Источники конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Источники конфликта могут быть объективными и субъективными.
Объективные :
^ Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности. Сотрудники, работающие в одном коллективе, как правило, тесно взаимодействуют, совместно решая многочисленные служебные задачи. Часто взаимодействие сотрудников продолжается в свободное от работы время. В процессе постоянного взаимодействия интересы людей могут время от времени сталкиваться. Это столкновение интересов, мало зависящее от их воли и желания, и создает объективную основу для возможных конфликтных ситуаций.
^ Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей. Например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты достоинства прибегать к конфликтному поведению. В нашем обществе пока не разработаны эффективные, стандартные, всем известные конфликтные способы защиты интересов подчиненных от произвола начальников. Подчиненный, конечно, имеет право обжаловать неправильные, по его мнению, действия начальника. Однако процедура такого обжалования мало эффективна. Поэтому подчиненные реально пользуются ею лишь в крайних случаях. В большинстве предконфликтных ситуаций такого рода они предпочитают либо уступить, либо пойти на конфликт.
^ Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ. То, что мы живем в обществе всевозможных дефицитов, естественно, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере конфликтов между ними. Основным дефицитом сегодня стали деньги. Если в организации появляется возможность получить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то возникают естественные конфликты между теми, кто получает эту работу, и остальными работниками. Распределение жилья, премий, загранкомандировок, других материальных и духовных ресурсов является объективно конфликтным процессом.
Субъективные:
Недостаточная информация, потеря или отсутствие ее вообще, а также искажения информации в процессе межличностных и межгрупповых коммуникаций Человек в процессе общения, по разным причинам, не в состоянии п передать всю информацию в первоначально задуманном объеме и подробностях Причины могут носить как субъективный, так и объективный характер Результат — возможно правильное понимание или толкование полученной инф ормации, что может послужить причиной для возникновения конфликтной ситуации или осложнить уже существующие противоречия Отсутствие важной информации (сокрытие, замалчивание, неразглашении) довольно часто порождает слухи, что приводит к возникновению конфликтных ситуацииацій.
Несбалансированность ролевых отношений между людьми — другая типичная причина Очень часто в ситуации межличностного общения люди на или оба партнера могут играть не те роли, на которые ожидает партнер по вз заемодии Наиболее опасными в плане возникновения конфликта является роль старшего психологическим статусом партнера по взаимодействию, роль равного партнера и роль молодшогго.
Непонимание расхождение позиций вызвана не реальными различиями, а неправильностью подходов к проблеме Причина разногласий будет в том, что каждая из сторон будет иметь оценку только частей ни общей правди.
Серьезной типичной причиной конфликтов становится различие способов оценки различными сторонами результатов деятельности друг друга Оценивая действия других, люди обычно за основу оценки берут то, что не удалось сделать сравнению с первоначальным идеалом, с поставленными ранее задачами, деятельностью других людей, уже выполняли эту работу Свою работу, зачастую сравнивают с деятельностью другого человека, который эту рабо ту выполнила хуже Поэтому одну и ту же работу можно оценить неодинаково Такая ситуация создает широкие возможности для зарождения конфликтектів.
Кроме указанных типичных причин, можно указать на целый ряд Других психологических причин, которые могут носить частный или ситуационный характер К ним можно отнести: внутригрупповой фаворит тизм, конкурентный характер во взаимоотношениях, ограничены способности (возможности) менять свои позиции в ходе взаимоотношений с другими людьми, стремление к власти, психологическая несовместимость и ин.
Личностные причины конфликтов зачастую связаны с индивидуальными и психологическими особенностями участников противостояния, психологическим климатом, в котором он протекает, а также окружающей среды высш.
Одной из главных причин личностных конфликтов выступает субъективная оценка поведения партнера как недопустимая для другой стороны Вступая в различные отношения, каждый из партнеров имеет определенный диапазон надежд в соответствующих действиях Если эти надежды совпали с действиями партнера или носили допустимый характер, то дальнейшие взаимоотношения могут протекать без конфликта Нежелательная поведение может привести к обра ние конфликтной ситуации, а недопустима — в конфликткту.
Неспособность или незнание поведения в стрессовых ситуациях, способов выхода из конфликтных ситуаций создает условия для вхождения человека в состояние конфликта К конфликту приводит именно неподготовленность люди ини к эффективным действиям в таких ситуациях Кроме того, человек может не иметь достаточной психологической устойчивости к негативному воздействию на психику стрессовых факторов конфликтной ситуацииії
Серьезной причиной может выступать непонимание эмоционального состояния человека, ее способности к эмпатии Поведение человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, может вызвать конфликтную реакции УЦИю.
Завышенный уровень притязаний, самооценки может, в свою очередь, вызвать негативную реакцию со стороны окружающих Заниженная же * оценка может проявиться в нарастающей тревожности, неуравновешенности, уклонении от ответственностиі.
Очень часто личностной причиной конфликтов выступают акцентуации характера Подобное состояние проявляется в чрезмерном доминировании у человека отдельных черт характера Это может проявиться в максимальных вариант тах нормы, может уже граничить с психопатиейєю.
Когда возникает необходимость объяснять активность и направленность действий оппонентов в конфликте, мы ищем их мотивы
Существуют разные точки зрения на причины конфликта вообще и причины конфликтов в организациях в частности. Обобщая точки зрения специалистов, можно выделить объективные и субъективные причины.Под объективными причинами конфликта подразумевают обстоятельства или условия, появляющиеся или существующие независимо от воли человека. К числу объективных причин конфликта можно отнести: -неравномерное распределение ресурсов и полезных ископаемых на нашей планете, служащее причиной межгосударственных конфликтов, -несовершенство законодательных и правовых норм, существующих в государстве, — частая причина трудовых конфликтов; -напряженная социально-экономическая обстановка в стране или на конкретном предприятии как частая причина малых и больших социальных конфликтов и т.д. Субъективные причины представляют собой комплекс индивидуально личностных особенностей человека, его интересов, убеждений, потребностей, ценностных ориентации и т.д. Среди них можно указать: -конфликты на почве религиозных, мировоззренческих, морально-нравственных разногласий; -конфликты, основанные на несоответствии личностных качеств человека занимаемой должности, конкуренции в распределении материальных ресурсов и доходов организации и т.д.
РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА. ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА. ПРОБЛЕМА АДЕКВАТНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ КОНФЛИКТА.
Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:1 возникновение объективной проблемной ситуации;2 осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;3 попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;4 возникновения предконфликтной ситуации.
Открытый период называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:1инцидент;2эскалацию конфликта 3 сбалансированное противодействие;завершение конфликта.
Латентный (послеконфликтный) период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.
Существуют три главных способа урегулирования конфликтов:1 Победа одной стороны над другой. Полное подчинение противника с использованием всех средств подавления. Этот способ относительно прост, однако неэффективен с точки зрения дальнейшей перспективы2 Компромисс, т.е. обе стороны шаг за шагом отступают от первоначальных требований3 Интеграция как поиск взаимно удовлетворительного решения противоречия путем совместных усилий. В этом случае конфликт перерастает в нелегкое, но конструктивное решение задачи. Остановимся теперь на конкретных приемах преодоления конфликтов:Задача посредника – помочь сторонам найти компромисс или прояснить позиции и ликвидировать недоразумение. Для этого важно быть беспристрастным, нейтральным. Если посредник имеет высокий авторитет или наделен властью, он становится арбитром. Полезно проявить конструктивный подход: найти нестандартное решение, которое заставит стороны задуматься или перейти от слов к делу. Разъединение конфликтующих. Этот прием в некоторых случаях является единственно возможным, например, при психологической несовместимости конфликтующих.
Психологическое влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.
Самый древний механизм воздействия — это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора. Внушаемость — степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Стратегия императивного воздействия. Основные функции этой стратегии – контроль поведения и установок, их подкрепление и направление в нужное русло. Реализация этой стратегии происходит там, где человек обладает ограниченными возможностями для самостоятельного выбора поступков или решений. В социальной практике такая стратегия эффективна и уместна в экстремальных ситуациях, где требуется принятие оперативных и важных решений в условиях дефицита времени. Императивные воздействия часто приводят к негативным психологическим последствиям.
Конфликтология
В жизни работников, организации могут возникать конфликты: производственные, политические, национальные, социальные, семейные и т.д.
Причина – это первичный толчок для развития конфликта. Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и разрешения.
Причинами, влияющими на возникновение конфликтных ситуаций в организациях, могут быть:
1. Распределение материальных благ и ресурсов, даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены.
2. Распределение социальных благ, выраженных в престиже, в оценке значимости человека или социальной организации, в социальной поддержке.
З. Различие или пересечение интересов членов организации. В данном случае интерес рассматривается как актуализированный мотив, возникающий у отдельного работника или социальной группы. Актуализация мотива происходит в результате появления реальных потребностей. Столкновение различных интересов приводит к блокаде потребностей одного из отделов, конкуренции между ними, а в случае появления агрессии – и к конфликту.
4. Различные формы экономического и социального неравенства. Следует сказать, что само неравное распределение ценностей (вознаграждений, информации, власти, признания, престижа и т.д.) между отдельными членами организации, группами и подразделениями служит лишь основанием для возникновения конфликта. Самым важным моментом, провоцирующим возникновение и развитие конфликтной ситуации по причинам неравенства, следует считать осознание членами организации несправедливости распределения вознаграждения и сложившихся социальных отношений (прежде всего отношений власти – подчинения).
5. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. На пример, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность своих под чиненных неспособностью ремонтной службы достаточно быстро ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы может винить кадровую службу, что не взяла на работу новых рабочих, в которых нуждались работники.
6. Различия в представлениях и ценностях. Индивидуальные и групповые ценности могут иметь разную значимость для членов организации. Существуют несовместимые ценностные ориентации, обладатели которых практически всегда испытывают напряженность, потенциально агрессивны, являются потенциальным источником возникновения социального конфликта в организации.
7. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества.
8. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта.
Причины возникновения конфликтных ситуаций можно разделить на две категории: объективные и субъективные.
1. Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной противоречивой ситуацией, в которой оказались люди. В производстве такие ситуации возникают по следующим причинам.
Первая группа причин связана с недостатками в организации производства: в нормировании труда, в использовании материальных и моральных стимулов, в организации работы (нехватка материалов, простои и т.п.), в неудовлетворительных условиях труда и т.д.
Вторая группа объективных причин связана с недостатками в управлении: нечеткое разделение функций и ответственности, неудовлетворительные коммуникации, неподготовленность руководителя (неумение ставить задачи, чрезмерное администрирование, нарушение трудового законодательства и т.д.).
Такого вида недостатки порождают проблемы, относящиеся к конфликтогенным, то есть эти недостатки объективно являются той возможной средой, в которой легко возникают конфликтные ситуации.
Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроя, характеров, сложившихся в коллективе отношений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликта довольно велика.
Устранение конфликтов, вызванных такими причинами, может быть достигнуто только изменением объективной ситуации (устранением недостатков). В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в производственной деятельности фирмы.
2. Субъективное возникновение конфликтных ситуаций связано с психологическими особенностями членов коллектива, с взаимной неприязнью и непониманием в отношениях, с разным уровнем нравственной и профессиональной подготовки.
Такие объективные и субъективные ситуации нередко создают преграды на пути удовлетворения стремлений, желаний, интересов людей.
Со многими из них людям свойственно мириться, считая их естественными и неизбежными.
Проблема возникает тогда, когда эти недостатки и преграды вызывают протест, создающий конфликт. Чисто личностные, неблагоприятные проявления в сложной ситуации могут обострить конфликт, особенно если в нем участвуют расположенные к конфликтам люди.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный.
Понимание объективно-субъективного характера причин конфликтов окажется весьма полезным в дальнейшем при определении способов предупреждения межличностных конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах.
Объективные причины возникновение и развитие конфликтов —приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации. Например, в цехе освобождается должность его начальника, на которую могут претендовать несколько инженеров, работающих в данном цехе. Поскольку должность одна, а претендентов несколько, интересы последних объективно, т.е. независимо от желания инженеров, сталкиваются. Такое столкновение может привести, а может и не привести к конфликту. Однако если бы на эту должность был один претендент, то столкновения интересов двух или нескольких инженеров, связанного с назначением на данную должность, не было бы. В такой ситуации был бы исключен и конфликт, связанный с назначением на освободившуюся должность, так как не было бы объективной основы для него.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.
При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее:
во-первых, —жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно. Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов. Например, если бы на заводе была разработана и коллективно одобрена нормативная процедура замещения вакантных руководящих должностей, то количество конфликтов, связанных с борьбой за продвижение по службе, стало бы заметно меньше. Но разработка такой процедуры зависит от личностных качеств руководителей завода, т.е. от субъективного фактора. Поэтому большинство объективных причин в известной степени субъективны. В свою очередь субъективные причины конфликтов часто, в конечном счете, объективно детерминированы. Предположим, человек начал конфликт из-за собственной повышенной агрессивности, казалось бы, по чисто субъективной причине. Однако не исключено, что одной из главных причин повышенной агрессивности человека является повышенная агрессивность социально-экономической среды, в которой он родился, вырос и живет. Таким образом, в основе, казалось бы, чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зависящий, т.е. объективный фактор:
во-вторых, пожалуй, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В то же время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. В любом межличностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъективный фактор. Если человек субъективно не примет решение о начале конфликтного противодействия, конфликта не будет. Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.
Проведенный авторами анализ более 2000 межличностных конфликтов во взаимоотношениях руководителей среднего звена показывает, что существует много объективных причин, вызывающих конфликты. Они настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации.
Остановимся на некоторых причинах вызывающие конфликты:
1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности.
Сотрудники, работающие в одном коллективе, как правило, тесно взаимодействуют, совместно решая многочисленные служебные задачи. Часто взаимодействие сотрудников продолжается и в свободное от работы время. В процессе постоянного взаимодействия интересы людей могут время от времени сталкиваться. Это столкновение интересов, мало зависящее от их воли и желания, и создает объективную основу для возможных конфликтных ситуаций.
2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей.
Например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты достоинства прибегать к конфликтному поведению. В нашем обществе пока не разработаны эффективные, стандартные, всем известные неконфликтные способы защиты интересов подчиненных от произвола начальников. Подчиненный, конечно, имеет право обжаловать неправильные, по его мнению, действия начальника. Однако процедура такого обжалования мало эффективна. Поэтому подчиненные реально пользуются ею лишь в крайних случаях. В большинстве предконфликтных ситуаций такого рода они предпочитают либо уступить, либо пойти на конфликт.
3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.
То, что мы живем в обществе всевозможных дефицитов, естественно, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере конфликтов между ними. Основным дефицитом сегодня стали деньги. Если в организации появляется возможность получить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то возникают естественные конфликты между теми, кто получает эту работу, и остальными работниками. Особенно я бы остановился на таких направлениях, как распределение жилья, премий, загранкомандировок, других материальных и духовных ресурсов является объективно конфликтным процессом.
4. Образ жизни многих россиян.
Это объективная причина части межличностных конфликтов, связанных с материально-бытовой неустроенностью, недостаточностью финансовых средств, для удовлетворения подчас элементарных потребностей семьи, деятельностью, в которой человек не всегда может реализовать свои способности, создающей ограничения для творчества и саморазвития. Очевидно, что бедный, неустроенный, не реализовавший свой потенциал человек более конфликтен по сравнению с человеком, у которого перечисленные проблемы успешно решены.
5. Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, СССР, Российской Федерации, способствующие возникновению конфликтов.
Эти стереотипы сформировались за последний век, а возможно и за более продолжительное время. Советский человек с момента своего рождения воспитывался в духе классовой борьбы, нетерпимости и беспощадности к своим классовым противникам и всем, кто не разделял нашу интерпретацию коммунистической идеологии. Практически непрерывная борьба не только с внешними противниками, но и с различными внутренними “вредными элементами” не могла не отразиться на характере межличностных отношений людей в целом. Мы не достаточно терпимы по отношению к другому, легко задеваем чувство собственного достоинства и иные интересы окружающих. Поскольку мы сами унижены и оскорблены государством и нередко окружающими, мы легко и не колеблясь, идем на противодействие. Хорошие взаимоотношения с окружающими имели для советского человека меньшую самостоятельную ценность, чем это необходимо для минимизации конфликтных способов разрешения возникающих противоречий. Все это в той или иной степени характерно для россиян в современных условиях. Объективно такие стереотипы межличностных отношений способствуют более частому возникновению конфликтов.
Кроме названных, существует еще ряд объективных причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. К ним можно отнести заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, особенно в городах (химически загрязненные воды, воздух, пища), отклонения в характеристиках электромагнитных полей, вызванные солнечной активностью или техническими устройствами, и т. п.
Причины и проявления социальных конфликтов
Субъективные причины социальных конфликтов
Определение 1
Причины социальных конфликтов – это совокупность объективных и субъективных факторов, предшествующих по времени социальному конфликту и находящихся с ним в непосредственной причинно-следственной связи, то есть обуславливающих возникновение социального конфликта.
При характеристике причин социальных конфликтов в специальной литературе отмечается, что в общем виде соответствующие причины принято подразделять на субъективные и объективные.
Так, первую из вышеназванных групп – субъективные причины социальных конфликтов составляют определенные свойства психики, характера, черты мировоззрения, уровня интеллекта субъектов общества. На практике, в том числе, применительно к большим социальным группам соответствующие характеристики проявляются в определенных чувствах, интересах и убеждениях, побуждающих социальных субъектов действовать определенным образом, приводящим к возникновению конфликтной ситуации, нарастанию социальной напряженности, и, наконец, к началу открытого социального конфликта.
Готовые работы на аналогичную тему
Более детально соответствующие субъективные причины социальных конфликтов могут быть определены следующим образом:
- Чувства – психологические состояния социального субъекта в рамках которых воедино оказываются слиты эмоции и цели, как мотивация к социальным действиям;
- Цели – представление социального субъекта о том результате, который может и должен быть достигнут в результате совершения определенных действий. Иными словами, цель поведения как причина социального конфликта отражает то, ради чего совершаются те или иные действия;
- Убеждения – совокупность идейных и психологических составляющих, включающих в себя знание о каком-либо явлении или предмете, являющееся по мнению соответствующего лица истинным, которое может быть обоснованно аргументировано им, а также вызывающее у такого лица или социальной группы положительные эмоции. В результате, убеждения социальных субъектов могут становиться причиной социального конфликта в связи с тем, что они зачастую выступают руководством к принятию определенных решений или совершению действий.
Резюмирую сказанное отметим, что субъективными причинами социальных конфликтов чаще всего становятся противоречия между интересами и убеждениями людей и принятыми в обществе социальными нормами, противоречия между однородными интересами различных субъектов, что препятствует безоговорочному завладению ими теми или иными предметами конфликта, и, наконец, противоречия между различными интересами разных субъектов, которое не удается разрешить путем компромисса, из-за чего соответствующие противоречия перерастают в открытый конфликт.
Объективные причины социальных конфликтов
Определение 2
Объективные причины социальных конфликтов – это причины социального противоборства, находящиеся за пределами сознательной и волевой сферы отдельных индивидов и состоящих из них социальных групп, общностей и институтов.
Так, в современной литературе, посвященной изучению проблем теории социального конфликта в числе наиболее распространенных объективных причин социальных конфликтов принято выделять:
- Дезорганизация общества – то есть ситуация, при которой традиционные сферы общественной жизни, включая производство, экономику, политические и идеологические институты, и т.д. оказываются за пределами существующих социальных норм (например, в результате резких революционных изменений или глубоких кризисных процессов), что оказывается угрожающим для интересов индивидов, социальных групп или общественных организаций;
- Объективное неравенство возможностей социальных субъектов в бытовой, экономической, политической и иных значимых для жизнедеятельности индивидов и общества сфер. Прежде всего, обозначенное неравенство проявляется применительно к разному доступу социальных субъектов к ресурсам, статусам и прочим ценностям;
- Явление депривации, то есть противоречия между ожиданиями и представлениями субъекта и его объективным положением в социальной иерархии. При этом соответствующая депривация не является статичной и может усиливаться или ослабевать за счет изменения интересов субъектов, частичного удовлетворения имеющихся потребностей, и т.д.
Проявления социальных конфликтов
С учетом обозначенной выше общности субъективных и объективных причин социальных конфликтов, в специальной литературе предпринимаются попытки обобщения форм проявлений социальных конфликтов.
Так, в наиболее общем виде наиболее распространенными проявлениями соответствующих конфликтов могут быть названы:
- Формулирование и предъявление социальными группами, институтами или общностями массовых требований к власти о разрешении той или иной конфликтной ситуации или снятии социальной напряженности в определенной сфере общественной жизни;
- Консолидация общественного мнения с целью защиты определенных требований или социальных программ;
- Прямые акции массового протеста, как одно из наиболее деструктивных и распространенных проявлений социальных конфликтов.
При этом соответствующие акции массового протеста могут выражаться в форме демонстрации, митинга или пикетирования.
Так, например, демонстрация как форма проявления социального конфликта представляет собой массовое шествие сторонников определенных общественно-политических или иных идей, с целью привлечения внимания власти и общественности к тем или иным проблемам.
В свою очередь проявления социальных конфликтов в форме митинга представляют собой массовое собрание, участники которого преследует целью обсуждения и выдвижения путей решения тех или иных злободневных социальных проблем. Как правило, по результатам митинга принимается резолюция с выражением солидарности или протеста, обращенных к власти.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой конфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного носят субъективный характер.
К ним относятся: черты характера и типы личностей; установки личности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения.
Участников конфликта можно поделить на прямых и косвенных. Прямыми участниками конфликта считаются противоборствующие стороны, а косвенными — организаторы, пособники, подстрекатели, посредники, свидетели, очевидцы и др.
Противоборствующие стороны — участники конфликта, совершающие активные действия (атакующие или оборонительные) друг против друга. Иногда противоборствующая сторона скрывает свое участие в конфликте, опасаясь огласки и наказания, так как конфликт приводит к нежелательным для нее
результатам. Но со временем участники конфликта могут быть выявлены со всей определенностью, если, конечно, в данном замалчивании не заинтересована какая-либо третья сторона, которая будет уже косвенным участником конфликта.
Подстрекатель — лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Подчас подстрекатель заинтересован в конфликте больше самого участника, но сам может в нем не участвовать.
Пособник — лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами.
Организатор — лицо (группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатор может быть участником конфликта либо вне его, представлять собой одну из противоборствующих сторон либо играть роль подстрекателя. Очень важную роль в масштабности конфликта играет степень обеспеченности организатора различными аксессуарами (массовые, технические, интеллектуальные).
Посредник — строго нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров. Посредник не принимает никаких решений, а передает пожелания противоборствующих сторон, помогая им прийти к соглашению. Он должен устраивать обе стороны, иначе не сможет выполнить свои обязанности по урегулированию конфликта. Доверительные отношения с участниками конфликта позволяют создать благожелательную атмосферу и ускоряют процесс разрешения конфликта, чему во многом способствуют мудрость, авторитетность, интеллигентность посредника при полном отсутствии заинтересованности в победе одной из сторон.
Потребность — осознание отсутствия чего-либо, вызывающее у человека побуждение к действию. Количество и разнообразие потребностей личности велико, много и теорий, объясняющих поведение личности, исходя из ее потребностей. Наиболее известным автором теории потребности является А. Маслоу.
Не менее значимым для успешного решения конфликтных ситуаций является понятие «интерес». Интересы личности мо-
гут быть крайне разнообразны: к музыке, технике, природе и т.д. Главное в данном понятии то, что, проявив интерес к какому-либо предмету, человек может сделать его средством достижения своих целей.
Определение основных интересов личности, затронутых в конфликте, является достаточно сложным, но необходимым процессом для правильного определения всех составляющих конфликта, выбора форм воздействия на оппонентов, управления конфликтом.
Различия в этических ценностях людей могут стать серьезной причиной конфликта. Это происходит, когда нравственные нормы поведения одних вступают в противоречие с нормами других. Несовместимость моральных принципов встречается в различных сферах жизнедеятельности людей и разного рода конфликтах. Противоречий в этических ценностях между людьми во всех сферах их жизнедеятельности избежать, конечно, невозможно. Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени повысить его эффективность и избежать конфликтов в процессе взаимодействия с другими.
Другой немаловажной причиной конфликта может быть несовпадение характеров индивидов. Не только семейные конфликты и разводы часто возникают потому, что люди «не сошлись характерами». Это весьма распространенная причина в самых различных сферах человеческой деятельности. Особенно следует ее учитывать в группах, находящихся в длительном, локальном и постоянном общении. Не случайно люди, которым предстоит работать в таких условиях, проходят испытание на психологическую совместимость.
Важным фактором возникновения конфликта являются установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Причиной конфликта в данном случае может быть противоречие между различными идеальными типами индивидуальности, если они выражены достаточно ярко. Так, например, взаимодействие человека с теоретическим складом ума с человеком с экономическим складом уже с самого нача-
ла таит в себе опасность конфликта. Для одного из них процесс его деятельности является самоцелью, знает лишь одну страсть — страсть к проблеме, к поиску истины, его переживания оторваны от реальной жизни. Он может отчаяться от возможности объяснить какое-либо явление и ликовать от чи-/сто теоретического открытия, хотя оно не связано ни с какой материальной выгодой. Для второго характерно во всех своих жизненных связях на первое место ставить выгоду, полезность. Для него все становится средством поддержания и наилучшего устройства реальной жизни, борьбы за существование. Из всего он стремится извлечь максимальную выгоду, пользу. Понятно, что при взаимодействии таких разных людей или при выполнении какой-либо совместной работы им будет трудно найти «общий язык».
Значительную роль в возникновении и развитии конфликтов играют неадекватные представления, оценки и самооценки. Особенно часто они служат причиной конфликтного поведения в деловом общении, в котором нельзя по собственной воле выйти из взаимодействия или применить тактику избегания. Примером такого конфликта может стать ситуация, когда подчиненные полагают, что имеют право на выражение своих взглядов и мнений по тому или иному вопросу, а руководитель считает, что они должны беспрекословно выполнять его распоряжения.
Весьма важной причиной конфликта является разрыв (несоответствие) между ожидаемым и реальным результатом. И чем больше наблюдается несоответствие между ними, тем сильнее будет возникать напряженность у индивида или социальной группы.
Причиной конфликта может быть не только неадекватная оценка индивида со стороны других людей, но и самооценка, являющаяся важным регулятором поведения личности. И завышенная, и заниженная самооценка связаны с неправильным представлением о своих возможностях и месте в группе и способны вызывать постоянные трения, недоразумения и отрицательную реакцию других людей.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем смысл понятия «причина конфликта»?
2. Каково соотношение понятий «объективные» и «субъективные причины конфликта»?
3. Каково влияние информации как причины конфликта?
4. Каким образом ценности могут быть причиной конфликта?
5. При каких условиях человеческие отношения становятся источником конфликта?
6. Как нормативная база общества может стать источником конфликтного взаимодействия?
7. При каких условиях и обстоятельствах нововведения становятся причиной конфликта?
8. Как потребности и интересы людей оказываются источником конфликта?
9. Приведите примеры того, как манеры поведения людей становятся причиной конфликта.
75 Причины конфликта
Есть много причин для конфликта в команде или между командами. Один из способов упростить источник конфликта состоит в том, чтобы выяснить, является ли конфликт основанным на задачах или он связан с проблемой отношений. Такое разделение часто полезно, потому что, вообще говоря, конфликт на основе задач является продуктивным, в то время как конфликт на основе отношений разрушителен для желаемого результата. Однако часто конфликт является сложным и не имеет единственного источника, который можно точно определить и идентифицировать как один или другой.Для этого этот список из 75 причин конфликта может помочь вам найти решение или, по крайней мере, пролить свет на этот вопрос.
Причины, связанные с задачами
- Конкурирующих целей
- Несовместимые интересы
- Отличающиеся принципы
- Несоответствующие значения
- Разногласия по поводу стратегии
- Разногласия по поводу исполнения
- Разнообразные перспективы
- Отсутствие фокуса
- Непонятные цели
- Плохое планирование
- Пропущенные сроки
Внешние влияния
- Борьба за ресурсы
- Ограниченные ресурсы
- Неудачный проект
- Сценарии беспроигрышных
- недовольных клиентов
- Бюджетные ассигнования
- Недостаток информации
- Взаимозависимость
- Неэффективные процессы
Эмоциональные триггеры
- Смешанные чувства
- Ожидания
- Предубеждения
- Восприятие несправедливости
- Ревность
- Возмездие
- Гнев
- Невербальные сигналы, запускающие «бой или бегство»
- Наращивание стресса
- Burnout
- Страх
- Динамика мощности
- Жесткая обратная связь
- Чувствую себя недооцененным
- Отсутствие доверия
- Недоверие
- Неудовлетворенность
- Чувство, оцениваемое
- Быть изолированным
Поведенческие предшественники
- Непонимание
- Риск-неприятие
- Эгоцентричный
- Сарказм
- Конкурентная культура
- Конкурентоспособная личность
- Унизительный язык
- покровительственный язык
- снисходительный язык
- Подрывная экспертиза
- Высокомерие
- Допущения
- Самоуспокоенность
- Враждебность
- Пассивно-агрессивный
- Избежание
- Перфекционизм
- Непроизвольное поведение
- злоупотребление властью
- Желание быть «правильным»
- Чрезмерная зависимость от других
- Виноват или указывают пальцами
- Борьба за власть
- Прерывание
- обвиняет
- Грубость
- Ненадежный
- Невозможность поделиться кредитом
- Микроуправление
- некомпетентность
- Жаловаться
- Медленно адаптируется
- Не ходя по разговору
- Опрос других мотивов
- Принимая худшее из других
- Принимая лучшее из себя
Задайте себе вопрос
- Что из этого достается лично вам?
- Что раздражает ваших товарищей по команде / коллег?
- Какие причины конфликтов наиболее распространены в вашей команде?
- Какие из них распространены среди ваших друзей / семьи?
> Условия Бережливости
Способность распознавать объективную и субъективную информацию является важным навыком для людей в Lean-компаниях.
Объективные и субъективные определения
- Цель: Информация или Данные , которые основаны на фактах. Часто числовой Это может быть подтверждено независимой третьей стороной. Математические тесты, как правило, носят объективный характер.
- Субъективный: Информация или мнения, открытые для толкования. Как правило, субъективная информация видится глазами человека, собирающего или представляющего ее. Литературные эссе-тесты носят субъективный характер.
Как правило, объективные факты намного лучше, чем субъективная информация для принятия решений в постоянных улучшений усилий.Объективные факты бесспорны. Время, необходимое для процесса , частота складирования и диаметр детали — все это может быть измерено. Любой обученный человек может выполнить одно и то же измерение и получить тот же результат.
Что измеримость и повторяемость делает информацию чрезвычайно полезной при изменении процессов. Метрики до и после могут быть измерены, и есть объективное доказательство того, что лучше.
Что более важно, объективные факты с большей вероятностью имеют абсолютное право и неправильность, чем субъективные мнения.Большинство людей признают, что более высокое качество лучше, чем низкое качество, при прочих равных условиях.
Субъективные мнения, с другой стороны, могут привести к проблемам . Хотя необходимо много мнений, особенно в отношении межличностных отношений, разработки стратегии и разработки политики, в большинстве случаев субъективное мышление является препятствием для решения проблем.
Мнения (субъективные) имеют тенденцию иметь значительное количество смещения и, как правило, формируются инстинктивно.Много раз инстинкты отточены и могут быть точными. Часто, однако, они расходятся с тем, что говорят нам факты и данные.
Морган Д. Джонс, бывший аналитик ЦРУ, перечисляет несколько причин, по которым субъективные рассуждения могут быть ошибочными (перефразировано из The Thinkers Toolkit) :
- Эмоции влияют на мысли. Наше настроение может изменить факты для нас.
- Мы берем «умственные сокращения», которые пропускают факты.
- Мы злоупотребляем закономерностями. Мы предполагаем, что, поскольку что-то произошло раньше, это произойдет снова.
- Мы делаем предположения и под влиянием предвзятости. Предыдущие мнения влияют на то, на что мы сейчас смотрим.
- Мы создаем объяснения там, где их нет. Мы не любим пылесосы. Мы вписываем объяснения, даже если есть противоречие, потому что нам не нравится эта пустота.
- Мы взвешиваем доказательства, которые нам нравятся больше, чем то, что нам не нравится. Если что-то поддерживает нашу веру, мы добавим больше информации в это. Это часто случается в кайдзен . Если есть сбой, он весит гораздо больше, чем успехи тех, кто не хочет перемен.
- Мы поддерживаем наши убеждения, даже если другие считают опровержение доказательств непреодолимым. Если мы верим чему-то в наших сердцах, мы не изменимся, даже имея доказательства против этого. Это очень распространено, когда вы пытаетесь убедить людей уменьшить размер партии.
Конечно, мы должны принимать некоторые решения на основе субъективных мнений. Например, решения о найме, основанные на объективных фактах, в конечном итоге сводятся к субъективному выбору того, какой кандидат лучше всего будет выполнять работу.Мы можем оценивать людей и пытаться применить жесткую систему оценки, но численное решение, положенное в основу ряда мнений, волшебным образом не становится объективным фактом.
Приучите себя использовать объективные факты против субъективных мнений при принятии решений. Конечно, есть место для субъективных оценок в личных отношениях, но с большинством решений вам будет полезно придерживаться фактов и данных.
,
Понимание конфликта — значение и этапы конфликта
Когда два человека высказывают разные мнения, возникает конфликт. В языковом конфликте непрофессионала есть не что иное, как борьба между двумя людьми или между членами группы. Нет двух людей, которые могут думать одинаково, и определенно есть разница в их мыслительном процессе, а также в их понимании. Разногласия между людьми приводят к конфликтам и дракам. Конфликт возникает, когда люди имеют разные ценности, мнения, потребности, интересы и не могут найти промежуточный путь .
Давайте лучше понять конфликт
Тим и Джо работали в одной команде и были лучшими друзьями. В один прекрасный день их попросили внести свой вклад в конкретный проект, назначенный им их начальником. В их понимании проекта произошел серьезный конфликт, и оба не смогли согласиться с мнением друг друга. Тим хотел исполнить проект особым образом, который не подходил Джо. Результатом различий в их мнениях стал конфликт между ними, и теперь оба они просто не могут терпеть друг друга.
Различия в интересах, мыслительном процессе, характере и отношении Тима и Джо привели к конфликту между ними.
Конфликт определяется как столкновение между людьми, возникающее из-за различий в мыслительном процессе, отношениях, понимании, интересах, требованиях и даже иногда восприятии . Конфликт приводит к горячим спорам, физическим злоупотреблениям и определенно утрате мира и гармонии. Конфликт может реально изменить отношения. Друзья могут стать врагами в результате конфликта, как в случае с Тимом и Джо.
Конфликт может возникнуть не только между отдельными лицами, но и между странами, политическими партиями и государствами. Небольшой конфликт, не контролируемый в нужное время, может привести к большой войне и расколам между странами, что приведет к серьезным беспорядкам и дисгармонии.
Хорошо известен тот факт, что соседи — это наши самые большие активы, поскольку они всегда поддерживают нас, когда они нам нужны. Давайте возьмем пример Индии и Китая или в этом отношении Индии и Пакистана. Индия и Пакистан — сестры-близнецы, поскольку практически нет различий в культуре, религии, климатических условиях, привычках питания людей, проживающих в обеих странах, но две страны всегда находятся в ссоре, и причина на самом деле неизвестна.Небольшие проблемы между двумя странами вызвали конфликт между ними, который сейчас стал серьезной проблемой для обеих стран.
Непонимание, а также столкновения эго также приводят к конфликтам. У каждого человека свой взгляд на вещи и реагирование на различные ситуации.
Майк хотел встретить Генри в церкви. Он позвонил Генри и последовал разговор между ними.
Майк — «Генри, я хочу встретиться с тобой завтра в 9»
Генри несколько раз набрал номер Майка, но не смог с ним поговорить.Майк весь день ждал Генри, и наконец между ними произошла серьезная драка. Для Майка 9 означало 9 часов утра, тогда как Генри неправильно понял его для 9 вечера и, следовательно, между ними возник крупный конфликт. Всегда желательно быть очень ясным и очень конкретным, чтобы избежать недоразумений и конфликтов. Любая обратная связь или предложение отдельного человека могут не очень хорошо сочетаться с другим человеком, что приводит к серьезному неудовольствию. Это может повредить эго другого человека, что приведет к драке и серьезным разногласиям.
Фазы конфликта
Конфликт имеет пять фаз.
- Прелюдия к конфликту — Она включает в себя все факторы, которые могут привести к конфликту между людьми. Отсутствие координации, различия в интересах, различия в культуре, религии, образовании — все это способствует возникновению конфликта.
- Инициирующее событие — Сам по себе конфликт не возникает. Должно быть событие, которое вызывает конфликт.Дженни и Али никогда не ладили друг с другом. Они были из разных культурных традиций, очень сильный фактор для возможности конфликта. Али был в середине презентации, когда Дженни встала и раскритиковала его за отсутствие соответствующего содержания в его презентации, что вызвало конфликт между ними.
- Этап инициации — Этап инициации фактически является фазой, когда конфликт уже начался. Горячие аргументы, злоупотребления, словесные разногласия — все это предупреждающие сигналы, указывающие на то, что борьба уже началась.
- Фаза дифференциации — Это фаза, когда люди высказывают свои различия друг против друга. Причины конфликта поднимаются на этапе дифференциации.
- Фаза разрешения — A Конфликт ведет в никуда. Люди должны попытаться пойти на компромисс до некоторой степени и разрешить конфликт в ближайшее время. На этапе разрешения рассматриваются различные варианты разрешения конфликта.
Конфликты могут быть разных типов, такие как словесный конфликт, религиозный конфликт, эмоциональный конфликт, социальный конфликт, личный конфликт, организационный конфликт, конфликт сообщества и так далее.
Конфликты и борьба друг с другом никогда не приводят к выводу. Если вы не находитесь на одной линии с другим человеком, никогда не сражайтесь, вместо этого старайтесь изо всех сил, чтобы разобраться в своих различиях. Дискуссия — это всегда лучший и мудрый способ принятия, а не конфликты.
Авторство / Ссылка — Об авторе (авторах)
Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководства по изучению управления содержанием.Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам. Мы являемся сертифицированным образовательным учреждением в соответствии с ISO 2001: 2015. Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях. Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.
,
Выберите слова: Vocabulary.com
Все объективное придерживается фактов, но все субъективное имеет чувства. Цель и субъективная являются противоположностями. Цель : Идет дождь. Субъективное : я люблю дождь!
Цель — занятое слово, и это факт. Цель является целью, но быть цель должна быть беспристрастной. Если вы цель о чем-то, у вас нет личных чувств по этому поводу.В грамматике цель относится к объекту предложения. Во всяком случае, люди часто пытаются быть объективными , но для роботов это проще. Вот примеры:
«Тестирование ДНК и анализ отпечатков пальцев и все эти технологические достижения — это задача , , — уверенно заявляют они. Машину невозможно одурачить». ( салон )
«Подумайте о проверке у третьей стороны, чтобы получить объективное мнение .»( Wall Street Journal )
Субъективное , с другой стороны, имеет чувства. Все субъективное подлежит интерпретации. В грамматической земле это слово относится к предмету предложения. Обычно субъективно означает влияние эмоций или мнений. Люди — это субъективная группа , и нам это нравится! Вот субъективного в дикой природе:
«Поскольку многие принятые нами решения являются субъективными , , существует вероятность человеческой ошибки в нашем наборе данных.»( Slate )
«Теперь я понимаю, что это абсолютно субъективно, , потому что не существует стандартной единицы измерения для развлечения». ( New York Times )
Это правда, что противоположности привлекают. Вот несколько примеров того, как оба слова объединяются в одном предложении:
«Но теперь нам, как патологам, нужно больше объективных мер, потому что симптомы в определенной степени субъективные ».»( Time )
«Мы принимаем наши непослушные, субъективные чувства о годе телевидения и превращаем их во что-то, что выглядит математически и объективно ». ( Шифер )
Будьте объективными , когда пишете такие вещи, как резюме или новостные статьи, но не стесняйтесь быть субъективными для аргументов и мнений.
,