Сотворившая чудо спектакль о чем: Сотворившая чудо, отзывы на спектакль, постановка РАМТ – Афиша-Театры – Сотворившая чудо

Автор: | 04.01.2021

Сотворившая чудо

О спектакле

Премьера состоялась 4 октября 2002 года.

Премия Международного фонда К.С. Станиславского (Т.Матюхова, Е.Галибина)
 Премия города Москвы в области литературы и искусства (Т.Матюхова, Е.Галибина)

Даже самое невероятное может стать реальностью. Надо лишь достаточно сильно этого захотеть. Театр выбрал для постановки пьесу, обошедшую все лучшие площадки мира, родившуюся на Бродвее и много лет шедшую там с огромным успехом. В ее основу положена реальная история замечательного ученого Элен Келлер, которая в раннем детстве, пережив болезнь, потеряла слух и зрение. В основу пьесы Уильяма Гибсона легла одна из книг, написанных Эллен Келлер, которая в 1904 году закончила Гарвард, стала лингвистом, писателем, педагогом, математиком. Марк Твен называл ее великим человеком, а она говорила: «Я прочла по губам Марка Твена несколько прекрасных его рассказов. Я чувствую прищуривание его глаз в пожатии его руки». Эллен Келлер любила жизнь и знала истинную цену самым обычным ее проявлениям. Она научилась говорить, читать, ездить на велосипеде и верхом, плавать и грести. Но спектакль — не документальный рассказ. Это скорее история о пробуждении чувств. История о том, что любовь не тождественна жалости и вседозволенности. Она всегда есть требование большего и вера. Вера в возможности Человека.


Отзывы зрителей на форуме РАМТа
  • Большая сцена
  • 12+
  • Репертуар

Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут

с одним антрактом

Жанр:

Невыдуманная история

Автор:

Уильям Гибсон

Перевод:

Л. Кислова, Т. Мамедова

Создатели спектакля

Художник по костюмам:
КУЛАГИНА ОЛЬГА

Действующие лица и исполнители

Ближайшие спектакли

«Сотворившая чудо» — KOSHAчьи записки — LiveJournal

В пятницу была в Театре им Ленсовета на спектакле «Сотворившая чудо» (по пьесе американского писателя Уильяма Гибсона), на который очень давно хотела попасть после того, как прочла отзыв у evrica2001 (спасибо, Наташа!). Дааа…. Давно у меня не было такого эмоционального переживания от театральной постановки. И если я готова еще раз сходить на тот же спектакль, значит он произвел на меня мега впечатление.

Сюжет спектакля основан на реальных событиях. Действие происходит в штате Алабама в конце 19 века. Хелен Келлер (Helen Keller) родилась здоровым ребенком, но в раннем детстве после острого воспаления мозга и желудка потеряла слух и зрение, а значит, в дальнейшем не смогла научиться говорить. Родители обращались ко многим специалистам и врачам, пытаясь помочь ребенку, и, потеряв надежду, даже хотели сдать в приют для умственно-отсталых детей.

Но однажды в семье Келлеров появляется 20-летняя Энн Салливан (Anne Sullivan), кстати, сама страдавшая расстройством зрения. Именно она сотворит чудо, разбудив сознание девочки, научив ее понимать окружающий мир, выражать свои мысли, желания и потребности с помощью специальной азбуки на пальцах. Ее задача очень осложнялась, как бы это не звучало странно, любовью и жалостью родителей. Хелен хоть и была слепой и глухой, но, как и любой ребенок, тонко чувствовала отношение к себе и поведение окружающих. Вседозволенность и потворствование капризам привели к абсолютной неуправляемости ребенком, к отсутствию понимания элементарных правил поведения. Поэтому первое с чего начала Салливан – это попытка привить элементарные понятия о дисциплине. В общем-то по этой причине Хелен сразу не взлюбила свою учительницу, пытающуюся изменить давно устоявшиеся, привычные для нее правила существования. Энн Салливан ставит условие: девочку отдают полностью на ее попечение, иначе все ее попытки и усилия будут напрасны. Отец семейства категорически против методов обучения Энн, но по просьбе жены идет на уступку, дав срок в две недели и ни днем больше. Спустя пол месяца родители поймут, что Энн Салливан оказалась единственным человеком, который смог по-настоящему «достучаться» до сознания Хелен, дав шанс обрести полноценную жизнь «безнадежному» ребенку…

На самом же деле Хелен была удивительно одаренным ребенком. Прорыв в общении с ней случился, когда Хелен внезапно поняла, что особые прикосновения Энн к её руке, которые та совершала, обливая её руку холодной водой, означают понятие «вода». После этого она буквально вымотала Салливан, требуя всё новые и новые названия для обозначения окружавших её предметов. Когда Хелен Келлер исполнилось 10 лет, ей рассказали историю о слепоглухой девочке из Норвегии

Рагнильде Каата (Ragnhild Kaata), которая смогла научиться говорить. Вдохновлённая её примером, под руководством Салливан Хелен научилась осмысленно думать и говорить по методу Тадомы: прикасаясь к губам говорящего человека, она ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони. Хелен также научилась читать по-английски, по-французски, по-немецки, по-гречески и по-латыни по методу Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми, разработанный французом Луи Брайлем, который сам в возрасте 3 лет потерял зрение в результате травмы).

Эта история в свое время стала настоящей сенсацией в Америке, да и во всем мире. Хелен Келлер (27 июня 1880 — 1 июня 1968) стала первым в мире слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Позднее она стала писательницей, преподавательницей и общественным деятелем. Через много лет после их знакомства, Марк Твен имел основания сказать: в XIX веке было два по-настоящему великих человека — Наполеон и Елена Келлер.

Кроме того что это сама по себе невероятная история, я хочу сказать спасибо актерам за удивительную игру: пронзительную, искреннюю, яркую. Сергей Перегудов в роли старшего Келлера великолепен. Снимаю шляпу перед Евгенией Евстигнеевой, сыгравшей учительницу. А самая, наверное, трудная роль была у Марианны Мокшиной, которая играла Хелену. Я думаю, что это вообще тяжело играть реалистично людей с какими-то отклонениями. Спектакль одновременно тяжелый, невероятно трогательный, смешной и удивительно жизнеутверждающий. Я смеялась и плакала. Я честно испытала эмоциональную бурю. И обязательно пойду еще раз. И обязательно с цветами.

P.S. Чем больше я узнавала подробностей этой истории, тем более убеждалась в том, что возможности человеческие безграничны, что воля и упорство могут творить чудеса. Сколько же людей с ограниченными способностями достигали и продолжают достигать таких высот, о которых многие обычные люди даже не думают.

P.P.S. Оказывается есть фильм «Сотворившая чудо», старенький 1962 года (США). Надо будет посмотреть.

Сотворившая чудо

Это пьеса, пьесы сложнее читать, их надо смотреть, слушать, но Я все же решила прочесть.
Меня очень давно притягивала эта история. По этой пьесе поставлен замечательный спектакль в РАМТе, он понравился даже моему придирчивому старшему сыну, когда давно они ездили смотреть его с классом. Я хотела бы на следующий год его показать своему классу, но получится или нет, не знаю, а очень хотелось узнать более подробно о чем пьеса. Потому что то, что Я знала о ней, меня интересовало очень сильно.

Дело в том, что пьеса основана на реальных событиях. Она написана по книге Елены Келлер «История моей жизни» (теперь этак книга у меня будет на очереди). Кто же такая Елена?
Американка Елена Адамс Келлер (1880-1968) родилась нормальным здоровым ребенком в городке Таскамбия, штат Алабама, в прекрасной старинной семье. В возрасте 19 месяцев после острого воспаления мозга и желудка Елена лишилась зрения и слуха, что для такого маленького ребенка означало и немоту. Слепоглухонемая девочка.. Это просто приговор для ребенка, особенно в то время. Кем же она стала в дальнейшем? Она научилась говорить, читать, ездить на велосипеде и верхом, плавать и грести. В 1904 году закончила Гарвард, стала лингвистом, писателем, педагогом, математиком.
Пьеса совсем небольшая, но потрясает до глубины души. Она показывает маленький период Елены в детстве, тот период, когда к ней приезжает учительница. К тому времени девочка превратилась в избалованного ощетинившегося зверька, близким ее тоже было очень нелегко. А учительница.. Это тоже почти совсем девочка, ей всего 20 лет, которая жила до этого времени в приюте и долгое время сама была слепой. Тоже маленький зверек, прошедший через тяжкие испытания.
То, как она начала действовать, повергает местами в ужас, казалось, что она совершенно безжалостна, но она правильно говорит по поводу жалости к Елене:

«Вам от этого самим приятно. Вот и все. Гораздо легче испытывать к ней чувство жалости, чем научить ее чему-нибудь полезному. Не так ли?»

И вот как эти две девочки, большая и маленькая, начинают общаться, учиться, невозможно читать равнодушно. Да-да, учатся они вместе, учительница сама еле-еле умеет писать.
И столько в ней всего: и проблемы воспитания, очень же часто именно родители своей жалостью и заботой только хуже делают своим детям, и проблемы общения детей между собой, отношение к сиротам, к тому, что творится в приютах, как тяжело ребенку, очень хотящему общаться, говорить и понимающему, что он не может сделать этого. И как тяжко избалованному ребенку, привыкшему, что ему все дозволено, после «добрых» родителей сталкиваться со «злой» учительницей.

Действительно учительница Энн Салливан — сотворившая чудо.
Пьеса затягивает, вовлекает в себя с головой, потом долго остаешься под ее впечатлением.

Отзывы о книге Сотворившая чудо

Это пьеса, пьесы сложнее читать, их надо смотреть, слушать, но Я все же решила прочесть.
Меня очень давно притягивала эта история. По этой пьесе поставлен замечательный спектакль в РАМТе, он понравился даже моему придирчивому старшему сыну, когда давно они ездили смотреть его с классом. Я хотела бы на следующий год его показать своему классу, но получится или нет, не знаю, а очень хотелось узнать более подробно о чем пьеса. Потому что то, что Я знала о ней, меня интересовало очень сильно.

Дело в том, что пьеса основана на реальных событиях. Она написана по книге Елены Келлер «История моей жизни» (теперь этак книга у меня будет на очереди). Кто же такая Елена?
Американка Елена Адамс Келлер (1880-1968) родилась нормальным здоровым ребенком в городке Таскамбия, штат Алабама, в прекрасной старинной семье. В возрасте 19 месяцев после острого воспаления мозга и желудка Елена лишилась зрения и слуха, что для такого маленького ребенка означало и немоту. Слепоглухонемая девочка.. Это просто приговор для ребенка, особенно в то время. Кем же она стала в дальнейшем? Она научилась говорить, читать, ездить на велосипеде и верхом, плавать и грести. В 1904 году закончила Гарвард, стала лингвистом, писателем, педагогом, математиком.
Пьеса совсем небольшая, но потрясает до глубины души. Она показывает маленький период Елены в детстве, тот период, когда к ней приезжает учительница. К тому времени девочка превратилась в избалованного ощетинившегося зверька, близким ее тоже было очень нелегко. А учительница.. Это тоже почти совсем девочка, ей всего 20 лет, которая жила до этого времени в приюте и долгое время сама была слепой. Тоже маленький зверек, прошедший через тяжкие испытания.
То, как она начала действовать, повергает местами в ужас, казалось, что она совершенно безжалостна, но она правильно говорит по поводу жалости к Елене:

«Вам от этого самим приятно. Вот и все. Гораздо легче испытывать к ней чувство жалости, чем научить ее чему-нибудь полезному. Не так ли?»

И вот как эти две девочки, большая и маленькая, начинают общаться, учиться, невозможно читать равнодушно. Да-да, учатся они вместе, учительница сама еле-еле умеет писать.
И столько в ней всего: и проблемы воспитания, очень же часто именно родители своей жалостью и заботой только хуже делают своим детям, и проблемы общения детей между собой, отношение к сиротам, к тому, что творит

РАМТограф. «Сотворившая чудо»: спектакль с энергетикой добра

 

Рубрика «На спектакль с учениками» придумана для тех педагогов, поход в театр для которых не является служебной обязанностью. Ее герои и адресаты – люди неравнодушные, Учителя с большой буквы, умеющие заражать любовью, восхищаться, делиться с детьми своими открытиями. Вместе с ними мы совершим множество виртуальных походов в РАМТ и поговорим о просмотренных спектаклях.

Эксперт сегодняшней рубрики – преподаватель английского языка московской школы № 1213 Наталья Груздева.

С 2002 года на сцене РАМТа – невыдуманная история американского драматурга Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» в постановке Юрия Еремина. Пьеса, написанная в 1959 году, ставилась на лучших площадках мира и всегда имела огромный успех у публики. Спектакль РАМТа отмечен несколькими премиями, главная из которых – непременно полный зал и искренняя любовь зрителей.

Уильям Гибсон написал свою пьесу на основе биографии Элен Келлер — женщины, которую Марк Твен называл великим человеком. В раннем детстве, пережив болезнь, она потеряла слух и зрение. А в 24 года закончила Гарвард и стала знаменитым ученым, создавшим Фонд поддержки глухих и слепых детей. Элен научилась говорить, читать, ездить на велосипеде и верхом, плавать и грести. Спектакль РАМТа о человеке, без помощи которого Элен не справилась бы с бедой. В центре истории – учительница Анни Сюлливен, обучившая свою воспитанницу дактильной (пальцевой) азбуке, открывшая ей путь к познанию и подарившая ей весь мир.
Это история о том, что невозможное возможно благодаря воле, твердой вере и настоящей любви.
Открыть спектакль ученикам нам поможет сегодняшний разговор с педагогом.

— Наталья Александровна, как Вы определяете главные темы спектакля?

— «Сотворившая чудо» — это очень серьезный разговор о ценности человеческой жизни, здоровья, о ценности многого, чего люди не замечают, пока не столкнутся с бедой, о вере в человека и в его возможности, о преодолении. Преодолевать что-то всегда очень непросто, но героиня Елены Галибиной, учительница Анни, говорит в спектакле: «Сдаваться – грех». Наверное, это также одна из главных идей спектакля о настоящей любви, о внимании и неравнодушии к ближнему, о том, как много значит протянуть человеку руку помощи. Ведь Анни  не только учит Элен языку слепоглухонемых. Она проявляет настоящее человеческое участие, учит чувствовать и понимать мир, жить в нем, а не существовать под постоянной опекой родных.

— Как в спектакле раскрывается тема противопоставления любви и жалости?

— В семье Элен жалеют. Чувствуя свою вину перед больной девочкой, потакают любым ее капризам. Но спектакль показывает, что такая  жалость не может спасти человека. Она сделает его эгоистичным, безвольным — не более того. А помочь могут лишь любовь, уважение и действенное участие в судьбе. Участие Анни спасает ребенка, и ее любовь не равна жалости, порой она даже сурова и выдвигает жесткие требования. Но она неравнодушна в прямом, действенном смысле этого слова.
В спектакле много говорится о внимании к ближнему. Старшему сыну Келлера Джеймсу тоже не хватает внимания, всем в семье не до него: жена отца хоть и хорошая женщина, но не родная ему мать, а у самого отца множество проблем, связанных с больной дочерью. В итоге Джеймс надевает маску грубияна и циника, скрывая под ней обиду и горечь, не видя другого способа защититься и не умея понять родных людей.

— На этот спектакль приводят много детей. А ведь спектакль по своей сути совсем не детский. Как Вы считаете, с какого возраста можно приводить школьников на «Сотворившая чудо»?

— Несмотря на серьезность и глубину темы, это правильный выбор спектакля для учеников. Приходить на него можно с класса седьмого-восьмого. Детей младше этого возраста вести не стоит, потому что они еще не смогут правильно воспринимать этот спектакль. Но в любом случае к тяжелым, серьезным темам детей и подростков надо приучать. Нельзя ведь ограничиваться сказками, комедиями и произведениями школьной программы по литературе. Нужно как можно больше расширять их мировосприятие.

 
 

Сама пьеса очень хорошая, не зря она всегда пользовалась успехом. У нее хороший язык, да и темы такого плана не часто поднимаются в драматургии. Несколько лет назад я ходила с учениками на спектакль «Ее друзья» по пьесе Виктора Розова во МХАТ им. Горького. Там, конечно, совсем другой сюжет, другое время, но общее с пьесой Гибсона есть. Спектакль был про слепнущую девушку и про то, как ей помогли в беде друзья, как занимались с ней, готовили к экзаменам. Мои ученики смотрели тот спектакль на одном дыхании, а ведь увлечь группы школьников в театре часто непросто. На рамтовском «Сотворившая чудо» дети и подростки тоже включаются в происходящее и начинают искренне сопереживать. В этом спектакле сильная энергетика добра, которая вообще присуща постановкам РАМТа, и это очень ценно.

— Чем этот спектакль может быть сложен для школьников?

— Произведение Гибсона достаточно известное, но все же, многие приводят детей на этот спектакль, не зная заранее, о чем пойдет речь. У тех, кто о нем не слышал, название ассоциируется со сказкой.
Поэтому поначалу реакция школьников в зале не адекватна происходящему на сцене и вызывает раздражение взрослых зрителей: дети могут засмеяться, когда смех не уместен. Они не сразу понимают, о чем пойдет речь, и все их внимание сосредоточено на комических моментах. Но хорошо, что такие сцены есть, потому что они сразу привлекают внимание школьников, и они незаметно для себя становятся готовыми погружаться и в серьезные размышления. Постепенно в зале наступают минуты неподкупной тишины, а это очень многое значит. Я слышала, как после спектакля ребята обсуждали в гардеробе увиденное, и почти все говорили, что им понравилось. Это очень живой, эмоциональный и искренний спектакль, остаться равнодушным к которому и не понять который нельзя. Но было бы хорошо, если бы дети знали заранее, на какую историю они идут и были готовы к тому, что это не сказка и не комедия.

— Что еще в спектакле помогает расположить школьников к восприятию и вызвать их интерес, участие?

— Сама главная героиня, учительница Анни, в исполнении Елены Галибиной близка детям своим темпераментом, непосредственностью и порывистостью. Она смешная, в ней есть что-то детское, но при этом она человек необыкновенной силы. Елена Галибина замечательно создает этот образ. При этом в Анни есть и внутренний конфликт: сковывающий страх перед неудачей и протест страху, неимоверное упорство и готовность к борьбе.

— А как Вы восприняли постановку спектакля?

— Мне очень понравилось оформление, напоминающее атмосферу старых американских и европейских фильмов. Декорации очень реалистические, на сцену даже выезжает ретроавтомобиль. В данном случае все это тоже важно, потому что приближает историю к реальности. Слишком условные декорации для такой «невыдуманной истории» могли бы оказаться неуместными.

— В центре нашей истории учительница Анни. А насколько важно рассказать школьникам после спектакля об Элен Келлер, ее дальнейшей судьбе, о продолжении чуда, сотворенном учительницей?

— Конечно, такой рассказ оставил бы еще более сильные впечатления от увиденной истории. Хорошо было бы рассказать еще и о том, что такие люди и те, кто им помогают, существуют и в нашей жизни. Я помню, как в 1980-е годы много говорили об интернате для слепоглухонемых детей в Сергиевом Посаде, о том, как там работают с детьми, учат их говорить, как некоторые из них потом сами поступают в университет на факультет психологии. Сегодня стали появляться движения волонтеров, бескорыстно помогающих «не таким, как все». Об этом тоже можно было бы поговорить, и этот разговор мог бы быть полезен и важен для школьников.

— Этот спектакль – не сказка, но он ведь действительно о чуде?

 Да, о чуде. Но не случившемся по мановению волшебной палочки, а о чуде, для которого пришлось очень много работать и многое выстоять. Спектакль тяжелый, но все равно жизнеутверждающий. Его главная истина в том, что чудо можно сотворить своими руками.

Маргарита Груздева

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *