Профессия и здоровье: Классный час (9 класс) на тему: Профессия и здоровье. – Профессия и здоровье

Автор: | 22.12.2020

Классный час (9 класс) на тему: Профессия и здоровье.

Профессия и здоровье.

 Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех.

 Дж. Рескин

Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для здоровья, как избыток или дефицит сна и пищи. Болезнь может спровоцировать и нелюбимая работа.

Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний: расстройства сердечно-сосудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т. д. Очень часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность на себя, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. В последние годы резко возросло число менеджеров – людей, отвечающих работы других людей, организатором, управляющих. Профессия стала модной. И сразу появился новый диагноз – «синдром менеджера». Его симптомы – хроническая усталость, снижения иммунитета, плохое настроение, рассеянность, забывчивость – наблюдается у ответственных людей, которые занимаются не своим делом. Их организм таким образом сигнализирует, что надо снизить нагрузки. Если человек не прислушивается к этим сигналам, его ждут серьезные проблемы со здоровьем.

Особую группу риска составляют люди с завышенным уровнем притязания — те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:

двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;

анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;

интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

Одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Другие профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.

По условиям труда врачи делят профессии на четыре группы:

бытовые условия;

умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;

одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;

тяжелые и вредные условия труда.

Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых? Подробно о медицинских противопоказаниях к работе и производственному обучению подростков можно прочитать в справочниках, подготовленных Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, в котором содержится более 1400 профессий, которые можно получить в профессиональных учебных заведениях.

Задание №1. «По горячим следам».

На какие группы врачи делят профессии по условиям труда?

Задание №2. «Медицинские ограничения профессиональной пригодности».

Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

Если вы имеете эти заболевания,

то вам противопоказаны следующие условия работы:

Органов дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение.

Сердечно-сосудистой системы

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов зрения

Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность.

Нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами.

Опорно-двигательного аппарата

Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания.

Почек и мочевых путей

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия.

А вот любимая работа по силам сохраняет и укрепляет здоровье.

Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха. Оценить состояние своего здоровья вам поможет следующая методика.

Задание №3. «Мое здоровье».

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения.

 1.  Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

 2.  Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

 3.  Когда меня что-то расстроило, или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

 4.  Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

 5.  Я часто мерзну.

 6.  Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

 7.  При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

 8.  Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

 9.  У меня часто бывают головные боли.

10.  Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п.

11.  Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

12.  При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

13.  При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

14.  Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

15.  Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Обработка и интерпретация результатов

Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если больше чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему самочувствию. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

Примечание. Данная методика (Опросник «Вегетативная лабильность») разработана чешскими психологами и апробирована в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ. Вегетативная лабильность — это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

Десять шагов уверенности в себе  1.  Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте, чего вы хотите от жизни.

 2.  Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают другие.

 3.  Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

 4.  Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Постарайтесь им помочь.

 5.  Наметьте для себя две-три главные цели в жизни.

 6.  Подумайте, какие промежуточные задачи надо решить, чтобы достичь главных целей.

 7.  Решите, что необходимо предпринять для их достижения, и выполняйте свое решение.

 8.  Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

 9.  Помните, что вы — воплощение надежд ваших родителей, вы — образ и подобие Бога, вы — творец своей жизни.

10.  Если вы уверены в себе, то препятствие станет для вас вызовом, а вызов побуждает к действиям.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм — больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье — этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

Задание №4. (домашнее).

Как вы понимаете следующие слова:

Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты.

Профессия и здоровье

Несмотря на все достижения цивилизации, а может быть — благодаря им, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний: расстройства сердечно-сосудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т. д.

Часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность на себя, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. В последние годы резко возросло число менеджеров — людей, отвечающих работы других людей, организатором, управляющих. Профессия стала модной. И сразу появился новый диагноз — «синдром менеджера». Его симптомы — хроническая усталость, снижения иммунитета, плохое настроение, рассеянность, забывчивость — наблюдается у ответственных людей, которые занимаются не своим делом. Их организм так сигнализирует, что надо снизить нагрузки.

Группу риска составляют и люди с завышенным уровнем притязания — те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:

  • двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
  • анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
  • интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

Одни профессии связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Другие профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, СБ и других служб.

По условиям труда врачи делят профессии на четыре группы:

  1. Бытовые условия.
  2. Умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие.
  3. Одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов.
  4. Тяжелые и вредные условия труда.

Выбирая профессию, задумайтесь, как она повлияет на ваше здоровье: не вызовет ли обострения хронических заболеваний или возникновения новых?

Если вы имеете заболевания этих органов, вам противопоказаны следующие условия работы

Органы дыханияНеблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение
Сердечно-сосудистая системаЗначительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте, у движущихся механизмов
Органы зренияРабота с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность
Нервная системаНервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами
Опорно-двигательный аппаратСтатичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов
Органы пищеваренияКонтакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, нарушение режима питания
ПочкиНеблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. А вот любимая работа по силам сохраняет и укрепляет здоровье.

Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

Поведение человека направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха. Оценить состояние своего здоровья вам поможет следующая методика.

Анкета здоровья

Поставьте в клетке с номером утверждения плюс, если вы с ним согласны, и минус — если не согласны.

12345
678910
1112131415
1617181920
  1. У меня редко бывают головные боли после напряженной работы.
  2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
  3. Невыполненные задания или неудачи в учебе не волнуют меня.
  4. Я не волнуюсь перед экзаменом.
  5. Обычно я сдаю экзамен в числе первых и, не раздумывая, беру билет.
  6. Мне не требуется время на дополнительное задание.
  7. Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
  8. Меня не беспокоят сны на тему предстоящих экзаменов.
  9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
  10. Я всегда делаю то, что планирую.
  11. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
  12. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
  13. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
  14. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
  15. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
  16. Мне не хватает силы воли.
  17. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
  18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
  19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
  20. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

Сложите число положительных ответов на утверждения 1–10 и отрицательных на 11–20. Чем больше баллов, тем меньше у вас оснований для беспокойства о своем здоровье.

Здоровье определяется целым рядом факторов: врожденными особенностями, условиями жизни, экологической ситуацией, эмоциональным состоянием, привычками, образом жизни.

Если вы ежедневно проводите у экрана телевизора и за компьютером более трех часов, и при этом не занимаетесь спортом, то велика вероятность развития остеохондроза и ожирения.

Если вы курите и принимаете даже слабые алкогольные напитки хотя бы раз в неделю, у вас повышается вероятность возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Если вы намерены выбрать работу, связанную с постоянными эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

Опросник «Вегетативная лабильность»

Подумайте, относятся ли к вам данные утверждения?

  1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.
  2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.
  3. Когда меня что-то расстроило, или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
  4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
  5. Я часто мерзну.
  6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
  7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
  8. Мне бывает не по себе на большой высоте или в закрытом помещении.
  9. У меня часто бывают головные боли.
  10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п.
  11. Я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
  12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
  13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
  14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».
  15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если более чем в десяти утверждениях говорится о знакомых ощущениях, уделите внимание своему самочувствию. Прежде, чем выбрать работу, связанную с эмоциональными и физическими нагрузками, посоветуйтесь с врачом.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм — больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье — этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

Кем быть? » Здоровье человека и выбор профессии

Здоровье человека и выбор профессии

Выбирая профессию, важно учитывать состояние своего здоровья. Нужно задуматься, как будущая профессия повлияет на ваш организм: не вызовет ли она обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых. Заранее проконсультируйтесь с врачом и выясните, не противопоказана ли вам выбранная профессия. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы и мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее.
Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, муд­рость и практичность которой изу­мляет. Правильная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.
Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии связан, прежде всего, с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям, то она благоприятно сказывается на общем состоянии человека. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.
Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и т.д.
Перед поступлением в учебное заведение каждый школьник проходит медицинский осмотр в поликлинике по месту жительства, на основании которого подростковый врач-терапевт выдает медицинскую справку (врачебное профессионально-консультативное заключение, форма № 86/у).
Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, следователь).
Существует целый ряд профессий, представляющих особые требования даже к практически здоровым людям. Это профессии, связанные с работой в экстремальных условиях. Для них проводится специальный отбор, учитывающий степень физического развития человека (летчик, спасатель МЧС и др.). Профотбор включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата.
Условно все требования, предъявляемые профессией к здоровью человека, можно разделить на четыре группы:
• двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
• анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
• нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нер­вной системы;
• интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.
По своему влиянию на организм человека все профессии можно поделить на шесть групп.
Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.
Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности (повар, продавец овощного магазина).
Третья группа включает в себя такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов: профессии печатника (запыленность воздуха, постоянный шум), ткачихи (повышенная температура воздуха). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органа слуха.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда (например, шахтер, водолаз, аппаратчик химического производства). К работе допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.
Пятая группа – это профессии, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер.
Шестая группа – специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов человека. Если эти органы недостаточно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность противопоказана. Например, при нарушении органа зрения противопоказано работать чертежником, сборщиком часов, вышивальщицей, сборщиком микросхем; органа слуха – стенографисткой, автослесарем; органов обоняния – поваром.
По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:
• бытовые условия;
• умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
• одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
• тяжелые и вредные условия труда.

Опросник «Вегетативная лабильность»

Косвенным образом оценить состояние своего здоровья вам поможет опросник «Вегетативная лабильность», составленный чешскими психологами и апробированый в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ.
Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.
Прочитайте утверждения и поду­майте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:
1 Утром мне трудно вставать вовремя, не чувствую себя бодрым.
2. Мне трудно сосредоточиться, когда принимаюсь за работу.
3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
5. Я часто мерзну.
6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
9. У меня часто бывают головные боли.
10. Когда нужно сосредоточиться, я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
14. Случается, что я могу «покрас­неть до корней волос».
15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Чем больше у вас ответов «нет», тем меньше поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов – сигнал тревоги. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, следует проконсультироваться с врачом.
Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше, чем инструмент, он дается нам один раз и на всю жизнь. Помните: ваше здоровье – это один из ключевых факторов вашей успешной профессиональной карьеры.

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Заболевания Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса
Органа зрения Работы, связанные с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков
Органа слуха повышенные уровни интенсивности шума и вибрации; работа, требующая хорошего слуха
Кожи Токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; постоянное увлажнение, загрязнение и охлаждение рук в процессе работы
Костно-мышечной системы Значительное физическое напряжение (подъем и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины
Органов дыхания Неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение
Сердечно-сосудистой системы Выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте
Органов пищеварения Значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания
Почек Значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания
Нервной системы Значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация

 

План-конспект занятия (9 класс) на тему: Профессия и здоровье

9 класс

Профессия и здоровье

Чтобы люди находили счастье в своей работе,

 необходимы три условия:

 работа должна быть им по силам,

          она не должна быть изнуряющей,

и ей должен сопутствовать успех.

 Дж. Рескин

Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост числа самых различных заболеваний. Очень часто эти заболевания связаны с профессией. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность на себя, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. В последние годы резко возросло число менеджеров – людей, отвечающих работы других людей, организатором, управляющих. Профессия стала модной. И сразу появился новый диагноз – «синдром менеджера». Его симптомы – хроническая усталость,  снижения иммунитета, плохое настроение, рассеянность, забывчивость – наблюдается у ответственных людей, которые занимаются не своим делом. Их  организм таким образом сигнализирует, что надо снизить нагрузки. Если человек не прислушивается к этим сигналам, его ждут серьезные  проблемы со здоровьем.

Особую группу риска составляют люди с завышенным уровнем притязания — те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:

  • двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
  • анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
  • интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

Одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Другие профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.

По условиям труда врачи делят профессии на четыре группы:

  1. бытовые условия;
  2. умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
  3. одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
  4. тяжелые и вредные условия труда.

Выбирая профессию, задумайтесь, как она повлияет на здоровье. Подробно о медицинских противопоказаниях к работе и обучению подростков можно прочитать в справочниках, подготовленных Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, в котором содержится более 1400 профессий, которые можно получить в профессиональных учебных заведениях.

  • На какие группы врачи делят профессии по условиям труда?

 «Медицинские ограничения профессиональной пригодности». Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

 Заболевания дыхательных органов

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте, у движущихся механизмов

Заболевания органов зрения

Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность

Заболевания нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов

Заболевания органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, нарушение режима питания

Заболевания почек и мочевых путей

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания

  • Назовите профессии, для которых характерны перечисленные условия труда.

Противопоказания могут быть не только медицинскими. Существует большая группа  профессий, для которых важно  не только столько здоровье, сколько наличие  специальных способностей. Например, профессия музыканта или композитора. Общеизвестно, что для успешного освоения этих профессий необходим не просто хороший, а абсолютный музыкальный слух. Наличие специальных способностей может компенсировать медицинские противопоказания.  Иначе каким образом мог создавать музыку потерявший слух Бетховен?

Анкета здоровья.  Поставьте в клетке с номером утверждения плюс, если вы с ним согласны, и минус – если не согласны.

  1. У меня редко бывают головные боли после напряженной работы.
  2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
  3. Невыполненные задания или неудачи в учебе не волнуют меня.
  4. Я не волнуюсь  перед экзаменом.
  5. Обычно я сдаю экзамен в числе первых и, не раздумывая, беру билет.
  6. Мне не требуется время на  дополнительное задание.
  7. Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
  8. Меня не беспокоят сны на тему предстоящих экзаменов.
  9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
  10. Я всегда  делаю то, что планирую.
  11. Мне трудно сосредоточить внимание на уроке.
  12. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
  13. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
  14. Иногда мне кажется, что я  почти ничего не знаю  о предмете.
  15. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
  16. Если я не успеваю усвоить учебный материал, я чувствую себя неуверенно.
  17. Я болезненно реагирую на критические замечания.
  18. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
  19. Меня беспокоит мое положение в классе.
  20. Мне не хватает силы воли.
  21. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.
  22. Я  боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.    
  23. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
  24. Меня смущает необходимость отвечать перед всем классом.
  25. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
  26. От волнения я могу заикаться.
  27. Мое состояние во многом зависит от успеваемости.
  28. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
  29. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
  30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

Сложите число положительных ответов на утверждения 1-10 и отрицательных на 20-30. Чем больше баллов, тем меньше у вас оснований для беспокойства о своем здоровье.

Здоровье определяется целым рядом факторов: врожденными особенностями, условиями жизни, экологической ситуацией, эмоциональным состоянием, привычками, образом жизни.  

Если вы ежедневно проводите у экрана телевизора и за компьютером более трех часов, и при этом не занимаетесь спортом, то велика вероятность развития остеохондроза и ожирения.

Если вы курите и принимаете даже слабые алкогольные напитки хотя бы раз в неделю, у вас повышается вероятность возникновения сердечно-сосудистых и онкологических  заболеваний.

Если вы намерены выбрать работу, связанную с постоянными эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

Поведение человека может быть направлено на саморазрушение или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным.

Здоровье – это правильное поведение, хорошие мысли и чистые чувства.  Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

Кем быть? » Здоровье человека и выбор профессии

Здоровье человека и выбор профессии

%d0%b7%d0%b4%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d1%8c%d0%b5

Выбирая профессию, важно учитывать состояние своего здоровья. Нужно задуматься, как будущая профессия повлияет на ваш организм: не вызовет ли она обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых. Заранее проконсультируйтесь с врачом и выясните, не противопоказана ли вам выбранная профессия. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы и мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее.
Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет. Правильная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.
Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии связан, прежде всего, с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям, то она благоприятно сказывается на общем состоянии человека. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.
Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и т.д.
Перед поступлением в учебное заведение каждый школьник проходит медицинский осмотр в поликлинике по месту жительства, на основании которого подростковый врач-терапевт выдает медицинскую справку (врачебное профессионально-консультативное заключение, форма №86/у).
Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, следователь).
Существует целый ряд профессий, представляющих особые требования даже к практически здоровым людям. Это профессии, связанные с работой в экстремальных условиях. Для них проводится специальный отбор, учитывающий степень физического развития человека (летчик, спасатель МЧС и др.). Профотбор включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата.
Условно все требования, предъявляемы профессией к здоровью человека, можно разделить на четыре группы:

  • двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
  • анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
  • интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

По своему влиянию на организм человека все профессии можно поделить на шесть групп.
Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.
Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности (повар, продавец овощного магазина).
Третья группа включает в себя такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов: профессии печатника (запыленность воздуха, постоянный шум), ткачихи (повышенная температура воздуха). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органа слуха.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, шахтер, водолаз, аппаратчик химического производства. К работе допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.
Пятая группа – это профессии, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер.
Шестая группа – специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов человека. Если эти органы недостаточно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность противопоказана. Например, при нарушении органа зрения противопоказано работать чертежником, сборщиком часов, вышивальщицей, сборщиком микросхем; органа слуха – стенографисткой, автослесарем; органов обоняния – поваром.
По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:

  • бытовые условия;
  • умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
  • одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
  • тяжелые и вредные условия труда.

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Заболевания Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса
Органа зрения Работы, связанные с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков
Органа слуха Повышенные уровни интенсивности шума и вибрации; работа, требующая хорошего слуха
Кожи Токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; постоянное увлажнение, загрязнение и охлаждение рук в процессе работы
Костно-мышечной системы Значительное физическое напряжение (подъем и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины
Органов дыхания Неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение
Сердечно-сосудистой системы Выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте
Органов пищеварения Значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания
Почек Значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания
Нервной системы Значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация

 

Опросник «Вегетативная лабильность»

Косвенным образом оценить состояние своего здоровья вам поможет опросник «Вегетативная лабильность», составленный чешскими психологами и апробированый в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ.

Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:

  1. Утром мне трудно вставать вовремя, не чувствую себя бодрым.
  2. Мне трудно сосредоточиться, когда принимаюсь за работу.
  3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
  4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
  5. Я часто мерзну.
  6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
  7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
  8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
  9. У меня часто бывают головные боли.
  10. Когда нужно сосредоточиться, я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
  11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
  12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
  13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
  14. Случается, что я могу «покраснеть до корней волос».
  15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Чем больше у вас ответов «нет», тем меньше поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов – сигнал тревоги. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, следует проконсультироваться с врачом.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше, чем инструмент, он дается нам один раз и на всю жизнь. Помните: ваше здоровье – это один из ключевых факторов вашей успешной профессиональной карьеры.

Классный час «Профессия и здоровье»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Русина Наталья Юрьевна

2015 уч. год

Тема классного часа: Факторы здоровья и выбор профессии.

Цель: сформировать у учащихся четкое представление о понятии «здоровье» и влиянии его на выбор профессии.

Задачи мероприятия:

  • познакомить с понятием «здоровье, используя разные источники;

  • показать взаимосвязь между выбором профессии и здоровьем человека

  • соотнести свое состояние здоровья с требованиями конкретной профессии;

  • закрепить представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

  • убедить в необходимости контролировать свое собственное здоровье.

Ход урока.

Добрый день. Я рада нашей встрече и надеюсь на то, что сегодня с тематического классного часа ВЫ уйдете с пониманием необходимости соизмерения возможностей своего здоровья с выбором профессии.

  1. Беседа о понятии слова «здоровье».

— Ребята, как Вы понимаете, что такое здоролвье? Продолжите фразу Здоровье – это ….

(дают свои определения)

— У каждого из Вас свое понимание понятия «здоровье».

— Хорошее самочувствие – это здоровье? (ДА)

— Привлекательная внешность – это здоровье? (ДА)

— Красивая фигура – это здоровье? (ДА)

— А способность развиваться, самосовершенствоваться, высокая работоспособность – это здоровье? (ДА)

«У всякого времени свои эталоны». С этим трудно не согласиться. Оно относится и к понятию «здоровье». Каждая эпоха порождает свои представления о здоровье, о его роли в жизни человека.

Например, в античные времена человек рассматривал заботу о своем физическом здоровье как одном из условий духовного самосовершенствования.

Суть средневековых представлений отражена в Салернском кодексе здоровья:

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.

В документах, которые относятся к 18 веку, прочитаем:

Здоровье – все, разрушающее равновесие, производит неприятное и болезненное ощущение. Высшая степень беспорядочного удовольствия всегда превращается в скорбь.

На сегодняшний день существует около 300 определений с различными критериями. При этом выделяют три большие группы.

Первая группа носит нормоцентрический характер.

Презентация о слове «здоровье».

Но здоровье – это сложный феномен, который отражает различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи и взаимодействия с окружающим миром.

Вторая группа определений носит адаптационный характер.

Самое популярное из них – определение Всемирной организации здравоохранения:

Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

В этом случае здоров не тот, у кого ничего не болит, а тот, кто может эффективно выстраивать свои отношения и связи с окружающим миром, ставить и достигать цели, социально успешен.

Сегодня все чаще концепция здоровья включает в себя и сферу творческого духовного развития личности. В этом случае подлинно здоровый тот, кто не просто «благополучен», но стремиться к раскрытию, усовершенствованию и преумножению своих собственных способностей. Именно такая антропоцентрическая модель наполняет заботу о собственном здоровье глубоким смыслом. Эта модель соответствует концепции 21 века.

Итак, здоровье – это здоровьесберегающая деятельность, необходимая для достижения своих целей, самосовершенствования себя и мира вокруг себя.

Развитие ценностного отношения к здоровью относится к группе приоритетных социокультурных задач для современного общества, и особую значимость оно приобретает для подрастающего поколения в связи с профессиональным ориентированием.

  1. Прослушивание притчи.

Послушайте, пожалуйста, притчу и ответьте на вопрос: В чем смысл притчи?

После смерти души нескольких людей попали в Рай. В этом месте все их желания мгновенно исполнялись. Стоило им о чем-нибудь подумать, чего-то захотеть — и в тот же миг желаемое появлялось перед ними. Вот это жизнь!!! То, на что многие люди на земле тратили годы, а некоторые даже всю жизнь — здесь случалось в мгновение ока. Стоило только захотеть. Они чувствовали себя Богами и были безмерно счастливы. 

Так продолжалось какое-то время, их желания становились все изощреннее, но тем не менее исполнялись с той же точностью и в то же мгновение. Они попробовали все, что можно было вообразить и даже, то, чего вообразить нельзя — все, даже самые смутные желания, мгновенно исполнялись. И вот настал день, когда их разум не смог придумать ничего нового. Ощущение пустоты, вселенской скуки поселилось внутри. И взмолились они: «О, Господи, покажи нам Землю». И раздвинулись облака и увидели они Землю. А на Земле миллиарды людей придумывали себе ничтожные и великие цели, чего-то желали, тратя на осуществление своих желаний всю свою короткую жизнь. Посмотрев на все это и от души, посмеявшись, они снова стали жить беззаботно и счастливо. 

Но прошло всего три дня, и все это им ужасно наскучило. И взмолились они тогда: «О, Господи, мы хотим снова посмотреть на Землю». И вновь раздвинулись облака, и Земля предстала перед ними. Но на этот раз вид человеческого муравейника не помог, и они в ужасе  подумали о Вечности, которая словно  гигантская пропасть чернела впереди.  Тогда взмолились они: «О, Господи, покажи нам Ад». 

-Как вы думаете, в чем смысл данной притчи?

Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для человека, как избыток или дефицит сна и пищи.

  1. Взаимосвязь здоровья и профессии.

  1. влияние профессии на здоровье

  2. влияние здоровья на выбор профессии

  1. Влияние профессии на здоровье

Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний у взрослого населения: расстройства сердечнососудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально-обусловлены.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно эти требования можно разделить на группы (делаем запись в тетрадь):

-двигательные (слайд №5): координация движений, сила и мышечная выносливость;

-анализаторные (слайд №6): зрение слух, обоняние, осязание, вкус;

-нервно-психические (слайд №7): сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов;

-интеллектуальные (слайд №8): свойства мышления, внимания и памяти.

Эти требования часто приводят к хроническим заболеваниям, которые, чаще всего усугубляются условиями труда, к которым относятся бытовые условия, тяжелые и вредные условия труда и одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов.

Сейчас мы выполним практическую работу (слайд №9), в которой проверим свои знания об условиях работы некоторых профессий и соотнесем их с типами профессиональных заболеваний, которые можно приобрести в ходе профессиональной деятельности (детям раздаются бланки для выполнения работы).

Время на выполнение работы-5 минут.

Сейчас мы проведем анализ выполнения работы методом взаимопроверки. Поменяйтесь с соседом по парте своими листочками. С помощью подсказки на слайде № 10 проверьте правильность выполнения работы. Неправильно вписанные профессии зачеркните.

  1. Влияние здоровья на выбор профессии

1). Социологические исследования показали, что 20% старшеклассников школ собрались избрать профессию, которая, как оказалась, совершенно не подходила им по состоянию здоровья. Лишь 7% опрошенных при выборе профессии принимали во внимание состояние своего здоровья. Между тем, наукой доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека, в то время, как профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.

2). Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострения имеющихся хронических заболеваний и возникновения новых.

3). Некоторые профессии (особенно военные, учреждения МЧС, ФСБ, и других федеральных служб) требуют специального отбора.

Профотбор определение годности кандидата по состоянию здоровья на основе социально-психологического и психофизиологического и психо-физиологического изучения личности кандидата (слайд №17).

Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострения имеющихся хронических заболеваний и возникновения новых.

4). О наличии и видах заболеваний в 9 — 10 классах нам расскажет медсестра нашей школы Тякина Н.Ю. (дает анализ заболеваний по итогам медицинского осмотра, отраженных в виде графика на слайде №18).

Итак, мы получили общую информацию, из которой видно, что уже сейчас у нас присутствует «букет» различных заболеваний. Правильный выбор профессии позволит нам выбрать профессиональную деятельность, которая не станет причиной появления хронических заболеваний.

5). Если человек не может отказаться от своей мечты, то в его силах развить необходимые качества или компенсировать их отсутствие эффективными приемами организации труда.

VI. Люди, преодолевшие недуг.

Ребята, как Вы считаете, кто более здоров – человек с ограниченными возможностями, живущий интересной и насыщенной жизнью, сумевший реализоваться в профессиональной деятельности, любящий и любимый в семье, или человек с руками и ногами, но скучно и безрадостно идущий по жизни?

Ребята подготовили небольшие сообщения о людях, преодолевших недуг и добившихся в жизни высот и признания.

Благодаря чему эти люди добились профессионального признания?

(активная жизненная позиция)

Многие ученые отмечают связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остаток здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавиться от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.

Методика « Моё здоровье» (приложение №2)

Анализ результатов анкетирования.

Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины ответов «да» — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Наше здоровье – один из факторов успешной профессиональной карьеры.

Классный час хотелось бы закончить арабской пословицей: « У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё».

Рефлексия.

— Что полезного и нужного для себя Вы сегодня усвоили?

Эпиграфом нашего урока сегодня будут слова Дж. Рескина (слайд №2):

Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимо три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех.

Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты. И. Мюллер.

Приложение №1.

Практическая работа.

Из перечня профессий выберите и впишите в бланк по две профессии по семи предложенным типам заболеваний, которые могут быть приобретены в ходе профессиональной деятельности .

Телемастер, токарь, шахтер, водитель, мастер литейного производства, учитель, официант, ткач, водолаз, аппаратчик химического производства, врач, монтажник-высотник, каменщик, летчик, сталевар, сборщик часов, продавец, парикмахер, ювелир, горнорудный мастер, экскурсовод.

Типы заболевания

Примеры профессий

Органы дыхания.

Органы слуха.

Органы зрения.

Сердечно-сосудистая система.

Нервная система.

Опорно-двигательная система.

Органы пищеварения.

Приложение №2

Методика « Моё здоровье»

Прочитайте утверждение и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения.

1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

5. Я часто мёрзну.

6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

9. У меня часто бывают головные боли.

10. Когда мне надо сосредоточится, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п.

11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

14. Я знаю, что такое « покраснеть до корней волос».

15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Статья на тему «Здоровье и выбор профессии»

ЗДОРОВЬЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Камалетдинов Ваиз Вафинович,

Учитель МОУ Красногорская СШ

Практически все виды профессии предъявляют свои требования к состоянию здоровья человека. Я решил проанализировать эти требования в соответствии с профессиональной пригодностью и выявил несколько основных направлений. К ним относятся:

1.Двигательная активность: координация движений, сила и подвижность человека в течении рабочего дня. 

2.Анализаторная пригодность: зрение, слух, осязание, обоняние 

3.Нервно-психическая: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы 

4.Интеллектуальная: свойства мышления, внимания и памяти

Условия труда влияют на сохранение здоровья человека, как правило профессии можно разделить на четыре группы по их влиянию на здоровье: 

1.Бытовые условия (обычная офисная обстановка)

2.Умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие (периодические высокие температуры, повышенная влажность или сухость воздуха и др.) 

3.Одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов 

4.Тяжелые и вредные условия труда (рентген излучения, вредные испарения, работа с высокой физической нагрузкой)

Имеются так же медицинские ограничения профессиональной пригодности, они как правило связаны с заболеваниями определенных систем организма.
К ним относятся: заболевания органов дыхания, нервной системы, органов зрения, сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, почек и мочевых путей.[1] 
Профессиональная ориентация может помочь человеку в выборе профессии. Одним из разделов профориентации является врачебно-профессиональная консультация, которая выявляет состояние здоровья человека с последующей выдачей рекомендаций по выбору профессии. Так например начиная со школьного возраста специалисты выявляют дефекты и отклонения здоровья учащихся. Таким образом мы изначально можем узнать противопоказания к условиям профессионально-производственных факторов при болезнях определенных органов и систем. Профотбор строится на основании оценки требований профессии и психофизиологических особенностей личности.[2]

Профессиональные заболевания, возникают у человека из-за неблагоприятных факторов условий труда (производственной среды). Врач может выявить, что патология относится к разряду профессиональных заболеваний, только получив сведения о трудовых условиях пациента. Различают острые и хронические профессиональные заболевания. Первое возникает после однократного воздействия, внезапно- например интоксикация вредными веществами. Второе возникает в результате длительного систематического воздействия неблагоприятных факторов. Профилактика профессиональных заболеваний лежит как на ответственности работодателя, так и на самом работнике.  
В целях адекватного и качественного функционирования человеческого организма важно поддерживать оптимальные условия рабочего процесса.[1]

Большую часть времени человек проводит на своем рабочем месте. В целях адекватного и качественного функционирования человеческого организма важно поддерживать оптимальные условия рабочего процесса. Условия труда ни в коем случае не должны провоцировать возникновение заболеваний, снижению работоспособности и надежного функционирования организма. Для тщательного контроля условия рабочего процесса существуют методы обеспечения безопасности труда. Они должны строго соблюдаться работодателем и отслеживаться сторонними представителями органов контроля. Также каждый сотрудник несет ответственность за свое здоровье и он тоже обязан знать об условиях труда и быть способным провести самостоятельный анализ на базовом уровне.

Оценкой оптимальной рабочей среды для деятельности человека занимается эргономика, которая использует рекомендации таких наук, как биология, психология, физиология, гигиена труда, химия, физика, математика, кибернетика.

Для оценки качества производственной среды используются следующие эргономические показатели: 
гигиенические — уровень освещенности, температура, влажность, давление, запыленность.

антропометрические — соответствие изделий антропометрическим свойствам человека (размеры, форма). Эта группа показателей должна обеспечивать рациональную и 
удобную позу, правильную осанку, оптимальную хватку руки.

физиологические — определяют соответствие изделия особенностям функционирования человеческого организма. Они влияют на объем и скорость рабочих движений человека, объем зрительной, слуховой, тактильной (осязательной), вкусовой и обонятельной информации.

психологические — соответствие изделия психологическим особенностям человека. Эти показатели характеризуют соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, возможностям восприятия и переработки им информации.[3] 
Диапазон техники, где необходим учет эргономических требований, весьма широк: от средств транспорта и сложных систем управления до потребительских товаров.

В качестве примера воздействия деятельности на здоровье, давайте проанализируем рабочую среду студента за компьютером.

Существует перечень факторов опасного и вредного воздействия присутствующих в процессе выполнения деятельности.

Физические факторы:

1.Неионизирующие электромагнитные излучения на рабочем месте студента представлены ультрафиолетовым и инфракрасным излучением. Прямым искусственным источником УФИ является компьютер. Однако, он не служит причиной повышенной ультрафиолетового излучения ввиду современной модификации и наличия надежного контакта элементов ПЭВМ с заземляющим проводником. Излучение УФИ находится в диапазоне УФИ-В. Источником инфракрасного излучения является непосредственная близость теплорадиатора. Спектр ИКИ и его интенсивность находятся в нормальном диапазоне. Температура нагревающих элементов не превышает 100 градусов, также существует барьер в виде решетчатого перекрытия, однако теплорадиатор расположен прямо за рабочим местом на минимальном расстоянии и в периоды зимнего отопления является источником интенсивного теплового излучения. В рамках неионизирующих излучений наибольшей проблемой является очень небольшое расстояние до теплорадиатора, который в зимний период времени нагревает воздух выше оптимальной отметки в 20-22 градусов. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, генерируемые ПЭВМ, имеют уровни, которые по современным медицинским представлениям не могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека. Однако важно проводить периодические проверки соблюдения правил работы с ПЭВМ и соответствия качества оборудования современным стандартам.[3]

2.Влажность и подвижность воздуха. В помещении отсутствует возможность активной циркуляции свежего воздуха. В зимний период, когда отсутствует возможность проветривания, ввиду низкой температуры на улице, в рабочем пространстве температура воздуха заметно повышается, в то время как подвижность воздуха снижена.

3. Загрязненностью иного характера выступает возможность проветривания воздуха путем открытия окна, в весенне-летний период по этой причине в рабочем пространстве быстро накапливается пыль.

4.Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рабочее место должно находиться сбоку от источника естественного освещения, желательно так, чтобы свет падал с левой стороны. Таким образом будет исключена возможность бликов (на столе нет дополнительных источников света, общая освещенность распределена равномерно). Необходимо отслеживать работоспособность ламп накаливания и проводить своевременную замену перегоревших ламп.[4]

Химические:

Воздух окружающей среды загрязнен ввиду выделения вредных веществ в процессе эксплуатации компьютера.

.

По причине неправильного обустройства освещения рабочего места и блескости монитора компьютера и как следствие усиления яркости, возникает ослепленность, высокая контрастность и преждевременная усталость глаз. Что в дальнейшем может сказаться на остроте и устойчивости ясного зрения.

Поддержание статической позы в течение всего рабочего дня при условии нерационального освещения и некорректного обустройства (несоответствие рабочего кресла) рабочего места, отсутствие перерывов в рабочем процессе и сидячий характер занятости при неизменном порядке могут спровоцировать в дальнейшем множество тяжелых заболеваний.

Для того, чтобы предотвратить негативные факторы влияния рабочей обстановки, требуется проводить профилактические мероприятия по их устранению, например:

1.Неблагоприятное воздействие ЭМИ от ПЭВМ можно предотвратить/снизить несколькими способами: приэкранные защитные фильтры для видеомониторов позволят снизить уровень напряженности электрического и электростатического полей, повысить контрастность изображения и уменьшить блики. Очки защитные со спектральными фильтрами ЛС и НСФ, разрешенные Минздравом России для работы с ПЭВМ послужат инструментом для профилактики компьютерного зрительного синдрома, повышения работоспособности и снижение зрительного утомления.

2,3. Установка кондиционирования/средства увлажнения воздуха позволят сделать доступным свежий и подвижный воздух на протяжении всего года, в том числе и отапливаемой зимой, так и летом, без увеличения неблагоприятной запыленности пространства.

4.Рабочее пространство требует перестановки рабочего места таким образом, чтобы свет от естественного источника падал сбоку, желательно слева.

5.Рабочее оборудование требуется регулярно проверять на современность и соответствие актуальным стандартам качества. Это вкупе с проверкой заземления оборудования будет гарантировать отсутствие выделения вредных канцерогенных веществ в воздух.

6. В рабочий день необходимо внедрить двигательную активность, перерывы после каждого часа работы с ПЭВМ. Важно отслеживать соответствие рабочего места, а именно рабочей мебели, рабочей поверхности, её высоты, качества рабочего кресла и качества освещения помещения и длительность рабочего дня, необходимо соблюдать временные регламенты работы с ПЭВМ, а именно варьировать характер работы (работа по считыванию информации с экрана; работа по вводу информации; творческая работа), делать регулярные перерывы на 10-15 минут каждые 45-60 минут, поддерживать двигательную активность путем проделывания комплексов упражнений для глаз и тела в целом.[1]

Подробнее хочется сказать о профилактике переутомления на рабочем месте. Она заключается в внедрении в рабочую деятельность целесообразного режима труда и отдыха. Это необходимо, когда работа сопровождается высокими затратами энергии или постоянным напряжением внимания. Длительность перерывов должна соответствовать возрастным и половым особенностям организма. В период отдыха происходит ликвидация утомления, но важно чтобы при этом не потерялись положительные свойства « настроя на работу». Поэтому длительность и чередование перерывов должны быть «золотой серединой» в восстановлении основных физиологических функций и сохранять положительные факторы, способствующие повышению труда. Активный отдых (в частности физические упражнения) служат профилактикой утомляемости. Для снятия нервно-психического напряжения используют функциональную музыку и кабинеты релаксации.[2] Еще одной мерой профилактики является аутогенная тренировка, которая основана на комплексе приемов психической саморегуляции и простых физических упражнениях. В этом случае человек приобретает и закрепляет навыки мышечного расслабления, которые позволяют нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции.

Мною был проведен анализ влияния профессии человека на его здоровье, я разобрал основные методы нормализации условий труда. Это показало, что воздействие вредных факторов на организм в целом можно уменьшить/устранить при проведении профилактических работ и соблюдении требований по охране труда.

Библиографический список

1.Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности, 2007 -С 12-87.

2.Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности, 2005 -С 64-78.

3.Милохов В.В. Безопасность труда. Учебное пособие.

4.СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *