Сотрудничество и соперничество
Каждый из нас, хочет он того или нет, постоянно взаимодействует с другими людьми. Такое взаимодействие ещё принято называть социальным, а основными его формами выступают сотрудничество и соперничество.
Давайте попробуем с вами разобраться в том, что же принято понимать под этими терминами.
Как правило, под сотрудничеством понимается конкретный тип взаимодействия, при котором люди осуществляют определённые действия для достижения общей цели.
Американский писатель Наполеон Хилл говорил: «Если вы не верите в сотрудничество, посмотрите, что происходит с повозкой, потерявшей одно колесо».
В большинстве случаев сотрудничество является обоюдно выгодным для всех сторон. Например, такая взаимная выгода свойственна сотрудничеству в рамках бизнеса. Возьмём трёх предпринимателей: у первого есть деньги, которые он готов вложить в дело, у второго есть продут, который востребован потребителем, а у третьего – производственные мощности для выпуска большого количества товара.
Объединив свои возможности и договорившись о дальнейшем взаимодействии, каждый из партнёров будет получать определённый доход. Как мы видим, такое сотрудничество можно назвать взаимовыгодным, так как каждый из участников сделки получает определённый, устраивающий его доход.
Суть сотрудничества неплохо отражена в притче о двух лошадях.
Один богатый человек ехал в роскошной карете, запряжённой шестёркой породистых лошадей, купленных в разных странах. На одном из поворотов карета застряла в грязи, и сколько кучер не погонял лошадей, они не смогли сдвинуть карету с места. Мимо проезжал крестьянин на телеге, которую тянула пара обычных лошадей. Телега с лёгкостью проехала через грязь.
Богач удивился и спросил крестьянина: «В чём сила твоих лошадей?» На что крестьянин ответил: «Ваши лошади хоть и сильны в отдельности, но все разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнёшь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти – кобыла со своим жеребёнком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом».
Для сотрудничества людей также характерно стремление к согласованной, слаженной работе с другими людьми, готовность поддержать и оказать им помощь даже в безнадёжной ситуации.
Неслучайно же работающих вместе в офисе или на заводе людей принято называть сотрудниками.
Ведь от их слаженной совместной работы, начиная от простого охранника и заканчивая директором, зависит прибыль компании, и соответственно, материальное благополучие сотрудников.
Понятие соперничества прямо противоположно понятию сотрудничества. Под этим термином принято понимать такие взаимоотношения между людьми, которым свойственно состояние явной или скрытой борьбы, конкуренции с кем-либо.
Особенность соперничества состоит в том, что люди имеют одни и те же цели, но преследуют не общие, а исключительно личные интересы.
Например, несколько строительных компаний участвуют в конкурсе по застройке городского квартала. Одна из них предложила построить большой парк развлечений, а вторая застроить данный квартал офисными и жилыми зданиями.
Цель у обеих компаний одна – выиграть конкурс и получить заказ на строительство, а вот интересы совершенно разные. Становится вполне понятным то, что конкурс выиграет та фирма, проект которой не только заинтересует
городские власти, но и предложит самые выгодные условия.
Например, японский писатель Ямагучи Тадао в своей книге «Путь к торговле» приводит вот такой пример:
«Ученик пришёл к учителю и попросил его совета касательно следующей ситуации. Придя к одному из своих постоянных клиентов, он увидел у него на столе договор, подписанный с его конкурентом. Заметив это, хозяину документа стало очень неудобно, он спрятал его под другие бумаги и попытался отвлечь своего гостя.
Учитель внимательно выслушал историю и спросил:
– Ты же женат?
– Женат, – удивлённо ответил ученик.
– Вспомни, как ты ухаживал за будущей женой. У тебя же были соперники, но ты во многом превзошёл их, демонстрируя свои лучшие стороны.
Ученик на минуту задумался и улыбнулся.
Как мы с вами видим, соперничество характерно не только для сферы бизнеса, но и для простых бытовых взаимоотношений между людьми.
Соперничеству свойственно определённое равенство между оппонентами, согласитесь, что не может быть соперничества между национальной сборной Бразилии по футболу и вашей дворовой командой, а вот если вы однажды выйдете на поле со своими бразильскими сверстниками, тогда ваши команды по праву можно будет назвать соперниками.
Никогда не недооценивайте своего соперника. Помните, что даже слабый всегда может одолеть сильного.
Как это произошло в библейской притче о Давиде и Голиафе. Находясь в заведомо проигрышной ситуации, Давид смог одолеть очень сильного соперника, который уже заранее отпраздновал победу в поединке.
Стоит отметить, что для некоторых людей соперничество перерастает в манию. Такие люди готовы идти по головам, не обращая внимания на окружающих. Это происходит даже в тех случаях, когда сотрудничество является более выгодным и более близким путём для достижения цели.
В данном случае вспоминается следующая история.
Один рыцарь шёл по пустыне. Он шёл так долго, что неимоверно устал, но больше усталости его очень сильно мучала жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собравшись с последними силами, рыцарь подошёл к воде и увидел, что на берегу озера спит трёхглавый дракон. Рыцарь выхватил свой меч и начал сражаться с чудовищем. Несколько дней шла битва. Дракон и рыцарь, сражаясь друг с другом, устали настолько, что упали без сил. И тогда дракон спросил:
– Рыцарь, а ты чего хотел-то?
– Ну, так и пил бы…
Так что в следующий раз перед тем, как кого-то объявлять своим соперником, подумайте о том, что, возможно, это не так уж и необходимо.
Сегодня учёные выделяют шесть разновидностей межличностных отношений, которые в той или степени характеризуют сотрудничество и соперничество:
· «Я выиграл, и ты выиграл»,
· «Я выиграл, а ты проиграл»,
· «Я проиграл – ты выиграл»,
· «Я проиграл, но и ты проиграл»,
· «Я выиграл, а интересы и проблемы другой стороны меня абсолютно не волнуют»,
· «Обе стороны заботятся не только о своей выгоде, но в случае сомнений в том, что кто-то не выиграет, решают не связываться».
Как вы думаете, что из этого перечня характерно для сотрудничества, а что для соперничества и почему? Поразмышляйте об этом на досуге.
Сотрудничество и соперничество. — Обществознание
Конспект урока по обществознанию 6 класс
Сотрудничество и соперничество.
Цели и задачи: Познакомить обучающихся с понятиями, отличительными чертами; исследовать сферу как основу взаимоотношений; определить факторы способствующие или препятствующие их эффективному применению.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Понятия и термины: Сотрудничество, соперничество, конкуренция, конфликт.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
Давайте вспомним тему прошлого урока.
Межличностные отношения.
-Что такое межличностные отношения?
Межличностные отношения – это отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения.
-Что включают в себя межличностные отношения?
Взаимопонимание, взаимовосприятие, взаимодействие и т.д.
-Какие бывают межличностные отношения?
Деловые, приятельские, личные, семейные.
III. Мотивация
Сейчас я вас прошу послушать притчу и ответить на вопрос:
— Как вы поняли смысл этой притчи?
Один рыцарь шёл по пустыне. Он шёл так долго, что неимоверно устал, но больше усталости его очень сильно мучала жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собравшись с последними силами, рыцарь подошёл к воде и увидел, что на берегу озера спит трёхглавый дракон. Рыцарь выхватил свой меч и начал сражаться с чудовищем. Несколько дней шла битва. Дракон и рыцарь, сражаясь друг с другом, устали настолько, что упали без сил. И тогда дракон спросил: – Рыцарь, а ты чего хотел-то? – Воды попить. – Ну, так и пил бы…
а) фамилию (2)
б) кличку (3)
в) имя (1)
2. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты…
а) молчишь (2)
б) заступаешься (1)
в) радуешься чужому несчастью (3)
3. Если ты хотел идти гулять, а друг попросил помочь ему, ты…
а) идешь гулять (2)
б) помогаешь другу (1)
в) говоришь, что занят (3)
4. Если у твоего друга плохое настроение, ты…
а) не обращаешь внимания на него (3)
б) стараешься утешить его (1)
в) хочешь отмстить его обидчику (2)
5. Во время ссоры ты…
а) стараешься говорить по существу (1)
б) обзываешься и обижаешь собеседника (3)
в) прибегаешь к помощи окружающих для решения вопроса: кто прав, а кто виноват (2)
6. Если друг не поздравил тебя с днем рождения, ты…
а) будешь напоминать ему об этом проступке постоянно (2)
б) не поздравишь его в день рождения тоже (3)
в) простишь его забывчивость. (1)
VII. Домашнее задание
Параграф № ,читать. Найти в дополнительных источниках и записать в тетрадь «Методы разрешения конфликта.»
VIII.Итоги урока. Рефлексия. Оценивание работы, эмоционального состояния на уроке
Закончите предложение:
-Я научился…..
-Я смог…
-Меня заинтересовало…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
Сотрудничество и соперничество. — Обществознание
Конспект урока по обществознанию 6 класс
Сотрудничество и соперничество.
Цели и задачи: Познакомить обучающихся с понятиями, отличительными чертами; исследовать сферу как основу взаимоотношений; определить факторы способствующие или препятствующие их эффективному применению.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты: Обучающиеся должны характеризовать сущность и виды сотрудничества и соперничества; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Понятия и термины: Сотрудничество, соперничество, конкуренция, конфликт.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
Давайте вспомним тему прошлого урока.
Межличностные отношения.
-Что такое межличностные отношения?
Межличностные отношения – это отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения.
-Что включают в себя межличностные отношения?
Взаимопонимание, взаимовосприятие, взаимодействие и т.д.
-Какие бывают межличностные отношения?
Деловые, приятельские, личные, семейные.
III. Мотивация
Сейчас я вас прошу послушать притчу и ответить на вопрос:
— Как вы поняли смысл этой притчи?
Один рыцарь шёл по пустыне. Он шёл так долго, что неимоверно устал, но больше усталости его очень сильно мучала жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собравшись с последними силами, рыцарь подошёл к воде и увидел, что на берегу озера спит трёхглавый дракон. Рыцарь выхватил свой меч и начал сражаться с чудовищем. Несколько дней шла битва. Дракон и рыцарь, сражаясь друг с другом, устали настолько, что упали без сил. И тогда дракон спросил: – Рыцарь, а ты чего хотел-то? – Воды попить. – Ну, так и пил бы… IV. Постановка учебных задач Каждый из нас, хочет он того или нет, постоянно взаимодействует с другими людьми. Такое взаимодействие ещё принято называть социальным, а основными его формами выступают сотрудничество и соперничество. Давайте попробуем с вами разобраться в том, что же принято понимать под этими терминами. V. Изучение нового материала. Беседа 1.Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами и др. Оно является основой объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки и др. Отличительные черты: · обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон; · возможная направленность на достижение возникающей совместной цели; · подкрепление сотрудничества такими средствами обмена как верность, признательность, уважение. (Записать в тетрадь) Суть сотрудничества неплохо отражена в притче о двух лошадях. Один богатый человек ехал в роскошной карете, запряжённой шестёркой породистых лошадей, купленных в разных странах. На одном из поворотов карета застряла в грязи, и сколько кучер не погонял лошадей, они не смогли сдвинуть карету с места. Мимо проезжал крестьянин на телеге, которую тянула пара обычных лошадей. Телега с лёгкостью проехала через грязь. Богач удивился и спросил крестьянина: «В чём сила твоих лошадей?» На что крестьянин ответил: «Ваши лошади хоть и сильны в отдельности, но все разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнёшь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти – кобыла со своим жеребёнком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом».Для сотрудничества людей также характерно стремление к согласованной, слаженной работе с другими людьми, готовность поддержать и оказать им помощь даже в безнадёжной ситуации. Неслучайно же работающих вместе в офисе или на заводе людей принято называть сотрудниками. 2.Соперничество как тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (авторитет, территория, властные права, полномочия, голоса избирателей и др.). Основа соперничества: 1. Стремление отстранить, подчинить, уничтожить соперника; 2. Отсутствие общих целей, но обязательное наличие аналогичных целей относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя, властью и др.; 3. Подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена (зависть, хитрость, неприязнь, озлобление, неискренность, скрытность), сила проявления которых зависит от формы соперничества (Записать в тетрадь) Например, японский писатель Ямагучи Тадао в своей книге «Путь к торговле» приводит вот такой пример:«Ученик пришёл к учителю и попросил его совета касательно следующей ситуации. Придя к одному из своих постоянных клиентов, он увидел у него на столе договор, подписанный с его конкурентом. Заметив это, хозяину документа стало очень неудобно, он спрятал его под другие бумаги и попытался отвлечь своего гостя.Учитель внимательно выслушал историю и спросил: – Ты же женат? – Женат, – удивлённо ответил ученик. – Вспомни, как ты ухаживал за будущей женой. У тебя же были соперники, но ты во многом превзошёл их, демонстрируя свои лучшие стороны. Ученик на минуту задумался и улыбнулся. Как мы с вами видим, соперничество характерно не только для сферы бизнеса, но и для простых бытовых взаимоотношений между людьми. 3.Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта.(Записать в тетрадь) Конкуренция – соперничество двух социальных субъектов или более за что-то находящееся вне этих субъектов (чаще всего соперничество за признание кем-то третьим, например, конкуренция претендентов на должность, политических партий на власть в государстве). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (конкурс при приеме в вуз). Даже если соперник известен, то главное, на что направлены действия в условиях конкуренции – добиться признания третьими своих усилий, т.е. добиться предпочтения. Однако, некоторые конкуренты могут пренебречь правилами конкуренции и прибегнуть к прямому воздействию на конкурента, чтобы оттеснить его от объекта конкурентной борьбы (экономическая война, гражданская война, физическое устранение противника). В этом случае конкуренция перерастает в конфликт. Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. Для конфликта характерны: · знание соперника; · знание причин конфликта; · ожидание ответных действий, противоборства VI . Первичное осмысление и закрепление знаний Сегодня учёные выделяют шесть разновидностей межличностных отношений, которые в той или степени характеризуют сотрудничество и соперничество: · «Я выиграл, и ты выиграл», · «Я выиграл, а ты проиграл», · «Я проиграл – ты выиграл», · «Я проиграл, но и ты проиграл», · «Я выиграл, а интересы и проблемы другой стороны меня абсолютно не волнуют», · «Обе стороны заботятся не только о своей выгоде, но в случае сомнений в том, что кто-то не выиграет, решают не связываться». Как вы думаете, что из этого перечня характерно для сотрудничества, а что для соперничества и почему? Учитель читает стихотворение Анатолия Скоробогатова «О дружбе и содружестве» Когда на душе мерзопакость и слякоть Советую другу в жилетку не плакать. Но радостью надо с друзьями делиться, Иначе как дружбе надежной родиться? Весь свой позитив ты друзьям подари. Взамен же получишь потоки любви. Ведь дружба слагается общим трудом, А злость остается за крепким замком. И быстро построится дружеский храм, Ведь общие мысли строитель вобрал. Пусть это звучит и довольно банально, Но эти слова надо взять в подсознанье. Желаю содружеству много я лет И жизни без войн и космических бед! И быстро построится дружеский храм, Ведь общие мысли строитель вобрал. Как вы думаете, что имел ввиду автор говоря : «Желаю содружеству много я лет И жизни без войн и космических бед! И быстро построится дружеский храм, Ведь общие мысли строитель вобрал.» Почему? А теперь давайте проведем тест и узнаем какой ты друг? Тест «Какой ты друг?» 1.При обращении к ребятам ты используешь в основном…
а) фамилию (2)
б) кличку (3)
в) имя (1)
2. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты…
а) молчишь (2)
б) заступаешься (1)
в) радуешься чужому несчастью (3)
3. Если ты хотел идти гулять, а друг попросил помочь ему, ты…
а) идешь гулять (2)
б) помогаешь другу (1)
в) говоришь, что занят (3)
4. Если у твоего друга плохое настроение, ты…
а) не обращаешь внимания на него (3)
б) стараешься утешить его (1)
в) хочешь отмстить его обидчику (2)
5. Во время ссоры ты…
а) стараешься говорить по существу (1)
б) обзываешься и обижаешь собеседника (3)
в) прибегаешь к помощи окружающих для решения вопроса: кто прав, а кто виноват (2)
6. Если друг не поздравил тебя с днем рождения, ты…
а) будешь напоминать ему об этом проступке постоянно (2)
б) не поздравишь его в день рождения тоже (3)
в) простишь его забывчивость. (1)
VII. Домашнее задание
Параграф № ,читать. Найти в дополнительных источниках и записать в тетрадь «Методы разрешения конфликта.»
VIII.Итоги урока. Рефлексия. Оценивание работы, эмоционального состояния на уроке
Закончите предложение:
-Я научился…..
-Я смог…
-Меня заинтересовало…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
сотрудничество и соперничество в чем их плюсы и минусы? помогите срочно
Сотрудничество (+ ) — хорошие союзники, много идей, разделение труда, что помогает упростить и ускорить работу Сотрудничество (- ) — есть риск не сойтись во мнениях по каким либо вопросам, прибыль так же делим на пополам, Соперничество ( + ) — хороший стимул для дальнейшего развития ( желание быть лучше ) Соперничество ( — ) — может перейти в саму цель жизни из — за чего пропадают другие ценности ( дружба, любовь, честь ), человек может не обращать на себя внимание что приведет к нервному истощению или потери здоровья.
оба слова имеют в плюсах приставку со-, суффиксы «н», «и», «ч» и «ество», однако если плюсом слова «сотрудничество» является корень «труд», то однозначным минусом слова «соперничество» является корень «пер».
Соперничество тормозит твоё движение, потому что ты не только в борьбе с кем-то, но и противопоставляешь себя ему. . А сотрудничество — это помощь и поддержка со стороны партнёра.
Соперничество или сотрудничество?
Обсуждая тему поколений, я совершенно упустила из виду один очень важный вопрос. Кто мы – поколение тридцатилетних — друг другу — соперники или соратники?
Если проводить аналогию со спортом, то можно ли говорить, что все тридцатилетние, подобно борцам, относимым к одной весовой категории вынуждены бороться друг с другом? И победит сильнейший, оставив далеко позади проигравших.
Или же наши успешные ровесники, как Клара Цеткин, которая когда-то боролась за права для женщин и проложила путь для всех ныне живущих женщин с равными правами и возможностью самореализации, достигнув успеха, озарят этот путь этот для всех остальных? Захотят ли они формировать команду единомышленников из числа сверстников?
Рассматривая теорию, что мы соперники друг другу, на ум приходит множество аргументов в поддержку этого. Борьба органична человеку. Самцы в природе борются за самку, спортсмены борются за медаль, а человечество в целом борется за выживание и ресурсы. Олимпийская система состязаний, шоу «Последний герой», шоу «Слабое звено» и другие подобные программы нас научили, что выигрывает сильнейший, и что важно победить кого-то.
В последнее время я дважды сталкивалась лицом к лицу с этой темой, и имела возможность наблюдать за собой и своими внутренними размышлениями. Не так давно, я принимала участие в тренинге, в рамках которого была игра. Условия игры казались всем совершенно ясными, до тех пор, пока не пришло время подводить итоги. И в этот момент, оказалось, что мы интерпретировали правила игры через призму собственного сознания, думая исключительно про соперничество, а не про сотрудничество.
Второе столкновение случилось с этой темой на спектакле Реверс в театра Мюзикла. Знаете, сейчас появляется много спектаклей без слов. Так называемые пластические спектакли, но с глубоким смыслом. Эта постановка одна из таких. Весь спектакль актёры боролись друг с другом за выживание, но только перестав бороться, а начав сотрудничать они смогли выжить и стать свободными
Но если мозг изначально настроен на соперничество и выживание за счет других, как перенастроиться на сотрудничество? И откуда появились мировые тренды, перевернувшие все с ног на голову — со стратегии «личной успешности», на стратегию «оба победителя», когда выигрывая, остальные не проигрывают.
Впервые стратегия «win win» была сформулирована профессором Гарварда в 1981 году. В качестве недостатков системы «Win-Loose» (выигравший-проигравший) профессор приводил следующие аргументы: оставляя других побежденными, победитель пренебрегает их интересами, обижает их, часто рвет с ними отношения навсегда. Победитель уже никогда не сможет рассчитывать на помощь и поддержку своих побежденных, а ведь в будущем она может ему понадобиться. Победитель получает себе славу корыстного и циничного человека который не остановиться ни перед чем и «пойдет по трупам» ради собственной выгоды.
Позже эта теория была развита доктором экономических наук Гарварда Стивеном Кови в книге «Семь навыков высокоэффективных людей», где он писал, что борьба между индивидами проигрывает взаимовыгодному сотрудничеству. И что же получается? В условиях глобального мира, когда любую информацию вы можете получить за считанные секунды, вопросы выбора контрагента, партнера, сотрудника приобретают новые краски, нам не нужны «залетные» или «временщики», мы делаем выбор в сторону таких людей, с которыми можно построить долгосрочные отношения, людей которых вам рекомендуют, и можете рекомендовать вы. И получается, что соратниками в современном мире быть выгоднее, чем соперниками. Выходит, что это как развитие дополнительных компетенций, которые позволяют быть успешными в современном мире. Функции конкуренции уже и так, сформированы в нашем сознании за миллионы лет и плотно сидят в наших генах. А вот, функции сотрудничества, договороспособностей, компромисса – это компетенции, которым нужно учиться, и только овладевшие ими, смогут достичь успеха.
Принцип Win-Win — это выгода, а значит выигрыш. Переводя на русский язык, я бы использовала поговорку «И волки сыты и овцы целы». Это поговорка о мудрости, о том, что всегда можно безболезненно выйти из безвыходной ситуации. Мне видится, что тренд на стратегию сотрудничества, а не соперничества может стать определяющим в нашем поколении. В поисках выгоды и возможностей для реализации проектов, и собственной самореализации – коммуникации становиться главными качествами и способностями нашего поколения. Зная людей, умея договариваться и эффективно коммуницировать, при этом имея хорошую репутацию –можно добиться немалых успехов.
Но готовы ли мы к этому уже сегодня? И станет ли поколение 30 летних относиться к своим сверстникам как к соратникам, или должны пройти годы конкурентной борьбы, чтобы стало очевидно, что, когда выигрывают оба, всем лучше?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Поколение 30-летних
Я боюсь, что моя жизнь навсегда ограничится зарабатываем денег и посредственными удовольствиями. Я боюсь, что предам свои юношеские мечты и потеряю свой юношеский максимализм (подробности)
Конкуренция vs Сотрудничество
В современной экономике принято считать, что конкуренция оказывает исключительно благотворное влияние на рынок. Она не даёт создаться монополии, не даёт ценам на товар или услугу превысить некие разумные пределы, заставляет производителя постоянно совершенствовать продукт, не останавливаться на достигнутом, чтобы не отстать от конкурентов.
Но всегда и везде ли хороша конкуренция? Что будет, если на модели конкуренции построить управление не только продуктами, но и людьми? К сожалению в нашей стране очень многие «эффективные менеджеры» не осознают, что рыночные практики не всегда применимы, когда речь идёт о взаимодействии членов одной команды или команд внутри одной компании. Реально и целенаправленно отделы сталкиваются лбами, среди них пестуется жестокое соперничество (например, выполнение плана считается по лучшему отделу, а худший получает штрафы). Руководство компании считает, что при таком давлении сотрудники работают быстрее и продуктивнее, стремясь обогнать «конкурентов».
Но так ли это, давайте начнем с изучения слов конкуренция, соперничество, сотрудничество и сотворчество:
Kонкуренция —Соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ
Конкуренция (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») — соперничество в какой-либо области с целью получения выгоды.
Соперничество — взаимоотношения между людьми, характеризующиеся состоянием явной или скрытой борьбы за власть, любовь, престиж, признание, материальное преуспевание, реализацию внутреннего потенциала человека.
Тот кто соперничает, стремится воплотить на практике принцип «Выиграл — проиграл». При этом тот, кто соперничает легко может оказаться в ситуации «Проиграл — выиграл» или хуже того «Проиграл — проиграл».
Что получается? В итоге конкуренции или соперничества должны быть победитель и проигравший. Насаждение такой конкуренции внутри команды вынуждает сотрудников работать в стиле win-lose – модели, при которой выигрыш одной стороны обязательно влечёт проигрыш второй (и наоборот). Если я выиграл, то ты проиграл. Если ты выиграл, то проиграл я. Чем же он так плох?
В том что , в ходе любого проекта неизбежно возникают вопросы, которые нужно решать совместно, непонятные моменты, которые нужно прояснять, задачи, в решении которых требуется помощь других участников.
Конкуренция между сотрудниками настолько высока, что коллеги часто сознательно не хотят помогать друг другу. Руководители же редко поощряют взаимопомощь, поэтому люди не настроены на командную работу. Из-за этого сотрудники фирм находятся в состоянии постоянного стресса, так как в потоке задач им приходится рассчитывать только на себя самих.
Похожие материалы
Если представить, что все члены команды работают «каждый за себя», то помогать коллеге не только не выгодно, но и вредно: в результате он окажется эффективнее и получит плюшки вместо вас. К тому же, чем больше проблем у коллеги, тем больше шансов, что вы окажетесь выше него при очередной аттестации.
Какие проблемы возникают при конкуренции или соперничества в команде:
- Задачи решаются очень долго или не решаются вообще
- Проблемы появляются на пустом месте
- Скрытый саботаж
- Безразличие и отсутствие общих целей
Коллаборация, или Сотрудничество — совместная деятельность (процесс), в какой-либо сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса).
Сотворчество — форма совместного (с кем-то, с чем-то) творчества, самореализация своих творческих возможностей в неком общем продукте. Сотворчество деятельность группы для получения общего продукта, как результат всеобщих усилий.
Как показывает опыт, эффективное сотрудничество и взаимопомощь в команде позволяет добиться потрясающих результатов. Команда, которая чувствует себя как одно целое, в которой царит дух взаимопомощи и ответственности за общее дело, может творить чудеса.
Каждый её член вместо того, чтобы тянуть одеяло на себя, не только отвечает на просьбы о помощи, но и сам постоянно думает о том, как можно сделать работу окружающих более комфортной, эффективной и быстрее достичь общей цели.
Для этого достаточно, чтобы от успеха каждого члена команды выигрывали все остальные и начнет действовать принцип Win-Win.
К сожалению здесь тоже не обойтись без проблем, так как сотрудничеству нужно людей учить специально. Может быть, срабатывают нежелательные биологические программы («Человек человеку — волк»), возможно, мы воспроизводим те образцы, которые мы получили в детстве («Кто кого обыграет?»), но по крайней мере в нашей стране люди к сотрудничеству еще не очень привыкли.
Чтобы конкуренцию и соперничество сменить на политику конструктивного взаимодействия, сотрудникам нужно пройти четыре этапа: не всегда простых, но очень нужных. Первый этап — принятие. Второй — понимание. Третий — сотрудничество. Четвертый — сотворчество.
Послушайте последовательность фраз, взгляните на смену душевных установок. Все начинается с простого: «Ну, он просто другой» — Происходит принятие. «Это — его возможности, этого он боится, а вот это ему нужно для того» — Да, это уже понимание. «Я могу помочь ему в этом, он за это выручит меня вот здесь» — О, уже сотрудничество, хотя и в самой элементарной форме. «О, мы с вами вместе можем сотворить очень не хилый проект!» — Поздравляю, начинается сотворчество.
Воевать, конечно, привычнее и, возможно, интереснее, но в долгосрочной перспективе более себя оправдывает сотрудничество. Успешный человек учит жить себя по принципу «Выиграл — выиграл», он знает, что лучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон.
P.S.
Победа команды — это лучшая победа для компании.