Принцип личностного подхода: ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА — это… Что такое ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА? – ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА это что такое ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА: определение — Психология.НЭС

Автор: | 03.11.2017

Содержание

ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА — это… Что такое ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА?


ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА
– научный принцип, который заключается в необходимости выявлять и учитывать конкретные личностные особенности всех основных и второстепенных участников конфликта, понимании того, что именно люди выступают центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии. Первопричиной конфликтов являются изменения объективного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоятельства, разные люди ведут себя по-разному. Одни совершают конфликтные действия, др. всеми способами уходят от конфликтов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются. Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные личностные особенности. Даже решение начать межгосударственную войну принимает небольшая группа людей, обладающих вполне определенными особенностями. Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.


* * *

принцип психологии, требующий рассмотрения отдельных психических функций, явлений не изолированно от их субьекта, а под углом влияния на них личности как таковой, ее социальных качеств.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Принцип Кювье
  • ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

Смотреть что такое «ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА» в других словарях:

  • принцип системности — принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом, а целостный анализ развития и функционирования психики как системы не сводить к анализу суммы изменений ее элементов. П.с. имеет много общего с …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП — в русской философии совокупность подходов к проблеме человека в контексте различных философских систем осмысления мира и путей его развития и изменения. В отечественной философской традиции сложилось два основных подхода к данной проблематике.… …   Современный философский словарь

  • ЛИЧНОСТЬ — 1) социальная сторона, социальное качество в человеке; 2) конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЛИЧНОСТЬ В КОНФЛИКТЕ — – одна из основных проблем психологического анализа конфликта. Включает в себя изучение влияния на конфликт психических состояний его участников, их мотивы, цели, социальные установки, модели поведения, способы и приемы борьбы, психологическую… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Экспертиза индивидуально-психологических особенностей — Предметом СПЭ данного вида являются индивидуальные и личностные особенности субъекта, оказавшие влияние на его сознание и деятельность в юридически значимой ситуации. Подобные экспертные исследования являются необходимыми составными элементами… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Мерлин, Вольф Соломонович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мерлин (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Детское общественное движение «ЮнЗары» (юные зареченцы) — ЗАТО г.Заречный Пензенская область Де?тское обще?ственное движе?ние ЮнЗа?ры (ю?ные заре?ченцы) деятельность детских общественных объединений как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых,… …   Википедия

  • Логопсихотерапия — разновидность психотерапии, направленная на восстановление нарушенного речевого О. при логоневрозе. Термин введен Ю. Б. Некрасовой (1968), создавшей на основе сеанса эмоциональнострессовой психотерапии К. М. Дубровского комплексную систему… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ —         Это понятие отражает важнейший теоретико методологический принцип медицины и медицинской психологии, традиционно подчеркиваемый в отечественной литературе (Мясищев В. Н., 1971; Платонов К. К., 1977, и др.). Личностный подход, согласно К.… …   Психотерапевтическая энциклопедия

сущность и правила его реализации.

Принцип личностного подхода в воспитании требует учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Правила реализации принципа:

    1. Необходимо воспитателю знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера. Взгляды, и привычки воспитанников.

    2. Педагог должен уметь диагностировать учет важнейших качеств личности (интересы, мотивы, увлечения).

    3. Важно постепенно привлекать воспитанника к пассивной для него воспитательной деятельности, обеспечивать его прогрессивное развитие.

    4. Важно максимально опираться на активность самой личности, помогать воспитаннику в выборе целей и форме самовоспитания.

    5. Помогать воспитаннику, развивать самостоятельность, в различных ситуациях, с которыми он сталкивается.

    6. Сочетать требовательность и уважение к личности воспитанника.

Глубокое уважение к личности воспитанника и одновременно предъявление к ней высокой требовательности – сущность и главное правило принципа.

  1. Принцип сочетания требовательности с уважением к личности: сущность и правила его реализации.

Глубокое уважение к личности воспитанника и одновременно предъявление к ней высокой требовательность – сущность и главное правило реализации.

Требования этого принципа могут быть рассмотрены и в структуре принципа гуманистическом целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма, признание личности как ценности, уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализации, собственных прав личности, так и обеспечения прав и свобод других членов общества.

Однако в современных условиях (как и в любых других, кроме условий идеального общества) есть необходимость выделения самостоятельного принципа единства требовательности и уважения к воспитаннику Фридман Л.М.: чем определяются характерная для исторического периода и условий жизни мера требовательности к воспитаннику и степень приоритетности притязании индивидуальности на личное и общественное признание. Любовь воспитателя к воспитаннику приобретает подлинную воспитательную ценность лишь в сочетании с разумной требовательности к нему. Мера же последней определяется развитостью общественно-экономических условий и соответственно уровнем развития общественного сознания. В практической воспитательной работе требования этого принципа наиболее ярко выражены А.С. Макаренко и его афоризме: как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Последовательная реализация этого принципа связана с выполнением правила опоры на положительное: в воспитании основой должна быть не борьба с недостатками, а развитие имеющегося положительного в воспитаннике, формирование положительных черт и качеств личности и тем самым вытеснение (или препятствование формированию и развитию) отрицательных. Дети и сами не любят нетребовательных воспитателей. Ведь требовательность – это определенный порядок, предсказуемость перспектив, защищенность. Воспитанники готовы принять даже повышенные требования, если уверены в искренней расположенности к ним воспитателя (учителя), если знают, что требования предъявляются не во имя отвлеченного понятия порядка, а в их интересах. Доверие, открыто проявляемое, и контроль (ненавязчивый), следование методике применения метода требования важные условия реализации этого принципа.

что это такое, для чего он нужен, и как его применять

Конфликт поколений существовал всегда. Это давно известно еще благодаря Тургеневу. Но в современном мире проблема усилилась.

Многие педагоги винят новые технологии в неудачных попытках достучаться до детей. Однако проблема часто кроется в другом. Взрослые обычно не понимают, что дети – тоже личности, хоть и формирующиеся.

Функции образования

Функции образования

Образование играет важную роль в жизни общества

Образование представляет собой целую систему, играющую важную роль в развитии общества.

Поэтому оно касается разных аспектов жизни и обладает множеством функций:

  1. Познавательная. С самых малых лет ребенок познает мир. Сначала ему помогают родители и детский сад, где он получает начальные знания и опыт, потом школа, в которой ученики изучают точные и естественные науки, затем идет профессиональное образование.
  2. Статусная. Быть образованным престижно в современном мире. Большинство учащихся после школы стараются поступить в более статусное учебное заведение. Отличники штурмуют ВУЗы, расположенные на первых строчках в рейтингах. Для повышения своего статуса в обществе нужно что-нибудь закончить. В глазах людей такой человек смотрится выше, чем тот, который не имеет среднего специального или высшего образования.
  3. Ценностная. В учебных заведениях довольно часто проводятся мероприятия для прививания ценностей, которые должны быть у каждого порядочного гражданина страны.
  4. Мировоззренческая. Во время обучения в школе у детей закладываются основные взгляды на жизнь. Потом они могут меняться. Но встречается это не всегда.
  5. Социальный контроль. Формирующаяся личность нуждается в постоянном контроле. В процессе развития (особенно в переходном возрасте) ребенок впитывает как губка все, что вокруг него происходит. Система образования старается делать так, чтобы он избежал попадания в плохие ситуации.
  6. Экономическая. Это больше подойдет к профессиональному образованию. В этом случае готовится человек, который в будущем займет место на работе и будет влиять на экономику.
  7. Социальная. Система образования старается помочь детям найти свое место в мире и в социуме.

Но у образования не всегда получается исправно выполнять свои функции. Для решения этой проблемы создается множество вариантов. Один из них – это личностный подход в педагогике.

Что такое личностный подход

Личностный подход в педагогике – это отношение к человеку, как к личности, понимание, что он обладает индивидуальными качествами. Педагог, применяющий эту методику в работе, понимает, что у каждого его воспитанника есть свои мысли, взгляды, мечты, интересы.

Также преподаватель осознает, что у каждого они различны. В этом случае учитель лучше коллег и других людей способен понять каждого учащегося. Он может его выслушать, помочь, поддержать, дать совет. К сожалению, таких педагогов мало.

Большинство учителей, говоря простым языком, являются людьми «старой или советской закалки». У них в голове сохранились установки того времени, согласно которым ученик есть ученик, не больше.

Также многие отказываются применять личностный подход, потому что он предполагает сотруднические отношения между учителем и учеником. Но только благодаря сотрудничеству можно достичь наивысшего результата в любой деятельности.

Однако любой педагог, любящий свою профессию и желающий развиваться, может освоить принципы личностного подхода и научиться применять их:

  1. Хорошо знать индивидуальные особенности характера воспитанника, его вкусы, предпочтения, интересы.
  2. Знать мировоззрение ученика, его взгляды на важные аспекты жизни, мнения по существенным вопросам.
  3. Обеспечивать воспитанника деятельностью, которая будет развивать его и положительно на него влиять.
  4. Выявлять и устранять причины, мешающие развитию и достижению целей. Научить самостоятельно справляться с этими задачами.
  5. Помогать в формировании положительных качеств в личности подопечного. Научить его самовоспитанию, совести, выявлению отрицательных качеств и их устранению.
  6. Обучить самостоятельности. Научить принимать решения и брать за них ответственность. Не принимать все руководство на себя, а направлять подопечных. Помогать в организации их деятельности.

Но мало чего можно будет добиться в этом деле, если, опять же, не понять и не принять, что каждый человек является личностью, сколько бы ему не было лет.

Что такое личностный подход

Важно узнать индивидуальные особенности ученика

Очень важно понимание, что способности к определенному предмету у школьников разные.

Кто-то схватывает все на лету, а кто-то может понять не сразу.

Иногда в случае со вторыми преподаватель даже не пытается объяснить им предмет более подробно, сразу занеся их в разряд плохих учеников.

Хотя немного терпения к таким детям помогло бы им достичь успехов.

Многие школы с каждым годом все больше способствуют проявлению индивидуальных качеств у учеников. Хороший пример – образование классов с профильным уклоном.

Цели личностного подхода в педагогике

Цель личностного подхода

Развитие каждой личности — цель личностного подхода

Личностный подход является одним из лучших инструментов в работе с подопечными.

Его цели направлены исключительно на благо обучающихся:

  1. Развитие личности. При индивидуальной работе с ребенком намного легче выявить пробелы в его развитии и устранить их.
  2. Сохранение неповторимой индивидуальности. В системе образования часто применяется один подход ко всей группе. Это «стирает» разницу между ними, делая похожими друг на друга. Личностный же подход предполагает сохранение и развитие в человеке тех качеств, которые присущи лишь ему.
  3. Заинтересованность ребенка в обучении. Здесь важную роль играет возможность выбора. Почему большинство учеников в школах не хотят учиться? Ответ очень простой — потому что их заставляют это делать, даже не спрашивая, что им интересно. Взрослые любят решать все за детей. Они уверены, что знают как лучше. Однако этим иногда можно даже покалечить психику ребенка. Если детям дать возможность выбрать род занятий самим, результат получится ошеломляющий. Большинство из них проявят такое рвение, которое никто еще в них не видел. Даже у самых заядлых лентяев есть свои увлечения.
  4. Повышение уровня самооценки подопечного. Личностный подход ставит перед наставником задачу помочь ребенку осознать его важность, значимость; преодолеть страхи и неуверенность; повысить уровень самоуважения.
  5. Прививание добросовестности. Цель состоит в том, чтобы не дать ребенку встать на неправильный путь.
  6. Психологическая поддержка. Личностный подход иногда представляет форму психологической помощи. Это нужно для того, чтобы ребенок не чувствовал, что он совсем один.

Проще говоря, личностный подход нужен для того, чтобы воспитанник не потерялся в этом мире.

Отличия личностного подхода от традиционного

Традиционный подход принимает несколько иные формы:

  1. Построение процесса обучения. В традиционном подходе это жестко регламентированный процесс. Любое отклонение недопустимо. Обучающийся должен усвоить предмет, несмотря ни на что, иначе последует строгое наказание.
  2. Развитие осуществляется в заданном направлении. Не учитываются особенности каждого учащегося.
  3. Единый для всех вектор психического развития. Не учитываются разные особенности психики каждого человека, формирующейся на основе пережитого опыта.
  4. Вектор развития строится от обучения к ученику. Это значит, что учащийся должен усвоить предметы, заданные программой. Но не учитываются его способности и склонности.
  5. Формирование личности происходит с заданными свойствами. То есть ученик подстраивается под условия, теряя при этом индивидуальность.
    Отличие личностного подхода от традиционного

    В традиционном методе любое отклонение недопустимо

Личностный подход, как правило, имеет противоположные формы.

Процесс обучения, развитие формируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Соответственно для них могут быть заданы разные формы обучения, векторы развития.

Также учитывается то, что и психика подопечных может развиваться по-разному.

Например, на состояние ребенка могут влиять перенесенные психологические травмы.

Примеры личностного подхода в педагогике

Примеры личностного подхода

Мудрый педагог может изменить жизнь ученика к лучшему

В настоящее время личностный подход развит не во всех сферах образования и обучения.

Например, в школах и институтах достаточно проблематично уделять максимум внимания каждому.

Но можно хоть иногда применять личностный подход для повышения эффективности обучения.

Простые примеры того, как преподаватели заинтересовали детей в обучении:

  1. Учитель заметил, что дети не проявляют интереса к теме на уроке литературы. Он принял во внимание возраст учеников и перевел разговор в форму дискуссии. Дети почувствовали себя в своей стихии и стали проявлять активность.
  2. На уроке истории учитель рассказывал о сражении. Для того, чтобы ученикам было проще усвоить информацию, он предложил сдвинуть парты и разыграть битву в классе. После урока ученики признались, что так они гораздо больше поняли материал, чем при обычном рассказе.
  3. Учитель обществознания объяснял тему психологии подростков. Во время рассказа он неожиданно бросил линейку в угол. Класс засмеялся. После чего преподаватель сказал, что сделал это для того, чтобы наглядно продемонстрировать подростковую реакцию.
  4. Психолог-преподаватель работал с классом трудных подростков, которые к тому же состояли на учете за совершенные преступления. Учитель принял во внимание то, с кем он имеет дело. Он предлагал им задачи, начиная с вопросов наподобие: «А чтобы вы сделали, если бы пришлось украсть что-то, имея при себе лишь деревянную доску?». Ученики проявили невероятную смекалку. Психолог уверял, что это вовсе не значит, что они немедленно пойдут совершать преступления. Это значит, что не нужно «браковать» их. Необходимо лишь направить их ум и энергию в нужное русло. Тогда эти подростки смогут добиться больших успехов, не прибегая к преступлениям.

Возможно, эти мудрые учителя изменили жизнь своих подопечных, помогли им, направили и не дали потеряться.

Минусы личностного подхода

В личностном подходе есть и недостатки:

  1. Переоценка интересов ученика. Иногда чрезмерное предоставление свободы оказывает негативное влияние на становление личности, так как дети еще не имеют полного представления о жизни. Ребенок может вырасти эгоистом, не уважающим старших. Предоставление выбора и небольшой свободы действий важно, но в меру.
  2. Сложность применения. В классах, где около 30-ти учеников, сложно найти подход к каждому. Поэтому применение личностного подхода в обычных школах затруднительно.
  3. Не всегда правильная подготовленность к будущему. Ребенок может так и не понять, что не всегда в жизни его интересы будут на первом месте у других людей. И, выходя из-под опеки, он может оказаться неподготовленным к условиям социума.
  4. Несоответствие некоторым стандартам. Это во многом ограничивает компетентность учителей. Заметить это можно по самой обычной школе. Там почти никогда предпочтения ребенка не ставятся на первый план.

Но большинства минусов можно избежать, если преподаватель хорошо знает свое дело. Применения личностного подхода в педагогике направлено на творение добра, созидание, милосердие, успех. Главное хорошо разбираться в этом деле, иначе можно только навредить ребенку.

В этом видео вы узнаете об индивидуальном подходе в обучении:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Личностный подход

Личностный подход (один из принципов психологии) — это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это

влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание — это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес — познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий об окружающем мире и закономерностях, об различных явлениях мира, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миросозерцанием, обредшим форму познавательного идеала, или стать убеждением.

Убеждение — высшая форма направленности, в ее структуру входят низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

Вторая подструктура личности включает в себя знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, посредством обучения.

Ее называют иногда индивидуальная культура или подструктура опыта. Эта подструктура образуется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее обозначают как, подструктура форм отражения.

Четвертая подструктура соединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, органические изменения.

В данные четыре подструктуры можно уложить все (четыре) известные свойства личности. Причем часть свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость — к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость — к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Сущность личностного подхода. Реализация личностного подхода в обучении. Реализация личностного подхода в воспитании

На современном этапе мировой культурный процесс определяется идеями гуманизма, идеей приоритета личности. В педагогической науке это нашло отражение в появлении личностно ориентированной педагогики. Ее главным принципом является гуманистическая направленность. Это означает реальное признание ценности, неповторимости, целостности личности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманистическая направленность подразумевает, что переживание человеком мира в себе и себя в мире является объективной реальностью, принимающей самые разнообразные формы, т. к. признается уникальность личности человека во всех его проявлениях.

Традиционно в педагогике работа с индивидуальностью понимается как влияние на школьника с учетом его индивидуальных особенностей: внимания, памяти, мышления, темперамента, эмоциональной сферы… Обычно это и называют индивидуальным подходом в обучении и воспитании. Но это только его один, объектный вариант.

Воспитатель может работать с индивидуальностью личности и принципиально по-другому, создавая возможности для проявления субъектного начала растущего человека (стимулируя самопознание школьника, создавая ситуации выбора и расширяя сферу для самореализации). Приоритет именно этого, субъектного варианта и составляет суть личностного подхода.

Личностный подход означает уважение к достоинству человека, подразумевает не только восприятие и оценку его положительных или отрицательных качеств, а комплексное восприятие его личности такой, какая она есть. Осуществляющий этот подход учитель видит в каждом ученике уникальную, единственную и неповторимую личность (“малый Космос”, по определению русских космистов). Задача учителя и в том, чтобы каждый воспитанник увидел личность в себе самом и в каждом из его окружающих.

Личностный подход направлен на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование. В этом проявляется гуманистическая направленность личностного подхода. При личностном подходе все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, его задача – оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру.

Д.А. Белухин сформулировал принципы личностно ориентированной педагогики

1. Все люди разные. У каждого человека своя система значимых черт как для самого себя, так и для общества. Все, что происходит вокруг, человек преломляет через свои взгляды, убеждения. Будучи существом социальным, человек прислушивается к мнению других и постоянно измеряет их реакции со своими собственными. Но ведь все люди разные… Поэтому: живи своей головой, но действуй в соответствии с интересами всех. Опирайся на себя, принимай на себя ответственность за свое прошлое, настоящее, будущее. Не перекладывай свои неприятности и проблемы на других. Принимай другого таким, каков он есть.

2. Каждая личность уникальна и неповторима. Этот принцип логически продолжает предыдущий. Нет в мире абсолютно одинаковых людей. Они отличаются не только отношением друг к другу, но и отношением к самому себе. Эмоционально-когнитивное отношение к себе можно обозначить словом “самоценность” (не путать с самооценкой). Самоценность – это ощущение, эмоциональная окраска отношения к себе. Уровень самоценности может быть высоким или низким.

Для стабильного уровня высокой самоценности важна любовь родителей, близких, ровное положительно окрашенное общение с ними, отсутствие подавляющих личность влияний и многое другое.

3. Каждый человек прекрасен в своем личностном потенциале. Каждая личность способна к саморазвитию. Поэтому так важна педагогическая развивающая деятельность, направленная на самовоспитание ребенка, на раскрытие его предназначения, на развитие его способностей и прекрасных личностных качеств.

4. Всемерная помощь ребенку в развитии его лучших качеств, направленная на снятие пут и оков с его личностного потенциала.

В чем состоит эта помощь?

– Нужно снять стереотипы в отношении к детям, в их восприятии;

– Любить всех детей;

– Помочь в раскрытии возможностей ребенка, снять все, что мешает этому.

5. Нельзя осуждать человека, но можно осудить его поступок.

Далеко не всегда поступок есть сам человек. Осуждая ребенка, педагоги часто как бы наклеивают ярлыки: солгал – значит ты лжец; украл – вор; подрался – драчун… Иногда наклеенный ярлык и определяет дальнейшее поведение. Это недопустимо. Поступок – отдельный акт проявления личности. Анализируя его, важно понять мотивы.

Реализация личностного подхода в обучении. Реализация личностного подхода в обучении младших школьников исходит прежде всего через формирование учебной деятельности как ведущей в этом возрасте.

Учебная деятельность понимается (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения. Т. е. основной целью данной деятельности (и развивающего обучения в целом) является обеспечение условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

владевая всеми компонентами учебной деятельности, ребенок становится ее субъектом: он формулирует учебную задачу, составляет план действий, выбирает средства и способы решения учебной задачи, контролирует и оценивает сделанное.

В учебной деятельности важны мотивы. Осуществляя личностный подход, педагог опирается на внутренние мотивы учения – мотивы, непосредственно связанные с его содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, мотивы собственного роста, собственного совершенствования.

Таким образом, обучение только тогда будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на его потребности, мотивы, интересы, т.е. имеет для него личностный смысл.

Особую роль здесь играют ведущие потребности ребенка, на которые опирается педагог в обучении. Ведущая потребность ребенка младшего школьного возраста – быть школьником. Она складывается из стремления соответствовать внешне, поведением роли школьника, из желания быть успешным в учебе, из ориентации на признание этой “школьности” сначала учителем, а позже (второй-третий класс) и сверстниками, из хотения быть с одноклассниками.

В плане осуществления личностного подхода необходимо предоставить ребенку возможность для наилучшего осуществления роли ученика (приобщение к школьным нормам, традициям, правилам), до достижения успеха в учении, для широкого учебного и внеучебного общения с одноклассниками, для признания успешности в учебной деятельности со стороны учителя и одноклассников.

Одной из базовых потребностей человека является потребность в самоутверждении (Э. Фромм). А для самоутверждения необходим успех в значимой для ребенка и окружающих деятельности. Такой значимой деятельностью в младшем школьником возрасте является учение, учебная деятельность. Создание успеха в учебной деятельности помогает осуществить личностный подход.

Об этом хорошо сказала С.Н. Лысенкова: “Всем известна истина – дети любят учиться, но здесь часто опускается одно слово: дети любят хорошо учиться”. (Методом опережающего обучения. – С.З.)

Если усилия ребенка не приводят к успеху, он теряет веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться: зачем, все равно ничего не получится.

Для осуществления личностного подхода важно, чтобы то, что изучается в школе, было связано с жизнью ребенка, его опытом, его переживаниями, интересами. Школа должна быть местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях.

Ш.А. Амонашвили называет это принципом продолжения жизни детей на уроке.

Дети не готовятся к жизни, а живут здесь и сейчас. Поэтому в школе им должно быть хорошо, радостно, комфортно. Это должна быть, по выражению В.А. Сухомлинского, школой радости.

Школа приблизится к ребенку, если ему предоставляется свобода выбора: содержания изучаемого материала, формы взаимодействия (индивидуальная, групповая, коллективная), способа работы и др.

Реализация личностного подхода в воспитании. Задача педагога в плане осуществления личностного подхода – внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди других, тоже единственных и неповторимых.

Поэтому важно принять установку на доброе восприятие ребенка, оптимистический взгляд на него, “забыть” о его недостатках, видеть только перспективные линии его нравственного развития.

Реализация личностного подхода в воспитании осуществляется через опору на ведущие потребности ребенка. Психологи (Э. Фромм, У. Глассер и др.) выделяют из них две главные потребности: в любви и чувстве собственного достоинства (самоуважении) – т.е. в осознании себя личностью. Можно считать любовь и самоуважение теми двумя путями, которые ведут к осознанию себя личностью, индивидуальностью.

Ребенку необычайно важно осознавать себя личностью, т.е. быть уверенным в уважении со стороны окружающих, а также в собственной значимости и положительной оценке в их глазах.

Чтобы повысить уровень самоуважения, самооценки, признания со стороны окружающих, необходимо создание ситуаций успеха. Создание ситуаций успеха обеспечивается такими технологическими операциями, как

– снятие страха перед деятельностью;

– авансирование ожидаемого положительного результата;

– прием “персональной исключительности”;

– усиление мотивации;

– скрытая инструкция;

– краткое экспрессивное воздействие.

Осуществление личностного подхода происходит через воспитание ответственности у ребенка, ответственности за свой выбор, за ход своей жизни.

Ключевым здесь будет философское и педагогическое понимание личности. Личность – это свободный человек, ответственный за себя (И. Кант) и цельная личность внутренне нравственно свободна и ответственна (Б.Т. Лихачев). Ядром цельной личности является внутренняя нравственная свобода, раскрепощенность, независимость от внешних оценок, свобода выбора образа мыслей и поведения, осознание полноты ответственности за свое бытие и результаты своих поступков.

Поэтому воспитание у ребенка ответственности – важнейшее условие его личностного становления. Ответственность вырабатывается через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим. А затем обязательно реализовать свой выбор.

При этом чрезвычайно важна гуманистическая позиция педагога, которая, по К. Роджерсу, выражается в эмпатическом понимании, открытости личному опыту, искренности в выражении своих чувств, доверии к возможностям и способностям воспитанников.

Гуманистическая позиция педагога, в свою очередь, ведет к предоставлению детям свободы выбора в содержании деятельности, социальной роли, способов работы, форм взаимодействия. Свобода выбора – это добровольность участия ребенка в различных делах, в выполнении и распределении поручений и др.

Важное место в осуществлении личностного подхода занимает защита прав ребенка: права на жизнь, права быть здоровым, права самоопределяться, строить жизнь по своим представлениям, права свободно выражать свое мнение и др. В итоге у ребенка возникает чувство защищенности, помогающее свободно проявлять свои отношения.

Личностный подход — это… Что такое Личностный подход?


Личностный подход

(в пед.)

   — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Л.п. — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Л.п. оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям и интересам (см. Возрастной подход в воспитании).

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 134)

   Ч421.204

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Лицензия (разрешение)
  • Личность

Смотреть что такое «Личностный подход» в других словарях:

  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД. Индивидуальный подход к обучаемому как к личности. Получил распространение в современной методике и рассматривается в рамках личностно деятельностного (или коммуникативно деятельностного) подхода к обучению …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Личностный подход в ЮП — ЮП имеет дело с реальностями жизни, с исследованием и решением индивидуально и общественно значимых проблем человека. Реальностям жизни соответствует психологический поход к человеку как к личности. Под личностью в психологической науке… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собств. развития и как к субъекту воспитат. взаимодействия. Проблема воспитания личности традиционна для педагогики. Её значение… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, самосознательному ответственному субъекту собственного развития и субъекту воспитательного взаимодействия. Личностный подход базовая ценностная ориентация педагога, определяющая… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Личностный подход — в соц. педагогике индивидуальный подход социального педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному субъектувоспитательного взаимодействия, помогающий ему в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей,… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — (в пед.) индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию …   Педагогический словарь

  • Личностный подход — Дидактический принцип, предполагающий в осуществлении взаимодействия индивидуальный подход к каждому конкретному человеку как к личности, как к субъекту деятельности …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Личностный подход — особое отношение к личности. Личность доминирует, учитываются личностные факторы …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • Личностный подход в праве — способ познания, при котором основополагающей в праве (системе права, законодательстве, социально правовой деятельности, правовой науке) мерой «правовых вещей» признается личность, ее приоритеты, ценности и интересы …   Элементарные начала общей теории права

  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ —         Это понятие отражает важнейший теоретико методологический принцип медицины и медицинской психологии, традиционно подчеркиваемый в отечественной литературе (Мясищев В. Н., 1971; Платонов К. К., 1977, и др.). Личностный подход, согласно К.… …   Психотерапевтическая энциклопедия


ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — это… Что такое ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД?

последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собств. развития и как к субъекту воспитат. взаимодействия. Проблема воспитания личности традиционна для педагогики. Её значение особенно остро выявилось с распространением всеобщего обучения и превращением общеобразоват. школы в массовую (19 в.). Значит. внимание этой проблеме уделяли теоретики амер. — «всеохватывающей» школы (X. Манн, Дж. Дьюи и др.). В кон. 19 в. в Германии оформилось течение «педагогика личности», провозгласившее целью воспитания развитие суверенного индивида и рассматривавшее деятельность воспитателя как иск-во художника. Совр. понимание личностного (или личностно-центрированного) подхода определили в 60-е гг. представители направления гуманистич. психологии К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкль, к-рые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «я» каждого ребёнка. Идея Л. п. разрабатывалась с нач. 80-х гг. нек-рыми учеными Рос. Федерации (К. А. Абульхано-ва, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов и др.) в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. Однако Л. п. ещё не стал доминирующим в воспитании и нередко фактически подменяется индивидуальным подходом.

Л. п. — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Л. п. предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании Л. п. означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нём гуманистич. взаимоотношений, благодаря к-рым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в др. людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и др. его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам (см. Возрастной подход).

Л. п. может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями. Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику. Педагог, раскрываясь навстречу ребёнку и получая в ответ его откровенность, помогает развитию личности и обогащает себя. Особо важное значение Л. п. приобретает в работе с подростками и старшеклассниками. Он эффективно влияет на развитие у учащихся рефлексии и саморегуляции, утверждение чувства собств. достоинства, ответственности, терпимости. В более широком аспекте Л. п. способствует объединению людей в их движении к социальному прогрессу.

Лит. Кон И. С., Психология старшеклассника, М., 1982; Мудрик А. В., Личность школьника и её воспитание в коллективе, М., 1983; его же, Личностный подход в воспитании, «Магистр», 1991, август; R o g e r s С. R. Psychotherapy and Personality change, Chi., 1954; M a s—1 o w A. H., Motivation and Personality, N. Y. А. В. Мудрик.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *