Сознание и деятельность
Общее понятие о сознании
Замечание 1
Сознание является присущей только человеку способностью, заключающейся в способности к воспроизведению действительности в идеальных образах.
На протяжении истории развития человечества проблема определения и развития сознания человека является остро обсуждаемой и актуальной и по сей день.
Представители различных научных течений имеют различные точки зрения на природу возникновения и развития сознания и особенностях его формирования у человека.
Сторонники естественнонаучного подхода придерживаются мнения о том, что сознание является проявлением определенных функций мозга и вторично по сравнению с телесной организацией человека. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов, напротив первичным считают сознание, а человека «телесного» его производной единицей.
Несмотря на существующие разногласия в трактовке природы человеческого сознания сторонники и того и другого подходов отмечают, что сознание теснейшим образом связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. Именно язык человека свидетельствует о том, на каком уровне развития находится его сознание.
Основываясь на идеях естественнонаучного подхода в отечественной психологии было разработано учение об особенностях формирования устойчивых структур сознания человека с раннего возраста в процессе общения со взрослыми людьми.
Основной идеей данного учения является мысль о том, что каждый человек в процессе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию. Именно благодаря этому процессу формируется и его индивидуальное сознание.
Таким образом человек с момента рождения попав в мир предметов, которые созданы предыдущими поколениями, и в процессе взаимодействия с другими людьми обучается целенаправленному использованию этих предметов.
Роль деятельности в процессе формирования сознания
Роль деятельности в процессе формирования сознания человек невозможно переоценить. Именно деятельность дает толчок изменениям в сознании человека и его психологическому развитию. Сознание формируется и развивается именно в процессе деятельности, и в свою очередь влияет на процесс осуществления деятельности определяет ее особенности и регулирует процесс.
В процессе осуществления своих творческих замыслов и идей человек преображает окружающий его мир и собственную реальность.
В процессе обоснования единства сознания и деятельности в отечественной науке было выработано учение о деятельности, являющейся ведущей для каждого определенного возрастного периода жизни человека.
Понятие «ведущей деятельности» подчеркивает, тот факт, что данная деятельность на каждом возрастном этапе развития человека способствует формированию важнейших черт его личности и развивает другие виды деятельности, свойственные данному периоду.
Замечание 2
Сознательная человеческая деятельность является целенаправленной активностью человека, которая направлена на осуществление поставленных целей и задач, непосредственно связанных с удовлетворением возникающих потребностей.
Именно возникающие в течение жизнедеятельности человека потребности выступают в качестве источника его активности, а постоянно рассогласованное состояние между возникающими потребностями и имеющимися условиями для их осуществления выступают в качестве движущей силы развития личности.
Основной отличительной чертой деятельности является то, что, имея в качестве своего источника потребности она управляется осознаваемой целью, которая в свою очередь является регулятором ее активности.
Целью в данном случае выступает предполагаемый результат деятельности, которая направлена на предмет, с помощью которого человек стремится к удовлетворению той или иной потребности. В связи с этим необходимо определять цель и как объективный результат и как субъективно переживаемое психическое явление или процесс.
Цели, к достижению которых в своей деятельности стремится человек, могут иметь как отдаленную перспективу реализации, так и близкую перспективу.
Для того, чтобы судить об эффективности осуществления человеком той или иной деятельности необходимо определить в его активности наличие четко сформулированной и осознаваемой цели. Остальные стороны деятельности, такие как мотив, способ выполнения, отбор и анализ необходимой информации, могут быть до последнего момента совершения деятельности оставаться неосознаваемыми, либо осознаваться в неполном объеме.
Следует отметить, что не только мотивы, но и многие мыслительные процессы, приводящие человека к выбору того или иного плана осуществления деятельности, не всегда полностью осознаются человеком. Способы же осуществления той или иной деятельности в большинстве своем регулируются без использования сознания.
Ярким примером, подтверждающим данный факт, служат все привычные действия, которые человек осуществляет в процессе своей жизнедеятельности, такие как:
- ходьба,
- речь,
- письмо,
- управление автомобилем.
Степень и полнота отражения всех этих сторон деятельности в сознании определяют уровень осознанности соответствующей деятельности. В ситуации, когда человек имеет дело с активностью, которая не имеет осознаваемой цели, можно смело говорить об отсутствии деятельности как таковой. Подобные действия человека являются импульсивным поведением человека.
В отличие от целенаправленной деятельности, импульсивное поведение управляется только потребностями и эмоциями человека. В нем выражаются только аффекты и влечения человека и в связи с этим, оно может носить антиобщественный и эгоистичный характер.
Для импульсивного поведения также характерно проявление гнева или неконтролируемой страсти. Однако импульсивность в поведении человека не означает его бессознательный характер, скорее она характеризует его как сужение контролирующей функции со стороны сознания. При этом человек полностью осознает и регулирует свое поведение и центральными в данном процессе являются личные мотивы, а не его общественное содержание, воплощенное в цели.
Лекция 3. Сознание и деятельность — Мегаобучалка
Краткое содержание лекции. Понятие деятельности в психологии. Психологический анализ деятельности (А.Н. Леонтьев)
Понятие деятельности в психологии. Отечественная психология, исходя из материалистических взглядов, сформулировала принципиально новый подход к изучению психики человека и внесла в психологическую науку ряд важных категорий. Среди этих категорий особое место имеет категория деятельности. Как известно, деятельность изучается многими науками. Например, физиология изучает высшую нервную деятельность, педагогика изучает педагогическую деятельность и т.д.
Что же изучает про деятельность психология
Что же такое внутренняя психическая деятельность? Откуда происходит внутренняя психическая деятельность? На этот вопрос отвечает Л.С. Выготский. В своей культурно-исторической теории развития высших психических функций он выдвигает главный тезис:
Внутренняя деятельность имеет то же строение, что и внешняя деятельность и отличается от нее только формой протекания.
Психологический анализ деятельности (А.Н. Леонтьев) Наиболее полно психологическая теория деятельности изложена в работах А.Н. Леонтьева, в частности, в его последней работе «Деятельность. Сознание. Личность» [28].
По определению А.Н. Леонтьева деятельность – это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.
Начнем с характеристики строения деятельности. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строения. Она состоит из нескольких уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это уровень особых видов деятельности, затем – уровень действий, следующий уровень операций, самый низкий уровень – уровень психофизиологических функций.
Действие – основная единица анализа деятельности. Что такое действие?
Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель– это образ желаемого результата, который должен достигнут в процессе выполнения действия.Таким образом, действие включает в качестве необходимого акт сознания в виде постановки и удержания цели.
Операция– способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия. Характер операций зависит от условий, в которых совершается действие. Под условиями подразумеваются как внешние, так и внутренние средства действующего субъекта. Внешние — это движения: движения в пространстве и времени, семантические (речевые), выразительные, локомоторные.
Перейдем к последнему уровню в структуре деятельности – психофизиологическим функциям. К ним относят ряд способностей организма: способности к ощущениям, к запоминанию, моторные способности и другие. Они составляют органический фундамент процессов деятельности (О.И. Скороходова «Думают иные»).
Таким образом, мы дали характеристику трем уровням в структуре деятельности – действиям, операциям и психофизиологическим функциям. С этими уровнями связано понимание операционально-технических аспектов деятельности. Переходя от уровня действий вверх к уровню особых видов деятельности, мы должны ответить на вопросы, почему совершается то или иное действие, откуда берутся цели? Для этого обратимся к таким понятиям, как потребности и мотивы.
Потребность – это состояние объективной нужды организма в том, что составляет условие его нормального функционирования. Когда речь идет о потребностях человека, то к элементарным биологическим потребностям нужно добавить другие. Это потребность в общении и потребность в познании. Потребность в общении является одной из главных потребностей человека. Вначале это потребность в матери и близких людях, ухаживающих за ребенком, в школе эта потребность выражается в стремлении завоевать уважение в коллективе сверстников, в юности – это потребность в друге, которому можно довериться, потребность в любимом человеке, потребность в духовном руководителе, у взрослого человека – это потребность получить общественное признание.
Теперь как связаны потребности с деятельностью человека? В связи с этим можно выделить два этапа в жизни потребности. Первый этап – до встречи с предметом потребности. Вначале, когда потребность еще не опредмечена, человек испытывает состояние напряжения, неудовлетворенности, беспокойства. Внешне это поведение выражается в поиске, переборе различных предметов. В ходе поиска происходит встреча потребности с предметом. Этот процесс называется опредмечиванием потребности. В этом процесс можно выделить два момента: первый заключается в широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность, второй – в фиксации потребности на каком-то одном предмете. Выбор предмета важен с педагогической и психологической точки зрения. В процессе опредмечивания потребности рождается мотив.
Мотив – это опредмеченная потребность.Вслед за опредмечиванием потребности и рождением мотива меняется поведение. Если до этого оно было ненаправленным, то теперь оно приобретает вектор, направленность, оно направлено на предмет или от предмета, если мотив отрицательно валентен.
Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета – типичный признак мотива. Мотив – это то, ради чего совершается действие. «Ради чего-то» человек совершает много разных действий. Эта совокупность действий, которая вызывается одним мотивом, называется деятельностью или особым видом деятельности.
Одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. При этом один мотив является главным, другие второстепенными. Главный мотив называется ведущим, второстепенные мотивы – мотивами-стимулами. Мотивы бывают осознаваемыми и неосознаваемыми.Примером осознаваемых мотивов могут служить мотивы цели. До определенного возраста у человека все мотивы являются неосознаваемыми. У взрослого мотивы тоже не всегда осознаются. Значит ли это, что они никак не представлены в сознании? Они проявляются в сознании в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции это важный показатель человеческих мотивов. Нужно только подметить, по какому поводу возникают переживания, и какого они свойства. Например, человек переживает чувство неудовлетворенности от хорошего поступка. Ему недостаточно, что он его совершил. Ему важно получить признание со стороны окружающих. Чувство разочарования подсказывает главный мотив, которым он руководствовался.
Другой формой проявления мотивов является личностный смысл.
Личностный смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
Мотивационная сфера человека может иметь различное строение. На вершине пирамиды может быть один смыслообразующий мотив или несколько смыслообразующих мотивов. Мотивы могут иметь узкоэгоистическую или общественную направленность. Важно понять, каким мотивом человек руководствуется чаще. Например, что им движет, стремление к успеху или боязнь неудач; стремление быть принятыми другими или боязнь отвержения; стремление реализовать себя или жить по принципу «как бы чего не вышло». В зависимости от этого человек по-разному будет выстраивать свои действия.
Теперь остановимся на вопросе о развитии мотивов. В теории деятельности известен один механизм образования новых мотивов, который получил название «сдвига мотива на цель». Суть его в том, что цель, побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает побудительную силу, то есть, сама становится мотивом. Например, вы пришли учиться в наш университет, потому что не было другого выбора. Но, проучившись, какое-то время вы поняли, что не ошиблись в выборе, что заниматься психологией очень интересно и очень нужно. Тогда цель стала мотивом, причем, смыслообразующим мотивом. Каково внутренне содержание этого процесса? Если процесс накопления положительных эмоций вокруг данного предмета идет достаточно интенсивно, то наступает момент, этот предмет превращается в мотив.
сознание и познание человеком мира
Деятельность представляет собой специфическую форму активности человека, которая регулируется его сознанием и направляется на глубинное познание окружающего и внутреннего мира.
Понятие деятельности
Деятельность является необходимым условием для полноценной человеческой жизни, именно она способствовала становлению человеческой личности. Взаимосвязь индивидуума и процесса деятельности выражается в замкнутом круге: не существует человека, который находится вне деятельности, так же, как не существует деятельности вне человека. Деятельность сложилась в процессе эволюционного становление человека – животное приспосабливается к условиям окружающей среды, человек напротив, изменяет эту среду под себя благодаря возможности деятельности.
Деятельность состоит из таких этапов: потребность, которая формирует цель, цель толкает на поиски путей своего достижения, пути достижения порождают действие, которое в свою очередь приносит результат.
Виды деятельности
Деятельность человека возникает исключительно в среде его непосредственного обитания, и классифицируется на два вида: физическая и умственная деятельность. Физический труд представляет собой деятельность, в процессе которой увеличивается мышечная активность, а также требуется высокий уровень энергетических затрат.
Умственная или интеллектуальная деятельность – это вид деятельности, осуществление которой заключается в приеме и трансформации информации, требующая повышенной внимательности и активизации процесса мышления.
В классификации деятельности существует ее деление на учебу, труд и игры. Такие виды деятельности как учеба и игра осуществляются различными методами, но взаимосвязаны одной целью – познанием. Трудовая деятельность направлена на получение человеком материальных и духовных благ, которые являются необходимыми для его жизнедеятельности.
Игра, учеба и труд — виды деятельности взаимосвязаны между собой, так как являются друг для друга подготовительными этапами. Так к процессу учебы человек проходит подготовку в виде игры, учеба предшествует началу трудовой деятельности.
Сознание и деятельность
Сознание и деятельность – это два понятия, которые плотно взаимосвязанные друг с другом. Мотивация деятельности является не чем иным, как осознание человеком своей потребности – необходимость учится, работать, создавать произведения искусства. Прежде чем деятельность начнет выражаться в материальном плане, в сознании человека происходит предварительный анализ целей деятельности, путей ее достижения.
Но и деятельность человека способна влиять на его сознания Процесс деятельности трансформирует человеческие представления о ценностях, значительно расширяет возможности духовного роста личности.
Познание человеком мира
Познание человеком мира неразрывно связано с его умственной деятельностью. Познание является результатом накопления знаний об обществе и окружающей среде, которое происходит с помощью учебы. Учебу как инструмент познания мира человеком не следует рассматривать в узком смысле – это может быть как учебный процесс в школе, так и прием традиции о опыта предшествующих поколений.
Познание человеком мира происходит двумя путями – рациональным и иррациональным. Рациональный метод заключается в познании при помощи учебы труда и игры, иррациональный – методов чувств, которые зарождаются на интуитивном уровне.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Мышление и речь: особенности человека, способность к творчеству
Следующая тема:   Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые
Все неприличные комментарии будут удаляться.
Структура сознания и психики человека
Ряд субъективных явлений, таких как, психические процессы, свойства и состояния, составляют структуру психики человека.
Рассмотрим каждое явление структуры психики более подробно.
Психические процессы
Определение 1Психические процессы выражаются в динамическом отражении действительности в разных формах психических явлений.
Вызвать психический процесс можно как внешним воздействием, так и раздражителями нервной системы, которые идут из внутренней среды организма.
Психические процессы бывают трех видов:
- познавательные, которые включают в себя ощущения и восприятия, память и представления, воображение и мышление;
- эмоциональные, к ним относят ряд активных и пассивных переживаний;
- волевые, которые включают в себя решения, исполнения, волевые усиления и др.
Любой психический процесс отвечает за формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Психические состояния и свойства
Определение 2Под психическим состоянием понимается определившийся в конкретное время относительно стабильный уровень психической деятельности, проявляющийся в пониженной или повышенной активности человека.
Определение 3Психическими свойствами принято считать ряд устойчивых образований, которые обеспечивают определенный количественно-качественный уровень поведения и деятельности, свойственный для конкретного человека.
Психическими свойствами являются темперамент, характер, различные способности, направленность. Психические свойства важны для формирования сложных структурных образований личности. К ним можно отнести:
- жизненную позицию человека, под которой понимается система потребностей, убеждений, идеалов, которая определяет направление и уровень активности личности;
- темперамент, который является системой природных качеств личности, таких как подвижность, уровень уравновешенности поведения и тонус активности, которая характеризует динамический аспект поведения;
- различные способности, которые являются системой интеллектуально-волевых и эмоциональных качеств, которые определяют творческий потенциал человека;
- характер, который воспринимается как система способов поведения и отношений.
Сознание человека
Сознание человека образуется из единства высших психических функций.
Определение 4Сознанием принято считать высшую, свойственную человеку форму общественного отражения объективных устойчивых качеств и закономерностей окружающего мира, а формирование у личности внутренней модели внешнего мира, что, в свою очередь, приводит к познанию и преобразованию окружающей действительности.
Существует несколько функций сознания:
- формирование целей деятельности;
- предварительное мысленное построение действий;
- прогнозирование результатов действий.