Рационализация (психология) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Рационализа́ция (лат. rationalis — разумный, лат. ratio — разум) — механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины. Термин был предложен Зигмундом Фрейдом, в дальнейшем понятие развила его дочь Анна Фрейд.
Защитная функция рационализации состоит в попытке post factum создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации, или попытка оправдать неудачу или ошибку.
Например, пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное — самозащитой, а равнодушное — желанием сделать окружающих более самостоятельными. Во всех этих случаях решение, как поступить, принимается подсознательно и человек не осознаёт лежащей за ним мотивации. Если вдруг встаёт вопрос о причине принятого решения, и причина оказывается неблаговидной, часто человек вместо её осознания ищет рационально выглядящее оправдание, призванное убедить его и окружающих в разумных и благовидных причинах принятого решения. При этом человек и сам искренне верит в свои рационализации.
Знаменитый пример рационализации — басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный». Как видим из этого примера, рационализация может быть очень полезной и объективно приносить пользу. Проблемы начинаются тогда, когда рационализация используется для того чтобы выдавать себе индульгенции на деструктивное поведение.
Рационализация может противоречить логике и фактам, но это не обязательно. Её иррациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным.
Считается, что рационализация особенно характерна для обсессивных личностей.[2]
Также рационализация характерна для социопатов.
РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
- РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- термин, введенный Христианом Вольфом, для обозначения науки о душе, оперирующей, в отличие от эмпирической психологии, понятиями чисто душевных процессов и взаимосвязей. У Канта в «Критике рационального разума» рациональная психология наряду с онтологией, рациональной физикой и рациональной теологией выступает как один из четырех осн. разделов метафизики.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- РАЦИОНАЛИЗИРОВАНА
- РЕАГИРОВАНИЕ
Смотреть что такое «РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:
РАЦИОНАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ — РАЦИОНАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ (в истории науки) применение методологической модели роста и развития научного знания к описанию и объяснению исторических изменений в науке. Подвергнутое рациональной реконструкции историческое движение науки… … Философская энциклопедия
рациональная реконструкция — РАЦИОНАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ (истории науки) применение методологической модели роста и развития научного знания к описанию и объяснению исторических изменений в науке. Подвергнутое Р. р. историческое движение науки предстает как процесс,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
Психология — наука о душе (греч. ψυκή душа и λόγος понятие, слово). Создателем ее считают Аристотеля, написавшего сочинение О душе , в 3 книгах, и ряд специальных сочинений: о памяти и воспоминании, о сне и бодрствовании, о сновидениях, об ощущениях и их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Инженерная психология — одна из специальных дисциплин психологии (См. Психология). И. п. решает следующие задачи: 1) рациональная организация деятельности людей в системах «человек и машина» (См. Система человек и машина), предназначенных для управления и… … Большая советская энциклопедия
Мобилизации сотрудников психология — В юридической психологии управления термин «мобилизация», помимо его общеупотребительного толкования (как приведения к. л. в активное состояние, обеспечивающее успешное выполнение к. н. задачи), обозначает один из психологически ориентированных… … Энциклопедия современной юридической психологии
ВОЛЬФ — (Wolff) Христиан (1679 1754) нем. философ рационалист. Идеолог раннего Просвещения. Проф. в ун тах Галле и Марбурга (где в числе его учеников был М.В. Ломоносов). Сформировался под влиянием идей Р. Декарта, Э. Вейгеля, Э.В. Чирнхауза и особенно Г … Философская энциклопедия
Кант Иммануил — Жизненный путь и сочинения Канта Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с… … Западная философия от истоков до наших дней
КАНТ — (Kant) Иммануил (1724 1804) нем. философ, крупнейший представитель нем. идеализма. Доцент (1755 1770), проф. Кёнигсбергского ун та (1770 1796). В философии К. традиционно выделяется два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». Ранние… … Философская энциклопедия
Вольф Христиан — Энциклопедия знания Христиан Вольф, наиболее выдающийся представитель немецкого Просвещения, родился в Бреславле в 1679 г., учился в местной гимназии, где не стихали споры между католиками и протестантами. Позже он продолжил обучение в Иене,… … Западная философия от истоков до наших дней
Книги
- Психология религии в России XIX — начала XXI века, Антонов Константин Михайлович, Вевюрко Илья Сергеевич, Болдарева В. Н.. Данная монография представляет результаты проекта по изучению истории отечественной психологии религии. Целью данной работы является систематическая рациональная реконструкция истории… Подробнее Купить за 1197 руб
- Философия здравого смысла. Критика оснований разума. Антропология, культурология, психология, критика реальности с позиций здравого смысла. Книга 3, Гагаев А.А.. Здравый смысл — коллективная контролирующая физиолого-психическая и рациональная инстанция в системе теоретического, эмпирического, практического, повседневно-обыденного, эволюционного и… Подробнее Купить за 539 руб
- Философия здравого смысла. Критика оснований разума. Книга 3. Антропология, культурология, психология, критика реальности с позиций здравого смысла, А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. Здравый смысл — коллективная контролирующая физиолого-психическая и рациональная инстанция в системе теоретического, эмпирического, практического, повседневно-обыденного, эволюционного и… Подробнее Купить за 468 руб
это что такое в психологии, примеры из жизни
Рационализация – это выработанный в ходе столкновения с психоэмоциональными перегрузками способ объяснения механизмов реагирования внешнего и внутреннего мира с рационально-обусловленной позиции. Наиболее актуальными моментами служат ситуации отсутствия сознательного компонента, когда ситуация имеет бессознательную или неконтролируемую природу. Относится к защитному механизму, обусловленному использованием мышлением лишь части воспринимаемой из реальности информации, и подгона результата анализа, чтобы поведение выступало контролируемым и соответствующим действительности актом.
Рационализация – это защитный механизм, реализующий попытку объяснить необъясненное сознанием непонятное или не принимаемое поведение или же оправдать проступок, ошибку, в стремлении сохранить самооценку и позитивное самовосприятие. Коррелирует возникновение такого типа защиты с акцентуацией обсессивных и индивидуалистичных черт личности. Тем не менее, являясь наиболее распространенной, по численным показателям встречаемости, формой защиты от фрустрации, рационализация использовалась каждым, протекая в легкой или углубленной форме. Базовым стремлением к предсказуемости эмоциональных и действенных реакций, к стабильности окружающей системы, а также значимостью социальной желательности обусловлено возникновение рационализации, как наиболее социально приемлемого и эволюционно актуального способа защиты психики.
Рационализация в психологии
Рационализация в психологии это термин, введенный З.Фрейдом, а впоследствии и целая концепция, разработкой которой занималась А.Фрейд. Направлена рационализация на избегание внутриличностного конфликта, путем объяснения случившихся событий с точки зрения сознательного выбора, тогда как в реальности действия и выбор осуществлялись не контролирующей частью сознания, а под руководством бессознательных мотивов.
Рационализация – защитный механизм, позволяющий скрыть неприятные или неугодные мысли и чувства не только от общества, но также от самого себя. Являясь наиболее распространенным механизмом защиты психики от фрустрирующих моментов, рационализация не имеет ничего общего с намеренным обманом или попытками оправдаться. Весь механизм действия происходит вне контроля сознания, но может носить логическое обоснование и иметь под собой вполне существенные аргументы. Однако в построении рационализаторских концепций наличествует лишь малая доля истины, а остальное замещается фантазией и подменой понятий, что несет в себе угрозу для личности человека.
Мир рационализатора прост, строен, предсказуем, сам человек уверен, с повышенной самооценкой и сохраненным самоуважением. При таком подходе нарушена живая связь с реальностью и недоступны новые источники получения опыта, который часто приходит через болезненные ощущения. Обедняется сама личность человека, из которой вырезаются все негативные (относительно убеждений человека), но возможно вполне полезные (эволюционно) навыки, чувства и желания.
Рационализация в психологии это достаточно широкое по спектру проявления понятие – от защитного механизма психики нормального человека (не влияющего существенно на ход жизни и развития) до симптоматики психиатрической клиники, как одного из видов бреда (когда доказательная база, опирающаяся на логические построения направлена на поддержание бредовой концепции пациента).
Сложность в работе с данным типом психической реакции зависит от стадии рационализаторских убеждений. В одних случаях бывает достаточно легко показать человеку надуманность приводимых им доводов, после чего наступает работа с травматическими переживаниями, скрывающимися за не истинным объяснениями ситуации. А бывают случаи, когда логическое оспаривание и приведение любых фактов не дает никакого результата. В этом варианте моменты рационализации тесно сопряжены с непосредственной безопасностью Я человека или же стоят на страже глубокого травматического опыта. При наличии столь сильного сопротивления не имеет смысла силой ломать защиту, так как есть высокая вероятность, что психика не обладает в данной временной точке необходимыми ресурсами для интеграции опыта, который придется пережить в случае убирания защитной заслонки. В данном контексте имеет смыл сначала поработать над поиском ресурсов и подбираться к травматичной области аккуратно, ориентируясь на готовность клиента к контакту с собственным переживаниями.
Способы рационализации имеют два проявления – человек либо оправдывает себя, либо ищет объяснения в факторах, не имеющих отношения к его персоне (обстоятельства, действия других). Какое бы направление (относительно внутреннего мира или внешних факторов) не носила рационализация, стоит, прислушиваясь к действительности уловить тот момент, когда данный механизм приобретает серьезные объемы и становится непробиваем при простом разговоре и указании фактов. Также следует обратить внимание на длительное использование рационализации для обезболивания в месте повторяющихся случаев или относительно всего мира, как способ существования. В таких случаях стоит заглянуть к психотерапевтам, основная работа которых при снятии рационализации сводится к умению показать, что реальный мир не так ужасен, а истинные поступки и желания не приведут к глобальным катаклизмам. Что можно жить счастливым человеком, имея недостатки, негативные эмоции, агрессивные мысли – стоит лишь посмотреть, что так живут многие и найти свой собственный способ организации окружающего пространства так, чтобы мир или сам человек себе не был противен.
Рационализация в психологии – примеры из жизни
Рационализация в жизни выглядит как поиск смыслов и объяснений даже в тех моментах, когда стоит довериться ситуации, рискнуть или сделать упор на чувствование. Это один из способов избегания тревоги и сохранения мнимого чувства комфорта. Один из общих примеров будет выглядеть как поиск смысла в путешествии с непонятными людьми в незнакомую страну, когда речь идет о расширении кругозора, своего общения и эмоционального опыта. Тревога от предвкушения нового заставляет искать, как человеку это пригодится для его работы или совершенствования навыка. При отсутствии рационализации тревоги и признании факта ее наличия человек скорее проанализирует возможные риски, подготовится к особо волнующим моментам или откажется от мероприятия, если на данный момент не под силу совладать со всеми возможными трудностями.
Также рационализация может проявляться в объяснении собственного поведения, противоречащего нормам этики или морали. Например, пройдя мимо лежащего на тротуаре, мы объясняем это тем, что, скорее всего это алкоголик, а когда берем взятку, оправдываемся тем, что так поступают все и вообще без этих денег не купить новые сапоги, а уже зима. Стремление в объяснении собственных неудач внешними факторами направлено на перекладывание ответственности за неудачу на внешние факторы и тем самым сохранение чувства достоинства и самооценки. Можно выстроить целую систему доказательств того, что выговор был получен из-за плохого настроения шефа, а также что все поступившие на бюджет дали взятку или имеют блат. В таких историях человек выглядит невинной жертвой ужасного окружающего мира, а не лентяем, который завалил сроки проекта или не готовился к экзаменам.
Даже при внешне положительном поступке мы можем столкнуться с рационализацией, если спросим у человека истинные мотивы. В том случае, если они окажутся негативными или порицаемыми или же вступают в конфликт с внутренними представлениями о себе, человек выдаст крупицу правды и стройную рационализацию.
Данный механизм мешает замечать реальность, анализировать ее и делать выводы, набираясь опыта для дальнейшей жизни. Живя в иллюзорном мире собственной благополучности и предсказуемости мира, человек неизбежно сталкивается с событиями, которые оказываются сильнее этого механизма защиты и тогда удар оказывается сокрушительным, ведь навыка преодоления негатива не выработалось. И когда рушатся защитные стены, оказывается, что нужно учиться принимать себя несовершенного, а порой ужасного, смиряться с тем, что некоторые свои реакции и поступки вы сможете объяснить через длительное время раскопок на психотерапии и учиться жить в непредсказуемом мире, где у вас отсутствует контроль над всем происходящим.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Рационализация (психология) — это… Что такое Рационализация (психология)?
Рационализа́ция (лат. rationalis — разумный, лат. ratio — разум) — механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины. Термин был предложен Зигмундом Фрейдом, в дальнейшем понятие развила его дочь Анна Фрейд.
Описание
Защитная функция рационализации состоит в попытке post factum создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации, или попытка оправдать неудачу или ошибку.
Например, пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное — самозащитой, а равнодушное — желанием сделать окружающих более самостоятельными. Во всех этих случаях решение, как поступить, принимается подсознательно и человек не осознаёт лежащей за ним мотивации. Если вдруг встаёт вопрос о причине принятого решения, и причина оказывается неблаговидной, часто человек вместо её осознания ищет рационально выглядящее оправдание, призванное убедить его и окружающих в разумных и благовидных причинах принятого решения. При этом человек и сам искренне верит в свои рационализации.
Знаменитый пример рационализации — басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный». Как видим из этого примера, рационализация может быть очень полезной и объективно приносить пользу. Проблемы начинаются тогда, когда рационализация используется для того чтобы выдавать себе индульгенции на деструктивное поведение.[1]
Рационализация может противоречить логике и фактам, но это не обязательно. Её иррациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным.
Связь с типами личности
Считается, что рационализация особенно характерна для шизоидных личностей.[2]
Литература
Примечания
Рациональная психология. Как защитить себя от манипуляции и страданий: Psychology OnLine.Net
Рациональная психология. Как защитить себя от манипуляции и страданийДобавлено игорь эйдман
20.11.2009 (Правка 21.11.2009)
Рациональная психология. Как защитить себя от манипуляции и страданий.
Человек свободен жить в радости. Он никому ничего не должен. Не обязан соответствовать какому-то предназначению или традиции, служить идее, богу, семье, роду, нации, государству, сословию и т.д. У человека нет никакой божественной или иной идеальной миссии. У него нет целей вне собственного счастья. Оговоримся, что это счастье невозможно в полной мере без понимания того, что счастливы и близкие – родители, дети, любимая.
Человек воспринимает мир через собственные ощущения, эмоции. Отношение к событиям важнее самих этих событий. Объективным критерием того, плохо или хорошо живет человек, может быть только его внутреннее самоощущение.
Идеальная ситуация для человека та, когда он не испытывает негативных и ощущает максимум позитивных эмоций. Это состояние можно назвать полным душевным комфортом или счастьем. Если человек ощущает себя счастливым, значит, он счастлив на самом деле, чтобы при этом про него не говорили моралисты.
Единственная рациональная цель в жизни человека — минимизация негативных и максимизация позитивных эмоций, максимальное продление жизни в состоянии душевного комфорта.
Страдания – абсолютное зло для человека. Различные мистические школы делают из этого вывод: раз социальная жизнь полна страданий, необходимо спрятаться от нее (в себя, в медитацию, в монастырь, в ашрам, в астрал, в подвиг, в наркотики и т.п.). Но, они забывают об одном. Главная причина страданий – отсутствие удовлетворения, радости от реализации мотиваций, генетически заложенных в каждом нормальном человеке (физиологических, социальных, творческих – см. пирамиду Маслоу). А эта реализация недостижима в полной мере вне социума, без социальной деятельности.
Однако жизнь – диалектический процесс. Парадокс в том, что для того, чтобы избегать страданий, необходимо испытывать страдания. Для того чтобы избежать боли от нереализованности стремлений, приходится испытывать страдания в процессе преодоления препятствий на пути их реализации. Например, человек занимается творчеством, с усилием преодолевает лень, мучается от несовершенства созданного. Однако благодаря «мукам творчества», он впоследствии испытывает еще большую радость от творческой самореализации. Человек любит: страдает от расставаний, ревности, случающегося взаимонепонимания. Но эти неизбежные мучения – плата за радость любви.
На пути умножения радости нельзя обойтись совсем без страданий. Но отсутствие радости является самым страшным страданием. Здесь, извините за цинизм, можно применить экономическую терминологию. Рациональный человек поступает таким образом, чтобы совокупная эмоциональная «прибыль» от достижения каждой поставленной цели была выше психологических «затрат» на этот процесс. Универсальная цель такого поведения — максимум радости при минимуме страданий.
Некоторые последователи Фрейду считают, что поведением людей руководит воля к жизни и влечение к смерти (инстинкты Эрос и Танатос). В отличие от фрейдистов, я считаю, что человеческая психология рациональна и подчинена прежде всего интересам выживания каждого человека как особи и вида в целом. Инстинкт Эрос – источник позитивных эмоций, инстинкт Танатос – негативных. Негативные эмоции в определенном ограниченном объеме необходимы человеку для выживания в мире. Стремление к смерти рождено волей к жизни и служит ей, как бы это парадоксально не звучало. Воздействуя на человека в небольших, «гомеопатических» дозах, оно помогает реализовывать позитивные; социальные и творческие мотивации, восходящие к инстинкту Эрос. Под влиянием Танатос люди преодолевает инстинкт сохранения жизненных ресурсов (тратят физические и интеллектуальные усилия), повышая свой статус и самореализовываясь. Таким образом, воля к смерти помогает людям идти на страдания, неизбежные в процессе достижения радости, чтобы реализовывать свое стремление жить.
У здорового рационального человека воля к саморазрушению обуздана, она носит подчиненный, инструментальный характер. Однако стремление к смерти может выйти из под контроля, «забыть свое место». Человек начинает «множить страдания и скорбь», теряет радость жизни, становится несчастным, а в крайних случаях просто душевно заболевает.
Итак, психология человека диалектична: инстинкт Эрос противостоит инстинкту Танатос, стремлению к радости сопутствует мотивация к страданиям. Причем эта диалектичность универсальна, она относится ко всем мотивам человеческой деятельности. К чему бы человек не стремился, он подсознательно противится достижению этой цели. Стремится достичь и, одновременно, хочет разрушить достигнутое. Старается сохранить любовь и ее погубить, написать роман и его сжечь, добиться социального успеха и послать все в тартарары, сохранить свои сбережения и их просадить, защитить свое здоровье и угробить его курением и алкоголем и т.п..
Страдание как результат манипуляции
Конечно, инстинкт Эрос и связанные с ним созидательные мотивации у здоровых людей все же сильнее, чем Танатос. Иначе, мы все «давно самоубились бы», человечество просто не выжило. Поэтому для того чтобы негативные сценарии, диктуемые Танатос, реализовывались, а страдания с этим связанные, стали постоянным спутником человека, его стремлению к саморазрушению нужна внешняя помощь в виде манипулятивного влияния. Манипулировать поведением людей можно, только играя на их собственном стремлении к саморазрушению. В нормальной ситуации негативная мотивация к саморазрушению подавляется более сильным инстинктом Эрос. Манипуляция помогает тяге к саморазрушению побеждать волю к жизни. Внешняя манипуляция мешает человеку жить в гармонии с самим собой, заставляет его насиловать себя, идти против своего естественного стремления к счастью.
Негативные эмоции чаще всего являются реакцией на события, обостряющие внутренние психологические проблемы. Конечно, совсем избежать негативных событий в жизни не возможно. Но человек может сделать максимум, для того, чтобы сократить вероятность и частоту возникновения подобных ситуаций.
Настоящие, неотвратимые трагедии в жизни происходят редко. Основная причина проблем, угрожающих рациональным интересам и эмоциональному комфорту человека – внешняя манипуляция его поведением. Манипуляция со стороны государственной власти вынуждает человека терпеть насилие, произвол, эксплуатацию со стороны правящей элиты, погибать за ее интересы в войнах, обеспечивать ее безбедную жизнь. Религиозная манипуляция заставляет людей вместо того, чтобы реализовывать собственные рациональные интересы, подчинять свою жизнь авторитету священнослужителей, клерикальным догмам. Манипуляция потребительским спросом (реклама, маркетинг и пр.), в интересах бизнес-элиты, прививает искусственные потребительские и социальные стандарты, загоняющие людей в выматывающую потребительскую гонку. Манипуляция наемным трудом, в т.ч. корпоративная культура, направлена на то, чтобы заставить работников самозабвенно вкалывать в интересах буржуев-работодателей. Бытовая манипуляция со стороны сослуживцев или знакомых, стремящихся использовать окружающих в своих целях, отнимает время, силы, деньги, не принося ничего в замен.
В каждом частном случае манипуляция заставляет человека совершать неадекватный социальный обмен. Отдавать подлинные ценности – время, физические и интеллектуальные усилия, талант, социальные и материальные ресурсы и получать взамен фикцию, ложные обещания счастья, успеха.
Манипуляторы часто пытаются заместить в сознании людей сформировавшийся в раннем детстве образ всесильных родителей. Они позиционируют себя как могущественные спасателей, в руках которых счастье человека. Говорят: «купите нашу помощь в избавлении от страданий, слушайтесь нас, и тогда у вас все будет хорошо». Так ведут себя церковники всех религий, политики всех направлений, буржуи-работодатели, рекламисты-промоутеры. Но, вместо избавления от страдания, люди попадают в кабалу манипуляторов. Отчуждаются от реализации собственных интересов ради достижения чужых целей. Впустую тратят время жизни, силы, вместо того, чтобы направить их на реальное достижение своих задач.
Правящая элита пытается встроить каждого свободного человека в пирамиду манипуляции, заставить его не только починяться манипуляции, но и манипулировать другими людьми. Подвергаться манипуляции со стороны государства, элит, начальников и манипулировать подчиненными или клиентами. И в роли манипулятора, и в положении манипулируемых, человек неизбежно лишается радости от реализации своего творческого призвания.
Как инстинкту Танатос противостоит инстинкт Эрос, так манипуляции противостоит творчество. Этот дихотомический ряд можно описать так :
Мотивации Цели Механизм реализации мотивации, достижения цели Результат для общества
Инстинкт Эрос Жизнь, счастье Творчество Созидание
Инстинкт Танатос Смерть, страдание Манипуляция. Манипулятивное перераспределение, разрушение
У каждого человека есть собственное уникальное творческое предназначение. Без его реализации человек не может быть полноценно счастливым. В реальной социальной жизни под влиянием манипуляции люди зачастую отчуждается от этого естественного, наиболее эмоционально-комфортного для них, социального пути.
С детства нам внушают, что в социальной жизни; учебе, работе, необходимо постоянно преодолевать себя. Однако, если деятельность человека соответствует его творческому предназначению, он добьется успеха и без всякого принуждения. Цель рационального поведения – жить в гармонии с собой, а не преодолевать себя ради реализации чужих целей.
Рациональное поведение реализуется по следующей схеме: самопознание – осознание своего творческого предназначения – анализ оптимальных социальных возможностей для его реализации – выработка рациональной модели поведения – гармоничная творческая и социальная самореализация.
Самопознание, определение своего места в окружающей социальной реальности позволяет провести ревизию ценностей, расставить приоритеты; отделить собственное от навязанного, настоящее от фальшивого. Тогда, осознав свое творческое предназначение, человек сможет сделать его реализацию главной целью своей социальной деятельности. На основе анализа возможностей для достижения поставленной цели
рациональная психология Archives — Журнал «Психология»
Популярная рациональная психология
Можно ли защитить себя от страданий и манипуляции?
Как признает большинство психологов, страдания — следствие невозможности реализовать насущные биологические и социальные потребности. Для того чтобы минимизировать страдания необходимо понять:
- подлинны ли эти потребности или они навязаны манипуляцией, и отказ от них будет соответствовать рациональным интересам человека
- если потребности подлинные, может ли сегодняшнее страдание помочь более эффективной реализации их в будущем.
Человек, разобравшись в самом себе, может отказаться от навязанных потребностей и понять, что страдания не помогают в реализации его подлинных мотивов. А, значит, сократить страдания и приблизиться к счастью.
Каждый человек свободен жить в радости. Мы никому ничего не должны. Не обязаны соответствовать какому-то предназначению или традиции, служить идее, богу, семье, роду, нации, государству, сословию и т.д. У человека нет никакой божественной или иной идеальной миссии. У него нет целей вне собственного счастья. Оговоримся, что это счастье невозможно в полной мере без понимания того, что счастливы и близкие – родители, дети, любимая.
Человек воспринимает мир через собственные ощущения, эмоции. Отношение к событиям важнее самих этих событий. Объективным критерием того, плохо или хорошо живет человек, может быть только его внутреннее самоощущение.
Идеальная ситуация для человека та, когда он не испытывает негативных и ощущает максимум позитивных эмоций. Это состояние можно назвать полным душевным комфортом или счастьем. Если человек ощущает себя счастливым, значит, он счастлив на самом деле, чтобы при этом про него не говорили моралисты.
Единственная рациональная цель в жизни человека — минимизация негативных и максимизация позитивных эмоций, максимальное продление жизни в состоянии душевного комфорта.
Страдания – абсолютное зло для человека. Различные мистические школы делают из этого вывод: раз социальная жизнь полна страданий, необходимо спрятаться от нее (в себя, в медитацию, в монастырь, в ашрам, в астрал, в подвиг, в наркотики и т.п.). Но, они забывают об одном. Главная причина страданий – отсутствие удовлетворения, радости от реализации мотиваций, генетически заложенных в каждом нормальном человеке (физиологических, социальных, творческих – см. пирамиду А. Маслоу). А эта реализация недостижима в полной мере вне социума, без социальной деятельности.
Однако жизнь – диалектический процесс. Парадокс в том, что для того, чтобы избегать страданий, необходимо испытывать страдания. Для того чтобы избежать боли от нереализованности стремлений, приходится испытывать страдания в процессе преодоления препятствий на пути их реализации. Например, человек занимается творчеством, с усилием преодолевает лень, мучается от несовершенства созданного. Однако благодаря «мукам творчества», он впоследствии испытывает еще большую радость от творческой самореализации. Человек любит: страдает от расставаний, ревности, случающегося взаимонепонимания. Но эти неизбежные мучения – плата за радость любви.
На пути умножения радости нельзя обойтись совсем без страданий. Но отсутствие радости является самым страшным страданием. Здесь, извините за цинизм, можно применить экономическую терминологию. Рациональный человек поступает таким образом, чтобы совокупная эмоциональная «прибыль» от достижения каждой поставленной цели была выше психологических «затрат» на этот процесс. Универсальная цель такого поведения — максимум радости при минимуме страданий.
Некоторые последователи Фрейду считают, что поведением людей руководит воля к жизни и влечение к смерти (инстинкты Эрос и Танатос). В отличие от фрейдистов, я считаю, что человеческая психология рациональна и подчинена прежде всего интересам выживания каждого человека как особи и вида в целом. Инстинкт Эрос – источник позитивных эмоций, инстинкт Танатос – негативных. Негативные эмоции в определенном ограниченном объеме необходимы человеку для выживания в мире. Стремление к смерти рождено волей к жизни и служит ей, как бы это парадоксально не звучало. Воздействуя на человека в небольших, «гомеопатических» дозах, оно помогает реализовывать позитивные; социальные и творческие мотивации, восходящие к инстинкту Эрос. Под влиянием Танатос люди преодолевает инстинкт сохранения жизненных ресурсов (тратят физические и интеллектуальные усилия), повышая свой статус и самореализовываясь. Таким образом, воля к смерти помогает людям идти на страдания, неизбежные в процессе достижения радости, чтобы реализовывать свое стремление жить.
У здорового рационального человека воля к саморазрушению обуздана, она носит подчиненный, инструментальный характер. Однако стремление к смерти может выйти из под контроля, «забыть свое место». Человек начинает «множить страдания и скорбь», теряет радость жизни, становится несчастным, а в крайних случаях просто душевно заболевает.
Итак, психология человека диалектична: инстинкт Эрос противостоит инстинкту Танатос, стремлению к радости сопутствует мотивация к страданиям. Причем эта диалектичность универсальна, она относится ко всем мотивам человеческой деятельности. К чему бы человек не стремился, он подсознательно противится достижению этой цели. Стремится достичь и, одновременно, хочет разрушить достигнутое. Старается сохранить любовь и ее погубить, написать роман и его сжечь, добиться социального успеха и послать все в тартарары, сохранить свои сбережения и их просадить, защитить свое здоровье и угробить его курением и алкоголем и т.п..
Страдание как результат манипуляции
Конечно, инстинкт Эрос и связанные с ним созидательные мотивации у здоровых людей все же сильнее, чем Танатос. Иначе, мы все «давно самоубились бы», человечество просто не выжило. Поэтому для того чтобы негативные сценарии, диктуемые Танатос, реализовывались, а страдания с этим связанные, стали постоянным спутником человека, его стремлению к саморазрушению нужна внешняя помощь в виде манипулятивного влияния. Манипулировать поведением людей можно, только играя на их собственном стремлении к саморазрушению. В нормальной ситуации негативная мотивация к саморазрушению подавляется более сильным инстинктом Эрос. Манипуляция помогает тяге к саморазрушению побеждать волю к жизни. Внешняя манипуляция мешает человеку жить в гармонии с самим собой, заставляет его насиловать себя, идти против своего естественного стремления к счастью.
Негативные эмоции чаще всего являются реакцией на события, обостряющие внутренние психологические проблемы. Конечно, совсем избежать негативных событий в жизни не возможно. Но человек может сделать максимум, для того, чтобы сократить вероятность и частоту возникновения подобных ситуаций.
Настоящие, неотвратимые трагедии в жизни происходят редко. Основная причина проблем, угрожающих рациональным интересам и эмоциональному комфорту человека – внешняя манипуляция его поведением. Манипуляция со стороны государственной власти вынуждает человека терпеть насилие, произвол, эксплуатацию со стороны правящей элиты, погибать за ее интересы в войнах, обеспечивать ее безбедную жизнь. Религиозная манипуляция заставляет людей вместо того, чтобы реализовывать собственные рациональные интересы, подчинять свою жизнь авторитету священнослужителей, клерикальным догмам. Манипуляция потребительским спросом (реклама, маркетинг и пр.), в интересах бизнес-элиты, прививает искусственные потребительские и социальные стандарты, загоняющие людей в выматывающую потребительскую гонку. Манипуляция наемным трудом, в т.ч. корпоративная культура, направлена на то, чтобы заставить работников самозабвенно вкалывать в интересах буржуев-работодателей. Бытовая манипуляция со стороны сослуживцев или знакомых, стремящихся использовать окружающих в своих целях, отнимает время, силы, деньги, не принося ничего в замен.
В каждом частном случае манипуляция заставляет человека совершать неадекватный социальный обмен. Отдавать подлинные ценности – время, физические и интеллектуальные усилия, талант, социальные и материальные ресурсы и получать взамен фикцию, ложные обещания счастья, успеха.
Манипуляторы часто пытаются заместить в сознании людей сформировавшийся в раннем детстве образ всесильных родителей. Они позиционируют себя как могущественные спасателей, в руках которых счастье человека. Говорят: «купите нашу помощь в избавлении от страданий, слушайтесь нас, и тогда у вас все будет хорошо». Так ведут себя церковники всех религий, политики всех направлений, буржуи-работодатели, рекламисты-промоутеры. Но, вместо избавления от страдания, люди попадают в кабалу манипуляторов. Отчуждаются от реализации собственных интересов ради достижения чужых целей. Впустую тратят время жизни, силы, вместо того, чтобы направить их на реальное достижение своих задач.
Правящая элита пытается встроить каждого свободного человека в пирамиду манипуляции, заставить его не только починяться манипуляции, но и манипулировать другими людьми. Подвергаться манипуляции со стороны государства, элит, начальников и манипулировать подчиненными или клиентами. И в роли манипулятора, и в положении манипулируемых, человек неизбежно лишается радости от реализации своего творческого призвания.
Как инстинкту Танатос противостоит инстинкт Эрос, так манипуляции противостоит творчество. Этот дихотомический ряд можно описать так :
Мотивации | Цели | Механизм реализации мотивации, достижения цели | Результат для общества |
Инстинкт Эрос | Жизнь, счастье | Творчество | Созидание |
Инстинкт Танатос | Смерть, страдание | Манипуляция. | Манипулятивное перераспределение, разрушение |
У каждого человека есть собственное уникальное творческое предназначение. Без его реализации человек не может быть полноценно счастливым. В реальной социальной жизни под влиянием манипуляции люди зачастую отчуждается от этого естественного, наиболее эмоционально-комфортного для них, социального пути.
С детства нам внушают, что в социальной жизни; учебе, работе, необходимо постоянно преодолевать себя. Однако, если деятельность человека соответствует его творческому предназначению, он добьется успеха и без всякого принуждения. Цель рационального поведения – жить в гармонии с собой, а не преодолевать себя ради реализации чужих целей.
Рациональное поведение реализуется по следующей схеме: самопознание – осознание своего творческого предназначения – анализ оптимальных социальных возможностей для его реализации – выработка рациональной модели поведения – гармоничная творческая и социальная самореализация.
Самопознание, определение своего места в окружающей социальной реальности позволяет провести ревизию ценностей, расставить приоритеты; отделить собственное от навязанного, настоящее от фальшивого. Тогда, осознав свое творческое предназначение, человек сможет сделать его реализацию главной целью своей социальной деятельности. На основе анализа возможностей для достижения поставленной цели, могут рационально решаться тактические задачи (где и как жить, учится, работать и зарабатывать, как поступать в различных профессиональных и бытовых ситуациях).
Абсолютно рациональное поведение — недостижимый идеал. Однако приближение к этому идеалу способно помочь человеку сделать социальную жизнь более комфортной, реализовать свое творческое предназначение, приблизиться к счастью.
Конечно, помимо манипуляции есть и другие причины иррационального поведения и связанного с ним эмоционального дискомфорта. Некоторые из них, объективно неизбежные на более ранних этапах эволюции, в современном человеческом обществе являются своеобразным психологическим атавизмом. Эти причины можно преодолеть, осознав их природу.
Страдание как сигнал об опасности (страх перед будущим)
«Страдание — явление, при котором объект испытывает отрицательный (неприятный) опыт, а также сопутствующее ему негативное эмоциональное или физическое состояние. Зачастую сопровождается физической болью или дискомфортом» (Википедия).
Страдания можно разделить на объективные — реакцию на тот или иной физический или эмоциональный раздражитель: боль, голод, холод, жажду, болезнь, сексуальную неудовлетворенность, нравственное унижение, потерю близких и т.п.. И субъективные – негативное эмоциональное состояние, не сопряженное непосредственно с происходящими в данный момент событиями, и являющееся следствием страха перед будущим или тяжелых воспоминаний о пережитом.
Состояние между болью и страхом, сочетание страданий от навязчивых воспоминаний о прошлом и ужаса перед будущим — типично для невротиков и «депрессантов». Психологи разных школ дают свои версии происхождения страха и душевной боли. Часто эти версии основываются на гипотезе об иррациональной природе поведения человека, «темных, до конца непознанных, силах из подсознания», которые заставляют его страдать. Я же думаю, что субъективные страдания имеют вполне простое и прозрачное рациональное и даже прагматичное происхождение.
Человек, как и другие живые существа, достаточно функционально устроен. Он ориентирован, прежде всего, на самосохранение и продолжение рода. Как известно, физическая боль выполняет функцию предупреждения о возможных угрозах; болезнях, травмах и т.д.. Животное, почувствовав боль, стареется проявлять осторожность, беречь поврежденный орган, экономить силы; человек — не лезть на рожон, обратиться к врачу.
Субъективные страдания также должны предупреждать о возникновении угрозы, побуждать к действиям по нейтрализации возникающих опасностей.
Лань увидела волка, испугалась и побежала, избегая угрозы быть съеденной. Человек услышал про проблемы в банке, испытал страх за свои сбережения, снял вовремя их со счета и избежал перспективы остаться без средств существования. Потом понял, что его подругу может отбить соперник, стал испытывать страдания, ревность. Начал действовать; наказал соперника, вновь обаял любимую, завел с ней ребенка, смог продолжить свой род.
Трагический повод для страданий – смерть родственника. Даже в этом случае, для первобытного человека страдание могло быть сигналом о возможных угрозах. Племя (стадо) с потерей своего члена, может ослабнуть, необходимо предпринять дополнительные усилия для самосохранения.
Кончено, человек не может не реагировать эмоционально на случившиеся негативные и тем более трагические события. Но несчастья, все же, с людьми, не относящимися к клиническим неудачникам, происходят довольно редко. Чаще негативные эмоции вызывают или еще не реализовавшиеся угрозы или воспоминания о давно произошедших печальных событиях.
Невротики, да и многие вполне здоровые люди, многократно прокручивают в сознании негативные варианты развития тех или иных ситуаций. «Вот, на меня косо посмотрел начальник, наверно он уже готовится меня выгнать с работы. Ой, у меня вскочил прыщ, может быть это начало какой-то страшной болезни. Мне, наверное, не дадут премии в этом году, как же меня будет пилить жена. Что я буду делать, если меня выгонят из университета». И т.д. и т.п. Конструируя в сознании негативные версии развития событий, человек начинает воспринимать их как неизбежную реальность и страдает от этого, как от чего-то уже случившегося. Ожидаемое несчастье, которое может и не произойти, становится реальной проблемой. Негативные эмоции получены, человек уже потерял душевный комфорт и пострадал.
Происхождение страха и страданий с ним связанных — рационально. Но для современного человека они уже давно потеряли функциональное значение и не являются необходимым элементом инстинкта самосохранения.
Даже в случае последующей реализации угрозы, страх не имеет рационального смысла. Человек, в отличие от своих животных предков, может предвидеть проблемы и принимать решения о действиях по их нейтрализации и без сигнала об опасности в виде собственных страданий. Ему не нужно страдать, чтобы вовремя среагировать на проблему. Он способен получать информацию об угрозах на основании разумного, логического анализа происходящего.
Человек, понявший причину своего страха и вызванных им страданий, может научиться блокировать, подавлять их в себе. Из цепочки: «негативная информация — страдание (страх и т.п.) — анализ — действие — решение проблемы», звено «страдание» может быть без ущерба для дела исключено. Принимая решения в состоянии сосредоточенности и покоя, человек сможет гораздо эффективней защищаться от различных угроз. Страх и депрессия — плохие помощники. Для нейтрализации возникающих проблем требуется совсем другое – оценка перспектив и рациональный выбор варианта дальнейших действий.
Человеку, стремящемуся сохранить душевный комфорт, необходимо научиться не переживать из-за мифических и даже реальных угроз будущего и не терзать себя воспоминаниями о прошлых несчастьях.
Страдание как результат актуализации накопленного негативного опыта
Страх перед будущим заставляет периодически обращаться к негативным воспоминаниям прошлого. Живые существа неизбежно совершают ошибки, ставящие под угрозу реализацию их инстинкта самосохранения. Если эти ошибки не оказываются фатальными, они рефлекторно фиксируют их, чтобы больше не повторять. «По этому крутому склону надо спускаться осторожно, а то упадешь; с этим более сильным самцом за самку драться опасно — порвет и т.п.».
Животные вряд ли многократно прокручивают в своем сознании прошедшие негативные ситуации. Не думаю, что лань, например, периодически страдает, вспоминая нападение волка и представляя себе гибель в его зубах. Люди же, без какой-либо рациональной цели, вновь и вновь страдают, многократно переживая свои потери, неудачи, унижения, беды, психологически травмы.
Наверное обращение к прошлым негативным переживаниям диктуется, как и многое другое иррациональное в поведении людей, подсознательными инстинктами, коренящимися в раннем детстве. Этот феномен связан с чувством вины перед родителями, стремлением оправдаться перед ними, страхом наказания за нарушение родительских запретов. Мы, сами не замечая этого, зачастую оцениваем события своей жизни с точки зрения того, как к ним могли бы отнестись наши родители, даже если они давно умерли. Происходящие неприятности подсознательно связываются с нарушением их предписаний и советов, и воспринимаются как несоответствие родительским ожиданиям и надеждам. Отсюда неосознанное чувство вины за свои неудачи, ощущение заслуженности наказания. И, как следствие, стремление вновь и вновь эмоционально прочувствовать несчастья, чтобы, таким образом, искупить страданиями вину перед родителями.
Для реализации своих рациональных интересов человеку нет нужды периодически вспоминать прошлые несчатья и страдать от этого. Чтобы не повторять неприятные ситуации, необходимо зафиксировать полученный сигнал опасности и скорректировать стратегию своего поведения. А, затем, стараться эмоционально не обращаться к негативному событию, не воспроизводить отрицательные переживания по его поводу.
Практика психоанализа основана на выявлении подавленных воспоминаний. Не берусь судить о пользе или вреде актуализации неосознанных воспоминаний раннего детства, к которым по преимуществу апеллируют психоаналитики. Но эмоциональное воспроизводство осознанных негативных воспоминаний, по моему мнению, безусловно вредно для психологического комфорта. Человек, научившийся не (или хотя бы реже) вспоминать то, что причиняет ему боль, освобождает себя от необходимости расплачиваться страданиями за ситуации, давно потерявшие значения в его реальной жизни. Избавившись от эмоциональных проблем, связанных с прошлым опытом, он сможет открыть для себя новые позитивные переживания, приблизиться к счастью.
Страдание как культурная традиция
Страдание как традиция — культурный атавизм, коренящийся в психологии первобытного стада или племени. В них все члены для того, чтобы выжить были вынуждены жестко соблюдать общие предписания. Любая промашка одного, могла привести к гибели всего племени. Необходимая для выживания согласованность действий могла обеспечиваться только жестким соблюдением общих культурных норм, правил поведения.
Однако в современном обществе ценностная культурная унификация, потеряла рациональность. Нам нет необходимости следовать одним правилам и предписаниям, наоборот современная креативная экономика основана не на унификации, а на стимулировании творческого разнообразия.
Однако и в современном люди зачастую испытывают страдания не потому, что сталкиваются с какими-то объективными потерями, реальными проблемами. Человек может воспринимать событие, как негативное и заслуживающее отрицательных переживаний, в силу культурных стереотипов, внушенных ему семьей или обществом. Например, человек знает, что нормальные люди его круга должны иметь «престижную» работу в офисе. А сам, как, например, герой фильма «Красота по-американски», мечтает продавать хот-доги. Всю жизнь «ходит на работу, которую ненавидит для того, чтобы покупать вещи, которые ему не нужны» (цитата из другого хорошего фильма «Бойцовский клуб») Однако, потеряв ненавистную работу, он не радуется, а расстраивается и страдает.
Такая парадоксальная реакция определяется тем, что, по навязанной социумом шкале ценностей, происшедшее событие необходимо считать несчастьем. Поэтому отсутствие негативных эмоциональных переживаний воспринимается как отклонение от нормы, не правильное и почти аморальное поведение. Человек как бы проверяет себя: у меня случилось то, что принято считать серьезной проблемой, не забыл ли я пострадать по этому поводу. В результате люди страдают, стараясь соответствовать сложившимся в обществе стереотипам.
Наша европейская система ценностей не менее условна, чем любые другие, в т.ч. кажущиеся нам дикими и архаичными. В различных традиционных обществах как трагедию предписано воспринимать переход сына в другую религию или женитьбу дочери на представителе иной касты, племени, клана; невозможности пригласить всех из нескольких сотен родственников на свадьбу или оправиться в паломничество к «святым местам» и т.п.
Современные европейцы могут страдать из-за невозможности купить себе новую модель автомобиля, не престижного жилья, не соответствия своей внешности принятым сегодня модельным стандартам и т.п.
Рецепт преодоления таких иррациональных страданий в том, чтобы освободиться от влияния навязанной обществом системы ценностей, прислушиваться только к себе, своим подлинным чувствам и желаниям, самому определять что хорошо, а что плохо, свои цели и методы их достижения.
Если вы опоздали на поезд, на пути в командировку, или вылетели из университета, не спешите расстраиваться. Подумайте, так ли вам было нужно куда-то ехать или учится именно этому. Может, вы просто хотели, с точки зрения общества, быть «хорошим мальчиком/девочкой»? Возможно, альтернативные варианты, которые могут открыться в результате этого стечения обстоятельств, будут лучше соответствовать вашим подлинным интересам и целям.
Страдание как попытка попросить о помощи
Как известно, личность человека формируется в раннем детстве. Маленький ребенок привык обращать внимание родителей на свои проблемы с помощью демонстрации страданий – нытья, плача, криков. Таким образом, он добивается вмешательства в неприятную ситуацию и избавления от мучающего дискомфорта (чтобы его покормили, сменили пеленки и т.д.).
Человек вырастает, а вспоминание о том, что с помощью демонстративного страдания можно добиться помощи всесильных родителей, остается. Зачастую взрослые люди, встретившись с пугающей их ситуацией, вместо того, чтобы принимать рациональные решения, начинают страдать, как бы обращаясь к образу своих родителей и тем, кто символизирует высшую родительскую власть: миру, богу, окружающим: «мне плохо, пожалейте меня, пожалуйста, со мной поступают несправедливо, помогите мне!». Как известно, даже многие самоубийцы, пытаясь покончить с собой, хотят прежде всего привлечь внимание к своим страданиям.
Причем очень часто человек страдает полноценно и вполне искреннее, даже не стремясь, таким образом, манипулировать какими-то конкретными людьми. Демонстративное гипертрофированное страдание, обращенное к миру, является для него необходимой реакцией на жизненный дискомфорт.
Однако родители уже не всесильны, как казалось в детстве. Они не могут помочь взрослому человеку в решении его проблем. Бога нет. А миру, окружающим, обычно, безразличны страдания отдельных людей. Чаще всего, сколько бы человек не страдал, не истерил и не мучался, кроме него самого, ему никто не сможет, да и не захочет, помочь. Помощь не приходит. Это вызывает новую волну негативных эмоций. Страдающий загоняет себя в порочный круг страдания и, зачастую, всю жизнь идет по нему.
Человек, понявший иррациональность демонстративных страданий, бессмысленность обращения, с их помощью, к миру, сможет лучше подавлять в себе негативные эмоции, более эффективно самостоятельно решать свои проблемы.
Каждый человек способен сократить влияние манипуляции на свое поведение, определить и реализовать собственные цели в жизни, осознать и преодолеть иррациональные причины страданий, сделать жизнь более радостной и счастливой.
Автор — Эйдман Игорь
понятие в психологии, основные плюсы и минусы
В процессе рационализации субъект пытается найти логическое объяснение своим поступкам, поведению, действиям и переживаниям, вызванным причинами, которые он не признает, боясь потерять самоуважение. Срабатывает защитный механизм, в связи с чем наблюдаются попытки уменьшить ценность опыта, недоступного человеку. К примеру, оказавшийся в конфликтной ситуации человек пытается защитить себя от негативного воздействия этого конфликта, стараясь снизить его значимость для себя и других.
Что такое рационализация
В переводе с латинского языка – разумность. Это понятие в психологии, которое характеризуется неосознанной попыткой обосновать рационально нечто абсурдное, что противоречит общепринятому мнению.
Это такая форма психологической защиты, когда неприемлемые для общественности собственные действия человек объясняет ложными аргументами, которые в обществе приветствовались бы. При этом чувство самоуважения сохраняется и не возникает тревога.
В оксфордском толковом словаре рационализация имеет следующее толкование:
- Это процесс, при котором действия, ранее непонятные и запутанные, приобретают доступную форму, становятся четкими и рациональными.
- В теории психологии этот термин имеет свое коннотативное значение: рационализация используется с целью скрыть настоящие мотивы действий и чувств человека.
В общем понятии рационализация – приписывание поведению человека мотивов, которые его оправдывают, с целью достижения состояния комфорта. Это такой защитный механизм, который даёт возможность субъекту находить правдоподобные аргументы, чтоб оправдать свои личные неудачи.
Человек придумывает более-менее приемлемое объяснение своему нежелательному поведению. Например, не предоставив необходимой помощи близкому в чрезвычайной ситуации, человек попытается это обосновать логически, сказав, что его помощь все равно не дала бы нужного результата, а только повлекла худшие последствия. Или, к примеру, такой вариант: зависимый от алкоголя человек будет употреблять небольшие дозы, поскольку при язве желудка, согласно советам врачей, это нужно делать.
Как происходит процесс рационализации
Различают два вида рационализации:
- Прямая. Когда человек пытается оправдать сам себя;
- Непрямая. Оправдание с привлечением других объектов;
Выбор суждений для рационализации является процессом преимущественно подсознательным. Реальные мотивы такого самооправдания остаются неосознанными. Вместо них, индивид, осуществляя психологическую защиту, изобретает приемлемые обществу формулировки для собственного оправдания, которые, как кажется, имеют ценность и близки к общественным идеалам и принципам.
Разница между сознательным обманом и защитной аргументацией заключается в мотивации, а также в убеждении индивида, что он говорит правду.
Рационализация является своего рода методом психологии, помогающим сохранить самоуважение на должном уровне в том случае, когда этот же уровень имеет угрозу снижения. Хотя субъект может начать оправдываться еще до наступления такой ситуации. Часто это является неконтролируемым поведением.
Случается, совершив оправдательный процесс, субъект задумывается о своем действии. Отчасти он понимает, что его доводы и аргументы не всегда верны. Но опять же пытается найти оправдание этим же действиям внутри себя для того, чтоб идеализовать себя согласно своей Я-концепции.
Плюсы и минусы
К выгодам рационализации можно отнести следующие:
- Уверенность в себе.
- Снятие тревоги и напряжения.
- Сохранение самоуважения в лице других людей.
- Окружающий мир предстает логически обоснованным и прогнозируемым.
- Рационализируя свои действия можно ничего не менять в себе.
Немецкий ученый Эрих Фромм заметил, что рационализация это есть способ «остаться в стаде», но чувствовать себя личностью.
Минусы рационализации:
- При использовании рационализации проблема не решается. Она остается в пространстве и времени.
- Желание казаться для других лучше, нежели на самом деле, усугубляет проблему, часто останавливает личностный рост.
- Мышление человека переходит в шаблонное. Он использует одну и ту же схему объяснения и уже наперед знает, что будет говорить.
- Исчезает вера во что-либо необычное или невозможное, ведь человек всегда и всему может найти оправдание, не пытаясь использовать другие возможности.
В большинстве случаев рационализация становится своего рода аутотренингом. Иногда это может привести к психическим расстройствам, неврозам, навязчивым идеям. Но такой способ защиты не только не устраняет внутренние конфликты, но и усугубляет их. В этом случае психологи рекомендуют выговариваться, а не держать все в себе. А главное – жить в реальном, а не замаскированном мире.
Рационализация в психологии — за и против