В качестве исходного момента для объяснения динамических изменений в развитии выступает принцип «ведущего типа деятельности» (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и др.).
По А.Н.Леонтьеву, «ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития». «Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную».
В качестве ведущей деятельности для дошкольного возраста выступает игровая деятельность, общение, детское художественное творчество, для подросткового возраста — интимно-личное общение, учебная деятельность, познание, переходящее в ценностно-ориентационную деятельность.
В теоретическом плане необходимо обратиться к исходному для психологии понятию Л.С.Выготского «социальная ситуация развития», не подменяя его понятием «ведущий тип деятельности». Определяющим развитие личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, складывающийся у нее с референтными, находящимися на различных уровнях развития в этот период группами и лицами, и взаимосвязями деятельностей, которые задают эти референтные группы, общением в них, а не монополия «ведущего типа деятельности».
Это конкретизирует и на экспериментальном материале подтверждает с позиций деятельностного подхода к личности положение Л.С.Выготского о «социальной ситуации развития как отношении между ребенком и социальной средой». Отношения у одних, к примеру, подростков могут опосредствоваться учебной деятельностью в классе, спортивной — в волейбольной команде, у других, напротив, противоправной деятельностью в криминальной «группировке». А.Г.Асмолов считает, что «деятельность определяет личность, но личность выбирает ту деятельность, которая ее определяет».
Итак, следует различать два подхода к развитию личности. Первый, собственно психологический — что уже есть у развивающейся личности и что может быть в ней сформировано в данной конкретной социальной ситуации развития. В рамках этого подхода понятно, что в пределах одного и того же возраста различные по типу деятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития. Второй, собственно педагогический подход — что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социальным требованиям. В рамках этого подхода некоторая социально-одобряемая деятельность всегда выступает как: ведущая для развития личности, опосредствуя ее отношения с социальной средой, общение с окружающими, конституируя «социальную ситуацию развития». Однако это не будет один «ведущий тип деятельности» для каждого возраста.
Развитие личности не может и не должно на каждом возрастном этапе определяться всего лишь одним «ведущим типом деятельности». В подростковом и раннем юношеском возрасте развитие интеллекта обеспечивается учебной деятельностью, и для этой цели она является ведущей; социальная активность задается деятельностью, обеспечивающей адаптацию в различающихся группах; физическое совершенство — спортивной деятельностью; нравственное развитие — взаимодействием с референтными лицами, дающими возможность подростку осваивать образцы поведения. Очевидно, что чем больше расширяются социальные связи, тем более они перекрещиваются между собой.
Задача развития личности не предполагает необходимости для того или иного возрастного периода и соответственно для каждого ребенка данной возрастной группы выделить одну-единственную ведущую деятельность как личностнообразующую, оставив за другими роль ее сателлитов. В противном случае нельзя не опасаться, что будет происходить однобокое формирование личности, что возникнет некая гипертрофия одной из ее сторон, тормозящая развитие и противоречащая ее гармонизации.
В качестве личностнообразующей ведущей деятельности на каждом возрастном этапе необходимо сформировать комплексную многоплановую деятельность или, точнее, динамическую систему деятельностей, каждая из которых решает свою специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиями, и в которой нет оснований выделять ведущие или же ведомые компоненты.
Смена ведущей деятельности. — Студопедия
Деятельность– это процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Эти процессы характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. с мотивом. А. Н. Леонтьев указывал, что важная психологическая особенность деятельности состоит в том, что с деятельностью специфически связан особый класс психических переживаний – эмоции и чувства. Эти переживания зависят не от отдельных частных процессов, но всегда определяются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой они входят.
По словам А. Н. Леонтьева, от деятельности отличаются процессы, называемые действиями. Действие– это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (т. е. с тем, на что оно направлено), а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено.
Существует своеобразное отношение между деятельностью и действием. Мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие превращается в деятельность. Этот момент представляется исключительно важным. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают новые отношения к действительности. Этот процесс как раз и составляет ту конкретно психологическую основу, на которой возникают изменения ведущей деятельности и, следовательно, переходы от одной стадии развития к другой.
Смена ведущей деятельности служит основой дальнейших изменений, характеризующих развитие психики ребенка. Согласно выводам А. Н. Леонтьева, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет (непосредственная цель) был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую это действие включено. Цель одного и того же действия может сознаваться по-разному в зависимости от того, в связи с каким именно мотивом она возникает. Тем самым меняется и смысл действия для субъекта. Предположим, что ребенок занят приготовлением уроков и решает заданную ему задачу. Он, конечно, сознает цель своего действия. Она состоит для него в том, чтобы найти требуемое решение и записать его. Именно на это и направлено его действие. Как при этом сознается эта цель, т. е. какой смысл имеет для ребенка данное действие? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, в какую деятельность включено данное действие ребенка или, что то же самое, в чем состоит мотив этого действия. Может быть, мотив состоит здесь в том, чтобы научиться арифметике; может быть, в том, чтобы не огорчить учителя; может быть, наконец, просто в том, чтобы получить возможность пойти играть с товарищами. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить заданную задачу. Но смысл этого действия для ребенка будет всякий раз различным; поэтому психологически различными будут и сами его действия. В зависимости от того, в какую деятельность включено действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику. Это основной закон процесса развития действий.
Осознание– осмысливание ребенком явлений действительности – происходит в связи с его деятельностью. На каждой стадии развития ребенка оно ограничено кругом его деятельности, зависящим в свою очередь от ведущего отношения, от ведущей деятельности, которая характеризует данную стадию в целом. Как указывает А. Н. Леонтьев, речь здесь идет именно об осознании, т. е. о том, какой личностный смысл имеет для ребенка данное явление, а не о знании им этого явления.
По словам А. Н. Леонтьева, следующая группа изменений, наблюдаемых в процессе развития ребенка, – изменения в области операций. Операции– это способ выполнения действия. Операция представляет собой необходимое содержание всякого действия, но она не тождественна с действием. Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и, наоборот, одними и теми же операциями осуществляются иногда разные действия. Это объясняется тем, что в то время как действие определяется целью, операция зависит от условий, в которых эта цель дана. Операция определяется задачей, т. е. целью, данной в условиях, требующих определенного способа действия. Для развития сознательных операций характерно, что, как показывают экспериментальные исследования, всякая сознательная операция впервые формируется в качестве действия и иначе возникнуть не может. Сознательные операции формируются сначала как целенаправленные процессы, которые лишь затем могут в некоторых случаях приобретать форму автоматизированного навыка. Для того чтобы превратить действие ребенка в операцию, надо поставить ребенка перед такой новой целью, при которой данное его действие станет способом выполнения другого действия. Иначе говоря, то, что было целью данного действия, должно превратиться в одно из условий действия, требуемого новой целью. (По материалам А. Н. Леонтьева).
ЛЕКЦИЯ № 20. Смена ведущей деятельности
Деятельность – это процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Эти процессы характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. с мотивом. А. Н. Леонтьев указывал, что важная психологическая особенность деятельности состоит в том, что с деятельностью специфически связан особый класс психических переживаний – эмоции и чувства. Эти переживания зависят не от отдельных частных процессов, но всегда определяются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой они входят.
По словам А. Н. Леонтьева, от деятельности отличаются процессы, называемые действиями. Действие – это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (т. е. с тем, на что оно направлено), а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено.
Существует своеобразное отношение между деятельностью и действием. Мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие превращается в деятельность. Этот момент представляется исключительно важным. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают новые отношения к действительности. Этот процесс как раз и составляет ту конкретно психологическую основу, на которой возникают изменения ведущей деятельности и, следовательно, переходы от одной стадии развития к другой.
Смена ведущей деятельности служит основой дальнейших изменений, характеризующих развитие психики ребенка. Согласно выводам А. Н. Леонтьева, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет (непосредственная цель) был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую это действие включено. Цель одного и того же действия может сознаваться по-разному в зависимости от того, в связи с каким именно мотивом она возникает. Тем самым меняется и смысл действия для субъекта. Предположим, что ребенок занят приготовлением уроков и решает заданную ему задачу. Он, конечно, сознает цель своего действия. Она состоит для него в том, чтобы найти требуемое решение и записать его. Именно на это и направлено его действие. Как при этом сознается эта цель, т. е. какой смысл имеет для ребенка данное действие? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, в какую деятельность включено данное действие ребенка или, что то же самое, в чем состоит мотив этого действия. Может быть, мотив состоит здесь в том, чтобы научиться арифметике; может быть, в том, чтобы не огорчить учителя; может быть, наконец, просто в том, чтобы получить возможность пойти играть с товарищами. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить заданную задачу. Но смысл этого действия для ребенка будет всякий раз различным; поэтому психологически различными будут и сами его действия. В зависимости от того, в какую деятельность включено действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику. Это основной закон процесса развития действий.
Осознание – осмысливание ребенком явлений действительности – происходит в связи с его деятельностью. На каждой стадии развития ребенка оно ограничено кругом его деятельности, зависящим в свою очередь от ведущего отношения, от ведущей деятельности, которая характеризует данную стадию в целом. Как указывает А. Н. Леонтьев, речь здесь идет именно об осознании, т. е. о том, какой личностный смысл имеет для ребенка данное явление, а не о знании им этого явления.
По словам А. Н. Леонтьева, следующая группа изменений, наблюдаемых в процессе развития ребенка, – изменения в области операций. Операции – это способ выполнения действия. Операция представляет собой необходимое содержание всякого действия, но она не тождественна с действием. Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и, наоборот, одними и теми же операциями осуществляются иногда разные действия. Это объясняется тем, что в то время как действие определяется целью, операция зависит от условий, в которых эта цель дана. Операция определяется задачей, т. е. целью, данной в условиях, требующих определенного способа действия. Для развития сознательных операций характерно, что, как показывают экспериментальные исследования, всякая сознательная операция впервые формируется в качестве действия и иначе возникнуть не может. Сознательные операции формируются сначала как целенаправленные процессы, которые лишь затем могут в некоторых случаях приобретать форму автоматизированного навыка. Для того чтобы превратить действие ребенка в операцию, надо поставить ребенка перед такой новой целью, при которой данное его действие станет способом выполнения другого действия. Иначе говоря, то, что было целью данного действия, должно превратиться в одно из условий действия, требуемого новой целью. (По материалам А. Н. Леонтьева).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Теория периодизации детского развития Д.Б. Эльконина Выполнил: Зорихин И.Л.
2 слайд Описание слайда:Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) — ученик выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии.
3 слайд Описание слайда:Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.
4 слайд Описание слайда:Периодизация психического развития в онтогенезе по Д.Б. Эльконину Возраст Эпоха Период Ведущая деятельность Тип отношений 0–1 год Раннее детство Младенчество Непосредственно-эмоциональное общение Человек – человек 1–3 года Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность Человек – предмет 3–7 лет Детство Дошкольное Сюжетно-ролевая игра Человек – человек 7–11 лет Младшее школьное Учебная деятельность Человек – предмет 11–13 лет Подростничество Младшее Интимно-личностное общение Человек – человек 13–15 лет Старшее Учебно-профессиональная деятельность Человек – предмет
5 слайд Описание слайда:Д.Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность – период освоения мотивов и задач деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий. Все эпохи в детстве состоят из двух связанных периодов, которые сопровождаются трудностями в отношениях с взрослыми. В психологии их называют – критическими или кризис возрастного развития.
6 слайд Описание слайда:Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии: • Кризис первого года (переход к раннему возрасту). • Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту). • Кризис 7-ми лет (переход к младшему возрасту). • Кризис подросткового возраста.
7 слайд Описание слайда:Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.
8 слайд Описание слайда:Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития
9 слайд Описание слайда:Основываясь на своих исследованиях вместе с В.В. Давыдовым разработал систему начального образования. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.
10 слайд Описание слайда:С критикой периодизации Эльконина выступил известный советский психолог А.В.Петровский, который, в свою очередь, развивал «деятельностный подход» в сфере социальной психологии применительно к формированию коллективов и других групп: «Детская психология не располагает никакими экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе, например, в дошкольном возрасте или в трех школьных возрастах. Все это всегда было результатом наших собственных умозрительных построений»
11 слайд Описание слайда:Критика теории Конец XX — начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития.
12 слайд Описание слайда:Главный недостаток системы обучения Эльконина-Давыдова Общий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова: она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
13 слайд Описание слайда:Рекомендуемая литература: 1. Нежнова Т.А. От составителя //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология 1989г. № 4 с 9-10 2. Эльконин Д.Б. «… Нет меры могущей измерить чувство дружбы моей » (фронтовые письма к А.Н.Леонтьеву) там же с. 10-20 3. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // А.Н.Леонтьев. Проблемы развития психики. М . 19814. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971г 5. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психологии. 1987.№ 1. 15-26 6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-799454
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Любая возрастная периодизация, в том числе и психического развития, предполагает выделение критериев для разделения онтогенеза на отдельные, количественно и качественно различные по своему содержанию стадии.
Прежде всего, рассмотрим понятие собственно критерия. Анализ словарей показывает следующее.
Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.
Критерий — это признак, на основании которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо.
Таким образом, оба определения показывают, что критерием выступает некий признак, на основании которого и становится возможным сравнение и последующее разделение (классификация) изучаемого феномена на соответствующие группы, классы, стадии и т.п.
Следовательно, применительно к процессу психического развития критерием возрастной периодизации может выступать такой признак, который отражает существенные особенности самого процесса развития, является показателем возрастных изменений.
В настоящее время единого подхода к выделению критериев возрастной периодизации психического развития человека нет. Вместе с тем, еще Л.С. Выготский, осознавая значимость этой проблемы, сделал попытку (в известной работе «Проблема возраста») проанализировать, обобщить и оценить существовавшие на тот момент теоретические подходы к выделению критериев периодизации. Кроме того, Л.С. Выготский предложил и свое видение данной проблемы, определив в рамках разрабатываемой им теории признаки (критерии), характеризующие возраст и позволяющие разделить детское развитие на ряд возрастных стадий.
По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы в зависимости от того, какие критерии используются для классификации возрастов.
Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, так или иначе связанного с процессом развития.
К ней можно отнести периодизации, созданные на основании использования биогенетического принципа (периодизации Э. Гетченсона, В. Штерна, К. Бюлера). Однако периодизации сторонников биогенетического принципа Л.С. Выготский критиковал.
Еще один пример — периодизация Рене Заззо, который построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование.
Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии и по мнению Л.С. Выготского этот критерий (ступени системы воспитания и обучения) более удачный, чем критерий биогенетического принципа.
Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.
Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.
Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека.
Л.С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» (Выготский Л.С., 1991). Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психологические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества.
Эта проблема интересовала и А.Н. Леонтьева, который в статье «К теории развития психики ребенка» ввел понятие «ведущий тип деятельности». Он указал, что с возрастом меняется место ребенка в системе общественных отношений, что сопровождается деятельностью ребенка, которая является определяющей в его развитии.
Идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева послужили основой для создания Д.Б. Элькониным возрастной периодизации развития ребенка, которая сейчас считается общепринятой в отечественной возрастной психологии.
2.3.2 Характеристика критериев возрастной периодизации, принятых в советской психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологическое новообразование, кризис развития
Первым критерием возрастной периодизации психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, можно выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.
Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.
Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:
1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми,присущее младенцу с первых недель жизни и до года.
2. Предметно-манипулятивная деятельностьребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).
3. Сюжетно-ролевая игра,присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).
4. Учебная деятельностьмладших школьников от 6 до 10-11 лет.
5. Общениеподростков со сверстниками в возрасте от 10-11 до 15 лет.
6. Учебно-профессиональная деятельностьюношей в возрасте от 15 до 18-20 лет, центральной линией развития которых выступает самоопределение.
Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития. (Реан, с. 60-66)
Понятие ведущей деятельности, как известно, разрабатывалось А.Н. Леонтьевым, который выделил ее основные признаки. «Ведущесть» деятельности не определяется чисто количественно числом часов, посвященных ей. Ведущей называют ту деятельность, которая характеризуется следующими тремя признаками:
во-первых, это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности;
во-вторых, это деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы;
в-третьих, это деятельность, от которой сильно зависят наблюдаемые в данный период развития основные изменения личности ребенка.
Таким образом, ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Анализ теории деятельности Д.Б Элькониным позволил ему обнаружить два основных типа ведущих видов деятельности и регулярность смены деятельности первого типа деятельностью второго типа и затем наоборот. В деятельности первого типа развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера, сфера смыслов и значений, а в деятельности второго типа — операционально-техническая сфера, сфера деятельности человека, направленная на усвоение способов действий с предметами, соответствующих знаний о предметах. (Марцинковская, с. 269-271)
Именно в определенной социальной ситуации развития и в процессе осуществления ведущего вида деятельности, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.
Психологическое новообразование — это:
— во-первых,психические и социальные изменения,возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;
— во-вторых,новообразование — обобщенный результат этих изменений,всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, 1984).
Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты» (Выготский Л. С, 1984, с. 254). Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, самооценка в подростковом возрасте).
Значимость понятия «психологическое новообразование» состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию взрослых. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства или капризов.
Кризис развития — это следующий критерий периодизации развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» (Выготский Л. С, 1984, с. 384). Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.
Подведем итоги анализа основных понятий, описывающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.
Таким образом, развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они являются основным результатом ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени. Именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка, и действительно, с их появлением завершается один период развития и открывается следующий.
Наконец, новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которыми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит перелом в психическом развитии. (Реан, с. 61-66)
Стабильные и критические периоды развития. Проблема кризисов развития в исследованиях советских психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова и др.). Структура возрастного кризиса
Сущностью каждого кризиса, отмечал Л.С. Выготский, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка (Божович Л. И., 1979). Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.
Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.
Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания.Позднее был открыт кризис трех лет.Еще позднее был изучен кризис семи лет.Наряду с ними выделяют кризис новорожденностии кризис одного года.Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.
Любой кризис имеет две стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития ребенка.
Первая из них — разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса — это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. «Здесь всегда осуществляются и конструктивные процессы, происходят позитивные изменения, которые составляют главный смысл каждого переломного периода»,— подчеркивает В. В. Давыдов (Давыдов В. В., 1986, с. 76). Речь идет об уже известных нам психологических новообразованиях.
В заключение несколько слов об особенностях протекания кризиса развития.
Во-первых,для него характерна неотчетливость границ,отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям или врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие свой отпечаток на протекание кризиса.
Во-вторых,мы сталкиваемся с трудновоспитуемостьюдетей в этот момент вследствие того, «что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности» (Выготский Л. С, 1984, с. 252-253). Конфликты со взрослыми в это время возникают чаще, а вместе с ними приходят мучительные и болезненные переживания. Трехлетний ребенок на какое-то время становится упрямым, капризным, строптивым и своевольным. Семилетний ребенок в это время становится неуравновешенным, несдержанным и капризным. У тринадцатилетних подростков падает работоспособность, затухают и нередко отмирают прежние интересы, а поведение приобретает негативный характер (Давыдов В. В., 1986). В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения. (Реан, с. 64)
Лекция № 20. Смена ведущей деятельности
Деятельность – это процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Эти процессы характеризуются психологически тем, что- то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. с мотивом.А. Н. Леонтьев указывал, что важная психологическая особенность деятельности состоит в том, что с деятельностью специфически связан особый класс психических переживаний – эмоции и чувства. Эти переживания зависят не от отдельных частных процессов, но всегда определяются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой они входят.
По словам А. Н. Леонтьева, от деятельности отличаются процессы, называемые действиями. Действие – это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (т. е. с тем, на что оно направлено), а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено.
Существует своеобразное отношение между деятельностью и действием. Мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие превращается в деятельность. Этот момент представляется исключительно важным. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают новые отношения к действительности. Этот процесс как раз и составляет ту конкретно психологическую основу, на которой возникают изменения ведущей деятельности и, следовательно, переходы от одной стадии развития к другой.
Смена ведущей деятельности служит основой дальнейших изменений, характеризующих развитие психики ребенка. Согласно выводам А. Н. Леонтьева, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет (непосредственная цель) был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую это действие включено. Цель одного и того же действия может сознаваться по-разному в зависимости от того, в связи с каким именно мотивом она возникает. Тем самым меняется и смысл действия для субъекта. Предположим, что ребенок занят приготовлением уроков и решает заданную ему задачу. Он, конечно, сознает цель своего действия. Она состоит для него в том, чтобы найти требуемое решение и записать его. Именно на это и направлено его действие. Как при этом сознается эта цель, т. е. какой смысл имеет для ребенка данное действие? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, в какую деятельность включено данное действие ребенка или, что-то же самое, в чем состоит мотив этого действия. Может быть, мотив состоит здесь в том, чтобы научиться арифметике; может быть, в том, чтобы не огорчить учителя; может быть, наконец, просто в том, чтобы получить возможность пойти играть с товарищами. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить заданную задачу. Но смысл этого действия для ребенка будет всякий раз различным; поэтому психологически различными будут и сами его действия. В зависимости от того, в какую деятельность включено действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику. Это основной закон процесса развития действий.
Осознание – осмысливание ребенком явлений действительности – происходит в связи с его деятельностью. На каждой стадии развития ребенка оно ограничено кругом его деятельности, зависящим в свою очередь от ведущего отношения, от ведущей деятельности, которая характеризует данную стадию в целом. Как указывает А. Н. Леонтьев, речь здесь идет именно об осознании, т. е. о том, какой личностный смысл имеет для ребенка данное явление, а не о знании им этого явления.
По словам А. Н. Леонтьева, следующая группа изменений, наблюдаемых в процессе развития ребенка, – изменения в области операций. Операции – это способ выполнения действия. Операция представляет собой необходимое содержание всякого действия, но она не тождественна с действием. Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и, наоборот, одними и теми же операциями осуществляются иногда разные действия. Это объясняется тем, что в то время как действие определяется целью, операция зависит от условий, в которых эта цель дана. Операция определяется задачей, т. е. целью, данной в условиях, требующих определенного способа действия. Для развития сознательных операций характерно, что, как показывают экспериментальные исследования, всякая сознательная операция впервые формируется в качестве действия и иначе возникнуть не может. Сознательные операции формируются сначала как целенаправленные процессы, которые лишь затем могут в некоторых случаях приобретать форму автоматизированного навыка. Для того чтобы превратить действие ребенка в операцию, надо поставить ребенка перед такой новой целью, при которой данное его действие станет способом выполнения другого действия. Иначе говоря, то, что было целью данного действия, должно превратиться в одно из условий действия, требуемого новой целью. (По материалам А. Н. Леонтьева).
Лекция № 20. Смена ведущей деятельности
Деятельность – это процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Эти процессы характеризуются психологически тем, что- то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. с мотивом.А. Н. Леонтьев указывал, что важная психологическая особенность деятельности состоит в том, что с деятельностью специфически связан особый класс психических переживаний – эмоции и чувства. Эти переживания зависят не от отдельных частных процессов, но всегда определяются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой они входят.
По словам А. Н. Леонтьева, от деятельности отличаются процессы, называемые действиями. Действие – это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (т. е. с тем, на что оно направлено), а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено.
Существует своеобразное отношение между деятельностью и действием. Мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие превращается в деятельность. Этот момент представляется исключительно важным. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают новые отношения к действительности. Этот процесс как раз и составляет ту конкретно психологическую основу, на которой возникают изменения ведущей деятельности и, следовательно, переходы от одной стадии развития к другой.
Смена ведущей деятельности служит основой дальнейших изменений, характеризующих развитие психики ребенка. Согласно выводам А. Н. Леонтьева, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет (непосредственная цель) был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую это действие включено. Цель одного и того же действия может сознаваться по-разному в зависимости от того, в связи с каким именно мотивом она возникает. Тем самым меняется и смысл действия для субъекта. Предположим, что ребенок занят приготовлением уроков и решает заданную ему задачу. Он, конечно, сознает цель своего действия. Она состоит для него в том, чтобы найти требуемое решение и записать его. Именно на это и направлено его действие. Как при этом сознается эта цель, т. е. какой смысл имеет для ребенка данное действие? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, в какую деятельность включено данное действие ребенка или, что-то же самое, в чем состоит мотив этого действия. Может быть, мотив состоит здесь в том, чтобы научиться арифметике; может быть, в том, чтобы не огорчить учителя; может быть, наконец, просто в том, чтобы получить возможность пойти играть с товарищами. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить заданную задачу. Но смысл этого действия для ребенка будет всякий раз различным; поэтому психологически различными будут и сами его действия. В зависимости от того, в какую деятельность включено действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику. Это основной закон процесса развития действий.
Осознание – осмысливание ребенком явлений действительности – происходит в связи с его деятельностью. На каждой стадии развития ребенка оно ограничено кругом его деятельности, зависящим в свою очередь от ведущего отношения, от ведущей деятельности, которая характеризует данную стадию в целом. Как указывает А. Н. Леонтьев, речь здесь идет именно об осознании, т. е. о том, какой личностный смысл имеет для ребенка данное явление, а не о знании им этого явления.
По словам А. Н. Леонтьева, следующая группа изменений, наблюдаемых в процессе развития ребенка, – изменения в области операций. Операции – это способ выполнения действия. Операция представляет собой необходимое содержание всякого действия, но она не тождественна с действием. Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и, наоборот, одними и теми же операциями осуществляются иногда разные действия. Это объясняется тем, что в то время как действие определяется целью, операция зависит от условий, в которых эта цель дана. Операция определяется задачей, т. е. целью, данной в условиях, требующих определенного способа действия. Для развития сознательных операций характерно, что, как показывают экспериментальные исследования, всякая сознательная операция впервые формируется в качестве действия и иначе возникнуть не может. Сознательные операции формируются сначала как целенаправленные процессы, которые лишь затем могут в некоторых случаях приобретать форму автоматизированного навыка. Для того чтобы превратить действие ребенка в операцию, надо поставить ребенка перед такой новой целью, при которой данное его действие станет способом выполнения другого действия. Иначе говоря, то, что было целью данного действия, должно превратиться в одно из условий действия, требуемого новой целью. (По материалам А. Н. Леонтьева).
Упражнение — это функция движения, а движение — это навык, который нужно развивать со временем. Поэтому изменение упражнений ваших клиентов с каждой тренировкой не является хорошей долгосрочной бизнес-стратегией. Чтобы клиенты могли улучшить свои двигательные навыки и координацию, в упражнениях, выбранных для их тренировок, должна быть определенная последовательность. Это может быть трудной ситуацией для тренеров, которые должны предоставить своим клиентам как разнообразие (чтобы тренировки были интересными), так и последовательность (чтобы облегчить чувство достижения).
Вы можете создать дополнительную ценность для своих услуг, используя науку периодизации, чтобы обеспечить систематический способ постоянно изменять объем и интенсивность упражнений. Периодизация требует чередующихся фаз (периодов) обучения, основанных на объеме, интенсивности и сложности движения. Самым большим преимуществом периодизации является то, что она использует отдых как средство, позволяющее адаптироваться к физически сложным нагрузкам на тренировках. Структурированные, последовательные изменения в программах упражнений могут регулировать сложность, интенсивность и объем тренировок.Это также эффективная стратегия помощи клиентам в достижении желаемых целей, которая может привести к долгосрочному сохранению.
Вот семь убедительных причин применить науку периодизации для разработки долгосрочных программ, которые будут динамичными, интересными и интересными для ваших клиентов:
- Целью периодизации является управление приложением физического напряжения к телу путем манипулирования объемом тренировки, интенсивностью и сложностью движений. Когда интенсивность тренировки низкая, громкость (количество повторений и подходов) может быть высокой; По мере того, как интенсивность тренировок или сложность движений становятся более сложными, объем можно уменьшить.Цель периодизации — манипулировать тренировочным стимулом, чтобы сосредоточиться на создании метаболической усталости, механической перегрузки или их комбинации, чтобы обеспечить оптимальную адаптацию в течение продолжительного периода времени.
- Основные движения упражнения могут быть последовательными, чтобы обеспечить эффективное обучение; однако острые переменные разработки программы упражнений (выбор упражнений, интенсивность, повторения, интервал отдыха, подходы, темп) могут применяться прогрессивно сложным образом для постепенного повышения уровня сложности, что важно для достижения результатов.Хорошо известно, что физическая адаптация к упражнениям, включая рост и определение мышц, зависит от их применения. Систематически изменяя острые переменные, вы становитесь более важными для своих клиентов, потому что вы предоставляете им долгосрочные решения программы тренировок, которые помогут они достигают всех своих целей в фитнесе.
- Тренировки с отягощениями вызывают два специфических типа нагрузки на мышечную ткань: метаболический и механический, оба из которых могут обеспечить необходимый стимул для роста мышц.Тем не менее, исследование не решено, какой тип стресса дает большую выгоду. Правильно периодизированная программа может чередовать фазы тяжелого веса для небольших повторений, чтобы создать механическое напряжение, и фазы от легкого до умеренного веса для высоких повторений, чтобы вызвать метаболический стресс.
- Острые переменные разработки программы упражнений, наиболее тесно связанные с созданием метаболического или механического стресса, — это выбор упражнений, интенсивность, повторения и темп. Создавая оба типа стресса, правильно разработанные и периодизированные программы тренировок могут стимулировать рост мышц, улучшить определение и способствовать долгосрочному удержанию клиентов.
- В линейной схеме периодизации объем, интенсивность и сложность движения обратно пропорциональны; так как интенсивность или сложность движения постепенно увеличиваются в течение тренировочного цикла, объем должен уменьшаться. Линейная программа может быть организована в различные компоненты в зависимости от продолжительности каждого этапа тренировки и должна включать в себя периодические периоды разгрузки или активного отдыха для оптимальной адаптации к тренировочному стимулу.В программе линейной периодизации сегменты времени могут быть организованы в короткие (микроциклы), промежуточные (мезоциклы) и долгосрочные (макроциклы) временные рамки.
- Нелинейная модель организует корректировку острых переменных либо на недельном, либо на тренировочном сеансе. Нелинейные модели применяют различные уровни тренировочного стресса, которые могут вызывать метаболические проблемы при одновременной быстрой нейроэндокринной адаптации.Нелинейная периодизация меняет интенсивность и объем упражнений на более частой основе. Это позволяет клиентам выполнять от двух до трех высокоинтенсивных тренировок в неделю, наряду с менее интенсивными тренировками в другие дни. Это позволяет клиентам, которые считают, что должны заниматься каждый день, чтобы снизить риск перетренированности.
- Линейные модели разработки программ структурированы так, чтобы достигать максимума для отдельного события или соревновательного сезона. Нелинейные модели позволяют клиентам готовиться к нескольким событиям или развлекательным мероприятиям в течение года.Например, в линейной программе клиент может использовать один и тот же вес для одинаковых движений в течение двухнедельного микроцикла. В нелинейной программе клиент может использовать одни и те же движения упражнений при каждой тренировке, но применять острые переменные, чтобы выполнять силовую тренировку с тяжелыми нагрузками в течение четырех-шести повторений в понедельник, после чего следует тренировка метаболического кондиционирования с использованием более легких нагрузок для В четверг от 10 до 12 повторений, а затем силовая тренировка с умеренным весом от шести до восьми повторений в тренировке в небольшой группе в субботу.
Хотя нелинейные модели допускают более частые вариации тренировочного стимула, они предназначены для людей с большим опытом тренировок и более высоким уровнем физической подготовки. Следовательно, может быть, лучше начать клиентов на линейных моделях, чтобы постепенно увеличивать силу, улучшать координацию и повышать уровень физической подготовки в течение длительного периода времени. Затем вы можете перевести клиента на нелинейную модель, чтобы учесть более частые изменения в учебном стимуле.
Понимание того, как применять периодизацию для систематического и последовательного применения переменных при разработке программы упражнений, дает вам возможность изменять объем, интенсивность и сложность программы через определенные промежутки времени, чтобы максимизировать производительность, обеспечивая при этом надлежащие уровни отдыха и восстановления как критическая стратегия. Клиенты, которые не любят заниматься спортом, определенно оценят тот факт, что вы делаете отдых частью своего долгосрочного плана, в то время как клиенты, которые любят заниматься спортом, должны пройти инструктаж по преимуществам отдыха, чтобы обеспечить оптимальную адаптацию к стимул для упражнений.
,Периодизация: 4 этапа обучения
Вы когда-нибудь слышали о том, что вам необходимо «периодизировать» тренировки по триатлону, или ваш план тренировок должен использовать принципы периодизации? Что это значит?
Периодизация
Вкратце, план периодизации манипулирует объемами упражнений и интенсивностями в течение недель, месяцев и лет.
План периодизации для олимпийского спортсмена рассчитан на несколько лет.Этот тип плана предназначен для того, чтобы спортсмен достиг максимальной физической подготовки и скорости на Олимпийских играх. Ни один спортсмен, даже спортсмен олимпийского уровня, не может поддерживать максимальную физическую форму круглый год. Настоящие пиковые показатели планируются и могут происходить примерно два или три раза в год.
Подробнее: Как периодизировать обучение
Хотя цель состоит в том, чтобы олимпийский спортсмен достиг максимальных результатов на Олимпийских играх, сначала этот спортсмен должен пройти квалификацию на олимпийские испытания.
На момент написания этой статьи процесс отбора и участия в Олимпийских играх по триатлону проводился в течение двух лет. Спортсмены должны хорошо бегать несколько раз в год, чтобы подняться на Олимпиаду. Лучшие профессионалы заканчивают эти гонки примерно через два часа, в зависимости от сложности курса.
Подробнее: Как установить реалистичные цели времени
В отличие от спортсмена на олимпийской дистанции, спортсмен на дистанции Ironman будет участвовать в меньшем количестве гонок и искать максимальную производительность, как правило, один раз или максимум дважды, каждый год.Лучшие профессионалы проходят эти гонки в диапазоне от восьми до девяти часов.
Этапы тренировок
Когда тренеры периодизируют план тренировок спортсмена, они разбивают план на отрезки времени. Используя терминологию, общую для тренеров по всему миру, в различных видах спорта давайте рассмотрим определение фаз тренировочного времени.
Восстановление
Этот этап специально предназначен для восстановления после суровых тренировок и гонок. Как правило, нет конкретного плана тренировок, и обычно тренер просто дает рекомендации для поддержания некоторой физической формы.Наиболее распространенные руководящие принципы, которые я использую:
- . Проводите как минимум один-два выходных дня «тренировок» каждую неделю.
- . Все интенсивности тренировок являются аэробными по природе.
- . Все тренировки продолжаются два часа или меньше.
Подробнее : Определение времени восстановления вашей расы
Этот этап часто длится от одной до четырех недель для атлета.
Общая подготовка
Многие триатлонисты кросс-тренируются на этом этапе с целью создания или поддержания сердечно-сосудистой системы.На этом этапе может быть несколько блоков, таких как общая подготовка 1, 2 и 3. Интенсивность на этом этапе, как правило, в основном аэробная. Как общую подготовку, так и специальную подготовку часто называют базовой подготовкой.
Подробнее: Когда дело доходит до базовых тренировок, подумайте об общей картине
.Управление как вид деятельности
Подобно различным другим видам деятельности, выполняемым людьми, таким как письмо, игра, еда, кулинария и т. Д., Управление также является деятельностью, потому что менеджер — это тот, кто выполняет задачи, направляя усилия других. По словам Кунца, «Менеджмент — это то, что делает менеджер». Управление как вид деятельности включает в себя —
- Информационная деятельность — При функционировании бизнес-предприятия менеджер постоянно должен получать и предоставлять информацию в устной или письменной форме.Линия связи должна поддерживаться как с подчиненными, так и с начальством для эффективного функционирования предприятия.
- Принятие решений — Практически все виды управленческой деятельности основаны на тех или иных типах решений. Поэтому руководители постоянно участвуют в принятии решений разного рода, поскольку решение, принятое одним руководителем, становится основой действий, которые должны быть приняты другими руководителями. (Например, менеджер по продажам принимает решение о медиа и содержании рекламы).
- Межличностные действия — Управление включает в себя достижение целей через людей. Поэтому руководителям приходится взаимодействовать как с начальством, так и с подчиненными. Они должны поддерживать с ними хорошие отношения. Межличностные действия включают в себя подчиненных и заботу о проблеме. (Например, бонусы, которые должны быть предоставлены подчиненным).
Авторство / Ссылка — Об авторе (ах)
Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководство по изучению управления содержанием Команда .Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам. Мы — сертифицированный образовательный поставщик , сертифицированный по стандарту ISO 2001: 2015. Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях. Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.
,
Публикация 551 (12/2018), База активов
Для получения последней информации о событиях, связанных с Pub. 551, например, законодательство, принятое после публикации данной публикации, перейдите по ссылке IRS.gov/Pub551.
Единые правила капитализации. Начиная с 2018 года, к малым предприятиям не применяются единые правила капитализации, если среднегодовые валовые поступления составляют 25 млн. Долл. США или менее за 3 предшествующих налоговых года и бизнес не является налоговым убежищем.См. Унифицированные правила капитализации , позже.
Единовременные обмены. Начиная с 31 декабря 2017 года, раздел 1031 «Режим обмена по типу единого рода» применяется только к обменам недвижимого имущества, предназначенного для использования в торговле или бизнесе или для инвестиций, за исключением недвижимого имущества, предназначенного главным образом для продажи. Некоторые обмены личным или нематериальным имуществом, начатые в 2017 году и завершенные в 2018 году, могут квалифицироваться как обмен единомышленников. См. Единовременных обменов , позже.
Фотографии пропавших детей. Служба внутренних доходов является гордым партнером Национального центра пропавших и эксплуатируемых детей® (NCMEC). Фотографии пропавших детей, выбранные Центром, могут появляться в данной публикации на страницах, которые в противном случае были бы пустыми. Вы можете помочь привести этих детей домой, посмотрев на фотографии и позвонив по телефону 1-800-THE-LOST (1-800-843-5678), если вы узнаете ребенка.
Введение
Базис — это сумма ваших инвестиций в недвижимость для целей налогообложения.Используйте основу имущества для расчета износа, амортизации, истощения и потерь от несчастных случаев. Также используйте его для определения прибыли или убытка от продажи или другого распоряжения имуществом. Вы должны вести точный учет всех элементов, которые влияют на основу свойства, чтобы вы могли сделать эти вычисления.
Эта публикация состоит из следующих разделов.
Основа стоимости
Скорректированная основа
Основа, кроме стоимости
Основой приобретаемого вами имущества обычно является его стоимость.Возможно, вам также придется использовать некоторые дополнительные расходы, связанные с покупкой или производством недвижимости.
Ваша первоначальная база в собственности корректируется (увеличивается или уменьшается) в зависимости от определенных событий. Если вы делаете улучшения в собственности, увеличьте свою базу. Если вы принимаете отчисления на амортизацию или потери от несчастных случаев, уменьшите свою базу.
Вы не можете определить свою базу в некоторых активах по стоимости. Это включает в себя имущество, которое вы получаете в качестве подарка или наследства. Это также относится к собственности, полученной в результате принудительного преобразования и некоторых других обстоятельств.
Комментарии и предложения.
Мы приветствуем ваши комментарии об этой публикации и ваши предложения для будущих выпусков.
Вы можете отправлять нам комментарии через IRS.gov/FormComments. Или вы можете написать:
Служба внутренних доходовНалоговые формы и публикации
пр. Конституции 1111, NW, IR-6526
Вашингтон, округ Колумбия 20224
Хотя мы не можем отвечать индивидуально на каждый полученный комментарий, мы ценим ваши отзывы и будем учитывать ваши комментарии при пересмотре наших налоговых форм, инструкций и публикаций.
Формы заказа и публикации.
Посетите IRS.gov/FormsPubs, чтобы загрузить формы и публикации. В противном случае вы можете перейти на IRS.gov/OrderForms, чтобы заказать формы и инструкции текущего и предыдущего года. Ваш заказ должен прибыть в течение 10 рабочих дней.
Налоговые вопросы.
Если у вас есть налоговый вопрос, на который эта публикация не ответила, проверьте IRS.gov и Как получить налоговую помощь в конце этой публикации.
полезных предметов — возможно, вы захотите посмотреть:
Публикация
463 Расходы на проезд, подарок и автомобиль
523 Продажа вашего дома
525 Налогооблагаемый и не облагаемый налогом доход
527 Жилая недвижимость в аренду
530 Налоговая информация для домовладельцев
535 Бизнес расходы
537 Рассрочка продаж
544 Реализация активов и прочие активы
547 Потери, бедствия и кражи
550 Инвестиционные доходы и расходы
559 Выжившие, исполнители и администраторы
587 Использование вашего дома в бизнесе
946 Как амортизировать недвижимость
Форма (и инструкция)
706 Налоговая декларация по налогу на наследство США (и переходу между поколениями)
706-A Дополнительная налоговая декларация США
8594 Заявление о приобретении активов
Более подробную информацию о получении публикаций и форм см. В Как получить налоговую помощь в конце этой публикации.
Стоимость Основа
Основой приобретаемого вами имущества обычно является его стоимость. Стоимость — это сумма, которую вы платите наличными, долговыми обязательствами, другим имуществом или услугами. Ваша стоимость также включает суммы, которые вы платите за следующие предметы.
Налог с продаж.
Груз.
Установка и тестирование.
Акцизы.
Юридические и бухгалтерские сборы (когда они должны быть капитализированы).
Доходные марки.
Регистрационные сборы.
Налоги на недвижимость (если предполагается для продавца).
Вам также может потребоваться капитализировать (добавить в базу) некоторые другие расходы, связанные с покупкой или производством недвижимости.
Займы с низкой или без процентов.
Если вы покупаете недвижимость по плану срочных платежей, который взимает мало или не взимает проценты, основой вашей собственности является указанная вами цена покупки за вычетом суммы, которая считается неустановленной.У вас, как правило, есть неустановленный процент, если ваша процентная ставка ниже действующей федеральной ставки. Для получения дополнительной информации см. Unstated Interest и Original Issue Discount в Pub. 537.
Покупка бизнеса.
Когда вы покупаете торговлю или бизнес, вы обычно покупаете все активы, используемые в бизнес-операциях, такие как земля, здания и машины. Распределите цену между различными активами, включая любые нематериальные активы раздела 197. См. Распределение Основы , позже.
Акции и Облигации
Основой приобретаемых вами акций или облигаций обычно является цена покупки плюс любые расходы на покупку, такие как комиссионные и сборы за регистрацию или передачу. Если вы приобретаете акции или облигации, отличные от покупки, ваша основа обычно определяется справедливой рыночной стоимостью (FMV) или скорректированной базой акций предыдущего владельца.
Необходимо скорректировать базу акций для определенных событий, которые происходят после покупки. См. Акции и Облигации в главе 4 Pub.550 для получения дополнительной информации на основе акций.
Идентификация проданных акций или облигаций.
Если вы можете адекватно идентифицировать акции или проданные вами облигации, их основой является стоимость или другая основа конкретных акций или облигаций. Если вы покупаете и продаете ценные бумаги в разное время в разном количестве и не можете адекватно определить, какие акции вы продаете, основой проданных вами ценных бумаг является база ценных бумаг, которые вы приобрели первыми. Для получения дополнительной информации об идентификации ценных бумаг, которые вы продаете, см. Акции и Облигации под Основой инвестиционной собственности в главе 4 Pub.550.
Паевые инвестиционные фонды.
Если вы продаете акции взаимных фондов, приобретенные в разное время и по разным ценам, вы можете выбрать среднюю основу. Для получения дополнительной информации см. Pub. 550.
Недвижимость
Недвижимость, также называемая недвижимостью, — это земля и, как правило, все, что построено на ней или прикреплено к ней. Если вы покупаете недвижимость, определенные сборы и другие расходы становятся частью вашей стоимости в собственности.
Налоги на недвижимость.
Если вы платите налоги на недвижимость, то продавец должен задолженность за купленную вами недвижимость, а продавец не возместил вам расходы, относитесь к этим налогам как к своей основе. Вы не можете вычесть их как налоги.
Если вы возмещаете продавцу налоги, уплаченные продавцом за вас, вы обычно можете вычесть эту сумму в качестве расхода в год покупки. не включайте эту сумму в основе имущества. Если вы не возместили продавцу, вы должны уменьшить свою базу на сумму этих налогов.
Расчетные расходы.
Ваша база включает в себя сборы за расчет и закрытие расходов на покупку недвижимости. Вы не можете включить в свою базу сборы и расходы на получение кредита на имущество. Плата за покупку недвижимости — это стоимость, которая должна быть оплачена, даже если вы купили недвижимость за наличные.
Следующие пункты представляют собой некоторые из сборов за расчет или закрытие, которые вы можете включить в основу вашей собственности.
Аннотация сборов (выписка из сборов за право собственности)
Сборы за установку коммунальных услуг.
Юридические расходы (включая поиск по названию и подготовку договора купли-продажи и акта).
Регистрационные сборы.
Опросы.
Налог на передачу.
Страхование права собственности.
Любые суммы, которые продавец должен вам заплатить, такие как возврат налогов или процентов, сборы за регистрацию или ипотеку, сборы за улучшения или ремонт и комиссионные за продажу.
Расчетные расходы не включают суммы, размещенные на условном депонировании для будущей оплаты таких предметов, как налоги и страховка.
Следующие пункты являются некоторыми расчетными комиссиями и заключительными затратами, которые вы не можете включить в основную стоимость имущества.
Страхование от несчастных случаев.
Арендная плата за размещение имущества до закрытия.
Сборы за коммунальные или другие услуги, связанные с размещением имущества до закрытия.
Сборы, связанные с получением кредита. Ниже приведены примеры этих сборов.
баллов (дисконтные баллы, комиссии за выдачу кредита).
Страхование ипотеки.
Комиссия за выдачу кредита.
Стоимость кредитного отчета.
Плата за оценку требуется кредитором.
Сборы за рефинансирование ипотеки.
Если эти затраты относятся к коммерческой собственности, позиции (1) — (3) вычитаются как коммерческие расходы. Статьи (4) и (5) должны быть капитализированы как затраты на получение кредита и могут быть вычтены в течение срока кредита.
баллов.
Если вы платите баллы, чтобы получить кредит (включая ипотеку, вторую закладную, кредитную линию или ссуду под залог жилья), не добавляйте баллы к основанию соответствующего имущества. Как правило, вы вычитаете баллы в течение срока кредита.Для получения дополнительной информации о том, как вычесть баллы, см. Баллы в главе 4 Pub. 535.
Баллы по ипотеке.
Особые правила могут применяться к баллам, которые вы и продавец платите при получении ипотеки для покупки основного дома. Если определенные требования выполнены, вы можете полностью вычесть баллы за год, в котором они выплачены. Уменьшите основу вашего дома на любые оплаченные продавцом очки. Для получения дополнительной информации см. Очки в Pub.936, Вычет процентов по ипотечному кредиту.
Предположение о залоге.
Если вы покупаете недвижимость и принимаете (или покупаете с учетом) существующую ипотеку на объекте недвижимости, ваша база включает сумму, которую вы платите за недвижимость, плюс сумму, подлежащую выплате по ипотеке.
Пример.
Если вы купите здание за 20 000 долларов США и возьмете на него ипотеку в размере 80 000 долларов США, ваша база составит 100 000 долларов США.
Строительные активы.
Если вы строите недвижимость или строите активы для вас, ваши расходы на это строительство являются частью вашей базы. Некоторые из этих расходов включают в себя следующие расходы.
Кроме того, если вы владеете бизнесом и используете своих сотрудников, материалы и оборудование для создания активов, не вычитайте следующие расходы. Вы должны включить их в основу актива.
Заработная плата работника, выплачиваемая за строительные работы, уменьшенная на любые разрешенные кредиты занятости.
Амортизация на принадлежащем вам оборудовании, пока оно используется в строительстве.
Расходы на эксплуатацию и обслуживание оборудования, используемого в строительстве.
Стоимость бизнес расходных материалов и материалов, используемых в строительстве.
Не включайте стоимость своего собственного труда или любого другого труда, за который вы не заплатили, в основе любого имущества, которое вы строите.
Активы для бизнеса
Если вы приобретаете недвижимость для использования в своем бизнесе, ваша основа, как правило, является ее фактической стоимостью для вас. Если вы строите, создаете или иным образом производите недвижимость, вы должны капитализировать затраты в качестве основы. В определенных обстоятельствах на вас могут распространяться единые правила использования заглавных букв (обсуждаются далее).
Унифицированные правила капитализации
Правила унифицированной капитализации определяют затраты, которые вы добавляете к базе при определенных обстоятельствах.
Деятельность в соответствии с правилами.
Вы должны использовать единые правила капитализации, если вы делаете одно из следующих действий в своей торговле, бизнесе или деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли. Тем не менее, см. Исключения ниже.
Создание реального или материального личного имущества для использования в бизнесе или деятельности.
Предоставление реального или материального личного имущества для продажи клиентам.
Приобрести недвижимость для перепродажи.
Вы создаете собственность, если строите, строите, устанавливаете, производите, разрабатываете, улучшаете, создаете, повышаете или расширяете собственность. Относитесь к имуществу, произведенному для вас в соответствии с контрактом, как произведенное вами, до суммы, которую вы платите, или затрат, которые вы несете за собственность. Материальная личная собственность включает фильмы, звукозаписи, видеокассеты, книги или аналогичную собственность.
В соответствии с единообразными правилами капитализации вы должны капитализировать все прямые затраты и распределяемую часть большинства косвенных затрат, которые вы несете в связи с производством или перепродажей.Использовать капитализацию означает включать определенные расходы в основную стоимость произведенного вами имущества или в затраты на инвентаризацию, а не вычитать их как текущие расходы. Эти расходы возмещаются путем вычетов на амортизацию, амортизацию или стоимость проданных товаров, когда вы используете, продаете или иным образом распоряжаетесь имуществом.
Любые расходы, которые вы не можете использовать для определения своего налогооблагаемого дохода за любой налоговый год, не подпадают под единые правила капитализации.
Пример.
Если вы несете расходы на бизнес-питание, за которые ваш вычет будет ограничен 50% от стоимости питания, на эту сумму распространяются единые правила капитализации.Не подлежащая вычету часть стоимости не подчиняется единым правилам капитализации.
Дополнительная информация.
Для получения дополнительной информации об этих правилах см. Правила в разделе 263A Налогового кодекса и Pub. 538, учетные периоды и методы.
Исключения.
Начиная с 2018 года, на вас не распространяются правила единообразной капитализации, если ваши среднегодовые валовые поступления составляют 25 миллионов долларов США или менее за 3 предыдущих налоговых года и вы не являетесь налоговым убежищем.Смотрите раздел 263A (i).
Кроме того, на следующее не распространяются правила единой капитализации.
Собственность, которую вы производите, которую вы не используете в своей торговле, бизнесе или деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли.
Квалифицированные творческие расходы, которые вы оплачиваете или несете в качестве внештатного (самозанятого) автора, фотографа или художника, которые в других случаях вычитаются из вашей налоговой декларации.
Имущество, которое вы производите по долгосрочному контракту, за исключением определенных контрактов на строительство дома.
Расходы на исследования и экспериментальные расходы, подлежащие вычету в соответствии с разделом 174 Налогового кодекса.
До 2018 года расходы на личное имущество, приобретенное для перепродажи, если ваши (или ваши предшественники) среднегодовые валовые поступления за 3 предыдущих налоговых года не превышают 10 миллионов долларов США.
Другие исключения из правил унифицированной капитализации см. В разделе 1.263A-1 (b) правил.
Для получения информации о специальных правилах, которые применяются к затратам, понесенным в сельском хозяйстве, см. Главу 6 в Pub.225, Налоговый справочник фермера.
Нематериальные активывключают гудвилл, патенты, авторские права, товарные знаки, фирменные наименования и франшизы. Основой нематериального актива обычно является стоимость его покупки или создания. Если вы приобретаете несколько активов, например, ведущий бизнес за единовременную выплату, см. Распределение основы , позже, чтобы определить основу отдельных активов. Основу некоторых нематериальных активов можно амортизировать. Смотрите главу 8 Pub. 535 для информации об амортизации этих расходов.
Патенты.
Основой патента, который вы получаете на изобретение, являются затраты на разработку, такие как расходы на исследования и эксперименты, чертежи, рабочие модели, а также гонорары адвокатов и правительства. Если вы вычитаете расходы на исследования и эксперименты как текущие расходы на бизнес, вы не можете включить их в основу патента. Ценность времени изобретателя, потраченного на изобретение, не является частью основы.
Авторские права.
Если вы являетесь автором, основой авторского права обычно будет стоимость получения авторского права плюс гонорары за авторское право, гонорары адвокатов, канцелярская помощь и стоимость планшетов, которые остаются в вашем распоряжении.Не указывайте ценность вашего времени как автора или времени другого человека, за которое вы не заплатили.
Франшизы, торговые марки и торговые названия.
Если вы покупаете франшизу, товарный знак или торговое наименование, основой является их стоимость, если только вы не можете вычесть свои платежи как коммерческие расходы.
Распределение Основы
Если вы покупаете несколько активов за единовременную сумму, распределите сумму, которую вы платите между активами, которые вы получаете. Вы должны сделать это распределение, чтобы определить свою основу для амортизации и прибылей или убытков при последующем отчуждении любого из этих активов.См. Торговый или бизнес приобретенный ниже.
Если вы покупаете несколько активов за единовременную сумму, вы и продавец можете договориться о конкретном распределении цены покупки между активами в договоре купли-продажи. Если это распределение основано на стоимости каждого актива и у вас и у продавца отрицательные налоговые интересы, распределение обычно будет принято. Тем не менее, см. Торговый или бизнес приобретенный следующий.
Торговля или бизнес Приобретена
Если вы приобретаете торговлю или бизнес, распределите вознаграждение, выплаченное различным приобретенным активам.Как правило, уменьшают возмещение, выплачиваемое любыми полученными денежными и общими депозитными счетами (включая расчетные и сберегательные счета). Распределите оставшееся вознаграждение по остальным полученным бизнес-активам пропорционально (но не более) их справедливой рыночной стоимости (FMV) в следующем порядке.
депозитные сертификаты, государственные ценные бумаги США, иностранная валюта и активно торгуемое личное имущество, включая акции и ценные бумаги.
Дебиторская задолженность, другие долговые инструменты и активы, которые вы отмечаете на рынке, по крайней мере, ежегодно для целей федерального подоходного налога.
Имущество, которое будет надлежащим образом включено в инвентарные запасы, если оно имеется в наличии в конце налогового года, или имущество, предназначенное в основном для продажи покупателям в ходе обычной деятельности.
Все прочие активы, кроме нематериальных активов, гудвилла и непрерывной деятельности по разделу 197.
Раздел 197 нематериальные активы, за исключением стоимости гудвилла и непрерывного действия.
Стоимость гудвилла и непрерывного действия (независимо от того, относятся ли они к нематериальным активам раздела 197).
Соглашение.
Покупатель и продавец могут заключить письменное соглашение о распределении какого-либо вознаграждения или FMV любого из активов. Это соглашение является обязательным для обеих сторон, если только IRS не решит, что суммы не подходят.
Требование к отчетности.
Покупатель и продавец, участвующие в продаже коммерческих активов, должны сообщить в IRS о распределении продажной цены между нематериальными активами раздела 197 и другими бизнес-активами.Используйте форму 8594 для предоставления этой информации. Каждый покупатель и продавец должны приложить форму 8594 к своей декларации по федеральному подоходному налогу за год, в котором произошла продажа.
Дополнительная информация.
См. Продажа бизнеса в главе 2 Pub. 544 для получения дополнительной информации.
Если вы покупаете здания и землю, на которой они стоят, за единовременную выплату, распределите основание имущества между землей и зданиями, чтобы можно было рассчитать амортизацию, допустимую для зданий.
Изобразите основу каждого актива, умножив единовременную сумму на дробь. Числитель — это FMV этого актива, а знаменатель — это FMV всего имущества на момент покупки. Если вы не уверены в FMV земли и зданий, вы можете распределить базу на основе их оценочной стоимости для целей налогообложения недвижимости.
Снос здания.
Добавьте стоимость сноса и другие убытки, понесенные при сносе любого здания, к основе земли, на которой было снесено здание.Не требуйте затрат в качестве текущего вычета.
Модификация здания.
Модификация здания не будет считаться сносом, если выполняются оба следующих условия.
75% или более существующих внешних стен здания сохраняются как внутренние или внешние стены.
75% или более существующего внутреннего структурного каркаса здания сохраняется на месте.
Если здание является сертифицированным историческим сооружением, модификация также должна быть частью сертифицированной реабилитации.
Если эти условия соблюдены, добавьте затраты на модификации к основанию здания.
Разделенные лоты.
Если вы покупаете участок земли и подразделяете его, вы должны определить основу каждого лота. Это необходимо, потому что вы должны рассчитать прибыль или убыток от продажи каждого отдельного лота.В результате вы не возмещаете всю свою стоимость в тракте, пока не продадите все лоты.
Чтобы определить основу индивидуального лота, умножьте общую стоимость тракта на дробь. Числитель — это FMV лота, а знаменатель — FMV всего тракта.
Расходы на дальнейшее улучшение.
Если вы разработчик и продаете подразделенные лоты до завершения разработки, вы можете (с согласия IRS) включить в основу
.