свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения (См. Отражение) субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения — его активность. При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, управления ею. Т. о., психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта, и природа П., её законы могут получить научное объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм деятельности.
Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психических явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью, осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью, исключает взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность, в которой происходит переход отражаемой реальности в психическое отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих её физиологических процессов, т.к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется и которым, соответственно, подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психическое отражение. Т. о., хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.
Возникая на определённой ступени биологической эволюции, П.
представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека качественно новую форму — форму сознания (См. Сознание), порождаемого его жизнью в обществе, теми общественными отношениями, которые опосредствуют его связи с миром. Необходимость возникновения сознания проистекает из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения (См. Инстинктивное поведение)животных. Труд, как целесообразная продуктивная деятельность, требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). При этом представление, регулирующее деятельность субъекта, находит своё воплощение в её продукте, и в этой опредмеченной форме оно и выступает для человека. Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением её продукта и есть процесс осознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отражённой в языке форме; поэтому осознанное есть всегда также словесно-означенное. В этой своей функции язык является не только средством общения людей, но он есть их действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для др. людей (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Т. о., сознание как форма индивидуальной психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой П. человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психические явления и процессы, т. е. такие, в которых он не может дать себе отчёта, которые скрыты от его самонаблюдения.
Хотя явления сознательного отражения даны для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявлена лишь путём объективного анализа. Изучение П. составляет предмет психологии (См. Психология).
А. Н. Леонтьев.
Психика — это… Что такое Психика?
Пси́хика (от др.-греч. {, ψυχή } «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.
Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.
системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология[1] , психиатрия.
Формы психического отражения
В отношении перехода от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:
Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.
См. также
Ссылки
Примечания
↑ Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. — 1983.
Общая психология — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2019;
проверки требуют 4 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2019;
проверки требуют 4 правки.
Общая психология — раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение для других наук: философии, социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции.
Теоретическая часть подготовки по общей психологии включает углубленное изучение конкретных тематических разделов, современных направлений психологических исследований, истории психологии, методологических основ и проблем психологии.
Практическая часть обучения включает в себя освоение современных методов научно-исследовательской работы, преподавательской и практической деятельности.
Предметом общей психологии
являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах [1].
Задача общей психологии — исследование психических явлений.
Общая психология изучает следующие психические процессы[2]:
↑ Общая психология / под редакцией В. В. Богуславского. — Москва: Просвещение, 1981. — С. 3. — 383 с.
↑ Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011. — С. 3—7.
Портал:Психология — Википедия
ПОРТАЛ:ПСИХОЛОГИЯ
Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.
Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.
Психология тесно связана с психиатрией — отраслью медицины, назначение которой распознавание и лечение психических расстройств, и психотерапией, занимающейся вопросами лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека, направленного на избавление человека от проблем эмоционального, личностного, социального характера.
Ключевые статьи
Психологи: Адлер, Альфред — Айзенк, Ганс Юрген — Берн, Эрик Леннард — Вертгеймер, Макс — Вундт, Вильгельм — Выготский, Лев Семёнович — Джемс, Уильям — Кёлер, Вольфганг — Келли, Джордж Александр — Коффка, Курт — Кэттелл, Рэймонд Бернард — Левин, Курт — Леонтьев, Алексей Николаевич — Лурия, Александр Романович — Маслоу, Абрахам Харольд — Милгрэм, Стэнли — Миллер, Джордж Армитаж — Олпорт, Гордон — Павлов, Иван Петрович — Роджерс, Карл Рэнсом — Скиннер, Беррес Фредерик — Уотсон, Джон Бродес — Фестингер, Леон — Хебб, Дональд — Эриксон, Эрик Хомбургер — Юнг, Карл Густав
Зи́гмунд Фрейд (допустимо также Фройд; нем. Sigmund Freud, МФА (нем.) [ˈziːkmʊnt ˈfʁɔʏt]; полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психоаналитик, психиатр и невролог.
Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Читать далее…
Избранная личность
Ка́рл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung [ˈkarl ˈgʊstaf ˈjʊŋ]) (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, кантон Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии.
Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга.
Читать далее…
Избранная цитата
Романист, изображая чужие души, рисует свою; психолог, наблюдая свою душу, думает, что он изучает чужие. Один похож на человека, который видит во сне самого себя, другой на человека, который подслушивает шум в чужих ушах.Василий Осипович Ключевский
Статья месяца
Дру́жба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека. Дружба выработана в процессе многовекового социального общения людей. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Дружба изучается в социологии, социальной психологии, антропологии и философии. Были предложены различные академические теории дружбы, в частности теория социального обмена, теория справедливости, диалектика отношений и теория привязанности.
Читать далее…
Знаете ли вы?
Всё своё правление 48 бургомистров Лоххаузена находились под наблюдением.
Наличие смысла в жизни увеличивает её продолжительность.
Нога в двери может провоцировать альтруизм.
Одна из особенностей психологии человека зачастую подталкивает его к принятию неудачных решений.
Определить отношение к жизни поможет стакан (на илл.).
Болезненное стремление к чистоте названо по имени нечистой на руку шекспировской героини.
Психолог-автодидакт предложила не выискивать монстров, а рисовать их.
Чрезмерная привязанность к животным может оказаться признаком психического расстройства.
70 % людей время от времени считают себя самозванцами.
Тому, кого любят, — нарисуют улыбку (на илл.).
Согласно американскому психологу, стилей любви может быть целых семь, но совершенная среди них — одна.
Вы врёте лучше, чем вам кажется.
Две головы — не всегда лучше, чем одна.
Разные народы используют разное количество жестов: средний мексиканец в час использует 180 жестов, француз — 120, итальянец — 80, в то время как финн — только один.
Бред отрицательного двойника — редкое психическое заболевание, при котором больной верит, что кого-то из его окружения (мужа, жену, родителей и т.п.) или его самого заменил его двойник.
Книга месяца
«Психопатология обыденной жизни» (1901—1904) — вторая после «Толкования сновидений» (1899) крупная работа Зигмунда Фрейда, обосновывающая топологическую модель психики (сознание / предсознательное / бессознательное) на примерах проявления бессознательного в повседневной жизни людей.
Фрейд показал, что т. н. парапраксис — различного рода оговорки, промашки, оплошности, нарушения речи, забывания, замещения одного слова другим — неслучайны и происходят вследствие подавления мысли, которую хотят спрятать в бессознательном (вытеснение).
Автор намеренно не обращается к случаям из жизни своих пациентов, а ограничивается лишь воспоминаниями из собственной жизни, а также жизни своих друзей, которых, впрочем, оказывается более чем достаточно. Заметки и эссе на эту тему занимают I, II, III и V главы книги. Под одной обложкой они были изданы в 1904 году, вызвав широкий резонанс и став одной из наиболее популярных у широкой публики работ автора.
Со времени выхода книги появилось множество публикаций по дальнейшему анализу её материала.