Процесс познания личности другого человека всегда: Познание человека человеком, в процессе общения – Ответы по психологии

Автор: | 18.08.2020

Содержание

Познание человека человеком, в процессе общения

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Человек — биосоциальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с другими людьми. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет взаимную перцепцию.

Человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играет важную роль в общении.

Межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей занимают важное место. Существование межличностных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Но взаимодействие и коммуникация с другими людьми бывают затруднены потому, что мы редко воспринимаем людей объективно. Чаще всего наше восприятие других людей основывается лишь на впечатлениях, а также на истолковании и оценке мотивов их поведения в зависимости от того , какие качества мы в них предполагаем и в какой ситуации они находятся.

Обычно наше восприятие другого человека базируется на поиске впечатлений, отражающих основные характеристики его личности. Раз проявившись, эти характеристики позволяют нам объяснить разные поступки человека и приводить их в соответствие с впечатлением о нем.

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда определены его отношением к людям, к обществу., т.е. включены в общение.

Посредством общения деятельность человека организуется и обогащается. Построение плана, например, совместной деятельности требует от каждого участника оптимального понимания задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого ее участника.

Согласование деятельности отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется обратное влияние общения на деятельность. Важно понимать, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Многообразные отношения и его поведение определяется также построением системы его связей, а этот процесс может быть реализован только в общении. Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает в нем как способ взаимодействия индивидов, и в месте с тем выступает в нем как способ развития самих этих индивидов.

Познание и взаимное воздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности. Как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.

Главными видами деятельности, в которых люди выступают субъектами познания других людей, являются общение, учебная деятельность и труд. Процесс общения является таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) и объектами и субъектами.

В процессе общения достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе, проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению.

Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает.

Огромное значение в интерпретации чувственных данных отражения облика и поведения других людей и регуляции взаимодействия с ними в общении имеет опыт труда, познания и общения, который накоплен человеком в ходе жизни, а этот опыт у каждого человека всегда индивидуально своеобразен, и общающиеся всегда более или менее отличаются друг от друга как личности.

Кроме того, взаимодействующие в процессе общения индивиды могут преследовать как одну и ту же, так и разные цели. Поэтому общение — это и сложнейшее переплетение отношений общающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга.

Общение как процесс непосредственного установления межиндивидуальных связей и взаимодействий людей определяется системой конкретных общественных отношений. Оно, как указывает Б. Г. Ананьев, всегда соответствует определенным, исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникаций и регулируется нормами общественного поведения.

Социальное и личное связаны как в структуре, так и в динамике процесса общения самым теснейшим образом. Взаимодействуют в этом процессе общественные индивиды, формирование которых как личностей является конкретным выражением конвергенции труда, общения и познания. Средства коммуникации, которыми они пользуются для установления контакта друг с другом, общественны по своему происхождению и индивидуальны по употреблению.

Такова речь, мимика и пантомимика, когда они начинают выполнять коммуникативную роль, таковы и способы поведения каждого человека по отношению к другим людям.

Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями о природе, обществе, человеке и его сознании.

Обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и образов искусства — одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания в современную эпоху.

Но общением с людьми, усвоением научных знаний, идей и образов искусства не исчерпывается процесс формирования человека как субъекта познания себя и других. Громадную роль в выработке у человека общего подхода к другим людям, определения действительной ценности личности каждого из них играют личный труд и место, занимаемое этим человеком в системе общественных отношений.

Для достижения целей трудовой деятельности каждый из ее участников должен отвечать каким-то требованиям и обладать определенными качествами. Усваивая эти требования, человек учится искать и отмечать наличие или отсутствие этих качеств у других людей и у себя. Место человека в обществе, его классовая принадлежность, роль в процессе создания материальных ценностей и усваиваемые им в связи с этим морально-эстетические нормы всегда сказываются на объективности восприятия и понимания этим человеком других людей, на том отношении, которое у него к каждому из этих людей складывается.

Отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное, раз навсегда данное. Развитие индивида как субъекта познания других людей проходит много фаз и этапов, которым соответствуют и глубокие изменения в структуре индивидуального сознания. Мысли, чувства и поведение человека по отношению к другим людям свидетельствуют об общем развитии личности. Поэтому отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях. В конечном счете эти уровни опять-таки зависят от того, каким «фондом» познания и общения обладает личность.

Незначительный или только еще начавший складываться у человека опыт труда, познания и общения неизбежно приводит к низкому уровню адекватности отражения им других людей.

На разных возрастных ступенях содержание, конкретное соотношение и характер взаимодействия труда, познания, общения и производных от них видов деятельности, в которые включается человек, неодинаковы.

Соответственно неодинаковы на каждом из этапов и результаты совокупного и индивидуального воздействия всех этих видов деятельности на формирование человека не только как субъекта познания в целом, но и как субъекта познания других людей в частности. На всех ступенях формирования человека как личности уровень воспитанности субъекта влияет на характер поведения и отношения к нему окружающих, а стало быть, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми.

Ответы по психологии

Ответы по психологии

Тема № 5 « Мозг и психика»

Органы чувств относятся к – соматической Н С

Тема № 7 « Ощущения и воспитание. Ощущение»

Отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название, это: обобщенность

Тема № 12 « Внимание»

Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете ,явлении или переживании, обеспечивает —

внимание

Тема № 16 « Психология общения»

1. Движение рук или кистей рук – это жесты

2. Выделяют следующие стороны общения…

Коммуникативная

Интерактивная

Перцептивная

3.Межличностная аттракция это — процесс взаимного предпочтения одних людей другими.

4. Невербальная коммуникация представляет собой…..

Обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретация.

5. Основными видами активного слушателя являются….

Нерефлексивное

Рефлексивное

6. Какой эффект проявляется в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру.

Превосходства

7.Тенденция воспринимающего увеличивать однородность личности параметра: переносить благоприятное или негативное впечатление об одном его качестве человека на все его другие качества, называется – эффект ореола.

Тема № 17 « Психология личности»

1.1 Персонология – это наука о: о личности

    1. Основным подходом к изучению личности в советской психологии является…. Деятельный

2.1 Самосознание – это ……Свойство человека осознавать самого себя как субъекта со свойственными ему характеристиками.

2.2 Способность – это ……. Индивидуально психологическая особенность человека, отвечающая требованиям данной деятельности и являющаяся условием ее успешного выполнения.

2.3 Назовите автора концепции интегральной индивидуальности личности … В С Мерлин

Тема № 18 « Социальная психология личности»

1. Процесс познания личности другого человека всегда ………. т.к исследовать тоже является личностью со всеми присущими ей индивидуальностями, субъективными особенностями… диалогичен

2. Какому понятию принадлежит данное определение? Это тормозящее негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы….

Социальная ингибиция .

3. По мнению Реана А.А следующие понятия являются критериями зрелости личности: Ответственность, позитивное мышление, саморазвитие, терпимость.

4. Продолжите фразу « изменяющаяся личность в изменяющемся ….» фокусе

5. Какому понятию принадлежит данное определение? Это эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого…. Психологическая несовместимость

Тема № 19 « Психология делового общения»

1.Внушение – это ….Социальное или несоциальное целенаправленное, неаргументированное воздействие одного индивида на другого или на группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношение к чему-либо.

2. Убеждение – это …Социальное или несоциальное целенаправленное, неаргументированное воздействие одного индивида на другого или на группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношение к чему-либо. ( ответ такой же как и у внушения)

3. Какому типу общения посвящено данное определение? Это такое обращение ребенка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие….. Ситуативно-деловое

Тема № 21 « Семья как институт социализации детей и взрослых»

  1. Какая из перечисленных функций НЕ является функцией семьи: Прогностическая

  2. При каком стиле воспитания по Л.Деймозу важным было воспитывать своего ребенка, готовить его к будущей самостоятельной жизни, следовательно, тренировать, учить, ребенок являлся объектом воспитания: Социализирующий

  3. Результатом реализации основных семейных функций является: Удовлетворение личностных потребностей членов семьи и удовлетворение общественных потребностей.

  4. Семья называется нуклеарной, если……

Семья состоит из двух поколений: дети и родители.

что такое, структура, методы, виды познания

Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Познание начинается с того момента, когда человек начинает задавать себе вопросы: кто я такой, зачем пришел в этот мир, какую миссию должен выполнить. Познание – процесс постоянный. Он происходит даже тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, какие мысли руководят его действиями и поступками. Познание как процесс изучает ряд наук: психология, философия, социология, научная методология, история, науковедение. Цель любого познания заключается в самосовершенствовании и расширении своего кругозора.

Структура  познания

Познание как научная категория имеет четко выраженную структуру. Познание в обязательном порядке включает в себя субъект и объект. Под субъектом понимают такое лицо, которое предпринимает активные шаги для осуществления познания. Объектом познания называется то, на что направлено внимание субъекта. В качестве объекта познания могут выступать другие люди, природные и социальные явления, какие-либо предметы.

Методы познания

Под методами познания понимают инструменты, с помощью которых осуществляется процесс приобретения новых знаний об окружающем мире. Методы познания традиционно принято делить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью каких-либо исследовательских действий, подтвержденных  опытным путем. К эмпирическим методам познания относят: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

  • Наблюдение – это метод познания, в ходе которого осуществляется изучение объекта без прямого взаимодействия с ним. Говоря иными словами, наблюдатель может находиться на расстоянии от объекта познания и при этом получать нужную ему информацию. С помощью наблюдения субъект может делать собственные выводы по тому или иному вопросу, выстраивать дополнительные предположения. Метод наблюдения широко используют в своей деятельности психологи, медицинский персонал, социальные работники.
  • Эксперимент представляет собой метод познания, при котором происходит погружение в специально созданную среду. Этот метод познания предполагает некоторое абстрагирование от внешнего мира. С помощью эксперимента проводятся научные исследования. В ходе данного метода познания подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза.
  • Измерение представляет собой анализ каких-либо параметров объекта познания: веса, величины, длины и т.д. В ходе сравнения осуществляется сопоставление значимых характеристик объекта познания.

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью анализа различных категорий и понятий. Истинность выдвигаемой гипотезы при этом не подтверждается опытным путем, а доказывается с помощью имеющихся постулатов и окончательных выводов. К теоретическим методам познания относят: анализ, синтез, классификацию, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, аналогию, дедукцию, индукцию, идеализацию, моделирование, формализацию.

  • Анализ подразумевает мысленный разбор целого объекта познания на мелкие части. В ходе анализа обнаруживается связь компонентов между собой, их различия и иные особенности. Анализ как метод познания широко применяется в научной и исследовательской деятельности.
  • Синтез предполагает объединение отдельных частей в единое целое, обнаружение связующего звена между ними. Синтез активно применяется в процессе всякого познания: для того, чтобы принять новую информацию, нужно соотнести ее с уже имеющимся знанием.
  • Классификация – это группирование объектов, объединенных по конкретным параметрам.
  • Обобщение предполагает группирование отдельных предметов по главным характеристикам.
  • Конкретизация представляет собой процесс уточнения, осуществляемый с целью акцентирования внимания на значимых деталях объекта или явления.
  • Абстрагирование подразумевает сосредоточение на частной стороне конкретного предмета с целью обнаружить новый подход, приобрести иной взгляд на изучаемую проблему. При этом другие составляющие не рассматриваются, в расчет не берутся или им уделяется недостаточное внимание.
  • Аналогия проводится с целью выявления наличия в объекте познания похожих объектов.
  • Дедукция – это переход от общего к частному в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Индукция – это переход от частного к целому в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Идеализация подразумевает формирование отдельных понятий, обозначающих предмет, которых не существует в действительности.
  • Моделирование предполагает формирование и последовательное изучение какой-либо категории существующих объектов в процессе познания.
  • Формализация отражает предметы или явления с помощью общепринятых символов: букв, чисел, формул или иных условных обозначений.

Познание человека

Виды познания

Под видами познания понимаются основные направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Иногда их называют формами познания.

Обыденное познание

Данный вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Обыденное познание есть даже у ребенка. Маленький человек, получая необходимые знания, делает свои выводы и приобретает опыт. Даже если приходит негативный опыт, в дальнейшем он поможет сформировать такие качества как осторожность, внимательность, рассудительность. Ответственный подход развивается посредством  осмысления полученного опыта, внутреннего его проживания.  В результате обыденного познания у личности формируется представление, как можно, а как нельзя поступать в жизни, на что стоит рассчитывать, а о чем надо забыть. Обыденное познание базируется на элементарных представлениях о мире и связях между существующими объектами. Оно не затрагивает общекультурные ценности, не рассматривает мировоззрение личности, ее религиозную и нравственную направленность. Обыденное познание стремится лишь к удовлетворению сиюминутного запроса об окружающей действительности. Личность просто накапливает необходимый для дальнейшей жизнедеятельности полезный опыт и знания.

Научное познание

Данный вид познания основан на логическом подходе. Другое его название – рациональное познание. Здесь большую роль играет детальное рассмотрение ситуации, в которую погружен субъект. С помощью научного подхода осуществляется анализ существующих объектов, делаются соответствующие выводы. Научное познание широко применяется в исследовательских проектах любого направления. С помощью науки доказывают истинность или опровергают многие факты. Научный подход подчинен множеству составляющих, большую роль играют причинно – следственные связи.

В научной деятельности процесс познания осуществляется путем выдвижения гипотез и доказывания их практическим путем. В результате проводимого исследования научный деятель может подтвердить свои предположения или полностью от них отказаться, если конечный продукт не будет соответствовать заявленной цели. Научное познание опирается, прежде всего, на логику и здравый смысл.

Художественное познание

Данный вид познания еще называют творческим. Такое познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности. Здесь истинность каких-либо утверждений нельзя доказать научным путем, поскольку художник соприкасается с категорией прекрасного. Реальность отражается в художественных образах, а не строится методом мыслительного анализа. Художественное познание безгранично по своей сути. Природа творческого познания мира  такова, что человек сам моделирует образ у себя в голове с помощью мыслей и представлений. Созданный таким способом материал является индивидуальным творческим продуктом и получает право на существование. У каждого художника имеется свой внутренний мир, который он раскрывает перед другими людьми посредством творческой деятельности: художник пишет картины, писатель – книги, музыкант сочиняет музыку. У всякого творческого мышления есть своя правда и вымысел.

Философское познание

Данный вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование. Философия пытается проникнуть в суть самых сложных категорий, объяснить мистические и вечные вещи, определить сущность человеческого существования, экзистенциальные вопросы выбора. Философское познание направлено на осмысление спорных вопросов бытия. Нередко в результате такого исследования деятель приходит к пониманию амбивалентности всего сущего. Философский поход подразумевает видение второй (скрытой) стороны любого объекта, явления или суждения.

Религиозное познание

Данный вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами. Всевышний здесь рассматривается одновременно как объект исследования, и в то же время как субъект, поскольку религиозное сознание подразумевает восхваление божественного начала. Религиозный человек интерпретирует все происходящие события с точки зрения божественного промысла. Он подвергает анализу свое внутреннее состояние, настроение и ждет какого-то определенного отклика свыше на те или иные поступки, совершаемые в жизни. Для него огромное значение имеют духовная составляющая любого дела, мораль и нравственные устои. Такая личность часто искренне желает другим счастья и хочет исполнять волю Всевышнего. Религиозно настроенное сознание подразумевает поиск единственно правильной истины, которая была бы полезной многим, а не одному конкретному человеку. Вопросы, которые ставятся перед личностью: что такое добро и зло, как нужно жить по совести, в чем заключается священный долг каждого из нас.

Мифологическое познание

Данный вид познания относится к первобытному обществу. Это вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью  природы. Древние люди искали ответы на вопросы о сущности жизни иначе, чем современные, они наделяли природу божественной силой. Вот почему мифологическое сознание сформировало своих богов и соответствующее отношение к происходящим событиям. Первобытное общество снимало с себя ответственность за то, что случается в повседневной реальности и всецело обращалось к природе.

Самопознание

Данный вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений. Те, кто активно занимается самопознанием в течение нескольких лет, отмечает у себя высокоразвитую интуицию. Такой человек не потеряется в толпе, не поддастся «стадному» чувству, а будет принимать ответственные решения самостоятельно. Самопознание приводит личность к пониманию своих мотивов, осмыслению прожитых лет и совершенных деяний. В результате самопознания у человека возрастает психическая и физическая активность, он накапливает уверенность в себе, становится по-настоящему смелым и предприимчивым.

Таким образом, познание как глубокий процесс приобретения необходимых знаний об окружающей действительности имеет свою структуру, методы и виды. Каждый вид познания соответствует разному периоду в истории общественной мысли и личному выбору отдельно взятого человека.

Познание, знание, истина. Возможность познания реальности.

Знание - это объект, который используется в качестве модели реальности

Содержание:

    1. Познание реальности — необходимое условие успешной деятельности
    2. Способы познания реальности.
    3. Определение понятия «знание».
    4. Познание реальности.
    5. Определение понятия «истина».
    6. Возможность познания реальности.
    7. Врождённые знания.
    8. Важность знаний для жизни людей.

Истина — это знание, для которого опытом практического применения доказана пригодность служить образом реальности при решении определённых практических задач.

Следствие 7. 

Познание реальности — необходимое условие
успешной деятельности

Для успешной деятельности человеку необходимо уметь принимать правильные решения в течение этой деятельности. Средство, которое обеспечивает принятие правильных решений обычно обозначают термином «программа». Таким образом, для успешной деятельности человеку необходимо иметь «программу», соответствующую этой деятельности. Эти свои программы для различных видов деятельности люди обычно называют словами «знания», «навыки», «умения» и многими другими подобными словами.

Таким образом, знания — это средство, при помощи которого человек принимает решения в течение своей деятельности. Навыки и умения тоже являются разновидностью знаний.

Любое знание — это всегда некоторый материальный объект. Знание может иметь форму текста, рисунка, магнитной записи, нейронных структур в мозге, электромагнитных или звуковых колебаний, но всегда — это материальный объект, который используется в качестве образа реальности для принятия решений в некоторой деятельности.

Знания оказываются полезными при решении практических задач только в том случае, если они являются достаточно точными образами той области реальности, которая связана с конкретной задачей. Другими словами, если существует достаточное соответствие, между знанием и реальностью.

Знания, которые достаточно хорошо соответствуют предметной области решаемой задачи и позволяют достичь целей деятельности, называются «правильными знаниями» или «истинными знаниями».

Человек получает знания реальности в процессе познания реальности, а также, в результате обучения знаниям у других людей.

Процесс познания — это процесс взаимодействия человека с реальностью, при котором в его сознании (памяти) создаётся образ реальности.

На основании образов реальности, сформированных в сознании человека, он создаёт образы реальности вне своего сознания — в форме рисунков, рассказов, описаний, теорий и других «моделей реальности». Эти, созданные человеком модели реальности, мы тоже называем словом «знания» и используем их для решения различных практических задач, в том числе, для передачи опыта одних людей — другим.

Человек может реально использовать какие-либо знания только в том случае, если они находятся в памяти его мозга, в его сознании, то есть, если знания становятся частью его личных представлений о реальности и о конкретной проблеме.

Личные знания конкретный человек получает, большей частью, в результате обучения у других людей, а не путём личного опыта. Поэтому очень важна проблема понимания человеком тех знаний, которые получены другими людьми и находятся на внешних (для сознания человека) носителях информации: в книгах, рисунках, электронной памяти и других носителях.

Способность к познанию Мира заложена в устройстве любого живого организма.

Человек отличается от животных способностью сохранять и накапливать свои знания на внешних, по отношению к мозгу, носителях информации, а также способностью передавать знания другим людям, в том числе и другим поколениям людей.

Способы познания реальности

Человек способен познавать Мир несколькими способами. В частности, можно выделить понятийный и чувственный (интуитивный) способы познания. Каждому способу познания соответствует свой способ мышления.

Человек отличается от животных способностью накапливать знания и изобретения и передавать их потомкам. Сама эта способность тоже является человеческим изобретением.

Следствие 8. 

Определение понятия «знание»

Знание некоторого объекта реальности — это другой объект реальности, который люди могут использовать для принятия решений в практической деятельности в качестве образа первого объекта.

В качестве синонимов понятия «знание» часто используют термины «модель» и «информация». Подробнее об определении понятий «знание», «модель» и «информация»  можно прочесть здесь

Термин «образ» в этом определении имеет тот же смысл, что и в математике, а именно — конечный пункт «соответствия между множествами». Исходным пунктом соответствия, то есть «прообразом знания», является сам познаваемый объект реальности.

Понятие «соответствие» здесь идентично понятию «соответствие между множествами», принятому в математике.

Соответствие между множествамиРис. 1. Пример соответствия между множествами. Соответствие — это правило, ставящее элементы одного множества в соответствие элементам другого множества. Множества, между которыми существует соответствие являются моделями друг друга.

 

Другими словами, знание — это те объекты реальности, которые в форме сведений, моделей, рисунков, описаний, образов нашего сознания и других формах, мы используем для принятия решений в ходе практической деятельности в качестве образа предметной области.

Конечно, нам хотелось бы, чтобы наши знания были достаточно точным образом (отображением) этой предметной области, но в общем случае это не так. Знания не всегда являются точным образом действительности. Знания могут быть ошибочными и ложными. Например, религиозные представления о Мире, различные суеверия, и вообще, любая информация, содержащая ошибки, то есть не имеющая достаточного соответствия с реальностью. К сожалению, люди часто используют в своей деятельности такие модели реальности (сведения, информацию, теории), которые «не соответствуют этой реальности». Это обстоятельствоглавная причина человеческих проблем и неудач.

Чтобы отличить полезные знания от ложных используются понятия «правильность», «истинность», «точность», «адекватность» и другие. То есть, эти слова служат в языке для обозначения пригодности знаний для практического использования.

Познание реальности

Исходя из определения понятия «знание»:

познание объекта реальности — это создание модели (образа) этого объекта в форме, которая позволяет использовать эту модель для решения практических задач.

Важно отметить, что в Научной теории познания:

  • Любое знание — это тоже объект реальности, который доступен нам в ощущениях и сам может быть предметом изучения.

  • Понятие «знание» всегда относится к некоторому объекту реальностипрообразу этого знания. То есть, знание — это всегда «знание некоторого объекта реальности».

  • Единственная ценность и назначение знания — это его способность служить образом реальности при решении практических задач, обеспечивающих возможность приспособления человека к изменяющейся реальности и возможность выживания в этой реальности.

  • Процесс познания не всегда бывает успешен, то есть модели объектов действительности, полученные в результате познания могут оказаться непригодными для практического использования или иметь ограниченную пригодность.

Следствие 9. Знаний (моделей) одного и того же объекта реальности может быть много (!). Эти «знания объекта» могут отличаться по своей степени соответствия с объектом.

Хорошей иллюстрацией понятия «знание» может служить карта местности. Если стоит задача: попасть из пункта А в пункт В, то для решения этой задачи, в качестве знания (то есть, в качестве образа реальности) используется карта или план местности. Для одного участка местности может существовать много различных карт, которые могут различаться по масштабу, по качеству изготовления и по своему соответствию реальной местности. Успех решения задачи будет зависеть от того, достаточно ли точно выбранная карта описывает местность.

Достаточность соответствия между знанием и объектом знания для решения конкретной задачи обозначают словом «истинность».

Часто в качестве синонимов слова «истинность» используют слова «точность», «адекватность» и другие подобные. Но в смысле этих слов имеется небольшое различие: 

истинность знания — это достаточная точность (адекватность) этого знания (модели) для использования в качестве образа реальности для решения практических задач.

Слова «истинное знание объекта реальности» сами по себе, без указания конкретной практической задачи (области применимости знания), не означают ничего другого, кроме «наличия некоторого соответствия между знанием (моделью) и самим этим объектом реальности, позволяющего использование этого знания для некоторых практических задач»

Важно понимать, что в принципе, некоторое соответствие существует между любыми объектами реальности. Между любыми объектами реальности можно указать много различных соответствий. Поэтому, имеет значение не просто «наличие соответствия», а «наличие достаточного соответствия для решения конкретной задачи». Поэтому «истинность» («точность», «адекватность») конкретной модели реальности не имеет смысла оценивать (!) без учета задачи, для которой эта модель используется. Поэтому «истинных знаний» об одном объекте может быть много (!). Истина не единственна (!).

Как отмечалось выше, тот объект реальности, который используется в качестве образа (модели) другого объекта, не всегда (!) имеет достаточное соответствие со своим прообразом для решения конкретной задачи. Для нашего примера, легко представить ситуацию, когда карта неправильно описывает местность.

Определение понятия «истина»

Слово «истина» используется для обозначения такого знания, у которого имеется достаточное соответствие (!) с объектом для успешного решения поставленной задачи.

Таким образом,

истина — это знание (образ, модель) реальности, обладающее достаточным соответствием для решения практических задач.

Понятие «истина» объединяет в себе сразу две оценки: точность отображения знанием предметной области задачи  (соответствие с предметной областью) и пригодность знания для решения конкретной задачи. Чтобы знание было истинным, точность отображения (соответствие) должна быть достаточной для решения конкретной задачи.

Истина не единственна (!). Различные «достаточно истинные» модели действительности могут отличаться удобством использования. Знание, истинное для одного круга задач, может оказаться недостаточно точным, не истинным, для более сложных задач. Подробнее об определении понятия «истина» можно прочесть здесь.

«Достаточность соответствия модели» может быть выяснена исключительно (!) в результате применения её для практической деятельности или в результате эксперимента. Поэтому определение понятия «истина» можно сформулировать так:

Истина — это знание, для которого опытом практического применения доказана пригодность служить образом реальности при решении определённой группы практических задач.

Таким образом, критерием истинности знания, согласно данному определению, является опыт практического применения знания для решения практических задач. Чем больший опыт применения знания, тем больше уверенность в его истинности.

Из определения понятия «истина» следует также, что говорить об истинности знания имеет смысл только по отношению к конкретным задачам. Каждое знание имеет свою область применения, за пределами которой оно перестаёт быть истинным, то есть, пригодным для использования.

Наука занимается построением всё более точных моделей реальности, которые пригодны для более широкого круга практических задач. Но более точное новое знание не отменяет (!) «истинности» старых моделей для тех задач, для которых эта «истинность» достаточна. Никакая самая точная карта не отменит истинности самодельного рисунка, если этот рисунок позволяет обеспечить решение задачи.

Следствие 10.

Возможность познания реальности

Возможность познания Мира — это возможность построения моделей реальности с точностью, которая обеспечивает возможность решать практические задачи.

Тот кто заявляет о непознаваемости Мира (реальности) должен объяснить, что он понимает под словами «знание», «Мир», «реальность»  а также, каким словом он обозначает свои представления о реальности. Знает ли он, что у него имеется два глаза, одна голова, две руки и две ноги? Знает ли он, где находится его дом и кто составляет его семью. Все эти элементарные сведения — это тоже наши знания о реальности, её модели, для которых можно показать наличие соответствия с реальностью. Как можно, заявлять о невозможности познания Мира, постоянно используя знания об этом Мире для обеспечения своей жизни?

Возможно, имеется в виду требование достичь «абсолютной точности» знания, то есть, полного совпадения модели с объектом. В некоторых, простых случаях, эта задача достижима. Например, при счете предметов. Когда измеряется количество небольшой группы предметов, некоторое натуральное число абсолютно точно описывает предмет измерения (то есть, количество предметов, а не сами предметы). А для моделей сложных объектов существует высказывание «Точной моделью кошки может быть только другая кошка». То есть, если модель по своей сложности не отличается от объекта, то она перестаёт быть пригодной в качестве знания, то есть в качестве помощника при решении практических задач. Любое знание — это всегда упрощение объекта для обеспечения возможности его понимания и практического использования. Например, очевидно, что карта местности, изготовленная в масштабе 1:1, бесполезна в качестве знания.

Многие люди под словами «знание» и «истина» понимают некоторое интуитивное представление, для которого они не находят точного словесного описания. Но, если они глубже проанализируют это своё представление, то обязательно обнаружат наличие некоторой модели (образа объекта реальности), для которой можно указать соответствие с этим объектом реальности. Если словам «знание» и «истина» дать правильные определения, аналогичные приведённым выше, то для утверждений о непознаваемости Мира не окажется оснований (!).

Следствие 11. Вообще, большинство споров возникают по причине отсутствия строгих определений используемых терминов. Если обсуждение проблемы начать с определения используемых слов, в большинстве случаев согласие будет достигнуто само собой. Эту истину хорошо понимают юристы, которым на практике приходится обеспечивать единое понимание документов. Поэтому серьёзные документы всегда имеют разделы определений используемых терминов.

Следствие 12. Существует четыре различных смысловых значений термина «истина»:

  1. Истинное знание объекта реальности — об этом понятии говорилось выше.

  2. Значение субъективной оценки истинности знания — это мысленная пометка (ярлык) которой люди помечают свои знания, в зависимости от своей личной оценки их истинности. Субъективная оценка истинности знания может не совпадать с его объективной истинностью. Подробнее можно прочесть здесь.

  3. Истинное высказывание некоторой теории: высказывание является истинным высказыванием некоторой теории, если для этого высказывания функция истинности, заданная на множестве высказываний этой теории, принимает значение «истина». Например, истинными высказываниями теории являются её аксиомы, и все утверждения, которые могут быть выведены из аксиом при помощи правил вывода.

    Следует различать понятия «истинное высказывание теории» и «истинное знание объекта реальности».

    Истинность высказывания в рамках теории означает только то, что это высказывание получено из основных положений теории в соответствии с её правилами вывода.

    Истинность знания объекта реальности означает, что для этого знания опытом практического применения была доказана пригодность использовать его в качестве образа данного объекта реальности, при решении определённых задач.

    Любая теория и её высказывания, могут использоваться в качестве моделей некоторых областей реальности и, в таком случае, должны оцениваться по своей пригодности для этого. Если такая пригодность имеется, то есть если существует достаточное соответствие для решения конкретной задачи, то теория может быть признана достаточно точным (истинным) знанием этой области реальности для решения определённого типа задач. Наличие соответствия между теорией и реальностью может быть установлено только в результате практической деятельности (эксперимента).

  4. Значение функции истинности высказывания в логике: в логике и логических исчислениях «истина» и «ложь» это значения функции, заданной на множестве высказываний.

    Логика не выясняет (!) истинность высказываний по отношению к реальности, а только лишь устанавливает зависимость значений этой функции у одних высказываний от значений этой функции у других высказываний, при использовании этих высказываний в логических выражениях. Значения этой функции должны быть заданы для исходных высказываний до начала логического анализа на основании выяснения истинности этих высказываний по отношению к реальности. Выяснение истинности высказываний по отношению к реальности может быть выполнено только в результате практической деятельности или эксперимента.

Следствие 13.

Врождённые знания

Человек, как и всё живое, обладает врождёнными знаниями и умениями, на основе которых строится его личный жизненный опыт. Жизненный опыт отдельного человека существует на физиологическом уровне в виде взаимосвязей между нейронами мозга. Знания человека могут быть «осознаваемыми» и «неосознаваемыми».

Следствие 14.

Важность знаний для жизни людей

Большинство приобретённых человеком знаний и умений — это бывшие открытия и изобретения (!), то есть кто-то когда-то научился первым и научил других. Человек отличается от животных своей способностью накапливать знания и изобретения и передавать их потомкам. Сама эта способность тоже является человеческим изобретением (!).

Всё, что отличает существование человека от животных и составляет его искусственную среду обитания — это изобретения технологий, сделанные людьми. Изобретениями являются способы добывания и приготовления пищи, правила гигиены, правила общения (правила вежливости), торговля, способы получения новых знаний (наука), способы организации общества (устройство государств), способы распределения жизненных благ, способы получения удовольствий и так далее и т.п.

Человечество в целом обладает совокупностью изобретений (технологий), способных обеспечить очень комфортную жизнь людей. Наиболее развитые общества демонстрируют тот уровень комфорта, который способна обеспечить современная цивилизация. Разница в уровне жизни различных людей и различных обществ определяется тем, какие человеческие изобретения (технологии) им доступны и какие способы организации своей жизни они сами для себя выбрали. То есть, если человечество имеет технологии, обеспечивающие более высокий уровень жизни, то использование неэффективных технологий — это результат собственного выбора людей, основанного на недостатке знаний, ошибочных знаниях или на личном корыстном интересе!

Сохранение неэффективных способов организации общества часто имеет причину в корыстном интересе общественных групп, которые умеют получать средства для жизни только при таком общественном устройстве.

Отдельный человек или группа людей в дикой природе без связи с современным обществом будет мало отличаться по своему развитию от животных (!), потому что не сумеет самостоятельно изобрести и открыть все человеческие знания. Маугли и Тарзаны в реальности невозможны.

Человек современного генотипа, но без современных научных знаний — это кроманьонец, живущий первобытно-общинным строем. Образ жизни людей без научных знаний демонстрируют сохранившиеся дикие племена. Дикие племена демонстрируют, кроме того, как (не) развивается человеческое общество, изолированное от остального человечества.

Другими словами, отсталость диких племён доказывает, что нынешнего высокого  уровня развития человечество смогло достичь только благодаря общению между народами и взаимному обогащению различных культур при таком общении.

То же справедливо в отношении людей в обществе, а также в отношении отдельных обществ (государств) среди других обществ. Не стоит изобретать собственный велосипед, если есть возможность научиться у других людей, которые умеют что-то делать лучше тебя.

Традиции хороши только в том случае, если они обеспечивают решение практических задач лучше, чем все другие известные технологии.

Эту же мысль можно сформулировать по другомутот, кто не учится всему лучшему, что знают и умеют другие люди, обречен на отставание в развитии (!).

Из сказанного можно сделать очевидный вывод, что лучше будет развиваться то общество, которое имеет больше возможностей для общения между людьми, которое имеет доступ к достижениям других обществ, а также где созданы лучшие условия для познания реальности и для изобретательской деятельности.

Соответствие между множествами

Разработка урока «Человек познает мир»

Тема урока «Человек познает мир».

Класс: 6.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

1) раскрыть роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности;

2) объяснить особенности познания человеком мира и самого себя;

3) способствовать развитию умений оценивать собственные поступки, личностные качества, приводить примеры проявления способностей людей и сравнивать себя с другими.

Планируемые результаты:

предметные: овладение основными понятиями темы, умение характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя, умение приводить примеры проявления различных способностей людей;

метапредметные:

познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятий, анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи;

регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя, владение основами самоконтроля и самооценки, умение оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику;

коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, высказывать свое мнение, сравнивать себя и свои качества с другими людьми;

личностные: ответственное отношение к учению, стремление к установлению взаимопонимания с учителем и сверстниками, познавательный интерес к обществознанию.

Оборудование: наглядное пособие «Мы познаем окружающий мир», «Проверь свои способности» — материал для самодиагностики личностных качеств и способностей (анкеты, тесты).

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания (по теме «Человек — личность»):

  • Что означают слова «человек – существо биосоциальное»?

  • Дайте определения: «личность», «индивидуальность», «индивид».

  • Кого можно назвать сильной личностью? Приведите пример.

3. Актуализация знаний: Постановка цели и задач урока.

Учитель: справедливо ли утверждение известного английского писателя Бернарда Шоу: «Интерес человека к миру — это просто переизбыток его интереса к самому себе»? Изучая тему «Человек познает мир», мы найдем аргументы, подтверждающие высказывание писателя.

4. Изучение нового материала:

План изучения нового материала:

1.Познание мира и себя.
2. Что такое самосознание.
3. На что ты способен.

Познание мира и себя.

Учитель: человек взаимодействует с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности, активно познает его. Но в ходе этого процесса человек познает еще и себя.

Задание: с. 18 учебника «Познание мира и себя». (работа с текстом учебника)

Вопросы: 1. Что значит найти себя?

2. Как вы понимаете выражение «зарыть свой талант»?

3. Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои возможности?

4. Какие возможности получает человек познав самого себя? Зачем человек познает себя?

Познание самого себя — исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск деятельности, которая поможет реализовать себя как личность. (запись в тетради)

Учитель: стремление узнать и оценить свои способности всегда было важной потребностью человека.

Что такое самосознание.

Потребность понять и узнать себя способствуют развитию самопознания, то есть сознания, направленного на себя. Это стремление осознать свои сильные и слабые стороны, понять перспективы своей деятельности.

Задание: с. 18-20 учебника «Самопознание» (работа с текстом учебника)

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. (запись в тетради)

Самооценка — оценка человеком самого себя. Важная сторона самопознания.

Рис: с. 19 учебника (анализ иллюстраций) Виды самооценки: завышенная, заниженная, объективная. (запись в тетради)

Учитель: для правильной самооценки нужно знать свои положительные и отрицательные качества.

На что ты способен.

Практическая часть.

Вывод: очень важно научиться видеть и оценивать себя.

5. Закрепление:     

Задание: с. 21-23 учебника «Жил на свете человек М.В. Ломоносов «.

Вывод: человек обладает огромными способностями, главное уметь ими воспользоваться и развить их.

6. Рефлексия: дополнить предложения

Выставление оценок.

7. Домашнее задание: п. 2, *с. 23 учебника вопрос 4 «В классе и дома» — сообщение о гениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *