Самосознание личности
Самосознание
Самосознание личности является осознанным отношением человека к его потребности и способности, влечению и мотиву поведения, переживанию и мыслям. Самосознание основывается на способности людей различать себя и свою жизнедеятельность, которая появляется при общении в условиях формирования первичных способов человеческого бытия. При контактах с окружающими, люди вычленяют себя из окружающей среды, ощущают себя субъектами в физических и психических состояниях, действиях и процессах, воспринимает самого себя как «Я». Субъективное определение своего «Я» состоит в том, что человек осознаёт свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.
Я-концепция
Я-концепция является результатом процессов самосознания. Понятие «Я-концепция» было введено в гуманистической психологии в 1950-е гг. Представители гуманистической психологии рассматривали человеческое «Я», как целостное и уникальное образование. В психологии под Я-концепцией понимается динамическая система представлений человека о самом себе. Английским психологом Р. Берне Я-концепция определяется в качестве совокупности всех представлений индивидов о самих себе, которые соотносятся с их оценкой.
Я-концепция появляется в процессе социального взаимодействия в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, в качестве относительно устойчивого, но одновременно подверженного внутреннему изменению и колебанию психическое приобретение.
Сначала Я-концепция зависит от внешних влияний, однако потом она начинает играть самостоятельную роль в жизни всех людей. Мы начинаем воспринимать окружающий мир, делать выводы о других людях, анализируя это всё через Я-концепцию, которая формируется в процессе социализации, но имеет и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.
Каждый человек, взаимодействуя с окружающими людьми и миром, выступает в разнообразных качествах, разных ролях, является субъектом самых разных видов деятельности. Каждое взаимодействие с миром вещей и миром людей придаёт человеку образ своего «Я». Процесс самоанализа, расчленение обособленных конкретных образов своего «Я» на компоненты их образования позволяют внутренне обсуждать свою личность с самим собой. По С. Л. Рубинштейну, с каждым разом самоанализ, помогает включать образ своего «Я» в новые связи, что позволяет выступать во всё более новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях.
В связи с этим происходит возникновение обобщённого образа своего «Я», представляющего собой сложное соединение многочисленных и единичных конкретных образов «Я», которые складывались в процессе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Такого рода обобщенный образ своего «Я», который появляется благодаря отдельным ситуативным образам, включает в себя общие, характерные черты и представления о своей сущности и имеет выражение в понятии о себе, или в Я-концепции. Я-концепция позволяет человеку почувствовать свою самотождественность, чего не могут сделать ситуативные образы.
Я-ко
Самосознание: критерии, структура и нарушение
Особенности самосознания
Только по причине осознания высокой степени своей индивидуальности проявляется важная функция — защитная. Она заключается в стремлении к защите своей индивидуальности от угрозы ее нивелирования.
Если человек обладает развитым самосознанием, то для него максимальное значение имеет формирование себя как личности, сохранение своей индивидуальности, не обращая внимание на помехи. Он должен сам себя уметь поддержать в трудных состояниях. Для самоактуализации и становления лучшим из возможных вариантов себя, человеку необходимо осмелиться в полной мере погрузиться во что-либо без остатка, забыть себя, преодолеть желание защищать свою застенчивость. Все это должно переживаться без самокритики. Он решается сделать выбор, принимает решение и берет на себя ответственность, прислушивается к самому себе, давая возможность проявления своей индивидуальности.
Социальная психология включает 3 сферы, в которых осуществляется строение, становление, формирование личности. Они состоят в деятельности, общении, самосознании.
В процессе социализации происходит расширение и углубление связей общения человека с людьми, группами, обществом в целом. Здесь осуществляется становление в человеке образа его «Я», которое проявляется самосознанием (представлениями о себе). Становление не происходит мгновенно, его формирование происходит постепенно в течение всей жизни под влиянием большого числа социальных влияний. По Мерлину В. С. этот процесс состоит из 4 компонентов:
- сознание отличия себя от остального мира;
- сознание собственных психических свойств, эмоциональной самооценки;
- социальная и нравственная самооценка, самоуважение, в основе которого лежит накопленный опыт общения и деятельности.
Современная наука включает разные точки зрения на проблему генезиса самосознания. Традиционным может являться понимание самосознания в качестве исходной, генетически первичной формы сознания человека, которая основана на самоощущении, самовосприятии человека. Это происходит в тот момент, когда еще в раннем детстве у ребенка создается целостное представление о собственном физическом теле, о различии себя и всего остального мира. Основываясь на концепции «первичности», можно отметить, что способность к самопереживанию представляет собой универсальную сторону самосознания, порождающую его.
Есть и противоположная точка зрения, которую выдвинул С. Л. Рубинштейн. В соответствии с ней самосознание является высшим видом сознания, возникающим как результат его развития. «Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а структура самосознания формируется в процессе развития сознания личности…»
В дальнейшем совершенствуются интеллектуальные возможности, а самосознание достигает рефлексивного уровня. По этой причине человек теперь способен осмысливать собственное отличие в понятийной форме, а рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда можно считать связанным внутренне с аффективным самопереживанием. В соответствии с проведенными исследованиями,
Самосознание и его функции
Определение 1
Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.
Осознавание личностью себя как конкретной физической сущности, обладающей формой и рядом других характеристик и рассматриваемой как предмет самооценки и суждений других, не прекращается на протяжении всей жизни человека.
Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать еще на ранних стадиях своего онтогенеза.
Понятие самосознания
В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.
В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».
Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:
- овладение собственным телом;
- возникновение произвольных движений;
- самостоятельное передвижение и самообслуживание;
- постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
- принятие оформленного самосознания.
Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.
На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».
Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.
Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.
Замечание 1
Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.
Структура самосознания
Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов:
- Самопознание.
- Самоконтроль (или саморегуляция).
- Самосовершенствование.
Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке, как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.
При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:
Рисунок 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию.
Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов: элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности; элементы настоящего (реального) «Я»; элементы идеального «Я» и др.
Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения. С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.
Функции самосознания
Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:
- Регулятивная функция. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.
- Функция развития и самосовершенствования (описывается в работах К. А. Абульхановой, Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др.). Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.
- Экзистенциальная функция. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.
- Интегративная функция. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.
- Защитная функция. Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».
Замечание 2
Все функции самосознания связаны между собой, они могут проявляться не последовательно, а одновременно.
понятие, уровни, природа и сущность
Природа самосознания
Звеном развития сознания считается формирование самосознания. Оно помогает человеку во многом, например:
- отражать мир;
- познавать и переживать внутренний мир.
Главными функциями самосознания считаются:
- доступ человека к мотивам и результатам поступков;
- понимание самого себя, самооценка.
При отрицательной оценки человек может заняться самосовершенствованием, саморазвитием, включить защитные механизмы, т.е. исключить травмирующую информацию, которая развивает внутренний конфликт. Когда субъект воспринимает себя как индивидуальность, он приобретает особую защитную функцию – стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее исчезновения.
Самосознание в психологии можно назвать по-разному, например, образ «Я», представление о себе. Оно считается не врожденным признаком, а приобретенным. В течение всей жизни человек под воздействием большого количества социальных влияний складывается свой образ «Я». Данное психологическое образование, по В.С. Мерлину, содержит четыре элемента сознания:
- отличие себя от других;
- «Я» как активное начало деятельности человека;
- психические свойства, эмоциональные самооценки;
- социально-нравственная самооценка, самоуважение, сформировавшиеся на основе опыта общения и деятельности.
Критерии осознанности себя
Здесь можно выделить четыре критерия, которые помогут разобраться в самосознании:
- выделить себя из среды, т.е. осознание себя как автономного субъекта от социальной и физической среды;
- осознать активность;
- осознать себя «через другого». Т.е. то, что человек видит в других, он видит отражение своих качеств;
- оценить себя с моральной точки зрения, определить наличие рефлексии, т.е. осознанность внутреннего опыта.
Уровни самосознания
Уровень осознания делиться на четыре этапа:
- непосредственно-чувственный;
- целостно-образный, или личностный;
- рефлексивный, или интеллектуально-аналитический;
- целенаправленно-деятельный.
Краткая характеристика каждого из них:
- Самоощущение и самопереживание психологических соматических процессов в организме, в личных желаниях, переживаниях, состоянии психики. Результат этому – самоидентификация личности.
- Осознанность себя как деятельного начала. Проявляется в виде переживания, актуализации, поддержания аутоидентичности «Я».
- Осознанность содержания мыслительных процессов. Проявляется в самонаблюдении, -осмыслении, -анализе, -выражении.
- Это синтез трех предыдущих уровней, результатом которого является выполнение регулятивно-поведенческих и мотивационных функций через большое количество самоконтроля, организации, воспитания, усовершенствования, оценки, критики, познания, выражения.
Ученые доказали: правое полушарие мозга отвечает за самоощущение, а левое полушарие – за рефлексивные механизмы.
Сущность самосознания
В структуре самосознания выделяются:
- сознание близких и далеких целей, мотивов «Я»;
- сознание реальных и желаемых качеств;
- сознание познавательных, когнитивных представлений о себе;
- сознание эмоциональных, чувственных представлений о себе.
Вывод
Самосознание включает в себя два базовых элемента:
- самопознание (
Cамосознание личности — структура, функции, развитие
Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.
Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.
Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (читать про ценности человека) и значимости своего существования(читать про бытие человека). Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями (читать про потребности человека).
Структура самосознания
Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.
- «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
- «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие амбиций. Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
- «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.
Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.
Функции самосознания
Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.
Формирование индивидуальности
Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.
Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.
Формирование самозащиты
Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.
Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.
Саморегуляция поведения
Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.
Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.
Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.
Самосознание и самооценка
Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет самооценка, которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.
Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.
Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.
Самосознание индивида и социальное поведение
Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.
То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.
Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.
Профессиональное самосознание
Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.
- Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
- Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.
Развитие самосознания
Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют развитию самосознания личности.
- Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе. Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
- Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
- Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
- Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
- Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.
Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.
Моральное самосознание — Википедия
Моральное самосознание — ценности, нормы, идеальные представления человека, являющиеся отражением жизненно-практического и исторического опыта. Выполняет функции механизма социального регулирования, позволяет человеку оценивать собственные и чужие поступки.
Феномены морального самосознания могут быть обнаружены и отличены других форм духовной культуры, путём указания на известные моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, совести и чести, справедливости и др.[1]
Структура морального самосознания[править | править код]
В структуре морального самосознания выделяют три компонента[2]
- Когнитивный компонент представляет собой сочетание нравственных принципов, знаний, представлений, понятий, суждений, осознаваемых личностью собственных моральных качеств.
- Эмоциональный компонент отражает эмоционально-ценностное отношение к нормам морали, отношение к себе, моральную самооценку, эмоциональную оценку межличностных отношений.
- Поведенческий компонент — готовность к определенному образу действий, а также определяет уровень личностной ответственности за собственное поведение.
Исследования[3], направленные на изучение морального сознания граждан современной России, Китая, США, показали, что моральное самосознание многомерно, характеризуется сложной структурой и отдельные категории морального сознания могут быть детерминированы разными психологическими и социальными факторами (культура, пол, возраст и т. д.).
- В моральном самосознании сосуществуют и психологически совместимы морально-ценностные принципы и феномен аморализма;
- Феномен аморализма является системообразующим признаком в моральном сознании. Дескрипторы аморализма в гораздо большей степени дифференцируют индивидов, чем моральные ценности и принципы;
- Способы решения моральных дилемм прямо не связаны с моральными ценностями: разные типы морального сознания могут прийти к одному решению на основании совершенно разных моральных ценностей и принципов.
- Моральные ценности, аморализм, способ решения моральных дилемм, тактичность, цели жизни автономны, это разные сферы морального самосознания, каждая из которых имеет собственные измерения.
Основные подходы к изучению морального самосознания[править | править код]
Подходы в российской психологии[править | править код]
В российской психологии моральное развитие ребёнка понимается как процесс усвоения им моральных социальных норм, эталонов, способов и образцов поведения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.) Усвоение и присвоение принятых в обществе социальных норм осуществляется ребёнком в деятельности через переживание, осознание и сознательное принятие.
Некоторые авторы выделяют общественную и индивидуальную формы морального сознания. Общественная форма представляет собой систему исторически сформировавшихся и признанных в обществе представлений о должном, отражающее общественное бытие сквозь призму «добра и зла», которая воплощает моральные нормы, принципы, идеалы данного общества и регулирует поведение людей. Индивидуальная форма является интегральным личностным образованием, которое регулирует поведение человека на основе принятых и усвоенных им моральных норм, основанных на ценностях «добра и зла». Индивидуальное моральное сознание проявляется в способности к моральной рефлексии и способствует свободному и ответственному выбору поступка.[4]
В исследовании отечественного психолога Б. С. Братуся моральное самосознание рассматривается как совокупность смысловых личностных образований. Общие смысловые образования личности непосредственно определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам его жизни: к миру в целом, к людям, к себе. Ценности личности определяются как осознанные и принятые человеком общие смыслы жизни. Вся совокупность смысловых образований личности формирует нравственную позицию и выполняет познавательно-рациональную, эмоционально-оценочную и регулятивную функции, мотивирует нравственную деятельность человека.[5]
Моральное самосознание также рассматривается как индивидуально-психологическое образование, которое лежит в основе морально-нравственной саморегуляции человеком своего поведения.[6]
Психоаналитический подход[править | править код]
В этом подходе моральное развитие связывалось с формированием структуры «Сверх-Я», в которую входят моральные нормы, принципы и ценности, которые были интроецированы в процессе социализации ребенка. Считалось, что нормативное поведение регулируется моральной ответственностью и совестью, которые сформировываются из тревоги, чувства вины после становления и преодоления Эдипова комплекса в системе объектных отношений. Характер моральной ориентаций личности определялся отношением к другому и эмоциональными процессами ребенка.[7]
Концепция когнитивного конструктивизма морального самосознания[править | править код]
Эта концепция была разработана Ж. Пиаже и Л. Кольбергом. Здесь внимание уделяется моральным суждением и моральному мышлению, как критериям развития морального самосознания. Пиаже считал, что моральное самосознание состоит из запретов, которое определяют что «хорошо», а что «плохо» и моральное развитие связано с изменением отношения к этим понятиям. Пиаже выделил две стадии и этом процессе: мораль принуждения и мораль кооперации. Мораль принуждения характеризуется эгоцентризмом ребенка, его неспособностью посмотреть на ситуацию с позиции другого, оценить его мотивы поведения и желания. В этом возрасте суждения ребенка сильно зависят от взрослого, поэтому в моральной сфере содержаться запреты, услышанные от взрослых. На стадии морали кооперации ребенок уже сам способен встать на место другого, тем самым постепенно изменить своё отношение к запретам. На этой стадии ребенок понимает, что запреты являются относительными, и придерживается их не из-за требования авторитетного лица, а потому что сам считает их необходимыми.
Для того чтобы произошел переход от одной стадии к другой необходимо три важных условия:
- повышение уровня интеллектуального развития;
- освобождение от подчинения авторитетному лицу;
- общение со сверстниками.
Л.Кольберг, основываясь на концепции Ж. Пиаже полагал, что в состав морального самосознания входят нормы справедливости.[8]
Он выделил три основные уровня развития морального самосознания: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Все эти уровни имеют две стадии. На преконвенциональном уровне выделяют стадию гетерономной морали, где соблюдение норм подчиняется власти авторитетного лица из-за желания избежать наказания. Вторая стадия — это стадия инструментального индивидуализма и равного обмена. На этой стадии справедливость рассматривается как система взаимовыгодного обмена благами.[7] Конвенциональный уровень характеризуется пониманием того, что необходимо выполнять ряд определенных правил для того чтобы сохранить целостность общества. На этой стадии происходит ориентация на социальный закон, правило которого должны выполняться полностью, за исключением некоторых неординарных случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными нормами. Постконвенциональный уровень самый высокий уровень развития морального самосознания. На этом уровне человек руководствуется безличными моральными нормами. Человек сам для себя выбирает единственную систему моральных норм и правил, а затем следует ей. Некоторые последователи Колберта предполагают, что моральное развитие состоит из сменяющих друг друга когнитивных схем.[8]
Когнитивный подход предлагает рассматривать моральное развитие по четырем критериям: 1) качественно различные стадии мышления; 2) инвариантный порядок, на темп развития которого влияет культурный фактор, но не может изменить последовательность стадий; 3) целостная структура стадии; 4) иерархичное построение, где высшие стадии более дифференцированы, чем низшие.[7] Данная концепция широко применяется несмотря на критику и по-прежнему остается главной теоретической основой для разработки программ морального воспитания и образования.[7]
Эмпатический подход К. Гиллиган[править | править код]
Этот подход является альтернативой нормативному когнитивному подходу. В этом подходе основным принципом является принцип заботы, то есть эмпатическая ориентация на чувства других и их нужды. Эти принципы вытекают из устойчивых типов моральной ориентации, которые обусловлены социальными установками человека. Таких типов выделяют два: 1)нормативный; 2)эмпатийный. Типы моральной ориентации связаны с гендерными различиями. Нормативный больше характерен для мужчин, эмпатийный — для женщин. В этом подходе был разработан оригинальный метод заключающийся в том, чтобы испытуемый сам сформулировал моральные дилеммы из своей жизни и проанализировал их. Однако эта концепция о том, что моральное развитие происходит с ориентацией на гендерные различия, подтвердилась лишь частично.[7]
Концепция просоциального поведения Н. Айзенберг[править | править код]
В этой концепции основное внимание уделено развитию альтруизма, которое определяется как добровольное, целенаправленное поведение в пользу другого человека, не мотивированное наградой или наказанием. В этом поведении принято считать главными такие эмоции как эмпатия, симпатия или дисстрес. Было замечено, что с увеличением возраста и в ходе преодоления эгоцентризма связь эмпатии и альтруистического поведения становится ярче выражена. Также на просоциальное поведение человека влияют просоциальные аффекты, а именно гордость, стыд и чувство вины. В концепции Н. Айзенберга альтруистическое поведение включает в себя три вида атрибуций:
- положительное восприятие себя и других людей;
- осознание своих альтруистических мотивов;
- объективная оценка потребностей другого человека и объективной необходимой помощи ему.
Таким образом, альтруистическое поведение выступает как последовательность социально-когнитивных операций: учет точки зрения другого, формирование мотивации альтруистического поведения, эмпатия, оценка собственных компетенций в оказании помощи.[7]
Теория доменов социальных норм Э. Туриэля[править | править код]
Эта теория направлена на изучение иерархии и состав самих моральных правил и норм, лежащие в основе морального поступка. Э. Туриэль выделяет три главных домена различающихся по генезису, важности, значению и уровню обобщения. 1) Моральные нормы являются высшим уровнем регуляции поведения. Они основаны на заботе о других и принципе справедливости. 2) Конвенциональные нормы регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы специфичны для общества и для отдельных индивидуальных групп. 3) Персональные нормы, эти нормы устанавливает для себя сам человек, они определяют его индивидуальное поведение, взаимодействие с другими людьми. С возрастом моральное развитие проходит от выработки персональных норм к выделения и усвоению конвенциональных, а затем и моральных норм.[7]
Четырехкомпонентная теория морального развития личности Дж. Реста[править | править код]
В этой теории структура морального поведения включает четыре составляющие:
- моральная чувствительность;
- моральная мотивация;
- моральное мышление и моральные суждения;
- моральный характер.
Все эти компоненты влияют на то на сколько адекватно воспринимается моральная дилемма. Дж. Рест говорит о том, что принятие решения варьируется в зависимости от конкретного домена. Моральное развитие человека проявляется в том, как он при решении различных моральных дилемм пользуется разными моральными принципами.[7]
- ↑ Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — Москва: Наука, 1977.
- ↑ Ольшевская Э. Н. Психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания личности студента // Ярославский педегогический вестник : журнал. — 2009. — № 3. — С. 148-151.
- ↑ Хвостов А. А. Структура и детерминанты морального сознания личности // Психологический институт РАН : диссертация. — 2005. — С. 496.
- ↑ Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности // Новосибирский государственный педагогический университет : Автореферат диссертации. — 1999.
- ↑ Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. — Москва: Знание, 1985.
- ↑ Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения. — Психология формирования и развития личности. — Москва: Наука, 1981.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Молчанов С. В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета. — 2011. — № 2. — С. с. 59-72..
- ↑ 1 2 Гулевич О.А. Основные стадии моральной социализации // Институт психологии РАН. — 2010. — С. с.52- 66.
Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой
Самосознание – это система представлений человека о самом себе, своих физических и духовных состояниях. Оно формируется при активном взаимодействии с обществом.
Благодаря самосознанию, индивид может осознать себя и свое место в мире
Человек не рождается с определенным набором знаний. Он получает их при контакте с миром, общении с другими людьми. Поэтому индивидуальное самосознание является результатом развития.
Понятие в психологии и философии
Один и тот же термин может рассматриваться с разных сторон. В психологии самосознание считается базовым понятием. Под ним понимают сложный психический процесс, который отражает внутренний мир человека. Именно через него индивид осознает свои чувства, природные данные и поведение.
Самосознание это в психологии воплощение высших психических функций головного мозга. С его помощью человек приобретает знания и опыт, определяет свое место в жизни и анализирует окружающий мир. Развитие происходит постепенно и с момента рождения ребенка.
Есть и другая точка зрения. Самосознание это в философии одно из центральных понятий. Под ним понимают способность человека осознавать самого себя, свое Я, выводить самооценку. Декарт считал, что под этим термином скрывается особая достоверная система познания.
И. Кант выделял эмпирическое и трансцендентальное самосознание. Под первым он понимал внутренний опыт человека, под вторым – все, что выходит за пределы личности индивида.
Дж. Гибсон полагал, что самосознание позволяет определять свое место в пространстве, т.е. человек воспринимает свои движения, речь и может ориентироваться в окружающем мире.
Виды и формы
Основой самосознания является внутренняя чувствительность – синестезия. Она реализуется в виде чувства свободы, уверенности и самочувствия. Психологии выделяют несколько видов самосознания.
При ясном сознании человек адекватно оценивает себя, у него хорошие реакция и ориентация в пространстве
При помрачении сознания индивид начинает терять интерес к миру, становится равнодушным и не реагирует на вопросы. Он неторопливо все делает, у него замедлены все реакции.
Важно! Помрачение может быть признаком опасных для жизни состояний.
Существует еще такой вид самосознания, как ступор. Для него характерны оцепенение, сонливость, очень плохая ориентация в пространстве. В таком состоянии речь неразборчивая, движения человека становятся замедленными.
В коме индивид себя не осознает, не реагирует на раздражители и находится в апатичном состоянии. Даже если он очнется, ему придется проходить длительный курс реабилитации.
Самосознание предполагает не только индивидуальность. Оно бывает нескольких форм. Общественное – означает духовную жизнь социума. В нее входят традиции, обычаи, нравы. Под обыденным – понимают повседневную жизнь и решение типичных ситуаций: как обустроить быт, разделение обязанностей и т.п.
Самосознание включает в себя массовость. Через эту форму рассматривают жизнь определенных социальных групп: общественных и политических. Особенно интересно влияние мнений лидеров, СМИ на отдельно взятых людей.
Также выделяют три типа самосознания. Общественный – позволяет индивиду понять, как вести себя в коллективе, исторический – позволяет учитывать опыт предыдущих поколений, политический – дает возможность отслеживать изменения в мире.
Структура
Мало знать, что такое самосознание, важно представлять, как оно устроено. Психологи выделяют всего три компонента процесса:
- Реальное «Я» – представления человека о себе в настоящий момент времени;
- Идеальное «Я» – это то, кем человек хочет себя видеть;
- Будущее «Я» – представление о том, кем индивид станет при определенных изменениях.
В психологической литературе принято также выделять три основных функции самосознания. Первая – это обеспечение внутренней согласованности. В итоге индивид осознает только те факторы, которые соответствуют его представлениям. Подобная функция помогает избегать внутренних конфликтов.
Вторая – интерпретация опыта. За ее счет происходит анализирование своих и чужих поступков. Третья – определение ожиданий. Индивид пытается предположить, что его ждет в будущем.
Не только в психологии рассматривается значение термина самосознание – это в философии ключевое определение. Поэтому у разных мыслителей могут быть свои взгляды на структуру, виды, формы процесса.
Специалисты выделяют три уровня самосознания. На природном – индивид выделяет себя из окружающего мира, на социальном – происходят формирование самоуважение и развитие отношения к другим людям, на личностном – появляются мотивы двигаться и совершенствоваться.
Развитие
Самосознание личности в психологии – это не то, что есть у человека при рождении. В норме у ребенка происходит постепенное формирование представлений о себе. Особенно ярко это проявляется в уровне самооценки.
Важно! У специалистов нет единого мнения о том, как происходит развитие.
В. Бехтерев считал, что самосознание предшествует сознанию. Л. Выготский полагал, что это этап перед появлением самостоятельности и речи. П. Чамата высказывал иную точку зрения: самосознание человека – это его степень овладения телом.
Специалисты сходятся в одном: процесс познания появляется с момента рождения
В научной литературе рассматривается постепенное его формирование, которое происходит с взрослением младенца. Сначала ребенок зависим от матери, но к трем годам понимает свою самостоятельность и начинает отстаивать ее.
Развитие в онтогенезе
Первая стадия длится до года. В этот период ребенок не выделяет себя из окружающего мира, он движим инстинктами. Первые игры дают ему возможность осознать себя.
Вторая стадия длится до трех лет. В ней ребенок начинает активно познавать мир, предпринимать действия и изучать реакции других людей. У него появляются предпосылки выделения собственного «Я».
Третья стадия идет до семи лет. В этот период малыш начинает говорить о себе в первом лице, он стремится к знаниям, освоению навыков. Ребенок отстаивает независимость и учится общаться с другими.
Четвертая стадия длится до 12 лет. Это время идеально подходит для учебной деятельности, и оно не сопровождается особыми кризисами. Пятая стадия идет до 14 лет. На ней ребенок пытается осознать себя и противопоставить взрослым.
Шестая стадия самая важная, она идет до 18 лет. На ней человек ищет себя, собирает краткую информацию о своих сторонах, пытается понять, кем стать. Этот этап нужен для взросления.
Ошибки в развитии
Каждый крупный возрастной кризис нужен для того, чтобы психика претерпела изменения и улучшила свою работу. Если в этот момент что-то пойдет не так, возникнут проблемы.
На фоне этого развивается аномальное поведение
Нарушения могут проявляться в том, что индивид начинает избегать любого контакта с другими людьми. Любая социальная жизнь пугает его, ему кажется, что лучше обойтись без нее.
У него развиваются страх перемен и отказ во взрослении. Он ведет себя инфантильно, неадекватно и несерьезно. Самосознание в психологии занимает важное место как раз потому, что за счет него индивид анализирует свое состояние и поведение.
При аномальном развитии у человека появляется стремление выбирать неправильные образцы для подражания. Среди них необязательно будут известные люди. В некоторых ситуациях формируется неблагоприятная Я-Концепция.
Я-Концепция проявляется в неуверенности и низкой самооценке
При таком сценарии у человека будет склонность к негативным эмоциям, асоциальности, агрессивности. Качество жизни будет низким, и произойдет постепенная деградация личности. Индивид неадекватно оценивает себя, свои поступки и не склонен к самокритике.
Самосознательность нужна для того, чтобы четко понимать свое место в жизни, анализировать действия и взаимодействовать с другими людьми. Некоторые люди называют интуицией способность предугадывать будущее, но на самом деле это всего лишь хорошее самосознание. Именно оно дает возможность индивиду воспринимать себя как отдельное от мира создание.
Многие вопросы рассматриваются в философском аспекте. Например, насколько глубоко человек может познать существование себя, и какое место, роль ему отведены. Вместе с этим понятие самосознания рассматривается в психологии как проявление работы головного мозга.
Понимание основ работы психики позволяет людям улучшать качество своей жизни. Поэтому полезно знать, что такое самосознание, его определение в разных науках, и как оно проявляется.