Социальной сферы предприятия: Какие предприятия относятся к социальным – Организации социальной сферы

Автор: | 09.05.2020

Организации социальной сферы

Определение понятия «социальная сфера»

Замечание 1

Следует отметить, что понятие «социальная сфера» не имеет единой трактовки и теоретического обоснования, хотя и широко используется в современной экономической литературе и хозяйственно-управленческой практике. Характерной особенностью современных исследований сущности социальной сферы является существенное расхождение в диапазонах определения этого понятия; ее содержание каждый раз приобретает разноплановой конкретизации. Так, социальную сферу ученые рассматривают как сектор экономики, как совокупность отраслей, как совокупность услуг, как сферу деятельности людей и т.д.

Анализ различных точек зрения авторов к определению сущности социальной сферы позволил обобщить определенные характерные признаки, раскрывающие содержание и специфику ее функционирования:

  • Во-первых — результатом функционирования социальной сферы являются услуги;
  • Во-вторых — социальная сфера является одной из основных сфер общественной жизни в процессе которой воспроизводится человеческий капитал.

Основные подходы к пониманию сути «социальной сферы»

Можно определить два основных подхода, раскрывающие содержание данного понятия. Первый подход предполагает, что социальная сфера это система отраслей, представляет в совокупности одну из основных сфер производства — непроизводственную сферу. Итак, в качестве критерия выделения социальной сферы избирается нематериальный характер результатов ее деятельности. То есть социальная сфера относится к третичного сектора экономики, который охватывает области, предоставляющих услуги (сервисный сектор).

Замечание 2

Следует отметить, что еще в 30-40-х годах ХХ века ученые обосновывали сдвиги в экономическом развитии именно в направлении сервисного обслуживания. Так, известные концепции в этом были разработаны А. Дж. Б. Фишером, К. Кларком, которые разделяли все общественное производство на три сектора:

  • Первичный, куда относились отрасли, деятельность которых связана с получением первичных ресурсов, в том числе сельское хозяйство;
  • Вторичный сектор, включавший отрасли обрабатывающей промышленности и строительство;
  • Третичный сектор, который охватывает области, предоставляющих услуги.

Второй подход к определению экономической сущности социальной сферы основывается на социальной значимости ее отраслей, а также их роли в формировании образа и уровня жизни людей, их благосостояния и потреблении. Так, социальная сфера создает благоприятные условия как для духовного, так и материального жизни, поскольку качество, ассортимент и доступность предоставляемых услуг является важной составляющей частью формирования высокого уровня жизни населения.

Развитие «социальной сферы»

По нашему мнению в социальной сфере следует понимать сектор экономики, в котором осуществляется производство, распределение и потребление материальных благ, а также происходит обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала с участием государства как гаранта экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни населения.

Развитие социальной сферы следует рассматривать как важный фактор ускорения экономического развития, обусловленный влиянием таких факторов, как:

  • социальные изменения в обществе приводят к росту доходов населения, трансформации образа жизни, повышение общей потребности в тенденции развития бизнеса, способствует росту требований к качеству услуг;
  • политика государства, которая может проявляться в усилении контроля над ценообразованием в социальной сфере, принятии законов, помогают активизации развития последней;
  • развитие информационных технологий и их внедрения в производство, что проявляется в интеграции компьютерных и телекоммуникационных технологий, в более активном использовании компьютерной техники и сети Интернет, в появлении новых видов услуг;
  • интернационализация и глобализация организации социальной сферы, которые тесно связаны с активизацией процессов объединения и поглощения на международном уровне, выходом предприятий на новые рынки, а также с возникновением значительного количества стратегических альянсов, повышением активности транснациональных сервисных компаний;
  • развитие научно-технического прогресса, что приводит выход на рынок широкого спектра инновационных услуг, связанных с информационными технологиями, компьютеризацией, новыми способами коммуникаций.

Учреждения социальной сферы

Управление социальной защиты населения

Восточного административного округа города Москвы

107023, Москва, ул. Буженинова, д. 12

8(495) 963-01-75

Сайт: http://ucznvao.ru/

Начальник

Скоробогатова Анна Геннадьевна

Отдел социальной защиты населения района Вешняки

(обслуживает район Косино-Ухтомский)

Подведомственное учреждение Управления социальной защиты населения ВАО города Москвы

111538, Москва, ул. Молдагуловой, д. 15А

8 (499) 373-00-90

Подробнее… http://ucznvao.ru/uchrezhdenia/ruszn/ruszn-veshnyaki

Начальник

Терентьева Татьяна Дмитриевна

ГБУ города Москвы Территориальный центр социального обслуживания«Вешняки»

филиал «Косино-Ухтомский»

Подведомственное учреждение Управления социальной защиты населения ВАО города Москвы

111675, г. Москва, ул. Святоозёрская, д. 11

8 (499) 721-73-42

Подробнее… http://ucznvao.ru/uchrezhdenia/cso/sco-kosino-uhtomskii

Руководитель

Захаркина Ирина Олеговна

ГБУ города Москвы Центр поддержки семьи и детства «Косино-Ухтомский»

Подведомственное учреждение Управления социальной защиты населения ВАО города Москвы

111621, г. Москва, ул. Муромская, д. 1 стр.1

111675, Москва, ул. Руднёвка, д. 24

8 (499) 721-72-46, 8 (499) 721-72-40

Подробнее… http://ucznvao.ru/uchrezhdenia/ruszn/a1d

Сайт: www.cpsdku.ru

Директор

Холодницкая Оксана Борисовна

ГКУ ЦСА «Люблино» отделение «Косино-Ухтомское»

(дом ночного пребывания)

111625, Москва, ул. Михельсона, д. 6

8 (495) 700-52-35

Заведующий

Евсеев Игорь Юрьевич

Отдел трудоустройства «Новокосинский»

(обслуживает жителей района Косино-Ухтомский)

111673, Москва, ул. Новокосинская, д. 17, корп. 3

8 (495) 701-86-92, 8 (495) 702-78-28, 8 (495) 702-28-20

Подробнее… http://dszn.mos.ru/about/subordinate/92568/

Начальник отдела

Шевченко Людмила Ивановна

Центр государственных услуг Мои документы района Косино-Ухтомский

111675, Москва, ул. Святоозерская, д. 12

8 (495) 777-77-77

Подробнее… http://md.mos.ru/find-your-dcp/structure/mfts_rayona_kosino_ukhtomskiy/

Сайт: http://md.mos.ru/

Руководитель

Доронина Анна Александровна

Ухтомский отдел ЗАГС

111675, г. Москва, ул. Лухмановская, д. 15, корп. 3

8 (499) 797-72-30, 8 (499) 797-70-50

Подробнее… http://zags.mos.ru/zags_moskvy/otdely/ukhtomskiy_otdel_zags/

Коптева Оксана Владимировна

Клиентская служба «Косино-Ухтомский» пенсионного фонда Российской Федерации

111675, г. Москва, ул. Святоозерская, д.3

Телефон горячей линии: 8-499-721-80-54

Дополнительные телефоны: 8 (499) 721-80-52 — предварительная запись, 8(499)721-80-54 — руководитель

подробнее… http://www.pfrf.ru/branches/moscow/contacts/#

Объекты социальной сферы: перечень, классификация, характеристика, назначение

Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, — это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента — возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

объекты социальной сферы

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория — это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома — многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие спортивные сооружения, где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

детский театр

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других — обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные охранные организации), четвёртых охраняют все — от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии — это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

конно спортивный комплекс

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом — но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По сферам жизнедеятельности людей можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это производственная инфраструктура, обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

сельская библиотека

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу жилищно-коммунального хозяйства, объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы… Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. Научно-техническая революция потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

охрана объектов социальной сферы

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей — производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности — это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей — это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

классификация объектов социальной сферы

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на «точечную» и «линейную», где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём — взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), — словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, — говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

объекты социальной сферы определение

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению — республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка — высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны — их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

Социальная сфера — Энциклопедия по экономике

Контрольные цифры отражают общественные потребности в продукции, производимой предприятием, а также минимальный уровень эффективности производства. Контрольные цифры включают показатель производства продукции в стоимостном выражении для заключения договоров, прибыль (хозрасчетный доход), валютную выручку, наиболее важные общие показатели научно-технического прогресса и показатели развития социальной сферы.  [c.115]
Государственные заказы гарантируют удовлетворение первоочередных общественных потребностей, выдаются предприятиям на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также на поставку некоторых видов продукции, необходимых прежде всего для решения общегосударственных и социальных задач, выполнения научно-технических программ, укрепления обороноспособности и обеспечения экономической независимости страны.  [c.115]

Для обеспечения экономической заинтересованности трудящихся в развитии и росте эффективности производства на предприятии создают фонды экономического стимулирования фонд развития производства, науки и техники материального поощрения социального развития. Фонды экономического стимулирования— это денежные средства, которые образуются на предприятии для финансирования мероприятий по развитию производства и социальной сферы, а также для премирования за высокие показатели в производственно-хозяйственной деятельности. Основной источник образования этих фондов — прибыль предприятия. Фонд развития производства, науки и техники состоит, кроме того, из части амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества. В фонды экономического стимулирования могут направляться также средства из резерва этих фондов, создаваемых в министерстве для оказания помощи предприятиям, временно попавшим в затруднительное положение.  [c.241]

Предприятие обязано согласовывать проекты своих планов по вопросам развития социальной сферы, производства товаров народного потреблении и оказания услуг населению, строитель-  [c.205]

Решение проблем территорий с высокой антропогенной нагрузкой связано, в основном, с определением зависимости между масштабами и уровнями загрязнения окружающей среды и масштабами последствий для территорий, например, для здоровья, социальной сферы, экономики и т.д.  [c.11]

Учет образования и использования фондов накопления, потребления и социальной сферы.  [c.54]

Показатели развития социальной сферы (в качестве контрольных цифр)  [c.13]

Государственный заказ на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений  [c.14]

Государственные заказы гарантируют удовлетворение первоочередных общественных потребностей, их выдают предприятиям на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также на поставку продукции некоторых видов, необходимых прежде всего для решения общегосударственных, социальных задач, выполнения научно-технических программ, укрепления обороноспособности и обеспечения экономической независимости страны, поставки сельскохозяйственной продукции. Государственные заказы выдаются предприятию вышестоящим органом и могут размещаться на конкурсной основе. Они обязательны для включения в план. При выдаче государственных заказов должна предусматриваться взаимная ответственность сторон — исполнителя и заказчика.  [c.18]

Почти вдвое увеличились объемы работ выполняемых хозяйственным способом. Однако увеличение строительства объектов социальной сферы, развитие хозспособа происходит в результате перераспределения лимитов подрядных работ. Поэтому возможно нарушение сбалансированности пятилетнего плана. При всех условиях должен быть обеспечен прежде всего ввод мощностей, определяющих развитие отрасли.  [c.132]

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ — целенаправленное функционирование различных соц. институтов (системы ценностных установок, образцов и норм поведения,- ветвей и учреждений гос. власти, органов местного самоуправления, соц. служб организаций) по упорядочению, формализации и стандартизации соц. связей, относящихся к той сфере жизни общества, которая охватывает соц. структуру общества, взаимодействие личностей, отношения между соц. группами и общностями отрасли национального хозяйства, обеспечивающие народное благосостояние систему соц. защиты населения и гарантий, отвечающих традициям и соразмерных возможностям данного общества, предусматриваемых законами и соц. нормативами государства. В РФ как соц. государстве основы И.р.с.с. закреплены в соответствующих статьях Конституции страны, устанавливающих проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии и соц. обеспечения, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Подтверждение тому — трудовые отношения, регулирование которых осуществляется на основе законодательства, включая Кодекс законов о труде, соц. партнерства с участием профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, гос. и муниципальных органов власти, ведающих, в частности, вопросами занятости, профессионального образования, установления размеров заработной платы, охраны труда, соц. страхования, разрешения коллективных трудовых споров.  [c.99]

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ — составная часть общей системы целей и задач органов гос. власти по управлению развитием регионов страны, а также механизма их реализации. В РФ под регионом понимается часть территории страны, обладающая общностью природных, соц.-экон., национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Федерации. Основные цели региональной политики (наряду с политическим и экон. развитием регионов) рост благосостояния населения, обеспечение единых минимальных соц. стандартов, равной соц. защиты и гарантий, дифференцированных с учетом объективных особенностей регионов, предотвращение загрязнения окружающей среды и комплексная экологическая защита. Должны обеспечиваться равные качество и условия жизни населения вне зависимости от региона, в котором люди живут и работают. Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. утверждены Основные положения региональной политики в РФ. Определены задачи по решению таких проблем, как раз-  [c.304]

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА — составная часть жизни общества, непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Это и область деятельности значительного числа людей, занятых соц. обслуживанием населения, предоставлением соц. благ и услуг. Как неотъемлемая часть общественной жизни С.с. охватывает разнообразные отношения между личностями, соц. группами и слоями в том их виде, как они складываются на тот или иной конкретно-исторический момент. С.с. включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы соц. инфраструктуры, в т.ч. учреждения здравоохранения, образования и культуры, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. С.с. вбирает в себя систему соц. защиты и гарантий населения, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны. Как область предпринимательской деятельности С.с. характеризуется своим ресурсным потенциалом. Имеются в виду размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов соц. инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки и гуманистическая настроенность. По рекомендации ООН приемлемая доля расходов на соц. нужды должна быть не  [c.342]

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, для которого приоритетны соблюдение основных прав и свобод человека, содействие соц. прогрессу, улучшение жизни людей, развитие соц. сферы, обеспечение соц. защиты своих граждан. Индустриально развитые страны мира (Германия, Швеция, Япония и др.) отличаются не только устойчивым экон. ростом и увеличением национального дохода, свободой предпринимательства и рыночных отношений, но и стремлением к соц равенству и справедливому распределению благ. В таких странах возрастает регулирующая роль органов гос. власти, проявляющей заботу о соц. ориентированности рыночной экономики, повышении доходов и уровня жизни населения, поддержке культуры, образования, науки и др. отраслей социальной сферы. РФ, как провозглашено в ее Конституции (ст. 7), — С.г., политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соц. служб, устанавливаются гос. пенсии, пособия и иные гарантии соц. защиты.  [c.344]

Государственные заказы выдаются также предприятиям на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет централизованных капитальных вложений. Они являются обязательными для включения в план, предусматривают взаимную ответственность изготовителя и потребителя, направлены на укрепление принципа демократического централизма в планировании и обеспечение устойчивости функционирования социалистической экономики.  [c.83]

С помощью указанных нормативов рассчитывается рентабельность для научно-технической продукции. При работе отрасли в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования научно-техническая продукция научных и проектно-конструктор-ских организаций является товаром. К ней относятся результаты законченных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других видов работ аналогичного назначения (этапов работ) опытные образцы (опытные партии) новой техники (продукции) результаты законченных работ в области экономики, экологии, стандартизации, научно-технической информации и других областях научных исследований научно-технические услуги участие в пусконаладочных работах, авторский надзор при освоении, эксплуатации новой техники (технологии), консультации научного, технического, экономического, финансового, управленческого и иного порядка, обучение персонала заказчика и другие услуги прочие результаты научно-технической деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении, научно-технической и социальной сферах.  [c.152]

В целях ускоренного развития материальной базы социальной сферы и создания условий для здорового быта и отдыха работников предприятие направляет основную часть средств ФСР на строительство жилых домов, детских учреждений и других объектов социального назначения.  [c.196]

При этом учитываются затраты и их результаты на технические мероприятия и установки, предотвращающие отрицательные последствия влияния эксплуатации электроизделий на природную среду (предотвращение загрязнения окружающей среды), а также на условия труда (снижение производственного шума, поддержание необходимых климатических условий в производственных помещениях, предотвращение травматизма и т. д.). В общем случае социальные и экологические результаты осуществления мероприятий НТП определяются по степени отклонения социальных и экологических показателей от централизованно установленных целевых нормативов и масштабов воздействия на окружающую среду и социальную сферу. Нарушение целевых нормативов не допускается. Стоимостная оценка результатов такого рода определяется по формуле  [c.228]

Высший приоритет на ближайшие годы отводится инвестициям в очень запущенную социальную сферу, а именно инвестициям, которые позволят нормализовать социальную инфраструктуру и  [c.111]

В социальной сфере программы реструктуризации добывающих отраслей предусматривают меры по социальной защите высвобождаемых трудящихся. Главное в этом направлении — обеспечить занятость высвобождаемых трудоспособных работников путем создания новых рабочих мест. В современных условиях снижающейся общей потребности в минеральном сырье речь идет не о строительстве новых шахт взамен зак-  [c.206]

Государственный заказ выдается предприятию на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также на выпуск продукции.  [c.10]

Контрольные цифры включают показатель производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении (расчетно) для заключения договоров, прибыль (доход), валютную выручку, наиболее важные общие показатели научно-технического прогресса и показатели развития социальной сферы.  [c.137]

Нагрузка на предприятия социальной сферы в местных населенных пунктах, конфликты на социальной почве, беспокойство по поводу экономической стабильности.  [c.10]

Поэтому, несмотря на увеличивающиеся из года в год объемы природоохранных затрат, отрицательные факторы в производственной и социальной сфере практически сводят на нет результаты экологической деятельности нефтяных компаний, что приводит к возрастающим платам за загрязнение окружающей среды и отводу земель, ложась тяжелым бременем на конечные финансово-экономические показатели деятельности нефтяных предприятий.  [c.123]

НФ — фонды социальной сферы.  [c.44]

Налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты налог на прибыль, имущество предприятий, рекламу, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство и уборку территории, содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы, нужды образовательных учреждений, сборы за парковку автомобилей.  [c.126]

Нагрузка на предприятия социальной сферы в местных населенных пунктах, конфликты на социальной почве  [c.7]

Сложившаяся ситуация в социальной сфере характеризуется снижением уровня жизни большинства населения, ростом масштабов скрытой безработицы, необоснованной дифференциацией в оплате труда, ухудшением демографической ситуации. Многие категории населения оказались в тяжелом положении.  [c.12]

Состояние социальной сферы существенно влияет на повышение эффективности материального производства. Поэтому необходимо рассматривать социальную сферу в качестве важного фактора развития нефтегазодобычи, транспортировки и переработки нефти и газа.  [c.13]

Прежде всего следует отнести определение социально-экономической эффективности развития социальной сферы и социальной защищенности населения, программно-целевого управления, определение сущности и рациональной структуры социальной сферы с учетом особенностей рынка, отрасли и предприятия.  [c.13]

В Законе СССР О государствен юм предприятии (объединении) установлено, что предприятие обязано обеспечить социальное развитие коллектива, формирование современной материальной базы социальной сферы, создание благоприятных возможностей для высокопроизводительного труда, последовательное осуществление принципа расгределения по труду, социальной справедливости, охрану и улучшения окружающей чело-пека природной среды. Для реализации этой задачи оно  [c.12]

Вместе с тем коренного перелома в капитальном строительстве пока не наблюдается. План капитального строительства за три года выполнен лишь на 83%. Предприятия в первую очередь направляют средства на те цели, достижение которых дает быструю и ощутимую отдачу. В 1987 г. на 17% увеличились капитальные вложения в строительство жилья и объектов социальной сферы, а в 1988 г.— на 58%. Возросли капитальные вложения в технологическое перевооружение и реконструк-  [c.131]

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ -один из основных видов управления, имеющий целью воздействие на сферу жизнедеятельности общества, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и духовных потребностей человека, функционированием соц. инфраструктуры, предоставлением соц. благ и услуг. Субъектами У.с.с. выступают органы гос. власти и местного самоуправления, профсоюзы, ассоциации предпринимателей и др. общественные организации. В России вопросы трудового законодательства, зравоохранения, образования, культуры, физ. культуры и спорта, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, соц. защиты, включая соц. обеспечение, являются предметом совместного  [c.400]

Намечены четыре основных направления осуществ-Направления ления мероприятий по реструктуризации угольной реструктури- промышленности а) в производственной сфере зации б) в социальной сфере в) в природоохранной дея-  [c.202]

Доля ОППФ в общем количестве основных фондов в нефтяном и газовом комплексе достигала 70% до перехода к рыночной экономике. После перехода к рыночной экономике доля НФ сильно уменьшилась в результате постепенного отделения социальной сферы.  [c.44]

Строительство необходимых предприятий социальной сферы.  [c.7]

Социальное развитие предприятия | Наука 2000+

В статье говорится о необходимости развития социальной инфраструктуры предприятия для его успешной деятельности; приводится обоснование первостепенной важности человеческого фактора во всех социальных процессах; предложена структура управления социальным развитием предприятия.

Постановка проблемы

Согласно системным методам третьего поколения [1.], любое предприятие можно рассматривать как цельный организм или систему. Здоровым является тот организм, у которого все его составляющие также являются здоровыми, полноценно развивающимися. В данном контексте частями предприятия являются три основных направления его развития – экономическое, техническое и социальное. Социальное развитие предусматривает повышение интеллектуального потенциала персонала предприятия и его профессионально-квалификационных качеств, осуществляет мероприятия для удовлетворения материальных и духовных потребностей работников, способствует нормализации взаимоотношений и морально-психологической атмосферы в трудовом коллективе.

Чаще всего сегодня экономическому и техническому развитию на предприятии уделяется достаточно внимания, а социальный фактор практически полностью игнорируется. В современном обществе должно произойти смещение главных целевых ориентиров – с приоритета получения экономической выгоды любой ценой в сторону развития социального фактора и стимулирования человеческой активности.

Не учитывая процессы, происходящие в обществе, не развивая свою социальную базу, предприятие с такой социально-экономической системой обрекает себя на саморазрушение.

 

Изложение основного материала

Человеческий фактор

Из пассивного наблюдателя прошлой эпохи человек новый становится активно действующим субъектом социального планирования во всех сферах жизнедеятельности – от семьи до организаций и государственного строительства. С развитием науки и техники влияние человека на процессы производства неуклонно растёт. Игнорировать этот факт, по меньшей мере,  легкомысленно. Его необходимо учитывать и всесторонне изучать.

Проведём простую аналогию. Человек, работник предприятия – это маленький механизм большого объекта (предприятия). Малая система как часть целого. Если хоть один механизм, пусть небольшой, будет функционировать не правильно или выйдет из строя, то это непременно скажется на всей системе, которая так же станет работать с перебоями или вовсе сломается. Поскольку человек является активным субъектом любой деятельности, то качество выполняемой работы на предприятии и тенденция его развития, в первую очередь, зависит от качества человеческого материала.

Каждый человек обладает некоторым жизненным запасом психической энергии. От величины и направленности этого потенциала зависят многие процессы в жизни человека и его окружении. Грамотно используя это явление, особенно в процессе социальных преобразований, можно направить общую психическую энергию всего персонала предприятия в одно русло, заставить служить одной цели, когда личные цели отдельного работника являются частным случаем глобальной цели предприятия. На практике же мы часто наблюдаем разнополярность целей предприятия и работающих на нём людей, что «гасит» общий вектор развития, подобно ситуации в басне Крылова «Лебедь, щука и рак», уменьшая без того малые шансы на успешное хозяйствование в современном мире, когда неопределённость внешней среды весьма значительна.

В повседневной жизни человека проявляются различные качества характера и свойства личности: мировоззрение, образ жизни, интеллектуальные и физические способности, отношение к работе и людям, опыт и уровень профессиональной квалификации, желание обучаться и трудиться, уровень духовного развития и отношение к творчеству. В трудовой и профессиональной деятельности качества и свойства личности определяют способы взаимодействия работника с техникой, оборудованием, коллективом, персоналом и руководством предприятия.

Работник, приходящий каждый день на работу и выполняющий определённые функции – многогранная личность, он является интеллектуальным активом предприятия. Его нельзя рассматривать только, как рабочую силу [4.]. Поэтому при организации трудового процесса необходимо учитывать антропометрические, физиологические и особенно психологические характеристики человека – восприятие, память, мышление, внимание, … «От психологических свойств человека во многом зависит его информационное взаимодействие с техникой» [2, стр. 7] (процессы информационного взаимодействия человека и техники являются основным предметом изучения инженерной психологии).

Деятельность человека является продуктивной, когда она в достаточной мере осмысленная и контролируемая им. При этом происходит конструктивный процесс самоорганизации индивида и его нравственное и духовное развитие. Человек может проявлять творческий подход к выполняемой работе и здоровую трудовую инициативу, что способствует укреплению самодисциплины и повышению самоотдачи на работе. Такой подход к работе повышает общий тонус организма и укрепляет здоровье. Осмысленная деятельность даёт человеку радость от выполняемой работы, пропитывая всё вокруг этой энергией позитива. Как правило, продукт труда такого работника долговечен и легко находит своего потребителя.

Процессы труда, в которых работник мало что понимает, не знает цели своей деятельности, не согласен с организацией своего труда, не заинтересован материально, ведут к деструктивной деятельности, к увеличению брака и нарушению трудовой дисциплины. Всё это в различной степени препятствует развитию предприятия, приводит к расшатыванию внутренней структуры производства. В таких случаях могут спасти только регулярные мероприятия по восполнению потерь материальными и временными ресурсами, что всегда накладно, трудоёмко и малоэффективно.

Ещё одна ошибка современного работодателя — нанимать дешёвую рабочую силу, с низкой системой ценностей и общим уровнем развития или брать на ответственную вакансию недостаточно грамотного «кума» (свата, брата…). Кадры необходимо тщательно отбирать, воспитывать, обучать и заботиться о них. При кадровом отборе желательно учитывать не только характеристики личности, но и личное стремление человека к развитию, обучению и последующей активной деятельности. Это большая ответственность, надёжная база и перспектива успешного развития современного предприятия. В соответствие времени изменилась и знаменитая фраза «Кадры, владеющие знанием, решают всё» (Малюта А. Н.).

С помощью социологического исследования необходимо дать исчерпывающую характеристику работнику — субъекту деятельности, на основе которой можно установить степень соответствия работника требованиям конкретной деятельности, должности, рабочего места. В результате можно создать такие условия трудовой деятельности и общего взаимодействия, которые будут способствовать росту благосостояния отдельного работника и предприятия в целом.

Предприятие, имеющее хорошо развитую социальную инфраструктуру, как правило, развивается гармонично, имеет стабильную прибыль, а рабочий персонал удовлетворён своей работой и дорожит своим рабочим местом. В таких случаях работники часто гордятся своим предприятием и заинтересованы в максимальной самореализации и его процветании.

 

Структура управления социальным развитием предприятия

В широком смысле социальная работа – это осуществляемая профессионально подготовленными специалистами социальной службы деятельность по предупреждению и решению социальных проблем человека путём оказания практической помощи и поддержки, ориентирующие его на собственные активные действия по улучшению своего благосостояния [3.].

Главная миссия управления социальным развитием — разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих социальное партнерство — взаимно заинтересованное сотрудничество управляющих, собственников, наемных работников, органов государственной и местной власти, гражданских сообществ в решении социальных конфликтов.

Для компетентного решения социальных проблем на предприятии необходима соответствующая организационная структура — отдел социального развития. Это самостоятельная структурная единица, подчиняющаяся директору или заместителю директора по социальному развитию. Структуру и штат отдела утверждает директор с учетом объемов работы и особенностей производства. Для успешной реализации социальной программы на предприятии обязательным условием является её информационное, организационное, нормативно-правовое и финансовое обеспечение [3.].

Основные функции отдела социального развития предприятия: информационно-исследовательская, управленческо-прогностическая, социально-инженерная, организационно-контрольная, консультационная, функции социальной оценки, педагогико-воспитательная и др. с учетом области деятельности [3.].

В структуре управления социальным развитием предприятия важны все функции, однако функция мотивации является ключевой, так как в основе любой деятельности лежит мотивация. Очевидно, что управление социальным развитием должно быть мотивировано общественно-значимыми ценностями. [5.]

 

Среди множества качеств, которыми должны обладать специалисты по управлению социальным развитием предприятия, наиболее важными являются:

  • Знание бизнеса (сферы деятельности предприятия).
  • Профессиональные знания и навыки в области управления персоналом.
  • Обладание необходимым минимумом гуманитарных знаний, запасом психологических и педагогических навыков.
  • Соблюдение этики отношений, предельно внимательное отношение к людям.
  • Знание и учёт потребностей человека в различных сферах жизнедеятельности.

 

Специалисты отдела социального развития должны уметь обеспечивать социально-психологический комфорт на предприятии, стимулировать интерес персонала к работе, мотивировать личность к развитию и обучению, соблюдать нормы охраны труда.

 

Основные инструменты социального развития предприятия:

  • Надёжная и своевременная информативность (статистические данные, опросы, аудиты…), касающаяся работников предприятия и их насущных проблем и настроений.
  • Всесторонний анализ состояния социальной среды предприятия (установление взаимосвязей, существующих между ее частями и другими факторами труда на предприятии).
  • Прогнозирование и планирование.

 

Схема управления социальным развитием предприятия может выглядеть следующим образом:

  • Организация и проведение грамотной кадровой политики предприятия.
  • Повышение качества рабочей силы за счёт развития интеллекта (обучения).
  • Трудовая мотивация с учётом производственных требований и потребностей работника.
  • Улучшение условий и содержания труда.
  • Мероприятия, направленные на физическое и психическое оздоровление человека.
  • Развитие социально-бытовой инфраструктуры.
  • Создание информационно-аналитического отдела.
  • Развитие научной социологической базы предприятия.

 

Важным моментом в управлении социальным развитием является использование теоретических и практических наработок гуманитарных наук, и социологии в частности. Таковыми являются системная методология «Новый Универсум» Малюты А. Н., «Основы инженерной психологии» Ломова Б.Ф., пирамида Маслоу и др. На предприятии необходимо вести научно-исследовательскую социологическую деятельность.

 Социально развитое предприятие приобретает:

  • Качественно новое состояние его трудового коллектива, повышение заинтересованности персонала и их трудового вклада в достижение целей предприятия.
  • Высокое качество трудовой жизни и благосостояния персонала.
  • Развитую социальную инфраструктуру предприятия.
  • Рост и развитие предприятия во всех сферах хозяйствования.
  • Повышение прибыли. Здоровую конкурентоспособность.
  • Благоприятный имидж предприятия в городе, регионе, стране…
  • Новые направления деятельности предприятия.
  • Гармонично развивающееся, процветающее предприятие.

Выводы

Развитие предприятия, повышение его экономического и технического уровня, необходимо рассматривать в контексте социального развития. Социальное развитие предприятия – это улучшение жизни людей во всех сферах их жизнедеятельности – от условий работы на предприятии до бытовых нужд и организации полноценного отдыха. В любом случае успешное развитие социальной среды предприятия – это реальный шанс существенно повысить эффективность его работы.

Создание благоприятных условий во многом зависит от собственных усилий человека.

Литература:

  1. Малюта А.Н. Инвариантное моделирование: Курс лекций. Часть 1: Введение в Инвариантное моделирование. Лекции 1−10. / Чернигов: ЦГИ «Северная звезда», 2010. – 146 с.: ил.
  2. Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии: 2 изд., доп. и перераб. — Москва: Высшая школа, 1986. — 448 с.: ил.
  3. Богдан Н.Н., Климова Т.В. Управление социальным развитием предприятия: учебное пособие/ Новосибирск: СибАГС, 2007. – 204 с.: ил.
  4. Горфинкель В.Я., Швандар. Экономика предприятия: изд.2-е дополн., перераб. – Москва: Издательское объединение «Юнити», 1998. – 742 с.: ил.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ.- М.: Питер, 2003.- 479 стр. – (Мастера психологии).

Рус-Полтавская А.В. ЦГИ ЗВЕЗДА СКИФИИ г. Мелитополь

Отрасли социальной сферы и их содержание

Организаций социальной сферы

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Социально-экономическое значение

организаций социальной сферы

В результате процесса общественного разделения труда в отрас­лях народного хозяйства все более обособляются отрасли, главным назначение которых является выполнение обслуживающих функ­ций. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие обслуживающие функции, составляют инфраструктуру народно­го хозяйства. Социально-бытовую инфраструктуру составляют предприятия, организации и учреждения, предоставляющие соци­ально-культурные и жилищно-коммунальные, торговые, бытовые услуги. Часть услуг, главным образом коммунально-бытовых, предприятия социально-бытовой инфраструктуры предоставляют также предприятиям сферы материального производства для осу­ществления непрерывного процесса производства.

В социально-бытовую инфраструктуру входят не только все отрасли непроизводственной сферы, но и некоторые отрасли сфе­ры материального производства. Таким образом, социально-бы­товая инфраструктура — это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сферы народного хозяйства, обслуживаю­щих население и основное производство.

Социально-бытовая инфраструктура включает: просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения.

Развитие инфраструктуры находится в зависимости от уровня развития материального производства, от объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производствен­ной, и непроизводственной сферами. Вместе с тем инфраструк­тура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделе­ния труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социально-бытовой инфраструк­туры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предпри­ятиями и учреждениями социально-бытовой инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится со­циальным ускорителем экономического развития.

Особенно возросла роль инфраструктуры в условиях научно-технической революции. От состояния инфраструктуры все более зависят темпы роста производства и его эффективность.

При рассмотрении вопроса о месте инфраструктуры в обще­ственном производстве следует исходить из положения, что между производственной сферой и инфраструктурой имеются прямая связь и взаимозависимость, которые многогранны и многоплановы.

С расширением масштабов производства и общественного раз­деления труда, развитием научно-технического прогресса, произ­водственных и общественных отношений, сопровождающихся изменением структуры потребления и ростом социальных потреб­ностей населения, значение инфраструктуры неуклонно возрас­тает. Свидетельством тому служит рост производительных сил, используемых в этой сфере народного хозяйства. Затрачиваемый в инфраструктурных отраслях живой труд увеличивает объем на­ционального дохода страны. При этом вклад этих отраслей в объем произведенного национального дохода растет.

Научно-технический прогресс, развитие автоматизации и ме­ханизации производства будут способствовать высвобождению трудовых ресурсов в основных отраслях народного хозяйства и переводу их в инфраструктурные отрасли и главным образом в отрасли социально-бытовой инфраструктуры, где возможности автоматизации не очень велики, а фондовооруженность труда пока ниже, чем в материальном производстве.

Имеется достаточное число примеров, свидетельствующих об экономическом эффекте в народном хозяйстве от повышения уровня развития социально-бытовой инфраструктуры.

Инфраструктура способствует снижению потерь рабочего вре­мени. Это достигается максимальным использованием календар­ного рабочего времени за счет уменьшения заболеваемости работ­ников. Своевременное проведение профилактических и других мероприятий уменьшает заболеваемость трудящихся, что обеспе­чивает дополнительный прирост национального дохода.

Инфраструктура — важный фактор повышения производитель­ности труда. Влияние непроизводственной сферы на производи­тельность труда связано и с уровнем знаний работника. Степень профессионального мастерства рабочего в значительной степени зависит от общеобразовательного уровня. У рабочих со средним образованием производительность труда на 25–35% выше, чем у рабочих с образованием 5-8 классов. С ростом образовательно­го ценза возрастает способность к повышению производительно­сти труда, увеличению объема национального дохода.

Инфраструктура оказывает влияние на производительность труда не только через систему образования. Здравоохранение, жи­лищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и другие отрасли создают условия для сохранения и повышения работо­способности человека.

Особенно велика роль социально-бытовой инфраструктуры в повышении эффективности использования внерабочего време­ни населения, которое необходимо для отдыха, социального раз­вития человека, формирования его семьи и т.д.

Одна из главных целей развития инфраструктуры — предостав­ление населению услуг для высвобождения их свободного време­ни, которое может быть им использовано более рационально, с пользой для индивидуума и общества в целом.

И, наконец, ни с чем не сравнима роль инфраструктуры в ду­ховном развитии человека, в совершенствовании социальных от­ношений. Этим целям подчинена деятельность социально-куль­турных учреждений.

2.2. Средства бюджета ― главный источник финансирования организаций социальной сферы

Наличие экономического потенциала в государстве позволяет создавать фонд потребления и направлять его на народное благо­состояние.

Важной частью фонда потребления национального дохода яв­ляются общественные фонды потребления, которые представля­ют собой форму безвозмездного для населения распределения материальных и духовных благ. Одним из назначений средств общественных фондов потребления является финансовое обеспе­чение социально-бытовой инфраструктуры.

Проблема использования общественных фондов потребления имеет несколько аспектов, в том числе: бюджетный и ведомствен­ный (распределение этих средств по бюджетным и ведомственным каналам).

Более 80% средств общественных фондов потребления — это бюджетные средства. Поэтому вполне естественно, что распреде­ляются эти фонды в основном через бюджетную систему. Осталь­ная часть средств формируется за счет средств, выделяемых ведом­ствами, предприятиями на социальное развитие своих работни­ков.

Перспективы развития общественных фондов потребления в значительной степени — это перспективы развития бюджета. Следовательно, проблема формировании и использования этих фондов в основном должна рассматриваться сквозь призму бюджета. Эта проблема имеет количественный и качественный аспекты.

Количественный аспект заключается в том, чтобы определить часть бюджетных ресурсов, которая должна и может направляться на финансирование социально-бытовых услуг, предоставляемых на­селению на бесплатных или льготных условиях. Решение этой про­блемы зависит от экономических, социальных и политических за­дач, стоящих перед обществом на отдельных исторических этапах, от наличия в распоряжении государства соответствующих ресурсов. Не следует исключать при этом качественный аспект использова­ния средств из этих фондов, т.е. речь идет о наиболее эффективном их направлении и с наибольшей пользой для общества в целом, всех его слоев и каждого члена в отдельности.

В этой связи интерес представляют следующие вопросы: какие каналы использования общественных фондов потребления наибо­лее эффективны (бюджетные или ведомственные)? какое звено бюджетной системы следует рассматривать в качестве основного канала распределения средств общественных фондов потребления?

С решением этих проблем связано не только эффективное ис­пользование средств, но и повышение роли территориальных ор­ганов власти в экономическом и социальном развитии общества, дальнейшее развитие демократии в нашей стране.

Качественный аспект использования общественных фондов потребления связан с укреплением материально-финансовой базы территориальных органов власти и подведомственных им учреж­дений, с повышением нормативов бюджетных расходов на отдель­ные виды услуг, оказываемых населению, качества самих услуг.

Как уже было сказано, средства общественных фондов потреб­ления в значительной части поступают населению по бюджетным каналам. Такой путь демократичен и обеспечивает всем членам общества равные возможности в использовании этих фондов.

Ведомственный путь распределения общественных фондов потребления также правомерен, хотя доля средств ведомств не­велика в общем объеме данных фондов. На разных этапах исто­рии нашего государства этот канал распределения имел большее или меньшее значение, его роль особенно возрастала в экстремаль­ные периоды развития государства (войны, периоды послевоен­ного восстановления народного хозяйства). Этот путь давал воз­можность максимально, при имеющихся у государства ресурсах, обеспечить работников ведущих отраслей народного хозяйства услугами учреждений и предприятий сферы обслуживания.

Однако на современном этапе в условиях создания рыночной экономики и экономического кризиса в стране ведомственный канал создания и распределения общественных фондов потребле­ния и финансирования социально-бытовой инфраструктуры резко сократился. Предприятия не имеют достаточных средств для фи­нансирования принадлежащих им объектов социально-культурно­го и жилищно-коммунального назначения. Поэтому происходит массовая передача таких объектов в ведение территориальных ор­ганов власти.

Учреждения социальной сферы

В перспективе даже после преодоления экономичес­кого кризиса роль ведомственного канала вряд ли существенно возрастет. Предприятия вряд ли смогут восстановить в таком объе­ме сеть ведомственных социально-культурных и жилищно-ком­мунальных объектов и за счет выделяемых из прибыли средств на социальное развитие своих работников будут оплачивать соци­альные услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Таким образом, роль бюджетов в распределении общественных фондов потребления и в финансовом обеспечении социаль­но-бытовой инфраструктуры еще более возрастет. Тем самым предъявляются повышенные требования к бюджетной системе, к методам бюджетного планирования и финансирования, а сле­довательно, и к методам распределения средств между звеньями бюджетной системы.

При этом важно решить вопрос о том, какие звенья бюджет­ной системы лучше всего для этого приспособлены и будут содей­ствовать получению необходимого экономического и социально­го эффекта.

Эффективность использования общественных фондов потреб­ления в значительной степени зависит от того, по какому каналу бюджетной системы они доводятся до населения. Этот вопрос нельзя решить в пользу одного или даже двух звеньев бюджетной системы. Его решение зависит от ряда факторов, в числе которых виды услуг, оказываемых населению за счет этих фондов, роль отдельных территориальных органов власти в экономическом и социальном развитии общества.

В настоящее время за счет общественных фондов потребления население обеспечивается бесплатными услугами учреждений просвещения, здравоохранения и физической культуры, социаль­ного обеспечения и на льготных условиях — услугами жилищных предприятий.

Эти средства поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов (табл. 2.1). Из общего объема бюджетных ресурсов, направляемых государством на социально-бытовую инфраструктуру, большая часть проходит через местные бюджеты (табл. 2.2). Это оправдано с социальной и экономичес­кой точек зрения. Это можно проследить на примере финансиро­вания здравоохранения, дошкольных учреждений.

 

Таблица 2.1

123

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *