Психофизиологии задачи: Основые цели и задачи психофизиологии

Автор: | 26.02.2021

Содержание

Разделы психофизиологии — Студопедия

Предмет и задачи психофизиологии.

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Это наука о связи Ψ-х переживаний с физиологическими процессами, лежащими в основе этих переживаний, изучает поведение и внутренний мир человека ч/з призму физиологических изменений. Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.


Задачей психофизиологии является анализ целостных форм Ψ-ой деят-ти.

Главная задача — причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Разделы психофизиологии.

Разделы или прикладные области психофизиологии: клиническая психофизиология, педагогическая психофизиология, социальная психофизиология, эргономическая психофизиология, экологическая психофизиология, онтогенетическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений, психофизиология алкоголизма и наркомании.


Основные направления теоретической психофизиологии: психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации; психофизиология восприятия; психофизиология внимания; психофизиология памяти и научения; психофизиология движений и управления вегетативными реакциями; психофизиология воли; психофизиология мышления и речи; психофизиология эмоций; психофизиология функциональных состояний, стресса, сна; дифференциальная психофизиология; психофизиология тревожности, агрессивности, депрессии; системная психофизиология; психофизиология сознания и его измененных состояний; возрастная психофизиология.

3. Психофизиологическая проблема и варианты её решения.

Психофизиологическая проблема — проблема соотношения между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле), составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы: психофизиологическая идентичность и психофизиологическое взаимодействие. Первое представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известное выражение: «Мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь».

Психофизиологическое взаимодействие представляет собой вариант паллиативного, т.е. частичного решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

Несмотря на многие достижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не ушел в прошлое. Известно, что выдающиеся физиологи XX века Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Целью психофизиологического исследования, по их мнению, должно быть выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.

Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда очень необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи как Экллс и Барт считают, что мозг не «продуцирует дух», но «обнаруживает его». Получаемая органами чувств информация «материализуется» в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. При этом возникают новые вопросы: что является «носителем» духа вне мозга, с помощью каких рецепторов воспринимается организмом человека внешний «дух» и т.д.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности

2. Психическое — это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы «мозг — психика» повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода.

Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии

Психическая реальность не есть нечто обособленное от процессов мозга. Мы говорим, что психический процесс и мозговой процесс неотделимы друг от друга, а потому, изучая мозговой процесс в его высших проявлениях, мы изучаем вместе с тем ход и развитие психического процесса. В. М. Бехтерев

Предмет, задачи методы психофизиологии

Психофизиология — наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных психических различий. Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Сложнее определить объект, который изучает психофизиология, поскольку им оказывается та часть физиологии человека, которая непосредственно связана с психическими проявлениями (например, инстинкты, динамические стереотипы) и та часть психических процессов, которые связаны и могут быть объяснены с точки зрения физиологии (стрессовые состояния, эмоции и др.)

Термин «психофизиология» появился в начале 19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы. Очень похожий термин «физиологическая психология» использовал в своих работах в конце 19-го века В.Вундт. Наш выдающийся соотечественник А.Р. Лурия в своих работах, опубликованных в 70-е году прошлого века, развел эти два понятия, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного.

Имея одну дисциплину в учебном плане «Психофизиология», мы будем говорить и об отдельных психических процессах и о целостных формах поведения.

Значительный вклад в развитие психофизиологии внесли работы Л.С. Выготского, который впервые сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем. Эти идеи развил П.К.Анохин в своей теории функциональных систем, базирующейся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, объединенных в комплексы, действие которых направлено на достижение полезного, приспособительного результата. Одну из главных составляющих это сложного процесса составляет принцип саморегуляции физиологических функций, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном. В процессе изложения материала мы встретим ещё немало имен отечественных и зарубежных ученых, которые подарили свои научные открытия миру и, конечно, нам с Вами, уважаемые коллеги, желающие глубже понять механизмы и рычаги психики человека.

Становление психофизиологии как одной из ветвей нейронауки связано с успехами, достигнутыми в области изучения нейронной активности. В 20-х годах в Англии (Кембридж) сложилась сильная школа электрофизиологов во главе с А. Эдрианом. Она внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и в общую теорию ЭЭГ. Термин «психофизиология» появился в начале 19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы. Очень похожий термин «физиологическая психология» использовал в своих работах в конце 19-го века В.Вундт. Эта была дань тому самому спору о первенстве психики или тела, который продолжается и сейчас. Наш выдающийся соотечественник А.Р. Лурия в своих работах, опубликованных в 70-е году прошлого века, попытался развести предметы психофизиологии и физиологической психологии, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного. В любом из контекстов понятно, что психофизиология является междисциплинарной наукой, объединяющей в себе концепции нейрофизиологии и высшей нервной деятельности и той части психологии, которая оперирует объективными критериями.

Главной задачей П. является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной П. связаны с тем, что наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и стимуляции мозга) в исследовательской практике получили широкое распространение электрофизиологические методы (электроэнцефалография и др.) а также математические способы обработки экспериментальных данных. Значительное влияние на развитие психофизиологии оказала теория нервных сетей, сформулированная У. Мак Каллахом и У. Питсом. Ее экспериментальное обоснование было представлено в их публикации совместно с Дж. Летвиным, X. Матураной под названием «Что говорит глаз мозгу лягушки» (1959). Исследователями впервые был описан особый тип нейронов сетчатки, избирательно реагирующих на некоторые физические свойства зрительных стимулов. Для обозначения этих нейронов они ввели новый термин — детектор. В сетчатке лягушки они открыли несколько групп нейронов-детекторов: движущего угла, контраста, границы и др.

Успех этой группы исследователей в значительной мере был обусловлен введением ими новой методики для изучения свойств нейронов. Вместо стандартных точечных раздражителей (пятен света) или включения и выключения диффузного освещения они применили стимулы, встречающиеся в естественной среде обитания лягушки: светлые или темные фигуры разной формы и размера (движущиеся линии, полоски, углы). Кроме того, при регистрации электрической активности отдельных нейронов исследователи отказались от стандартной формы эксперимента с наркозом и обездвиживанием животного.

На развитие детекторной теории сильное влияние оказали работы Д. Хьюбела и Т. Визеля, которые в 60-х годах сформулировали модульный принцип организации нейронов коры больших полушарий, показав существование «колонок» — объединения нейронов в группы со сходными функциональными свойствами (Хьюбел Д., 1990).

Были открыты многие новые классы нейронов, специфически связанных с различными психическими процессами. Среди них — особый тип сенсорных нейронов — гностические единицы, кодирующие целостные образы. Концепция гностических единиц

принадлежит Ю. Конорскому, который предположил, что узнаванию знакомого лица с первого взгляда, знакомого предмета, знакомого голоса по первому произнесенному слову, знакомого запаха, характерного жеста и т.п. соответствует возбуждение не клеточного ансамбля, а единичных нейронов, отвечающих отдельным восприятиям. Прямое изучение нейронной активности коры высших животных подтвердило его концепцию гностических нейронов. В нижневисочной коре обезьяны найдены нейроны, избирательно отвечающие на появление лица конкретного человека, обезьяны, на мимику, выражающую определенную эмоцию, на положения руки (жесты), а также на различные неодушевленные предметы.

Описан особый класс нейронов, получивший название нейронов цели. Эти нейроны избирательно реагируют на появление целевого объекта: на вид или запах пищи. Нейроны цели найдены в гипоталамусе, височной коре, хвостатом ядре обезьяны. А.С. Батуев обнаружил у обезьяны нейроны цели в теменной и лобной коре. Их реактивность зависела от мотивационного возбуждения животного (голода). Только у голодной обезьяны нейроны цели реагируют на вид пищи, с насыщением животного их реакция исчезает.

Нейроны новизны, активирующиеся при действии новых стимулов и снижающие свою активность по мере привыкания к ним, обнаружены в гиппокампе, неспецифическом таламусе, ретикулярной формации среднего мозга и других структурах. В гиппокампе найдены также нейроны тождества, опознающие знакомые (многократно повторяющиеся) стимулы. В.Б. Швырковым выделена группа нейронов поискового поведения, которые становятся активными только во время ориентировочно-исследовательского поведения кролика.

Особую группу составляют нейроны среды, избирательно возбуждающиеся при нахождении животного в определенной части клетки. Нейроны среды найдены Ю.И. Александровым в моторной, соматосенсорной и зрительной коре у кролика. Нейроны среды в коре сходны с нейронами места, найденными О’Кифом в гиппокампе кролика. Нейроны места также активируются лишь при определенном расположении животного в экспериментальном пространстве.

   Данные в психофизиологии могут быть получены в процессе применения множества различных математических, физических, химических, физиологических, психологических, социологических методик. Методика — конкретное воплощение метода в виде частной его реализации при решении конкретной научной теоретической или практической задачи, совокупность конкретных практических приемов выполнения чего-либо. Примеры методик, которые могут использоваться в психофизиологии.

Наука начинается там, где есть определенная проблема. Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно. История научного спора о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи насчитывает не одно столетие. Начавшись с 17-го века с работ Р.Декарта, этот спор привлек таких выдающихся ученых как Т.Гоббс, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт. В середине 20-го века в спор включились ученики И.П.Павлова, пытавшиеся объяснить самые сложные психические процессы простой суммой условных рефлексов. Рациональное непротиворечивое решение психофизиологической проблемы хорошо сформулировано известным отечественным психологом и психофизиологом Ю. Б. Гиппенрейтер: «Имеется единый материальный процесс, и то, что называется физиологическим и психическим, — это просто две различные стороны единого процесса». Однако, проблема полностью не исчерпана и сейчас споры о первенстве психики или телесности вспыхивают с новой силой.

Трудами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского были заложены основные представления о движущих факторах поведения. Значительный вклад в развитие психофизиологии внесли работы Л.С. Выготского, который впервые сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем. Эти идеи развил П.К.Анохин в своей теории функциональных систем, базирующейся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, объединенных в комплексы, действие которых направлено на достижение полезного, приспособительного результата. Одним из главных составляющих этого сложного процесса является принцип саморегуляции физиологических функций, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном. Современные тенденции в психофизиологии заложили в своих работах А. Р. Лурия, И. С. Бериташвили, Л. В. Крушинский, М. Н. Ливанов, В. С. Русинов, Е. Н. Соколов. В процессе изложения материала мы встретим ещё немало имен отечественных и зарубежных ученых, которые подарили свои научные открытия миру и, конечно, нам с Вами, уважаемые коллеги, желающие глубже понять механизмы и рычаги психики человека.

Итак, объектом изучения психофизиологии, в конечном счете, является деятельность головного мозга и, связанное с этой деятельностью, поведение человека и животного.

Предмет психофизиологии: физиологические корреляты психической деятельности человека и животного.

Цель изучения психофизиологии: глубокое понимание физиологических механизмов поведения человека и использование их для психодиагностики и психокоррекции.

Задачами психофизиологии как учебной дисциплины являются:

  • Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма

  • Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом

  • Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения

  • Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях

  • Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека

  • Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики

  • Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов.

  • Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента.

Структурно психофизиология подразделяется на психофизиологию органов чувств, поведения, дифференциальную и возрастную. Фактический и теоретический базис для психофизиологии органов чувств и психофизиологии поведения составляют смежные дисциплины: анатомия центральной нервной системы, нейробиология, нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, психосоматика, психофармакология, нейропсихология, дифференциальная и возрастная психофизиология.

При изучении психофизиологии мы столкнемся с целым рядом научных дилемм. Вот только некоторые из них:

  1. Физиологические раздражения — психическое ощущение;

  2. Физиологические реакции — психическое состояние;

  3. Движения — действие;

  4. Свойства нервной системы — темперамент;

  5. Задатки — способности.

Окажутся ли они истинными или ложными, попробуем разобраться, используя факты, накопленные к настоящему времени физиологией и психологией.

Традиционно психофизиология включает несколько областей исследования.

  • Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в сенсорных системах, начиная с рецепторов и кончая ассоциативными корковыми центрами.

  • Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным является то, что вербальные функции тесно связаны с мыслительными процессами.

  • Психофизиология эмоций исследует нервные и нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Открыты нервные «центры» удовольствия и неудовольствия, расположенные в промежуточном мозге и других подкорковых структурах. Установлена важная роль в эмоциональном поведении гормонов и биологически активных веществ.

  • Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций).

  • Психофизиология биологических ритмов, сна и бодрствования.

  • Психофизиология памяти

  • Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.

  • Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных и возрастных различий в деятельности мозга.

  • Клиническая психофизиология раскрывает особенности проявления физиологических и психических коррелятов при различных заболеваниях и состояниях организма.

Психофизиология – надежная научная опора для психолога, который отважится вторгнуться в душевный мир пациента, понять его проблемы, помочь ему понять самого себя, совместно найти правильное решение проблемной ситуации. Умение восстановить и сохранить психофизиологический гомеостаз, то есть постоянство и гармонию психических и физиологических компонентов, свойственных пациенту, свидетельствует о высокой компетентности практикующего психолога.

 

Книга Основы психофизиологии читать онлайн бесплатно, автор Л. А. Дикая – Fictionbook
Основы психофизиологииОсновы психофизиологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета (протокол № 4 от 5 мая. 2016 г.)

Рекомендовано к печати Президиумом Российского психологического общества

Рецензенты:

доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, кандидат психологических наук, доцент О. К. Труфанова;

кандидат психологических наук, и. о. директора Ростовского-на-Дону колледжа связи и информатики Н. Г. Калинина

Введение

Как научная дисциплина психофизиология возникла на стыке психологии и физиологии. Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. В сферу интересов современной психофизиологии входят такие проблемы, как нейронные механизмы познания окружающей действительности, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе, психофизиологические корреляты принятия решения, сознания и бессознательного, мозговые механизмы творчества.

В наши дни происходит взаимное обогащение двух наук о человеке (психологии и физиологии) как теоретическими разработками, так и экспериментальными методами.

В настоящем учебном пособии отражены систематезированные представления о биосоциокультурных предпосылках формирования поведения и психики человека, о влиянии специфики функционирования мозга на психическую деятельность.

Учебное пособие отражает современное состояние психофизиологии и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по образовательным программам: 37.03.01 «Психология» (бакалавриат), 37.05.01 «Клиническая психология» (специалитет), 37.05.05 «Психология служебной деятельности» (специалитет), 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (специалитет) и 37.04.01 «Психология» (магистратура) по дисциплинам «Психофизиология», «Психофизиология детей и подростков».

Учебное пособие содержит семь глав, объединенных в три модуля («Введение в дисциплину», «Психофизиология сенсорно-моторных процессов и эмоциональной сферы», «Психофизиологические основы когнитивных процессов»), содержание которых соответствует требованиям рабочей программы дисциплины «Психофизиология» для студентов направления подготовки ВПО 37.03.01 «Психология» (бакалавриат).

В первой главе раскрыты предмет, задачи, история становления психофизиологии и современные методы ее исследования.

Во второй главе приведено понятие сенсорной системы, изложены общие принципы организации сенсорных систем, психофизиологические закономерности восприятия.

Третья глава посвящена изложению психофизиологических механизмов движений. Охарактеризована двигательная активность и раскрыты ее функции. Описано строение двигательной системы. Дана классификация движений. Особое внимание уделено иерархии форм двигательной активности по Н. А. Бернштейну.

В четвертой главе представлены психофизиологические основы внимания и эмоций. Раскрыты нейрофизиологические механизмы внимания, описаны методы его изучения и диагностики. Приведены классификации эмоций. Описаны основные теории эмоций. Охарактеризована нейроанатомическая и функциональная организация центральных (мозговых) механизмов эмоций.

Пятая глава посвящена описанию психофизиологических основ памяти. Приведена классификация ее видов. Раскрыты психофизиологические механизмы памяти. Изложены физиологические теории памяти. Охарактеризованы основные нейромедиаторы, участвующие в процессах запоминания.

В шестой главе даны представления о психофизиологических основах мышления. Описаны нейронные и электроэнцефалографические корреляты мышления.

В седьмой главе приведены основные подходы к определению функциональных состояний, описаны типы функциональных состояний.

К каждой главе представлены контрольные вопросы, а к каждому учебному модулю – задания для рубежного контроля и список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения, что позволяет оптимизировать процесс обучения.

Модуль 1
Введение в дисциплину

Глава 1
Предмет, задачи, история становления и методы психофизиологии

1.1. Предмет, задачи, история становления психофизиологии как отрасли психологической науки

Психофизиология – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии. Предметом ее изучения являются физиологические механизмы психических процессов и состояний.

К задачам современной психофизиологии относят:

1) причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов;

2) исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на системном, нейронном, синаптическом, молекулярном уровнях;

3) изучение нейрофизиологических механизмов организации высших психических функций человека.

У современной психофизиологии два дня рождения – неофициальный и официальный. Первый связан с именем В. Вундта (1832–1920), поделившего в 1879 г. всю психологию на «психологию народов» и «физиологическую психологию». Второй день рождения ознаменован учредительным съездом (Первым Международным конгрессом) психофизиологов в г. Монреале в мае 1982 г., на котором было дано определение предмета психофизиологии, создана Международная психофизиологическая организация (International Organization of Psychophysiology – ЮР) и сформирован печатный орган «International Journal of Psychophysiology». На I Международном психофизиологическом конгрессе в 1982 г. психофизиология была официально определена как «наука о физиологических механизмах психических процессов и состояний, индивидуальных различий» (Черноризов А. М., 2007, с. 15).

Этому предшествовали многолетние исследования отечественных и иностранных ученых.

Психофизиология (психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии.

Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX в. французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т. д.).

Поскольку психофизиология представляет собой естественнонаучную ветвь психологического знания, необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

1) физиологической психологии;

2) физиологии высшей нервной деятельности и

3) нейропсихологии.

Наиболее близкой к психофизиологии является физиологическая психология – наука, возникшая в конце XIX в. как раздел экспериментальной психологии. Термин «физиологическая психология» был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологии, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004). Следовательно, при практическом совпадении задач психофизиологии и физиологической психологии в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Однако в истории отечественной психофизиологии был период, когда терминологические различия использовались для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А. Р. Лурией (1973), согласно представлениям которого физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов – мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т. е. отдельных психических процессов и функций. Физиологическая психология образовалась в результате накопления эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в различных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, предметом которой было изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как отмечал А. Р. Лурия, было поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология – это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).

Теоретико-экспериментальные основы данного направления составляет теория функциональных систем П. К. Анохина (1978), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. Принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н. А. Бернштейном (1990), открывшим совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов, также непосредственно связан с идеей функциональных систем. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований – системной психофизиологии (Швырков В. Б., 1995).

 

Рассмотрим теперь соотношение психофизиологии и нейропсихологии. Нейропсихология-это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А. Р. Лурией (1973) теория системной динамической локализации психических процессов.

В последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Поэтому можно отметить, что современная нейропсихология ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология что фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.

Остановимся на соотношении физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) – понятие, введенное И. П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием «психическая деятельность». Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.

Обоснованная методология и многообразие экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив развитие тех исследований, которые не укладывались в «прокрустово ложе» физиологии ВНД. В 1950 г. состоялась так называемая «Павловская сессия», посвященная проблемам психологии и физиологии. На этой сессии речь шла о необходимости возрождения павловского учения. За уклонение в сторону от этого учения резкой критике подвергся создатель теории функциональных систем П. К. Анохин и некоторые другие видные ученые.

Официально положение дел изменилось в 1962 г., когда состоялось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии, которое констатировало существенные изменения, произошедшие в науке в послевоенные годы. При характеристике этих изменений подчеркнем следующее.

В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии (ЭЭГ), стало увеличиваться количество экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т. д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.

Благодаря послевоенным инновациям значительно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).

Интенсивному развитию психофизиологии также способствовал тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие XX в. «Десятилетием мозга». В рамках этой международной программы были проведены комплексные исследования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге и принципах его работы.

Переживая на этой основе период интенсивного роста, психофизиология вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны, например к физиологическим механизмам и закономерностям кодирования информации, хронометрии процессов познавательной деятельности и др.

В облике современной психофизиологии Б. И. Кочубей (1990) выделил три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.

Активизм – отказ от представлений о человеке как пассивно реагирующем на внешние воздействия существе, и переход к новой «модели» человека – активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции.

Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами.

Инфоржативизж отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией (Кочубей Б. И., 1990).

На современном этапе своего развития психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию.

Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предмет и задачи психофизиологии. Место психофизиологии среди других нейронаук. Отрасли психофизиологии.

Появление термина «психофизиология»

В 1829 французский философ Николас Массиа (17644-1848) впервые употребил термин «психофизиология».

Массиас рассматрвиал психофизиологию, как дисциплину философии, предметом которой являлось философское решение проблемы психофизиологической проблемы.

Вильгельм Вундт — немецкий психолог, физиолог и философ.

Открыл в 1879 — 1 психологическую лабораторию.

Он же предложил выделить в психологии отрасли Физиологическая психология и Психология народов.

Формирование психофизиологии как отдельной науки.

Вплоть до середины 20 века психофизилогии как единой дисциплины не существовало.

В 1955 психофизиолог Альберт Экс начал выпускать психофизиологический бюллетень и организовал при APA — психофизиологическую группу.

1960 — А.Экс организовал первое психофизиологическое общество

1964 — SPR стало выпускать журнал Психофизиология.

1972 — вышел первый учебник по психофизиологии в США.

Формирование психофизиологии как отдельной науки (в СССР)

1971 — при участии Леонтьева, Лурия, Гальперина и Соколова на факультете психологии МГУ открывается кафедра психофизиологии. Зав каф. становится Е.Н.Соколов.

1981 — первый учебник по психофизиологии (Дж.Хэссет) на русском языке.

Учебник Соколова Е.Н.

Формирование психофизиологии как отдельной науки (в мире)

В 1982 в Монреале на Всемирном конгрессе по психофизиологии была создана Международная организации психофизиологии.

Организация имеет аккредитацию ООН и ВОЗ.

В 1983 — первый журнал международной журнал по психофизиологии.

Предмет и задачи психофизиологии.

Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.

Задача: исследование нейрофизиологических механизмов: психических процессов, психических состояний и поведения на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях.

Глобальная задача: разрешение психофизиологической проблемы.

 

Практическая психофизиология — область психологической практики, использующая как традиционные психологические методы, так и методы, основанные на объективной регистрации физиологических показателей. Разрабатывает методический инструментарий и собирает новые экспериментальные данные проверки для выдвигаемых гипотез.

Теоретическая психофизиология формулирует основные принципы и законы работы мозга, реализуюшего психические процессы

 

Психофизиология составляет естественно-научный базис общей и практической психологии.

Психология, зародившаяся в гуманитарной науке, сближается с естественными науками.

Психофизиология — транслятор нейрофизиологических данных для психологии

 

Основные направления исследований и прикладных разработок:

—  Диагностика скрываемых знаний

—  Новые технологии объективной оценки воздействия рекламных и медиа-продуктов, Нейромаркетинг

—  Реабилитационная психофизиология

—  Спортивная психофизиология

 

Отрасли психофизиологиии
1. Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Она стремится к раскрытию психофизиологического содержания последовательных этапов онтогенеза.
2. Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

3. Когнитивная психофизиология – наука, изучающая физиологические основы познавательной деятельности человека
4. Сравнительная психофизиология – наука, нацеленная на установление и выявление различий в структурной и функциональной организации мозга, поведении и психике у животных разных видов и у человека
5. Психофизиология профессиональной деятельности – наука, изучающая психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в конкретной деятельности и влияющие на эффективность и качество этой деятельности
Психофизиология тесно взаимосвязана с нейропсихологией. Нейропсихология направлена на изучение мозговой организации псих деятельности. Теоретической её основой, разработанной Лурией, является теория системной динамической локализации психических процессов.

Тема: Введение в психофизиологию. Вопрос 1. Методология психофизиологии (объект, предмет, цель и задачи)

Глава 1: Наши чувства

Глава 1: Наши чувства Чувства БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВА Глава 1: Наши чувства Зачем нам нужны наши чувства? Все организмы способны ощутать свое окружение, но у животных и людей развиты несколько очень сложные сенсорные системы,

Подробнее

Название темы Содержание темы Количество

Название темы Содержание темы Количество Управляемая самостоятельная работа 4..1 Управляемая самостоятельная работа по темам практических занятий. Количество часов практических занятий, переведенных на УСР часа, количество часов лекционных занятий,

Подробнее

ISBN (Московский

ISBN (Московский Библиотека школьного психолога и педагога-практика Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология». М.: Московский психолого-социальный

Подробнее

1. Цель и задачи дисциплины

1. Цель и задачи дисциплины Аннотация рабочей программы дисциплины «Клиническая психофизиология» для студентов 4-го курса очной формы обучения по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» 1. Цель и задачи дисциплины Цель изучения

Подробнее

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций На дом: 8 Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Задачи: Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам Пименов А.В. Рефлексом называется ответная

Подробнее

Социально-психологический факультет

Социально-психологический факультет МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Социально-психологический

Подробнее

Аннотация учебной дисциплины

Аннотация учебной дисциплины Аннотация учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена 1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной

Подробнее

ПРИМЕР РАБОТЫ СО СХЕМАМИ И ДЕФИНИЦИЯМИ

ПРИМЕР РАБОТЫ СО СХЕМАМИ И ДЕФИНИЦИЯМИ ПРИМЕР РАБОТЫ СО СХЕМАМИ И ДЕФИНИЦИЯМИ 1.1. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ Психология труда Социальная психология Возрастная психология Юридическая психология Медицинская психология Ощущения Восприятие Память Мышление

Подробнее

Вопрос 1. Виды памяти

Вопрос 1. Виды памяти Тема: Физиологические основы психических процессов. Вопрос: Психофизиология памяти Вопросы: 1. Виды памяти. 2. Временная организация памяти и механизмы запечатления. 3. Теория кратковременной и долговременной

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Цель изучения дисциплины (модуля). Анатомия и возрастная физиология изучает особенности строения и функционирования организма человека в различные возрастные периоды жизни, закономерности

Подробнее

1.7. Анализаторы человека

1.7. Анализаторы человека 1 1.7. Анализаторы человека 1.7.1. Устройство анализатора. Зрительный анализатор Изменение условий окружающей среды и состояние внутренней среды человека воспринимается нервной системой, которая регулирует

Подробнее

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» волжский ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК Кафедра

Подробнее

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Методические указкния 7.18.2/05 Ф СО ПГУ Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра биологии и экологии МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Подробнее

Б1.В.ДВ.6.2 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Б1.В.ДВ.6.2 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Б1.В.ДВ.6.2 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Цель изучения Содержание Формирование представлений об особенностях структуры и закономерностях жизнедеятельности развивающегося организма на каждом возрастном

Подробнее

42. Психология и педагогика (тест 3)

42. Психология и педагогика (тест 3) 42. Психология и педагогика (тест 3) ВОПРОС N 1. Психология как самостоятельная наука оформилась: 1. в 40-х гг. XIXв. 2. в 80-х гг. XIX в. 3. в 90-х гг. XIX в. 4. в начале XXв. ВОПРОС N 2. Термин «психология»

Подробнее

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

Подробнее

Учитель: Антипина Е.Н.

Учитель: Антипина Е.Н. Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология» в 8 классе Учитель: Антипина Е.Н. Сроки (примерные) Тема раздела Кол-во часов Кол-во лабораторны х работ Кол-во практическ их работ сентябрь Введение

Подробнее

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Министерство образования и науки Российской Федерации Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт «Утверждаю» и.о.ректора А.И.Яценко 011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ,

Подробнее

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ Лекция 1 ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ Объективная и субъективная сторона восприятия Специфичность сенсорных систем Закон специфических энергий Строение сенсорной системы Принципы организации сенсорных

Подробнее

ОРГАНЫ ЧУВСТВ Орган зрения

ОРГАНЫ ЧУВСТВ Орган зрения ОРГАНЫ ЧУВСТВ Орган зрения Органы чувств (анализаторы) Анатомические образования (приборы) (i) воспринимающие энергию внешнего воздействия, (ii) трансформирующие ее в нервный импульси и (iii) передающие

Подробнее

ОПД.Р.1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

ОПД.Р.1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МИНОБРНАУКИ РОССИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасская государственная педагогическая академия» (КузГПА) Факультет физической культуры Кафедра всеобщей

Подробнее

Предмет и задачи психофизиологии

Глоба Наталья Владимировна

Учебный материал:

  • Марютина Т.М. и Ермолаев О.Ю. «Введение в психофизиологию»

  • Марютина Т.М. «Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая»

  • Данилова Н.Н. «Психофизиология»

  • Александров Ю.И. «Психофизиология» (под его редакцией)

  • Греченко «Психофизиология»

  • Николаева «Психофизиология»

Структура курса:

  1. Предмет и задачи

  2. Методы

  • Психофизиология функциональных состояний и эмоционально-потребностной сферы

  • Когнитивная Психофизиология

Психофизиология – возникла на стыке психологии и физиологии которая изучает физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Появился термин в начале 19 века. Французским философом Массиасом, он использовал этот термин для обозначения тех психологических обозначений, которые опираются на объективные физиологические методы.

Соколов предложил структуру проведения исследования: человек-нейрон-модель.

Предмет психофизиологии – физиологические механизмы психической деятельности и поведения человека.

Главная проблема психофизиологии – психофизиологическая проблема, которая была поставлена в 17 веке Декартом.

Наиболее интенсивное развитие психофизиологии это 20 век. В истории перекликалась с другими близкими по содержанию дисциплинами – физиологическая психология, физиология ВНД, нейропсихология.

Физиологическая психология (Вильгельм Вундт) – использовал для тех исследований психики который заимствует методы и результаты исследований у физиологии. 1 раздел – физиологическая психология, предмет – элементарные психические процессы. Метод – психофизиологический эксперимент. 2 раздел – психология народов. Предмет – высшие психические процессы, метод – анализ культурных исторических феноменов – язык, обычаи, традиции.

Современная ФП определяется как отрасль психологии, которая изучает физиологические механизмы отдельных психических процессов и функций.

Различия между современной психофизиологией и ФП:

  1. Предметом ФП являются физиологические механизмы отдельных конкретных частных психических процессов и функций.

  2. Предметом псих.физ. является сложное поведение в контексте которого изучаются физиологические процессы.

Зависимая (которая изменяется в зависимости от независимой переменной) и независимая переменная (служит предметом произвольного выбора исследователя и может изменятся).

  1. П псих.физ. В качестве независимой переменной выступают психические процессы, а в качестве зависимой – их физиологические механизмы.

  2. В ФП в качестве независимой переменной — физиологические процессы, а в качестве зависимой – психические.

Физиология ВНД и психфиз:

  • Предмет псих.физ. Шире.

  • Предмет ВНД – условно-рефлекторная деятельность.

  • Метод псих.физ. – методы изучения активности ЦНС.

  • Методы ВНД – методы изучения рефлекторной деятельности.

В 1940 годы огромный вклад внесла нейропсихология. Нейропсихология появилась благодаря А.Р. Лурии. Нейропсихология – научная дисциплина которая возникла на стыке психологии, физиологии и медицины и изучает мозговые механизмы ВПФ (в связи с локальными поражениями ГМ). Теоретической основой отечественной нейропсихологии является теория системной динамической локализации ВПФ в КБПШ ГМ которая была разработанна А.Р. Лурией

ВПФ:

  • Социальные.

  • Опосредованные по строению.

  • Системные.

  • Произвольны по протеканию.

  • Сознательность.

Системная локализация – любая ВПФ представляет собой не отправление узкого участка нервной ткани, а целостную функциональную систему, которая опирается на работу ряда совместно действующих зон, каждая из которых вносит свой вклад в обеспечение этой психической функции, при поражении каждой из этих зон ВПФ будет нарушаться, но каждый раз по-своему.

Любая ВПФ представляет собой ряда совместно действующих зон коры БПШ.

Пример:

  1. Письменная речь (дисаграфия)

  2. Персивирация – повторение буквы. – миир.

  3. Ошибка серийной организации элементов (перемоточные отделы коры) – имр.

  4. Моторное нарушение (очень криво написано мир)

  5. Нарушение переработки рече-слуховой информации (центр Вернике) – мир-бир.

  6. Зрительно-пространственное нарушение (буквы не в те стороны) – зона ТПО (задний ассоциативный центр)

  7. Нарушение функции произвольности – мир-мама

Динамическая локализация – может изменятся в процессе онтогенетического и при поражении.

Нейропсихологические пробы – простые короткие приёмы носят полифункциональный характер. (К примеру – кулак-ребро-ладонь).

Графическая проба «заборчик»

Праксис «поза пальцев»

Локализация может меняться в процессе упражнения.

Психофизиология и нейропсихология:

  • Предмет псих.физ – шире, поскольку изучаются физиологические механизмы психической деятельности в целом и на разных уровнях.

  • Предмет нейро.псих – узкий, сосредоточена на изучении корковых механизмов психических функций.

  • Метод псих.физ — огромный арсенал методов.

  • Метод нейро.псих – нейропсихический пробы.

Наиболее бурное развитие психофизиология переживает в середине 2 половины 20 века. В 50 годы в связи с развитием методов психофизиологии расширяются возможности психофизиологические исследований, а также в связи с развитием вычислительной техники, кибернетики, расширяется фронт экспериментальных исследований.

Психофизиология приобретает в 1982 году (окончательный статус). В Мон Реале произошёл первый ПФ конгресс. Была сознана ассоциация и учреждён международный журнал психофизиология. Первый спор в конгрессе – предмет.

  1. Изначально планировалось изучать только нейронный механизм.

  2. С другой стороны – физиологические механизмы как на микро и макроуровне.

Второй вопрос конгресса – методы.

  1. Должна пользоваться только инвазивными методами.

  2. Должна пользоваться не только инвазивнными методами, но и инвазимными.

Проект «Светлое пятно» — один из лидеров Бехтерева.

Нейроинформатика

Структура современной ПФ:

  • Физиологические основы познавательных процессов

  • Эмоционально потребностая сфера функциональных состояний

Витаукт – нормальные механизмы старения

Так же включён широкий круг прикладных отросшей среди которых – социальная психофизиология, психофизиология профессиональной деятельности, педагогическая психофизиология, сравнительная психофизиология, клиническая психофизиология, экологическая психофизиология и д.р.

Основная проблема — психофизиологическая проблема

3 классические варианта решения проблемы, которые сформировались в 17-19 веке:

  1. Психофизиологический параллелизм

Противопоставление психики и мозга, душа и тело. Они рассматриваются как независимые явления. Родоначальник – Рене Декарт. Й. Прохазка ввёл термин рефлекс. Лейбниц говорил, что душа и тело – это пара гармоничных часов.

  1. Психофизиологическая идентичность

Психическая полностью отождествляется с физиологическим. Психофизиологический редукционном. Немецкие материалисты – Л. Фогт и К. Бюхнер. «Мозг вырабатывает мысль как печень – желчь»

  1. Психофизиологическое взаимодействие

Психическая и физиологическая имеет разные сущности, но допускается определённая степень их взаимодействий

Во 2 половине 20 века появляются ещё варианты решения проблем:

  1. Системный подход к решению психофизиологической проблемы – Александров, Швырков.

Мозг рассматривается как сверхсистема которая состоит из множества систем как микро так и макро уровня (сети нервных клеток, структурные образования мозга). Психика рассматривается как системная или эмерджентное (несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов) свойство мозга. Психические процессы сопоставляются здесь не с элементарными физиологическими процессами, а с процессами их организации. Иными словами, психическое возникает только при организации физиологических организаций систем, более того физиологическое и психическое рассматривается как разные стороны единых системных процессов в организме.

Следует сказать, что истоки системного подхода начинают складываться в первой половине ХХ века в трудах как отечественных (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин) так и зарубежных авторов (Голтс и Лешли).

Задачи направления – изучение формирования и реализации систем, которые составляют индивидуальный опыт человека. Интеграция элементарных процессов осуществляется в рамках качественно отличных от них системных процессов.

Теоретическую основу составляет, прежде всего, теория функциональных систем и системогенеза П.К. Анохина (Александров).

Сестемогенез. Основные принципы:

Формирование с разной скоростью и в разное время.

Морфофункциональное созревание идёт за счёт тех частей органов, которые участвуют в приспособительной деятельности.

Компоненты функциональной системы, которые до определённого времени существовали как независимые, в некоторый момент времени объединяются и начинают функционировать как единое целое.

С момента консолидации функциональная система становится дееспособной и это происходит задолго до того, как все её компоненты достигнут окончательной зрелости.

3 основные задачи:

  • Поддержание гомеостаза

  • Приобретение индивидуального опыта

  • Приспособление к среде

Введение

ГБОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И Разумовского

Минздрав социального развития России

Реферат на тему:

«Предмет и задачи психофизиологии»

Выполнила: студентка 2курса 2группы факультета клиническая психология Колозина Юлия

Саратов 2014

Содержание

Введение

  1. Предмет психофизиологии

  2. Основные цели и задачи психофизиологии

Заключение

Список литературы

Психофизиология человека — дисциплина, изучающая поведение человека посредством исследования духовных психических и физических функций организма в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Главными целями психофизиологии являются:

а) Получение данных о физических и психических механизмах поведения в целом, обогащающих теоретическую основу психофизиологии.

б) Использование теоретической информации для предсказания поведения человека (коллектива) в будущем, для оптимизации управления человека своим поведением и для эффективного внешнего управления его поведением.

Психофизиология использует как физиологические, так и психологические методы. Независимыми переменными (переменными, произвольно изменяемыми исследователем) в психофизиологическом исследовании являются переменные, предъявляемые в ходе физиологических или психологических исследовательских процедур. Это может быть предъявление дозированной физической нагрузки, определенной сенсорной стимуляции, задание вопросов, предъявление задач, применение физиологических или психологических тестов, моделирование эмоциональной стрессовой ситуации и т.д. Зависимые переменные — это физиологические показатели, регистрируемые в виде электродермограммы (ЭДГ), электромиограммы (ЭМГ), электрокардиограммы (ЭКГ), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), давления, объема, температуры и т.д., и психологические показатели.

  1. Предмет психофизиологии

Предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

      Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

          Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

          Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

          Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

С точки зрения Лурия, физиологическая психология акцентируется на отдельных физиологических процессах, лежащих в основе  психологических явлений, тогда как центральной задачей психофизиологии является анализ целостных форм психологической деятельности.

    Главная задача — причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Психофизиология — Общество Психофизиологических Исследований

ТОЛЬКО ДЛЯ ЧЛЕНОВ ДОСТУПА К ЖУРНАЛУ

ПОСМОТРЕТЬ РЕСТОРАННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПО ТРЕНДИРОВАННОЙ БУМАГЕ

Руководства Документы


Цели и Сфера

Основанная в 1964 году, «Психофизиология» — самый авторитетный в мире журнал, специально посвященный распространению психофизиологических наук. Журнал продолжает играть ключевую роль в развитии нейробиологии человека во многих ее формах и методологиях (включая центральные и периферические измерения), освещая исследования взаимосвязей между физиологическими и психологическими аспектами мозга и поведения.Как правило, исследования, опубликованные в «Психофизиологии», включают психологические независимые переменные и неинвазивные физиологические зависимые переменные (гемодинамические, оптические и электромагнитные изображения мозга и / или периферические измерения, такие как дыхательная синусовая аритмия, электромиография, пупиллография и многие другие). В большинстве исследований, опубликованных в журнале, участвуют люди, но изредка публикуются работы с использованием животных моделей таких явлений. Для получения дополнительной информации о целях и объеме журнала см. Fabiani, 2015.

Психофизиология публикует оригинальные полные статьи в любой области психофизиологических исследований: теоретические статьи, экспериментальные исследования, оценочные обзоры литературы и методологические разработки (например, новые экспериментальные и регистрационные процедуры и статистический анализ). Архивные документы Общества психофизиологических исследований (такие как присуждение цитат и некрологи) также публикуются в журнале. Письма в редакцию или комментарии к другим статьям не принимаются.


SPR Документы открытого доступа

Руководства Документы

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ АДРЕСА

АДРЕСА НАГРАЖДЕНИЯ РАННЕЙ КАРЬЕРА


Статьи в журналах

Рекомендуемые статьи

См. Все последние избранные статьи для Психофизиология

Тенденции Статья

Просмотреть все последние актуальные статьи для Психофизиология

Спецвыпуски

Прочтите последнее специальное издание журнала Психофизиология.

Виртуальные ПРОБЛЕМЫ

Просмотр документов в начале обзора.


Журнал приложение

Загрузите наше приложение, чтобы быть в курсе последних выпусков журнала на вашем смартфоне или планшете. Приложение доступно для продуктов Apple и Android.


Отправить рукопись

Мы поощряем подачу рукописей в журнал. Узнайте больше о правилах подачи заявок и отправьте статью для публикации.


Награды за выдающиеся заслуги и в память

,

психофизиологических методов в нейронауке | Noba

В середине 19-го века железнодорожник по имени Финеас Гейдж отвечал за установку взрывных зарядов для взрыва через скалу, чтобы подготовить путь для железнодорожных путей. Он должен был положить заряд в отверстие, просверленное в скале, поместить предохранитель и песок поверх заряда и упаковать все это с помощью утрамбованного утюга (сплошной железный прут длиной примерно в один ярд и диаметром чуть больше дюйма). ). В сентябрьский полдень, когда Гейдж выполнял эту задачу, его утюжок вызвал искру, которая преждевременно сработала взрывчатым веществом, отправив утюжок в воздух.

В отличие от других областей тела, повреждение мозга не локализуется в этой конкретной области; травмы имеют широко распространенные последствия и для других областей. [Изображение: Ван Хорн JD, Иримия A, Торгерсон CM, Chambers MC, Kikinis R и др., Https://goo.gl/wdhM4o, CC BY 2.5, https://goo.gl/0QtWcf]

К сожалению для Гейдж, его голова была над отверстием, и утрамбованный утюг вошел в его лицо, прошел позади его левого глаза и вышел из макушки, в конце концов приземлившись на 80 футов.Гейдж потерял часть своей левой лобной доли в результате аварии, но выжил и прожил еще 12 лет. Что наиболее интересно с психологической точки зрения, так это то, что личность Гейджа изменилась в результате этой аварии. Он стал более импульсивным, у него были проблемы с выполнением планов, и, иногда, он занимался вульгарной ненормативной лексикой, которая была не в его характере. Это тематическое исследование позволяет предположить, что существуют определенные области мозга, которые связаны с определенными психологическими явлениями.При изучении психологии мозг действительно является интересным источником информации. Хотя было бы невозможно воспроизвести тип ущерба, нанесенного Гейджу во имя исследования, за прошедшие годы были разработаны методы, позволяющие безопасно измерять различные аспекты деятельности нервной системы, чтобы помочь исследователям лучше понять психологию, а также отношения между психологией и биологией.

Психофизиология определяется как любое исследование, в котором зависимая переменная (то, что исследователь измеряет) является физиологической мерой, а независимая переменная (то, что исследователь исследует) является поведенческой или психической.В большинстве случаев работа выполняется неинвазивно с участием активных людей. Физиологические измерения принимают различные формы и варьируются от кровотока или нервной активности в мозге до вариабельности сердечного ритма и движений глаз. Эти меры могут предоставить информацию о процессах, включая эмоции, познание и взаимодействие между ними. Таким образом, физиологические измерения предлагают очень гибкий набор инструментов для исследователей, чтобы ответить на вопросы о поведении, познании и здоровье.

Психофизиологические методы являются частью очень большой области нейробиологических методов.Многие нейробиологические методы инвазивны, такие как поражение нервной ткани, инъекция нейтрально активных химических веществ или манипулирование нейронной активностью посредством электростимуляции. В настоящем обзоре особое внимание уделяется неинвазивным методам, широко используемым на людях.

Важно отметить, что при изучении взаимосвязи между физиологией и явным поведением или психическими событиями психофизиология не пытается заменить последнее на первое. Например, счастье является состоянием приятного удовлетворения и связано с различными физиологическими показателями, но нельзя сказать, что эти физиологические показатели — это счастья.Мы можем сделать выводы о чьем-либо когнитивном или эмоциональном состоянии, основываясь на его или ее самоотчете,

.

Психофизиология — Википедия опубликована // WIKI 2

Отделение психологии

Психофизиология (от греческого ψῡχή, psȳkhē , «дыхание, жизнь, душа»; φύσις, physis , «природа, происхождение»; -λογία, -logia ) — это область психологии, которая занимается с физиологическими основами психологических процессов. [1] В то время как психофизиология была широко широкой областью исследований в 1960-х и 1970-х годах, в настоящее время она стала довольно специализированной и разветвлена ​​на такие подспециализации, как социальная психофизиология, сердечно-сосудистая психофизиология, когнитивная психофизиология и когнитивная нейронаука.

Фон

Некоторым людям трудно отличить психофизиолога от физиолога-психолога, это очень разные точки зрения. Психологов интересует, почему мы можем бояться пауков, а физиологов — системы ввода / вывода миндалины. Психофизиолог попытается связать их. Психофизиологи обычно изучают психологическую / физиологическую связь у интактных людей. В то время как ранние психофизиологи почти всегда изучали влияние психологических состояний на реакции физиологической системы, с 1970-х годов психофизиологи также часто изучают влияние физиологических состояний и систем на психологические состояния и процессы.Именно эта перспектива изучения интерфейса души и тела делает психофизиологов наиболее отличными.

Исторически сложилось так, что большинство психофизиологов изучали физиологические реакции и системы органов, иннервируемые вегетативной нервной системой. В последнее время психофизиологи в равной степени или потенциально больше интересовались центральной нервной системой, изучали кортикальные потенциалы мозга, такие как многие типы связанных с событиями потенциалов (ERP), мозговые волны, и использовали передовые технологии, такие как функциональная магнитно-резонансная томография. (ФМРТ), МРТ, ПЭТ, МЭГ и другие методы нейрохирургии.Психофизиолог может посмотреть, как воздействие стрессовой ситуации приводит к сердечно-сосудистой системе, такой как изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС), вазодилатация / вазоконстрикция, сократимость миокарда или ударный объем. Перекрытия в областях, представляющих интерес для психофизиологов и физиологических психологов, могут состоять из наблюдения за тем, как одно сердечно-сосудистое событие может влиять на другое сердечно-сосудистое или эндокринное событие, или как активация одной нервной структуры мозга вызывает возбуждающую активность в другой нервной структуре, которая затем вызывает тормозящий эффект в некоторых других система.Часто физиологические психологи изучают эффекты, которые они изучают у подопытных, используя хирургические или инвазивные методы и процессы.

Психофизиология тесно связана с нейробиологией и социальной нейробиологией, которая в первую очередь занимается отношениями между психологическими событиями и реакциями мозга. Психофизиология также связана с медицинской дисциплиной, известной как психосоматика.

В то время как психофизиология была дисциплиной вне основного направления психологической и медицинской науки примерно до 1960-х и 1970-х годов, в последнее время психофизиология оказалась на пересечении психологических и медицинских наук, и ее популярность и важность возросли по сравнению с осознание взаимосвязи ума и тела.

Меры

Психофизиологические меры существуют в трех областях; отчеты, чтения и поведение. [2] Оценочные отчеты включают в себя самоанализ участников и самооценку внутренних психологических состояний или физиологических ощущений, таких как самоотчет о уровнях возбуждения на манекене самооценки, [3] или меры интероцептивной висцеральной осведомленности, такие как обнаружение сердцебиения. [4] Заслуги для самоотчета — это акцент на точном понимании субъективного опыта участников и понимании их восприятия; однако, его подводные камни включают в себя возможность недопонимания участниками масштаба или неправильного напоминания о событиях. [5] Физиологические реакции также могут быть измерены с помощью инструментов, которые считывают телесные события, такие как изменение сердечного ритма, электродермальная активность (ЭДА), мышечное напряжение и сердечный выброс. Многие показатели являются частью современной психофизиологии, включая мозговые волны (электроэнцефалография, ЭЭГ), фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография), электродермальную активность (стандартизированный термин, включающий реакцию кожной проводимости, СКЛ и гальваническую реакцию кожи, ГСР), сердечно-сосудистые измерения (сердце частота сердечных сокращений, ЧСС, ударов в минуту, ВРМ; вариабельность сердечного ритма, ВСР; вазомоторная активность), мышечная активность (электромиография, ЭМГ), электрогастрограмма (ЭГГ), изменения диаметра зрачка с мыслью и эмоциями (пупиллометрия), движения глаз, записанные с помощью методы электроокулограммы (EOG) и направления взгляда, а также кардиодинамика, записанная с помощью импедансной кардиографии.Эти меры полезны, потому что они обеспечивают точные и независимые от восприятия объективные данные, записанные оборудованием. [2] Недостатком, однако, является то, что любая физическая активность или движение могут изменить реакции, а базовые уровни возбуждения и отзывчивости могут отличаться у разных людей и даже между ситуациями. [6]

Наконец, можно измерить явное действие или поведение, которое включает наблюдение и запись фактических действий, таких как бег, замораживание, движение глаз и выражение лица.Это хорошие меры реагирования и их легко регистрировать на животных, но они не так часто используются в исследованиях на людях. [2]

Использует

Психофизиологические меры часто используются для изучения эмоций и реакции внимания на раздражители во время нагрузки и все чаще, чтобы лучше понять когнитивные процессы. Физиологические датчики были использованы для выявления эмоций в школах [7] и интеллектуальных системах обучения. [8]

эмоций

Давно признано, что эмоциональные эпизоды частично состоят из физиологических реакций. [9] Ранняя работа по увязке эмоций с психофизиологией началась с исследования по картированию согласованных реакций вегетативной нервной системы (ANS) на отдельные эмоциональные состояния. Например, гнев может быть обусловлен определенным набором физиологических реакций, таких как увеличение сердечного выброса и высокое диастолическое артериальное давление, которые позволят нам лучше понять закономерности и прогнозировать эмоциональные реакции. Некоторые исследования смогли обнаружить устойчивые паттерны ответов ANS, которые соответствовали определенным эмоциям в определенных контекстах, как, например, раннее исследование, проведенное Полом Экманом и его коллегами в 1983 году. «Эмоционально-специфическая активность в вегетативной нервной системе была получена путем построения лицевых прототипов эмоциональных мышц. мышцами и переживая прошлые эмоциональные переживания.Вегетативная деятельность производила различия не только между положительными и отрицательными эмоциями, но и между отрицательными эмоциями «. [10] Тем не менее, по мере того, как проводилось больше исследований, была обнаружена большая вариабельность ответов ANS на дискретные индукции эмоций, причем не только среди людей, но и со временем у тех же людей, и в значительной степени между социальными группами. [11] Некоторые из этих различий можно отнести к таким переменным, как техника индукции, контекст исследования или классификация стимулов, которые могут изменить воспринимаемый сценарий или эмоциональный отклик.Однако было также установлено, что особенности участника могут также изменить ответы ANS. Такие факторы, как базовый уровень возбуждения во время эксперимента или между восстановлением теста, изученными или обусловленными реакциями на определенные стимулы, диапазоном и максимальным уровнем эффекта действия ANS и индивидуальной внимательностью, могут изменять физиологические реакции в лабораторных условиях. [12] Даже предположительно дискретные эмоциональные состояния не проявляют специфичности. Например, некоторые эмоциональные типологи считают, что у страха есть подтипы, которые могут включать бегство или замораживание, оба из которых могут иметь различные физиологические паттерны и потенциально отличную нервную схему. [13] Таким образом, не может быть получена определенная корреляция, связывающая конкретные вегетативные паттерны с дискретными эмоциями, заставляя теоретиков эмоций переосмыслить классические определения эмоций.

Психофизиологический вывод и физиологические компьютерные игры

Физиологические вычисления представляют собой категорию аффективных вычислений, которая включает адаптацию программного обеспечения в реальном времени к психофизиологической активности пользователя. Основной целью этого является создание компьютера, который реагирует на эмоции пользователя, познание и мотивацию.Подход заключается в том, чтобы обеспечить неявную и симметричную связь между человеком и компьютером, предоставляя программному обеспечению доступ к представлению психологического статуса пользователя.

Существует несколько возможных способов представления психологического состояния пользователя (обсуждается на странице аффективных вычислений). Преимущества использования психофизиологических показателей состоят в том, что их изменения являются непрерывными, меры являются скрытыми и неявными, и доступны только для источника данных, когда пользователь взаимодействует с компьютером без какого-либо явного устройства связи или ввода.Эти системы основаны на предположении, что психофизиологическая мера является точным индивидуальным представлением соответствующего психологического измерения, такого как умственное усилие, участие в задании и разочарование.

Все физиологические вычислительные системы содержат элемент, который можно назвать адаптивным контроллером, который можно использовать для представления игрока. Этот адаптивный контроллер представляет процесс принятия решений, лежащий в основе адаптации программного обеспечения. В своей простейшей форме адаптивные контроллеры выражаются в логических выражениях.Адаптивные контролеры охватывают не только правила принятия решений, но и психофизиологический вывод, который подразумевается при количественном определении тех триггерных точек, которые используются для активации правил. Представление игрока с помощью адаптивного контроллера может стать очень сложным и часто только одномерным. Петля, используемая для описания этого процесса, называется биоцибернетической петлей. Биоцибернетический цикл описывает систему замкнутого цикла, которая получает психофизиологические данные от игрока, преобразует эти данные в компьютеризированный ответ, который затем формирует будущий психофизиологический ответ от игрока. Грушинский, Майк; Стивен Х. Фэрклуг. «Психофизиологический вывод и физиологические компьютерные игры».

Библиография

  • Bos, M.W .; Dijksterhuis, A .; Ван Баарен, Р. (2012). «Пища для размышлений? Доверьтесь своему бессознательному, когда энергии мало». Журнал нейробиологии, психологии и экономики . 5 (2): 124–130. DOI: 10.1037 / a0027388.
  • Cushman, F .; Гэри, К .; Gaffey, A .; Мендес, В. Б.(2012). «Имитация убийства: отвращение к вредным действиям». Эмоции . 12 (1): 2–7. DOI: 10.1037 / a0025071. PMID 21910540.
  • Фабиани, М (2012). «Это были лучшие времена, это были худшие времена: взгляд психофизиолога на когнитивное старение». Психофизиология . 49 (3): 283–304. DOI: 10.1111 / j.1469-8986.2011.01331.x. PMID 22220910.
  • Гренландия, К .; Ксения Д .; Maio G. (2012). «Межгрупповое беспокойство от самого себя и других: данные самоотчетов, физиологических эффектов и реальных взаимодействий». Европейский журнал социальной психологии . 42 (2): 150–163. DOI: 10.1002 / ejsp.867.
  • Какарот, Н .; Mueller, F .; Бассарак, C. (2012). «Графики активности и отдыха в тяжелой физической работе и вариации ответов с возрастом». Эргономика . 55 (3): 282–294. DOI: 10.1080 / 00140139.2011.639906. PMID 22273280.
  • Киркански, К .; Morazavi, A .; Castriotta, N .; Бейкер, А. С .; Mystkowski, J. L .; Yi, R .; Краске, М.Г. (2012). «Проблемы традиционной парадигмы воздействия: изменчивость в терапии воздействия для опасений загрязнения». Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии . 43 (2): 745–751. DOI: 10.1016 / j.jbtep.2011.10.010. PMID 22104655.
  • Ong, A.D .; Rothstein, J. D .; Учино, Б. Н. (2012). «Одиночество подчеркивает возрастные различия в сердечно-сосудистых реакциях на угрозу социальной оценки». Психология и старение . 27 (1): 190–198.DOI: 10.1037 / a0025570. PMID 22004517.
  • Pietschnig, J .; Надер, И. Ш .; Гиттлер Г. (2012). «Воздействие феромонов ухудшает выполнение пространственных задач у молодых мужчин». Канадский журнал поведенческих наук . 44 (2): 93–98. DOI: 10.1037 / a0026194.
  • Satpute, A. B .; Мамфорд, Дж. А .; Налибофф, Б.Д .; Poldrack, R.A. (2012). «Передний и задний гиппокамп человека отчетливо реагируют на состояние и тревожность». Эмоции . 12 (1): 56–68. DOI: 10.1037 / a0026517. PMID 22309734.
  • Ван Дурен, М .; de Vries, J.J.G .; Janssen, J. H. (2012). «Эмоциональная потливость по всему телу: сравнение 16 различных мест измерения проводимости кожи». Физиология и поведение . 106 (2): 298–304. DOI: 10.1016 / j.physbeh.2012.01.020. PMID 22330325.
  • Целевая группа Европейского общества кардиологов Североамериканского общества электрокардиологических исследований.Стандарты измерения вариабельности сердечного ритма, физиологической интерпретации и клинического использования. Тираж . 1996: 1043-1065.
  • Пяточные у новорожденных: поведенческий и спектральный анализ Оценка методов контроля боли.

А. Вайсман, М. Аранович, С. Блейзер и Э. З. Циммер (2009) Педиатрия 124, e921-e92

  • Влияние низкоинтенсивных тренировок на артериальное давление, частоту сердечных сокращений и вегетативную модуляцию сердечного ритма у мужчин и женщин с гипертонией.

л.с. Хуа, С. А. Браун, С. Дж. М. Хейнс, М. Годвин и Дж. Л. Парлоу (2009) Biol Res Nurs 11, 129-143

  • Малик М, Камм А. Вариабельность сердечного ритма . Издательство Футура, 1995.
  • Cacioppo, John T. & Tassinary, Louis G (1990), Принципы психофизиологии: физические, социальные и логические элементы , Кембридж: издательство Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-34885-0 CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка)
  • Добро пожаловать М.О., Переверзева Е.В., Переверзев В.А.Новая психофизиологическая модель влияния употребления алкоголя на успеваемость студентов-медиков Белорусского государственного медицинского университета. IJCRIMPH 2 (6): 183-197, 2010.

Внешние ссылки

Последний раз эта страница редактировалась 5 июня 2020 года, в 11:19. ,

Что такое психофизиология? (с картинками)

Психофизиология — это отрасль науки, в которой можно изучать взаимодействие между разумом и телом. Часто ассоциируемый с нетрадиционной медициной, он был интегрирован с традиционным лечением в начале XXI века; Исследования показали связь между психическим здоровьем и многими физическими расстройствами. Врачи общей практики, такие как неврологи, а также химики и инженеры часто работают в области психофизиологии.Стресс, тревога и страх иногда коррелируют с такими состояниями, как болезни сердца, артрит и мигрень, в дополнение к расстройствам пищеварительной системы. Медицинские процедуры могут сочетать, например, медикаментозную терапию с медитацией, массажной терапией или йогой.

EEG tests may be combined with physical attributes to study how the mind and body interact. ЭЭГ-тесты могут сочетаться с физическими характеристиками для изучения взаимодействия ума и тела.

Исследования по использованию различных методов лечения, сфокусированных на разуме и теле, часто показывают, что исцеление можно улучшить, если обратиться к обоим. Лечение различных заболеваний иногда бывает более успешным. Влияние психофизиологии на здоровье можно увидеть в реакциях, часто называемых психосоматическими.Страх определенных стимулов может привести к увеличению частоты сердечных сокращений и кровяного давления, в то время как пищеварительная функция может быть нарушена. Со временем могут развиться хронические заболевания, поэтому во время лечения иногда учитывают эмоциональное состояние.

Meditation reduces stress and may relieve physical symtpoms like migraine headaches. Медитация уменьшает стресс и может облегчить физические симптомы, такие как мигрень.

Медитация — это одна из практик, которая связана с психофизиологией стресса; Исследования показали, что это может уменьшить беспокойство и депрессию. Это часто улучшает здоровье пищеварительной системы, снижает кровяное давление и даже может снизить уровень холестерина.Терапия разума и тела часто используется для лечения состояний, связанных с травмирующими переживаниями, серьезными заболеваниями, а также опасными для жизни травмами. Эмоциональные состояния также могут влиять на нервную систему. Нейропсихология часто включает мониторинг частоты сердечных сокращений, иммунного ответа и ритма сна в зависимости от различных эмоциональных состояний.

Хотите автоматически сэкономить время и деньги месяца? Пройдите 2-минутный тест, чтобы узнать, как начать экономить до 257 долларов в месяц.

Такие тесты, как электроэнцефалограммы (ЭЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ) и компьютерная осевая томография (КТ), часто используются для мониторинга здоровья человека. Эти научные тесты могут сочетаться со знанием того, как физические состояния могут изменяться вместе с эмоциями. Исследования коррелировали определенные эмоциональные состояния, такие как одиночество, с повышенным риском сердечных заболеваний и длительным посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) с заболеваниями кишечника.

Были разработаны различные методы анализа физического благополучия и психического здоровья. Программное обеспечение может даже использоваться для оценки психофизиологии человека. Одна программа использует систему подсчета очков, которая может включать в себя данные испытаний сердца, дыхательной системы, мозговых волн и того, как кожа проводит электричество.Экологическая и даже социальная психофизиология также могут рассматриваться в сфере здравоохранения. Ученые в этой области часто изучают баланс между разумом и телом в профилактической медицине и лечении различных заболеваний.

When the mind has influence over creating bodily illnesses, such as muscle aches and pain, it is often referred to as a psychosomatic condition. Когда ум оказывает влияние на создание телесных заболеваний, таких как мышечные боли и боль, его часто называют психосоматическим состоянием.,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *