Самопознание внутренний мир человека: Разработка урока самопознания на тему «Внутренний мир человека» (7 класс) – Внутренний Мир Человека. Статья. Самопознание. Самопознание.ру

Автор: | 08.07.2017

Содержание

Разработка урока самопознания на тему «Внутренний мир человека» (7 класс)

План урока самопознания

Дата 3 Тема: Внутренний мир человека

Ценность истина

Качества: целеустремленность, доброта, толерантность

Педагог:. Класс: 7 Количество уч-ся:

Цель: углубить представления учащихся о ценности «истина» через раскрытие взаимосвязи понятий «красота внешняя» и «красота внутренняя».

Задачи:

1) раскрытие важности развития внутреннего мира;

2) развитие навыков анализа причинно-следственных связей на примере анализа связи личных качеств человека с его внешней привлекательностью;

3) воспитание ценностного, гуманного отношения личности к окружающим независимо от пола, возраста, внешней привлекательности.

Ресурсы: аудиозапись песни, мелодии

Ход урока:

Орг. момент

Позитивный настрой: «Концентрация на свете».

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди.В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Спокойная мелодия

Проверка домашнего задания.

Составление небольшого рассказа о том, как волевые качества помогли человеку преодолеть трудности.

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя».

П. Коэльо

— Как вы понимаете это высказывание?

На доске

Это цитата урока

Беседа по содержанию цитаты.

  1. Рассказывание истории.

Учащиеся прослушивают документальный рассказ «Красота человеческого духа» о подвиге знаменитого спортсмена Шаварша Карапетяна.

Обсуждение проводится по вопросам.

    1. Почему рассказ называется «Красота человеческого духа»? какие чувства он вызвал у вас?

    2. Как вы думаете, что заставило известного спортсмена броситься в ледяную воду Ереванского озера?

    3. Что оказалось самым страшным для Шаварша в момент спасения людей?

    4. Как вы считаете, думал ли Шаварш Карапетян о последствиях своего поступка для собственной жизни? Поясните ответ

    5. Как изменилась его жизнь после этого происшедствия?

    6. Что помогает человеку принять правильное решение в экстремальных обстоятельствах?

    7. Что такое «сила духа»?

    8. Как проявляется истинная красота человека?

  1. Творческая деятельность

Задание 1. Составьте собственные правила такого образа жизни, который, по вашему мнению, поможет человеку стать внешне и внутренне привлекательным.

Групповое пение.

«Песня о земной красоте»

Автор текста (слов):Суслов В. Композитор (музыка):Дубравин Я.

Опять черёмуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою.

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В её рассветы и закаты,

В её лесные ароматы

И до земли ей поклонись.

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями,

Уже ручей звенит струной,

Уже гроза гремит громами.

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода.

Ты слышишь, дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

Напевы лучшие свои.

Где красота — там доброта,

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днём,

Ни днём дождливым.

И если хочешь быть красивым,

Ты добротою поделись.

Ты добротою поделись.

Домашнее задание.

Коллаж «Красота моей души»

Заключительная минута урока. Минута тишины.

«Закройте глаза, давайте вспомним все самое доброе и хорошее, о чем мы говорили на уроке и постараемся сохранить это до конца дня».

Спасибо за урок, до свидания!

План урока самопознания

Дата 4 Тема: Внутренний мир человека

Ценность истина

Качества: целеустремленность, доброта, толерантность

Педагог:. Класс: 7 Количество уч-ся:

Цель: углубить представления учащихся о ценности «истина» через раскрытие взаимосвязи понятий «красота внешняя» и «красота внутренняя».

Задачи:

1) раскрытие важности развития внутреннего мира;

2) развитие навыков анализа причинно-следственных связей на примере анализа связи личных качеств человека с его внешней привлекательностью;

3) воспитание ценностного, гуманного отношения личности к окружающим независимо от пола, возраста, внешней привлекательности.

Ресурсы: аудиозапись песни, мелодии

Ход урока:

Орг. момент

Позитивный настрой: «Концентрация на свете».

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Спокойная мелодия

Проверка домашнего задания.

Коллаж «Красота моей души»

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя».

П. Коэльо

— Как вы понимаете это высказывание?

На доске

Это цитата урока

Беседа по содержанию цитаты.

  1. Рассказывание истории.

Учителем читаетсч фрагмент из книги П. Артемьева «Психология самопознания, или Как найти формулу жизни».

Обсуждение проводится по вопросам.

    1. Какие критерии красоты описывает автор? Как выглядит, по вашему мнению, красивый человек?

    2. Можно ли судить о человеке по его внешним данным?

    3. Изменилось ли ваше отношение к внешней красоте после знакомства с этим текстом? Каким оно стало?

    4. Что нужно делать, чтобы тебя воспринимали красивым человеком?

  1. Творческая деятельность

Задание 1. Прочитайте изречения известных людей. Какой темой они объединены. Выберите одно из изречений, прокомментируйте его.

  • Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. (В. Гюго)

  • Сияющая красота юности уменьшается в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений. (Л. да Винчи)

  • Красота хороша, только когда она сама себя не замечает. (В. Ключевский)

Задание 2. . В одном классе ребята затеяли спор о том, как красиво выглядеть в школе. Мнения ребят разделились. Одни подчеркнули красоту современной школьной формы, другие отметили важность отражения в современном костюме школьника национальных деталей. Айгерим даже нарисовала такие костюмы. Они перед вами. Вы можете дополнить их собственным цветовым решением.

Подумайте и ответьте, какую роль играет школьная форма в облике ученика. На что обращает внимание воспитанный человек, собираясь в школу?

hello_html_76b87e1b.gifhello_html_5b23fbbe.gif

Групповое пение.

«Песня о земной красоте»

Автор текста (слов):Суслов В. Композитор (музыка):Дубравин Я.

Опять черёмуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою.

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В её рассветы и закаты,

В её лесные ароматы

И до земли ей поклонись.

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями,

Уже ручей звенит струной,

Уже гроза гремит громами.

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода.

Ты слышишь, дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

Напевы лучшие свои.

Где красота — там доброта,

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днём,

Ни днём дождливым.

И если хочешь быть красивым,

Ты добротою поделись.

Ты добротою поделись.

Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение, о том какая красота важнее — внешняя или внутренняя.

Заключительная минута урока. Минута тишины.

«Закройте глаза, давайте вспомним все самое доброе и хорошее, о чем мы говорили на уроке и постараемся сохранить это до конца дня».

Спасибо за урок, до свидания!

Самопознание. Виды и способы самопознания. Книги для самопознания

Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей

С. Цвейг

Самопознание начинается с того момента, когда вы начали себя осознавать. Этот процесс воплощается очень рано, ещё в детстве, и достигает своего расцвета в годы юности, когда жажда познания велика, ум ненасытен, требует новых открытий и впечатлений, а душа рвётся к высоким целям и кажется, что можно объять необъятное.

Всё это именно так, но с грузом ответственности, который накладывает социальный статус, новые обязанности, да и просто ежедневный водоворот событий увлекает своей скоростью, человек забывает о чистоте порывов, которые ещё когда-то наполняли смыслом его жизнь. И сейчас, осознавая суетность существования, он оглядывается назад, видит себя в прошлом и понимает, что чего-то в его настоящей жизни недостаёт. Не оттого ли она стала казаться ему обыденной, такой предсказуемой.

Да, в ней есть стабильность: он добился признания своих заслуг, его ценят коллеги и уважают друзья, присутствуют стабильность в семье и опора в жизни. Однако это смутное чувство внутри не перестаёт нас волновать и то, что весь этот антураж, внешняя составляющая бытия, не исчерпывает то многообразие, которое жизнь может нам предложить.

Каким бы уникальным и красивым ни был опыт жизни в социуме, постоянно поощряющий нас служить своему эгрегору, тем не менее материальная составляющая жизни не могла бы существовать, если бы не было внутренней жизни, той, которая происходит внутри, проявляется работой сознания и ума. Она и есть самое важное в человеке, то, что скрыто от взглядов, но откуда мы черпаем силы для реализации проектов; она источник вдохновения и творчества; то место, где живёт сознание и душа; отражение всего самого чистого, что есть в каждом человеке.

В моменты непонимания окружающими именно к этому источнику вы обратитесь, чтобы вновь обрести уверенность в себе. Это тот внутренний пульс, который связывает нас с Абсолютом. В нём кроется вход в несметное царство знаний и добродетелей. Нужно уметь им воспользоваться, найти к нему ключ. Внутренний мир человека огромен. То, что мы привычно зовём внутренним миром, — это всего лишь подступы к нему. Чтобы узнать целую Вселенную, скрытую за надписью «внутренний мир», мы прибегаем к приёму, называемому самопознанием.

Путь самопознания

Путь самопознания так близок, и вместе с тем необозримы его горизонты, что человек подчас не знает, с чего начать своё путешествие на пути к самому себе. Но нужно всего лишь начать, пробудить желание самоузнавания, внутреннего роста себя как личности, и одновременно появится страсть к самосовершенствованию. Они как близнецы: похожи друг на друга, развитие одного подразумевает включение в работу другого. Самопознание не может жить без самосовершенствования.

Самосовершенствование — стремление достичь Абсолюта, приближение к идеалу

Процесс самосовершенствования имманентен натуре человека в равной мере, как и самопознание. Стремление к идеалу — вот для чего мы живём. Возможно, это громко сказано, и всё-таки в каждом человеке есть жажда самореализации, мы не можем этого недооценивать. Вследствие наличия желания реализовать себя через различные аспекты жизнедеятельности, человек постоянно стремится улучшить свои знания и навыки. На этой дороге он также подвергает пересмотру и свои цели, в основе которых лежат ценности.

Изменение ценностных категорий ведёт к трансформации самой личности. Часто процесс перехода, нахождение себя, сопровождается и переменами во внешней жизни человека: меняются его окружение, друзья, место проживания, род занятий. Одно лишь остаётся неизменным — тяга к самосовершенствованию через самопознание.

самопознание, саморазвитие, обучение йоге

Виды самопознания. Способы самопознания

Виды самопознания могут быть различными. Здесь всё зависит от позиции, с которой смотрит оценивающий. Главные виды представлены следующим образом:

  • аналитический — связан с работой ума, ментальный план;
  • творческий — сфера чувств, эфирный и астральный план;
  • духовный — сакральная сфера, каузальный, буддхиальный и атмический план.

Каждый из этих 3-х видов состоит из подтипов, проявляющих себя через определённую функцию.

Аналитическое самопознание личности

Этот вид самопознания происходит как с помощью самоанализа, так и самонаблюдения. При самонаблюдении могут использоваться письменный анализ в виде дневников, прохождение тестов, приём автоматического письма — он довольно редок, но даёт отличные результаты, предоставляя возможность поглубже заглянуть в вашу психику. Можно даже говорить о первых встречах с подсознательным.

Другой способ — это самоисповедь. Быть честным по отношению к самому себе не так-то просто, как это может показаться. Внутренние, неподдающиеся контролю страхи обычно сковывают человека, что делает самоисповедь практически невозможной. Для того чтобы перейти через барьер страхов, нужно, как всегда в таких ситуациях, просто начать действовать — начать рассказывать себе о самом себе.

дневник, самопознание

Рефлексия отличается от исповеди тем, что вы не отчитываетесь перед самим собой, а просто рефлексируете о том, что происходит, стараясь давать меньше оценок. Хотя роль оценки и велика в использовании этого вида самоанализа, всё-таки не стоит её преувеличивать, иначе роль судьи может привести вас к излишней самокритике, а это, в свою очередь, скажется негативно на вашей самооценке.

Творческое самопознание человека

Под творческим самопознанием понимают такие его виды, когда мы начинаем познавать себя через отношения с другими, во взаимодействии, в том числе и с использованием приёмов игры, театра, совместной деятельности и мероприятий.

Один из примеров — это участие в драматических постановках. Выбрав роль в пьесе, человек «примеряет» на себя характер и привычки персонажа, он забывает себя на момент игры, и в этом состоит решающий фактор. Перевоплощение помогает человеку избавиться от многих комплексов, так как через игру происходит проживание определённых ситуаций и состояний, которые в реальной жизни вызывают дискомфорт. В результате роль даёт возможность перенестись в другое, «нереальное» пространство и уже в нём решать психологическую проблему, причём максимально естественно. Ведь играя по всем правилам «игры», человек должен стать другим, т. е. он не работает со своим комплексом, вместо этого он его проживает через данного персонажа.

Этот приём благотворно отражается на психику, потому что страх и неприятие внутренних блоков отпадают сами собой, — здесь театр, и вы в нём актёр, изображающий конкретного героя. Получается, что кроме эффекта глубокого самопонимания, завершающего процесс перевоплощения, этот способ выполняет и психотерапевтический эффект, делает человека более раскрепощённым и позволяет ему принять себя.

В какой степени игра в сценической постановке способствует раскрытию себя, так и другие совместные виды деятельности, как пение в хоре, участие в ретритах, групповые занятия йогой дают возможность человеку посмотреть на себя со стороны, обогащают его опыт жизни в социуме, предоставляют богатый материал для анализа и сравнения.

ретрит

После такого рода занятий можно завершить день, воспользовавшись одним из приёмов аналитического самопознания, записав и проанализировав события в дневнике. Следует отметить, что любой вид познания себя, который бы вы ни выбрали, благоприятно сказывается на развитии ваших творческих способностей. Поэтому вы можете смело совмещать виды и способы, используемые вами для самопознания, ведь они позволят вашей индивидуальности раскрыться ещё больше, проникнуть в вашу истинную природу, помогут узнать, кем вы на самом деле являетесь.

Духовное самопознание

Духовное самопознание — это отдельный вид, стоящий чуть поодаль, так как он отличен по своим методам. Выбирая для себя духовную традицию в качестве примера и образца для практики, человек определяет весь свой дальнейший путь развития и самосовершенствования. Те законы и понятия, на которых построена практика, позволят человеку наилучшим образом понять себя, проникнуть в самые глубокие пласты сознания и изменить себя радикальным образом.

Так, остановив свой выбор на йогической традиции, вы с каждым занятием начнёте больше вникать в суть тех позиций, на которых построено учение. Изучение истории возникновения, чтение текстов, связанных с практикой, и шастр, комментирующих оригинальные древние труды, позволят вам найти ответы на давно интересовавшие вопросы не только внутреннего характера, касающиеся вас как личности, но и о всеобщем устройстве бытия.

Усовершенствование мыслительного процесса через понимание шастр

Информация из первоисточников достоверна. Она не подвергалась множеству видоизменений. Всё, что вы получаете, — это концентрированное знание, сохранившееся через века, и теперь ваша задача понять его, пропустить через себя, привыкнуть к стилю изложения и обязательно начать применять на практике через личный опыт — садху.

шастры, писание, учение, учитель

Теория, знания, полученные из книг и семинаров, должны быть подвергнуты испытанию через практику в реальной жизни, только тогда вы по-настоящему осознаете всю правду и ту ценность, которую они в себе хранят.

В духовном виде самопознания есть ещё две составляющих: шабда и садху. Шабда — это звук, но звук, приходящий от учителя, того, кому вы полностью доверяете по конкретной теме. Этот человек может указать вам на то, каким образом вы можете подняться на пути саморазвития, через выполнение каких практик, чтение каких текстов помогут именно вам достичь желанного результата и понять себя.

Гуру, направляющий личный поиск

Учитель, ваш шикша-гуру, или на более продвинутых ступенях — дикша-гуру — направляют вас и ваше сознание по пути познания истинной сути вещей с помощью изучения текстов писаний — шастр, а вы через свой личный опыт — садху — применяете и проверяете полученные знания в жизни. Ничего не существует отдельно, абстрагированно одно от другого — всё связано как в мире, так и внутри вас.

Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей

Конфуций

Понятие самопознания

Внешний опыт и внутренняя жизнь взаимодействуют, их влияние друг на друга равноценно. Познавая себя, вы познаёте и всех других. Каждый человек станет для вас более понятным, вы найдёте логику в мироустройстве и порядке вещей. Тогда для вас наполнятся новым смыслом слова Гёте о том, что «человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». Задумайтесь над этим. Внешнее и внутреннее едины. Вы часть мироздания, и одновременно вы и есть микрокосм.

практика йоги, йога, асаны

Ценности в самопознании через практику йоги

Через духовные практики йоги и медитации человек приходит к познанию основных ценностей, к чему нужно стремиться и что исповедовать. Первая ступень йоги — яма — представляет свод ценностных правил, которым нужно следовать:

  • Ахимса — принцип ненасилия, также практикуемый через вегетарианскую систему питания;
  • Сатья – истинность и правдивость;
  • Астея — неворовство;
  • Брахмачарья — целомудрие и нераспущенность;
  • Апариграха — непривязанность к мирским благам, отказ от накопительства.

Через практику 2-й ступени аштанга-йоги человек живёт по принципам ниямы, где должны соблюдаться:

  • Шаучья — принцип внутренней и внешней чистоты;
  • Сантоша — практика скромности;
  • Тапас — выполнение аскез на духовном пути;
  • Свадхьяя — развитие мышления через чтение первоисточников;
  • Ишвара-пранидхана — Следование идеалу — высшему Разуму.

Так, имея сформированный список духовных жизненных ценностей, человек понимает, к чему стремиться и какими критериями правильности поступков ему нужно руководствоваться, идя по жизни.

Потребность в самопознании

Почему мы вообще задаёмся вопросом об истинности жизненного пути, смысле жизни, вечных ценностях? Как понять себя и других? Эти вопросы порождены потребностью в самопознании, а она присуща человеку, искателю, тому, кто не способен просто удовлетвориться одними материальными благами окружающего мира. Он постоянно в поиске, поэтому понятие смысла жизни выходит на первый план, потому что его невозможно обрести без понимания самого себя.

самопознание, путь йоги

Практика йоги и медитаций открывает путь к новым открытиям на дороге самопознания. В первую очередь эти занятия позволяют повысить ваш духовный уровень, так как изначально это были исключительно практики духовного постижения мира. С наступлением эры современности понимание этих дисциплин несколько видоизменилось, и на передний план вышел физический аспект, укрепление не только духа, но и тела.

Однако правильно понимая цели йоги и медитации как её составной части, можно продолжать практиковать йогические асаны, укрепляя здоровье и совершенствуясь духовно. Одно дополняет другое. Мир хоть и дуален, но две его части — физическую и духовную — можно гармонично воссоединить, пользуясь техниками йоги, воплощая в жизнь законы, предписываемые на первых 2-х ступенях восьмеричной системы.

Внутренний мир и самопознание

По сути сам смысл жизни не находится во вне. Он как раз внутри — во внутреннем мире человека. Как только мы в состоянии это осознать, жизнь и наше понимание её полностью меняются. Поэтому появляются монахи, которые продают свои феррари, и мы видим садху, расставшихся с прошлой жизнью, дабы полностью следовать духовным порывам, которые они в себе ощутили. Но тут не всё так просто.

Для таких людей следование по пути духовности — это не просто мимолетное, эмоционально окрашенное увлечение, это в первую очередь сознательное решение, продиктованное редкостными духовными потребностями. Их жизнь больше не определена законами современного общества, построенного на потреблении, они выбрали для себя маяком потребности внутреннего мира, и теперь вся их жизнь направляется изнутри. Они наблюдают за происходящим во внешнем мире, но теперь жизнь для них превратилась в медитацию, где сознание созерцает действия, но не участвует в них.

Результат самопознания. Процесс самопознания

В процессе самопознания любой человек становится до определённой степени садху, ведь он познаёт через личный опыт. Знания, почерпнутые из различных источников, применимы на практике, в результате приобретения нового опыта через духовное самосовершенствование человек выходит на более высокий уровень самоосознания. Он не только лучше понимает законы мира и взаимодействия с людьми, но сам всё больше ощущает себя частью этого мира, неразрывно связанным со всеми живыми существами и природой.

Недаром одна из целей метода медитации — это слияние с Абсолютом, растворение в нём. Человек понимает, что нет в жизни одиночества, всё взаимосвязано. Каждая часть мироздания зависит от целого, всё во всём. Процесс самопознания логически приводит к этому выводу. Вы можете понять это через логические умозаключения, дополненные духовными озарениями, полученными через опыт медитации.

книги для развития

Книги для самопознания

Для иллюстрации всего вышесказанного здесь будет дана подборка книг на тему саморазвития, которые можно использовать как для самостоятельной практики медитации и йоги, так и продолжая практиковать под руководством учителя. Для тех, кто только вступает на путь самосовершенствования, можно порекомендовать прочтение этих книг, и, возможно, они станут для вас отправной точкой в главном путешествии вашей жизни — дороге самопознания.

Самое трудное — познать самого себя, самое лёгкое — давать советы другим

Фалес

«Внутренний мир человека» 7 класс

Школа: Астраханская СШ Тема: «Внутренний мир человека»; Ценность: Истина

Качества: честность, уважение к старшим ,ответственность, храбрость

Педагог: Сарсембаева Махаббат Сериковна Класс: 7

Школа: Астраханская СШ Тема: «Внутренний мир человека»; Ценность: Истина

Качества: честность, уважение к старшим ,ответственность, храбрость

Педагог: Сарсембаева Махаббат Сериковна Класс: 7

Цель:

Углубить представление учащихся о ценности «Истина» через раскрытие взаимосвязи понятий «красота внешняя» и «красота внутренняя»

Задачи:

Раскрытие важности развитие своего внутреннего мира;

Развитие навыков анализа причинно-следственных связей на примере анализа связи личностных качеств человека с его внешней привлекательностью;

Воспитание ценностного, гуманного отношения личности к окружающим независимо от пола, возраста, внешней привлекательности

Ресурсы:

Спокойная тихая песня,

Ход урока

Орг.момент

1.Позитивный настрой

«Свет» 
— Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. 

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Спокойная тихая песня

2.Позитивное высказывание

Если ты способен видеть прекрасное, то только потому чтто носишь прекрасное внутри

П.Коэльо

Как вы понимаете данное высказывание?

В чем смысл высказывания?

3.Рассказ истории

Красота души — это положительные внутренние качества человека.
Красоту души можно сравнивать с самым драгоценным камнем, грани которого безграничны, если они состоят из хороших мыслей, чувств, помыслов, поступков. давайте попробуем мысленным взором заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево — доверия, и уважения, можете услышать звон ручейка радости и честности, полюбоваться цветами любви и добра, услышать, как поёт птица «Счастья», пройдите по саду своей души, полюбуйтесь его разноцветьем, насладитесь красотой. красота — это сверкающая нить, где каждая бисеринка — это качество личности. «Внутренний мир человека» или красота духовная — это личные качества человека, которые практически невозможно определить по внешнему облику. Они проявляются в поступках, действиях, при непосредственном общении. Доброта, отзывчивость, искренность, надежность, интеллектуальность — это лишь небольшая часть списка тех качеств, которыми может обладать человек. Естественно, что каждый человек ценит в других людях определенный набор черт личности, в соответствии с которыми он и старается подбирать спутника (спутницу) жизни, свой круг общения.

Что для вас значит красота души человека?

Как красота присуще вам?

Чем можно сравнить красоту души?

4.Творческое задание

Составить собственные правила такого образа жизни ,которые, по вашему мнению, поможет человеку стать внешне и внутренне привлекательным

Листы а-4

5.Беседа

«О красоте лица» Омара Хайяма и обсуждение ответов на вопросы после него позволяют акцентировать внимание учеников на связи красоты внутренней и внешней

Почему «созерцание красивых лиц улучшает настроение людей»?

Почему «получивший дар красоты обретает способность совершать чудеса»?

О какой красоте идет речь, когда она помогает человеку понять истину?

Какая красота человека важнее: внешняя или внутренняя?

6.Домашнее задание

Учaщимся предлагаетcя найти слова-прелагательные на каждую букву алфавита, которые могут послужить иx характеpиcтикой. Главная задача — oбнаpyжить кaк можнo больше слов на каждyю буквy aлфавита и оценить себя объективно. Затем ребята должны посчитaть, какиx cлов-характеристик большe — пoложительных . Например, артистичный, аккуратный, активный, безынициативный, воспитанный, вежливый, и т.д.

В рабочих тетрадях

7.Заключительная минутка тишины

Красивое лицо и физическое здоровье, данное человеку от природы, создают егшо внешнюю привлекательность. Добрый нрав, любовь в сердце благородные помыслы передают неповторимое обаяние и красоту человека. Каждый человек, совершенствуя свой внутренний мир, создает свою собственную красоту. Для этого человеку необходимо развивать в себе умение видеть хорошее в окружающей действительности способность понимать и принимать людей, стремление совершенствовать себя.

Спокойная тихая песня

8.Групповое пение

Дорога добра

Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра,

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Аудиозапись караоке

Цель:

Углубить представление учащихся о ценности «Истина» через раскрытие взаимосвязи понятий «красота внешняя» и «красота внутренняя»

Задачи:

Раскрытие важности развитие своего внутреннего мира;

Развитие навыков анализа причинно-следственных связей на примере анализа связи личностных качеств человека с его внешней привлекательностью;

Воспитание ценностного, гуманного отношения личности к окружающим независимо от пола, возраста, внешней привлекательности

Ресурсы:

спокойная песня,

Ход урока

Орг.момент

1.Позитивный настрой

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (Учитель может помолчать несколько секунд).А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите ещё раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Спокойная тихая песня

2.Позитивное высказывание

Если ты способен видеть прекрасное, то только потому чтто носишь прекрасное внутри

П.Коэльо

О чем данное высказывание?

Говорим хором: мальчики и девочки

3.Рассказ истории

И.Ефремов По книге «Лезвие бритвы «

… За все тысячелетия существования изобразительного искусства не было ни единой научной попытки объяснить чувство красоты. Пропорции человеческого тела были тысячекратно измерены художниками. Нельзя не склонить голову перед титаническими усилиями понять красоту в Древней Индии, древней и новой Европе, Китае, Японии! Но нельзя и не видеть всей безрезультатности этих попыток, потому что объяснения искали вне человека. Теперь уже совершенно ясно, что ощущение красоты заложено в глубинах нашего существа. Если говорить о человеческой красоте, то никак нельзя отрывать ее от чувств человека (его внутреннего мира. — Прим. авт. учебника).Каковы общие отправные точки нашего заключения: человек этот красив? Блестящая, гладкая кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы. Но ведь это прямые показатели общего здоровья, отличной жизнедеятельности. Красивая прямая осанка, распрямленные плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы — мы называем ее гордой. Это признаки активности, энергии, хорошо развитого и находящегося в постоянном действии или тренировке тела. Недаром актеров, киноактрис, танцовщиц, манекенщиц — всех, для кого важно их женское или мужское очарование, специально обучают ходить, стоять или сидеть в подтянутой позе. Недаром военные выгодно отличаются от штатских своей подтянутостью, быстротой движений. Неспроста древние греки считали удачными изображения своих богов лишь в том случае, если ваятелю удавался энтазис — серьезное, внимательное, напряженное выражение — основной признак божества.

Итак, тугая пружина энергии, скрученная нелегкими условиями суровой жизни, в живом теле человека воспринимается нами как прекрасное… Причем наше восприятие прекрасного в человеческом теле настроено на молодость. Значит, нужно постараться подольше оставаться молодыми. Для этого у человека есть все возможности — правильный и строгий режим времени, тренировка, физические нагрузки, пищевой режим. Человеческий организм рассчитан на большие нагрузки, он нуждается в них, потому что они являются залогом его красоты и здоровья.

1. Что такое человеческая красота?

2. Можно ли судить о человеке по его внешним данным?

3. Как стать красивым?

4.Творческое задание

1 группа. Сочинить стихотворение по двум строчкам.

Что такое красота___________________________________

У каждого она своя__________________________________

2 группа.

Составить портрет (модель красивого человека

Карточки

5.Домашнее задание

Написать эссе на тему «Расскажу о красивом человеке», «Что есть красота души?»

В рабочих местах

6.Заключительная минута тишины.

Вы снова слышите лирическую музыку, закройте глаза. Мысленно расскажите своему друзьям о сегодняшнем уроке и попрощайтесь с ним до завтра.

Спасибо, урок окончен.

Спокойная тихая песня

7.Группое пение

Дорога добра

Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра,

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Аудиозапись караоке

«Философия человека. Внутренний мир. Самопознание» — Мои файлы — Каталог файлов

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «Философия человека. Внутренний мир и социализация. Самопознание».

ЦЕЛЬ: объяснить, что отношение между сознанием и подсознанием есть

внутренний диалог личности с собой; учить умению воспитывать себя как личность; подвести учащихся к осознанию роли личности в человеческом обществе; в процессе дискуссии развивать у учащихся навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей, через соотношение себя с другими.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийное устройство. Презентация по данной теме.

ФОРМА УРОКА: беседа с элементами дискуссии

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

  1. Как вы думаете, возможно ли познать себя?
  2. В чем смысл жизненного самоопределения и самопознания в данный момент?
  3. Самоопределение – в чем? От каких ситуаций это зависит?
  4. Каким ты себя предпочитаешь: какой есть сейчас или каким ты можешь быть?
  5. Каковы возможности человека вообще и каковы твои непосредственные возможности?
  6. Что для тебя предпочтительнее: познание самого в себе или в другом? Что влияет на чистоту восприятия человека?

 

ЭПИГРАФ УРОКА:

«Мы- источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир,- многолик:

Он ничтожен – и он же безмерно велик»

                                              ( Омар Хайям. Рубаи)

 

                                    ХОД УРОКА:

1.Введение в тему урока. (Работа со слайдами презентации. Слайды 1-15)

-Ребята, на прошлых уроках мы говорили о человеке как индивиде и человеке как личности. Скажите, в чем состоит эта разница? ( Ответы)

Какая же тайна сокрыта в человеке? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? Эти вопросы волновали человечество еще в глубокой древности. Из глубины веков доходят до нас весьма интересные соображения о человеке, его поведении и внутреннем мире ( высказывания из «Бхагавадгиты» и Фирдоуси , стр.131

Однако одно дело- отдельные наблюдения, другое –целостное представление, знание, которое можно назвать философией человека.

Какую бы проблему человеческой жизни мы не взяли, она неизменно приводит нас к теме человека.

Скажем, хотим мы постичь секреты сознания… Во-первых, сознание присуще только человеку. Во-вторых, это он, человек, рассуждает о своем даре. Восхищаемся ли мы гармонией природы- чем, как не человеком измеряем мы эту гармонию? Вот и выходит , что все философские сюжеты – о Человеке!

Человека отличает от животного, в первую очередь, деятельность.

Сейчас я попрошу вас ответить на 3 вопроса о сущности вашей деятельности:

  1. Что ты сейчас делаешь в своей жизи?
  2. Что ты умеешь делать в этой жизни?
  3. А что бы ты хотел еще уметь делать в жизни?

( Ответы)

УЧИТЕЛЬ: Итак, ребята, отвечая на мои вопросы, вы воочию увидели разницу между тем, что вы есть и тем, чем вы хотите быть.

Вам  открылся уровень ваших притязаний на жизнь, а это уже начало самоопределения в жизни.

Вы все стоите сейчас пред выбором. Выбором учебного заведения, будущей профессии, но всё это лишь часть вашей самостоятельной жизни. Поэтому очень важно, чтобы вы сейчас остановились и задумались. Задумались  над тем, что всегда волнует человека. Какой вопрос волнует человечество на протяжении его существования?

 

Звучат разные варианты учащихся. Учитель их подводит к мысли о смысле жизни человека.

Работа с притчей, прочтите её  и скажите,  в чём смысл этой притчи.

 

Притча. ЖИЗНЬ И СУДЬБА

Жизнь мчалась семимильными шагами, а следом семенила Судьба и уговаривала: — Да не беги ты так, горе ты мое, сил уже нет никаких! Тут за бугром будет поворот, замечательный поворот, такие повороты мало кому достаются. Припасла я для тебя, от других оторвала. Буквально из зубов вырвала. Но, жизнь, то ли не слышит, то ли о чем-то задумалась — чешет мимо поворота.- Ты чего делаешь? — надрывается Судьба. — Я ж для кого старалась? Такой поворот! Ты учти, такие повороты дважды не даются! А жизнь чешет дальше, на Судьбу не оглядываясь.- Поворот! — кричит Судьба. Жизнь — мимо поворота. Судьбе давно бы отстать, ну ее, эту ненормальную. Но Судьба чувствует ответственность. Ей эту Жизнь доверили, сказали — Смотри! Было б на кого смотреть: впереди одни пятки мелькают. Потом и они перестали мелькать. Устала жизнь, присела на бугорок, призадумалась. Ладошку ко лбу приставила, оглядывается на пройденный путь. Подбегает Судьба. Совсем запыхалась. Пропади она пропадом, такая работа. Присела рядом, отдышалась, высморкалась. Ну, спрашивает, а теперь чего будем делать? Жизнь говорит:- Да вот я смотрю: что-то мы с тобой пропустили. — Пропустили! — подбоченилась Судьба. — Нет, вы только на нее посмотрите! А кому я говорила, кому кричала, кому плакала навзрыд? — Что ты имеешь в виду? — спрашивает Жизнь, приходя в себя и уже собираясь бежать обратно. — А то. Теперь чего оглядываться. Поздно. Повороты назад у нас не предусмотрены. Жизнь, как водится, со скандалом. Как, да почему? Кто здесь заведующий? Они все такие, жизни, им сразу все подавай. Потом заплакала. Как же это она все пропустила? Стала жаловаться на судьбу. А кому жаловаться? Взяла себя в руки. Утерлась, приободрилась. — Тогда, — говорит, — вперед. Вперед и только вперед! До новых поворотов!  — До каких поворотов? — Судьба аж сплюнула. — Тьфу, на тебя! Ты погляди, на чем сидишь: это же могила!

Обсуждение притчи и смысла, заложенного в ней.

Смысл притчи в том, что в жизни дорог каждый день, каждое мгновенье.

 

Чем по-настоящему должен человек дорожить в этой жизни?

Подумаем над этим вместе, посматривая презентацию.

 

Работа со слайдами презентации.

С помощью тихой музыки учитель настраивает ребят на работу со слайдами.

Учитель показывает специально подобранные слайды с незавершёнными надписями и просит ребят предложить своё окончание. С помощью этих заданий он побуждает их задуматься, открыто высказывать свои мысли. Это задание учащиеся воспринимают с интересом и предлагают самые разные варианты ответа.

После каждого слайда учитель показывает слайд с завершённым текстом.

 

Слайды №16-17.

Куда бы ты не пришёл, — ты найдёшь лишь то, что принёс с собой.

Слайды №18-19.

 Красота человека не в его лице – а в его душе.

Слайд №20-21.

Радость – любовь к тому, что есть – печаль – любовь к тому, чего нет.

Слайд №22-23.

Есть только два дня в году, когда человек ничего не может сделать – это вчера и завтра.

Слайд №24-25.

К тому, кто всё отпускает – всё приходит.

Слайд №26-28.

Для человек важно не то, что его окружает – а то, что внутри него.

Слайд №29-30.

И пусть мысли будут чистыми – они основа наших поступков.

Слайд №31.

Всё самое главное – это наше внутреннее Я и то, что с нами происходит именно сейчас. ЖИЗНЬ она сейчас и здесь и самое ценное – наши душевные качества.

 

  1. Давайте поразмышляем над первым вопросом нашей дискуссии? Возможно ли познать себя? (Ответы)

Вот видите, на этот вопрос нет однозначного ответа. Я скажу, самое трудное в жизни- познание себя. Об этом говорил еще древнегреческий философ Фалес. Что есть «Я»? «Я» — это мои дела, обстоятельства, ожидания. А что Будет потом? Потом и откроется, но знать это сейчас – необходимо. Необходимо выявить свою индивидуальность и скрытые резервы. (Пример О.Ю.Шмидта)

  1. Второй наш вопрос: В чем смысл нашего САмоопределения и самопознания в данный момент?

Самоопределиться-  это не просто определиться, где ты есть. Куда пойдешь, это сформироваться как личность, найти свое место в жизни, соотнести свою жизнь с жизнью близких тебе людей, с жизнью окружающих, которые влияют на тебя. Помните, в русских сказках богатыри в начале своего пути останавливаются перед камнем, на котором написано: «Направо пойдешь… Налево пойдешь…Прямо пойдешь…»

Куда ни пойдешь – что-то произойдет.

А куда пойти? Нужно сориентироваться, а выбирать не придется – иди по тропе жизни и сталкивайся с препятствиями, преодолевай их.

И тогда хотя бы мук выбора не будет!

Задание: Опишите по памяти , как менялись твои  эмоции, твое настроение  в течение дня. Представляете, сколько в вас было « НЕ ТЕБЯ», других. Это  и болтун, и молчун, и эгоист, и капризуля, и благодушный герой. Чем внимательнее будешь к себе, их будет больше, но это все ты. Выяснение того, кто в тебе доминирует и будет началом твоего самоопределения

  1. Третий наш вопрос:

Самоопределение – в чем? От каких ситуаций это зависит?

Всеми своими «Я» человек управляет. Одного придерживает, другому дает «зеленый свет».

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

В ЧЕМ НУЖНО САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ?

Дискуссия.

  1. Какого ты себя предпочитаешь? Какой уже есть или каким ты можешь быть?

Ответы.

В большинстве случаев у вас весь мир существует только в плане твоего «Я». И это не эгоизм, это нормальный процесс становления личности, когда человек пройдя 4 ступени самоопределения, сможет

Познать себя. (Пример Моцарта)

А чтобы познать, нужно исследовать свои возможности- это наш 5 вопрос. К чему должен стремиться человек в самопознании? К 4 уровню организации человека, к вершине.

Учитель подводит итог: Каждый из нас – строитель собственной личности. КАК ЖЕ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, СПОСОБНЫМ В ПОЛНОЙ МЕРЕ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ? Нужно прислушаться к советам, которые предлагают люди, которые имеют на это право. (Советы Чарли Чаплина)

Мы видим, что человек постоянно в процессе деятельности меняется, совершенствуется, под воздействием общества пытается достичь вершины своего «Я». А для постижения «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты, достаточно, как мы делали на уроке, наблюдать за собой и анализировать свое состояние.

 

 Домашнее задание: Выразите свое внутреннее «Я» в рисунке, в цвете. Придумайте девиз своей жизни.

Урок по предмету самопознание по обновленной программе «Внутренний мир человека»

Стратегия «Посол».

Когда группа выполнила задание, один ученик из каждой группы выбирается «представителем» и перемещается к другой группе, чтобы объяснить и обобщить, и выяснить идеи другой группы. Затем представитель возвращается в свою группу, чтобы сообщить, что он узнал.

1-я группа. Задание: Как вы объясните смысл высказывания Рабиндраната Тагора: «Красота – завершенное выражение добра; добро-завершенное выражение красоты» Свяжите свои рассуждения с поступками известных вам людей

2-я группа: Рассмотрите репродукцию картины казахстанского художника Жумакына Кайрамбаев. Опишите героя портрета. Что вы знаете о его жизни? Почему Аль-Фараби называют мудрым Учителем человечества? Как художнику удалось показать красоту мыслителя?

Дескриптор:

-объясняет смысл высказывания Рабиндраната Тагора

-приводит примеры хороших поступков из жизни известных людей

-рассматривает репродукцию картины художника Жумакына Кайрамбаева

-описывает героя портрета

Работа в паре

Задание 1 Прочитайте высказывание Мартина Баксбаума. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, какая красота человека важнее-внешняя или внутренняя.

Задание 2 Создайте коллаж на тему «Красота моей души»

Задание 3.Прочитайте размышления Омара Хайяма о красоте лица. Почему созерцание красивых лиц улучшает настроение людей? Поразмышляйте над вопросами:

Почему получивший дар красоты обретает способность совершать чудеса?

Что излучает красивое лица человека?

О какой красоте идет речь, когда она помогает человеку понять истину?

Какая красота человека важней: внешняя или внутренняя?

Задание 4. Составьте собственные правила такого образа жизни, который, по вашему мнению, поможет человеку стать поистине красивым.

Задание 5. Прочитайте афоризмы. Вспомните пример из жизни или литературных произведений, который можно было бы озаглавить каким-либо из представленных выражений

«Ни дня без доброго дела!», «Что могут другие, могу и я», «Идти и вперед и не сдаваться!», «Надеясь, не жди, а действуй», «Честность, прежде всего честность», «Уметь жить-значит уметь трудиться», «Люби дело, и оно сделает тебя лучше», «Победи себя, если хочешь победить других». «Бороться со злом-бороться за себя»

Дескриптор:

-пишет сочинение-рассуждение о красоте

-создает коллаж «Красота моей души»

-отвечает на вопросы, согласно тексту

-составляет собственные правила жизни

-приводит пример из литературных произведений

Поурочное планирование по самопознанию на тему»Внешняя привлекательность и внутренний мир человека» (7 класс)

План урока «Самопознание»

Школа: Маяковская СШ

Дата:17.09.2016г

3

Тема: Внешняя привлекательность и внутренний мир человека

Ценность: бескорыстная любовь

Качества: аккуратность, честность,справедливость

Педагог: Щитенко Т.В

Класс: 7

Кол-во уч-ся:1

Цель: углубить понятие учащихся о ценности любовь как основе красоты души.

Задачи: раскрытие значения понятия «внешняя красота» и «внутренний мир человека»

— формировать понимание значимости качеств доброжелательности, честности, милосердия, бескорыстной любви, спокойствия и терпения.

— развитие умения проявлять честность, порядочность, справедливость, ответственность в мыслях, словах и поступках.

— воспитывать стремление соблюдать нравственные нормы в мыслях, словах, поступках, обогащать и развивать свой внутренний мир.

Ресурсы:(материалы, источники)

Карточки с заданиями, минусовка песни «Об истиной красоте»

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.  Концентрация на свете.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди.В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

— что вы чувствовали во время позитивного настроя?

— Удалось ли ощутить свет?

— Удалось ли послать свет родным и близким?

— Удалось ли послать свет людям, с которыми у вас временное недопонимание, конфликты?

2.Проверка домашнего задания. Размышления О.Хайама «О красоте лица» (учебник, страница 16)

Примечания

3.Позитивное высказывание (цитата).

Добро убеждает нас, только если его осветит красота

М. Пришвин

Как вы понимаете это высказывание?

4.Рассказывание истории (беседа).

 Подарок.

– Сегодня на уроке мне бы хотелось рассказать одну историю.

В одном доме жили две девочки-подружки – Алена и Даша. Алена считала себя очень красивой девочкой. Она все время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.

Даша же была девочкой скромной, стеснительной.

Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрестку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу.

Алена собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:

– Вам помочь?

– Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.

Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.

– Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.

«Какая же она красивая, я намного красивее ее», – подумала Алена, обиженная тем, что ее красоту не заметили. А вслух она спросила:

– Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?

– Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что ее красота идет от сердца, – ответил дедушка.

 

Вопросы для беседы.

— Как вы считаете, которую из двух девочек  можно считать красивой? Почему?

— О какой красоте говорил дедушка?

— А где живет эта красота?

— Обратите внимание на цитату нашего урока. (Хором повторить).

— Какого человека, по-вашему, можно назвать по-настоящему красивым?

— С кем приятнее находиться рядом: с внешне красивым, но равнодушным человеком, или внешне неприметным, но добрым, чутким, заботливым? Приведите примеры из жизни.

Обсуждения детей.

Показ ролика «Одна смерть спасла миллионы жизней»

Обсуждение.

— красивая ли душа у этой девочки?

— какие качества этой маленькой девочки показывают на «красоту души»?

Где живет красота Рейчл? (В её душе, и в сердцах людей)

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

1 задание Сочинить стихотворение по двум строчкам.

Что такое красота

______________________________

У каждого она своя

2 задание.

Составить портрет(модель красивого человека)

3 задание

Выделить качества, характеризующего человека с красивой душой

  1. Групповое пение.

«Об истиной красоте»

1. Красоту не увидишь снаружи

Красота изнутри бъет ключом.

Марафет наводите на души,

Тут одежда и грим ни при чем.

Марафет наводите на души,

Тут одежда и грим ни при чем.

2. Ведь людей по одежке встречают

По нутру провожают всегда.

Роли внешность совсем не играет,

Если есть у души красота.

Роли внешность совсем не играет,

Если есть у души красота.

3. И любовью людей согревая

Красоту излучают сердца.

Лишь была бы душа не кривая,

При любом устроенье лица.

Лишь была бы душа не кривая,

При любом устроенье лица.

4. Гримирую лицо на продажу

Красотою поддельной маня.

Совершаем привычную кражу

И других обокрав, и себя.

Совершаем привычную кражу

И других обокрав и себя.

5. Кошельки на местах без изъяна

Но скудеет все больше душа.

У неё опустели карманы

За душой у неё ни гроша.

У неё опустели карманы

За душой у неё ни гроша.

6. Ну от тела в отличие, братцы

Не стареет душа никогда.

Она может из грязи подняться

И воскреснет её красота.

Она может из гроба подняться

И воскреснет её красота

7. Красоту не ищите снаружи,

Красота изнутри бьет ключом.

Не тела украшайте, а души

Постигая душой, что — почем.

Не тела украшайте, а души,

Постигая душой, что- почем.

  1. Домашнее задание.

Написать эссе на тему « Рассказ о красивом человеке».

«Что есть красота души?»

  1. Заключительная минута тишины.

Музыкальная композиция “Хрустальная грусть”.

Учитель предлагает учащимся сесть на свои места и закрыть глаза. Под тихую, красивую мелодию детям предлагается вспомнить все то, о чем говорилось на уроке и сохранить все хорошее в своем сердце

Разработка урока по самопознанию «Духовный мир человека» 7 класс

КГУ «СОШ № 46 г. Караганда»

Дата:

Тема № 28. Духовный мир человека

Ценность: истина

Качества: человечность, человеколюбие, стремление самосовершенствоваться

Педагог: Лавник Ф.В.
Класс: 7 Кол-во учащихся:

Цель: содействовать развитию и совершенствованию духовного мира учащихся через углубленное понимание общечеловеческой ценности «истина»

Зaдачи:

1.Расширение представлений о понятии «духовный мир человека»;

2.Развитие ценностных ориентаций и убеждений через осмысление человечности, человеколюбия;

3.Воспитание стремления обогащать, развивать свой духовный мир.

Ресурсы

Учебник и тетрадь Самопознание

7класс ННПООЦ «Бөбек», 2016, аудиозаписи музыки,

презеньация

Ход урока:

Оргмомент. Проверка готовности к уроку, отметка присутствующих. Приветствие.

Позитивный настрой. «Концентрация на свет» (слайд 3).Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет становится сильнее и ярче. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех и повсюду… Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.

Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Сообщение темы урока. Духовный мир человека.

Групповая деятельность. Работа в парах. «Свободная энциклопедия» (слайд № 4)

Предлагается в течение 2-х минут предложенные слова (эмоции, общество, семья, чувства, аффекты, верования, устремления, образование, мировоззрение, природа, ценности, друзья, вселенная, знания, история…) объединить по значению –духовный мир, внешний мир.

— Озвучивание результата работы пар.

-Обобщение (слайд 5) Если к духовному миру человека относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей, то можно ли утверждать что духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации)? Значит Духовный мир человека – это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью? Что же является основой духовного мира человека ? (мировоззрение).

ЦИТАТА УРОКА( позитивное высказывание). (Слайд 6)

1.Прочитать цитату.

Главная сила в человеке – это сила духа.

Юрий Алексеевич Гагарин

2. Ответить на вопросы.

  1. В чём заключается духовная сила человека?

  2. Как вы считаете, относятся ли к понятию сила духа твёрдость характера, сила воли человека? Почему?

  3. Важно ли человеку укреплять силу духа? Зачем это необходимо? Как это может пригодиться в  жизни?

3. Вывод. Духовная сила человека является его внутренним стержнем, основой личности.

Деление на три группы ( расчёт на 1-3, объединение по №№).

Проверка домашнего заданиябеседа по статье «Самая большая ценность — жизнь» Д. Лихачёва на с. ………… (слайд 7)

  1. Общий вопрос всем группам – отвечает каждый второй в группе.

«Жизнь – это прежде всего дыхание». Как вы объясните это утверждение?

  1. Каждая группа отвечает на свой вопрос.

а) На ваш взгляд, должен ли Человек всегда думать о самом важном для себя и для других?

б) Действительно ли для того, чтобы уметь искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» надо быть открытым и терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее?

в) Обогащает ли человека духовно понимание того, что самая большая ценность в мире – жизнь: чужая и своя, жизнь природы, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении времени?

Групповая работа.

I. Творческая деятельность.

1. Закончить притчу «Самые главные вопросы». Найти ответы на три вопроса.(слайд 8)

-Какой отрезок жизни самый важный?

-Какой человек самый главный в нашей жизни?

-Какое самое главное дело?

2. Презентация работы группы. Отвечает каждый первый в группе

3. Вывод (слайд 9).

II. Горячая линия по вопросам – рубрика «Учебная информация»

Прочитайте и изучите информацию в рубрике «Учебная информация» на странице ….., задайте вопросы друг другу по прочитанному, один вопрос и задайте его другой группе.

(отвечает каждый третий в группе).

Рассказывание истории (притчи) –подарок учителя. (слайд 11)

Есть такая восточная поговорка: «Из кувшина в чашку можно налить только то, что в нем было». То есть если там вода, а тебе хочется чтобы лилось молоко, одного желания будет мало. Так и с людьми: ты напрасно порой ждёшь от человека каких-то поступков, а он просто наполнен не тем содержимым, чтобы оправдать твои ожидания.

Домашнее задание: прочитать притчу «След на земле» на странице… (слайд 12).

Групповое пение «Ты-Человек!» из к/ф « Приключения электроника»

(слайд 13,14) https://www.youtube.com/watch?time_continue=64&v=OGkXIOd9AaE

Заключительная минута тишины. (слайд 15).

Закройте пожалуйста глаза. Подумайте о своих друзьях и товарищах (о своей семье). Цените и берегите хорошие взаимоотношения. Спасибо за урок. До свидания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *