Результативность и эффективность финансовой политики: Эффективность финансовой политики – Результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики

Автор: | 09.02.2021

Эффективность финансовой политики

Сущность финансовой политики

Установление власти, ее удержание и укрепление называется политикой. Она проникает во все сферы жизни общества, именно поэтому существует множество видов политики, например, внутренняя и внешняя политика, культурная, военная, социальная и так далее.

Замечание 1

Финансовая политика выражается в совокупности мер и методов воздействия на финансы с целью их максимального и эффективного использования. Финансовая политика позволяет укреплять социальный, экономический, геополитический, экологический потенциал.

Субъектами финансовой политики являются властные органы, осуществляющие функцию регулирования и контроля над исполнением управленческих решений. Объектами политики выступают отношения, складывающиеся между экономическими агентами.

К функциям финансовой политики относят:

  1. Поддержание баланса финансовых интересов физических, юридических лиц и государства.
  2. Обеспечение бездефицитности бюджета.
  3. Формирование устойчивости валюты страны.

В реализации финансовой политики государственная власть может использовать методы косвенного и прямого воздействия. Первое направление подразумевает установление справедливой конкурентной среды, обеспечение работоспособности механизма взаимных расчетов, поддержание стабильности функционирования всех видов политических курсов в рамках финансовой системы. Прямое воздействие происходит через систему контроля и лицензирования, применение механизма целевого субсидирования, использование санкций, обеспечение защищённости определённых слоёв населения.

За долгое существование экономической науки сформировались разные подходы к осуществлению финансовой политики. Государственный аппарат управления может придерживаться методов классического, планового, регулирующего, неоклассического или монетаристского подходов.

Факторы эффективности финансовой политики

Целью финансовой политики является максимальное и эффективное использование имеющихся денег и капитала. Оценка эффективности политики необходима для понимания степени реализации ее целей и задач. Сам процесс их формирования, внедрения в практическую деятельность и извлечение определённого результата в финансовой политике испытывает влияние следующих факторов:

  1. Выбор научной концепции, способной обосновать принимаемые решения в рамках текущих и будущих общественных потребностей.
  2. Прогнозирование будущего состояния финансовой системы с учётом обоснованности предпринимаемых мер.
  3. Учет приобретённого опыта в сфере финансовой политики, его практическое применение в среднесрочной и долгосрочном планировании.
  4. Подбор макроэкономических показателей, способных идентифицировать уровень эффективности предпринимаемых в рамках финансовой политики мер.
  5. Учет территориальных и национальных особенностей, способных оказать влияние на результативность мероприятий в финансовой сфере.
  6. Степень комплексности подхода при реализации программы. Дело в том, что финансовая политика представляет собой объединение налоговой, бюджетной, таможенной, инвестиционной и кредитно-денежной политики. Каждый из сегментов способен воздействовать на эффективность другого, поэтому этот фактор важен при учёте.
  7. Финансовая политика имеет множество вариантов развития, поэтому большое внимание уделяется механизмами анализа и прогнозирования.
  8. Учет международного положения страны, влияния мировой финансовой системы на внутреннюю стабильность и независимость.

Чтобы финансовая политика имела положительные результаты, необходимо чтобы расширился перечень источников финансирования, государственная власть должна выступать в роли фундамента, обеспечивая стабильность функционирования экономики, формирования тенденций к ее росту и развитию. Такой подход позволит защитить интересы страны на международном уровне, а также обеспечить рост благосостояния населения.

Эффективность финансовой политики

Эффективность финансовой политики тем выше, чем больше она соответствует потребности общества в развитии. Кроме того, она должна быть спланирована так, чтобы конкретизировать мероприятия и сроки их исполнения. Планирование выстраивается на сборе и анализе разнообразных данных, характеризующих факторы внутреннего и внешнего воздействия.

Как правило, планирование финансовой политики на уровне государства имеет долгосрочный характер. Однако, первые результаты предпринятых шагов видны в коротком периоде. Индикатором выступает бюджетная сфера, которая показывает полученный доход и перераспределение ресурсов.

С одной стороны, существует множество параметров, свидетельствующих об эффективности финансовой политики. С другой стороны, очень сложно выделить перечень показателей, способных максимально точно идентифицировать положительные тенденции. Оценке подвергается взаимосвязь экономики и финансов, их совместная эффективная деятельность. При грамотном выстраивания финансовой политики наблюдается экономический рост, который выражается в изменении макроэкономических показателей. Финансовая и хозяйственная системы тесно связаны друг с другом, а значит, оказывают взаимное влияние. Эффективность финансовой политики во многом зависит от умения аппарата управления сопоставлять экономические и финансовые потребности общества.

Замечание 2

Результативность финансовой политики можно оценить по эффективности составляющих ее элементов. Оценку проводят по налоговой, бюджетной, таможенной, инвестиционной и кредитно-денежной политике. Каждый сегмент обладает свои набором показателей, свидетельствующих о тенденциях в системе.

Таким образом, финансовая политика – это комплекс мер, позволяющих мобилизовать и использовать финансы страны. Для того, чтобы оценить ее эффективность необходимо проанализировать показатели каждого финансового рынка, находящегося в составе общей системы движения денег и капитала.

Результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики.

 

В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние след факторы:
1)научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям и закономерностям экономического и общественного развития гос-ва.
2)прогнозирование возможных последствий реализации мероприятий про определении основных направлений использования финансов на будущий и текущий период и в ходе разработки определенных путей реализации основных направлений использования ресурсов.
3)учет опыта в ходе реализации фин политики в предшествующем периоде с целью выявления как положительных так и отрицательных итогов, которые могут влиять на дальнейшее развитие экономики.

4)четкое определение макроэкономических показателей, которые служат ориентиром для оценки эффективности фин политики.
5)учет национальных и географических особенностей, оказывающих влияние на результат политики в межбюджетных отношениях.
6)комплексный подход-согласование всех целей и задач бюджетной политики.
7)многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики.
8)учет внутреннего положения и международной позиции государства, которые определяют особенности его экономического развития.(учет конкуренции на мировых рынках,фин поддержка собственных производителей, защита интересов нац компаний за рубежом)

Билет №19

Современная финансовая политика является частью экономической политики государства. Основные цели и задачи разрабатываются и реализуются Президентом и исполнительными органами власти, а утверждаются законодательными органами. Финансовая политика РФ нацелена на формирование фин основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпослыок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономичекого роста и макроэконоичсекой стабильности»,повышения благосостояния населения. В ее составе главное место относится бюджетной политике, которая играет роль в ыомировании финансовой базы развития государства. Главной стратегической задачей является обеспечение условий для поддержки макроэкономической стабильности и долгосрочной сбалансированности бюджетной системы РФ при определенных экономических реформах, которые способствуют переходу к новому типу эконом развития, которые нацелены на повышение качества жизни населения..



В сфере межбюджетных отношений современная политика реализуется в соответствии с положениями Основных направлений деятельности правительства РФ и Бюджетного послания президента рф федеральному собранию. Стартегическими задачами здесь являются: предоставление гражданам вне зависимости от места проживания равного доступа к бюджетным услугам и соц гарантиям;создание условий для заинтересованности органов гос власти субъектов рф и органов мсу в оценке и использовании налогового потенциала соответствующей территории.

Так же важной частью финансовой политики является политика в области гос соц страхования, которая связана с функционированием у гос-ва внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и соц защиту населения.

Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. В ходе исполнения новой финансовой политики выявилось множество проблем и к началу проведения реформ разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы реформы на декларативном уровне, которые фактически начали проводиться методом проб и ошибок.

Для выхода из финансового кризиса Правительством РФ был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода:

  • повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;
  • оздоровление банковской системы;
  • совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;
  • ликвидация неденежных расчетов и неплатежей;
  • развитие земельной реформы;
  • принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;
  • создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Стратегическими направлениями финансовой политики государства должны быть такие мероприятия, которые приведут к экономическому росту страны.



Для укрепления курса национальной валюты необходимо осуществить комплекс мер для ограничения спекуляций на валютном рынке и остановить незаконный вывоз капитала за рубеж. Необходимо повысить товарное обеспечение рубля путем проведения структурной перестройки экономики.

Задачей ближайших лет является укрепление доверия вкладчиков к кредитным организациям и инвестиционным институтам. Для этого необходимо создать надежную систему страхования вкладов, разрешить при определенных условиях иностранным банкам привлекать средства населения России, повысить процентные ставки по депозитам, соблюдать разумные пределы доходности государственных ценных бумаг.

Стратегической задачей финансовой политики является достижение сбалансированности бюджетов всех уровней, для чего необходимо проведение в жизнь скоординированной, единой бюджетной политики федерального центра, субъектов Российской Федерации муниципальных образований с целью укрепления государственных финансов и пресечения проявлений регионального сепаратизма.

Поддержать экономику страны может сокращение налогового бремени. Необходимо выполнение принятых законов по снижению налогового бремени, а также анализ их влияния на экономику и доходы бюджета.

Важным направлением совершенствования бюджетной политики является оптимизация структуры расходов бюджета и сокращение бюджетных расходов по тем статьям, где это возможно. Необходимо наращивать расходы бюджета на народное хозяйство. Необходимо дальнейшее снижение расходов на обслуживание государственного долга.

Финансовая политика должна быть увязана с денежно-кредитной политикой. Направлениями политики государства в этой области является активизация Банка России на открытом рынке.

В ближайшем будущем требует решения такая проблема бюджета, как повышение эффективности использования государственной собственности.

Осуществление перечисленных мероприятий позволит обеспечить укрепление государственных и территориальных финансов, ускорить экономическое и социальное развитие нашей страны.

1.6. Результативность и эффективность финансовой политики

Результативность финансовой политики определяется сте­пенью достижения поставленных целей и задач.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Важно, насколько она соответствует интересам об­щества (или определенной его части) и способствует достижению поставленных целей, решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необхо­димо иметь программу общественного развития с выделением интересов всего общества или отдельных его групп, характерис­тики перспективных и более близких задач с определением сро­ков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать и успешно проводить финансовую политику и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем боль­ше она учитывает потребности общественного развития, интере­сы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические усло­вия и особенности жизни. Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознатель­ного использования всесторонних, порой даже и противостоя­щих друг другу факторов воздействия на ход реализации полити­ки, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии.

Финансовая политика в большинстве случаев дает вполне конкретный результат в течение короткого периода. В бюджет-

ной сфере выражается прежде всего в суммах полученных дохо­дов, в изменениях приоритетов, объемов и направлений финан­сирования хозяйственных комплексов и секторов экономики. В кредитно-денежной сфере это может быть рост или снижение остатков средств на расчетных счетах, изменение остатков ссуд­ной задолженности по краткосрочным и долгосрочным банковс­ким кредитам, изменение массы денег, обслуживающих круго­оборот потребительских товаров, и т.п.

Определение эффективности проводимой финансовой по­литики — крупная научная и практическая проблема. Объек­тивных финансовых критериев, полно и точно отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Финан­совые мероприятия сами по себе производны от состояния эко­номики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики состоит прежде всего в том, насколько безболезненно для хозяйства мобилизованы до­ходы и насколько результативно они потрачены.

Важным показателем тех условий, которые создает в экономи­ке государственная финансовая политика, выступает экономичес­кий рост. Производность от состояния экономики есть фундамен­тальный принцип, лежащий в основе проведения эффективной финансовой политики. Его объективно-закономерный характер требует более полного учета в период реформ. В производности финансовых мероприятий заключен важный момент для проведе­ния финансовой политики, имеющий большой выход в практику. Следствие никогда не устраняет причину. Границы воздействия финансовых мероприятий на экономику предопределены их производностью, паллиативностью. Но вместе с этим финансы, деньги, кредит органично вплетены в систему производствен­ных отношений, в условиях товарно-денежных отношений не­посредственно обслуживают их и в стоимостном плане во мно­гом определяют.

12 Факторы, влияющие на результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе.

Значение финансовой политики определяет результат ее реализации как в текущем так и в более долгосрочном периоде.

Факторы оказывающие влияние на результат финансовой политики: 1.Научный подход к разработке концепции финансовой политики.

2.Прогонозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов.

3.Учет накопленного опыта реализации финн. политики в предшествующих периодах.

4.Четкое определение макроэк. показателей которые служат ориентиром для оценки эффективности финн. политики.

5.Учет национальных и географических особенностей которые определяют результат политики в области межбюджетных отношений.

6.Комплексный подход при выработке и проведении финн. политики.

7.Многовариантность финн. политики с использование методов финансового прогнозирования и планирования с целью учета возможных изменений условий функционирования эк. гос.

8.Учет внутреннего положения и международных позиций гос. с учетом конкуренции на мировых рынках, защиты отечественных компаний зарубежем, возможности привлечения иностранных инвестиций а т.ж. поддержка собственных производителей и экспортеров.

Фин. политика РФ.

Современная финансовая политика явл. составной частью эк. политики РФ, основными целями и задачами которой явл. разработка и реализация исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждение законодательными органами в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого из уровней бюджетной системы.

Основные задачи и направления финн. политики в том числе бюджетной политики гос. отражаются в бюджетном послании Президента РФ ФС.

С 2000 годов в финн. пол.гос. стали проявляться перспективные направления, которыми было предусмотрено:

1.Снижение дефицит бюджета путем регулирования налогообложения, таможенных тарифов, а также путем снижения гос. расходов на содержание аппарата управления.

2.Упрощение системы налогообложения, сокращение кол-ва налогов.

3.Снижение уровня инфляции.

4.Оживление промышленности и сел.хоз. производства, подготовка специалистов.

5.Усиление роли кредитно – банковской системы в мероприятиях по стабилизации экономики.

6.концентрация в руках гос. значительной части ф.р. для финансирования общегос. мероприятий в различных сферах экономики.

7.Обеспечение в перспективных социальных направлениях гос. бюджета а т.ж. выделение фин ресурсов по соц. потребности гос.

Финансовая пол. гос. неразрывно связана с инвестиционной политикой.

Инвестиционная политика гос. – выражает отношения гос. к финансированию инвестиционной деятельности, определяет цели и направления инвестиций, а т.ж. формы гос. регулирования инвестиционной деятельности.

Задачи инв. пол. гос.- мобилизация ф.р., преодоление спада инвестиционной активности, и повышение эффективности капиталовложений.

13 Управление финансами: объекты, субъекты, аспекты. Автоматизированная система управления финансами.

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финн отношения и соответствующие им виды фин ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, а так же их цели и задачи. В рамках управления всегда выделяют 2 стороны:

Объект управления (управляемая система) к котор относят разнообразные виды фин отношений движение фин ресурсов, кругооборот капитала.

Субъект управления (управляющая подсистема) совокупность организационных структур непосредственно осуществляющих управление. На макроуровне – органы гос власти. Органы местного самоуправления. На микроуровне: отделы или службы или финн менеджеры как управленцы.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в 3 функциональных элементах:

1.финансовое планирование и прогнозирование. Используется для научн обоснования текущ и перспективного развития экономики и субъектов хоз-вания а так же обеспечивает необходимый предварит контроль за образованием и использованием финн ресурсов.

2.Оперативное управление , которое представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимальных затратах на основе анализа текущих финансовой ситуации и соответственно перераспределение финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обосновано текущими изменениями условий хозяйствования в связи с разнообразными причинами, к которым относят:

-Существование границы научного предвидения

-Действие субъективных факторов обусловленых ошибками и просчетами работников, осуществляющих финансовое планирование и прогнозирование

-Непредвиденные обстоятельства возникшее при выполнении финн плана, что нарушает заданные темпы развития

— НТП

-Чрезвычайные обстоятельства природного и техногенного характера

-Непредвиденные обстоятельства связанные с международными осложнениями

Таким образом в ходе оперативного управления финансами обеспечивается стабильное развитие экономики государства и функциональности субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации и их последствия.

3.финансовый контроль представляет собой сферу деятельности субъектов управления по сбору и анализу информации о действительном фин состоянии управляемых объектов и эффективного принятия управленческих решений. В ходе финансового контроля сопоставляются текущие и плановые финансовые показатели, проверяется адресность и целевой характер использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий фин органов управления. ФК используется так же в ходе финансового планирования и прогнозирования, что предусматривает оценку последствий предполагаемых финансовых решений. В рамках финансового контроля отслеживаются долгосрочные негативные тенденции в развитии экономики, что позволяет принять соответствующие предупредительные меры.

Управление финансами в зависимости от характера и периода управления подразделяют на стратегическое(общее) и оперативное(тактическое) управление.

Стратегическое управление осуществляют высшие органы законодательной и исполнительной власти в ходе рассмотрения, составления и утверждения прогнозов развития экономики, долгосрочных целевых программ развития, а так же при планировании направления совершенствования развития системы

Оперативное управление осуществляется министерствами, службами, организациями которые учувствуют в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *