Социальная роль, понятие, классификация типичных социальных ролей личности в обществе, теория, примеры, совокупность социальных ролей одного индивида
Определение и характеристики
Существование социальной роли жизненно важно для функционалистского и интеракционистского понимания общества. Это понятие предполагает следующее:
- Разделение труда в социуме оборачивается формой взаимосвязи разных специализированных позиций, которые называются ролями. Они включают в себя соответствующие разрешённые формы поведения и действия, руководствуясь общеизвестными социальными нормами.
- Роли заняты индивидами, которых называют актёрами (по классификации унифицированного языка моделирования).
- Когда люди одобряют социальное положение (т. е. считают его законным и конструктивным), они будут нести расходы, чтобы соответствовать определённым нормам, а также отвечать за наказание тех, кто нарушает приписанные ему правила поведения.
- Изменение условий может сделать социальную функцию устаревшей или нелегитимной, в этом случае общественное давление способно привести к её изменению.
- Ожидание вознаграждений и наказаний, а также удовлетворение от просоциального поведения объясняют, почему люди соответствуют ролевым требованиям.
Это понятие рассматривается в обществознании, социологии и теории организации. Классификация социальных ролей включает в себя следующие категории:
- культурные;
- социальная дифференциация;
- специфичные для конкретной ситуации;
- биосоциологические;
- гендерные.
В своей жизни люди сталкиваются с разными социальными функциями. Иногда им приходится выполнять несколько ролей одновременно в различных сценариях. Существует эволюция социальных ролей: некоторые исчезают, а другие изменяются.
Они могут быть достигнуты, приписаны или случайно присвоены в разных ситуациях. Достигнутую позицию занимают добровольно, она отражает личные навыки, способности и усилия, приписанная же — это должность, обычно навязываемая человеку. Она назначается отдельным лицам или группам без учёта их заслуг из-за определённых черт вне их контроля.
Типичные социальные роли личности могут быть полупостоянными или временными. К первой категории можно отнести студентов, подростков, матерей, потребителей. Хорошей иллюстрацией является пример социальной роли больного, сформулированный Толкоттом Парсонсом в конце 1940-х годов. В этом преходящем положении человек освобождается от своих обычных функций, но ожидается, что он будет соответствовать временным поведенческим стандартам — выполнять указания врачей и пытаться выздороветь.
Для многих положений люди должны соответствовать определённым условиям, биологическим или социологическим. Например, маленький ребёнок или подросток обычно не может взять биологическую роль матери.
Другие требуют обучения или опыта. В большинстве культур врачи должны быть образованы и сертифицированы, прежде чем заниматься медициной.
Факторы развития
На развитие роли может влиять многообразие факторов, в том числе культурные или ситуационные, а также социальная и генетическая предрасположенность. Система общества часто помещает людей на определённые должности, основанные на социальных ситуациях, которые они испытали.
Люди занимают те позиции, которые им естественны. Обладающие спортивными способностями часто выполняют функцию спортсменов. Личности, склонные к интеллектуальному труду, обычно играют роли, посвящённые образованию и знаниям. Это не означает, что они должны выбирать только один путь, ведь любой человек может сыграть несколько ролей. Различные культуры по-разному оценивают определённые образцы поведения. Роли могут быть созданы или изменены исходя из ситуации, в которой человек находится вне собственного влияния.
Социальные функции часто формируются в юношеском возрасте, когда родители зачисляют своих детей в определённые программы (кружки, секции, учебные заведения), повышая вероятность того, что ребёнок будет выполнять именно ту роль, в которой он провёл некоторое время.
Ролевая теория
Ролевая теория — это социологическое исследование становления ролей, которое объясняет, какие силы заставляют людей развивать ожидания от своего и чужого поведения. Согласно социологу Брюсу Биддлу, бывают пять основных моделей теории:
- Функциональная, которая рассматривает развитие ролей как базовые нормы для конкретной социальной позиции.
- Символьная интерактивная теория, рассматривающая становление как результат индивидуальной интерпретации реакций на поведение.
- Структурная, которая использует математические идеи и подчёркивает влияние общества, а не человека.
- Организационная, исследующая развитие ролей в группах.
- Когнитивная теория, которую социологи резюмируют как «связь между ожиданиями и поведением».
Функционализм и консенсус
Функционалистский подход к теории, в значительной степени заимствованный из антропологии, рассматривает роль как набор ожиданий, которые общество возлагает на человека. По невысказанному консенсусу некоторые виды поведения считаются подходящими, а другие — неуместными.
Статус — это позиция, которую занимает актёр, а роль — это ожидаемое поведение, связанное с ней. Конечно, они не ограничиваются профессиональным статусом. Тот факт, что функция врача в течение рабочего дня отводится одному человеку, не мешает ему брать на себя другие роли в разное время — муж, жена, друг, отец, мать и т. д.
Взаимодействие или социальная активность
В интерактивной социальной теории понятие роли имеет решающее значение. Интеракционистское определение предшествует функционалистскому. Роль в этой концепции не является фиксированной или предписанной, а чем-то, что постоянно обсуждается между людьми неуверенно, творчески. Философ Джордж Герберт Мид исследовал эту схему в своей основополагающей работе 1934 года «Разум, я и общество».
Основной интерес у Мида вызвал способ, с помощью которого дети учатся тому, как стать частью социума, творчески принимая позиции, наблюдая и подражая другим. Это всегда делается в интерактивном режиме, не имеет смысла думать о функции только для одного человека, который сотрудничает и конкурирует с другими. Взрослые ведут себя одинаково: отбирают роли у тех, кого они видят вокруг, творчески адаптируют, а затем в процессе социального взаимодействия проверяют их и либо принимают, либо модифицируют.
Общественные нормы
Эта теория гласит, что на поведение людей в значительной степени влияет их восприятие того, как ведут себя другие члены социальной группы. Когда индивиды находятся в состоянии деиндивации, они видят себя только с точки зрения групповой идентичности. Их поведение, вероятно, будет руководствоваться исключительно групповыми нормами. Последние оказывают сильное влияние на поведение и могут направлять его только тогда, когда активируются очевидными напоминаниями или тонкими подсказками.
Люди придерживаются социальных принципов посредством принуждения, интернализации, совместного использования другими членами группы и частой активации. Нормы могут быть применены через наказание или поощрение. Отдельные лица получают вознаграждение за то, что они выполнили свои обязанности или наказаны, поскольку не оправдали доверия.
Теория социальных норм применяется в качестве экологического подхода с целью воздействия на людей путём манипулирования их социальной и культурной средой. Она широко применяется с использованием методов маркетинга. Нормативные сообщения применяются с помощью различных средств массовой информации и рекламных тактик, чтобы эффективно охватить целевую аудиторию. Теория также успешно применяется в разработке учебных и политических программ, освещении в прессе и других стратегиях.
Плановое поведение
Человек проявляет активность, борясь с угрозами его свободе, когда он считает нормы неуместными. Они и отношения обычно работают вместе, чтобы влиять на поведение (прямо или косвенно). Теория запланированных поведенческих намерений является функцией трёх факторов:
- отношение к поступкам;
- социальные нормы;
- восприятие контроля.
Когда отношения и нормы расходятся, влияние на поведение будет определяться их относительной доступностью.
Командная работа
Как кратко описано в статье «Работа в группах» Энглеберга и Винна, теория командной роли — это когда «члены берут на себя функции, совместимые с их личностными характеристиками и навыками». Мередит Белбин, психолог, впервые исследовал эту концепцию в 1970-х годах, когда он и его исследовательская команда занимались наблюдением за группами людей и хотели выяснить, что повышает вероятность успеха и эффективность командной работы.
По словам Белбина, анализ показал, что разница между успехом и провалом в команде зависит больше от поведения, а не от интеллектуальных способностей. Учёные начали идентифицировать отдельные группы и обнаружили, что именно поведение было более влиятельным в команде, чем что-либо ещё. Эти группы известны как командные роли. В них входят:
- координатор;
- формирователь;
- новатор;
- исследователь ресурсов;
- оценщик;
- вдохновитель;
- исполнитель;
- специалист;
- контролёр.
Белбин также определил характерные недостатки, которые, как правило, сопровождают каждую командную роль. Он назвал их «допустимыми», что касается слабостей поведенческих, то это области, подлежащие изучению и улучшению. На основе этого исследования был создан тест, который при помощи опросника и результативной таблицы позволяет человеку определить свои естественные функции в командной работе.
Конфликты и проблемы
Ролевый конфликт возникает, когда к человеку предъявляются несовместимые требования, соблюдение которых будет затруднено. Часто люди испытывают конфликт, пытаясь отреагировать на много имеющихся статусов одновременно. Он происходит в течение короткого или длительного периода и может быть связан с ситуативным опытом. Внутри конфликт возникает, когда возлагаемые требования находятся в одной области жизни, например, на работе или в семье.
Столкновение начинается из-за стремления индивида достичь успеха и из-за давления, оказываемого на человека двумя требованиями, конкурирующими друг с другом. Эффекты конфликта, выявленные в тематических исследованиях и общенациональных опросах, относятся к индивидуальными личностными характеристиками и межличностными отношениями.
Дисциплина групповой динамики в психологии признаёт ролевые конфликты в групповой обстановке. Члены группы нередко чувствуют, что они несут ответственность за более чем одну роль в этом параметре, однако их позиции не согласовываются друг с другом. Когда ожидания несовместимы, возникает конфликт. Например, руководитель на фабрике может испытывать напряжение из-за своего положения друга и наставника подчинённых, в то время как ему приходится строго и профессионально следить за сотрудниками.
1.2 Характеристика и виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Попытка систематизации социальных ролей была сделана Талкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). 3Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность.
2. Способ получения.
3. Масштаб.
4. Формализация.
5. Мотивация
1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.
Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик. Например, роль проститутки. Обычно эти дамы не проявляют никаких чувств к своим клиентам. Данная роль скорее достигнутая, а не предписанная, так как она усваивается на основе определенной деятельности. Она строго ограничена рамками секса, предлагаемого за деньги. Обычно проститутки обслуживают своих клиентов в соответствии с принятыми правилами — за определенный вид услуг установленная плата. Проститутки работают для собственной выгоды — сексуальные услуги ради личного обогащения.
Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения.
Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты.
Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так и многообразны пути их преодоления. Мы не ведем речь о преодолении первооснов, первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения — речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии.
Одним из таких путей является метод рационализации ролевых ожиданий, создающий иллюзорные, но кажущиеся рациональными оправдания неудач.
Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой области, сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот).
Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления ролевых напряжений, — осознанная дифференциация правил, приемов, норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли.
Принцип иерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезных психологических переживаний, порожденных столкновением ролевых предуказаний. «Что для меня важнее – дети, семья, или наука?». Столкнувшись с такой дилеммой, человек оказывается в тупике, выход из которого – выбор самой личностью одной из этих ролей в качестве приоритетной. И в конфликтных ситуациях следует выполнять предуказания роли, которой отдано предпочтение.
Регулирование ролей – это сознательные, целенаправленные действия общества, нации, коллектива, семьи, цель которых – преодоление психологического напряжения личности, вызванного ролевым конфликтом.
Одна из форм регулирования ролей, связанная с утверждением (пропагандой) властными органами, средствами массовой информации новых стандартов ролевого поведения (могла бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем обществе образца предпринимателя, фермера и т.д., повышении их престижа).
Влияние социальной роли на развитие личности
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.
Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.
«Социальные статусы и роли личности»
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………3
1.Социальный статус личности…………………………………………………………….4
2.Социальная роль личности………………………………………………………………..5
Заключение………………………………………………………………………………………….7
Литература…………………………………………………………………………………………..7
Введение
Личность изучается комплексом наук. Социология — одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности – личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.
Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные функциональные обязанности. И вместе с тем он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа «платы» и «вознаграждения», лежащего в основе социальных связей наиболее значимые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных институтов. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется.
1. Социальный статус личности
В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Социальным статусом называется общее положение личности в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением1.
Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй – профессия, квалификация, образование и другие, социально значимые качества личности.
Определенные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Так, например, существует престиж профессий. В 50-е-60-е годы в СССР престижными были профессии инженера, летчика, военного. В 70-е годы престижной становится профессия торгового работника. На современном этапе высокий престиж имеют профессии программиста, экономиста, юриста. На положение человека в обществе также влияет его авторитет. Авторитет – это признание обществом или общественной группой заслуг, личных и деловых качеств человека. Человек, занимающийся престижной профессией, имеющий престижную должность между тем может не обладать авторитетом.
В любом обществе существует некоторая иерархия социальных статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.
На ранних этапах развития общества социальный статус личности определялся, главным образом, предписанными факторами – происхождением, местом рождения. Возможности изменения социального статуса были очень невелики, общество характеризовалось очень низкой социальной мобильностью. Превращение крестьянина в дворянина было исключением из правил. В России, например, дворянское достоинство было дарована потомкам Ивана Сусанина, получил дворянство за спасение Александра II от покушения Каракозова в 1866 году крестьянин Осип Комиссаров. Чем выше уровень цивилизованности общества, тем меньше влияют предписанные факторы на формирование социального статуса. В современном обществе человеку даны все права, дающие человеку возможность социальных перемещений. На первый план выдвигаются такие факторы как образование, квалификация, талант. В результате успешной борьбы чернокожего населения США за свои права в 60-е годы XX века, многие афро-американцы сумели существенно изменить свой социальный статус2.
2. Социальная роль личности
Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе3.
Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.
Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:
1)описание типа поведения, соответствуещего данной роли;
2) предписания (требования), связанные с данным поведением;
3)оценка выполнения предписанной роли;
4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.
Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.
Ученые предлагают ряд классификаций социальных ролей и выделяют базисные (основные) социальные роли. К ним относятся: роль труженика, роль собственника, роль потребителя, роль гражданина, роль члена семьи. Общество выдвигает ролевые требования по отношению к человеку, которые закрепляются в предписаниях, правилах, законах, моральных и нравственных нормах, традициях. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Заключение
Несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения 4.
Литература
1. Курс лекций по социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. – М.: МарТ, 1998.
2. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2002.
3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2003
4.Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. — М.: Знание России, 1999
1 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2003. – С. 67
2 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 2003. – С. 68-69
3 Курс лекций по социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. – М.: МарТ, 1998. – С. 124
4 Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. — М.: Знание России,1999. – С. 215.
7
Как связаны социальный статус и социальная роль?
Некоторые люди путают это понятие со статусом. Но данные термины означают совершенно разные проявления. Понятие роли ввел психолог Т. Парсонс. Использовали его в своих работах К. Хорни и И. Гофман. Они раскрыли характеристики понятия более подробно и провели интересные исследования.
Социальная роль — что это?
Согласно определению, социальная роль — это поведение, которое общество сочло приемлемым для людей, находящихся в том или ином статусе. Социальные роли человека меняются, в зависимости от того, кем он является в данный момент. Сыну или дочери общество предписывает вести себя одним образом, нежели, допустим, работнику, матери или женщине.
Что входит в понятие социальная роль:
- Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки.
- Внешний вид индивида. Он тоже должен соответствовать нормам общества. Мужчина, одетый в платье или юбку в ряде стран будет восприниматься негативно, ровно, как и начальник офиса, приходящий на работу в грязной робе.
- Мотивация индивида. Окружение одобряет и негативно реагирует не только на поведение человека, но и на его внутренние устремления. Мотивы оцениваются исходя из ожиданий других людей, которые выстраиваются на общепринятом понимании. Невеста, выходящая замуж из-за материальных выгод, в определенных обществах будет восприниматься негативно, от нее ждут любви и искренних чувств, а не меркантильности.
Значение социальной роли в жизни человека
Изменение поведенческих реакций может дорого обойтись индивиду. Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей, не оправдывая их, мы рискуем остаться изгоями. Человек, решившийся нарушить эти своеобразные правила, вряд ли выстроит отношения с остальными членами общества. Его будут осуждать, пытаться изменить. В ряде случаев такой индивид воспринимается как психически ненормальный, хотя врач такого диагноза не ставил.
Признаки социальной роли
Данное понятие связывается еще и с профессией и видом деятельности человека. Это тоже влияет на то, в чем проявляется социальная роль. От студента ВУЗа и от школьника мы ждем разного внешнего вида, речи и поступков. Женщина, в нашем понимании, не должна делать того, что входит в понятие нормального поведения мужчины. А врач не имеет права поступать в рабочей обстановке так же, как будет действовать продавец или инженер. Социальная роль в профессии проявляется во внешнем виде, употреблении терминов. Нарушая данные правила можно прослыть плохим специалистом.
Как связаны социальный статус и социальная роль?
Эти понятия обозначают совершенно разные вещи. Но при этом, социальные статусы и роли связаны очень тесно. Первое дает человеку права и обязанности, второе, поясняет, какого поведения ждет от него общество. Мужчина, ставший отцом, должен содержать своего ребенка, и предполагается, что он станет уделять время на общение с отпрыском. Ожидания окружения в этом случае могут быть очень точными или размытыми. Это зависит от культуры страны, где проживает и воспитывается человек.
Виды социальных ролей
Психологи подразделяют понятие на 2 основные категории – межличностные и связанные со статусом. Первые связаны с эмоциональными отношениями – лидер, любимчик в коллективе, душа компании. Социальные роли личности, зависимые от официального положения, больше определяются профессией, видом деятельности и семьей – муж, ребенок, продавец. Эта категория обезличена, поведенческие реакции в них определены четче, чем в первой группе.
Каждая социальная роль отличается:
- По степени ее формализации и масштабу. Есть те, где поведение прописано очень четко и те, где ожидаемые поступки и реакции окружением описываются размыто.
- По способу получения. Достигаемые часто связаны с профессией, межличностными отношениями, присвоенные с семейным положением, физиологическим характеристиками. Пример первой подгруппы – юрист, лидер, а второй – женщина, дочь, мать.
Индивидуальная роль
У каждого человека есть одновременно несколько функций. Выполняя каждую из них, он вынужден вести себя определенным образом. Индивидуальная социальная роль личности связана с интересами и мотивами человека. Каждый из нас воспринимает себя несколько отличительно от того, как нас видят другие люди,поэтому собственная оценка поведения и восприятие его другими людьми может сильно расходиться. Допустим, подросток может считать себя вполне зрелым, имеющим право принимать ряд решений, но для родителей он все еще будет ребенком.
Межличностные роли человека
Эта категория связана с эмоциональной сферой. Такая социальная роль человека присваивается ему зачастую определенной группой людей. Индивид может считаться весельчаком, любимчиком, лидером, неудачником. Исходя из восприятия личности группой, окружение ожидает от человека некого стандартного реагирования. Если предполагается, что подросток является не только сыном и учеником, но еще и балагуром и хулиганом, его поступки будут оцениваться через призму этих неофициальных статусов.
Социальные роли в семье тоже бывают межличностными. Нередки ситуации, когда один из детей имеет статус любимчика. В этом случае конфликты между детьми и родителями становятся явно выраженными и возникают чаще. Психологи советуют избегать присвоения межличностных статусов внутри семьи, ведь в этой ситуации ее члены вынуждены перестраивать поведенческие реакции, что приводит к изменению личности, причем не всегда в лучшую сторону.
Новые социальные роли молодежи
Они появились в связи с изменением общественного уклада. Развитие интернет-общения привело к тому, что социальные роли молодежи изменились, стали более вариативными. Развитие субкультур тоже способствовало этому. Современные подростки все больше ориентируются не на официальные статусы, а на те, что приняты в их обществе – панк, вейпер. Присвоение такого восприятия может быть групповым и индивидуальным.
Современные психологи утверждают, что поведение, считающееся нормальным для окружения, присуще не здоровой личности, а невротику. С этим фактом они связывают все больше увеличивающееся количество людей, которые не справляются со стрессом и вынуждены обращаться к специалистам за получением помощи.
Тема 7. Социальный статус и социальные роли личности Основные положения
1. Каждый человек в процессе взаимодействия с другими людьми занимает определенное положение в обществе — он либо президент компании, либо доцент, либо инженер, либо врач, либо студент и т.п. Положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями, называется социальным статусом.
Определение данного феномена гласит: социальный статус — это соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально- экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением.
Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в ее деятельности в различных сферах жизни, а также оценку деятельности личности со стороны общества. Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях: авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, звание и т.п.
Американский социолог Р. Линтон выделял «двойственное значение» понятия социальный статус. Каждый человек обладает определенным социальным статусом, в соответствии с которым занимает определенное место в социальной иерархии — губернатор штата, шериф, полицейский и т.п.
Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, американский социолог Р. Мертон ввел понятие «статусный набор» — это вся совокупность статусов данного индивида. Статусный набор — вся совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей.
В этой совокупности чаше всего выделяется ключевой, или главный статус, по которому данную личность выделяют изо всех остальных, например. Александр Македонский — полководец, Петр Ильич Чайковский — композитор и т.п. Главным в жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, степень влияния на других и т.п.
7. Социальный статус означает место, занимаемое человеком объективно в социальной структуре общества. Это – широкий смысл данного термина. Но существует специфическое восприятие социального статуса человека в общественном мнении, в предрассудках, слухах, которые далеко не всегда совпадают с реальным социальным статусом данного индивида.
В социологии принято различать два статуса — личный и социальный. Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный — среди знакомых людей.
В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает в двух случаях:
когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую в другой;
когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого или мешают их выполнению.
В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, различают еще вида статусов: предписанный и достигаемый. Предписанными, прирожденными являются статусные признаки, заданные человеку фактом его происхождения, независимо от его сознания, желания, воли, деятельности. Таковы: национальность (белорус), пол (женщина), раса(негр), дворянские титулы (князь, барон, граф) и т.п.
Достигаемый статус достается человеку благодаря его собственным усилиям, настойчивости, устремленности и т.п. Таковы статусыпрофессора, чемпиона мира, президента страны, которые достигаются,’ как правило, благодаря знаниям, умениям, навыкам, активной трудовой деятельности, преодолению трудностей и препятствий на пути к достижению цели.
10. Социальный статус личности не остается неизменным, он может с течением времени изменяться, причем в некоторых случаях весьма существенно. Для выражения динамики изменения статусных позиций личности во времени Д. Ленски предложил понятие статусный профиль. Оно отражает изменение ранговых параметров всех статусов, которые в течение жизни индивида могут изменяться. При этом человек может занимать высокий должностной статус, но не относиться к числу богатых людей.
В реальной жизнедеятельности социальный статус личности проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими людьми данная личность. Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 году. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определенных ситуациях. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно определить как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.
Человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей, связанных со свойственным ему социальным статусом. Поэтому Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор», обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Однако любая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во взаимодействии с другими людьми.
В социологии рассматриваются три основных типа социальных ролей:
представляемая роль — система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого по ведения;
субъективно воспринимаемая роль — совокупность тех специфических ожиданий, которые приписывает самому себе человек, обладающий определенным социальным статусом, т.е. его субъективное представление о том, как он должен поступать в соответствии с норма ми других социальных статусов;
играемая роль — реальное, воплощаемое в конкретных постулатах поведение данной личности, обладающей определенным статусом, по отношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым статусом.
13. Процесс усвоения индивидом социальных ролей включает в себя считает Т. Парсонс, три основных компонента:
интернализация, т.е. усвоение индивидом мотиваций, конкретизируемых в ориентирах поведения, свойственных определенным ролям;
предоставление обществом благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему или избираемыми им самим ролями;
соблюдение выполняющими свои роли индивидами надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям.
Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утверждению известного немецкого социолога Н. Лумана. специфические «сети отношений», в которых индивиды, выполняющие свои социальные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Именно взаимность различных ролей создает условия для возникновения партнерства.
В реализации идеи партнерства, считает американский социолог И. Гоффман, возникает различие между содержанием роли и ролевым исполнением. Исполнение роли — это и есть реальное поведение человека в определенной ситуации. Роли в жизни бывают сценическими и закулисными. Официант в ресторане, например, играет сценическая роль перед посетителями, но более естественно он ведет себя на кухне где его видят повара и другие официанты. Человек ни в коем случае не должен пренебрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежем способно привести к утрате друзей, работы, семьи и даже свободы.
Посредством социальной роли и ее воплощения в своих па ступках человек включается в социодинамику культуры. Если статус характеризует включенность личности в социальную структуру общества, то социальная роль воплощает в себе включенность личности культуру, меру индивидуального культурного развития данного чело века.
Социальная роль обладает определенной нормативной структурой. В ней могут быть выделены четыре компонента:
описание того типа поведения, которое требуется социальным окружением от лица, выполняющую данную роль;
ожидании, предписания, требования, которые предъявляются окружающими данному лицу в его роли;
оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого выполнения данной роли или ее невыполнения;
санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные по следствия действий в рамках требований к данной социальной роли (поощрения, вознаграждения, наказания и др.).
В зависимости от содержания и характера требований, заключенных в нормативной структуре социальных ролен, последние выступают в трех разновидностях:
19. Социальный статус и социальная роль являются очень важны ми социальными характеристиками, с которыми связаны и в которых воплощаются все социальные качества личности, охарактеризованные в предыдущей главе учебного пособия.
В процессе осуществления свойственных человеку ролей последний может оказаться в ситуации ролевого конфликта. Ролевой конфликт, по утверждению Р. Мертона, возникает в такой ситуации, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.
20 Социальные роли возникают и осуществляются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми. Процесс, в ходе развертывания которого индивиды правильно воспринимают и оценивают роли друг друга, американский социальный психолог Т. Шибугани назвал принятием роли. Принятие роли — сложный процесс, показывающий, что способность человека эффективно участвовать в согласованных действиях зависит от его способности принимать на себя роли других людей и становиться в воображении различными людьми.
26 . Социальный статус типы и иерархия.
Социальный статус — положение личности или социальной группы в социальной системе.
Основной статус — ключевой из всей совокупности социальных статусов индивида, преимущественно определяющий его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возрастной; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол; в современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.
Социальный статус может быть:
предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;
достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;
личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;
групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.
Французский социолог Р. Будон рассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями:
горизонтальным, которое образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;
вертикальным, которое образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.
На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.
27. Социальная роль и ролевой набор.
В любом статусе, а особенно в профессиональном, человек вступает в разные отношения с людьми, в разные структуры, и это называется соц. ролями. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает обычно несколько ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Каждый статус предполагает от одной до многих ролей, но любой человек имеет несколько статусов и играет еще большее количество социальных ролей. Соц. роль как и соц. статус вызывает определенное ожидание окружающих к вашему поведению и вы действуете в соответствии в рамках этого ожидания. На роли, которые играет каждый человек, сказывается влияние целый ряд обстоятельств:
· ожидание окружающих,
· личные качества,
· накладывают отпечаток традиции, специфичные особенности, складывающиеся в разных соц. группах и общностях.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:
1. эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;
2. способом получения — одни предписываются, другие завоевываются;
3. масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;
4. формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно;
5. мотивацией — на личную прибыль, на общее благо и т.д.
Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.
Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер личности, т.е. поведение человека не укладывается в чистую схему. Оно является результатом уникального истолкования роли конкретным человеком.
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.
14.Социальные роли:признаки и структура.
Роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Совокупность ролей соответствующих данному статусу, называется ролевой системой. Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, например законы, являются формальными, другие, скажем умение вести себя за столом, — неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (деньги или уважение).
Парсонс составил классификацию ролей, исходя их пяти основных характеристик:
1) некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают откровенное выражение чувств;
2) есть роли приписанные, а бывают — достигнутые;
3) некоторые роли ограниченны, а другие носят диффузный характер;
4) одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отношения;
5) разные виды ролей связаны с различной мотивацией.
Ни одна роль (формальная или неформальная) не является жестко фиксированной моделью поведения.
Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряженности.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ожидаемое поведение, обусловленное статусом Социальная роль ‑ динамичный аспект социального статуса; нормативно регулируемое поведение людей в соответствии с социальным статусом.
РОЛЕВОЙ НАБОР – совокупность ролей, соответствующих данному статусу ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ
Эмоциональность Способ получения Масштаб Формализация Мотивация
РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ – противоборствующие требования двух или более несовместимых ролей РОЛЕВАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ – противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью
15.Социальные институты и их значение в социальной структуре.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Для производства товаров необходимы четыре вида общественных ресурсов: земля, труд, капитал и организация. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, на основе которой формируются более или менее устойчивые ролевые модели поведения.
Социальные институты — исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды.
Социальный институт — это процедура социальных действий, которая обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Для социального института характерно распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каждый должен выполнять надлежащим образом свою функцию, а потому каждый ожидает от партнера достаточно надежно обоснованных действий. В результате поведение личности в рамках социального института обладает высокой степенью предсказуемости. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивается за счет обезличенности требований к тому, кто включается в деятельность института, «замещает выбывшего». Для того чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обязанности и права, т.е. соответствовать определенным социальным законам поведения.
Виды социальных институтов:
фундаментальные (главные, основные) ‑ семья и брак, политический, экономический, медицина, образование, религия, мораль
неосновные. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность. Частные институты можно понимать как учреждение или организацию. Институционализация ‑ закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Институт — особая процедура социальных взаимодействий, основу которой составляет устойчивая система, комплекс взаимосвязанных норм, правил. Норма — стандартный (деиндивидуализированный) образец поведения, главный символически-культурный инструмент, обеспечивающий институализацию взаимодействий. Общество представляет собой целостную систему взаимосвязанных институтов. Каждый институт обладает относительной независимостью, т. е. социальные институты общества, с одной стороны, тесно взаимосвязаны, образуя некую социально-функциональную целостность, а с другой стороны — автономны.
Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину.