Урок «Репортаж как жанр публицистического стиля»
Тема: Репортаж как жанр публицистического стиля
Цель: Научить пользоваться жанром репортажа в речи.
Задачи:
Формировать умение доказывать принадлежность текста репортажа к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, условия общения, функции общения).
Формировать умение определять неязыковые признаки репортажа.
Формировать умение выявлять языковые средства и устанавливать их зависимость от неязыковых средств.
Формировать умение отличать репортаж от заметки.
Развёрнутый план урока
Вступительное слово учителя (цель – создать положительную мотивацию, показать значимость и актуальность изучаемой темы).
Что? Где? Когда? Вся жизнь нашей страны, вся жизнь нашей планеты на этих листах. События, различные по характеру, неравноценные по значению, находят своё отражение на страницах газет, журналов. Только ли на страницах газет, журналов отражается жизнь страны и мира?
У: Жизнь страны и мира представлена и на телевидении.
П: Конечно, телевидение активно и оперативно реагирует на жизнь страны и жизнь мира. Какой стиль оказывается востребованным на страницах газет, журналов и телевидении?
У: Публицистический стиль.
У: Это ситуация, в которой пишущий адресует информацию широкой аудитории читателя, т.к. она информирует читателя, представляет общественную значимость. Она касается всей страны и жизни каждого человека.
П: Верно. Какие две функции выполняет публицистический стиль?
У: Публицистический стиль выполняет 2 функции: информативную – сообщить объективную, проверенную информацию и воздействующую – вызвать определённое отношение к обсуждаемой проблеме, теме.
Постановка цели урока.
Вы уже умеете писать информационную заметку. Теперь перед вами другая цель – научиться составлять текст репортажа.
Репортаж – один из самых ярких, самых востребованных жанров публицистики, так как помогает читателю «пережить» ситуацию, в нём отражающуюся, наглядно представить себе произошедшее.
Объяснение нового материала.
Вводная беседа (цель – подготовить к восприятию нового материала).
П: В каких ситуациях может быть использован жанр репортажа?
П: При просмотре каких телепередач вы встречали жанр репортажа?
Лингвостилистический анализ текста-образца (цель – определить неязыковые и языковые признаки).
П: В.А. Гиляровский, автор книг «Москва и москвичи», «Москва газетная» и многих других, В.А. Гиляровский был общепризнанным «королём» газетного репортажа. В любое время дня и ночи, в дождь и в стужу готов был «дядя Гиляй» мчаться к месту происшествия, чтоб в следующем номере газеты появился его интересный и правдивый репортаж. Вот как, например, рассказывает Гиляровский в репортаже «Ураган» о буре, разразившейся над Сокольниками в 1904 году и причинившей страшные разрушения:
«… Мне посчастливилось быть в центре урагана. Я видел его начало и конец: потемнело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали чёрными… Наступивший мрак сменился сразу зловеще жёлтым цветом. Грянула буря, и стало холодно.
Над Сокольниками спустилась чёрная туча – она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг всё закрутилось. Внутри этой крутящейся чёрной массы засверкали молнии. Совсем картина разрушения Помпеи по Плинию! Вдобавок среди зигзагов молний вспыхивали тяжёлые огни, и багрово-огненный жёлтый столб крутился посередине. через минуту этот ужас оглушающее промчался, руша всё на своём пути»
П: Итак, вы познакомились с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа.
П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы описывалось что, где, когда произошло?
У: Даётся описание урагана над Сокольниками.
П: Кому адресован текст?
У: Текст адресован массовому адресату.
П: Каковы условия общения?
У: Текст может быть использован в официальной обстановке.
П: От чьего лица ведётся изложение?
У: От 1 лица
П: Найдите слова, в которых доказывается, что автор был на месте происшествия.
У: Мне посчастливилось быть в центре урагана.
П: Присутствие автора выражается и в том, что мы воспринимаем описываемое и происходящее его глазами. Как автору удаётся создать наглядный образ произошедшего ранее, придать картинность событию?
У: 1. Автор использует слова, называющие цвет: потемнело, бронзовые, чёрный, жёлтый, багрово-огненный.
2. Метафоры – зигзаги молний.
П: Какие слова не выражают отношение, состояние автора, но «воздействуют» на читателя?
У: Чёрный, зловеще, багрово-огненный, тяжёлые.
П: Что можно сказать о впечатлении В.А. Гиляровского от увиденного явления природы?
У: Гроза вызывает чувство страха, тревоги.
П: Какой приём, используемый автором, усиливает проявление чувств и переживаний?
У: Инверсия: грянула буря, спустилась туча, засверкали молнии, вспыхивали огни и т.д.
П: Какими средствами автор создаёт динамичную картину?
У: 4 простых предложения, связанные бессоюзной связью придают динамизм повествованию. (потемнело небо), (налетели бронзовые тучи), (мелкий дождь сменился крупным градом), (тучи стали чёрными).
П: Обратите внимание на вид глаголов, используемых в предложениях. Глаголы какого вида передают динамику, стремительность действий?
У: Глаголы совершенного вида передают стремительность действий.
П: Перечитайте начало 2 абзаца. Какое слово подчёркивает резкую смену событий?
У: Резкую смену событий передаёт наречие вдруг.
П: В каком предложении содержится авторское отношение?
У: Совсем картина разрушения Помпеи.
Сообщение учителя об основных признаках текста репортажа.
Репортажу присущи следующие неязыковые признаки: документальность (точное указание места, времени, участников событий), логичность. В репортаже всегда присутствует личность автора («эффект присутствия»), раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие и т.д.). Такие неязыковые признаки репортажа, как экспрессивность, эмоциональность, побудительность, оценочность приводят к широкому использованию лексико-фразеологических и синтаксических средств выразительности (тропов и стилистических фигур).
Заполнение таблицы «Репортаж» (цель – систематизировать полученные знания).
П: Продолжаем заполнять таблицу. Откройте тетради с опорными конспектами. С какой целью создаётся репортаж?
П: Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?
П: Кому адресован текст репортажа?
П: В какой обстановке может быть использован текст репортажа?
П: Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста репортажа?
П: Сжато или развёрнуто передаётся информация в репортаже?
П: Какие вопросы можно задать к тексту репортажа?
Изложение материала
Репортаж
Цель
Сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию
Автор
Автор присутствует, даёт оценку события
Адресат
Рассчитан на определённый круг людей
Условия общения
Официальная обстановка
Тип речи
Сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение
Требования к передаче информации
Развёрнутость:
(Что? Где? Как? Когда? Какой?
Что? Где? Как? Когда? Почему?)
Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).
Упражнение № 1. Лингвистический анализ текста-репортажа (цель – определить языковые признаки в тексте репортажа).
П: Докажем, что данный текст является репортажем.
П: Найдите предложения, в которых указывалось бы что, где, когда произошло.
Текст
Со скоростью, близкой ко второй космической, мчится домой спускаемый аппарат.
Его уже ждут. Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.
В 22 часа 12 минут по московскому времени 25 февраля возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку в 40 километрах северо-западнее Джезказгана. Исключительная, поистине снайперская точность!
П: Как автор создаёт наглядный образ произошедшего ранее?
У: В тексте используются выразительные средства речи: олицетворения – шар врезается, окунается, рвётся; эпитет – бушующее пламя.
П: Какова роль инверсии в 1 предложении?
У: Инверсия переводит высказывание из нейтрального плана в экспрессивно-эмоциональный.
П: Какая временная форма преобладает в репортаже?
У: Глаголы настоящего времени несовершенного вида.
П: Замените глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Какой текст вам кажется динамичнее – данный или преобразованный?
У: Данный текст динамичнее.
П: С какой целью автор прибегает к членению предложения «Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.»
У: Данный приём усиливает выразительность текста.
П: Ощущаем ли мы присутствие автора – участника событий? Какая частица указывает на это?
У: Да, поскольку автор передаёт нам подробности события, оценивает действия. Частица вот.
П: Каково отношение автора к событию? В каком предложении содержится авторское отношение?
У: Исключительная, поистине снайперская точность!
Упражнение № 2. Определение жанра текста (цель – определить отличия репортажа от заметки).
Пользуясь таблицей, определите какой из текстов относится к жанру заметки, какой – к репортажу.
Текст № 1
Ледовый поход завершён
Мурманск, 22 ноября.
Сегодня в Мурманский порт из плавания в высокие широты Полярного бассейна возвратился атомный ледокол.
Беспримерный в истории освоения Арктики поход завершён. В беседе с корреспондентом капитан атомного ледокола Борис Макарович Соколов рассказал:
– В тяжёлых условиях полярной зимы, полярной ночи атомный ледокол прошёл боле восьми тысяч миль, из них свыше пяти тысяч – в тяжёлых льдах. Никогда раньше ледоколы в этих широтах не плавали. Атомная установка работала безукоризненно, корабль продемонстрировал замечательные ходовые качества.
Все задания выполнены.
Текст № 2
Льды за кормой
Атомный ледокол завершил экспедицию.
На мостике атомохода, вцепившись в дубовые поручни, – качка – стоит вахтенный штурман и напевает тихонько песню, которая полюбилась на судне:
«Корабль несётся на крыльях короткого слова «Вперёд!». Но теперь последнее слово в ней звучит иначе: вместо «вперёд» штурман поёт «домой».
Вчера утром в кромешной полярной ночи мы обогнули с севера Новую Землю. По левому берегу в двенадцати милях скрывались Оранский остров и полярная станция мыса Желания. В шестнадцать часов судового времени минута в минуту на смене вахт, когда отзвенели склянки, корабль пересёк ледовую кромку.
Конечно! Льды за кормой!
Впереди – до самого Мурманска – море Баренца катит волны в космах бурлящей пены… Моряки, полярники атомохода, скоро ступят на родную землю. Им бы сейчас накрахмалить рубашки, отутюжить кители… Но шторм – нелёгкое дело, даже когда он попутный. Порою судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам. В каютах идёт «война» с настольными лампами, креслами, книгами – со всеми предметами обихода, не желающими стоять на местах…
Шторм осложняется снегом. Сплошная его завеса временами скрывает море. Постоянно включен локатор. Идём, подавая гудком сигналы. На баке – вперёдсмотрящий. Он возвращается с вахты в бушлате, промокшем, блестящем корочкой льда от замёрзших брызг и солёной пены…
П: Чем отличается информация, содержащаяся в заметке, от информации в репортаже?
У: В заметке информация представлена сжато, в репортаже – развёрнуто. Из репортажа читатель узнаёт не только о маршруте, длительности похода, но и получает представление об обстановке, в которой проходило плавание.
П: При помощи каких средств достигается «эффект присутствия» читателя на корабле?
У: Употребление местоимений: мы обогнули; форма глагола: идём.
П: По каким деталям в тексте репортажа мы можем сделать вывод о прямом участии автора в экспедиции?
У: Порой судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам; вперёдсмотрящий возвращается с вахты в бушлате, блестящем корочкой льда.
П: Репортаж, в отличии от заметки, как бы переносит читателя на борт корабля, мы словно видим людей, слышим их голоса, ощущаем качку корабля и брызги ледяной воды.
Упражнение № 3. Конструирование предложений (цель – подготовить к созданию собственных текстов).
П: Кроме обычного, «текстового» репортажа, в газетах и журналах можно встретить фоторепортажи. Основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер. Перед вами несколько спортивных фоторепортажей.
Постройте предложения, поясняющие содержание фотографий.
Предложения должны образовать связный текст.
Выразите своё отношение к изображённому на фотографиях.
П: Какие языковые средства помогут вам передать своё отношение к происходящему?
У: Слова оценочные, выражающие эмоциональность, восклицательные предложения, вводные слова и предложения, обращения.
Упражнение № 4. Составление текстов репортажей (цель – формировать умение строить текст репортажа).
П: Работаем в группах. Ваша задача – смоделировать речевую ситуацию по 1 – 2 фотографиям. Используя составленные предложения, придумать текст репортажа.
Итог урока (цель – проверить усвоение учащимися теоретических сведений о репортаже).
П: Что вы узнали о репортаже?
П: Чему вы учились на этом уроке?
П: Какая работа на уроке была самой интересной?
П: В каких ситуациях, по-вашему, знания, полученные на данном уроке, будут востребованы?
Домашнее задание.
П: Выдающимся спортивным комментатором в нашей стране был Николай Николаевич Озеров. Дома вам нужно будет, прочитав текст упр. 361, в котором Н.Н. Озеров обращается к начинающим журналистам, составить памятку для пишущего репортаж. Не забудьте употребить слова «соблюдайте», «не забывайте», «старайтесь».
П: Каким типом и стилем речи вы воспользуетесь, составляя заметку?
П: Найдите в последних газетах репортажи, укажите характерные признаки одного из них.
«Репортаж как информационный жанр публицистического стиля»
Кружок « Юный журналист
Тема занятия для членов кружка
«Репортаж как информационный жанр
публицистического стиля»
Слушатели – ученики 6-9 классов
Учитель Чумакова З.В.
Тема занятия: « Репортаж как информационный жанр
публицистического стиля»
Цель: ознакомить учащихся с особенностями построения репортажа как информационного жанра публицистического стиля; готовить к созданию собственного репортажа с соблюдением основных требований к нему; развивать логическое мышление, связную речь; воспитывать сознательное отношение к языку как основному средству общения.
Оборудование: раздаточный материал с разными репортажами в газетах, карточки «Информационные жанры», Памятки « Требования к репортажу»
Тип занятия: усвоение новых знаний, формирование и совершенствование речевых навыков и умений; речевой практикум.
Эпиграф Репортаж – это глаза и уши читателя.
Г.Я. Солганик
Ход занятия
Организационный момент.
Постановка целей и задач занятия.
Проблемно-объяснительная беседа
Мы живем в информационном мире. Информация может предназначаться конкретному человеку, она передается при устном или письменном общении. А может предназначаться всем, такую информацию мы привыкли получать из газет, журналов, из передач по радио, телевидению, из сети Интернет.
— Какие же информационные жанры наиболее характерны для газет, журналов, радио и телевидения? ( Ответы учеников: чаще всего это хроника, заметка, интервью, репортаж)
— Авторами информации могут быть не только журналисты, которые являются профессионалами. Но и люди, владеющие какими-либо знаниями в этой области.
— Вспомните, какие информационные жанры мы с вами изучили. Ознакомьтесь с таблицами, которые лежат перед вами на столе
Информационные жанры
Хроника.
Информация только о факте
Заметка
Сообщение о событии
Репортаж
Сообщение с места события и отношение автора к этому событию
Интервью
Диалог, отношение автора к событию
Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым для вас информационным жанром- репортажем. Узнаем его особенности и принципы. Давайте запишем эпиграф к нашему занятию. К нему мы вернемся позже. А сейчас вспомните, пожалуйста, где вы встречались с этим словом? ( Ответы учащихся: телевизионные новостные программы, репортаж с футбольного матча, репортаж с форума и т.д.) Репортажи можно услышать по радио, или прочитать в газете.
Термин «репортаж» происходит от латинского – передавать, сообщать. Задача репортажа рассказать о событии глазами очевидца. Еще лучше, если автор сам участник события. Тогда он сможет сильнее воздействовать на своего читателя, полнее, ярче, рассказать ему об этом.
Чтобы журналист смог помочь читателю как бы « присутствовать» на месте события,(эффект присутствия), он должен рассказать об увиденном нестандартно, ярко, образно, то есть при написании репортажа важен интеллектуальный уровень автора, его эрудиция, грамотность. Обратите внимание на эпиграф « Репортаж – это глаза и уши читателя»
Каким же должен быть репортаж? Обратимся к памятке « Требования к репортажу»
П/№
Требования к репортажу
Вопросы.
1.
Репортаж пишется с места динамичного события
Получился ли репортаж?
2
События, отраженные в репортаже, должны иметь элемент новизны
3
Репортер должен лично присутствовать на событии, о котором пишет
Что понравилось?
4
Репортаж пронизан авторским «я», хотя само местоимение можно не употреблять
5
Репортажу свойственны сюжеты с показом героизма, мужества, смелости людей, наиболее ярких эпизодов и явлений, которые имеют познавательное значение
Какие недостатки можно отметить?
6
Интересные репортажи содержат диалоги
Учитель. Итак, репортаж – это рассказ о событии, очевидцем которого был сам автор. Это событие может быть международного или государственного значения, а может представлять интерес только на местном уровне. Репортер может рассказать даже о том, что случилось лично с ним, если он считает, что его рассказ будет представлять интерес для читателя или зрителя. В этом случае темой репортажа может быть рассказ о поездке в театр или об экскурсии по городу. Главное условие – репортер должен сам все увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками событий, беседовать с ними . Главная цель репортера – просто, доступно, конкретно и в то же время интересно, выразительно донести до нас информацию о событии, не углубляясь в рассуждения.
Сделаем вывод о характерных особенностях репортажа:
Изложение от автора ( репортера), а не от постороннего лица
Ярко выраженное отношение автора к происходящему
Передача всего хода события, а не одного его момента
Запишем это в тетради. Виды репортажа: телерепортаж, радиорепортаж, фоторепортаж, газетный (текстовый) репортаж.
Практическая работа с газетными текстами.
В 2014 году в городе Сочи проходила зимняя Олимпиада. Журналисты всего мира освещали это событие. Яркие репортажи появились сразу во всех СМИ.
Работа в группах.
Я предлагаю вам для анализа фрагменты из репортажа, напечатанного в газете « Известия», и репортажа из спортивной газеты. Прочтите и выскажите свое мнение. 1 группа – газета «Известия», вторая группа – « Спорт».
! группа. Репортер Жукова дает информацию о выносе олимпийского флага на главном стадионе Сочи. Репортаж очень интересный, чувствуется эффект присутствия автора. Знамя выносили известные люди страны. Каждому из них она дала краткую характеристику. Репортаж построен краткими динамичными предложениями. .Большая часть предложений носит описательный характер, В них много прилагательных-эпитетов, помогающих понять великолепие происходящего события. Прямо мы не видим авторского «я», но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, ее гордость.
В начале текста автор указывает на дату – сегодня, указывает место действия и значение события; последовательность рассказа соответствует последовательности событий.
2 группа. Алла Михеева, репортер газеты «Спорт», многословно делает экскурсы в прошлое. Это затягивает динамику действия. Фрагмент репортажа состоит в основном из сложноподчиненных предложений. Создается впечатление, что вынос олимпийского флага для нее -заурядное событие.
Композиция репортажа.
Учитель. Как и в любом тексте, в сочинении- репортаже выделяются три части ( вступление, главная часть, заключение). Надо помнить, что вступление и заключение меньше по объему, чем изложение основной части. Вступление в репортаже может быть посвящено:
Описанию места, с которого ведется репортаж;
Описанию события ( праздника)
Обозначению темы
В главной части – описание события, действие с необходимыми подробностями, содержащими элементы новизны, показ хода события. В заключении делаются выводы о том, как автор оценил и понял увиденное.
Учитель. Ребята, а какие черты характера должен иметь репортер?
( ответы учеников)
— Быть отважным, горячо любить свое дело, целеустремленным.
— Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными.
— Репортер должен владеть правильной литературной речью.
— Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.
А сейчас отдохнем. Тренинг « Давай с тобой поговорим…»
Ведущий или один из участников игры выходит в центр классной комнаты. Задача других участников игры разговорить его, получить как можно больше информации по интересующему вопросу и услышать в ходе разговора то, что никто из других собеседников не заметил. По итогам разговора игроки пишут материалы, жанр которых не регламентируются ведущим. Побеждает тот, чей материал полнее отразит личность интервьюируемого.
Подведение итогов занятия.
Что вы узнали о репортаже?
В чем сила его воздействия?
Какие виды репортажа вы можете назвать?
Какие события обычно отражают в репортаже?
Какова цель репортажа?
Что такое эффект присутствия? Какими средствами он создается?
Учитель. Репортаж пишут с места события, в него включают точные сведения и детали интересного и важного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее и выражено авторское отношение к этому событию.
Конец занятия. Ну, вот и все на сегодня., дорогие ребята. Мы только приступили к изучению такого жанра как репортаж. На следующем занятии мы продолжим работу над этой темой.
Домашнее задание. 10 марта вы присутствовали в литературной гостиной, посвященной Дню памяти А.С.Пушкина. Попробуйте написать репортаж об этом событии.
.
Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»
Сочинение публицистического стиля
в жанре репортажа
Урок развития речи
по русскому языку в 8 классе
Учитель русского языка и литературы
Чемодурова Вера Ивановна
Тема Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа
Цель: познакомить учащихся с особенностями сочинения публицистического стиля в жанре
репортажа.
Задачи:
развивать умение обсуждать, анализировать, и аргументировать свою точку зрения;
развивать умение наблюдать события текущей жизни, давать им оценку;
работать над развитием устной и письменной речи учащихся;
воспитывать любовь к родному языку, его богатству.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с текстами, толковые словари, книга
Ю. Фучика «Репортаж с петлёй на шее».
Ход урока
I. Слово учителя
Прозвенел опять звонок и позвал нас на урок, в мир открытий, знаний, света.
Сегодня мы откроем с вами ещё одну неизвестную страницу русского языка и узнаем о новом жанре сочинений, который называется репортажем. Но сначала я предлагаю вам выполнить словарный диктант.
II. Словарный диктант
Избирать президента, значительные привилегии, увлечься спортом, написать заметку, беседовать с ровесником, обидеться на сверстника, президиум собрания, тревожный сигнал, взять интервью, подлинный героизм, истинное мужество, прерывистая линия, преобразить мир, репортаж из дворца спорта, пренебрегать опасностью, беспрестанные дожди, камень преткновения, совершить подвиг.
Самопроверка.
III. Беседа
Встретились ли в данном диктанте слова, обозначающие жанры сочинений публицистического стиля? (Заметка, интервью, репортаж)
Что представляет собой заметка, интервью? (Заметка – краткое сообщение о каком-либо событии. Интервью – жанр публицистического стиля, в котором изложение фактов ведётся от имени лица, мнение которого интересно окружающим).
Кто знает, что представляет собой репортаж? (Свободные ответы учащихся).
Давайте заглянем в словарь.
IV. Словарная работа
Словарь иностранных слов
Репортаж – 1) работа репортёра;
2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.
Репортёр – сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющих сведения о
текущих событиях и происшествиях.
Толковый словарь
Репортаж – 1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация»;
2) репортёрская работа.
Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих
событиях местной жизни.
Советский энциклопедический словарь
Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.
Сравните определения понятия «репортаж» и «репортёр». Что в них общего и отличного?
Какое из данных определений вам наиболее понятно?
V. Слово учителя
Итак, в репортаже сообщается, рассказывается о событиях, очевидцем которого был автор (журналист, репортёр).
VI. Сравнительный анализ текстов
Определите, какой из предложенных текстов является заметкой, интервью, репортажем.
Текст №1
Радуга игрушек
Восточный зал художественного музея расцвёл всеми цветами радуги. Здесь устроена выставка работ мастерицы дымковской игрушки, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Репина Зои Васильевны Пенсиной.
В центре большая композиция игрушек на тему пушкинской «Сказки о царе Салтане». Внимание посетителей привлекают такие работы, как «Многодетная мать», «Уржумская ярмарка», «катание с горки».
На выставке сотни игрушек, сделанных мастерицей в довоенные и послевоенные годы. Её произведения экспонировались на выставках в Москве, Ленинграде, других городах нашей страны, а также на международных выставках в Канаде и Японии.
40 лет отдала Зоя Васильевна самобытному русскому искусству расписной глиняной игрушки.
Текст №2
— Владимир Юрьевич, в каких фильмах Вы снимались?
— «Место встречи изменить нельзя», «Пираты XX века», «приключения Тома Сойера».
— Пригодилась ли Вам профессия каскадёра в повседневной жизни?
— Да. Однажды в Одессе я спас четырёхлетнюю девочку. Она вышла на трассу. На неё летела машина. Я схватил девочку, подпрыгнул, упал на каток, скатился с него, крепко прижав малышку к себе.
Текст №3
Русский музей с парадного подъезда
Сегодня на площади Искусств в Санкт-Петербурге возле великолепной решётки Михайловского дворца происходит величественная церемония символического открытия дверей Государственного Русского музея во второе столетие. Одновременно в Санкт-Петербургском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусоргского проходит торжественное собрание, посвящённое 100-летию музея. Под сводами театра звучат тысячи слов восхищения перед этой великолепной сокровищницей национального искусства.
Сегодня вход в музей бесплатный. И первым сюрпризом для пришедших станет до неузнаваемости преображённый подвальный вестибюль, новый кассовый зал, гардероб. Приятно удивят посетителей и новое кафе, и магазин по продаже сувениров и прекрасных художественных изданий, выпущенных к юбилею музея. Во второе столетие он вступает преображённым и похорошевшим.
(С.Алёхин)
Учащиеся приходят к выводу, что первый текст – заметка. Назначение заметки – информировать читателя в предельно сжатой форме о важном факте, событии. Для неё характерно правдивое отражение жизни. Второй текст – интервью. Для этого жанра характерно изложение фактов от имени лица, мнение которого интересно окружающим. Его содержание составляют ответы собеседника на вопросы журналиста.
VII. Аналитическая беседа
Докажите, что третий текст – репортаж.
Охарактеризуйте синтаксические особенности предложений, составляющих текст. (Большая часть предложений носит описательный характер. В них много прилагательных-эпитетов, помогающих понять великолепие праздника.)
Определите вид и время глаголов. (Четыре глагола несовершенного вида настоящего времени и один глагол будущего времени)
Как вы думаете, для чего используются именно такие глагольные формы? Какие действия они передают? (Употребление глаголов в такой форме помогает читателю как бы стать свидетелем и участником события)
Выражена ли в репортаже авторская позиция? Как? (Прямо мы не видим авторского «я», но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, его гордость)
Назовите композиционные особенности репортажа. (В начале текста автор указывает на дату – «сегодня», указывает место действия и значение события; последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Жанровые и стилистические особенности текста помогают читателю наглядно представить событие в его движении)
Давайте сделаем вывод, что же характерно для репортажа и составим «Памятку», которую запишем в справочники.
VIII. Запись «Памятки»
Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.
В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.
Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым.
Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.
IX. Редактирование текста.
— Сегодня мы будем с вами писать репортаж на тему «Первое выступление драмкружка». Прочитайте минирепортаж на эту тему, определите его недочёты.
Первое выступление драмкружка
Ровно в шесть часов зазвучала музыка, занавес открылся. Одна сцена сменяется другой, юные артисты выступают уверенно, профессионально. Зато как волнуются родители! В их глазах и восторг, и страх, и слёзы умиления. Спектакль проходит на одном дыхании. И вот уже звучат последние аккорды музыкального сопровождения, опускается занавес, в зале тишина, которая вдруг сменяется громом аплодисментов, криками «браво», улыбками мам, пап, учителей.
(В этом репортаже недостаточно конкретных фактов: какой спектакль, по какому произведению поставлен, хотелось бы прочитать описание афиши, узнать об артистах и их игре. В данном репортаже напрашиваются красочные отступления, небольшие диалоги с учащимися и родителями.)
X. Слово учителя
В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.
В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.
Подготовленный ученик показывает подборку фотографий, представляющих собой фоторепортаж.
Домашнее задание
Индивидуальное. Прочитать «Репортаж с петлёй на шее» Ю. Фучика. Определить, почему писатель употребил в названии произведения слово «репортаж». (2-3 ученика)
Переработать сочинение «Первое выступление драмкружка». (5-6 учеников)
Написать сочинение на одну из тем: «Незабываемый день», «Спортивный праздник», «Хоккейный матч», «Праздник русской зимы».
Использованная литература
Сочинения разных жанров. Пособие для учителя и учащихся. Т.О.Скиргайло. – Казань: ИПКРО РТ, 2001. – 272 с.
Русский язык, речь и риторика. Габдулхаков В.Ф., Гараева Н.Г., Хаирова И.В. и др.
Казань, 2000. – 180 с.
3. Сочинение в жанре интервью. Т.О.Скиргайло. – Казань: Слово, 2005. – 248 с.
Презентация к уроку по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему: Репортаж и очерк как жанры публицистики
Слайд 1
Репортаж и очерк как жанры публицистики Городской филологический практикум для педагогических работников дошкольных образовательных организаций Ермолаева Татьяна Степановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №44» г. ПолысаевоСлайд 2
Жанры публицистического стиля очерк интервью репортаж
Слайд 3
Что такое репортаж? Если мы обратимся к этимологии слова, то узнаем, что слово «репортаж» – это русское написание французского слова reportage , которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать. «Репортаж – это глаза и уши читателя» . (Г.Я. Солганик ) Исходя из этого, попробуйте определить задачу автора репортажа .
Слайд 4
Задачи автора репортажа Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его своими глазами. Изобразить событие как процесс.
Слайд 5
«Словарь» Репортаж – сообщение о событиях дня, оперативная информация. (Словарь иностранных слов) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация. (Толковый словарь) Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. (Советский энциклопедический словарь) Посмотрите видеорепортаж и определите, к какому виду относится этот репортаж.
Слайд 6
Виды репортажей Событийный репортаж (оперативность и актуальность, «эффект присутствия») Познавательно-тематический репортаж (специальный и расследовательский ) Аналитический (проблемный) репортаж (показывает причины возникновения события) Репортаж-комментарий (не подробное освещение события, а его комментарий)
Слайд 7
Жанровые особенности репортажа Сообщает о каком-либо общественно важном событии. Изображает событие как совершающийся процесс. Позиция автора четко выражена (личность автора всегда присутствует, отношение к событию всегда проявляется).
Слайд 8
Строение и языковые особенности репортажа Элемент композиции Особенности строения Языковые особенности Зачин Описание места действия, описание состояния окружающей среды и др. должно быть динамичным Различные односоставные предложения, безглагольные конструкции. Может начинаться с прямого обращения к читателю Централь-ная часть Повествование о событии Глаголы в форме настоящего времени, а также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени Концовка Оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и подводит читателя Восклицательные или цепь вопросительных предложений, обращения, вводные слова и предложения
Слайд 9
Найдите перечисленные особенности в данном тексте. Удачное приземление. 25 февраля. 22 часа московского времени. Мы находимся в 40 километрах от Джезказгана. Здесь сейчас должен приземлиться спускаемый аппарат. Со скоростью, близкой ко второй космической, мчится он домой. Его уже ждут. Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте и окунается в снежную круговерть. В 22 часа 12 минут возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку в заданном районе. Исключительная, поистине снайперская точность! (Из газеты)
Слайд 10
Лексические особенности Синтаксические особенности Средства языковой выразительности Общественно- политическая лексика, слова, обозначающие понятия морали, этики, культуры, слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние, переживания человека. Использование однородных членов, вводных слов, предложений с причастными и деепричастными оборотами, сложных синтаксических конструкций, вопросительных и восклицательных предложений. Оценочная лексика: междометия, градация, ряды однородных членов, риторические вопросы и восклицания; тропы: метафоры, олицетворения, сравнения и др.
Слайд 11
Первое выступление драмкружка Ровно в шесть часов зазвучала музыка, занавес открылся. Одна сцена сменяется другой, юные артисты выступают уверенно, профессионально. Зато как волнуются родители! В их глазах и восторг, и страх, и слёзы умиления. Спектакль проходит на одном дыхании. И вот уже звучат последние аккорды музыкального сопровождения, опускается занавес, в зале тишина, которая вдруг сменяется громом аплодисментов, криками «браво», улыбками мам, пап, учителей.
Слайд 12
ПАМЯТКА «Как создается репортаж» Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии. В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье. Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым. Используется «эффект присутствия». Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.
Слайд 13
Пользуясь памяткой,напишите свой репортаж 1 группа о празднике «День знаний» 1 сентября в какой-либо из школ нашего города 2 группа о Спартакиаде ГТО для дошкольников 3 группа репортаж с события 26.09.18 «Презентационная площадка: реализация концепции развития математического образования в дошкольных ОО.
Слайд 14
Очерк как жанр публицистики Очерк называют «королем» художественных жанров журналистики. Это, пожалуй, один из самых трудных жанров. Он требует от журналиста настоящего мастерства. В очерке сочетаются аналитическое и образное начало. Иными словами, поднимая какую-то проблему или создавая портрет какого-то человека, журналист, работающий в этом жанре, должен опираться не только на фактический материал, но и использовать художественные методы выразительности.
Слайд 15
Существуют разные виды очерка: портретный проблемный путевой
Слайд 16
Портретный очерк Это журналистское произведение, где с помощью слов и словесных образов создается портрет человека. При этом рисуется духовный мир человека, особенности его характера, каких-либо биографических черт. Потому он и называется очерком, что очерчивает жизнь человека. Сегодня это самый распространенный вид очерка.
Слайд 17
Проблемный очерк Это публицистическое осмысление какой-то серьезной проблемы. С помощью публицистических средств журналист в проблемном очерке исследует конфликтную ситуацию.
Слайд 18
Путевой очерк Это журналистский рассказ о поездках, встречах, путешествиях, это увиденные автором бытовые, социальные, природные сцены и явления, которое пропущены сквозь сито авторского «я», обработанные в его духовно-нравственном представлении. В центре путевого очерка люди, с которыми ты встречаешься на своем пути. Ты наблюдаешь за их характерами, а характер человека раскрывается в общественно значимых делах, конкретных поступках, напряженных, подчас конфликтных ситуациях, в эпизодах биографии, в мыслях, речи, внешнем портрете героя.
Слайд 19
Композиция очерка Композиция очерка сложная. Она может включать в себя: воспоминания человека о прошлом, его прямую речь исторические факты, оценки экспертов а также оценки друзей и коллег героя, которые удалось собрать при подготовке к написанию материала.
Слайд 20
Определите, к какому виду очерка относится данный текст: Когда мне было чуть больше, чем сейчас моей дочери, меня не приняли в Московский аэроклуб, — говорит Светлана Омельченко, единственная женщина — претендент на полет в космос в качестве журналиста. Несколько месяцев назад решением Главной Медицинской комиссии она приступила к специальным тренировкам в Центре подготовки космонавтов. В космос собираются также пятеро журналистов — мужчин. Светлана вот уже десять лет работает корреспондентом газеты «Воздушный транспорт».
Слайд 21
Я всегда была неравнодушна к авиации, — говорит она. — Еще в школе в традиционных сочинениях типа «Кем быть?» писала: только летчиком. Увы, из-за небольшой близорукости не приняли даже в аэроклуб. Но была еще одна надежда — журналистика: ее отец работал в редакции, и после его смерти редакция долгое время опекала дочь. Жизнь ее сложилась непросто. Опека опекой, а дорогу пришлось пробивать самой. Сначала многотиражка аэропорта «Внуково», затем секретарь в только что создавшейся газете «Воздушный транспорт». Пришлось вновь доказывать, что владеет пером. Как же ей удалось стать претенденткой на полет в космос?
Слайд 22
Ответ Портретный очерк
Слайд 23
Текст 2 Петербург, День города, из окон офиса социальной сети «В контакте» на Невском проспекте ее основатель Павел Дуров и вице-президент Илья Перекопский бросают пятитысячные купюры. Люди под окнами толкаются, дерутся из-за этих денег, топ-менеджеры снимают это на видео, а потом Павел Дуров в своем Twitter пояснит, что акцию пришлось прекратить, поскольку «народ начал звереть».
Слайд 24
Я пересказываю сейчас эту историю и чувствую себя каким-то обозревателем отдела морали комсомольской газеты семидесятых годов, пишущим о воспитании советских подростков. «Почему так случилось? Давайте разберемся». Дальше должны следовать какие-нибудь слова о размытых представлениях о добре и зле, об эрозии воспитания и еще какая-нибудь цитата типа «сынки чикагских миллионеров убивают детей из любопытства». Посмотрите хоть в Twitter, хоть в «Живом журнале», хоть «В контакте»— ровно в таких выражениях о поступке Дурова сейчас и спорят.
Слайд 25
А на самом деле ведь все проще. Знаете, почему Дуров бросал деньги из окна и смеялся над людьми, которые суетились на тротуаре? Потому что ни сто, ни тем более семьдесят или сорок лет назад не было у нас такого Дурова, который провел бы этот неприличный эксперимент и закрыл бы тему раз и навсегда.
Слайд 26
ответ Проблемный очерк
Слайд 27
Текст 3 Отель «Дарио» построен в «колониальном стиле» и расположен идеально, фасадом выходя на Кальсаду. В гостиничном ресторане пусто; одинокий официант уныло смотрит на праздник жизни, бурлящий прямо у порога отеля. Постояльцы заходят в ресторан редко, предпочитая испытать судьбу за столиком одного из дюжины кафе, которые сделали Кальсаду центром вечерней туристской жизни Гранады. Сегодня вечер особенный – по Гранаде толпами ходят географы: в городе проходит «Латиноамериканский конгресс географов».
Слайд 28
ответ Путевой очерк
Слайд 29
В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в необычной ситуации. Поэтому для автора очень важно найти такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит какие-то трудности, драматические эпизоды, которые ему пришлось преодолевать. Как написать настоящий очерк? Ищите яркие слова, яркие образы, Боритесь со штампами. Для очерка – это злой враг. Говорите простым, но литературным языком. Перечитывайте предложения, переставляй слова, пока не услышишь музыку русского языка.
Слайд 30
Благодарю за работу!
Урок по русскому языку «Жанры публицистики»
Тема: Жанры публицистики
Цель. Формирование умения работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей.
Задачи.
Предметные.
1. Систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле.
2. Знать жанровые особенности текстов публицистического стиля, уметь различать и создавать их.
Метапредметные:
1. Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 2. Извлекать информацию из разных источников.
3. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Личностные:
1.Воспитывать гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к слову, русскому языку.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Тип речи: урок сообщения новых знаний
Эпиграф
Репортаж — это глаза и уши читателя.
Григорий Яковлевич Солганик (лингвист, профессор, умер в 2016г)
Ход урока.
1.Организационный момент. Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока.
Слайд (Эмблема фестиваля) Ребята, сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в г. Сочи на фестиваль молодежи и студентов всем классом и поговорим о проблемах, которые нас волнуют.
На открытии и закрытии фестиваля выступал президент РФ В.В.Путин
( прослушивание эпизода). Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке? (о публицистическом стиле, об информационных жанрах).
2.Систематизация знаний о публицистическом стиле.
Цель: актуализация необходимых знаний для последующей работы на уроке.
-Назовите функциональные стили речи: разговорный, книжный: художественный, научный, официально-деловой, публицистический.
Публицистика уходит корнями в глубокую древность. Публицистическим пафосом пронизаны многие библейские тексты, сохранившиеся до наших дней труды античных ученых, ораторов. За тысячелетия публицистика эволюционировала, развилась во многих отношениях, в том числе и в жанровом.. Тема нашего урока: «Жанры публицистики»
3.Формулировка темы урока( запись темы урока в тетради) Какие цели мы поставим на уроке? расширить знания о жанрах публицистического стиля речи; работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Г.Я. Солганика: «Репортаж — это глаза и уши читателя».
4.Словарный диктант-тезаурус (греч. – сокровище, словарь).
Жанр — исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения
Репортаж— публицистический жанр, который не только сообщает о событии, но изображает это событие так, как будто читатель становится его участником. Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Как вы понимаете эпиграф нашего урока? слова известного лингвиста Г.Я. Солганика: «Репортаж — это глаза и уши читателя»? Учащиеся обозначают грамматическую основу, объясняют постановку тире в предложении. + видеоролик о Сочи.
Очерк — «Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором». (Энциклопедический словарь). Для этого жанра характерны документальность, достоверность, постановка проблемы и варианты ее разрешения. В этом жанре часто пишутся школьные сочинения, даются на ОГЭ изложения. В школьной программе по литературе вы знакомились с произведениями (какими?) Дмитрия Лихачева «Письма к молодым читателям», «Письма о прекрасном и добром и др.
В репортаже автор подчёркнуто и ярко выражает отношение к тому, о чём он пишет.
Интервью — Беседа с каким-нибудь лицом. ИНТЕРВЬЮЕ́Р
Не забываем, что мы находимся на Фестивале молодежи и студентов. Интервьюер Маша Кузнецова сейчас возьмет у некоторых из вас интервью:
Добрый день. Я рада приветствовать вас на нашей площадке фестиваля молодежи и студентов в г. Сочи. Делегацию Липецкой школы №52 представляют ребята 9б класса, которые достигли определенных успехов в своей жизни.
Дмитриев Павел, с малых лет занимается танцами в ансамбле «Казаки России».
-Павел, кто привел тебя в ансамбль танца «Казаки России»? Что интересного в твоих занятиях танцами? Чтобы ты пожелал своим сверстникам? Спасибо, надеюсь, что мы всем классом посетим концерт, где ты примешь участие, и посмотрим на красоту русского танца.
Спортивных успехов достиг и ученик нашего класса Завальный Илья. -Илья, расскажи, пожалуйста, о своих последних достижениях.
Спасибо. Желаю тебе дальнейших спортивных успехов.
Возглавляет нашу команду на фестивале директор нашей школы:
-Светлана Николаевна, а легко ли работать в наше время с молодежью? Что вы пожелаете моим сверстникам?
Спасибо.
Наше интервью закончилось, было очень интересно пообщаться, спасибо за внимание.
— Ребята, а вы любите читать газеты? Читаете ли их?
Газета не только информирует человека о событиях общественной жизни, но ещё и помогает ему правильно понять окружающую жизнь, разобраться в вопросах политики, экономики, культуры, морали, быта. Она объясняет причины общественных явлений, обобщает факты, делает прогнозы на будущее. Таким «объясняющим» жанром публицистики являются заметка и статья.
Заметка — краткая запись. Заметка в дневнике. Сообщение в печати. Газетная заметка о чём-то.
Статья. –научное или публицистическое сочинение небольшого размера.
-Какие виды статей вам известны? (Газетная, журнальная статья. Глава, раздел в каком-нибудь документе, перечне, справочнике. Статья закона. Словарная статья).
5.Физминутка.
6. Практическая работа в группах.
Стадия осмысления. Цель: сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому, получение новой информации.
По 3 группам задание: Бегло просмотреть газеты (по выбору) и найти заметку и статью, аргументируйте свой ответ, чем они отличаются друг от друга?
Остальные учащиеся работают с текстом
Лингвостилистический анализ текста. Цель – определить признаки публицистического стиля в статье. Обратимся к фрагменту из статьи Д.аниила Александровича Гранина (Герман, 1919-2017г., 98 лет) писатель, сценарист «О милосердии». Уч-ся читает текст вслух.
Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определённых чувств, понятий.
Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже: отлив милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологические измерения этого чувства…
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
— Докажем, что статья – один из жанров публицистического стиля.
-Кому адресован текст, в какой ситуации может быть использован? (Текст адресован может кому угодно в официальной обстановке).
—Определите жанр произведения (статья)
— Какова цель статьи? (призыв к милосердию, воспитание и употребление чувства милосердия).
—Как можно озаглавить статью?
—Какова главная мысль? ( Проблема исчезновения милосердия).
— Как автор относится к поднятой проблеме? Найдите подтверждения в тексте (Автор призывает воспитывать милосердие и в себе и в других через разговорные слова (заглохло, убыло),а также вопросительные предложения, образные языковые средства (трогательная отзывчивость, милость к поверженным, изъять милосердие).
— Какую лексику использует автор? (книжную лексика с нравственными понятиями морали (милосердие, нравственность).
—Какие синтаксические средства придают тексту статьи публицистический характер? ( Вводные слова, неполные, безличные предложения, назывное предложение, употребление однородных членов).
-Определите тип речи ( Рассуждение).
Итак, статья – это жанр публицистического стиля, для написания которого необходимо прежде всего факты. Автор статьи воздействует на мысли и чувства читателя. Поэтому в статье с наибольшей полнотой раскрываются такие стилистические черты публицистики – строгая логичность, фактографичность, образность, оценочность.
7. Проверка работы в группах
Вы должны были просмотреть газеты и найти заметку и статью, аргументируйте свой ответ, чем они отличаются друг от друга?
8. Подведение итогов.
Цель: обобщить полученную информацию, резюмирование информации.
Слайд (Сочи-2017) Мы побывали сегодня на виртуальной площадке фестиваля молодежи и студентов и хорошо поработали. Итак
1)- О чём мы сегодня говорили на уроке?
— Как вы сами оцените свою работу на уроке?
— Какой вид деятельности понравился?
2) Составление кластера (1 слабый уч-ся у доски)
Жанры публицистики
3)Посмотрите на таблицу и скажите: «Какую информацию она несёт». О чём рассказывает?
-Как можно озаглавить таблицу? (Жанры публицистики), что можно подредактировать в ней?
Таблица
ИнформированиеУбеждение Воздействие на читателя
Телевидение, газеты, журналы
Эмоциональность
Образность
Статья
Информирование
Убеждение Воздействие на читателя
Радио, телевидение, газеты, журналы
Эмоциональность
Репортаж
9. Рефлексия
— Я научился…
— Я умею…
— Я понял…
10. Комментирование оценок.
11.Задание на дом: 1 гр. – написать заметку; 2 гр. – написать интервью. 3гр.- статью, 4гр – репортаж на тему, связанную с фестивалем молодежи и студентов в Сочи-2017, немного пофантазировав. Урок окончен
Конспект урока русского языка на тему «Публицистический стиль речи. Газета» (4 класс)
Тема: Публицистический стиль. Газета.
Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «газета» — как одной из форм применения публицистического стиля. Формирование умения различать стили речи и знакомить с областями их применения.
2. Развивать устную и письменную монологическую связанную речь, обогащать словарный запас учащихся, расширить кругозор, осуществлять межпредметную связь с предметом «Литература», работать в группах, парах.
3. Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за порученное дело.
Оборудование и материалы: карточки «Стили речи», новые слова, карточки –тексты для парной работы, выставка газет, карточки с понятиями.
Ход урока
Орг. момент. Оформление тетрадей.
— Какие эмоции у вас вызывает веточка березки?
Повторение. — Послушайте четверостишие.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зелёные сережки,
И горят серебряные росы. С.А.Есенин
Запишем текст под диктовку в тетради, 1 уч. – у доски. Объяснить орфографию, пунктуацию.
— Определите стиль текста.
— Художественный.
— Какие особенности стиля присутствуют в данном тексте?
— Какие стили речи вы знаете?
Стили речи
Разговорный Книжный
Художественный научный официально-деловой
Стилистическая разминка.
У: А сейчас проведём небольшую стилистическую разминку. Ответы запишите в рабочей тетради:
Задача речи высказывания этого стиля – общение.
2. Особенности этого стиля – точность, официальность, стандартность формы.
3. В текстах этого стиля очень часто встречаются эпитеты, метафоры, олицетворение.
4. Определите стиль речи текста:
Развивая мысль, автор текста движется, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.
5. Определите стиль речи текста:
Зима на исходе. Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и берёзовыми почками.
У: Для проверки поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте.
Проверка проводится вслух:
1.Разговорный
2.Официально-деловой
3.Художественный
4. Научный
5. Художественный.
Анализ текстов (работа в группе)
Текст 1
Береза — лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья. Весной они светло-зеленые, потом темнеют, а осенью становятся желтыми или красными. Береза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири. На севере растет карликовая береза.
(Из энциклопедии.)
Текст 2
На склоне небольшого пригорка одиноко стояла молоденькая береза. У нее была нежная светлая атласная кожица. Береза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочного светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядного осеннего поля. М.Бубеннов.
Текст 3
ООО «Нижпромлес» реализует деловой лес 6 м длиной, кругляк средний, диаметром
18 см, цена 4000 р. за куб.
Продаем берёзовые дрова с доставкой по цене 1500 р. за куб.
Обращаться по телефону: 89307059946
Текст 4
— Что это за дерево?
— Да ты что, не узнаёшь? Это же берёза!
— Она что, плачет?
— Нет. Это берёзовый сок. Он очень полезен для здоровья.
Задание:
— Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
— Определите стиль текста. Заполните таблицу.
Самостоятельная работа в группах — тройках.
Проверка. Выступление групп.
III. Сообщение темы и цели урока.
— Определите, к какому стилю относится текст:
Внимание! Внимание!
Всех учащихся 4 классов просим присоединиться к акции « Берёзовая роща выпускника 2017г.»
Каждый школьник может посадить дерево, оставив тем самым о себе добрую память на долгие года.
Если березку посадит каждый школьник, то это будет весомый вклад во взрослое дело сохранения природы.
Посетите берёзовый лес, полюбуйтесь стройными белоствольными красавицами.
— По каким признакам определили, что это — публицистический стиль?
— Где используется данный стиль?
Публицистика – (от лат. публикус — общественный) – вид литературы, в котором освещаются актуальные темы общественно – политической жизни.
Публицистический стиль речи применяется в общественно-политической сфере жизни (официальная обстановка). Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Это речь, обращённая ко всем людям (1 — много).
Задача публицистической речи – сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.
Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным, призывным.
— Сейчас познакомимся с одной из сфер применения публицистического стиля. Узнайте, о чем речь?
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
— Что это? (газета)
— Да, ребята, речь сегодня пойдет о газете. С понятием «газета» нас познакомит Маша, которая работала со словарем.
Ученица: — Я нашла определение слову «газета» в словаре Репкина В.В.
Газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям политической или общественной жизни.
— Наша цель сегодня – познакомиться с жанрами газеты и подготовиться к выпуску классной стенной газеты «Выпускник 2017»
IV. Тема.
1. Знакомство с понятием «газета».
— Название каких газет вы знаете?
— Наша школа тоже знаменита тем, что имеет свой раздел «Алый парус» в газете «Волхонка».
— Хотите узнать, почему газета называется этим словом?
Послушайте рассказ Сени.
Опережающее задание (сообщение учащихся).
В начале «газета» была устной. Глашатаи созывали народ на главных площадях больших и маленьких городов и зачитывали указы, приказы правителей, сообщали о новостях, которые приносили гонцы из соседних стран.
Но однажды на главной площади одного из городов Древнего Китая вместо глашатая появилась доска, где постоянно вывешивались письменные указы и новости. Конечно, такая стенная газета была не совсем удобной, так как за новостями приходилось ходить. И тогда родилась идея переписывать новости и доставлять их горожанам прямо домой. Конечно не всем, а наиболее знатным.
Однако есть на свете город, в котором газета и получила своё имя. Это город Венеция. В 16 веке там выпускали рукописный листок, который назывался «Письменные новости». А «газетта» — это название венецианской монеты того времени, за которую можно было купить этот листок. Со временем одно «Т» исчезло, и все «письменные новости» стали называться газетами.
2. Знакомство с жанрами газеты.
— Как думаете, почему на протяжении веков существует этот вид изданий? Почему со времен Древнего Китая не исчез интерес людей к газетам?
— Газета призвана своевременно и полно информировать читателей обо всех событиях, происходящих в окружающем мире, выражать и формировать общественное мнение, воспитывать людей. В газете выделяют публицистические жанры (на доске карточки со словами):
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ
РЕПОРТАЖ
ИНТЕРВЬЮ
СТАТЬЯ
ОЧЕРК
— Весь материал газеты разделен на разделы – РУБРИКИ.
Работа в группах.
— У каждой группы дано понятие одного из жанров газеты. Вы должны познакомится с предложенным вам понятием и раскрыть суть другим группам.
1 группа: Корреспонденция – очень распространенный газетный жанр. В ней сообщается о каких-то конкретных событиях.
2 группа: Репортаж – сообщение о событии, очевидцем которого является сам корреспондент.
3 группа: Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами, по каким – либо актуальным вопросам.
4 группа: Статья — публицистическое сочинение небольшого размера.
5 группа: Очерк – краткое описание каких-либо жизненных фактов, или изложение какого-либо вопроса.
V. Закрепление.
1. Отработка умения определять жанры газеты.
Работа в парах.
— Вы познакомились с жанрами, а теперь попробуем в практической деятельности определить жанр по предложенным текстам.
— Какие жанры газеты узнали?
Текст 1
Нежную белоствольную красавицу беззаветно любит русский народ.
Чем же объяснить такую всенародную любовь к этому скромному дереву?
Наверное, тем, что оно напоминает хрупкую юную девушку, одетую в белый наряд с тёмными полосками, который облегает ее гибкий стан и подчеркивает изящность тоненькой фигуры. В тёплое время года стройная красавица накидывает сверху зелёный плащ, вытканный из сердцеподобных листочков. А чтобы подчеркнуть свой непревзойдённый образ, модница украшает себя длинными серёжками. Их она меняет в зависимости от сезона: весной предпочитает зелёные, летом — коричневые. Осенью берёзка наряжается в праздничный золотой убор. Но с наступлением холодов приходит пора торжественный наряд отдавать. Белоствольная красавица не хочет с ним расставаться, но злой ветер не щадит девичью красу. Он безжалостно срывает золотую одежду, оставляя прекрасную девицу нагой. И стоит она, сконфуженная и стыдливая, с грустью вспоминая погожие летние деньки. Тогда и ветерок был ласковым, и солнышко не только светило, но и грело. До самой весны деревце будет мечтать о тёплом времени года, надеясь, что её краса воскреснет вновь.
Вот такая наша берёза: беззащитная, милая, до боли в сердце родная.
А как хорош берёзовый лес! Любование видом молодой берёзовой рощи затрагивает тончайшие струны души, делая человека мягче, добрее, милосерднее.
Берегите эти прекрасные деревья!
Текст 2
Лес — наше богатство, но ничего доброго в нем без большого труда само собой не произойдет и не вырастет. Вот почему лес любит людей, сильных, трудолюбивых, выносливых. Можно ли считать таким человеком Алексея Ивановича Мироненкова. Судя по тому, о чем нам удалось поговорить накануне 80-летия Демидовского лесничества — можно. И еще надо хотя бы немножно знать главного лесничего Мироненкова, чтобы сделать такой вывод. У этого человека много чего в “багажнике” жизни — опыт, мудрость, профессиональный рост. Вот уже 6 лет Алексей Иванович работает главным лесничим Демидовского лесничества.
— Алексей Иванович, у некоторых людей складывается впечатление, что слабо у вас поставлено лесовосстановление?
— Нет, это неправда, так может думать только невежественный человек, причем далекий от леса. Ежегодно мы высаживаем более 60 гектаров хвойных пород и плюс 223 гектара — это естественное лесовосстановление. И, например, за высаженной елочкой нужно ухаживать, как за маленьким ребенком, иначе ничего не получится. Посадил и ушел — такого делать нельзя, еще тысячу раз вернешься к саженцам, пока они не наберут силу.
— Еще слышал мнение, что у нас слишком много лесов вырубается. Что скажете?
— Тоже полная ерунда, нисколько не много. Рубим ровно столько, сколько разрешается. Но еще есть санитарные рубки — как же без них. Ведь старое гнилое дерево уже не выделяет кислород, а, наоборот, потребляет его, создает проблемы для других деревьев. Возьмем березу — ее можно рубить уже в 55-летнем возрасте, иначе пользы от нее никакой, так как из неё делается в основном фанера.
Беседовал Юрий Пашин.
Текст 3
Давайте беречь красоту!
У нас в Ногинске есть городской парк. Он очень красивый и ухоженный. Парк находится рядом с нашей школой, и нам очень нравится ходить туда на экскурсии, на уроки физкультуры, на прогулки. В нем хорошо в любое время года!
Осень… Под ногами шуршат опавшие листья, краснеют гроздья рябины, листья клёна машут своими весёлыми жёлто-оранжевыми листочками.
Но иногда идёшь по парку, и под ногами вдруг зашуршат не листья, а бумажки, обёртки, пластиковые бутылки…
Что за люди! Ведь совсем рядом с красивыми скамейками стоят урны для мусора, буквально в двух- трёх метрах! Неужели так трудно выбросить мусор в урну?
Люди, остановитесь! Ведь если вы будете так дальше продолжать, то что же будет? Раскройте пошире глаза и посмотрите вокруг: разве вам приятно жить в мусоре?
Я – против этого! И хочу попросить людей, чтобы больше так не делали и другим не позволяли. А ещё лучше – поднять бумажку, если она валяется, и кинуть в урну.
Я верю, что вы со мной согласны!
Сделаем наш парк самым красивым и чистым!
Давайте беречь красоту!
2. Подготовка будущего материала для классной стенной газеты.
— Как называется профессия людей, которые пишут статьи в газетах?
— Этим профессиям учат в специальных институтах, на факультете журналистики. И сейчас я вам предлагаю побывать в роли журналистов. Так как на следующем уроке мы должны будем выпустить первый номер нашей газеты, то нам нужно собрать материал для неё. Чтобы у нас получилось, мы должны плодотворно поработать.
Работа в группах.
Каждой группе предлагается написать материал на тему «Жизнь нашего класса».
— Вспомните, какие события произошли в нашем классе за этот период и попробуйте рассказать о них в понравившемся вам жанре.
— Что вам поможет справиться с заданием? (вернуться к понятиям газетных жанров)
Защита работ.
VI. Рефлексия.
— С какой формой применения публицистического стиля вы познакомились?
— Назовите жанры газеты?
— Где эти знания вы сможете применить?
VII. Домашнее задание. Красиво оформить свою статью, подобрать иллюстративный материал, принести карандаши и фломастер
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: Тема: «Жанры публицистического стиля»
11 класс
Тема: «Жанры публицистического стиля»
Учитель: Кудрявцева Т.М.
Москва.
Тема: « Жанры публицистического стиля».
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- знакомство с особенностями устного выступления, доклада, очерка;
- закрепление основных понятий стилистики.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса, мотивации к изучению предмета;
- развитие мышления и внимания;
- формирование потребности в приобретении знаний и умений.
Воспитательные:
- воспитание сознательной дисциплины на уроке;
- воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения.
Оборудование:
- компьютер;
- презентация;
- индивидуальные карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие учащихся.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. (5 мин.)
1) – На предыдущих занятиях мы познакомились с понятием публицистического стиля и его особенностями.
Скажите, пожалуйста, в каких сферах жизни используется этот стиль?
(СМИ, судебная речь, выступления на собраниях, доклады)
Верно, каждая из этих сфер обладает своими особенностями и, следовательно, требует определенный жанр.
2) – Попытаемся сформулировать цель нашего занятия
(дать понятие жанра, определить основные особенности изучаемых жанров, попытаться определить особенности того или иного жанра на примере текстов)
3) – Запишите число и тему урока (Слайд 1).
3. Изучение нового материала. (15 мин.)
1) – Публицистика уходит корнями в глубокую древность. За тысячелетия публицистика эволюционировала, развилась во многих отношениях, в том числе и в жанровом. Вспомним, что под жанром подразумевается исторически сложившийся и развивающийся тип произведения. (Слайд 2)
Публицистика включает разнообразные жанры: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия и т.д. Остановимся подробнее на некоторых жанрах. В первую очередь нас интересуют те, с которыми мы постоянно сталкиваемся, которые необходимы нам в работе: очерк, устное выступление, доклад.
2) Работа с учебником:
1 учащийся анализирует жанр очерка (стр.248-249)
2 учащихся анализируют жанр устного выступления (стр.265-266)
2 учащихся анализируют жанр доклада (стр. 276-277)
— Вам необходимо дать понятие жанра и найти его особенности.
3 слайд: очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Различают путевой, портретный и проблемный очерки.
Особенности: документальность;
достоверность фактов, событий;
использование изобразительно-выразительных средств;
наличие важной проблемы (для проблемного очерка).
4 слайд: устное выступление – речь, главная задача которой общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.
Особенности: разговорная, общественно-политическая лексика;
простые предложения;
неполные предложения;
обращения;
фразеологизмы;
образные средства
5слайд: доклад – развернутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью.
Особенности: строится в виде рассуждения;
Использование слов следует, нужно, необходимо, должно быть.
4. Закрепление знаний. (12 мин.)
Работа с текстом: определить жанр, найти жанровые особенности.
(6 слайд)
Тишина
Как-то осенью ехал я поездом из Саян. Я сошёл в Шарье, пересел на пригородный поезд Киров-Кострома и через несколько часов уже трясся на верхней полке по перелескам Костромщины. Справа и сзади осталось величественное Галичское озеро.
Старинный городок, почти ровесник Москве, лежал на широком выступе берега в предутренней дымке. Город казался погруженным в медлительные величавые воспоминания. О тех временах, когда Галич был далёкой заставой на таёжном севере Руси в океане бесчисленных черемисских племен.
И начинаешь верить, что нет на земле места спокойнее и тише.
(Достоверность фактов, документальность, изобразительно-выразительные средства (7 слайд):
Эпитеты:
Величественное
Предутренней
Медлительные
Величавые
Бесчисленных
Олицетворение:
Городок лежал
5. Самостоятельная работа. (7 мин.)
1) Работа на карточках:
– Сейчас вы самостоятельно попробуете определить жанр текста и доказать правильность своего выбора.
1 карточка
Адвокат Ф.Н. Плевако на суде решил защищать обвиненную в воровстве чайника старушку:
— Много бед, много испытаний пришлось вынести России за ее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.
Речь Плевако оказалась решающей для присяжных заседателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки.
2 карточка
На каждом спектакле Высоцкий играл, как в последний раз, особенно в конце жизни. И для меня он тогда открыл формулу таланта, что ли.
Когда я думаю о Высоцком, вспоминаю его в театре, на репетициях, на гастролях, просто в кругу друзей, я вижу его маленькую складную фигурку, и мне его до спазм в горле жалко. Я понимаю, какая была у него уникальная способность собрать и отдать людям. Ощущение жизни как высшего долга.
3 карточка
— Ни шагу назад! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже Родины, дороже сердца Родины нашей – Москвы, гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.
Встанем стеной против смертельного врага… Над Москвой нависла угроза…
Настанет час, когда мы перейдем к решающей фазе войны – наступательному удару по германскому фронту. Но чтобы перейти к этой фазе войны, нужно сейчас, и немедленно, остановить врага…
4 карточка
Об Андроникове трудно говорить, потому что комментировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне – этого человека знают все, да и сам он кого хочешь объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей.
Достаточно было Андроникову переступить порог музея, издательства, редакции, библиотеки или архива, как вокруг него тотчас собиралось человек пять-шесть.
5 карточка
Я ходил берегом озера устраивать свою квартиру на Ботике. У озера два берега: один – древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой – низкий, болотистый у воды, и в воде песок. Овраг здесь называется по-старинному враг: первый от Горицкого Шутов-враг, речка очень маленькая при деревне Веськово с Мемской-горой, за Веськовым-врагом – Вознесенский и гора Князек, и тут рядом Гремячая гора с Гремячим ключом. Вот на этой Гремячей горе и хранится, как мощи, ботик Петра Первого, и потому вся усадьба называется Ботик.
2) – А сейчас подпишите свои карточки и сдайте на проверку
5. Итоги урока. Рефлексия. (3 мин.)
— А теперь давайте вспомним, о каких жанрах публицистического стиля сегодня на уроке шла речь? Что нового вы для себя сегодня узнали? Что для вас было интересным?
— Итак, урок наш подошел к концу. Пора подводить итоги.
(Выставление оценок за работу на уроке)
6. Домашнее задание. (2 мин.)
— Домашним заданием вам послужит работа с текстом (текст раздается на карточках). Текст этот имеет для нас большое значение, так как он представляет собой проблемный очерк и служит основой для написания сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ.
Вам будет необходимо: (8 слайд)
— определить проблему текста;
— определить авторскую позицию;
— подобрать аргументы к своей собственной точке зрения.
На следующем занятии мы будем писать сочинение по данному тексту.
Текст (9 слайд)
(1) Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2) Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить» . (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. (4) Но все же, неправда, — замечаем. (5)Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. (6)Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. (7)Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха.
(8)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (9)Мы привыкли, что мир – зеленый.(10)Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (11)Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (12)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (13)Подумаешь! (14)Сколько там травы? (15)Десять квадратных метров. (16)Не человека же засыпаем, траву. (17)Вырастет в другом месте.
(18)однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина – на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (19)Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог.(20)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. (21)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.
(22)Под окном, конечно, заметно. (23) Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (24)Но ведь это под собственным окном! (25)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (26)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (27)Жалко ли ее? (28)Ну, высыпали шлак, ну, придавили несколько миллионов травинок.
(29)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. (30)Трава? (31)Трава она и есть трава. (32)Ее много. (33)Она везде. (34)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне… (35)Разве что вот в пустыне ее поменьше. (36)Начинаешь замечать, что оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (37)Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! (38)Представляю себе человека в безграничной, бесправной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или некосмической катастрофы наша земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.
(39)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (40)Зеленая живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (41)А вообще-то – трава. (42)Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай…
(43)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость а его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения.
(По В. Солоухину)