Розенталь роберт: Эффект Розенталя — Википедия – Эффект Пигмалиона: как ожидания меняют действительность

Автор: | 13.05.2020

Содержание

Эффект Розенталя — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования и так далее.

Американский психолог Роберт Розенталь (Robert Rosenthal) назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Схожим механизмом является проективная идентификация (в психоанализе).

Эксперимент с симпатией[править | править код]

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер[1] проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию: некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнёру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнёру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнёру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности[править | править код]

  1. ↑ Curtis, R. C., & Miller, K. (1986). Believing another likes or dislikes you: Behavior making the beliefs come true. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 284—290.
  • Аронсон Э., Эйкерт Р., Уилсон Т. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. — 5-е международное издание, дополненное и расширенное. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — ISBN 5-93878-134-5.
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 66. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.

Эффект Пигмалиона: как ожидания меняют действительность

Эффект Пигмалиона, Розенталя или предвзятости экспериментатора — разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия.

Экскурс в историю

Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: в начале учебного года они выделили учеников из разных классов начальной школы, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ, чем их одноклассники. На самом деле никаких выдающихся способностей у них обнаружено не было и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование в конце года показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.

По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.

Преподаватели, ожидая высоких результатов, подходили к процессу обучения выбранной группы иначе, допуская больше свободы творчества и стараясь вдохновить учеников. Розенталь и Якобсон отнесли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Ещё один пример из истории, предшествующий эксперименту Розенталя, — конь Умный Ганц, принадлежавший преподавателю и коневоду Уильяму фон Остину. Животное отвечало на заданные вопросы ударом копыта с точностью до 90%. Конь складывал, умножал и называл время и дату. Естественно, это вызвало интерес не только у зевак, но и у психологов.

Психолог и биолог Оскар Пфунгст приехал познакомиться с Ганцем лично. Оказалось, что животное не только не понимает человеческую речь, но и не способно осуществлять математические расчёты. Так как получились эти 90% точности ответов? Дело в том, что и хозяин, и зрители подавали невербальные сигналы, когда Ганц выдавал правильный ответ. Пфунгст обнаружил, что как только Ганц доходил до правильного ответа, спрашивающий опускал голову. А если коню надевались шоры, то он ошибался.

Принцип работы эффекта Пигмалиона

Дело в том, что наш мозг с трудом отличает восприятие и ожидание. Социолог Роберт Мёртон описал самосбывающиеся пророчества, к которым относится эффект Пигмалиона, как самогипноз. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится правдой. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на реальность.

Ещё один эксперимент , проведённый Ребеккой Кёртис и Кимом Миллером, это подтверждает. В двух группах студенты были объединены в пары. Участникам одной группы вложили в голову заведомо ложное утверждение, что они симпатичны своему партнёру, а участникам другой — обратное. После этого парам предложили пообщаться. И результат оправдал себя.

Студенты, полагающие, что симпатичны партнёру, были более уступчивы в разговоре, шли на контакт, и манера общения была более приятной, чем в тех парах, которые считали иначе.

Кроме того, студенты, которые думали, что нравятся партнёру, действительно заручились большей симпатией, нежели участники из противоположных пар.

Наверняка вы не раз подвергались эффекту Пигмалиона, сами того не замечая. Например, думая, что не справимся с определённой задачей, мы опускаем руки, а наше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что всё получится и вы справитесь, действия и результат будут иными.

Эффект Пигмалиона на практике

На самом деле эффект Пигмалиона — секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, мысли, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнение об эффекте Пигмалиона в менеджменте. В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых.

Если у руководителя высокие ожидания в отношении своих подчинённых, то продуктивность будет высока. Если же ожидания будут низкие, то и продуктивность снизится.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США

Ливингстон считал, что руководители должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное.

Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны.

Если подчинённые не соответствуют ожиданиям начальства, которые близки к их собственным, производительность и стремление к успеху снижаются.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США

Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда.

Читайте также

Эффект Пигмалиона (Розенталя) в психологии

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.

Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.

Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И, несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.

Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.

История появления эффекта Пигмалиона

Пигмалион

Свое название феномен получил в честь персонажа древнегреческой мифологии — античного скульптора Пигмалиона. Однажды Пигмалион создал из слоновой кости статую прелестной девушки. Увидев результат своей работы, создатель без памяти влюбился в свое творение. Он осыпал ее поцелуями, преподносил дорогие подарки, неустанно восхищался ею.

Потом скульптор обратился за помощью к богине любви Афродите. Принеся ей дары, Пигмалион от всего сердца попросил о встрече с женщиной, похожей на статую. Его чувство и желание были настолько искренними, что богиня сжалилась над ним и оживила статую.
Этот миф является четкой демонстрацией того, что искренняя вера человека способна на многое.

Эффект Пигмалиона в психологии заключается в том, что человек, убежденный в подлинности информации, строит свою линию поведения таким образом, что эта информация находит подтверждение.

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона также принято называть эффектом Розенталя, благодаря американскому психологу Роберту Розенталю, который в процессе экспериментальных исследований открыл этот феномен.

Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»

Первый эксперимент Роберта Розенталя - «крысиная мотивация»

В ходе эксперимента, проводимого Р. Розенталем, участникам было предложено выполнить определенные действия с несколькими группами лабораторных крыс: наблюдать за поведением грызунов в специально сооруженном лабиринте.

Первой экспериментальной группе подопытных охарактеризовали как «сообразительных», второй – с ограниченными умственными способностями. В первой группе исследователи отмечали благосклонное отношение к подопытным со стороны участников эксперимента. Это наблюдалось в проявлении ласки, всяческого поощрения при верном выполнении подопытными поставленных задач. Тем самым наблюдатели оказывали положительное влияние на поведение «сообразительной» группы крыс.

Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»

Второй эксперимент  - «Ученики-отличники»

Спустя некоторое время Роберт Розенталь совместно с психологом и директором школы Ленорой Якобсон провели похожий эксперимент. В роли испытуемых здесь выступали учителя. В начале учебного года они выбрали учеников разных классов младшей школы. По тестовым показателям уровень IQ и таланта данных учеников оказался несколько выше, чем у одноклассников. В действительности указанные ученики не обладали никакими выдающимися способностями и были выбраны случайным образом. Однако учителям сообщили обратное. Повторное исследование в конце года выявило повышенные результаты в контрольной группе и увеличение уровня IQ.

Психологи сделали заключение, что преувеличенные ожидания учителей оказали влияние на развитие учеников.

Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом. Предоставляли свободу творчества, поощряли учеников. Розенталь и Якобсон приравняли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля

Еще один эксперимент был проведен в израильской армии. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней.

Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя

Ожидания человека

Розенталь определил ряд важных особенностей данного эффекта:

  1. Ожидания человека влияют на характер полученных им данных.
  2. Риск эффекта Розенталя значительно возрастает, если экспериментатор и испытуемый были заведомо знакомы.
  3. Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к проявлению эффекта Пигмалиона.

Исходя из указанных особенностей, экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • регулирование числовых результатов: занижение слишком высоких баллов и повышение излишне низких показателей;
  • стремление к усреднению полученных данных.

Эти причины свидетельствуют о том, что эффект Пигмалиона является угрозой достоверности психологических исследований. Причем оказывать воздействие феномен может как во время эксперимента, так и при подсчете результатов.

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект Розенталя нередко проявляется в жизни любого человека:

  • наиболее распространенный пример — заниженная самооценка. Человеку сложно добиться карьерного роста, если он оценивает свои умственные способности ниже среднего уровня. По причине неприятия себя и своей внешности возникают трудности в личной жизни;
  • проявление данного феномена наблюдается и в медицине. При совместном конструктивном настрое врача и пациента в период лечения результаты в большинстве случаев окажутся положительными. В свою очередь негативные эмоции лечащего врача пагубно влияют на общее состояние пациента. В результате – ухудшение состояния здоровья
  • в педагогике также возможно проявление эффекта Пигмалиона. При пренебрежительном отношении учителя к ученику показатели в учебе ребенка окажутся низкими. Это влечет за собой плохую успеваемость, девиантное поведение. В данном примере причина такого поведения ученика кроется в самом учителе, его субъективном отношении к воспитаннику. Ребенок подсознательно перенимает навеянный ему образ хулигана и лентяя.

Этим феноменом поясняются высокие показатели успеваемости «фаворитов» преподавателей и низкие показатели учеников, которых учителя по ряду причин недолюбливают.

Эффект Розенталя и бизнес

Эффект Розенталя и бизнес

В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.

Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.

Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.

И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.

Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.

Эффект Пигмалиона в бизнесе

Заниженный уровень ожидания со стороны администрации способствует проявлению ошибок и неудач в работе подчиненных.

Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.

Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона способен коренным образом повлиять на жизнь человека:

  • зная о существовании этого феномена, человек может созерцать его в действии, минимизировать негативное влияние и использовать в целях саморазвития;
  • как таковой эффект Розенталя не является приемом развития интеллекта и ментальных способностей. Он выступает в роли мотивации. Обеспечив благоприятные созидающие установки и избавившись от негативных мыслей, в наших силах достигнуть высоких результатов в учебе, работе, спорте и других сферах. Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация влияют на повышение нашей самооценки. Вера людей вдохновляет нас. Это затрагивает наши ожидания относительно самих себя. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату;
  • отслеживая пагубное влияние феномена, возможно взять его под контроль и противостоять негативным установкам. Ведь пессимистические ожидания эквивалентны порочному кругу. Нужно обладать большой силой воли, чтобы находить позитивное в ряде негативных обстоятельств;
  • наша уверенность в способностях родных и близких нам людей откроет для них доступ к скрытым внутренним резервам. Частично в этом и заключается актуальная в наше время техника визуализации желаний. Особенно это очень важно в процессе воспитания детей. Обязательно говорите своим детям, что им под силу любые трудности, они со всем справятся. И положительный результат не заставит себя ждать!
  • зная принцип работы эффекта Розенталя и взяв его под контроль, возможно добиться больших успехов в сфере бизнеса. Он ценен улучшением производительности компании. Необходимы лишь позитивное отношение к своим подчиненным и вера в их способности.

Заключение

Эффект Пигмалиона (Розенталя) поясняет ряд загадочных явлений. Теория носит серьезный и спорный характер. Однако факт ее достоверности неоднократно доказан на практике и подтвержден реальными примерами. Все проведенные опыты, которые были направлены на подтверждение реальности данного феномена, имели успех.

В то же время не стоит забывать, что у каждого человека существует предел возможностей. Неразумно завышать требования – они снижают мотивацию. Цель должна быть трудной, но достижимой. Лишь при таких условиях продуктивность возрастет.

Светлана Сонора

Высшее образование по специальности «Психология», кафедра психологии (включает все отрасли психологии). Окончила Донецкий институт социального образования. Автор статей по педагогической и семейной психологии

Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя) | Sherbakova.com

Псевдоастрологи, маги, всевозможные ясновидящие, гадалки успешно используют в своей практике эффект Пигмалиона (Розенталя). Уверена, что о Роберте Розентале они ничего не слышали, а об эффекте и подавно. Но, тем не менее, те, кто пользуется их услугами, ловятся на этот крючок. Что же это за эффект-то такой, который позволяет им обдирать некоторых до нитки?

Обо всём по-порядку. Освежим память и проведём небольшой экскурс в прошлое, вспомним один из мифов Древней Греции о Пигмалионе.
Пигмалион был скульптором. Он создал из слоновой кости статую девушки Галатеи. Для него она была совершенством женской красоты. Он влюбился в неё, дарил подарки, покупал красивые платья. А Галатея отвечала ему холодным молчанием. Пигмалион очень страдал от безответной любви.

Пигмалион и его статуя Галатея
Мифы Древней Греции

Он обратился за помощью к богине Афродите и попросил её найти ему жену, похожую на Галатею.
Удивлённая такой неистовой любовью, богиня оживила статую, и Галатея стала женой Пигмалиона (такие вот древнегреческие любовные страсти). Но вернёмся к «Эффекту Пигмалиона», «Эффекту Розенталя».

Что включает в себя понятие «Эффект Пигмалиона (Розенталя)»

В шестидесятые годы прошлого столетия американский учёный Роберт Розенталь (профессор, ведущий специалист в области психологии личности, клинической и социальной психологии), в одной из школ Сан-Франциска провёл эксперимент с учащимися и педагогами. Учителям было сказано, что, благодаря новым экспериментальным тестам, можно выявить из общей массы наиболее одарённых учащихся с высоким уровнем интеллекта. И, при особом педагогическом подходе, они могут раскрыть и развить интеллектуальный потенциал этих детей.

Американский психолог Роберт Розенталь
(Robert Rosenthal)

Главное в том, что Розенталь пользовался обычными тестами и спонтанно указал на детей как бы «особо одарённых». На самом деле – это были обычные учащиеся, ничем не отличающиеся от других. Через год он провёл то же тестирование с той же группой учащихся и получил удивительные результаты: группа «особо одарённых» действительно показала высокие результаты уровня интеллектуального развития.

Суть в том, что влияние «Эффекта Розенталя» происходило неосознанно. Учителя, уверенные в том, что эти дети – будущие таланты, стали уделять им особое внимание, считать лучшими в классе, приписывать им положительные качества. То есть, во что поверили, чего ожидали, то и сбылось. Вот она – сила убеждения и ожидания чуда!

Роберт Розенталь объяснил свой эффект тем, что учителя имели определённые ожидания на успех детей и передавали свои настроения детям. Сработал эффект, и пророчества Розенталя сбылись. Назвал он это «чудо» «Эффектом Пигмалиона», проводя параллель с мифическим персонажем. Чаще психологи называют этот феномен «Эффектом Розенталя». Розенталь проводил множество подобных экспериментов в подтверждение результата эффекта.

Обобщим: если человек верит в своё предсказание, то в итоге он и ведёт себя так, что его мысли, решения и действия приводят к осуществлению пророчества. Главное, чтобы это было во благо!

Как это работает?

Наши убеждения в отношении себя и других людей влияют на наше поведение и на убеждения и поведение других в отношении нас. Вольно или невольно мы верим в то, что говорят нам другие. Поступившую информацию обрабатывает головной мозг, создаются новые нейронные связи. Убеждения и жидания изменяют биохимию мозга. Они влияют на нашу психику так, что человек делает свои убеждения реальностью. Убеждения – это то, во что мы верим, именно поэтому они могут стать реальностью. Мы закладываем новую программу наших действий: начинаем выискивать факты, подсказки в окружающей жизни в подтверждение этих самых убеждений. Эксперимент Розенталя был направлен на благие намерения: дети действительно показали высокие результаты. А если бы он предсказал негативный результат, то всё было бы иначе.

«Эффект Пигмалиона/Розенталя» укоренился в жизни людей. Вернёмся к нашим псевдоастрологам, магам, колдунам и всякому другому сброду. Ваше психологическое состояние они оценят сразу, покрутят в полумраке под носом стеклянным шаром и предскажут будущее, не забыв упомянуть о том, что на вас наложена порча. Запрограммируют вас на негатив, дабы вы ещё раз вернулись на сеанс «излечения». То есть они убедили вас, что при их помощи вы будете здоровы и у вас «будет счастье». Понимая, что вы «испорчены порчей», будете ощущать всё больше и больше на себе телесное недомогание и бежать к ним вновь для оздоровления и получения будущей порции долгожданного счастья.

Вы ожидаете исполнения пророчества, что и определяет характер ваших действий и модель поведения. После нескольких сеансов шептанний, манипуляций руками, пробы заговорённой на здоровье и успех микстуры (эффект плацебо) вы действительно почувствуете себя физически лучше, т.е. будете убеждены, что излечиваетесь. Никакой мистики и волшебства: вам стало лучше – сработал «эффект Розенталя».

То же самое происходит с нами, когда мы вычитываем гороскопы в журналах, убеждаем себя, что астрологические пророчества сбудутся и получаем то, во что поверили, т.е. «за что боролись, на то и напоролись». Журнальные гороскопы – это бред. Профессиональному астрологу нужно затратить много времени и знаний для составления гороскопа одному человеку, не говоря уж об общей массе.

В заключение

Мы, зачастую, ставим перед собой цели, которые требуют серьёзной работы, творческого подхода и продолжительного времени для их реализации. Но ведь хочется, чтобы «здесь и сейчас», да и без особых наших усилий. Пусть свершится чудо, пока я лежу на диване, да и по гороскопу навеяли о грядущем успехе. Не будет ни чуда, ни эффекта, пока не начнёте действовать.

Мы знаем, что мысли материальны. Значит надо мыслить позитивно и реально. Выстроить мысленно стратегию своих дальнейших действий для достижения цели, Убедить себя, что вы способны реализовать задуманное, верить в высокий результат своего замысла.

Высокие ожидания – это всегда стимул к развитию. Направляйте свои мысли в нужное русло. Используйте аффирмации (позитивные утверждения), при многократном повторении («я получаю новые знания; я продвигаюсь к цели; у меня получается; я верю в успех, я способен…») они заменят негативные образы и сформируют новые положительные, искоренят застаревшие стереотипы поведения. Стремитесь к лучшему, верьте в себя и всё получится!

что это и как его использовать

Те, кто еще помнит уроки русского языка и своды правил, могут подумать, что эффект Розенталя как-то связан с грамматикой или пунктуацией. Однако на самом деле это явление совсем не о правилах языка и названо в честь психолога Роберта Розенталя (Robert Rosenthal), проведшего эксперимент и доказавшего данный феномен. Сам же психолог называл его эффектом Пигмалиона. Разберем, что это за явление и как его использовать на практике.

Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?

Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества. Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталяосуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, [нужное вставить].

Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества. Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой. При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.

Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание.

Эффект Розенталя на практике

Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту. Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание. Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее.

Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая Как работает эффект Пигмалиона

Как работает эффект Пигмалионаличной жизнью. Здесь важно помнить о том, что эффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительные. В том числе на этом эффекте построено действие аффирмаций. Ваша внутренняя убежденность в том, что вы достигнете желаемого и добьетесь своей цели, определяет ваше поведение, оценку ситуации и принимаемые решения. Поэтому обратите внимание на правила составления аффирмаций – это шанс изменить жизнь в ту сторону, которую вы хотите.

Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».

Эффект Розенталя — Психологос

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

Американский психолог Р. Розенталь (Robert Rosenthal) назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Схожим механизмом является проективная идентификация в психоанализе.

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений, как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии, а отрицательные — противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер [1] проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

Розенталь Роберт / Rosenthal Robert

Подробности
Категория: Персоналии
Просмотров: 2630

Выдающийся профессор Психологии в Калифорнийском университете, Риверсайд. Его интересы включают сбывающиеся пророчества, которые он исследовал в известном исследовании Эффекта Пигмалиона: эффект ожиданий учителей на студентах.

Розенталь родился в Гиссене, Германия 2 марта 1933, и уехал из Германии со своей семьей в возрасте шести лет. В 1956 он был награжден доктором философии Калифорнийским университетом, Лос-Анджелес. Он начал свою карьеру как клинический психолог и затем двинулся в социальную психологию. С 1962 до 1999 он преподавал в Гарварде, стал председателем отдела психологии там в 1992, и профессором Эдгара Пирса Психологии в 1995. При уходе в отставку с Гарварда в 1999 он пошел в Калифорнию.

Большая часть его работы сосредоточилась на невербальной коммуникации, особенно ее влияние на ожидания: например, в ситуациях доктора-пациента или менеджера-служащего.

Много премий, которые он получил, включают Премию Золотой медали 2003 года за Жизненное Достижение в Науке о Психологии от американской Психологической Ассоциации и выборов в американскую Академию Искусств & Науках. В 2008 он стал Профессором университета в Калифорнийском университете в масштабе штата система.

 

Книги
  • Harrigan, J. A., Rosenthal, R., & Scherer, K. R. (Eds.). (2005).The new handbook of methods in nonverbal behavior research. Oxford, UK: Oxford University Press.
  • Rosenthal, R. (1991). Meta-analytic procedures for social research (rev. ed.). Newbury Park, CA: Sage.
  • Rosenthal, R. (1987). Judgment studies: Design, analysis, and meta-analysis. Cambridge, MA: Cambridge University Press.
  • Rosenthal, R. (1976). Experimenter effects in behavioral research (enlarged ed.). New York: Irvington.
  • Rosenthal, R. (1974). On the social psychology of the self-fulfilling prophecy: Further evidence for pygmalion effects and their mediating mechanisms. New York: MSS Modular.
  • Rosenthal, R., & Jacobson, L. (1992). Pygmalion in the classroom: Teacher expectation and pupils’ intellectual development (expanded ed.). New York: Irvington.
  • Rosenthal, R., & Rosnow, R. L. (2008). Essentials of behavioral research: Methods and data analysis (3rd ed.). New York: McGraw Hill.
  • Rosenthal, R., Rosnow, R. L., & Rubin, D. B. (2000). Contrasts and effect sizes in behavioral research: A correlational approach. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Rosnow, R. L.., & Rosenthal, R. (2008). Beginning behavioral research: A conceptual primer (6th ed.). Upper Saddle River, NJ: Pearson/Prentice Hall.
  • Rosnow, R. L., & Rosenthal, R. (1997). People studying people: Artifacts and ethics in behavioral research. New York: Freeman.

 

Статьи
  • Ambady, N., & Rosenthal, R. (1992). Thin slices of expressive behavior as predictors of interpersonal consequences: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 111, 256-274.
  • Harris, M. J., & Rosenthal, R. (1985). Mediation of interpersonal expectancy effects: 31 meta-analyses. Psychological Bulletin, 97, 363-386.
  • Rosenthal, R. (2002). Covert communication in classrooms, clinics, courtrooms, and cubicles. American Psychologist, 57, 839-849.
  • Rosenthal, R., & Rubin, D. B. (2003). r equivalent: A simple effect size indicator. Psychological Methods, 8, 492-496.
  • Westen, D., & Rosenthal, R. (2003). Quantifying construct validity: Two simple measures. Journal of Personality and Social Psychology, 84, 608-618.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *