Близнецовый метод — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Близнецóвый мéтод — один из методов исследования в генетике, который заключается в сопоставлении особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование качеств человека. Термин впервые был предложен Фрэнсисом Гальтоном[1].
В природе у большинства млекопитающих обычно появляется более одного детеныша в помете, так как оплодотворяется сразу несколько яйцеклеток. У человека обычно рождается только один детеныш[2]. Если же оплодотворяется не одна, а две или более яйцеклеток, то на свет появляются гетерозиготные близнецы. По своей генетической конституции гетерозиготные близнецы не отличаются от обычных братьев и сестер, они имеют около 50% общих генов и могут быть разного пола. В некоторых случаях многоплодная беременность происходит при оплодотворении только одной яйцеклетки и приводит к появлению гомозиготных близнецов. Гомозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая на стадии дробления делится на два (или более) самостоятельных организма. Гомозиготные близнецы всегда одного пола и имеют 100% общих генов, вследствие чего организмы приобретают практически идентичную внешность. Общее количество близнецов во всем мире на 2008 год составило примерно 80 миллионов
Основы полисимптомного метода сходства были опубликованы Г. Сименсом в 1924 году[3]. Он разработал метод диагностики зиготности и предложил исследовать не только гомозиготные пары, но и гетерозиготные — как контрольные. В классическом варианте близнецовый метод предполагает равенство сред для обеих пар гомозиготных и гетерозиготных близнецов
- Классический близнецовый метод — оценивается уровень внутрипарного сходства близнецов.
- Метод контрольного близнеца — сравнивается влияние воздействия различных факторов среды на одного и того же человека.
- Лонгитюдное близнецовое исследование.
- Метод близнецовых семей — изучается влияние материнского эффекта, а также наследственные причины ряда заболеваний.
- Исследование одиночных близнецов — сопоставляются особенности развития одиночнорожденных детей и близнеца, чей партнер умер при рождении (пленительное развитие).
- Сопоставление близнецов с неблизнецами.
- Метод разлучённых близнецов — сравнивается внутрипарное сходство близнецов, разлучённых в раннем возрасте и никогда не встречавшихся после.
- Метод частично разлучённых близнецов — сравнивается внутрипарное сходство гомозиготных и гетерозиготных близнецов, живущих врозь какое-то время.
- Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. Генотип. Среда. Развитие: монография. — М.:ОГИ, 2004.
- Ф.Фогель, А.Мотульски. Генетика человека. Проблемы и подходы. — М: МИР, 1989. — Т. 1. — С. 288.
Близнецовый метод исследования :: SYL.ru
Близнецовый метод – это научный метод, который основан на принципах сопоставления индивидуальных признаков близнецов с целью выявления степени влияния среды и генетики на формирование личности.
Предыстория
Ф. Гальтон был первым, кто основал этот метод в 1875 году. В своей статье об истории близнецов как критерии относительности в культурном и генетическом подходах он рассматривал их как инструмент исследования с целью нахождения индивидуальных отличий в разрезе влияния биологических факторов и факторов окружающей среды на формирование личности. Однако до него были высказаны некоторые мысли о таком методе исследования. После выхода его статьи научные сотрудники всего мира подвергли критике его позицию, намекая на «глубокие логические изъяны» его теории. Сходства внешние (биологические) и внутренние (психологические) трудно разделить по природе их формирования и утверждать, под следствием чего формируется тот или иной признак. Роль наследственности и социальной среды в формировании личности – вот тот проблемный аспект, ради которого был изобретен близнецовый метод исследования.
Уже с середины 20-х годов ХХ столетия психологи стали разрабатывать и использовать усовершенствованные механизмы и методы исследования близнецов. Основной нововведенный способ заключается в сравнении свойств однояйцевых и двуяйцевых пар. При сравнении, если однояйцовые близнецы более схожи по изучаемому личностному свойству, чем двуяйцовые, то, вероятнее всего, эта черта в большей степени передается по наследству. Такие исследования применяются все чаще, а поле проблем достаточно велико.История близнецовых исследований в России
Первое исследование близнецов было проведено в 1900 году С. А. Сухановым. Он изучал особенности развития психоза. В дальнейшем в 30-е годы ХХ века такими исследованиями начали существенно заниматься в Медико-биологическом институте. Этот метод стал ключевым в сфере генетической психофизиологии. В 1972 году в связи с этим была открыта первая лаборатория, где близнецовый метод генетики был центральным для изучения вопросов генетической наследственности.
Основным направлением исследований Медико-биологического института было изучение роли влияния генетики и среды на этиологию болезней. Сотрудники непосредственно занимались изучением таких болезней, как: бронхиальная астма (Н. Н. Малкова), Базедова болезнь (И. А. Рывкин), язва желудка и двенадцатиперстной кишки (А. Е. Левин), диабет (С. Г. Левит). Исследователи института получили довольно интересные данные о влиянии наследственности на формирование психофизиологических особенностей в детском возрасте (Л. Я. Босик), особенностей распределения показателей на электрокардиограмме (И. Б. Кабаков). Здесь также было уделено большое внимание разработке математико-статистического аппарата для анализа результатов по близнецовому методу исследования (М. В. Игнатьев).
При институте проводились изучение наследственной обусловленности когнитивных функций (разных видов памяти, психического развития, внимания, интеллекта). Главным образом исследователи изучали особенности активного влияния на человека посредством обучения. Для этого чаще всего использовали метод контрольного близнеца, с помощью которого проверялась эффективность методов обучения на другом (экспериментальном) испытуемом (грамота, развитие деятельности дошкольника и другие). Результаты таких исследований показали, что тренировка повторения наглядных манипуляций с объектами не давала ожидаемого эффекта на скорость обучения дошкольников и не развивала деятельность ребенка дошкольного возраста.
Такие отечественные исследователи, как Т. А. Пантелеева, И. В. Равич-Щербо, Г. А. Шибаровская и Т. В. Василец, занимались изучением отличий в свойствах нервной системы близнецов. Изучение сонорно-моторных реакций стало предметом исследований для Т. А. Пантелеева и С. Б.Малых. Исследованием психологических отличий близнецов занимались в основном В. В. Семенов, Н. В. Искольдский и другие.
Основная характеристика близнецового метода
Близнецы – это фактически идеальный объект для проведения психогенетических исследований. Особенностями этого метода являются в основном две вещи: подбор испытуемых посредством сравнения их генетического материала (должно быть наиболее точное совпадение), а также центральный вопрос исследования – то свойство, которое нужно изучить и найти отличия.
Первая составляющая наиболее сложна для подбора. Ведь различают два типа близнецов: монозиготные (MZ) и дизиготные (DZ). Монозиготные – это однояйцевые и происходят от одной и той же зиготы (единый общий генетический материал), а дизиготные рождаются из разных зигот (разный генетический набор). Монозиготные близнецы встречаются реже, чем дизиготные. Сравнивая результаты внутрепарных корреляций этих двух категорий, можно непосредственно выяснить влияние генотипа на особенности развития того или иного изучаемого признака. Однако для выявления закономерностей влияния внешней среды на признак необходимо делать подборку выборки из монозиготных близнецов. Это сделает исследование чище и позволит избежать влияния побочных факторов на результаты эксперимента.
Главной проблемой близнецового метода считается подборка испытуемых по фенотипическим показателям. В 1924 году Г. Сименс предложил использовать метод для оценки уровня зиготности – полисимптоматический метод сравнивания сходства близнецов и отнесения их к той или иной группе (моно- или дизиготные близнецы).
Особенности проведения близнецового метода
Близнецовый метод используется в науке все чаще, поэтому важно учитывать особенности его проведения. Для того чтобы впыолнить его, необходимо учитывать два основных фактора: среду развития и отсутствие различий между близнецами. Если пренебречь фактором среды, то можно нарушить внутреннею валидность исследования. К примеру, разное поведение родителей по отношению к близнецам может привести к ложным выводам о влиянии среды на исследуемый признак (кроме случая, если это не является предметом исследования). Если же пренебречь уровнем сходства между близнецами, это повлияет на внешнюю валидность исследования, так как, не установив этот фактор, невозможно будет узнать о генетической составной влияния на формирование исследуемого признака.
Источники смешения влияния переменных в исследованиях близнецовым методом
Первым источником ошибок таких исследований является среда воспитания моно- и дизиготных близнецов. Она обычно разная, так как установлено, что родители таких детей совершенно по-разному к ним относятся в силу их внешних отличий. Монозиготные близнецы выглядят одинаково, поэтому родители относятся к ним одинаково. А вот при воспитании дизиготных мама и папа стараются отметить их отличия. Поэтому этот фактор наиболее влияет на смещение результатов эксперимента, и его необходимо контролировать как вероятную побочную переменную.
Вторым источником ошибок является уровень генетического сходства, этот фактор должен быть четко определен перед началом проведения эксперимента. Не проконтролировав его, можно получить недостоверные выводы, что не будут соответствовать реальной картине изучения научной проблематики.
Классический метод
Этот близнецовый метод исследования проводится путем сопоставления результатов изучения моно- и дизиготных близнецов. В его основу заложено сравнение внутрипарных корреляций этих двух видов с учетом результатов лонгитюдного наблюдения (длительное изучения поведения близнецов). По итогам такого типа эксперимента проще установить достоверные закономерности в изменениях вклада среды и фенотипа в ходе онтогенетического развития испытуемых.
Метод контрольного близнеца
Этот метод преимущественно используется для изучения влияния детерминант из среды на конкретный психологический признак. Его можно применять только в том случае, если определено точное сходство между двумя монозиготными близнецами. Эти пары разделяются, где первый определяется в экспериментальную группу, а второй – в контрольную. Далее, после завершения эксперимента, установляются достоверные отличия во влиянии на экспериментальную выборку при сравнении с показателями в контрольной. Если такие отличия найдены, тогда эффективность эксперимента достоверна.
Метод разлученных близнецов
Наиболее жестокий близнецовый метод в психологии. Объектом таких исследований становятся моно- и дизиготные близнецы, которые были разлучены в раннем детстве и не знают о существовании друг друга. Сходство таких детей обусловлено только генотипом, а среда обитания и ее влияние совсем разные. Такие случаи крайне редки, поэтому таких исследований единицы. Здесь невозможно проконтролировать влияние побочных переменных, а выборка не всегда может быть достаточной для того, чтобы сделать достоверные выводы.
Метод близнецовых семей
Он совмещает в себе семейный и близнецовый виды исследований. Чаще всего используется при изучении влияния наследственности на развитие психических заболеваний. Близнецовый метод изучения наследственности человека направлен на исследование членов семей взрослых близнецов и их детей. Благодаря этому методу, можно изучить роль “материнских” или “отцовских” эффектов влияния на психологическое развитие детей — не близнецов.
Метод одиночных близнецов
Объектом такого метода изучения становятся одиночные близнецы, которые выжили в едином числе после родов. Он хорош для выявления роли перинатального развития на последующий онтогенетический процесс развития личности ребенка. Такой близнецовый метод исследования проводится путем наблюдения и помогает проследить психологические особенности «близнецовой ситуации» и пронаблюдать за влиянием других детерминант. Используется как дополнение к классическому близнецовому методу.
Преимущества близнецового метода
Существует множество научных позиций по поводу эффективности близнецового метода. Некоторые исследователи склонны считать его невалидным, однако история его применения в практике говорит сама за себя. Совокупность всех психофизиологических методов вместе с этим делает возможным решить довольно широкий спектр вопросов. Поэтому близнецовый метод используется в сфере общей, дифференциальной, возрастной, педагогической психологии. Также он применяется во многих других отраслях, которые не связаны с психологическими исследованиями (генетика, физиология, биология и другие). Близнецовый метод исследования, несмотря на критику, является широко применяемым во многих областях науки и позволяет выявить индивидуально-психологические отличия и ключевые детерминанты психологического развития личности.
Близнецовый метод — Психологос
Близнецовый метод — метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека. Предложен Ф.Гальтоном в 1875 г.
Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.
Различные модификации близнецового метода были предложены А.Гезеллом, А.Р.Лурия и др. В современной науке используются методы разлученных монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары.
Описание метода
В научной литературе описано около 130 пар монозиготных близнецов, в силу различных обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, так как параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлученных близнецов, поведение которых было по некоторым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Таким образом, сходство психологических признаков могло иметь и негенетическое происхождение.
Метод контрольного близнеца (или контроля по партнеру) сводится к тому, что один из близнецов подвергается внешним воздействиям (например, обучению), результаты которых должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды.
При использовании метода близнецовой пары главное внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами.
Обработка результатов
Оценка результатов, полученных с помощью близнецового метода, основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость специального анализа тех переменных близнецовой среды, которые являются значимыми для формирования исследуемого признака.
Различие применяемых методик, несходство используемого материала, разная степень достоверности полученных данных часто приводят к тому, что результаты многих исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее близнецовый метод остается главным средством анализа актуальных психогенетических проблем человека. Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов близнецового метода позволяет раскрыть психологическое содержание понятия «среда» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.
Близнецовый метод
Появление близнецового метода в генетике
Определение 1
Близнецовый метод представляет собой научный метод, основанный на принципах сопоставления индивидуальных признаков близнецов, и имеющий целью выявление степени влияния среды и генетики на процесс формирования личности.
Основателем метода является Ф. Гальтон, который в своей статье в $1875$ году рассматривал близнецов как инструмент исследования для того, чтобы найти индивидуальные отличия в плане воздействия биологических факторов и факторов окружающей среды на формирование личности. Однако мнения о данном методе исследования были высказаны и ранее, но именно Ф. Гальтон сформулировал теорию: «природа» или «воспитание», изложив главные тезисы проблемы в книге «Близнецы, как критерий силы наследственности и среды».
Суть близнецового метода
В качестве главных особенностей близнецового метода можно выделить два момента: первый — подбор испытуемых осуществляется таким образом, чтобы сравнить их генетический материал, при этом должно быть точное совпадение; второй – выявление того свойства, который подлежит изучению. Первый момент довольно сложен в разрешении и обусловлено это тем, что различают два типа близнецов: монозиготные и дизиготные. При этом монозиготные близнецы имеют единый общий генетический материал, а дизиготные характеризуются разным генетическим набором. Кроме того, частота первых наблюдается в природе реже.
Среди основных проблем близнецового метода на сегодняшний день исследователи выделяют подбор испытуемых по фенотипическим показателям.
Замечание 1
В связи с тем, что близнецовый метод стал применяться в научной области все чаще, необходимо знание особенностей его проведения. Первая особенность заключается в том, что необходим учет двух факторов: среды развития и отсутствия различий между близнецами. Пренебрежение первым фактором повлечет за собой нарушение внутренней валидности исследования. В качестве примера можно привести отношение родителей к близнецам, которое приведет к формулировке ложных выводов о влиянии среды на изучаемый признак. А пренебрежение уровнем сходства между близнецами отразится на внешней валидности исследования, что связано с тем, что отсутствие этого фактора повлияет на получение информации о генетической составной влияния на формирование исследуемого признака.
На сегодняшний день генетики довольно часто применяют не только классический близнецовый метод, но и его всевозможные модификации. Среди них можно выделить:
- Метод контрольного близнеца, когда пары разделяются, где первый определяется в экспериментальную группу, а второй – в контрольную. Затем по итогам исследования, установляются достоверные отличия во влиянии на экспериментальную выборку при сравнении с показателями в контрольной.
- Метод разлученных близнецов, когда близнецов разлучают в раннем детстве, и они даже не предполагают о существовании друг друга.
- Метод близнецовых семей, который применяется для изучения влияния наследственности на развитие психических заболеваний.
Ошибки в применении близнецового метода
Суть первой ошибки заключается в том, что среда воспитания моно- и дизиготных близнецов существенно отличается в силу внешних отличий таких детей. В связи с тем, что монозиготные близнецы выглядят одинаково, родители к ним относятся также одинаково. Различия во внешности дизиготных близнецов провоцирует и разное к ним отношение со стороны близких людей. В качестве второй возможной ошибки выступает уровень генетического сходства, который следует четко определить в начале исследования.
Ограничения в использовании близнецового метода
Несмотря на свое широкое применение, близнецовый метод имеет определенные ограничения в своем использовании. В качестве данных ограничений можно выделить такие как систематические различия между близнецами и не близнецами по ряду признаков, например, масса, частота врожденных аномалий; психологические и социальные особенности развития близнецов в постнатальный период.
Близнецовый метод генетики. Методы генетики человека
Полнотекстовый поиск:
Главная > Контрольная работа >Биология
Генеалогический метод исследования наследственности человека
В настоящее время медицинская генетика располагает огромным количеством методов исследования, позволяющих решать подавляющее большинство практических и теоретических вопросов. Ряд из этих методов имеет уже большую историю (генеалогический, цитологический, близнецовый), другие возникли недавно, но получили неоценимое значение, как для теории, так и для практики (иммунологический, ДНК-зондовая диагностика и т.д.)
Изучение генетики человека связано с рядом особенностей и объективных трудностей:
позднее половое созревание и редкая смена поколений;
малое количество потомков;
невозможность экспериментирования;
невозможность создания одинаковых условий жизни.
Цитогенетические методы исследования генетики человека основаны на исследовании человеческого кариотипа (хромосомный набор, совокупность признаков хромосом в клетках тела).
Этапы исследования клеток человека на искусственных питательных средах; проведение специальных манипуляций, вследствие чего хромосомы «рассыпаются» и лежат свободно; окрашивание хромосом; изучение хромосом под микроскопом и фотографирование; вырезание отдельных хромосом и построение детального изображения хромосомного набора.
В 70-е годы были разработаны методы дифференциального окрашивания хромосом человека, которые позволили выявлять геномные (например, болезнь Дауна) и хромосомные (например, синдром «кошачьего крика») мутации.
Существуют молекулярно-цитогенетические методы, которые основаны на методе FISH, с помощью которого можно определять локализацию генов в хромосомах и все хромосомные отклонения от нормы.
Биохимические методы
Практические все биохимические реакции, протекающие в человеческом организме и в конечном итоге составляющие его обмен веществ, регулируются ферментами. Биохимические методы изучения генетики человека основаны на изучении активности ферментных систем. Активность оценивают или по активности самого фермента, или по количеству конечных продуктов реакции, которую контролирует данный фермент
Применяются разнообразные методы изучения, среди них хроматографические, флюорометрические, радиоиммунологические и др. Изучения активности ферментных систем позволяет выявлять генные мутации, которые являются причинами болезней обмена веществ, например, фенилкетонурии, серповидно-клеточной анемии.
С помощью биохимических методов можно выявлять носителей патологического генов таких болезней как, например фенилкетонурия, сахарный диабет и др.
Близнецовый метод
В 1876 году Ф.Гальтоном был введен в медицинскую практику близнецовый метод изучения генетики человека. Он позволяет определить роль генотипа (совокупность наследственных свойств) и окружающей среды в проявлении признаков болезни.
Различают моно- и дизиготных близнецов.
Монозиготные (однояйцевые) близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Они имеют одинаковый генотип, но могут отличаться по фенотипу (совокупность внешних и внутренних признаков и свойств, сформировавшихся на базе генотипа в процессе развития) что обусловлено воздействием факторов внешней среды.
Монозиготные близнецы имеют большую степень сходства по признакам, которые определяются преимущественно генотипом: они всегда однополы, имеют одинаковые группы крови, один цвет глаз, однотипные узоры на пальцах и ладонях и др.
Дизиготные (двуяйцевые) близнецы развиваются после оплодотворения одновременно созревших яйцеклеток. Они имеют разный генотип, и их фенотипические отличия обусловлены как генотипом, так и факторами внешней среды.
Таким образом, фенотипические признаки и используются для определения зиготности близнецов.
Процент сходства близнецов по изучаемому признаку называется конкордантностью, а процент различия дискордантностью.
Для оценки роли наследственности и окружабщей среды в развитии болезни используется формула Хольцингера:
КМБ (%) – КДБ (%) / 100% — КДБ(%), где Н – доля наследственности, КМБ – конкордантность монозиготных близнецов, КДБ – конкордантность дизиготных близнецов.
Если результат расчетов по формуле Хольцингера приближается к единице, то основная роль развития болезни принадлежит наследственности. И наоборот, если результат стремится к нулю, большую роль сыграли факторы окружающей среды.
Популяционно-статистический метод изучения генетики человека основан на использовании математического выражения закона Харди-Вейнберга.
Нужно взять на р. Частоту встречаемости в популяции доминантного гена, за q частоту встречаемости рецессивного гена, за p2 частоту доминантных гомозигот, за 2pq частоту рецессивных гомозигот, за 2pq частоту гетерозигот.
Сумма частот всех генотипов должна быть принята за 1 (100%): p2 +2pq+q2=1(100%).
Метод п
близнецовый метод — это… Что такое близнецовый метод?
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД (с. 95) — метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека. Предложен Ф.Гальтоном в 1875 г. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.
Различные модификации близнецового метода были предложены А.Гезеллом, А.Р.Лурия и др. В современной науке используются методы разлученных монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары.
В научной литературе описано около 130 пар монозиготных близнецов, в силу различных обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, так как параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлученных близнецов, поведение которых было по некоторым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Таким образом, сходство психологических признаков могло иметь и негенетическое происхождение.
Метод контрольного близнеца (или контроля по партнеру) сводится к тому, что один из близнецов подвергался внешним воздействиям (например, обучению), результаты которых должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды.
При использовании метода близнецовой пары главное внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами.
Оценка результатов, полученных с помощью близнецового метода, основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость специального анализа тех переменных близнецовой среды, которые являются значимыми для формирования исследуемого признака.
Различие применяемых методик, несходство используемого материала, разная степень достоверности полученных данных часто приводят к тому, что результаты многих исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее близнецовый метод остается главным средством анализа актуальных психогенетических проблем человека. Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов близнецового метода позволяет раскрыть психологическое содержание понятия «среда» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.
Френсис Гальтон — создатель близнецового методаПопулярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
ПРИМЕНЕНИЕ БЛИЗНЕЦОВОГО МЕТОДА В РАМКАХ СОВРЕМННОЙ ПСИХОЛОГИИ
APPLICATION OF A BLIZNETSOVOGO METHOD WITHIN THE FRAMEWORK OF SOVREMNNOY OF PSYCHOLOGY
Mashkov Valerie Vladimirovna
the student 2 of the policy of psikhologo- of the pedagogical department of Smolensk state university,
Russia, Smolensk
Kapirenkova Oxana Nikolaevna
kand.psikh.nauk, the docent of the department of general psychology of Smolensk state university,
Russia, Smolensk
АННОТАЦИЯ
Актуализация и оптимизация близнецового метода для психологических исследований. Теоретический обзор основных концепций и теорий по проблеме близнецового метода в отечественной и зарубежной психологии. Сравнительный анализ современных практических исследований с использованием близнецового метода. Эффективность применения близнецового метода для изучения психологических явлений.
ABSTRACT
Updating and the optimization of bliznetsovogo method for psychological studies. Theoretical survey of basic concepts and theories on the problem of bliznetsovogo method in domestic and foreign psychology. Comparative analysis of contemporary practical experiments with the use of a bliznetsovogo method. Effectiveness of the application of a bliznetsovogo method for studying the psychological phenomena.
Ключевые слова: Современные психологические исследования, близнецовый метод, сфера применения близнецового метода, эффективность близнецового метода.
Keywords: Contemporary psychological studies, the bliznetsovyy method, the sphere of the application of the bliznetsovogo method, the effectiveness of the bliznetsovogo method.
Феномен близнецовости во все времена привлекал внимание людей. На сосременном этапе становлении практической психологии исследования близнецовых пар наиболее актуально, за последнии десятелетия возрасла необходимость в понимании природы близнецов как психического явления. За рубежом постоянно проводятся научные изыскания по проблеме близнецов, издается большое количество научной и научно-популярной литературы о близнецах и для близнецов. К сожалению, в сфере отечественной прикладной психологии данный интерес не так велик. С конца 19 века явление близнецовости использовать для исследования определенных психофизиологических особенностей человека, так как в данном направлении он является одним из самых информативных. Содержание близнецового метода основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большое внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Сама идея близнецового метода была сформулирована Френсисом Гальтоном еще в 1865 г., он интуитивно предугадал то, что стало научной истиной и серьезным методом исследования лишь спустя несколько десятилетий. Увлечение близнецами как объектом исследования было довольно характерным явлением в науке конца XIX — начала XX в., изучали их биологию, патологию, происхождение и т.д. Близнецовые работы можно обнаружить у многих известных психологов того времени, например, Э. Торндайк исследовал 15 пар близнецов и их одиночнорожденных братьев и сестер по ряду тестов. При этом финальная модификация близнецового метода связана с именем Г. Сименса. Именно Г. Сименс в 1924 г. заложил основы использования близнецового метода в генетике. Во-первых, он разработал надежный метод диагностики зиготности, ведь на глаз не всегда легко определить, являются ли близнецы МЗ или ДЗ парой. Во-вторых, Г. Сименс предложил исследовать не только МЗ близнецов, но и использовать в качестве контроля ДЗ пары. Общепризнанное определение близнецового метода констатирует следующие, это метод исследования, который заключается в сопоставлении особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование качеств человека [3]. Сравнительный анализ работ зарубежных специалистов диктует следующие положения. В исследованиях С. Скарр было доказано, что семейная обстановка и обращение родителей с близнецами в действительности более одинакова для МЗ, чем для дизиготных близнецов. С. Скарр выдвинул предположение, согласно которому не мнение родителей о зиготности, а генетическое сходство близнецов обуславливает поведение родителей с ними. В работе Д. Коэн и Б. Литтона изучали родительский стиль поведения в отношении близнецовых пар. Данные полученные во время исследования показали, что родители МЗ близнецов проявляют тенденцию относиться к своим детям более одинаково по сравнению с родителями ДЗ пар. Роберт Пломин провел исследование влияния внешнего сходства близнецов на развитие их личности. Он исходил из предположения, что значительное сходство внешности МЗ близнецов должно приводить к различиям в развитии их личности за счёт стремления партнёров отличаться друг от друга и постоянных сравнений членов близнецовой пары окружающими людьми, результаты исследования показали, что МЗ близнецов чаще, чем ДЗ, принимают одного за другого [1]. Для выявления преимущественной области использования близнецового метода в современной психологии, нами был проанализирован ряд научно-исследовательских работ. Наибольший интерес представляют следующие экспериментальные исследования: «Особенности смысловых центраций монозиготных близнецов» автор научной работы Крылова, Александра Валерьевна, «Близнецовый метод при оценке формирования патологии лор-органов в детском возрасте» Ларина Лариса Александровна, «Временные и спектральные характеристики речи детей-близнецов первых шести лет жизни» Куржанова Анна Вадимовна, «Монохориальная двойня: современная тактика ведения беременности» Поварова Анна Андреевна. В работе Крыловой А.В., направленной на выявление специфики смысловых центраций монозиготных близнецов были получены следующие результаты: монозиготные близнецы имеют значимые различия в сравнении с особенностями иных пар братьев и сестер (дизиготные близнецы, сиблинги-погодки), в силу изначальной установки на внутренний комфорт, обусловленный тесной сплоченностью между ними, идентичным воспитанием с аналогичной системой требований и способами поощрения, наличием постоянного партнера по общению и совместной деятельности. Сиблинги, в отличие от монозиготных близнецов являются более целеустремленными, направленными на будущее, с легкостью ставят новые цели и последовательны в их достижении, они ощущают больший контроль над событиями в собственной жизни. Дизиготные близнецы, по сравнению с монозиготными, имеют также, как и сиблинги-погодки более высокие показатели общего стремления к самоактуализации. У монозиготных близнецов наблюдается тенденция к заниженной самооценке, у сиблингов преимущественно адекватная и высокая самооценка. У дизиготных близнецов наблюдается адекватная и заниженная самооценка [4]. В исследовании Лариной Л.А., направленном на установление распространённости патологий ЛОР-органов у монозиготных и дизиготных близнецов в зависимости от степени влияния наследственности и средовых факторов были получены результаты: дети рожденные от многоплодной беременности более сильно подвержены ЛOP-патологиям (искривление перегородки носа, хронический тубоотит, хронический тонзиллит, хронический фарингит, чем дети рожденные от одноплодного вынашивания. Патология слуха чаще имеет место у монозиготных, чем у дизиготных близнецов и одиночнорождённых детей. Нарушение слуха у монозиготных, дизиготных близнецов и одиночнорождённых детей, как правило, имеет место на фоне другой ЛОР-патологии. У монозиготных и дизиготных близнецов установлена чёткая взаимосвязь между состоянием высших мозговых функций, речевым развитием и состоянием звукового анализатора. В детском возрасте перед проведением субъективного метода исследования состояния слуха целесообразно проводить психологическое тестирование, определяющее состояние высших мозговых функций (внимание, объём слухоречевой памяти), с целью объективизировать его результатов. В работе Куржановой А.В., направленной на прослеживание динамики временных и спектральных характеристик вокализаций и речи дизиготных близнецов на протяжении первых шести лет жизни и выявление связи между физиологическими показателями детей при рождении и характеристиками их речевого развития на протяжении первых шести лет, были выведены следующие результаты: дизиготные близнецы, рожденные на сроке 38 недель, с весом при рождении 2800 — 3580 г, имеют более высокий уровень речевого развития на протяжении первых шести лет жизни по сравнению с дизиготными близнецами, рожденными на сроке 36 недель, весом при рождении 2100 — 2490 г. Длительность гласных в словах первых и вторых детей из пар дизиготных близнецов значимо не различается. На протяжении первых шести лет жизни значение частоты основного тона в речи первых по порядку рождения дизиготных близнецов снижается. Не выявлено различий между первыми и вторыми детьми в парах дизиготных близнецов по сформированию фонематического слуха, порогам слышимости, коэффициенту латерального предпочтения. У дизиготных близнецов с высокой способностью читать фразы и понимать смысл прочитанного в шесть лет, отмечается регулярный альфа-ритм в теменно-затылочных областях коры головного мозга в шесть лет [5]. В исследовании Поваровой А.А., направленном на повышение качества диагностики осложнений у пациенток с монохориальной двойней и оптимизация тактики ведения беременности, были получены следующие результаты: течение беременности при МХ двойне характеризуется высокой частотой развития задержки роста плода/плодов, прерывания беременности) и преждевременных родов даже в отсутствие специфических осложнений. После анализа научно-исследовательских работ можно сделать следующие выводы. Близнецовый метод исследования преимущественно применяется в таких научных областях как психогенетика, дифференциальная и социальная психология, медицина. Таким образом, в современных работах в области практической психологии намечаются две линии исследований: к первой можно отнести те, в которых Близнецовый метод используется для исследования генетических и средовых детерминант поведения, а ко второй — работы, в которых близнецовые пары являются специальным предметом исследования, экспериментальной модели для изучения близнецовой среды, а также развития личности, социальных взаимоотношений, влияния родителей на развитие детей и др. В настоящее время, в современной психологии, актуальными являются те экспериментальные исследования, в который сочетается изучение генетических детерминант психологических признаков с глубоким анализом средовых переменных, влияющих на их развитие.
Список литературы:
- Зырянова Н. М. Особенности учебной деятельности близнецов: учеб. пособие для вузов. — М.: Солитон, 2006.
- Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии.-М.: МГПГТУ; Смысл, 2003. 240 с.
- Канаев И.И. Близнецы-. Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 382 с.
- Краевский В.В. Методология научного исследования. -СПб.: ГУП, 2001. 145 с.
- Семенов В. К проблеме применения близнецового метода в психологии. //Вопросы психологии. 1980. Т. 2, С. 166-171.
- Семенов В., Кочубей Б. Близнецы: проблемы воспитания и развития. -М.:3нание, 1985. 214 с.