Активность в психологии личности: Активность личности — психология

Автор: | 09.02.2021

Содержание

Активность личности | Понятия и категории

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. activus — деятельный) — деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. Активность надситуативная (неадаптивная) — способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, который он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывается психологом В. А. Петровским. Активность надситуативная выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления.

Активность познавательная — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой активности познавательной является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня активности познавательной — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность общественная — деятельное отношение человека к жизни общества, в к-ром он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь др. при выполнении общественных заданий.

Активность социальная — родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. Активность социальная реализуется в виде социально полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом — носителем активности социальной выступает человек, социальная группа и др. общности. Как общественное свойство личности активность социальная развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, активность социальная может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень активности социальной зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 8-9.

Активность личности — Студопедия

Направленность личности. Формы направленности.

Направленностью личностиназывается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленностьэто установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных между собой форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

· влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

· установка – готовность, предрасположенность субъекта к появлению определенного объекта.

· желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;

· интерес — познавательная форма направленности на предметы. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей потребности к познанию. Но когда наступает удовлетворение интереса, он не исчезает, не угасает, а углубляется, внутренне перестраивается и вызывает возникновение новых интересов. Интересы различают по содержанию, по широте, степени их устойчивости;

· мировоззрение — система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

· убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения формируются на основании знаний об окружающем мире, понимания природы и общества.


Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.


Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

Активность — что это такое, как развить ее. Книги и тренинги

Определение активности

Активность — это способность поддерживать деятельное состояние тела и ума, самостоятельно прилагать усилия к наполнению своей жизни событиями.

Посмотреть 2 других определения активности можно в конце этой статьи.

Дальше мы рассмотрим примеры активности из жизни, ответим на вопрос «как стать активным» и как развить это качество самостоятельно с помощью книг, упражнений и тренингов.

Что такое активность

Активность — это черта характера, описывающая деятельную личность, легкую на подъем, способную самостоятельно организовать свое время, не идущую на поводу у обстоятельств.
Активность характеризуется осознанностью, целеустремленностью, мотивацией, эмоциональностью, инициативностью.

Активность – это способность удовлетворять потребности своего ума, тела и души, испытывать разносторонний интерес к жизни, быть эмоциональным и вовлечённым. Активный человек даёт проявиться своим желаниям и талантам.

Активные люди часто добиваются успеха и реализуют себя в разных сферах жизни.

Какими качествами обладает активный человек

  1. Энергичность;
  2. Мотивация;
  3. Эмоциональность;
  4. Сила воли;
  5. Целеустремленность;
  6. Деятельность;
  7. Смелость;
  8. Собранность;
  9. Осознанность.

Примеры активности в жизни

  1. Шерлок Холмс — литературный персонаж, созданный Артуром Конаном Дойлом, был очень активным и любознательным профессиональным сыщиком. Его наблюдательность помогала ему находить разгадку в самых запутанных историях.

Как и в чем проявляется активность

    • Профессиональная деятельность. Активный человек быстрее достигает поставленных целей в своей профессии. Он активно взаимодействует с людьми и быстро учится новому.
    • Отношения. Активный человек интересуется другими людьми, умеет находить близких по духу людей.
    • Личностный рост. Активность помогает человеку расти как личность.
    • Психологическое здоровье. Активный человек открыто проявляет свои эмоции и чувства. Активность даёт ему энергию для постоянного поиска и интересной деятельности.
    • Обучение. Активность помогает человеку узнавать новое и учиться на протяжении всей жизни.
    • Физическое здоровье. Активный человек поддерживает себя в тонусе, у него много энергии.
    • Творчество. Активный человек полон энергии и жизненных сил для творчества.

1.3.2 Активность личности

Любые хоть сколь-нибудь значимые изменения в жизни человека и общества невозможны без осуществления личностью определенной активности.

Активность (вообще, в широком смысле слова) – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром (определение дано по словарю: Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.).

Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Выживание любого организма без осуществления той или иной активности невозможно.

Активность у человека может быть произвольной, послепроизвольной и непроизвольной.

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении (определение дано по тому же словарю).

«Потребности нужды» и «потребности роста»

Источником активности человека являются его потребности. К органическим побуждениям индивида, имеющим видотипичный характер, относятся побуждения голода, жажды, половое побуждение, выступающие как органические предпосылки осуществления деятельности. «В психологии потребностей нужно с самого начала исходить из следующего капитального различения: различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как того, что направляет и регулирует деятельность субъекта в предметной среде» (СНОСКА: Из книги: Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1977. С. 87). Потребность как органическая предпосылка деятельности субъекта относится к индивидным свойствам, проявляющимся в активации и возбуждении, в обладающей слабой селективностью поисковой активности, т. е. в формально-динамических характеристиках деятельности человека («чего-то хочу, но чего – не знаю»).

После встречи органического побуждения с тем или иным объектом потребность преобразуется в мотив деятельности личности и начинает определять направленность поведения («знаю, чего хочу»). Формально-динамическая характеристика побуждения при этом не исчезает, а начинает выступать в иной форме — в форме побудительной силы мотива личности. В психологии личности основное внимание уделяется изучению мотивов поведения, в то время как побуждения индивида, т. е. те органические предпосылки, которые определяют диффузную поисковую активность, изучены недостаточно. Эти побуждения характеризуют как потребности нужды (А. Маслоу) или потребности сохранения (П. В. Симонов), которые подчинены принципу «редукции напряжения», стремлению к достижению равновесия, гомеостаза.

За расчленением потребностей на «потребности нужды», присущие индивиду, и «потребности роста», присущие личности, стоит представление об иерархической уровневой организации личности, в основе которой размещены базальные биологические потребности, а на вершине — социальные потребности.

П. В. Симонов предпринимает попытку рассмотреть проблему побуждений в контексте эволюционного подхода, напоминая, что элементарной единицей эволюции является популяция, а не отдельная особь. Он также отмечает, вслед за А. А. Ухтомским, что с возникновением социального образа жизни «…основной тенденцией развития мотивов (потребностей. — А. А.) является экспансия в смысле овладения средой во все расширяющихся пространственно-временных масштабах (хронотопе), а не редукция как стремление к защите от среды, уравновешенности с ней, разрядке внутреннего напряжения… Эта тенденция развития («потребности роста»), по терминологии западных авторов, может реализоваться только благодаря ее диалектическому единству со способностью к сохранению живых систем и результатов их деятельности, благодаря удовлетворению потребностей нужды» (СНОСКА: Из книги: Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Личность. Характер. М., 1984. С. 84).

Подобный анализ человека в известном смысле остается в рамках расчленения потребностей сферы индивида на биологические потребности, подчиняющиеся закономерностям естественного отбора, и присущие человеку социальные потребности. Несколько иной вариант анализа биологических потребностей предлагает известный этнограф С. А. Арутюнов. Он отмечает, что уже на уровне чисто биологических явлений, например родов, полового акта и т. п., проявляются этнические различия, обусловленные образом жизни. Эти этнические различия затрагивают те способы, те приемы, посредством которых удовлетворяются естественные потребности, т. е. внешнюю сторону поведения, в то время как сам характер действий остается неизменным, универсальным и инвариантным. Человек может спать и на полу в шалаше, и удерживаться от сна, но альтернативного действия в сфере естественного поведения (не спать вообще) не существует. По мнению С. А. Арутюнова, «естественные» модели поведения тем и отличаются от социокультурного поведения, что они не имеют альтернативы (есть или не есть, спать или не спать и т. п.). Реализация «естественного» поведения, побуждаемого общечеловеческими индивидными потребностями, не предполагает выбора конечной цели поведения, а социальный образ жизни затрагивает способы достижения этой цели.

Иная точка зрения заключается в том, что органические побуждения индивида не представляют характеристику особи как таковой, а выражают отношения, системные структурно-функциональные качества индивида в обществе (В. А. Иванников). Последовательное проведение этой точки зрения приводит к тому, что социально-исторический образ жизни личности в обществе преобразует как побуждения индивида, так и способы их удовлетворения. Сфера человеческих потребностей не может быть разведена на «потребности нужды» и «потребности роста», а тенденцию к сохранению и изменению развивающейся системы относят к любым проявлениям мотивации человека. Граница проходит не между биологическими и социальными потребностями человека, а между потребностями человека и потребностями животных, так как исторические преобразования охватывают всю сферу потребностей человека в обществе (А. Н. Леонтьев). Действует ли механизм «редукции напряжения» или нет, зависит не от естественного или социального генеза потребностей самих по себе, а от того, какое место в структуре человеческой деятельности занимают те или иные побуждения. Зависимость механизмов регуляции органических побуждений от того, какое место занимают они в структуре деятельности человека — место мотива, цели, условия осуществления деятельности, — выступает при рассмотрении такого «естественного» побуждения, как голод.

Положение о зависимости влияния потребности на поведение от ее места в структуре деятельности личности было оконкречено в гипотезе, согласно которой влияние пищевой потребности на поведение личности зависит от того, в установках какого уровня деятельности (СНОСКА: См.: Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979) проявляется эта потребность. Из этой гипотезы вытекают следующие предположения. Если потребность к пище приводит к актуализации импульсивных установок (установок на уровне операций), то она должна подавляться целевой установкой, вызванной инструкцией (установкой на уровне действия). Изменение воздействия на поведение импульсивной установки на пищу может произойти лишь в том случае, если в ситуации депривации пищевой объект займет место мотива деятельности. При этом импульсивная установка на пищевой объект возвысится до уровня смысловой установки (установки на уровне деятельности) и станет подавлять целевую установку, не связанную с пищей. Если же взять испытуемых, у которых мотивы, связанные с пищей, занимают ведущее место в мотивационной сфере личности, то у них смысловая установка на пищевые объекты будет проявляться в действиях, прямо не связанных с пищей (С. А. Курячий).

Изложенная гипотеза обусловила построение методики эксперимента и выбор определенного контингента испытуемых. В основу специально созданной для проверки данной гипотезы методики был положен методический принцип «прерывания» деятельности, в данном случае за счет введения неопределенной стимуляции. Кроме того, методика была построена так, чтобы «столкнуть» между собой установки различных уровней деятельности и тем самым выявить доминирующую установку.

Эксперимент проводился в два этапа. Вначале испытуемым предлагали чистый листок бумаги и бланк с заданием, в котором содержались «скелеты» слов, например: ко-ка, -олод-, тор-, б-лка (всего 24 слова). Затем испытуемым давалась инструкция, в которой их просили, как можно скорее вставить пропущенные буквы в слова так, чтобы образовалось слово, отвечающее теме «Природа». Если слово с ходу не удавалось заполнить, то испытуемого просили переходить к следующему слову, После выполнения первого этапа эксперимента испытуемых просили вернуться к тем словам, которые им сразу не удалось заполнить, и вставить в них пропущенные буквы, уже не придерживаясь какой-либо определенной темы. Таким образом, из предложенных «скелетов» слов можно образовывать слова, относящиеся как к теме «Природа» (например, белка, торф, ветка), т. е. в соответствии с заданной инструкцией, так и слова, имеющие прямое (булка, торт) или косвенное [(вилка, блюдо) отношение к пище. В эксперименте участвовало три группы испытуемых. Первая группа — контрольная. В нее вошли студенты факультета психологии МГУ (25 человек). Вторая группа испытуемых состояла из больных, проходящих в клинике курс лечения голодом (10 человек). В третью группу испытуемых вошли больные нервной анорексией, проходящие курс лечения в клинике (7 человек). Остановимся вкратце на характеристике этой группы больных. Заболевание нервной анорексией, невротическое по своему характеру, наблюдается преимущественно у молодых склонных к полноте девушек. Оно начинается с того, что ради улучшения внешности или по какой-либо аналогичной причине девушки начинают резко ограничивать себя в питании, что обычно приводит к сильному истощению и дистрофии. В ходе развития заболевания мотив произвольного голодания и соответствующая этому мотиву деятельность становятся доминирующими в жизни этих больных, нередко подчиняя себе все остальные мотивы. Выбор пал на больных нервной анорексией именно потому, что для них все события и предметы, связанные с едой, имеют личностный смысл, который и проявляется в соответствующей фиксированно» смысловой установке (СНОСКА См.: Карева М. А. Об одном виде формирования патологического мотива в подростковом возрасте: Канд. дис. М., 1975).

В экспериментальном исследовании было установлено, что испытуемые контрольной группы образовывают слова преимущественно в соответствии с инструкцией, связанной с темой «Природа». У них пищевая потребность реализуется на уровне операций, обусловливая существование импульсивных установок, которые подавляются целевой установкой, вызванной инструкцией. Сходная картина наблюдается у больных, находящихся на лечении голодом сроком до одного месяца. У них количество «пищевых» слов, данных в первой части эксперимента, лишь незначительно превосходит количество «пищевых» слов в контрольной группе. Этот, факт нивелирования воздействия пищевой депривации на мотивационную сферу подтверждает наши предположения об относительной независимости поведения от воздействия пищевой депривации. У этих больных целевая установка, как и в контрольной группе, подавляет импульсивные установки на пищевые объекты.

Однако во второй части эксперимента у этих больных возрастает количество слов на тему «Пища», поскольку ситуация голодания, естественно, повышает у данного контингента испытуемых значимость связанных с пищей объектов и ситуаций.

Среднее количество «пищевых» слов в одной из подгрупп больных нервной анорексией в первой части эксперимента значительно превышает среднее количество «пищевых» слов в остальных двух группах. Этот факт свидетельствует о существовании у больных нервной анорексией фиксированных смысловых установок, подавляющих в экспериментальной ситуации целевую установку, вызванную инструкцией. Таким образом, предложенная методика позволяет выявить факт повышения импульсивных установок на пищевые объекты до уровня смысловых установок и тем самым факт изменения места пищевой потребности в структуре деятельности личности.

Факты, полученные в ходе данного экспериментального исследования, позволяют опровергнуть положение о том, что поведение человека в ситуации пищевой депривации определяется в основном характером самой депривации. В действительности поведение человека в ситуации пищевой депривации определяется в первую очередь тем уровнем деятельности, на котором реализуется у данного человека потребность в пище. Сама же пищевая депривация в определенном временном диапазоне (примерно до месяца) может не вызывать изменений в поведении личности.

Описанные факты относятся к органическим побуждениям, связанным с удовлетворением голода. Однако выделенные в психологии личности закономерности, проиллюстрированные на материале пищевых побуждений, носят более общий характер и относятся к органическим побуждениям индивида в целом.

Сами по себе органические побуждения человека не могут быть отнесены ни к «потребностям нужды», ни к «потребностям роста». Будет ли подчиняться динамика органических побуждений гомеостатическому принципу «редукции напряжения» или же за проявлением органических побуждений будет стоять тенденция к изменению, развитию, стремление к нарушению равновесия, зависит от того, какое место занимают эти побуждения как в структуре отдельной деятельности личности, так и в иерархии мотивов личности в целом. В том случае, если органические побуждения проявляются на уровне условий осуществления действия, т. е. в стереотипизированных формах активности, они выражают общую тенденцию к сохранению и подчиняются механизмам гомеостаза, редукции напряжения. Однако при определенных обстоятельствах те же органические побуждения могут занять место смыслообразующих мотивов деятельности личности, за которыми стоит тенденция к изменению системы в тех или иных критических ситуациях, например в ситуации осознанно объявленной человеком голодовки. В этом случае органические побуждения будут включены в контекст неадаптивного поведения индивидуальности, отстаивающей те или иные жизненные цели и идеалы. При этом индивидуальность может сама поставить перед собой альтернативу «есть или не есть», «быть или не быть», затрагивающую витальные конечные цели поведения.

Социально-исторический образ жизни личности в обществе перестраивает закономерности функционирования органических побуждений индивида, динамика которых зависит от их места в структуре деятельности личности и которые, преобразовавшись в деятельности, становятся не только предпосылками поведения личности, но и ее результатом.

Природа активности. Активность личности как психологическая характеристика, ее проявления. «Потребности нужды» и «потребности роста».

Активность личности — это… Что такое Активность личности?

Активность личности
это интегральное качество личности, проявляющееся как инициативное и деятельностное отношение к жизни, деятельности, людям и их проблемам. Это стремление и способность человека преобразовывать окружающую среду, отношения с себе подобными и себя лично. Часто активность личности сочетается с творческостью личности, с развитой волей, с любовью человека к жизни. Вместе с тем, в активности проявляются нравственные качества личности, какими бы позитивными или негативными они ни были. Отсюда и деятельность, как форма проявления активности, может быть как положительной, так и отрицательной и даже разрушительной. Активность личности является основой субъективации позиции человека в обучении, основой персонализации личности и формирования ее автономии в обществе, появления института лидерства. Ошибки педагога при воспитании активности личности учащегося могут привести к появлению ложной активности, дезорганизаторов, к гиперактивности, формированию активности у недостаточно интеллектуально и, что особенно плохо, безнравственных детей, эгоистично или неумно использующих затем это свое качество.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Активность в обучении
  • Активность нравственного сознания

Смотреть что такое «Активность личности» в других словарях:

  • активность личности — форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнаруживает себя в волевых актах (см. воля), самоопределении и самополагании человека как источника своего …   Большая психологическая энциклопедия

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — – в отечественной психологии фактически рассматривалась как ее направленность, как проявление идущей от личности детерминации, как инициатива. Термин был несколько дескредитирован идеологическим тезисом об «активной позиции личности». В… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Активность личности — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Активность личности  особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенапр …   Википедия

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — (от лат. activus деятельный), деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения обществ. ист. опыта человечества; проявляется в творч.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Активность личности — (от лат. activus деятельный, действенный, практический)     деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно исторического опыта… …   Педагогический терминологический словарь

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — интенсивность направленности личности на определенную деятельность [80, c. 260] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — (от лат. activus деятельный) деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой… …   Педагогический словарь

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активности личности… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Активность личности — [лат. activus деятельный] форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнаруживает себя в волевых актах, самоопределении и самополагании человека как… …   Психологический лексикон


Активность личности — это… Что такое Активность личности?

Активность личности

(от лат. activus — деятельный, действенный, практический)

   — деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активные действия могут преследовать гуманистическую и антигуманистическую цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание А.л. — непримиримость ко всем проявлениям зла. В психологии А.л. рассматривается в противопоставлении реактивности — поведению, зависящему гл.о. от внешних воздействий. В педагогической практике нередко А.л. недооценивается: послушный, исполнительный ребёнок оценивается выше, чем ищущий, «нестандартный». В сфере социальной жизни и общественного сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой — безверие и цинизм.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14-15)

   (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 8)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Активизация учебной деятельности
  • Актуализация

Смотреть что такое «Активность личности» в других словарях:

  • активность личности — форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнаруживает себя в волевых актах (см. воля), самоопределении и самополагании человека как источника своего …   Большая психологическая энциклопедия

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — – в отечественной психологии фактически рассматривалась как ее направленность, как проявление идущей от личности детерминации, как инициатива. Термин был несколько дескредитирован идеологическим тезисом об «активной позиции личности». В… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Активность личности — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Активность личности  особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенапр …   Википедия

  • Активность личности — это интегральное качество личности, проявляющееся как инициативное и деятельностное отношение к жизни, деятельности, людям и их проблемам. Это стремление и способность человека преобразовывать окружающую среду, отношения с себе подобными и себя… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — (от лат. activus деятельный), деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения обществ. ист. опыта человечества; проявляется в творч.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — интенсивность направленности личности на определенную деятельность [80, c. 260] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — (от лат. activus деятельный) деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой… …   Педагогический словарь

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активности личности… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Активность личности — [лат. activus деятельный] форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнаруживает себя в волевых актах, самоопределении и самополагании человека как… …   Психологический лексикон


Активность личности

активность личности

Характер, условия жизни, мировоззрение человека и попросту вдохновение – все это является источниками активности личности. Быть интересным и полезным как обществу, так и самому себе достойно уважения. Почему одни люди проявляют большую инициативность, чем другие и что в подобном случае о них говорит такая наука как психология? Об этом читайте далее.

Разбираемся в понятиях

Социальная активность личности – это сознательная и целенаправленная деятельность человека, отличающаяся инициативностью и высокой самомотивацией. Дела и поступки характеризуют степень проявления сил и возможностей, а также способностей индивида как члена коллектива и общества. Становление и развитие людей происходит в рамках взаимодействия друг с другом. Потребность в уважении и социальном статусе побуждает человека проявлять себя.

Психологической основой для проявления творческой активности личности служат способности, желания и умения человека. Важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, а также умственная активность и потребность в самореализации. Для творчества необходимо озарение и вдохновение. Созидательная работа начинается с идеи, которая и является главным стимулом для дальнейших действий. Идея напрямую связана с интересами и потребностями.

Проблема активности личности в психологии рассматривается с точки зрения внутренних побуждений человека, зависящих от внешних воздействий и подстраивающихся под необходимые условия. Принципиальность, последовательность, отстаивание своих взглядов, отсутствие противоречий между словом и делом – все это говорит об активной жизненной позиции. В человеке воплощаются присущие каждому нравственные ценности, которые определяют характер его поведения.

Воля как форма активности личности подразумевает способность индивида сознательно регулировать свою деятельность, поведение, контролировать эмоции. Она помогает преодолевать трудности на пути достижения целей. Это нелегкий процесс преодоления себя, когда требуется не только рассуждать и говорить, но еще и действовать.

Жизнерадостность и позитивное мышление действуют на окружающих как магнит. Быть активным и «жадным» до жизни, значит быть успешным и здоровым. Физическое здоровье напрямую зависит от эмоционального состояния. Последнее находится в тесной связи с деятельностью человека. Чем насыщеннее жизнь, тем здоровее вы себя ощущаете, помните об этом.

 

Психология личности


2

Диагностика и лечение расстройств личности нуждается в динамическом подходе

31 октября 2018 года. Новое исследование показывает, что объединение людей с расстройствами личности в набор черт следует оставить для более динамичного анализа …


16 Продолжение 66: Вы будете тем же человеком через 50 лет?

Август17, 2018 — с 16 до 66 ваша личность изменится, и со временем вы, как правило, станете более эмоционально стабильными. Но не сравнивайте себя с другими; те, кто наиболее эмоционально устойчив, когда …


Лучшие менеджеры хедж-фондов не психопаты и не нарциссы, согласно новому исследованию

19 октября 2017 г. — Когда речь заходит о финансовых инвестициях, менеджеры хедж-фондов с более высокими чертами личности «темной триады» — психопатией, нарциссизмом и макиавеллизмом — работают хуже своих…


Личностные качества пациентов с социальной тревожностью

29 апреля 2020 г. — Люди с социальным тревожным расстройством имеют заметно отличающиеся черты личности, чем другие. Эмоциональная нестабильность и интроверсия являются отличительными признаками, согласно новому …


Есть ли у вас здоровая личность? Исследователи думают, что могут рассказать вам

26 ноября 2018 — Исследователи идентифицировали прототип здоровой личности в недавнем исследовании, используя современную черту…


Не нравится ходить в спортзал? Это может быть ваша личность

10 января 2018 г. — Эффективность режима физических упражнений может зависеть от их индивидуального типа личности, поскольку более творческие люди лучше подходят для активного отдыха …


Как выглядят мозги ваших друзей, когда они думают о вас

7 ноября 2019 г. — Если вы когда-нибудь задумывались о том, что происходит в мозгу ваших друзей, когда они думают о вас, новое исследование может дать подсказку.Оказывается, паттерны мозговой активности найдены в вашем …


Личность и мотивация в связи с расстройством интернет-игр

5 сентября 2019 г. — Новое исследование, посвященное изучению взаимосвязи между личностью, мотивацией и расстройством интернет-игр (IGD), показало, что предикторами IGD являются мужской пол, невротическая и замкнутая личность …


Покемон Go может помочь людям, которые борются в социальной сфере

Декабрь12, 2017 — Видеоигры могут иметь репутацию привлекательных интровертов, но когда дело доходит до игр дополненной реальности, таких как Pokémon Go, экстраверты, как правило, лучше играют. Это ключ к открытию нового …


Большинство связей между личностными чертами и жизненными результатами можно повторить

5 апреля 2019 г. — Исследования, показывающие связи между личностными качествами и жизненными результатами, такими как семейная стабильность и профессиональные достижения, дают достаточно точную карту взаимоотношений между личностью…


,

Характеристики, факторы, роли, теории личности

Личность — это шаблонный набор привычек, черт, взглядов и идей индивида, поскольку они организованы внешне в роли и статуи и внутренне связаны с мотивацией, целями и различные аспекты самости.

Термин «личность» происходит от латинского слова «Persona», которое означает «говорить насквозь».

Этот латинский термин использовался для обозначения маски, которую актеры носили в Древнем Риме и Греции. Личность человека — это сочетание черт и моделей, которые влияют на его поведение, мысли, мотивацию и эмоции.

Это заставляет людей постоянно думать, чувствовать и вести себя особым образом; по сути, это то, что делает каждого человека уникальным.

Со временем эти модели сильно влияют на личные ожидания, восприятие, ценности и отношения. В дополнение к этому личность возникает изнутри человека и остается достаточно последовательной на протяжении всей жизни. Это модель стабильных состояний и характеристик человека, которые влияют на его или ее поведение в отношении достижения цели.У каждого человека есть уникальные способы проецирования этих состояний.

Исследование личности сосредоточено на двух широких областях;

  1. Одним из них является понимание индивидуальных различий в конкретных личностных характеристиках, таких как общительность или раздражительность.
  2. Другой понимает, как различные части человека объединяются в одно целое.

Что такое личность?

Согласно Гордону Олпорту, «Личность — это динамичная организация внутри людей тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружающей среде».

Файст и Файст сказали: «Личность — это образец относительно постоянных черт и уникальных характеристик, которые придают как последовательность, так и индивидуальность поведению человека».

Под личностью Огбурн подразумевает «интеграцию социально-психологического поведения человека, представленного привычками действия и чувства, отношения и мнения».

По словам Лундберга и других, «термин личность относится к привычкам, взглядам и другим социальным чертам, которые характерны для поведения данного человека».

Лоуренс А. Пьюин сказал: «Личность представляет те структурные и динамические свойства человека или отдельных лиц, которые отражаются в характерных реакциях на ситуации».

Следовательно, личность — это совокупность способов, которыми человек реагирует и взаимодействует с другими. Это индивидуальные различия в характерных моделях мышления, чувств и поведения. Это высшая реализация врожденной привычки живого существа.

Это акт мужества перед лицом жизни, абсолютное подтверждение всего, что составляет человека, наиболее успешная адаптация к универсальным условиям существования в сочетании с максимально возможной свободой самоопределения.

Например — у него очень приятная личность или он был влиятельной личностью в генной инженерии.

Характеристики личности

Термин личность используется в различных смыслах.

Как правило, он используется для обозначения внешнего вида человека. В философии это означает внутреннее качество.

Но в социальной психологии термин личность не указывает ни на внешний, ни на внешний паттерн, ни на внутреннее качество.Это означает единое целое. В современном мире и психологии он стал показывать совокупность характеристик и качеств человека.

Различные мыслители, социальные психологи и другие определяют личность по-разному. Это сумма физических, психических и социальных качеств в интегрированной форме.

Таким образом, личность — это сумма идей, установок и ценностей человека, которые определяют его роль в обществе и составляют неотъемлемую часть его характера.Личность приобретается индивидом в результате его участия в групповой жизни. Это относится к чему-то гораздо более важному и устойчивому в человеке.

Помимо этой базовой точки зрения, у личности есть и другие общие характеристики.

  • Личность — это то, что уникально в каждом человеке.
  • Личность относится, в частности, к постоянным качествам личности.
  • Личность представляет собой динамическую ориентацию организма на окружающую среду.
  • Личность в значительной степени зависит от социальных взаимодействий.
  • Личность представляет собой уникальную организацию стойкой динамической и социальной предрасположенности.
  • Последовательность.
  • Психологический и физиологический.
  • Это влияет на поведение и действия.
  • Несколько выражений.

Личность — это нечто уникальное в каждом человеке.

Личность относится как к внутренним, так и к внешним качествам, некоторые из которых являются довольно общими.Но это уникально для каждого человека. Для человека невозможно воспроизвести или подражать качествам личности другого человека.

Личность относится, в частности, к постоянным качествам человека.

У каждого человека есть определенное чувство, а также другие постоянные качества и качества.

Личность в основном состоит из постоянных или постоянных качеств, которые проявляются в форме социального поведения и пытаются приспособиться к окружающей среде.

Личность представляет собой динамическую ориентацию организма на окружающую среду.

Личность представляет собой процесс обучения. Это происходит применительно к окружающей среде. Мы не приобретаем все черты личности сразу.

Личность в значительной степени зависит от социальных взаимодействий

Личность не является индивидуальным качеством. Это результат социального взаимодействия.

Другими словами, это означает, что когда мы вступаем в контакт с другими членами общества, мы приобретаем определенные качества, в то время как проявляем некоторые другие.Все это формирует личность.

Личность представляет собой уникальную организацию устойчивой динамической и социальной предрасположенности

В личности различные качества не соединены вместе.

Они фактически объединены в одно целое. Эта интеграция — не что иное, как результат организации, которая может отличаться от человека к человеку. Поведение человека, направленное на одного конкретного человека, может отличаться от поведения другого человека.

Вот почему; мы ставим условие подходящей среды.Эта пригодность связана с индивидуальной спецификой.

Последовательность

Как правило, существует узнаваемый порядок и регулярность поведения. По сути, люди действуют одинаково или аналогично в различных ситуациях.

Психологическая и физиологическая

Личность — это психологическая конструкция, но исследования показывают, что на нее также влияют биологические процессы и потребности.

Это влияет на поведение и действия

Личность влияет не только на то, как мы двигаемся и реагируем в нашей среде; это также заставляет нас действовать определенным образом.

Множественные выражения

Личность проявляется не только в поведении. Это также можно увидеть в наших мыслях, чувствах, близких отношениях и других социальных взаимодействиях.

На самом деле личность — это уникальная комбинация паттернов, которые влияют на поведение, мышление, мотивацию и эмоции человека. Существует много подходов к современному психологическому изучению личности, включая психодинамический, обучающий, гуманистический, биологический, чертный и культурный аспекты.

Это можно описать как то, как человек влияет на других, как он понимает и рассматривает себя, а также свою внутреннюю и внешнюю измеримые черты. Он включает в себя относительно устойчивые чувства, мысли и поведенческие паттерны, которые есть у человека.

На самом деле наша личность меняется в течение длительных периодов времени.

Факторы личности

В области организационного поведения личность — это совокупность чувств, мышления, поведения и реакций человека на различные ситуации и людей.

Наша личность отличает нас от других людей, и понимание чьей-то личности дает нам подсказки о том, как этот человек может действовать и чувствовать себя в различных ситуациях. Чтобы эффективно управлять организационным поведением, полезно понимать личность разных сотрудников.

Наличие этих знаний также полезно для трудоустройства людей и организаций. Наличие сильной личности — ключ к успеху. Это также является ключевым фактором, определяющим хорошее лидерство.

Человек с позитивным настроем может направлять свои мысли, контролировать свои эмоции и регулировать свое отношение. У каждого человека своя индивидуальность, и есть много факторов, которые способствуют этой личности. Мы называем их «детерминантами личности» или «факторами личности».

  • Факторы окружающей среды.
  • Физические факторы.
  • Ситуационные факторы.
  • Наследственный.
  • Семейные и социальные факторы.
  • Процесс идентификации.
  • Культурные факторы.
  • Интеллект.
  • Половые Различия.
  • Психологические факторы.

Факторы окружающей среды

К факторам, которые оказывают давление на формирование нашей личности, относятся культура, в которой мы выросли; наша ранняя обусловленность; нормы среди нашей семьи, друзей и социальных групп; и другие влияния, которые мы испытываем.

Эти факторы окружающей среды играют существенную роль в формировании наших личностей.

Он устанавливает отношения, ценности, нормы и восприятия человека. Основываясь на культурах и традициях, у людей формируются различные чувства добра и зла.

Эти факторы окружающей среды также включают район, в котором живет человек, его школу, колледж, университет, рабочее место, друзей, родителей; каждый играет роль детерминанты личности.

Физические факторы

Есть много физических факторов, которые будут определять личность человека.Эти физические факторы включают общую физическую структуру человека: его рост, вес, цвет, пол, красоту, язык тела и т. Д.

Физические факторы являются одной из основных причин этого. Время от времени меняется большинство физических структур, как и личность. С помощью упражнений, косметики, операций и т. Д. Многие физические особенности изменяются, и, следовательно, личность человека также развивается.

Ситуационные факторы

Ситуационные факторы обычно можно наблюдать, когда человек ведет себя контрастно и проявляет различные черты и характеристики.Таким образом, ситуационные факторы оказывают существенное влияние на личность.

Они часто выявляют черты человека, которые обычно не видны. Личность человека, хотя в целом стабильна и последовательна, меняется в разных ситуациях.

Различные требования различных ситуаций порождают различные аспекты личности. Поэтому мы не должны смотреть на индивидуальные паттерны изолированно (canon, & Porter, 19 &). Этот аспект очень важен для поведения организации, потому что менеджер контролирует организационную ситуацию.

Наследственный

Наследственность относится к тем факторам, которые были определены при зачатии. Физическая структура, привлекательность лица, пол, темперамент, мышечный состав и рефлексы, уровень энергии и биологические ритмы — это характеристики, которые, как правило, считаются полностью или в значительной степени подверженными влиянию родителей.

Наследственный предрасполагает определенный

.
Разница между социальной психологией и психологией личности

Социальная психология сходна с психологией личности. Они оба изучают поведение на социальном и индивидуальном уровнях, но подходят к своим исследованиям с противоположных точек зрения. Психология личности в основном фокусируется на внутри личных факторов, в то время как социальная личность в основном фокусируется на среди личных факторов.

Сходства между социальной психологией и психологией личности

Социальная психология и психология личности являются типами экспериментальной психологии, что означает, что они, как правило, больше заботятся о развитии и расширении теорий, чем при применении этих теорий в конкретном, повседневном мире.Экспериментальные психологи проводят большую часть своего времени в проведении лабораторных экспериментов и написании научных работ.

Экспериментальные психологи предоставляют теории и исходные данные для своих коллег в прикладных областях психологии для практического использования. Например, многие теории, разработанные социальными психологами и личностными психологами о человеческой природе, используются клиническими психологами при лечении пациентов.

Экспериментальные психологи обычно не лечат пациентов; вместо этого они изучают их, проводя над ними эксперименты, опрашивая их, наблюдая за ними или изучая их реакции на различные раздражители.Экспериментальные психологи также проводят эксперименты на животных и организмах. Личные психологи изучают людей как отдельные личности, в то время как социальные психологи изучают людей как членов социальных групп.

Социальная психология и психология личности имеют прикладные отрасли, в которых используются теории, но их основное внимание уделяется исследованиям.

Психология личности

Психология личности это исследование развития личности и индивидуалистических черт.Личные психологи смотрят на людей как на отдельных людей, а не на членов общества. Цель психологии личности — выяснить, почему люди отличаются друг от друга своими убеждениями, взглядами и личностями. Личные психологи стремятся понять, как такие факторы, как пол, культура и генетика влияют на личность, и как личные убеждения и взгляды влияют на поведение.

Некоторые из работ в прикладной области психологии личности включают в себя:

  • разработка и проведение личностных тестов
  • в качестве консультантов для торговых компаний
  • в качестве экспертов по найму для отделов кадров
  • обучение сотрудников правоохранительных органов обращению о стрессовых ситуациях
  • консалтинговые корпорации или правительственные учреждения, которым необходимо понять, что заставляет людей тикать

Вот краткое описание нескольких основных разделов психологии личности и их теорий о личности.

Психоаналитические теории в значительной степени основаны на находке Зигмунда Фрейда, который полагал, что человеческая личность состоит из трех основных компонентов: ид (принцип удовольствия), эго (принцип реализма) и супер-эго (моральный принцип). Согласно Фрейду, направление сексуального либидо также сыграло важную роль в развитии личности. Психоаналитические психологи подчеркивают важность бессознательных побуждений человека, часто используя методы свободных ассоциаций, чтобы попытаться раскрыть эти побуждения.

Бихевиоризм, , также называемый поведенческой психологией, подчеркивает важность наблюдения за внешним поведением; Бихевиористы считают, что изучение внутренних когнитивных функций является вторичным или даже бесполезным, поскольку познание носит слишком субъективный характер. Бихевиористы считают, что все виды поведения приобретаются в результате обусловленности взаимодействием с окружающей средой.

Когнитивные теории подчеркивают умственную сторону в развитии личности. Они считают, что мыслительные процессы ребенка сильно отличаются от мышления взрослых.

Гуманистическая психология считает, что люди по своей природе хороши и имеют внутреннюю тягу к самореализации и творчеству. Гуманисты придерживаются целостного мировоззрения, поощряя самоисследование и духовное стремление.

Социальная психология

Социальная психология — это изучение того, как на поведение и образ мышления людей влияют социальные ситуации. В то время как личностные психологи исследуют индивидуалистическую сторону человеческой личности, социальные психологи смотрят на социальный аспект человеческой личности.

Хотя социальные психологи заимствуют теории и вдохновение из социологии, социальные психологи в основном сосредоточены на взаимодействии человека с небольшими группами, в то время как социологи в основном сосредоточены на участии человека в обществе в целом.

Социальные психологи изучают взаимодействие людей в небольших группах, таких как семьи, церковные группы, банды, клубы и кружки дружбы; они изучают, как эти группы влияют на каждого отдельного члена. Социальные психологи изучают соответствие и «групповое мышление» в ситуациях, когда люди думают и действуют не так, как в одиночестве.Социальные психологи также изучают влияние социальных сетей, в частности телевидения, на людей.

Социальные психологи изучают формирование личных убеждений в отношении социальных ситуаций, таких как личные предубеждения, предрассудки и стереотипы; они также изучают влияние круга друзей на формирование этих убеждений.

Хотя социальная психология в значительной степени связана с экспериментальным изучением и формированием теорий, она также имеет прикладную сторону.Многие из теорий социальной психологии применяются в таких областях, как реклама, правоохранительная деятельность и уголовное правосудие. Социальные психологи также помогли смягчить расизм, стереотипы и гендерную дискриминацию в условиях занятости, судебных системах, правоохранительных органах и других государственных учреждениях.

Социальные психологи иногда работают в рекламе или в качестве экспертов-свидетелей в судебных системах. Другие проводят личностные тесты, помогают разрабатывать образовательные курсы, преподают или служат консультантами для правительств или корпораций.

Связанное Чтение

.

Личность — Психология личности

Ключевые цифры и теории

Гордон Оллпорт
Гордон Олпорт был американский психолог, который сосредоточился на личностях людей. Олпорт иногда называют основателем психологии личности. Он считал, что изучение личности можно охарактеризовать двумя способами. Первое, номотетическое, относится к чертам и правилам личности, которые могут быть обобщены для больших количеств и типов людей.Второй, идиографическая психология, утверждает, что есть характеристики, которые являются уникальными для человека. Таким образом, Оллпорт попытался объяснить личность, отвечая на вопрос об уникальности и универсальности.

Оллпорт разработал теорию черт личности. Он сделал это, просматривая словарь и записывая любые термины, описывающие личность человека. Затем он разделил эти термины на 3 типа черт; кардинальный, центральный и вторичный.

  • Кардинальная черта — Это черта, которая доминирует в жизни, личности и поведении человека.Этот тип черты встречается редко, потому что люди обычно имеют более одной черты, которая формирует их жизнь.
  • Центральная черта — Это черты, которые каждый имеет в той или иной степени.
  • Вторичная черта — Эти характеристики являются уникальными для человека.

Allport также придумал слова генотип и фенотип. Генотип — это черта, которую человек имеет внутри себя, которая определяет его поведение по отношению к другим. Фенотипы — это наблюдаемые аспекты того, как человек относится к миру.Например, генотипы могут быть ценностями, симпатиями или антипатиями. Фенотип для человека с расстройством личности — это паттерн нарушенных или неуместных отношений с другими.

Карл Юнг
Карл Юнг был швейцарским психологом, который был самым известным для анализа сновидений, но он также иллюстрировал теорию личности. Как и Оллпорт, Юнг также отвечает на вопрос об уникальности и универсальности в своей теории.

Юнг верил, что у каждого были особенные необразованные желания или архетипы.Например, у материнского архетипа есть тоска или необходимость воспитывать других. Другими словами, архетип — это модель, прототип или стереотип, который используется в качестве структурного компонента развивающейся личности. Вот некоторые примеры архетипов Юнга:

  • Мать: кормление, успокоение и воспитание.
  • Самость: духовная связь со вселенной
  • Тень: темная, неизвестная и загадочная часть
  • Персона: общедоступная маска
  • ребенок: рождение и начало
  • обманщик: обманывает
  • Пугало: изгой
  • Мудрец: знание и руководство
  • Герой: спасатель, чемпион

Зигмунд Фрейд
Фрейд разработал модель психики или личности, состоящую из Ид, Эго и Суперэго.Идентификатор работает по принципу удовольствия — он стремится избежать боли и увеличить удовольствие любой ценой. Это заставляет нас искать пищу, когда голоден, отдых, когда устал, и другие основные импульсы, которые обеспечивают наше выживание.

Суперэго действует как моральная полиция и требует, чтобы мы действовали морально и социально приемлемым образом, независимо от обстоятельств. Это работает в прямом противоречии с Id. Эго работает как руководитель психики, стремясь найти баланс между гедонизмом Ид и морализмом Суперэго.

Фрейд также полагал, что на личности влиял материал, находящийся в бессознательном состоянии. Его лечение состояло в том, чтобы помочь людям сделать бессознательное сознательным, чтобы понять их мотивы, лежащие в основе их эмоций и поведения. Он ожидал, что, как только люди действительно осознают себя, они могут внести изменения, чтобы улучшить свое функционирование.

Альфред Адлер
Альфред Адлер был австрийским психологом, который считал, что личность развивается не только благодаря внутренним процессам, но и внешним процессам.Адлер считал, что одним из внешних процессов, оказавших значительное влияние на развитие личности, был порядок рождения. Например, у самого старшего ребенка могут быть лидерские качества, у самого младшего ребенка часто слишком много балов, а у среднего ребенка может быть чувство вытеснения или игнорирование.

Адлер предложил модель личности, которая определила конкретные модели поведения. Эти модели были названы «получать / наклоняться», избегать, управлять / доминировать и быть социально полезными. Тип получения / склонности — эгоистичные личности, которые принимают, но никогда или редко отдают.Избегающий тип личности не рискует и не наслаждается социальным взаимодействием. Правящая / доминирующая личность сделает все, чтобы добиться своего, и может быть очень манипулятивной. Наконец, социально полезная личность общительна и хочет делать что-то для блага других.

Роберт Клонинджер
Роберт Клонинджер характеризовал личность тремя измерениями темперамента и тремя типами черт характера. Он также разработал трехмерный опросник личности (TPQ), чтобы измерить эти измерения у людей.

Размеры темперамента:

  • Предотвращение вреда: тревожный, пессимистичный и общительный, оптимистичный
  • Поиск новинок: импульсивный, вспыльчивый или жесткий, медленный
  • Награда Зависимость: тепло, стремление к одобрению против холода, в стороне
  • Упорство, которое настойчиво, амбициозно и легко обескуражено (ПРИМЕЧАНИЕ: это 4-е измерение было добавлено позже)

Три типа черт:

  • Самонаправленность: надежная, целенаправленная иобвиняющий, бесцельный
  • Сотрудничество: терпимо, полезно против предвзятости, мстительно
  • Самопреодоление: самозабвенный, духовный и самосознательный, материалистический

Ганс Айзенк
Ганс Айзенк был британским психологом, который изучал интеллект и личность. Его модель личности включала два измерения: экстраверсия (E) и невротизм (N). Он использовал эти два измерения на графике для классификации личности. С этими двумя факторами возможности личности можно классифицировать на 4 типа.

  • Высокий N и Высокий E = Холерик тип
  • с высоким N и низким E = меланхоличный тип
  • Низкий N и Высокий E = Сангвиник типа
  • с низким N и низким E = флегматический тип


http://intraspec.ca/images/eysenck.gif
Позже было добавлено третье измерение психотизма.

Айзенк предположил, что интроверты были внутренне стимулированы, чем экстраверты. Поэтому экстраверты ищут больше внешней стимуляции, чем интроверты, чтобы сбалансировать свою систему, тогда как интроверты стараются держаться подальше от дополнительной стимуляции, чтобы они не перегружались.

Raymond Cattell
Raymond Cattell был британским и американским психологом, который предложил 16-факторную теорию личности. Эти 16 факторов изложены в следующей таблице.

Дескрипторы нижнего диапазона Первичный фактор Дескрипторы High Range
Безличный, дальний, классный, сдержанный, отстраненный, формальный, отчужденный ( Schizothymia ) Тепло
(A)
Теплый, общительный, внимательный к другим, добрый, спокойный, участвующий, любит людей ( Affectothymia )
Конкретное мышление, снижение общих умственных способностей, менее умный, неспособный справиться с абстрактными проблемами ( Нижняя схоластическая умственная способность ) Аргументация
(B)
Абстрактное мышление, более умный, яркий, с более высокой общей умственной способностью, быстро обучающийся ( Высшая схоластическая умственная способность )
Реактивно эмоционально, изменчиво, подвержено чувствам, эмоционально менее устойчиво, легко расстраивается ( Снижение Эго ) Эмоциональная стабильность
(C)
Эмоционально устойчивый, адаптивный, зрелый, спокойно смотрит на реальность ( Высшая сила эго )
Чувственный, кооперативный, избегает конфликтов, покорный, смиренный, послушный, легко управляемый, послушный, любезный (Покорность) Доминирование
(E)
Доминирующий, сильный, напористый, агрессивный, конкурентоспособный, упрямый, властный ( Доминирование )
Серьезный, сдержанный, осторожный, молчаливый, интроспективный, тихий ( Desurgency ) Живость
(F)
Живой, оживленный, спонтанный, восторженный, счастливый, счастливчик, веселый, выразительный, импульсивный ( Surgency )
Целесообразный, несоответствующий, игнорирующий правила, самодовольный ( Низкая Сверх Сила Эго ) Правило-Сознание
(G)
Сознательный, покорный, добросовестный, сообразительный, нравоучительный, стойкий, привязанный к правилам ( Высокая Супер Сила Эго )
Застенчивый, чувствительный к угрозе, робкий, нерешительный, запуганный ( Threctia ) Социальная смелость
(H)
Социально смелый, авантюрный, толстокожий, беспрепятственный ( Пармия )
Утилитарный, объективный, несентиментальный, жесткий, самообеспеченный, нонсенс, грубый ( Harria ) Чувствительность
(I)
Чувствительный, эстетичный, сентиментальный, нежный, интуитивный, утонченный ( Premsia )
Доверчивый, ничего не подозревающий, принимающий, безоговорочный, легкий ( Alaxia ) Бдительность
(L)
Бдительный, подозрительный, скептический, недоверчивый, оппозиционный ( Protension )
Обоснованный, практичный, прозаический, ориентированный на решение, устойчивый, обычный ( Praxernia ) Абстракция
(M)
Абстрактное, творческое, рассеянное, непрактичное, поглощенное идеями ( Autia )
Forthright, подлинный, бесхитростный, открытый, бесхитростный, наивный, непритязательный, вовлеченный ( Artlessness ) Частное лицо
(N)
Частный, сдержанный, нераскрытый, проницательный, полированный, мирской, проницательный, дипломатичный ( Проницательность )
Уверенный в себе, беззаботный, самодовольный, безопасный, без чувства вины, уверенный в себе, самодовольный ( Безупречный ) Задержание
(O)
Испуганный, неуверенный в себе, обеспокоенный, склонный к чувству вины, неуверенный в себе, тревожный, самообвиняющийся ( Проницательность вины )
Традиционный, привязанный к знакомым, консервативным, уважающим традиционные идеи ( Консерватизм ) Открытость к изменениям
(Q1)
Открыт для перемен, экспериментальный, либеральный, аналитический, критический, свободное мышление, гибкость ( Радикализм )
Ориентированный на группу, членский, присоединяющийся и зависимый ( Приверженность группе ) Уверенность в себе
(Q2)
Самостоятельный, одинокий, находчивый, индивидуалистический, самодостаточный ( Самодостаточность )
Допускает беспорядки, неактивные, гибкие, недисциплинированные, слабые, конфликтные, импульсивные, небрежные по социальным правилам, неконтролируемые ( Low Integration ) Перфекционизм
(Q3)
Перфекционистская, организованная, компульсивная, самодисциплинированная, социально точная, требовательная сила воли, контроль, сентиментальность ( High Self-Concept Control )
Расслабленный, спокойный, спокойный, вялый, терпеливый, скомбинированный низкий уровень ( Low Ergic Tension ) Напряжение
(Q4)
Напряженный, энергичный, нетерпеливый, управляемый, разочарованный, перегруженный, управляемый временем.( Высокое эргическое напряжение )
Первичные факторы и дескрипторы в модели 16 личностных факторов Кэттелла (по материалам Conn & Rieke, 1994).

источник: http://en.wikipedia.org/wiki/16_Personality_Factors

Иван Павлов
Иван Павлов был русским психологом, который разработал теорию классической обусловленности для описания поведения. Его теория поддерживает поведенческий подход к личности и утверждает, что люди просто реагируют на свое окружение и не сознательно выбирают какое-либо данное поведение.Его теория связана с вопросом активности против реактивности.

На самом деле Павлов был врачом, который изучал функции желудка у собак, исследуя их слюну в различных условиях кормления. Во время некоторых из своих экспериментов Павлов заметил, что собаки начали выделять слюну еще до того, как им давали пищу. После дальнейшего расследования, Павлов обнаружил, что собаки слюноотделались в ответ на звук от механизма, доставляющего еду. Павлов понял, что происходит что-то «необычное», потому что он знал, что собаки не инстинктивно выделяют слюну в ответ на звук.

После дальнейшего расследования Павлов понял, что собаки «узнали», что каждый раз, когда они слышат этот звук, их собираются кормить. Это «спаривание» стимула, которое естественным образом вызывало биологический ответ с другим стимулом, которое не вызывало рефлексивного ответа, является сущностью классического обусловливания. Жизненно важной частью является спаривание двух стимулов, которое предшествует обусловливанию рефлексивного ответа на нейтральный стимул.

Условные ответы не являются постоянными, однако.После дальнейшего расследования, Павлов обнаружил, что после нескольких звонков в колокол, не давая собакам пищи, собаки вновь узнают, что колокол больше не связан с кормлением. Этот процесс называется исчезновением. Если условный ответ никогда не соединяется снова с нейтральным стимулом, то условный ответ исчезнет и затем исчезнет.

Б.Ф. Скиннер
Б.Ф. Скиннер также был бихевиористом, однако, в отличие от Павлова, который полагал, что поведение является непроизвольной реакцией на окружающую среду, Скиннер полагал, что поведение было добровольным.Скиннер проиллюстрировал эту концепцию в своей оперантной теории обусловленности Эта теория гласит, что люди совершают поведение, потому что они усилены или наказаны за это.

Подкрепление — это то, что увеличивает вероятность продолжения поведения. Наказание — это то, что снижает вероятность продолжения поведения. Подкрепление и наказание имеют два типа, положительный и отрицательный. Обычно, когда мы слышим слово «негатив», мы думаем, что это что-то плохое.В этом случае, однако, отрицательный просто означает, что что-то было убрано. Положительный означает, что что-то было добавлено. Следующая таблица иллюстрирует эту взаимосвязь.

Армирование

Наказание

Положительный Что-то добавлено к увеличение вероятность поведения Что-то добавлено к уменьшению вероятность поведения будет
Отрицательный Что-то забрали до увеличение вероятность поведения Что-то отнимается, , уменьшается вероятность, что поведение произойдет

Примером мощного отрицательного подкрепления является кричащий ребенок.Звук настолько раздражает, что многие взрослые дают ребенку все, что он хочет, чтобы крик прекратился. Ребенок перестанет кричать (убрать пронзительный звук), когда взрослый даст ему или ей конфету (увеличит вероятность того, что такое поведение произойдет). Дети используют эту технику со взрослыми каждый день. Психологу не нужно понимать, как изменить поведение!

Альберт Бандура
Альберт Бандура был психологом, наиболее известным для этой теории социального обучения.Основная идея теории социального обучения заключается в том, что люди учатся, наблюдая за тем, что делают другие, а затем копируют это поведение. Это называется моделированием. Бандуру также можно считать теоретиком, ориентированным на «воспитание». Отвечая на вопрос о том, являются ли наши личности результатом, генетикой или окружающей средой, он сказал бы, что мы действуем так, как поступаем, потому что мы воспитаны так.

Джон Холланд
Джон Холланд разработал модель 6 типов личности, которая в основном используется при профориентации.Эти 6 типов личности: реалистичный, следственный, художественный, социальный, предприимчивый и обычный.

  • Realistic : любит работать с животными, инструментами, машинами, практичен и реалистичен.
  • Следственный : любит математику, науку, точен и интеллектуален.
  • Художественный : любит творческую деятельность, очень художественный, выразительный и избегает повторений.
  • Социальная : любит помогать и быть рядом с людьми.Надежен, дружелюбен и любит решать социальные проблемы.
  • Предприимчивый : любит продавать вещи, заниматься политикой и другими руководящими постами, но не любит аналитической деятельности.
  • Обычный : любит работать с числами и структурированными видами деятельности.


источник: https://edtechvision.wikispaces.com/file/view/Holland03Jobs.gif

Авраам Маслоу
Абрахам Маслоу был гуманистическим психологом, который полагал, что личность основана на удовлетворении выживания и других потребностей.Его теория отвечает на вопрос об уникальности и универсальности, потому что выявленные им потребности универсальны для всех людей. Выявленные им потребности были физиологическими, безопасность, потребности принадлежности, уважения и самореализации.

  • Физические потребности: еда, вода, сон
  • Охрана / безопасность: укрытие, безопасная среда
  • Принадлежность и любовь: друзья, семья и близость
  • Уважение: уважение, самооценка, признание
  • Самореализация: раскрытие полного потенциала человека

Он организовал эти потребности в треугольник, который он назвал Иерархией потребностей.Маслоу полагал, что у всех людей было врожденное желание или желание стать самореализованными; однако люди удовлетворяли свои потребности в соответствии с определенным порядком или иерархией. Наиболее важные жизненные потребности — это те, которые поддерживаются физически, такие как еда, вода и жилье.

Маслоу заявил, что люди должны выполнить эти основные потребности, прежде чем могут быть удовлетворены другие потребности, такие как уважение и принадлежность. Следовательно, личность может быть охарактеризована отчасти путем понимания того, где на карте потребностей находится человек.Например, если человек тратит большую часть своего времени на удовлетворение физических потребностей, его личность не будет отражать потребности или ценности интимных отношений, потому что эта потребность расположена выше в треугольнике.

Карл Роджерс
Карл Роджерс также сосредоточился на вопросе уникальности и универсальности. В отличие от Маслоу, который одобрил универсальность, Роджерс одобрил уникальность человека. Его техника называется «ориентированной на клиента» из-за этой ориентации на человека.Роджерс полагал, что клиенты были экспертами в своей жизни и имели ответы, необходимые для решения своих собственных проблем, но ему просто требовалась поддержка в реализации этого факта.

Роджерс полагал, что все, что нужно сделать терапевту, это обеспечить безоговорочное положительное отношение, то есть принять чувства клиента без оговорок или суждений, и клиент сможет полагаться на свои внутренние силы и личность для решения проблем.

Мейер Фридман и Рэй Розенман
Фридман и Розенман создали термины «тип А» и «тип В.».Тип Личность — это набор поведенческих особенностей, способствующих достижению, конкуренции, срочности, нетерпению и враждебности. Исследователи обнаружили, что характеристики типа А связаны с более высоким риском сердечных заболеваний у этих людей. Напротив, люди с индивидуальностью типа B расслаблены, терпеливы и спокойны.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *