Социальное поведение и его виды.
Социальное поведение подразумевает психологическое воздействие на людей и занятие среди них конкретного положения.
Как правило, такой тип поведения рассматривается как противоположность поведению индивидуальному, которое не связано с отношениями, складывающимися между человеком и окружающими его людьми.
Психологи выделяют несколько видов социального поведения:
🔹 Массовое поведение Является плохо управляемой социальной активностью большого количества людей, которые не организованы и не преследуют конкретной цели. Нередко его называют и стихийным поведением. В качестве примера можно назвать моду, слухи, панику, различные религиозные, политические и экономические движения и т.п.
🔹 Групповое поведение Чаще всего оно возникает по причине особых процессов, происходящих в различных социальных группах. Отличается оно тем, что члены группы действуют согласованно, постоянно взаимодействуя друг с другом, даже когда находятся за пределами группы.
🔹 Полоролевое поведение. Представляет собой поведение, которое свойственно людям конкретного пола и связано с основными социальными ролями, выполняемыми этим людьми в процессе жизнедеятельности какого-либо социума.
🔹 Просоциальное поведение. Основой просоциального поведения человека является его стремление к помощи и поддержке окружающих.
🔹 Конкурентное поведение. Это поведение, когда окружающие люди воспринимаются человеком как потенциальные или реальные конкуренты, и он вступает с ними в борьбу или соревнование.
🔹 Послушное поведение Под таким поведением понимаются формы социального поведения, обеспечивающие цивилизованное и культурное взаимодействие между людьми. Довольно часто такой вид поведения называется правопослушным поведением.
🔹 Девиантное поведение Таким поведением является поведение, идущее вразрез с принятыми в обществе социальными, моральными и/или этическими нормами. Несмотря на это, девиантное поведение нельзя назвать противоправным, которое предполагает осуждение по закону.
🔹 Проблемное поведение Под проблемным поведением понимается любое поведение, служащее причиной возникновения у человека психологических проблем.
🔹 Поведение типа привязанности. Выражается в стремлении человека всё время быть рядом с другими. Представленная форма поведения проявляется уже в детстве, а объектом привязанности в большинстве случаев является мать.
То, как ведёт себя человек, и какая форма социального поведения является для него наиболее комфортной и приемлемой, в огромной степени оказывают влияние на устойчивые черты его личности.
Но важнее то, что зная о них, человек получает возможность провести корректировку своего образа действий, а также понять, в чём состоят его преимущества и слабые места!
#психология
Социология управления: Социальное поведение и социальный контроль: типы, виды
Поведение личности — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным.
Социальное поведение — внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки (диспозиции), формирующиеся в результате взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды.
Социальная установка — это ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. По мнению американского социолога Дж.Герберта, социальная установка включает в себя все, что нам нравится, нашу приязнь или неприязнь по отношению к самим себе и окружающим. Она возникает из способности видеть мир и самих себя так, как его видят другие, и так, как это принято в данной социальной общности.
Мы постоянно меняем свои социальные установки в зависимости от установок других людей. Но вопрос состоит в том, кто эти другие? Во-первых, это те, кто нам нравится, к кому мы испытываем симпатии. Во-вторых, это те, кто рядом с нами, но немного выше нас по престижу. Сила влияния на наши установки обратно пропорциональна социальной дистанции, под которой понимается восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия.
Типы социального поведения:
Массовое социальное поведение — это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).
Девиантное поведение — это исторически возникающее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам.
От социального поведения членов общества зависит наличие или отсутствие социального порядка в нем.
Социальный порядок — это система, включающая индивидов, взаимосвязи между ними, привычки и обычаи, действующие незаметно и способствующие выполнению различных видов деятельности, необходимой для успешного функционирования данной системы.
Фиксируя те или иные отклонения от социального порядка в обществе, нельзя не отметить, что в целом социальная система функционирует: миллионы людей ходят на работу, работает городской транспорт и т.д. Что же заставляет функционировать социальную систему? Это социальный контроль, т.е. способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования.
Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют организации. Для этого создаются специальные органы и разрабатываются правила. Например, уголовное право. На уровне общественной организации к таким органам относятся правоохранительные.
Неформальный контроль — это вид давления, характерный для небольших групп, проявляющийся в формах остракизма (психологического изгнания), критики или насмешки, препятствующих девиантному поведению. Выделяют четыре основных типа неформального контроля: социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выражаются в улыбках, одобрительных взглядах, а также других проявлениях одобрения. Наказание проявляется в форме недовольного взгляда, остром критическом высказывании, угрозе физической расправы или физическом воздействии. Убеждение — также один из способов предотвращения девиантного поведения. Наконец, переоценка норм — это более сложный тип неформального социального контроля, при котором поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.
Типы социального поведения личности (по Р. Мертону).
Наиболее значительным является классификация девиантного поведения является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:• в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными, нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;
• традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм;
• ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но ничего не предпринимается взамен;
• бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и средства.
В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией.
25. Социологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения личности.
Классическими видами девиантного поведения признаны преступления, правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания — преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось, что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы, их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения являются постоянно незавершенной.
Виды и формы социального контроля (реферат по политологии)
Автор: Маргарита ГладковаВведение
Сейчас всё чаще и чаще с экранов телевизоров, а также на страницах Интернета можно наткнуться на словосочетание «социальный контроль». И многие задают себе вопрос: «А что же это такое и зачем он вообще нужен»?
В современном мире под социальным контролем понимают надзор за поведением человека в обществе с целью предотвращения конфликтов, наведения порядка и поддержания существующего общественного строя. Наличие социального контроля – это одно из важнейших условий нормального функционирования государства, а также соблюдения его законов. Идеальным обществом считается такое общество, в котором каждый его член делает то, что хочет, но при этом это является тем, что от него ожидают и что требуется государству на данный момент. Конечно, не всегда просто заставить человека делать то, что от него хочет общество.
Механизмы социального контроля давно прошли проверку временем, и самыми распространенными среди них, конечно же, считаются групповое давление и социализация человека. К примеру, для того, чтобы в государстве наблюдался прирост населения, необходимо убедить семьи в том, что иметь детей хорошо и полезно для их здоровья. Более примитивные общества стремятся контролировать поведение человека через принуждение, однако такой способ не всегда срабатывает. Кроме того, при большой численности населения в государстве практически невозможно использовать эту меру социального контроля.
Изучение форм и видов социального контроля принципиально важно для нынешнего общества. Сейчас населению предоставляется всё больше и больше свобод, однако и ответственность вместе с тем возрастает. Способы контроля отклоняющегося поведения изменяются, становятся всё изощреннее и незаметнее, и порой не каждый человек догадывается, что всё то, что он делает, запрограммировало государство и поместило ему в голову с самого рождения. В данной работе раскрываются наиболее популярные и действенные формы и виды социального контроля, чаще всего применяемые в обществе. Знание их полезно каждому образованному человеку, поскольку для нормального существования принципиально важно знать все те механизмы, что оказывают влияние на сознание человека.
Что такое социальный контроль и отклоняющееся поведение
Сейчас в мире не существует такого идеального общества, в котором каждый его член ведет себя в соответствии с принятыми требованиями. Очень часто могут возникнуть так называемые социальные отклонения, которые не всегда хорошо отражаются на структуре социума. Формы социальных отклонений бывают самые разные: от безобидных до очень и очень опасных. Кто-то имеет отклонения в личностной организации, кто-то в социальном поведении, кто-то и там, и там. Это и всевозможные преступники, отшельники, гении, аскеты, представители сексуальных меньшинств, называемые иначе девиантами.
«Девиантным может оказаться самый невинный на первый взгляд поступок, связанный с нарушением традиционного распределения ролей. Скажем, более высокая зарплата жены может показаться ненормальным явлением, так как муж испокон веков – главный производитель материальных ценностей. В традиционном обществе подобное распределение ролей в принципе не могло возникнуть.
Итак, всякое поведение, вызывающее неодобрение общественного мнения, называется девиантным».[2,245] Обычно социологи различают 2 основных вида отклонения: первичное и вторичное. При этом если первичное отклонение не особо опасно для общества, поскольку оно расценивается как своеобразная шалость, то вторичные отклонения приклеивают к личности ярлык девианта. Ко вторичным отклонениям относятся уголовные преступления, прием наркотиков, гомосексуализм и многое другое. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм или наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играют деструктивную роль в развитии общества. Поэтому социуму просто необходим механизм, который позволит контролировать нежелательное отклоняющееся поведение.
Подобным механизмом и является социальный контроль. Таким образом, социальный контроль – это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям. В связи с этим при помощи социального контроля создаются все необходимые условия для устойчивости каждой социальной системы, он способствует сохранению социальной стабильности, а также, одновременно с этим, не препятствует позитивным изменениям в социальной системе. Поэтому от социального контроля требуются большая гибкость и способность верно оценивать различные отклонения от социальных норм деятельности, имеющие место в обществе, для того, чтобы поощрять полезные отклонения и карать за деструктивные.
Влияние социального контроля человек начинает ощущать уже в детстве, в процессе социализации, когда человеку объясняют, кто он такой и зачем живет на свете. С младенчества у человека формируется чувство самоконтроля, он принимает на себя различные социальные роли, накладывающие необходимость соответствовать ожиданиям. При этом большинство детей вырастают и становятся добропорядочными гражданами своей страны, которые чтят закон и не стремятся нарушать нормы, принятые в обществе. Социальный контроль многообразен и вездесущ: он возникает всякий раз, как только начинается взаимодействие по крайней мере двух человек.
Формы социального контроля
За долгие годы своего существования человечество выработало целый ряд различных форм социального контроля. Они бывают как ощутимые, так и совершенно незаметные. Самой действенной и традиционной формой можно назвать самоконтроль. Он возникает сразу после появления человека на свет и сопровождает его всю сознательную жизнь. При этом каждый индивид сам без принуждения контролирует своё поведение в согласии с нормами социума, которому принадлежит. Нормы в процессе социализации очень прочно утверждаются в сознании человека, настолько прочно, что нарушив их, человек начинает испытывать так называемые муки совести.
Приблизительно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот. Чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Так возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Имя этому кругу — диктатура.
Часто диктатуру устанавливают на время, во благо гражданам и с целью навести порядок. Но она задерживается надолго, во зло людям и приводит к еще большему произволу. Привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивают внутренний контроль. Постепенно они деградируют как социальные существа, способные брать на себя ответственность и обходиться без внешнего принуждения (т.е. диктатуры). Иначе говоря, при диктатуре их никто не учит вести себя в соответствии с рациональными нормами. Таким образом, самоконтроль — это проблема сугубо социологическая, ибо степень его развития характеризует преобладающий в обществе социальный тип людей и складывающуюся форму государства. Групповое давление – еще одна распространенная форма социального контроля. Безусловно, каким бы сильным ни был самоконтроль человека, огромное влияние на личность оказывает принадлежность какой-либо группе или общности.
При включении индивидуума в одну из первичных групп, он начинает соответствовать основным нормам, следовать формальному и неформальному кодексу поведения. Малейшее отклонение обычно вызывает осуждение участниками группы, а также появляется риск исключения. «Вариации поведения группы, возникающего в результате группового давления, можно проследить на примере производственной бригады. Каждый член бригады должен придерживаться определенных норм поведения не только на производстве, но и после работы. И если, скажем, непослушание бригадиру может повлечь для нарушителя резкие замечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются его бойкотом и отторжением из бригады». [5] Однако, в зависимости от группы, сила группового давления может быть различной. Если группа очень сплоченная, то, соответственно, сила группового давления возрастает. К примеру, в группе, где человек проводит свободное время, сложнее осуществлять социальный контроль, чем в там, где регулярно проводятся совместные действия, например в семье или на работе.
Групповой контроль бывает официальным и неофициальным. К официальному относят всяческие рабочие собрания, совещательные собрания, советы акционеров и прочее. Под неофициальным контролем понимают воздействие на участников группы участниками в виде одобрений, насмешек, осуждения, изоляции и отказов от коммуникации.
Еще одной из форм социального контроля является пропаганда, которая считается очень мощным средством, оказывающим влияние на сознание человека. Пропаганда – это способ воздействовать на людей, в каком-то отношении препятствующий рациональному просвещению человека, при котором личность делает собственные выводы. Основная задача пропаганды – повлиять на группы людей с таким расчетом, чтобы сформировать поведение общества в желательном направлении. Пропаганда должна воздействовать на те формы социального поведения, что тесно связаны с системой моральных ценностей в обществе. Пропагандистской обработке подвергается всё, начиная от действий людей в типичных ситуациях и заканчивая убеждениями, ориентациями. Пропаганду используют как своеобразное техническое средство, пригодное для достижения своих целей. Различают 3 основных типа пропаганды.
К первому типу относят так называемую революционную пропаганду, которая нужна для того, чтобы заставить людей принять систему ценностей, а также ситуацию, находящуюся в конфликте с общепринятой. Примером такой пропаганды может послужить пропаганда коммунизма и социализма в России в начале 20 века.
Второй тип – разрушительная пропаганда. Её основная цель – это разрушить существующую систему ценностей. Ярчайшим примером такой пропаганды стала гитлеровская, которая не пыталась заставить принять идеалы нацизма, но всеми силами при этом стремилась подорвать доверие к традиционным ценностям.
И, наконец, третий тип пропаганды – это усиливающая. Она призвана закрепить привязанности людей к определенным ценностям и ориентациям. Такой тип пропаганды характерен для США, где подобным образом закрепляется существующая система ценностей. По мнению социологов, этот тип пропаганды наиболее действенный, он очень хорошо служит поддержанию устоявшихся ценностных ориентаций. Кроме того, он отражает сложившиеся, традиционные стереотипы. Такой тип пропаганды главным образом направлен на то, чтобы воспитать в людях конформизм, который предполагает согласие с господствующими идейно-теоретическими организациями.
В настоящее время понятие пропаганды в общественном сознании связано главным образом с военной сферой или политикой. Одним из способов реализации пропаганды в обществе считают лозунги. Лозунг — это краткое изречение, обычно выражающее основную задачу или руководящую идею. Правильность такого утверждения обычно не вызывает сомнений, поскольку оно носит лишь общий характер.
В период кризиса или конфликта в какой-либо стране демагоги могут бросать, например, такие лозунги: «Моя страна всегда права», «Родина, вера, семья» или «Свобода или смерть». Но анализирует ли большинство людей истинные причины данного кризиса, конфликта? Или они просто соглашаются с тем, что им говорят?
В своем труде, посвященном Первой мировой войне, Уинстон Черчилль написал: «Достаточно одного лишь призыва — и толпы мирных крестьян и рабочих превращаются в могучие армии, готовые разорвать противника на части». Также он отметил, что большинство людей, не раздумывая, исполняют данное им приказание.
В распоряжении пропагандиста есть также множество символов и знаков, которые несут нужный ему идейный заряд. Например, подобным символом может служить флаг, символический характер также носят такие церемонии, как залп из двадцати одного орудия и отдание чести. Любовь к родителям тоже может быть использована как рычаг воздействия. Очевидно, что такие понятия — символы, как отечество, родина — мать или вера предков, могут стать мощным оружием в руках ловких манипуляторов чужим мнением.
Конечно, пропаганда и все её производные не обязательно являются злом. Вопрос в том, кто ею занимается, и с какой целью. А также в том, на кого эта самая пропаганда ведётся. И если уж говорить о пропаганде в негативном смысле, то сопротивляться ей можно. И это не так уж и трудно. Человеку достаточно понять, что такое пропаганда, и научиться выявлять её в общем потоке информации. А научившись, человеку уже гораздо легче самому для себя решать, насколько совместимы внушаемые ему идеи с его собственными представлениями о том, что хорошо, а что плохо.
Социальный контроль через принуждение также еще одна его распространенная форма. Обычно она практикуется в наиболее примитивных, а также традиционных обществах, хотя может присутствовать в меньших количествах даже в самых развитых государствах. При наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль — законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.
Социальный контроль через принуждение характерен для любой власти, но его место, роль, а также характер в различных системах неодинаковы. В развитом обществе к принуждению привлекают в основном за совершенные против общества преступления. Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения. Средствами принуждения являются насилие физическое и психическое, т.е. угроза. Нет оснований также полагать, что угроза только тогда может быть средством принуждения, когда она сама по себе наказуема.
Государство должно защитить своих граждан и от принуждения угрозами, которые сами по себе ненаказуемы, если содержанием угрозы является противозаконное деяние, иначе допускалась бы безнаказанность многих случаев серьезного психического насилия. Элемент принуждения, присоединяясь к угрозе, придает ей иное и большее значение. Само собой разумеется, угроза должна заключать, в себе указание на значительное, в глазах угрожаемого, противозаконное зло, иначе она окажется неспособной воздействовать на волю угрожаемого.
Помимо вышеперечисленных, существует множество других форм социального контроля, таких, как поощрение, давление авторитета, наказания. Каждую из них человек начинает ощущать на себе с рождения, даже если и не понимает, что на него оказывают влияние.Все формы социального контроля охватываются двумя основными его видами: формальным и неформальным.
Формальный социальный контроль
Он осуществляется специально созданными для этого субъектами власти или институтами общества. С возникновением и развитием государственных форм управления, специальных механизмов принуждения и права, формальный контроль оттеснил неформальный на задний план. Для осуществления формального контроля разрабатываются особые своды правил и законов, которые действуют на всей территории страны. Социальный контроль приобрёл институциональную поддержку. Он глобален. Его осуществляют специально обученные люди, так называемые агенты формального контроля. К ним относятся судьи, врачи-психиатры, социальные работники, специальные должностные лица церкви и т. д.
Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, система образования, армия, производство, средства массовой информации, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря милиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати. Само функционирование государства возможно лишь благодаря наличию формального социального контроля. Наличие формального контроля обеспечивает безопасность граждан государства, гарантирует соблюдение законов, способствует его развитию и процветанию.
Исторически формальный контроль возник позже неформального — в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. Сама необходимость в применении формального социального контроля возникает только тогда, когда общество становится очень большим и начинает включать в себя различные социальные слои населения. Если в небольшой общине для контроля над всеми её членами можно обойтись и осуждением, то в большом и обширном государстве практически невозможно уследить за каждым. Поэтому формальный социальный контроль и возникает.
Неформальный социальный контроль
Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации. Неформальный контроль над человеком очень сильно влияет на его характер, мировоззрение, вкусы и привычки. Неформальный социальный контроль многие социологи также называют локальным: он не может распространиться сразу на большую группу людей, однако при этом отлично влияет на каждого отдельного человека на протяжении всей жизни. В современном обществе неформальный контроль действует преимущественно на уровне первичных групп.
Его инструментами в основном являются сплетня, насмешка, бойкот, совет, комплимент и многое другое. На уровне больших групп сила общественного мнения слабеет, и неформальный контроль становится малоэффективным. Существование неформального социального контроля в традиционных обществах было возможным лишь благодаря тому, что социальная регламентация была неписаной и состояла в представлениях о должном, передававшихся из уст в уста. Небольшая сельская община могла контролировать все аспекты жизни своих членов: выбор невесты или жениха, методы разрешения спора и конфликтов, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия.
Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетание, рождение ребенка, достижение зрелости, обручение, урожай), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.
Сейчас неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о важнейшем институте социального контроля.
Трудно переоценить влияние неформального социального контроля на отдельно взятого члена общества. С детства на нас влияют родители и друзья, формируют наши представления о добре и зле, о правильном и неправильном. Пожалуй, неформальный социальный контроль всё же несколько важнее формального, потому что как бы ни изменились законы государства, то, что вложила в человека семья, останется в нем на всю его оставшуюся жизнь. Да и к мнению окружающих человек склонен прислушиваться чаще, чем к своему собственному.
Заключение
Изучив основные виды и формы социального контроля можно прийти к выводу, что характер, система ценностей, привычки и мировоззрение человека полностью определяются обществом, которому он принадлежит.
Роль и значение социального контроля переоценить сложно. Он не только поддерживает существующую систему ценностей, но и играет немаловажную роль при стабилизации социальной системы, а также наведении социального порядка. Его основная задача – сделать привычкой стандарты поведения в обществе, не вызывающие неодобрения и недовольства других членов социума. Стабилизирующая и охранительная функции социального контроля делают возможным существование современных многонациональных, многомиллионных государств со сложной системой взаимоотношений.
Проблема социальных отклонений, девиантного поведения обращает на себя все большее внимание отечественных социологов. Активнее разрабатываются пути рационального контроля и распространения положительного поведения. Важным заданием исследователей становится также типологизация девиантного поведения личности, разработка концептуальных основ механизма социального контроля.
Однако стоит признать, что, несмотря на все старания социологов, в обществе всё же до сих пор наблюдается огромное число нежелательных отклонений, бороться с которыми достаточно сложно. Задача будущего состоит в отыскании наиболее оптимальных форм контроля девиантного поведения с целью обеспечения счастливой жизни каждого члена общества.
Список литературы
- И. И. Антонович. «Капитализм и социальный контроль : (Критика теории и практики социального контроля в буржуазной социологии)». –М.: Мысль, 1978. –184с.
- А. И. Кравченко. «Социология и политология». –М.: Мастерство, 2002. –312с.
- К. Габдуллина, Е. Раисов. «Социология». –М.: Нур-Пресс, 2005. –202с.
- Касьянов, Нечипуренко, «Социология права».
- С.С. Фролов, «Социология», Раздел II Культура и Личность, Социальный контроль и социальные отклонения.
- Агенты формального и неформального контроля. (http://sociologam.ru)
Какие типы социального поведения? — MVOrganizing
Какие бывают типы социального поведения?
Различные типы социального поведения включают эмоциональное поведение, агрессивное поведение, агрессивное поведение, групповые действия и просоциальное поведение. Социальное поведение состоит из поведения и действий, проявляемых отдельными людьми в обществе.
Что такое социальное поведение животных?
Социальное поведение животных, набор взаимодействий, которые происходят между двумя или более отдельными животными, обычно одного и того же вида, когда они образуют простые скопления, взаимодействуют в сексуальном или родительском поведении, участвуют в спорах по поводу территории и доступа к партнерам или просто общаются. через пространство.
Что такое социальное поведение человека?
Социальное поведение — это поведение двух или более организмов одного и того же вида, которое включает любое поведение, при котором один член влияет на другой. Это связано с взаимодействием между этими участниками. Следовательно, социальное поведение возникает в результате взаимодействия между ними двумя — организмом и окружающей его средой.
Что такое кооперативное поведение?
Кооперативное поведение. Взаимодействие двух или более лиц или организаций, направленное на достижение общей цели, которая является взаимовыгодной.Действие или пример совместной работы или совместных действий для достижения общей цели или выгоды, т. Е. Совместное действие. (
Какой пример социальных отношений?
Дружба, обусловленная вашими социальными интересами, а не работой или семьей. Примерами такого типа социальных отношений могут быть: другой родитель, с которым вы болтаете на школьной площадке, потому что ваш ребенок учится в их классе, человек, которого вы знаете по церкви, или член клуба, к которому вы принадлежите.
Что подразумевается под социальными отношениями?
Каковы преимущества социальных отношений?
Социальные связи и хорошее психическое здоровье имеют множество преимуществ. Подтвержденные связи включают более низкий уровень тревожности и депрессии, более высокую самооценку, большее сочувствие и более доверительные отношения и отношения сотрудничества.
В чем важность социальных отношений?
На самом деле, социальные отношения приносят очень специфические награды.В качестве награды они приносят эмоциональное, материальное и физическое здоровье. Что касается эмоционального вознаграждения, наши отношения дают нам эмоциональную поддержку и воодушевление в трудные времена. Они тоже дарят нам счастье.
Что означает социальная значимость?
«Социальная значимость» — это просто «значимость для общества», «важность для общества». В книге утверждается, что психология значима и полезна как для отдельных людей, так и для общества в целом.
Сколько нам нужно социального взаимодействия?
Ответ на вопрос, сколько людей нужно в социальном взаимодействии, зависит от человека.Для некоторых может быть так, что они хотят почти постоянного взаимодействия. Для других 1-2 часа в день (или вообще ничего) могут быть вполне удовлетворительными.
Социальное поведение | Психология вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательная |
Развивающий |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клиническая |
Образовательная |
Промышленное |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношение · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Показатель · Контур
Эта статья требует внимания психолога / академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если у вас есть квалификация.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
.
Термин «социальное поведение» может иметь множество различных значений и акцентов.
Социальная психология []
В социальной психологии акцент делается на поведении между людьми и другими людьми, а также на поведении внутри социальных групп.
Социология []
В социологии «поведение» само по себе означает деятельность, подобную животной, лишенную социального значения или социального контекста, в отличие от «социального поведения», которое имеет и то, и другое.В социологической иерархии за социальным поведением следует социальное действие, направленное на других людей и призванное вызвать реакцию. Далее по этой восходящей шкале идут социальное взаимодействие и социальные отношения.
Биология []
В биологии социальное поведение — это поведение, направленное по отношению к членам одного и того же вида или имеющее место между ними. Такое поведение, как хищничество, в котором участвуют представители разных видов, не является социальным. Хотя многие виды социального поведения представляют собой общение (провоцируют ответ или изменение поведения, не воздействуя непосредственно на получателя), общение между представителями разных видов не является социальным поведением.
Среди представителей определенных видов, таких как обезьяны (надсемейство Hominoidea), лошади (в более широком смысле, семейство Equidae), собаки и киты, молодые недоминантные самцы могут спонтанно образовывать холостяцких групп или холостяцких групп (см. Братство) . Соответствующая социальная структура для женщин — гарем . В отличие от холостяцкой группы, гарем обычно организован вокруг одного доминирующего мужчины.
Аспекты социального поведения []
Аспекты социального поведения включают:
См. Также []
Ссылки []
Дополнительная литература []
Ключевые тексты []
Книги []
- Харре Р.И Секорд П. (1972). Объяснение социального поведения. Оксфорд: Блэквелл.
Документы []
Дополнительные материалы []
Книги []
Документы []
Диссертация []
Внешние ссылки []
Исследование человеческого поведения выявило 4 ba
image: Новое исследование показало, что человечество можно разделить на четыре основных типа личности: пессимистичный, оптимистичный, завистливый и доверчивый. посмотреть еще
Кредит: UC3M
Исследование человеческого поведения показало, что 90 процентов населения можно разделить на четыре основных типа личности: оптимистичный, пессимистичный, доверчивый и завистливый. Однако последний из четырех типов, зависть, является наиболее распространенным, с 30 процентами по сравнению с 20 процентами для каждой из других групп.
Это один из основных выводов исследования, недавно опубликованного в журнале Science Advances , проведенного исследователями из Мадридского университета Карлоса III вместе с коллегами из университетов Барселоны, Ровира и Вирджили и Сарагосы.В исследовании проанализированы ответы 541 добровольца на сотни социальных дилемм, с вариантами, ведущими к сотрудничеству или конфликту с другими, на основе индивидуальных или коллективных интересов.
В частности, эта работа является частью теории игр, раздела математики с приложениями в социологии и экономике, которая исследует поведение людей, когда они сталкиваются с дилеммой и должны принимать решения. Эти решения будут иметь разные последствия, которые также будут зависеть от того, что решит сделать другая вовлеченная сторона.«Участников просят участвовать в парах, эти пары меняются не только в каждом раунде, но и каждый раз, когда меняется игра. Так что лучшим вариантом может быть сотрудничество или, с другой стороны, противодействие или предательство … … Таким образом, мы можем получить информацию о том, что люди делают в самых разных социальных ситуациях », — пояснил один из авторов исследования Анксо Санчес, профессор GISC (Grupo Interdisciplinar de Sistemas Complejos / Междисциплинарная группа Комплексные системы), который является частью математического факультета Мадридского университета Карлоса III (UC3M).
По словам Ямира Морено, координатора группы Cosnet (Grupo de Redes y Sistemas Complejos / Networks and Complex Systems Group) в BIFI (Instituto de Biocomputación y Física de Sistemas Complejos / Институт биокомпьютации и физики сложных систем) в Университете Сарагосы, а также президент Sociedad de Sistemas Complejos (Общество сложных систем): «Результаты противоречат определенным теориям; например, та, которая утверждает, что люди действуют чисто рационально, и, следовательно, их следует принимать во внимание. учет при пересмотре социальной и экономической политики, а также тех, кто участвует в сотрудничестве «.Далее он говорит, что «эти типы исследований важны, потому что они улучшают существующие теории человеческого поведения, давая им экспериментальную базу».
Проведя подобный социальный эксперимент, исследователи разработали компьютерный алгоритм, который классифицировал людей по их поведению. Компьютерный алгоритм организовал 90% людей в четыре группы: самая большая группа, составляющая 30%, завистники — те, кто на самом деле не возражает против того, чего они достигают, если они лучше всех; Затем идут оптимисты, которые считают, что они и их партнеры сделают лучший выбор для них обоих — на 20%.Также на 20% присутствуют пессимисты, которые выбирают вариант, который они считают меньшим из двух зол, и группа доверчивых, которые прирожденные соучастники, которые всегда будут сотрудничать и которые на самом деле не возражают, если они выиграют или проиграют.
Есть пятая, неопределенная группа, представляющая 10%, которую алгоритм не может классифицировать по четкому типу поведения. Исследователи утверждают, что это позволяет им сделать вывод о существовании широкого диапазона подгрупп, состоящих из людей, которые не реагируют определенным образом ни на одну из описанных моделей.
Анксо Санчес объясняет это на примере конкретной дилеммы: два человека могут охотиться на оленей вместе, но если они одни, они могут охотиться только на кроликов. Человек, принадлежащий к группе Завистников, выберет охоту на кроликов, потому что он или она будет как минимум равным другому охотнику, а может быть, даже лучше; Оптимист выберет охоту на оленей, потому что это лучший вариант для обоих охотников; пессимист пойдет за кроликами, потому что так он наверняка что-нибудь поймает; и охотник, который принадлежит к группе доверчивых, будет сотрудничать и выбирать охоту на оленей, не задумываясь.
Эксперимент с участием граждан
Исследование основано на эксперименте, организованном городским советом Барселоны и Управлением гражданской науки Барселоны в рамках фестиваля DAU, также в Барселоне. «Одним из основных принципов этого исследования является тот факт, что эксперимент был разработан таким образом, чтобы стимулировать участие граждан в рамках одной из общественных мероприятий города», — объясняет Хосеп Перелло, лидер группы OpenSystems в факультет физики конденсированных сред Барселонского университета, а также координатор Управления гражданской науки Барселоны.В этом смысле «результаты были доведены до сведения участников, таким образом, субъекты исследования становятся активными участниками исследования», — заключает исследователь.
«Самое забавное, что классификация была произведена компьютерным алгоритмом, который мог бы получить большее количество групп, но фактически дал оценку« отлично »по четырем типам личности», — объясняет Ямир Морено. Хорди Дуч, исследователь из Университета Ровира и Вирджили в Таррагоне и один из авторов этого исследования, продолжает объяснять: «Этот тип алгоритма классификации ранее успешно использовался в других областях, таких как биология.Однако его применение к изучению человеческого поведения является довольно революционным, учитывая, что в предыдущих работах описывалось поведение, ожидаемое до проведения эксперимента, вместо того, чтобы позволить внешней системе затем автоматически предоставлять нам информацию о том, какие группы были наиболее логичными ». имеет первостепенное значение, потому что исследователи не навязывают его. Цель использования математики заключалась именно в том, чтобы гарантировать беспристрастность », — добавляет Анксо Санчес.
«Раньше эксперименты проводили десятки человек.Теперь с помощью этой платформы можно значительно увеличить количество участников исследования, а также иметь возможность тестировать с использованием гетерогенной популяции; это также позволяет нам записывать гораздо более конкретные данные о том, как участники ведут себя во время эксперимента. Это открыло двери для проведения гораздо более сложных испытаний, чем те, которые проводились до сих пор в этой области », — говорит Хорди Дуч.
Таким же образом результаты исследования проливают свет на то, что движет коллективным или индивидуальным интересом в процессах переговоров, и как таковые они полезны для управления бизнесом, организациями или для политического переформулирования.Кроме того, он также служит для того, чтобы открыть дверь к совершенствованию машинного оборудования, сделать «роботов более человечными», — заключает Анксо Санчес.
###
VDEO: https://youtu.be/vgBwepFjAVk
Библиографическая ссылка:
Люди демонстрируют сокращенный набор последовательных поведенческих фенотипов в диадических играх. Джулия Понсела-Касасновас, Марио Гутьеррес-Роиг, Карлос Грасиа-Лазаро, Хулиан Висенс, Хесус Гомес-Гарденьес, Хосеп Перелло, Ямир Морено, Хорди Дуч и Анхель Санчес. Science Advances 05 августа 2016. Vol. 2, вып. 8, e1600451. DOI: 10.1126 / sciadv.1600451.
Ультразвуковые сигналы, связанные с различными типами социального поведения мышей
Оуэн-Смит, Н. Территориальность у белых носорогов ( Ceratotherium simum ) Берчелл. Nature 231 , 294–296 (1971).
CAS PubMed Статья Google ученый
Пиццари, Т. и Биркхед, Т. Р. Самки одичавших птиц выбрасывают сперму субдоминантных самцов. Nature 405 , 787–789 (2000).
CAS PubMed Статья Google ученый
Чен П. и Хонг В. Механизмы нейронной цепи социального поведения. Нейрон 98 , 16–30 (2018).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Bahrami, B. et al. Оптимально взаимодействующие умы. Science 329 , 1081–1085 (2010).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Сейфарт Р. М., Чейни Д. Л. и Марлер П. Реакция обезьян на три разных сигнала тревоги: свидетельство классификации хищников и семантическое общение. Наука 210 , 801–803 (1980).
CAS PubMed Статья Google ученый
Брэдбери, Дж. У. и Веренкамп, С. Л. Принципы общения с животными (Sinauer Associates, 1998).
Грутерс, К. Г. и Гро, Дж. М. Звуки и за их пределами: мультисенсорные и другие не слуховые сигналы в нижних холмиках. Фронт. Нейронные схемы 6 , 96 (2012).
PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Marlin, B.J. et al.Окситоцин поддерживает материнское поведение, уравновешивая корковое торможение. Nature 520 , 499–504 (2015).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Wolpert, D. M., Doya, K. & Kawato, M. Объединяющая вычислительная структура для управления моторикой и социального взаимодействия. Philos. Пер. R. Soc. Лондон. B Biol. Sci. 358 , 593–602 (2003).
PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Li, Y. et al. Нейронное представление социальной информации в средней миндалине бодрствующих мышей. Cell 171 , 1176–1190 (2017).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Remedios, R. et al. Социальное поведение формирует представления гипоталамического нейронного ансамбля о том же полу. Nature 550 , 388–392 (2017).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Kingsbury, L. et al. Коррелированная нейронная активность и кодирование поведения в мозге социально взаимодействующих животных. Ячейка 178 , 429–446 (2019).
CAS PubMed Статья Google ученый
Hong, W. et al. Автоматизированное измерение социального поведения мыши с использованием определения глубины, видеонаблюдения и машинного обучения. Proc. Natl Acad. Sci. США 112 , E5351 – E5360 (2015).
CAS PubMed Статья Google ученый
Sales, G. D. Ультразвук и брачное поведение у грызунов с некоторыми наблюдениями за другими поведенческими ситуациями. J. Zool. 168 , 149–164 (1972).
Google ученый
Holy, T. E. и Guo, Z. Ультразвуковые песни самцов мышей. PLoS Biol. 3 , e386 (2005).
PubMed PubMed Central Статья CAS Google ученый
Шепард К. Н. и Лю Р. К. Опыт восстанавливает врожденное женское предпочтение мужских ультразвуковых вокализаций. Genes Brain Behav. 10 , 28–34 (2011).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Померанц, С. М., Нуньес, А.А. и Бин, Н. Дж. На поведение самок у домашних мышей влияют ультразвуковые вокализации самцов. Physiol. Behav. 31 , 91–96 (1983).
CAS PubMed Статья Google ученый
Махрт, Э. Дж., Перкель, Д. Дж., Тонг, Л., Рубель, Э. У. и Портфорс, К. В. Инженерная глухота показывает, что звуки ухаживания мыши не требуют слухового опыта. J. Neurosci. 33 , 5573–5583 (2013).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Коффи, К. Р., Маркс, Р. Г. и Ноймайер, Дж. Ф. DeepSqueak: основанная на глубоком обучении система для обнаружения и анализа ультразвуковых вокализаций. Нейропсихофармакология 44 , 859–868 (2019).
PubMed Статья Google ученый
Шабу, Дж.и другие. Взрослые самцы мышей издают зависящие от контекста ультразвуковые вокализации, которые модулируются предшествующей изоляцией или условиями группового выращивания. PLoS One 7 , e29401 (2012).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Хэнсон, Дж. Л. и Херли, Л. М. Присутствие самки и эстральное состояние влияют на ультразвуковые вокализации ухаживания мышей. PLoS One 7 , e40782 (2012).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Sugimoto, H. et al. Роль различий деформации в формах ультразвуковых вокализаций во время взаимодействия мужчины и женщины. PLoS One 6 , e22093 (2011).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Гримсли, Дж. М., Монаган, Дж.Дж. И Венструп, Дж. Дж. Развитие социальной вокализации у мышей. PLoS One 6 , e17460 (2011 г.).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Нойнюбель, Дж. П., Тейлор, А. Л., Артур, Б. Дж. И Эгнор, С. Р. Самки мышей с помощью ультразвука взаимодействуют с самцами во время ухаживания. eLife 4 , e06203 (2015).
Охайон, С., Авни, О., Тейлор, А. Л., Перона, П., Ройан Эгнор, С. Е. Автоматическое многодневное отслеживание меченых мышей для анализа социального поведения. J. Neurosci. Методы 219 , 10–19 (2013).
PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Кабра, М., Роби, А. А., Ривера-Альба, М., Брэнсон, С. и Брэнсон, К. ДЖААБА: интерактивное машинное обучение для автоматического аннотирования поведения животных. Нат. Методы 10 , 64–67 (2013).
CAS PubMed Статья Google ученый
Уоррен, М. Р., Сангиамо, Д. Т. и Нойнюбель, Дж. П. Массив микрофонов с большим количеством каналов точно и точно локализует ультразвуковые сигналы от свободно движущихся мышей. J. Neurosci. Методы 297 , 44–60 (2018).
PubMed Статья Google ученый
Coen, P. et al. Динамические сенсорные сигналы формируют структуру песни Drosophila . Nature 507 , 233–237 (2014).
CAS PubMed Статья Google ученый
Сильверман, Дж. Л., Янг, М., Лорд, К. и Кроули, Дж. Н. Анализ поведенческого фенотипа для моделей аутизма на мышах. Нат. Rev. Neurosci. 11 , 490–502 (2010).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Уоррен, М. Р., Спурриер, М. С., Рот, Э. Д. и Нойнюбель, Дж. П. Половые различия в голосовом общении свободно взаимодействующих взрослых мышей зависят от поведенческого контекста. PLoS One 13 , e0204527 (2018).
PubMed PubMed Central Статья CAS Google ученый
Стерн, С., Кирст, К. и Баргманн, К. И. Нейромодуляторный контроль над долгосрочными поведенческими паттернами и индивидуальностью в процессе развития. Cell 171 , 1649–1662 (2017).
CAS PubMed Статья Google ученый
Франк, М. Дж., Долл, Б. Б., Оас-Терпстра, Дж. И Морено, Ф. Префронтальные и стриатальные дофаминергические гены предсказывают индивидуальные различия в исследованиях и эксплуатации. Нат. Neurosci. 12 , 1062–1068 (2009).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Фаваро, Л., Гамба, М., Гили, К. и Пессани, Д. Акустические корреляты размера тела и индивидуальной идентичности полосатых пингвинов. PLoS One 12 , e0170001 (2017).
PubMed PubMed Central Статья CAS Google ученый
Стогер, А. С. и Баотик, А. Информационное содержание и акустическая структура социальных проблем самцов африканских слонов. Sci. Отчет 6 , 27585 (2016).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Rudorf, S. et al. Нейронные механизмы, лежащие в основе индивидуальных различий в поведении, не склонном к контролю. J. Neurosci. 38 , 5196–5208 (2018).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Джонсон, К. Р., Эрвей, Л. К., Кук, С.A., Willott, J. F. и Zheng, Q. Y. Главный ген, влияющий на возрастную потерю слуха у мышей C57BL / 6J. Слушай. Res. 114 , 83–92 (1997).
CAS PubMed Статья Google ученый
Портфорс, К. В., Робертс, П. Д. и Джонсон, К. Избыточное представление видоспецифичных вокализаций в нижних бугорках бодрствующих мышей. Neuroscience 162 , 486–500 (2009).
CAS PubMed Статья Google ученый
Галиндо-Леон, Э. Э., Лин, Ф. Г. и Лю, Р. С. Тормозная пластичность в боковой связке улучшает кортикальное распознавание естественных вокализаций. Нейрон 62 , 705–716 (2009).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Шепард, К. Н., Линь, Ф. Г., Чжао, К. Л., Чонг, К. К. и Лю, Р. С. Поведенческая релевантность помогает распутать естественные вокальные категории в определенной подгруппе основных слуховых кортикальных пирамидных нейронов. J. Neurosci. 35 , 2636–2645 (2015).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Neilans, E. G., Holfoth, D. P., Radziwon, K. E., Portfors, C. V. & Dent, M. L. Дискриминация ультразвуковых вокализаций у мышей CBA / CaJ ( Mus musculus ) связана со спектрально-временными различиями вокализаций. PLoS One 9 , e85405 (2014).
PubMed PubMed Central Статья CAS Google ученый
Tschida, K. et al. Специализированная нейронная цепь управляет социальной вокализацией мыши. Нейрон 103 , 459–472 (2019).
Wang, F. et al. Двунаправленный контроль социальной иерархии за счет синаптической эффективности в медиальной префронтальной коре. Наука 334 , 693–697 (2011).
CAS PubMed Статья Google ученый
Moy, S. S. et al. Коммуникабельность и предпочтение социальной новизны у пяти инбредных линий: подход к оценке аутистического поведения мышей. Genes Brain Behav. 3 , 287–302 (2004).
CAS PubMed Статья Google ученый
Голд, Дж. И. и Шадлен, М. Н. Нейронная основа принятия решений. Annu. Rev. Neurosci. 30 , 535–574 (2007).
CAS PubMed Статья Google ученый
Кракауэр, Дж. У., Газанфар, А., Гомес-Марин, А., Макивер, М. А., Поппель, Д. Нейробиологии необходимо поведение: исправление редукционистской предвзятости. Нейрон 93 , 480–490 (2017).
CAS PubMed Статья Google ученый
Гомес-Марин, А., Патон, Дж. Дж., Кампфф, А. Р., Коста, Р. М. и Майнен, З. Ф. Большие поведенческие данные: психология, этология и основы нейробиологии. Нат.Neurosci. 17 , 1455–1462 (2014).
CAS PubMed Статья Google ученый
Берман, Г. Дж. Измерение поведения по шкалам. BMC Biol. 16 , 23 (2018).
PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Берман, Г. Дж., Чой, Д. М., Биалек, В. и Шаевиц, Дж. У. Картирование стереотипного поведения свободно перемещающихся плодовых мух. J. R. Soc. Интерфейс 11 , 20140672 (2014).
PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Маркес, Дж. К., Лакнер, С., Феликс, Р. и Орджер, М. Б. Структура локомоторного репертуара рыбок данио, выявленная с помощью неконтролируемой поведенческой кластеризации. Curr. Биол. 28 , 181–195 (2018).
CAS PubMed Статья Google ученый
Мортон, Э. С. О возникновении и значении мотивационно-структурных правил в некоторых звуках птиц и млекопитающих. Am. Натуралист 111 , 855–869 (1977).
Артикул Google ученый
Кениг, Б. Фитнес-эффекты совместного выращивания домашних мышей: роль родства по сравнению с знакомством. Anim. Behav. 48 , 1449–1457 (1994).
Артикул Google ученый
Сигрейвс, К. М., Артур, Б. Дж. И Эгнор, С. Е. Доказательства эффекта аудитории у мышей: социальные партнеры-самцы изменяют голосовой ответ самцов на сигналы самок. J. Exp. Биол. 219 , 1437–1448 (2016).
PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Персиваль Д. Б. и Уолден А. Т. Спектральный анализ для физических приложений (Cambridge University Press, 1993).
Грант, Э. К. и Макинтош, Дж. Х. Сравнение социальных поз некоторых обычных лабораторных грызунов. Поведение 21 , 246–259 (1963).
Артикул Google ученый
Ван Оортмерссен, Г. А. Биологическое значение, генетика и эволюционное происхождение изменчивости поведения внутри и между инбредными линиями мышей ( Mus musculus ). Генетическое исследование поведения. Поведение 38 , 1–92 (1971).
PubMed Статья Google ученый
Мицек, К. А., Максон, С. С., Фиш, Э. В. и Факцидомо, С. Агрессивные поведенческие фенотипы у мышей. Behav. Brain Res. 125 , 167–181 (2001).
CAS PubMed Статья Google ученый
Weissbrod, A. et al. Автоматизированное долгосрочное отслеживание и социальное поведенческое фенотипирование колоний животных в полуестественной среде. Нат. Commun. 4 , 2018 (2013).
PubMed Статья CAS Google ученый
Tabler, J. M. et al. Опосредованная ресничками Hedgehog передача сигналов контролирует форму и функционирование в гортани млекопитающих. eLife 6 , e19153 (2017).
PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Schultz, W.Прогнозирующий сигнал вознаграждения дофаминовых нейронов. J. Neurophysiol. 80 , 1–27 (1998).
CAS PubMed Статья Google ученый
Лемассон, Б. Х., Андерсон, Дж. Дж. И Гудвин, Р. А. Коллективное движение в группах животных с нейробиологической точки зрения: адаптивные преимущества динамических сенсорных нагрузок и избирательного внимания. J. Theor. Биол. 261 , 501–510 (2009).
CAS PubMed Статья Google ученый
Хикосака О. Хабенула: от избегания стресса к принятию решений, основанных на ценностях. Нат. Rev. Neurosci. 11 , 503–513 (2010).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Thura, D., Cos, I., Trung, J. & Cisek, P. Контекстно-зависимая срочность влияет на компромисс между скоростью и точностью при принятии решений и выполнении движений. J. Neurosci. 34 , 16442–16454 (2014).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Chang, S. W. et al. Нейронные механизмы принятия социальных решений в миндалине приматов. Proc. Natl Acad. Sci. США 112 , 16012–16017 (2015).
CAS PubMed Статья Google ученый
Wiltschko, A. B. et al. Отображение субсекундной структуры в поведении мыши. Нейрон 88 , 1121–1135 (2015).
CAS PubMed PubMed Central Статья Google ученый
Чабут, Дж., Саркар, А., Дансон, Д. Б. и Джарвис, Э. Д. Синтаксис песен мышей-самцов зависит от социального контекста и влияет на предпочтения самок. Фронт. Behav. Neurosci. 9 , 76 (2015).
PubMed PubMed Central Статья Google ученый
важная, но игнорируемая тема
Последние несколько десятилетий привели к важным достижениям в нашем понимании того, как мозг регулирует эмоции и познание.Для сравнения, исследования в области нейробиологии человеческого социального поведения — тема, которой не уделяют должного внимания, несмотря на важность социальных взаимодействий для психического здоровья. В этой редакционной статье я привожу примеры некоторых экспериментальных подходов, которые использовались для изучения нейронных субстратов человеческого социального поведения в надежде, что это побудит больше исследователей заняться этой увлекательной и важной темой.
Люди по своей природе социальны. В этом отношении мы не особенные; трудно представить животное, для которого не важна регуляция социального поведения.Что-то похожее на социальное поведение может происходить даже у организмов, лишенных нервной системы. Например, Science недавно опубликовала статью под названием «Генетические детерминанты самоидентификации и социального признания у бактерий». 1 Различные животные, в том числе люди, обладают многими схожими типами социального поведения, такими как принадлежность и агрессия, установление иерархии и территориальность. Это может иметь место даже у видов, таких как муравьи, с примитивным мозгом.Хотя мы можем разделять некоторые из более широких аспектов нашего социального поведения с более примитивными видами, социальное поведение человека, очевидно, более сложно, но не менее важно для нашего здоровья и выживания. Учитывая важность социальных взаимодействий для людей, неудивительно, что большинство психических расстройств связано с некоторым нарушением нормального социального поведения и что при некоторых расстройствах ненормальное социальное функционирование является одним из центральных симптомов. Примерами являются аутизм, социальное тревожное расстройство, пограничное расстройство личности и шизотипическое расстройство личности.
Несмотря на важность социального взаимодействия, наше понимание нейронных факторов, контролирующих социальное поведение, ограничено. Социальная нейробиология человека привлекает все большее внимание, но большая часть текущей работы касается социального познания. Например, исследования активации различных областей мозга в ответ на лица с разным выражением лица интересны и важны, но они не являются центральными для регулирования реального социального поведения. Если бы реакция на лица была важным фактором социального взаимодействия, то слепые люди не смогли бы формировать адекватные социальные отношения, и использование текстовых сообщений не было бы таким широко распространенным, как оно есть.
Наиболее обширные знания в области нейробиологии человеческого социального поведения касаются одного конкретного аспекта социального поведения: агрессии. 2 , 3 Исследования агрессии привели к использованию селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) для лечения импульсивной агрессии, 4 — иллюстрация того, как социальная неврология может привести к лечению неупорядоченного социального поведения. Однако агрессия, хотя и является важной социальной проблемой, не играет заметной роли при многих расстройствах, хотя она требуется для диагностики перемежающегося взрывного расстройства.Кроме того, явная агрессия не является обычной частью повседневного социального взаимодействия.
Исследования в области нейробиологии менее экстремальных форм социального поведения, чем агрессия, ограничены. Далее следуют два примера того, как исследования на животных начинают применяться к социальному поведению человека. У некоторых видов обезьян серотонин может влиять как на агонистически-аффилиативное поведение, так и на иерархию. Хотя низкие уровни серотонина усиливают агрессивное поведение, как и у людей, повышение функции серотонина усиливает просоциальное поведение, такое как уход за другими животными. 5 , 6 Повышение функции серотонина также помогает мужчине достичь доминирующего статуса. 7 Подобные результаты были получены в нескольких исследованиях с участием людей, проведенных как в лаборатории, так и в повседневной жизни. В лаборатории здоровые участники, получавшие СИОЗС, были признаны более доминирующими и более склонными к сотрудничеству во время игры со смешанными мотивами 8 и демонстрировали более аффилированное поведение во время задачи диадической головоломки, требующей сотрудничества. 9 С другой стороны, острое истощение триптофана для снижения уровня серотонина вызвало снижение уровня сотрудничества, демонстрируемого участниками, когда они играли в игру «дилемма заключенного». 10 Острое истощение триптофана также изменило поведение в ультимативной игре, в которой игроки должны были решить, принимать или отклонять справедливые или несправедливые денежные предложения от другого игрока. Участники с низким уровнем серотонина отклоняли большую часть несправедливых предложений, но не справедливых. 11 Этот результат соответствовал пониженному уровню аффилированности. В исследованиях, посвященных социальному поведению в повседневной жизни, социальное поведение может быть изучено с использованием методологии экологической моментальной оценки (недавно обсужденной в этом журнале 12 ), которая измеряет поведение по двум осям: согласное-сварливое и доминирующее-покорное.В перекрестных исследованиях, сравнивающих плацебо с введением в течение 2 или 3 недель триптофана для повышения уровня серотонина, повышение уровня серотонина было связано с уменьшением сварливости и усилением доминирования среди здоровых участников, 13 , а также с уменьшением сварливости и повышением согласия среди участников с высокой враждебностью. 14 В обоих исследованиях участники не могли догадаться, лучше, чем случайно, когда они принимали триптофан и когда они принимали плацебо, что указывает на то, что участники не знали, что их поведение было изменено триптофаном.
Окситоцин — еще одно соединение, которое, как было показано, влияет на социальное поведение животных, и его влияние на людей было недавно протестировано. Исследования на животных показали, что окситоцин участвует в формировании связей между самками и между матерями и их потомством, включая использование агрессии для защиты этих отношений. 15 В лабораторных исследованиях с участием здоровых людей интраназальное введение окситоцина изменило поведение таким образом, что это указывало на повышенное доверие к другим. 16 , 17
В прошлом одним из ограничивающих факторов в изучении нейробиологии социального поведения человека были ограничения в методах измерения социального поведения. В прошлом это обычно зависело от глобальной оценки людьми своего поведения. Несколько исследований, описанных ранее, дают представление о масштабах методологии, которая теперь доступна для изучения человеческого социального поведения как в лаборатории, так и в повседневной жизни.До сих пор в большинстве исследований рассматривалось влияние на диадические взаимодействия. В будущих исследованиях следует также рассмотреть групповые взаимодействия как внутри групп, так и между группами. Групповое поведение является важным компонентом человеческого социального поведения и может в некоторой степени отличаться от диадических взаимодействий. Социальные психологи изучили то, что они называют разрывом между индивидуумами и группами, что указывает на тот факт, что группы иногда более конкурентоспособны или агрессивны, чем отдельные люди. Это было продемонстрировано в ситуациях со смешанными мотивами 18 с помощью теста, основанного на исследовании послушания Милграма 19 , в котором группы, действующие как учителя, наносили значительно более серьезные удары, чем индивидуумы, действующие как учителя 20 , и в игре дилеммы заключенного, в которой группы были более конкурентоспособными, чем отдельные лица. 21 Кроме того, дискуссии между группами характеризовались более высокой частотой заявлений о страхе и жадности, чем дискуссии между отдельными людьми. Каким образом манипуляции с различными нейротрансмиттерами могут повлиять на эти результаты, неизвестно, но определенно следует изучить.
Доступны методики изучения человеческого социального поведения. Существует широкий спектр лекарств, нацеленных на различные системы нейротрансмиттеров, и доступных для использования в экспериментальных исследованиях с участием людей.Чего, похоже, сейчас не хватает, так это того, что исследователи хотят объединить и то, и другое в своих исследованиях.
Социальное поведение: агонизм, иерархия доминирования и территориальность — видео и стенограмма урока
Территориальное поведение
Приятно слышать пение птиц по утрам, не правда ли? Они звучат так мило и умиротворенно, и они, кажется, просто скрашивают день. Ненавижу лопать ваш пузырь, но большинство птичьих песен на самом деле являются проявлением территориального поведения ! Эти птицы защищают определенную территорию, то есть зону, в которую они пытаются не пускать других.Говорящие белки делают то же самое. По сути, они говорят другим белкам «сбежать» и найти свое собственное место, где можно потусоваться.
Территория — важное место для защиты, потому что на ней животное может спариваться или находить пищу. Но не на всех территориях есть надежная защита. Некоторые животные, например лоси, помечают свою территорию запахом. Когда другие лоси сталкиваются с этим запахом, это служит сильным предупреждением владельца территории: «НЕ ВХОДИТЕ». Это все равно, что повесить на переднем дворе табличку, в которой говорится, что у вас есть система безопасности, которая предупреждает потенциальных грабителей о том, что они не занимаются проникновением в ваш дом.
Территория может быть очень большой, как в случае с лосем. Но некоторые территории очень маленькие. Многие колониальные морские птицы демонстрируют территориальное поведение, но их территории настолько малы, что они могут буквально протянуть руку и ткнуть друг друга своими клювами!
Размер территории зависит от того, для чего она используется. Морские птицы улетают со своих участков в поисках пищи, поэтому им нужен только небольшой участок, чтобы вырастить своих детенышей. С другой стороны, у лося очень большая территория, потому что он использует ее для защиты пищевых ресурсов.
Агонистическое поведение
У животных есть конфронтации, как и у людей. И хотя они определенно не спорят из-за того, кому достанется последний бублик в кафе, у них действительно есть конфликты из-за продовольственных ресурсов, партнеров и территориального пространства.
Эти конфликты часто разрешаются посредством агонистического поведения , которое происходит от греческого «агон», означающего «борьба». Этот тип поведения включает угрожающие демонстрации и ритуальные драки между лицами, участвующими в конфронтации.
Агонистическое поведение часто выглядит агрессивным, но редко. Это потому, что, если бы между людьми разразилась настоящая драка, оба подверглись бы высокому риску получить травму. Следовательно, для обеих сторон безопаснее «драться» преувеличенно, ритуально.
Возьмем, к примеру, ядовитых змей. Если они вовлечены в конфликт из-за партнера, укус быстро положит конец конфликту для одного из них. Но если обе змеи решат жевать, то проиграют все, потому что обе змеи умрут.Однако, если каждая из них просто толкает другую, пока одна змея не устанет слишком сильно, чтобы продолжать, тогда они обе доживут до следующего дня.
Подумайте об этом так: если вы с другом поссоритесь о том, кто быстрее, вы можете физически ссориться из-за этого, но вы оба рискуете получить серьезную травму и дорогостоящую поездку в больницу. Если вместо этого вы решите разрешить конфликт гонкой, то один из вас «выиграет», но вы оба будете победителями, потому что вы оба останетесь невредимыми.. хотя бы физически.
Иерархия доминирования
Есть дополнительное преимущество в том, что не сражаться насмерть в противостоянии — это устанавливает иерархию доминирования . Это социально-ориентированный рейтинг людей, который устанавливает приоритетность того, кто отвечает. Если ваш друг выигрывал гонку, то, по сути, он зарабатывал право злорадствовать. Животные похожи в том, что победитель конфронтации получает право на еду или помощников в будущем.
Этот тип социальной структуры наблюдается у многих животных (таких как пчелы, гиены и куры), и он служит для поддержания чувства порядка среди людей. alpha группы занимает первое место в рейтинге и считается главным боссом. Эта особь получает первые кусочки еды, крова, воды и товарищей.
Может быть кто-то прямо под альфа-версией, известный как beta . Это второй в команде. Хотя этот человек находится ниже альфы, он все еще выше всех остальных. Это может продолжаться в дальнейшем, чтобы каждый человек был ранжирован. Или на каждом уровне ниже альфа может быть несколько человек.
Иерархии доминирования очень распространены и редко меняются после создания. Это потому, что они обеспечивают критическую структуру и организацию для группы.
Краткое содержание урока
Взаимодействие между животными называется социальным поведением и обычно относится к взаимодействиям между представителями одного и того же вида. Есть разные аспекты социального поведения. К ним относятся территориального поведения , агонистического поведения и иерархий доминирования .
Социальное поведение часто представляет собой комбинацию этих различных аспектов. Когда животное проявляет территориальное поведение, оно может вступить в конфронтацию с другим животным, защищая эту территорию. Во время этого противостояния два животных, скорее всего, будут демонстрировать агонистические действия и ритуалы. Иерархия доминирования может быть определена посредством этих взаимодействий, поскольку победитель затем рассматривается как более доминирующий человек. Этот человек может иметь право на больше еды, лучших партнеров и более желанное убежище, чем те, кто находится ниже по иерархической цепочке.
Результаты обучения
Вы можете достичь этих целей, просмотрев это видео:
- Определите и поймите некоторые виды социального поведения у животных
- Подробное описание трех аспектов социального поведения животных
- Подчеркните цель каждого типа поведения
Социальное поведение — ребенок, родитель, отвращение, подкрепление, плач и родитель
Несмотря на то, что социальное поведение состоит из очень сложных взаимодействий между группами людей, многие виды социального поведения можно проанализировать, глядя на конкретные обстоятельства подкрепления, влияющие на поведение каждого человека.Таким образом, социальное взаимодействие — это изменение подкрепляющих практик одного человека, поскольку на его поведение влияет второй человек или группа людей, и наоборот. Отношения между родителем и взрослеющим ребенком иллюстрируют довольно сложное социальное взаимодействие, которое можно с пользой проанализировать, глядя на конкретные стимулы, поддерживающие поведение каждого человека по очереди.
Если поведение ребенка поддерживает некоторую производительность родителя, то конкретный способ реакции ребенка сильно повлияет на конкретную форму поведения родителя.Рассмотрим, например, развитие детской речи. Младенец особенно реагирует только на определенные виды звуков, особенно на высокие звуки, быстрые изменения интонации и, в целом, на речевые характеристики, называемые детской речью. Если родители подкрепляются улыбкой и речью ребенка, реакции ребенка будут по-разному усиливать эти манеры речи и жесты, которые наиболее актуальны для его репертуара. Особые характеристики реактивности ребенка будут содержать внутреннее дифференциальное подкрепление поведения родителей.Например, родитель, который ровным тоном говорит ребенку: «Доброе утро, молодой человек», может мало повлиять на ребенка. Каждый раз, когда родитель изменяет свой тон и говорит высоким голосом, ребенок реагирует. В результате поведение родителей постоянно формируется. Вскоре родитель приобретает очень сильный репертуар детской речи, с помощью которого он максимально воздействует на своего ребенка.
Степень восприимчивости родителей к такому типу дифференциального подкрепления зависит, прежде всего, от того, насколько сильно поведение родителей поддерживается подкреплением со стороны младенца.По многим причинам поведение родителей сильно различается. Мягкое социальное порицание может возникнуть, когда родитель слишком много болтает с младенцем, особенно в случае с мужчиной. Иногда, однако, развивается очень сильный и обширный репертуар детской речи. Возьмем, к примеру, воспитателя детского сада, большая часть поведения которого находится под контролем детей. Часто усиление этих «миниатюрных» речевых форм настолько распространено, что распространяется и на другие аудитории, и она разговаривает с родителями или другими взрослыми, особенно в школьной комнате или в непосредственной близости от детей.
Подобным образом ребенок «учит» родителя многим другим репертуарам, с помощью которых родитель, в свою очередь, может оказывать максимальное подкрепляющее воздействие на ребенка. Спектакли, связанные с поднятием ребенка, удержанием его на руках, убаюкиванием или покачиванием, на самом деле довольно сложны и последовательно аппроксимируются реакцией младенца. Пока младенец продолжает извиваться, родители его передвигают. Эффективный способ удержания ребенка на руках сильно зависит от диапазона родительских действий.Почему одни родители меньше, а другие больше реагируют на реакцию младенца, — вопрос более сложный. Эта дифференциальная реакция усиливает и последовательно приближает изменения в способе, которым родитель держит ребенка, в направлении форм, наиболее удобных и подкрепляющих для ребенка. Например, новый родитель обычно не имеет возможности удерживать ребенка так, чтобы ребенок расслаблялся, имел максимальный контакт с телом и прекращал движение.
АВЕРСИВНЫЙ КОНТРОЛЬ Плачущий ребенок является отвращением для большинства родителей и, следовательно, обеспечивает возможное подкрепление для любого родительского поведения, которое прекратит плач.Почему плач должен вызывать такое отвращение у большинства родителей — это, вероятно, сложный вопрос, связанный с филогенетической историей вида, обычаями общества в целом и природой родительского репертуара. Мы уже указывали, что практически идентичные топографии реакции на плач могут иметь место в двух случаях: как рефлекторные эффекты травмы, лишения пищи, крайних значений сенсорной стимуляции и т. Д .; и как, по сути, оперантный ответ, поддерживаемый, потому что он приводит к родительскому подкреплению некоторой реакции, относящейся к текущим лишениям младенца.Однако формы поведения очень похожи, и влияние плача на родителей идентично. Обычно определение переменных, контролирующих плач ребенка, возможно только при манипулировании соответствующими переменными.
Прекращение боли и страдания, как правило, социально детерминировано, по крайней мере, в этой культуре; и большинство людей, которые становятся взрослыми, имеют историю подкрепления, в ходе которой они часто прекращали страдания других людей.Более того, боль и дискомфорт у других могут служить условным отвращающим стимулом из-за генерализации стимула (сочувствия). Степень обобщения стимула одинакова, независимо от того, является ли плач рефлекторным или оперантным, и различение становится возможным только тогда, когда родитель может идентифицировать переменные, функцией которых является плач. Филогенетическая история вида, вероятно, является сильным компонентом родительской реакции на плач. В филогенетической истории организма у любого ребенка, находящегося в бедственном положении, который может вызвать отвращение к родителю, например, голод, холод или болезнь, есть репертуар, имеющий ценность для выживания.Конечно, в поведенческом процессе была бы большая свобода, посредством которой естественный отбор мог бы изменять поведенческие свойства вида. Любой стимул, находящийся под контролем ребенка и вызывающий отвращение к родителю, может, возможно, поддерживать: (1) поведение родителей по отношению к ребенку, потому что он прекращает плач; (2) поведение младенца по отношению к родителю, поскольку он обеспечивает такие удобства, как еда, тепло или сухая одежда.
Еще один источник отвращения к плачу — угроза потери или повреждения ребенка.Ребенок представляет собой продукт поведения родителей. Можно сказать, что воспитание ребенка — это очень большой график подкрепления с фиксированной пропорцией; а больной или поврежденный ребенок функционально является превентивным стимулом, в котором отталкивающим событием будет потеря ребенка. Общая неспособность различать случаи, когда ребенок здоров, и когда он фактически находится в опасности, может сделать плач превентивным стимулом для родителя, независимо от причины плача ребенка.
нытье и дразнить
Как и в случае с плачем, основным эффектом придирки и поддразнивания ребенка на родителя является усиление поведения, которое, в свою очередь, увеличивает частоту и настойчивость, с которой ребенок продолжает ныть и дразнить. Что касается социальных эффектов контроля, парадоксально, что родитель часто подкрепляет самые отталкивающие виды поведения ребенка. Рассмотрим, например, простые запросы, которые маленький ребенок делает к родителю: Могу ли я получить файл cookie? Можно мне 5 центов? Могу я пойти в кино? Я хочу выйти на улицу поиграть! Забери меня! Прочти мне рассказ.Иногда, когда ребенок излучает некоторый ответ, который в прошлом подкреплялся родителем, его поведение не подкрепляется, потому что родитель по какой-то причине недомогает, например, занят другим делом. Отсутствие подкрепления словесного ответа ребенка родителями не приведет к существенному ослаблению его поведения до тех пор, пока ребенок не будет повторять ответ много раз без подкрепления. Однако одним из первых результатов отсутствия усиления является увеличение интенсивности голосового ответа, а также изменение его топографии в сторону «эмоционального тона».»Новая, более интенсивная форма вербального ответа имеет более высокую вероятность воздействия на родителя. И, если родитель все еще не отвечает, продолжение передачи запроса ребенка увеличивает вероятность ответа от родителя до тех пор, пока ребенок не получит Повторение команды ребенком представляет собой отталкивающий стимул в том смысле, что он контролирует внимание родителя и представляет собой прекращение нормальной родительской активности до тех пор, пока выполняется запрос ребенка.Точно так же повышенная интенсивность и эмоциональный тон также представляют собой отвращающие стимулы, потому что к этому времени в развитии ребенка и путем обобщения с поведением других индивидов в культуре такие реакции предшествуют истерикам или периодам крайнего гнева. Родительское подкрепление второй или третьей просьбы ребенка изменяет репертуар ребенка двумя способами: во-первых, дифференцированное подкрепление крайних словесных форм было усилено по-разному, и в последующих случаях вероятность того, что ребенок испустит их, будет выше. более крайние формы; во-вторых, подкрепление запроса только после того, как оно было повторено несколько раз, по сути, представляет собой график подкрепления с переменным соотношением.Количество повторений запроса меняется время от времени, в зависимости от того, насколько родитель озабочен другими вопросами, общим состоянием реактивности родителя по отношению к ребенку и другими подобными факторами, уже обсуждавшимися в предыдущем анализе. плач. По мере того, как родители подкрепляют формы команд, которые являются максимально отталкивающими, и увеличивают устойчивость команд за счет периодического подкрепления, они развивают у ребенка формы поведения, которые будут постепенно становиться все более и более отталкивающими.Это происходит потому, что каждый раз, когда родитель не склонен к подкреплению по какой-либо причине, не имеющей отношения к динамике поведения ребенка, он устанавливает условия, которые максимально эффективны для подкрепления формы запроса, которая ему максимально противна. После достаточного периодического подкрепления склонность ребенка к повторению команды может стать настолько сильной, что ребенок неизбежно сможет повторить команду достаточное количество раз, чтобы создать состояние дел, достаточно отталкивающее, чтобы конкурировать с любыми другими параллельными действиями в родительской семье. репертуар.Ограничивающим фактором в этом автокаталитическом процессе является насыщение соответствующей депривацией, поддерживающей поведение ребенка, или развитие самоконтроля со стороны родителя. Развивается самоконтроль. когда вся ситуация становится настолько отталкивающей для родителя, что он терпит долгую истерику или наказывает ребенка вместо того, чтобы усилить требование. Репертуар является относительно сложным для родителя, потому что его самое сильное поведение включает в себя те реакции, которые прекращают немедленный аверсивный стимул.Однако такое поведение имеет долгосрочные негативные последствия для родителя, поскольку оно увековечивает отталкивающий контроль со стороны родителя со стороны ребенка. Самоконтроль становится возможным только тогда, когда родитель больше озабочен долгосрочными негативными последствиями своих текущих практик, а не непосредственным контролем своего поведения со стороны текущих подкреплений.
Как и в случае с плачем, факторы, определяющие график подкрепления, с помощью которого родитель усиливает атавизмы ребенка, очень сложны и определяются многими другими факторами родительской среды, которые не находятся под контролем ребенка.Тем не менее, анализируя влияние родительских практик на ребенка, достаточно просто отметить фактические подкрепляющие практики родителя без объяснения различных причин в его общей среде, которые ответственны за эти практики. С точки зрения влияния поведения родителей на подкрепление, подавление или формирование определенных форм, основные факты, которые необходимы, — это просто случайные обстоятельства между поведением ребенка и его окружением.