О системном мышлении / Habr
Это первый пост из серии про системное мышление и системную инженерию, в которой я постараюсь простым языком описать эти крутые штуки и объяснить зачем они нужны.Системное мышление — это практический подход к восприятию мира, который значительно ускоряет способности анализировать, принимать решения и учиться. Практический потому, что сформирован практикой, а не вырос из абстрактных математических теорий.
Если вам знакома аббревиатура ТРИЗ, то я бы сказал, что методы ТРИЗ — это набор частных случаев применения системного мышления в физическом производстве.
Системы
Система — это абстрактное понятие, позволяющее нам структурировать окружающий мир в удобном для анализа виде.
Система — это совокупность связанных между собой
Связанных — в смысле хоть как-то влияющих друг на друга: передающих информацию, скреплённых сваркой, дёргающих друг дружку за верёвочки, etc.
Важно понимать: только человек решает что назвать системой, природа не различает систем. По сути, любой набор любых сущностей можно обозвать системой, но это недейственный метод. Система должна быть концептуально целостной, только тогда её использование будет полезным.
С точки зрения математикиЕсли представить граф, вершинами которого будут все сущности в анализируемой нами области, а рёбрами — связи между ними, то хорошими кандидатами в системы станут кластера сильно связанных вершин.Выглядеть это может примерно вот так.
Любая система может состоять из подсистем и быть частью одной или нескольких метасистем.
- двигатель — система из клапанов и прочих деталей;
- автомобиль — система из различны устройств, одним из которых является двигатель;
- автомобильная дорога — система из инженерных сооружений, транспортных средств и пешеходов;
- автобусная остановка — система, являющаяся частью метасистем «автомобильная дорога» и «жилой квартал».
Итак, системное мышление — это умение выделять системы, переключаться между ними и анализировать их.
Системное мышление
Понятие системы выглядит не сложным и думать в таком стиле вряд ли адский труд, но зачем?
Системное мышление — это порождение практики. Как оказалось, многие свойства систем слабо зависят от области в которой их выделяют (физика, педагогика, логистика, etc.), но сильно — от топологии системы — структуры и видов связей между её компонентами. Оказывается, мир не такой разнообразный, каким кажется, достаточно правильно абстрагироваться.
Характерными общими свойствами систем можно назвать, например: жизненный цикл, обратную связь и ортогональность. Эти концепции неплохо живут и без отсылок к системной инженерии, но именно она даёт удобный способ распространить их на окружающий мир.
Поэтому, как только мы начинаем мыслить системно, то получаем ряд важных преимуществ.
Возможность обобщать и распространять свой опыт, полученный в одной области, на окружающий мир.
Допустим, вы всю жизнь проработали со станками и прочими механизмами и наверняка знаете много хитрых закономерностей и особенностей их функционирования. Будьте уверены, существенная часть этих закономерностей может быть перенесена на другие системы, например, информационные или, чего уж там, человеческие.
Главное правильно заменить в этих закономерностях детали и связи между ними, на человечков и связи между ними (такая вот тавтология). Сделать это напрямую сложно, однако системный подход даёт нам общий язык представления подобных знаний в виде систем. Поэтому, если мы научимся смотреть на нашу работу со станками и с людьми как на работу с системами, то многие наши знания естественным образом можно будет применять сразу к этим двум областям (а заодно и к остальным).
Универсальный «инструментарий» для анализа, прогнозирования и разработки новых систем.
Инженерами выявлено множество свойств, характерных для всех систем, так и для их групп. Используя эти свойства в своей работе можно не только значительно упростить и ускорить решение задач, но и получить общий язык для общения с коллегами, в том числе, из других областей деятельности.
Для IT-шников это особенно полезно, поскольку сегодня разрабатываешь банковское ПО, завтра медицинское, а послезавтра мобильную игрушку, CMS или любую другую загадочную вещь. Вникать заново в каждую область нет времени, к счастью, это и не требуется — достаточно мыслить системно. Однако это не избавляет от необходимости изучать базовые принципы соответствующей области, поскольку именно они позволяют выбирать правильные абстракции.
Что дальше…
Если вас заинтересовали системное мышление и системная инженерия, рекомендую прочитать книгу: «Путешествие по системному ландшафту» Гарольда Лоусона — это хороший учебник для тех, кто начинает знакомиться с системной инженерией.
Также в комментариях принимаю предложения по темам новых статей. Конечно, если они вам интересны 🙂
Системное мышление: что такое, развитие, уровни
Мир, в котором мы живем, представляет собой сложную систему. Система – это совокупность организованных, упорядоченных элементов, связанных между собой и направленных на достижение единой цели. Для гармоничного существования в этом мире человек должен обладать системным мышлением (СМ). Разберемся, что такое системное мышление и как его развить?
Понятие системного мышления
Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Каждый материальный объект, предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее представляет собой определенную систему. Элементы каждой системы упорядочены и связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении. Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми признаками системы.
Обычное, бытовое мышление не всегда может отразить все тонкости организации той или иной системы. Логическое мышление помогает разделить любую систему на составные элементы, выявить и проанализировать их свойства и характеристики, а затем, основываясь на выявленных связях, соединить их в единое целое. Однако этот процесс не позволяет учесть все факторы и закономерности, поэтому многие из них остаются за кадром. Таким образом, человек сознательно упрощает рассматриваемую систему.
Любая система не является просто совокупностью отдельных элементов, а выступает в качестве целостного и неделимого образования. Система обеспечивает своим отдельным частям многовариантное взаимодействие друг с другом. Функционирование системы в большей мере зависит не от самих элементов, а от образа их взаимодействия. Эти взаимодействия не всегда являются очевидными. Они нередко скрыты, противоречивы и даже парадоксальны. Задача СМ состоит в том, чтобы научиться видеть и учитывать все эти взаимодействия.
Свойства системного мышления
Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на вещи и характеризуются следующими качествами:
- Человек, обладающий развитым СМ, понимает целостность и умеет видеть множественные связи и закономерности.
- Он осознает необходимость упрощения и искажения модели мира с целью лучшего ее понимания.
- Он может видеть реальность под разными углами, в разных плоскостях и ракурсах, фокусироваться на системе в целом и на ее отдельных элементах.
- Такой человек не связан жесткими стереотипами мышления и может с легкостью менять свои убеждения.
- Он умеет создавать собственные ментальные модели реальности, помогающие ему видеть причинно-следственные связи.
- Человек с СМ обладает способностью видеть обратные связи между объектами и явлениями.
Люди, обладающие этим типом мышления, могут неплохо реализовать себя в менеджменте, науке, творчестве и других областях.
Как работает системное мышление?
Системное мышление помогает увидеть процесс развития реальности. Любая система предполагает существование во времени – в настоящем, прошлом и будущем, поэтому такой тип мышления дает возможность проследить развитие того или иного объекта.
Противоположностью СМ является предметное мышление. Оно предполагает рассматривание каждого объекта в отдельности без учета связей, существующих между ними. В качестве иллюстрации к такому типу мышления хорошо подходит известная притча про трех слепых и слона.
Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал бивень и решил, что он похож на палку. Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Таким образом, они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно.
Причиной этого стало то, что они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей.
Автор многих, получивших известность во всем мире книг по нейролингвистическому программированию Джозеф О’Коннор написал превосходную книгу: «Искусство системного мышления». В ней он описывает особенности этого типа мышления и дает немало полезных рекомендаций по его развитию.
Польза системного подхода
Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?
- Помогает лучше понять устройство мира и уменьшить количество совершаемых ошибок.
- Способствует грамотному построению целей и нахождению методов их достижения.
- Учит понимать устройство любой системы и эффективно управлять этими системами, например, организовывать работу других людей.
- Помогает в создании новых систем (технических, организационных и пр.).
- Позволяет в разы увеличить качество принимаемых решений и снизить затраты времени и сил на их поиск.
- Учит объединять знания из разных научных теорий.
- Дает возможность видеть объект сразу со всех сторон и объективно оценивать его. Человека, обладающего этим качеством, трудно ввести в заблуждение.
- Позволяет правильно анализировать события, излагаемые в СМИ, зачастую искажающих информацию в своих целях.
- Дает возможность прогнозировать события.
Как развить системное мышление?
К сожалению, природа не наделила человека СМ с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Существует несколько методов, позволяющих сделать это.
- Наблюдение за успешными системами. Для того чтобы понять, как функционирует та или иная система, необходимо изучить ее свойства. Изучение происходит в процессе наблюдения за системой. Наблюдение за успешными системами позволяет исследовать их работу и взаимосвязь между ее отдельными элементами, протекание различных процессов, происходящих внутри системы, и их последствия. Это дает возможность изучить, как работает система, а затем применить полученные знания на практике для решения различных проблем.
- Расширение круга своих интересов. Чем больше человек расширяет свой кругозор, тем больше развивается его способность мыслить системно и слаженно.
- Избавление от стереотипов. Стереотипы формируются под влиянием жизненного опыта. Они существенно облегчают жизнь, помогая решать простые, типичные проблемы. Но при возникновении нестандартной ситуации стереотипы не только не помогают, а, наоборот, мешают найти решение. Поэтому умение избавляться от стереотипов – важное условие для развития системного мышления.
- Создание ситуаций неопределенности. Для тренировки системного мышления полезно придумывать ситуации неопределенности и находить для них способы решения. Поскольку даже в реальных ситуациях не бывает стопроцентной определенности и обстоятельства в любой момент могут измениться, этот навык сможет пригодиться в жизни.
- Решение творческих задач. Этот метод можно назвать самым эффективным. Существует немало творческих задач и головоломок, помогающих развить творческое и системное мышление. Существует масса специальной литературы, в которой не только приводятся примеры подобных задач, но и описываются возможные способы их решения.
Развивать системное и системно-векторное мышление весьма полезно. Это увлекательный процесс, который позволяет расширить границы восприятия реальности и научиться решать различные производственные, исследовательские и жизненные задачи.
Предлагаем заказать! Реферат онлайн недорого по низким ценам купить у нас. Обращайтесь.что это такое и как развить? Особенности системности, глобальное системное мышление и решение проблем
Каждый человек ежедневно сталкивается со множеством проблем, требующих быстрого и эффективного решения. Справиться с задачами любой сложности и при этом избежать множества ошибок помогает сформированное системное мышление.
Что это такое?
Само понятие появилось во второй половине ХХ века. К этому времени мир сильно усложнился, и применения логического мышления стало недостаточно для эффективного выполнения многогранных задач, поставленных перед человечеством современной многомерной действительностью. Появилась необходимость в задействовании более сложного типа мыслительного процесса. Системное мышление
Человеческий мозг способен воспринимать любой предмет как часть системы. Кроме того, он может всю систему разложить на отдельные структурные части. Люди могут прогнозировать их возникновение, развитие и разрушение. Это значит, что личность умеет мыслить системно.
Суть понятия можно изложить простыми словами. Любой объект относится к какой-либо системе. Все её части упорядочены и связаны между собой так, чтобы весь процесс шёл в нужном направлении к достижению единой цели. Системность позволяет каждой отдельной частичке обладать всеми признаками целостной системы.
Например, человек представляет собой сложное создание, состоящее из множества отдельных элементов. Структура человеческого организма складывается из сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной, опорно-двигательной, половой, покровной, выделительной, иммунной систем. Иными словами, все органы человека объединены в конкретные системы. Человек может существовать только при их одновременном функционировании.
Все отдельные элементы объединены сложными, многоплановыми связями в единое целое. Любой сбой в одной из систем приводит к изменениям других её частей. Важно понять, что человеческий организм – целостная система. При заболевании одного из органов лечение надо проводить комплексно, с учётом всех системных связей. Таким образом, каждая система содержит в себе множество подсистем, которые дробятся на более мелкие детали. Любой, даже самый малозначимый элемент влияет на состояние системы в целом.
Но и целостный объект является частичкой более крупного структурного образования. Человек выступает в качестве члена семьи. Ячейка общества относится к какому-то этносу, принадлежащему определённому государству. Оно, в свою очередь, является частью человечества, представляющего собой частичку живой природы земли. Земной шар есть элемент вселенной. Кроме того, любая личность может являться членом какого-то рабочего или спортивного коллектива, сообщества в социальных сетях, клубах.
Системное мышление основано на способности мозга объективно оценивать существующую реальность. Выставление диагноза пациенту врачом или размышление специалиста над устройством автомобиля, определением поломки в нём связаны с непосредственным обозрением формы и внутреннего строения локальных систем. Иными словами, принятие решения на основе увиденного с помощью глаз относится к локальному уровню. Мысленный охват экономической модели и способность воспроизводить её образ расширяют сознание до глобального уровня.
Управление всеми процессами, происходящими с человеком, требует задействования системного мышления. Его часто сопоставляют с логическим мыслительным процессом, подразумевающим анализ и синтез умственных операций. Но принцип определённого алгоритма не всегда эффективен при решении трудных жизненных задач. Он не позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, увидеть все её внутренние и внешние связи.
Примером служит мелиорация, повсеместно проводившаяся в советские времена.
С логической точки зрения процесс должен был принести пользу человечеству. Но оказалось, что болотистые участки подпитывали мелкие речушки и ручейки. После их уничтожения обмелели крупные реки, уменьшилось количество родников, снизился урожай, исчезли заливные луга, на которых паслись животные. Логическое мышление не позволило учесть многогранную взаимосвязь экосистемы. В результате мелиорации вымерли некоторые виды насекомых, животных, растений.
Любая система представляет собой целостное и неделимое образование, отдельные части которого взаимодействуют друг с другом различным образом. Функционирование всей системы зависит не от элементов, а от способа их взаимодействия. Иной раз они могут быть противоречивы и парадоксальны, но системное мышление позволяет увидеть и учесть все нюансы взаимодействия элементов системы.
Принципы системного мыслительного процесса сводятся к открытости, целеустремлённости, многомерности, контролируемости и нетривиальности.
Для чего используют?
Системное мышление необходимо людям, занятым в сфере науки, искусства, образования, политики, бизнеса, менеджмента. Его используют в качестве конкретного и структурированного инструмента в области инженерии, физики, логистики. Технология распределённого учёта даёт новую жизнь информационным системам в сфере программной инженерии. Системный мыслительный подход помогает человечеству ориентироваться в запутанном мире новых и старых способов работы. Он выявляет лучшие из многочисленных практик предприятия и способствует эффективному развитию проекта.
Выбор правильных методов управления и внедрение новых технологий помогают устранить ошибки. С помощью системного мышления решают различные производственные, исследовательские и жизненные проблемы. Этот вид мыслительной деятельности является важной составляющей для руководителей, так как мыслящий системно человек обладает рядом свойств:
- умением эффективно управлять любыми системами, в том числе и организовывать труд других людей;
- гибкостью ума, готовностью к развитию и изменению своих убеждений;
- умением переключаться с одного объекта на другой;
- способностью разглядеть закономерность процессов и обратную связь;
- умением грамотно построить цели и найти способы их достижения;
- возможностью восприятия ситуации с различных ракурсов;
- способностью оценивания событий и сведений в комплексе, то есть целостно;
- умением различать связи между отдельными частями всей системы, а также объектами, расположенными вне её;
- искусством создания моделей реальных событий, с помощью которых можно установить причинно-следственные связи и увидеть различные варианты их развития;
- способностью прогнозирования и выбора подходящей тактики поведения в любой сложившейся ситуации.
Системный подход используется при создании новых технических и организационных систем, объединении знаний из разных теоретических данных. Он даёт возможность правильно анализировать ситуацию. Чёткое понимание устройства мира снижает количество совершаемых ошибок. Системное мышление используется в построении личных взаимоотношений, помогает индивиду осознать происходящие вокруг события.
Люди, обладающие данным видом мыслительной деятельности, редко становятся жертвами мошенников и манипуляторов. Они правильно анализируют искажённые сведения, представленные СМИ, так как могут объективно оценивать факты.
Личность, умеющую мыслить системно, сложно ввести в заблуждение.
Уровни
Люди, способные мыслить системно, находятся на разных уровнях владения таким мышлением. Некоторые могут заметить только один признак из большого количества характеристик целой системы. Другие способны увидеть все признаки, но не могут выявить взаимодействия между ними. Третьим присуща способность выявления всех признаков и нахождения связей между ними. Наконец, существуют люди, обладающие высшим уровнем системной мыслительной деятельности, которые могут сами проектировать признаки и создавать собственную систему.
Системное мышление основано на методологии научного познания. С точки зрения познавательной деятельности, мыслительный процесс любой личности может иметь какой-то свой уровень способности думать системно.
Нулевой
Нулевому уровню присуща некомпетентность. Обычно люди, имеющие нулевой уровень, не владеют навыками системного мышления. Они не могут анализировать ситуацию и действуют интуитивно. Им сложно вычленить главные моменты, оценить риск, спрогнозировать последствия событий.
Самые важные обстоятельства ситуации они оставляют без должного внимания. Необдуманные, спонтанные решения принимаются такими индивидами очень часто. Они не задумываются о последствиях.
Первый
Начальный уровень характерен людям, способным разглядеть влияющие на события факторы, структурировать информационные сведения, применить значимые критерии и сформулировать логичные выводы. Системный подход к ситуации у такой личности прослеживается исключительно в тех областях, где человек хорошо ориентируется. Только в этих сферах он способен установить причинно-следственные связи.
Второй
Люди с данным уровнем способны анализировать большое количество различных сведений, в том числе комплексных и многофакторных явлений. Они могут отделить главную информацию от второстепенных фактов, увидеть причинно-следственные связи. Неплохо анализируют ситуации, выходящие за пределы их профессиональной компетенции. Им присуща вариативность мышления, которая позволяет разработать несколько вариантов решения одной проблемы. Эти индивиды способны уловить барьер, препятствующий достижению цели, обойти его или преодолеть препоны другим способом.
Третий
Личность с таким уровнем системного мышления способна к созданию новых концепций, позволяющих найти решение для трудных практических задач. Индивиду присуще умение эффективно достраивать недостающие звенья системы. Он способен делать правильный вывод на основе частичных или противоречивых сведений.
Как развить?
Научиться мыслить системно может человек, которому вообще не присущ этот вид мыслительной деятельности. А люди с врождёнными способностями системного восприятия действительности имеют возможность развивать их, придавая им осознанность и организованность.
Формирование системного мыслительного процесса тесно связано с познавательными функциями. Оно предполагает внимательное и детальное наблюдение за окружающим миром, проникновение в глубинную суть предметов и явлений, восприятие всех мельчайших деталей и нюансов. Функционирование той или иной системы, протекание каких-либо процессов внутри её, а также последствия дают возможность индивиду изучить работу всего механизма и научиться решать проблемы с помощью приобретённых познаний.
Расширение собственного кругозора и развитие разносторонних интересов помогают человеку выработать умение мыслить системно и слаженно. Необходимо избавляться от стереотипов, сформировавшихся на протяжении жизни. В нестандартной ситуации они мешают принять правильное решение. Немаловажное значение имеет развитие памяти. Оно нацелено на запоминание получаемых знаний с их анализом и систематизацией.
При системном подходе активно работают все виды запоминания: слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная, моторная, сенсорная, эмоциональная память. Нужно уделять большое внимание умению сосредоточиться. Оно развивает способность быстрого переключения внимания с одного объекта на другой.
Такое умение даёт возможность человеку работать сразу над несколькими проектами, при этом удерживать в уме различные задачи.
Тренировать системный мыслительный процесс у взрослых можно путём создания ситуаций неопределённости. Человеку предлагают найти эффективное решение посредством создания модели задачи и её решения. Придумывание ситуаций неопределённости и поиск путей разрешения приучают мыслительный процесс к системности. Приобретённый навык нередко используется в жизни. Не каждое событие имеет стопроцентную определённость, жизненные обстоятельства порой неожиданно меняются. Это требует применения подходящего способа решения проблемы.
Сформировать компетенцию малыша в области системного мышления очень сложно. Выработать системный подход к восприятию окружающего мира у детей можно посредством расширения их ментальных убеждений. Важно научить малышей фильтровать поступающие сведения, чтобы они могли выделять важную информацию и отбрасывать ненужные, второстепенные факты. Для обучения конструированию нужно создавать ситуации, которые дети должны додумывать.
Очень важно развивать способность видения обратной связи. Малыш должен научиться прогнозировать как одномоментные последствия принятых решений, так и их долгосрочные перспективы. Необходимо создавать различные ситуации, требующие поиска разных путей.
Самым эффективным методом развития системного мышления является решение творческих задач и головоломок.
Упражнения
Системный подход к выполнению заданий не ограничивается жёсткими рамками стандартов. Хорошо проводить групповые игры с присутствием соревновательного момента. Для развития системного мыслительного процесса рекомендуют выбрать абсолютно любой объект и разделить выполнение упражнения на 2 этапа.
- Выбранное понятие нужно записать на листочке. Затем надо выписать в два столбика различные подсистемы, входящие в структуру этого объекта. Например, в центре листка фиксируют слово «торт». Справа от него появляются такие понятия, как «красивый», «круглый», «свечи», «вкусный», «сладость», «лакомство», «десерт», «разрезанный», «кусочек», «слой», «ярус», «начинка». Слева от слова «торт» выписываются слова «мука», «тесто», «сливки», «крем», «сгущёнка», «мёд», «фрукты», «масло», «корж», «суфле», «конфитюр», «клубника», «малина», «орехи», «сахарная пудра», «сода», «дрожжи».
- Необходимо определить более крупную систему, в которую входит данное понятие, частью чего оно является. Тут может быть день рождения, юбилей, свадьба, банкет, торжество, праздник, чаепитие, кулинарный отдел, кондитерский цех.
Существует много детских игр, нацеленных на развитие системного мышления. Детям предлагают составить иерархию частей системы, назвать целый предмет на основании его частей, продолжить уменьшение или увеличение до предела, найти общее, вычленить главное. Например, сформировать навык отделения главного свойства от второстепенных признаков помогает игра, в которой дети должны поделиться десятью мыслями с прилетевшим на Землю инопланетянином.
Следующее задание сводится к тому, что малыш размышляет, из каких главных деталей состоят различные предметы (автомобиль, стиральная машинка, кровать, детская коляска, кастрюля), как они связаны между собой. Без каких ингредиентов невозможно сварить суп, а какие компоненты использовать необязательно.
Ребёнку развивают системное мышление любые ребусы, арифметические головоломки, шахматные задачи. Например, несложная задачка для начинающих шахматистов сводится к тому, что слон нарядился в привидение с целью напугать своих знакомых. Его задача – обойти ёлки, не перепрыгивая через них. Нельзя вставать на клетки, где ладья может сбить его. Для запугивания персонажа он должен попасть на клетку с его изображением. Сколько ходов надо совершить слону, чтобы побыстрее перепугать всех героев?
Никогда не решайте задачи за малыша, лучше помогите ему наводящими вопросами. Не заставляйте ребёнка выполнять задания насильно. Хвалите его даже при небольших успехах.
Что такое системное мышление
Некоторые люди могут поддержать разговор о постулатах системного подхода, вспоминают классическое понимание «системы» — сумма взаимодействующих частей, вместе составляющих целое так, что это целое больше суммы частей. Они могут даже оперировать такими свойствами «системы» как целостность, эмерджентность и иерархичность. Но на этом обычно познания людей о системном подходе и системном мышлении заканчиваются.Что же реально имеют в виду лидеры мировых компаний, когда говорят о системном мышлении?! Чему же тогда учат на курсах системного мышления?
Знания термина «система» и умения обращать внимание на целостность и иерархичность системы (вкупе с эмерджентностью – тем, что свойства системы не сводимы к свойствам её частей) недостаточно для продуктивной работы в современном сложном и скоростном мире. Уже невозможно опираться на старые учебники системного подхода: например, труды Берталанфи и Акоффа уже не являются демонстрацией лучшего на сегодня системного мышления. Жизнь изменилась, в мире заговорили о системном подходе 2.0 – естественнонаучное понятие системы как некоторого объекта («объективная» система) развилось и переросло в деятельностное понимание системы, т.е. система определяется её заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Или, если ранее система была интересна своим устройством, связями между частями и т.п., то сейчас рассмотрение системы зависит от деятельности и начинается с ее стейкхолдеров.
Это вроде простое и логичное понимание, но такой деятельностный подход повлек за собой большие изменения и в бизнесе, и в управлении, и в технологиях. Однако развитию этого нового системного подхода мы обязаны инженерам. Благодаря им в быстроразвивающихся международных стандартах системной инженерии были даны строгие и чёткие описания того, что такое современное системное мышление. Системные инженеры стали изучать системное мышление при получении высшего образования, а любой учебный предмет приходится существенно формализовать, наводить в нём ранее отсутствовавшую строгую структуру.
Вслед за этим и менеджмент все больше дрейфует от гуманитарной специфики к инженерным дисциплинам – оказывается, что при координации работ современных организаций и при их развитии в нашем быстром и сложном мире недостаточно компетенций в области экономики и финансов, а также лидерских качеств. Расчетов, планирования работ и ресурсов, моделирования и проектирования оптимальных систем у современных менеджеров бывает не меньше, чем у инженеров.
От «бытового» понимания системности-систематичности, и даже от знания основ системного подхода, надо пройти большой путь до овладения реальным системным мышлением. На этом пути придется начать с изучения значительного количества новых понятий и терминов, как при изучении химии, физики или математики. Этих слов (или их понимание с точки зрения системного подхода 2.0) вы не найдёте в бизнес-курсах, курсах менеджерских или даже специализированных инженерных специальностей (не системной инженерии). Вам нужно будет научиться думать на новом языке, решать на нём свои практические задачи с помощью новых инструментов системного мышления.
Так, придётся научиться думать одновременно о трех связанных друг с другом системах: о «целевой системе», «обеспечивающей системе» и «использующей системе». Придётся осваивать такое мышление на нескольких логических уровнях. Нужно будет находить эти системы у себя в деятельности, у клиентов, у смежников. Нужно будет думать о многочисленных стейкхолдерах (заинтересованных сторонах) этих систем и работать с ними, различая их интересы и готовя для них, исходя из этих интересов, разные описания (модели) этих систем.
Необходимо ещё и знать жизненные циклы всех встречающихся в деятельности систем, понимать и уметь преобразовывать архитектуру своего предприятия, которая реализует жизненный цикл целевой системы. Проекты по созданию систем нужно уметь увязывать со стратегией развития предприятия, а стратегию развития непрерывно менять (этот непрерывный цикл называется стратегированием).
Системное мышление – что это такое. Особенности формирования
Современный, постоянно изменяющийся мир ежедневно ставит перед человеком десятки проблем, которые требуют быстрого и эффективного решения. Без этого невозможно стать успешным, да и просто благополучным человеком. Для того чтобы соответствовать требованиям реальности, нужно обладать системным мышлением, позволяющим оценивать любую ситуацию целостно, видеть и использовать все взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений действительности.
Что значит мыслить системно
Системный подход к решению сложных задач сформировался давно, но в течение длительного времени о нем знали и рассуждали только ученые, и использовался он в научных исследованиях. Но в конце XX века стало понятно: окружающий нас мир настолько усложнился, что не только обыденного, но и строгого логического мышления недостаточно. Оно со времен Античности считалось высшей формой мыслительной деятельности, но оказалось не в состоянии справиться с теми задачами, которые ставит перед человеком современная, в прямом смысле слова многомерная реальность. Чтобы разобраться во всем и эффективно с ней взаимодействовать, нужно системное мышление.
Что такое система
Есть такое высказывание, которое приписывается Аристотелю: «Целое больше суммы своих частей». Эта на первый взгляд парадоксальная мысль хорошо отражает сущность системного подхода.
Любой объект, в том числе мы сами, наша психика, организация нашей жизни, имеет свойства системы. То есть не просто состоит из отдельных элементов, а представляет собой системную организацию их связей. Взаимодействие структурных элементов делает систему жизнеспособной, а характер связей определяет ее свойства, качества, особенности, функции и возможности. Причем этими особенностями и функциями обладает именно целое, их нет у отдельных частей, даже если их просто сложить вместе.
Можно привести простой, хоть и несколько утрированный пример. Вот человек. Он сложный объект, состоящий из множества частей или элементов. Но будет ли сумма его частей (голова, две ноги, две руки, туловище, пищевод, сердце, печень, мозг и т. д.) живым, мыслящим, действующим индивидом? Нет. Это будет расчлененный труп, а не живой человек, потому что все его элементы должны быть связаны в единое целое. И связи эти настолько сложны, разнообразны и многоплановы, что наука и сегодня еще далека от полного их понимания.
Взаимозависимость всех частей системы называется корреляцией и означает, что изменения в одном из элементов неизбежно влекут изменения и в других, а также в системе в целом. Принцип корреляции объясняет, например, неэффективность несистемного подхода в медицине. Он заключается в следующем: если у человека болит голова, то лечат голову, если желудок, то, соответственно, желудок. А ведь наш организм – целостная система, и лечить нужно с учетом системных связей.
Есть и еще один важный момент. Любая система состоит из подсистем, которые до бесконечности дробятся на все более мелкие части. Но изменения даже в самом, казалось бы, малозначимом элементе влияют на состояние системы в целом. С другой стороны, любой объект — часть более крупного структурного образования: человек – частичка семьи, семья входит в этнос, этносы объединяются в государство, а то, в свою очередь, элемент человечества, которое является частью живой природы планеты Земля и т. д.
Отдельные объекты могут одновременно входить во множество систем. Так, человек не только член семьи, он входит в группу друзей, профессиональный коллектив, спортивный клуб, сообщество в социальных сетях и т. д. Учитывая это, становится понятно, насколько сложно бывает разобраться в происходящих с нами процессах, а тем более управлять ими. Для этого и необходимо системное мышление.
Особенности системного мышления
Мы привыкли считать, что логическое мышление самое лучшее и эффективное, а сейчас все чаще говорят о системном. Чем же оно отличается от логического?
Принцип логического мышления – совершение умственных операций анализа и синтеза. Объект расчленяется на отдельные элементы, которые анализируются, изучаются, выявляются их особенности, возможности других комбинаций, а затем они соединяются вновь, возможно, в новом сочетании, или используются для конструирования других объектов. Логическое мышление связано с принципом алгоритма, то есть последовательных операций, каждая из которых является своеобразной ступенькой для перехода к следующей.
Но это не всегда эффективно для решения сложных проблем, имеющих системный характер и связанных с разными аспектами нашей жизни. Понять, как можно изменить ситуацию к лучшему или не сделать ее еще хуже, можно только взглянув на нее со всех сторон и увидев все внутренние и внешние связи и зависимости. Логический анализ здесь нужен, но он недостаточен. Попытки решить проблему без учета системных связей могут привести к серьезным ошибкам. Вот, например, одна из таких ситуаций.
В середине XX века стала популярной идея мелиорации, то есть осушения болот. Если рассуждать логически, то эти залитые зловонной жижей и даже опасные участки совсем не нужны. Если их осушить, то освободятся плодородные, покрытые торфом и другими органическими отложениями земли, так необходимые сельскому хозяйству. А сами болота перестанут быть источником комарья, змей, повышенной влажности и опасности для грибников. Все логично? Да.
Но на деле получилось не так. Осушение болот привело к исчезновению мелких ручейков и речушек, которые они питали. Из-за этого обмелели крупные реки, а уменьшение весеннего паводка привело к исчезновению заливных лугов, которые были источником пропитания больших стад скота. Уменьшилось количество подпочвенных вод, родников, ключей, и это привело к засолению почв и снижению урожаев даже там, где до мелиорации они были высокими. С исчезновением болот исчезают некоторые виды растений, насекомых, животных, которые тоже играли важную роль в единой системе жизни.
Вот вам реальный пример действий людей, не использующих системное мышление, не учитывающих все сложные взаимозависимости экосистемы.
Сообщество людей – не менее сложное структурное образование, и отсутствие системного подхода, например, при решении конфликтов может привести к обратному результату, когда этот конфликт будет распространяться вглубь и вширь, выйдет за пределы одной системы и будет неуправляемым. Ведь мы все являемся системами и живем в системном мире.
Способности людей с системным мышлением
Люди, обладающие системным мышлением, могут добиться успехов в разных видах деятельности, потому что их решения будут наиболее эффективными и лучшими. Это связано с целым комплексом индивидуальных качеств, к которым можно отнести следующие:
- способность оценивать ситуацию в целом, комплексно;
- восприятие объекта (ситуации, проблемы) с разных точек зрения, под разными, часто неожиданными углами;
- умение замечать все связи между элементами, деталями, частями системы, а также с объектами, находящимися вне ее;
- способность создавать модели реальности, которые помогают обнаружить причинно-следственные связи и возможные варианты развития событий;
- умение прогнозировать развитие событий и выбирать наилучшую тактику поведения в любой ситуации.
Для людей с системным мышлением характерен высокий творческий потенциал. Их креативность поддерживается способностью устанавливать связи-ассоциации между явлениями и событиями, на первый взгляд, ничем не связанными друг с другом. Но это креативность в широком понимании, дающая возможность для самореализации не только в науке и искусстве, но и в других сферах жизни: бизнесе, менеджменте, образовании, политике и т. д.
Системное мышление позволяет увидеть перспективы развития, отличить правду от лжи. Поэтому личности, обладающие этим типом мышления, реже становятся жертвами обмана и манипуляций.
Формирование системного мышления
Есть люди, обладающие врожденной способностью к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но и эту способность нужно развивать, делать ее более осознанной и организованной. Тем более стоит подумать о формировании системного мышления тем, кто таким даром не обладает. Это вполне реально. Системному мышлению, так же как и логическому, можно научиться, но подходить к этому процессу тоже надо системно.
Психика человека – очень сложная система, все элементы которой находятся в тесной взаимозависимости. Мышление как высшая форма познания связано в первую очередь с познавательными процессами, и его развитие зависит от того, насколько они «прокачаны». Системный подход к развитию мышления включает следующее процессы:
- Формирование способности к правильному восприятию окружающего мира с учетом его системной организации. Именно восприятие поставляет в наш мозг информацию, с которой потом работает мышление. Поэтому так важен не поверхностный взгляд на мир, а внимательное, детальное наблюдение. Оно предполагает проникновение в глубинную суть вещей, восприятие всех нюансов и деталей.
- Развитие памяти, в первую очередь осознанного, целенаправленного запоминания информации, которое сопровождается ее анализом и систематизацией. Целостный мир требует системного подхода к его запоминанию. А оно предполагает активную работу всех видов памяти: моторной и сенсорной, слуховой и зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной и эмоциональной.
- Память и восприятие невозможны без способности к сосредоточению, то есть внимания. Развитие этого психического процесса предполагает овладение также способностью к быстрому переключению внимания и увеличение его объема. Это позволит осмысливать одновременно несколько объектов и их связей, работать над несколькими проектами, удерживая в голове разные сложные задачи.
- Формирование системного мышления предполагает развитие всех его видов: логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач; образное позволяет увидеть проблему в целом; наглядно-действенное необходимо для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы; ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными объектами и явлениями действительности.
Так как вся наша действительность имеет системный характер, то любое ее познание, не просто принятие, а именно творческое познание будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны. Творческое мышление специализируется на нестандартном решении задач, а это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, пусть даже простое незамысловатое рукоделие – это повышение уровня системности вашего мышления. Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинирование различных идей, материалов, техник. И самое главное. Любое творчество – это создание упорядоченной системы из хаоса.
Кроме очевидной пользы для развития мышления, воображение и творчество – это источник позитивных эмоций. А ничто так не стимулирует развитие, как получение удовольствия.
Упражнение по развитию системного мышления
Мы с вами уже знаем, что каждый объект представляет собой систему. Найдите в своем окружении любой случайный предмет, например, пусть это будет книга:
- Подумайте, какие подсистемы входят в структуру этого предмета. А теперь возьмите лист бумаги и запишите их в столбик. Это могут быть бумага, типографский шрифт, краска, клей, металлические скрепки, которыми скреплен переплет, картон обложки и т. д. А если посмотреть с другого ракурса: буквы, слова, предложения, оглавление, заголовки, иллюстрации и т. д. Напишите элементы этой структуры в другой столбик. Смотрите, мы нашли две разных системы, а их может быть значительно больше. Подумайте, какие еще варианты системной организации книги вы сможете обнаружить.
- А теперь подумайте, в какие более крупные системы входит книга, частью чего она является.
Выполняя это упражнение, вы поймете, что можно легко выйти за пределы несистемного мышления, ограниченного жесткими рамками стандартов.
Такие занятия интересно проводить в группе, устраивая своеобразное соревнование, выбирая каждый раз новые предметы. Можно усложнить задание и подумать, как изменится предмет, если внести изменения в какой-то элемент его структуры.
зачем оно нужно, как его применять и развивать?
Системное мышление представляет собой особую парадигму в интеллектуальной активности, направленную на комплексный подход к изучаемому предмету или явлению, его особенностям, также к процессам и задачам. По своей сути, системное мышление — это не самостоятельная разновидность умственной деятельности, но нечто большее.
Речь идет об интегративном понятии, включающем в себя абстрактные способы интеллектуальной активности, подходы и практики, основанные на учете максимума факторов и признаков предмета, с которым ведется работа, определенные методологии оперирования данными. То есть нужно говорить о парадигме, особом принципе организации интеллектуальной активности. В этом случае понятие будет наиболее полно отражено.
Системное мышление подходит для решения огромного круга задач – от повседневных до академических. Но наибольшую роль оно играет в научной деятельности, моделировании, структуризации и оценке данных. В поиске новой информации, проработке уже полученной. Например, такая модель широко применяется в критическом исследовании информации, при анализе высказываний, текстов, при проведении научных исследований.
Человеку в целом присущ подобный подход. Но поскольку он слабо развивается в условиях современного академического образования, а порой вообще не развивается (своей целью, образование, развитие интеллектуального потенциала учащихся не ставит), постепенно навыки угасают. Сформировать их заново можно в любом возрасте. Для этого есть специальные подходы и методики.
Структура системного мышления
Структура представляет собой внутреннее устройство процесса мыслительной активности. В него входит группа явлений и объектов.
Общее понятие объекта и предмета
Чтобы точно работать с данными, необходимо однозначно определить рамки, в которых будет существовать рассматриваемое явление. То есть дать дефиниции. В противном случае изначально возможны ошибки при конструировании, моделировании. В целом, определение базовых понятий, использованных в ситуации, представляет собой вариант вторичного моделирования.
Если говорить на конкретном примере. Классическая ситуация касается анализа текста, критического подхода к нему. При чтении и анализе необходимо определить, что имеет в виду под тем или иным утверждением автор. Исследовать, насколько целесообразно применение подобной терминологии в контексте высказываний, не происходит ли необоснованной подмены понятий, расширения или сужения дефиниций. Если на этом этапе наблюдается грубое нарушение правил формальной логики, то говорить о качестве текста и исследования в общем уже не приходится. Необходимо проверить подобным образом весь текстовый материал как структуру, отражающую ход мыслей автора. Автор может сознательно использовать демагогические приемы или же непреднамеренно заблуждаться.
Системное мышление — в первую очередь критический подход, основанный на беспристрастной оценке. Подобным же образом нужно подходить к собственному исследованию, чтобы создать непротиворечивую и стройную структуру, отвечающую требованиям. Необходимость быстро определять предмет разговора, обсуждения или дискуссии, особенности применяемых дефиниций также важен для ритора, публичного оратора. Будь то адвоката или других, чтобы быстро парировать демагогические высказывания оппонента или находить логические противоречия в его речи. Это абсолютно необходимое свойство для эффективной деятельности во многих подобных сферах.
Свойства, признаки
При исследовании объекта или явления необходимо выявить важные свойства предмета исследования или оценки. Это позволит выбрать правильные методы оперирования над данными.
Например. При моделировании в инженерной практике, человек должен хорошо понимать, с какими материалами он работает. Этим целям отвечает целая группа прикладных наук: от сопромата до прочих. Если человек не изучает свойства предмета, с которым работает, практически не миновать грубых ошибок. В представленном примере, их будет множество, и они сделают всю работу непригодной для практического применения. Потому как расчеты будут изначально неверными, основанными на ложных данных, предположениях. Системное мышление наиболее явно отражается в технической деятельности представителей разных профессий: программистов, инженеров, архитекторов. Менее отчетливо на первый взгляд прослеживается у ученых и практиков других областей.
Признаки предмета определяются исчерпывающе в той мере, в какой необходимо знать о них исследователю. То есть, вычленяются только существенные стороны. Инженеру важно знать, какую нагрузку будет выдерживать конструктивный элемент, но без разницы, в каком городе он будет сделан, сколько человек будет принимать участие в изготовлении. Если говорить утрированно.
Функции
Любой предмет в контексте прикладной или исследовательской деятельности имеет свои особенности в плане пользы и потенциала. Искусство системного мышления требует учета функций, их исчерпывающего понимания. Поскольку именно функциям посвящены прочие особенности, в том числе и признаки (из них как раз и проистекают те особенности, которые делают предмет полезным).
Продолжая серию примеров. Конструктивные элементы здания имеют определенное назначение. Нужно правильно учитывать их функции и планировать применение, исходя из них. В аналитической практике все несколько проще. Но и не столь очевидно на первый взгляд. Например, при исследовании научной статьи, ее критическом анализе, необходимо понять, какую смысловую нагрузку несет текст, не ошибается ли автор в установлении функциональных связей между предметами (это может быть критически важно). Только затем говорить о правильности выводов и полезности всего исследования.
Методы, подходы к оперированию над данными и информацией
Как правило, это стандартные логические операции, которые применяются в рамках абстрактного подхода. Например, анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, прочие способы. Не все они годятся в равной мере. Все зависит от конкретной ситуации. Имеет смысл подбирать именно тот инструментарий, который годится для данного случая.
Большую роль играют и специфические методы, присущие определенному виду практической деятельности или теории. В работе инженера большое значение имеют расчеты. Также общие методы анализа, синтеза, но категорически не подходят умозрительные подходы, не дающие стопроцентной проверенной информации. Будь то аналогия, индукция и прочие. Поскольку не миновать ошибки. Куда шире перечень возможностей при применении системного мышления в теоретических областях: гуманитарных, социальных знаниях и прочих сферах.
Особенности, которые могли быть не учтены ранее
Навыки системного мышления предполагают неоднократную проверку полученных результатов. По возможности конечные результаты нужно апробировать, проверить на практике или же провести прочие методы верификации.
Исходя из структуры системного мышления, можно говорить об определенном алгоритме интеллектуальной деятельности подобного рода.
- Постановка задачи
Нужно четко понимать, какой конечный итог хочет получить человек. Для архитектора — это создание чертежа и плана. Для того, кто проводит критический анализ статьи — непротиворечивая конструктивная рецензия и пр. Задача должна быть достаточно конкретной, чтобы можно было проверить полученные результаты на полноту достижения цели.
- Определение базовых понятий
Тех, которые необходимы в данном контексте. Подбор объектов и предметов, которые годятся для решения поставленной задачи. У инженера-архитектора — это набор конкретных конструктивных элементов, у программиста — перечень предполагаемых элементов (переменные, функции, объекты, классы) и прочие инструменты. При этом нужно знать не только, что представляет собой предмет, но и каковы его функции, что с ним можно делать и как он проявляет себя в функциональном плане.
Системное мышление дает большие возможности и для простой, на первый взгляд, деятельности. Например, процесс приготовления пищи может быть искусством. Повар должен знать, какие ингредиенты использовать, какими качествами они обладают. Также ключевая роль отводится функциональным связям. В этом контексте — насколько продукты сочетаемы, и какой вкус дают в совокупности. Это не оторванная от жизни парадигма, но наиболее эффективный способ работы, творческой деятельности.
- Подбор понятного инструментария для работы
Нужно подобрать четкие подходы для оперирования над объектами. Как уже было сказано, подход здесь основывается на принципе целесообразности. Инструментарий подбирается изначально, чтобы получить понимание, что и как можно делать для достижения конечной цели.
Выведение определенных результатов. Выводы, «черновой» вариант конечного продукта. Это своего рода контуры конечного результата. Но пока еще недостаточно обработанные. Необходимо привести результат в оформленный вид, тогда можно говорить о его достижении.
Достигнуть результата недостаточно. Конечный этап системного мышления — проверка результатов. Не всегда можно сделать это здесь и сейчас. В некоторых случаях, требуется дополнительная активность (например, при выведении гипотезы необходимо применение методов наблюдения, эксперимента, прочих способов). Иногда проверка здесь и сейчас в принципе невозможна. Тогда имеет смысл еще раз исследовать полученные вывод, их непротиворечивость, достаточность оснований. То есть проверить собственную работу.
Простыми словами, системное мышление — это особый подход к интеллектуальной деятельности по исследованию, моделированию, планированию, учитывающий максимум особенностей объекта, с которым ведется работа и методов, которые могут быть использованы.
Зачем нужно системное мышление? Несмотря на довольно существенные трудозатраты, это наиболее эффективная модель. Она позволяет исключить ошибки и снизить количество последующих «правок» в будущем. Цель системного мышления — оптимизировать процессы рациональной деятельности при решении проблем и задач.
Диагностика
Обследованием занимаются специалисты по психологии. Задача довольно сложная, поскольку речь не об одном конкретном навыке и даже не о простой их совокупности. Мало обладать конкретными знаниями и умениями. Необходимо еще и правильно их применять. Тем не менее, есть определенные способы проверки. Хотя как такового теста на системное мышление и нет. Это все же интегративный навык и особый стиль мыслительной активности, основанный на особенностях развития в течение долгого времени.
Профессиональное мышление как прикладное системное мышление не исследуется в рамках деятельности психолога. Куда эффективнее оценивать эффективность такого мышления по результатам работы человека, их качеству и сообразности изначальным целям.
Какие методики применяются для исследования интеллектуальных особенностей человека?
Тест SHL. Для работы используются карточки с описанными на них ситуациями, процессами и явлениями. Задача человека — систематизировать полученные входные данные, поставить цели, добиться результата и сделать определенные выводы. По качеству и скорости деятельности, достижения конечного результата можно говорить о развитости системного мышления. Хотя это и не специфический тест, он дает много данных и считается крайне информативным.
Второй способ диагностики — работа с текстовым материалом. Задача человека за минимально возможное количество времени разобрать текст. Определить главную мысль, найти позицию автора, исследовать достаточность аргументации того, кто подготовил материал. То есть подготовить краткую критическую рецензию. Время не является ключевым фактором, но все же учитывается.
Следующий способ — интерпретация данных. Обычно числовых. Идеальным материалом для работы с ним является статистическая информация. Задача заключается в том, чтобы сделать максимальное количество обоснованных выводов на основании информации, полученной посредством простого анализа.
Также проводится и интерпретация данных диаграмм.
Хороший и простой способ диагностики — всестороннее рассмотрение определенного понятия, отражающего объект или явление. Задача человека — задать максимальное количество вопросов о сути этого предмета. Чем больше рациональных вопросов — тем лучше. Частный способ работы по такой методике — способ Шарагиной. Есть и другие модификации, в том числе и упрощенные.
Дополнительно можно оценить способность к самостоятельному мышлению по определенному предмету. Дается тема или высказывание, на основе которой человек должен подготовить эссе. Сложные абстрактные темы подходят для подростков и взрослых. Эссе отличается от сочинения необходимостью краткости и строгости аргументации с разных позиций.
Также возможно предоставление максимальной свободы, самостоятельной разработки предмета исследования, постановки целей. Но эти методики требуют куда больше времени, потому применяются сравнительно редко.
Самостоятельно интерпретировать результаты трудно, лучше работать под контролем психолога.
Как развить подобный подход к интеллектуальной деятельности
Выработать навыки системно-векторного мышления можно в любом возрасте. Однако потребуется определенная работа. Систематическая, каждый день, по крайней мере, по 1-2 часа. Плюс-минус в зависимости от занятости и желания достичь результатов быстрее.
Каким образом можно развивать подобный подход к интеллектуальной активности?
Решением логических задач. При этом нужно стремиться решать их на время, как только проблем в целом не будет. Задачи на системное мышление в собственно подобном смысле можно создавать самостоятельно. Достаточно поставить цель и достигать ее. Например, анализировать статистику в числах, таблицах и диаграммах.
Необходимо работать с публицистическими и несложными научными текстами, материалами из сферы собственной, близкой профессиональной. Это позволит добиться лучшего результата.
Отличный способ — написание эссе по заданным темам.
Развитие системного мышления у взрослых проводится также по тестам, определенным выше. Они подходят не только для диагностики, но и для поступательного развития. Ответ на вопрос как развить системное мышление у детей примерно тот же. Только подбор методик нужно основывать на интеллектуальном уровне ребенка. Не давать слишком сложных задач, поскольку это демотивирует и убивает интерес к умственному труду. Цель развития, подходы, особенно при работе с ребенком, лучше проработать вместе с психологом.
Постепенно практический вариант интеллектуальных навыков формируется и при эффективной работе, реализации в собственной профессиональной сфере. Не нужно бояться применять полученные умения на практике. Это, в конечном итоге, и является одной из важных целей. Нужно стремиться постоянно применять новые знания и навыки в прикладных целях.
О других типах мышления:
Что такое системное мышление? | Advance AG
Для системного мышления существует не так много определений, а если быть предельно честными, то определение всего одно, и неважно, на каком языке вы будете его искать. Само по себе оно вызывает больше вопросов, нежели дает ответы на вопрос: «Что такое системное мышление? Мы говорим о мышлении, хотя его классифицируют как практический подход. Почему именно так?» На самом деле, системное мышление – это не другой способ мыслить, это действительно подход, при котором интересная вам ситуация рассматривается как цельная система с учетом всех действующих взаимосвязей.
Зная особенности и основные принципы системного мышления, можно получить совершенно неожиданное для вас решение или вывод. В рамках системного мышления вы анализируете и учитываете не только причинно-следственную взаимосвязь между двумя-тремя элементами, но смотрите на всю построенную систему в целом и можете увидеть неучтенные ранее связи, которые могут привести к совершенно незапланированным последствиям.
Человек сам создает для себя системы. Для природы этого понятия не существует, хотя наша планета уже сама по себе является отдельной системой.
При первом прочтении определения системного мышления в голове всплывает мысль: «Отлично, мы тут говорим о логике. С этим у меня проблем нет, так чего же от меня хотят?» Безусловно, логика является одним из основных элементов системного мышления. Однако на одной логике далеко не уехать.
Без логики вы не можете развивать системное мышление. Ведь нам необходимо понимать взаимосвязи и между элементами системы. Тогда она выстроится в понятную и работающую схему в нашем сознании. Но одна логика не поможет построить всю систему так, чтобы это было и наглядно, и удобно и, главное, работало.
Информационная эпоха характеризуется многогранностью и сложностью всех аспектов жизни человека. Чтобы иметь возможность комфортно жить в современных условиях, мы стремимся упростить реальность – разбить на составляющие части, проанализировать их в отдельности и получить несколько “гайдов” о жизни в цифровую эпоху. В этом нам помогает логическое мышление. Однако бывают ситуации, когда логическое мышление подводит, и вы не получаете правильного ответа или какого-либо результата.
На самом деле, ситуаций, в которых она отработала на все 100%, практически нет. Если вы выключаетесь из той или иной системы и анализируете только определенную ситуацию, например, ссору или провалившийся проект, то уже можете не учесть ряд факторов, которые играют немаловажную роль в данном процессе. Например, в рамках проекта вы могли сфокусироваться лишь на причинах извне – как отреагировал рынок, чего хотели потребители. А вопросы работы команды перед запуском проекта и во время него останутся за пределами вашего анализа. Поскольку вы не рассматривали ситуацию в рамках системы изначально, вы не видите части взаимосвязей и делаете свой вывод на основе ограниченных данных. И получается что-то среднее между истиной и фантазией.
Важно смотреть на всю систему в целом, а не только на отдельные составляющие.
Системное мышление можно считать методом и подходом, который старается установить наиболее достоверный взгляд на вещи. Основная идея системного мышления – вся это система, где все взаимосвязано. При этом подходе любая ситуация рассматривается целостно, в рамках системы, где все ее элементы оказывают прямое или косвенное влияние на остальные. Для нахождения искомого ответа или решения необходимо проанализировать все связи и факторы. Помните фильм про эффект бабочки? Когда главный герой каждый раз менял какие-то моменты в прошлом, а возвращаясь в свою действительность видел, как все менялось из-за незначительных на его взгляд корректировок «плохих» моментов. С точки зрения простой логики, подобное невозможно, а в рамках системного мышления – это вполне вероятный результат.
Важно понимать, что система существует за счет взаимосвязей, которые могут быть не только неочевидными, но и просто парадоксальными. Задача системного подхода – сформировать такую модель действительности, которая позволит максимально комфортно и эффективно в ней работать и жить.
Применение системного подхода характеризуется следующими особенностями:
- Признание цельности и наличия множественных связей между всеми элементами нашей системы. Система всегда анализируется в целом, поскольку разделение на части может привести к тому, что мы упустим из внимания важные факторы и получим однобокое представление о ситуации;
- Существует отсроченный во времени результат после воздействия на любую часть системы. Не все действия, которые происходят в системе, оказывают немедленный результат. В некоторых случаях может пройти существенное время, прежде чем мы увидим результат;
- Гибкость всех возникших убеждений. То, как мы думали или видели процесс раньше, может измениться под влиянием новых факторов. Вы освобождаетесь от общепринятых стереотипов мышления и всегда открыты к новым подходам;
- Независимый от других взгляд на модель мира. Системное мышление помогает в создании собственных ментальных моделей реальности, которые позволяют видеть причинно-следственные связи;
- Реалистичное восприятие действительности. Системное мышление позволяет нам быть более объективными в оценке происходящих событий;
- Понимание, что смоделированная система может содержать упрощения и искажения. Когда мы осознанно закладываем эти факторы в созданную модель, мы не упускаем ключевые факторы, но помогаем себе в лучшем понимании смоделированной ситуации;
- Умение ориентироваться в системе и возможность переключаться между ее частями и смотреть на систему в целом. Применение системного подхода позволяет увидеть ситуацию под разными углами и с разных точек зрения, а также рассмотреть общую сложившуюся картину.
Для тех, кто хочет развивать навыки системного мышления в своей команде, мы всегда будем рады рассказать подробнее о тех тренингах и решениях, которые помогут в этом.