Розенталь эффект: Что такое «Эффект Пигмалиона»: описание и примеры – Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона

Автор: | 10.01.2021

Содержание

Что такое «Эффект Пигмалиона»: описание и примеры

Приветствую Вас, друзья!

«Эффект Пигмалиона» или как его ещё называют «Эффект Розенталя» — это интересный психологический феномен, который изучается уже не первое десятилетие, и вызывает у ученых и психологов немалый интерес. В этой статье мы разберемся, что такое Эффект Пигмалиона, когда он возникает, и как он может помочь каждому в достижении целей. Начнем.

Что такое эффект Пигмалиона?

Продавец цветов

Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, согласно которому, человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями относительно данной ситуации. В более широком смысле подобное явление называют «самоосуществляющимся пророчеством». Данный феномен наблюдается во всех науках и сферах человеческой деятельности, поскольку людям свойственно корректировать своё поведение в соответствии с собственными и чужими ожиданиями.

Смысл рассматриваемого психологического феномена заключается в том, что ожидания человека (положительные или отрицательные)

с большой вероятностью оправдываются. Эффект Пигмалиона (или Розенталя) не подразумевает мистических взаимосвязей, поскольку человек сам непроизвольно прикладывает усилия в нужном направлении. Он считает, что заведомо знает исход, поэтому готовится к нему и осуществляет действия, кажущиеся ему логичными.

Обычно данный эффект подразумевает следующую цепочку событий:

  1. Человек обретает уверенность в определенном исходе.
  2. Неосознанно он осуществляет приближающие его действия.
  3. Он иначе воспринимает поведение и реакцию окружающих.
  4. Благодаря его действиям ожидания оправдываются.
  5. Человек говорит себе: «Всё получилось, как я и думал!».

В большинстве случаев эффект Пигмалиона является типичным самореализующимся пророчеством. Изначально такое пророчество далеко от действительности. Но люди начинают действовать в соответствии с собственными ожиданиями, в результате чего оно сбывается. Важно понимать, что сами действующие лица не осознают собственного влияния на ситуацию. Им кажется, что пророчество сбылось само по себе.

Как проявляется эффект Пигмалиона?

В реальной жизни данный феномен часто связан с мистическими ожиданиями. К примеру, гадалка говорит парню, что он скоро встретит свою судьбу. И вот он, предвкушая долгожданную встречу, начинает тщательнее следить за собой. Он лучше одевается, старательно бреется и ведёт себя изысканнее. А ещё он приветливо улыбается каждой понравившейся незнакомке, с интересом глядя ей в глаза. И благодаря такому поведению он довольно скоро действительно знакомится с приятной девушкой.

Интересно, что эффект Пигмалиона часто встречается в среде ученых, совершенно не склонных верить в мистические взаимосвязи. Он может возникать в любой науке, на всех стадиях эксперимента, на которые люди могут повлиять. Даже если прямое влияние на исследуемое явление невозможно, от людей напрямую зависит, как полученные данные будут интерпретированы или систематизированы, какие параллели и взаимосвязи будут выявлены при обработке результатов.

Очень сильно данный эффект проявляется у детей. Ребенок, которого регулярно хвалят за успехи в учёбе, обретает уверенность в себе и учится лучше. Если же его убедить, что он – неспособный ученик, то и оценки впредь у него будут соответствующие. Более того, уже в детстве можно «запрограммировать» судьбу человека, убедив, что его ждёт большое будущее или что он, наоборот, вырастет неудачником.

Как появился термин?

Эффект Пигмалиона был обнаружен американским психологом Робертом Розенталем (поэтому в профессиональной литературе его обычно называют эффектом Розенталя). Сам первооткрыватель назвал обнаруженный феномен в честь известного мифического персонажа.

Согласно мифу, гениальный скульптор Пигмалион с острова Крит однажды вырезал из слоновой кости статую настолько прекрасную, что сам влюбился в неё. Он одевал её в шикарные одежды и дарил дорогие подарки. Увидев такую любовь, Афродита оживила статую, которая стала женой скульптора и родила ему троих детей.

Этот красивый древнегреческий миф символизирует силу веры и настойчивого желания. Поэтому именно в честь вымышленного скульптора Розенталь и назвал открытый им феномен.

Наиболее примечательными являются два эксперимента, подтверждающих существование эффекта Розенталя. Давайте рассмотрим их подробнее.

Первый эксперимент – «Пигмалион в классе»

Первый из знаменитых экспериментов провел сам первооткрыватель, совместно с Ленор Якобсон в 1965 году, чтобы продемонстрировать, что такое эффект Пигмалиона, на практике. Результаты работы были опубликованы в 1968 году под названием «Пигмалион в классе».

Эксперимент проводился среди учеников средней школы в Сан-Франциско. Дети прошли IQ-тест и некоторым из них случайным образом приписали сильно завышенные результаты. Учителя удивились подобным показателям, поскольку выделенные ученики демонстрировали весьма посредственные успехи в учебе. Психологи ответили, что дети пока не проявили себя, но скоро продемонстрируют истинный потенциал.

Когда ученые пришли в школу в конце года, выяснилось, что отобранные ими участники эксперимента теперь являются лучшими учениками в классе. Повторно проведя тестирование, они обнаружили, что IQ «избранных» учеников значительно возрос. Таким образом, Розенталь и Якобсон продемонстрировали, как сильно успехи школьников зависят от того, насколько учителя

верят в их способности.

В дальнейшем на основе данного исследования была предложена программа по стимулированию развития детей с применением подобных методов. Но она оказалась малоуспешной, поскольку невозможно было обеспечить необходимые условия. Дело в том, что в оригинальном исследовании решающим фактором была убежденность самих педагогов, что выбранные психологами дети являются одаренными.

Второй эксперимент – «Запрограммированная симпатия»

В 1986 году Ребекка Кёртис и Ким Миллер опубликовали результаты другого исследования, хорошо объясняющего, что такое эффект Пигмалиона. Его участниками были студенты, изначально не знакомые между собой. Их разбили на пары случайным образом, и они должны были просто пообщаться некоторое время. При этом некоторых случайно выбранных участников

«предупредили», что они нравятся собеседнику. Другим же сказали, что собеседник испытывает к ним антипатию.

Результаты эксперимента были предсказуемыми. Студенты, изначально уверенные, что уже нравятся собеседнику, общались более приветливо и положительно воспринимали партнера. Они были более откровенными, старательно искали общие интересы и взгляды. Но самое интересное, что уверенность одного человека приводила к тому, что второй (не получавший вообще никаких «предупреждений») после разговора действительно испытывал сильную симпатию к нему.

Практический смысл

Девушка с кружкой

Эффект Розенталя – это не просто психологический феномен, представляющий интерес для исследователей. Он оказывает влияние на жизнь практически каждого человека. Чаще всего можно столкнуться со следующими его проявлениями:

  1. Самооценка и успешность. Люди, страдающие от заниженной самооценки, испытывают серьезные трудности с карьерным ростом. Им сложнее устроить личную жизнь и обзавестись хорошими друзьями. Они сами считают, что не достойны добиться успеха в жизни. И окружающие это чувствуют, реагируя соответствующим образом. Завышенная же самооценка действует обратным образом. Самоуверенный человек быстрее продвигается по карьерной лестнице, без усилий становится «душой компании» и пользуется успехом у противоположного пола.
  2. Важность настроя в медицине. В процессе лечения большую роль играет настрой врача и пациента. Если оба изначально настроены на положительный исход, вероятность его наступления значительно повышается. А вот негативный настрой вполне может привести к обратному эффекту. Именно поэтому врачи всегда стремятся убедить пациента и его родственников в благоприятном исходе любого лечения.
  3. Отношение педагога и успехи ученика
    . Если учитель изначально относится к ученику пренебрежительно, это заметно снижает успеваемость последнего. В школе такое отношение со стороны педагогов приводит также к проблемам с поведением детей. Обычно ребенок склонен верить взрослым, поэтому принимает навязываемый ему образ бездельника и хулигана. Благодаря данному эффекту ученики, изначально нравящиеся преподавателям, демонстрируют более высокие успехи в учебе и прилежное поведение.

Хорошо понимая, что такое эффект Пигмалиона и как он работает, вы сможете заметить гораздо больше его проявлений в реальной жизни. Так успехи подчиненных часто зависят от ожиданий начальства, а родители во многом определяют судьбу собственных детей, убеждая их в раннем возрасте, что они талантливы (или, наоборот, бездарны). Возможно, вы и сами сталкивались с ситуацией, когда удавалось сделать нечто невероятно сложное только благодаря 100-процентной уверенности в успехе.

Заключение

Эффект Пигмалиона – интересный психологический феномен, проявляющийся во всех сферах нашей жизни. Мы нередко испытываем его действие на себе под влиянием своих или чужих убеждений. И зная, как он работает, можно использовать его в собственных интересах. Для начала необходимо научиться мыслить более позитивно и самоуверенно, тщательно избегая негативного настроя. Не лишним будет поработать над повышением самооценки.

Многие западные корпорации уже применяют эффект Розенталя для осуществления труднореализуемых проектов. Их руководители озвучивают амбициозные планы, демонстрируя полную уверенность в грядущем успехе. При этом, несмотря на все сложности, такие проекты действительно практически всегда оказываются успешными. И происходит это во многом благодаря эффекту Пигмалиона.

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_Розенталя

Название этому феномену было дано по имени мифического Пигмалиона — легендарного царя Кипра, который изваял статую прекрасной женщины и страстными мольбами убедил богов оживить ее. С древних пор этот образ призван символизировать неожиданный животворящий эффект, вызванный настойчивым желанием и искренней верой.

Психологи Розенталь и Якобсон провели оригинальные исследования.

В эксперименте Р. Розенталя участникам поручали провести определенную работу (эксперимент) с популяцией крыс, а именно следить за их поведением в лабиринте. В одном случае участнику говорили, что крыса «умная», а в другом — что «глупая». В результате были получены данные, которые это подтвердили.

Оказалось, что когда участник работал с «умной» крысой, он был с ней более мягким, поглаживал ее, поэтому создавал дополнительные положительные подкрепления для выполнения задания. Впоследствии Р. Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли экспериментатора выступили учителя. Оказалось, что «способные» (в той же мере, что и крысы) ученики достигли более значительных успехов. Местом проведения их эксперимента стала начальная школа, расположенная в одном из рабочих районов Сан-Франциско. В качестве испытуемых были отобраны по три учителя в каждой из шести параллелей. Эксперимент состоял в следующем. В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей. Не вдаваясь в подробности, психологи объяснили им, что использованные тесты специально конструированы для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из восемнадцати классов, в которых проводился эксперимент, было произвольно отобрано по несколько школьников; им предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звезд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс.

Как показало измерение IQ в конце учебного года, у этих детей по сравнению с остальными интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. (Необходимо подчеркнуть, что именно в среднем, так как общие результаты тестирования оказались неоднозначны.) Причем шла речь не об академической успеваемости (ведь отметки можно произвольно завысить), а об IQ — показателе достаточно объективном. Полученные данные позволили сформулировать психологическую закономерность. Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся. По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности. Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Эффект Розенталя также получил название «эффекта предвзятости экспериментатора». Он относится к группе артефактов, обусловленных свойствами исследователя.

В 1966 г. Р. Розенталь описал, что артефакты возникают в результате таких особенностей деятельности экспериментатора:

ожидания экспериментатора определяют характер полученных им данных;

осознание экспериментатором своей собственной склонности находить ожидаемые данные может привести к противоположному эффекту: искать предвзято только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы не казаться предвзятым;

экспериментаторы, которые в начале исследования получают очень «хорошие» данные, пытаются дальнейшие данные еще больше улучшить, те же экспериментаторы, которые изначально получают «плохие» данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают;

эффект предвзятости экспериментатора проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные («фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым. Он просто неосознанным образом (вербально или имплицитно поведением) поддерживает именно те действия испытуемых, которые подтверждают гипотезу;

предвзятость экспериментатора отражается в интонации, а также визуально, если он и исследуемый работают вместе и видят друг друга во время эксперимента;

эффект предвзятости больше проявляется у тех исследователей, которые стремятся к поддержке, активно жестикулируют, по-дружески и с интересом относятся к испытуемым;

этот эффект усиливается, когда экспериментатор и испытуемый знают друг друга;

экспериментаторы-женщины больше склонны к предвзятости, чем мужчины.

Исследователи проявляют устойчивые тенденции, которые влияют на ход экспериментальной процедуры и являются последствиями неосознанного уровня психической регуляции. Экспериментатор организует деятельность исследуемого лица, дает задание, оценивает результаты, изменяет условия исследования, регистрирует особенности поведения участника и результаты его деятельности. Для того, чтобы избежать влияния заинтересованного исследователя на эксперимент с целью подтвердить свою теорию, надо привлекать других ученых, которые не знают его цели и теорий. Также уместной является проверка результатов исследователями, которые критически настроены к гипотезам автора исследования.

Экспериментаторы — это люди, по-своему заинтересованные, которые в свойственной им манере наблюдают, фиксируют и оценивают явления. Они также имеют разную мотивацию, принадлежат к разным этнокультурным общностям. При стремлении к новому и соблюдении образцов поведения настоящего ученого, экспериментаторы имеют разные представления о путях и способах познания. Как отметил А. Шопенгауэр, «человеку свойственно принимать пределы своего понимания за пределы вселенной».

При проведении исследований экспериментаторы допускают такие ошибки, обусловленные эффектом Пигмалиона:

занижение слишком высоких результатов. Возможно также завышение низких оценок, деформация шкалы и сближение результатов до среднего значения. Причиной может быть неосознанная тенденция «привязывать» данные исследуемого к своим собственным;

избегание крайних оценок (как низких, так и высоких), группировки данных только вокруг среднего значения;

завышение значения определенного параметра или определенной задачи по экспериментальной серии. Через призму этой установки и происходит оценка задач и личностных качеств.

Для того, чтобы нейтрализовать артефакты, обусловленные экспериментатором, следует увеличивать число исследователей, наблюдать за их поведением, проводить специальное обучение и тренировки, скрывать от них основную гипотезу, свести к минимуму контакты экспериментатора и испытуемого.

Заключение

Книга «Пигмалион в школьном классе» вызвала огромный общественный резонанс. Выявленный феномен заставил сделать принципиальные выводы, чрезвычайно важные как для общепсихологической теории умственных способностей, так и для педагогической практики.

Во-первых, было наглядно показано, что данные психологического тестирования того или иного человека не являются постоянным показ

Эффект Розенталя — это… Что такое Эффект Розенталя?

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

Американский психолог Р. Розенталь (Robert Rosenthal) назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Схожим механизмом является проективная идентификация (в психоанализе).

Примеры

Паранормальные явления

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений, как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии, а отрицательные — противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер [1] проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

См. также

Литература

  • Э. Аронсон, Р. Эйкерт, Т. Уилсон Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. — 5-е международное издание, дополненное и расширенное. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — ISBN 5-93878-134-5
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 66.

Примечания

  1. Curtis, R. C., & Miller, K. (1986). Believing another likes or dislikes you: Behavior making the beliefs come true. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 284—290.

Эффект Пигмалиона | Блог 4brain

pygmalion-effect

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) – это явление, которое возникает, когда неверное убеждение одного человека при восприятии другого человека (или цели), заставляет его действовать так, чтобы проявилось ожидаемое поведение. Например, если вам говорят, что новый сотрудник, допустим Петр, недружелюбен, вы начнёте вести себя с ним более сдержанно, будете воздерживаться от разговоров и сведёте к минимуму с ним контакт. Затем Петр в ответ на ваше поведение, которое, безусловно, для него выглядит холодным, не инициирует бесед или действий с вами. Тем самым подтверждая мнение и ожидания, что он недружелюбен. Этот интересный эффект можно назвать самоисполняющимся пророчеством, возникающим в межличностном общении.

История выявления

Самоисполняющиеся пророчества давно были отмечены и изучены социологами. Банкротства во времена Великой депрессии в США часто приводятся в качестве классического примера – неточные слухи распространяют информацию о банкротстве банка. Это вызывает сбой в его работе, когда клиенты начинают стремительно снимать свои средства со счетов, до того, как у банка кончаются деньги. Банки, конечно же, не имеют достаточного количества наличных, для покрытия всех своих депозитов, поэтому вывод средств в конечном итоге приведет к банкротству. Так банк становится жертвой ложных ожиданий клиентов.

Изучение эффекта началось с работы американского психолога Роберта Розенталя, который наблюдал предполагаемые результаты экспериментов. Розенталь продемонстрировал, что иногда ученые могут получать свои результаты отчасти потому, что их ожидания побудили относиться к своему эксперименту или к участникам, предвзято.

Его работа привела к окончательному осознанию того, что исследователи должны планировать свои опыты таким образом, чтобы предотвратить влияние ожидания экспериментатора. К счастью, существует простое решение этой проблемы: если проводятся исследования, в которых ученые не наблюдают принадлежность участников (не знают, какие респонденты входят в экспериментальные и контрольные группы), то тогда невозможно исказить результаты. Двойной слепой метод остается на сегодняшний день, золотым стандартом в экспериментальных процедурах.

Изучая эффект Розенталя, психологи обратили свой взгляд и на другие межличностные ситуации. Классический пример «Пигмалион в классе» показал, что учащиеся, чьи учителя были названы академическими кудесниками (на самом деле их случайным образом просто так назвали), показали значительный прирост IQ в течение учебного года по сравнению со студентами других преподавателей.

Текущие исследования эффекта Пигмалиона

На сегодняшний день исследования вышли за рамки простых демонстраций того, как эффект происходит, чтобы идентифицировать и понять теоретические и методологические значения, смягчающие его действие. Другими словами, для каких людей и в каких ситуациях вероятнее всего произойдет эффект?

Рассмотрение этих вопросов, показывает, что, хотя существуют индивидуальные различия, которые влияют на эффект умеренного ожидания, такие как самооценка, пол и когнитивная окостенелость, появляются ситуативные факторы, такие как относительная сила воспринимающего и целевого объекта и то, как долго они знают друг друга.

Эффект Пигмалиона, скорее всего, произойдет, когда воспринимающий находится в положении большей силы, чем цель (например, в отношениях учителя и ученика). А также если они ранее не были знакомы. Чем дольше люди знают друг друга, тем меньше вероятность того, что они окажутся под влиянием неверных предположений.

Кроме того, часть недавних исследований в этой области были посвящены вопросу определения того, насколько сильно действие эффекта в естественных условиях в отличие от лабораторных. Лабораторные эксперименты демонстрировали значительные показатели. В реальном же мире достоверность оказалась более распространенной, чем эффект Розенталя, который возникал реже или имел показатели проявления ниже по величине.

Еще один важный вопрос касается поведения – с помощью чего предположения воспринимающих лиц доводятся до цели? В то время как конкретные участники и их поведение зависят от контекста взаимодействия, подавляющее большинство может быть классифицировано как подпадающее под влияние и усилие.

Влияние относится к социально-эмоциональному климату, который создается воспринимающим, и он включает в себя невербальные сигналы, связанные с теплотой и дружелюбием. Учитель, возлагающий надежды на ученика, будет больше улыбаться, использовать дружелюбный тон голоса и смотреть в глаза учащемуся.

Усилие же относится к частоте и интенсивности взаимодействия. Учитель с положительным восприятием ученика будет пытаться преподавать этому ученику усложнённый материал, задавать больше вопросов и стараться уделять ему больше времени.

Важность эффекта ожидания

Поскольку неточные предположения могут иметь довольно серьезные последствия, эффект Пигмалиона остается важной темой в социально-психологических исследованиях и до сих пор играет заметную роль как в методологической, так и в реальной сфере жизни. Например, знание того, что ученый способен непреднамеренно исказить результаты эксперимента, привело к значительным улучшениям в том, как теперь планируются и проводятся научные изыскания как в психологии, так и в других научных областях.

Серьезное социальное значение имеет понимание роли, которую играют предположения человека относительно других людей, что сказывается на результатах его жизни. Начиная от самых незначительных событий (как поладить с новым сотрудником и т.д.), до вопросов, имеющих огромную ценность (как преуспеет человек или потерпит неудачу в университете и т.п.)

Именно поэтому знать, что у предположений есть и самореализующиеся последствия, значит быть осведомленным и предупрежденным. Говоря проще, понимание эффекта Пигмалоиона способно предупредить возникновение разных проблем во многих жизненных ситуациях, и его всегда стоит иметь в виду, применяя это знание в любой сфере жизни.

Эффект Розенталя — Википедия. Что такое Эффект Розенталя

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

Американский психолог Роберт Розенталь (Robert Rosenthal) назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Схожим механизмом является проективная идентификация (в психоанализе).

Примеры

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер[1] проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию: некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

См. также

Примечания

  1. ↑ Curtis, R. C., & Miller, K. (1986). Believing another likes or dislikes you: Behavior making the beliefs come true. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 284—290.

Литература

  • Э. Аронсон, Р. Эйкерт, Т. Уилсон. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. — 5-е международное издание, дополненное и расширенное. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — ISBN 5-93878-134-5.
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 66. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.

Руководитель-психолог-9: Эффект Пигмалиона-Розенталя на службе мотивации персонала

«Мир такой-то и такой-то только потому, что мы сказали себе, что он такой»
К. Кастанеда

«Наши сотрудники такие-то и такие-то только потому, что мы сказали себе, что они такие»
Р. Логан


​​​​​​​Психологам известен Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона – психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
Проще говоря, самосбывающееся пророчество.
Если жена постоянно пилит мужа: «Бухаешь, не зарабатываешь, валяешься на диване весь день» – то как говорят программисты «мусор на входе – мусор на выходе».
И поскольку мы о руководителях…–

Слышали такое?

«Да-а… Никто же из них работать не хочет… так ходят на работу с 9 до 18…»

«Они только и думают, скорей бы обед, да конец рабочего дня…»

«Лучше и быстрее мне самому сделать, все равно они не поймут…»

«Никому ничего доверить нельзя, на пустом месте накосячат…»

«Без меня там вообще все рухнет, ни в отпуск, ни поболеть…»

На одном из тренингов наблюдал такой диалог участника с тренером (дословно, из песни слов не выкинешь).

Участник-Руководитель: «Да у меня не команда, а сборище пид***сов!»
Тренер: «Верно ли я понял, что Вы зачем-то собрали в одном месте это почтенное сообщество, возглавили его, и кормите каждый месяц?»

Итак.
Если я раз за разом себе как Руководитель повторяю, что меня окружают неквалифицированные, немотивированные подчиненные, то стоит ли ожидать от них результатов?
С чего вдруг?
Ведь мое мета-сообщение они считывают мгновенно.
И следуют основному посылу.
Из чувства ответственности. Или назло.

Вся моя практика руководителя, тренера показывает: руководитель хуже относится к подчиненному – подчиненный начинает работать хуже.

Теперь альтернатива.
У хорошего руководителя плохих сотрудников не бывает.

Если Вы верите в своих сотрудников, восхищаетесь ими.
И наглядно транслируете свое отношение.
Какие основания должны быть у сотрудников выполнять свою работу некачественно?
А если все-таки они (основания) есть, то с той же верой и тем же восхищением Вы учите их.
Все по Синтону: до тех пор, пока это Ваши сотрудники, любите их, цените их, обучайте их, восхищайтесь ими.
И – требуйте.

Просто верить мало.
Надо еще обучать.
И требовать.
Когда Вы верите в него, сотрудник это чувствует, и любое управленческое воздействие (даже наказание) воспринимает адекватно.

Важные дополнения:

  1. Без розовых очков. Если Вы недовольны работой сотрудника, важно это обозначить, разобрать, научить, закрепить.
  2. «Лошадь сдохла – слезь». Если подчиненный упорно не ценит Вашего отношения, возможно, стоит принять решение перевести его «на удаленную работу». В смысле, удалить из компании.
  3. «Не завоевав сердце подчиненного, нельзя наказывать, а завоевав сердце, нельзя не наказывать». Ваше восхищение сотрудником – не повод «простить» проступок. Другое дело, что важно соблюдение принципа «Жестко с проблемой, мягко с человеком».

Верьте в своих сотрудников.
Восхищайтесь ими.
И поэтому – требуйте.

Результативного управления!

Вводное занятие Университета

Эффект Пигмалиона

08.11.2018 920 0 Время на чтение: 9 мин. Эффект Пигмалиона (Розенталя)Эффект Пигмалиона (Розенталя)

В этой публикации речь пойдет об интересном психологическом явлении, которое получило названия «эффект Пигмалиона» или «эффект Розенталя». Ознакомившись со статьей, вы узнаете, что такое эффект Пигмалиона в психологии, как он действует, каковы его особенности, какую пользу и вред он может принести, как его можно применять для достижения успеха в своих начинаниях. Итак, обо все по порядку.

Что такое эффект Пигмалиона (Розенталя)?

Один из греческих мифов повествует о скульпторе Пигмалионе, который создал скульптуру девушки, назвал ее Гелатея и впоследствии влюбился в нее. Чувства скульптора были настолько сильны, что скульптура ожила и ответила ему взаимностью.

Отсюда и появилось название «эффект Пигмалиона».

Эффект Пигмалиона — это явление, суть которого в психологическом самовнушении, в мысленном восприятии фактов и событий таким образом, чтобы они приводили к желаемому результату. Это некое искажение реальности. Под действием такого эффекта можно получить даже невероятные результаты, но можно и серьезно навредить себе.

Самый простой пример. Человек может внушить себе, что он способен без страховки взобраться на высокую отвесную скалу. Возможно, такая уверенность и позволит ему успешно совершить это восхождение. Но возможно, он просто упадет и разобьется.

Эффект Пигмалиона исследовал и обозначил психолог из США Роберт Розенталь в 1966 году, поэтому он также известен под названием «эффект Розенталя». Розенталь проводил многочисленные эксперименты, доказавшие на практике, что этот эффект работает.

Так, например, когда в одной из школ учителям сказали, что они будут обучать одаренных детей с более высоким IQ, со временем в этой школе дети показали лучшие результаты успеваемости, хоть фактически, изначально они были такими же, как все.

Когда людей попросили наблюдать за крысами, преодолевающими полосу препятствий, и фиксировать их результаты, лучшие результаты были зафиксированы у крыс, которых преднамеренно назвали более умными, хотя они тоже ничем не отличались от своих сородичей.

Однако, по итогам своих опытов Розенталь констатировал, что в отдельных случаях люди все же не подвергались воздействию эффекта. Из чего сделал вывод, что одних убеждений и установок может оказаться недостаточно: иногда требуется воздействие каких-то дополнительных факторов.

Как работает эффект Розенталя?

Каков принцип действия эффекта Пигмалиона? Он основывается на психологических установках, которые человек посылает в свой мозг. Когда эти установки слишком сильные, мозг воспринимает желаемое как реальность, отождествляя эти две категории, потому что становится не способен отличить одно от другого. И, соответственно, на подсознательном уровне человек начинает воспринимать свои представления и воображения реальностью, и действовать так, как будто они реальны.

Именно на эффекте Розенталя основаны такие популярные ныне техники как визуализации и аффирмации. Человек целенаправленно проговаривает и прокручивает у себя в голове желания до тех пор, пока мозг не начнет воспринимать их как реальность.

Эффект Пигмалиона в психологии управления

Одна из основных сфер применения эффекта Пигмалиона на практике — бизнес-менеджмент, психология управления. Многие современные методы мотивации персонала или слабоэффективны, или требуют существенных финансовых затрат. И тогда продвинутые управленцы стараются влиять на производительность труда своих сотрудников, используя эффект Розенталя.

Сотрудникам активно внедряется информация о том, как они важны для компании, что именно они — движущая сила, которая способна «свернуть горы», что каждый сотрудник — член большой и дружной коллективной семьи и очень важный «винтик» в общем механизме работы предприятия. Конечно же, это не только слова: руководство старается максимально продемонстрировать это на практике, уделяя огромное внимание корпоративной культуре.

Например, каждого сотрудника руководитель лично поздравляет с днем рождения, на все праздники и не только организуются выездные корпоративные мероприятия, сотрудникам дарят аксессуары с логотипом компании и т.д.

При грамотном подходе, эффект Пигмалиона начинает действовать, каждый сотрудник начинает ощущать свою незаменимую важность для компании и стараться выполнять работу так, как для самого себя, для своей семьи. В результате повышается эффективность труда каждого сотрудника и производительность, прибыльность компании в целом.

Как применять эффект Пигмалиона? (Примеры)

Уже знание того, как работает эффект Пигмалиона, дает вам хороший инструмент самомотивации, который вам остается лишь грамотно применять, так, чтобы он приносил пользу, а не вред.

Главный принцип применения эффекта Розенталя на практике таков: мыслить нужно позитивно, внушая себе позитивный исход тех или иных событий. И, наоборот, не программировать себя на негативные события, потому что под воздействием эффекта Пигмалиона они могут произойти. При этом для достижения эффекта не достаточно лишь психологического программирования на успех. Позитивный настрой следует подкреплять практикой и реальными действиями, шагами к достижению поставленной цели.

Этот принцип можно применять к любым сферам человеческой жизнедеятельности: от деловой сферы до личных отношений. Для наглядности рассмотрим несколько примеров.

Если вы придете на собеседование с уверенностью, что вас возьмут на работу, у вас будет намного больше шансов пройти его успешно. Однако, эта уверенность должна быть подкреплена вашим реальным опытом, навыками, знаниями.

Если вы будете постоянно переживать о том, что ваш бизнес провалится и приведет к убыткам, есть все шансы, что в итоге так и случится.

Если вы будете доверять своему партнеру в семье и визуализировать свое светлое будущее с ним, делая при этом свой вклад в это будущее, вы, скорее всего, вместе проживете долгую и счастливую жизнь.

Если же вы не будете доверять своему партнеру, будете постоянно подозревать его в измене и следить за ним, вы добьетесь желаемого: когда-нибудь он вам изменит.

Теперь вы имеете представление о том, что такое эффект Пигмалиона (Розенталя), и как он работает. Принимайте к сведению и используйте себе во благо.

Я же на этом прощаюсь с вами. Успехов во всех начинаниях и финансового благополучия! До новых встреч на Финансовом гении!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *