Процесс развития личности движущие силы развития личности: Движущие силы, условия развития личности – Движущие силы развития личности. Возрастная периодизация развития личности и ее критерии

Автор: | 01.06.2020

Движущие силы развития личности. Возрастная периодизация развития личности и ее критерии

Основными движущими силами развития личности воспитанника являются: 

• уровень развития личности и ее идеалы, жизненные ценности и установки; 
• потребности, мотивы, мотивации личности и моральный долг; 
• жизненные притязания личности и ее возможности; 
• наследственные данные и потребности воспитания; 
• эмоционально-чувственная сфера личности; 
• особенности протекания нервно-психических процессов личности и тому подобное.

Таким образом, изучить своих воспитанников – значит выявить особенности подструктур психологической структуры личности, определить закономерности их проявления в формировании и развитии личности, выделить движущие силы их развития и формирования, на этой основе прогнозировать процесс воспитания. Поэтому воспитателям следует знать возрастную периодизацию личности – разделение целостного жизненного цикла человека на возрастные отрезки (периоды), измеряемых годами.

Г. С Костюк трактовал возраст в психологии как конкретный относительно ограниченную во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психических изменений, не связанных с индивидуальными особенностями, одинаковыми для всех людей. Возрастные психические особенности, которые обусловлены историческим развитием, наследственностью, воспитанием, содержанием и характером общения и деятельности человека. При этом общение и деятельность, по его мнению, непосредственно влияют на сроки перехода от одной возрастной стадии к другой. 

Д. Б. Эльконин на основе идей Л. С Выготского и А. М. Леонтьева создал общепринятую в отечественной психологии научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности. Он основные периоды психического развития личности определял по следующим психолого-педагогическим критериям: 

во-первых, возрастной понимал развитие как общее изменение личности, формирование нового плана отражения действительности, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формированием новых мотивов и ценностных установок; 

во-вторых, он придерживался мнения Л.С.Выготского о внутренней детерминированности развития и его целенаправленный, развивающий, скачкообразный характер; 

в-третьих, базировался на конкретно-историческом понимании природы ребенка; 

в-четвертых, брал за основу развития качественные и существенные признаки в их системной связи. Особое внимание он обращал на деятельностную интерпретацию развития человека.

Можно подать такую обобщенную возрастную периодизацию развития личности: 

1. Период новорожденного (от рождения до одного года). 

2. Период раннего детства (от 1 до 3 лет). 

3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). 

4. Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет). 

5. Средний школьный, или подростковый возраст (от 10 до 15 лет). 

6. Старший школьный, или юношеский возраст (от 15 до 18 лет).

Разумеется, границы возрастных периодов относительно подвижные. Это зависит от природного потенциала детей, характера и содержания ведущего вида деятельности и воспитательного воздействия на них. Каждый возраст имеет свои особенности. Поэтому воспитателю следует учитывать характерные для каждого возрастного периода социальную ситуацию развития, содержание, методы и формы обучения и воспитания, ведущий вид деятельности, уровень развития сознания и самосознания воспитанника. Также имеет место проблема акселерации – ускоренного индивидуального развития ребенка, когда среднефизические и ее психофизиологические константы опережают оптимальные. 

Следовательно, формирование и развитие личности воспитанника может быть целеустремленным, самостоятельным или стихийным, в зависимости от педагогически обоснованной деятельности воспитателя, общения, поведения учащихся.

Движущие силы и условия развития личности. Развитие как способ существования личности в представлениях отечественных исследователей. Личностная зрелось. Проблема постоянства и изменчивости личности


Асмолов:

Факторы развития личности: органические предпосылки – среда – сама личность.

Двухфакторная детерминация развития личности (наследственность – среда) определяет постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке.

Два наиболее распространенных варианта двухфакторной теории:

1.теория конвергенции двух факторов (Штерн) – компромиссный вариант между теорией «среды» и теорией «наследственности». Штерн считал, что личность выступает как продукт социальной сферы.

2.теория конфронтации двух факторов (Фрейд) – вопрос о взаимодействии биологического и социального, их противоборства. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принцип стремления к удовольствию (избегание неудач) и принципа реальности.

Подходы к изучению движущих сил развития личности:

— Гомеостатический адаптивный либо стремление к напряжению: Фрейд, Адлер, Левин, Фестингер, Маслоу, Олпорт. Существование первоисточника развития личности, запрятанного в глубинах индивида. Понимание человека как преимущественно адаптивного существа.

— Принцип саморазвития личности как исходный. Выделение двух положений: 1. борьба противоположностей как движущая сила развития личности и 2. существование источника саморазвития деятельности в самой деятельности. Узнадзе: функциональная тенденция как источник развития поведения. Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности. Лисина: потребность в общении как движущая сила для человека. Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источник развития личности. Петровский: человеку присуща неадаптивная тенденция ставить «сверхзадачи», и противоречие между этой активностью и установкой есть механизм развития деятельности личности.

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.

Образ жизни как «социальная ситуация развития» (ЛСВ). Л.С.Выготский: среда не есть «обстановка развития», а представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Материалом для развития личности служат те конкретные общественные отношения, которые застаёт индивид, появляясь на свет. Развитие личности происходит на пересечении двух осей в одной системе координат: оси исторического времени жизни личности (в какое время родился, протяжённость детства, режим смены игры учёбой и работой, % времени досуга) и оси социального пространства её жизни («институты социализации»: семья, школа; большие и малые социальные группы). Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в поток деятельностей и через их систему усвоит экстериоризированные в человеческом мире «значения».

В схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

В отечественной психологии существует проблема соотношения психического развития и развития Личности.

Божович не разделяет эти два пути.

Теория Ананьева основана на принципе разведения на онтогенез:

— развитие человека как индивида – генетическая персоналистика, формой которой является жизненный путь человека;

— развитие как субъекта – производственная Деятельность. Этапы: игра, обучение, высшие достижения, финиш. Феномен инфантильности – пример гетерохронности.

Петровский. Личность – системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной Деятельности и общении, и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Общее психическое развитие – развитие как Личности. Источник развития и утверждения Личности – возникающее в системе межиндивидуальных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью Личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления ее индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этого общества.

В контексте этого необходимо включить этапы вхождения в группу:

1. Адаптация.

2. Индивидуализация.

3. Интеграция.

Весь период от рождения до института – эра восхождения к социальной зрелости: эпоха детства, эпоха отрочества, эпоха юности.

Периоды эпох (макрофазы):

1. ранний детский, дошкольный, младший школьный;

2. средний школьный;

3. старший школьный.

Микрофазы: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Динамика постоянства и изменчивости личности и ее свойств — одна из старейших философско-психологических проблем. Ее рассмотрение в плоскости современной психоло­гической науки предполагает расчленение и уточнение следу­ющих вопросов;

 

1. Постоянство, стабильность и устойчивость чего имеется в виду — идет речь о структурах поведения или каких-то психи­ческих процессах, способностях, диспозициях, установках, смыс­ловых образованиях?

 

2. Что является индикатором постоянства (изменчивости) соответствующих качеств? Имеем ли мы в виду: а) дименсио-нальную стабильность (от англ, dimension — измерение), т. е. совпадение тестовых показателей индивида, б) фенотипическую последовательность, т. е, постоянство и преемственность поведения, или в) генотипическое постоянство, подразумеваю­щее наличие каких-то неизменных, глубинных качеств, которые могут по-разному проявляться (не проявляться) на различных стадиях жизненного пути («отсроченный эффект»), но устойчи­во детерминируют психические реакции и поведение индивида в течение всей его жизни?

 

3. Каковы количественная мера, степень подразумеваемого постоянства (изменчивости)? Это могут быть: а) полное тожде­ство, неизменность явления или относительное, условное по­стоянство его качества, не исключающее определенных коли­чественных изменений; б) частичное сходство или логическая преемственность сравниваемых показателей, позволяющая счи­тать их фазами развития одного и того же процесса.

 

4. Каковы его временные рамки — сохраняется оно месяцы, годы, на протяжении определенных стадий жизненного пути или в течение всей жизни?

 

5. Как протекает процесс развития, является он непрерыв­ным, постепенным, эволюционным или прерывистым, скачкооб­разным, кризисным? Диалектику прерывности—непрерывнос­ти часто смешивают с диалектикой постоянства—изменчивос­ти, но это совершенно разные проблемы.

 

В отечественной психологии эти вопросы рассматривались главным образом на философско-методологическом уровне или в связи с проблемой моральной устойчивости личности. В дан­ной статье они будут рассмотрены на материале зарубежных лонгитюдных исследований.

 

Проблема постоянства, самосохранения личности в процес­се развития — часть более общего вопроса о внутреннем един­стве и последовательности личности. Наличие такого постоян­ства — один из главных постулатов психологии личности. Но в конце 1960-х годов известный американский психолог У. Мишел (W. Mishel, 1968), критически оценив наличный экспери­ментальный материал, сделал вывод о необоснованности данно­го тезиса.

Во-первых, так называемые «черты личности», устойчивость которых измеряли психологи, — не особые онтологические сущности, а условные конструкты, за которыми нередко скры­ваются весьма расплывчатые поведенческие или мотивационные синдромы. Различение устойчивых «черт» и изменчивых, текущих психических «состояний» (например, застенчивость — устойчивая черта личности, а смущение или спокойствие — временные состояния) весьма проблематично.

Вопрос о способах разграничения черт и состояний и сего­дня вызывает споры. Обычно указывают, что измерения состоя­ний а) менее надежны при повторных испытаниях, б) теснее связаны с другими измерениями того же конструкта в данный момент времени и в) больше зависят от ситуативных факторов. Однако это не всегда можно проверить.

Во-вторых, если принять во внимание условность психоло­гических измерений, влияние ситуативных факторов, фактор времени и другие моменты, то постоянство большинства «лич­ностных черт», за исключением разве что интеллекта, выглядит весьма сомнительным. Возьмем ли мы отношение к авторитет­ным старшим и к сверстникам, моральное поведение, когнитивный стиль, зависимость, агрессивность, ригидность мышления, внушаемость, терпимость к противоречиям или самоконтроль — всюду изменчивость превалирует над постоянством. Статисти­ческие корреляции между поведением одного и того же индиви­да в двух различных ситуациях большей частью низки — около 0,30; они позволяют объяснить меньше 10 % существенных ва­риаций, да и то не всегда (Mischel W., 1969). Их прогностиче­ская ценность значительно меньше, чем ролевого или ситуаци­онного анализа.

Нет оснований считать, что настоящее и будущее поведение личности полностью детерминировано ее прошлым. Традицион­ная психодинамическая концепция видит в личности беспомощ­ную жертву своего детского опыта, закрепленного в виде жест­ких, неизменных свойств. Признавая на словах сложность и уникальность человеческой жизни, эта концепция фактически не оставляет места для самостоятельных творческих решений, которые индивид принимает с учетом особенных обстоятельств своей жизни в каждый данный момент. <… >

Своеобразным итогом развития лонгитюдных исследований явилось возникновение особого предметно-методологического направления — психологии развития человека на всем протя­жении жизненного пути (life-span developmental psychology). Ей специально посвящены две многотомные серии публикаций — «Психология развития на всем протяжении жизни» («Life-Span Developmental Psychology», 1970, 1973, 1975) и «Развитие и поведение на протяжении всей жизни» (выходит ежегодно с 1978 г.: «Life-Span Developmental and Behavior», 1978-1980). Хотя труды, объединенные под этим названием, весьма разно­образны, их роднят три принципиальных момента: 1) интерес к диалектике постоянства и изменения в процессе развития чело­века; 2) акцент на взаимосвязи этапов жизненного пути, кото­рые не могут быть поняты отдельно друг от друга; 3) понимание того, что развитие человека существенно зависит от социально-исторических условий, в которых оно протекает.

Наиболее общие выводы этих исследований можно свести к четырем тезисам: 1) существует достаточно высокая степень постоянства личности на протяжении всей ее жизни; 2) мера этого постоянства разных личностных свойств неодинакова; 3) разным типам личности соответствуют разные типы разви­тия; 4) тип развития личности зависит как от ее индивидуально-типологических черт, так и от многообразных исторических ус­ловий, в которых протекает ее жизнедеятельность. <…>

Дихотомия постоянства—изменчивости относительна на всех этапах жизненного пути. В частности, 7-летнее лонгитюдно-последовательное изучение динамики постоянства—из­менчивости 19 разных личностных черт {нескольких факторов теста Р. Кэттела, а также честности, интереса к науке, психо­логической гибкости, гуманитарных интересов, общественной активности и т. д.) у взрослых испытуемых от 20 до 80 лет, раз­битых на восемь возрастных групп, показало, что «постоянство личностных черт — скорее правило, чем исключение, но это по­стоянство нельзя приписать отсутствию изменений по оконча­нии юношеского возраста, как могли бы подумать многие теоре­тики личности» (Schaie К. W., Parham J. А., 1976, р. 156).

Конкретная степень изменчивости каждого из этих факто­ров тесно связана с их природой и предполагаемой детермина­цией. При этом биологически стабильные черты, обусловлен­ные генетически или возникшие на ранних стадиях онтогенеза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жизни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Культурно обусловленные черты, напротив, более изменчивы, причем сдвиги, которые в сравнительно-возрастных исследованиях кажутся зависящими от возраста, на самом деле, как показывает лонгитюд, отража­ют скорее когортные или исторические различия. Наконец, био­культурные черты, подчиненные двойной детерминации, варьи­руют в зависимости как от биологических, так и от социально-культурных условий.

 

По данным многих исследований, наибольшей дименсио-нальной стабильностью обладают когнитивные черты, в частно­сти так называемые первичные умственные способности, и свойства, связанные с типом высшей нервной деятельности, включая темперамент, экстраверсию-интроверсию, эмоцио­нальную реактивность и невротизм.

 

С мотивационными и поведенческими синдромами дело об­стоит уже сложнее. На эмпирическом, описательном уровне многолетнее постоянство многих поведенческих и мотивационных синдромов также не вызывает сомнений. Например, описа­ние тремя разными воспитательницами поведения одних и тех же детей в 3, 4 года и 7 лет показало его весьма высокую возра­стную стабильность. В другом исследовании от 3 до 10«судей»-одноклассников оценивали степень агрессивности (склонность затевать драки и т.д.) каждого из 200 мальчиков-шестиклас­сников; когда через 3 года опыт повторился, оценки оказались весьма близкими. Высокое поведенческое постоянство, а также совпадение оценок сверстников, учителей и самооценок по это­му признаку продемонстрировало и изучение 85 тринадцатилет­них подростков. <…>

 

Особенно информативен калифорнийский лонгитюд. Из 114 «личностных переменных», обработанных Блоком, стати­стически высокую степень постоянства от младших классов средней школы к старшим сохранили 58 % измерений, а от юно­сти до 30 лет — 29 %. Из 90 переменных, по которым сравнива­лись 13-14-летние подростки и 45-летние взрослые, статисти­чески значимые корреляции у мужчин обнаружены по 54 % измерений, а у женщин — по 62 %, Наиболее устойчивыми у мужчин оказались такие черты, как «пораженчество, готов­ность примириться с неудачей» (коэффициент корреляции 0,46), высокий уровень притязаний (0,45), «интеллектуализм» (0,58), изменчивость настроений (0,40), а у женщин — «эстети­ческая реактивность» (0,41), жизнерадостность (0,36), настой­чивость, желание дойти до предела возможного (0,43) и т. п.

 

Разной мерой изменчивости обладают, однако, не только «черты», но и сами индивиды. Нужно спрашивать, не «остаются ли люди неизменными», а «какие люди изменяются, а какие — нет и почему». Сравнивая 31-38-летних людей с тем, какими они были в 13-14 лет, Блок статистически выделил пять муж­ских и шесть женских типов развития личности, различия меж­ду которыми сохранились и позже, когда испытуемым исполни­лось 42-49 лет.

 

Некоторые из этих типов отличаются большим фенотипиче-ским постоянством. Например, мальчики, обладающие упругим самовосстанавливающимся «я» (Ego resilients), в 13-14 лет от­личались от сверстников надежностью, продуктивностью, чес­толюбием, хорошими способностями, широтой интересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, интроспективностью, философскими интересами и сравнительной удовлетворенно­стью собой. Эти свойства они сохранили и в 45 лет, утратив часть былого эмоционального тепла и отзывчивости. Такие люди высоко ценят независимость и объективность и имеют высокие показатели по таким шкалам Калифорнийского психологического вопросника, как доминантность, принятие себя, чувство благополучия, интеллектуальная эффективность и психологическое умонастроение.

 

Столь же устойчивы черты «беспокойных со слабым самокон­тролем» (unsettled under-controllers) мужчин, характеризующих­ся импульсивностью и непостоянством. В подростковом возрас­те эти мальчики отличались бунтарством, болтливостью, любо­вью к рискованным поступкам и отступлением от привычного образа мышления, раздражительностью, негативизмом, агрес­сивностью, слабой дисциплиной и самоконтролем. Понижен­ный самоконтроль, мятежность, склонность драматизировать свои жизненные ситуации, непредсказуемость и экспрессив­ность характеризуют их и взрослыми. Высокие показатели по шкалам доминантности, социальндй контактности и принятию себя сочетаются у них с низкими оценками по шкалам социали­зации, самоконтроля, способности бороться за достижение цели (в противоположность приспособлению) и фемининности. За последние 10 лет перед опросом они чаще, чем остальные мужчины, меняли место работы.

 

Третий мужской тип — «ранимые, с избыточным самоконт­ролем» (vulnerable over-controllers) в подростковом возрасте отличались повышенной эмоциональной чувствительностью, «тонкокожестью», интроспективностью и склонностью к реф­лексии; эти мальчики плохо чувствовали себя в неопределен­ных ситуациях, не умели быстро менять роли, легко отчаива­лись в успехе, были зависимыми и недоверчивыми. После 40 лет они остались такими же ранимыми, склонными уходить от по­тенциальных фрустраций, испытывать жалость к себе, напря­женными и зависимыми. Высокие показатели по шкалам гипер­трофированного самоконтроля и производимого хорошего впе­чатления сочетаются у них с низкими баллами по социальной контактности, по принятию себя и чувству благополучия. Сре­ди них самый высокий процент холостяков.

 

Среди женщин высоким постоянством свойств обладают пред­ставительницы «воплощенной фемининности» (female pro­totype) — уравновешенные, общительные, теплые, привлека­тельные, зависимые и доброжелательные; «ранимые с понижен­ным самоконтролем» (vulnerable under-controllers) — импульсивные, зависимые, раздражительные, изменчивые, бол­тливые, мятежные, склонные драматизировать свою жизнь и ис­полненные жалости к себе, тревожные; «гиперфемининные за­торможенные» (hyperieminine repressives) — эмоционально мягкие, постоянно озабоченные собой, своей внешностью и т. д. Некоторые другие типы, напротив, сильно меняются от юнос­ти к зрелости. Например, мужчины с поздней адаптацией (belated adjusters), у которых бурная, напряженная юность сменяется спокойной, размеренной жизнью в зрелые годы; женщины — «ин­теллектуалки» (cognitive copers), которые в юности поглощены умственными поисками и кажутся эмоционально суше, холод­нее своих ровесниц, но позже преодолевают коммуникативные трудности, становятся мягче, теплее и т. д. <…>

 

Типы, о которых пишет Блок, выведены чисто эмпирически, путем факторного анализа, но тем не менее они в значительной степени совпали с типами развития, которые теоретически по­стулировала Д. Левинджер (Loevinger J., 1977). Однако одно­значное объяснение их едва ли возможно. В них могут прояв­ляться как психофизиологическая индивидуальность, так и со- . циально-психологические факторы (например, насколько стиль поведения, нормативно одобряемый и, следовательно, социаль­но-адаптивный в детстве, приемлем для взрослого человека).

 

Это касается, в частности, половых различий. Хотя лонги-тюдных данных о развитии женщин значительно меньше, чем о мужчинах, складывается впечатление, что женщины отличают­ся большим постоянством черт. Но объясняется ли это имма­нентно большей консервативностью женского начала (как сле­дует из теории полового диморфизма В. А. Геодакяна), или тем, что у них нет такого резкого разрыва в нормативных предписа­ниях на разных этапах социализации, как у мужчин (от мальчи­ка ждут послушания, а от мужчины — самостоятельности и решительности), или тем и другим вместе, — вопрос открытый.

Личностная зрелость человека есть феномен общественно-исторический, поскольку понятие зрелости в разных обществен­ных условиях имеет различное содержание. Каждая историче­ская эпоха включает в него новые моменты. Исследования эт­нографов, изучавших жизнь, быт и уклад народностей и племен ряда районов Азии, Африки и Америки, которые по уровню сво­его хозяйства, характеру межплеменных связей и культуры на­ходятся на разных ступенях социально-экономического разви­тия, показывают, что к зрелой личности в разных культурах предъявляются разные требования. Требования могут также резко различаться для представителей мужского и женского рода. <…>

 

Под зрелостью личности понимается прежде всего социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает человек свое место в обществе, каким мировоззрением или фило­софией руководствуется, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему труду.

 

Социальная зрелость включает в себя зрелость: граждан­скую, т. е. осознание своего долга перед родиной, народом, обществом, ответственность за свой труд; идейно-политическую; моральную — понимание, принятие и реализацию норм мора­ли, наличие развитой совести, готовность действовать в соот­ветствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и чувствовать ответственность в любви, в построении семьи и ее будущего; эстетическую — до­статочно развитую способность воспринимать прекрасное в тех или других его проявлениях и формах: в быту, искусстве, при­роде.

 

Социальная зрелость обусловливает и предполагает наличие психологической зрелости. Не может быть полной психологи­ческой зрелости у социально незрелой личности, характеризу­ющейся инфантильностью суждений и действий, непонимани­ем требований общества и т.д. В каком возрасте начинается зрелость? Нельзя очень точно «привязать» начало зрелости к определенному возрасту. <…>

 

Всесторонность развития личности в психологическом пла­не означает не столько многообразные и глубокие знания о раз­личных аспектах социальной и природной действительности, наличие достаточно богатой сферы умений и навыков, сколько широту интересов человека, его способность отнестись с нуж­ным вниманием, заинтересованностью ко всему тому, что зна­чимо для людей, для общества. Всестороннее развитие предпо­лагает внутреннюю затронутость, живой отклик на важные яв­ления социальной жизни, понимание отношений людей, их внутренней жизни. В этом плане приобретает определенный психологический смысл девиз Маркса «ничто человеческое мне не чуждо», характеризующий его представления о том, каким должен быть человек, живущий полной жизнью.

 

Способность проявить достаточно широкие интересы и спо­собность к насыщенному чувствами отклику на многое в жизни только тогда характеризует полноценную личность, когда она обладает умением остановить внимание на главном и отдать ему основную энергию, активность, творческое отношение. Не раз­бросанность интересов, не податливость на всевозможные впе­чатления, а именно широта интересов и откликов выступает психологическим фоном для активного осуществления дея­тельности человека в сфере главных интересов. Всестороннее и гармоничное развитие личности предполагает взаимное согла­сование не только интеллектуальных, эмоциональных и воле­вых качеств, но и ее содержательно-смысловых и динамически-энергетических характеристик, сознательных и неосознавае

Движущие силы развития личности

Понятие о росте, формировании и развитии. Развитие как спонтанный процесс. Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности.

Развитие личности как процесс, обусловленный врожденными потребностями. Первичное и вторичное обусловливание как «механизм» развития личности (бихевиоризм и необихевиоризм). Понятие подкрепления. «Почкование» мотивов как основной принцип развития в рамках постулата «непрерывного поля мотивации».

Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. Модификация идей классического психоанализа в теориях А. Адлера, Э. Фромма, Г. Салливена, К. Хорни.

Развитие личности как имманентное свойство субъекта. Когнитивисткая ориентация. Представление о движущих силах развития личности в теории К. Левина. Развитие как итог «когнитивных конфликтов» (Л. Фестингер, Д. Келли).

Экзистенциальная ориентация. Тенденции к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теориях А. Маслоу и Г. Олпорта. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода ( А.Н. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн).

Периодизация развития личности

Гетерохронность развития человека. Противоречия в развитии человека как организма, индивида и личности. Биологическая, психологическая и социальная зрелость. Понятие жизненного пути (Б.Г. Ананьев).

Когнитивисткая ориентация в периодизации развития личности. Развитие личности как субъекта нравственного действия (Ж. Пиаже, Л. Колберг).

Психодинамическая ориентация. Представление об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда. Эпигенетическая периодизация развития личности (Э. Эриксон).

Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Социально-психологический подход к периодизации развития личности.

Личность и индивидуальность

Понятие индивидуальности. Индивидуальное и всеобщее. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности. Подходы к изучению индивидуального характера. Постановка проблемы характера в психоанализе 3. Фрейда. Опыт характерологии К.Г. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии.

Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции К. Леонгарда. Типология характеров в работах П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко.

Аналитический подход к типологии характеров (А. Ф. Лазурского). Характер и темперамент.

Мотивация личности

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направ­ленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Про­блема мотивации деятельности человека. Понятие о потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов. Иррационализм. Теория автомата. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека. Теории инстинктов. Теория биологических потребностей чело­века. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Классификация человеческих потребностей но А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева.

Основные закономерности развития мотивационной сферы. Механизмы развития моти­вов по А. Н. Леонтьеву. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей. Особен­ности первых интересов детей. Особенности формирования мотивационной сферы в дошколь­ном и школьном возрасте. Роль игры в формировании мотивационной сферы.

Мотивированное поведение как характеристика личности. Мотивация достижения и избе­гания. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффилиании и вла­сти. Мотив отвержеиия. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий по А. Бандуре. Тенденции к агрессии и тенденции к подавлению агрессии.

Эмоции

Виды эмоций и их общая характеристика. Чувственный тон ощущения. Соотношение по­нятий «эмоции» и «чувства». Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Клас­сификация эмоций. Амбивалентность эмоций. Высшие чувства. Основные характеристики на­строений.

Физиологические основы и психологические теории эмоций. Проблема эмоций в XVIII-XIX вп. Концепции И. Ф. Гербарта, В. Вундта. Концепция происхождения эмоций Ч. Дарвина. Теория эмоции Джемса—Ланге. Теория эмоций У. Кэннона. Активационная теория Линдсея— Хебба. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Физиологические основы эмоций. Роль второй сигнальной системы в форми­ровании эмоций.

Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Органические потребности как первич­ные побудители эмоциональных проявлений у детей, факторы, обусловливающие формирова­ние положительных и отрицательных эмоций, фрустрация как механизм формирования эмо­ций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерно­сти формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения. Основные функции эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.

 

Воля

Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств.

Основные психологические теории воли. Проблема воли в работах античных философов, Проблема воли во времена средневековья. Концепции «свободы воли» в эпоху Возрождения, Экзистенциализм — «философия существования». Подход И. П. Павлова к рассмотрению про­блемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция вили в работах Н.А. Бернштейна. Психоаналитические концепции воли.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Апраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и миро­воззрения в формировании волевых действий.

Структура волевых действий. Компоненты волевых действий. Роль влечении и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Типы решительности по Джемсу. Борьба мотивов и исполнение принятого решения.

Волевые качества человека и их развитие. Основные качества воли. Самоконтроль и само­оценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.

 

Темперамент

Понятие о темпераменте. Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б. М. Теплову. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхоличе­ский, флегматический. Соотношение темперамента и способностей.

Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Исследования про­блемы темперамента в трудах И. П. Павлова. Основные свойства темперамента и их проявления по Б. М. Теплову. Концепция темперамента В. М. Русалова.

Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темпера­мента. Учение И. П. Павлова. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвиж­ность нервных процессов. Типы нервной системы по И. П. Павлову. Исследования свойств нерв­ной системы, проведенные Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным.

Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека.

Характер

Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через дея­тельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Типология ха­рактера как центральная проблема экспериментальных исследовании и теоретических поисков. Различные направления «характерологии». Концепции К. Леонгарда и А. Е. Личко. Классифи­кация типов характера по Э. Фромму. Типология характера по К. Юнгу. Взаимосвязь характера и темперамента.

Формирование характера. Особенности формирования характера в детском возрасте. Сензитивный период для формирования характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в фор­мировании характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возра­сте. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера.

 

Способности

Понятие о способностях. Определение спо­собностей по Б. М. Тсплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоре­тические и практические способности. Учебные и творческие способности.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Основная классификация уровней развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социаль­но обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Ге­ниальность.

Природа человеческих способностей. Первые теории способностей. Френология. Концеп­ции способностей Ф. Галлея и Ф. Гальтона. Близнецовый метод в исследовании способностей. Роль особенностей воспитания в развитии способностей. Концепция способностей К. А. Гельвеция. Биосоциальная природа способностей человека.

Развитие способностей. Основные этапы развития способностей. Роль игры в формирова­нии способностей. Особенности семейного воспитания и развитие способностей. Условия макросрсды и развитие способностей. Проблема профориентации. Классификация профессиональ­ной пригодности и классификация профессий по Е. А. Климову.

 

Литература

Основная:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», 2005.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М.: Мир, 1992.

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.

Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 3. Память / В.В. Нуркова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 4. Внимание / ВМ.В. Фаликман. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная:

Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. – М.: Когито-Центр; Высшая школа психологии, 2006.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990.

Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Избранные психологические труды. – М.: Междунар. пед. академ., 1995.

Бочарова С.П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: ИП РАН,1994.

Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2006.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Ин-т практической психологии, НПО, 1998.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.

Ждан А.Н. История психологии от античности до современности. – М.: Форум, 2000.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / Под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001.

Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.: Виша школа, 1989.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. – М.: МГУ, 1990.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: МГУ, 1968.

Маслоу А. Мотивация и личность. – Спб.: Питер, 1999.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008.

Панферов В.Н. Психология человека. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

Психология / По ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект: Проспектъ-Н, 1999.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995.

Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл, 1997.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука,1991.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

Фромм Э. Гуманистический психоанализ. – СПб.: Питер, 2002.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1-2. – М.: Педагогика,1986.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М: Поиск, 1997.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.

Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003.

Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: Серебряные нити, 1997.

Монографии

Аверин В.А. Психология личности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. – СПб.: ДНК, 2000.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, ИЦ Академия, 2002.

Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001.

Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977.

Веккер Л.М. Психика и реальность. – М.: Смысл, 1999.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: МГУ, 1991.

Иванников В.А. Основы психологии (Курс лекций). — СПб.: Питер, 2010.

Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.

Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Педагогика-Пресс, 1995.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.-Воронеж: Модек, 1996.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982.

Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды./Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Хрестоматии

Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004.

Общая психология. Тексты. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2004.

Общая психология. Тексты. Т.2. Субъект деятельности Кн.1, 2, 3 / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2004.

Общая психология. Тексты. Т.3. Субъект познания. Кн.1, 2 / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2004.

Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001.

Психические состояния / Сост. и общ.редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М.: «Черо», 2002.

Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.

Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ.редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Психология личности. Хрестоматия по психологии личности. / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Т.1,2. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.

Психология мышления. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Московского университета, 1981.

Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М.: «Черо», 2002.

Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: «Черо», 2002.

Психология сознания / Сост. и общ.редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.

Теории личности в западно-европейской и американской психологии. / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Т.1. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 1996.

Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999.

Словари

Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

 

психология развития и возрастная психология Предмет, задачи и перспективы научного исследования в возрастной психологии

Возрастная психология как теоретическая отрасль психологической науки, изучающая факты, закономерности и механизмы психического развития и становления личности в онтогенезе. Условия, причины, движущие силы и закономерности психического развития в онтогенезе как предмет возрастной психологии. Теоретическое и прикладное значение возрастной психологии. Учет возрастной динамики психического развития как важнейшее условие эффективности педагогической деятельности.

Основные разделы возрастной психологии: детская психология, психология подростка и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Разработанность теоретических проблем разделов возрастной психологии и их место в структуре науки. Связь возрастной психологии сдругими науками: философией, общей и педагогической психологией, педагогикой, воз­растной анатомией и физиологией.

Краткий исторический очерк развития и становления возрастной психологии. Вклад зарубежных ученых в разработку проблем детской и возрастной психологии (Ж. Пиаже, А. Валлон, 3.Фрейд, А. Адлер, Б. Скиннер, В. Штерн, Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Лоренц, Дж. Брунер). Становление и развитие отечественной возрастной психологии (Ушинский К.Д., Блонский П.П., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Элько-нинД.Б.. Гальперин П.Я., Давыдов В.В., БожовичЛ.И., Мухина B.C.). Педо­логия и свертывание исследований в области возрастной (детской) психоло­гии. Современное состояние и перспективы развития возрастной психологии.




Формирование личности. Движущие силы развития личности

Личность формируется в условиях конкретно-исторического существования человека. Ведущую роль в формировании личности играют: общение и деятельность, обучение и воспитание.

Движущие силы развития личности. По этому вопросу существует три точки зрения:

Биогенетический подход: развитие личности определяется биологическими факторами и в первую очередь наследственностью. Развитие личности, все ее свойства и качества запрограммированы в генах, а среда лишь условие для развертывания генной информации.

Социогенетический подход: наследственность не играет решающей роли в формировании и развитии личности. Главное это социальные условия жизни человека. Человек – это «слепок среды», какова среда, такова и личность. Чтобы понять человека достаточно изучить условия его среды.

Но оба эти подхода не смогли ответить на вопрос: «Почему в одной и той же среде формируются личности разного типа»; «Почему в разных средах формируются личности сходного психологического типа» Современные психологи считают, движущие силы развития личности лежат в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные ее нарушения, психоневрозы.

Одним из основных внутренних противоречий, по-своему проявляющимся на различных этапах развития личности, является расхождение между возникающими у нее новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая сторона опережает вторую. В развитии личности постоянно возникают противоречия между достигнутым ею уровнем психического развития и образом ее жизни, занимаемым местом в системе общественных отношений, выполняемыми общественными функциями. Личность перерастает свой образ жизни, и он отстает от ее возможностей, не удовлетворяет ее. Растущая личность стремится к новому положению, новым видам общественно значимой деятельности (в школе или вне ее) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития.

Обучение и воспитание содействуют не только успешному преодолению возникающих в жизни личности внутренних противоречий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаются, принимаются или отвергаются ею, становятся (или не становятся) целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между ними и сложившимися у личности средствами их достижения, побуждающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности находить соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению.

Движущие силы и условия развития личности[49] . А. Г. Асмолов

Движущие силы и условия развития личности[49]. А. Г. Асмолов

Данная А. Н. Леонтьевым (1983) характеристика предмета психологии личности представляет собой пример той абстракции, развертывая которую можно создать конкретную картину системной детерминации развития личности. Для того чтобы развернуть эту абстракцию, нужно, во-первых, обозначить содержащиеся в ней ориентиры, задающие общую логику изучения развития личности: разведение понятий «индивид» и «личность», «личность» и «психические процессы», а также выделение новой схемы детерминации развития личности. Во-вторых, указать конкретные области психологии личности, высвечиваемые этими ориентирами…

Первый ориентир – это разведение понятий «индивид» и «личность», а также выявление различных качеств «индивида» и «личности», отражающих специфику их развития в природе и обществе.

При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, т. е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологическим истоком этого значения понятия «индивид» является латинский термин «individuum» (индивидуум). Характеризуя «личность», также имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, а его онтогенез характеризуется как реализация определенной филогенетической программы вида, достраиваемой в процессе созревания организма. В основе созревания индивида лежат в основном адаптивные приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято исключительно из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). ‹…›

Появление человеческого индивида в «мире человека» опосредствовано всей историей его вида, которая преломилась в наследственной программе индивида, подготавливающей его к специфическому для данного вида образу жизни. Так, только человеку присущи рекордная продолжительность периода детства; возможность пребывать при рождении в состоянии крайней «беспомощности»; размер веса мозга ребенка, составляющий всего лишь около четверти веса мозга взрослого человека…

Образ жизни человечества приводит к коренной перестройке закономерностей историко-эволюционного процесса, но именно к перестройке этого процесса, а не к его полной отмене. Закономерности эволюции не просто отмирают, а радикальным образом преобразуются, в корне меняется логика причин и движущих сил эволюционного процесса. Индивидные свойства человека выражают прежде всего тенденцию человека как «элемента» в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческих популяций в биосфере. ‹…›

Таким образом, при разведении понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в контексте историко-эволюционного подхода к изучению развития личности в системе общественных отношений не происходит подмены этими понятиями терминов «биологическое» и «социальное». Сама постановка вопроса о животно-биологическом в человеке, навязанная антропоцентристской парадигмой мышления, теряет смысл. Главными вопросами становятся вопросы о преобразовании закономерностей биологической эволюции в историческом процессе развития общества и о системной детерминации жизни личности, способом существования и развития которой является совместная деятельность в социальном конкретно-историческом образе жизни данной эпохи.

Второй ориентир – схема детерминации развития личности в системе общественных отношений. ‹…›

Основанием этой схемы является совместная деятельность, в которой осуществляется развитие личности в социально-исторической системе координат данной эпохи. «Мы привыкли думать, что человек представляет собой центр, в котором фокусируются внешние воздействия и из которого расходятся линии его связей, его интеракций с внешним миром, что этот центр, наделенный сознанием, и есть его «я». Дело, однако, обстоит вовсе не так (…). Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный «центр личности», который мы называем «я»; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии»[50].

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений. В философской методологии, а также в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнедеятельности, которые берутся в единстве с условиями жизни данной общности или индивида. В психологии в сходном смысле употребляется понятие «социальная ситуация развития», которое и было предложено в дискуссии с исследователями, придерживающимися двухфакторных схем развития личности, в частности в ходе критики представлений о «среде» как о «факторе» развития личности. Понятие «социальная ситуация развития», введенное Л. С. Выготским, получило затем право гражданства в детской и социальной психологии благодаря исследованиям Л. И. Божович и Б. Г. Ананьева. Говоря о «социальной ситуации развития», Л. С. Выготский подчеркивал, что среда не есть «обстановка развития», т. е. некий «фактор», непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности. Материалом для этого процесса служат те конкретные общественные отношения, которые застает индивид, появляясь на свет. Все эти обстоятельства, выпадающие на долю индивида, сами по себе выступают как «безличные» предпосылки развития личности.

Введение социально-исторического образа жизни как источника развития личности позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух осей в одной системе координат – оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни.

О природе времени и его роли в детерминации развития личности в психологии известно немного. Классические исследования В. И. Вернадского о качественно различных структурах времени в физической, геологической, биосферной и социальной системах затронули психологию по касательной. Точно так же как психология изучала личность в «искусственных мирах», «средах», она долго довольствовалась представлением о времени, заимствованном из классической механики. Любые трансформации времени в истории культуры или сознании человека, его уплотнения или ускорения интерпретировались как иллюзии, как «кажущиеся» отклонения от физического времени. В отечественной психологии тезис о зависимости времени от тех систем, в которые оно включено – в неорганическую природу, в эволюцию органической природы, в социогенез общества, в историю жизненного пути человека, – был сформулирован С. Л. Рубинштейном. ‹…›

Одна ось исторического времени образа жизни личности в данном обществе дает возможность выделить тот объективный социальный режим, который задан личности – исторически обусловленную протяженность детства в этой культуре; объективный режим смены игры – учебой, учебы – трудом; распределение временного бюджета на «работу» и на «досуг», характерное для этого типичного образа жизни. Без учета исторического времени те или иные особенности деятельности человека, вовлечение ребенка в игру или учебу будут казаться исходящими либо из самого ребенка, либо из его непосредственного социального окружения. Они могут лишь чуть замедлить или ускорить исторический ритм образа жизни, но не изменить его в рамках данной эпохи.

Другая ось образа жизни – это социальное пространство, предметная действительность, в которой существуют на данном интервале исторического времени различные «институты социализации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность общественно-исторического опыта. В волшебной сказке М. Метерлинка «Синяя птица» добрая фея дарит детям чудодейственный алмаз. Стоит лишь повернуть этот алмаз, и люди начинают видеть «скрытые души» вещей. Как и в любой настоящей сказке, в этой сказке есть большая правда. Окружающие людей предметы человеческой культуры действительно имеют, по выражению К. Маркса, «социальную душу». И «душа» эта не что иное, как поле значений, существующих в форме опредмеченных в процессе деятельности в орудиях труда схем действия, в форме ролей, понятий, ритуалов, церемоний, различных социальных символов и норм. Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в поток деятельностей (а не поток сознания) и через их систему усвоит экстериоризованные в человеческом мире «значения». Совместная деятельность и есть тот «алмаз», который, как правило, совершенно этого не осознавая, поворачивает человек, чтобы увидеть «социальные души предметов» и приобрести свою собственную «душу».

Иными словами, в окружающем человека мире объективно существует особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью человечества, – поле значений. Это поле значений отдельный индивид находит как вне-его-существующее – им воспринимаемое, усваиваемое, поэтому также, как то, что входит в его образ мира (А. Н. Леонтьев). Организуя деятельность в соответствии с полем значений, люди тем самым непрерывно подтверждают реальность его существования. Социальное пространство кажется столь естественным, изначально приросшим к натуральным свойствам объектов природы, что его замечают чаще всего тогда, когда оказываются в рамках совершенно другой культуры, другого образа жизни. Тогда-то и открывается различие в образе мира человека разных культур, например различия в этническом самосознании, ценностных ориентациях и т. д.

Социально-исторический образ жизни личности – источник развития личности, который в ходе жизни личности превращается в ее результат. В реальности личность никогда не скована рамками заданных социальных ролей. Она – не пассивный слепок культуры, не «ролевой робот», как это порой явно или неявно утверждается в ролевых концепциях личности.

Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному «сценарию», выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становится все более активным творцом общественного процесса. Проявления активности личности возникают не в результате какого-либо первотолчка, вызываемого теми или иными потребностями. Поиск «двигателя», дающего начало активности личности, необходимо искать в тех рождающихся в процессе деятельности противоречиях, которые и являются движущей силой развития личности. Кульминационным пунктом в ходе анализа личности в обществе является рассмотрение продуктивных (творчество, воображение, целеобразование и т. п.) и инструментально-стилевых (способности, интеллект, характер) проявлений индивидуальности личности, т. е. личности, вступающей в отношение к самой себе, преобразующей мир, изменяющей свою собственную природу и подчиняющей ее своей власти.

При переходе деятельности личности от режима потребления, усвоения культуры в режим созидания и творчества биологическое и историческое время все более превращается в психологическое время жизни личности, строящей свои планы и воплощающей свою жизненную программу в социальном образе жизни данного общества. По словам Л. Сэва, «время жизни» человека превращается в его «время жить».

Итак, в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности.

Представления об индивидных предпосылках развития личности и их преобразовании в ходе ее развития остаются на уровне рассуждений, если не обратиться к богатым теоретическим конструкциям и эмпирическим данным, накопленным в дифференциальной психофизиологии, психогенетике, психосоматике и нейропсихологии. Вместе с тем исследования по дифференциальной психофизиологии, психогенетике и другим областям будут напоминать, если выразиться образно, «кошку, которая гуляет сама по себе», если не рассмотреть их предмет как органические предпосылки развития личности и тем самым включить его в контекст целостной системы знаний о психологии личности.

При изучении общества как источника развития личности неизменно встают вопросы о ее социотипических проявлениях, ее социальной позиции в обществе, механизмах социализации и регуляции ее социального поведения, развития в социогенезе. Решение данных вопросов немыслимо без обращения к социальной, исторической, возрастной, педагогической, экологической психологии и этнопсихологии. В свою очередь, каждая из этих дисциплин рискует «не увидеть за деревьями леса» и свести, например, «личность» к «роли» или смешать «социальный характер» с «индивидуальным характером», принять периодизацию развития психики за периодизацию развития личности в том случае, если другие детерминанты не будут находиться хотя бы на периферии исследования этих областей психологической науки. Разработка представлений о социально-историческом образе жизни как источнике развития личности помогает решить вопросы, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, каково содержание приобретенных в этой системе черт и установок личности.

И при анализе индивидных предпосылок, и при исследовании социально-исторического образа жизни как источника развития личности постоянно следует учитывать, что речь идет не о параллельных линиях биогенетических и социогенетических программ жизни личности в обществе. С самого момента движения человека в обществе эти предпосылки начинают активно участвовать в жизни той или иной эволюционирующей системы, влиять на ее развитие, трансформироваться из предпосылок в результате ее развития, использоваться личностью как средства достижения ее целей.

Особенно остро эта проблема встает при изучении индивидуальности личности как субъекта деятельности. Наиболее выраженно индивидуальность личности, ее творчество, характер, способности, поступки и деяния проявляются в проблемно-конфликтных ситуациях, увеличивая потенциальные возможности развития культуры. При изучении индивидуальности личности в центре оказываются вопросы о том, ради чего живет человек, какова мотивация его развития, каким закономерностям подчиняется его жизненный путь. Над решением этих вопросов работают помимо общих психологов представители возрастной, педагогической, социальной, инженерной психологии, психологии труда и медицинской психологии, т. е. тех отраслей психологии, перед которыми стоит задача воспитания личности и коррекции ее поведения. При исследовании индивидуальности личности как субъекта деятельности представители общей и дифференциальной возрастной, социальной, исторической, клинической и инженерной психологии поднимают проблемы личностного выбора, самоопределения, саморегуляции личности, механизмов, обеспечивающих продуктивность деятельности личности, общих и специальных способностей как характеристик успешности выполнения деятельности. Они также ставят вопросы об изучении индивидуального стиля деятельности и характера как форм выражения личности в деятельности.

Комплексное решение названных проблем требует от специалистов-психологов, разрабатывающих психологию личности, создания по всей стране разветвленной сети психологических служб.

Выделенные ориентиры рассмотрения психологии личности выступают как основа для изучения сложной сети взаимоотношений между природой, обществом и личностью. Они также позволяют обозначить точки приложения усилий разных отраслей психологии, занимающихся изучением многообразных проявлений личности. Главное же значение этих ориентиров заключается в том, что они дают возможность представить разрозненные факты, методы и закономерности в едином контексте общей психологии личности.

Методология марксистской философии, общенаучные принципы системного анализа, деятельностный подход к изучению психических явлений позволяют выделить междисциплинарные связи в человекознании и наметить пути к пониманию механизмов развития и функционирования личности в природе и обществе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Развитие личности: движущие силы, периодизация

В современной психологии существует очень много подходов к изучению Личности, каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах, структуре, о развитии и о периодизации. Хронологически этапы практически одинаковы, но объяснения разные.

Личность – понятие, введенное как объяснительная категория. Впервые поставил проблему Личности Фрейд. Он впервые вскрыл механизмы развития человека и его становление Личности. Источник развития Личности – потребности, без которых человек не может выжить. Секс – потребность продолжения рода. Если секс потребности не удовлетворяются, появляется либидо.

Адлер и Юнг – аналитический подход. Адлер – власть – потребность. Юнг – коллективное бессознательное, архитипы.

Карен Хорни – базальная тревога. Человек должен жить среди близких людей, без них нарушаются привязанности, без них не может быть сформированной Личности.

Маслоу – потребности.

Эриксон – стадии до смерти.

Гуманистическая психология (Роджерс, Фромм) – поменяли направление Личности. Человек – самая большая ценность.

Франкл – у Личности должны быть смыслы, акценты.

Факторы, влияющие на развитие Личности:

1. Биологические:

а) наследственные – особенности человека присущие виду;

б) врожденные – условия внутриутробной жизни.

2. Социальные – связаны с человеком как общественным существом:

а) косвенные – окружающая среда;

б) прямые – люди, с которыми человек общается, социальная группа.

3. Собственная активность – реакция на раздражитель, простые движения, подражание взрослым, самостоятельная Деятельность, способ к самоконтролю, интериоризация – переход действия во внутренний план.

Движущие силы – разрешение противоречий, стремление к гармонии:

1. Между новыми и имеющимися потребностями.

2. Между возросшими возможностями и отношением к ним взрослых.

3. Между наличными умениями и требованиями взрослых.

4. Между растущими потребностями и реальными возможностями.

Развитие Личности – процесс закономерного изменения Личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая анатомо-физиологическими предпосылками к развитию Личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в Деятельности (управляемой системой мотивов, присущих данной Личности) при посредстве взрослых.

В отечественной психологии существует проблема соотношения психического развития и развития Личности.

Божович не разделяет эти два пути.

Теория Ананьева основана на принципе разведения на онтогенез:

— развитие человека как индивида – генетическая персоналистика, формой которой является жизненный путь человека;

— развитие как субъекта – производственная Деятельность. Этапы: игра, обучение, высшие достижения, финиш. Феномен инфантильности – пример гетерохронности.

Петровский. Личность – системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной Деятельности и общении, и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Общее психическое развитие – развитие как Личности. Источник развития и утверждения Личности – возникающее в системе межиндивидуальных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью Личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления ее индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этого общества.

В контексте этого необходимо включить этапы вхождения в группу:

1. Адаптация.

2. Индивидуализация.

3. Интеграция.

Весь период от рождения до института – эра восхождения к социальной зрелости: эпоха детства, эпоха отрочества, эпоха юности.

Периоды эпох (макрофазы):

1. ранний детский, дошкольный, младший школьный;

2. средний школьный;

3. старший школьный.

Микрофазы: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Вывод: Личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в Деятельности (трудовой, учебной и т.д.).

Ведущую роль в формировании Личности играет обучение и воспитание.

Схему вхождения в референтную группу можно перенести на всю жизнь. Суть подхода к периодизации – повторяющиеся этапы.

2. Движущие силы развития личности.

Процесс становления человеческой личности осуществляется как «самодвижения», которому, по мнению Г.С.Костюка, свойственно единство внешних и внутренних условий. Внешние условия определяются природными и общественными условиями, необходимыми для существования индивида, его жизнедеятельности, учения, труда, развития. Однако, подчеркивает С.Л.Рубинштейн, внешние условия влияют на процесс развития через внутренние условия, которые находяться в самом индивиде.

Внутренние и внешние условия развития являются противостоящими, связанные между собой. Внешнее, объективное, социальное устанавливается индивидом и становится внутренним, субъективны, психическим, которое определяет его новые отношения к внешнему миру (интериоризация осуществляет и противоположный процесс – экстериоризацию), при помощи, которой осуществляется объективизация внутреннего, его переход во внешний план деятельности.

Противоречие между внешним и внутренним становится источником «самодвижения», психического развития индивида, становления личности.

Внутренние противоречия, которые возникают в жизни человека вызывают активность, направленную на их преодоление. Однако вместо них появляются новые противоречия, которые снова выступают как внутренние стимулы совершенствования личности, ее деятельности и поведения.

Одним из основных противоречий, которое закономерно проявляется на всех возрастных этапах, является расхождение между новыми потребностями, целями, стремлениями личности, которая развивается, и достигнутым ею уровнем овладения способами, необходимыми для их удовлетворения. Эти противоречия возникают потому, что мотивационная сторона развития личности опережает содержательную и операционную стороны.

Противоречия возникают в процессе появления новых потребностей и мотивов и борьбы со старыми или когда возникает потребность в подчинении ближних, непосредственных, индивидуальных мотивов отдаленных, опосредованных, общественным мотивам деятельности.

Значительные противоречия проявляются в диалектическом по своему характеру процессе становления познавательной сферы личности. Они детерминируют переход от непосредственного перцептивного к опосредованному мысленному познанию ребенком объективной действительности, от низших форм развития мышления к высшим.

В учебной деятельности школьников возникают противоречия, связанные с расхождением между новыми познавательными целями, знаниями и имеющимися способами действий, между новыми ситуациями и предыдущим опытом учеников, между обобщениями, которые уже сложились и новыми фактами. Обучение систематически вызывает внутренние противоречия, их осознание учениками, развертывание активной деятельности, направленной на их устранение. Преодоление каждого противоречия требует решения новых способов действий, формирования более совершенных операций, то есть осуществление следующего шага вперед в развитие познавательной деятельности личности.

В жизни подрастающей личности, которая разрабатывает перспективные цели, планы, проекты, возникают противоречия, расхождения между желаемым будущим и настоящим, между тем, к чему стремиться личность и тем, что у нее имеется. Эти расхождения принуждают человека к действиям в течении продолжительного времени.

Диалектические противоречия возникают также между достигнутым уровнем развития индивида и способом его жизни, местом, которое он занимает в системе общественных отношений. В ходе разрешения этих противоречий возникают новые стимулы к дальнейшему развитию личности.

Диалектические противоречия возникают также между достигнутым уровнем развития индивида и способом его жизни, местом, которое он занимает в системе общественных отношений. В ходе разрешения этих противоречий возникают новые стимулы к дальнейшему развитию личности.

Таким образом, внутренние противоречия на каждом этапе онтогенеза личности приобретают свое содержание, своих форм выявления и способов преодоления. Внутренние противоречия могут не осознаваться на начальных этапах развития личности, однако на последующих этапах часто становятся объектом самосознания, переживается личностью как недовольство собой, как сознательное, активное стремление к самосовершенствованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *