просто не выживешь в тех условиях которые есть.
Поэтому ребенок начинает формироватьопределенные требования к себе: я хороший, я «+», я считаю себя нормальным, меня будут любить, если…
И он придумывает список требований к себе, он формирует некий идеальный образ себя: я сильный, я лучший, я нравлюсь другим, полезный, радую других, незаметный, много работаю. Я должен быть лучшим, чтобы меня любили, я должен быть хорошим. Хорошим — это значит быть полезным, нравится другим.
Нужны ли вы сами себе? Самооценка и свобода выбора
Самооценка и ее коррекция – одна из самых распространенных проблем, с которой приходят к психологу, которые поднимают на курсах и тренингах. И это не случайность. Самооценка играет огромную роль в формировании личности, сказывается на отношении к жизни, влияет на поведение в каждый отдельный момент времени.
Например, болезненная неуверенность в себе изменяет черты характера. Скажем, кто-то может развить в себе замкнутость, будучи от природы экстравертом. Ему некомфортно общаться с другими, он ожидает неодобрения и заранее боится его. Такой человек может начать искренне считать себя любителем одиночества, и со временем действительно научится получать от него удовольствие, оно станет частью его характера. Так защищает себя наша психика.
Или еще один пример – высокомерие, которое часто сопровождает неуверенность. За ним легче всего прятать страх критики или непринятия окружающими. Но если мы привыкаем вести себя именно так, постепенно высокомерие станет частью нашего характера и его сложно будет отделить от изначальных черт личности.
Эти адаптивные, маскировочные качества порой основательно портят жизнь и нам, и нашим близким. А главное – они не решают проблему, а отодвигают ее на задний план, создавая дополнительные конструкции в личности.
С самооценкой можно и нужно работать. Но чтобы понять, с чего начать, давайте сначала попробуем разобраться, какой она бывает и как формируется.
Что такое идеальная самооценка?
Представьте, что у вас – идеальная самооценка. Как вы тогда должны себя чувствовать, вести? Что это дает вам на уровне мировосприятия?
Обычно говорят о принятии себя, любви к себе, независимости, гармонии, спокойствии и успехе. И действительно, все это – реальные следствия здорового отношения к себе. Но каким оно должно быть?
Категории самооценки: завышенная, заниженная и адекватная
Итак, какая бывает самооценка? Обычно рассматривают три варианта:
- Завышенная
- Заниженная
- Адекватная
Такую классификацию вы можете встретить во многих источниках. И, хотя это на первый взгляд выглядит логично, на самом деле ничего не дает. Что значит – завышенная, например? Кто решает, какая она?
Про одного и того же человека кто-то скажет, что он адекватно оценивает себя, другой – что слишком низко или слишком высоко. То есть оценка относительна, зависит от восприятия. Но даже если мы найдем кого-то, на чье мнение готовы положиться, в разные моменты часто и он даст нам различные ответы. И главное – мы сами порой не можем понять, какая у нас самооценка: о ней часто еще и невозможно говорить, как о некой константе.
Поэтому я предлагаю использовать иную систему и говорить не о завышенной, заниженной и адекватной самооценке, а о стабильной и нестабильной.
Нестабильная самооценка
Это самооценка, которая зависит от внешних обстоятельств. И главная проблема заключается как раз в том, что большинство людей относятся к себе неровно. Один и тот же человек утром может испытывать огромную уверенность в своих силах, а вечером ощущать себя полным неудачником.
Скорее всего, вам это знакомо. У многих бывают дни, когда просыпаешься с утра в отличном настроении, светит солнце, выспался, и кажется – все по плечу. А потом, например, заходишь в автобус, а там – какой-то неприятный тип: наступает на ногу, да еще и хамит. А потом шеф на работе высказывает несправедливые претензии. Настроение падает, и вслед за ним рушится уверенность в себе и в собственных силах.
И получается, дело не в низкой самооценке – с утра же все было в порядке. А в зависимости от внешних факторов.
Чем это грозит? Во-первых, мы не можем быть спокойны за уверенность в себе – ведь всегда обстоятельства всегда могут измениться. А во-вторых, постоянные переходы «вверх-вниз» очень энергоемки. Мы не только страдаем от приступов неуверенности в себе из-за неудачно сложившихся обстоятельств, но и устаем от постоянных колебаний.
Стабильное самовосприятие
При устойчивом восприятии себя мы не зависим от того, как сложились внешние обстоятельства. Это не значит, что мы не расстраиваемся из-за неприятностей. Настроение может измениться. Но представление о себе остается в целом неизменным. То есть, возвращаясь к нашему примеру, утром у нас было хорошее настроение, а под влиянием конфликта в транспорте и неприятностей на работе – ухудшилось. Но мы не начинаем обвинять себя, не переходим в состояние «минус». Это здоровый подход. Дополнительный бонус – более спокойное отношение к неудачам – если нет иллюзии «я все смогу», свойственной людям с неровной самооценкой, то нет и такого сильного разочарования. Мы знаем, что можем многое, но не все, и готовы к временным трудностям.
Условия формирования самооценки
К сожалению, от нестабильного самовосприятия страдают очень многие люди. И причина этого кроется в их детстве: как и остальные свойства личности, отношение к себе формируется в процессе воспитания.
Когда ребенок рождается, он еще не знает, каким себя считать. Он может только получать чужое мнение о себе. И, как правило, от родителей, хотя иногда в формировании самооценки личности участвуют и другие родственники.
Список «если»
Воспитание – процесс необходимый, и все мы в детстве должны получить какие-то социальные навыки, чтобы потом иметь возможность жить в обществе, не слишком мешая окружающим. То есть само по себе формирование тех или иных привычек – не плохо. Но плохо и даже трагично то, что ребенку в процессе часто внушают довольно дикие представления о нем самом и мире.
Как это происходит? При нежелательном поведении родители дают ребенку понять, что он поступает неправильно. И это естественный процесс, но только при одном условии: когда родители говорят не о самом ребенке, а о его поступках, не задевая его личность и не оценивая ее. У нас же, как правило, все происходит ровно наоборот. Детям напрямую говорят «Ты плохой, если…» и «Ты хороший, если…». Или, еще лучше: «Не буду тебя любить, если…». Для ребенка это означает, что ему ставят условия – каким он должен становиться, чтобы его любили, принимали, хотели с ним общаться.
Дети не могут воспринимать информацию критично, они исходят из того, что им говорят, а также порой напрямую копируют родителей.
В результате у ребенка формируется следующее представление: сам по себе он никому не нужен. И оно остается с ним не только в детстве, а переходит и во взрослую жизнь. Это называется базовым чувством «я минус». И тут мы как раз и возвращаемся к самооценке, которая зависит от внешних обстоятельств.
Такой человек чувствует себя хорошо, только когда кому-то нужен. Иначе он в минусе. А под таким давлением очень тяжело жить. И, поскольку так жить невозможно, создается своего рода система контроля. Формируются два списка «если» – минус и плюс, на которые он ориентируется. Выполняя условия из одного списка, человек становится хорошим, из второго – плохим.
Вот некоторые варианты, какие пункты могут фигурировать в этих списках.
- «Я плюс», если я сильный, лучший, полезный, нравлюсь другим, радую их, помогаю им, незаметный, много работаю.
- И «я минус», если я не нравлюсь окружающим, не могу быть полезным, привлекаю внимание, живу для себя, слабый.
Пример создания базового ощущения «я минус» – отношения мамы с дочкой. Ребенку дают постоянную положительную обратную связь: «Ты хорошая, когда помогаешь маме, радуешь ее, убираешь за собой, тихо себя ведешь». И отрицательную: «Ты плохая, когда шумишь, плачешь, расстраиваешь маму, кричишь, споришь». У дочери формируются два списка, «я плюс» и «я минус». Сначала она, чтобы выглядеть хорошей, радует маму, потом желание радовать «переезжает» в окружающих вообще. То есть она постоянно ощущает потребность быть удобной для всех, радовать их, приносить пользу и не спорить. Представляете, как сложно такой девушке будет отстаивать свою точку зрения, вообще хоть что-то делать для себя? Потому что на карту будет поставлено отношение к себе на базовом уровне. Расстроив кого-либо, она будет ощущать себя плохой, а это тяжело для психики. Естественно, она будет выбирать безопасный путь, выполняя списки «если».
Свобода выбора
И тут мы подходим к свободе выбора, точнее в данном случае – к ее отсутствию. У человека, который постоянно должен выполнять пункты списка, чтобы удерживать свою самооценку на приемлемом уровне, очень мало свободы. Он не может делать то, что хочет.
Радовать окружающих и помогать им на самом деле не плохо, но только когда это ваш свободный выбор. А в данном случае выбор является сценарным.
Кроме описанного механизма существует еще несколько, но на них я остановлюсь в отдельной статье. Здесь же скажу только, что воспринятое в детстве запечатлевается на очень глубоком уровне, и потом с этими установками сложно бороться. Более того, большинству людей даже не приходит в голову это делать: концепции так прочно входят в сознание и подсознание, что кажутся совершенно естественными, становятся нерушимой частью мира.
Поэтому даже увидеть их – большой шаг вперед. Но за ним должны последовать другие. Существуют люди, у которых воспитан базовый «я плюс», то есть они нужны сами себе. Но и научиться этому тоже возможно.
Вадим Куркин
Нестабильность самооценки — Люди Роста
Самооценка непосредственно влияет на наше поведение. Это нужно понимать. Она влияет на восприятие мира и принятие решения. Она влияет на выбор карьерного пути и уровень достижений. На личную жизнь и модель построения близких отношений. На отношения с окружающими и характер коммуникаций. То есть по факту наша самооценка влияет на всё. На то как мы сходимся с людьми, на то как мы выстраиваем отношения с близкими нашими, т.е. семейные отношения, на то как мы выстраиваем отношения с детьми, на то какую карьеру мы выбираем, какую работу выбираем, на то как мы воспринимаем мир и на то как мы себя ведем. Соответственно, из данного вебинара вы сегодня поймете, почему вы так или иначе ведете себя в разных ситуациях.
Я рекомендую смотреть и слушать и пытаться увидеть себя. А я уверен практически на 100 % что каждый из вас будет находить себя и видеть определенные моменты ко
торые есть в вас. Вы начнете понимать что люди между собой похожи. И нами как раз таки управляет наша самооценка которую можно изменять.
Это очень важно понимать что мы сейчас находимся не в статическом состоянии, а мы находимся в динамическом состоянии. Т.е. если у нас присутствуют какие-то черты характера, какое-то наше поведение, которое не способствует нашему счастью, которое не способствует адаптивности к среде — это можно поменять и становиться гораздо более результативным и счастливым.
Формирование самооценки происходит 3-я путями, 3 вида. 1. путем импринтинга — т.е. это копирование поведения родителей. И здесь нужно понимать что это основная причина по которой формируется самооценка. Т.е. дети копируют наше поведение, они копируют поведение родителей, т.е. они копируют поведение мамы и копируют поведение папы. По сути ребенок является на 50 % мамой, на 50 % папой. И поэтому это нужно понимать.
Ребенок копирует наше поведение. И не зря есть такая пословица: никогда не воспитывай ребенка, а воспитывай себя, все равно ребенок будет похож на тебя. Эта информация которую вы сегодня услышите — поможет меняться вам. А соответственно, будут автоматически меняться ваши дети или ваши внуки. 2. это условное подкрепление — это условная любовь, воспитание при помощи кнута и пряника. Т.е. когда ребенок ведет себя в соответсвии с вашими ожиданиями — вы говорите, что он хороший. Когда ребенок ведет себя не так как вам хочется — вы реагируете как-то не очень эмоционально, т.е. вы можете либо ему что-то не дать, либо эмоционально отреагировать. Т.е. ребенок, например, приходит и получает «5» — вы в принципе это считаете уже за норму. Но когда ребенок получает «4» — вы уже строите какую-то недовольную физиономию. Вы не говорите ему что он не хороший или что что-то не так с ним, вы можете просто эмоционально внутренне показать что он какой-то не такой. Т.е. это условная любовь когда отождествляется сам ребенок, сам человек и его поведение. Есть безусловная любовь — когда мы принимаем нашего ребенка полностью и целиком не зависимо от того какими качествами он обладает, как он себя ведет и т.д. Т.е. мы разделяем его поведение и его сущность. Когда ребенок делает какое-то плохое дело, мы говорим, что: «Я тебя люблю, но мне не нравится твое поведение». Т.е. мы не говорим, что: «Ты плохой», мы говорим, что поведение твое плохое, а ты хороший. 3. интерпретация — это ребенок делает выводы о ситуации. Т.е. происходит какая-то ситуация, но ребенок маленький и он ее интерпретирует со своей стороны. Например, когда есть старший и младший брат. Старший брат хорошо учится, у старшего брата какие-то успехи и родители могут что-то сказать, а ребенок может как-то интерпретировать данную ситуацию с той точки зрения, что старший брат какой-то успешный, умный, а я какой-то не такой. Хотя родители могут воспринимать ситуацию совершенно по-другому. А дети интерпретируют её по-своему.
Поэтому с детьми очень важно проговаривать. Когда вы наказали ребенка, можно даже спросить: «А как ты думаешь почему сейчас ты будешь ограничен в этом? Почему сейчас мы тебя наказали? Почему мы сейчас вот так?». Т.е. очень важно услышать мнение ребенка. Как он считает, за что у него отняли игрушку, за что его лишили сладостей на сегодня.
Я буду много примеров приводить своих, потому что они мне близки. Когда Соня подходит и бьет по ребрам Даника с ноги, мы говорим: ты сегодня не получишь мультики или мы не дадим тебе конфет. А она может подуться или какая-то реакция произойти. Но при этом мы у нее спрашиваем: Софья, ты понимаешь почему сейчас мы забираем у тебя игрушки? Она говорит: да, потому что я ударила братика. Она понимает, что мы забрали игрушки не потому что она плохая, а мы Даника больше любим. А потому что она ударила его.
Здесь разделение. Соня понимает, что её лишили чего-то, потому что у неё поведение некорректное. Не то что мы любим больше младшего ребенка и то что мы не любим её. Это как раз таки безусловное принятие. Мы её принимаем, но при этом мы пытаемся спросить у нее: ты понимаешь или нет. Мы получаем обратную связь от ребенка и тем самым понимаем что ребенок правильно интерпретирует ситуацию и не делает каких-то неправильных выводов.
При одинаковом воспитании дети одной семьи могут получиться разными, с разными типами самооценки. Поэтому очень часто возникает вопрос: вроде мы воспи
тывались в одной семье, но старший брат или сестра какие-то другие. Есть 2 вида: адаптанты и протестанты. Адаптанты — соответствуют всем требованиям окружающих, стараются быть хорошими. Испытывают одни эмоции, показывают другие. У них запрет на агрессию. В свою очередь он постоянно ждёт её от других. А есть еще протестанты — он делает всё наоборот. Про таких говорят: с характером. Ощущают что при выполнении требований будут продавленными. Одна из ведущих является эмоция гнева.
Адаптант или протестант — это реакция ребенка. Когда детям дается какое-то указание или их наказывают или еще что-то, они либо адаптируются и безмолвно принимают реальность и пытаются подстроиться либо протестуют.
Здесь очень хороший пример моих детей. Дания ещё очень маленький — ему 10 месяцев, но уже заметна разница. Они совершенно разные. Соня относится к протестантам. Она всегда говорит: я сама, я не буду. С детства она не любила когда делают что-то за нее. И одевается сама. Все сама. Даня же пассивный. Его на ручки взять. Видно уже разницу, что один будет адаптант, другой — протестант.
По жизни это очень часто меняется. В одних ситуациях мы ведем себя как адаптанты, в других ситуациях ведем себя как протестанты. И это очень может меняться в переходном периоде. Например, ребенок до 13 лет может быть адаптантом, адаптироваться стараться, не проявлять себя, подавлять свой гнев. А в подростковом периоде он начинает уходить в протест. Очень часто это видно по подросткам которые начинают вступать в какие-то сообщества, какие-то неформальные и т.д.
А есть и 3-й тип реакция — свободный выбор. Выбор свободный от внешних ожиданий. Я могу помочь человеку если он попросит, а могу и не помочь. По факту — это здоровый тип реакций. При здоровой самооценке ребенок сам принимает решение независимо от внешних обстоятельств. Это здоровая реакция, когда ребенка воспитывают при безусловной любви, правильной педагогике.
Мы можем выделить 2 типа самооценки: нестабильная и стабильная. Стабильная — это здоровая самооценка. К ней нужно стремиться. Мы же обладаем нестабильной самооценкой. Кто-то может назвать это «низкой самооценкой». У большинства людей есть понятие высокой и низкой самооценки. Мы выделяем понятие «нестабильной самооценки». Потому что большинство из вас могут заметить что при определенных обстоятельствах вы ведете себя очень уверенно, а при других обстоятельствах — вы ведете себя очень неуверенно.
Как такое может быть? При одних ситуациях самооценка у вас очень высокая, а при других — низкая. Например, есть люди с установками, что я должен обладать определенным количеством денег и тогда я буду хорошим, тогда я буду успешным, я буду лучшим. Соответственно, когда у человека есть деньги, он чувствует себя очень уверенным, когда нет денег, лишить его денег — он чувствует себя очень неуверенным. Нестабильная самооценка характеризуется некими перепадами — в разных ситуациях мы можем вести себя по-разному. Когда люди меняются, фасад меняется, картинка. При стабильной самооценке человек принимает себя таким какой он есть, без каких-либо требований к себе. Полностью принимает свое поведение, полностью принимает себя. Не пытается подстроится под кого-то, он не пытается быть каким-то для того чтобы соответствовать ожиданиям других людей.
Но большинство людей обладает нестабильной самооценкой. Это называется «невротизм», «невротическое поведение».
Наша сегодняшняя тема затрагивает неврозы и мы увидим почему проблемная самооценка приводит к неврозам. Выравнивание самооценки избавляет от неврозов.
Соответственно, 2 вида самооценки: «я + если», и «я — если». Я «-» — такой какой я есть я никому не нужен. У нас в детстве, при определенном воспитание, формируется установка при условной любви у ребенка, что такой какой я есть — я не хороший. Какой я есть настоящий — со мной что-то не так. Меня не любят такой какой я есть. Меня любят если я веду себя так, как хотят от меня окружающие. Если я хорошо учусь — меня любят. Если я не капризничаю — меня любят. Если я веду себя так как хотят мои родители — меня любят.
И у ребенка формируются 2 полюса, общие понимания себя: «-» полюс, если я слабый меня не любят, если я худший — меня не любят, если я не нравлюсь людям — меня не любят, не могу быть полезным, привлекаю внимание людей. Тише воды ниже травы — меня не любят. Живу для себя — меня не любят, мало работаю — меня не любят. Я плохой если.
У человека даже есть встроенная функция, инстинкт самосохранения, продолжения рода, базовый страх быть отвергнутым — живет в каждом человеке. Быть отвергнутым и не принятым сообществом — у нас есть этот страх. Он сформировался еще в древности. Потому что если ты отвергнут — ты просто не выживешь в тех условиях которые есть.
Поэтому ребенок начинает формировать определенные требования к себе — я хороший, я «+», я считаю себя нормальным, меня будут любить, если… И он придумывает список требований к себе, он формирует некий идеальный образ себя: я сильный, я лучший, я нравлюсь другим, полезный, радую других, незаметный, много работаю.
Я должен быть лучшим чтобы меня любили, я должен быть хорошим. Хорошим — это значит быть полезным, нравится другим, радовать других, незаметным и т.д. Это 2 базовых требования к себе.
При нестабильной самооценке мы можем понять что у ребенка есть внутреннее непринятие себя, внутри себя он понимает что с ним что-то не так. У него есть сильно голубиное убеждение, что с ним что-то не так
Мы всячески стараемся убежать из состояния «-» и всячески стараемся попасть в состояние «+».
Сверху у человека состояние эмоционального тонуса — когда человек попадает в состояние «+». Т.е. если его хвалят когда он повел себя хорошо, доброту проявил, с кем-то поделился, он получил «5», он выиграл какие-то соревнования, он бабушке помог, не потому что он хочет ей помочь, а потому что у него установка быть хорошим. И вот он стал хорошим и его похвалили. Или он денег начинает зарабатывать. Мы стараемся попадать в состояния плюсовые — наши требования к себе. Разные требования к себе могут быть.
7 шагов к стабильной самооценке
▶ ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ.
Тема: Введение в теорию нестабильной самооценки.
Теоретический блок.
1. Введение в теорию нестабильной самооценки.
2. Три основных механизма формирования нестабильной самооценки.
3. Механизм копирования. Два уровня условного подкрепления
4. Механизм интерпретации.
5. Фундамент стабильной и нестабильной самооценки.
Практический блок.
1. Диагностика истоков механизма формирования самооценки.
2. Мои сильные и слабые стороны.
▶ ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ.
Тема: Формула нестабильной самооценки.
Теоретический блок.
1. Формула нестабильной самооценки.
2. Общие проявления нестабильной самооценки.
3. Эмоциональные колебания.
4. Механизмы застревания и накручивания.
5. Самооценка и специфика мотивации.
6. Самооценка и цели.
7. Формат и специфика построения отношений построения отношений.
Практический блок.
1. Признаки нестабильной самооценки. Я+-Если.
2. Формат отношения с людьми
▶ ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ.
Тема: Типы самооценки.
Теоретический блок.
1. Три наиболее распространенных типа самооценки.
2. Я+Если я лучший. Признаки, проявления, специфика.
3. Я+если Радую других. Признаки проявления специфика.
4. Я+Если Сильный. Признаки, проявления, специфика.
5. Комбинированные варианты нестабильной самооценки.
6. Общие рекомендации для всех типов самооценки.
Практический блок.
1. Диагностика моего типа самооценки.
▶ ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ.
Тема: План системных изменений и стабилизации самооценки.
Теоретический блок.
1. Три способа работы с самооценкой.
2. Подробные рекомендации для всех типов самооценок.
Практический блок.
1. Составление плана изменений.
▶ ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ.
Тема: Быстрые результаты.
Теоретический блок.
1. Семь быстрых способов повышения самооценки.
2. Системы коррекции первоистоков формирования самооценки.
Практический блок.
1. Базовые инструменты коррекции первоистоков механизмов.
2. Практика.
▶ ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ.
Тема: Технологии и инструменты системных изменений.
Теоретический блок.
1. Технологии и правила ведения дневника.
2. Ретроспективный анализ.
3. Конструктивная обратная связь самому себе.
Практический блок.
1. Практикум по РСА на основе реальных ситуаций участников.
Подведение итогов.
1. Подведение итогов.
2. Как начать изменения.
3. Работа над закреплением результата.