Сенсибилизация синестезия адаптация: сенсибилизация, синестезия, контраст ощущений, адаптация.

Автор: | 04.03.2020

Содержание

сенсибилизация, синестезия, контраст ощущений, адаптация.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают. Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации, синестезии и контраста.Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается. Это необходимо учитывать при разработке эргономических мероприятий по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующее цветовое решение интерьеров цехов). ще одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст.
Контраст ощущений
– это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми.

16.Общая характеристика восприятия, перцептивный образ.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств. Восприятие – активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком. Важной составной частью восприятия являются движения: движения глаз, рассматривающих предмет; движение руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним; движения гортани, воспроизводящие слышащий звук, и т.

д.

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Наряду с ними существуют и общие закономерности восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность и обобщенность, избирательность, апперцепция. Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п.

17 Основные свой-ва восприятия:Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое Константность – это относительное постоянство восприятия образа. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет различным. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Благодаря предметности восприятия, объект воспринимается нами как отдельное физическое тело.Структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Осмысленность восприятия определяется пониманием связи предметов и явлений через процесс мышления. Всё что мы воспринимаем, мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнать предмет – значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом.
Избирательность
– преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. Апперцепция. Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Различают личностную и ситуативную апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от образованности, убеждений личности.Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются эмоции, установки и т. п. Так, например, ночью в лесу пень может быть воспринят человеком как фигура зверя и способствовать появлению у него соответствующих эмоций.

Свойства ощущений

Свойства ощущений — это пороги.
Абсолютный порог ощущений — это та минимальная интенсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом. Для разных видов ощущений существуют свои пороги, иногда значительно отличающиеся друг от друга.
Относительный (дифференциальный) порог, выражаемый законом Вебера — Фехнера, показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение сигнала. Естественно, что чем больше исходный уровень, тем больше и порог. При тихом звуке достаточно слегка прибавить громкость, чтобы все ощутили разницу.

Если же раздается громкая музыка или слышится сильный шум за окном, то незначительное их усиление нами не улавливается.

Ведущие свойства ощущений — это также адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация — это способность органов чувств приспосабливаться, привыкать к новому, или изменившему интенсивность, сигналу. Существуют, например, темновая и световая адаптация, адаптация к температуре или качеству поверхности. Некоторые из них мы довольно часто испытываем в повседневной жизни. Так, зайдя с солнечной улицы в темное помещение, мы в первый момент почти ничего не видим. Однако довольно быстро глаза привыкают (адаптируются) к полумраку, и мы начинаем различать окружающее, сначала смутно, а затем все более и более отчетливо. Точно так же, выйдя на яркий свет из темноты, мы в первый момент плохо различаем окружающее, а затем световая адаптация помогает нам увидеть предметы. Опуская руку в горячую воду, мы вначале чувствуем высокую температуру, однако постепенно рука привыкает и перестает ощущать воду как горячую (или чрезмерно Есть только два вида чувствительности, к которой не может привыкнуть живое существо — боль и слух.

Это связано с биологической целесообразностью, так как, привыкая, например к боли, у живого существа снижается порог опасности и оно может погибнуть. Важно также и постоянно слышать звуки окружающего мира, так как (особенно на первых этапах филогенеза) опасность можно было точнее определить именно по звуку, сигнализирующему о ее приближении. У человека также речь (т.е. звук) содержит чрезвычайно важную для жизни информацию. К звуку можно постараться привыкнуть, не замечать его (как и боль), но стоит ослабить внимание — и звук или боль опять осознаются, в то время как воссоздать ощущения горячей воды или слепоты в темной комнате мы уже не сможем ни при каких условиях.

Сенсибилизация связана с повышением чувствительности, снижением ее порога. Это свойство возникает в связи с усилением мотивации или определенными условиями жизни, требованиями профессиональной деятельности. Так, при высокой заинтересованности мы можем услышать звуки, которых бы не услышали в обычной ситуации (например, вам хочется услышать тихую речь, зная, что разговор идет именно о вас). Музыканты различают обертоны в звуке, кажущемся непрофессионалам единым тоном. Точно так же художники видят разные оттенки в едином для других цвете. Повышению чувствительности способствуют и условия жизни, например северные народы выделяют несколько оттенков белого цвета (единого для остальных), так как от состояния снега зависит многое в их жизни.

Синестезия основана на совместной работе нескольких анализаторов. Так, мы можем связать цвет со звуком (например цветомузыка) или с температурными ощущениями (теплые или холодные тона) и т.д. Синестезия помогает компенсировать и недостатки деятельности какого-то анализатора, например плохо слышащие люди различают звуки по вибрации. В любом случае такое совместное ощущение более устойчиво и лучше сохраняется в памяти, чем обычное.


Психология ощущений. — ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ: СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И СИНЕСТЕЗИЯ.

Страница 9 из 10

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ: СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И СИНЕСТЕЗИЯ.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. Согласно И. П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора.

При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”. Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п. Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира (по мнению Т.П. Зинченко).


Адаптация и сенсибилизация органов чувств — конспект — Психология

9. Адаптация и сенсибилизация органов чувств Явление адаптации: Относительная и абсолютная чувствительность органов остается неименной и её пороги не выражаются в постоянных числах. Чувствительность может меняться в больших мерах. (В темноте наше зрение обостряется, а чувствительность при сильном освещении ослабляется). Изменение чувствительности, зависящее от условий среды и носящее название – адаптации органов к окружающим условиям. Изменение чувствительности происходит по типу адаптации не происходит сразу. Требуется некоторое время, которое различно для разных органов чувств. (требуется 30 минут для адаптации в темноте, адаптация слуха происходит за 15 сек.)

Выделяют 3 разновидности явления адаптации:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном воздействии раздражителя. (негативная адаптация)

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (негативная адаптация)

3. Адаптация – повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя. (положительная адаптация). Пример: В зрительном анализаторе темновая адаптация с глаза (когда увеличивается его анализаторная чувствительность под влиянием темноты)

Явление адаптации объясняется периферическими изменениями в функционировании рецептора.

Взаимодействие ощущений: Интенсивность ощущений зависит от силы раздражителя, от уровня адаптации рецептора, от действия раздражителя на другие органы чувств в данный момент. Если одновременно раздражают рецепторы, интенсивность может меняться. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителя других органов чувств называется – взаимодействием ощущений. Ни один орган чувств не может работать не оказывая влияния на функционирование других органов. (свист может обострить работу зрительного ощущения, повышая его чувствительность к световым раздражениям).

пороги, внутренние механизмы изменения и классификация ощущений

Чувствительность и ее порог

С точки зрения психологии не любой раздражитель способен вызвать ощущение (например, абсолютно слабый раздражитель не способен вызвать ощущения или их нарушение).

Определение 1

Способность распознавать величину и качество раздражителя называют чувствительностью, уровень которой определяют характеристикой нижнего порога ощущений. Она представляет собой минимальную величину раздражителя и вызывает едва заметное ощущение.

Пороги чувствительности могут различаться. Так, верхним порогом ощущений является максимальная величина раздражителя, которую анализатор воспринимает адекватно. Интервал, возникающий между нижним и верхним порогом, называется диапазон чувствительности. Дифференциальный порог или порог различения (в соответствии с законом Вебера) представляет собой наименьшую величину различий между раздражителями.

Особенности внутренних механизмов изменения чувствительности

Внутренние механизмы изменения чувствительности включают адаптацию, сенсибилизацию и синестезию.

Сенсорная адаптация (приспособление) представляет собой изменение чувствительности органов чувств под воздействием постоянного раздражителя. Выделяют три вида подобной адаптации:

  • адаптация в качестве полного исчезновения ощущения в процессе продолжительной работы раздражителя (характерна для тактильных ощущений). Например, утром человек с большой сложностью поднимает и надевает шубу, а после того, как проходит небольшое расстояние, перестает ощущать ее вес;
  • адаптация в качестве уменьшения чувствительности под воздействием сильного раздражителя. Например, ее испытывает человек, который выходит из темной комнаты в яркий солнечный день на улицу. Происходит достаточно быстрое уменьшение чувствительности зрительного анализатора, при этом человек видит окружающий мир относительно хорошо;
  • адаптация в качестве роста чувствительности под воздействием слабых раздражителей. Например, в яркий солнечный день человек заходит в темную комнату. Тогда в первый момент он может ничего не видеть, но проходит время, и ориентация в пространстве восстанавливается. Это происходит по причине существенного роста чувствительности зрительного анализатора.
Определение 2

Сенсибилизация (от лат. sensibilis – чувствительный) означает рост чувствительности анализатора при взаимодействии анализаторов или при длительном действии раздражителя.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Например, обтирание лица влажным полотенцем может способствовать росту чувствительности зрительного анализатора. А при длительном воздействии раздражителя, который вызывает боль, субъективное ощущение боли может не исчезнуть, а наоборот, ее переживание становится сильнее (организм «усиливает требование» удалить раздражитель).

Определение 3

Синестезия (от греч. synaisthesis – соощущение) представляет собой проявление под воздействием раздражения одного анализатора ощущения, который характерен для другого анализатора.

Например, некоторые люди при прослушивании музыки, отмечают появление зрительных ощущений (цветомузыки), что нашло отражение в художественной литературе («бархатный голосок», «острый вкус», «кричащие цвета» и т.п.).

Различные классификации ощущений

Еще в древние времена говорили о пяти основных чувствах, включая зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX веке знания о составе ощущений были расширены в процессе исследования и описания их новых видов, включая вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» (кинестетические). Помимо этого, группа осязательных ощущений была расширена с помощью тактильных, температурных, болевых ощущений, группа тактильных ощущениях добавила ощущения прикосновения и давления. Рост видов ощущений поставил задачу сформировать их в систему.

Классификация ощущений осуществляется по нескольким признакам.

В первую очередь, разделение происходит в соответствии с пространственным или временным признаком. Например, зрение и вестибулярные ощущения относят к «пространственным» чувствам, а обоняние и слух – к «временны́м». При этом разделение на пространственные и временны́е свойства объекта можно отнести к ощущениям любой модальности.

Классифицировать ощущений производится и по видам вызывающих их раздражителей на механические, физические и химические. Так, зрительные и слуховые ощущения являются «физическими», поскольку вызваны физическими явлениями (электромагнитные колебания и звуковые волны), а обоняние и вкус причисляют к «химическим».

Классификация ощущений в соответствии с расположением соответствующих им рецепторов, то есть по месторасположению 3 типов рецептивных полей. По этой классификации выделяют интерорецептивные, проприорецептивные и экстерорецептивные ощущения. Для первого вида характерна локализация во внутренних органах (например, в пределах стенок желудка), для второго вида – в мышцах, связках и сухожилиях, для третьих рецептивное поле совпадает с наружной границей организма и в полной мере открыто для внешнего воздействия. Интерорецептивные ощущения способны сигнализировать о состоянии внутренних процессов организма. Это самые древние и элементарные ощущения, очень полезные в качестве сигналов соматических болезней или простых отклонений от нормального функционирования органов человека. Проприорецептивные ощущения имеют большое значение в процессе регуляции движений, давая информацию о положении в пространстве тела и его частей. Без данных ощущений было бы невозможно осязание. Экстерорецептивные ощущения могут существовать в виде контактных, то есть вызываемых приложением воздействия непосредственно к поверхности тела. Второй вид — дистантные ощущения, когда раздражители действуют с определенной дистанцией (зрение, обоняние, слух). В ходе эволюции именно подобные ощущения начинают играть все большую роль в процессе познания окружающего мира и в организации различных типов поведения. Именно за счет них обеспечивается важное преимущество в форме заблаговременно получения нужной информации об изменениях в среде и своевременной реакции на них.

Читать «Общая психология» — Петровский Артур Владимирович — Страница 84

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т. п. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как «острый вкус», «кричащий цвет», «сладкие звуки» и т. п. Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения человеком объективного мира.

245

Чувствительность и упражнение

Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О. Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, может таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. У слепоглухонемой Элен Келлер так высоко развита обонятельная чувствительность, что она может ассоциировать многих друзей и посетителей с запахами, исходящими от них, и воспоминания о знакомых так же хорошо связываются у нее с обонянием, как у большинства людей ассоциируются с голосом.

Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы до 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно указать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения,

246

равные 1/60 — 1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме — в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, исполнение на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скрипачей он более развит, чем у пианистов. У людей, с трудом различающих высоту звука, можно специальными занятиями улучшить звуковысотный слух. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Все это — доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Несмотря на большое число подобных фактов, проблема упражнения органов чувств изучена еще недостаточно. Что лежит в основе упражняемости органов чувств? Пока нельзя дать исчерпывающего ответа на этот вопрос. Была предпринята попытка объяснить повышение осязательной чувствительности у слепых. Удалось выделить тактильные рецепторы — пачиниевы тельца, имеющиеся в коже пальцев слепых людей: Для сопоставления было проведено то же исследование на коже зрячих людей различных профессий. Оказалось, что у слепых повышено число тактильных рецепторов. Так, если в коже ногтевой фаланги первого пальца у зрячих число телец в среднем достигало 186, то у слепорожденных оно составляло 270.

Таким образом, структура рецепторов не является константной, она пластична, подвижна, постоянно меняется, приспосабливаясь к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них соответственно новым условиям и требованиям практической деятельности перестраивается и структура анализатора в целом.

Прогресс техники влечет за собой колоссальную информационную перегрузку основных каналов связи человека с внешней средой — зрительного и слухового. В этих условиях необходимость разгрузить зрительный и слуховой анализаторы неизбежно вызывает обращение к другим системам связи, в частности к кожным системам. Миллионы лет развивается вибрационная чувствительность у животных, в то время как для человека еще нова сама идея передачи сигналов через кожу. А возможности в этом отношении имеются большие: ведь площадь человеческого тела, способная воспринимать информацию, достаточно велика.

В течение ряда лет предпринимались попытки разработки «кожного языка», основанного на использовании адекватных для вибрационной чувствительности свойств раздражителей, таких, как местоположение раздражителя, его интенсивность,

247

длительность, частота вибраций. Использование первых трех из перечисленных качеств раздражителей позволило создать и успешно применить систему кодируемых вибрационных сигналов. Испытуемый, изучивший алфавит «вибрационного языка», мог после некоторой тренировки воспринимать предложения, подаваемые со скоростью 38 слов в минуту, причем этот результат не был предельным. Очевидно, возможности использования для передачи информации человеку вибрационной и других видов чувствительности далеко не исчерпаны и значение развития исследований в этой области трудно переоценить.

Темы для подготовки к семинарским занятиям

Ощущение и их роль в жизнедеятельности человека.

Ощущения в свете ленинской теории отражения.

Рефлекторная природа ощущений. Строение анализатора.

Отбор полезной информации в ощущениях.

Общие свойства ощущений.

Чувствительность и ее измерение. Явление адаптации.

Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия.

Темы для рефератов

Проблема возникновения ощущений.

Компенсаторные возможности ощущений.

Литература

Взаимодействие ощущений » СтудИзба

7. Взаимодействие ощущений:

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И СИНЕСТЕЗИЯ

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора  изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. Согласно И. П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора.

При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”. Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п. Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира (по мнению Т. П. Зинченко).

Давние проблемы

Теория Практопоэза предлагает решения следующих давних проблем нейробиологии и философии разума:

1. Почему мозг генерирует спонтанную активность?

Краткий ответ : То, что выглядит «спонтанной» активностью, на самом деле отражает процесс непрерывных адаптаций мозга, который на самом деле является самим процессом генерации познания. Другими словами, основная функция мозга — не «реагировать на вводимые данные»; скорее, его основное функционирование основано на постоянных внутренних корректировках.Эти корректировки происходят со стимулами и без них.

2. Почему у нашей оперативной памяти такой ограниченный объем?

Краткий ответ : Потому что содержимое рабочей памяти не является результатом простого копирования информации из одного регистра в другой. Напротив, содержимое рабочей памяти является результатом операций, необходимых для понимания входных данных и подготовки мозга к взаимодействию с этими входными данными. Таким образом, содержание рабочей «памяти» создается самим процессом, который поддерживает наше познание и интеллект.Рабочая память IS наше познание.

3. Как нервным клеткам удается взаимодействовать в глобальном масштабе, т.е. как они создают глобальное рабочее пространство?

Краткий ответ : Глобальные взаимодействия являются результатом практической петли причинно-следственной связи, в которой быстрые адаптивные системы нейронов изменяют то, как эти нервные клетки реагируют на входные данные, что, в свою очередь, изменяет входные данные для других нейронов, которые затем влияют на быстрые адаптивные процессы этих других нейронов. нейроны. Таким образом, цикл взаимодействий замыкается через взаимодействия на одном уровне.

4. Каким образом нисходящая причинность, т. Е. Причинность от ума к телу, имеет место в нервной системе?

Краткий ответ : См. Раздел «Давление вниз» для регулировки.

5. Как сочетаются восприятие и действие?

Краткий ответ : В адаптивных системах восприятие не соответствует «представлению». То есть, когда мы видим стул, флаг «стул» не поднимается. Вместо этого воспринимать — значит подготовить нервную систему к взаимодействию с любым воспринимаемым объектом.Воспринимать стул — значит знать, как действовать, и быть готовым действовать на этом стуле.

6. Какова функция различных гомеостатических механизмов (включая механизмы нейронной адаптации и сенсибилизации)?

Краткий ответ : Эти механизмы гораздо важнее того, что традиционно предполагалось. Эти механизмы лежат в основе наших когнитивных процессов. Думать — значит адаптироваться.

7. Где в мозгу расположены концепции?

Краткий ответ : В правилах хранятся концепции о том, как быстро адаптироваться к определенным стимулам.Согласно практическому опыту, эти правила усваиваются механизмами медленной адаптации; каждый нейрон медленно учится быстро адаптироваться к раздражителям.

8. Что значит «понять» что-то, а не просто запомнить факт наизусть?

Краткий ответ : Понимание возникает из применения анапоэза, который, по сути, является применением процессов быстрой адаптации.

9. В чем разница между осознанием чего-либо и простым представлением информации об этом чем-то?

Краткий ответ : Представление статично, подобно хранению информации в ящике (и создает опасность забыть о ней, когда это необходимо).Напротив, во время осознания различные механизмы быстрой адаптации влияют друг на друга через постоянное выполнение практической петли причинно-следственной связи. Это создает глобальное рабочее пространство для всей нервной системы. В результате информация остается в сознании, поскольку она влияет на действия в глобальном масштабе, причем эффект наиболее силен именно в тот момент, когда информация больше всего необходима.

Чтобы узнать больше, нажмите здесь.

Практопоэзис

Серия простых для понимания блогов о практическом попоэзисе в Sapien Labs, написанная для нейро- и когнитивистов.Хотели бы вы знать, как практикаопоэзис связана с проблемами, с которыми сталкивается коннекционизм? Или вы хотели бы знать, как практопоэзис объясняет нашу способность воспринимать бабушку? Или были ли тем временем опубликованы эмпирические данные в поддержку идей практопоэзиса? Прочтите блог.

Практопоэзис — это теория организации жизни, включая организацию разума. Он предлагает принципы, по которым функционируют адаптивные системы. Одна и та же теория охватывает жизнь и разум.Это общая теория того, что нужно, чтобы быть биологически разумным. В целом теория применима к мозгу в той же мере, в какой она применима к технологиям искусственного интеллекта (ИИ) (см. ИИ-детский сад). Что делает теорию настолько общей, так это то, что она основана на принципах кибернетики, а не на описании физиологических реализаций этих механизмов (торможение / возбуждение, пластичность и т. Д.).

Practopoiesis решает девять пресловутых давних проблем нейробиологии и философии разума.



(Скачать рукопись в открытом доступе на сайте Journal of Theoretical Biology. )

Главный вызов традиционной теории мозга: Самым важным предположением о мозге, которое бросает вызов практической теории, является общепринятая идея о том, что динамики нейронной сети (с ее возбуждающими и тормозящими механизмами) достаточно для реализации разума. Практопоэзис говорит нам, что этого недостаточно.Чего-то не хватает. Практопоэзис также предлагает ответы о том, чего не хватает как теоретически, так и в виде конкретной реализации. Теоретический ответ в Т 3 -системы и процессы анапоэза. Конкретная реализация в мозге основана на механизмах нейронной адаптации. Эти механизмы позволяют нам адаптироваться к контексту, в котором мы должны действовать, и, таким образом, быть разумными.

Мысль возникает прежде всего в результате настройки аппаратного обеспечения мозга, а не в результате вычислений, выполняемых этим оборудованием.

Никола Данайлов, он же Сократ из Singularityweblog, взял у меня интервью о практике: