Психология практическая и прикладная: Психология. Академическая, прикладная и практическая психология

Автор: | 03.06.1981

Содержание

Практическая психология — это… Что такое Практическая психология?

Практи́ческая психоло́гия — часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей. Сюда относятся часть теории и практика психотерапии, психометрии и ряда других отраслей психологии.

Описание

Практика психологии зачастую значительно опережает теорию. Различные препятствия, в частности отсутствие методов, позволяющих экспериментально проверить необходимые в практике данные, значительно сдерживают развитие теории, которая порой с трудом обеспечивает постоянно растущие запросы практики. В первую очередь это касается практики психотерапии: огромное множество психических расстройств существуют уже многие тысячелетия, а теория по ним только-только начала формироваться. Белые пятна теории практические психологи часто заполняют с помощью гипотез и слабо обоснованных теорий. Для практических целей используются рабочие метафоры, никак теоретически не обоснованные, но удобные в применении (например метафора Родитель — Взрослый — Ребенок Эрика Берна).

Эти построения и являются наиболее специфичной частью практической психологии как области знаний.

Существенная часть практической психологии неразрывно связана с психотерапевтической работой. Другие области практической психологии занимаются вопросами психологии бизнеса, вопросами тайм-менеджмента и личной успешности, шире — вопросами образования и развития личности.

Следует различать практическую и прикладную психологию. Практическая психология, занимается практикой психологии, а прикладная психология — практикой смежных областей.

Школы

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Школы психологии, имеющие большое значение для практической психологии:

Организации

в России

  • Российское Психологическое Общество
  • Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
  • Общество семейных консультантов и психотерапевтов
  • Общество группового анализа
  • Российская ассоциация юнгианской песочной терапии
  • Арт-терапевтическая ассоциация
  • Ассоциация танцевально-двигательной терапии
  • Ассоциация перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы
  • Федерация психологов-консультантов онлайн
  • Общество психоаналитической психотерапии
  • Русское психоаналитическое общество
  • Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии — Россия
  • Ассоциация телесно-ориентированных психотерапевтов
  • Международное профессиональное психоаналитическое общество[1]
  • Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии
  • Восточно-Европейская Ассоциация Экзистенциальной Терапии
  • Балинтовское общество
  • Российская Психотерапевтическая Ассоциация
  • Международная Ассоциация профессионалов развития личности

за рубежом

Ссылки

Примечания

Болотова А.

К., Макарова И. В. Прикладная психология

скачать книгу

Введение

Предназначение прикладной психологии — оказать помощь человеку в сложных жизненных ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские, супружеские проблемы или жесткий профессиональный отбор и конкуренция в деловом мире. Вместе с тем возможности оказания психологической помощи и поддержки населения получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий назад в связи с созданием в нашей стране психологической службы. Психология становится одной из «помогающих» профессий, основная цель которой — помочь человеку адаптироваться в сложных условиях социальной нестабильности, посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти альтернативные пути ее решения, возможности изменения.

Следствием социально-экономического развития страны в настоящее время являются растущие потребности в социальной и психологической поддержке населения. Создание развернутой системы психологической службы ставит немало задач: необходимость разработки организационных основ работы психологической службы вообще и практических психологов в частности, обеспечение их методическими материалами, необходимым инструментарием, проектирование специально оснащенного рабочего места.

Данный учебник есть результат одной из первых попыток исследования и систематизации опыта, накопленного в области организации службы практических психологов, научно-теоретической, методической и диагностико-коррекционной деятельности как у нас, так и за рубежом. В последнее время во многих странах проводятся масштабные исследования по прикладной психологии, появились десятки международных психологических обществ, выпускающих свои журналы по различным актуальным проблемам мировой психологии, организующих регулярные симпозиумы и международные конгрессы. Такого рода исследования, с одной стороны, отражают потребности современного общества в психологическом анализе реальностей жизни и бытия людей, в поиске путей решения их проблем, с другой стороны, они могут составить базу специальных, научных кросскультурных данных для расширения методологических основ практической психологии. В связи с этим важно отметить, что практическая психология за рубежом, например в США, имеет давние и сложившиеся принципы и традиции, но в силу определенных причин не всегда может быть принята за основу и эталон развивающейся и формирующейся только сейчас в нашей стране практической психологии.

Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, могут быть расхождения в ментальности и особенностях развития, например, детско-родительских отношений: в русских семьях они характеризуются симбиозом детей и родителей, в то время как этим отношениям в американской и европейской культурах присуща некоторая автономия развития. Следует учитывать и то, что, несмотря на высокую техническую обеспеченность и широкие возможности, представители западных школ практической психологии, по их собственному признанию, испытывают значительные трудности в решении многих актуальных проблем [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990]. Достижения, свидетельствующие о преимуществах той или иной теоретической позиции или метода, во многих случаях далеко не бесспорны. Считаем уместным об этом упомянуть в связи с примерами некритичного преувеличения успехов западной психологии и чрезмерного увлечения и калькирования, прямого перенесения опыта работы западных коллег, благо сейчас опубликовано достаточное количество книг и учебников по зарубежной психологии.

Естественно предположить, что при существенных отличиях форм психологического воздействия отличается и подготовка соответствующих специалистов. В нашей стране работа по подготовке практических психологов только начата, нет еще выработанных единых принципов и требований, реализация которых является обязательной для специалистов, работающих в области практической психологии.

Специальная подготовка практических психологов должна быть основана на системном длительном обучении на базе комплексной фундаментальной программы, отвечающем принципам Государственного образовательного стандарта. Выполнение такого социального заказа невозможно осуществить без хорошо организованной научно-методической базы, интегрирующей достижения в самых различных областях прикладной психологии — от возрастно-психологического консультирования и диагностико-коррекционной работы до маркетинга, рекламы и психологии управления персоналом. В настоящее время все эти области практической психологии весьма фрагментарно и дисциплинарно раздробленно представлены в целом потоке книг и брошюр «психологизированного» толка, написанных зачастую психологами-дилетантами, не имеющими ничего общего с достижениями фундаментальной психологии и практики.

Такое положение дел еще острее обнаруживает недостаток учебной и научной литературы по проблемам прикладной психологии, что во многом тормозит организацию подготовки специалистов в области прикладной психологии. Прикладная психология позволяет начинающему психологу приобретать базовые навыки оказания психологической помощи и поддержки, осваивать методы психопрофилактической, психокоррекционной и психотерапевтической работы.

В предлагаемом учебнике представлены интеграция и обобщение обширного эмпирического и прикладного материала, анализ накопленного опыта психологической помощи, теоретических и методических основ ее организации, что в какой-то мере поможет восполнить недостаток учебно-методической литературы в области подготовки практических психологов. Это одна из первых попыток систематического изложения основных организационных принципов, задач и направлений деятельности практического психолога, включая необходимый диагностический и методический инструментарий, а также рекомендации по организации рабочего места — кабинета практического психолога и его оснащения.

Цель подготовки настоящего учебника состояла в том, чтобы разработать организационные основы практической психологии, привлечь внимание начинающих практических психологов к проблематике различных областей и направлений прикладной психологии, очертить предмет, обозначить основные принципы работы и ее специфику применительно к социальному заказу и тенденциям общественно-экономического развития страны. Отсюда некоторые особенности изложения материала: его зачастую обзорный характер, ограниченный набор методического инструментария и психодиагностических методик, представленных в их классическом и адаптированном вариантах с соблюдением норм валидности, надежности, статистической достоверности и условий практического использования психодиагностических процедур.

Статус данного учебного издания для высшей школы предопределил структуру и логику его содержания и построения глав. Оно включает три части, в которых изложены основные разделы прикладной психологии. Первая часть раскрывает организационные основы практической психологии, включая проблемы профессиональной этики, рекламы психологических услуг и квалификационные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке практического психолога. Вторая часть ориентирована на описание основных направлений и методов диагностики в прикладной психологии. При этом в каждой отдельной главе этой части учебника представлены конкретные предметные области практической психологии, обзор существующих методик и более подробное изложение тех из них, которые составляют исходный методический инструментарий начинающего практического психолога. Предлагаемые к применению методики подробно изложены в определенной последовательности: сначала дается краткое описание диагностируемого конструкта, излагаются цели и задачи данных методик исследования, далее приводятся подробные инструкции, условия и процедуры проведения, тексты личностных опросников или тестов, а затем описываются способы подсчета тестовых показателей, ключи и тестовые нормы. В необходимых случаях даются дополнительные пояснения и возможные интерпретации полученных результатов. Среди представленного психодиагностического инструментария — адаптации таких широко известных методик, как тесты Амтхауэра и Витцлака.

Третья часть представляет собой основные организационные принципы, направления и области деятельности практического психолога в сфере психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции. Обосновывается необходимость теоретического и методического обеспечения консультативной и психотерапевтической практики в работе практического психолога. Учитывая, что значительное число применяемых у нас в стране методов и техник коррекционной и психотерапевтической работы заимствовано из арсенала зарубежной психологии, мы полагаем уместным раскрыть их теоретические истоки, анализ которых поможет их наилучшей адаптации к условиям использования в нашей стране.

В словаре даны определения основных современных психологических понятий и терминов, встречающихся в тексте.

Данный учебник предназначен студентам психологических отделений университетов, будущим педагогам, социальным работникам и рассчитан как на аудиторную, осуществляемую под руководством преподавателя, так и на самостоятельную, внеаудиторную работу.

Содержание, структура и логика построения учебного материала позволяют использовать его в качестве основного учебника для студентов колледжей, институтов и университетов, а также как руководство для преподавателей психологических, педагогических и управленческих дисциплин.

Педагогический институт

 

   В 1931 г. в Педагогическом институте была организована самостоятельная кафедра педологии и психологии. Первыми руководителями кафедры были И. В. Страхов и М.Ф. Беляев. Однако в 1936г. положение с психологией в пединституте осложнилось, особенно после смерти М.Ф. Беляева и кафедра психологии объединилась с кафедрой педагогики.

   В 1970 году по инициативе психологов кафедры педагогики был поставлен вопрос о необходимости выделения кафедры психологии в самостоятельное структурное подразделение. Возглавил кафедру – доцент Владимир Григорьевич Асеев, который в 1974 г. защитил докторскую диссертацию.

После назначения В.Г. Асеева проректором по научной работе института (1978 г.) кафедрой заведовали доценты А.И. Епифанцева, Е.Г. Манженко, В.Ф. Сибирякова. В 1988 г. кафедру вновь возглавил В.Г. Асеев, затем его сменил доцент Н.М. Щербакова.

В 1992 г. в Иркутском пединституте открылся факультет психологии, в составе которого были выделены две кафедры.

   Кафедра психодиагностики и экспериментальной психологии была организована в структуре факультета психологии решением Ученого совета Педагогического института в июне 1994 года. Бессменным руководителем кафедры долгие годы (до 2014 г.) являлась доктор психологических наук, профессор Людмила Игнатьевна Ларионова. Она внесла большой вклад в становление и развитие основных направлений работы кафедры. Под ее руководством была сформирована региональная научная школа и создана лаборатория «Психология одаренности», которая является Восточно-Сибирским отделением секции «Психология творчества и одарённости» Российского Психологического Общества. В исследованиях, которые ведутся в рамках этой лаборатории, принимают участие преподаватели, докторанты, аспиранты и студенты. Эта форма работы позволила проводить НИР и НИРС на высоком научном и организационном уровне. Результатом явилось написание курсовых и выпускных квалификационных работ студентами, победа студентов во Всероссийских конкурсах научных работ, получение медалей и дипломов Министерства образования РФ, защита кандидатских и докторских диссертаций. Студенты, участвовавшие работе лаборатории, продолжили обучение в магистратуре и аспирантуре по психологии.

Кафедра и лаборатория «Психология одаренности» каждые два года организует и проводит  Международные конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика», посвященные проблеме одаренности.  В настоящее время кафедра ведет подготовку к проведению 12-й конференции.

С 2005 года кафедра начала осуществлять подготовку магистрантов по направлению 050700 «Педагогика», а с 2011 года — по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психологическое консультирование в образовании»).

В 2009 году факультет психологии был преобразован в Институт психологии и кафедра вошла в состав института.

В 2012 году, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, кафедра была переименована в кафедру психодиагностики и практической психологии.

В 2014 году Институт психологии был реорганизован в факультет прикладной психологии.

В 2016 году кафедры факультета прикладной психологии в целях оптимизации организационной структуры Педагогического института ИГУ вошли в состав Гуманитарно-эстетического факультета (в настоящий момент – Отделение гуманитарного и эстетического образования Педагогического института ИГУ).  

Кафедра имеет тесные научные связи с различными структурами системы образования, академическими институтами (Институт психологии РАН (Москва), Институт психологии РАО (Москва), МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский госуниверситет и др.), взаимодействует с зарубежными партнерами (Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, Национальный университет Узбекистана имени Улугбека, Улан-Баторский университет (МНР), Питсбургский университет (штат Пенсильвания, США и др. ).  

   Преподаватели кафедры регулярно повышают свой профессиональный уровень, занимаются практической деятельностью, что способствует их профессиональному росту и личностному развитию.

В разные годы на кафедре продуктивно работали и внесли свой важный вклад в деятельность кафедры такие преподаватели, как Песков Вадим Павлович, Бандурка Татьяна Никифоровна, Емельянова Елена Владимировна, Лужецкая Анна Михайловна, Кукина Маргарита Владимировна, Злыгоства Ксения Владимировна и др.

       

 Кафедра психодиагностики и практической психологии реализует и участвует в реализации следующих образовательных программ:

Бакалавриат

44.03.02 Психолого-педагогическое образование – профили «Практическая психология развития» (очная форма обучения), «Психология в образовании» (очная и заочная формы обучения), «Психология личности» (очная и заочная формы обучения), «Психология развития личности» (очная и заочная формы обучения).

44.03. 05 Педагогическое образование – профили «Математика – Дополнительное образование», «Технология – Дополнительное образование», «Дошкольное образование – Дополнительное образование», «Начальное образование – Дополнительное образование», «Изобразительное искусство – Дополнительное образование», «Музыка – Дополнительное образование» (очная форма обучения) 

Магистратура

44.04.02 Психолого-педагогическое образование – профиль «Психологическое консультирование в образовании (очная форма обучения).

 Аспирантура

37.06.01 – Психологические науки – профиль «Педагогическая психология».

 

Наши контакты:

Адрес: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9, каб. 7П

тел: 8(3952) 24-37-70

E-mail: [email protected]

Экспериментальной и прикладной психологии

 

 

 

КАФЕДРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра экспериментальной и прикладной психологии создана на факультете психологии 18 октября 2002 года. В период с 2002 по 2006 год кафедру возглавлял кандидат психологических наук, доцент П.Р. Галузо, с 2006 года по настоящее время заведование кафедрой осуществляет кандидат психологических наук, доцент К.В. Карпинский. В настоящее время на кафедре работают 12 штатных преподавателей, из которых 5 имеют ученую степень кандидата психологических наук, 3 – ученое звание доцента. Из числа преподавателей, не имеющих ученой степени и звания, 5 окончили аспирантуру по психологическим и педагогическим специальностям, 3 имеют академическую степень магистра по специальности «Психология». Преподаватели кафедры неоднократно становились победителями и лидерами персональных рейтингов профессорско-преподавательского состава университета. На условиях совместительства для обеспечения учебного процесса на факультете психологии кафедра привлекает высококвалифицированных специалистов – докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов – из ведущих академических и научных центров Республики Беларусь, а также опытных практических работников учреждений здравоохранения, образования, культуры, юстиции. С 2010 г. на кафедре ежегодно реализуется программа «Приглашенный профессор». Техническое сопровождение кафедральной деятельности обеспечивают два лаборанта (первой и второй категории) с высшим психологическим образованием.

Кафедра ведет подготовку специалистов и является выпускающей по специальностям 1-030403 «Практическая психология» и 1-230104 «Психология». С 2003 года кафедрой осуществляется подготовка студентов по специализации Г070112 «Юридическая психология» на базе специальности 1-230104 «Психология». За кафедрой закреплены 44 учебные дисциплины, относящиеся к блокам методолого-теоретической, методической и практической подготовки профессиональных психологов. Профессорско-преподавательским составом кафедры разработаны авторские учебные курсы, отражающие результаты собственных научных исследований и не имеющие аналогов в вузах ближнего и дальнего зарубежья: «Психология жизненного пути личности», «Психология самоотношения», «Психология педагогического стиля», «Пренатальная и перинатальная психология», «Профессионально-психологические пробы» и другие. Большое внимание на кафедре уделяется методическому обеспечению и руководству учебными и производственными практиками студентов 2-6 курсов специальностей 1-230104 «Психология» и 1-030403 «Практическая психология», а также общеуниверситетской педагогической практикой.

Кафедра экспериментальной и прикладной психологии является центром научно-исследовательской и инновационной деятельности факультета психологии ГрГУ им. Я. Купалы. Сотрудники кафедры проводят исследования по новым актуальным направлениям психологической науки, результаты которых в последние годы получили признание не только на республиканском, но и на международном уровне. «Фирменная» проблематика научно-исследовательской работы кафедры представлена психологией жизненного пути личности, психологией субъекта, кризисной психологией, психологией педагогического стиля, психологией профессионального становления личности, этнической психологией, пренатальной и перинатальной психологией. На кафедре осуществляется разработка новых методов психологической диагностики личности («Опросник смысложизненного кризиса», «Опросник профессионального самоотношения», «Субъективная картина профессиональной карьеры», «Стиль осознанной регуляции учебной деятельности» и другие). В период с 2003 по 2012 год сотрудниками кафедры опубликовано 9 научных монографий, более 120 статей в рецензируемых международных и республиканских журналах, более 200 статей в сборниках научных статей, материалов и тезисов конференций. Результаты научных исследований активно внедряются в производственный и учебный процесс, о чем свидетельствует свыше 50 актов о внедрении, в том числе в деятельность органов исполнительной власти, МЧС, прокуратуры, ОВД, медицинских, кредитно-финансовых, страховых организаций, воинских подразделений. Коллективом кафедры инициированы и успешно выполнены 10 фундаментальных, 7 прикладных и 16 научно-методических проектов. В целях стимулирования научной и инновационной деятельности при кафедре постоянно действует научный семинар, по итогам работы которого ежегодно издается сборник научных трудов; ежегодно подводится научный рейтинг среди профессорско-преподавательского состава, победителям которого устанавливаются персональные надбавки из премиального фонда кафедры; используются и иные формы и методы активизации научной работы преподавателей.

Кафедра принимает активное участие в международном сотрудничестве с университетами и научными организациями из России и Польши. В числе наших ближайших партнеров – кафедра общей и социальной психологии Ярославского государственного университета им. К.Д. Ушинского, кафедра психологии Тульского государственного университета, кафедра социальной психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, лаборатория научных основ психотерапии и консультирования Психологического института Российской академии образования, а также целый ряд исследовательских лабораторий Института психологии Российской академии наук и Института психологии Польской академии наук. Наше взаимодействие носит многосторонний характер и охватывает как учебно-методическую работу, так и научно-исследовательскую деятельность. Кафедрой освоены такие формы сотрудничества, как издание совместных (межкафедральных) сборников научных работ, обмен учебно-методической литературой и научной информацией, зарубежные стажировки, обучение сотрудников в зарубежной аспирантуре и докторантуре, совместная организация и проведение международных научных конференций, реализация программы «Приглашенный профессор». О плодотворности этих форм свидетельствуют следующие показатели: только за последний год кафедру посетили 3 приглашенных профессора; изданы 3 сборника научных работ, отражающие результаты совместных исследований; преподавателями кафедры опубликованы 23 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ; выполняется международный научный проект, финансируемый БРФФИ и РГНФ; двое сотрудников повысили научно-педагогическую квалификацию, а еще двое – обучаются в аспирантуре и докторантуре в зарубежных вузах.

В сфере воспитательной и идеологической работы со студентами кафедра активно реализует свою прикладную направленность, ежегодно организуя для студентов тренинги профессионального мастерства и личностного роста, проводя ориентационную и адаптационную работу с первокурсниками. Особое внимание уделяется эстетическому и музыкальному воспитанию студентов, для чего при кафедре открыт вокально-инструментальный кружок под руководством доцента В.А. Кривошеева. С 2007 года действует секция настольного тенниса, в рамках которой устраиваются турниры с участием преподавателей и студентов.    

Помимо непосредственных должностных обязанностей сотрудники кафедры выполняют большой объем общественной работы, являясь членами Совета университета и Совета факультета психологии, членами редакционных коллегий республиканских журналов, университетскими руководителями СНО и педагогической практики студентов, членами методических комиссий университета и факультета. Некоторые сотрудники кафедры востребованы в Гродненском регионе в качестве практических специалистов по вопросам судебно-психологической экспертизы, кадровой работы и психологического консультирования.

 

 

 

 

Гуманитарно-педагогический институт. Кафедра «Теоретическая и прикладная психология»

Гуманитарно-педагогический институт. Кафедра «Теоретическая и прикладная психология»

Кафедра «Теоретической и прикладной психологии»

 

Пожалуй, нет на свете книги более интересной, чем человек! Учиться читать человека – не только невероятно увлекательное, но и очень полезное занятие, позволяющее приобщиться к самому сокровенному – к тайнам человеческой души…

 

Впервые психологию как науку в Тольятти начали преподавать в 1988 году, когда в ТФ СГПУ появилась кафедра педагогики и психологии (заведующий – д.мед.н., проф. В.Е. Якунин), в 1999 году в был открыт факультет психологии. В 2002 году в связи с образованием ТГУ на факультете были образованы две кафедры: общей психологии и возрастной и прикладной психологии (в 2007 году переименована в кафедру психологии личности). В 2008 году объединением двух кафедр образована единая кафедра теоретической и прикладной психологии под руководством С.И. Кудинова. В настоящее время работой кафедры руководит к.псх.н. Елена Анатольевна Денисова.

 При кафедре создана Лаборатория практической психологии, которая оснащена специализированными тестами, методическим материалом по тренингам, аудио- и видеоматериалами по психологии личности, семейной диагностике, психокоррекции, электронными учебниками, видео-аппаратурой, имеется более 30 образцов стенограмм по психологическому консультированию, а также программное обеспечение для обработки тестов по психологической диагностике, видеолекции ведущих российских психологов по многим изучаемым студентами предметам. В лаборатории собрана обширная библиотека периодических изданий по психологии с 1998 года, которые используются студентами при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, выполнении лабораторных работ.

 В кабинете психологической консультации созданы условия для отработки навыков оказания психологической помощи людям в рамках консультативной деятельности, что дает студентам возможность отработать необходимые техники ведения беседы, получить обратную связь.

 Активные методы обучения студенты осваивают в двух тренинговых залах, оснащенных видео- и аудиоаппаратурой, современными креслами и ковровым покрытием, зеркалом Гезелла. Здесь созданы специальные условия для занятий, предполагающих свободное размещение обучающихся, возможность модернизации пространства, практически полную изоляцию от внешнего мира.

 Обучение по данному направлению можно охарактеризовать как практико-ориентированное, основанное на активных формах. В аудиторной работе со студентами применяются ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций, тренинг, дискуссия и другие современные методы. Многие студенты получают опыт в ходе учебных практик, проводя тренинги в университете, занимаясь профориентацией в школах, пробуя себя в качестве консультантов. Выбор многих тем дипломных работ осуществляется по запросу работодателей, в соответствии с актуальными проблемами, существующими на предприятиях.

При участии кафедры теоретической и прикладной психологии регулярно организуются всероссийские и региональные научно-практические конференции по актуальным вопросам психологии, в которых принимают участие ведущие практикующие психологи, научные сотрудники, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, психологи школ, дошкольных учреждений, психологических центров, лабораторий.

Кафедра ведет совместную научно-исследовательскую работу с ведущими специалистами других вузов (РУДН, МГУ и другие). За время преподавания психологии в Тольятти студентам читали лекции представители московских университетов и академий – академик, д.псх.н. В.П.Зинченко, д.псх.н. Л.Ф.Обухова, д.псх.н., проф. А.Г.Асмолов, к.псх.н. О.В.Карабанова , к.псх.н В.Г.Лидерс; проф., д.псх.н. В.Н.Знаков, д.псх.н., проф. Л.М.Митина; преподаватели вузов Санкт-Петербурга – проф., д.псх.н. В.А.Якунин, проф., д.псх.н. Л.М.Свенцицкий, д.псх.н. В.Г.Ананьев; а также представители университетов Ростова – проф., д.псх.н. В.А.Шкуратов, д.псх.н. В.И.Лабунская и Казани — проф., д.псх.н. И.М.Юсупов, проф., д.псх.н. А.О.Прохоров; преподаватели самарских вузов – проф., д.псх.н. Г.В.Акопов, проф., д.пед.н. В.М.Минияров, проф., д.филос.н. А.А.Шестаков, доц., к.псх.н. Б.Г.Яньшин, доц., к.псх.н. Л.М.Савицкая

В научной и практической работе кафедра теоретической и прикладной психологии  тесно сотрудничает со школами и детскими садами, ассоциацией психотерапевтов и психологов Тольятти, с психологическими центрами. Преподаватели кафедры являются членами Российского психологического общества. Рабочие места для студентов-практикантов предоставляют учреждения образования и социальной сферы. В качестве преподавателей привлекаются специалисты психологических служб и руководители психологических центров. Сотрудники кафедры выполняют научно-исследовательскую работу по договорам с  предприятиями города.

 Ряд сотрудников кафедры наряду с преподавательской деятельностью ведет практическую работу (психологическое консультирование, проведение семинаров и тренингов, психологическое сопровождение работы с персоналом, работа психологом в школе), получая ценный опыт и применяя его в работе со студентами.

Прикладные и Практические — В чем разница?

В качестве прилагательных разница между

примененным и практическим состоит в том, что применено применяется на практике, в то время как практическое основано на практике или действии, а не на теории или гипотезе.

В качестве глагола

применяется (применяется ).

Как существительное

практический — это (британский), часть экзамена или серии экзаменов, на которых кандидат должен продемонстрировать свои практические способности.

Другие сравнения: в чем разница?

Английский

Прилагательное

()
  • введено в эксплуатацию
  • отрасли науки, обслуживающей другую отрасль науки или техники
  • Антонимы
    * ( обслуживает другую ветку ): чистый

    Производные термины
    ( Производные термины ) * прикладная анатомия * прикладная антропология * прикладное искусство * прикладная химия * прикладные вычисления * прикладная экология * прикладная инженерия * прикладная этика * прикладная кинезиология * Прикладная лингвистика * Прикладная математика * Прикладная физика * прикладная вероятность * прикладная психология * Прикладная наука * прикладная социология * прикладная статистика

    Глагол

    ( голова )
  • ( применить )
  • Английский

    Существительное

    ( ru имя существительное )
  • (британский) Часть экзамена или серии экзаменов, на которых кандидат должен продемонстрировать свои практические способности
  • Прилагательное

    ( прилагательное )
  • Основано на практике или действии, а не на теории или гипотезе
  • Джек не получил диплом инженера, но имеет практических знаний по металлообработке.
  • Быть эффективным и применимым в реальной ситуации; возможность ввода в эксплуатацию
  • Знания Джека имеют практическое преимущество , давая нам полезные прототипы деталей.
  • Лицо, имеющее практические навыки или знания
  • В общем, Джек очень практичный глава

    Антонимы
    * ( на основе практики или действия ) теоретический * ( скорее всего эффективен и применим к реальной ситуации ) непрактично * ( человек ) нецелесообразно

    Производные термины
    * практичность * практически

    Связанные термины
    * практически осуществимо * упражняться * упражняться * практикующий

    Внешние ссылки
    * *

    Практическое руководство: разум человека: Белл, Джонни: 9781519778673: Amazon.com: Книги

    Прикладная психология: Практическое руководство для человеческого разума, пошаговые советы по пониманию психологии

    Что говорят люди:

    Это удивительно увлекательная книга. Хорошо написано, доступно для понимания и хорошо проработано. Прикладная психология: практическое руководство для человеческого разума, пошаговые советы по пониманию психологии (позитивная психология) Джонни Белла дает вам отличный обзор психологии и работы разума.Поразительно, как автор разбивает сложные теории на простые для понимания объяснения. Это одна из тех книг, которую должен прочитать каждый. Рекомендуется 5 звезд. Билл Нельсон

    Сегмент «Практические советы» был вдохновляющим и был полон замечательных указателей, которые мы все можем использовать для улучшения своей жизни, применяя основные психологические принципы. By krissyl

    Раскройте свой внутренний потенциал, применяя различные теории и концепции психологии.

    Прикладная психология Джонни Белла: Практическое руководство по человеческому разуму. Пошаговые советы по пониманию психологии просветят вас. Комплексные исследования психологии были усовершенствованы, чтобы сделать их применимыми к повседневной жизни. Если вы хотите побороть тревогу или просто стать уверенным в себе, психология поможет вам на этом пути.

    Ученые потратили десятилетия на раскрытие самой большой загадки человечества — нашего разума. Понимание того, как работает наш разум, прольет свет на идеи, которые мы никогда не считали возможными.Эта электронная книга состоит из шести глав, в каждой из которых обсуждаются различные области психологии и то, как ее можно использовать в жизни.

    Если вы хотите избавиться от фобий или каких-либо психологических расстройств, вам может помочь когнитивно-поведенческая терапия. Мотивация и преодоление бабочек обсуждаются в двух областях психологии:

    Нейролингвистическое программирование и спортивная психология. Концепция дуализма, в которой разум и тело являются отдельными сущностями, объясняется в области биопсихологии.Взаимодействие с другими людьми из других рас рассматривается через призму социальной и культурной психологии. В последней главе мы обсудим, как эволюция повлияла на аспекты человеческого мышления и развития.

    Эта книга является одной из самых всеобъемлющих на рынке, поскольку в ней обсуждаются глубокие абстрактные психологические теории, понятные даже неспециалисту.

    Amazon.com: Прикладная психология: Практическое руководство по психологии: Приложения и исследования: прикладная психология в управлении человеческими ресурсами, прикладная психология в человеческом eBook: Bell, Jonny: Kindle Store

    Прикладная психология: наука для улучшения функций человека и общества


    Психология пытается поставить вам диагноз, понять внутреннюю работу вашего разума и почему вы действуете именно так.Однако прикладная психология принимает этот диагноз человечества и использует его для улучшения общества. Вместо того, чтобы держать свои психологические исследования при себе, они подпитывают будущее следующими способами:
  • Обеспечение равных оснований в системе правосудия и суда

  • Работа над улучшением образования и рабочих условий

  • Стремление к лучшим упражнениям и спортивным выступлениям
  • Применяется Психология: наука для улучшения функций человека и общества предоставляет реальные примеры того, как прикладная психология каждый день создает для вас лучшую среду.Поблагодарите прикладного психолога за более удобные транспортные средства и приборы, за лучшее понимание свидетельских показаний и за индивидуальное обучение в области специального образования.

    Психология в действии


    Изучите методы прикладной психологии, чтобы улучшить свои собственные результаты как в спорте, так и в регулярных физических упражнениях; запечатлеть умственные уловки, которые применяют психологи-прикладники в спорте после длительных психологических исследований. Разберитесь в невероятной истории эволюции мозга человечества, продолжавшейся миллион лет, и в том, как эта эволюция подтолкнула вас к текущим функциям мозга.

    — Почему мы боимся пауков, а не отдыхающего дробовика?
    — Почему по своей природе боятся общения с незнакомцами?
    — Почему Бэйб Рут была так хороша в бейсболе?

    Все эти и многие другие ответы находятся в области прикладной психологии. Откройте свой разум и поймите великую область психологии, работающую над улучшением вашего внешнего общества и вашей большей жизни.

    В чем разница между прикладной и экспериментальной психологией?

    Обзор

    Психология — обширная область изучения с множеством направлений и специальностей, но вам будет трудно найти две отрасли психологии, более отличающиеся от прикладной психологии и экспериментальной психологии.И все же, как ни странно, они зависят друг от друга, поэтому они скорее дополняющие противоположности, чем антагонисты.

    Экспериментальная психология содержит очень мало прикладной психологии, потому что большинство экспериментальных психологов проводят практически все свое время, проводя исследовательские эксперименты, а не применяя исследования в реальных жизненных ситуациях.

    Прикладная психология

    Прикладная психология применяет теории и принципы психологии к практическому и осязаемому использованию в повседневном мире.С другой стороны, теоретическая или экспериментальная психология занимается главным образом развитием идей, теорий и принципов, оставляя практическое применение этих теорий прикладным психологам.

    Прикладная психология на самом деле не является отдельной отраслью психологии, потому что почти каждая отрасль психологии имеет практические приложения, которые приносят немедленные ощутимые выгоды. Но некоторые отрасли тратят большую часть своего времени и ресурсов на исследования и теоретические размышления, поэтому они не считаются отраслями прикладной психологии.

    Вот некоторые из общих направлений, в которых психологи уделяют особое внимание прикладной психологии:

    Психологи-консультанты проводят большую часть своего времени, консультируя своих пациентов, предлагая пациентам ощутимые преимущества улучшения психического здоровья. Да, консультанты должны быть в курсе результатов последних психологических исследований, чтобы они могли применять эти результаты на своих терапевтических сессиях, но консультанты, как правило, сами мало или вообще не проводят эти исследования.Большинство психологов-консультантов занимаются частной практикой на себя, поэтому они никому не обязаны, кроме своих клиентов.

    Клинические психологи также проводят много времени с пациентами, но большинство из них работают в больнице, университете или частном учреждении, а это означает, что многие из них также преподают или проводят исследования неполный рабочий день, поэтому клинические психологи этого не делают. t так же погружен в прикладную психологию, как психолог-консультант.

    Промышленные и организационные психологи применяют психологию на рабочем месте, тем самым улучшая здоровье, производительность, эффективность и моральный дух работников и улучшая прибыль работодателей.Психология гигиены труда, относительно новая область, похожа по своему применению.

    Школьные психологи применяют принципы психологии в образовательной системе, помогая детям адаптироваться к требованиям, давлению и конфликтам в школах, а также помогая детям с нарушениями обучаемости.

    Спортивные психологи помогают спортсменам максимально раскрыть свои способности, помогая им преодолевать стрессы, нагрузки и ожидания, царящие в профессиональном спорте.

    Экспериментальная психология

    Экспериментальные психологи изучают поведение и разум, проводят научные эксперименты и исследования как на людях, так и на животных.Они изучают множество тем, таких как память, познание, ощущения, восприятие, мотивация, обучение, эмоции, процессы развития, эффекты злоупотребления психоактивными веществами и генетические факторы, влияющие на поведение.

    Большинство психологов-экспериментаторов работают в колледжах, университетах, государственных исследовательских учреждениях или частных исследовательских учреждениях. Многие из тех, кто работает в колледжах или университетах, делят свое время между преподаванием и исследованиями.

    Дополнительная литература : Как стать экспериментальным психологом

    В то время как все отрасли психологии проводят по крайней мере некоторые исследования, экспериментальная психология является почти исключительно областью исследований, а исследования, проводимые психологами, обычно являются более абстрактными, теоретическими и экспериментальными, чем в других областях психологии. другие области психологии.Исследователи обычно могут играть в более творческие направления исследований, чем в других областях, которые с большей вероятностью дадут мало или не дадут никаких конкретных результатов, но также с большей вероятностью дадут революционные результаты.

    Экспериментальная психология взаимозависима с упомянутыми выше областями прикладной психологии, а также с другими прикладными науками из других областей. Экспериментальная психология снабжает прикладные науки необработанными данными и теориями, которые им требуются, а прикладные науки, в свою очередь, косвенно подпитывают (в основном через государственные гранты) экспериментальную психологию финансированием, необходимым для их исследований.

    Поэтому экспериментальным психологам необходимо убедиться, что результаты хотя бы некоторых из их исследований могут в конечном итоге привести к практической ценности, иначе их финансирование в конечном итоге иссякнет. Следовательно, исследователи должны быть в курсе потребностей прикладных наук и адаптировать свои исследования к этим потребностям.

    Специализированные области экспериментальной психологии

    Не все экспериментальные психологи имеют ученую степень в области экспериментальной психологии. Некоторые из них имеют ученую степень по другой специальности и исследуют почти исключительно эту специальность.

    Некоторые специализированные области психологии проводят много исследований и поэтому хорошо подходят для экспериментальных психологов, которые хотят специализироваться. Следующие три области специализации в основном связаны с исследованиями и могут считаться специальными областями экспериментальной психологии:

    Психология развития — это изучение человеческого развития, в первую очередь от рождения до 21 года. Психологи, занимающиеся развитием, занимаются ростом и развитием различных аспектов разума, тела и эмоций, включая речь, моторику, моральное понимание, решение проблем, формирование личности, социальную адаптацию, приобретение знаний и т. Д.

    Когнитивная психология — это исследование мыслительных процессов, влияющих на поведение, таких как память, восприятие, решение проблем, принятие решений, творчество, мышление, использование языка и т. Д. Основное внимание здесь уделяется пониманию того, как люди приобретают, обрабатывают и хранить информацию.

    Социальная психология — это исследование того, как социальные ситуации и условия влияют на чувства, мысли и поведение людей. Социальные психологи изучают, как внешние факторы, такие как убеждение, пропаганда, давление со стороны сверстников, телевидение, реклама, межличностное влечение и соответствие, влияют на наши мнения, отношения и поведение.

    Дополнительная литература

    Практическое руководство по человеческому разуму, пошаговые советы по пониманию психологии Джонни Белла

    Прикладная психология: практическое руководство по человеческому разуму, пошаговые советы по пониманию психологии

    Что говорят люди:
    Это удивительно увлекательная книга. Хорошо написано, доступно для понимания и хорошо проработано. Прикладная психология: Практическое руководство для человеческого разума, пошаговые советы по пониманию психологии (Positive Psychol

    Прикладная психология: практическое руководство для человеческого разума, пошаговые советы по пониманию психологии

    Что такое люди) говоря:
    Это удивительно увлекательная книга.Хорошо написано, доступно для понимания и хорошо проработано. Прикладная психология: практическое руководство для человеческого разума, пошаговые советы по пониманию психологии (позитивная психология) Джонни Белла дает вам отличный обзор психологии и работы разума. Поразительно, как автор разбивает сложные теории на простые для понимания объяснения. Это одна из тех книг, которую должен прочитать каждый. Рекомендуемый 5-звездочный Билл Нельсон

    Сегмент «Практические советы» был вдохновляющим и был полон замечательных указателей, которые мы все можем использовать для улучшения своей жизни — применяя основные психологические принципы. By krissyl

    Раскройте свой внутренний потенциал, применяя различные теории и концепции психологии.

    Джонни Белл «Прикладная психология: практическое руководство к человеческому разуму». Пошаговый совет к пониманию психологии просветит вас. Комплексные исследования психологии были усовершенствованы, чтобы сделать их применимыми к повседневной жизни. Если вы хотите побороть тревогу или просто стать уверенным в себе, психология поможет вам на этом пути.

    Ученые потратили десятилетия на раскрытие самой большой загадки человечества — нашего разума. Понимание того, как работает наш разум, прольет свет на идеи, которые мы никогда не считали возможными. Эта электронная книга состоит из шести глав, в каждой из которых обсуждаются различные области психологии и то, как ее можно использовать в жизни.

    Если вы хотите избавиться от фобий или каких-либо психологических расстройств, вам может помочь когнитивно-поведенческая терапия. Мотивация и преодоление бабочек обсуждаются в двух областях психологии:

    Нейролингвистическое программирование и Психология спорта.Концепция дуализма, в которой разум и тело являются отдельными сущностями, объясняется в области биопсихологии. Взаимодействие с другими людьми из других рас рассматривается через призму социальной и культурной психологии. В последней главе мы обсудим, как эволюция повлияла на аспекты человеческого мышления и развития.

    Эта книга является одной из самых всеобъемлющих на рынке, поскольку в ней обсуждаются глубокие абстрактные психологические теории, понятные даже неспециалисту.

    Прикладная психология | Руководство по психологии

    Психология изучает способ мышления и поведения людей, понимая основные факторы человеческого взаимодействия. Таким образом, психология — очень широкая область со многими специальностями. Прикладная психология — одна из самых практичных специальностей. В прикладной психологии психологические теории используются для решения проблем в реальном мире. По сути, прикладная психология берет теорию и применяет ее на благо человечества.

    Хотя прикладная психология — обширная область, все такие профессионалы будут сосредоточены на практических приложениях. Прикладные психологи должны стремиться к решению проблем. Для этого они должны сначала уметь определять проблемы с помощью психологических теорий. После выявления проблем в поведении или мышлении прикладной психолог должен найти работоспособные решения. Эти решения могут основываться на любом количестве психологических или научных методов. В некоторых случаях прикладные психологи могут научить людей изменять свое мышление или поведение.В других случаях они могут создавать системы или политики для достижения положительных результатов. Поэтому прикладные психологи часто оказывают постоянную помощь людям, но они также могут создавать профилактические программы, чтобы помочь большим группам достичь успеха в более широком масштабе.

    Прикладная психология имеет множество приложений, поэтому существует так много вариантов карьеры, которые следует учитывать. Некоторые прикладные психологи могут работать клиническими психологами или профессиональными консультантами. Они также могут работать в психиатрических учреждениях или в других медицинских учреждениях.На этих позициях прикладные психологи часто работают с пациентами один на один. Однако прикладные психологи также могут найти работу в сфере бизнеса или образования. В таких условиях прикладные психологи часто работают над созданием политики или структурированием рабочей среды. Они могут даже помочь с дизайном продукта или маркетингом, используя психологические принципы, чтобы максимизировать эффективность продукта или рекламной кампании. Другие возможные профессии включают судебную психологию, спортивную психологию, организационную психологию и многое другое.

    Психология — популярная специальность бакалавриата, и многие программы курсов психологии включают занятия по прикладной психологии. Некоторые школы могут позволить студентам бакалавриата получить специализацию в области прикладной психологии. Однако многие студенты, проявляющие большой интерес к прикладной психологии, продолжают работу в аспирантуре. Варианты углубленного обучения варьируются от школы к школе, но стоит отметить, что людям, желающим продолжить карьеру в клинических условиях, часто требуется докторская степень, чтобы получить квалификацию.Эти типы ученых степеней включают не только обширное исследование, но также могут включать исследования, клиническую практику и опубликованные работы. Степень прикладной психологии также может быть получена вместе с другими специальностями по психологии, что позволяет студентам дополнительно настраивать свою курсовую работу для будущего карьерного успеха.

    Когда вы думаете о получении степени в области прикладной психологии, вам следует подумать о своих карьерных целях перед подачей заявления. Вы должны убедиться, что ваше образование соответствует вашим карьерным планам.Какой бы вариант карьеры вы ни выбрали, диплом по прикладной психологии может стать отличным способом добиться этого.

    Изучите прикладную психологию и ее отличие от клинической психологии

    Что такое прикладная психология и клиническая психология?

    Американская психологическая ассоциация (APA) определяет психологию как «научное изучение поведения людей и их психических процессов». Другими словами, это изучение того, как работает мозг людей, что позволяет нам лучше понять процессы, лежащие в основе их поведения.Прикладная психология и клиническая психология — это две области изучения психологии, которые предлагаются в Университете Святого Лео.
    После того, как вы получите степень психолога в Университете Святого Лео, вы действительно сможете выбрать несколько разных карьерных маршрутов. Вы можете выбрать карьеру в области прикладной психологии, или вы можете выбрать путь клинической психологии. Итак, каковы здесь основные отличия?

    Прикладная психология против клинической психологии

    Что такое прикладная психология? Прикладная психология предполагает использование известных психологических теорий и принципов для решения проблем, возникающих в других областях или областях.Например, если на предприятии наблюдается высокая текучесть кадров, они могут попросить человека, обученного прикладной психологии, помочь ему выяснить, почему они борются с удержанием сотрудников. Или, если тренеру трудно общаться со спортсменом, который более чем способен выступать, но «встает на своем пути», может быть привлечен кто-то, имеющий опыт прикладной психологии, чтобы помочь спортсмену преодолеть его или ее умственные препятствия. , улучшая производительность на поле или корте.

    С другой стороны, клиническая психология — это то, о чем думает большинство людей, когда они думают о ком-то, работающем в области психологии.Это потому, что этот тип психологии предполагает индивидуальную работу с отдельными людьми или семьями, чтобы помочь им достичь более высокого уровня психического здоровья. Это терапевт, консультант, психолог или психиатр, который работает напрямую с человеком или семейной единицей, чтобы выяснить, что может происходить в душе, и подготовить план лечения, который поможет им исправить проблемы с депрессией, тревогой, шизофренией, биполярным расстройством, и любые другие признанные психические расстройства, чтобы они могли жить более счастливой и приносящей удовлетворение жизнью.

    Карьера в прикладной психологии

    Как мы уже обсуждали, прикладная психология требует использования того, что мы знаем о человеческом поведении и процессах мозга, чтобы помочь другим профессиональным областям достичь более высоких результатов и / или достичь своих целей. Таким образом, данный вид психологии включает в себя карьеры:

    • Промышленная организационная психология — Помогите компаниям преодолеть проблемы управления и сотрудников, проблемы потребителей, проблемы найма и удержания, связанные со стрессом на работе, проблемы удовлетворенности работой и многое другое.
    • Судебная психология — Судебная психология включает анализ лиц, вовлеченных в правовую систему. Он часто включает в себя оценку мест совершения преступления и улик, чтобы правоохранительные органы лучше понимали, почему кто-то совершил конкретное преступление или даже кто его совершил, давая им представление о том, на чем следует сосредоточить свои усилия при отслеживании потенциальных клиентов. Эта информация также может помочь в суде при попытке объяснить судье или присяжным, почему обвиняемый, вероятно, совершил преступление.
    • Психология спорта — Этот тип психологии направлен на то, чтобы помочь спортсменам достичь более высоких уровней результативности во время занятий спортом или любой другой физической активности. Они часто делают это с помощью умственных упражнений, предназначенных для того, чтобы эти люди оказались «в зоне», чтобы они стали лучшими спортсменами, какими могут быть физически.
    • Инженерная психология — Эта форма прикладной психологии, как следует из названия, представляет собой смесь инженерии и психологии. Очень хорошо объясняет это, заявляя, что «инженерная психология — это прикладная область, которая фокусируется на улучшении и адаптации технологий, оборудования и рабочей среды для улучшения поведения и возможностей человека.”
    • Психология образования — Если вы работаете в сфере педагогической психологии, вы будете проводить свои дни, помогая студентам достичь более высоких результатов. Эту форму психологии можно использовать для учащихся всех возрастов, а также в различных ситуациях, например, когда учащийся одарен или у него диагностирована неспособность к обучению.

    Варианты карьеры в области клинической психологии

    Поскольку клиническая психология больше связана с непосредственной работой с людьми с проблемами психического здоровья, профессионалы, работающие в этой области, часто оказываются в совершенно иных условиях, чем те, которые работают в прикладной психологии.Двумя наиболее распространенными настройками являются:

    • Частная практика — Человек, занимающийся частной психологической практикой, принимает пациентов в своем кабинете. В зависимости от области вашей специальности вы можете работать со взрослыми или детьми, и вы можете работать только с отдельными лицами, парами или семьями. Лица, занимающиеся частной практикой, также обычно специализируются в определенных областях психического здоровья, например, работают в первую очередь с пациентами, пострадавшими от сексуального насилия, с теми, кто борется с тревогой или депрессией, или с парами, имеющими семейные проблемы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.