Сотворившая чудо
О спектакле
Премьера состоялась 4 октября 2002 года.
Премия Международного фонда К.С. Станиславского (Т.Матюхова, Е.Галибина)
Премия города Москвы в области литературы и искусства (Т.Матюхова, Е.Галибина)
Даже самое невероятное может стать реальностью. Надо лишь достаточно сильно этого захотеть. Театр выбрал для постановки пьесу, обошедшую все лучшие площадки мира, родившуюся на Бродвее и много лет шедшую там с огромным успехом. В ее основу положена реальная история замечательного ученого Элен Келлер, которая в раннем детстве, пережив болезнь, потеряла слух и зрение. В основу пьесы Уильяма Гибсона легла одна из книг, написанных Эллен Келлер, которая в 1904 году закончила Гарвард, стала лингвистом, писателем, педагогом, математиком. Марк Твен называл ее великим человеком, а она говорила: «Я прочла по губам Марка Твена несколько прекрасных его рассказов. Я чувствую прищуривание его глаз в пожатии его руки». Эллен Келлер любила жизнь и знала истинную цену самым обычным ее проявлениям. Она научилась говорить, читать, ездить на велосипеде и верхом, плавать и грести. Но спектакль — не документальный рассказ. Это скорее история о пробуждении чувств. История о том, что любовь не тождественна жалости и вседозволенности. Она всегда есть требование большего и вера. Вера в возможности Человека.
Отзывы зрителей на форуме РАМТа
- Большая сцена
- 12+
- Репертуар
Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут
с одним антрактом
Невыдуманная история
Автор:
Уильям Гибсон
Перевод:
Л. Кислова, Т. Мамедова
Создатели спектакля
Художник по костюмам:
КУЛАГИНА ОЛЬГА
Ближайшие спектакли
«Сотворившая чудо» — KOSHAчьи записки — LiveJournal
В пятницу была в Театре им Ленсовета на спектакле «Сотворившая чудо» (по пьесе американского писателя Уильяма Гибсона), на который очень давно хотела попасть после того, как прочла отзыв у evrica2001 (спасибо, Наташа!). Дааа…. Давно у меня не было такого эмоционального переживания от театральной постановки. И если я готова еще раз сходить на тот же спектакль, значит он произвел на меня мега впечатление.
Сюжет спектакля основан на реальных событиях. Действие происходит в штате Алабама в конце 19 века. Хелен Келлер (Helen Keller) родилась здоровым ребенком, но в раннем детстве после острого воспаления мозга и желудка потеряла слух и зрение, а значит, в дальнейшем не смогла научиться говорить. Родители обращались ко многим специалистам и врачам, пытаясь помочь ребенку, и, потеряв надежду, даже хотели сдать в приют для умственно-отсталых детей.
Но однажды в семье Келлеров появляется 20-летняя Энн Салливан (Anne Sullivan), кстати, сама страдавшая расстройством зрения. Именно она сотворит чудо, разбудив сознание девочки, научив ее понимать окружающий мир, выражать свои мысли, желания и потребности с помощью специальной азбуки на пальцах. Ее задача очень осложнялась, как бы это не звучало странно, любовью и жалостью родителей. Хелен хоть и была слепой и глухой, но, как и любой ребенок, тонко чувствовала отношение к себе и поведение окружающих. Вседозволенность и потворствование капризам привели к абсолютной неуправляемости ребенком, к отсутствию понимания элементарных правил поведения. Поэтому первое с чего начала Салливан – это попытка привить элементарные понятия о дисциплине. В общем-то по этой причине Хелен сразу не взлюбила свою учительницу, пытающуюся изменить давно устоявшиеся, привычные для нее правила существования. Энн Салливан ставит условие: девочку отдают полностью на ее попечение, иначе все ее попытки и усилия будут напрасны. Отец семейства категорически против методов обучения Энн, но по просьбе жены идет на уступку, дав срок в две недели и ни днем больше. Спустя пол месяца родители поймут, что Энн Салливан оказалась единственным человеком, который смог по-настоящему «достучаться» до сознания Хелен, дав шанс обрести полноценную жизнь «безнадежному» ребенку…
На самом же деле Хелен была удивительно одаренным ребенком. Прорыв в общении с ней случился, когда Хелен внезапно поняла, что особые прикосновения Энн к её руке, которые та совершала, обливая её руку холодной водой, означают понятие «вода». После этого она буквально вымотала Салливан, требуя всё новые и новые названия для обозначения окружавших её предметов. Когда Хелен Келлер исполнилось 10 лет, ей рассказали историю о слепоглухой девочке из Норвегии Рагнильде Каата (Ragnhild Kaata), которая смогла научиться говорить. Вдохновлённая её примером, под руководством Салливан Хелен научилась осмысленно думать и говорить
Эта история в свое время стала настоящей сенсацией в Америке, да и во всем мире. Хелен Келлер (27 июня 1880 — 1 июня 1968) стала первым в мире слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Позднее она стала писательницей, преподавательницей и общественным деятелем. Через много лет после их знакомства, Марк Твен имел основания сказать: в XIX веке было два по-настоящему великих человека — Наполеон и Елена Келлер.
Кроме того что это сама по себе невероятная история, я хочу сказать спасибо актерам за удивительную игру: пронзительную, искреннюю, яркую. Сергей Перегудов в роли старшего Келлера великолепен. Снимаю шляпу перед Евгенией Евстигнеевой, сыгравшей учительницу. А самая, наверное, трудная роль была у Марианны Мокшиной, которая играла Хелену. Я думаю, что это вообще тяжело играть реалистично людей с какими-то отклонениями. Спектакль одновременно тяжелый, невероятно трогательный, смешной и удивительно жизнеутверждающий. Я смеялась и плакала. Я честно испытала эмоциональную бурю. И обязательно пойду еще раз. И обязательно с цветами.
P.S. Чем больше я узнавала подробностей этой истории, тем более убеждалась в том, что возможности человеческие безграничны, что воля и упорство могут творить чудеса. Сколько же людей с ограниченными способностями достигали и продолжают достигать таких высот, о которых многие обычные люди даже не думают.
P.P.S. Оказывается есть фильм «Сотворившая чудо», старенький 1962 года (США). Надо будет посмотреть.
Сотворившая чудо
Это пьеса, пьесы сложнее читать, их надо смотреть, слушать, но Я все же решила прочесть.
Дело в том, что пьеса основана на реальных событиях. Она написана по книге Елены Келлер «История моей жизни» (теперь этак книга у меня будет на очереди). Кто же такая Елена?
Американка Елена Адамс Келлер (1880-1968) родилась нормальным здоровым ребенком в городке Таскамбия, штат Алабама, в прекрасной старинной семье. В возрасте 19 месяцев после острого воспаления мозга и желудка Елена лишилась зрения и слуха, что для такого маленького ребенка означало и немоту. Слепоглухонемая девочка.. Это просто приговор для ребенка, особенно в то время. Кем же она стала в дальнейшем? Она научилась говорить, читать, ездить на велосипеде и верхом, плавать и грести. В 1904 году закончила Гарвард, стала лингвистом, писателем, педагогом, математиком.
«Вам от этого самим приятно. Вот и все. Гораздо легче испытывать к ней чувство жалости, чем научить ее чему-нибудь полезному. Не так ли?»
И вот как эти две девочки, большая и маленькая, начинают общаться, учиться, невозможно читать равнодушно. Да-да, учатся они вместе, учительница сама еле-еле умеет писать.
И столько в ней всего: и проблемы воспитания, очень же часто именно родители своей жалостью и заботой только хуже делают своим детям, и проблемы общения детей между собой, отношение к сиротам, к тому, что творится в приютах, как тяжело ребенку, очень хотящему общаться, говорить и понимающему, что он не может сделать этого. И как тяжко избалованному ребенку, привыкшему, что ему все дозволено, после «добрых» родителей сталкиваться со «злой» учительницей.
Действительно учительница Энн Салливан — сотворившая чудо.
Пьеса затягивает, вовлекает в себя с головой, потом долго остаешься под ее впечатлением.
Отзывы о книге Сотворившая чудо
Это пьеса, пьесы сложнее читать, их надо смотреть, слушать, но Я все же решила прочесть.
Меня очень давно притягивала эта история. По этой пьесе поставлен замечательный спектакль в РАМТе, он понравился даже моему придирчивому старшему сыну, когда давно они ездили смотреть его с классом. Я хотела бы на следующий год его показать своему классу, но получится или нет, не знаю, а очень хотелось узнать более подробно о чем пьеса. Потому что то, что Я знала о ней, меня интересовало очень сильно.
Дело в том, что пьеса основана на реальных событиях. Она написана по книге Елены Келлер «История моей жизни» (теперь этак книга у меня будет на очереди). Кто же такая Елена?
Американка Елена Адамс Келлер (1880-1968) родилась нормальным здоровым ребенком в городке Таскамбия, штат Алабама, в прекрасной старинной семье. В возрасте 19 месяцев после острого воспаления мозга и желудка Елена лишилась зрения и слуха, что для такого маленького ребенка означало и немоту. Слепоглухонемая девочка.. Это просто приговор для ребенка, особенно в то время. Кем же она стала в дальнейшем? Она научилась говорить, читать, ездить на велосипеде и верхом, плавать и грести. В 1904 году закончила Гарвард, стала лингвистом, писателем, педагогом, математиком.
Пьеса совсем небольшая, но потрясает до глубины души. Она показывает маленький период Елены в детстве, тот период, когда к ней приезжает учительница. К тому времени девочка превратилась в избалованного ощетинившегося зверька, близким ее тоже было очень нелегко. А учительница.. Это тоже почти совсем девочка, ей всего 20 лет, которая жила до этого времени в приюте и долгое время сама была слепой. Тоже маленький зверек, прошедший через тяжкие испытания.
То, как она начала действовать, повергает местами в ужас, казалось, что она совершенно безжалостна, но она правильно говорит по поводу жалости к Елене:
«Вам от этого самим приятно. Вот и все. Гораздо легче испытывать к ней чувство жалости, чем научить ее чему-нибудь полезному. Не так ли?»
И вот как эти две девочки, большая и маленькая, начинают общаться, учиться, невозможно читать равнодушно. Да-да, учатся они вместе, учительница сама еле-еле умеет писать.
И столько в ней всего: и проблемы воспитания, очень же часто именно родители своей жалостью и заботой только хуже делают своим детям, и проблемы общения детей между собой, отношение к сиротам, к тому, что творит
|
|