Пример социальной деятельности: Attention Required! | Cloudflare – Деятельность социальная взрослых и детей: описание, особенности и виды

Автор: | 03.03.2021

Содержание

Деятельность социальная взрослых и детей: описание, особенности и виды

Итак, сегодня нас с вами будет интересовать деятельность социальная. Это очень важный момент в жизни любого человека. Он оказывает огромное влияние на жизнь людей. Существует в разнообразных формах проявления, участвует в формировании личности. Какие особенности имеет социальная деятельность? Что это такое? Почему она так важна? Обо всем этом далее. Наш сегодняшний вопрос крайне важен для любого человека и личности. Поэтому придется уделить ему должное внимание.

деятельность социальная

Определение

Для начала, о чем вообще идет речь? В социологии и психологии у каждого термина имеется свое собственное определение. Оно помогает точно узнать, о чем конкретно будет идти разговор.

Социальная деятельность — это определенные целенаправленные действия человека, которые учитывают потребности окружающих, их предпочтения и желания в рамках общепринятых социальных норм. Разумеется, ваши собственные нужды сюда включены. Это некая совокупность действий, которая является составляющей вашего поведения.

Чаще всего социальная деятельность понимается как любое действие с людьми. Все, что относится к общению и взаимодействию друг с другом принято называть таким термином. Ничего сложного, верно?

Потребность

Социальная деятельность людей — это неотъемлемая часть нашей жизни. У человека потребность в оной наблюдается всегда с самого рождения. Именно она отличает нас от животных. Но почему данная деятельность так важна?

Дело все в том, что основополагающая часть ее — это удовлетворение собственных потребностей, а также формирование личности человека. Без социальной деятельности не было бы и личности в целом.

При помощи данного направления создаются разнообразные блага (материальные и нематериальные), возникают традиции и обычаи, нормы поведения, формируется характер. Формы нашей сегодняшней деятельности могут быть разнообразными. У детей и взрослых они в целом сходятся, но все равно имеют некоторые различия. Так с чем можно столкнуться в реальной жизни?

Экономика

Например, у взрослых постоянно проскальзывает социальная экономическая деятельность. Без нее нельзя представить себе вообще современный цивилизованный мир. Но что это такое?

социальная деятельность

Социально-экономической деятельностью называют совокупность социальных и экономических институтов в отношении распределения тех или иных благ, а также денежных средств. Можно сказать, что это та же самая экономика. Ничего трудного, верно?

В ходе ведения такой деятельности происходит не только перераспределение материальных благ, но еще и создание товаров, купля-продажа оных, налаживание потребления ресурсов, имеющихся у того или иного объединения. Социальная деятельность организации или в семье — не важно, но факт остается фактом — есть такая направленность, без нее невозможно представить современное общество.

Культура

Также как не трудно догадаться, наш сегодняшний термин включает в себя культуру. Создание культурных ценностей, обычаев и традиций, норм поведения и установок — все это имеет отношение к социальной деятельности. Можно сказать, что в современном мире без всего этого не обойтись.

Профессиональная социальная деятельность тоже имеет место. Она проявляется в ведении человеком каких-то конкретных действий, связанных с культурой. Например, работа в театре может называться профессиональной социальной деятельностью. Зачастую «профессионализм» как раз выражается в той или иной профессии.

социальная деятельность людей

Творчество

Виды социальной деятельности могут быть разными. Как уже было сказано, они у детей и взрослых приблизительно одинаковые. Точнее, у малышей их меньше, как правило. Но с возрастом люди все больше и больше вовлекаются во все сферы, которые только могут существовать.

Очередной вид нашего сегодняшнего понятия — это творчество. Косвенно имеет отношение к культуре. Выражается в проявлении личностью своих творческих способностей. И не важно, в каком именно направлении. Это могут быть произведения изобразительного искусства, литература, кинематография, поэзия и так далее. Чаще всего творчество помогает человеку обрести себя, получить удовлетворение от жизни, продемонстрировать свои навыки себе и окружающим.

Для детей такая социальная деятельность крайне важна. Она оказывает огромное влияние на рост и развитие человека. По этой причине творчеству в школах и детских садах уделяют огромное внимание.

Работа/труд

У взрослых зачастую есть профессия. Как следствие — определенная работа, которой он занимается ежедневно. И она тоже считается социальной деятельностью, зачастую профессиональной.

социальная экономическая деятельность

Данный вид действий характеризуется выполнением тех или иных должностных инструкций с соблюдением определенных норм и правил за денежное вознаграждение. Если честно, то работа помогает строить карьеру. Вы будете развивать и совершенствовать свои навыки — как профессиональные, так и социальные. Кроме того, карьерный рост будет приносить удовлетворение (и повышать вашу самооценку).

Образование/наука

Социальная сфера деятельности также проявляется в виде образовательного процесса — как обучения, так и получения знаний. То есть, учителя и ученики — это ее непосредственные участники.

Этот тип взаимодействия направлен на развитие личности, обучение человека тем или иными навыкам. Без него нельзя представить себе ни культуру, ни работу, ни цивилизованное общество в принципе. Так что, не стоит пренебрегать образованием как инструментом развития личности. Для детей такая форма играет огромную роль. Для взрослых тоже, но значимость в этом случае не такая высокая.

Коммуникация

Социальная деятельность включает в себя в обязательном порядке коммуникации. Потребность в общении — естественное состояние для человека. Общение, отношения — все это важно и для личного развития, и для удовлетворения потребностей.

Социальная деятельность детей в этой области проявляется, как правило, в развитии навыков общения. Малыши учатся говорить, общаться, обсуждать, взаимодействовать друг с другом. Без коммуникаций не будет происходить полноценное развитие личности. Поэтому в детских садах и школах взаимодействию друг с другом выделяют довольно значимое место.

Игра

Еще одна крайне важная социальная деятельность, особенно для детей, — это игра. Очень часто используется для обучения ребенка и вовлечения его в образовательный процесс. Способствует развитию коммуникативных навыков и формированию личности в целом.

социальная деятельность организации

Игровая деятельность для ребенка, пожалуй, самое что ни на есть важное в жизни. Без нее нельзя представить себе правильно и своевременно развивающегося малыша. Только посредством данного направления он изучает окружающий мир. Конечно же, социальная нота здесь тоже имеет место. Зачастую игры подразумевают участие нескольких людей. Отсюда и вытекает социальное взаимодействие друг с другом. Пожалуй, именно эта форма играет огромную роль для становления личности в детском возрасте.

Психология

Социальная деятельность (организации, личности, общества) играет важную роль, и не только потому, что она способствует развитию человека и его навыков. Вовсе нет. Есть еще куда более значимый момент. Дело все в том, что социальная деятельность формирует психологию человека. То есть, оказывает прямое влияние на его развитие и восприятие окружающего мира. Только потом уже присваиваются те или иные ценности, культура, появляются навыки общения. Деятельность, которая зовется социальной, формирует не только психологию, но еще и характер человека.

Так что, еще в детском возрасте данному направлению следует уделить должное внимание. Нужно больше общаться с ребенком, позволять ему учиться общению со сверстниками и взрослыми. Так и только так получится вырастить здоровую и зрелую личность.

виды социальной деятельности

Нередко происходит у ребенка отторжение социума. Мизантропия или социопатия — это отклонения, которые губительны для социальной деятельности. Тем не менее, все это лечится. Более того, иногда отверженность от общества будет во благо. Но только в меру. Бить панику, если ребенок социально адаптироваться не торопится, не нужно, но и полностью упускать данную особенность из виду тоже не стоит.

Мышление

Иногда можно встретить утверждение о том, что мышление — это тоже разновидность социальной деятельности человека. Вопрос этот спорный, но многие полагают, что так оно и есть. Так что, несколько нестандартный вид деятельности — это мышление.

Обычно он имеет отношение только к одному человеку, к личности, и оказывает прямое влияние на деятельность в целом, способствует развитию логики и разнообразных навыков творческого и интеллектуального характера. Проявляется как у детей, так и у взрослых. Может быть также групповым мышлением. Например, во время «мозговых атак».

Составляющие и свойства

Социальная деятельность, если честно, имеет свои определенные составляющие. Без них она попросту не имеет место. Мы уже разобрались с тем, что за термин сегодня был обсужден, какие его виды бывают, какие особенности имеют место. Но вот о составе деятельности социального характера ничего сказано не было.

Посмотрев на определение, можно сделать вывод: основной пункт, который должен быть у человека — это мотив. Без мотивации, направленности действий, не может существовать социальная сфера. Ведь она, как уже было сказано, зависит от общепринятых норм, правил, а также желаний и потребностей окружающих (общества и человека в целом).

Если нет никакой цели, мотива, то деятельность не может быть признана таковой. Этот факт придется принять. Также осознаваемость — это важнейшее свойство, которое присуще социальной деятельности. Выражается в выделении человеком действий как нечто самостоятельное для себя и общества.

социальная сфера деятельности

Еще одно важное свойство нашего сегодняшнего термина — это предметность. Причем в любом проявлении. Не обязательно в материальном — чувства, эмоции и общее состояние тоже является предметным проявлением тех или иных действий.

Еще один интересный момент, который может быть выделен в нашем сегодняшнем вопросе — это двойственность восприятия. Как правило, деятельность социальной направленности сопровождается и психологическим (эмоциональным) и материальным представлением.

Социальная деятельность — это неотъемлемая часть жизни человека, которая преследует нас с самого рождения. Можно сказать, что это любое действие, которое связывает людей и их потребности.

Социальная деятельность человека

Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно здесь он находит все необходимые для своего бытия условия. Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми. Оно представляет собой целостную жизненную активность, которая может иметь форму предметной деятельности (взаимодействия типа «субъект — объект») и общения (взаимодействия типа «субъект -субъект»).

Деятельностью называется жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных). В качестве примера можно назвать профессиональную деятельность инженера, водителя, хирурга, агронома, программиста и др. Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него.

  1. Социальная деятельность человека является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющий собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами.
  2. С помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.
  3. В процессе социальной деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели. Любой образ или мысль по своему содержанию представляет собой не что иное, как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней психической деятельности: прецептивной, мнемической, умственной и т.д.
  4. Социальная деятельность человека выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения, способностей и т.д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя.
  5. Активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности. Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине теряется профессиональная квалификация у специалистов, длительное время не занимающихся профессиональной деятельностью.
  6. Творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Лишение человека любимой деятельности может привести к чувству потери смысла своего существования, что выражается в тяжелых внутренних переживаниях.

Структура социальной деятельности человека

Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Мотив — это внутренний психологический источник деятельности. Он побуждает человека к деятельности и одновременно придает ей разумный личностный смысл (ради чего она выполняется). Без мотива деятельность просто невозможна. Человек далеко не всегда осознает мотивы своей деятельности, однако это не означает, что их нет. Мотив является конституирующим элементом деятельности. Именно поэтому в зависимости от содержания мотива выделяют отдельные виды деятельности. Например, игровая деятельность — игровой мотив, учебная деятельность — учебный мотив и т.д.

Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Например, токарь, вытачивающий на станке деталь, уже представляет ее мысленно. И это характерно для любой деятельности. Благодаря цели деятельность становится упорядоченной и предсказуемой. Она как бы концентрирует в одном направлении все усилия и ресурсы человека. Без цели, так же как и без мотива, деятельность невозможна, она превращается в неупорядоченный набор отдельных движений и поведенческих актов. Целостная деятельность состоит из системы отдельных, относительно самостоятельных действий, выстроенных в определенной временной последовательности. А все вместе они приводят к достижению цели всей деятельности. Например, даже такая простая и привычная деятельность, как удовлетворение пищевой потребности, включает в себя множество отдельных действий: посещение магазина, покупка продуктов, приготовление пищи, сервировка стола, прием пищи и др.

Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. Действие является таковым лишь имея цель. Последняя выступает как основополагающий признак (свойство) действия, поэтому психологический анализ действия предполагает характеристику его цели.

Одно и то же действие может иметь разные мотивы. Однако при изменении цели действие становится иным, по содержанию и сущности, даже в том случае если у него сохраняется мотив. Действие считается успешным и законченным при достижении цели. В ходе этого процесса происходит ее опредмечивание (объективизация) в соответствующем продукте или результате действия, то есть то, что ранее было субъективным образом, теперь становится объективной реальностью.

Реализация любого действия осуществляется в контексте некоторых объективных и субъективных факторов (обстоятельств), имеющих отношение к достижению поставленной цели. Они называются условиями реализации цели. Условия могут быть благоприятными или неблагоприятными с точки зрения субъекта. Однако в любом случае он должен хорошо знать их и принимать во внимание при построении своего действия. Представление субъекта об условиях выполнения действия называется его ориентировочной основой. В зависимости от условий определяются способы осуществления действия. Они называются операциями. Например, способы подготовки к экзамену будут зависеть от следующих обстоятельств: объем и сложность материала, наличие или отсутствие конспектов, насколько успешно и систематически занимался студент на протяжении семестра, имеются ли у него соответствующие способности, на какую оценку он претендует, насколько строг и требователен преподаватель и др. Именно эти обстоятельства повлияют на выбор способов подготовки: будет ли она проходить дома или в библиотеке, сколько она потребует времени, понадобятся ли дополнительные консультации по каким-то вопросам и т.д.

Одно и то же действие может осуществляться с помощью разных операций. Успешность достижения цели будет зависеть от того, насколько хорошо и полно субъект ориентируется в соответствующих условиях и насколько адекватны выбранные им способы выполнения действия. В зависимости от этого они могут быть разумными и неразумными. Человек далеко не всегда осознает операции. При выполнении обычных и несложных действий операции представляются неосознаваемыми. Их называют автоматизмами. Например, такие операции, как написание букв при письме, почти всегда бывают неосознаваемыми. Для осознания подобных операций необходимо, чтобы при их выполнении возникли определенные трудности.

В заключение отметим, что отношения между структурными компонентами деятельности являются очень динамичными. При определенных условиях они могут трансформироваться друг в друга. Например, действие может превратиться в самостоятельную деятельность, если оно само станет притягательным для человека, то есть обретет мотивационные свойства. По мере многократного выполнения действия, его автоматизации и утраты цели оно становится операцией, входящей в состав другого действия. При деавтоматизации операция может стать целенаправленным действием.

Свойства деятельности человека

К наиболее существенным свойствам деятельности относятся активность, целенаправленность, способность к творческому преобразованию окружающей действительности, орудийность, осознаваемость, предметность, двойственность формы, способность к развитию, способность к порождению психических (душевных) образований, социальность.

Социальная деятельность человека — это не система реакций на внешние раздражители, а изначально активный процесс. Источники этой активности находятся не вне, а внутри человека. В качестве таковых выступают потребности и мотивы. Они не только побуждают к деятельности, но и выступают как источники необходимой для выполнения деятельности энергии. Именно через деятельность субъект вступает в реальный контакт с окружающим миром и черпает необходимые для своего существования условия.

Деятельность человека всегда подчинена определенной цели, которая задает довольно четко ее направление, подчиняет и упорядочивает составляющие ее действия, движения и операции, делает ее устойчивой и надъситуативной. Этим она отличается от поведения животных, которое, как уже отмечалось ранее, характеризуется импульсивностью и повышенной зависимостью от конкретной ситуации (ситуативностью). Данное свойство деятельности противоречит известному закону физического детерминизма. Науке до сих пор непонятно, каким образом цель как субъективное и нефизическое образование воздействует на реальную практическую деятельность, обладающую признаками физического явления.

В процессе социальной деятельности человека происходит творческое преобразование окружающей действительности в соответствии потребностями, мотивами и целями человека. Он не столько адаптируется к реальности, сколько адаптирует ее для себя. Этим человеческая деятельность отличается от поведения животных, которое является исключительно приспособительным по своему характеру. Современный человек живет не в естественном, а в искусственном, созданном им самим мире. Даже природа несет на себе печать антропогенного воздействия. Для преобразования объектов своей деятельности человек использует не только собственные естественные (индивидные) органы (руки, пальцы, ноги, туловище и др.), но и специально сделанные инструменты или орудия. Поэтому деятельность человека является не непосредственной, а опосредованной, орудийной, что также отличает ее от поведения животных.

К числу важнейших свойств социальной деятельности относится осознаваемость. Она выражается в способности человека субъективно выделять выполняемую им деятельность как нечто относительно самостоятельное и отдельное от самого себя как субъекта и от объекта, на который она направлена. При высоком уровне развития деятельности субъект осознает ее мотивы, составляющие действия, условия и операции. Благодаря осознаваемости деятельность становится произвольной и волевой.

Следующее важное свойство деятельности — предметность. Она заключается в своеобразной чувствительности деятельности к своему предмету и в способности подчиняться и уподобляется его свойствам и характеристикам. Благодаря этому свойству деятельность воссоздает их в себе. Это хорошо проявляется в любых предметных действиях. Например, когда человек берет в руки какой-то предмет, то форма и характер действия, а также входящие в его состав движения воспроизводят форму, размеры, вес, материал и другие свойства этого предмета. Характеристики действия будут разными в зависимости от того, каким он окажется: легким или тяжелым, объемным или плоским, скользким или шероховатым, горячим или прохладным и т.д. Выполняя ту или иную деятельность, человек движется к намеченной цели не слепо и не прямолинейно, а очень разумно и гибко. Каждым своим действием он как бы прощупывает предметную реальность, соотносится с ней и воссоздает ее. Особенно это хорошо прослеживается при освоении новых действий или при выполнении деятельности в непривычных и незнакомых условиях.

Существенным и довольно загадочным свойством социальной деятельности человека является изначальная двойственность ее формы. Она представляется одновременно и внешним физическим и внутренним психическим процессом, и объективным и субъективным явлением. С внешней стороны она выглядит как процесс реального физического взаимодействия субъекта с физическим же объектом. При этом человек, используя свое тело (руки, ноги, туловище) как естественный физический инструмент, а также другие необходимые орудия труда и инструменты, осуществляет физическое преобразование объекта и получает некоторый вещественный продукт, соответствующий первоначальному замыслу. Например, портной шьет из ткани костюм, повар готовит из продуктов блюдо, дизайнер оформляет зал и т.п.

Как физический процесс деятельность складывается из конкретных практических действий и движений, совершаемых в определенном пространстве и времени, то есть имеет пространственно-временные координаты и вполне доступна для восприятия. В этом плане она мало чем отличается от многих природных явлений и процессов: химической реакции, развития растения, кипения воды и т.п.

Однако всякая деятельность имеет еще и внутреннюю, скрытую от внешнего наблюдения сторону, без которой она перестает быть таковой. Например, она не может существовать и осуществляться без мотива и цели, которые представляются чисто психическими явлениями, образующими внутренний субъективный (душевный) мир человека. При выполнении сложных и жизненно важных видов деятельности возникает необходимость во многих других внутренних психических компонентах: в эмоциональных переживаниях, в мыслях, в волевом усилии, в оценке своих возможностей, в знаниях и т. д. Причем их присутствие становится просто очевидным. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить несколько примеров из собственного жизненного опыта. Можно сказать, что вся душевная жизнь человека — его психика, представляет из себя внутренний компонент его деятельности, его социального бытия. Следует подчеркнуть, что внутренние компоненты не просто сопровождают внешнюю сторону деятельности, а представляются функционально необходимыми для нее. Без них ее существование просто невозможно. В этом отношении деятельность не обладает никакими физическими характеристиками и определенными пространственно-временными координатами, то есть непонятны ее онтологическая природа и местонахождение.

Деятельность — это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объективные) и внутренние психические (субъективные) компоненты. По своей сущности они представляются абсолютно разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и механизм их связи. Внешние и внутренние компоненты деятельности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов осуществляются реальные контакты человека с предметами и явлениями окружающего мира, их преобразование, вос-создание их свойств, а также порождение и развитие психических (субъективных) явлений. Внутренние компоненты деятельности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки.

В реальной деятельности соотношение внутренних и внешних компонентов может быть разным. В зависимости от этого выделяют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую). Примером внешней деятельности может служить любой физический труд. Учебная деятельность является примером внутренней деятельности. Однако речь идет только об относительном преобладании тех или других компонентов. В «чистом» виде их существование у человека невозможно. Однако мы предполагаем, что при определенных обстоятельствах, в частности после физической смерти человека, внутренние (психические) компоненты деятельности способны к самостоятельному бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих этому предположению, не существует.

Деятельность человека обладает способностью к развитию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергетические затраты, трансформируется структура, сокращается количество ошибочных действий, изменяется их последовательность и оптимальность. Одновременно происходит изменение соотношения внешних и внутренних компонентов деятельности: внешние компоненты сокращаются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преобразование деятельности по форме. Из внешней, практической и развернутой во времени и пространстве она становится внутренней, психической и сокращенной (свернутой). Этот процесс в психологии называется интериоризацией. Именно таким образом происходит порождение и развитие психики — на основе преобразования деятельности. Однако внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. Поэтому она легко трансформируется и выражается во внешних компонентах. Переход внутренних компонентов деятельности во внешние называется экстериоризацией. Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой практической деятельности. Например, мысль, как психическое образование, может легко преобразоваться в практическое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности любые психические явления (процессы, свойства, состояние): намерения, цели, мотивы, различные познавательные процессы, способности, эмоциональные переживания, черты характера, самооценку и т.д. Но для этого необходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.

По своему происхождению и сущности деятельность является не врожденной, а воспитанной функцией человека. Иначе говоря, он получает ее не по законам генетики как данность, а овладевает ею в процессе обучения и воспитания. Все человеческие (а не индивидные) формы поведения являются социальными по происхождению. Ребенок не изобретает их, а усваивает. Под руководством взрослых людей он учится пользоваться предметами, правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуациях, социально принятым способом удовлетворять свои потребности и т.д. Именно в ходе освоения различных видов деятельности он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выполнении человек прямо или косвенно соотносится с другими людьми, которые выступают как ее содеятели и соучастники. Особенно ярко и отчетливо это прослеживается в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда соприсутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью.

Социальная деятельность человека — Мегаобучалка

Понятие общества и его структура.

Основатель социологии Огюст Конт считал ее наукой об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь человека невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.

 

Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

§ оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

§ браки заключаются между представителями данной общности;

§ оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

§ оно имеет свою территорию;

§ у него есть самоназвание и своя история;

§ оно обладает своей системой управления;

§ оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

§ его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Жизнедеятельность общества

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах: экономической, социальной, политической и духовной.

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.



Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными).

 

Социальная деятельность человека.

Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно здесь он находит все необходимые для своего бытия условия. Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми. Оно представляет собой целостную жизненную активность, которая может иметь форму предметной деятельности (взаимодействия типа «субъект — объект») и общения (взаимодействия типа «субъект -субъект»).

 

Деятельностью называется жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных).

 

Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него.

1. Социальная деятельность человека является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющий собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами.

2. С помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.

3. В процессе социальной деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели. Любой образ или мысль по своему содержанию представляет собой не что иное, как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней психической деятельности: прецептивной, мнемической, умственной и т.д.

4. Социальная деятельность человека выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения, способностей и т.д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя.

5. Активная деятельность является одним из условий сществования человека как полноценного субъекта и как личности. Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине теряется профессиональная квалификация у специалистов, длительное время не занимающихся профессиональной деятельностью.

6. Творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Лишение человека любимой деятельности может привести к чувству потери смысла своего существования, что выражается в тяжелых внутренних переживаниях.

Деятельность социальная — это… Что такое Деятельность социальная?


Деятельность социальная
— динамическая система активного взаимодействия личности, социальной группы или общества с окружающим миром, в процессе которого осуществляется целесообразное изменение и преобразование природной и социальной среды, самого человека.

Социологический словарь Socium. 2003.

  • Деятельность политическая
  • Деятельный подход в изучении личности

Смотреть что такое «Деятельность социальная» в других словарях:

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (об во, класс, группа, личность) в различн. сферах и на различн. уровнях соц. организации об ва, преследующих определенные соц. цели и интересы и использующих во имя достижения… …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… …   Философская энциклопедия

  • деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …   Большая психологическая энциклопедия

  • Социальная инженерия (социология) — Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… …   Википедия

  • Социальная организация — общества (от позднелат. organizio формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum орудие, инструмент) установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему. Под… …   Википедия

  • Социальная политика — Социальная политика  политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… …   Википедия

  • Социальная инженерия (проектирование) — Социальная инженерия деятельность направленная на изучение, прогнозирование и проектирование развития социальных систем (групп, общностей, организаций). В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века… …   Википедия

  • социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп.         С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… …   Философская энциклопедия

  • Социальная защита — в широком смысле деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену… …   Финансовый словарь


Социальная деятельность и поведение личности, Понятие социальной деятельности, Потребность как основа социальной деятельности, интерес, мотив, стимул, ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, ВОПРОСЫ, ЛИТЕРАТУРА — Социология

Деятельность — это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности.

Социология акцентирует внимание не на любых видах деятельности, ее интересует только деятельность социальная.

Классик немецкой социологии. Макс. Вебер считал, что предметом изучения социологии как науки выступает социальная действие по своему содержанию ориентированное на других людей. Например, столкновение велосипедистов не является социальным действием, но брань, потасовка, возникшая при этом, — это уже социальная дия.

Понятие социальной деятельности

Итак, социальную деятельность можно определить как целенаправленные действия, основанные на учете потребностей, интересов и действий других людей, а также существующих в обществе социальных норм.

Совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы, реакцию на его социальный статус, составляют поведение.

Определяющей основой социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия ее жизнедеятельности, которые порождают определенные потребности и интересы.

Потребность как основа социальной деятельности

Потребность в социологи определяют как потребность в чем-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Выделяют два вида потребностей: естественные и социальные. Естественные потребности — это потребности человека как биологического существа, например, потребность в пище, жилье, одежде и т п. Социальные потребности создаются обществом и за алежать от уровня его развития, а также от специфических условий деятельности социальных субъектов (личности, социальной группы и т д). Примерами социальных потребностей могут быть потребности в общении, в тр вдова деятельности и т і т. д.

Осознанные потребности выступают уже как интересы.

Интерес, мотив, стимул

Интерес — это форма проявления потребности, направляет субъект на осознание цели деятельности, это способ отношения социального субъекта к необходимым условиям существования, выражающаяся в стремлении создавать и использовать эти условия.

Для того, чтобы человек совершил конкретные действия, она должна осознать потребности и интересы, сделав их внутренними мотивами.

Мотив — это побуждением к активной деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности), связано со стремлением удовлетворить определенные потребности. В социологии мотив рассматривается как осознанная пот надо субъекта в достижении определенных целоей.

Мотив является внутренним возбудителей, в отличие от стимула, т.е. влияния объективных условий.

Стимул превращается в мотив деятельности личности тогда, когда становится субъективно значимым, отвечает потребностям субъекта. Например, когда речь идет о трудовой деятельности, то одним из главных стимулов бу уде выступать материальное поощрениея.

С потребностями и интересами тесно связаны ценности. Ценность выражает социальное отношение человека к объектам и явлениям окружающей действительности. Это положительное или отрицательное значение конкретных явлений действительности для субъекта, это то, что является существенным, важным для него. Ценности определяют ценностные ориентации личностисті.

Любая деятельность человека опирается на ценностные ориентации. Понятие ценностной ориентации личности введено в социологию в 20-е годы XX века американским социологом. Уолтом. Томасом и польским социол логом. Флорианом. Знанецкийим.

Ценностная ориентация — это избирательное отношение к совокупности социальных ценностей. Ценностные ориентации является продуктом социализации личности, т.е. усвоение социальных, нравственных, эстетических и других идет еалив и нормативных трег.

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности, регулирующие ее деятельность.

Социальная установка — это общая ориентация человека на конкретный социальный объект, который предшествует действию и выражает склонность действовать соответствующим образом.

Каждый индивид сознательно оценивает принятие или непринятие тех стереотипов, норм, ценностей, которые предлагаются ему обществом.

Если происходит дезорганизация поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, наблюдается несоответствие ожидаемого моральным и правовым требованиям общества, то речь идет о. Дэви иантну поведение.

Примером девиантного поведения может быть преступность, алкоголизм, наркомания и т пп.

Девиантное поведение подлежит социальным санкциям. В обществе существует целый ряд различных санкций. Одни из них (правовые санкции) четко регламентированы, формализованы и применяются властными структурами от дповидно нормам права. Другие санкции (моральные) являются неформальными и применяются отдельными членами общества в форме принятия или осуждения и т и. ін.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

1 . Индивид — единичный представитель социальной общности.

2 . Индивидуальность — это все то специфическое и неповторимое, что характерно для конкретно взятого человека.

3 . Личность-совокупность социально усвоенных человеком общественных ценностей.

4 . Социализация — это процесс усвоения человеком общественных ценностей.

ВОПРОСЫ

1. В чем разница между понятиями»индивид»,»индивидуальность»,»личность»??

2. Какие основные стадии социализации и институты социализации на этих стадиях??

3. С чего состоит социальный статус личности??

4. В чем разница между предписанными и приобретенными социальнымии

статусами?

5. Что является определяющей основой социальной деятельности??

6. В чем заключается сущность девиантного поведениеа

ЛИТЕРАТУРА

1. Кон. ИС. Социология личности-М, 1967 1967.

2. Социология. Пособие для студентов высших учебных заведений /. Под ред проф. ВГГородяненка-К, 1999К., 1999.

3. Современная западная социология. Словарь-М, 19961996.

5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие для студентов высш учебных заведений /. Под ред. ВПАндрущенко-Харьков, 1996в, 1996

5. Щекин. ГВ. Система социологического знания. Уч пособие_К 1995К. 1995

6. Якуба. ОО. Социология-Харьков, 19961996.

Социально-преобразовательная деятельность — это… Понятие, примеры

Человек не может усидеть на одном месте. Нами постоянно осуществляется социально-преобразовательная деятельность. Это может показаться чем-то невозможным, но такова реальность.

социально преобразовательная деятельность это

Общая информация

Первоначально необходимо дать обозначение слову «деятельность». Так называют вид активности человека, что направлен на познание, а также дальнейшее творческое преобразование окружающего мира (в том числе и самого себя). Когда упоминается социально-преобразовательная деятельность, это значит, что люди создают условия, удобные для общества, подстраивают их под самого себя. Но для начала всё же давайте остановимся на общей информации. Итак, человеческая деятельность может принимать следующий характер:

  1. Сознательный. Во время этой деятельности человеком осознано определяется цель и предвидится возможный результат принятых решений.
  2. Продуктивный. Активность человека направлена на то, чтобы получить определённый результат.
  3. Преобразующий. Во время процесса деятельности человек меняет окружающий его мир и самого себя.
  4. Общественный. Это значит, что процесс деятельности подразумевает наличие общения и установления различных отношений с иными людьми.
познавательная деятельность это

Иная классификация

Также существуют и другие виды представления человеческой деятельности. Так, её можно разделить на практическую и духовную. Для полноты сравнения нами будет рассмотрена не только социально-преобразовательная, но и познавательная деятельность. Это позволит лучше разобраться в данной теме. Первая относится к практическому направлению, а вторая – к духовному.

социальная практика

Какой бывает социально-преобразовательная деятельность?

Это вопрос, на который нет универсального ответа. Так, она может быть созидательной или разрушительной – зависимо от конечного результата. Как показывает социальная практика, судить о влиянии определённой деятельности можно только спустя значительное количество времени. Ведь, как это ни парадоксально, даже определённые катаклизмы могут оказать благотворное влияние в будущем. В качестве примера приведем французскую революцию и взятие Бастилии. После этих событий по всей стране развернулся Якобинский террор, когда очень значительное количество людей сложили свою голову на плахе. Но одновременно были запущены и позитивные тенденции, благодаря которым сейчас Франция является развитой, продвинутой державой.

На эффективность социально-преобразовательной деятельности влияет и то, творческая она или репродуктивная. В первом случае создаётся что-то качественно новое. Как правило, это происходит медленно. Но конечный эффект будет потрясающим. При репродуктивной деятельности происходит повторное создание чего-то по имеющимся уже схемам и представлениям. Этот процесс протекает, как правило, довольно быстро. Но пальма первенства и эффект первооткрывателя в том случае утеряны. Также отдельно выделяются выявления деятельности. Они в данном случае могут быть внешними или внутренними. Под первыми подразумевается деятельность, направленная на взаимодействие с кем-то или чем-то. Тогда как внутренние выявления – это мыслительные процессы.

социально преобразовательная деятельность примеры

О познавательной деятельности замолвим слово…

К ней относят всё, что связано с пониманием принципов функционирования окружающей среды и распознавания чего-то нового. Здесь можно выделить несколько направлений. Среди них: чувственная, рациональная, художественная, житейская, личностная, религиозная деятельность. Отдельно следует рассмотреть научное познание. Благодаря этому человек может руководиться принципом объективности, получать обоснованные и системные знания, которые к тому же можно перепроверить. В данном случае познавательная деятельность – это ещё и способ развития общества. Она направлена на усовершенствование его уклада.

Практика

Социально-преобразовательная деятельность – это такой элемент взаимодействия в обществе, который не обходится без общения. Ведь оно является способом взаимосвязи между различными людьми. Если говорить о познавательной деятельности, то она собой представляет так называемый субъект-объектный процесс. То есть, человек совершает определённые действия, направленные на понимание какой-то вещи или процесса. В качестве примера можно привести преобразования, происходящие в обществе. Тогда как социально-преобразовательная деятельность – это такой процесс, что не может происходить без контакта между различными людьми.

социальные объекты

Особенности общения

Очень часто этот процесс отожествляют с коммуникацией. Но эти понятия следует разделять. Так, под общением может пониматься деятельность, что носит духовный и материальный характер. А вот коммуникация является чисто информационным процессом. В качестве примера можно навести пример взаимодействия человека и животного (собаки, крысы и так далее). Согласитесь, общение с другими людьми ни в какое сравнение не пойдёт с коммуникацией с животными. В качестве аналогии можно сказать, что первый тип взаимодействия базируется на диалоге, тогда как второй – на монологе. Социальная практика может предоставить бесчисленное количество подтверждений, что всё происходит именно так. Из всего этого можно сделать один вывод. Социальные объекты – это исключительно люди.

эффективность социально преобразовательной деятельности

Реализация

Итак, мы уже знаем, что собой представляет социально-преобразовательная деятельность. Примеры этого механизма изменения общества смогут закрепить полученную информацию. Для начала давайте начнём с минимально возможного уровня. Представим, что какой-то конкретный человек не удовлетворен образовательным уровнем в школе. Тогда он работает над созданием детских летних лагерей. В них будет осуществляться пропаганда науки. Там будут показывать захватывающие вещи из раздела физики/химии, объясняться большое значение знаний и так далее. Это будет пускай и не очень масштабная, но тем не менее социально-преобразовательная деятельность. И дети вместо того, чтобы идти в потенциально не хорошие компании, будут заниматься образованием.

Можно привести в пример и более крупный масштаб. Представим, что человек решил учредить общественную организацию, которая будет заниматься популяризацией научного подхода и принципа рационализма в рамках одной отдельной страны или даже целого мира. Здесь всё упирается исключительно в амбиции и цели. Социально-преобразовательная деятельность может вестись с различным уровнем успеха и в разных масштабах. Но при этом следует понимать, что она может быть осуществлена исключительно группой людей. В современном государстве изменить, скажем, размер материнского капитала одному человеку не под силу. Даже если рассматривать пример наиболее облечённых властью людей – министров правительства, то даже их решение зависит от текущего положения дел и огромного аппарата чиновников. Даже в таком случае нельзя сказать, что всё может быть реализовано просто и без проблем.

Виды деятельности человека, практическая, социально-преобразовательнная, духовная, общественная, прогностическая, ценностно ориентировочная, классификация основных видов деятельности

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям),
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность),
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия),
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

Данная категория включает в себя:

  • ценностную (мировоззренческую),
  • прогностическую (планирование будущего),
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

Данная категория предполагает преобразовательные процессы относительно сознания человека, что подразумевает:

  • воздействие на творческую мысль и научное познание,
  • формирование, изменение взглядов на жизнь,
  • планирование будущих событий.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной,
  • творческой,
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций,
  • идеальные модели для общественных изменений,
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, бактерии), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины,
  • указ о создании Военных поселений,
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Основные виды деятельности человека классификация с определениями

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность менеджмента оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков другие, для социологов третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *