Содержание процессов развития мышления в развивающем обучении: Развитие мышления в процессе обучения — Мегаобучалка – Вы точно человек?

Автор: | 05.09.2019

Содержание

Развитие мышления в процессе обучения — Мегаобучалка

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов — математики, физики, химии, истории, грамматики и др. — учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.



В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий — процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объема знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы преподавателя в этом

 

 

Возможности развития мышления школьников в процессе обучения.Методическая разработка:

Возможности развития мышления школьников в процессе обучения.

Мышление — это высший познавательный процесс. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени нет существует.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачу которую, нужно решить, и активным изменением условии в которых эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлении и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно в самом восприятии человеку не даны.

Динамика мышления.

Мышление детей от 6 до 18 лет существенно меняется. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как

внутренний план действия (действия «в уме») и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия). Чем же отличается мышление детей разных возрастов.

Младший школьный возраст.

Мышление первоклассников еще конкретно, оно опирается на наглядные образы и представления. Отвлеченные словесные объяснения для них, как правило, недоступны, им необходим для понимания реальный предмет (или его изображение). Внутренний план действий и их мыслительное планирование выражено слабо. Содержание понятий определяется в основном реально воспринимаемыми признаками вещей. Понимание общих положений, как правило, достигается лишь тогда, когда эти положения конкретизируются примерами единичных, частных случаев.

Основой развития мышления ребенка становятся знания, которые он получает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Круг понятий, которыми овладевает школьник, все больше расширяется, включает в себя новые области. Обогащаются содержание понятий: ребенок узнает множество свойств и признаков предмета, а не отдельные свойства и признаки, научается выделять существенные признаки и второстепенные. Отсюда умение видеть связи и отношения между ними, овладение их классификаций. Растут умственные способности ребенка. Анализируя текст, школьник выделяет в нем отдельные части, сопоставляет их, находит и обобщает главное.

Учащиеся 5-х и 6-х классов на уроках математики должны уметь быстро считать в уме, уметь работать с рациональными числами,решать уравнения и задачи. Ребята получают задания, требующие последовательного изложения, даю задания на составление планов и схем, даю задания на рассуждение, прошу выделить главное. Это тренирует школьников применение таких сложных форм умственной деятельности, как синтез и анализ, обобщение, внутренний план действий, рефлексия.

Успешность учебы школьников во многом зависит от того, насколько у него развит внутренний план действий, т.е. от того, насколько успешно умеет он действовать в уме, планировать свои действия, строить их программу.

Подростковый возраст.

В 7-х – 8-х классах учащимся предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой — направлен на их развитие. На уроках алгебры и геометрии усвоение знаний направлены на развитие интеллекта высшего уровня — теоретического, формального, рефлексивного мышления

. Такое мышление характерно для юношеского возраста, но начинает оно развиваться с 11 -12 лет. У подростка появляется способность рассуждать гипотетико — дедуктивно, т.е. на этом уровне все рассуждение, вплоть до заключения, идет в вербальном плане, поскольку непосредственным содержанием такого рассуждения являются высказывания.

В подростковом возрасте увеличивается абстрактное мышление, формируется творческое и критическое мышление. Ярко проявляются способности к творческим видам деятельности.

Подростки начинают применять специфические приемы запоминания (сравнения, классификация, систематизация — запоминание логическое и осмысленное) и припоминания. Происходит установление сложных ассоциаций, между новым и старым материалом. Формируется устойчивое произвольное внимание. Увеличивается объем и способность переключения с одного вида деятельности на другой. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими.

Мышление старшего школьника становится близким мышлению взрослого. Он уже выделяет в предмете существенное, приходит к пониманию причин того или иного явления, связывает отдельные частные случаи в цепь закономерных фактов. Выводы, которые делает старшеклассник, как правило, вполне обоснованы.

Мышление юношей и девушек сравнительно связано с мышлением подростка отличает большая системность. Разные разделы предмета они могут самостоятельно свести в общую систему знаний; они могут точно классифицировать более частные и более общие понятия. Нередки случаи, когда у школьников отсутствуют стремления глубже понять те или иные факты. Такой своего рода «умственный инфантилизм» — следствие неправильного интеллектуального развития.

Иногда у ребят с развитым умом заметно некоторые черты свойственные более ранним возрастным этапам.

При организации процесса усвоения знаний необходимо, прежде всего, создать усвоения потребности в познании, в овладении способами человеческого поведения и мышления.

Особенности условий, вызывающих интеллектуальные затруднения, заключается в том, что ребенок не может выполнить известным ему способами поставленного перед ним задания. Что бы выполнить его он должен найти новые способы выполнения задания. Такие ситуации, вызывающие необходимость процессов мышления, называется в психологии проблемными ситуациями, а соответствующие задания — проблемными заданиями.

Проблемное обучение — одно из действенных условий активизации мышления учащихся. «Мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять». Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Наиболее активные формы мышления учащихся проявляются при решении задач, проблем, требующих специальных усилий мысли. В исследованиях по проблемному обучению выдвигаются примерно следующие этапы проблемного урока:

1) создание проблемной ситуации, ее анализ;

2) формулировка (постановка) проблемы;

3) процесс поиска проблемы (актуализация старых знаний и выдвижение гипотезы, выбор наиболее правильной гипотезы и ее доказательства;

4) решение проблемы;

5) проверка правильности решения.

Умственная деятельность особенно успешно развивается в том случае, когда человек овладевает общими научными принципами и закономерностями на основе не чрезмерно обширного и не слишком громоздкого познавательного материала (теоретического, экспериментального, прикладного). Подобные обобщения — лучшее средство формирования мышления. Научившись под руководством педагога самостоятельно мыслить, изучать новую научную литературу, пользоваться справочниками, каждый молодой человек в дальнейшем всегда сможет пополнить и расширить в порядке самообразования запас своих знаний.

Для формирования мышления сейчас используется проблемный, «исследовательский» метод обучения.

Этот метод обучения направлен на то, чтобы поставить ученика в положение «первооткрывателя», «исследователя», наталкивающегося на посильные для него проблемы и вопросы. Роль учителя здесь заключается в планомерной, целенаправленной организации проблемных ситуаций, постановки задач перед учащимися и оказании посильной помощи в необходимых случаях. Это наиболее благоприятные условия для усвоения знаний и развития мышления, потому что в таком случае учащиеся до некоторой степени сам открывает нечто новое, поэтому творчески и с интересом относиться к учению.

Обучение — не механическая передача знаний от учителя к учащемуся. Это именно развитие мышления ученика под руководством учителя на основе тех знаний, которыми надо овладеть, чтобы принять участие в общественно полезном труде.

Важный признак мышления

— умение выделить существенное,

— самостоятельно переходить ко всем новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного.

Лишь те знания развивают мышление и превращаются в убеждения, которые оплодотворены живой мыслью усваивающего их человека.

Для развития мышления учащихся на своих уроках я использую:

-Метод «оценки»: так на уроке алгебры в 10-ом классе в теме «Решение иррациональных уравнений» учащиеся должны самостоятельно оценить уравнения и применить метод «пристального взгляда»;

— задачи на выделение элементов из заданного комплекса и включение их в новые связи и отношения;

-задачи, требующие восприятия исходных данных, выраженных в наглядной форме, их мыслительной реорганизации, и четких представлений о том, что произойдет с этими данными, если условия будут изменены.

Использование этих задач способствует лучшему усвоению содержания знаний и формирования таких важных качеств, как наблюдательность, гибкость восприятия.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЮ. Психология и педагогика. Шпаргалка

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЮ

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большей степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития.

Также на развитие мышления большое влияние оказывает развивающаяся речь, несущая появление множества понятий.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете.

Понятийное мышление формируется постепенно, через ряд этапов, первый из которых начинается в 2—3летнем возрасте, последний завершается примерно к 18 годам. Педагогическая психология исходит из того, что мышление человека формируется в процессе деятельности. Поэтому перед учебной практикой ставится задача обучения школьников самим приемам умственной деятельности. В соответствии с этим учение характеризуется как процесс одновременного накопления знаний и овладения приемами оперирования ими.

Овладение приемами происходит, во-первых, через ознакомление учащихся с ними, во0вторых, через упражнение – применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале, в-третьих, через перенос – использование приемов при решении новых задач.

Таким образом, путь формирования приемов умственной деятельности примерно таков: усвоение содержания приема; самостоятельное его применение; перенос на новые ситуации.

Пути овладения приемами умственной деятельности могут быть различными в зависимости от характера самого приема и методики обучения. В частности, прием может восприниматься в готовом виде от учителя или самостоятельно отыскиваться учащимся. Этот поиск может идти постепенно, через пробы и ошибки, или же сразу на основе «схватывания сути дела». Развитие приема может идти от узкого варианта, который применим лишь для определенного материала и задачи, к широкому, применимому в разнообразных типах задач; от конкретного приложения (оперирование реальным объектом) к абстрактному (оперирование отвлеченными свойствами и отношениями) и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Развитие мышления: способы тренировки мозга

brain-training-games-build-business

Мышление можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
развивать свое мышление, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно правое полушарие головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите несколько мысленных экспериментов: представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот здесь.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает левое полушарие головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и решение головоломок, лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный курс по развитию мышления.

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и грамотному выстраиванию речи и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), ведение споров и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, что это за текст. Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность быстро переключаться с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их здесь и здесь).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или изречение, и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – синектику и мозговой штурм. Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по этой ссылке.

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Статья на тему: Проблемное обучение. Развитие мышления младших школьников

МНБОУ «Лицей № 76»

Развитие мышления младших школьников

Составили:

учителя начальных классов

        Маркова С. Н.

        Новокузнецк, 2014

С. Н. Маркова

г. Новокузнецк, МОУ «Лицей № 76»

Теоретические основы проблемного обучения

По определению М. И. Махмутова, развивающее обучение, ведущее к общему и специальному развитию, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук, называется проблемным.

Согласно данному определению мы можем сделать вывод, что проблемное обучение – развивающее обучение, цель которого – это формирование мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников. Учитель должен строить обучение, опираясь на знания закономерностей развития мышления. И при этом использовать специальные педагогические средства.

Проблемное обучение имеет место в начальной школе, так как согласно стандарту к концу обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы общие учебные умения, навыки и способы действия такие как:

В познавательной  деятельности:

  • умение выявлять отдельные признаки с помощью сравнения, проводить анализ результатов сравнения,  объединять предметы по общему признаку.
  • Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи; создавать творческие работы (сообщения, небольшие        сочинения, графические работы).

В речевой  деятельности и при работе с информацией:

  • уметь работать        с        учебными, художественными, научно-популярными  текстами, доступными для восприятия; строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу), участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).
  • Уметь использовать простейшие логических выражений типа: «…и/или…», «если… то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение.
  • Овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации.

При организации деятельности:

  • самостоятельно        устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
  • определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей, пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и их исправлять;
  • иметь навыки учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Целью проблемного типа обучения является усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его        творческих способностей.

При традиционном типе обучения цель  заключается в усвоении результатов научного познания, вооружение основами наук, привитие соответствующих умений и навыков.

При организации учебного процесса в проблемном обучении доминирующим принципом является поисковая учебно-познавательная деятельность учащихся.

В объяснительно – иллюстративном типе обучения для организации учебного процесса характерен принцип передачи готовых выводов науки.

Учитель на проблемном уроке  объясняет содержание наиболее сложных понятий, систематически        создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты  и организует их учебно-познавательную деятельность, так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают,        конструируют, планируют,         мастерят),        или  художественно        отражают действительность (пишут стихи, сочиняют, рисуют, играют). У учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, формируется способность открывать  новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения  гипотез и их обоснования.

Учитель на традиционном уроке сообщает факты, сам анализирует их и
объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определения
новых понятий, теорем, законов. Преднамеренного создания проблемных ситуаций нет. Учащиеся слушают, воспринимают объяснения учителя и
усваивают новые знаний путем запоминания, а новые действия путем подражания действиям учителя. Факты, добываемые в ходе опытов, экспериментов, наблюдений обычно также объясняются учителем. Он же, как правило, делает выводы и обобщения. Чем сложнее материал, тем  подробнее объясняет его учитель. Усвоение закрепляется выполнением
многочисленных упражнений. 

Таким образом, сущность проблемного обучения заключается в следующем:

  • Возникновение проблемной ситуации (противоречия между двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью).
  • Осознание сущности затруднения, противоречия и постановка проблемы.
  • Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предложений и обоснования гипотез.
  • Доказательство гипотезы.
  • Проверка правильности решения проблемы.

На любом из этапов можно использовать групповую работу.

Основной метод, который использует учитель на уроке – это метод проблемного изложения. Он включает:

  • метод постановки учебной проблемы, через создание проблемной ситуации, из которой выходят на формулирование основной проблемы, затруднения (в форме вопроса  или темы урока) сами дети, учитель с учащимися через побуждающий диалог, или сам учитель.

На этапе постановки проблемы можно использовать:

  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приёмом («яркое пятно», «актуальность» — это сказки, шутки, загадки и т.д.).
  • Метод поиска решения (приводит к открытию знания), через выдвижение гипотез. Их могут формулировать ученики, учитель с учениками через побуждающий диалог, сам учитель.

На этапе поиска решения можно использовать:

  • подводящий от проблемы диалог;
  • подводящий без проблемы диалог.

Побуждающий диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Он способствует развитию творческих способностей, речи.

Подводящий диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли. Предполагает жёсткое, пошаговое ведение мысли ученика. Способствует развитию логического мышления, речи.

Структура урока изучения нового материала в проблемном обучении

І. Актуализация «базовых» знаний, умений учащихся.

Задачи:

  • активизация работы памяти и подготовка опорных знаний ученика для успешного восприятия и усвоения новых;
  • возбуждение интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя;
  • оценка готовности отдельных учеников и класса в целом к восприятию нового материала.

1. Репродуктивные и продуктивные упражнения.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Формулирование учебной проблемы.

ІІ. «Открытие» новых знаний и способов действия учащимися.

Задачи:

  • раскрытие сущности новых понятий;
  • усвоение новых знаний и способов умственной деятельности.

1. Постановка проблемы и поиск путей ее решения.

2. Формулирование темы урока учащимися.

ІІІ. Первичное закрепление с комментированием

Задачи:

  • повторение умственных и практических действий, операций.

1. Проверка на практике правильности решения учебной проблемы.

ІV. Контроль

Задачи:

  • выявить уровень освоения нового материала.

1. Самостоятельная работа

V. Итог

Выводы:

Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний.

Место ПО – урок изучения нового материала на любом предметном содержании.

Цели ПО: формирование знания, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Задача ПО: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

 

Модернизация общего образования повлекла за собой модель новой начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Приоритетной целью образования в современной школе стало развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Сущность обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т. к. обучается ради самоизменения. Обучение в начальной школе должно сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению и в последующие годы создать условия для ее максимальной реализации. Процесс мышления чаще всего рассматривается как движение от незнания к знанию, от непонятного к понятному, от неотчетливого к ясному, отчетливому. Но это одна сторона полноценного процесса мышления. Вторая его сторона состоит в противоположном движении » от понятного к непонятному». Правильно построенный процесс мышления характеризуется тем, что возникновение неясных знаний, догадок, вопросов обгоняет процесс формирования ясных знаний. В этом суть саморазвития процесса мышления. Такие основания требуют кардинального изменения всей логики построения обучения и форм взаимодействия учителя и ученика. Главной задачей становится раскрытие принципов действий, и тогда единственно возможным типом активности является деятельность. Естественно, процесс этот развернут во времени, и наиболее четкие итоги могут быть зафиксированы только к концу начального обучения, но для организации эффективного хода формирования мыслительной деятельности учителю важно видеть каждого ученика на всех этапах работы с ним.

Умение анализировать и синтезировать, сравнивать, упорядочивать, классифицировать предметы и понятия, давать определение понятий, подводить итог под понятие, логически правильно рассуждать, делать умозаключения -необходимы на уроке и на любом предмете. В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как необходимые для решения и теоретических, и практических задач. Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствовало бы развитию является пробуждение самостоятельной мысли ребенка, побуждение его к поиску самостоятельных решение вопросов, возникающих перед ним в процессе учения.

На важную роль мыслительных процессов указывали многие психологи. С. Л. Рубинштейн отмечал, что за усвоением знаний стоит процесс мышления. Над этой проблемой работал В. В. Давыдов [Основные проблемы развития мышления в процессе обучения], П. Я. Гальперин [Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий] и другие.

Педагогический опыт показывает, что само по себе содержание образования — без специального формирования приемов мыслительной деятельности- не может в нужной мере развивать мышление учащихся. Оно создает лишь предпосылки, а реализовать их может педагог с помощью специальной методики, в основе которой лежат последовательность, поэтапность, системность формирования мыслительных процессов. Я убеждена, что если пользоваться специально разработанной системой научно обоснованных мер по формированию мыслительных процессов у младших школьников, то можно у большинства учащихся сформировать процессы мыслительной деятельности. Особенность мышления начальных классов — взаимодействие 3-х форм мышления: наглядно-действенное: наглядно-образное, словесно-логическое.

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Мышление — обобщенное и опосредованное отражение действительности. (схема 1)

 

Суждение— простой акт мышления, основа понимания.

Сложной формой мышления является- умозаключение.

На основе суждений и умозаключений выделяется ряд умственных мыслительных процессов:

                     Анализ — мыслительное расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

                     Синтез мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

                     Сравнение -установление сходства и различия между предметом или явлением действительности.

                     Умение выделять главное.

                     Умение обобщать.

Особенности мышления учащегося характеризуются:(схема 2)

 

Мышление играет важную роль в наших каждодневных попытках адаптироваться в реальной жизни. Мышление школьников можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков. Необходимо учить учащихся самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации. В педагогике «знание» рассматривается в двух аспектах: как содержание образования и результаты освоения школьниками этого содержания.

  1.                1 Самым простым видом знаний являются факты. Они могут быть получены в результате наблюдения, эксперимента, восприняты из других источников. Факты являются базой для возникновения ассоциаций.
  2.                В процессе обучения учащиеся овладевают множеством представлений. Формированию представлений способствую экскурсии, наблюдения, опыты, и другое.
  3.                Наиболее важную роль имеют понятия— форма мышления, отражающая общие существенные признаки предметов. Понятие образуется в результате мыслительной деятельности, с помощью операций -анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, умозаключений и выводов.
  4.                Особую роль в формировании мышления школьников играют законы и закономерности.

Этот вид знаний связывает:

 

Таким образом прослеживается структура знаний.

                     Факты

                     Представления

                     Понятия

                     Законы и закономерности

                     Идеи

                     Теория

Осмысление является основой усвоения знаний.

Умственная деятельность -логическая операция, или совокупность логических операций, подчиненная разрешению задач, определенного класса.

 

К основным процессам умственной деятельности относятся:

  1.                Выделение главного.
  2.                Сравнение.
  3.                Обобщение и систематизация.
  4.                Конкретизация.
  5.                Определение и объяснение понятий.
  6.                Доказательство и опровержение.
  7.                Моделирование.
  8.                Системный подход.

Структурная модель тактических способов учебной деятельности(схема 3)

 

  1.                Анализ-расчленение предмета, явления, понятия и выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Уровни анализа:

  1.                Эмпирический (стихийно), догадался или нет.
  2.                Элементарно- теоретический(простое разделение информации на части, надо знать сущность явления)
  3.                Структурно-генетический.

Виды анализа:

                     поэлементный (эмпирический)

                     целостный (требует знания законов, теории, рассматриваются связи)

                     проблемный (выдвигается проблема)

В процессе анализа информация предстает перед учеником уже как совокупность (структура) различных по важности положений.

Выделение главного.

Выделение главного имеет свою специфику в зависимости от структуры учебного текста и этапа учебного процесса. Существует последовательность действий при выделении главного.

  1.                Определить предмет мысли.(о чем идет речь)
  2.                Найти ключевые слова и понятия.
  3.                Отделить главное от второстепенного.(сортировка материала)
  4.                Обозначить опорные пункты(зафиксировать)
  5.                Озвучить главное.

Сформированное умение выделять главное создает прочную основу для усвоения других способов мыслительной деятельности- сравнения и обобщения.

Сравнение -логический прием, лежащий в основе суждения о сходстве и различии объектов.

Существуют требования к объектам сравнения:

  1.                Сравнивать только однородные объекты.
  2.                Сравнение начинать с двух объектов, постепенно увеличивая их количество.
  3.                Сравнение всегда целенаправленно, осуществляется под определенным углом зрения.

Сравнение может быть полное и частичное и проводится на всех этапах познания. Сравнение связано в учебном познании со всеми основными приемами умственной деятельности.

Обобщение -сложный прием умственной деятельности, который предполагает умение анализировать, сравнивать, абстрагировать, выделять главное.

По особенностям познавательной деятельности различают 2 типа обобщения: эмпирическое и теоретическое.

Эмпирическое обобщение заключается в формировании внешних данных признаков с целью выделения общего признака.

Теоретическое обобщение осуществляется на основе анализа, синтеза и движения абстрактного к конкретному. Явления рассматриваются в развитии, взаимосвязи и зависимости в борьбе противоположностей. В результате такого обобщения формируется система понятий.

Обобщить — значит мысленно выделить и объединить общие, существенные признаки объектов.

Правило- ориентир для эмпирического обобщения (В.Ф..Паламарчук)

 

Умение обобщать знания с помощью определенных методов и приемов работы обозначает, что мышление школьника приобрело такое качество, как системность.

Таким образом можно сделать вывод:

  1.                Воспитание активной жизненной позиции, научного мировоззрения учащихся органически связано с формированием процессов мыслительной деятельности, развитием и совершенствованием всех качеств ума.
  2.                Мыслительные процессы можно сформировать лишь при прочной основе знаний, умений и навыков.
  3.                Только через четкую структуру знаний можно организовать процесс обучения, позволяющий формировать процессы мыслительной деятельности.
  4.                Основа усвоения знаний — осмысление, которое предполагает осознание целей и освоение тактическими (С1,А,Ср,Гл,С2,Об) и стратегическими (моделирование) приемами, способами учебных действий.

 

Литература:

 

  1.                Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А. Г. Асмолова. — М., Просвещение, 2009.
  2.                Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка/ П. Я. Гальперин.-М.,1985
  3.                ДавыдовВ. В. Проблема развивающего обучения/В. В. Давыдов.-М.,2003.
  4.                Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. — М., 1998.
  5.                Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М. Академия, 2003.
  6.                Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — М., Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

Основные термины (генерируются автоматически): мыслительная деятельность, процесс обучения, умственная деятельность, выделение главного, процесс, сравнение, умение, знание, начальная школа, эмпирическое обобщение.

3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения

Мышление – это обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях (В.А. Ситаров).

Существенные связи и отношения проявляются в виде объективных законов окружающей действительности, поэтому мышление позволяет нам проникать в глубинную суть существования окружающего мира. Оно позволяет познать то, что скрыто от органов чувств, с помощью установления связей и отношений путем осмысления и обобщения.

Мышление опирается на:

  1. чувственное отражение мира, так как мышление всегда и обязательно строится на ос­нове чувственного восприятия, образы чувственного по­знания являются материалом, с помощью которого осуществиться мышление;

  2. слово, так как мышление взрослых людей является словесно-логическим, и мыслят люди преимущественно с помощью слов;

  3. имеющийся опыт восприятия различных объектов и явлений, так как чем богаче опыт, тем больше возможностей для обобщенных взглядов, тем сложнее и глубже мышление;

  4. память, которая хранит образы и представления, в которой запечатлеваются результаты размышлений, и тем создаются условия для дальнейшей мыслительной деятельности;

  5. словарный запас, так как чем он богаче, тем шире и глубже мышление, подобно тому, как из большего числа кирпичей можно построить более удобное и просторное здание;

  6. имеющиеся знания, с опорой на которые протекает мышление, так как больший объем знаний повышает эффективность мышления.

Мышление является опосредованным отражением действительности, так как оно использует мыслительные операции. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с други­ми операциями.

Функцией анализа является разделение целого на части, выде­ление отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие от­дельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение является средством объединения предметов или яв­лений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объ­единение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объ­единение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Мышление проходит в три этапа: понимание, осмысление, обобщение (рис. 4).

Понимание сообщаемой информации осуществляется через ус­тановление первичных, в значительной мере обобщенных, свя­зей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функ­ционирования. В основе понимания лежит установление связей между новым материалом и ранее изученным, что, в свою оче­редь, является основанием для более глубокого и разносторонне­го осмысления учебной информации.

Осмысление изучаемого материала требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыс­лительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставле­ние, классификация и систематизация и др. Осмысление учебно­го материала сопровождается формированием у учащихся опре­деленных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического, значения и личностной значимости. Ос­мысление непосредственно перерастает в процесс обобщения зна­ний.

Рис. 4. Этапы мышления

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией об­щих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к опреде­лению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них фиксируется отвлечение от конкретных предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобще­ния знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений. А сопоставление суждений приводит к умозаключениям, к самостоятельным выводам и доказатель­ствам.

Учитывая возможность применения в обучении как аналити­ческой, так и дедуктивно-синтетической логики учебного про­цесса, надо особо заметить, что обобщение завершает (в основ­ном) обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные дан­ные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения.

Умственные способности ребенка шире, чем предполагалось ранее. При специальной методической организации обучения младший школьник может усваивать абстрактный материал, например, овладевать основами алгебры, устанавливать отношения между величинами. Развитию мышления в процессе обучения способствуют нижеперечисленные приёмы.

1. Моделирование отношений, то есть выражение их в другой материальной форме. Отношения «больше-меньше», например, можно моделировать при помощи двух одинаковых банок с разным количеством воды или двух одинаковых предметов разной массы.

2. Преимущественное развитие теоретического мышления, которое помогает овладевать понятиями и способами решения интеллектуальных задач. Выражается теоретическое мышление в умении осмысливать собственные действия по решению задачи, соотносить их с условием задачи, анализировать задачу и выявлять общий способ решения, строить внутренний план действий.

3. Развитие интеллектуально-побуждающих мотивов, познавательных интересов и потребностей, связанных с установлением взаимосвязей и причинно-следственных зависимостей, их теоретическому осмыслению.

4. Систематическое руководство мыслительной деятельностью учащихся, которое заключается в том, чтобы не допускать снижения мышления с абстрактного до конкретного уровня при работе с новым и трудным материалом. Например, всегда необходимо подталкивать учеников к поиску общих способов решения задач, а не ограничиваться конкретными частными решениями.

5. Использование в учебном процессе дедуктивно-синтетической логики при овладении научными понятиями.

6. Широкое введение в учебный процесс разнообразных мыслительных операций и их использование школьниками на различном материале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *