Сознание и самосознание человека: Сознание и самосознание человека. Определение и функции – Сознание, самосознание, личность (человек разумный) — Философия

Автор: | 06.02.2021

Сознание и самосознание человека. Определение и функции

В психологии и в философии предмет исследования заключается в самосознании. Ядром изучения сознания также является сознание собственного «Я».

Современная философия определяет самосознание как главную и самую важную характеристику сознания. Иными словами принятие в качестве субъекта самого себя или состояний своего тела, фактов сознания, своего «Я». Под собственным «Я» в данном случае, понимается свой внешний вид, особенности характера, система ценностей, присущая самому себе, вкусовые предпочтения, собственные стремления. В отдельных ситуациях самосознание настолько обширно представляется, что включает в себя ещё и самооценку.

Сознание и самосознание личности

Психология представляет самосознание как психический феномен.

Определение 1

Самосознание – понимание человеком самого себя в качестве субъекта деятельности, где феномен определяет понимание человека о самом себе, которое складывается в подсознательный «Образ-Я».

Определение 2

Самосознание – психические процесс на высоком уровне самоорганизации, который обеспечивает единение, целостность и постоянство личности.

Выражение самосознания происходит в осознании человека самого себя, своих черт характера и качеств, своего «Я».

Самосознание – это результат развития человека, который находится в системе общественных отношений. Отношения, в свою очередь, служат источником для формирования сознания и самосознания.

Концепции возникновения самосознания

Существует несколько подходов, которые определяют происхождение самосознания. Согласно видениям выдающегося учёного психолога и философа С. Л. Рубинштейна, самосознание – это высшая форма сознания, которая возникает как развития, которое предшествует сознанию. Он объяснял свою теорию тем, что самосознание может возникать только по мере того, как развивается личность и принимает себя как самостоятельный субъект.

Другая концепция была предложена И. М. Сеченовым, он является основателем русской физиологической школы, а также создателем совершенно нового направления в психологии – естественно-научного. Он полагал, что самосознание и познание внешнего мира одновременно в человеческой личности зарождаются и развиваются параллельно друг другу под влиянием одних и тех же факторов.

Сеченов говорит о том, что основу самосознания человек приобретает буквально сразу после рождения. Источником самосознания являются системные чувствования, которые оживляются в процессе развития человека. Системные чувствования, в свою очередь, складываются при воздействии внешних факторов и субъективных характерных особенностей состояния собственного тела, иными словами самоощущения.

В силу взаимодействия таких ощущений зарождаются и развиваются представления о внешнем мире и о самом себе. Результатом такого синтеза ощущений является познание человеком самого себя и понимание своего места в обществе. В ходе развития личности происходит отделени

Сознание и самосознание

Сознание и самосознание – это термины, широко используемые во множестве наук, в частности, в психологии, философии, социологии. Значение их достаточно расплывчато и зависит от каждого конкретного случая. Попробуем сформулировать, что означают эти термины. Сознание – это качество каждого разумного человека, которое можно понимать как обособленность, противопоставление себя внешнему миру. То есть личность вычленяет и отделяет себя от всей окружающей действительности. Сознание – это собственное «я» человека. Сюда входят и чувственные ощущения, и мышление, и эмоции.

Сознание и самосознание – это две части одного целого, если дело касается современного человека. Посмотрим вглубь истории. Ранее у первобытных людей было только сознание, и развивалось оно поэтапно. Изначально личность начинала ощущать себя только на физическом уровне. Приходило понимание границы собственного тела и окружающей среды. Затем человек начал исследовать окружающий мир. Его сознание постепенно наполнялось новой информацией и, тем самым, развивалось. Вслед за этим человек научился рассуждать, то есть находить различия, сходства, отличительные черты изучаемых им предметов.

Сознание, самосознание и личность как явления появились чуть позже. Стоит заметить, что развивались и совершенствовались эти качества столетиями. Самосознание – это отношение «Я» к «Я». Рассмотреть подробнее эту формулировку проще всего на историческом примере. Сознание и самосознание личности, как уже упоминалось ранее, появились не сразу. Изначально человеком правило Эго, то есть инстинкты размножения, самосохранения, борьбы за самок и так далее. Подняться над ними личности помогло самосознание, которое является своеобразным командиром, судьей и критиком в одном лице.

Возникновению этого качества поспособствовало, как бы удивительно это не звучало, появление иерархии внутри человеческих сообществ. В каждой группе главенствовал вожак, который давал указания, критиковал и хвалил. Подчиняющимся людям не оставалось ничего, кроме выполнения приказов. Так они поднимались над своими инстинктами. Делали не то, что велит им их Эго, а то, что необходимо вожаку и всей группе людей. Это наглядная демонстрация того, как работает самосознание не внутри человека, а во внешнем мире. Позже у индивидуума стал появляться свой личный, внутренний «командир», который позволил подняться над мимолетными желаниями, инстинктами и прочими факторами, препятствующими развитию.

Сознание и самосознание современного человека также появляется не сразу, а поэтапно. Маленький ребенок постепенно начинает осознавать себя. Родители, воспитатели и учителя малыша исполняют роль командиров. С их помощью у ребенка появляется самосознание, которое заменяет внешних повелителей внутренними.

У всех ли современных людей имеется это важное качество? К сожалению, не у всех. Жители неразвитых стран и определенные группы граждан из развитых стран по-прежнему живут по зову своего Эго. Однако без самосознания невозможно ставить и достигать своих целей, находить общий язык с окружающими людьми, добиваться успехов. Это качество помогает делать свою жизнь такой, какой ее хочет видеть человек. Без сомнения, все успешные, великие и преуспевающие люди обладали самосознанием. Без этого качества также невозможно развитие интеллекта.

Таким образом, сознание и самосознание являются важнейшими составляющими современной личности. Эти качества помогают обрести полную свободу, которая, в ином случае, ограничивалась бы желаниями Эго. Самосознание – это, в своем роде, антипод животности и необходимый элемент для достижения «зрелости» всего человечества.

Тема 10. Сознание и самосознание

14

Образовательные задачи:

–       Понять ключевые идеи психологии сознания и самосознания.

–       Осознать роль социальных процессов и труда в происхождении высших психических функций.

–       Усвоить основные понятия психологии сознания.

–       Сформировать представления о роли общественно-исторического опыта в психическом развитии.

Содержание

1.       Функции и свойства сознания.

2.       Высшие психические функции человека.

3.       Самосознание.

4.       Психологические подходы к проблеме самосознания.

5.       Классификация неосознаваемых процессов.

1. Функции и свойства сознания

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира.

Это сформированная у человека внутренняя модель внешнего мира, в результате чего становится возможным познание и преобразование окружающей действительности [2; 8].

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

В сознание человека включено

определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

построение отношений,

познание и

переживание.

Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.

Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.

В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они

определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием [8].

Основные функции и свойства сознания отражены на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Сознание и его свойства

Основные психологические характеристики сознания:

1.       В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы

, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

2.       В сознании закреплено отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “Я” человека и его “Не-я”.

3.       Сознание обеспечивает целеполагание в деятельности человека. Приступая к какой либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели.

4.       Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия.

Эта идея развивалась Л. С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

         чувственную ткань образа;

         значение;

         смысл.

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия (см. рис. 10.2).

Рис. 10.2. Структура сознания по В. П. Зинченко

В. П. Зинченко выделяет два слоя сознания:

1.      Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

        биодинамические свойства движений, опыт действий;

        чувственные образы.

2.      Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком) и смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации) (см. рис. 10.2).

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного поведения в той или иной ситуации необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного “Я” [10].

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Направленность сознания на себя, выраженное в субстанциональном нахождении «Я» личности, есть самосознание. Самосознание (то, что мы зовем своим «я») — это атрибут личности, функция ее психики, позволяющая человеку ориентироваться в общественной, культурной среде. Но личность и сама — частица этой среды, феномен культуры. Направляя свое сознание на саму себя, стараясь разобраться в себе, личность обретает самосознание и определяет свое место в бытии. Однако личность есть нечто гораздо большее, чем ее самосознание, т.к. в отношениях с окружающим миром она образует свой индивидуальный мир, в центре которого находится Я, а на периферии различные социальные связи и общественно значимые предметы. В структуре самосознания личности условно можно выделить — «Я идеальное» и «Я реальное». Первое означает цель саморазвития и пределы личностного роста, заключенные в достижении желаемых качеств, положения в обществе, знаний и т.п. Второе складывается в противоречии мнений окружающих людей о личности и ее индивидуальных представлений о себе, их взвешенная оценка показательна для гармоничной личности.

В социально-гуманитарных науках до конца не выяснен вопрос о приоритетах социального и биологического в человеке. Эта проблема относится и к личности, сформированность которой одни усматривают от рождения, другие от стадии взросления. В психологии и педагогике считается, что личностью становится каждый человек в процессе социализации, в философии же нет единства мнения о том, всякий ли человек становится личностью, обладающей иерархией ценностей, высоким чувством ответственности, потребностью в самосовершенстве, представлениями о смысле жизни.

Проблема сознания в философии одна из сложнейших, поскольку требует абстрагирования от предмета мысли. Познать сознание возможно, если занять позицию вненаходимости по отношению к нему, но в действительности это невозможно, т.е. нельзя «выйти» из собственного сознания, чтобы его познать. В этой связи философия рассматривает сознание через отношение его к чему-либо, например, в направленности к бытию (интенциональность), к самому себе (рефлексивность).

Все формы психической деятельности, начиная с самой простой, элементарной — условного рефлекса, и заканчивая высшей — сознанием, выполняют функцию ориентации живого существа во внешней среде, в окружающем мире. Чем сложнее устроена эта среда, тем более сложной должна быть организация психики (души), позволяющая успешно ориентироваться в такой среде. Довольно сложно с философских позиций объяснить взаимосвязь сознания и психики.

Сознание есть форма ориентации индивида в мире культуры, в окружающей среде. Эта среда формировалась в течение тысячелетий истории человечества, она создана трудом множества поколений людей. Каждый предмет в культуре имеет какое-либо идеальное общественное значение. Сознание позволяет человеку ориентироваться в этой идеальной среде, в мире значений.

Функционально сознание понимают как мышление, т.е. операциональную систему. Весьма приблизительно сознание объясняется и через функцию мозга. Такой взгляд, распространенный в естествознании (биологии, медицине), не способен охватить ценностно-смысловую деятельность сознания, которая выходит за рамки физиологического описания и понимания явления.

Для человека сознание представлено в познавательной деятельности. Человеческое познание начинается с усвоения значений простейших предметов культуры. Оперируя этими предметами, ребенок перенимает и заключенные в них значения, и учится оперировать этими значениями как таковыми (главным образом, в плане словесно-речевом), не трогая реальных предметов. Эта деятельность с чистыми значениями вещей и есть сознание.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ. Общая психология

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от успешности деятельности человека.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.

2. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., 1994.

3. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.

4. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

27 сознание и самосознание

27. Сознание как философская проблема. Сознание и самосознание.

Одной из важнейших проблем философии является анализ сознания как специфической формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Сознание является частью психики, в которой происходят не только сознательные, но и подсознательные (бессознательные) процессы. В случае бессознательного субъект не дает себе отчета о содержании и природе происходящих процессов. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Иногда выделяют и надсознательное – это творчество на базе сознания.

«Ядром» сознания является знание. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается в условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием. Однако оно обусловлено не только социально. В содержание сознания входят мысли и о природе (а также о людях как природных и общественных существах). Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы. Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, память, воображение и пр. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Важно понимать, что образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть «субъективно-объективный» образ объективного мира.

Итак, сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия.

Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.

Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией (отражение действительности).

Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческое сознание является моментом перехода от отражения к практике.

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого человеком). Оценка производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подходить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки.

Указанные функции сознания способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания. Сознание, как и вся психика человека в целом, существует в конечном счете для практики, для регулирования и управления поведением человека, его деятельностью.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте, включает в себя также и аспект социологический. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме классового самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми.

Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения.

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание или самосознание? Самосознание—это процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой.

Сознание и самосознание

сознание и самосознание

У каждого человека есть своя внутренняя модель окружающего мира и в психологии она называется сознание, а интерес к собственному «я», ставшим еще издавна предметом внимания психологов, называют как самосознание.

Определение сознания и самосознания в психологии

Замечали вы когда-то, что, читая книгу, уйдя с головой в ее сюжет, не замечаете, как воспринимаете слова, перелистываете страницы? В этот момент в психике отражается то, что описано в произведении. С психологической точки зрения вы находитесь в книжном мире, ее реальности. Но представьте, что в этот миг звонит телефон. В это мгновение включается сознание: это читаемая книга, внутреннее «Я». В итоге вы осознаете, что дом, книга, кресло, на котором сидите, — все это существует объективно, а то, что вызвал у вас сюжет (эмоции, чувства, впечатления) — субъективно. Исходя из этого, сознание есть принятие реальности, независимо от имеющегося бытия.

Стоит отметить, что сознание работает до тех пор, пока человек чему-либо учится, что-то познает. Это продолжается пока полученные навыки не будут доведены до автоматизма. В противном случае, оно будет мешать вам. К примеру, профессиональный пианист, задумываясь над тем, где находится нота «до», обязательно сфальшивит.

Если говорить о самосознании, то в психологии это сумма различных процессов психического характера, благодаря которым личность способна осознавать себя в качестве субъекта реальности. Представления каждого человека о самом себе складываются в то, что принято называть «образ «Я». Самое интересное, что каждый из нас обладает бесчисленным количеством таких образов («Как я воспринимаю самого себя», «Как меня видят окружающие», «Какой я на самом деле» и пр.)

Связь самосознания и сознания

Сознание и самосознание личности сталкиваются, в первую очередь тогда, когда сознание и самосознание в психологиичеловек начинает изучать, анализировать определенные явления собственного сознания. В психологии это рефлексия. Прибегая к этому, индивид занимается самопознанием, подвергая поверхностному или тщательному анализу собственное поведение, чувства, эмоции, способности.

Если говорить о формировании рефлексии, то оно начинается еще в школьном возрасте, наиболее активно проявляется в подростковом. Так, когда человек задается вопросом «Кто я?», он активизирует свое внутреннее «Я», самосознание, и в анализе реальности его место в ней проявляется сознание личности.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *