Примеры мировосприятия: Мировосприятие — Психологос – Мировоззрение — Википедия

Автор: | 23.03.2019

Мировосприятие — Психологос

Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни.

Каждый воспринимает происходящее через свой фильтр или через свою волшебную призму, получая в результате свою картинку, свою сказку о мире. А в основе всех мелких, частных картинок лежит главная, базовая картинка — какой мир в целом. Дружественный или враждебный, трудный или легкий. Мир ясный, простой и просторный — или заставленный ограничениями, сложный и туманный. Мир Арены или Детский сад. Джунгли или Мир человеческих встреч… Каждый из нас живет в своем жизненном мире, строя свои отношения на основании того, что он сам про этот мир придумал — или на основании того, что окружающие его люди приучили в мире видеть.

Любой сюжет жизненного мира описывает не только мир, но и меня в этом мире. Я в нем большой или маленький, герой или ничтожество, победитель или неудачник. В связи с этим Я-концепция — важный элемент мировосприятия личности. Не менее важно — общее представление о людях рядом со мной и вокруг меня. Они — друзья или враги? Они хорошие или плохие? Картинка «Я-окей — Ты окей» характерна для позитивных людей с высоким душевным здоровьем, ощущение «Я не-окей — ты не-окей» характеризует проблемную личность и проблемное мироощущение.

Зачем про все это знать?

Тот, кто узнает себя в том или ином мире, имеет возможность или утвердить себя в нем, или предпринять усилия, чтобы переключить себя в другое состояние и жизнь в другом мире.

Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским.

Позитивное и реалистичное мировосприятие

Позитивное мировосприятие — восприятие мира преимущественно сквозь позитивную установку, в светлых и ярких тонах, привычка замечать во всем хорошее↑. К сожалению, позитивное мировосприятие не всегда достаточно реалистично. Люди с самой стойкой (и неадекватной) позитивной установкой — это лудоманы: игроки, подсевшие на игровые автоматы. Они категорически уверены, что им обязательно повезет, и на этом основании просаживают последние деньги. Такое нереалистичное мировосприятие характерно для человека-ребенка. У взрослого человека позитивное мировосприятие — реалистично↑.

Восприятие мира как дружественного или враждебного

Люди — друзья или враги? Мир — дружественен или враждебен? Ответы на эти вопросы составляют важнейшую часть любого мировоззрения. В зависимости от того, насколько большим и сильным (или маленьким и слабым) чувствует себя человек, он в своем мировосприятии видит мир по шкале эмоциональных тонов в пяти основных картинках: мир прекрасен, мир хорош, мир обычен, мир враждебен или мир страшен.

Мужское и женское мировосприятие

Мир мужчины — внешний, предметный мир. Мужчина может хорошо разбираться в отношениях, но изначально, по своей природной сути, мужская задача — создавать предметы, чинить предметы, разбираться в предметах. В центре внимания мужчины — внешний мир. Внимание мужчины всегда вовне и ищет то, что может стать его, после чего следует действие захвата. В центре внимания женщины — она сама. Задача женщины — привлечь к себе, ее внимание всегда на себе, она сделает все, чтобы быть привлекательной, чтобы оказаться в центре внимания и чтобы мамонта принесли именно ей! Мир женщины — мир чувств и человеческих отношений. Женщина может великолепно ориентироваться в природном мире, но ее природная женская стихия — не предметный мир, а отношения. Женская задача — создавать отношения, выстраивать отношения, управлять отношениями…↑

Вводное занятие Университета

Мировоззрение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 марта 2020; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 марта 2020; проверки требуют 5 правок.

Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

[1][2]. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.

Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Иммануил Кант (нем. Weltanschauung), однако не отличает его от миросозерцания. В Феноменологии духа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля присутствует вынесенное в заглавие понятие «морального мировоззрения» (нем. Die moralische Weltanschauung). Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга[3]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В название своей работы «Мировоззрение новейшей физики» («Die Weltanschauung der modernen Physik», Lpz., 1902) вносит мировоззрение Эдуард фон Гартман. В русский язык термин попал как калька (не позже 1902 года

[4]). Вместе с тем в советское время понятие мировоззрения стало главным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» пишет В. И. Ленин в «Философских тетрадях». Уже в 1923 году его использует А. М. Деборин (Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение).

Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое[править | править код]

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное[править | править код]

Религиозное мировоззрение (лат. religare — воссоединять) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь её роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское[править | править код]

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.

Философия — (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия как дисциплина изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[5][9].

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время», откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

На русском языке
  • Беляев И. А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). — Краснодар: КубГАУ, 2011. — № 09(73). С. 310—319.
  • Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
  • Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
  • Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
  • Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
  • Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
  • Шелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
На других языках
  • Jaspers K. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
  • Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.

Обществознание. Теория. Мировоззрение. |

 

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

 Структура мировоззрения:

  • знания,
  • духовные ценности,
  • принципы,
  • идеалы,
  • убеждения.

Формы мировоззрения.

  • Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
  • Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.
  • Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

 Пути формирования мировоззрения:

  • стихийный,
  • осознанный.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:

  • окружение человека, социальная среда;
  • социальные условия и государственное устройство.

Формы мировоззрения.

  • Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на по­вседневные вопросы.
  • Религиозное мировоззрениеВ его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, от­вечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.
  • Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира.
  • Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы чело­века.
  • Философское мировоззрение. Основано на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
  • Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.

В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

 Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:

  • оптимистическое,
  • пессимистическое.

 Гуманистическое мировоззрениепризнание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.

Человеконенавистническое мировоззрениеосновано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.

Революционное в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.

Консервативное основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.

 

Уровни мировоззрения:

  • обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;
  • рациональное (или теоретическое) возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.

 

Роль мировоззрения в жизни человека.

  • даёт ориентиры и цели в жизни,
  • показывает методы познания и деятельности,
  • формирует истинные ценности жизни и культуры.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Мировосприятие — это… Что такое Мировосприятие?


Мировосприятие
опыт формирования познания, образов мира, наглядных представлений человека о мире в его единстве с Космосом, Вселенной, Землей, и определения своего места в нем. Это ощущения единства мира, понимание связей и зависимостей в нем и выработка общих представлений о законах его развития. Мировосприятие помогает в формировании мировоззрения и в то же время само от него зависимо. Проявляется оно через отношения человека к действительности – его мысли, чувства и поступки. Мировосприятие изменчиво, по мере познания и накопления личного опыта оно может углубляться, расширяться. Не зря говорят о существовании детского мировосприятия, отличного от юношеского, взрослого и старческого. На каждом из этих возрастных этапов по-своему понимается мироорганизация и миропорядок и по-своему строится индивидуальное мировидение, мироосвоение. Этот сложный процесс мировосприятия и организует школьное образование, ориентируя ребенка в мире, способствуя созданию собственной картины мира и зарождению собственного мировоззрения, объективного миру.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

Синонимы:
  • Мировоззренческая культура
  • Миролюбие

Смотреть что такое «Мировосприятие» в других словарях:

  • мировосприятие — мировосприятие …   Орфографический словарь-справочник

  • мировосприятие — мироощущение, миропонимание, менталитет, восприятие Словарь русских синонимов. мировосприятие сущ., кол во синонимов: 5 • восприятие (20) • …   Словарь синонимов

  • МИРОВОСПРИЯТИЕ — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср. (книжн.). То или иное восприятие мира 1, действительности. Детское м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мировосприятие — ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Мировосприятие — Менталитет (фр. Mentalite) образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов,… …   Википедия

  • мировосприятие — мировоспри ятие, я …   Русский орфографический словарь

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Энциклопедический словарь

  • Мировосприятие — опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений человека …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Словарь многих выражений

  • мировосприятие — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср То же, что мировоззрение. В этой точке начинается расхождение двух мировосприятий: чувственного и идейного, индивидуалистического с его «сегодня» и социалистического с его «завтра»… (А. Н. Т.) …   Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 1220 грн (только Украина)
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 380 руб
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 264 руб
Другие книги по запросу «Мировосприятие» >>

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Видеоурок: 


Лекция: Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:
 

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам. 

На формирование мировоззрения влияют: 

  • Во-первых, окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.   

 

  • Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.   

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. 

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

 

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному. 

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие. 

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.  

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.  

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно — практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно — практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))


Дополнительные материалы к уроку:👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Человек как духовное существо»
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки 

Интеллект-карта по обществознанию №2

Предложения со словом МИРОВОСПРИЯТИЕ

Женские руки настолько же отличаются от рук мужчин, насколько отличается их мировосприятие. В этот период для него характерны следующие особенности, отличающие его мировосприятие от привычного взрослым. На протяжении жизни вы постоянно совершенствуете, собственный интеллект, и мировосприятие и как только знак равенства между вашими интеллектами исчезнет и в своём мировосприятии, кто то из вас вырвется вперёд, сразу возникнет отсутствие взаимопонимания. Сегодня, также как и в прошлом, они, переплетаясь, формируют мировосприятие общества и отдельных личностей в его руководстве. В его мировосприятие не входило ещё чьё-то мнение, отличавшееся от его личного.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова заклейка (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Вся материя в нынешнем понимании только дискретна. Такое мировосприятие представляется усечённым. Это было его нормальное мировосприятие. Следует обратить внимание на лексемы, в которых артикулируется народное мировосприятие. Итак, чтобы правильно питаться, нужно более осознанно относиться к жизни. Но и пища влияет на наше мировосприятие. Это двустороннее движение. Они должны были обеспечить ребёнку целостное мировосприятие и ощущение своей включенности в общий порядок мироздания, т. Для русских мыслителей более типичным было религиозно-мистическое мировосприятие. Исходя из общепринятых в научно-философской литературе положений, не пытаясь слишком сильно углубляться в сущность предмета «сверх необходимого» (Оккам), то есть, обеспечивая достаточную для раскрытия содержания предмета нашего анализа рефлексию, представляется правомерным дать сознанию следующее определение: «Сознание представляет собой способность человеческого мозга «на входе» осуществлять мировосприятие, воспринимать, классифицировать и обрабатывать непрерывный поток информации из окружающего мира и на этой основе формировать у человека системное знание об окружающем мире и о самом себе в нём, вырабатывать у него определённую систему ценностей и мировоззрение, которые «на выходе» управляют его жизнедеятельностью». Важной совмещённой формой проявления сознания выступают мировосприятие и мировоззрение человека. Способность человеческого мозга воспринимать из окружающего мира непрерывный поток информации и на этой основе, через мышление, формировать у человека системное представление об окружающем мире и о самом себе в нём выступает как мировосприятие, а сам процесс мировосприятия «на входе» формирует его интеллектуальное и духовное сознание в совмещённой форме. При этом холистическое мировосприятие позволяло русской культуре гибко взаимодействовать с культурами других российских народов. Кстати, цыгане, как истинные дети природы, чрезвычайно развили мировосприятие правым, животным, полушарием. Они заметили, что фиксация внимания человека на каком-либо объекте переключает его внимание с внешнего на внутреннее мировосприятие. Она в существенной мере определяет мировоззрение и мировосприятие народа, проявляясь в его общественной психологии, архетипах, мифах, сказках, фольклоре, обрядах, празднествах. Эти начала окрашивают его мировосприятие в драматические тона, но вместе с тем обладают стимулирующей силой для роста и становления самосознания, для обретения духовной свободы. Они интерактивны, а, следовательно, оказывают огромное влияние на наш быт, наши чувства, наши взаимоотношения и наше мировосприятие, а также на те потенциальные реалии, с которыми нам предстоит столкнуться. Он должен стать для участника событием, меняющим его мировосприятие и расширяющим жизненные возможности. Но мне ещё не встречался такой же чёткий и выразительный текст, как в первой главе «Жизни без головы», который мог бы столь же действенно изменить мировосприятие читателя. Эта масть издавна показывала мировосприятие лиц духовного звания или женщин, а нынче — творческих людей и праздных домохозяек. Она была естественной для нас, детей, — среда обитания среди победителей, напитавшая наши души, мировосприятие своими понятиями, своим отношением к жизни, родной земле, людям. В нормальном, гармоничном состоянии своей конституции для них характерно умиротворение, светлое мировосприятие. Другим моментом, добавившим мрачных красок в мировосприятие философа, стало его собственное физическое нездоровье и связанные с ним страдания, о которых он говорит очень часто. Но ведь мировосприятие учёных тех лет не сильно разнится с необразованным крестьянским. Миф — это целостное мировосприятие, в котором различные представления увязаны в единую, нерасчлененную образносмысловую картину действительности. Поэтому восточное мировосприятие, не знавшее идеи пустоты, не знакомо и с настоящей свободой. Его мировосприятие характеризуется резким неприятием общественной элиты, идеи государственности, крепостного права и бюрократии. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Поэтому необходимо на первом этапе знакомства проанализировать мировосприятие собеседника. Только глупые европейцы, совершенно не понимая законов обществоведения, особенностей других народов, могут предпринимать такие попытки навязать своё мировосприятие иным, попытаться измерить весь мир «линейкой» собственных ценностей. Чем лучше закрепится в нём это ощущение родительской поддержки, тем позитивнее будет его мировосприятие в дальнейшем, а значит, тем успешнее он будет развиваться. Такое мировосприятие будет далеко от нарочитого оптимизма, боящегося нарушить собственную безмятежность вниманием к тёмным и трагическим сторонам бытия. Но через что же, какими путями достигается человеком это сквозящее мировосприятие? Вероятно, такое мировосприятие связано с верой японцев в то, что в каждом предмете есть душа, в каждом объекте нашего мира живут божества — ками. Это мировосприятие стало основой общества староверов, не имеющих священства («беспоповцев»). Такое мировосприятие подталкивает к созданию дискретных (прерывистых) моделей явлений и событий. Следовательно, животное мировосприятие суть чувственное знание, иногда в сочетании с зачатками дискурсивного. Нынешняя распространённость изображений «до и после» формирует наше мировосприятие. Поэтому отвечать на вопрос о классическом духовном стихе, его месте в истории русской культуры, о том, как можно (и можно ли) по духовным стихам реконструировать народное мировосприятие или интерпретировать понимание народом основ православной веры, мы будем постепенно. На пятой стадии правовой социализации у подростков появляется отличное от прежнего, новое мироощущение и мировосприятие.

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Видеоурок: 


Лекция: Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:
 

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам. 

На формирование мировоззрения влияют: 

  • Во-первых, окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.   

 

  • Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.   

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. 

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

 

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному. 

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие. 

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.  

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.  

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно — практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно — практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))


Дополнительные материалы к уроку:👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Человек как духовное существо»
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки 

Интеллект-карта по обществознанию №2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *