Синектика это метод: Метод синектики для принятия решений POINT-V.RU

Автор: | 02.06.1981

Содержание

Метод синектики для принятия решений POINT-V.RU

Метод синектики и в чем его суть

Метод синектики — отличный способ генерации идей и определения вариантов решений. Его суть заключается в привлечении интуитивно-образного мышления, умелом использовании аналогий и ассоциаций с уже решенными задачами в других областях жизни. Метод был предложен У. Гордоном как инструмент исследования нетривиальных изобретательских задач.

Чем метод синектики отличается от мозгового штурма

Метод синектики выступает логическим продолжением приема мозгового штурма, но отличается от него тем, что участники предлагают не готовые идеи, а аналогии со свойствами других предметов, которые и выстраивают безотчетное формирование идеи. Незаконченные мысли выражаются в виде расплывчатых образов, сравнений и примеров.

В отличие от метода мозгового штурма, в процессе генерации допустима конструктивная критика выдвигаемых идей, которая позволяет их развивать и видоизменять. Также в отличие от мозгового штурма метод синектики лучше всего работает в постоянной, сыгранной группе, участники в которой не боятся реакции партнеров, привыкают к коллегам и не обижаются на критику с их стороны.

Говоря по-другому, синектика подразумевает полное погружение в творческий процесс путем абстрагирования от существующей проблемы и отыскания отправной точки в похожих сферах деятельности. Мыслительный поток при этом движется не привычными путями, а по закоулкам сознания, намеренно искажая и меняя привычные способы восприятия информации. Метод синектики – прием привлечения сравнений и аналогий, усовершенствованный механизм поиска идей, требующий от человека широты мысли, полноты воображения и неисчерпаемой фантазии.
Метод синектики используют тогда, когда необходимо коллективное решение проблемы. Для этого создается творческая группа, которая отталкивается от пяти типов аналогий и аккумулирует опыт разрешения тех или иных задач.

Аналогии в методе синектики

Виды аналогий:

  1. Прямая. Это соотношение и сравнение рассматриваемой проблемы с похожими фактами из посторонних сфер жизни и деятельности. Чаще всего сравнения производятся между природными и техническими областями. К примеру, для поиска методов окраски мебели избираются аналогии с процессами окрашивания кинопленки или бумаг. Поэтому участниками творческого коллектива становятся люди, обладающие разносторонними знаниями и неограниченными мыслительными возможностями.
  2. Личная (субъективная). Этот прием требует от синектора способностей перевоплощения в оболочку явления, о котором идет речь, представления себя с ним единым целым в целях рассмотрения скрытых аспектов, недоступных для тривиального мыслительного процесса.
  3. Символическая аналогия – это принятие решения на основании педантичного исследования проблемы и выявления парадоксов и противоречий в привычных объектах и фактах. Применение символической аналогии основывается на обнаружении связей и сочетаний между несопоставимыми с виду понятиями.
  4. Образная. Это мысленное замещение рассматриваемого объекта другим образом, более подходящим для сравнения с предметом, принятым за стандарт. Подобная замена направлена на выявление скрытых возможностей и обнаружение новых идей.
  5. Фантастическая аналогия основывается на представлении участниками объектов и фактов вне пределов физических законов и существующей реальности. То есть это мысленное воссоздание явления таким, каким его хочется видеть, а не таким, какое оно должно быть. Этот тип сравнений как никакой другой нуждается в абсолютной свободе творческого мышления. Обычно им пользуются писатели при написании произведений в стиле «фэнтези».

Особенности метода синектики

Метод синектики довольно сложен в применении и требует подготовки, но зато позволяет прийти к гениальной идее путем абстрагирования сознания от обычных умозаключений и при помощи углубленного изучения объекта.

Запомните, что знание теории без практики обычно дает только иллюзию возможностей. Поэтому еще в большей степени, чем метод мозгового штурма, метод синектики требует регулярной тренировки. Такие тренировки нужно проводить в виде бизнес-игр или тренингов, добиваясь слаженности взаимодействия членов рабочей группы.

Смотрите также

Просмотров: 2 793

Метод синектики — это… Что такое Метод синектики?

Синектика (англ. Synectics — совмещение разнородных элементов) — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Д. Гордон сформулировал в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. Один из эвристических методов.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа.

Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

Виды аналогий

В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная.

  1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
  2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
  3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
  4. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

См. также

Литература

Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). — М.: Речной транспорт, 1991. — 112 с.

Синектика

1. Как можно «по волшебству» убрать орудие преступления — пулю в детективном романе?

2. Для путешествия по темной стороне Луны нужны лампы освещения. Какие фантастические конструкции можно предложить?

В середине 50-х гг. Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений — синектика. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнородных элементов».

В основу синектики положен мозговой штурм. Но для синектики формируют постоянные группы людей (оптимальный состав — 5—7 человек) различных специальностей с обязательным предварительным обучением. Синектор после подготовки вполне может носить звание «профессиональный генератор новых идей».

Перечислим некоторые качества синектора: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами; эрудиция, широкий кругозор.

Синекторы в своей работе используют аналогии (см. схему «Типы аналогий»).Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. В математике по аналогии доказывается, например, подобие треугольников, углов, в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, в технике многие объекты построены по аналогии с биологическими объектами. Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

Суть методанахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.

Таким образом, синектика — это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Типы аналогий и действия синектора представим схематически.

Прямая аналогия. Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.

Например, дана задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой — пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной?

Синектическая группа в своих поисках рассмотрит, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, в частности стволы деревьев; как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.

Личная аналогия (эмпатия). Синектор представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом) и пытаетсяосознать, как бы он действовал в данных обстоятельствах. Так актеры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.

Представив себя заслонкой, мы сначала стали бы уворачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключен ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она, как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

Символическая аналогия. Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другом, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное (см. таблицу).

Определяемое понятиеОпределение
СигаретаТвёрдый дым
ВентиляторЖесткий ветер,настольный сквозняк,застывший вихрь
РастворВзвешенная неразбериха
КнигаМолчаливый рассказчик,диалог наедине
ПламяВидимая теплота
ОблакоЛёгкая тяжесть,воздушная вода,непрозрачная пустота
ПрочностьПринудительная целостность
Шлифовальный кругТочная шероховатость

Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска образной характеристики защиты процесса были предложены такие метафоры: живая броня, невидимая кольчуга, отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем нарастающего льда.

Фантастическая аналогия. Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (наличия источников энергии, необходимых условий, физических законов и т.п.). После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху.

Примеры. Немецкий астроном И. Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел взаимной любви. Солнце, планеты и звезды он сравнивал с различными обликами Бога. Эти сопоставления привели Кеплера к идее ввести понятие силы (гравитации) в астрономию.

В XVII в. движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Английский врач и физиолог У. Гарвей ввел новую аналогию — насос — и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

Ход решения синектической задачи.

1. Синекторы уточняют и формулируют проблему как она дана (ПКД). Особенностью этого этапа является то, что никто, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления.

2. Синекторы формулируют проблему, как ее понимают (ПКП). Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.

3. Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей. Начинаются экскурсы в самые разные области техники, природы, психологии для выявления того, как аналогичные проблемы решаются в этих далеких от данной задачи областях. При этом используются все виды аналогий.

4. Выявленные на этапе генерации идеи переводятся в ПКД и ПКП. На этом этапе осуществляются критическая оценка идей, консультации со специалистами, эксперименты.

Синектика, синекторы, качества синекторов, ассоциация, аналогия, прямая аналогия, личная аналогия (эмпатия), символическая аналогия, фантастическая аналогия, ПКД, ПКП.

Практическая работа

1. Конкурс «Генераторы идей»

  • Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каждая группа в течение 5 минут должна придумать и записать наибольшее число символических аналогий (метафор) для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно).
  • Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти и записать наибольшее число примеров использования в технике аналогии.

2. Задача «Балласт».

В условиях Сибири железнодорожная насыпь укладывается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает летом сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначительная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает железнодорожное полотно. Нарушается нормальное функционирование железной дороги. Как быть?

Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя грунтом насыпи).

3. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, электрическая плитка, кафель. Составьте список функций, которые эти предметы выполняют. Против каждой функции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие же функции. Например (см. таблицу):

ПредметФункияАналог
ВолчокВращениеГироскоп
БамбукОбеспечивает упргость и прочность за счёт пористого строенияКомпозитные материалы
ПарусПеремещать предметы за счет внешнего воздействия средыТурбинная лопатка

4. Рассмотрите объекты (лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей разных профессий. Например, стакан глазами водолаза.

1. Что такое аналогия и как ее применяют при решении задач методом синектики?
2. В чем отличие метода синектики от МА?
3. Дайте определение синектики как метода поиска решений творческих задач.
4. Охарактеризуйте типы аналогий, используемые синекторами.
5. Раскройте технологию и этапы решения задачи методом синектики.

Что такое синектика? — Блог Викиум

На сегодняшний день миру известно несколько сотен способов генерации идей. Часто они используются в областях маркетинга, IT, менеджмента, развития и пр. Одним из ярчайших представителей методов мозгового штурма является метод синектики.

В чем состоит суть синектики? В основе этого приема мозгового штурма лежит комбинация малосовместимых элементов.  На основании этой дисгармонии и рождаются новые идеи. Рассмотрим подробнее.

Вернемся на несколько десятилетий назад. И обратим внимание на то, как зарождалась синектика

Этот метод обязан своим возникновением исследователю особенностей человеческого мышления и изобретателю — Уильяму Гордону. В пятидесятых годах прошлого века он, в компании своего друга и коллеги — Джорджа Принса, пришли к выводу, что индивидуальный и коллективный творческие процессы происходят по схожему сценарию. Для разработки  и формирования основных принципов нового подхода к мозговому штурму УильямомГордоном была основана экспериментальная группа, которая несколько лет вела упорную работу над новым методом. Название «синектика» отражает всю суть метода: если дословно переводить этот термин с греческого языка, то он означает “единение разных элементов”.

В основе мозгового штурма, основанного на методе синектики, лежит поиск аналогий. Родоначальник метода  пребывал в уверенности, что только границы мышления при решении нестандартных задач мешают выдавать действительно свежие и нестандартные идеи. Соответственно, их нужно расширить. Чтобы это сделать, группе предлагалось найти аналогию на поставленную задачу в совершенно иной сфере деятельности. И попробовать через этот поиск решить поставленную задачу нестандартным методом.

Какие известные примеры синектики можно встретить сегодня?

Например, все мы знаем чипсы “Принглс”. Но далеко не каждый знает необычную историю их возникновения. Несколько десятилетий назад компания Kellogg, которая специализировалась на производстве сухих завтраков и снеков, была озабочена одной, труднорешаемой проблемой: чтобы сделать объем упаковки с чипсами более компактным, производителю необходимо было уменьшить объем воздуха в ней. Но использовать вакуум было нельзя: сжатие упаковки попросту повредило бы хрупкое содержимое. Руководители компании долго думали над поставленной задачей, и, не найдя оптимального варианта, привлекли к решению своего вопроса Уильяма Гордона и его учеников.  В процессе мозгового штурма на основанном им методе, Гордон провел аналогию между пачкой чипсов и мусорным мешком, куда по осени дворники убирают опавшую листву. Мокрая после дождя, листва, занимает меньше пространства в мешке, а, значит, что уборку влажных листьев проводить проще и удобнее.

Какие выводы были сделаны на основании этой аналогии?

Гордон предложил руководству компании новый метод формовки чипсов: делать характерные лепестки из картофельной муки, заранее придавая им необходимую форму. Так мы получили узнаваемую компактную упаковку, которая используется производителем чипсов и по сей день.

Какие виды аналогий встречаются в синектике?

В своей книге “Синектика: развитие творческого мышления” Гордон выделяет 4 типа аналогий:

  • Прямая. Аналогия элементов или объектов, которые решают схожие задачи. Например, решая задачу относительно оптимизации технологии окраски предметов мебели, можно провести аналогию с рисованием или природным окрасом некоторых элементов.
  • Символическая. Этот вид аналогии обращает внимание на парадоксы. Их предлагается искать в привычных и обыденных, на первый взгляд, вещах. Синектические выражения встречаются и в обычной речи. Например “Живой труп”, “Виноватый без вины” и так далее. Символический вид аналогии часто применяют литераторы и кинематографисты для лучшего раскрытия своих персонажей.
  • Личная. Этот вид аналогии предполагает отождествление человека с объектом исследования. Представители группы, в процессе мозгового штурма и поиска личной аналогии, должны представить себя на месте исследуемого предмета или персонажа. Эта аналогия — одна из самых сложных, поскольку предполагает полный отказ от стереотипного мышления. Однако ее главной задачей является поиск, на первый взгляд, неочевидных, свойств или способностей объекта. Чтобы работать в этой аналогии, просто необходимо обладать отлично развитым воображением и творческим мышлением. Пригодятся и навыки актерского мастерства.
  • Фантастическая. Данный вид аналогии предполагает представление объекта в нереальных, фантастических условиях. Это может быть волшебный мир, в котором не действуют традиционные законы физики. Или насыщенный технологиями, мир будущего.  Или мир, в котором не главенствует время. Зачастую подобный вид аналогий используют писатели-фантасты.

Как генерировать идеи по методу синектики?

Как и любой мозговой штурм, синектический метод предполагает несколько этапов.

  • Представление проблемы в общем виде. Руководитель группы не дает участникам подробных условий, поскольку это может ограничить их в поисках подходящего решения. Делаются первые наброски.
  • Незнакомое=знакомое. Проблема штурма описывается более детально. Глобальная задача делится на составные части, для более эффективной работы. Задачи максимально упрощаются.
  • Члены группы работают над проблемой. Каждый пытается решить задачу в том ключе, в котором ее понял.
  • Подбираются метафоры и аналогии, которые позволяют глубже понять исследуемый объект и его проблему.
  • Незнакомое=знакомое. Участники мозгового штурма стараются рассмотреть уже представленную проблему с новой точки зрения, стараясь выделить новые аспекты.
  • Объединение с проблемой. Участники стараются использовать все виды аналогии синектического метода, размышляют над проблемой и стараются примерить ее на себя. В результате этого процесса, работа над объектом утрачивает ограничения.
  • Точка зрения. Участники переносят родившиеся в процессе мозгового штурма, аналогии в решение проблемы.
  • Принятие решения. Это — заключительная стадия мозгового штурма. Все варианты предложенных решений критически оцениваются и доводятся до практического предложения.

Лучше генерировать креативные идеи вне зависимости от метода, поможет курс Викиум «Творческое мышление». Он поможет легче и успешнее находить новые подходы к решению поставленных задач.

Читайте нас в Telegram — wikium

Узнаем что это за метод

Методы выработки новых креативных идей сегодня востребованы в разных сферах. С их помощью руководители крупных компаний и организаций повышают эффективность деятельности в условиях конкуренции, а творческие группы стимулируют неординарные мыслительные процессы. Существует немало способов и практических приемов для реализации идеи нетривиального подхода в решении задач – от классического мозгового штурма до техники шести шляп. В последнее время стал популярен и другой метод – синектика, эффективность которой давно доказана на практике. Особенностью этой техники является возможность задействования различных приемов, совокупность которых расширяет границы поиска оригинальных решений.

Общие сведения о синектике

Автором метода является Уильям Гордон, который в начале 1950-х годов активно работал над улучшением техники мозгового штурма. Плодом работ ученого и стал синектический подход к решению задач. Это слово означает «соединение разных элементов», что и отражает особенность данного способа. Хотя метод синектики относится к методам активизации творческих навыков, его используют в самых разных сферах, среди которых даже промышленные предприятия.

Первое знакомство с техникой может составить неправильное мнение о ней как о доступной методике. На деле же она требует сложной организации и серьезной подготовки от участников синектической группы. Также надо отметить, что синектика решает конкретные задачи и не предполагает использование закономерностей в развитии разных систем. Как уже отмечалось, данная техника базируется на методе мозгового штурма. Если быть точнее, то она представляет его модифицированную версию, рассчитанную на профессионалов.

Социальная значимость метода

Как показывают исследования, современные компании и организации управляются по определенным законам, определяющим их политику. Зачастую строгая приверженность конкретному курсу не позволяет использовать и даже рассматривать способы решения проблем, которые могли бы повысить эффективность деятельности, но противоречат уставу. Нередко принятые правила и нормативы действительно отражают реальность и работают на пользу. Но встречаются и обратные случаи, когда корпоративные законы представлены не более чем набором привычек из прошлого. В свою очередь, новаторские идеи способны без разрушительных процессов изнутри изменить положение, главное, правильно использовать метод. Синектика даже на низших управленческих уровнях позволяет добиться неплохих результатов в процессе принятия решений.

Суть метода

На практике данный метод реализуется на основе принципов аналогии. То есть для решения поставленной задачи перенимается опыт из другой сферы, в которой уже была разрешена схожая проблема. Для иллюстрации такого подхода можно привести пример, который был решен группой Гордона. Перед создателем метода стояла задача того, как с наибольшей компактностью уложить чипсы в упаковку, чтобы они не крошились при этом. Выход из положения был найден с помощью аналогии, которая и продемонстрировала суть метода синектики как способа сравнения. Группа ученого использовала принцип укладки в мешки листьев, которые при этом сохраняли структуру, потому что были влажными. В случае с чипсами использовалась особая формовка и технология смачивания муки, что и позволило сэкономить место в упаковке. Так появилась знаменитая марка «Принглс».

Создание синектического коллектива

Процесс формирования членов группы, которая будет осуществлять метод, включает несколько этапов. На первой стадии проводится тестирование потенциальных участников синектического мероприятия. В ходе испытаний определяется общая эрудиция, уровень образования, гибкость мышления, опыт участия в различных экспериментах. Могут потребоваться и тесты на специализированные знания, которые определяет конкретное назначение методов синектики в определенной сфере. Например, в задачах строительства могут потребоваться знания архитектуры, а в пищевой промышленности – химии. Затем проводится обучение членов группы. Стоит отметить, что на Западе этот метод активно используется в самых разных направлениях, поэтому и учебные центры по синектике достаточно распространены. Завершающий этап – это введение подготовленной группы в реальную среду для работы над заданием.

Порядок реализации метода

Как и любой другой метод генерации новых идей, синектика предусматривает несколько фаз работы над задачей. Для начала в целях поддержания абстрактности мышления дается общее представление о проблеме без уточнения требований к результату. Затем происходит подразделение проблемы на несколько упрощенных частей, после чего группа работает над самостоятельным поиском возможных задач и путей их решения.

Важно отметить, что и на этой фазе участники имеют дело с проблемой в том виде, в котором они ее понимают, то есть без уточнений. На основном этапе решение задач методом синектики предполагает рассмотрение аналогий, наиболее близких к поставленной проблеме. Завершает эту фазу принятие решения по поводу выбора аналогии, и выполняется сличение решенной задачи из другой сферы и поставленной проблемы. Стоит подчеркнуть важное отличие такого подхода от классического метода мозгового штурма. В случае с синектикой предусматривается и критика предлагаемой идеи со стороны экспертов, а также доведение решения до практики.

Операционные механизмы синектики

Участникам синектических групп приходится работать с широким спектром инструментов, среди которых оперативные механизмы. В частности это может быть игра с метафорами, в которой, опять же, применяются аналогии, схожие с поставленной проблемой. Обычно среди основных целей такой работы отмечают превращение знакомого в незнакомое. Иными словами, происходит устранение рамок и барьеров, что делает эффективнее метод. Синектика дает возможность осмысления проблемы в новой форме и с непривычной точки зрения. Примечательно, что научить психологическим инструментам невозможно. Такие механизмы, как игра с интуицией, предполагают возможность их использования каждым человеком на сознательном уровне.

Виды аналогий в синектике

Аналогии являются ключевым механизмом, который обеспечивает синектический результат. Выделяют несколько видов этого инструмента, в числе которых прямые, фантастические, личные и символические сравнения.

Прямые аналогии предполагают, что сторонний объект будет максимально похож по определенным свойствам на предмет задачи. Аналогии личного свойства ставят целью поиск на основе собственных впечатлений, эмоций, воспоминаний и т. д. Также популярен символический метод аналогий. Синектика в данном случае предписывает участникам выражать проблему через язык метафор и символов. В процессе таких поисков объект переносится из реального мира в систему абстрактных понятий. Схожими чертами обладает и метод с применением фантастических аналогий. Участники наделяют предметы особыми свойствами и качествами, что также позволяет эффективнее решать поставленные задачи.

Плюсы и минусы синектики

К преимуществам метода стоит отнести его универсальность, эффективность по сравнению с альтернативными способами развития абстрактного мышления, а также совершенствование индивидуальных качеств, среди которых интуиция и воображение. Также синектика – один из методов активизации мышления, который предусматривает критические оценки при подготовке результата, что повышает качество работы экспертов. Если говорить о минусах, то главным из них будет сложность. Хотя инструменты и механизмы техники кажутся простыми, организация синектики на профессиональном уровне является довольно сложным мероприятием.

Заключение

Основные принципы синектики предполагают использование различных средств развития воображения и мышления. И сама природа данной техники не исключает ее совершенствования. На сегодняшний день отмечается несколько направлений, в которых развивается метод. Синектика в простейших моделях доступна для реализации одним человеком, который посредством тех же аналогий находит, по крайней мере, оригинальные и новые способы решения проблем. Другое дело, что эффективность такого подхода будет невысокая. Традиционный подход к синектике все же предполагает групповую работу над проблемой, в которой не исключена и критика предложений.

Методы развития креативности 6: Синектика

Синектика: метод развития и поиска креативных идей

 

Как можно использовать ручку в борьбе с драконом? Нам кажется, что если вы умеете рисовать, стоит нарисовать его точную копию, чтобы он отвлекся на нее и сбежать, предложив ручку в качестве взятки дремучим и необразованным стражникам, охраняющим выход из замка.

 

Нет, нет. Сегодня мы будем говорить не о детских фантазиях, а о научном методе креативного мышления, который позволяет разорвать привычные схемы мышления, найти решения чрезвычайно комплексных проблем, формулировать идеи и закрепить креативное мышление как навык. Мы будем говорить о методе синектики.

 

Непростая суть синектики

 

 

Принципы метода синектики были разработаны американским изобретателем Уильямом Гордоном. Изучая мышление своих коллег, он пришел к выводу, что групповое творчество функционирует по тем же принципам, что и индивидуальное. А после этого сформулировал метод синектики в своей книге «Synectics: The Development of Creative Capacity».

 

Главная особенность метода синектики в его сложности. Для того, чтобы успешно провести синектическую сессию, потребуется специально обученный ведущий, который сможет контролировать процесс и взаимодействие участников. Сам же метод построен на использовании 4 типов аналогий, активации воображения, разнообразных образов и разрыва с привычными способами мышления и смысловыми связями. Цель группы: поместить объект в максимально непривычный контекст, найти его свойства, скрытые от обыденного мышления, и переосмыслить всю получившуюся картину.

 

Синектика и мозговой штурм: отличия

 

 

Синектику часто сравнивают с мозговым штурмом. И в первом, и во втором случаях, группа работает над решением задачи и борется со стереотипным мышлением. Тем не менее, синектика – более тонкий инструмент. Использование аналогий и метафорического мышления позволяет эффективнее выходить за рамки привычного, а разрешенная критика идей делает процесс более напряженным и насыщенным.

 

Аналогии в методе синектики

 

 

Стандартная синектическая сессия состоит из 10 этапов. Разберем каждый из них:

 

1. Работа с проблемой

Сессия начинается с того, что группа, управляемая ведущим, совместно формулирует проблему, которую будет решать. Все рациональные размышления и логические связи остаются на этом этапе.

 

2. Первые решения

На втором этапе начинается постепенное погружение в океаны творческого мышления. Ведущий провоцирует группу на создание спонтанных решений проблемы, записывая их в порядке появления.

 

3. Новая попытка

На третьем этапе синектической сессии производится вторая попытка сформулировать проблему. Но делается это уже в соответствии с правилами, заданными ведущим. Зачастую, уже здесь все переворачивается с ног на голову, а участники внезапно осознают задачу с совершенно другой стороны.

 

4. Прямые аналогии

Отсюда стартует суть метода синектики, построенного на свободном поиске аналогий. Первый их тип – прямые. Хороший пример прямой аналогии – это лев как символ власти и царственности, скелет как символ скоротечности времени и смерти. На этом этапе участники ищут прямые аналогии с исследуемым объектом. Чем богаче и интересней будут их жизненный опыт и знания, тем более эффективным получится поиск.

 

5. Личные аналогии

Далее настает классический момент «вживания в роль». Под руководством ведущего, участники пытаются представить себя в роли изучаемого объекта, чтобы понять его «изнутри». Это позволяет глубже понять предмет изучения, его сильные и слабые стороны, особенности и трудности.

 

6. Символические аналогии

На этом этапе стороннему наблюдателю может показаться, что навязчивый бред и галлюцинации все-таки передаются воздушно-капельным путем. Процесс поиска аналогий переходит в область обезличенных образов, позволяющих выявить парадоксальные свойства и противоречия изучаемого объекта. Часто на этом этапе используются разбираются привычные, но странные словосочетания: например, незаконное бандформирование. Разве существуют законные? Обращение к ним и создание аналогий позволяет вообразить объект в ярком, необычном свете.

 

7. Фантастические аналогии

Галлюцинации и безумие группы усугубляются. Этому способствует полное отрицание законов физики, вселенной и видимого мира. По сути, на этом этапе ведущий подталкивает участников к использованию сказочных, нереалистичных идей для того, чтобы открыть в исследуемом объекте новые свойства и характеристики.

 

8. Анализ аналогий

Это – первый аналитический этап, спускающий участников с небес на землю и заставляющий анализировать получившиеся результаты.

 

9. Перенос

Проанализированные символы и аналогии переносятся на проблему в практической плоскости. Здесь начинается новая волна озарений – участники начинают понимать, что «бредовые» идеи могут оказаться ключами к совершенно адекватным решениям.

 

10. Решения

На волне вдохновения группа начинает разработку практических решений. Ведущий снова контролирует процесс, не давая участникам возвращаться в мир фантазий.

 

Метод синектики позволяет многим компаниям решать задачи невероятной сложности: от разработки новых продуктов до поиска стратегических решений в долгосрочной перспективе. Поэтому наш совет прост: если другие технологии креативного мышления не дают взрывного результата или задача кажется слишком сложной – синектика станет именно тем ключом, который откроет любую запертую дверь.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНЕКТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

Автор: ЧЕЛПАНОВА АЛЕВТИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНЕКТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

А.В. Челпанова, г. СЕВЕРОДВИНСК

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности.

Возникает потребность внедрять в учебно-воспитательный процесс ДОУ инновационные педагогические технологии, отвечающие запросу компетентностно — ориентированного образования, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка, позволяющие ребенку проявить творческий подход, ориентированные на формирование творческого мышления и способности генерировать нестандартные идеи при решении творческих задач.

Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.

Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы). В переводе с греческого  синектика означает «объединение однородных элементов». По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

   — превращение незнакомого в знакомое или неизвестного в известное, ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны — это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения. Этот процесс неуправляемый и основан на интуиции и вдохновении.

превращение знакомого в незнакомое — означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного — основа творчества. Этот процесс управляемый и основан на использовании различного вида аналогий.

 1.     Личная аналогия — способность поставить себя на место образа или предмета и понять его трудности как свои собственные.

2.      Прямая аналогия — объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений.

3.      Символическая аналогия — неожиданное, яркое определение, показывающее предмет с необычной стороны.

4.      Фантастическая аналогия — способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство.

  Если ребенка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить эффективность творческого мышления. Для творческого процесса  важно  уметь  превращать  непривычное   в  привычное  и  наоборот. Главное, за новой, непривычной проблемой,  увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными путями.

Мы с детства слышим: «Все познается в сравнении». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо использование одного из самых действенных методов познания окружающей  действительности из группы методов активизации мышления – метод синектики.

Этот термин в работе с детьми мы не используем, заменяя его словами « на что похоже», «что такое же».

В сущности, если задуматься, то вокруг нас найдется великое множество предметов, созданных человеком по аналогии уже с чем-то имеющимся в природе.

Педагог  не должен давать детям   готовые  знания,  раскрывать  перед  ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашел ответ. Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспитатель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было деревьев?». Дети предлагают варианты своих суждений. Затем спросить: «Чем полезно дерево?». Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей. Зачем человеку другие предметы? Какие свойства дерева не нравились человеку? Зачем люди выращивают лес и создают парки? Чем могут отличаться деревья? Какие предметы из дерева можно назвать?» и т. д. Затем проводятся опыты, во время которых выясняются свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит, не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др.

Применять аналогии можно в обучение детей классификации, систематизации объектов материального мира, ориентировке в пространстве, на прогулках с детьми.  Например: О чем спорит ветер с солнцем? Давайте оживим ветер: Кто его мама? Кто его друзья? Превратимся в ветерок и т.д.

Развивать познавательную деятельность можно с использованием и задач на развитие воображения: сочинение сказок, продолжение известных сказок, «салат» из сказок.

Например, детям предлагают спасти Колобка от лисы, выручить семерых козлят, самому спастись от Бабы Яги, придумать сказку о том, как вместо большой-пребольшой репка выросла маленькой-премаленькой. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

Личная аналогия — «А что, если ты превратишься в дерево? О чем шепчутся твои листочки? Или: «Представь себя на месте солнышка. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь?».

Прямая  аналогия  — на свете все похоже: змея — на ремешок; луна — на круглый глаз…огромный, тарелку, блин не пропечённый; журавль — на тощий кран подъемный; зонтик – на карусель, грибок; расчёска – на забор и зубы и т.д.

Умение взглянуть по-новому на ситуацию, обозначить её одним – двумя словами с переносным значением – это удаётся не каждому и не всегда. Но это качество тоже развивается с помощью метода символической аналогии, если периодически упражняться с ребёнком в поиске иносказаний – аналогов:

— холодильник – продуктовый Дед Мороз;

— ёжик – игольница на ножках и т.д.

Предлагаем вам пополнить игротеку простыми играми, которые  научат вашего  ребенка воспринимать и находить аналогии.

Вот в такие игры можно играть с малышом 3-4 лет:

 «На что похоже?» (прямая аналогия по цвету, вкусу, форме, размеру). Яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин…). Лук такой же горький, как…(лекарство, как горчица, как перец…). Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы…).

«Кто такой же?» (прямая аналогия по свойствам, характеру).

— У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).

— А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).

— Кто ещё кусается как собачка?

— Кто ещё любит молоко как кашка?

— Кто ещё маленький как воробышек?

Как вариант игры — можно сравнить два похожих по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и их отличие. Например: рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них обоих острые мордочки и зубы, длинные хвосты, и оба они любят, есть зайцев, мелких зверушек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а у волка серая.

«Найди друзей» (прямая аналогия по свойствам, качествам). Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний: колючий ёжик – колючая ёлка; зелёный листок – зелёная лягушка, зелёный кузнечик, зелёный огурец и т. д.

 Колючий – ёжик, ёлка, иголка.

Зелёный – листок, лягушка, кузнечик, огурец.

Круглый – мячик, солнце, яблоко, воздушный шар.

Холодный – снег, лёд, мороженое.

 «Волшебные очки»:

Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки (вырезанные из цветного картона) определённой формы – круглой, квадратной, треугольной. При этом

В 4-5 лет ребенку будут интересны такие игры, как:

«Найди похожих — непохожих» (по методу прямой аналогии). В данной игре можно сравнивать как живые природные объекты, так и неживые.

 «Кто чем работает?» -учит ребёнка устанавливать связи между человеком определённой профессии и орудиями его труда. Взрослый: — Давай с тобой вспомним, что нужно для работы разным людям.

•        Врачу – шприц, лекарство, бинт, скальпель…

•        Продавцу – весы, совочек, калькулятор (счётная машинка)…

•        Строителю – лопата, мастерок, бетономешалка…

•        Плотнику – молоток, гвозди, дрель, рубанок…

Взрослый: А теперь поиграем наоборот, я буду называть инструменты, а ты угадай, для человека какой профессии они необходимы?

«Кто где работает?»  — учит устанавливать зависимость между профессией и местом работы.   Взрослый: — Продавец.

Ребёнок: — Магазин, рынок, киоск, палатка.

Взрослый: — Плотник.

Ребёнок: — Мебельная фабрика, магазин, детский сад.

Взрослый: — Учитель.

Ребёнок: — Школа, колледж, училище.

Затем игровые функции меняются, ребёнок называет профессию, а взрослый – место его работы. Ребёнок должен объяснить, почему он назвал то или иное место работы.

«Знаток правил» — учит ребёнка зрительными моделями-символами обозначать некое запретное действие. Символически изображён в круге человек с коробкой спичек в руках и весь рисунок перечёркнут красными линиями (Запрет – спички не трогать!),  не зажигать костёр, не оставлять включённым телевизор, компьютер, магнитофон, утюг и т.д. Потом можно раздать каждому по несколько карточек, и кто быстрее и лучше объяснит содержание правил.

Как на занятии создать атмосферу творчества и развития? А для этого педагогу необходимо демонстрировать живое мышление, владеть и грамотно пользоваться приёмами аналогий, не передавать информацию в готовом виде, а рассуждая совместно,  из прошлого опыта детей и на основе уже имеющихся знаний превращать любое занятие в интересное путешествие.  

Задача, как детского сада, так и школы — воспитание такой личности, которая была бы способна принимать самостоятельные решения, находить выход из разных ситуаций, личности готовой к творчеству. 

Литература

1.      Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). —  Кишинев,  1989. — 177с.

2.      Гришин И.М. Занимательная «синектика». — СПб., 2005. — 124 с.

3.      Наумчик В.Н.  Воспитание творческой личности: Учебно-методическое пособие. — М., 2004. — С. 111. 

 

 

 

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

— изобрази будильник, который забыли выключить;

— покажи походку человека, которому жмут ботинки;

— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

— представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

 

comments powered by HyperComments

Что такое синектика? — Определение с сайта WhatIs.com

К

Synectics — это подход к решению проблем, который фокусируется на развитии творческого мышления, часто среди небольших групп людей с различным опытом и навыками. Этот подход, который часто используется skunkworks и другими кросс-функциональными командами, может помочь членам группы исследовать проблемы; сохранять новую, часто абстрактную информацию; и разрабатывать творческие решения, отрываясь от существующего мышления. Термин «синектика» происходит от греческого слова «синектикос», что означает объединение различных вещей в единую связь.

Synectics был разработан в 1950-х годах Джорджем М. Принсом и Уильямом Дж. Дж. Дж. Гордон, когда они работали в Arthur D. Little Invention Design Unit, консалтинговой компании, помогающей компаниям разрабатывать концепции новых продуктов. Принс и Гордон задавались вопросом, почему одни встречи были более продуктивными, чем другие, и полагали, что это связано не столько с участниками, сколько с какой-то неизвестной динамикой. Чтобы понять динамику, они записали на пленку тысячи часов совещаний по разработке продуктов и превратили свои наблюдения в методы, отражающие методы успешных предпринимателей и изобретателей.

Гордон установил три максимы теории синектики: когда люди осознают психологические процессы, влияющие на их поведение, творческий результат возрастает; эмоциональная часть творческого поведения затмевает интеллектуальную составляющую; эмоциональные и иррациональные компоненты следует понимать и использовать как инструменты для повышения творческой отдачи.

Как и дизайн-мышление, синектика опирается на сильные стороны правого полушария (мечтатель) и левого полушария (рассуждающий) и требует, чтобы члены команды чувствовали себя комфортно в условиях сложности и очевидного противоречия.Подход включает в себя мысленное разделение вещей и их повторную сборку, чтобы получить новое понимание, и поиск связей, которые соединяют, казалось бы, несвязанные элементы посредством аналогии и метафоры; это помогает сделать что-то странное знакомым и наоборот.

Чтобы сессия планирования была продуктивной, фасилитаторы готовятся, выявляя владельцев проблемы, определяя их ожидания и гарантируя, что у них есть возможность внедрять новые решения. В процессе выработки решения могут использоваться различные техники или упражнения «мозгового штурма».Например, владельца проблемы могут попросить изобразить проблему в терминах пожеланий; то есть, выражается как «Я хочу …» Затем группа генерирует как можно больше подходов к решению или трамплинов, а ответственный за проблему выбирает наиболее многообещающие трамплины для исследования. Во время сеанса генерации идей фасилитатор отвечает за культивирование и поддержание атмосферы спекулятивного мышления и открытого вклада для выявления разнообразных идей и защиты участников от критики.

Последнее обновление было выполнено в апреле 2018 г.

Методы мышления: синектика

Предпосылки : Основываясь на своей работе в Arthur D. Little Invention Design Group, Джордж Принс, Билл Гордон и их коллеги в 1950-х годах решили устранить непредсказуемость достижения творческих результатов в своих попытках решить проблемы клиентов. К 1960 году успех их исследований побудил их покинуть группу Little и основать собственную компанию под названием Synectics.

Название «Синектика» объединяет части греческого слова и предполагает «соединение различных элементов».

Описание В основе Synectics лежит значение названия. На протяжении всего сеанса Synectics фасилитатор отвечает за объединение и руководство разнообразными людьми, их расходящимися идеями и случайным стимулированием. Это достигается и при планировании на сессиях по генерированию идей.

1. Планирование

Для обеспечения успеха сеанса фасилитаторы и другие лица, ответственные за поиск решений, включая то, что метод Synectics описывает как ответственных за проблемы, готовятся, выполнив следующие действия:

  • Определите владельцев проблемы и убедитесь, что им нужны новые решения.
  • Убедитесь, что у владельцев проблем есть возможность внедрить новые решения.
  • Понять мышление владельцев проблемы в отношении проблемной области.
  • Разберитесь в параметрах ожидаемого решения.
  • Определите ожидания владельцев проблемы.

2. Сессия

В общем, следующие шаги выполняются и повторяются по мере необходимости для достижения целей генерирования идей, стоящих перед владельцами проблем.

  • Владелец проблемы описывает проблему с точки зрения пожелания, то есть выражается как «желаю… «
  • Группа генерирует как можно больше подходов к решению, называемых трамплинами.
  • Группа и владельцы проблем выбирают и сосредотачиваются на генерировании идей решений для наиболее многообещающих трамплинов.

Любое количество мозговых штурмов или генерации идей методы или упражнения могут быть использованы для помощи в процессе выработки решения. Например: перефразирование, подробный ответ, аналогии, экскурсии, свободные ассоциации, случайные стимулы и др.

На протяжении всего занятия фасилитатор отвечает за создание и поддержание атмосферы умозрительного мышления и открытого вклада, который привлекает разнообразные идеи и защищает участников от критики.

Где научиться синектике

Метод следующего мышления »

Синектика как творческий метод решения проблем

Представьте себе это! представляет собой сборник мыслей, историй и статей нынешних и бывших сотрудников, клиентов и других партнеров, который знакомит читателей с 50-летием Synectics, ее совокупности знаний и ее влияния на клиентов, организации, сообщества и отдельных лиц. Его редактировали Конни Уильямс, генеральный управляющий партнер и главный специалист по знаниям Synecticsworld, и Винсент Нолан, бывший председатель Synectics Europe и автор многих других книг, в том числе The Innovator’s Handbook (Sphere Books, 1989).

Приведенная ниже статья взята из главы Imagine That!


СИНЕКЦИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Винсент Нолан, бывший председатель Synectics Europe

Винсент Нолан

Синектика обычно классифицируется как техника творческого решения проблем (CPS) наряду с мозговым штурмом и боковым мышлением. Так что же общего у Synectics, как метода CPS, с Brainstorming и другими? А чем он отличается?

Независимый ответ на этот вопрос дает д-р.Джон Мартин из Открытого университета Великобритании. В своих заметках к модулю «Креативный менеджмент» их курса MBA в 1997 году он написал: «На практике разные школы творческого обучения заимствуют друг у друга. Более сложные формы творческого решения проблем, такие как метод Buffalo CPS (в основном мозговой штурм), включают в себя целый ряд функций, имеющихся в Synectics. Однако все еще существует заметный разрыв между «психологическими» подходами, такими как синектика, которые подчеркивают метафору, образы, эмоции, энергию и т. Д.и «процедурные» подходы, которые концентрируются на частных списках, круговых алгоритмах и т.д. разработан в 1930-х годах Алексом Осборном (ведущим специалистом рекламного агентства BBDO) и в дальнейшем развит профессором Сидни Парнесом из Института Буффало. Модель Осборна-Парнса — это наиболее широко практикуемая форма мозгового штурма, хотя это слово стало общим термином для любой попытки генерировать новые идеи в обстановке приостановки суждений.Он может включать элементы других техник, таких как «Боковое мышление» де Боно.

Джордж Принс охарактеризовал мозговой штурм как «великий прорыв в творческой технике; он впервые продемонстрировал, насколько страх критического суждения препятствует выражению идей ». Тем не менее, в сеансах мозгового штурма (и в модели Осборна-Парнса) участники остаются относительно сдержанными и пытаются выдвигать «хорошие» идеи, «правильно» понимая проблему и отфильтровывая любые идеи, которые могут быть сочтены абсурдными («хорошие» и «правильный» — это явно осуждающие слова) Синектика расширяет и углубляет процесс приостановки суждения множеством способов…

Чтобы прочитать оставшуюся часть статьи, загрузите полную версию здесь

Печатные копии красивой книги в «журнальном стиле» можно заказать в Synecticsworld за 39 долларов.95, связавшись с Мэнди Флеминг или сделав заказ напрямую в Publisher’s Graphics, LLC.

Synectics «Европейская платформа форсайта

Этот метод был реализован, среди прочего, Wiliam J.J. Гордон. С помощью аналогий происходит постепенное разобщение проблемы. Это новое расстояние от проблемы и известных решений ведет к новым перспективам и новым решениям. Основной принцип таков: сделайте странные вещи знакомыми и сделайте знакомые не знакомыми.Это основа для разработки новых и удивительных решений и идей.

Подход

Метод синектики разделен на 10 этапов:

  1. Четкое определение проблемы
  2. Улавливаются спонтанные решения
  3. Переформулировка задачи
  4. Прямая аналогия I — например, аналогии из натуры
  5. Личная аналогия — для идентификации личности участников с проблемой
  6. Разработаны символические аналогии
  7. Прямая аналогия II — e.грамм. аналогии из техники
  8. Анализ аналогий
  9. «Force a fit» — аналогии связаны с исходной задачей
  10. Разработка конкретных решений поставленной задачи

Выходы

Возможен новый подход и рассмотрение проблемы.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • Точное определение проблемы
  • Следовательно: проблема полностью осознана до того, как будет предоставлено окончательное решение
  • Поощряет способность жить со сложностями и очевидными противоречиями
  • Мобилизует оба полушария мозга, правое полушарие (сновидящий) и левое полушарие (рассуждающий).
  • Обеспечивает свободное мышление сознания, укрепляет новые мысли, идеи и изобретения

Недостатки:

  • Процесс может занять много времени
  • Пользователь должен быть очень сосредоточенным на протяжении всего процесса
  • Для хорошего результата участники должны уметь и иметь настроение фантазировать
  • Он лучше подходит для индивидуальной задачи, чем для многослойной задачи (может быть использован и для последней, но требует от участников больших усилий)
  • Много усилий потребовалось от лидера группы, чтобы продолжить обсуждение, сформулировать исходную проблему и желаемый результат

Дополнительные методы

Синектика как метод содержит несколько мозговых штурмов.

13.7 Синектическая техника для творчества (Горден)

Творчество усиливается, когда оно воспитанный. В случае с Сонали именно ее учитель побуждает учеников мыслить вне коробка. Написание эссе после изучения концепции также помогло Сонали думать с разных точек зрения. Подход, часто используемый в групповой работе может помочь студентам развить творческие ответы на решение проблем, сохранять новую информацию, помогать в написании и изучать социальные и дисциплинарные проблемы.


Метод синектики

Синектика методы могут использоваться в классе либо в качестве творческих упражнений, либо в качестве материала для уроков по технике творческого мышления.

Синектика была разработана Уильямом Дж. Гордоном (см. Гордон, 1961) в результате исследования, проведенного в Центре Артура Д. Литтла. организация творческих личностей и творческий процесс.Он ассоциировал творческий процесс с определенными психологическими состояниями, полагая, что если эти могут быть вызваны, тогда творческие прорывы увеличат их частоту. Синектика исходит от Греческое слово synecticos, означает соединение явно не связанных друг с другом элементов, означает «создание вместе» или «объединение разных вещей в единую связь». Синектика это подход к творческому мышлению, который зависит от понимания того, что что, по-видимому, отличается.Его главный инструмент — аналогия или метафора. В подход, который часто используется в группах, может помочь учащимся развивать творческие способности. ответы на решение проблем, чтобы сохранить новую информацию, чтобы помочь в создание письменных работ, а также изучение социальных и дисциплинарных проблем. Это помогает пользователи ломают существующие представления и усваивают абстрактные концепции. Синектика можно использовать в любом возрасте и хорошо работает с теми, кто отказывается от традиционные методы.

Синектика будет очень полезна во время исследования. Этап.

Процесс

Учитель использует класс проводя студентов через процесс, который приводит к трехмерному изображению «проблемы», чтобы найти решения. Хотя этот процесс кажется немного громоздким, итоговый объем и глубина ваших вариантов будут оправдать потраченное время.

Синектические триггерные механизмы — это задачи или вопросы, которые продвигают новые идеи и мысли.

Например , в исследовании формы и функции по биологии, студентам показывают картинки разных видов транспортных средств, таких как внедорожники, спортивные автомобили, седаны и т. д., а также изображения животных с особые структурные приспособления. Картинки используются для того, чтобы вызвать аналогии между непохожие вещи, такие как гепард и скоростная спортивная машина.

Использование синектики в в классе можно выполнить следующие шаги:

Определите слово

Сравнение моделей разработки инструкций: синектическая модель | Автор: Сулхадин Эней

Модель Synectics — это другой творческий метод решения проблем, разработанный Уильямом Дж.Дж. Гордон и Джордж Принс в 1960 г. (Гордон, 1961). Гордон и Принс проводили мозговой штурм, который оказался очень успешным и эффективным; Синектика стала методом, который люди могут использовать, чтобы помочь им преодолеть препятствия, с которыми они сталкиваются, проводя мозговой штурм при выполнении сложных задач. Использование Synectics также улучшает способность решать проблемы, поскольку люди будут использовать творческое мышление и способности воображения.

Шаг 1: Опишите тему

На первом этапе фотосинтез — это новая тема, которую мы будем изучать, и студентов попросят написать абзац о фотосинтезе.Мы говорим: «А как бы вы описали фотосинтез своими словами? Пожалуйста, не стесняйтесь записывать все, что приходит вам в голову »

Затем студентов попросят поделиться словами, которые они использовали для описания темы, и мы запишем каждое слово, которое они говорят.

Шаг 2: Создайте прямые аналогии

На втором этапе модели ученикам будет предложено изучить список и назвать страну, которая напоминает им как можно больше этих слов.

Когда их попросят назвать страну, о которой им напомнили эти слова, они будут перечислять следующее:

— Египет
— Россия
— Китай
— Сингапур
— Турция

Затем студенты будут голосовать за какую Страна слов — наибольшее количество слов в списке.

Шаг 3: Опишите личные аналогии

На третьем шаге модели Synectics учащихся попросят взглянуть на реальность с точки зрения метафорического объекта, который они выберут. Мы дадим студентам немного времени подумать, затем мы попросим их рассказать нам, каково это быть этим объектом, а затем мы запишем их реакции на доске.

Когда мы просим подумать о том, что, по ощущениям, было бы Турцией, они выражают следующие мнения.

Шаг 4: Конфликты сжатых идентификационных данных

Четвертый шаг — самый захватывающий и важный шаг в этой модели. Мы попросим студентов изучить список описательных чувств, которые они вызовут на последнем этапе, и составить пары слов, которые, кажется, борются друг с другом. Например, наш пример Турции может дать следующий список.

— Счастливый и грустный
— Сердитый и приятный
— Счастливый и грустный
— Сильный и усталый

Это все комбинации слов, которые кажутся конфликтующими, но каждая пара находится в метафорическом напряжении.Учащиеся еще раз проголосуют за то, какие комбинации слов содержат наиболее сжатый конфликт.

Шаг 5: Создайте новую прямую аналогию

Используя сжатый конфликт, выбранный классом, мы попросим студентов создать еще одну аналогию. Например, если они выберут комбинацию Мутлу и Узгюн, мы попросим студентов описать животное, которое одновременно является Мутлу и Узгюн. Аналогии будут следующими.

— Том (Том и Джерри): Когда Он не голоден, Он счастлив.Когда он пытается поймать джерри и терпит неудачу, становится грустно.

— Багз Банни: В целом он счастлив, но печален, потому что он один.

— Человек-паук: Он счастлив, потому что у него суперспособности. Ему грустно, потому что у него не хватает денег.

Затем студенты снова проголосуют за лучшую прямую аналогию.

Шаг 6: Пересмотрите исходную тему

На этом этапе мы возьмем последнюю прямую аналогию и сравним ее с исходной темой.Например, мы выбрали Человека-паука в качестве нашей аналогии и попросим студентов описать его характеристики, а не рассматривать персонажа с точки зрения описания.

Цель состоит в том, чтобы шаг за шагом уйти от исходной темы, а затем вернуться со всеми богатыми образами, которые были созданы в процессе. Важной частью этого шага является то, что каждый ученик слышит мысли и отношения, выраженные другими.

Затем студентов снова попросят описать исходную тему в письменной форме.Мы дадим им возможность использовать любые изображения, которые были организованы во время упражнения, а не только изображения из последней аналогии.

ССЫЛКИ

Хаммелл, Лаура, учитель технологий, v66 n3 p22–27 ноября 2006 г., получено из https://eric.ed.gov/?q=synectics&id=EJ747942

Estes , TH, Минц, С., и Гюнтер М.А. (1990/2011). Обучение модальному подходу. Бостон: образование Пирсона.

Андерсон, Л.W., Krathwohl, D.R., Airasian, P.W., Cruikshank, K.A., Mayer, R.E., Pintrich, P.R., Raths, J., Wittrock, M.C. (2001). Таксономия для обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Блума. Нью-Йорк: Пирсон, Аллин и Бэкон.

Что такое метод синектики? — Greedhead.net

Что такое метод синектики?

Синектика, разработанная Gordon & Prince, означает соединение, казалось бы, не связанных между собой элементов. Программа похожа на CPS в том, что она затрагивает все этапы творческого процесса решения проблем и подчеркивает различие между генерацией идеи и ее оценкой.

Как вы делаете Synectics?

Синектика

  1. Определите владельцев проблемы и убедитесь, что им нужны новые решения.
  2. Убедитесь, что у владельцев проблем есть возможность внедрять новые решения.
  3. Понять мышление владельцев проблемы в отношении проблемной области.
  4. Разберитесь в параметрах ожидаемого решения.
  5. Определите ожидания владельцев проблемы.

Что такое синектическая модель обучения?

Модель обучения синектики была разработана Уильямом Дж.Дж. Гордон и его коллеги в 1961 году. Эта модель использует серию аналогий в классе. Синектика — это творческое слово, придуманное для обозначения «объединения различных и явно не относящихся к делу элементов» (Gordon and Poze, 1981).

Что такое синектика дизайна?

Synectics — это подход к решению проблем, который фокусируется на развитии творческого мышления, часто среди небольших групп людей с различным опытом и навыками. Термин «синектика» происходит от греческого слова «синектикос», что означает объединение различных вещей в единую связь.

Что такое метод мозгового штурма?

Мозговой штурм — это метод группового творчества, при котором предпринимаются попытки найти решение конкретной проблемы путем сбора списка идей, спонтанно внесенных его участниками.

Что такое техника Гордона?

Метод Гордона предполагает разработку новых идей, когда люди не осознают проблему. Это означает, что члены группы не знают точного характера проблемы. Предприниматель начинает с упоминания общей концепции, связанной с проблемой.

Что такое техника бега?

Метод SCAMPER — это метод коллективного мозгового штурма, используемый для разработки или улучшения продуктов или услуг. SCAMPER — это аббревиатура от Substitute, Combine, Adapt, Modify / Magnify, Purpose, Eliminate / Minimize и Rearrange / Reverse.

Какой пример синектики?

Синектика — это процесс, в котором метафоры используются, чтобы сделать странное знакомым, а знакомое — странным. Например, предмет электричества обычно вводится через аналог потока воды в трубах.Синектика может быть использована на этапе введения концепции модели обучения концептуальным изменениям.

Что такое синетическая модель?

Синектика — это греческое слово, означающее соединение различных идей. Изначально модель была разработана для повышения творческого самовыражения, сочувствия и понимания и помощи «творческим группам» в промышленных и других организациях в разработке качественных продуктов и решении проблем.

Что такое сжатый конфликт?

1. Практика создания фразы из двух противоречащих друг другу слов.; чем сильнее противоречие, тем лучше будут идеи и решения учащегося. Подробнее читайте в: Синектика как современный метод решения творческих задач.

Что такое обратный мозговой штурм?

Обратный мозговой штурм — это другой подход к мозговому штурму, когда проблема формулируется в обратном порядке, чтобы помочь решить проблемы, глядя на них под совершенно другим углом и генерируя более творческие решения.

Какие примеры SCAMPER?

Вот несколько примеров того, как глаголы SCAMPER работают для инноваций:

  • Если бы вы делали очки, вы могли бы заменить пластиковые линзы на стеклянные (постепенные инновации) или вы могли бы заменить контактные линзы на очки (радикальное нововведение).
  • Мобильный телефон был объединен с камерой, а затем с MP3-плеером.

Для чего используется метод SCAMPER?

Метод SCAMPER помогает вам генерировать идеи для новых продуктов и услуг, побуждая вас задавать семь различных типов вопросов, которые помогут вам понять, как вы можете вводить новшества и улучшать существующие продукты, услуги, проблемы и идеи.

Какие примеры аналогий?

Например, «Жизнь — это коробка конфет.«Аналогия говорит, что что-то похоже на что-то еще, чтобы сделать своего рода пояснительную точку. Например, «Жизнь похожа на коробку шоколадных конфет — никогда не знаешь, что получишь». При создании аналогии вы можете использовать метафоры и сравнения.

Что такое модель достижения концепции?

Модель концептуального достижения — это обучающая стратегия, основанная на трудах Джерома Брунера. Модель помогает учащимся понять и изучить концепции, определяя атрибуты или ключевые особенности в процессе анализа, сравнения и сопоставления примеров.

Какой пример личной аналогии?

Личная аналогия относится к роли объекта. Например: «Я смартфон. Я крепкий. У меня много функций.

Synectics — это метод, который работает с аналогиями проблемы и помещает их в другую, казалось бы, совсем не связанную среду. Метод основан на предположении, что люди становятся более креативными, когда понимают, как работает творчество.

Синектический пусковой механизм — это задача или вопрос, который способствует появлению новых идей и мыслей.Например, при изучении формы и функции по биологии студентам показывают изображения различных типов транспортных средств, таких как внедорожники, спортивные автомобили, седаны и т. Д., А также изображения животных с определенной структурной адаптацией.

Мозговой штурм сочетает в себе расслабленный, неформальный подход к решению проблем с нестандартным мышлением. Это побуждает людей придумывать мысли и идеи, которые поначалу могут показаться немного сумасшедшими. Некоторые из этих идей могут быть воплощены в оригинальные творческие решения проблемы, в то время как другие могут породить еще больше идей.

Какая польза от синектиков?

Каковы уровни творчества?

Пять уровней творчества:

  • Копия.
  • Копирование и изменение.
  • Копирование, изменение и улучшение.
  • Создатель тренда.
  • Системный производитель.

    Что вы имеете в виду под синектикой?

    Синектика, разработанная Gordon & Prince, означает соединение, казалось бы, не связанных между собой элементов. Синектика в значительной степени полагается на метафоры, чтобы «сделать странное знакомым, а знакомое — странным».

    Что общего у синектики с мозговым штурмом?

    Синектика обычно классифицируется как техника творческого решения проблем (CPS) наряду с мозговым штурмом и боковым мышлением. Так что же общего у Synectics, как метода CPS, с Brainstorming и другими? А чем он отличается? Независимый ответ на этот вопрос дает доктор Джон Мартин из Открытого университета Великобритании.

    Как Synectics используется в инструментах Creative Behavior?

    Приложение Synectics может быть расширено за счет использования инструментов творческого поведения.Техника под названием «трамплин» была изобретена как часть инструментов творческого поведения. Этот метод включает мозговой штурм и наполняет его метафорами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *