Рефлексивное и нерефлексивное слушание: Нерефлексивное слушание — Блог Викиум

Автор: | 06.12.1980

Содержание

Нерефлексивное слушание — Блог Викиум

    • Илья Павлов

      Автор Викиум

Нерефлексивное слушание — это умение слушать и не перебивать собеседника своими замечаниями. Иногда во время разговора собеседник может быть излишне эмоционален, поэтому он просто не готов слушать комментарии других, тут на помощь и приходит нерефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание условно можно отнести к пассивному восприятию.

Где применяется нерефлексивное слушание?

К основным правилам нерефлексивного слушания можно отнести:

  • не вмешиваться в речь собеседника;
  • не оценивать то, что сказал собеседник;
  • не обращать внимания на свои мысли и чувства, когда говорит собеседник.

Когда уместно нерефлексивное слушание:

  1. Использовать технику очень хорошо во время переговоров, когда необходимо выяснить, что именно хочет собеседник.
  2. Такой прием хорошо использовать в тех случаях, когда человек пытается высказаться, к примеру, во время семейной ссоры. В таком случае, если вы решите что-то добавить, то просто подольете масло в огонь и сделаете гораздо хуже. В этом случае лучше дать возможность собеседнику высказаться, после чего приступить к содержательному разговору.
  3. Собеседник не в состоянии выразить в полной мере свои трудности, заботы или радость. В данном случае следует уточнить у человека, что его делает счастливым или беспокоит. Когда же собеседник начнет делиться своими мыслями, его надо очень внимательно выслушать. Лишнее вмешательство со стороны может лишь сбить собеседника с мысли.
  4. При беседах с руководством.

Отличие нерефлексивного слушания от рефлексивного

Как уже говорилось ранее, нерефлексивное слушание заключается в выслушивании собеседника без активного участия в самой беседе. Несмотря на то, что внешне нерефлексивное слушание является пассивным, оно требует много физического и психического напряжения.

Рефлексивное слушание отличается тем, что необходимо поддерживать обратную связь с говорящим, чтобы контролировать то, что было услышано от собеседника.

К основным видам рефлексивных ответов можно отнести резюмирование, перефразирование, а также выяснение. Когда речь заходит о выяснении, человек может уточнить, что собеседник имел в виду. Перефразирование показывает человеку, что его очень внимательно слушают. Используя перефразирование, человек может спросить у собеседника, правильно ли он его понял.

Главным правилом нерефлексивного слушания является умение молчать, а рефлексивного — показать, что  действительно слушают собеседника и заинтересованы в том, что он говорит. Чтобы понять, какому виду слушания надо отдать предпочтение, необходимо отталкиваться от ситуации. Развить коммуникативные навыки поможет курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив».

Читайте нас в Telegram — wikium

Метод рефлексивного и нерефлексивного слушания, как способ улучшения коммуникации между педагогом и учеником

Тема:

«Метод рефлексивного и нерефлексивного слушания, как способ улучшения коммуникации между педагогом и учеником»

Выступление на педсовете

Рыбакова Н. А. учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 20» г.Энгельс

Введение.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста очень важно, чтобы их понимали, говорили с ними на одном языке, когда они говорят о каких-то своих проблемах, переживаниях, противоречиях, им важно быть услышанными. Проблема взаимоотношений поколений оставалась и остается актуальной во все времена. Существует два, казалось бы, близких понятия: «слушать» и «слышать». Однако это не одно и то же. К сожалению, достаточно часто люди, слушая, совершенно не слышат друг друга. Слышать означает стремиться понять и запомнить услышанное, понять эмоции человека, его чувства, почему он поступил так, а не иначе. Слушание эффективно в тех случаях, когда оно способствует продвижению педагога и ребенка или родителя и ребенка в понимании обсуждаемой проблемы, приводит к её решению или способствует установлению доверительных отношений между собеседниками. Эффективное слушание-это сложный волевой акт, требующий от педагога или родителя постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы ребенка.

Умение слушать — это нечто такое, над чем зачастую мало кто задумывается. А ведь оно оказывает огромное влияние на отношения ребенка с окружающими, его успехи в учебе и личностный рост. Исследования умения слушать демонстрируют, что привычка невнимательно слушать окружающий мир и людей создает главные барьеры на пути к улучшению любых взаимоотношений. Слушание — это коммуникационная способность. Различают два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования. Это рефлексивное и нерефлексивное слушание. Далее мы более детально рассмотрим каждый из них при общении с ребенком.

Рефлексивное (активное) слушание

Рефлексивное слушание – это обратная связь с говорящим, при которой слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения.[2] Т.е. это обратная связь с ребенком. Умение слушать рефлексивно помогает лучше понять ребенка, понять его проблемы. При активном слушании главная задача – именно понять ребенка, и дать ему знать об этом. Имеется в виду не только понимание слов, но и эмоциональное состояние школьника, его чувства, переживания. При активном слушании нужно не только повторить, что сказал собеседник, очень важным является обозначить при этом его чувство или состояние.[2]Ответы собеседнику по способу активного слушания показывают, что слушающий проникся проблемой говорящего и что он готов принять и разделить ее. Такое «сочувствие» производит на детей очень сильное впечатление. Ребенок в данном случае как бы понимает, что он не один, активным слушанием мы как бы даем ему знак, что мы разделяем его эмоции, что его проблема понятна нам и что она решаема. Ребенок, убедившись, что его слушают, начинает рассказывать все больше и больше. Он освобождается от многих отрицательных эмоций. Здесь вспоминается древняя мудрость, что горе, разделенное надвое, становится вдвое меньше.

Педагогам и родителям следует соблюдать некоторые правила при общении с ребенком методом активного слушания. Во-первых, очень важен контакт глаз. Ваши глаза и глаза ребенка должны находиться на одном уровне. Это показывает собеседнику заинтересованность и степень вовлеченности в разговор. Поза также является сильным сигналом для ребенка. Если она открыта и человек не занят какими-либо другими делами — это располагает ребенка к беседе. Во-вторых, если Вы беседуете с ребенком, который находится в очень подавленном состоянии, не следует задавать ему вопросов, лучше отвечать ему в утвердительной форме. Дело в том, что если собеседник начинает задать вопросы, у ребенка может сложиться впечатление, что все эти вопросы не отражают сочувствия, а являются лишь дежурными фразами.

Важно в этот момент находится на одной волне с ребенком. В-третьих, очень важно в ответе ребенку содержать обозначение его чувства или переживания.

Когда педагог или родитель начинает чаще использовать технику активного слушания, они, как правило, замечают в себе что-то новое. Они обнаруживают, что становятся более чувственными к нуждам и горестям ребенка, лучше понимают его поведение.

Со временем они начинают находить в себе больше терпения. Применяя ее к другим, мы понимаем, что эта техника меняет нас самих. В этом — ее чудесное скрытое свойство.[1]

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.[3] Это способ сосредоточенного внимательного педагога или родителя, почти без собственных речевых реакций, особенно таких, которые содержат оценку сказанного или собственные соображения по поводу беседы. Данный вид слушания предполагает наше невмешательство в ход мыслей ребенка и минимизацию наших ответов. Это могут быть нейтральные простейшие фразы, позволяющие выразить одобрение, интерес и понимание. Нерефлексивное слушание мы чаще используем, когда ребенок хочет обсудить наболевшие вопросы, справиться с проблемной ситуацией. Или когда он просто испытывает такие чувства как гнев или горе. В таких ситуациях требуется минимальный ответ.

Невербальными средствами, используемыми для нерефлексивного слушания, могут быть кивок или наклон головы, приближение к ребенку и другие проявления поддержки и желания слушать дальше. Подобные нейтральные реакции являются «открывающими», снимающими напряжение, вдохновляющими ребенка, стимулирующими его к высказыванию. Это гораздо эффективнее, чем простое молчание, которое ребенок может принять за незаинтересованность или несогласие.

В зависимости от обстановки нерефлексивного слушания может быть выражено понимание, одобрение, поддержка. Одобрение — это готовность выслушать ребенка, положительно оценить его как личность со всеми его недостатками и достоинствами. Понимание — принцип хорошего слушания с помощью жестов, мимики и интонации можно показать, что слушатель понимает, о чём говорит собеседник, и сопереживает ему.

Заключение

Оба вида слушания рефлексивное и нерефлексивное создают доверительную атмосферу между педагогом и ребенком. В такой атмосфере легче решаются проблемы ребенка. Ребенок сам находит пути к решению своей проблемы, если он получает психологическую поддержку педагога или родителя. Когда педагог или родитель начинается пользоваться техникой активного слушания, они становится добрее и терпимее к окружающим, что является основными качествами при работе с детьми.

Список используемой литературы

1. . Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. М. : Гардарики, 2008.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.:АСТ, 2006

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? М.:АСТ, 2008

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002.

Техники нерефлексивного слушания | Элитариум

Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Подчас нерефлексивное слушание — наша единственная возможность, поскольку собеседник, особенно если он эмоционален, возбужден или испытывает трудности в формулировании своих мыслей, хочет, чтобы его услышали, и не интересуется нашими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания.

Автор:
Николай Николаевич Bacильeв
, доцент кафедры практической психологии Вологодского государственного педагогического университета, руководитель Центра гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», тренер, практикующий психолог-консультант.
 

Метод нерефлексивного слушания — простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе устного общения.

Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в
умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В зависимости от ситуации, в процессе нерефлексивного слушания могут быть выражены
понимание,
одобрение и
поддержка. Подчас нерефлексивное слушание — наша единственная возможность, поскольку собеседник, особенно если он эмоционален, возбужден или испытывает трудности в формулировании своих мыслей, хочет, чтобы его услышали, и не интересуется нашими замечаниями.

Слушателю во время разговора необходимо решать три основные задачи:

  1. понимать сообщение;
  2. побуждать продолжение разговора;
  3. запоминать сказанное.



1. Понимание текста

Слушание — активный процесс, оно предполагает желание услышать, внимание к собеседнику. Часто ли мы действительно слушаем, когда речь собеседника нам неинтересна или когда мы чувствуем себя усталыми? Конечно нет. Чаще всего мы почти ничего не слышим из того, что нам говорилось, поскольку на самом деле мы
не слушали, и в основном потому, что не хотели.

Мадэлин Беркли-Ален в своей работе «Забытое искусство слушать» предложила разделить процесс «слушания» на три уровня, которые влияют на эффективность восприятия услышанного. Между этими уровнями нет четких границ — они представляют собой усредненные типы поведения людей и могут сменять друг друга в зависимости от ситуации. По мере перехода с третьего уровня на первый возрастает наш потенциал понимания и увеличивается эффективность общения.

Уровень 1. Слушание-сопереживание. На этом уровне слушающий воздерживается от суждений по поводу говорящего, стремясь максимально и без искажений понять его. Этот уровень характеризуется следующими признаками:

  • ощущение присутствия в данном месте и в данное время;
  • уважение к говорящему и ощущение контакта с ним;
  • сосредоточенность; концентрация на манере общения говорящего, включая язык тела;
  • сопереживание чувствам и мыслям говорящего;
  • игнорирование своих собственных мыслей и чувств — внимание направлено исключительно на процесс «слушания».

Такое слушание требует демонстрации слушателем вербального и невербального подтверждения того, что он действительно слушает.

Главное внимание уделяется при этом искренности данного процесса, «слушанию сердцем», которое «открывает двери» пониманию, выражению заботы и сочувствия.

Уровень 2. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем. На этом уровне слушатель «скользит по поверхности» общения, не понимая всей глубины сказанного. Он формально пытается понять содержание того, что говорит собеседник, но не предпринимает попыток понять его намерения и мотивы. На этом уровне слушатель воспринимает сообщение, опираясь только на логику, но игнорирует чувства, оставаясь, таким образом, эмоционально отчужденным от акта общения. Такое «слушание» может привести к опасному недопониманию, поскольку слушатель недостаточно сконцентрирован на том, что говорится.

Уровень 3. Слушание с временным отключением. Слушающий при этом и слушает, и не слушает, он отдает себе некоторый отчет в происходящем, но в основном сосредоточен на себе. Иногда при этом он следит за темой обсуждения краем уха, ловя лишь момент, чтобы вступить в нее самому. Слушание на этом уровне — пассивный процесс без реакции на высказанное. Часто слушающий человек теряет нить, задумавшись о чем-то постороннем или заранее готовя возражения или советы, а также придумывая, что сказать самому. Такой слушатель отличается «пустым» взглядом и более заинтересован в процессе говорения, чем слушания.

При том, что большинство из нас зависимости от обстоятельств в разное время в течение дня слушают на различных уровнях, М. Беркли-Ален считает, что задачей человека, стремящегося быть эффективным коммуникатором, должна стать
выработка в себе умения слушать на уровне 1 в любых ситуациях.

Однако слушать эффективно оказывается совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Слушание становится возможным вследствие
различия между скоростью устной речи и скоростью умственной деятельности слушающего. Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту, хотя мы можем воспринимать речь, произносимую со скоростью в три-четыре раза выше обычной, то есть до 400 слов в минуту. Если речь говорящего достаточно медленная, у нас остается время на ее декодирование и понимание. Однако разница между скоростью речи и умственной деятельности может стать причиной невнимания, особенно в случаях, когда говорят медленно или неинтересно. Если человек говорит слишком медленно (100-200 слов в минуту), нам свойственно отвлекаться, поскольку
внимание подвержено естественным ритмам колебания концентрации.

В результате мы начинаем
додумывать смысл еще не произнесенных фраз, обгоняя речь говорящего — «читаем мысли», приписывая ему то, о чем он не говорил. Естественно, это приводит к искажению понимания. Ослабление концентрации внимания часто приводит к тому, что слушатель непроизвольно начинает думать на посторонние темы, вызванные ассоциациями с рассказом говорящего.

Важнейшая задача, без решения которой невозможно понимание принимаемого сообщения, — это
управление вниманием. Устойчивое внимание при общении помогает устранить все, что может отвлекать от процесса слушания. Необходимость быть внимательным настолько очевидна, что призыв быть внимательным может вызвать удивление. Однако именно это — самое трудное в процессе слушания, именно поэтому так много людей слушают плохо. Необходимость внимания к устному сообщению особенно возрастает в случаях, когда визуальный контакт затруднен или отсутствует, как, например, при телефонном разговоре. Направленное внимание повышает нашу способность воспринимать речь уже тем, что вызывает в мозгу «волны ожидания», которые стимулируют готовность услышать, что скажет собеседник.

Другая важная техника нерефлексивного слушания состоит в том, чтобы
выдерживать паузу после реплик собеседника.

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок слушателя состоит в том, что он,
испытывая неловкость во время возникающих пауз, пытается их заполнить, задавая вопросы. Отвечая на эти вопросы, рассказчик уходит от основной темы своего рассказа и говорит не о том, о чем ему важно было рассказать, а о том, о чем спросил слушатель.

Практика показывает, что если мы не перебиваем рассказ человека, стремясь заполнить тяготящие нас паузы своими репликами и комментариями, то он, желая быть правильно понятым, будет развивать тему своего рассказа, дополняя его подробностями.



2. Поощрение рассказчика

Вторая задача, решаемая слушателем, это
поощрение рассказчика продолжить разговор. Если говорящий понимает, что партнер его внимательно слушает, интересуется его рассказом, он, как правило, укрепляется в своем желании рассказывать и делает это более охотно.

Если человек получает вознаграждение, которое для него привлекательно, то у него проявляется тенденция повторять то поведение, которое предшествовало стимулу. Если человек достигает того, к чему он стремился, появляется тенденция и впредь использовать метод, который привел его к успеху. В свою очередь, об успехе в решении коммуникационной задачи он судит
по реакции партнера в общении. Следовательно, выступая в качестве собеседника, мы своими реакциями можем поощрять или не поощрять нашего партнера к какому-либо поведению.

Например, наш собеседник желает нас разозлить. Если мы демонстрируем ему, что утрачиваем душевное равновесие, то это будет поощрять его к продолжению избранной линии поведения. Если же собеседник желает быть услышанным, то поощрять его рассказ будет заинтересованное выслушивание.

О степени заинтересованности слушателя мы судим по его поведению: слушающий человек выглядит иначе, чем неслушающий. Для простоты можно выделить следующие элементы поведения, по которым рассказчик делает вывод о степени внимательности слушателя:

  • взгляд;
  • мимика;
  • поза, телодвижения и жестикуляция;
  • расстояние между собеседниками и его изменение.

Взгляд. Область лица, расположенная рядом с нашими глазами, направление взгляда и движения глаз передают собеседнику огромное количество информации о нашем состоянии. Взгляд может быть добрым, злым, недоверчивым, открытым, веселым, грустным и т. д. Для того чтобы укрепить нашего партнера в желании говорить, мы можем поощрять его взглядом. Очень важным знаком, свидетельствующим о нашей готовности вести разговор, является контакт глаз с глазами собеседника. Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но и вдохновляет собеседника продолжать речь, что, в свою очередь, помогает слушать его еще внимательнее. Конечно, здесь нельзя переусердствовать: постоянно следящий взгляд может быть истолкован как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Идеальным является взаимное стремление к контакту, который был бы естественным и приятным для обеих сторон и соответствовал обстановке и обсуждаемому вопросу.

Мимика. Мы можем передавать партнеру позитивное отношение с помощью выражения лица и, прежде всего, с помощью улыбки. Улыбаясь, мы говорим собеседнику о том, что контакт с ним нам приятен. Однако, улыбаясь, необходимо помнить о следующем. Во-первых, улыбка улыбке рознь. Бывают улыбки добродушные, скромные, благожелательные, но бывают и ехидные, иронические, отталкивающие собеседника. Во-вторых, улыбка может быть абсолютно неуместной, если собеседник рассказывает о событиях, которые его огорчили: он может решить, что нас веселит его горе.

Позы и жесты. Важную роль в установлении контакта играет язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать или общаться. Когда мы немного наклонились вперед к собеседнику и одобрительно смотрим на него, мы тем самым передаем ему: «Я весь — внимание». Если же мы небрежно разваливаемся в кресле, то показываем, что не заинтересованы в общении. Позы могут говорить об отношении к собеседнику или к теме разговора.

Не следует думать, что задача построения психологического контакта автоматически решится, если выработать у себя привычку сидеть в стандартно-открытой позе. Говорящему скорее будет понятен и близок тот собеседник, который адекватно реагирует с помощью поз и жестов на его рассказ и текущее состояние. Стандартная поза в глазах рассказчика далеко не всегда будет выглядеть адекватной, поскольку он может рассчитывать на понимание и соответствующую ему эмоциональную реакцию со стороны слушателя, а получает в ответ лишь нейтрально-доброжелательное отношение.

Расстояние и положение относительно друг друга. Дистанция, на которой происходит коммуникация, может облегчать или затруднять общение. Очевидно, что, если расстояние до говорящего слишком велико, нам может быть плохо его слышно. Однако есть и другие причины уделять внимание расстоянию до партнера во время разговора. Многочисленные психологические исследования коммуникаций показали, что расстояние между партнерами само по себе является невербальным коммуникационным средством. В психологическом пространстве человека можно выделить четыре зоны: интимную, личную, социальную и публичную.

Минимальные поощряющие реплики. Следующий прием поощрения рассказчика в процессе нерефлексивного слушания состоит в том, что слушающий время от времени реагирует на рассказ партнера междометиями или нейтральными, по существу малозначащими фразами: «Да!», «Это как так?», «Ну и ну!», «Понимаю вас…», «Продолжайте, пожалуйста, я вас слушаю…». Эти реплики представляют собой простейшие словесные реакции, которые позволяют содержательно продолжить беседу. Такие ответы являются приглашением высказываться свободно и непринужденно. Они помогают выразить одобрение, интерес и понимание. Это не просто реплики, которые делаются тогда, когда нечего сказать, это знаки, говорящие о том, что мы внимательно слушаем и приглашаем партнера продолжать разговор. Поскольку нашему партнеру легче рассказывать о себе заинтересованному собеседнику, то, демонстрируя свое внимание с помощью реплик, мы способствуем увеличению его желания и готовности говорить.


Для развития и совершенствования своих навыков понимания и влияния на окружающих, вы можете включить в свой учебный план любые из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога, при обучении по индивидуальной программе, в удобном для себя месте, времени и темпе.

Виды и техника слушания — СтудИзба

2 вопрос. Виды и техника слушания

Можно выделить следующие виды слушания: рефлексив­ное (активное), нерефлексивное (пассивное), эмпатическое.

Нерефлексивное (пассивное) слушание — это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полез­но тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чув­ства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Отве­ты при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа «Да!, «Ну-и-ну!, «Продолжайте», «Ин­тересно» и т. д.

В деловом, как и в любом другом общении, важно соче­тание нерефлексивного и рефлексивного слушания.

Рефлексивное (активное) слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реаль­ное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, от­ражение чувств и резюмирование.

Выяснение представляет собой обращение к говоряще­му за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: «Я не понял», «Что вы имеете в виду?, «Пожалуйста, уточ­ним это» и т. п.

Перефразирование — собственная формулировка сообще­ния говорящего для проверки его точности. Ключевые фра­зы: «Как я понял вас…», «Вы думаете, что…», «По ваше­му мнению…»

При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, вы чувствуете…», «Вы несколь­ко расстроены…» и т. д.

При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: «Ваши­ми основными идеями, как я понял, являются…», «Если теперь подытожить сказанное вами, то…» Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при за­вершении разговора.

Рекомендуемые файлы

Нужно избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие.

Перебивание собеседника во время его сообщения. Боль­шинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руко­водители чаще перебивают подчиненных, а мужчины — женщин. При перебивании нужно постараться тут же вос­становить ход мыслей собеседника.

Поспешные выводы заставляют собеседника занять обо­ронительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения.

Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слу­шает, а мысленно формулирует возражение и ждет очере­ди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точ­ки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое.

Непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказывать реальную помощь. Прежде всего нужно устано­вить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную помощь.

Приемами активного слушания являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник путем задания уточняющих вопросов типа: «Правильно я вас понял, что…?», «Та­ким образом, ты хочешь сказать…» или «Другими слова­ми, ты имел в виду… » Применение таких простых приемов общения позволяет достичь сразу двух целей:

1.Обеспечивается адекватная обратная связь, у вашего собеседника возникает ощущение, что передаваемая им ин­формация правильно понята.

2.Вы косвенным образом информируете собеседника о том, что перед ним не ребенок, которому можно указывать, и не «диктофон», в который молено диктовать свои мысли и рассуждения, а равный ему партнер. Занятие вами рав­ной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово. Эта цель достигается быстрее первой, особенно в тех случаях, когда вы имеете дело с авторитарным, жестким собеседни­ком, привыкшим общаться с позиции « на пьедестале». При­менение навыков активного слушания очень поможет вам, если вам свойственна позиция «жертвы», так как это применение не только сбивает с привычной позиции автори­тарного собеседника, но и поднимает вас до уровня разго­вора на равных, дает возможность сосредоточиться на су­щественных моментах разговора, а не на собственных переживаниях и опасениях.

Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда со­беседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться и настроиться самому (и настроить собеседника) на деловую волну, если у вас возникает желание надерзить вашему партнеру, развить начавшийся конфликт.

Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является чисто формальное следование прави­лам, без реального отражения содержания разговора. В та­ких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правиль­но ли я вас понял, что….», но, не услышав ответа, продол­жает развивать свои аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собе­седника. Потом такой человек удивляется, что «техника активного слушания» не работает: «Я же сказал: «Если я

вас правильно понял, то…», а мы все равно не поняли друг друга, и собеседник стал злиться на меня. За что? »

Дело в том, что активное слушание, как и всякое слуша­ние, подразумевает постоянное осознание своих «Я-слушаний» и только при наличии фильтра «Я хочу тебя понять» или отсутствии всяких фильтров вообще активное слуша­ние будет работать.

Приемы активного слушания работают только тогда, ког­да вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоци­ональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер, как минимум, равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоциональ­ного аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуж­дения, и в этом случае приемы активного слушания не сра­ботают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он сейчас всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содер­жание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние самоконтроля, только после этого с ним можно общаться «на равных». В таких случаях эффектив­но работает так называемое пассивное слушание.

Тут важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да, угу-угу, ну конечно» и т. п. Дело в том, что эмоциональное состояние человека по­добно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до выс­шей точки, она снова падает и т. д. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится и, почувствовав это, вы уже можете общаться с ним нормально. Не молчите, потому что глухое молчание у любого человек вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено. Не задавайте ему уточняющих вопросов, потому что вопрос: «Ты хочешь сказать, что она тебе сказа­ла то-то и то-то? », заданный в ответ на реплику: «И ты пред­ставляешь, тут она мне говорит… а я ей отвечаю…!», только вызовет взрыв негодования у вашего партнера. Не гово­рите партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладится», — он этих слов адекватно понять не может, они его возмуща­ют, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «пристро­иться» к партнеру, повторять его слова, эмоции, движения, т. е. вести себя как он, быть как бы им, разделять его чув­ства. Но если для вас это сложно сделать, естественно, луч­ше и не пытаться повторять действия, слова эмоциональ­ного партнера, так как он, заметив вашу неискренность, оценит ваши действия как издевательство над его чувствами.

Если эмоции партнера направлены на вас, главная зада­ча — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приве­дет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Ваше «Я-слушание» в этом случае можно было бы назвать сло­вом «обида» (в этом случае вы обиделись, вам показалось, что вас обвинили в чем-то) или словами «Все равно я прав» (и тогда сказанное вам в эмоциональном тоне замечание было воспринято вами как еще одна угроза и вызвало же­лание дополнительно утвердиться в том, что вы правы, и вы начали бурно это доказывать!).

Пассивное слушание на самом деле требует определенной душевной работы — работы по осознанию своих «Я-слушаний». Приемы пассивного слушания будут действенны толь­ко тогда, если вы предварительно осознаете, какое «Я-слушание» у вас в данный момент, способны ли вы без искажа­ющих фильтров услышать ту эмоцию, которая сейчас доминирует у вашего партнера, не относя ее к себе, не зара­жаясь ею, не реагируя на нее личностно. Если да, то ваше слушание будет успешным, если же нет, то вы всего лишь поддадитесь тому эмоциональному напору, который исхо­дит от вашего собеседника, и фактически явитесь объектом его манипулирования вами.

Давайте подумаем, зачем вы рассказываете кому-то о своих проблемах? Может быть, чтобы выслушать совет, как вам вести себя в сложившейся ситуации? Или для того, чтобы вас оценили, сказали, правильно ли вы ведете себя? Или, может быть, для того, чтобы услышать, как вел себя собеседник в аналогичной ситуации? Наверно, все же нет.

Если вы посмотрите на себя откровенно, то поймете, что главное в таких случаях — желание, чтобы вас поняли, разделили с вами те чувства, те переживания, которые вы испытываете. Главное, видимо, состоит именно в этом — в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. Именно в этом — секрет хорошего слушания, такого, кото­рое дает другому человеку облегчение и, как это ни неожи­данно, открывает ему новые пути для понимания самого себя. Таким образом, эмпатическое слушание позволяет пе­реживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не мо­рализируют, не критикуют, не поучают.

 Правила эмпатического слушания:

В лекции «Диагностика потенциала предприятия» также много полезной информации.

1.Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных пере­живаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.

2.В своей реакции на слова партнера вы должны в точ­ности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонст­рировать собеседнику, что его чувство не только правиль­но понято, но принято вами.

3.Необходимо держать паузу. После вашего ответа со­беседнику обычно надо промолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточ­нениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы ра­зобраться в своем переживании.

4.Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных моти­вов его поведения. Надо только отразить чувство партне­ра, но не объяснять ему причину возникновения у него это­го чувства. Замечания типа: «Так это у тебя от того, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» — не могут вызывать ничего, кроме отторжения и защиты.

5.В тех случаях, когда партнер возбужден, когда бесе­да складывается таким образом, что партнер говорит, «не закрывая рта», а ваша беседа носит уже достаточно дове­рительный характер, вовсе не обязательно отвечать раз­вернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или же повторять его последние слова.

6.Методику эмпатического слушания имеет смысл при­менять только в том случае, когда человек сам хочет поде­литься какими-то переживаниями.

Rit-info | О слушании

  1. Нерефлексивное слушание – состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. Используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников желает выразить своё отношение к тому или иному событию, испытывает трудности в выражении своих проблем. Но оно может быть ошибочно истолковано как согласие с собеседником, поэтому в конце необходимо высказать свою точку зрения, чтобы избежать недоразумений.
  2. Рефлексивное слушание – предполагает, что если собеседник уже высказался, то необходимо повторить главные пункты его монолога своими словами и поинтересоваться, то ли он имел в виду. Это гарантированно защитит вас от любых неясностей и недопонимания.
«Выслушивая своего противника и переспрашивая его, уточняя его позицию, спорящий достигает трёх целей: во-первых, противник не может возразить, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал», во-вторых, спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоёвывает симпатии тех, кто наблюдает за спором, и, в-третьих, спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения.»
© Академик Д.С.Лихачёв.

Рефлексивное слушание является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного.

Необходимость рефлексивного слушания обуславливается, прежде всего, теми трудностями и ограничениями, которые возникают в процессе общения. Так иногда бывает сложно установить, что имел в виду говорящий, не зная конкретного значения слова для него самого. Одно и тоже слово для говорящего и слушающего может иметь разные значения, так как конкретное значение слова возникает в голове говорящего, но не содержится в нём самом.

« Закодированность» значения большинства сообщений. То, что мы сообщаем друг другу, имеет определённый смысл только для нас самих, и именно тот который мы в него вкладываем. Передавая другим наши идеи, чувства, установки, мы кодируем их значения при помощи слов. Чтобы не задеть свои чувства и партнёра, мы тщательно подбираем слова, маскируя основное значение, действуем с оглядкой на ситуацию. Всё это затрудняет выразить мысль так, чтобы слушающий правильно её понял. Для «раскодирования» сообщения и используется обратная связь (рефлексивное слушание).

  1. Выяснение – это обращение к говорящему за уточнением. Выяснение помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим.

  2. Чтобы уточнить смысл отдельных высказываний, слушающий может воспользоваться следующими ключевыми фразами:

    «Пожалуйста, уточните это».

    «Не повторите ли вы ещё раз».

    «Я не понял».

    «Что вы имели в виду?»

    «Не объясните ли вы это?» и др.

    Следует помнить, что данные сообщения фокусируются на самом процессе общения, но не на личности собеседника.

  3. Перефразирование

  4. Перефразировать – значит сформулировать ту же мысль иначе.

    Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности.

    Перефразирование можно начинать следующими словами:

    «Как я понял Вас… »

    «Как я понимаю, Вы говорите….»

    «По Вашему мнению….»

    «Вы думаете….»

    «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но….»

    «Другими словами, Вы считаете….»

    При перефразировании важно выбрать только существенные, главные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания станет причиной путаницы. Перефразируя собеседника, мы должны, прежде всего, интересоваться смыслом и идеями, а не установками и чувствами, как правило, мешающими восприятию главного.

  5. Отражение чувств

  6. В данном приёме акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении слушающим чувств, выраженным говорящим, его эмоционального состояния, установок. Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние, поэтому ответы следует формулировать, насколько это возможно, своими словами. Для облегчения рефлексивного отражения чувств можно пользоваться следующими вступительными фразами:

    «Мне кажется, что Вы чувствуете….»

    «Вероятно, вы чувствуете….»

    «Не чувствуете ли Вы себя несколько….»

    В ответах на эмоциональное состояние говорящего следует учитывать интенсивность его чувств. Понять чувства собеседника можно разными путями. Во-первых, следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие его чувства, например, печаль, радость, гнев и т.д. Во-вторых, нужно следить за невербальными средствами общения. В-третьих, следует представить, что Вы чувствовали на месте говорящего.

  1. Резюмирование

Резюмирующие ответы подытоживают основные идеи и чувства говорящего. Этот приём применим в продолжительных беседах, там, где перефразирование и отражение используются относительно редко. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство.

Типичными вступительными фразами могут быть следующие:

«То, что Вы в данный момент сказали, может означать….»

«Вашими основными идеями, как я понял, являются….»

«Если теперь подытожить сказанное Вами, то….»

Резюмирование особенно уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов, рассмотрении претензий или в таких ситуациях , где необходимо решать какие-либо проблемы во время которых длительное обсуждение какого-нибудь вопроса может чрезмерно осложниться или даже зайти в тупик.

  1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

  2. Будьте физически внимательными. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

  3. Не притворяйтесь, что вы слушаете. Это бесполезно

  4. Дайте собеседнику время высказаться.

  5. Не перебивайте без надобности. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в серьёзной беседе, помогите затем восстановить прерванный ход мыслей собеседника.

  6. Не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять ход мыслей собеседника до конца.

  7. Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можете пропустить смысл сообщения.

  8. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника

 

 

Разница между рефлексивным и активным слушанием — видео и стенограмма урока

Reflective Listening

Нет никаких сомнений в том, что активное и рефлексивное прослушивание накладываются друг на друга, что иногда затрудняет различение между ними. Фактически, использование рефлексивных утверждений — это аспект активного слушания. Но рефлексивное слушание — это более специализированная форма слушания, где активное слушание является более общим. Давайте обсудим основные различия между ними.

Уровень мастерства

В то время как активное слушание — это навык, которому можно научиться на дневном семинаре, рефлексивное слушание требует большего опыта. Требования к рефлексивному слушанию выходят далеко за рамки требований активного слушания. Например, рефлексивные слушатели должны уделять особое внимание тому, чтобы избегать реакций с высоким риском, таких как заявления о согласии, суждения, диагнозы, преждевременное решение проблемы, логические аргументы, отстранение и даже похвала, все из которых могут быть коммуникационными барьерами, которые мешают говорящему. от полного самовыражения.

Вдобавок рефлексивные слушатели должны перефразировать возможные скрытые эмоции говорящего, чтобы помочь говорящему понять любые вторичные эмоции, которые они могут испытывать. Например, говорящему может быть очевидно, что он чувствует гнев, но не настолько очевидно, что этот гнев проистекает из более сложной эмоции обиды. Рефлексивный слушатель может помочь говорящему осознать это.

Случайное против формального

Активное слушание подходит для более случайных разговоров, таких как профессиональные сетевые мероприятия, тогда как рефлексивное слушание более интимно и вовлечено и может быть более уместным между близкими родственниками или в терапевтических условиях между терапевтом и клиентом.

Преамбулы

В отличие от активного слушания, рефлексивное слушание предполагает избегание преамбул. Преамбулы — это утверждения вроде ~ похоже, что вы говорите. . . ‘ или «то, что я слышу, вы говорите. . . ‘ Преамбулы могут заставить говорящего почувствовать, что он или она подвергается психоанализу, и это может раздражать и отвлекать. Вот почему рефлексивные слушатели должны говорить что-то вроде «вам одиноко» или даже просто «вам грустно», перефразируя чувства говорящего.

Цель

Цель активного слушания — дать говорящему почувствовать, что его слышат и слушают, а слушателю — узнать что-то новое и полностью понять, что говорит говорящий.Это также верно для рефлексивного слушания, но есть дополнительная терапевтическая цель, помогающая говорящему лучше понять свои собственные потребности, чувства и мысли.

Краткое содержание урока

Различия между рефлексивным и активным слушанием могут сбивать с толку. Активное слушание требует от слушателя полного внимания, а также языка тела и ответов, демонстрирующих внимательность и полное понимание говорящего.

Рефлексивное слушание включает в себя все, что есть активное слушание, но включает особое внимание к содержанию, ощущениям и значению сообщения говорящего, которые отражаются обратно в говорящего.Рефлексивное слушание является более конкретным и обширным, требует более высокого уровня навыков, является более формальным и интимным, позволяет избежать рискованных ответов и преамбул и служит более высокой цели в развитии понимания говорящего.

Размышление — эффективные коммуникативные навыки

Какими бы хорошими, по вашему мнению, ни были ваши навыки аудирования, единственный человек, который может сказать вам, правильно вы поняли или нет, — это говорящий. Следовательно, в качестве расширения хороших навыков слушания вам необходимо развить способность отражать слова и чувства и пояснять, что вы их правильно поняли.

Часто важно, чтобы вы и докладчик пришли к согласию в том, что то, что вы понимаете, является истинным отображением того, что должно было быть сказано.

Помимо понимания и отражения словесных сообщений говорящего, важно попытаться понять эмоции — на этой странице объясняется, как эффективно использовать отражение, чтобы помочь вам лучше понять не только то, что говорится, но и содержание, чувства и смысл сообщений.


Что отражает?

Рефлексия — это процесс перефразирования и повторения как чувств, так и слов говорящего.Цели отражения:

  • Чтобы позволить говорящему «слышать» свои мысли и сосредоточиться на том, что они говорят и чувствуют.
  • Чтобы показать говорящему, что вы пытаетесь воспринимать мир так, как он его видит, и что вы делаете все возможное, чтобы понять его послания.
  • Чтобы побудить их продолжить разговор.

Размышления не подразумевают, что вы задаете вопросы, вводите новую тему или ведете беседу в другом направлении.Ораторам помогает размышление, поскольку это не только позволяет им чувствовать себя понятыми, но также дает им возможность сфокусировать свои мысли. Это, в свою очередь, помогает им направить свои мысли и побуждает их продолжать говорить.


Два основных метода отражения:

Зеркальное отображение

Зеркальное отражение — это простая форма отражения, которая включает в себя почти точное повторение того, что говорит говорящий.

Зеркальное отображение должно быть коротким и простым.Обычно достаточно просто повторить ключевые слова или несколько последних сказанных слов. Это показывает, что вы пытаетесь понять круг ведения выступающего, и побуждает его продолжить. Помните, что нельзя перезеркаливать, так как это может раздражать и отвлекать от сообщения.

Перефразирование

Перефразирование предполагает использование других слов, чтобы отразить то, что сказал говорящий. Перефразирование показывает не только то, что вы слушаете, но и пытаетесь понять, что говорит говорящий.

Часто люди «слышат то, что ожидают услышать» из-за предположений, стереотипов или предрассудков. При перефразировании крайне важно не выдвигать свои собственные идеи и не подвергать сомнению мысли, чувства или действия говорящего. Ваши ответы должны быть недирективными и непредвзятыми.

Очень трудно устоять перед соблазном задать вопросы, и когда этот метод используется впервые, отражение может показаться очень неестественным и неестественным.Вам нужно практиковать этот навык, чтобы чувствовать себя комфортно.


Отражение содержания, чувства и смысла

Самая непосредственная часть сообщения говорящего — это его содержание, другими словами, те аспекты, которые имеют отношение к информации, действиям, событиям и опыту, как они выражаются вербализацией.

Отражение содержания помогает сосредоточить внимание на ситуации, но, в то же время, также важно отразить чувств и эмоций , выраженных для более полного понимания сообщения.

Это помогает говорящему признать и принять свои собственные чувства, поскольку довольно часто говорящий может говорить о них так, как будто они принадлежат кому-то другому, например, используя «вы чувствуете себя виноватым», а не «я чувствую себя виноватым».

Опытный слушатель сможет отразить чувства говорящего с помощью телесных сигналов (невербальных), а также словесных сообщений. Иногда неуместно задавать такие прямые вопросы, как «Как вы себя чувствуете?» Сильные эмоции, такие как любовь и ненависть, легко определить, тогда как такие чувства, как привязанность, вина и замешательство, гораздо более тонкие.Слушатель должен уметь распознавать такие чувства как по словам, так и по невербальным сигналам, например по языку тела, тону голоса и т. Д.

Помимо того, какие эмоции испытывает говорящий, слушатель должен отражать степень интенсивности этих эмоций. Например:

Интенсивность эмоции
«Вы чувствуете немножко грустный / сердитый? »
«Вы чувствуете довольно беспомощный / подавленный? »
«Вы чувствуете очень подчеркнул? »
«Вы чувствуете чрезвычайно смущен? »

Для отражения необходимо сочетать содержание и чувства, чтобы действительно отразить смысл того, что сказал говорящий.Например:

Спикер:

«Я просто не понимаю своего босса. В одну минуту он говорит одно, а в следующую минуту говорит обратное ».

Слушатель:

«Он вас очень смущает?»

Отражение смысла позволяет слушателю отразить переживания говорящего и эмоциональную реакцию на эти переживания. Он связывает компоненты содержания и ощущения того, что сказал говорящий.

Вас также могут заинтересовать наши страницы: Что такое эмпатия? и Понимание других .

Руководство по отражению


  • Будьте естественны.
  • Слушайте основное сообщение — учитывайте содержание, чувства и смысл, выраженные говорящим.
  • Перефразируйте сказанное простым языком.
  • При повторении ищите невербальные, а также вербальные сигналы, которые подтверждают или опровергают точность вашего перефразирования.(Обратите внимание, что некоторые выступающие могут притвориться, что вы все поняли правильно, потому что не могут заявить о себе и не согласны с вами.)
  • Не спрашивайте оратора без надобности.
  • Не добавляйте смысла говорящему.
  • Не принимайте тему докладчика в новом направлении.
  • Всегда будьте недирективными и непредвзятыми.

Дополнительная литература по навыкам, которые вам нужны


Наши электронные книги о навыках общения

Узнайте больше о ключевых коммуникативных навыках, необходимых для эффективного общения.

Наши электронные книги идеально подходят для тех, кто хочет узнать или развить свои коммуникативные навыки, и они полны простой и понятной практической информации и упражнений.


Прослушивание с отражением | Шлюз для преподавателей UNSW

Что такое рефлексивное прослушивание?

Рефлексивное слушание кажется обманчиво простым, но для этого требуются практика и навыки. При рефлексивном слушании слушатель пытается прояснить и переформулировать то, что говорит другой человек.

Преимущества рефлексивного прослушивания заключаются в том, что оно может:

  • Повысить понимание слушателем другого человека
  • Помогите другому человеку прояснить его мысли
  • Убедите другого человека, что кто-то готов принять во внимание его точку зрения и хочет помочь ему выразить свои мысли.

Что включает в себя рефлексивное слушание?

При практике рефлексивного слушания вам следует:

  • Слушайте больше, чем говорите.
  • Реагирование на личное в том, что говорится, а не на безличный, далекий или абстрактный материал.
  • Переформулируйте и поясните сказанное оратором; не задавайте вопросов и не говорите то, что вы чувствуете, верите или хотите.
  • Постарайтесь понять чувства, отраженные в том, что говорит говорящий, а не только в представленных фактах или идеях.
  • Работайте над развитием наилучшего восприятия системы взглядов говорящего, избегая при этом соблазна отвечать, исходя из вашей собственной системы взглядов.
  • Отвечайте с принятием и сочувствием, а не с безразличием, холодной объективностью или ложным беспокойством.

Как узнать, эффективно ли я использую рефлексивное слушание?

Чтобы определить способы, которыми вы могли бы улучшить свое рефлексивное слушание, спросите себя:

  • Разрешить выступающим полностью излагать свои мысли или мнения, не отвлекаясь?
  • Активно пытаться запомнить важные факты или замечания, высказанные другими?
  • Записать какие-либо детали или вопросы, поднятые другими?
  • Повторить суть или резюмировать высказанные точки зрения?
  • Сохраняйте непредвзятость, даже если я считаю, что замечания других меня не устраивают?
  • Не относиться враждебно к взглядам, отличным от моих?
  • Выражать неподдельный интерес к чужому разговору?

Адаптировано из R.Ф. Штейн, С. Hurd (eds) (2000), Использование студенческих команд в классе: Руководство для преподавателей, Болтон, Массачусетс: Anker Publishing Company, Inc., стр. 57–58; и Д. Фишер, Коммуникация в организациях, Сент-Пол, Миннесота: Jaico.

Активное рефлексивное прослушивание


Рефлексивное слушание — это двоякий процесс, который включает:

1. Действительно слышать и понимать то, что говорит другой человек. слова и язык тела, и

2.Отражая чувства и мысли, которые вы слышали своими словами, тон голоса, положение тела и жест, чтобы другой человек знал, что он или ее понимают.

Навыки рефлексивного слушания можно сгруппировать в три кластеры, а именно:

Кластер навыков
Специальные навыки
1. Посещение навыков Контакт
Поза
Жесты
Окружающая среда
2.Следующие навыки Открыватели дверей
Ответы-подтверждения
Активное молчание
Открытые вопросы
3. Навыки реагирования Перефразируя
Отражая чувства
Отражая смыслы
Подводя итог

Посещение — это оказание физического и психологического внимания другому человеку в коммуникационная ситуация. Эффективное посещение невербально свидетельствует о том, что слушатель заинтересован и уделяет пристальное внимание другому — это слушатель заботится!

2.СЛЕДУЮЩИЕ НАВЫКИ

ДВЕРНЫЕ ОТВЕРСТИЯ

Дверной открыватель является непринудительным приглашение, переданное другому, чтобы поговорить — приглашение начать, сказать что-то о том, что он думает или чувствует.

Некоторые примеры дверных открывателей:

1. Хотели бы вы об этом поговорить?
2. Могу я чем-нибудь помочь с этой проблемой?
3. Мне было бы интересно услышать, как вы себя чувствуете.
4. Было бы полезно поговорить об этом?
5.Иногда помогает снять это с груди.
6. У меня есть время, если есть. Хочу говорить?
7. Привет, Джо. Вы выглядите немного угрюмым.
8. Кажется, вы счастливы. Я бы хотел об этом услышать.
9. Вас что-то беспокоит?
10. Кажется, вы расстроены. Не хочешь об этом поговорить?

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

Открытый вопрос тот, который позволяет другому ответить тем или иным образом и всесторонне, он или она выбирает. Такого рода вопросы не требуют ответа «да», «нет» или короткого отклик.

Открытые вопросы можно помогать другому в исследовании его или ее аспектов, которые не были изначально доступный сознательному уму.

закрытых вопросов, по с другой стороны, по своей природе склонны ограничивать другую короткими ответами. Закрытые вопросы обычно начинаются с таких, как, делать, есть, где, сделал, был здесь или почему. Вопросы этого типа исследуют мотивы или оправданий, и поэтому имеют тенденцию способствовать защитной реакции в Другая.При практике рефлексивных вопросов следует избегать закрытых вопросов. техники прослушивания.

Примеры некоторых открытых вопросы:

1. Что вы чувствуете по этому поводу?
2. Не могли бы вы рассказать мне об этом поподробнее?
3. О чем ты думаешь, Джо?
4. Не могли бы вы привести пример?
5. Не могли бы вы рассказать мне немного больше о …?
6. Не могли бы вы рассказать еще о …?
7. Как это было для вас?

3. РЕАГИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

Это включает в себя прослушивание точно к другому человеку и отражая основные моменты других общение более конкретным, кратким и лаконичным.

Перефразирование

акт говоря в ответ говорящему своими словами то, что вы слышали от собеседника. Может перефразировать содержание или смысл.

Отражающие чувства

прослушивание точно к другому человеку и отражая эмоциональное состояние человека своими словами.

Отражающие значения

прослушивание точно и отражая как содержание, так и чувства другого.

Отражающие смыслы и чувства — это способы проверить свое восприятие говорящего, чтобы он / она связанных с вами: Некоторые примеры:

1. Интересно, если …
2. Мне кажется, что вы говорите / можете чувствовать …
3. У меня такое впечатление, что …

Как практиковать рефлексивное слушание (с советами и примерами)

Рефлексивное слушание может улучшить общение, улучшив понимание слушателем того, что должен сказать другой человек.Независимо от вашего профессионального контекста, практика рефлексивного слушания может существенно повлиять на вашу способность понимать сообщения и идеи других людей. Поэтому рефлексивное слушание — ценный навык, но он требует практики. В этой статье мы обсуждаем, что такое рефлексивное слушание, почему оно важно, каковы шаги для его достижения, а также приводим конкретные примеры.

Что такое рефлексивное прослушивание?

Рефлексивное слушание — это техника общения, при которой слушатель пытается понять идею говорящего, а затем передает ее им, чтобы подтвердить, что она была понята правильно.В отличие от большинства техник разговора, которые обычно требуют от слушателя ответа на сообщение говорящего, рефлексивное слушание требует, чтобы говорящий был в состоянии максимально точно отражать идеи и чувства говорящего.

Основными элементами рефлексивного слушания являются:

  • Сосредоточение внимания на том, что другой человек должен сказать, и попытка понять, что он пытается передать словами, тоном голоса и языком тела
  • Отвечая на его сообщение, воспроизводя его собственные мысли и чувства, выраженные их голосом, тоном, позой и жестами

Есть два основных метода, используемых для рефлексивного слушания.Это:

  • Перефразирование: это включает в себя слушание говорящего и использование своих слов для отражения того, что он сказал. Обычно это эффективный способ как для вас, так и для слушателя проверить, правильно ли вы поняли сообщение.
  • Зеркальное отображение: Это более короткий и простой метод рефлексивного слушания, подразумевающий повторение ключевых частей сообщения слово в слово. Это поможет вам сосредоточиться на остальной части сообщения и покажет говорящему, что вы обращаете на него внимание.

По теме: Как быть хорошим слушателем

Почему важно слушать с помощью рефлексии?

Основные причины важности рефлексивного прослушивания:

  • Это помогает слушателю понять сообщение. Некоторым людям трудно сохранять молчание и сосредоточиться, пока кто-то говорит. Их разум имеет тенденцию переключаться на другие мысли, и это может сделать общение неэффективным. Рефлексивное слушание помогает слушателю оставаться сосредоточенным, заставляя его быть бдительным на протяжении всего разговора.Кроме того, их понимание сообщения постоянно проверяется, поскольку слушатель повторяет идеи говорящего.
  • Помогает говорящему передать четкое сообщение. Постоянное повторение их мыслей и идей может помочь говорящему передать более ясное и краткое сообщение, заставляя его думать и общаться в меру своих способностей.
  • Укрепляет позитивные отношения. Спикер постоянно получает подтверждение того, что слушатель готов сосредоточиться и сделать все возможное, чтобы понять, в чем заключается общий смысл обсуждения.
  • Помогает говорящему проверить правильность своих слов и идей. Повторяя идеи в ответ, они гарантируют, что передали сообщение так, как они надеялись.
  • Это уменьшает вероятность того, что два человека ошибочно полагают, что у них есть понимание. Это актуально в ситуациях, когда слушатель неправильно понял сообщение.

Связанные: Навыки построения коммуникации: 9 типов слушания

Шаги для рефлексивного слушания

Четыре основных шага, задействованных в рефлексивном слушании:

  1. Слушайте сообщение говорящего. Первый шаг — сделать сознательное усилие, чтобы сосредоточить свой ум исключительно на том, чтобы слушать то, что говорит другой человек. Хотя большинство разговоров начинается с этого намерения, разум имеет тенденцию терять фокус и переключать внимание на другие проблемы. Вы можете избежать этого, постоянно прилагая усилия, чтобы сосредоточиться на говорящем.
  2. Проанализируйте смысл сообщения говорящего. После того, как вы выслушали мысль или идею, следующим шагом должно быть определение того, что говорящий имел в виду передать вам с помощью этих слов.Важно, чтобы вы старались не позволять собственному мнению по этому поводу влиять на ваш анализ, поскольку цель состоит не в том, чтобы противостоять идеям выступающего, а, скорее, в том, чтобы убедиться, что вы правильно их понимаете.
  3. Отразите сообщение обратно говорящему. Придя к выводу о значении слов говорящего, вы должны подтвердить, что ваша интерпретация сообщения совпадает с тем, что говорящий намеревался передать. Вы можете сделать это, повторяя части их сообщения слово в слово или перефразируя его.
  4. Подтвердите, что вы правильно поняли сообщение. Говорящий, скорее всего, откликнется на ваше отражение. Ответ обычно представляет собой либо подтверждение того, что вы правильно поняли то, что они пытаются сказать, либо исправление, в котором они объясняют свою точку зрения и пытаются помочь вам получить четкое представление о том, что они хотели сказать.

Связано: Как улучшить навыки общения

Советы по рефлексивному слушанию

Рассмотрите эти советы, чтобы улучшить свои рефлексивные навыки слушания:

  • Избегайте суждений. Хотя у вас может возникнуть инстинктивное искушение вынести суждение и опровергнуть мнение говорящего, лучше сосредоточиться на понимании сообщения.
  • Сосредоточьтесь как на вербальных, так и на невербальных сигналах. Отражая им сообщение говорящего, вы также должны попытаться воспроизвести такие элементы, как язык тела и тон голоса, поскольку они, вероятно, будут неотъемлемой частью сообщения.
  • Разберитесь в чувствах говорящего. Вместо простого повторения фактов и идей, которые выражает говорящий, практика рефлексивного слушания должна быть попыткой понять чувства говорящего по поводу вопросов, о которых он сообщает.
  • Не советую. Рефлексивное слушание — это не советы. Вместо этого вы должны использовать признание и поддержку, чтобы помочь говорящему найти решения самостоятельно.

Связано: Руководство по семи составляющим общения

Примеры рефлексивного слушания

Вот несколько примеров ситуаций с рефлексивным слушанием:

Пример 1

* Динамик : «I Не знаю, почему я плохо сдал экзамен.Я постоянно учился в течение года и делал все свои домашние задания, но когда пришел экзамен, я обнаружил, что большинство вопросов мало связано с тем, что учитель сказал нам изучать в течение семестра ». *

* Слушатель: « Вы чувствую, что экзамен не соответствует вашей учебной программе в этом семестре ». *

Пример 2

Спикер: « Раньше меня обычно назначали корпоративным клиентам, но до сих пор в этом году все они ушли. Кэти.Я не уверен, что изменилось, и я не знаю, стоит ли обсуждать это с моим начальником »

* Слушатель: « Вы не знаете, почему вы не получаете больших счетов, и не делаете » Я знаю, стоит ли вам сказать об этом своему начальнику »*

Пример 3

* Докладчик ** :« Наша долгосрочная стратегия должна включать способы превращения разовых клиентов в постоянных клиентов. Наша бизнес-модель абсолютно требует повторного ведения бизнеса, но пока мы ничего не делаем для этого »*

* Слушатель :« Вы обеспокоены тем, что вы и ваша компания делаете недостаточно для завоевания лояльности клиентов, хотя вам это абсолютно необходимо.”*

Светоотражающее прослушивание | Психология вики

Рефлексивное слушание — это коммуникационная стратегия, включающая два ключевых шага: стремление понять идею говорящего, а затем возвращение идеи говорящему, чтобы подтвердить, что идея была понята правильно. Он пытается «реконструировать то, что думает и чувствует клиент, и передать это понимание клиенту». [1] Рефлексивное слушание — это более конкретная стратегия, чем более общие методы активного слушания.Она возникла из школы Карла Роджерса клиентоцентрированной терапии в теории консультирования. [1]

Далмар Фишер, доцент Бостонского колледжа, разработал модель рефлексивного слушания, которая включает в себя следующие элементы:

— Активно участвует в разговоре, уменьшая или устраняя отвлекающие факторы любого рода, чтобы полностью сосредоточить внимание на разговоре.

— Искренне сопереживание точке зрения говорящего. Это не означает, что нужно соглашаться с говорящим, нужно просто смотреть на вещи с его / ее точки зрения.Слушатель побуждает человека говорить свободно, без осуждения и сочувствия.

— Отражение настроения говорящего, отображение эмоционального состояния с помощью слов и невербального общения. Это требует от слушателя успокоить свой ум и полностью сосредоточиться на настроении говорящего. Настроение будет проявляться не только в используемых словах, но и в тоне голоса, в позе и других невербальных сигналах говорящего. Слушатель будет искать соответствие между словами и настроением.

— Обобщение сказанного говорящим, используя собственные слова слушателя. Это отличается от перефразирования, когда слова и фразы перемещаются и заменяются, чтобы отразить то, что сказал говорящий. Рефлексивный слушатель резюмирует сообщение, используя свои собственные слова.

См. Также

Примечания и ссылки

Библиография

  • Бейкер, Энн С. и другие (1997). «В разговоре: превращение опыта в обучение». Моделирование и игры 28/1 : 6–12.
  • Фишер, Далмар (1981). Связь в организациях . Сент-Пол, Миннесота: West Publishing Company.
  • Гервуд, Джозеф Б. (1993). «Недиректные консультационные вмешательства с шизофрениками». Психологические отчеты 73 : 1147–51.
  • Кац, Нил Х. и Джон У. Юрист (1985). Навыки общения и разрешения конфликтов . Дубьюк, Айова: Кендалл Хант.
  • Коцман, Энн (1984). Светоотражающее прислушивание .Кью, Виктория: Институт развития детей младшего возраста.
  • Лейн, Лара Линн (2005). «Рефлексивное слушание». Гейл Энциклопедия психологии .
  • Роджерс, Карл (1951). Терапия, ориентированная на клиента: ее текущая практика, значения и теория . Бостон: Хоутон Миффлин.
  • Саакян, Уильям S (1975). История и системы психологии . Нью-Йорк и Лондон: Schenkman Publishing. Обзор

Внешняя ссылка

Что такое рефлексивное слушание? | Популярная ведическая наука

В то время как активное слушание, как правило, занимает центральное место, рефлексивное слушание может оказаться не менее важным во время обсуждения.Рефлексивное слушание играет совсем иную, но зачастую не менее важную роль в разговоре. Сильные коммуникаторы должны учиться и использовать оба типа слушания.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о рефлексивном слушании, а также несколько советов, которые помогут вам овладеть этой жизненно важной практикой общения.

В отличие от активного слушания, при котором вы сосредотачиваетесь на том, что кто-то говорит, чтобы ответить вдумчиво, рефлексивное слушание отодвигает вашу точку зрения на задний план, когда вы отвечаете своему собеседнику.Это позволяет вам реагировать таким образом, чтобы этот человек мог глубже вникнуть в свои мысли и лучше сформулировать их.

Во время разговора люди часто сталкиваются с сильным искушением высказаться со своими собственными точками зрения и мыслями. Однако это не роль рефлексивного слушателя. Как следует из названия, рефлексивное слушание требует, чтобы вы отражали мысли и чувства говорящего, чтобы выяснить, как и почему эти мысли и чувства.

Рефлексивное слушание является подходящим инструментом в определенных обстоятельствах, например, когда эмоции усиливаются на одной стороне разговора, и ваш собеседник выражает желание, чтобы вы их выслушали.Рефлексивное слушание также может оказаться полезным в ситуациях, когда вы уделяете время тому, чтобы выслушать чью-то точку зрения на что-либо, не предполагая, что затем вы попытаетесь дать им совет.

Хотя люди используют рефлексивное слушание реже, чем другие методы общения, такие как активное слушание, это не менее важно. Ваша роль рефлексивного слушателя — быть звуковой доской для вашего собеседника. Это поможет вам обоим достичь более высокого уровня понимания темы обсуждения.

Поскольку разговор, в котором вы воздерживаетесь от того, чтобы делиться своей точкой зрения, может показаться не интуитивным, для того, чтобы научиться быть внимательным слушателем, обычно требуется практика. Как и любой другой инструмент общения, вы обнаружите, что рефлексивное слушание может улучшить ваши профессиональные и личные отношения, если вы научитесь эффективно им пользоваться.

Более того, рефлексивное слушание может помочь вам легче определить суть проблемы с коллегой или познакомиться с новым другом на светском мероприятии.Оба они выйдут из разговора с ощущением, будто вы действительно слушали их и пытались понять их точку зрения, делая вас надежным и уважаемым доверенным лицом.

Сосредоточьтесь на своем партнере

Чтобы эффективно слушать — независимо от того, планируете ли вы в конечном итоге ответить или поразмышлять, — необходимо полностью сосредоточить внимание на собеседнике. Вы должны быть уверены, что слышите и понимаете, что говорит другой человек. Указывать на это может показаться глупым, но люди часто ведут разговоры, в которых они не могут полностью сосредоточить свое внимание.Тем не менее, сосредоточение внимания на говорящем является важной частью рефлексивного слушания. Для этого постарайтесь свести к минимуму отвлекающие факторы вокруг:

  • Переведите телефон в «беззвучный» режим и положите его лицевой стороной вниз во время разговора.
  • Встреча с собеседником в тихом месте.
  • Держите ваше тело под углом к ​​собеседнику.

Не торопитесь с разговором

При правильном использовании техники рефлексивного слушания побудят вашего собеседника глубже задуматься над обсуждаемой темой и сосредоточиться на точном изложении своей точки зрения и перспективы.Конечно, это может означать, что им, возможно, придется часто делать паузы, чтобы систематизировать свои мысли и решить, как обставить вещи. Предоставьте им это пространство, устраивая себе паузы в разговоре. Дав вашему собеседнику время подумать в тишине, вы действительно можете побудить его говорить больше, чем если бы вы ответили немедленно.

Перефразируйте и повторите важные моменты

Один из наиболее важных компонентов рефлексивного слушания — это научиться воспринимать то, что говорит ваш собеседник, и отражать это им своими словами.Такая проверка на протяжении всего разговора не только демонстрирует, что вы слушаете и понимаете, но и дает вашему собеседнику возможность уточнить все, что он не выразил ясно. Такой подход также помогает им глубже вникнуть в тему обсуждения с вашей помощью.

Когда дело доходит до межличностных отношений или разговоров о чувствах, отражение того, что только что сказал говорящий, приобретает еще большее значение. Почему? Потому что люди часто не могут точно выразить свои чувства, используя несколько скудный словарный запас сложных человеческих чувств.Предоставление кому-то возможности подробно рассказать о своем эмоциональном состоянии в непредвзятой обстановке может значительно улучшить качество вашего разговора, а также ваши отношения с собеседником в целом.

Вот несколько руководящих фраз, которые помогут вам отразить им ключевые моменты вашего собеседника:

  • «Вы чувствуете, что…»
  • «Вы говорите, что…»
  • «Похоже на…»
  • «Насколько я понимаю, вы…»

Обратите внимание на невербальную информацию

Язык тела и тон человека могут многое сказать вам о том, как он относится к определенной теме обсуждения.Если вы будете слушать только слова, которые они говорят, вы упустите огромное количество информации. В любом разговоре обязательно обращайте внимание на происходящее невербальное общение. Невербальная информация приобретает еще большее значение в разговорах, посвященных чувствам, которые часто требуют рефлексивного подхода к слушанию. Если вы не знаете, как расшифровать невербальную информацию, ознакомьтесь с этой статьей.

Покажите свой интерес

Вы также можете использовать язык тела, чтобы показать собеседнику, что вы его слушаете.Например, не сводите глаз с говорящего, а не на что-то другое, кивайте, когда он говорит, и наклоняйте к нему свое тело. Некоторые аспекты рефлексивного слушания уже позволяют продемонстрировать ваш интерес к беседе, например, задавая рефлексивные вопросы. Однако вам также следует использовать другие методы для вербальной демонстрации интереса, например, небольшие подтверждающие ответы, чтобы показать партнеру, что вы следите за ним, пока он говорит.

Вот общие ответы с подтверждением, которые вы можете использовать, чтобы продемонстрировать свой интерес:

  • «Мм-хм.”
  • «Ага».
  • «Верно».
  • «Давай».
  • «Понятно».

Подвести итог разговора

Хотя задумчивый слушатель постоянно задает вопросы во время разговора, чтобы еще больше прояснить мысли говорящего, обобщение этих ключевых моментов в конце может оказаться полезным. Это продемонстрирует ваше внимательное слушание и даст вам еще один шанс убедиться, что вы оба оставили разговор на одной странице. Это также дает возможность обсудить любые потенциальные проблемы или недопонимания, прежде чем вы предпримете следующие шаги.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *