Роль интонации в речи: 5. Какова роль интонации в речевом общении – Роль интонации в устной речи. Особенности интонации

Автор: | 07.09.2020

РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ОБЩЕНИИ — Мегаобучалка

Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутреннее состояние культуры человека. Огромную роль в соблюдении правил речевого общения играет интонация. Без неё не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств:

— ударения (правильная постановка ударения – один из признаков грамотности и образованности: договор, позвонит, каталог, квартал, красивее, маркетинг, мышление, ненадолго, средства, ходатайство),

— пауз (паузы помогают говорящему формулировать предложения, а слушающему понимать информацию),

— тона (тон бывает высоким и низким, громким и тихим, приказным, сдержанным, чётким – тон раскрывает настроение и характер говорящего),

— тембра голоса (резкий, мягкий),

— темпа речи (быстрый, медленный).

Интонация может изменить значение слова. «Хорош!» – одобрительно восклицаем мы при виде роскошного букета цветов. Этим же словом в другой речевой обстановке можно выразить совершенно иной смысл. Встретив на улице грязного, лохматого мальчишку, мы насмешливо произнесем, понижая голос на ударном гласном и протягивая этот звук: «Хо-ро-о-ош!» или «Гроза надвигается» может быть произнесено равнодушно, спокойно, сдержанно, с опасением, тревогой, ужасом или радостью, восторгом. Интонация, как и мимика, жесты, может иногда рассказать больше, чем слова. Именно поэтому мы чаще доверяем интонации, чем прямому смыслу фразы.

 

ВАРИАНТ 2 ОБ ИНТОНАЦИИ

Несколько слов об интонации, ее компонентах, функциях в языке и возможностях использования в деловом общении.

Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. По свидетельству современников, древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Мы не всегда задумываемся, с какой интонацией нужно произнести фразу и как благодаря интонации меняется смысл высказывания. Возьмем, например, слова «да» и «нет» в качестве ответных реплик в диалоге. «Да» может выражать согласие с собеседником, удивление, восторг, сомнение, отрицание… «Нет» — категорическое несогласие, размышление, сомнение… Бернард Шоу очень тонко заметил: «Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет» и только один способ это написать».



Термин «интонация» происходит от латинского глагола intonare (громко произносить), но современное понятие «интонация» не имеет ничего общего с этимологией этого слова. Интонация — это совокупность звуковых средств языка:

— различные соотношения тонального рисунка (мелодики),

— интенсивности (громкости),

— длительности (темпа),

— фонации (тембра).

В высказывании интонация выполняет различные функции:

— коммуникативную (с ее помощью реализуются основные типы высказывания: вопрос, повествование, побуждение),

выделительную, связанную, в частности, с логическим ударением,

эмоциональную.

Остановимся на некоторых интонационных ошибках:

В первую очередь это касается мелодики фразы. Дело в том, что в последнее время распространились модные интонации, имитирующие английские. Они типичны не только для молодежной среды, «падкой» на все западное, но встречаются и в речи некоторых телекомментаторов и общественных деятелей. Например, нейтральная с эмоциональной точки зрения информация произносится повествовательно — при произнесении таким образом приобретает неуместную экспрессивность.

Для выражения эмоций стали активно использоваться американские и английские междометия: «вау, упс» и др. Такие вкрапления в русскую речь, произнесенные с английской интонацией, в деловом, особенно публичном общении выглядят крайне нелепо.

Существуют и другие недостатки речи, связанные с мелодикой. Часто речь говорящего слишком монотонна, а следовательно, невыразительна. Она «усыпляет» собеседника.

Важно также обратить внимание на то, что по законам этикета мы не имеем права перехватить инициативу в разговоре, пока слышим интонацию незавершенности у собеседника. В противном случае мы отвлекаем, перебиваем его.

Интенсивность (от франц. intensif — усиленный, напряженный) — тоже очень важный компонент интонации. Что касается делового общения, то для него, например, совершенно неуместна громкая речь: в общественных местах громко разговаривать не принято. Громкая речь обычно эмоциональна, но воспитанные люди не дают волю своим эмоциям в деловой обстановке.

Слишком тихий голос также нежелателен в деловом общении. Окружающие будут считать обладателя тихого голоса робким, неуверенным человеком или постоянно станут переспрашивать его. Если человек не хочет, чтобы его слова были услышаны посторонними людьми, ему следует общаться наедине с интересующим его собеседником, но не шептаться с ним на глазах у остальных коллег.

Темп (от итальян. tempo — время), или скорость речи, соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Исследователи считают, что темп речи с трудом поддается корректировке, в лучшем случае это удается сделать на короткое время. Слишком быстрый темп речи свидетельствует о том, что человек очень взволнован. От слушателей требуется большое напряжение, чтобы следить за содержанием речи они быстро утомляются. Слишком медленный темп речи говорит о том, что говорящий или с трудом подбирает слова, или не хочет говорить о чем-либо.

Пауза (от лат. pausa из греч. pausis — прекращение) — это временная остановка звучания, краткий перерыв. Деловому общению свойственны как короткие, так и длительные паузы. Чем торжественнее речь, чем официальней, тем больше в ней длительных пауз, например: заключительная речь на суде, официальное заявление, заключительное слово на научной конференции и т.д.

Тембр голоса (от франц. timbre — окраска, характер звука) — своеобразный «звуковой жест». Он очень индивидуален. Успех многих известных людей в известной мере приписывают тембру их голоса.

СМИ много писали о том, что когда Маргарет Тэтчер (премьер-мин Велик.) начинала политическую карьеру, она брала уроки техники речи и упорно работала над собой, в частности, из-за того, что ее высокий голос звучал неубедительно, неавторитетно и не подходил главе правительства, не вязался с политическим образом М. Тэтчер.

Считается, что высокий пронзительный тон голоса — раздражает, слишком низкий — утомляет. Но вообще низкий голос часто встречается у людей спокойных, самостоятельных, самодостаточных, уверенных в себе. Вряд ли будут воспринимать всерьез как делового партнера обладателя «писклявого» детского голоса.

В служебном общении необходимо следить за темпом и громкостью речи, пользоваться полным стилем произношения (не «глотать», то есть отчетливо произносить слова), соблюдать правила благозвучия речи; контролировать свой голос, который должен звучать по-деловому, уверенно, но в то же время дружелюбно.

 

 

Роль интонации в выражении значения звучащего текста

Мартынюк Е.О.

РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ВЫРАЖЕНИИ ЗНАЧЕНИЯ

ЗВУЧАЩЕГО ТЕКСТА

Изучением интонации в разное время и в разных аспектах занимались актеры, режиссеры, литературоведы, лингвисты. Интонация всегда признавалась важнейшей приметой звучащей, устной речи, средством оформления любого сочетания слов в предложение (высказывание), средством уточнения его коммуникативного и эмоционально-экспрессивного содержания. Интонационные возможности языка зависят от типологического характера его строя. В русском языке, где тональный компонент не участвует в дифференциации фонемных и словесных противоположений, интонационные возможности, основанные на мелодике, богаты и разнообразны. Носителю родного языка не приходится задумываться над интонированием фраз – это естественный процесс, стимулом для которого является речевая ситуация. Иностранец, овладевающий интонацией, сталкивается с очень большими трудностями, и трудности эти, в первую очередь, обусловлены вплетенностью интонации в речевую коммуникацию, отражающую жизнь человека, мир его поступков, мыслей, чувств. Интересно, что люди, прожившие длительное время за границей, приобретают характерную интонацию чужого языка. Это свидетельствует о том, что интонацией овладевают в основном имитативно. (6, с.72). Искажённое интонирование  речи осложняет процесс общения и препятствует восприятию информации не в меньшей степени, чем фонетические и грамматические отклонения, а иногда и в большей.

         В лингвистической традиции устной  речи обычно противопоставляли письменную речь,  рассчитанную якобы только на зрительное восприятие. Однако и письменный текст всегда «звучит» для автора и озвучивается  читателем. Хорошо известно, что даже тогда, когда человек не говорит, а думает или читает «про себя», он мысленно воспроизводит звучащую речь с соответствующей интонацией.  Об этом свидетельствуют суждения писателей, поэтов, литературоведов, данные современной физиологии и психологии речи, в частности, психологии внутренней речи. (14, с.56).

         О значимости интонации  писал  Н.И.Жинкин, характеризуя чтение как «процесс, в известном смысле обратный письму», признавая, что мнение о том, будто «интонация имеет отношение только к устной речи, а не к письменной, глубоко ошибочно и противоречит основным положениям о звуковой природе языка». И при письме, и при чтении «интонационный компонент… выполняет очень важную роль». И далее Н.И.Жинкин подчеркивал: «Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста» (5, с.148 – 149).

Одним из способов фиксации интонации на письме служат, как известно, знаки препинания. Кроме того, в русском письменном тексте выявлены также и непунктуационные способы обозначения интонации. (15, с.9). Разумеется, в письменной речи фиксируются отнюдь не все особенности и нюансы интонации. Здесь нет прямых обозначений высоты основного тона, длительности и силы звучания, отсутствуют достаточно четкие и конкретные указания на разнообразные модификации тембра речи. Вместе с тем особенности интонации, существенные для семантико-синтаксического членения, для понимания смысла и – во многом – для понимания эмоционально-экспрессивной окраски высказывания, в частности, фонологически значимые и кульминативные, или вершинообразующие, своеобразно и закономерно отражаются, «фиксируются» и в письменном тексте. Это позволяет использовать в практике обучения русской интонации не только устную, но и письменную речь.

Темой данной работы стало исследование роли интонации в выражении значения звучащего текста. Текст – это написанное произведение. К нему можно подходить с точки зрения письменной и звучащей речи. Так как написанное высказывание потенциально  многозначно, лишь при озвучивании появляется тот смысл, который вкладывал в него автор. Какие же средства помогут выявить смысл? Огромную роль в этом играют именно интонационные средства.

Выбор темы обусловлен ее актуальностью для всех, кто профессионально пользуется звучащей речью (преподавателей, журналистов, общественных деятелей и др.), для учащихся школ и студентов. В программах и учебных пособиях по русскому языку проблемы выразительного чтения только названы, но не конкретизированы, и при обучении чтению вслух как виду речевой деятельности не учитываются возможности интонации. Указания на интонацию занимают самое незначительное место, например, как некая «особая интонация» при выражении так называемого «логического ударения» или коммуникативного типа высказывания. Ни о каких средствах интонации речи не идет.

Интонация может очень многое. Она может передавать сведения не только о том, что говорится, но и о том, кто говорит, как (в каком состоянии), где (в какой ситуации), кому (какому собеседнику) передается сообщение. На главный вопрос что сообщается? отвечает лингвистика, выявляя семантику передаваемых ею значений. Ответы на остальные вопросы находятся за пределами лингвистики или стоят на грани собственно лингвистических интересов. Многое в интонационной информации носит нелингвистический, универсальный, паралингвистический характер. В нашем общении используются элементы, не относящиеся к лингвистике, например паралингвистические жесты (покачивание головой и др.). Подобные  моменты имеют место и в интонации. Так грудные дети реагируют на паралингвистическую информацию, заключенную в суперсегментных средствах речи окружающих. Таким образом, одна из трудностей, связанных с изучением интонации, определяется установлением того, что в интонации относится к лингвистике, а что к ее сфере относить не следует. Выявление и описание основных функций интонации в процессе общения – это один из путей решения трудностей.

Актуальность темы обусловливает ее практическую значимость в учебном процессе. Целью работы является описание интонационных средств русского языка, основанное на фонологической теории русской интонации Е.А.Брызгуновой. (4).

Независимость интонации от конкретного лексико- грамматического состава высказывания позволяет говорить об относительной ее автономности. Если фонемные оболочки слов составляют сегментный уровень речевого звучания  и определяют линейность речи (по Ф.де Соссюру), то интонационные звуковые средства как бы наслаиваются на звуковые оболочки слов. Именно поэтому принято говорить о двухлинейности речи (11, с.17). Интонация составляет суперсегментный уровень, вторую линию речевого звучания, который образуется ритмико-интонационными средствами и выполняет многообразные функции.

Минимальным отрезком речевой цепи, объединяющим в своем составе несколько слов и являющимся «простейшим синтаксическим целым», является синтагма. Определение синтагмы как семантико-синтаксической единицы дал Л.В.Щерба: «…Фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи – мысли…, я называю синтагмой» (17, с.8.) Из приводимых в этом же определении Л.В.Щербой примеров видно, что определяющим началом для синтагмы являются именно смысловые отношения, возникающие каждый раз в определенном контексте или ситуации; они и обусловливают фонетическое единство. А само фонетическое единство достигается, по Л.В.Щербе,  «усилением последнего словесного ударения: ре′зать я′′блоко, разъезжа′ть по ра′зным города′′м, говори′ ть стихотворе′ ние наизу′′сть» (17, с.88).

Неделимая в потоке речи, синтагма имеет внутреннюю структуру: она состоит из трех частей (предцентра, центра и постцентра), из которых центр – обязательная часть, а наличие других частей обусловлено ритмической структурой слова (4). Таким образом, синтагма изоморфна слову: в ней один слог составляет интонационный центр, как в каждом русском слове есть один ударный слог. Интонационный центр всегда совпадает с ударным слогом главного по смыслу слова. Например: Петя режет  я″блоко.

Таким образом, фонетическая целостность синтагмы выражается в том, что все слова, предшествующие последнему слову, несут только обычное словесное ударение, тогда как это последнее характеризуется усиленным ударением, которое можно назвать синтагматическим. Если в предложении несколько синтагм, то и синтагматических ударений несколько. Особенностью синтагмы является то, что ее границы определяются в каждом конкретном случае высказывания: одно и то же предложение можно разделить на разное количество синтагм или просто на разные синтагмы. Приводимая Л.В.Щербой в качестве примера синтагма Ехать в город кружными путями при самых неблагоприятных обстоя′′тельствах может быть произнесена и как последовательность двух синтагм: Ехать в город кружными путя′′ми / при самых неблагоприятных обстоя′′тельствах. Л.В.Щерба говорит и о других типах ударений во фразе: собственно фразовом ударении, логическом ударении и эмфатическом ударении. Взаимодействие этих средств составляет содержание понятия интонации как системы фразовых ударений и описывается Л.В.Щербой в разделе «Синтаксическая фонетика» (17). Е.А.Брызгунова учитывала эту теорию, особенно понятие синтагмы.

Для понимания смысла звучащей речи важны различные звуковые средства: фонемы и их комплексы, образующие слова, словесное ударение и четыре интонационные средства: тип интонационной конструкции (ИК), место интонационного центра (ИЦ) в синтагме, наличие и место синтагматического членения (СЧ) в высказывании, паузация (12). Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Он пришел. – Он пришел? – Он пришел! Изменяется интонационная конструкция  (ИК) – меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл. Ср. также следующие высказывания: Я вас люблю. – Я вас люблю. – Я вас люблю. В зависимости от места ИЦ различаются высказывания, отвечающие на разные вопросы: Как вы ко мне относитесь? Кого вы любите? Кто меня любит? В выражении значений высказываний типа: Старший брат – твой учитель. Старший брат твой – учитель. Старший брат твой учитель? — работает синтагматическое членение (СЧ). Каждое интонационное средство выделяется путем противопоставления оппозиций высказываний, одинаковых с точки зрения лексики и грамматики.

Таким образом, каждое из интонационных средств, при прочих равных условиях, может брать на себя главную роль в выражении значения звучащего высказывания. Взаимодействие интонации с лексико-грамматическим составом высказывания проявляется в разной степени функциональной нагруженности интонационных и неинтонационных средств звучащего высказывания. Обычно, чем длиннее высказывание, чем сложнее синтаксическая конструкция, тем меньшую роль играет интонация. Например, предложение Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (И.Тургенев) можно прочитать с разными ИК, но смысл его почти не изменится. И наоборот, в коротких высказываниях простого синтаксического строения и прямым значением лексических единиц роль интонации возрастает. Например: Брат приехал! – Брат приехал! – Брат приехал? – Брат приехал? – Брат приехал. В этом проявляется «компенсационный принцип» А.М.Пешковского, который отмечал взаимодействие интонации и грамматики еще сто лет тому назад. (9; 10). Интонация, согласно концепции Е.А.Брызгуновой, и представляет собой систему интонационных средств: ИК, ИЦ, СЧ.

Определения интонации даны Е.А.Брызгуновой в «Русской грамматике» 1980 г. Е.А.Брызгунова рассматривала интонацию с разных сторон: с функциональной точки зрения, со стороны акустических компонентов и их взаимодействия в формировании указанных выше интонационных средств.

Интонация – это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому. То есть Е.А.Брызгунова указывает на три основные функции интонации: членение, выражение коммуникативных типов высказывания и эмоционально-экспрессивного содержания их.

Образование звуков и интонация – это единый артикуляционно-акустический процесс. Интонация и звуки состоят из одних и тех же акустических компонентов: основного тона, тембра интенсивности и длительности звучания. Одни качества и изменения этих компонентов существенны для звуков (например, тембр, длительность), другие – для интонации (например, высота тона, интенсивность, длительность).

Для интонации существенны те количественные изменения акустических компонентов, которые не затрагивают фонемные характеристики звуков во всем многообразии их позиционных видоизменений и могут распространяться на разный звуковой состав высказываний и на разные отрезки высказывания. Различные соотношения количественных изменений акустических компонентов составляют основу интонационных противопоставлений, которые используются как средство выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний. Таким образом, Е.А.Брызгунова анализирует все звуковые средства языка с единых позиций: противопоставление оппозиций фонем (дом – том, дом – дам), ритмических структур слов (мука′ — му′ка, пили′ — пи′ли), синтагм и высказываний (примеры выше). Такой метод выделения звуковых единиц языка (в том числе и интонационных единиц) Е.А.Брызгунова называет «фонологическим» (4).

Итак, интонация – это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний. (4, с.96).

В отличие от свойств минимальных звуковых единиц – фонем, которые служат для оформления и различения звуковых оболочек слов, свойства интонации имеют более сложную природу. Звуки речи, в виде которых реализуются фонемы, не имеют собственного значения и связаны со значением только через значимые элементы языка – морфемы, слова. Так, гласный а не имеет никакого значения, а морфема а в словах города, дома имеет значение множественного числа и именительного падежа. В связи с этим фонемы не признаются языковыми знаками, т.к. представляют собой семиотически односторонние единицы, обладающие только планом выражения. Интонация же, являясь звуковым средством языка, сама обладает определенным значением, причем «самостоятельность» интонации настолько велика, что она может придавать противоположный смысл одному и тому же предложению (выражение Какой ты хороший! может означать совершенно разное отношение к тому, к кому оно обращено, в зависимости от оформляющей его интонации). Единицы интонации (типы ИК), как и другие интонационные средства (ИЦ, СЧ), способны изменить значение высказывания при одном и том же лексико-грамматическом составе. Ср: Докум4енты! (требование) – Докум3енты? (вопрос). Как6ой сегодня день? (переспрос) – Какой сегодня д6ень! (оценка). Сег3одня придет? (вопрос) – Сег3одня / прид1ет. (сообщение). В связи с этим в интонологии обсуждается проблема знаковой природы интонации. Единицы и средства интонации можно считать языковым знаком, т.к. они обладают не только планом выражения (определенные количественные соотношения акустических параметров звука), но и планом содержания (соотнесенность с тем или иным значением), хотя значения, выражаемые интонацией, достаточно обобщенные.  Эта особенность интонации приводит к тому, что многие лингвисты считают ее настолько отличающейся от остальных звуковых средств, что вообще не относят интонацию к области фонетики.

Признавая принципиальное отличие интонации от остальных звуковых средств, мы все же должны учитывать, что материальное выражение, реализация интонации происходит тем же путем, что и реализация других звуковых средств: изменение длительности, частоты основного тона голоса, интенсивности связано с общими навыками управления артикуляционными органами во время речи. В интонационном оформлении любого высказывания обязательно выявляются черты, присущие данной звуковой системе и отличающие ее от других. Так, например, характер изменения мелодики на ударных и безударных гласных в русском языке тесно связан с особенностями редукции, свойственной именно русскому звуковому строю, так же как оформление интонации выделенности зависит от фонетических характеристик словесного ударения.

Второй особенностью интонации является ее многофункциональность. Она используется не только как языковое средство (например, для различения разных типов интонации, для связи синтагм в одно целое и т.д.), но и служит для передачи отношения говорящего к тому, что он говорит (одно и то же высказывание, например Он уже ушел, можно произнести и с одобрением, и раздраженно, и с разочарованием). При помощи интонации передается и эмоциональное состояние говорящего (его приподнятое или угнетенное настроение), и особенности его личного, индивидуального оформления речи. Это приводит к большим трудностям при выявлении того, что в интонации имеет языковое значение, а что относится  к индивидуально- эмоциональной стороне речи.

Средства интонационного оформления довольно ограниченны (повышение или понижение частоты основного тона, изменение темпа, увеличение или ослабление громкости), а возможности очень велики. Многообразие интонационного оформления создается и за счет собственно интонационных средств, и в результате их сочетания с разнообразным лексическим и синтагматическим оформлением высказывания.

Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – синтагмы и фразы. При отсутствии пауз между синтагмами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в синтагмы. Интонация различает предложения разных коммуникативных типов, выражает значения завершенности, незавершенности, выделенности главного и второстепенного в высказывании, отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций.

Учеными предлагаются различные классификации функций интонации. Так, например, Г.М.Богомазов называет следующие функции:

  • организация и членение речевого потока;
  • выражения степени связи между единицами членения;
  • оформление и противопоставление типов высказывания;
  • передача смысловых отношений как в пределах интонационной единицы, так и за ее пределами;
  • выражение эмоциональных значений и оттенков (1, с. 79).

В процессе реализации функций интонации формируются основные интонационные средства (см. выше), в их числе — единицы интонации, которые составляют подсистему интонационных единиц русского языка.

Основными интонационными компонентами  являются тональные.   Смыслоразличительные возможности интонации наиболее ярко проявляются при сравнении высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ. Использование оппозиций таких высказываний составляет сущность фонологического метода выделения ИК, единого для выделения и других звуковых средств

языка (Брызгунова Е.А.).

Тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности звучащей речи, способный противопоставить несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ,

Е.А.Брызгунова называет интонационной конструкцией.  Каждая ИК соотносится с синтагмой и представляет собой, по сути дела, синтагматическое  ударение.

В русском языке выделяются семь типов интонационных конструкций. Каждая из них имеет ИЦ – ударный слог главного по смыслу слова. Центр ИК  в зависимости от смысловых условий может находиться в начале, в середине и в конце синтагмы на ударном слоге интонационно выделенного слова. Выделяются также предцентровая и постцентровая части синтагмы, которые в ряде случаев могут отсутствовать. Например: Наступило лето; Дверь не заперта; Где книга? Здесь. Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне. Фонетически  различия ИК  определяются уровнем и направлением движения тона в том слоге, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление, незавершенность/ завершенность высказывания. (4, стр.97).

Интонационные конструкции можно схематически изобразить линиями движения тона.

ИК – 1.

В предцентровой части ИК – 1 колебания тона имеют восходяще-нисходящее направление или сосредоточены в средней полосе ее диапазона. Гласный центра произносится с нисходящим движением тона ниже уровня предцентровой части. Постцентровая часть произносится ниже уровня предцентровой части. ИК – 1 употребляется при повествовании, в простых предложениях и в сложноподчиненных предложениях с препозицией главной части, синтаксически завершенной, стоящей перед придаточной. Эта интонационная конструкция выражает собственно завершенность, в которой отсутствует смысловое противопоставление или сопоставление: Говорит Москв1а. Передаем последние изв1естия.; Поздняя 1осень. Грач1и улетели.    

Л1ес  обнажился. Пол1я опустели…(Н.Некрасов) (4, с.109). ИК – 1 широко употребляется при произнесении названий, заглавий, объявлений, инструкций. В нейтральных реализациях ИК – 1 варьируется степень понижения тона на гласном центра, темп речи, диапазон колебаний тона в предцентровой и постцентровой частях. Интонационный ряд ИК – 1 включает разнообразные модальные реализации, которые служат средством усиления утверждения, несогласия, возражения, качественных характеристик. Передвижение ИЦ в синтагме с ИК – 1 способствует выражению ремы – нового по отношению к данному, известному: Он читает газ1ту. Это сег1одняшняя газета. Он всегд1а читает свежие газеты. 

ИК – 2.

В предцентровой части колебания тона сосредоточены в средне-верхней полосе ее диапазона. Гласный центра произносится с нисходящим или ровным движением тона в диапазоне предцентровой части или ниже ее, если центр находится в конце конструкции; уровень тона выше, чем в ИК – 1. Гласный центра может характеризоваться, в отличие от ИК – 1, усилением словесного ударения по сравнению с другими ударными слогами. Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровой. ИК – 2 употребляется при вопросе, повествовании и волеизъявлении. При выражении вопроса ИК – 2 употребляется в предложениях с союзом или, с вопросительными местоимениями: Он приедет з3автра/ или послез2автра?  Гд2е Павел будет жить? В предложениях с местоимениями широко используется передвижение центра ИК – 2 как средства смыслового противопоставления: С работой все ясно. Где Павел будет ж2ить? Николая устроили: / где П2авел будет жить? При повествовании, как и при вопросе, ИК – 2 является средством смыслового выделения или противопоставления:   З2автра он приедет! З2автра! (именно завтра). ИК – 2 употребляется при обращениях, приветствиях, в восклицаниях.  В волеизъявительных высказываниях ИК – 2 употребляется при выражении требования, приказания, желания, досады: Закр2ойте окно! Хоть бы извин2ился! (4, с.111).

ИК – 3.

В предцентровой части ИК – 3 колебания тона сосредоточены в средней полосе ее диапазона. Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части; в конце гласного ровный тон или нисходящий. Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровой. ИК – 3 употребляется при вопросе, повествовании, волеизъявлении. ИК – 3 употребляется при собственно вопросе, при повторении вопроса (в ответе), переспросе: — Петя верн3улся? – Д1а. – Когд2а  он вернулся? – Когда он верн3улся? Дня три тому наз1ад. – Когд3,6а? – Три дня тому наз2ад, говорю. В повествовании ИК – 3 в неконечной синтагме сигнализирует незавершенность высказывания: После шк3олы / я сразу пойду дом1ой. Если задерж3усь,/ обязательно позвон1ю.

ИК – 3 широко употребляется для выражения высокой степени проявления признака (наряду с ИК – 6): Какие 3,6яблоки спелые! ИК – 3 служит средством усиления возражения или категоричности утверждения в предложениях с частицами соответствующих значений: Но ведь он же предупред3ил нас! При волеизъявлении ИК – 3 служит средством выражения вежливой, мягкой просьбы в отличие от требования (ИК – 2): Закр3ойте дверь! (4, с.114).

ИК – 4.   

В предцентровой части ИК – 4 колебания тона сосредоточены в средне-верхней полосе ее диапазона или образуют восходяще-нисходящее направление. Гласный центра произносится на уровне тона ниже предцентровой части; при этом варьируется ровное, нисходящее, нисходяще-восходящее, восходящее направление тона. Постцентровая часть произносится выше уровня центра и предцентровой части. ИК – 4 употребляется при вопросе, повествовании и волеизъявлении. ИК – 4 употребляется при выражении вопроса, который связан сопоставительными отношениями с предшествующим предложением: — Я не мог1у поехать. – А Нат4аша? В местоименных вопросах, не связанных сопоставительными отношениями с предшествующим текстом, ИК – 4 употребляется наряду с ИК – 2 и усиливает при этом оттенки недовольства или назидания: Непр1авильно читаете:/ к4ак произносится это слово?

В повествовании ИК – 4, наряду с ИК – 3, сигнализирует о незавершенности высказывания. ИК – 4, в отличие от ИК – 3, придает речи официальность.  При волеизъявлении ИК – 4 употребляется наряду с ИК – 1 и ИК – 2, подчеркивая оттенок назидания или разрешения, приглашения: Отд4ай велосипед! Ком4у я сказала! (4, с.115).

 

ИК – 5.

ИК – 5, в отличие от других интонационных конструкций, имеет две точки изменения тона, которые следуют друг за другом или разъединены несколькими слогами; поэтому ИК – 5 возможна в предложении, имеющем минимум два слога. В предцентровой части колебания тона сосредоточены в средне-нижней полосе ее диапазона. Первое изменение тона в синтагме с ИК – 5 – восходящее выше уровня предцентровой части. Длительность согласных и гласного при этом увеличена в среднем в два раза по сравнению с другими ударными слогами: за это время можно произнести еще один слог. Уровень тона между двумя точками изменения тона выше предцентровой части. На второй точке изменения контура тон понижается. Центр ИК – 5  характеризуется также усилением словесного ударения. Постцентровая часть произносится ниже уровня предцентровой. ИК – 5 употребляется преимущественно при повествовании и частично при волеизъявлении и вопросе.

При повествовании ИК – 5 служит средством выражения высокой степени проявления признака: К5ак здесь хорош5о! Замеч5ательная м5ысль! В предложениях с местоименными словами и частицами ИК – 5 употребляется наряду с ИК – 3 и ИК – 6, но, в отличие от них, стилистически не ограничена и усиливает оценку: Как5ая по5эзия! Какая мал5юсенькая коз5явочка! (Ср: Как3ая поэзия! – Какая по6зия! Как3ая малюсенькая козявочка! – Какая малюсенькая коз6явочка!)

При волеизъявлении ИК – 5 усиливает значение желания, сожаления, предпочтительности: 5Если бы я зн5ал!  Чт5о бы он вернулся р5аньше!

В предложениях с вопросительными местоименными словами ИК – 5 служит средством выражения нетерпения, досады: Когд5а же он при5едет? Почем5у ты не сказала р5аньше?(4, с.116 – 118).

ИК – 6    

В предцентровой части ИК – 6 колебания тона сосредоточены в средней полосе ее диапазона. Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части. Более высокий уровень тона отличает ИК – 6 от ИК – 4. Постцентровая часть произносится выше уровня предцентровой части. ИК – 6, наряду с ИК – 3 и ИК – 4, сигнализирует в неконечной синтагме о незавершенности высказывания. При этом реализация ИК – 6 с более высоким регистром преобладает в торжественно-приподнятой речи: Все сист6емы космического корабля / раб6отают / норм2ально!

         ИК – 6, наряду с ИК – 3 и ИК – 5, употребляется при выражении высокой степени проявления признака: Какие 6яблоки! Какие 6яблоки спелые!  Сколько гриб6ов! ИК – 6, по сравнению с ИК – 3 и ИК – 5, характеризует бытовые ситуации. В предложениях без местоименных слов и частиц употребляется только ИК – 6:  6Яблоки! Гриб6ов!

Предложения с местоименными словами кто, что, куда, где, произнесенные с ИК – 6 (центр на последнем или одном из последних слов), употребляются с целью привлечения внимания собеседника: Кто к нам приш6ел! А что у меня  6есть!

ИК – 6 служит средством выражения уточняющего переспроса: В как6ой аудитории, вы говорили, будет лекция? ИК – 6 употребляется также при выражении недоуменного вопроса: Куд6а я положил ключ? В этих случаях ИЦ находится только на местоименном слове (4, с. 118).

 

  ИК – 7

В предцентровой части ИК – 7 колебания тона сосредоточены  средней полосе ее диапазона. Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предцентровой части; гласный заканчивается смычкой голосовых связок, и это отличает ИК – 7 от ИК – 3, тональные контуры которых сходны. В результате смычки открытый слог становится закрытым, а в закрытом слоге гласный соединяется с согласным через артикуляцию смычки. Смычка голосовых связок акустически воспринимается как резкий перерыв звучания гласного и хорошо прослушивается в отрицании Не7 – а (в просторечии, в детской речи), которое произносится с ИК – 7. Постцентровая часть ИК – 7 произносится на уровне тона ниже предцентровой.

        ИК – 7 употребляется в повествовании. В предложениях с местоименными словами, функционирующими как частицы, ИК – 7 сигнализирует невозможность или отрицание: Как7ой он специалист! Только вид делает.

        В предложениях без местоименных слов ИК – 7 служит средством усиления отрицания, утверждения, качественной характеристики: Не т7о! Не т7ак! Д а! А ведь это пр7авда! (4, с.120).

Таковы парадигматические характеристики подсистемы ИК в русском языке. В синтагматике, в потоке речи происходит смена одного типа ИК другим. Сочетаемость ИК практически не знает пределов и регулируется целями высказывания и закономерностями употребления типа ИК. В потоке речи возрастают различные возможности интонации благодаря контрастности сочетающихся ИК. Контрастность создается разной длиной синтагм, разными типами ИК, разной степенью выраженности компонентов интонации сочетающихся ИК. Синтагматический аспект системы ИК связан с синтаксическим строением высказывания, что составляет предмет отдельного описания.

        Из всего вышесказанного следует, что написанное высказывание потенциально многозначно. Один и тот же лексико – грамматический  состав высказывания может быть озвучен в зависимости от намерения говорящего. В конкретизации значения звучащего высказывания решающая роль принадлежит интонационным средствам (ИК, ИЦ, СЧ), которые составляют систему русской интонации, многообразно взаимодействующей с лексико-грамматическим составом и контекстно-смысловыми связями высказывания в тексте.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М.: Просвещение, 1977.
  3. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М.: Русский язык, 1969.
  4. Брызгунова Е.А. Интонация. // Русская грамматика. – М.: Наука, 1980. Т.1.
  5. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III – IV классов / Изв. АПН РСФСР. – М., 1956. – Вып. 78.
  6. Лебедева Ю.Г. Методика преподавания русского произношения болгарам. – М: Международные отношения, 1973.
  7. Логинова И.М. Интонационное выражение семантики конца и начала в русском языке. //Логический анализ языка. Семантика конца и начала. – М., ИЯ РАН, 2002.
  8. Логинова И.М. Русская интонация в семантико-стилистическом аспекте. // Русский язык за рубежом, 1995, № 1.
  9. Пешковский А.М. Интонация и грамматика. // Пешковский А.М. Избранные труды. – М., 1959.
  10. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.
  11. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. – М., 1957.
  12. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1981.
  13. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб.для студ.вузов: В 2 ч. / под ред. Е.И.Дибровой. – М.: «Академия», 2002.
  14. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 1968.
  15. Черемисина – Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации: Учеб.пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999.
  16. Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка. – М.: Русский язык, 2001.
  17. Щерба Л.В. Фонетика французского языка. – М., 1953.

виды, какие бывают предложения по интонации

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

ШепотШепот

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация в русском языке и ее основные виды

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина — это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

ИнтонацияИнтонация

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние — радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

ПевецПевец

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

РазговорРазговор

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

«Интонация и ее роль в общении»

Цикл: «Уроки общения»

Занятие № 6

Тема занятия: «Роль интонации в общении»

Тип занятия : игра

Цели занятия: рассказать о важности интонации в речи и познакомить с понятием, развитие выразительной речи, интонации; воспитание приветливости, общительности, доброты, чуткости.

Оборудование : карточки для игры, ручки, тетради, бумага, карандаши, музыка.

Организационный этап – создание рабочего настроения,

эмоционального настроя на совместную деятельность.

Упражнение «Подари тепло своего сердца». Воспитатель: «Ребята, а теперь давайте положим руку на наше сердце и мысленно вложим в неё всё свое тепло, улыбку, доброту, любовь и дружбу, и подарим друг другу ». Каждый прикладывает к своему сердцу руку. Закрывают глаза, представляют тепло своего сердца и открыв глаза с помощью воздуха, посылают друг другу тепло своего сердца. Цель: воспитание приветливости, доброты, чуткости. (Музыкальный настрой).

2.

Повторение, связь с предыдущими темами

Как мы поняли из предыдущих занятий, что Речь – основное средство общения, Важную роль играет точность употребления слова в речи, его ясность и выразительность, а также интонация, должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного. Сегодня мы с вами остановимся более подробно на интонации, это и будет темой нашего занятия. Потренируемся в играх с интонацией голоса.

3.

Актуализация опорных знаний (подготовка к активному и осознанному восприятию нового материала)

Но для начала давайте вспомним средства общения и речи. Я буду задавать вопросы, а вы своими словами попытайтесь объяснить понятие и для чего оно нужно. Темп речи (быстрый, средний, замедленный), тональность голоса (высокая, низкая), ритм речи (равномерный, прерывистый), тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Какая речь наиболее приятна в общении ? (является спокойная, плавная, равномерная речь).

4.

Объявление темы, цели занятия.

Итак, «Интонация», что это ? Давайте запишем в тетрадях понятие.

5.

Изучение нового материала.

Интонация (лат. Intono — «громко произношу») – совокупность характеристик предложения : тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков. От неё зависит яркость и выразительность речи. А также мы можем понять смысл сказанного. Для примера сейчас предлагаю поиграть в игру.

6.

Осмысление новых знаний.

Игровая ситуация. Каждый участник получает карточку и даётся следующее задание – нужно произнести слово «Молодец» с определённой интонацией, которая записана на карточке: -тихо; -громко; -нежно; -удивлённо; — иронично; -восторженно; -ласково; -требовательно; -таинственно; -сердито.

7.

Творческая работа (групповая или индивидуальная)

Составление коллективного рассказа по кругу, используя выразительность фраз и интонации. Первым может начать воспитатель, если дети затрудняются. …Жили-были… и т.д. Затем по желанию несколько ребят с разной интонацией пересказывают полностью рассказ.

8.

Закрепление

Рисуем своё настроение в виде образа из природы и оцениваем по 5-бальной шкале свои достижения на занятии. Самооценка продуктивности. Узнал новое – 5, 4, 3, 2,1. Получил навык общения. Осознал свои промахи.

9.

Обобщение

10.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Что такое интонация в русском языке, литературе и музыке: значение, виды, функции

Что такое интонация? Как расшифровывается и что обозначает данное понятие?

Интонация — это совокупность речевых элементов для придания высказыванию смысловой нагрузки и эмоциональной окраски. Ее называют музыкой речи. И неслучайно. Трудна для восприятия монотонно звучащая, не разделенная паузами, речь.

Как мерный стук дождя за окном, она убаюкивает. Чтобы донести до слушателя смысл высказывания, речь должна содержать все богатство интонации, ее мелодию.

Что такое интонация в русском языке

Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.

Основные элементы интонации

Мелодика речи

Мелодика речи

Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:

  • Тебе понравилось его выступление. Ровный тон снижается к концу предложения. Это — утверждение.
  • Тебе понравилось его выступление? Вопрос звучит более высоким тоном в начале и пониженным — в конце.
  • Тебе понравилось его выступление! В восклицании перепад тона не такой явный, как у вопроса, но это и не повествовательная манера.

Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:

  • Тебе понравилось выступление?
  • Тебе понравилось выступление! (для более яркой констатации факта).

Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.

Ритм речи

Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.

Ритм речи в стихах

Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.

Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.

Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:

  • побуждаем к действию;
  • приводим в тонус;
  • более убедительно подаем важную информацию;
  • отдаем команды.

При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:

  • без труда устанавливаем душевную близость;
  • создаем лирическое настроение;
  • читаем сказки и поем колыбельные;
  • снижаем напряжение у аудитории.

Тембр речи

Тембр речи

Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.

По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.

С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы.

Интонация выявляет подтекст

Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:

Функции интонации в русском языке

Темп речи

Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.

Темп речи

Интенсивность речи

Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.

Развитие силы голоса

Логическое ударение и паузы

Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.

Логическое ударение

Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.

Виды интонаций в русском языке

Какие интонации бывают? Она может быть повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Для повествования характерен выдержанный тон, произношение с легким повышением и понижением голоса в процессе повествования.

При вопросе голос повышается в начале фразы и снижается по завершении, либо делается акцент на одном слове независимо от его местоположения в предложении.

Восклицание определяется повышением тона в конце высказывания и яркостью эмоциональной окраски.

Виды интонации

Интонация в музыке

Посредством музыкальных звуков, используя тон, силу звучания, темп, ударения, паузы, ритм, можно образно передать всю гамму чувств и переживаний героев. И не только. Самые разные движения — тоже. Например, спотыкающийся шаг, крадущаяся походка. А стук дождя или порывы ветра! Это все музыкальная интонация!

Значение слова “интонация” в музыке отличается от понятия “интонирование”.

Интонация в музыке

Интонирование — это верное воспроизведение тона при пении или игре на музыкальном инструменте.

В более общем понимании интонирование — это производная, обозначающая использование интонации в своей речи или при исполнении чего-либо.

Интонация в литературе

Интонация в литературе — это умение выразить в словах чувства и переживания героя.

Интонация в литературе

Интонация — это язык чувств и наше отношение к окружающим, это мажор и минор нашего настроения, это разноцветная палитра нашего восприятия, переданная в речи, музыке, литературе.

Статья по теме: Роль интонационно-выразительной окраски речи в жизни человека.

Роль интонационно-выразительной окраски  речи в жизни человека..

      Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью – без неё невозможно активное общение. Благодаря речи человек приобретает знания, передаёт их.

     Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по- разному: быстро или медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Достигается это благодаря  просодической стороне речи.

      ПРОСОДИКА – это интонационно-выразительная окраска речи. Она выполняет важную роль в общении – позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, чувства, отношения.

       ЛопатинаЛ.В., Серебрякова Н.В., в работе «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» отмечают, что фонетическая  сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных её компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. По утверждению психологов, 17-20% информации слушателю даёт интонационно- выразительная окраска речи говорящего.

       Нарушения  просодической стороны речи влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску.Смазанная,невнятная речь не даёт возможности для формирования слухового восприятия и контроля.

Общие сведения о просодии речи.

       

   М.И. Пайкин, В.В.Порай-Кошиц в работе «Исследование восприятия музыкальных элементов у детей-логопатов» отмечают, что  природа слова – музыкальна. Связь речи с  музыкальными элементами (ритм, мелодия) – была установлена ещё в далёком  прошлом, в древней  Греции. Не случайно в течение долгого времени исправлением речи занимались актёры, ведь именно актёры проходили специальную школу обучения высшему мастерству слова и владением искусством речи.

   Наилучшим доказательством того, что здоровая человеческая речь включает в себя музыкальные элементы, служит речь глухонемых. Лишенный  слуха  глухонемой не в состоянии регулировать акустические свойства речи: высоту, силу, окраску звука. Отсюда обычные в  речи глухонемых скачки в смысле высоты звуков, монотонность и недостаточность модуляций; другими словами, свойственные речи акценты (динамический, темпоральный, и  музыкальный), по сравнению с нормальной речью, у глухонемых резко изменены или же совершенно отсутствуют.  

    Под     динамическим акцентом следует понимать усиленный выдох и артикуляцию, направленные на усиление определённых звуков, слогов и слов.

     Темпоральный акцент обозначает длительность произношения различных слогов и слов. Обычно динамический и темпоральный акценты сливаются, так как выделение определённых слоговых структур и слов требует более усиленного выдыхания и большего времени. Таким образом, оба эти акценты неотделимы и сопровождают друг друга.

    Отсутствием монотонности в нашей речи мы обязаны наличию музыкального,т. е. мелодического акцента. Путем повышения звучания музыкальный акцент выделяет произношение определённых слогов, слов, и тем самым  оттеняет их в нашем слуховом восприятии. Мелодический акцент в речи  обычно бывает непродолжительным и часто меняется. Он движется даже в пределах одного и того же звука или слога, причём это быстрое скольжение особенно ярко проявляется в оживлённой речи, когда размах этих движений достигает примерно октавы.

    Из наличия акцентов: динамического, темпорального и  мелодического слагается наша речь.[1]

Структура просодики.

Важнейшее условие правильной речи – это  плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

РЕЧЕВОЕ  ДЫХАНИЕ отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и  сила выдоха зависит от цели и условия общения.И.А.Поварова в работе « Коррекция заикания в играх и тренингах» отмечает, что наиболее  правильным, удобным  для речи является диафрагмально – рёберное  дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц.  Активна  нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи, практически остаются  неподвижными. Вдох при речи короткий, лёгкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

Правильное речевое дыхание, чёткая ненапряжённая артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к  форсированности и неустойчивости голоса.

     Хорошая  ДИКЦИЯ – основа чёткости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата, особенно от его подвижных  частей: языка, губ, нёба, нижней челюсти и глотки. Ф.А.Ивановская в работе «Профилактика голосовых расстройств» отмечает, что хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, проглатывания отдельных звуков и слогов, дефектов речи, и необходима для лучшего восприятия речи говорящего.

  Важнейшим компонентом звучащей речи является  голос. М.Е.Хватцев отмечал, что звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильную речь.[2]ГОЛОС-это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание.

    Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. Основными  свойствами голоса является   тембр, высота, сила (громкость), полётность.  

    Тембр- это особая окраска голоса человека, присущая только ему и  позволяющая узнавать его тогда, когда мы его не можем видеть, но можем слышать. Тембр- это  величина постоянная, как отпечатки пальцев человека. Он даётся нам от рождения, и изменить его очень трудно. Но в целях выразительности речи многие  пытаются изменить тембр своего голоса и сделать его похожим на тембр другого человека. Это блестяще делают эстрадные артисты.  Голоса по своей природе бывают высокие, средние, и  низкие. Расстояние  между самой высокой и самой низкой нотой, которая доступна человеку, называется  высотным диапазоном голоса.[3]

    Сила голоса, его энергия, мощность определяется интенсивностью амплитуды колебания голосовых складок, и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем  сильнее звучит голос. Сила голоса у разных  людей различна. У одних людей – хороший запас громкости. Их голос без особого напряжения может звучать громко в течение  долгого времени. У других людей голос слабый, тихий. Громкость- это управляемое качество голоса. Гибкое изменение громкости голоса — это средство достижения выразительности речи, её разнообразия.

     Полётность голоса — это способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.

     Когда мы говорим, то ставим перед собой  определённые задачи: убедить собеседника в чём- то, сообщить что- либо, спросить о чём- то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о выразительности речи – интонации.

   ИНТОНАЦИЯ — сложное явление, которое включает в себя следующие элементы: мелодику, логическое ударение, паузы, темп речи, основной тон высказывания, ритм. [4]

   Мелодика- повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.

    Логическое ударение-это выделение голосом  наиболее важного по смыслу слова.

    Пауза-это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части. Пауза- это важный элемент устной речи. Они облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания, облегчают восприятие речи.

     Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает медленный, быстрый и средний. На протяжении одного и того же дня у  человека он непрерывно меняется.[5]

   Одним из качеств хорошей речи является её ритмичность, то есть определённое, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых

фраз. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной, музыкальной.

Причины нарушений просодики.

   Нарушения просодической стороны речи разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут  сопутствовать и другим более тяжёлым нарушением речи, входя в структуру дефекта при дизартрии, ринолалии, заикании.

  К периферическим органическим нарушениям  просодической стороны речи относятся хронические заболевания гортани, узелки, фибромы, папилломы голосовых связок, расщелины верхней губы и нёба, неправильное строение челюстей и зубов, дефекты языка, нарушения носового дыхания, нервно- мышечные нарушения в полости рта, в глотке и гортани и другие дефекты периферического речевого аппарата.

    А  также  мозговые поражения, которые могут возникать, например, вследствие  кровоизлияния в мозг (у детей обычно в результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционные заболевания, опухоли.[6]


[1] Пайкин М.И., Порай-Кошиц В.В. Исследование восприятия музыкальных элементов у детей-логопатов// Вопросы  логопедии, 1936.

[2] Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. – М., 1958. – С. 100-101.

[3] Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах – С-П., 2001 – С.144.

[4] Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков – Я., 1998. – С.148 – 156.

[5] Ястребова А.В., Лазаренко  О.И. Хочу в школу – М., 1999. – С. 10-14.

[6] Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи – М., 2001. С. 144 – 145.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *