Сложные эмоции: Сложные эмоции | Bodygestalt – Сложные эмоции, которые трудно описать

Автор: | 17.10.2018

Содержание

Сложные эмоции | Bodygestalt

Задача данной публикации разложить сложную, комплексную эмоцию на составные части — на базовые эмоции и когнитивный элементы, или немного пошалить 🙂
Материал в работе, завершен, вероятно не будет.
Если есть желание добавить — выполните его 🙂 или в комментариях, или на почту  [email protected]
Агапэ — иделизированная родительская любовь
Амбивалентность — нормальное восприятие своих возможностей и способностей
Антипатия — существенное дополнение симпатии, позволяющее быть в эмпатии
Беспокойство — начало тревоги
Благоговение — самоунижение
Бессилие — освобождающее признание соотношения сил
Боль — последствие контакта со средой
Влечение — начало полевого поведения
Влюблённость — состояние опьянения (сходное с кокаиновым), позволяющее игнорировать и идеализировать.
Гордость — довольство собой в постконтакте
Доверие — увереноость во взаимовыгодном, бескорыстном обмене
Жалость — заменитель нежности, и унижение другого через снисходительность

Жадность — игнорируемое насыщение
Зависть — предвосхищение обладанием, обозначает желаемую зону развития, при переплетении со стыдом становится мучительным переживанием и заметно чернеет
Замешательство — потеря ориентировки и начало стыда
Злорадство — радость мести
Изумление — форма удивления
Испуг — удивление и страх
Любовь — сильно мифологизированное чувство, часто путается с влюбленностью, самодостаточное чувство, свободно переживается безответно, в отличии от влюбленности, свет сердца.
Надежда — форма самообмана прогнозами о будущем
Ненависть — нереализованная ярость вместе с зависимостью.
Неприятие  — отсутствие приятия,  точка разделения переживания на отвращение или злость
Неуверенность — отсутствие уверенности, политкорректное название стыда
Обида — форма злости в виде обвинения, жалость к себе,
Одиночество — естественное состояние, часто путается с изолированностью
Оскорблённость — наивная гордыня
Отчаяние — утрата прогнозов на контакт,
Паника — сброс напряжения от дистресса или травмы
Презрение — глубокое понимание среды из стыда
Пренебрежение — неглубокое понимание среды из смущения
Привязанность — естественная форма отношений
Разочарование — разрушение ожиданий и бессилие
Раскаяние — вина без прощения
Ревность — стремление к контролю из страха потери, с проекцией запрещенных радостей
Скука — подавленное возбуждение или интерес
Сожаление — не извинение, а имитация эмпатии, с отказом от признания ответственности и  вины
Страсть — перевозбужденное состояние с потерей осознанвания
Счастье — недостижимая морковка, или перманентное состояние любящего.
Тревога — естественное состояние легкого возбуждения, пугающее своей неструктурированностью
Увлечённость — слабенькая страсть
Унижение — внутренне состояние, ответственность за которое проецируется на среду
Уныние — скука плюс бессилие
Филия — по Аристотеле любовь с умом
Фрустрация — неожиданный и неприятный отрыв ожиданий от реальности
Эйфория — последствие пеердозировки эндорфинами
Экстаз — адреналин плюс эндорфин, минус мозг
Энтузиазм — легкая форма ажиотации при сверхценонной идее

20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать

Автор:
11 февраля 2016 10:07

Эмоции не всегда бывают ясно выраженными. Нередко мы сталкиваемся с настолько трудным «коктейлем» из эмоций, что трудно подобрать слова, чтобы объяснить все эти чувства. А если объяснить очень хочется?

Воспользуйтесь нашим списком! Раскладываем эмоции на слова.

20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать 20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать
20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать 20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать
20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать 20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать 20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать
20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать 20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать
20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать 20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать
20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать 20 слов для обозначения сложных эмоций, которые трудно описать

Элементарные эмоции — Психологос

Элементарные эмоции/чувства — это максимально простые, далее неразложимые на еще более простые, эмоции-атомы. Природу и проявление элементарных эмоций/чувств нельзя изменить так же, как нельзя (обычным образом) изменить атом.

Отвращение — оно одинаковое отвращение и в Африке, и в Ватикане, и у школьника, и у старушки.

Эти чувства противопоставляются составным эмоциям, состав и проявление которых может быть произвольным и разнообразным — так же, как из атомов могут быть составлены самые разные молекулы.

Пушкинское чувство «Я вас любил…» — очевидно составное, сплав благодарности и светлой печали, тем более что сами эти элементы имеют искусственую, культурную природу. Естественно, внешнее выражение и другие проявления этого чувства у людей разной культуры будут сильно отличаться.

То или иное сочетание базовых эмоций порождает составные эмоции. Так, например, гнев — это отвращение плюс агрессия.

Элементарные и базовые эмоции

Элементарные эмоции нередко называют базовыми эмоциями, но в этом случае возникает путаница. Базовыми эмоции точнее называть эмоции, которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах (в противоположность вариативным, культурно обусловленным эмоциям).

Критерий для базовых эмоций — внешнее сходство в выражении эмоций. Критерий для элементарных эмоций — схожесть в описании ощущения мышечной составляющей эмоции и возможность снять одну (составную эмоцию) за счет снятия лежащей в ее основе элементарной.

Так, например, обида снимается выбросом агрессии (злости). Следовательно, агрессия (злость) должна считаться элементарной эмоцией, а обида — составной.

Список элементарных эмоций

Список элементарных эмоций — спорный. Разные списки элементарных эмоций предлагают Изард, Макдауэлл и другие исследователи.

В гештальт-терапии считается, что элементарных эмоций всего пять. На самом деле, единодушия в гештальте нет, И иногда в этот список добавляют волнение (возбуждение) и обиду, встречается и список Агрессия-Обида-Страх-Стыд-Грусть-Радость.

MAD — SAD — GLAD — SCARED — SEXY.

  1. MAD – гнев, злость, агрессия, отвращение.
  2. SAD – грусть, печаль, страдание.
  3. GLAD — радость.
  4. SCARED — страх.
  5. SEXY – удовольствие, нега, нежность.

Все остальное — производные этих чувств. Например, Любовь — радость, когда любимый(ая) рядом; печаль, когда в разлуке; агрессия — в данном случае это желание быть рядом; страх — страх потерять объект любви.

Элементарные, составные и сложные эмоции

Думается, что все многообразие эмоций не сводимо только к элементарным и составным эмоциям. Эмоции, не сводимые к элементарным, имеющие более сложную и оригинальную структуры, мы называем сложными эмоциями. Светлая грусть, нежная благодарность, гордость за успех…

Элементарные и врожденные эмоции

Не все врожденные эмоции являются элементарными, и, возможно, не все элементарные эмоции являются врожденными. Смотри Врожденные и базовые эмоции

Связанные ссылки

Сложные эмоции. Как мыслить позитивно. Дэвид Иглмен – Майкл Свобода – Блог – Сноб

Добра и мира всем, кто посетил блог «Антидот»! Здесь мы развиваем эмоциональный интеллект, чтобы сделать свою жизнь счастливее. Если вы движетесь в этом же направлении, присоединяйтесь! В предыдущих статьях мы разобрали основные негативные эмоции, а сегодня поговорим о том, как формируются 

сложные эмоции. Ведь жизнь – штука непростая, и мы испытываем, как правило, именно сложные эмоции. Но сложными они кажутся только на первый взгляд, особенно если не понимаешь, как все работает.

Альберт Эйнштейн однажды сказал: «если ты не можешь что-то объяснить простыми словами, значит, ты этого не понимаешь».

 

Сложные эмоции – это те эмоции, которые образуются от последовательного наложения друг на друга простых эмоций.

Давайте посмотрим, как это происходит. 

Мой сын стоял слишком близко к бассейну. Это, в принципе, была моя вина. Я не ожидал, что он упадет, ведь он знал правило – «Воды не касаться». 

Он действительно хорошо следовал правилам, но в то время ему было где-то 2,5 года, и его координация была не самой лучшей. Мы стояли рядом с бассейном и разговаривали с другом на вечеринке.  Я чувствовал, как он касается моей ноги, осматривая жучка на цементе у бассейна, в следующий момент я внезапно ощутил, как его рука дернула меня за штанину, и тут же раздался всплеск. Блин.

В тот момент, когда я понял, что мой сын упал в бассейн, я не запаниковал.  Отчасти потому, что я знал – он тоже не будет паниковать. Он любил воду и никогда ее не боялся.

И потом, когда это случилось, я стоял прямо рядом с ним, поэтому знал, что пройдет всего несколько секунд, прежде чем я вытащу его из воды, и мы переоденемся в сухую одежду. Но проблема все еще оставалась, моего двухлетнего сына нужно было выловить из бассейна, и это нужно было делать прямо сейчас. В эти доли секунды размышления мой мозг попытался сообщить мне, что в глубоком кармане моих штанов лежит новенький айфон. 

И это был тот случай, когда погружение в воду смартфона даже на несколько секунд означало его мгновенную смерть. 

Так что без сомнения… мой следующий прыжок в бассейн с целью помочь моему сыну, потенциально может стоить мне около 500$. 

Мог ли я потратить несколько лишних секунд, вытащить телефон и бросить его в траву, чтобы он не промок, и запрыгнуть внутрь? Наверное, мог. Но я, почему то, не развивал эту мысль.

Я ударился о воду еще до того, как голова Рафаэля оказалась над водой.

Прошло где-то полторы секунды между тем, как он коснулся воды и тем, когда я держал его в своих руках в целости и сохранности. 

Он глубоко вдохнул и вытер воду с глаз.

Я знал, что его реакция на это событие будет зависеть от моей реакции на нее, поэтому я старался вести себя нормально.

Я улыбнулся, посмотрел ему в глаза и игриво спросил его: «Ты упал в бассейн?».

– Да,– сказал он, улыбаясь и вытирая воду с лица. 

– Ты в порядке? – спросил я. 

– Да,– ответил он снова. 

На этот раз он на самом деле хихикнул. Пока он оглядывался, а я двигался к ступеням бассейна, он казался довольно счастливым благодаря этому новому опыту, ведь он находился в бассейне, будучи полностью одетым, с папой, держащим его на руках, который также был полностью одетым. 

Это был веселый опыт для нас обоих, хотя больше для него, чем для меня.

Я делюсь этой повседневной историей с целью показать, как работают наши сложные эмоции. 

Наши эмоции возникают всегда, пока мы находимся в сознании. Любое изменение восприятия нашим мозгом генерирует нам определенную эмоцию.

В предыдущих статьях мы разбирали, как формируются наши индивидуальные эмоции, объясняя Уравнение Эмоций и его две простые переменные. Но наши сложные эмоции не могут быть такими простыми, не так ли? 

Могут. Наши сложные эмоции так же просты. Наш мозг формирует их, складывая значения каждого Уравнения Эмоций.

Если мы перемотаем это событие в замедленной съемке и перечислим эмоции, которые я испытал, то порядок будет примерно следующим. Сначала я испытал удивление, потом страх, беспокойство, грусть, смущение, потом снова беспокойство, радость и, наконец, счастье.

Давайте быстро рассмотрим их, чтобы вы могли увидеть, как моя сложная эмоциональная реакция формировалась за несколько секунд , просто накапливая отдельные Уравнения Эмоций, и вы поймете, как формируются все ваши сложные эмоциональные реакции. 

Представьте эту ситуацию снова, момент до того, как Рафаэль упал в воду, и все как бы происходит в замедленном съемке. Всплеск.

Удивление

Сначала о моем удивлении. Да, когда я стоял рядом с бассейном, где играл мой сын, я был вовлечен в разговор, но я также чувствовал его руку на моей ноге. Я воспринимал ситуацию так, что он в безопасности, и поэтому, когда он оказался в бассейне, это стало большим сюрпризом. 

Удивление – это эмоция, когда предположение нашего мозга о том, как будет развиваться событие, не соответствует восприятию того, что происходит в действительности. 

Доктор Дэвид Иглмен очень хорошо объясняет этот процесс в своей книге «Тайная жизни мозга».

Мы удивляемся часто, и когда что-то нас неожиданно коснулось, и когда вечеринка, которую мы так долго ждали, оказалась неожиданно хороша. Поэтому, когда мое ожидание того, что мой сын не упадет в бассейн, было нарушено моим Восприятием того, как он уже находится там, у меня была сгенерирована эмоция удивления. 

Страх

Когда восприятие сообщило моему мозгу, что мой сын, который занимает большое значение на {карте меня} моего мозга, погрузился в воду, была сгенерирована эмоция страха. Мое ОП по этому элементу предполагает, что он всегда должен быть в целости и сохранности. 

Но мой мозг знает, что люди умеют дышать в воде, и мое восприятие не соответствовало моему ОП о его безопасности. 

Это то, что сгенерировало страх.

Беспокойство

В следующие доли секунды мысли о том, что мне надо прыгать в бассейн, пересеклись с воспоминанием о том, что в кармане лежит мой мобильный телефон.

Нам не нужна машина ф-МРТ доктора Джима Коана, о которой я писал в статье про то, как узнать себя, чтобы узнать, что наши смартфоны занимают не хилое значение на {карте нас} нашего мозга. Вспомните свои ощущения, когда вы выходите из дома и понимаете, что забыли свой теперь уже телефон-компьютер.

И понятно, что ОП нашего мозга предполагает его постоянную защиту от вреда. Но эта эмоция не оказала влияния на мое поведение, потому что потеря смартфона для мозга виделась не такой уж и большой, по сравнению с моим сыном.

Но все-таки не сильный страх, который мы иногда называем беспокойством, о моем телефоне и 500$, которые потребуются, чтобы его заменить, был моим мозгом сгенерирован.

Грусть

Когда я вошел в воду и почувствовал, что вода пропитывает карман, где у меня был телефон, мое беспокойство перешло в грусть по поводу его потери. 

Я знал, что телефон наверняка был мертв, и я ничего не мог с этим поделать. Тут все понятно. Есть потеря – будет грусть. О грусти я писал тут. 

Смущение 

В тот момент, когда я вытаскивал Рафаэля из воды, в мой мозг пришло другое Восприятие. 

Это восприятие самого себя. 

Теперь я был папой в бассейне, который позволил своему двухлетнему сыну упасть в него. Этот тот тип отца, который не смотрит за своими детьми.

Это мысли о том, как другие могли бы видеть меня в этот момент, что, конечно, поставило под сомнение мой ОП относительно моей роли {отца}. 

Я отец, и эта идея есть на {карте меня} моего мозга, к которой затем присоединяется еще куча разных идей о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим отцом, и все они должны быть защищены. Я не хочу, чтобы меня считали плохим отцом, и я не хочу быть плохим отцом. 

Это то, что вызвало у меня эмоцию легкой вины или смущения. 

Беспокойство

Но потом наступил момент общения с моим сыном.  Я хотел убедиться, что он был в порядке как физически, так и психологически, и я также хотел, чтобы этот опыт не травмировал его в будущем.

Таким образом, мое ОП, состоящее в том, что сын должен быть в целости и сохранности физически и психологически, не получило должного восприятия, и это вызвало слабую эмоцию страха или беспокойства о его будущем физическом и психологическом благополучии. 

Именно это побудило меня задать вопрос, заставив его говорить, чтобы я мог определить, вдохнул ли он воду, и именно поэтому я сформулировал вопрос игривым тоном.

Даже если он физически в порядке, кто знает, что происходило в голове моего сына в этот момент? Я, конечно, знал, что его лимбическая

5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор

В психологии принято делить эмоции на базовые и сложные. «Спасибо, — скажет нервный родитель, — это знание очень помогает, когда ребёнок бросает в меня самодельные бомбы». Пусть от снарядов эти сведения не защищают, но только сперва. Понимание природы своих чувств помогает человеку их регулировать, даже если ему всего четыре года. Мы составили список сложных детских эмоций и рассказываем, что с ними делать родителям.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Чем базовые эмоции отличаются от сложных

У психологов и физиологов пока нет единой и всеми принятой системы классификации наших чувств. А пока учёные спорят, мы можем преспокойно пользоваться их старыми наработками и известными концепциями.

Наиболее популярная из них делит эмоции на два вида: базовые и сложные. Основоположник классификации — американский психолог Пол Экман. В 1972 году он выделил пять базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль. В начале 90-х он добавил к ним шестую — удивление. Потом, правда, он взялся расширять этот список, но отталкиваться удобнее от этих шести позиций.

Почему именно эти эмоции базовые? Считается, что они не обусловлены социально, они заложены в нас как в вид. Почти в любой культуре вы распознаете их по характерному выражению лица (искривлённая верхняя губа, сморщенная переносица — понятно, что человек демонстрирует отвращение). Сложные эмоции получаются из базовых, но возникают уже не автоматически, а включают в себя некую когнитивную обработку. Они требуют рефлексии, самооценки и могут учитывать и мнение бабушки, и общую культурную ситуацию.


Как рано ребёнок сталкивается со сложными эмоциями

Логично предположить, что сложные эмоции — это спектр переживаний взрослых. Ну какой может быть социальный анализ в детсадовском возрасте? Однако нет — дети очень рано развивают способность ощущать сложный комплекс чувств. Это установили исследователи из Университета Бригама Янга. Оказалось, что уже двухлетние дети демонстрируют, например, гордость, а начиная с четырёх, по словам исследователей, уже можно обсуждать с ребёнком и прочие сложные эмоции: он точно будет знать, о чём вы говорите.

Обычно родители гораздо раньше исследователей обнаруживают в своих детях гордость, застенчивость и другие интересные переживания — правда, на родительские дневники не принято ставить ссылки. Зато точно задокументировано, что с 5–11 лет дети успешно понимают, что эмоции поддаются регуляции.

Однако не стоит забывать, что возможность управлять аффектами даёт префронтальная кора. Именно она помогает направлять внимание, подключать знания о мире и тем самым налаживать своё поведение. Кора достигнет зрелости уже после того, как вы отпразднуете 20-летний юбилей ребёнка. То есть детям просто не хватает инструментов, чтобы эффективно разруливать ситуацию с метанием бомб.

Это значит, что если мы будем достаточно терпеливы, то спустя 15–20 лет не пропадёт наш скорбный труд. Имеет смысл говорить и обсуждать с детьми эмоции, но обязательно делать скидку на незрелую кору.

Чтобы эмоциональное развитие проходило как по нотам, ребёнку необходимо:

  • узнать, что такое эмоции;
  • понять, откуда и почему они взялись;
  • признать свои чувства и чувства других;
  • разработать эффективные (ну, более-менее) способы управлять ими.

Смущение

Попав в неловкую ситуацию, ребёнок благодаря детскому эгоцентризму видит свой промах так, будто его поместили на все первые полосы газет. Родитель может помочь взглянуть на этот опыт со стороны. Спросите, как он себя ощущает, когда другие забывают строчку из стихотворения на концерте. Расскажите о похожем случае из вашей жизни, однако с осторожностью: ребёнок не должен почувствовать, будто вы ставите себя в пример историей о том, как вы здорово выкрутились, потеряв ключи от офиса.

Здесь важно не создать у ребёнка впечатление, что его чувства недостаточно серьёзны: для него это реальная проблема. Но и перегибать палку тоже было бы странно, поэтому не драматизируйте. Лучшее, что можно сделать, — похвалить ребёнка за то, как он с этим справляется. «Это и впрямь очень огорчает — забыть формулу прямо у доски. Но мне понравилось, как ты с этим справился: придумал свою. Это смело — продолжать действовать под взглядом Марьиванны».

Обида

Она формируется, когда человек ощущает некую несправедливость в отношении себя и одновременно испытывает гнев. Ребёнок может обидеться на то, что его коварно убеждают есть овощи, дают ему не ту шапку или его не позвали на праздник, на который позвали сестру. Ужасный, нечестный мир!

Обсуждать что-то с обиженным человеком непросто. Он обычно хлопает дверью и отказывается идти на переговоры. Но если вам всё же удастся побеседовать, начните стандартно: признайте чувства человека. Он имеет право на такие эмоции, и зелёные овощи в тарелке — это действительно неприятно.

Когда ребёнок отойдёт от проклятий в адрес угнетателя, спросите, насколько приятно зависеть от поведения других

Ведь обиженный человек будто даёт пульт управления своими чувствами другим. Так себе ситуация. Обида заставляет нас прятаться и бездействовать: всё несправедливо, я всех ненавижу. Спросите, как можно было бы улучшить ситуацию, что можно сделать, чтобы всё зависело от самого ребёнка. Если человек начнёт мыслить в рациональном ключе, можно считать, вы на верном пути.

Разочарование

Падающее в лужу мороженое и проигрыш в игре «Весёлые старты» — это серьёзные удары судьбы. Психологи считают, что родительское отношение к разочарованиям влияет на то, как ребёнок будет воспринимать неизбежные неудачи. Если мы начинаем скорбеть и терять надежду вместе с ребёнком, мы возлагаем на детские плечи двойное бремя. К собственной горечи примешивается осознание, что они нас подвели.

Хороший способ — рассматривать детские разочарования как полезный опыт, который готовит их ко взрослой жизни (и встрече выпускников).

Важно не пытаться избавить ребёнка от разочарований, не прикрыть все острые углы, а помочь их пережить

Итак, если крошка сын пришёл с опущенной головой (или, наоборот, в истерике), непременно посочувствуйте и признайте чувства. Когда страсти утихнут, можно обсудить, что именно можно извлечь из этого опыта. Как ты себя чувствовал, когда понял, что фея ненастоящая? Как ситуация должна была разворачиваться, на твой взгляд? Что можно сделать по-другому?

Вообще, было бы полезно учить ребёнка формировать правильные ожидания. «Мы пойдём в парк, и там будут весёлые-превесёлые качельки» — опасный ход. А что, если качельки окажутся не очень весёлыми? Что, если они не понравятся? Или на них будет километровая очередь? В общем, обсуждать возможности, надежды и совершенно точную информацию — тоже хорошая практика. Мороженое будет точно, но никогда не знаешь, потечёт оно тебе на платье или нет.

Зависть

Зависть тесно связана с ревностью и стыдом, это ощущение недовольства, которое в нас будят чьи-то достоинства, привилегии или игрушки. Она заставляет чувствовать себя хуже других: чёрт, у него красная машинка, а у меня всего лишь жёлтая!

В основе зависти (да и ревности) лежит тревога и ощущение угрозы. Если все бегут и обнимают младшую сестру, может, я плохой? Заметив признаки зависти у ребёнка, объясните, что это нормальное чувство. Вы что-то похожее испытываете, разглядывая ленту в соцсетях. Если ребёнок готов делиться, было бы здорово поблагодарить его за искренность, обнять, пожалеть — в общем, помочь справиться с тяжёлым состоянием, успокоиться. После этого было бы неплохо проанализировать количество внимания, которое получает ребёнок.

Возможно, ему нужно больше времени, общения или хотя бы направленных на него взглядов?

Важно заверить человека, что он любим, несмотря на цвет его машинки. Собственно с завистью можно бороться только одним способом — растить у человека самооценку. Говорить о том, как он важен и ценен. Ну и полезно объяснить, что у всех бывают периоды, когда он получает больше внимания и больше машинок: если он совсем маленький, или болеет, или готовится к важному выступлению, или мучается от тревоги.

Вина

Если человек чувствует, что сейчас даст маху, он стремится снять с себя ответственность: начинает обвинять других, мстить или делать вид, что его в комнате вообще нет. Это помогает избежать неодобрения взрослых и хотя бы как-то сохранить самооценку и вид знатока.

Лучшая стратегия с провинившимся ребёнком такова. Во-первых, имеет смысл не выходить из себя. С любящим и принимающим родителем у него гораздо меньше причин врать и придумывать, что это зайка смыл папье-маше в унитаз. Во-вторых, вспомните о мышлении роста (теория американского психолога Кэрол Дуэк). Ошибки — это инструмент обучения, способ в чём-то прокачаться. Признайте факт ошибки: да, засорять канализацию — это явный промах. Примите чувства ребёнка (и свои тоже: «Это действительно тяжело нам обоим»).

В-третьих, подумайте, что полезного вы из этого извлекли. Например, знание об устройстве клейстера и канализации и умение поговорить с незнакомым эксцентричным сантехником.

Как справляться со сложными эмоциями?

  • Правило четырёх секунд. Это время, за которое можно сделать вдох и выдох. Каждый раз, когда закипает возмущение, гнев или даже тревога, важно сделать глубокий вдох и выдох. Это первый шаг к управлению эмоциями. Когда такая практика станет привычной, контролировать автоматические реакции станет намного легче. Попробуйте освоить упражнение сами, а потом покажите или расскажите о нём подростку.
  • Мозг как дом. Такое упражнение рекомендует использовать нейропсихолог Дэниел Сигел. Представьте, что мозг — это дом, в котором есть два этажа. На верхнем этаже живут мыслители, а на нижнем — чувствующие персонажи. Идеально, когда этажи гармонично сотрудничают друг с другом. Нарисуйте такой дом с ребёнком и обсуждайте сложные эмоциональные состояния на наглядных примерах.

Базовые эмоции, взгляд гештальт-терапевта | Bodygestalt

ВЗГЛЯД ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТА НА БАЗОВЫЕ ЭМОЦИИ

Эмоция — накопляемая и накопленная энергия для изменения или сохранения дистанции и процесса контактирования. Эмоция позволяет менять дистанцию до другого и варьировать интенсивность контакта.

Эмоция это структурированное полем, останавливаемое возбуждение организма. Возбуждение порождает и останавливает и организм, и среда, т.е. эмоция принадлежит полю, организму и среде. Дистанция — это полевая характеристика, контакт тоже, энергия эмоции существует и в организме, и в среде. Первоисточник эмоции определить сложно, т.к. есть состояние среды и её влияние на организм, и эмоциональная реакция организма на среду, и есть феномены организма, которые размещаются организмом в среде через эмоции. Эмоция идентифицируется организмом через функции Эго и Персонелити. Энергия эмоции берется из Ид, а из взаимодействия Эго и Ид идентифицируется, если это эмоция аутичная или контактная, или из взаимодействия Эго и Персонелити, если это эмоция социальная или оценочная.

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций. Это эмоции: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вина, нежность, радость, удовлетворение, интерес, удивление, благодарность.

Аутичные эмоции — это эмоции, переживание которых возможно без субъекта в среде: отвращение, злость, страх, интерес, радость, удовлетворение, удивление. Контактные эмоции это эмоции к субъекту, т.е. это аутичные эмоции, но направленные к субъекту, и ещё нежность, печаль, благодарность. Социальные или оценочные эмоции — это стыд и вина. Сложная эмоция состоит из взаимодействия простых эмоций: например, зависть состоит из злости, интереса и стыда. Отличительной чертой базовых эмоций является то, что они легко преобразовываются в желание и действие. Сложные эмоции переживаются сложно, потому что они требуют одновременного удовлетворения двух и более потребностей (иногда противоположных).

Каждая эмоция поддерживает свой процесс изменения дистанции и активности. Переживая эмоцию, человек настраивает себя на определенные действия, поэтому нет негативных или позитивных эмоций, все эмоции являются позитивными. Скорее есть способность к переносимости эмоции. И удовольствие, нежность и радость некоторые не переносят долго, а вину, обиду и злость хранят годами. При контакте эмоция является рамками и формой взаимодействия организма и среды.

Приятно/неприятно переживать эмоцию является следствием отношения человека к данной эмоции, исходя из семейного сценария и опыта. Соответственно, деление на полезная/вредная эмоция — это следствие рационализации, подавления или стимулирования переживания.

Чередование напряжения и расслабления организма в среде — это влияние эмоции, т.к. любая эмоция есть выражение потребности и готовит к действию, соответственно приводит к напряжению, но при этом и среда активирует в организме эмоцию. А после полного проявления эмоции и удовлетворения потребности напряжение поля уменьшается. Таким образом, эмоции поддерживают спонтанную саморегуляцию, участвуя в процессе напряжения-расслабления.

Токсический уровень эмоции — это такой уровень эмоционального возбуждения, при котором эта эмоция доминирует и тормозит появление других эмоций, разрушает контакт организма со средой, сужает восприятие до тоннельного восприятия, организует чрезмерное сосредоточение энергии без разрядки, ведет к потере ориентировки и способности к тестированию реальности, подмене реальности на представления и фантазии о реальности. При этом возникает предельное возбуждение и состояние непереносимости данной эмоции. Деятельность человека и среды направлены на понижение интенсивности токсической эмоции.

Токсической эмоцией может быть любая базовая эмоция.

В фоне любой ситуации одновременно есть все базовые эмоции.

Страх

Страх (испуг, боязнь, ужас, паника) — эмоция возникающая при обнаружении опасности. В страхе есть знание о вредном и разрушительном прошлом и стремление избежать повторения опасного опыта в будущем. Страх предупреждает о возможном нарушении границ.

Страх проективен, часто отрицает настоящее, игнорирует реальные возможности и ресурсы.

Страх содержит в себе энергию для увеличения дистанции. При этом эта дистанция, в зависимости от способностей переживать страх и оценки опасности, могут быть следующими:

А. Максимальная дистанция для удаления от опасности. Это дистанция, при которой опасность перестает быть различимой и сливается с фоном. Это реакция бегства, разрушения контакта.

Б. Переносимая и подвижная дистанция. При этой дистанции опасность хорошо различима, но её влияние ограничено. Этот баланс между приближением и отдалением сохраняет неизменным отношения и контакт между организмом и средой. Эта дистанция возникает под влиянием двух страхов — страх приближения и страх удаления. Страх приближения останавливает сокращение дистанции и усиления контакта, т.к. контакт несет опасность, а страх удаления останавливается угрозой разрыва контакта, а интенсивность контакта колеблется вокруг зоны одновременного результирующего минимума от этих двух страхов. Фиксируется дистанция на уровне переносимости обоих страхов.

Как правило страх связан с интересом к новизне, изменениям и возможной опасности, с желанием противостоять среде или желанием познавать среду. Через страх удовлетворяются потребность в ориентировании и потребность в изменении ( «чего боюсь, того и хочу» ).

Страх может быть почти непереносимым, но если в ситуации присутствует стыд, то человек не может сильно изменить дистанцию. При увеличении дистанции до опасности страх становится переносимым, но непереносимым становится стыд, и образ Я меняется на неприемлемый, что ведет к сокращению дистанции. Так возникает колебание, при котором любая дистанция неприемлема. Для устойчивого изменения дистанции должна возникнуть другая эмоция, например, злость, отвращение, интерес.

Действия под влиянием страха:

1. Бегство, избегание, игнорирование, отрицание.

2. Замирание

3. Защита

A. Нападение

B. Контроль

4. Прогнозирование

5. Регрессия и беспомощность

6. Просьба о помощи

7. Рационализация

Страх переживается всем организмом. Можно выделить два типа страхов:

1. Витальные страхи, связанные с Ид:

Страх смерти,

Страх безумия,

Страх боли и болезни,

Страх бессилия, голода

Социальные страхи, связанные с Персонелити:

Страх ситуаций: нищеты, успеха, близости

Страх переживаний: беспомощности, бессилия, унижения, ответственности, отвержения (одиночество — это следствие отвержения. Экзистенциальное одиночество — это данность. Бывает одинокое одиночество, следствие отвержения или утраты, и свободное одиночество.)

Страх похож на отвращение увеличением дистанции, но в страхе есть энергия для контакта с опасностью, для исследования опасности, разоблачения и победы.

Токсичный страх — это ужас и паника.

Контактный страх — страх, боязнь.

Аутичный — ужас, испуг.

Злость

Злость (раздражение, неприязнь, досада, возмущение, сердитость, гнев, ярость ненависть, бешенство) — это эмоция для изменения существующей ситуации, для изменения и дистанции, и объекта или субъекта контактирования.

Если мишенью злости являются изменения отношения, ситуации, то она конструктивна. В случае если невозможно изменить отношения,то злость становится аннигиляционной и направляется или на объект, вызывающий злость, или на себя, на сам организм, или на разрыв отношений, т.к. разрыв отношений это тоже «уничтожение» объекта ( «Он для меня больше не существует» ). Но после внешнего прерывания отношений злость сохраняется в виде желания мести, чувства вины. Внутренние отношения не завершены, и злость является источником энергии для восстановления и трансформации отношений.

Причиной злости могут быть голод, боль и страх. Голод или дефицит возбуждают злость в организме для поиска и добывания из среды необходимых элементов среды, для преодоления сопротивления среды. Самый естественный ответ на боль — это злость, которая необходима для уничтожения источника боли. Страх, обозначая опасность в среде, активирует злость для защиты.

Злость поддерживает целостность и защиту границ.

Злость может быть покрывалом от других, болезненных эмоций, т.к. злость является хорошим обезболивающим и надежным источником энергии. Часто за злостью могут стоять стыд, вина, нежность, горе, страх и другие эмоции. Когда человек начинает переживать болезненное состояние от вины или стыда, то для обезболивания и уничтожения обидчика легко возникает злость.

В любой трансформации отношений есть энергия злости. Чтобы построить новое, нужно изменить, разрушить старое.

Злость — контактное чувство для уменьшения дистанции.

Основные сложности в проживании злости это — как высказывать свою злость и своё желание из злости, как злится сохраняя уважение к другому, как принимать бессилие своей злости и не наращивать интенсивность злости для уменьшения бессилия, как злясь сохранять контакт со средой и не впадать в эйфорию злости.

Токсическая злость — это ярость, бешенство.

Отвращение

Отвращение (брезгливость, пресыщение, пренебрежение, омерзение, гадливость). Эта эмоция возникает при нарушении границ организма, при котором произошло отравление и разрушение. Отравлять могут запахи, интроекты, отношения, внешний вид, способ поведения среды. Отвращение — это эмоция для отвержения и удаления с минимумом прикосновения, или, как минимум, для того, чтобы отвернуться. Если организм не может отторгнуть, то он сам отдаляется подальше от объекта отвращения. Отношения при отвращении не развиваются, дистанция увеличивается до тех пор, пока отвращение не сливается с эмоциональным фоном.

Отвращение помогает поддерживать целостность и границы, удаляя за пределы организма и за его границы всё, что его разрушает. При этом важно выделять в отношениях со средой отравляющие и поддерживающие отношения

Отвращение похоже на страх, т.к. обе эти эмоции увеличивают дистанцию, но отвращение предполагает отдаление и забывание, а страх — отдаление вместе с вниманием к опасности, и потом взаимодействие, т.к. в страхе есть энергия для контакта.

Злость и отвращение надо хорошо дифференцировать. Часто среда вызывает отвращение, а человек привычно пытается переживать раздражение и начинает ошибочно приближаться, тем самым, усиливая отвращение. Усиливающееся отвращение вызывает ещё большую злость, и так далее, вплоть до аннигиляционной агрессии.

В нашей культуре отвращение табуировано, подавлено, что и приводит, согласно Ф.Перлзу к жадности и корысти.

Печаль

Печаль (грусть, тоска, уныние, скорбь, горе). Эта эмоция помогает завершить отношения, создать новую целостность организма и восстановить границы. Печаль это энергия для завершения процесса потери и утраты. При потере происходит увеличение дистанции помимо желания, воли и контроля. Организм теряет ресурсы: поддержку среды, и внутренние ресурсы, или то и другое. Вместе с утратой приходит внутренняя боль и пустота, которые надо пережить и потом найти чем заполнить внутреннюю пустоту. Печаль помогает проститься с отношениями и согласиться с реальностью. Если привязанность была глубока, то после её утраты возникает ощущение пустоты, и человек может поддерживать образовавшуюся пустоту в ожидании возвращения и восстановления отношений. Если пустота достаточно объемна и нет ресурсов для проживания печали, то возможна и работа по восстановлению границ не может быть завершена, и возникает тоска или острое горе.

Признание пустоты и факта, что отношений больше не существует, самое сложное в работе с горем или токсической печалью. Энергия печали направлена на признание пустоты, бессилие удержать контакт, на проживание пустоты и её заполнение. Если другой был значим, то после работы печали, он остается в структуре Я, но уже занимает меньше места и пустота наполняется воспоминаниями, а не фантазиями и надеждами.

Часто чувство вины заполняет эту пустоту, сохраняя надежду на прощение и восстановление отношений. Если есть вина, значит, возможно, после наказания и прощения, произойдет возобновление отношений.

Аутичному клиенту завершить горевание легче.

Горе — это токсическая печаль.

Стыд (отвращение к себе).

Стыд (смущение, замешательсво, застенчивость, робость, скромность, неудобство, растерянность) — это интроецированное ребенком отвращение, отвержение и игнорирование родителей к самому ребенку. Позже, во внутренней речи, это отвращение звучит так: «Я отвратителен сам для себя. Как мне стыдно быть таким, какой я есть сейчас. Я готов сгореть от стыда, провалиться сквозь землю. Я краснею и прячусь» . Отвращение родителей является для ребенка отвержением, лишением их любви, и ребенок готов разрушить свое неугодное Я, отказаться от части себя, но остаться в контакте с родителями. Таким образом, ребенок, интроецируя стыд, обучается быть в контакте и соответствовать ожиданиям. Позже в переживании стыда есть отвержение какой-либо части своего Я под влиянием среды или интроекта. В переживании стыда есть присутствие незримого ока оценивающего наблюдателя, носителя правильных ценностей поведения. Наблюдающее око часто проецируется на партнера по контакту.

Стыд — это социализированное отвращение к себе.

Энергия стыда возникает из противопоставления идеального Я и оцененного Я, это напряжение между тем образом, каким человек хочет быть или выглядеть, и тем, каким себя оценивает. Оценка создается из самооценки и внешней оценки.

Стыд останавливает актуальный контакт, т.к. человек, испытывающий стыд, считает себя недостойным этого контакта, и он должен либо изменить себя, либо уйти.

Дистанция при переживании стыда фиксируется. Стыд, относительно дистанции, это остановленное бегство, замирание с исчезновением для уменьшения давления от оценивающего ока. Есть токсический стыд. Это стыд, при котором отвергаемая часть своего Я достаточно большая и сравнима с целым Я. Поэтому полное отвержение невозможно, т.к. возникает угроза всему Я. Но и целостность невозможна, т.к. энергия стыда неразряжена. Тогда задача терапии — это дифференциация внутренних отвержений, распознавание и новая ассимиляция интроектов, направление остановленной энергии на тестирование среды при постоянном признании терапевтом клиента.

Энергия стыда — это энергия для изменения и преобразования своего Я. Стыд сопровождает любое изменение я, например обучение, демонстрацию своих новых достижений и приобретений.

При нарциссическом типе организации контакта есть много скрытого стыда и огромный дефицит признания при невозможности его получить.

Вина (злость на собственные действия и страх наказания).

Человек совершил действие, которое принесло или приносит вред или разрушение другому человеку. Это разрушение может быть реальным, а может быть только предполагаемым. Для торможения таких действий среда возбуждает чувство вины. Также как при переживании стыда, в чувстве вины есть осуждающая значимая фигура, которая злилась на деятельность ребенка, наказывала его и обучила его быть виноватым при определенных действиях. В дальнейшем человек сам испытывает вину для остановки своих действий. Среда, обвиняя, может манипулировать человеком через вину.

Вина останавливает текущее действие и эту энергию незавершенного действия перенаправляет на завершение ситуации, т.е. предполагает просьбу о прощении за причиненный вред, принятие наказания, искупление и возмещение этого вреда, получение прощения и продолжение отношений.

Вина возможна только в зоне ответственности человека. Вина растворяется в прощении от другого, восстановления и признания границ.

Вина предполагает прощение, искупление и наказание, поэтому дистанция будет и на удаление и на сближение.

Токсическая вина — это переживание вины за события поля вне зоны ответственности человека. Такая вина поддерживает иллюзию всемогущества, захвата и управления другим через присвоение себе чужой ответственности, а реальные границы при этом игнорируются.

Нежность

Нежность, симпатия — переживание открытости к контакту и доступности для другого человека, усиливает и насыщает энергией процесс контактирования, раскрывает границы. Это эмоция максимального сокращения дистанции, вплоть до слияния, но слияние в нежности подвижное и позволяет легко восстанавливать автономность. Нежность сохраняет границу между Я и Ты, и позволяет образовывать Мы. Нежность иногда вызывает стыд.

Энергия нежности берется из потребности в привязанности и близости.

Токсичная нежность — это патологическое Эго-слияние.

Радость

Радость — это эмоция, поддеживающая процесс передачи важной и ценной собственности от человека в среду, процесс выделения из организма в среду. Радость поддерживает и укрепляет отношения и контакт, расширяет границы. Радость переживается при излучении любви, знаний, заботы, агрессии. Дистанция сокращается, контакт насыщается. Радость, поддерживая процесс выделения, может не учитывать возможность среды по усваиванию выделяемого организмом.

Нежность и радость могут быть агрессивны, если теряются обратные связи организм-среда.

Причина радости в избытке.

Токсичная радость — это эйфория.

Удовлетворение

Удовлетворение поддерживает процессы поглощения и усвоения, дистанция сокращается вначале до минимальной, а потом удовлетворение поддерживает здоровое слияние, при котором взаимодействие максимально полное, а границ нет (усвоение еды в желудке). По мере насыщения удовлетворение уменьшается. Процесс поглощения и ассимиляции регулируется парой отвращение и удовлетворение. В процессе поглощения и последующей ассимиляции удовлетворение ослабевает, т.к. возникает насыщение, а отвращение нарастает (самые вкусные кусочки еды это первые кусочки). Далее есть момент, когда удовлетворение по силе равняется растущему отвращению, это самое время для прекращения поглощения и увеличения дистанции до, например, еды.

При радости важно сохранить чувствительность к партнеру и не перекормить его, а при эмоции удовлетворения — важно сохранить чувствительность к себе. Радость и удовлетворение поддерживают экологичный обмен в цикле контакта.

Токсическое удовлетворение может быть неразборчивостью и ненасыщаемостью.

Удивление

Удивление поддерживает ориентацию в пространстве, времени и ситуации, останавливает или суживает процесс взаимодействия, фиксирует дистанцию, усиливает границы. Удивление фиксирует внимание на изменениях в поле и дает энергию для ориетировки в нем.

Удивление поддерживает спонтанную саморегуляцию, а способность видеть новое в обычном и очевидном поддерживает удивление.

Контроль блокирует удивление. Часто удивление затмевается испугом, если уровень тревоги высокий.

Причина удивления в изменчивости поля.

Удивление блокируется усталостью, т.к. нет сил к адаптации к новому в среде.

Токсическое удивление — это шок.

Интерес

Интерес — это эмоция, поддерживающая сближение и постепенное усиление процесса контактирования. Сокращение дистанции медленное при условии, что другой остается отдельным субъектом со своими границами. Энергия интереса поддерживает контакт через обнаружение, раскрытие и изменение новых фигур.

Интерес сохраняется, пока есть новизна и привлекательность различий, и нет слияния, а субъект интереса не захватывается и не подчиняется.

Токсический интерес — подглядывание.

Благодарность

Благодарность помогает завершить и прекратить данный контакт, но не отношения. После выражения благодарности дистанция увеличивается, энергия контакта убывает, границы закрываются. Благодарность — это эмоция постконтакта, которая создает новые границы, т.к. поле изменилось в результате контакта.

Если в контакте были радость и удовлетворение, и возникли насыщение и легкость, то благодарность возникает легко. Если в контакте переживались злость, отвращение, вина или стыд, то благодарность возникает не столь просто.

Если контакт завершается, а благодарность не возникает, то можно предполагать чувство вины, которое продлевает процесс контактирования и мешает завершению контакта.

Неадекватная и многократная благодарность унижает.

Токсическая благодарность — преклонение и фанатизм.

Дистанция может регулироваться парами эмоций:

  1. Страх приближения/страх отдаления фиксируют дистанцию.
  2. Пара интерес/страх регулируют среднюю дистанцию.
  3. Пара нежность/отвращение регулируют близкую дистанцию.
  4. Пара благодарность/печаль завершают контакт и увеличивают дистанцию.

Формальные модели эмоций — Википедия

Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме, применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются KARO[1][2][3], EMA[4], CogAff[5], Affective Computing[6] и модель Фоминых—Леонтьева[7][8][9].

KARO[1][2][3] («Knowledge, Actions, Results and Opportunities» = «Знание, действие, результат и возможности») основано на модели ОСС (Ortony, Clore, Collins)[10], описывающей качественную и количественную сторону 22 видов эмоций. Качественно ОСС описывает условия возникновения каждой эмоции, количественно указывает, как интенсивность эмоции определяется условиями её возникновения и какие переменные определяют интенсивность. Например, эмоция благодарности качественно определяется как результат «чьих-то похвальных действий и приятных связанных желательных событий». Интенсивность благодарности определяется 1) суждением о похвальности действия, 2) неожиданностью этого события, 3) желательностью этого события.

Ниже приводится описание когнитивной структуры 22 эмоций в ОСС.

Простейшие эмоции[править | править код]

В ОСС простейшими эмоциями считаются радость, сводящаяся к удовольствию, и горе, сводящееся к неудовольствию.

Простейшие эмоции
РадостьУдовольствие
ГореНеудовольствие

Группа «Удача другого»[править | править код]

Кроме признака удовольствие — неудовольствие, которое В. Вундт называл знаком эмоции, в ОСС используется признак желательное — нежелательное событие. В этих терминах группа эмоций, которую называют «удача другого» будет выглядеть следующим образом.

Удача-Неудача другого?
Радость за другогоУдовольствие от события, желательного для другого
ЗлорадствоУдовольствие от события, нежелательного для другого
НегодованиеНеудовольствие от события, желательного для другого
ЖалостьНеудовольствие от события, нежелательного для другого

Группа «Предположение — подтверждение»[править | править код]

Ещё один признак это предполагаемое — подтвердившееся событие. С помощью этого признака в ОСС получается ещё 6 эмоций.

Предположение — подтверждение
Надеждаудовольствие от предполагаемого приятного события.
Удовлетворениеудовольствие от приятного подтвердившегося события.
Облегчениеудовольствие от не подтвердившегося неприятного события.
Страхнеудовольствие от неприятного предполагаемого события.
Подтвердившийся страхнеудовольствие от подтвердившегося неприятного события.
Разочарованиенеудовольствие от не подтвердившегося приятного события.

Группа «Оценка действий»[править | править код]

Оценка действий
Гордостьположительная оценка своих действий
Восхищениеположительная оценка чужих действий
Стыдотрицательная оценка своих действий
Упрекотрицательная оценка чужих действий

Группа «Оценка объекта»[править | править код]

Оценка объекта
Любовьприятное влечение к объекту.
Ненавистьнеприятное отвержение объекта.

Сложные эмоции[править | править код]

Кроме того, в ОСС рассматриваются 4 сложных эмоции.

Сложные эмоции
Благодарностьрадость + восхищение
Гневупрек + горе
Вознаграждениерадость + гордость
Раскаяниестыд + горе.

KARO является формализацией модели ОСС на основе формальной логики.

EMA[4] также восходит к модели ОСС. Для описания эмоций используется несколько переменных: полезность, желательность (D), вероятность события (p) и т. п. С помощью этих переменных несколько эмоций определяются следующим образом.

EMA
РадостьD > 0, p = 1
НадеждаD > 0, p < 1
СтрахD < 0, p < 1
Дистресс (горе)D < 0, p = 1

CogAff[5] описывает общую архитектуру управления действием.[11]

Affective computing[en][6] декларирует возможность распознавания эмоций человека роботом по лицевому выражению и характерному поведению. Также декларируется возможность внешнего выражения эмоций роботом. Переход из одного эмоционального состояния в другое описывается с помощью цепи Маркова.

В модели Фоминых-Леонтьева[7][8][9] эмоция определяется как числовая функция (имеющая смысл силы эмоции) от некоторого набора параметров, описывающих ситуацию. Для каждого вида эмоций описан свой набор параметров. Для каждого агента (человека, животного, робота) и для каждой эмоции возможна своя функция F, определяющая силу эмоции в зависимости от величины аргументов. Е = F(…)

Такие общие представления близки к ОСС. Различие заключается в выборе параметров и наборе параметров, соответствующих каждой эмоции. Основным параметром для утилитарных эмоций является количество полученного (потерянного) ресурса R или уровень достижений. Если ситуация описывается только этим параметром, то при

  • R > 0 возникает эмоция радости,
  • R < 0 возникает горе.

Для радости и горя Е = F(R).

При этом подразумевается, что ситуация уже завершилась и величина R точно известна. Эмоции, возникающие после завершения ситуации, называются констатирующими. Если ситуация ещё не завершилась, то в модели ситуации агента может быть сформирована оценка или прогноз величины R, которая обозначается РR. Параметр РR формирует предшествующие эмоции

Для надежды и страха Е = F(р,РR).

В частности, если рассмотреть параметр R как функцию от времени (банковский счет, например) R(t), то прогноз можно делать с помощью производной dR(t)/dt.

  • dR(t)/dt > 0 надежда,

В[7] производится построение разложения ещё нескольких десятков эмоций в виде выпуклой комбинации восьмерки базовых эмоций. Например,

вина = a*горе + b*удовлетворение,

где a и b числовые положительные коэффициенты а + b = 1.

В[12][13] на основе анализа мимических выражений эмоций получены значения а =0.7, b = 0.3.

  1. 1 2 Steunebrink, B. R., Dastani, M. M. & Meyer, J-J. Ch. (2008). A Formal Model of Emotions: Integrating Qualitative and Quantitative Aspects. In G. Mali, C.D. Spyropoulos, N. Fakotakis & N. Avouris (Eds.), Proc. 18th European Conference on Artificial Intelligence (ECAI’08) (pp. 256—260). Greece/Amsterdam: Patras / IOS Press
  2. 1 2 J.-J. Ch. Meyer, «Reasoning about emotional agents», in Proceedings of ECAI’04, pp. 129—133. IOS Press, (2004).
  3. 1 2 J.-J. Ch. Meyer, W. v. d. Hoek, and B. v. Linder, «A logical approach to the dynamics of commitments», Artificial Intelligence, 113, 1-40, (1999).
  4. 1 2 J. Gratch and S. Marsella, «A domain-independent framework for modeling emotions», J. of Cognitive Systems Research, 5(4), 269—306, (2004)
  5. 1 2 A. Sloman, «Beyond shallow models of emotion», Cognitive Processing, 2(1), 177—198, (2001)
  6. 1 2 R. W. Picard, Affective Computing, MIT Technical Report, 1995
  7. 1 2 3 Леонтьев В. О. Классификация эмоций. Одесса, 2002 Архивировано 26 февраля 2009 года.
  8. 1 2 Фоминых И. Б. Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем. Десятая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2006. Труды конференции.
  9. 1 2 Леонтьев В. О. Формулы эмоций. Одиннадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2008. Труды конференции. Т. 1
  10. ↑ Ortony, A.; Clore, G. L.; and Collins, A. 1988. The Cognitive Structure of Emotions. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  11. ↑ THE BIRMINGHAM COGNITION AND AFFECT PROJECT
  12. ↑ Ю. Г. Кривонос, Ю. В. Крак, О. В. Бармак, Г. М. Ефимов Моделирование и анализ мимических проявлений эмоций. Доклады национальной академии наук Украины, 2008, 12
  13. ↑ Ю. В. Крак, О. В. Бармак, Г. М. Ефимов Информационная технология распознавания эмоциональной мимики на лице человека. Вестник Киевского университета, серия Кибернетика,2008,вып.8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *