В чем заключается саморазвитие и самопонимание
Вы задавали себе вопросы: «Кто вы?», «Какая у вас цель?», «Чем наполнен смысл вашего существования?»… Пытались понять свои поступки? Это нормально для каждого человека на определенном этапе его существования. Действия направленные на самопознание и саморазвитие — это неотъемлемая часть жизни.
Что такое самопознание?
Самопознание включает процессы, направленные на изучение и понимание себя. Это даст возможность понять свой внутренний мир и найти гармонию с окружающим миром. Благодаря изучению самого себя, вы поймете и примете свои особенности, взгляды на жизнь, поступки и решения. Это не разовое явление, вы изучаете и познаете себя на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства.
Часто люди лет тридцати-сорока говорят: «Вот бы мне мой ум сегодняшний в мои 18 лет»… Они осознали себя и многое поняли, что казалось непростым решением тогда, теперь не вызвало бы сомнения. Это постоянный процесс развития: приходит опыт, знания и осознание самого себя.
Как происходит самопознание и саморазвитие?
- Возникает интерес к философии и религии;
- Поиск ответов на вопросы в духовной литературе и различных практиках;
- Увлечение медитацией и техниками дыхания;
- Занимается изучением подсознательного, используя знания восточных направлений, учителей, направленных на саморазвитие и самопознание;
- Осуществляется оценка своих поступков и действий;
- Человек учит азы психологии, благодаря чему ускоряет процесс самопознания.
Особенности самопознания
Есть много разных способов и видов различных действий, направленных на то, чтобы человек узнал себя. Но, очень важно, чтобы на пути к пониманию себя вы не превратили Самопознание в Самоистязание. Кто-то, узнавая себя, начнет использовать свои достоинства, а кто-то может зациклиться на своих недостатках. Человек возвращается к определенным проблемам или ситуациям, акцентируя внимание на недостатках.
Это станет причиной понижения самооценки, уверенности в себе, порождает зависимость от того, что о нем думают окружающие, повышается тревожность и мнительность. Не путайте Самопознание и Самоистязание – это разные пути, которые приведут вас к абсолютно полюсным результатам.
Способы самопознания и саморазвития
Их много, давайте рассмотрим некоторые из них:
- Собирайте информацию о себе, наблюдайте за собой и своими ощущениями, изучайте реакцию вашего организма и внутреннего мира на происходящее.
- Анализируйте себя, разбирайте связи между причиной, того что произошло и его следствием. Этот навык необходим в жизни успешного человека в социуме. Бывает, что кто-то не может понять эту связь, адекватно оценивать ситуацию из-за воспитания или психологических особенностей.
- Сравнивайте себя и особенности своей жизни с теми, кто вас окружает, с событиями или значимыми для вас людьми. Это помогает соотносить свои лучшие и худшие качества, развиваться, стремиться к совершенству.
- Создавайте личность, формируя и моделируя себя, исходя из желанного результата.
- Принимайте себя. Учитесь видеть все свои стороны, как положительные, так и отрицательные. Благодаря принятию себя в процессе самопознания и саморазвития, появляется полноценная и успешная личность.
Средства Самопознания
Чтобы познать себя, можно использовать ряд различных способов, которые помогут вам разобраться в своем внутреннем и внешнем мире.
1.Посмотрите на себя объективно:
- Записывайте свои ощущения: что вы умеете делать и хотите улучшить или чему хотите научиться.
- Подумайте о том, чем вы гордитесь, или о своих достижениях, которые действительно выделяются в вашей жизни.
- Подумайте о своем детстве и о том, что сделало вас счастливым тогда. Что изменилось и что осталось прежним? Каковы причины изменений?
2.Ведите дневник:
- Вы можете написать что-нибудь в своем дневнике, даже если это не связано с вашей целью. Запись ваших мыслей на бумаге помогает освободить ваш разум от этих идей и проясняет его, чтобы освободить место для новой информации и замыслов.
- Потратьте свое время вечером, чтобы написать в своем дневнике о своих мыслях и чувствах, а также о своих успехах и неудачах, которые произошли в течение дня. Это поможет вам расти и двигаться вперед в ваших достижениях.
3. Запишите свои цели, планы и приоритеты:
Планируйте свои цели на рабочем листе, чтобы они превратились из идей в пошаговый процесс. Разбейте свою большую цель на мини-цели, чтобы она выглядела проще и достижимее.
Очень важно, чтобы цели шли из сердца – то, что вы действительно хотите, а не то, что навязано извне. Навязанное не приносит счастья и его труднее достичь.
4. Практикуйте медитацию и другие способы концентрации внимания:
Медитация — это практика улучшения вашего осознания. Большинство видов медитации фокусируются на дыхании, однако есть направленные медитации, например на состояние любви.
Одну из таких медитация вы можете скачать здесь (автор текста Наталия Ладини).
5. Пройдите личностные и психометрические тесты
Пройдите личностные и психометрические тесты, чтобы понять, какими качествами вы наделены. Там нет правильных или неправильных ответов на тесты. Вместо этого они заставляют респондентов задуматься о наборе черт или характеристик, которые точно описывают их относительно других людей.
Для более быстрого познания себя и своего потенциала, вы можете познакомиться с методом Матрица Судьбы, в котором по дате рождения и 22 старшим арканам Таро человек получает целостную картину о себе.
Перейдите по ссылке ниже, чтобы узнать больше: https://matrizasudba.com/blog/matritsa-sudby-po-date-rozhdeniya-prednaznachenie-i-raschjoty
Этапы самопознания
Самопознание каждого человека проходит определенные этапы:
- Первичное – это начало познания, основывающееся на мнении человека через мнение окружающих.
- Кризис в первичном самопознании. Различие мнений окружающих об одном и том же порождает несоответствие понимания сторон и у человека появляется собственное мнение.
- Вторичное познание себя – происходит после существенных изменений, предыдущее понимание себя изменяется или отрицается, появляется новое «Я».
Человек ищет себя и развивается всю жизнь и к каждому приходит желание к самопониманию и саморазвитию в разное время и в разном возрасте. Внутренняя свобода, уверенность, полная и яркая жизнь – результат самопознания и саморазвития и в этом обязательно должны сопутствовать грамотные учителя, знания, навыки и верные помощники.
Присоединяйтесь к нашему Клубу духовного и личностного роста «Исцеление Судьбы» по ссылке: https://matrizasudba.com/club/
Самопознание и развитие личности, концепции, этапы
У каждого в сознании присутствует заложенная от природы потребность познавать и развивать себя. К примеру, любая религия предопределяет поиски человеком значительных внутренних сил для реализации самых разных возможностей. Тогда и говорят о том, что самопознание — путь к просветлению. Необходимо выбрать жизненную дорогу, профессию, создать семью. Когда смысл существования становится понятным, индивидуум превращается в интересную личность. Это является залогом высокой самооценки, появления мотиваций и влечет повышение качества бытия. Процессы, подобные тому, как реализуется самопознание и развитие личности, осознаются, а не приобретаются. Человек начинает понимать свой внутренний мир и оценивать возможности.
Что такое Самопознание
Процесс постижения индивидуумом самого себя называют самопознанием. Человек осмысливает свою личность, способности, как физические, так и психические, собственное «Я». Все это начинается в младенческом возрасте и находит реализацию по ходу всей жизненной деятельности. В качестве результатов самопознания выступают обеспечение целостности личности, а также ее развитие.
Целесообразно проследить, как оно формируется, чтобы разобраться в аспектах данного понятия. А именно: процесс проходит этапы по ходу отображения внешнего окружения при осознании человеком своей уникальности. Три уровня соответствуют стольким же сферам, в рамках которых организована личность (ступени самопознания).
1. Биологический: познание себя, как отдельного организма.
2. Социальный, отражающий способность изучать, приобретать умение соответствовать нормам поведения.
3. Личностный, связанный с возможностью делать выбор, организовывать бытие, поведение. А также это способность принимать решения.
Самопознание и развитие личности представляют собой категории, отвечающие за успешную реализацию человека по результатам деятельности. Индивидуум оценивает себя, приобретает возможность быть при этом объективным, формирует отношения к своему «Я», как объекту познания. Развитие осуществляется при наличии умения улучшать свою потенцию своими силами. Оно сопровождается стремлением добиваться наивысших достижений и уровней.
Самопознание и саморазвитие личности описывается характеристиками, составляющими научную концепцию в психологии. Конкретно это:
- психическое здоровье;
- потенциал личности, способный на оптимальную реализацию;
- психическая зрелость и внутренняя гармония.
Данные аспекты действуют, как одно целое при взаимосвязи между ними. Результатом можно считать эффективность, с которой реализуется процесс самопознания. Он начинается с детского возраста и продолжается всю жизнь. А расцвет приходится на юные годы, характеризующиеся ненасытным умом, жаждой впечатлений.
Значение самопознания в жизни человека
В молодости человек ставит перед собой высокие цели, осознавая, что самосознание — путь к просветлению. Приобретая общественный статус, обязанности и ответственность, личность может растерять благородство порывов, дающих ранее смысл жизни. А само бытие становится обыденностью. В такой момент важно умение находить положительные аспекты там, где ранее наблюдался лишь негатив. Это дает дополнительные силы, чтобы принять это свойств и играет весьма большую роль при совершенствовании себя. Человек, осознающий себя, как личность, знаком с собственными характеристиками, отличиями от других, может проводить сравнения. Все это улучшит понимание того, что самопознание — путь к просветлению.
Виды самопознания
Процесс познания себя происходит последовательно, при прохождении следующих этапов:
- поиск и нахождение какого-либо качества личности;
- фиксирование его в сознании;
- анализ, оценка и принятие.
Различают следующие виды самопознания, соответствующие способам его реализации.
- Наблюдение за собой, мыслями, поведением.
- Анализ по отношению к предметам и характеристикам, обнаруженным при самонаблюдении. Устанавливаются связи между причинами и следствиями.
- Сравнение себя с другими, сопоставление с эталонами.
- Моделирование собственной личности путем отображения характерных черт и отношений.
- Обнаружение противоположностей качеств и осознание их.
Путь самопознания приходит к последнему этапу в стадии проанализированных характеристик. Ведь качества могут включать в себя как хорошие, так и плохие стороны. Принято также разделять процесс на три основных вида:
- аналитический, относящийся к функции ума и ментальности;
- творческий, в котором выражаются чувства;
- духовный, выражающий концепцию, что самопознание — путь к просветлению.
Применение той или иной разновидности зависит от позиции, взглядов и мировоззрения. Этапы самопознания в виде вышеперечисленных способов помогают понять свой внутренний мир. А также познавать людей.
Методы и техники самопознания
Процесс самопознания осуществляется с применением следующих средств.
- Самоотчет. К примеру, ведение дневника, фиксирующего перемены.
- Ознакомление с фильмами, литературой, где фигурируют образы, с которыми можно сопоставить себя, развивая собственную духовность.
- Изучение основ психологии, как личностной, так и социальной, знакомство с проверочными тестами. Научный подход приведет к грамотности, правильной оценке личностного роста.
- Психологическое консультирование со специалистами поможет выявить ошибки и решить проблемы.
- Мероприятия, связанные с тренингами по психологии дают стимул и помогают организовать самопознание личности.
Что это дает? Приходит осознание цели — достижение состояния счастья в повседневности. А также понимание своего предназначения. Процесс самопознания, реализующийся специальными средствами, — это те формы, в которых осуществляет свою деятельность психолог.
1. Консультирование в частном порядке. При этом составляется индивидуальный план для клиента. А последний получает возможность раскрыться по максимуму, осознать проблематику, отыскать ресурсы для реализации возможных решений.
2. Работа с группами по типу психологического тренинга. Между членами выстраиваются отношения, при которых процесс самопознания и изучения психологии окружающих приобретает интенсивность.
Изучение человеком себя начинается с момента, когда он обнаруживает различия с другими людьми. Примеры индивидуальных особенностей — характер, поведенческие факторы, выбранные жизненные цели. В какой период нужно избирать отдельный от других путь самопознания, чтобы двигаться оп нему? Необходимо пройти этапы самонаблюдения, сравнения и моделирования личности. После чего следует объединить антиподы с негативным и положительным аспектами и познать других людей, обладая способностью сравнивать и оценивать.
Этапы помогут открыть в себе новое, укрепить самооценку. Выбрав методы самопознания, имеем возможность воспользоваться средствами, с помощью которых:
- продолжается усовершенствование духовности, внутреннего «Я»;
- реализуется самопроверка;
- осознается важность подобной деятельности.
Путь самопознания предполагает использование различных техник, применяющихся в виде этапов или теорий. Перечислим некоторые из них.
Личностный рост
Данная концепция считается этапом либо необходимым процессом. Многие постигают внутренний мир, приобретают духовность посредством религии, единения с Божеством. Этот способ предполагает смирение, изучение правил жизни по священным писаниям: Библии, Корану, иным источникам. Самопознание и саморазвитие личности становится первостепенной задачей. В духовных книгах весьма простым языком излагаются пути нахождения своего предназначения. Написанные тысячелетия назад, они весьма актуальны и на сегодняшний день.
Суждения о самопознании здесь отражают:
- стремление быть здоровым;
- развитие возможностей;
- объединение природы и духа.
Данные аспекты объединены в единое целое в ходе повествования. Дети с рождения наполняют свою психику всем, что видят, учатся и приобретают способность отличать себя среди других. Мировоззрение формируется с трехлетнего возраста, после чего этапы самопознания реализуются в виде возникновения характера с принципами. А затем вырабатывается культура поведения. Появляются чувства, аналитическое мышление, осознание окружения и событий. Этот перечень шагов называется личностным ростом.
Самоконцепция
Система методов, именуемая эзотерической, предполагает формирование тройственного «Я». Особенности самопознания при этом заключаются в отражении этих неповторимых образов, составляющих личность, трактующих понятия мыслей, мечтаний, устремлений к идеалу. Самоконцепция (или «Я» — концепция) проповедует семейственность, культуру в поведении и общечеловеческие ценности в самопознании.
При выражении души («Я») в материальном мире преследуется цель создать идеального человека. Самопознание направлено на достижение этого. Недостатки нейтрализуются в пользу всестороннего развития мировоззрения. Хотя с ними продолжается борьба. Появляется мотивация. Некоторая конкретная личность используется, как эталон. Подобные методы самопознания предполагают стирание черты между собой и данным идеалом. Общечеловеческие ценности в данном случае предполагают нахождение своего предназначения при реализации своей уникальности. Оценки и контроль по отношению к себе исключают позицию ниже других. Общественный вес и самоуважение будут увеличиваться при приближении к идеалу.
Временные этапы
Особенности самопознания в методике применения временных этапов заключаются в отражении сущности индивидуума по отношению к различным периодам. Человек определяется в жизни и ощущает себя частью планеты. Самопознание и саморазвитие личности предполагает прохождение следующих этапов.
Самопознание как процесс развития личности
Общечеловеческие ценности в развитии и самопознании имеют тенденцию к приобретению на протяжении жизни. Разработан целый ряд теорий и подходов, предполагающих готовность личности к этому процессу, включающих поэтапное прохождение его стадий. Сначала ребенок учится отличать себя от других. Формируясь с возрастом, он вырабатывает убеждения относительно себя. А также находит мотивацию, побуждающую к развитию себя, улучшению жизни.
Самопознание определяет культуру поведения, специфику мышления и чувств. В результате каждый может создавать сценарий бытия и улучшать его, изменяя способы реализации сознания.
Полезные статьи
Что такое Самопознание? Самопознание — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
С раннего детства человек задаётся вопросом о том, кем он является, пытается разобраться в себе, в своём внутреннем мире. Так начинается процесс самопознания. И это не только созерцание себя, но и наблюдение за своими поступками, мыслями с целью их совершенствования. Ведь познание себя без внутренней работы лишено смысла.
Одним из главных требований к этому является признание собственного невежества и желание обрести это знание. Одним самоанализом невозможно познать себя. Недостаточно и логических рассуждений или иной умственной деятельности. Необходимо пробудить сознание своей Божественной природы и делать это лучше под руководством опытного наставника или Учителя, обладающего знаниями.
Каждый человек — это отдельный мир, который хранит в себе множество загадок. И как сложно постичь внешний мир, так же непросто познать внутренний мир человека. Это очень увлекательная, сложная, но достижимая задача.
Интересен тот факт, что это не разовый процесс, а постепенный. Открывая в себе одну какую-то часть, постепенно человек узнает ещё что-то новое. И в конечном итоге это может занять всю жизнь, делая её невероятно увлекательной.
Для того, чтобы понимать себя, необходимо так же отдавать себе отчёт в том, что движет поступками, каковы внутренние мотивы. Такая оценка должна быть объективной.
С каждым этапом самопознания человек меняет себя, меняет своё отношение к жизни. Он открывает в себе всё новые и новые стороны, новые возможности, о которых не догадывался ранее.
В древних учениях под самопознанием понималось познание своей глубины, в которой открывалась божественная природа человека. Оно объединялось с проработкой душевных состояний. Такое самопознание выводило человека за пределы познания собственного Я.
Чтобы заниматься самопознанием, человек должен иметь не только желание, но и узнать, какие способы самопознания существуют. Это может быть религия, философия, психология, различные медитативные техники или телесные. Важно понимать, к какому результату приводит тот или иной способ познания себя.
Человек должен постоянно развиваться — это ещё одно из важных условий для познания себя. Самопознание постоянно отстаёт немного от объекта познания.
В процессе познания себя важно не принижать свои качества, а также не преувеличивать их. Именно трезвая оценка и принятие себя таким, как есть является залогом для правильного развития личности. В противном случае могут проявиться высокомерие, самоуверенность или наоборот робость, замкнутость, стеснительность. Эти качества станут непреодолимым барьером на пути к самосовершенствованию.
Некоторые философы высоко ценили самопознание. Так Сократ говорил о том, что оно является основой всякой добродетели. Лессинг и Кант утверждали, что это начало и центр человеческой мудрости. Гёте писал: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».
Самопознание — это… Что такое Самопознание?
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Сферы и области самопознания
К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми).[1]
К областям самопознания относят сознание и бессознательное.[1]
Я-концепция
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям.[2]
Способы и средства самопознания
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.[3]
Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»[4]
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
- Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
- Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
- Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
- Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д.
- Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.
Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.[5]
К средствам самопознания относятся:
- Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
- Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
- Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
- Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.[5]
К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:
- индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
- работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процесов познания других и себя.[5]
Самопознание и самооценка
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
- Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
- Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
- Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний[6].
Литература
- П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. М.: АСТ, Астрель; 2008.
- Человек и общество. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — СПб. : Питер, 2001.
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. ISBN: 5-7695-0877-9.
Примечания
- ↑ 1 2 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ. § 3. Сферы и области самопознания.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 2. САМОПОЗНАНИЕ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. § 2. Структура самосознания.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 1. Общая характеристика самопознания как процесса.
- ↑ См.: Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — Глава РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
- ↑ 1 2 3 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 3. Способы и средства самопознания.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 4. Результаты самопознания.
См. также
Ссылки
Упражнения на самопознание: помогаем себе развиваться
Время чтения 8 минут
Упражнения на самопознание позволяют обрести себя, сформировать и установить собственные правила личностного развития. В статье мы привели самые распространенные и популярные техники познания, которые подойдут и взрослым и детям. С помощью этих нехитрых действий вы овладеете практикой самопознания, усовершенствуете нужные вам качества, а также познаете внутреннюю подоплеку своих желаний.
<<Оглавление>>
Самопознание — что за странный фрукт?
Развитие эмпатии и рефлексии, которые являются основами упражнений, формируют взаимооценочные позиции. Упражнения на самопознание направлены на работу над собой. Если человек не готов к тому, чтобы изменить себя, то техники могут оказаться неэффективными.
Самопознание подразумевает обнаружение положительных, негативных качеств, а также самосовершенствование, анализ допущенных ошибок в прошлом и работу над собой. Человек должен отказаться от самобичевания, найти внутри себя друга, помощника, а не только виновника или противника каких-то событий.
Каждый из нас обладает сильными сторонами, но не все могут их обнаружить и заставить доминировать в общем представлении о человеке. Сильные стороны прячутся за комплексами, заниженной самооценкой, способом родительского воспитания. Если что-то не устраивает, — пора меняться! Именно упражнения помогут обрести внутренний стержень, найти те качества, которые станут опорой для продвижения по жизненному пути.
Существуют различные упражнения на самопознание, которые подбираются индивидуально. Это зависит от желаний человека, его целей и оценочных суждений по поводу тех или иных событий. К сожалению, есть люди, которые думают что не обладают сильной стороной или достоинствами. В большинстве случаев важную роль играет общество, иногда люди могут не воспринимать сильной стороны личности, поскольку она не вписывается в их моральные нормы или знания. Например, сменив обстановку или пребывая в кругу заинтересованных людей, можно найти себя, удивится своим возможностям, которые были приглушенными другими.
Самодиагностика, желание измениться, развиваться и двигаться вперед – является путем к самопознанию, которое открывается с помощью упражнений.
Познаем себя сами: упражнения на самопознание
Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми видами упражнений и комплексов, которые призваны помочь вам в поиске себя и своих внутренних ориентиров. Попробуйте подойти к занятиям максимально ответственно, ведь только в этом случае вы получите свой долгожданный результат.
4 квадрата психологии сознания
Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет лучше осознать свою сущность, найти положительные и негативные качества, достоинства. Для этого психологического теста понадобится лист бумаги, его нужно разделить на четыре части, в форме квадрата. В углу каждого квадрата необходимо поставить цифры от 1 до 4. В первом квадрате нужно написать 5 собственных положительных качеств в виде одного слова или предложения. В третьем квадрате (под первым) нужно написать собственные негативные качества.
Нужно быть искренним, поскольку данная таблица создается исключительно для тестируемого человека. После просмотра перечня негативных качеств их нужно переформулировать на положительные и записать во второй квадрат. Например, описать, что «жадный» означает бережный, что появляется возможность тратить деньги на важные вещи.
После этого, прочитайте перечень положительных качеств из квадрата № 1, переделайте их на отрицательные, запишите их в четвертый квадрат. После того, как все квадраты будут заполнены, прикройте квадраты № 3, 4 и прочитайте свои качества с квадратов № 1, 2.
После, важно взглянуть на все четыре заполненные квадраты и сделать вывод, что одни и те же характеристики описаны с положительной и отрицательной стороны. То, что для нас есть хорошим, для других может оказаться плохим. Поэтому нет необходимости обращать особое внимание на то, что говорят другие. Лучше развивать свои качества, которые нравятся, а также могут послужить на будущее.
Оценочные суждения в жизни личности
Самопознание человека формируется на основе его мыслей о себе и мыслей других людей о том, что он из себя представляет и что вообще делает в этой жизни. Человек сам выбирает как относиться к себе: хорошо или плохо (презирать себя за малейшие ошибки или прощать, любить, если что-то не так).
От того, как человек относится к себе, так и будут к нему относиться окружающие, поскольку они будут видеть человека его глазами, тот образ, который он или она позволяет видеть. Уважение, понимание себя, возможность ценить появляется с того момента, когда человек прислушался к себе, изменил психологию своего мышления.
Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет не только переформулировать свои качества, но и негативные качества противника, который приносит дискомфорт в вашей жизни. С помощью данной техники, можно проанализировать конфликтную ситуацию, понять почему вышло недопонимание, как восстановить доверие, доброжелательность.
Самопознание и групповая терапия
Часто упражнения по самопознанию проводятся коллективно. Собирается группа из нескольких человек, что способствует формированию положительного, а также благоприятного климата для познания собственного «Я». Коллективная работа направлена на приветствие участников, ощущение при этом испытываемых чувств. Далее, каждый из участников обращается к товарищу с благодарностью, что он рад его видеть с объяснением. Способствуя самоанализу и сближению группы, каждому участнику предлагается лист бумаги, на котором необходимо написать ответ на вопрос «Кто я?» с описанием десяти собственных характеристик.
В группе, кроме письменных тестов, развивается невербальное взаимопонимание, расширяется представление о себе. Ведущие часто используют упражнение «зеркало», когда каждому участнику передается зеркало, и он обязан на протяжении двух минут говорить о себе хорошие вещи. В основе групповой рефлексии, участники говорят, что они себе напоминают (предмет, явление). Чтобы полностью раскрыться, участникам предлагается сказать то, о чем никто не знает. Задача не с легких, но каждый элемент группового тренинга помогает открыть внутри себя новые способности, которые могут улучшить состояние в обществе, отношение к себе.
Как помочь подростку понять себя
Переходной возраст, сложные условия, знакомство со взрослой жизнью, моральными ценностями дестабилизирует подростка. Упражнения на самопознание для подростков помогает сформировать жизнеспособную личность, которая сумеет преодолеть трудности, что повстречаются на жизненном пути.
Успешная адаптация в обществе – то, что необходимо для молодого человека. Кризис подросткового возраста заключается в том, что ребенок ищет себя, ищет свой путь, сопоставляет любимые занятия с будущими профессиями, которые могли б ему подойти.
Непослушание, протест – это защитные реакции на познание нового взрослого мира, где приходится самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться в новом для него мире. Помощь извне часто воспринимается как не нужное, поскольку доминируют гордость и предубеждение подростка. Необходимость самопознания приходит спонтанно, когда действительно нужно разобраться в себе и определить цели на будущее.
Упражнения на самопознание для подростков, прежде всего, направлены на:
- Погружение в собственный внутренний мир;
- Познание чувств и эмоций, формирование управленческих способностей на эмоциональные реакции;
- Обучение слушать, высказывать, а также принимать точку зрения, находить компромиссное решение из любой ситуации;
- Осознание жизненной перспективы, формирование жизненных целей и путей их достижения.
Психогимнастика, наличие групповых дискуссий, ролевых игр решают много задач тренинга для подростков. Групповая дискуссия помогает участнику управлять процессом обсуждения определенной проблемы или задачи, выступать в роли генератора идей, эрудированной личности или коммуникатора. Ролевые игры позволяют быть готовым к любым вариантам исхода случившейся жизненной ситуации.
Участники с помощью игровой формы соприкасаются с положительными и негативными вариантами, которые могут случиться в реальной жизни. Обучающий эффект усиливается, когда в ролевых играх принимает большое количество участников, коллективно генерируются идеи, которые могут поспособствовать решению задачи. Данное упражнения на самопознание переносит внутрь реальности стиль поведения, общения и коммуникативные навыки, которые скорректированы группой.
В комплекс занятий входит вступительная часть (знакомство и представление себя), конструктивное общение, высказывание точек зрение, понимание и умение слушать других людей. Основную часть формирует расширение знаний об эмоциях, чувствах, собственном внутреннем мире, как в нем ориентироваться. Особое внимание посвящается прошлому, настоящему и будущему для осознания подростком своей жизненной перспективы. Заключительным этапом групповой коммуникации, закрепляются результаты, которые достигли участники.
Разнообразие упражнений на смекалку
Чтобы лучше понять себя, нужно постоянно развиваться как физически, так и умственно. Логические задачи – отличный способ гимнастики для ума, что утолит нормальную потребность в упражнении и испытании разума. Упражнение на логику, смекалку состоит из интересных задач по математике, физике, естествознании. Подобные упражнения предлагаются детям, подросткам и взрослым.
Чтобы отгадать загадки должен быть развитый кругозор, наличие знаний об окружающем мире. Упражнение на хорошую смекалку способствует развитию образного нестандартного мышления. Нельзя разъяснять сразу ответ, необходимо оставить немного времени, чтобы человек самостоятельно угадал правильный ответ. Если в одиночку задачки являются непосильными, можно сделать коллективный подход к решению логических задач. Различные ребусы, шарады, головоломки, кроссворды, судоку также помогают развитию умственных способностей.
Упражнение на то, чтобы развить смекалку входит в процедуру группового психологического тренинга. Он направлен на развитие воображения, остроумия, интеллекта, поиски аналогий, а также на актуализацию скрытого потенциала. Выработка умения сравнивать различные объекты и явления дают возможность мыслить шире, развивать наблюдательную и зрительную память.
На основе упражнений проводится тренировка в абстрагировании и конкретизации, развитие умения оценки личных качеств окружающих людей. Гибкость мышления важна для приспособления в обществе. Разностороннее восприятие помогает оценить проблему с несколько сторон и принять самое выгодное решение. Наличие смекалки помогает личному росту, продвижению по работе. Как только человек осознает свои возможности, постепенно поднимется самоуважение к себе, самооценка и понимание своих сильных сторон.
Упражнения на самопознание, а также на смекалку помогают развить в себе те возможности, которые понадобятся для формирования своего «я». В результате тренинга, можно избавится от страхов, неудач, неуверенности, которые мешают жить жизнью, полной яркими красками.
Как только человек соприкоснется с нотками своей души, начнет понимать, что ему действительно нужно, в каком направлении двигаться – откроются новые пути, где человек себя будет чувствовать комфортно и уютно. Самопознание, самоанализ помогают в кризисных ситуациях разобраться в себе, напомнить о положительных, сильных качествах личности.
Вывод
Трудно осознать, что черно-серое восприятие мира прячется внутри человеческой души, когда мозг пытается всему найти логическое обоснование и отказывается от чувств. Депрессивное состояние, постоянные стрессы заставляют задуматься и принять решение заняться самопознанием.
Эффективность проявляется с первого раза, конечно в небольшом количестве, но помогает обрести знания о своей личности. Всего 10-12 занятий способны изменить человека в лучшую сторону, открыть мир с другой стороны. В некоторых случаях понадобиться больше занятий, чтобы достичь полного самопознания.
Психологическое сопровождение на уроках предмета «Самопознание»
Мерц Ольга Ивановна, педагог-психолог, преподаватель предмета «Самопознание», первая квалификационная категория, КГУ «Комплекс „Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля“» город Петропавловск СКО |
«Курс „Самопознание“ помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования»
Назарбаева Сара Алпысқызы
Президент республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». С этими требованиями переплетаются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленные на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения.
Для умелой организации занятий по предмету «Самопознание» необходимо содержательное обеспечение. Теоретической основой вышеуказанного курса являются научные знания не только философии, но и психологии.
Психология должна оказывать помощь в исследовании закономерностей психической деятельности учащихся на уроках по предмету «Самопознание».
Для преподавателя предмета «Самопознание» важны психологические знания, которые дают возможность педагогу обнаружить психологические свойства, характеризующие индивида и личность, раскрывают законы биологического развития индивида и особенности их действия в условиях его жизни в обществе.
Преподаватель самопознания в большой степени — это не только старший товарищ и наставник, способный направить поток мыслей обучающегося в нужное русло, стимулировать творческую активность учащегося, проявить к нему внимание, но и человек, способный оказать вовремя психологическую поддержку.
Педагогическая поддержка — это такая организация образовательного процесса, когда он полностью обращен к внутренним силам и способностям человека.
На уроках самопознания зачастую затрагиваются темы, касающиеся самых глубинных переживаний учащихся. Уроки самопознания имеют свою специфику и отличаются от других уроков тем, что требуют формирования положительных, позитивных качеств, специальных знаний, умений, навыков для самостоятельного решения проблем.
Поэтому преподаватель самопознания в некоторой степени выполняет на уроках роль психолога, создавая условия психологического комфорта для взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
Преподавателю самопознания на занятиях необходимо учитывать не только индивидуальные особенности каждого учащегося, но и их склонности и интересы. Т. е. организовывать свой урок в соответствии с профессиональной направленностью учащихся, учитывая типы мышления, а также специфику учебного заведения, не нарушая при этом рабочей учебной программы и всех этапов урока. Например, особенность образовательного учреждения КГУ «Комплекс «Колледж искусств-ШОД» состоит в том, что здесь реализуются не только основные задачи образования, но и значительное внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся.
Учет этих особенностей позволяет нам правильно подобрать методы, средства обучения и воспитания, которые поддерживают психологическую безопасность в данном образовательном учреждении. В КГУ «Комплекс „Колледж искусств-ШОД“ на уроках самопознания чаще всего используются методы психологии, которые позволяют оказывать влияние на психические процессы учащегося, роль сознания в деятельности учащегося на занятиях, особенности протекания познавательных, эмоциональных, волевых процессов при использовании различных форм деятельности и методов обучения и воспитания.
Как правило, наличие творческих способностей у подрастающего поколения взаимобуславливают определенные особенности психики. Творческая личность, а тем более подростка, наиболее подвержена различного рода эмоциональным переживаниям, которые воспринимаются в этом возрасте очень болезненно.
Учитывая индивидуальные особенности творческой личности, преподавателю самопознания в образовательном учреждении в сфере искусства необходимо помнить, что неадекватные самооценка и самовосприятие творческой личности не способствует адекватной постановке целей и направлений саморазвития, ориентирует саморазвитие по неправильному, ложному пути. Упуская из виду недостатки, имея искаженное представление о себе, будущий музыкант-исполнитель или художник снижает возможности своего профессионального роста. Поэтому уроки самопознания строятся на не только доброжелательной психологической атмосфере, но и способствуют развитию творческой личности, ее эмоциональности.
Об этом могут свидетельствовать результаты постоянного мониторинга личности учащихся. Для проведения мониторинга по предмету „Самопознание“ необходимы психологические основы обучения, психологическая характеристика нравственно-духовного становления личности учащегося, психологические особенности навыков, выявление психического состояния ребенка при выполнении заданий, решении проблем, лидерства, саморегуляция психических состояний, знания социально-психологической особенности ученического коллектива, установление социально-психологического климата.
На уроках самопознания осуществляется изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя, которое начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь, формируется постепенно по мере отражения внешнего и своего внутреннего мира.
Мониторинг процесса духовно-нравственного становления личности ребенка направлен на изучение качества воспитания и прогнозирование основных тенденций в развитии личности.
В процессе мониторинга составляется психологическая характеристика нравственно-духовного становления личности учащегося (мотивационная сфера школьника, которая является основным компонентом в процессе жизнедеятельности, психологические особенности навыков, выявление психического состояния ребенка в процессе общения, учебной деятельности, решении проблем, лидерства, саморегуляция психических состояний), изучаются социально-психологические особенности ученического коллектива, социально-психологический климат в группе, классе.
В виду этого, могут использоваться психодиагностические измерения, которые позволяют отслеживать развитие психических процессов, эмоциональное состояние, личностный рост ученика. Например, следующие методики: методика Рокича „Ценностные ориентации“, методика Локус контроля, Шкала определения самооценки, Методика оценки воспитанности учащихся, методика „Готовность и отношение учащихся к выбору профессии“, опросник Айзенка „Тип темперамента“ и др.
Показатели диагностических критериев и аналитическая оценка позволяют выявить реальную картину, а также рассогласование идеального и реального. Результаты психологической диагностики являются ценным материалом для работы не только психолога. Преподавателю самопознания они дают возможность проследить уровень воспитанности учащихся, мотивацию, стремление к саморазвитию, а также использовать данные показатели, корректируя их, для создания оптимальных условий, способствующих гармоничному развитию личности.
Учитель самопознания должен организовать вхождение учащихся в сложный процесс усвоения социального и культурно-исторического опыта, который в психологии называют социализацией.
Процесс социализации, то есть личностного становления, главным образом связан с воспитанием духовно-нравственных качеств. Зная психологические закономерности этого процесса педагог самопознания сопосбен эффективно регулировать этот процесс, заниматься его оптимизацией.
Перед педагогом самопознания и акмеологии вознаикают следующие вопросы:
— Что именно надо развивать?
— Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой?
— Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы?
С целью достижения поставленных целей, возможно предложить применения в виде дополнительных или домашних заданий, а также на внеклассных мероприятиях, психологические разминки, упражнения и приемы, способствующие психическому и личностному росту учащихся (например, упражнения „Психологический возраст“, „Особенности моего характера“, „Я“-реальное и „Я“ идеальное», «Подари улыбку миру», «Взгляд в будущее» и др.)
Необходимы также знания психологии, касающиеся возрастных особенностей учащихся. В каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности и психические новообразования, используя которые, преподаватель самопознания может построить процесс взаимодействия учащихся в соответствии с процессом их развития. Несмотря на то, что каждый человек — уникальная личность со своими интересами и проблемами, существуют определенные психологические особенности, свойственные всем людям в подростковом и юношеском возрасте. Переходный период из детства во взрослую жизнь в психологическом аспекте имеет два измерения. С одной стороны, подросток (или юноша) живет в настоящем, т. е. в реальной действительности. Но с другой — он постоянно меняется, растет, готовится к будущей взрослой жизни, он как бы весь устремлен в будущее и живет будущим. Также нужно учитывать, что в этом возрасте идет интенсивный процесс полового созревания, что оказывает большое влияние не только на физическое, но и на психическое состояние человека. Это все обуславливает те проблемы, с которыми сталкивается учитель, обучая подростков и юношество.
В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития самосознания и находит реализацию в деятельности.
Зная эту закономерность, учителю самопознания необходимо перевести этот взгляд «со стороны на себя» на Я-концепцию — Я реальную и Я идеальную. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки и с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.
На занятиях необходимо давать возможность учащимся при выполнении заданий создавать модели, проекты, рисунки с тем, чтобы они развивали не только психические процессы, но и элементы абстрактного и теоретического мышления. Важным для преподавателя самопознания при этом является не техника выполнения (это тоже имеет определенное значение), а содержание, по которой можно делать интерпретацию и получить большую информацию об учащимся (в психологии этот метод называется — анализ продуктов деятельности, например, сочинения, проекты, рисунки и пр.).
Например, рисунок «Моя семья» (в психологии используется как проективная методика), может символировать о взаимоотношениях семье — эмоционально сплоченных, нейтральных или отдаленных.
Знание психологических особенностей и закономерностей, методов психологии педагогу самопознания позволяют не только «видеть» имеющуюся ситуацию развития личности учащегося, и корректировать и влиять на нее, «научить ребенка жить в гармонии с собой, обществом и окружающим миром».
И в заключение, хотелось бы процитировать слова известных мыслителей: «…всякий учитель должен строить свою работу на психологии» (Г. Мюнстенберг), «Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики»
(Е. А. Ямбург).
Список использованной литературы:
1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. — Алматы, 2002.
2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — Москва, 1986.
3. Кон И.С. В поисках себя. (Личность и ее самопознание). — М., 1984
4. Назарбаева Сара Алпыскызы. Путь к себе. — Алматы: Атамура, 2000.
5. Славкина М. А. Возрастная психология (психология развития). — Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
Что такое самопознание и как оно помогает человеку в этой жизни
Самопознание – это процесс, направленный на самоизучение и самопонимание. Нужен для того, чтобы человек разобрался в себе и окружающем мире. Что происходит? Зачем он живёт? В чём цель существования? Понимание своих особенностей, себя настоящего. Это понимание и знание приходит в процессе жизни. Берёт своё начало в раннем детстве. Человек становится более опытным, лучше начинает разбираться в себе и окружающем его мире. В этом процессе важно постоянно развиваться.
По мере того, как это происходит, его понимание всё больше формируется. Он часто занимается поиском цели, знаний и хочет понять себя и окружающий мир. Интересуется философией, религией. Ищет ответы на вопросы, изучает духовную литературу, знакомится с разными практиками и учителями. Он может посещать занятия или уроки по медитации. Знакомится с различными техниками дыхания, погружением в те или иные состояния. Может изучать область подсознательного, используя специальные техники с привлечением учителей в тех или иных восточных направлениях, которые способствуют изучению себя, пониманию мира.
Самопознание происходит также через оценку различных результатов своей деятельности. Это происходит и через оценку окружающих людей. Процессы самопознания формируются более плодотворно, если личность изучает основы психологии.
Виды самопознания разные, с их помощью происходит лучшее понимание своей личности. Но бывает, что люди самопознание превращают в «самокопание», что, конечно, не следует делать. Потому что углубившись в свои особенности, недостатки и несовершенства, человек часто делает на этом акцент. Происходит зацикливание на тех или иных моментах, постоянное возвращение к каким-то ситуациям, событиям, происшествиям, мыслям или действиям.
Постоянный разбор внутри себя приводит к понижению самооценки, увеличивает у человека неуверенность в себе и в какой-то степени делает его более мнительным. Увеличивается тревожность, повышается зависимость от мнения окружающих людей. Во всём важна мера. Поэтому не стоит процесс самопознания превращать в «самокопание». Это разные понятия и приводят к различным результатам.
Способы самопознания
- Наблюдение за собой. Информация о себе, своих ощущениях. Наблюдение за всем происходящим внутри;
- Анализ себя. Происходит в процессе самонаблюдения. Анализ внешних и внутренних качеств, своих эмоций. Та связь, которую можно проследить между причиной происходящего и следствием того, что произошло, помогает разобраться. Умение отслеживать эту связь очень помогает в жизни каждого человека. Такой навык часто вырабатывается с юных лет. Он нужен для успешной жизни в социуме. Не у всех людей это получается. Возможно, из-за тех или иных нарушений в воспитании, но так бывает не только поэтому. Такое случается, если личность не привыкла реально оценивать свои возможности. Не может в силу своих психологических особенностей соотнести себя и других людей.
- Сравнение себя и ситуации из своей жизни, с окружающими людьми, событиями, идеалами. Часто есть какой-то пример перед глазами или кумир. Возможно, идеализируется тот или иной образ жизни. Тогда человек сравнивает и соотносит себя с этим. Пытается разобраться где он лучше, а где хуже. Хочет приблизиться к тому, чтобы быть таким же.
- Моделирование личности. Моделирует свою личность, показывая свои характеристики и взаимоотношения. Происходит это с помощью применения различных символов и знаков.
- Понимание метода объединения противоположностей. Если раньше человек видел в какой-то своей поведенческой характеристике отрицательное, а со временем научился видеть положительное, то его восприятие этого качества происходит менее болезненно, что важно для принятия себя. Повышается самооценка. В принципе, одним из важных пунктов в развитии человека является принятие себя. Без этого личность не может считаться полноценной и успешной. Это важно для саморазвития, самореализации и самосовершенствования. Рост и развитие, которые необходимы для личности в процессе всей его жизни, должны увеличиваться. Без принятия себя — это невозможно.
Какие средства используются для самопознания
- Самоотчёт. Ведение записей каждый день о том, что происходит в его жизни.
- Изучение литературы. Просмотр фильмов.
- Знакомство с основами психологии. В данном случае выделяют социальную психологию и психологию личности.
- Тестирование. Прохождение и сдача разных тестов. Причём лучше обращаться к серьёзным тестам и привлечь психолога для интерпретации; Специальными средствами самопознания являются разные формы работы с психологом: личное консультирование — пациент открывает себя, понимает свои проблемы, находит силы для их решения. Многие прибегают к этому средству; групповые тренинги — самопознание происходит через группу и с её помощью.
Я-концепция и этапы её эволюции
Я-концепция – это то, как человек представляет себя. Здесь два параметра. Бывает, при несовпадении Я-концепции и реальности, человек многое видит в искажённом виде. И это часто несёт в его жизнь конфликты с окружающим миром. Когда Я-концепция и действительность совпадают, то есть возможность быть в гармонии с окружением. Он удачно приспосабливается к происходящему, стремится к своим целям и развивается.
Самопознание человека делится на этапы
- Первичное самопознание. Личность создаёт мнение о себе, которое базируется на мнении окружающих его людей. Он ориентируется в основном на чужую оценку себя. На отношение к себе со стороны. Суждение и мнение окружения является главной основой самопознания на данном этапе;
- Кризис первичного самопознания. Выясняется, что чем больше людей, тем больше мнений. Мнения и суждения многих об одном и том же часто сильно отличаются. И соответственно, это больше не укладывается в схему видения себя, глазами других. Вырабатывается собственное мнение. Так как получается, что невозможно быть единым, при таком отличии мнений об одном и том же качестве или характеристике своей личности.
- Вторичное самопознание. Происходят существенные изменения. Предыдущая Я-концепция изменяется, а иногда даже происходит её отрицание. Может сформироваться и появиться новая Я-концепция. Соответственно строится новое видение себя. Получается, что происходит познание себя по-новому, по-другому.
Поиск себя, который отличает человека от всех живых существ, происходит всегда. Он изначально заложен в человеке. У многих возникает потребность понять и разобраться в происходящем внутри и снаружи. Люди в разном возрасте ощущают необходимость сделать вывод о цели жизни, своего пути, предназначения. Бывает, возникает желание понять зачем все происходит так, как происходит.
Может так случиться, что всю жизнь человек не задаёт себе вопросов, не ищет ответов. И его самопознание остаётся очень поверхностным и неглубоким. С такими людьми происходит много интересного потом, когда эти вопросы всё-таки у них возникают. Они узнают о своей жизни много нового и любопытного для себя, не всегда приятного и одобряемого собой.
Бывает, что люди находят ответы, успокаиваются и продолжают жить дальше, а потом выясняется, что мир намного шире и ответы другие. В итоге картина мира меняется. И человек вместе с ней. Путь самопознания очень интересен. Он длинный и захватывающий. Он помогает прийти к гармонии и спокойствию, когда получается найти ответы на свои важные вопросы.