Сознание как высшая форма развития психики — Мегаобучалка
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Обычно выделяют 3 группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы – динамическое отражение действительности. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы делятся на познавательные и эмоционально-волевые процессы. Психическое состояние – определившийся в данное время, относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышении или понижении активности личности (общее психологическое состояние и эмоциональное состояние). Психические свойства – устойчивые образования, которые обеспечивают определённый качественно-количественный уровень
Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем. Существуют два направления, рассматривающие развитие психики: 1) материалистическое и 2) идеалистическое. Учёные идеалистического направления считают, что психика не есть свойство живой материи и не есть продукт её развития. Существуют два начала – материальное и идеальное, которые независимы, вечны и несводимы друг к другу. Они взаимодействуют между собой, но, тем не менее, развиваются по своим законам.
Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой накопленный и отобранный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
Таким образом, сознание – это высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Человек, в отличие от животных, сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль
Сознание современного человека – это продукт истории всего человечества. Прежде чем понять его сущность, необходимо выяснить, как оно зародилось. Сознание развивалось вместе с эволюцией психики животных. На протяжении миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека, без этого появление человеческого сознания стало бы вряд ли возможным. Вначале у живых организмов появилась первоначальная основа психики
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, далеко не всё, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Бессознательное – это психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относится ощущение равновесия. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
Главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне подсознательной и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.
Сознание как высшая форма психики
Сознание как высшая форма психики или иными словами «совокупность знаний» — это средство ориентировки человека в окружающей его действительности. Данная форма психики свойственна только людям.
Она заключается в обобщенном или целенаправленном отражении действительности, в осмысленности своего поведения и предварительного видения его результатов, а так же в контролировании своего поведения.
Психика формируется с первых дней жизни ребенка, постоянно развивается, обогащается, совершенствуется в условиях окружающего мира и в результате приобретенного социального и общественного жизненного опыта. Так, например, если животное будет расти изолировано от привычных ему условий, оно сохранит все свои видовые качества, но человек, с рождения изолированный от общества, не приобретет никаких качеств, свойственных людям.
История насчитывает несколько случаев, когда человеческий ребенок вскармливался животными. У таких детей отсутствовали признаки сознания (мышление и речь), а также присущее человеку физиологическое свойство – прямостоячее хождение.
На психику человека существенное влияние оказывает общественное сознание, к которому относятся: наука, мораль, религия, искусство, право, идеология. Изменение в сознании общества отражается на сознании каждой личности.
Особенности сознания – высшей формы психики:
- Категориальность и концептуальность – собственное видение мира через общечеловеческие знания и позиции;
- Отражение взаимосвязей, значимых в той или иной ситуации;
- Осознание целей деятельности;
- Связь с общественным сознанием;
- Самосознание, то есть самонаблюдение, самокритика, самооценка, ответственность перед окружающими за свои поступки.
Сознание – высший уровень развития психики. Оно развивается у человека в процессе трудовой деятельности, в социальном контакте, в условиях воздействия на окружающую среду.
С момента рождения человека психика начинает свое развитие. Между психикой матери и младенца существует тесная взаимосвязь. Однако младенец в первые месяцы способен лишь воспринимать те чувства и эмоции, что передает ему мать. Мать же в свою очередь является носителем психики и передает ребенку через свое поведение и отношение человеческую информацию.
Функции сознания
У сознания как высшей формы психики имеются определенные функции, необходимые для того чтобы человек мог понять себя и окружающий мир, мог сформировать свои взгляды, поставить цели, предвидеть результат действий, влиять на собственное поведение и деятельность.
Выделяют следующие функции сознания:
- Познавательная – познание окружающего мира, формирование представления о действительности при помощи мышления, памяти и ощущений;
- Накопительная – «вытекает» из познавательной. В человеческом сознании со временем копятся знания, впечатления, эмоции, переживания, приобретенные на основе собственного опыта и опыта других людей;
- Оценочная – позволяет сравнить свои потребности и интересы с данными о внешнем мире, развивает самопознание и самооценку;
- Функция целенаправленности – стремление человека наметить для себя цели и способы их достижения;
- Творческая – помогает формировать новые идеи и представления с помощью мышления и воображения;
- Коммуникативная – отвечает за общение людей, совместное выполнение деятельности и сохранение в памяти полученной информации.
Итак, сознание, как высшая форма психики позволяет личности сохранять внутреннюю целостность и постоянство, независимо от изменений ситуаций. Кроме того, сознание выражается в непрерывности переживаний человека во времени. Он помнит о прошлом, переживает настоящее, строит планы на будущее. Благодаря данной форме психики человеку понятны мотивы и результаты своих поступков. Личность способна оценить себя и окружающих, при необходимости заняться самосовершенствованием и саморазвитием.
Для самосознания важно сформировать себя как личность, принимать себя таким, какой есть, поддерживая в трудных ситуациях, принимать решения, отвечать за свои поступки, делать выбор, прислушиваться к себе, проявлять свою индивидуальность, развиваться, реализовывать свои возможности.
7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.
Сознание и его характеристики
Психика как отражение действительности характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание – это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности, при постоянном общении (с помощью речи) с другими людьми. Следовательно, сознание – это общественный продукт. Характеристики сознания. 1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний о мире. В структуру сознания входят познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление и др.), с помощью которых человек подлинно обогащает знания о мире и о самом себе. 2. Вторая характеристика сознания – отчетливое различение Я и «Не-Я». Человек выделвшийся из окружающего мира, продолжает сохранять мир в своем сознании и осуществлять самосознание. Человек производит сознательную оценку себя, своих мыслей, поступков. 3. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагания. В функции сознания входит формирование целей, при этом сравниваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход реализации целей. 4. Четвертая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир его чувств, в нем представлены эмоции оценки межличностных отношений. В целом сознание характеризуется 1. Активностью (избирательностью), 2. интенциональностью (направленностью на предмет), 3. мотивационно-ценностным характером. 4. Различными уровнями ясности.
Генезис сознания Гиппенрейтер
Генезис сознания. А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства» «вне зависимости от отношений к ней субъекта». В этом определении подчеркивается «объективность», т. е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения.
В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда.
Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными.
Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву — получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности — совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий и др.
Итак, в условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности — биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.
В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица — действие.
В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. «открыть» для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.
Для успешного выполнения действия необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов и познание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания — речи и языка. Скорее всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Именно здесь, по словам Ф. Энгельса, у людей «появилась потребность что-то сказать друг другу».
Уникальная особенность человеческого языка — его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Важно вникнуть в этимологию слова «сознание». Ведь со-знание — это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву, основными образующими че ловеческого сознания.
Леонтьев придерживается позиции К. Маркса о сущности сознания. Маркс говорил о том, что сознание есть продукт общественно-исторических отношений, в которые вступают люди, и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия. В процессах, порождаемых этими отношениями, происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека в форме сознания. Леонтьев пишет, что сознание есть «открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. И вслед за Марксом, Леонтьев говорит, что сознание есть специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности, она может пониматься только как продукт отношений и опосредований, возникающих в ходе становления и развития общества.
Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же, по-прежнему, остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится так же и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действии и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится так же сознанием-деятельностью. Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической многомерностью.
Структура сознания по А.Н. Леонтьеву. Составляющие сознания:
а) Чувственная ткань — чувственные составляющие конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, т.е. мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное поле и объект его деятельности. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности. У человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно, означенность.
б) Значение — обобщенный опыт человечества, знания, выраженный в языке. «В значении представлена и преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. С помощью значения осуществляется опосредованное отражение человеком мьра. Значения преломляют мир в сознании человека Носителями значений является язык, но за языковыми значениями скрываются общественно-выработанные способы действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность
в) Личностный смысл — значение для меня. Функция личностного смысла — пристрастность сознания (субъективность мышления).
По Выготскому, компонентами сознания являются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты).
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко): I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: — биодинамические свойства движений, опыт действий, — чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
— Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия. — Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движен^. и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания:
1) отражательная, 2) порождающая (творчески — креативная), 3) регулярно-оценочная, 4) рефлексивная функция — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: • отражение мира, • мышление о нем, • способы регуляции человеком своего поведения, • сами процессы рефлексии, • свое личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.
Сознание как высшая форма психики
Сознание является высшей формой закономерностей окружающего и внутреннего мира, в результате которого оказывается возможным преобразовывать окружающую действительность.
Сознание как высшая форма психики формирует цели жизнедеятельности каждой личности, мысленно выстраивает их, предвидит результаты, обеспечивает регулирование человеческого поведения.
Главный закон высшего сознанияПуть к высшему сознанию начинается с полного понимая важности следующего закона: без каких-либо условий любите всех — включая себя. Данный закон поможет увидеть красоту в себе и других людях. На самом деле высшее сознание заложено в человеке самой природой, но стрессы современного образа жизни и хаотичный шум от мыслей, не дают ему полностью раскрыться.
Существуют высшие формы сознания, к которым человек должен стремиться. Именно на высших формах мышление упорядочено и прояснено, концентрация правильно направляется и удерживается, эмоции и внутренняя энергия контролируются, при этом осознается единство с вселенной.
Высшее сознание человека заключается в понимании своей причастности к великому делу сотворения. Отличительной чертой сознательных людей является свобода и отторжение сложившихся стереотипов в обществе. Такие люди осознают, что счастливы сами по себе, для этого больше им ничто, и никто не требуется.
Сознание как высшая форма психического отражения свой главный смысл заключает в отношении человека к окружающему миру и его социальном опыте. Именно сознание позволяет планировать и заниматься конкретной деятельностью, стремиться и развиваться в определенных областях.
Сознание как высшая ступень психики является высшим уровнем отражения реальности, что находит свое проявление в способности человека с наибольшей объективностью воспринимать окружающий мир, в настоящем и прошлом времени, со здравомыслием принимать решения.
Развитие сознанияВысокий уровень сознания можно развить путем постоянной работы над собой. Одним из таких способов является медитация. Она поможет вам успокоить ум и прислушаться к внутреннему голосу. Развитие сознания предполагает увеличение ответственности и осознанности каждого поступка, решения и выбора.
Стоит помнить о том, что человек, находящийся на высшем уровне сознания, заметно выделяется из общей массы, даже если он практически ничего не говорит. Человек может стать лучше, но, в первую очередь он должен сам захотеть этого.
11. Понятие о сознании как высшей форме развития психики
Сознание– это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Тем не менее основное отличие человека от животных прежде всего заключается не в наличии процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а в наличии специфических механизмов его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Сознание, как и любой другой психический феномен, обладает определенными характеристиками.
♦ Сознание всегда активно. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов.
♦ Сознание интенционально. Вследствие того что сознание активно, оно всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).
Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.
В свою очередь, данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. «Я-концепция» – это ядро всей системы саморегуляции, которое заключается в совокупности представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение, исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.
Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует назвать множество факторов, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.
В упрощенном виде критичность – это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.
9. Общая характеристика сознания как высшей формы психического отражения. Условия возникновения сознания.
Сознание – это такой уровень психического отражения, когда человек в вербальной (словесной) форме может дать отчет о своих впечатлениях.
Только человек обладает сознанием
Владеет языком
Может охарактеризовать свое понимание, свои чувства
На уровне сознания большая часть произвольная
Субъективно
Главной предпосылкой возникновения сознания является совместный труд, включающий в себя разделение трудовых функций. Получается, что одни члены группы осуществляют активность, которая ведет к непосредственному биологическому результату, например добывают животное для питания. Дркгие же совершают на первый взгляд биологически бессмысленные действия, например изготавливают орудия охоты. Сами по себе эти орудия охоты не способны удовлетворить никакой биологической потребности, но выступают условием ее удовлетворения.
Важнейшим условием формировании сознания является язык, причем язык человека коренным образом отличается от коммуникативных сигналов животного.
Включает 2 составляющие: Сознание невозможно без знания об окружающем мире, себе, др людях, поэтому сознание всегда есть знание.
Однако сознание это не только знание, но и отношение к знанию, т.е. «я знаю, что я это знаю» или наоборот.
10. Сознание как деятельность и сознание как образ. Структура сознания – образа.
Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по — прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно -практической деятельности и более того — управляющим ею.
Структура сознания-образа. Значения и смыслы Смысл часто определяется А. Н. Леонтьевым как «значение для меня», т.е. как субъективно-личностная значимость того или иного явления для субъекта, обусловленная его потребностно-мотивационной сферой. В книге «Деятельность. Сознание. Личность» А. Н.Леонтьев к слову «смысл» всегда прибавлял прилагательное «личностный», поскольку, с его точки зрения, речь шла о смыслах человека, уже ставшего личностью. Хотя понятие «смысл» шире по объему, чем понятие «личностный смысл», условимся, что здесь и далее под словом «смысл» мы будем подразумевать «личностный смысл» (который в контексте рассмотрения сознания как деятельности имеет, как мы знаем, и другое определение — «отношение мотива к цели»). Согласно А.Н.Леонтьеву, в отличие от значений, которые надындивидуальные, поскольку «кристаллизуют в себе» опыт человечества, смыслы (как и чувственная ткань) существуют лишь в индивидуальных формах. Последующее развитие идей в школе А.Н.Леонтьева показало, что смыслы могут иметь и надындивидуальный характер (а значение, напротив, может быть индивидуальным или групповым). Ведь смысл — это такой же «след деятельности», как и значение, но деятельности, взятой не в совокупности безличных операций, способных передаваться как способы совершения действий (они-то и «кристаллизуются», воплощаются в значении), а взятой в отношении к мотиву (мотивам). Формой надындивидуального существования смыслов является, например, миф, в котором «живет» то или иное племя и через призму которого оно воспринимает мир.
2. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность
Вот уже более двух с половиной тысячелетий понятие сознания остается одним из основополагающих в философии. Но до сих пор мы относимся к феномену сознания, несмотря на определенные успехи в его исследовании, как к самой загадочной тайне человеческого существования.
Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена прежде всего тем, что философия сознания представляет методологическую основу решения основных теоретических и практических вопросов фактически всех гуманитарных наук — психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, педагогики, социологии и т.д. В то же время многогранность сознания делает его предметом различных междисциплинарных и частнонаучных исследований.
При изложении философской теории сознания мы ограничимся обсуждением только некоторых, на наш взгляд, наиболее важных, глобальных вопросов темы.
К одной из основных характеристик психического, или сознания, в широком смысле относится способность его к отражению.
Философская теория отражения понимает последнее как имманентную характеристику любого взаимодействия, выражающую
==238==
способность предметов и явлений воспроизводить более или менее адекватно, в зависимости от уровня их организации, в своих свойствах и особенностях свойства и особенности друг друга. Отражение представляет собой как сам процесс взаимодействия отражаемого и отражающего, так и его результат. Возникающие в результате взаимодействия изменения в структуре отображающего предмета детерминированы его особенностями и адекватны структуре отображаемого объекта. Структурное соответствие и выражает сущность отражения, присущую всем его формам, в том числе и сознанию человека. И естественно, что более сложноорга-низованным материальным системам присуща способность более адекватного отражения вплоть до самой сложной и адекватной формы сознательного психического отражения.
Если отражение в неживой природе характеризуется относительно простыми формами и пассивным характером, то для биологических форм отражения уже свойственна различного уровня приспособительная активность, начиная с раздражимости как наиболее простой способности живого избирательно реагировать на воздействие окружающей среды. На более высоком уровне эволюции живого отражение принимает форму чувствительности. О психической форме взаимодействия живого организма со средой мы можем говорить тогда, когда появляется адекватное отображаемому объекту содержание отражения, не сводимое к собственным биологическим свойствам живого организма. Именно психическая форма отражения осуществляет регулятивное отражательное взаимодействие организма со средой, которое заключается в нацеливании живого организма на деятельность, воспроизводящую биологические условия его существования.
Мотивация деятельности животного обеспечивается врожденными нейрофизиологическими структурами в форме определенных чувственных импульсов на базе системы безусловных рефлексов. С появлением головного мозга возможности адаптивного отражения уже реализуются, как считают некоторые исследователи, с помощью наглядно-действенного и наглядно-образного мышления на фундаменте условных и безусловных рефлексов.
Сказанное имеет в своей основе отношение и к человеческой психике. Однако человек несводим к совокупности биологических условий его существования. Человек существует в пространстве социума, отражение и регулирование взаимодействия с которым осуществляется главным образом с помощью созна-
==239==
ния. Если психика животного отражает только простые, внешние свойства вещей в чувственных образах, то человеческое сознание — сущность вещей и явлений, скрытую за их внешними характеристиками. Другими словами, психическое отражение на уровне животного осуществляется посредством отождествления внешних объектов с самим отражающим субъектом «в той форме непосредственности, в которой не существует различий между субъективным и объективным» (Г.В.Ф. Гегель).
В сознании человека, напротив, предметы и явления внешнего мира отделяются от самих переживаний субъекта, т.е. они становятся отражением не только объекта, но и самого субъекта. А значит, в содержании сознания всегда представлен не только объект, но и субъект, его собственная природа, что обеспечивает качественно новый по сравнению с животной психикой уровень адаптивного отражения на базе целеполагания [1]. «Психический образ у человека есть результат не только воздействия конкретной ситуации, но и отражения онтогенеза индивидуального сознания, а стало быть, в известной мере и филогенеза общественного сознания» [2], поэтому при анализе сознания как формы психического отражения необходимо учитывать трехплановость отражения. А именно, понимание сознания как «субъективного образа объективного мира» предполагает несколько уровней «образного» отражения: непосредственного, опосредованно-обобщенного отражения на уровне индивида и опосредованно-обобщенного отражения как итога всей истории социума. Сознание является высшей формой психического целенаправленного отражения действительности общественно развитым человеком, формой чувственных образов и понятийного мышления.
Сознание, будучи целесообразным, упорядоченным, регулятивным отражением, представляет собой высший вид информационных процессов. Информационная характеристика сознания дает возможность уточнить понимание его как высшей формы отражения действительности.
Информация не тождественна отображению, поскольку в процессе передачи отражения утрачивается часть его содержания, ибо информация является передаваемой частью отраженного многообразия, той его стороной, которая поддается опредме-
_____1 См.: Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействия в эволюции материи. М., 1974. С. 54-66. _____2 Жуков Н.И. Философия: Учебник для вузов. М., 1998. С. 154.
==240==
чиванию, передаче [1]. К тому же отражение зависит от своего материального носителя самым непосредственным образом: отражение зачастую невозможно перенести на иной материальный носитель — как музыку в цвет или живописное полотно в музыкальные ритмы, — т.е. трудно перекодировать. Информация же всегда перекодируется с одного материального носителя на другие [2]. Однако нельзя забывать, что образы сознания, сформированные в результате получения информации, никогда не совпадают с образами передатчика информации, — в них есть свои особенности и индивидуальность, они — субъективны. Общее между ними будет заключаться лишь в определенной переданной информации. Субъективный образ, полученный в результате передачи информации, оказывается обязательно богаче самой полученной информации, поскольку является не ее пассивным воспроизведением, а взаимодействием субъекта-получателя с самой информацией [3].
Идеальность и субъективность — специфические характеристики сознания; идеальное — это всегда субъективное бытие индивидуального сознания, в том числе в социальных формах его взаимодействия с окружающим миром. Бытие сознания не поддается обычному описанию в координатах пространства и времени, его субъективно-идеальное содержание не имеет существования в физическом и физиологическом смысле слова. Вместе с тем чувства, мысли, идеи человека существуют не менее реально, чем материальные предметы и явления. Но как, каким образом? Философы говорят о двух типах реальности: объективной реальности материальных явлений и субъективной реальности сознания, идеального.
Понятие субъективной реальности выражает прежде всего принадлежность субъекту, субъективному миру человека как определенной противоположности объекту, объективному миру явлений природы. И в то же время — соотнесенность с объективной реальностью, определенное единство субъективного с объективным. Так понимаемая реальность идеального позволяет сделать вывод о функциональном, а не субстанциональном характере ее существования.
Другими словами, субъективная реальность сознания не имеет онтологически самостоятельного бытия, она всегда зависит
_____1 См.: Урсул А.Д. Отражение и информация. // Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. София, 1981. Т. 1. С. 145-160. _____2 См.: Там. же. С. 154. _____3 См.: Там же.
==241==
от объективной реальности материальных явлений, например, от нейрофизиологических процессов головного мозга, от взаимодействия с предметами материального мира как прообразами образов сознания. Можно сказать, что бытие субъективной реальности сознания — это всегда бытие деятельно-отражательного процесса взаимодействия общественного человека и окружающей действительности: идеальное не обнаруживается ни в голове человека, ни в окружающей его действительности, а только в реальном взаимодействии.
Как уже отмечалось, понятие субъективности выражает, в первую очередь, свою принадлежность субъекту, будь то человек, группа людей или общество в целом. То есть субъективность сознания предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Субъективность выражает своеобразие жизненного опыта исторически конкретного субъекта, специфической работы его сознания, а также ценностей и идеалов.
Под субъективностью существования идеального понимается и определенная зависимость образов сознания от индивидуальных особенностей субъекта: развития его нервной системы, работы головного мозга, состояния организма в целом, качества его индивидуальной жизни и опыта, уровня овладения накопленным человечеством знаний и т.д. Образы формируются в единстве рациональных и иррациональных компонентов идеального, в результате непосредственного и опосредованного обобщенного отражения действительности, в том числе отражения как итога всей истории человеческого индивида, а в значительной степени и истории всех предшествующих поколений и общества в целом.
Образы человеческого сознания как относительно самостоятельные мыслимые формы субъективной реальности могут быть чувственными, наглядными, визуально сходными со своим оригиналом, но также — и понятийными, сходство которых с предметами объективной реальности носит внутренний характер, выражая лишь существенные типы связей и свойств предметов.
Сознание, понимаемое в качестве субъективности отраженного в нем и субъективности самого процесса отражения, обусловлено способностью человека различать образ и предмет, мыслить последний в условиях его отсутствия, а также — отделять себя от объекта, ощущать и понимать собственную «от-
==242==
дельность» и тем самым выделять себя из окружающей среды. Субъективность сознания выражается в усвоении человеком отдельности как самого человека, так и предметов внешнего мира [1]. Она определяется также присущим индивиду самосознанием, т.е. осознанием себя как Я, отдельного от других. Некоторые авторы вообще трактуют субъективность как то, что отделяет нас от окружающего мира.
Завершая рассмотрение вопроса, отметим, что субъективность существования сознания выражается и в определенной неполноте отраженного в нем: образы отражают предметы объективного мира всегда с некоторой степенью приближения к ним, через различение, обобщение и отбор, являются результатом творческой свободы индивида, его практически-деятельного отношения к миру. Отмечая «неполноту», надо сказать и о «переполненности» субъективного образа через аналогии, домысливаемый субъективный опыт, который, естественно, шире отображаемого предмета.