Лидер и руководитель: в чем разница?
Однако лидер не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.
Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:
- Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
- Руководитель — это копия, лидер — это оригинал.
- Руководитель поддерживает, лидер развивается.
- Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
- Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
- Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
- Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
- Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
- Руководитель подражает, лидер создает.
- Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
- Руководитель — классический бравый солдат, лидер — это только он сам.
- Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.
Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем — неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.
Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний.
«Руководство – больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути — неформальный и социальный феномен, — рассказывает Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум». — Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю. Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника — не более».
Руководство и лидерство — те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву — если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.
Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент — тест «Профориентация». Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.
Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.
Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.
Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности — тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.
Кому-то ближе контроль и планирование — тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.
Пример из результатов теста «Профориентация».Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.
Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.
Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении — стараться и развиваться дальше.
А как относитесь к руководству и лидерству вы?
6.1. Руководитель и лидер. Менеджмент: учебный курс
6.1. Руководитель и лидер
В организации руководители различного уровня (от низшего до высшего) входят в аппарат управления, но не все работники управления являются руководителями. Руководители – это лица, принимающие решения, обязательные для выполнения всеми подчиненными, т. е. как непосредственными исполнителями, так и руководителями нижележащих уровней. Право руководителя принимать решение определяется данной ему властью. Чтобы руководить, надо иметь полномочия, которые делегируются свыше лицу, занимающему соответствующую должность.
Иное содержание имеет слово лидер. Буквально оно означает «ведущий», идущий впереди. Принципиальное различие между руководителем и лидером состоит в том, что руководитель назначается или избирается, он обязательно занимает какую-либо должность, дающую ему право подчинять себе других, командовать. Лидер не избирается, не назначается. Лидером становятся вследствие признания окружающих. Лидер тоже имеет власть над теми, кто его считает таковым. Но это власть не должности, а авторитета.
Руководителя можно назвать формальным лидером. Он может стать и фактическим, неформальным, если это признают подчиненные. Совершенно очевидно, что в целях повышения эффективности управления крайне желательно, чтобы руководитель был не формальным, а фактическим лидером, безусловно признанным подчиненными. Теоретически такое желание можно осуществить путем подбора руководителей из числа неформальных лидеров, что нередко и использует руководство организаций на практике. Но таким путем задачу можно решить не всегда. Во-первых, неформальные лидеры могут оказаться совершенно неподготовленными к выполнению обязанностей руководителя ни по своему образованию, ни по опыту работы. Во-вторых, интересы неформальных лидеров нередко не совпадают с интересами организации, а иногда и просто противостоят интересам работодателя.
Гораздо продуктивнее другой путь – постепенное превращение руководителя в лидеры. Эту цель должны ставить перед собой и всячески содействовать ее достижению и сам руководитель, и руководитель более высокого уровня. Для этого руководителю надо четко представлять себе, как можно стать лидером, как завоевать авторитет, власть которого выше формальной власти, очерченной полномочиями руководителя.
Руководитель должен иметь:
• широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования;
• чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;
• творческий подход и умение мотивировать действия, решения свои и персонала;
• желание и способность сотрудничать;
• понимание результатов, умение планировать и выполнять планы;
• способность идти на риск;
• способность принимать решения;
• готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.
По своему отношению к работе руководители делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие руководители ограничиваются решением узких проблем, рассматривая их с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что идет на пользу их карьере, не пытаются расширять свой кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют тем, что заимствуют их у подчиненных. Руководитель активного типа стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе, конструктивно использует любые (даже конфликтные) ситуации, не боясь риска и ответственности.
Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть. Власть – это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Власть и влияние – инструменты лидерства – являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения разнообразных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить через других людей ресурсы, необходимые для определения и достижения целей. Именно власть является необходимым условием успешной деятельности организации.
Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Без содействия этих людей он не может эффективно осуществлять свои функции. Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.
Не существует реальной абсолютной власти, ибо никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. Сколько власти имеет тот или иной человек в конкретной ситуации? Это определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица (чем больше зависимость от другого, тем больше и власть другого лица).
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, которые зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и другое. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, если от них зависят наличие необходимой для принятия решений информации и неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие бывает необходимо для руководителя. Важно также влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.
Использование руководителем в одностороннем порядке своих полномочий в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать собственную власть. Это может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей, поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, как следствие, непокорности. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги.
Власть может принимать разнообразные формы.
1. Власть, основанная на принуждении. Она ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворение какой-либо насущной потребности (уважения, работы, положения в обществе). Эта форма власти дает временный эффект. Длительное ее применение вызывает скованность, отчуждение, текучесть кадров.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Здесь имеет место положительное подкрепление действия вознаграждением, которое активизирует исполнительную деятельность подчиненного.
3. Экспертная власть. Подчиненный убежден, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить его потребности.
4. Эталонная власть (власть примера). Такая власть основана на личных свойствах руководителя и носит название харизмы. Харизма – это влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.
5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и готов подчиняться им. Он реагирует на должность, а не на личность. Все руководители пользуются законной властью, потому что они получили полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
сходство и различие — Студопедия
Руководство и лидерство в структуре организации.
· Руководитель и лидер: сходство и различие.
· Типы лидеров
· Основные теории лидерства.
· Стили управления
· Типы подчиненных
Руководитель и лидер: сходство и различие.
В западных теориях термины руководитель и лидер используются как равнозначные. Однако в практике отечественного управления эти два понятия разводятся. Чтобы легче было уяснить суть этих феноменов, прибегнем к следующему рассуждению.
Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Поэтому и отношения людей можно разделить на два соответствующих типа: формальные и неформальные. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные.
Так вот, руководство — феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений.
Роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, для нее оговорен круг функциональных обязанностей. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.
Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу, он как бы «один из нас». Лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.
Хотелось бы обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы вы ни стремились стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих из нас), вы им никогда не станете, если окружающие не воспримут вас как лидера. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Руководитель нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.
Короче говоря, руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.
Во-первых, и руководство и лидерство являются средством управления людьми. Только одно из них «работает», в системе формальных, официальных отношений, а другое — в системе отношений неформальных, неофициальных.
Во-вторых, оба феномена помогают осуществлять социальное влияние в группе. Но при руководстве это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как при лидерстве — по неофициальным.
В-третьих, и там и там существует определенная субординация отношений. Причем в руководстве она ярко выражена и закреплена должностными инструкциями, а в лидерстве – менее заметна и заранее никак не очерчена.
Поэтому вовсе не случайно, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером.
Итак, кто же такой руководитель?
Руководитель— лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Он несет юридическую ответственность за работу группы перед назначившей его инстанцией, использует четко оговоренные санкции – наказывает и поощряет подчиненных, чтобы они лучше работали, обладает формальными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.
Лидер — член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых ситуациях. Это человек, который занимает вершину на иерархической лестнице статуса и престижа членов организации.
Возможно, поэтому у многих людей и возникает желание быть лидером. Но далеко не всякому удается осуществить свою мечту. Одного только желания оказывается недостаточно. Проблема, состоит в том, что в качестве лидера человек обязательно должен быть принят членами своей группы. И далеко не с каждым претендентом такое случается. Естественно, мы задаемся вопросом, почему именно в одном из членов группы коллеги склонны усматривать лидера, а в другом — нет?
Чтобы ответить на этот вопрос, разберем механизм, лежащий в основе выдвижения в позицию лидера.
Вспомните из своего детства рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» (О мальчике Павлике, которому никто не хотел ничего давать и которого старичок научил волшебному приему, открывающему двери человеческих сердец).
Какому же секрету научил мальчика старичок? А нужно было, обращаясь с какой-нибудь просьбой сказать другому человеку волшебное слово — «пожалуйста» и произнести его тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
В этом рассказе заключен глубокий психологический смысл человеческого поведения, и в том числе лидерства. Что я имею в виду?
Когда Павлик обращался к другим людям с «волшебным словом», в ответ он всякий раз получал нечто для себя приятное (краску, пирожок, возможность покататься на лодке). Иными словами, если для окружающих людей манера поведения ребенка и «волшебное слово» являлись несомненной ценностью, то для самого ребенка ценностью выступало то, что делали для него эти люди. Таким образом, происходил своеобразный обмен ценностями между Павликом и его родственниками.
Именно по механизму ценностного обмена происходит выдвижение в позицию лидера группы. Причем интересно, что принцип нашей жизни «ты — мне, я — тебе» оказывается несостоятельным. Применительно к лидерству он трансформируется в требование «ты — группе, группа — тебе». О каких же ценностях в этом случае идет речь?
Во-первых, ценностью является сама позиция лидера, тот статус, который приобретает человек.
Во-вторых, ценностью являются любые действия члена группы, способствующие повышению общегруппового эффекта. Когда в критических для группы условиях один из членов берет на себя заботу о всеобщем благополучии, он, безусловно, выдвигается группой в позицию лидера.
Итак, выдвижение в позицию лидера обусловлено главным образом вкладом члена коллектива в эффективность его функционирования. Это основное условие восприятия человека в качестве лидера.
.
Все слышали про наличие лидеров и руководителей в различных социальных сообществах. Но как соотносятся эти термины, разбирается не каждый. Чтобы понять, чем отличается лидер от руководителя, нужно выяснить, что подразумевает каждый из терминов.
Смысл лидерства
Лидер — человек, который, в рамках какого-либо коллектива людей, пользуется признанным авторитетом, влиянием. Социальное влияние лидерства выражается в поддержке остальными членами общества при достижении какой-либо цели.
Лидерство характерно не только для выстраивания общественных отношений людей. Выделение вожаков свойственно и для мира природы. У большинства видов социальных животных происходит выстраивание иерархии, во главе которой стоит вожак. Яркими природными маркерами лидерства являются львы, гиены, волки, некоторые виды обезьян, дельфины.
Вожаки в животном мире получают приоритетный доступ к пищевым ресурсам, праву продолжения рода Взамен лидер поддерживает порядок в группе, защищает от внешних угроз и оберегает свой статус от посягательств конкурентов.
В обществе лидерство имеет похожие критерии. Качественный доступ к возможностям компенсируется ответственностью.
Человеческое лидерство стоит рассматривать как часть иерархической структуры членов какого-либо социума. Иерархия позволяет систематизировать, упорядочить и нормализовать отношения между людьми. Лидер должен направлять всю группу в нужном направлении, предотвращать конфликты, помогать в достижении целей и развитии, поощрять и наказывать. Лидерство позволяет «цементировать» иерархическую структуру, содержать её в порядке, предотвращать от развала и беспорядка.
Лидерство подразделяется на две группы: формальное и не формальное. При формальном лидерстве качества вожака подкреплены занимаемой им должностью. В случае неформального лидерства ключевая позиция занимается за счёт умений, навыков, ресурсов, которые не подкреплены наличием официального статуса руководителя.
Основные теории
В психологии выделяется четыре теории, которые отражают суть лидерства:
- Ситуационная. Лидер для решения задач использует один из четырёх стилей поведения в зависимости от ситуации. Выделяются следующие стили, которые определяются характером поведения: директивный (ориентация на задаче, минимум внимания людям), наставнический (сочетание внимания задаче и людям), поддерживающий (ориентация на людей, а не на задачу) и делегирующий (низкая ориентация и на людей, и на задачу).
- Функциональная (смотри «Функциональная теория»).
- Поведенческая. Лидерство определяется не личностными характеристиками, а характером подхода к группе. Градация типа поведения лидера по отношению к коллективу: от авторитарного до либерального.
- Интегральная. Сочетание командного и харизматического подходов при решении задачи.
Смысл руководства
Руководитель — специалист, занимающий должность, функциональные обязанности которой подразумевают контроль, принятие ответственных решений, направление работы подчинённых.
Основные стили
Выделяется несколько стилей руководства коллективом:
- Авторитарный. Решения принимает руководитель, система управления сильно централизована. Для членов коллектива определяющими факторами выступают исполнительность, соблюдение правил. Инициатива не приветствуется.
- Демократический (распределённый). Решение принимает вся группа.
- Либеральный. Руководитель легко делегирует принятие решение членам группы. Стиль способствует росту креативности и инициативности сотрудников.
- Нарцисстический. Лидер использует коллектив для решения личных задач в ущерб достижению общих целей.
- Токсический. Для мобилизации ресурсов группы лидер осознанно ставит подчинённых в худшие условия.
Конкретный стиль выбирается руководителем исходя из особенностей по следующим критериям:
- мировоззрение;
- особенности характера;
- опыт.
Стили не являются универсальными единицами. Каждый из них оптимален для определённой ситуации, коллектива.
Для достижения цели важно оценивать условия и подбирать оптимальный стиль руководства. Авторитарный стиль подходит для решения экстренных, чрезвычайных задач. Он оптимален в ситуациях, когда квалификация лидера значительно превосходит знания, умения и опыт остальных членов группы.
Демократический стиль оптимален для сплочённых коллективов, в которых уровень компетенции всех членов группы находится на близком уровне.
Соотношений понятий
Наличие в группе и лидера, и руководителя имеет последствия различной значимости. При грамотном выстраивании отношений лидера и руководителя такой союз приведёт к усилению группы, повышению её эффективности, т. к. каждый будет решать свои задачи.
Руководитель решает организационные моменты, а лидер контролирует эмоциональную ситуацию в группе. Отсутствие понимания между лидером и руководителем приведёт к конфликтам, разладу в группе, снижению эффективности при решении задач.
Управленческая решётка
Стили руководства лежат в основе теории управленческой решётки Блейка-Моутона. Теория включает схему, в которую входят 5 стилей руководства. Созданная специалистами в области менеджмента Р. Блейком и Дж. С. Моутоном теория позволяет формировать способы и методы руководства в группах, выбирать оптимальные варианты управления в конкретных коллективах.
Функциональная теория
Британский специалист Джон Эрик Адер предложил функциональную теорию лидерства. Эта модель позволяет лидерство гармонично адаптировать для руководства.
Адер указывал, что руководство — это не процесс управления, а стратегии поведения, направленная на достижение цели. Лидерское поведение в руководстве подразумевает «три круга». Круги соответствуют 3 ключевым составляющим достижения целей:
- задача;
- команда;
- личность.
Круги лидерства Джона Адера:
- Главный тип поведения, направленный на достижение целей и решение задач группы. Задача лидера — предлагать различные варианты.
- Процедурный тип поведения, направленный на стимулирование работы членов группы. Лидер контролирует обсуждения и направляет их в нужном направлении.
- Технический тип поведения, направленный на членов коллектива. Лидер следит за «климатом» в группе, выстраивает взаимодействие в группе.
Функциональная теория акцентирует внимание на процессах управления, а не на личности управленца- лидера. Такой подход позволяет оптимизировать процесс, сэкономить время на анализе личности руководителя , лучше понять характер процессов управления в коллективе.
8 лидерских качеств настоящего руководителя
Лидеры бывают разными и у каждого найдутся приверженцы, так как противостоять харизме и обаянию личности невозможно. Далеко не у каждого есть качества, необходимые для руководства коллективом, но можно попытаться развить их.
Какими качествами должен обладать лидер
Всем известное слово «лидер» происходит от английского leader – первый, ведущий, тот, кто идет впереди, вождь. Это человек, который возглавляет какую-либо группу людей, пользуется авторитетом и влиянием, благодаря чему способен управлять ею. Он является одним из членов группы, и она признает за ним право ведущего.
Лидеры бывают авторитарные, демократичные и либеральные. Авторитарные не советуются с коллективом, навязывают свою точку зрения и устанавливают жесткую дисциплину. Демократичные принимают решения, ориентируясь на мнение коллектива, а свои полномочия могут делегировать кому-то из членов группы. Либеральные лидеры не склонны к конфликтам, поэтому они легко соглашаются на все предложения членов коллектива, как говорится – «идут на поводу». В итоге все служебные обязанности распределяются беспорядочно, коллектив разобщен и не организован.
На предприятиях, в организациях, компаниях лидерскими качествами должен обладать руководитель, которого обычно назначают или выбирают. Обязанности руководителя – отвечать за работу возглавляемого им предприятия, отдела и т. д., поощрять или наказывать тех, кто ненадлежащим образом выполняет свои обязанности. При отсутствии у руководителя необходимых лидерских качеств в коллективе может появиться неформальный лидер, что не всегда способствует поддержанию нормальной рабочей обстановки.
Задачи лидера как руководителя:
- Повышение производительности труда и развитие предприятия или бизнеса.
- Мотивирование сотрудников на рост и совершенствование.
- Создание условий, уменьшающих причины для недовольства сотрудников.
Быть лидером непросто. Одни люди, как бы ни старались, не могут овладеть этим искусством. Другим же этот талант дается от рождения. Причем, как можно заметить, одни лидеры спокойны и уравновешены, другие же эмоциональны и динамичны. Тем не менее, как руководители они могут быть одинаково эффективны.
Так какими же лидерскими качествами должен обладать руководитель?
1. Здоровое честолюбие
Здоровое честолюбие (не путать с болезненным) – это стремление быть лучшим в своем деле, добиться мастерства. Это качество помогает достигать поставленных целей.
По словам американского эксперта по вопросам лидерства Дж.Максвелла, «Калибр лидера можно измерить проблемами, за которые он берется. Лидер всегда ищет те, которые соразмерны ему самому».
Руководитель-лидер работает больше и упорнее других, ведь то, что он делает, намного важнее того, что он говорит. Он должен уметь делать то, чего не может больше никто. Своим примером он побуждает других следовать за ним и доверять его мнению. При этом он не должен поддаваться искушению беспрестанно контролировать и перепроверять подчиненных.
2. Преданность своему делу
Руководитель-лидер настойчив и инициативен. Он обладает сильной волей, что помогает ему преодолевать все препятствия на пути к цели. Он вынослив и работоспособен даже в форс-мажорных обстоятельствах. В критические моменты он готов взять инициативу на себя, поэтому на него всегда можно положиться.
Шотландский журналист, основатель журнала Forbes Б. Ч. Форбс писал : «За успех нужно платить. Практически все, кто достиг вершин, работали тяжелее и больше, более старательно учились и строили планы, больше жертвовали собой, преодолели больше трудностей, чем те из нас, кто еще не поднялся».
3. Решительность и умение разумно рисковать
Канадец Брайан Трейси, автор многих книг, в том числе и на темы лидерства, заметил, что кто хочет сберечь собственный покой, никогда не сможет добиться успехов, а «преуспевающие люди решительны и всегда пытаются совершить больше действий, чем другие». Руководитель-лидер всегда готов проявить волю и принять решение, даже если оно не лежит на поверхности. Однако его риск не безрассудный – он подкреплен опытом и знаниями.
4. Философское отношение к неудачам
Многим известна фраза: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Хотя существует немало людей, воспринимающих неудачи чересчур болезненно: у них падает самооценка, опускаются руки и пропадают интерес и желание что-либо делать. Такие качества не могут быть присущи руководителю-лидеру, ведь, как говорил автомобильный магнат Генри Форд: «Кто боится неудач, тот ограничивает свою деятельность. Неудача – это возможность начать все заново, но уже более мудро».
С ним солидарен и основатель компании Honda Motor японский инженер и предприниматель С. Хонда. По его словам, «Успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех –это только 1% вашей работы, а остальные 99% – это неудачи. …Мои ошибки никогда не возникали по одним и тем же поводам».
А уже упомянутый канадец Б.Трейси советовал не отчаиваться при неудачах, поскольку «В среднем каждый миллионер, сам заработавший свои деньги, два-три раза бывал банкротом или почти банкротом».
5. Правильно строить отношения с подчиненными
Руководитель-лидер должен ценить своих подчиненных, заботиться о них, быть для них наставником и стремиться им помочь. Он должен быть человечным, терпимым, тактичным и внимательным. Требуя от сотрудников максимальной отдачи и поднимая им высокую планку, он не должен их ругать. При необходимости высказать критическое замечание он должен критиковать работу подчиненного, а не его лично.
В то же время нельзя проявлять слабость и говорить сотрудникам лишь то, что они хотят слышать. Руководитель-лидер должен быть эмоционально гибким и уметь находить с подчиненными общий язык, не давая волю эмоциям. В свою очередь, подчиненные должны иметь возможность сказать руководителю, что он неправ.
Известный американский миллиардер Рокфеллер считал, что «Умение обращаться с людьми – это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».
А один из ведущих сотрудников компании General Motors заметил: «Поля самых разных отраслей промышленности усеяны костями тех организаций, где стиль лидерства был насквозь пропитан моральным разложением…, где верили в то, что нужно брать, вместо того, чтобы отдавать… где не понимали, что единственный актив фирмы, которые не поддается легкой замене, это ее люди».
6. Понимание необходимости мотивации персонала
Мотивация подчиненных к работе предполагает умение ставить перед ними понятные, четкие и достижимые цели. Они должны представлять, как будут выполнять поставленную задачу.
При этом труд персонала должен соответствующим образом поощряться, например различными премиями и бонусами. Прежде чем требовать от подчиненных всецелой отдачи, руководитель должен спросить себя: «А стал бы я работать в несколько раз больше, чтобы увеличить свой доход на 2-3%?».
Публицист Майк Делании верно заметил: «В любом виде бизнеса или отрасли промышленности, где одинаково вознаграждаются и бездельники и трудяги, рано или поздно обнаружится больше первых, чем последних».
Конечно, подчиненные должны иметь достаточный уровень квалификации. В противном случае, получится так, как предсказывал американский предприниматель Джим Рон: «Одной мотивации недостаточно: если у вас есть идиот и вы его мотивировали, то в результате вы получите мотивированного идиота».
7. Не бояться перемен
Руководитель-лидер – это человек, который не останавливается на достигнутом, а значит, всегда готов к переменам. А, как известно, перемены – это новые возможности. Тем не менее, «Большинство людей упускают появившуюся возможность. Потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу». Эти слова принадлежат известному американскому изобретателю Томасу Эдисону. И уж он-то своих возможностей не упустил!
Современный мир беспрестанно меняется, и чтобы остаться лидером, необходимо идти в ногу с переменами.
«Единственным способом общения с непредсказуемым будущим является создание очень гибкой организации. Как только в вашу категорию приходят изменения, вам необходимо быть готовыми к изменениям и меняться так быстро, как только возможно для того, чтобы в будущем выжить» (известный американский маркетолог Джек Траут.
8. Способность к самосовершенствованию
Некоторые руководители, добившись значительных успехов, успокаиваются и «почивают на лаврах». Удовлетворенность достигнутым – опасность, подстерегающая многих лидеров. Они считают, что обладая влиянием и пользуясь уважением, ни к чему заниматься дальнейшим саморазвитием.
Мужество признать, что «Я знаю то, что ничего не знаю», готовность к обучению и саморазвитию – непременные качества современного руководителя-лидера.
Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, есть ли у вас лидерские качества или нет.
© Тимошенко Елена, BBF.RU
Лидерство и руководство
Понятие и особенности лидерства
Лидерство представляет собой сложную многоаспектную категорию. В общем смысле под ним принято понимать положение определенной личности в группе, дающее возможность занимающему его лицу влиять на отдельных людей, направляя их усилия в нужное русло. Применительно в сфере менеджмента и управления под лидерством понимается способность индивида к формированию коллектива и его ведению к намеченным целям на основе личного авторитета.
Определение 1
Лидер — это человек, побуждающий своих последователей к достижению намеченных целей и прилагающий к этому все усилия.
Сам феномен лидерства имеет двойственную природу. С одной стороны, в его основе лежит сфера отношений, а с другой – деловая сфера (рисунок 1). Вместе они образуют два типа лидерства:
- неформальное лидерство;
- формальное лидерство.
Рисунок 1. Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Обе сферы лидерства неотделимы друг от друга, равно как и социально-экономическая и организационно-техническая стороны управления.
Готовые работы на аналогичную тему
Формальное лидерство в большей степени сопряжено с понятием руководства. Неформальное же лидерство определяется факторами личностного и ситуационного характера.
Сущность, цели и задачи руководства
Под руководством в общем смысле принято понимать процесс, непосредственно связанный с управлением и контролем за деятельностью организации или группы лиц. Применительно к сфере менеджмента его принято отождествлять с механизмом, направляющим усилия коллектива и/или отдельно взятой личности на выполнение общих задач. Считается, что оно побуждает людей к достижению поставленных целей посредством влияния на их потребности.
Определение 2
Руководитель – лицо, которое официально наделено правом принятия управленческих решений. Как правило, он выступает единоначальником в пределах переданных ему полномочий.
В значительной степени руководство отождествляется с менеджментом или управлением. Его отличительными особенностями выступает формализованный характер. К основным чертам руководителя, характеризующим его сущность, относятся:
- несение ответственности за конкретный хозяйственный объект, процесс или программу;
- наличие в подчинении группы лиц;
- наделение необходимыми правами и полномочиями по принятию управленческих решений;
- принятие ответственности за последствия реализации самостоятельно принятых управленческих решений.
Функции руководства сводятся к функциям менеджмента. Основными из них считаются планирование, организация, контроль и мотивация. Предназначение и сущность руководства сводятся к формированию целей и их эффективному достижению.
Взаимосвязь, сходства и различия между лидерством и руководством
Сегодня доподлинно известно, что лидерство является одним из основополагающих аспектов управленческой деятельности и, соответственно, руководства. Фактически оно пронизывает всю систему менеджмента любой компании.
В то же время, хотя лидерство и выступает существенным компонентом эффективного менеджмента, далеко не все эффективные лидеры в равной степени являются и эффективными руководителями. Основные отличия между менеджером-руководителем и лидером представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Различия между лидерами и руководителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
В руках руководителя сосредоточена официальная, регламентированная власть. Лидер же в отличие от менеджера регулирует межличностные, а не официальные отношения в группе.
Лидерство зачастую возникает стихийно, в то время, как менеджеры назначаются официальным приказом высшего руководства. В связи с этим положение руководителей более стабильно, а сама их деятельность – регламентирована правилами.
Помимо прочего, считается, что лидерство в большей степени характерно для малых групп, в то время, как руководство является элементом макросреды, представленной системой общественных отношений.
Основные отличия лидерства от управления (руководства) сводятся к четырем базовым постулатам:
- постулат 1: в отличие от лидерства руководство существует в организационных структурах взаимодействующих людей;
- постулат 2: выдвижение и направленность лидеров и руководителей происходят различными способами;
- постулат 3: в отличие от руководства лидерство предполагает обязательное наличие последователей;
- постулат 4: лидерство и руководство не одно и то же.
Таким образом, считается, что лидеры могут существовать даже в неорганизованных группах, в то время, как руководители управляют строго организованным коллективом (структурами). Зачастую такие структуры функционируют на протяжении довольно длительного времени. В их роли могут выступать банки, предприятия, учебные заведения и пр.
В то же время завоевание лидерства и назначение на должность руководителя происходят принципиально различными способами. Лидер выбирается коллективом, порой даже стихийно, руководитель же назначается приказом «сверху» (рисунок 3). В результате первый получает общественно признание, а второй как бы «навязывается» группе.
Рисунок 3. Направленность выдвижения лидеров и руководителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как правило, руководителем становятся в результате намеренных действий формальной организации, в основе которых лежит принцип делегирования полномочий. Лидерами же становятся не по воле организации, а за счет выбора группы (коллектива).
Замечание 2
Одним из важнейших различий между руководством и лидерством считается наличие у последнего последователей. Если руководство характеризуется наличием подчиненных, которые вынуждены подчиняться приказам выше стоящего руководства, то лидерство предполагает наличие последователей, которые добровольно следуют за лидером и в любой момент могут изменить свое решение.
Наконец, следует понимать, что руководство и лидерство – это далеко не одно и тоже. В основе лидерства лежит нечто большее, нежели формальная основа. Оно основано на личной харизме и авторитете, действия лидера не ограничиваются рамками официальных полномочий и структур. Руководство же предполагает официальное возложение на человека функций управления организацией.
в малых группах, организации, стили
.
Любая группа существует по определённым законам, на которых основаны внутренние процессы контроля. Управленческие функции в каждом коллективе специфичны и зависят от характера и цели деятельности группы, ее численности и ценностей. Выделяют два вида управленцев — лидер и руководитель. Оба имеют власть над людьми, но добиваются ее разными методами.
Понятие и признаки руководителя
Руководитель — человек, наделённый полномочиями, позволяющими ему исполнять функции управления в группе. В его задачи входит:
- формирование стратегии деятельности, планирование процессов;
- распределение обязанностей внутри коллектива в рамках приказов;
- контроль за исполнением поручений, за поведением подчинённых;
- меры по обучению и мотивации персонала.
Руководители относятся к категории работники, если речь идёт об организации, но находятся на высшей ступени иерархической лестнице внутри группы. Руководителей бывает несколько в рамках одной организации, каждый из них отвечает за свой участок работы. Обычно выделяют руководителей:
- высшего звена;
- среднего звена;
- низшего звена.
Круг полномочий такого управленца закреплён в должностных инструкциях, на которые он опирается в своей деятельности.
По результатам деятельности руководителя можно судить о том, насколько он плох и хорош в своем деле. Различия заключаются в подходах к организации рабочих процессов. У плохого руководителя нередко возникают проблемы с влиянием на людей, которыми он управляет.
Необходимо стремиться стать хорошим руководителем, который обладает следующими признаками:
- вежливое и корректное обращение с подчинёнными;
- проявление готовности всегда прийти на помощь сотрудникам для облегчения их труда;
- ровные отношения со всеми подчинёнными без явного предпочтения кому-то одному; требовательность к себе, а не только к окружающим;
- неподдельный интерес к делу, во главе которого поставлен этот руководитель;
- чёткая постановка задач без подводных камней;
- умение выслушивать разные точки зрения подчинённых;
- стремление побудить всех сотрудников принимать участие в жизни группы/организации;
- применение адекватных наказаний в случае необходимости;
- способность брать на себя ответственность за все аспекты деятельности.
Понятие и признаки лидера
Лидер — человек, способный оказывать влияние на членов группы, побуждая их выполнять определённые действия. Его влияние основано на признании другими его авторитета.
Лидера отличает набор характеристик, благодаря которым он и становится таковым:
- видит конкретные цели, ставит задачи для их решения перед членами группы, движется к целям, несмотря ни на что;
- уверен в себе и своих силах, неудачи не страшат его;
- ведёт себя решительно даже в самых трудных обстоятельствах;
- проявляет активность в различных инициативах;
- коммуникабелен, находит общий язык со всеми;
- без проблем приспосабливается к любым изменениям;
- побуждает других к ответственному отношению к делу и несёт персональную ответственность за поведение людей, находящихся под его влиянием;
- имеет способности к самоорганизации, к этому же призывает и других членов группы; умеет убеждать других;
- излучает положительный настрой, всегда оптимистичен, среди членов группы ощущает это на себе;
- пользуется уважением со стороны союзников и противников.
Стили руководства и лидерства
Руководство и лидерство имеют немало пересекающихся признаков. Часть из них находят своё отражение в стилях управления. Наиболее популярно деление стилей на три группы — авторитарный, либеральный и демократический.
Авторитарный стиль
При данном стиле принятие решений и контроль полностью сосредоточены в руках одного человека —официального управленца, поэтому лидерство редко приобретает авторитарную форму. Наиболее распространённые методы воздействия на других — приказы, распоряжения предписания, за нарушение — принятие мер дисциплинарной ответственности. Подчинённые часто лишены самой элементарной информации о работе, они боятся задавать вопросы, неприемлемо обсуждение действий руководителя.
Принятие любых решений контролируется на всех уровнях, большинство инициатив снизу отвергаются. Авторитарный руководитель не упускает возможности произвести впечатление на окружающих, причём не всегда разумными способами. Авторитарный лидер пребывает вне группы, нет связи с ней. Такой стиль нередко приносит положительные результаты, когда требуется мобилизовать все силы для решения сложных задач в короткий срок.
Либеральный стиль
Его также именуют попустительский стиль. Руководитель или лидер занимают позицию невмешательства, наибольшего дистанцирования от происходящего внутри группы или организации.
Вначале управленец может даже проявлять заинтересованность в эффективной работе, взаимодействовать с членами группами, но в дальнейшем он не принимает ни в чём участия. Равнодушное отношение подчинённых к выполнению своих обязанностей является прямым следствием его деятельности. Иногда это способствует развитию в сотрудниках основных качеств которые должны их подвигнуть к самостоятельной работе, проявлению творческого потенциала. Это оправдано, если цель группы или организации — создание нового творческого продукта. Но часто это приводит к перекладыванию ответственности друг на друга, низкой производительности и раздробленности коллектива.
Демократический стиль
Демократический стиль является самым подходящим для успешных руководителей и лидеров. Они тесно взаимодействуют с членами группы или подчинёнными. Принятие важнейших решений происходит после коллективного обсуждения, выслушиваются все предложения. Коллектив имеет право реализовывать самостоятельно проекты в рамках полномочий, делегированных управленцем. Разумная инициатива поощряется.
Почти всегда одним из признаков демократического стиля считается наличие доверительных отношений в группе.
Они существуют не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной — между участниками группы. В качестве способов воздействия используется не только похвала, но и замечания, они имеют цель не унизить человека, а помочь исправить свои ошибки. Все усилия сводятся к формированию в коллективе благоприятной психологической атмосферы.
Соотношение лидерства и руководства
Несмотря на имеющиеся различия, руководство и лидерство часто успешно взаимодействуют, что приносит ощутимые результаты. Детальному рассмотрению подлежат сходные черты и различия между этими двумя понятиями.
Сходство
В одной группе обычно присутствуют и руководитель, и лидер. И тот, и другой держат в своих руках бразды правления, воздействуя на людей при помощи определённых средств. Иногда их несколько, если организация крупная.
Один из самых лучших вариантов, когда назначенный управленец смог стать лидером в процессе руководства, завоевав уважение у подчинённых.
Благодаря руководству и лидерству координируются все процессы, происходящие в рамках одной группы. Они добиваются подчинения, оказывают влияние людей и процессы, которые ведут к существенным изменениям, но разными способами.
Различия
Руководство возникает вследствие формальных предписаний и осуществляет свою деятельность в соответствии с ними. Лидерство бывает формальным и неформальным. Во втором случае оно формируется спонтанно или под влиянием членов группы. Руководство основано на управленческих методах, среди которых главенствует принцип разрешено — запрещено. Лидерство базируется на применении методов, связанных с социальной властью. Авторитет руководителя часто формируется из-за страха перед ним, лидерский авторитет возникает благодаря уважению.
Объектом приложения усилий, предпринимаемых руководителем в ходе управления, выступают производственные процессы, связанные с деятельностью организации. В сфере деятельности лидера большое внимание уделяется решениям личных проблем членов группы. Руководитель действует по плану, который нередко спущен ему сверху, функционирование лидерства не обусловлено никакими предписаниями, не сдерживается рамками.
Руководство как явление выступает порождением общества, лидерство — продукт макросреды.
Руководитель принимает решения единолично, лидер стремится к применению навыков эффективного самоуправления в группе. У руководителя имеются подчинённые, которые в случае точного выполнения всего получают вознаграждение. Лидерскую основу в отличие от руководства составляет влияние через нематериальные факторы, члены группы признаются последователями лидера.
Лидерство и руководство в организациях и в малых группах
В малой группе и в организации руководство и лидерство существенно различаются. Во главе любой организации стоит назначенный или избранный руководитель. На практике чаще используется первый вариант: он не позволяет коллективу никак повлиять на выбор управленца.
В дальнейшем менеджер выбирает тот или иной стиль управления, не всегда он оказывается удачным для этого типа организации, коллектива людей. В организациях, преследующих цели, важные для общества, с обширным коллективом, руководителю необходимо стать формальным лидером. Если этого не произойдёт, то появится неформальный лидер, что чревато двоевластием, которое может привести к дестабилизации всех процессов в организации.
Руководитель-лидер должен быть в курсе всех событий, происходящих в зоне его управления, связанных не только с работой, но и с самими сотрудниками. Ему не следует пренебрегать контролем различных элементов социальной структуры в организации. Чтобы упрочить своё лидерство, ему необходимо:
- способствовать повышению производительностью труда;
- стараться упрочить доверие среди подчинённых;
- мотивировать сотрудников на более высокие результаты.
Лидерство и руководство в малых группах
Макрогруппа представляет собой совокупность людей, объединённых общими принципами, ценностями. В малых группах лидерство и руководство сосуществуют лучше всего. Благодаря небольшому количеству людей, они эффективно осуществляют деятельность, ради которой создана макрогруппа.
Часто лидером становится человек, принимающий самое активное участие в жизни макрогруппы. Положительные результаты его участия очевидны с момента возникновения макрогруппы. У него имеется способность подавать импульс к плодотворной работе всем членам макрогруппы. Лидер принимает на себя определённые обязанности, наделяется правами, в том числе привлекать к ответственности членов макрогруппы. Каждый участник признает главенство лидера.
Лидер имеет все шансы продвинуться, если макрогруппа выдвинется вперёд в рамках более крупной группы.
Если его достоинства будут оценены по заслугам, то он станет руководителем. Приобретение дополнительных полномочий поможет ему упрочить положение макрогруппы.
Лидерство и руководство в психологии
В психологии эти два понятия рассматриваются в плане особенностей взаимодействия руководителя — лидера, руководителя — подчинённых, лидера — последователей. В ходе их взаимодействия осуществляется психическое влияние сторон друг на друга.
В связке руководитель — подчинённые воздействие часто одностороннее: руководитель при помощи использования манипулятивных приёмов и административных мер влияет на подчинённых, которые, признавая его главенство, подчиняются.
Психологическая характеристика связки лидер — последователи базируется на использовании лидером методов убеждения, поощрения. Последователи тоже влияют на лидера, выражая одобрение его деятельности, стимулируя его активность.
Самая сложная связка — это руководитель — лидер. Часто между ними возникают конфликты. Подчинённые и последователи находятся в сложных условиях: им приходится выбирать — стабильное положение в группе либо верность лидеру. Основная причина конфликтов — раздел сфер влияния.
Встречаются руководители, заинтересованные в сильном лидере, способном сплотить коллектив на благо организации. Некоторые руководители прилагают усилия для развития навыков эффективного руководства у лидеров.
Навыки лидерства | SkillsYouNeed
Вопрос о том, что делает хорошего лидера — другими словами, , что такое лидерские навыки — широко обсуждается. Ясно, что способность эффективно руководить зависит от ряда ключевых навыков, но также и то, что разные лидеры имеют очень разные характеристики и стили.
На самом деле, нет единственно верного пути к лидерству при любых обстоятельствах, и одной из главных характеристик хороших лидеров является их гибкость и способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.Лидерские навыки высоко ценятся работодателями, так как они связаны с тем, чтобы иметь дело с людьми таким образом, чтобы мотивировать, вдохновлять и вызывать уважение.
Здесь, в SkillsYouNeed, вы найдете много информации, которая поможет вам понять и развить свой лидерский потенциал.
Независимо от того, можно ли научить самому лидерству, нет сомнений в том, что у большинства хороших лидеров есть ряд основных навыков. Эти навыки могут быть изучены, как и любые другие.
Навыки
Хорошие лидеры нужны
Существует ряд областей с широкими навыками, которые особенно важны для лидеров.
К ним относятся стратегическое мышление, планирование и поставка, управление персоналом, управление изменениями, коммуникация, убеждение и влияние.
1. Навыки стратегического мышления
Пожалуй, самый важный навык, который нужен руководителю — и что действительно отличает лидеров от менеджеров — это уметь мыслить стратегически.
Это означает, простыми словами, иметь идею или видение того, где вы хотите быть и работать для достижения этого.
Лучшие стратегические мыслители видят общую картину, и их не отвлекают побочные проблемы или мелкие детали. Все их решения, скорее всего, будут основываться на их ответе на вопрос ‘, приближает ли это меня к тому, где я хочу быть? ’
Конечно, помимо того, что они способны создать убедительное видение, они также должны быть в состоянии эффективно донести его до своих последователей, отчасти поэтому навыки общения также важны для лидеров.
Смотрите наши страницы на:
Создание видения — это не просто идея. Хорошее стратегическое мышление должно основываться на фактических данных, а это означает способность собирать и анализировать информацию из самых разных источников. Речь идет не только о цифрах, но и о знании и понимании вашего рынка и ваших клиентов, а затем — и это крайне важно — использования этой информации для поддержки ваших стратегических решений.
Смотрите наши страницы на:
Для конкретных видов анализа, которые могут быть полезны при сборе информации, см. Наши страницы на SWOT-анализ , Анализ PESTLE , Пять сил Портера , Матрица Бостона и Матрица Ансоффа , Модель McKinsey 7 S организационного выравнивания , анализа цепочки создания ценности , анализа сценариев и понимания теории игр .
Некоторые навыки стратегического мышления являются более конкретными: например, в маркетинге, где вы можете найти 7 Ps и сегментации клиентов являются жизненно важными инструментами.
2. Навыки планирования и доставки
Несмотря на то, что важно быть лично организованным и мотивированным как лидер — и увидеть наши страницы по Тайм-менеджменту и Самомотивации для получения дополнительной информации об этих областях — возможно, еще более важно иметь возможность планировать и выполнять для организации.
Эти области являются ключевыми навыками управления, но лучшие лидеры также смогут обратиться к ним. Лучшее видение в мире бесполезно без плана превратить его в реальность.
Наряду со стратегическим мышлением, следовательно, займитесь организацией и планированием действий, которые необходимы для реализации вашего видения и стратегии. Управление проектами и планирование проектов также являются полезными навыками как для руководителей, так и для руководителей. Надлежащее управление рисками также важно, чтобы помочь вам избежать ошибок и справиться с ситуацией.
Смотрите наши страницы:
Хорошие лидеры также часто имеют очень сильные навыков фасилитации , чтобы эффективно управлять группами.
Лидерытакже должны уметь принимать правильные решения в поддержку реализации своей стратегии и решать проблемы. При позитивном подходе проблемы могут стать возможностями и опытом обучения, и лидер может получить много информации от решаемой проблемы.
Смотрите наши страницы на:
для больше об этих важных областях.
3. Навыки управления людьми
Без последователей нет лидеров. Поэтому лидерам нужны навыки работы с другими на индивидуальной и групповой основе, а также набор инструментов в их арсенале для решения широкого спектра ситуаций. Многие из этих навыков также жизненно важны для менеджеров, и вы можете узнать больше об этом на нашей странице «Управленческие навыки».
В частности, ожидается, что лидеры будут мотивировать и поощрять своих последователей как напрямую (см. Нашу страницу на Мотивация других ), так и на Создание мотивационной среды .
Одно из первых умений, которым должны овладеть новые лидеры, это как делегировать. Это сложный навык для многих людей, но, если все сделано правильно, делегация может дать членам команды ответственность и почувствовать вкус лидерства и помочь им сохранить мотивацию. Смотрите нашу страницу на делегирования навыков для получения дополнительной информации.
Существуют и другие проблемы, связанные с делегированием работы в команде, включая балансировку рабочих нагрузок и обеспечение того, чтобы каждому была предоставлена возможность помочь им в развитии.Смотрите нашу страницу на надзорных работ для получения дополнительной информации.
Лидеры и менеджеры должны понимать, как создавать и управлять командой. Они должны знать, как эффективно набирать сотрудников и привлекать людей «на борт» посредством вводных процессов. Они также должны понимать важность управления производительностью как на регулярной основе, так и для управления низкой производительностью.
Смотрите наши страницы на:
Существует ряд проблем, с которыми обычно сталкиваются новые и существующие менеджеры.Подробнее об этом читайте на нашей странице Как избежать распространенных управленческих ошибок и Конфиденциальность на рабочем месте .
4. Управление изменениями и навыки инноваций
Управление изменениями может показаться странным спутником управления людьми и коммуникации, но лидерство часто особенно важно во времена перемен.
Лидер должен понимать управление изменениями, чтобы руководить организацией в этом процессе.Например, управление изменениями требует создания и передачи убедительного видения. Это также требует, чтобы изменения были решительно продвинуты, и руководство должно было «придерживаться», если организация не собирается возвращаться в течение очень короткого периода времени.
Наши страницы о Управление изменениями объясняют больше об этом, в том числе:
Одним из конкретных элементов управления изменениями является инновация. Хорошие лидеры знают, как внедрять инновации, а также как поощрять инновации в других.Наша страница Инновационные навыки объясняет больше.
5. Навыки общения
Хотя навыки общения важны для всех, лидеры и менеджеры, возможно, нуждаются в них еще больше. Эти навыки являются общими навыками межличностного общения, не характерными для лидерства, но успешные лидеры, как правило, демонстрируют высокий уровень навыков при общении.
Хорошие лидеры — это, как правило, хороших слушателей, , способных активно слушать и получать информацию с помощью хороших допросов .Они также, вероятно, продемонстрируют высокий уровень уверенности , что позволяет им делать свою точку зрения без агрессии, но твердо. Они знают, как быстро и эффективно построить раппорт , чтобы развить хорошие, прочные отношения с другими, будь то сверстники или подчиненные. Эти навыки объединяются, чтобы помочь построить харизму , то качество «яркости», которое заставляет людей стремиться следовать за лидером.
Лидерытакже должны знать, как дать другим свои взгляды на личную деятельность таким образом, чтобы это было скорее конструктивно, а не разрушительно, а также слышать мнение других о них.Смотрите нашу страницу на Предоставление и получение обратной связи для получения дополнительной информации.
Они, как правило, очень хороши в , эффективно выступая на , в равной степени способны донести свою точку зрения на официальной презентации или заседании Правления, или на неформальной встрече или случайной беседе в коридоре. Они также оттачивали свою способность общаться в трудных ситуациях , как правило, со временем.
6. Навыки убеждения и влияния
Наконец, одна особая область общения, которая особенно важна для лидеров, — это способность убеждать и влиять на других.
Хорошие лидеры используют для этого целый ряд инструментов. Для получения дополнительной информации см. Наши страницы о убеждениях и влиянии на и развитии навыков убеждения .
Лидерамтакже нужны инструменты, чтобы помочь им понять, как ведут себя другие, и создать позитивные взаимодействия. В качестве первого шага может быть полезно больше узнать о эмоциональном интеллекте — другом жизненно важном качестве, которым должны обладать лидеры, — но есть ряд других инструментов, которые также могут быть полезны, включая Транзакционный анализ и Майерса. Индикаторы типа Briggs .
Дальнейшее чтение необходимых навыков
Навыки, которые вам нужны Руководство по электронному руководству
Узнайте больше о навыках, необходимых для эффективного лидера.
Наши электронные книги идеально подходят для новых и опытных лидеров и содержат простую практическую информацию, которая поможет вам развить свои лидерские навыки.
Понимание лидерства
Многие люди считают, что лидерство — это основанная на работе характеристика.Однако руководящие роли окружают нас, а не только в рабочей среде.
В идеале лидеры становятся лидерами, потому что у них есть доверие, и потому что люди хотят следовать за ними. Используя это определение, становится ясно, что лидерские навыки могут быть применены в любой ситуации, когда вам необходимо взять на себя инициативу, профессионально, социально и дома в семейных условиях. Примеры ситуаций, в которых может потребоваться лидерство, но которые вы можете не сразу связать с этим, включают:
- Планирование и организация большой семейной встречи, например, для празднования годовщины свадьбы или важного дня рождения;
- Реагирование на болезнь или смерть в семье и принятие мер по организации ухода или организации других мероприятий; и
- Принятие решения о переезде или обучении детей.
Другими словами, лидеры не всегда назначаются, и лидерские навыки могут понадобиться во многих обстоятельствах.
Извиняясь перед Шекспиром, мы можем сказать, что « одни прирожденные лидеры, некоторые достигают лидерства, а некоторые на них возлагают лидерство ».
Но что именно является лидером?
Лидер может быть определен довольно просто как « человек, который возглавляет или командует группой, организацией или страной ».
Это определение широкое и может включать как формальные, так и неформальные роли, то есть как назначенных лидеров, так и тех, кто появляется спонтанно в ответ на события.
В последние годы появилось немало свидетельств того, что сильнейшие организации и группы, как правило, разрешают и активно поощряют каждого члена группы или организации взять на себя инициативу на соответствующем этапе. Организации и семьи с особенно контролирующими лидерами, напротив, имеют тенденцию быть довольно неблагополучными.
Лидерство, поэтому, на практике довольно изменчиво: лидеры создаются обстоятельствами. Важнейшим вопросом является то, что люди готовы следовать за ними в нужный момент.
Подробнее об этом на нашей странице Что такое лидер?
Люди также борются с понятием того, как быть лидером отличается от того, чтобы быть менеджером. Возможно, вы слышали, что «лидеры делают правильные вещи, а менеджеры делают правильные вещи». Это довольно тонкое различие, и многие лидеры также являются менеджерами (и наоборот). Возможно, ключевое отличие заключается в том, что от лидеров ожидается создание и передача убедительного видения, часто связанного с изменениями.Менеджеры, с другой стороны, возможно, чаще связаны с поддержанием статус-кво.
На нашей странице « Лидерство — это не менеджмент », в ней можно больше обсуждений и идей по этому поводу.
Развивающееся лидерство
Многие люди задаются вопросом, можно ли научить лидерству.
Люди с корыстными интересами (ученые и те, кто предлагает обучение лидерству или какую-то литературу) убеждены, что это возможно.Однако многие успешные лидеры никогда не проходили формальной подготовки. Для них лидерство — это состояние души, и именно их личности и качества делают их успешными лидерами.
Существует очевидный баланс между этими двумя позициями.
Нет сомнений в том, что некоторые люди по своей сути более склонны к руководящим ролям, чем другие. Тем не менее, было бы бессмысленно предполагать — хотя это обсуждалось в прошлом — что только люди с определенными физическими или личными качествами могут руководить.Например, было ясно доказано, что мужчина или высокий рост сами по себе не делают кого-то лучшим лидером, хотя многие лидеры являются как мужчинами, так и высокими.
См. Нашу страницу Теория черт лидерства для более подробной информации.
Скорее всего, лидерство требует определенных навыков. Некоторые люди приобретут их легче, чем другие.
Конечно, вы можете узнать об эффективных лидерских навыках и практиках, но для того, чтобы реализовать их самостоятельно, может потребоваться совершенно другой набор навыков и подходов.Вопрос « Можно ли научить лидерству? «» не имеет простого ответа, и мы не хотим спорить с той или другой стороной, а просто непредвзято относимся к этому вопросу и предоставляем информацию о навыках, которые нужны хорошим лидерам.
Наша страница о высших лидерских навыках, которые вам нужны может стать полезной отправной точкой, если вы хотите развить свои лидерские навыки.
Стили лидерства
Одним из наиболее важных аспектов лидерства является то, что не все лидеры одинаковы.Конечно, мы все слышали анекдоты о «грибном» руководстве (держите их в темноте и кормите их навозом) и «чайках» (нападайте, кричите и бросайте на людей неприятные вещи), но, если не считать шуток, существует множество разных стилей лидерства.
Различные стили лидерства подходят для разных людей и разных обстоятельств, и лучшие лидеры учатся использовать самые разные стили.
Существует много разных моделей стиля лидерства, но, возможно, одна из самых известных — «Шесть стилей лидерства» Даниэля Големана.Это почти наверняка одна из моделей, которая наиболее сильно укоренилась в исследованиях, что может объяснить некоторую ее популярность.
На нашей странице «Стили лидерства» указано, что Гоулман выделил шесть стилей, которые он назвал:
- Принудительный или командующий — «делай, как я говорю»
- Настройка темпа — «делай, как я, прямо сейчас»
- Авторитетный — «Идем со мной»
- Affiliative — «люди на первом месте»
- Демократическая — «Как вы думаете?»
- Тренировка — «попробуй и посмотри»
Какой ты тип лидера?
Пройди наш тест — Какой ты тип лидера? , чтобы узнать, какие стили лидерства вы используете, а какие могут потребовать дальнейшего развития.
Затем вы можете посетить нашу страницу Развитие стиля лидерства , чтобы узнать больше о том, как улучшить стили, в которых вы слабее.
Предпринимательство, Самозанятость и Фриланс
Предпринимательство часто связано с управлением изменениями и также требует лидерских навыков. Однако навыки, необходимые для создания собственного бизнеса, не совсем такие же, как для руководства крупной организацией.
Фриланс становится очень важной частью развитых экономик.В Великобритании насчитывается более 2 миллионов фрилансеров, которые приносят 109 миллиардов фунтов стерлингов в год. (По данным Ассоциации независимых профессионалов и самозанятых).
В США фрилансерами работают 55 миллионов человек (35% работающего населения), которые вносят 1,4 триллиона долларов в экономику. Прогнозируется, что фрилансеры скоро станут большинством рабочей силы.
В Индии, Канаде, Австралии и Новой Зеландии также есть большие индивидуальные и независимые экономики.
Подробнее о работе на себя и о том, как развивать необходимые навыки, см. На наших страницах по предпринимательству, самозанятости и фрилансу.
Дальнейшее чтение необходимых навыков
Навыки, необходимые для самостоятельной работы и
Управление собственным бизнесом
Если вы думаете о создании собственного бизнеса или уже занимаетесь этим, но чувствуете, что вам нужны какие-то рекомендации, тогда эта электронная книга для вас.Он помогает вам самостоятельно заняться самостоятельной деятельностью, помогая вам повысить шансы на успех вашего бизнеса.
Руководство по самостоятельной занятости и ведению собственного бизнеса для , которым вы нуждаетесь — это руководство, без которого не может себе позволить ни новый, ни начинающий предприниматель!
На основе нашего популярного контента о самозанятости и предпринимательстве.
Широкий спектр навыков…
По определению существует огромное количество навыков, которые могут быть полезны лидерам.
Навыки, изложенные здесь, являются, возможно, самыми важными, но другие также могут быть полезны. Лучшие лидеры знают, что им еще предстоит многому научиться, и продолжают пытаться постоянно развивать широкий спектр навыков. Просмотрите наш A-Z список навыков лидерства для получения дополнительных идей.
,
Что у тебя на барабане? Лидер и Типпет объяснил
Лидер и палантин являются важными элементами для ловли рыбы нахлыстом. После того, как вы разобрались с поддержкой и мухой, вы готовы узнать о них все.
Лидеры и палочки, хотя и расходуемые, являются жизненно важной частью оборудования для любого рыболова. Без надежного лидера и настройки палочек вы рискуете напугать рыбу или порвать ее. Подходящий лидер означает лучшую точность, оборот и представление.Правильный выбор палочки гарантирует, что он утонет (или всплывет) и будет почти невидим для рыбы.
Что у тебя на барабане? Fly Line и поддержка объяснил
Удилищаполучают всю славу, но когда дело доходит до ловли рыбы и доставки идеальных бросков, леска выполняет большую часть работы. Это руководство поможет вам выбрать леску для ловли рыбы на катушку. Подробнее …
Лидеры для ловли рыбы нахлыстом
Твой лидер связан с линией мухи. Лидер начинает толстым и сильным и сужается к концу, где привязаны палочка и, в конечном счете, ваша муха.
Лидеры могут сужаться химически, механически или вручную, связывая кусочки моноволокна и материала палочек в эффективный конус. Лидеры с конической химической и механической обработкой более гладкие и менее привлекательны, в то время как лидеры, привязанные вручную, лучше поворачиваются и бросаются на ветер.
Слово о весе лидера и толщины: Толщина чаши и толщины обозначается знаком «X». Весы варьируются от 8Х до 0Х для большинства рыболовов, причем большее число обозначает более легкую линию веса.Линии, более тяжелые, чем 0X, отмечены диаметром палочки, например, 0,012. Вы должны попытаться сбалансировать вес вашего палантина со стилем рыбалки, используемыми мухами и целевыми видами. У Орвиса есть удобный график, чтобы сделать это здесь.
Конические Лидеры
Rio является отличным лидером по химическому конусу, а лидер Powerflex (12 долларов за комплект из трех штук) — отличный универсальный вариант. Если вы ищете лидеров, привязанных к рукам, вы можете найти отличные формулы конусности в Интернете, придумать свои собственные или использовать привязанные лидеры Джорджа Андерсона ($ 6.95). Большинство лидеров поставляются с циклом совершенства для создания петлевого соединения от линии к лидеру.
Если вы выберете лидера с ручной связью, у вас будет преимущество в том, что вы точно знаете, какой раздел палантина необходимо заменить, когда придет время. Если вы ловите лидера 4X и вам приходится часто ловить мух, или рыба порвала, вы знаете, что ваш последний раздел был 4X и вы можете легко завязать больше палочек. Узел крови или узел хирурга лучше всего подходит для монофонических или палаточных подключений.
Стандартные длины для лидеров для ловли форели обычно находятся в диапазоне от 7,5 до 12 футов. Четырнадцатифутовые лидеры используются некоторыми для ловли сухой мухи в чистой прозрачной воде, где вам нужна дополнительная скрытая презентация. Как правило, чем длиннее лидер, тем труднее его разыграть.
Лидеры специальности
Вы также можете получить тонущие или индикаторные лидеры. Рио делает Freshwater VersiLeader ($ 12,95), который поставляется в различных вариантах снижения. Он прикрепляется к плавающей линии, чтобы заставить его ловить рыбу, как тонущая линия.Хотя это немного зависит (при соединении «петля-петля») и добавляет дополнительный вес зерна к вашей линии, это жизнеспособный вариант, который помогает сбить вас с пути.
Лидеры индикаторов, такие как индикаторный лидер Rio (14,95 долларов США за пакет из трех штук) и горячий жопа Джорджа Андерсона (6,95 долларов США), имеют цветные приклады — оранжевый и красный соответственно — которые выступают в качестве индикаторов. Это замечательно, если вы не хотите ловить рыбу под индикатором удара или вам трудно видеть свою линию в воде. Они особенно полезны при сильном прилипании или «чешской» чирикании.
Типпип для рыбалки нахлыстом
Tippet — это последняя легкая линия, которую вы привязываете к своей мухе. Материал палантина варьируется от фторуглерода до нейлона. В наконечниках одинакового диаметра фторуглерод более долговечен и обладает большей прочностью на разрыв, чем нейлон.
Фторуглерод также менее заметен под водой. Вода имеет показатель преломления 1,33, фторуглерод имеет показатель преломления 1,42, а нейлон достигает 1,62. Короче говоря, если вы ловите рыбу ручьями, озерами, соленой водой или особенно чистыми реками, то использование фторуглерода даст вам преимущество в том, чтобы обмануть (и поймать) больше рыбы.
Фторуглеродный Типпет
Фтороуглерод, как правило, жестче, меньше запутывается и его легче распутать, чем нейлон. Он также не поглощает столько воды. Поэтому, если вы используете одного и того же лидера и весь день в течение дня, ваш конец не ослабнет к концу дня. Seaguar ($ 16.50) и Trout Hunter ($ 24.95) делают великолепные фтороуглеродные наконечники с двойной структурой.
Двойная структура означает, что внутренний фторуглерод является жестким, имеет высокую прочность на разрыв и более мягкое внешнее покрытие из фторуглерода.Это связывает лучшие узлы, чем другие марки фторуглерода без двойной структуры. Единственным недостатком является то, что фторуглерод стоит почти в три-четыре раза больше, чем нейлон.
Нейлоновая палочка
Нейлон — отличный универсальный материал. Это хороший выбор там, где чистота воды слегка нарушена. Нейлон обеспечивает превосходную прочность узлов. Он поглощает больше воды, чем фторуглерод, но почти во всех областях применения нейлон хорошо справляется со своей работой. Powerflex Rio (3,35 долл. США) является фаворитом гида, как и Powerflex Plus (11 долл. США).43). Powerflex Plus — это более прочный нейлоновый материал, который на 20 процентов прочнее, чем обычный Powerflex.
Trout Hunter также только что выпустили свой EVO Nylon Tippet ($ 9,95). Его покрытие позволяет создавать более прочные сучки и лучше плавать, чем традиционный нейлон.
Нейлон плавает лучше, чем фторуглерод, что делает его хорошим выбором при ловле сухих мух. Но использование гинка или другого силиконового геля на фторуглеродном лидере и палочке помогает компенсировать это.
Запасаемся Типпетом
При покупке лидеров или палочек важно помнить, что они должны сужаться по сравнению с предыдущим разделом.Если вы покупаете 6X палантин, у вас должно быть 4X и, возможно, 2X в вашей сумке. Связывание 6X напрямую с 2X было бы слишком большим изменением диаметра для получения крепких узлов и хорошего оборота.
В общем, вы можете использовать правило 3, когда решаете, какой размер палочки использовать с вашей мухой. Если вы ловите муху размером 12, разделите ее на 3 и используйте 4X палантин. Если вы ловите муху размером 20, разделите ее на 3 и используйте 6X или даже 7X палантин.
Глядя вниз по течению
Не забудьте быть хорошим стюардом.Не бросайте свой палантин на землю или в реку. Будьте особенно осведомлены об этом, если вы используете фторуглерод, так как его период полураспада составляет около 250 лет. Лом и лидерские отходы создают опасность для окружающей среды и дикой природы, поэтому старайтесь изо всех сил собирать использованные части и утилизировать их.
Хлоя Нострант — фотограф и художник из Ливингстона, штат Монтана. Она работает в известном в Yellowstone Angler Джорджа Андерсона и является исполнительным директором некоммерческой организации Bridger Babes.Она проводит свое свободное время, гоняясь за своей следующей добычей и создавая произведения искусства, сосредоточенные вокруг американского Запада.
,Лидер — это тот, за кем люди следуют. Лидер имеет власть. Чтобы люди могли принять лидера, его лидерство должно быть законным.
Поскольку люди следуют за лидером, лидер может заставить людей делать что-то. Поэтому лидер может заставить людей работать вместе для достижения общей цели. [1]
Примером лидера является глава правительства страны.Люди в правительстве следуют за лидером, а граждане обращаются к главе правительства за вдохновением и руководством. Иногда, когда главе правительства не хватает легитимности, люди перестают следовать за ним. Поэтому глава правительства больше не может руководить должным образом. Это может привести к новым выборам или к наихудшей гражданской войне.
Группа без лидера называется без лидера .
- ↑ Эдвин А. Лок, Сущность лидерства: четыре ключа к успешному лидерству (Нью-Йорк: Лексингтон Букс; Торонто: Максвелл Макмиллан, Канада; Нью-Йорк: Максвелл Макмиллан Интернешнл, 1991), с.2
Wikimedia Commons имеет СМИ, связанные с Лидеры . |