Сознание о: Мозг человека, искусственный интеллект и сознание: о нейротехнологиях на «Экспо-2020»

Автор: | 26.01.1983

Содержание

Мозг человека, искусственный интеллект и сознание: о нейротехнологиях на «Экспо-2020»

«Человеческий мозг — это настоящее чудо, одно из самых поразительных и сложных явлений во вселенной», — так открыл встречу модератор конференции Владимир Познер, журналист и биолог по образованию. Наука же, по мнению Татьяны Черниговской, директора Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета,  должна в ближайшем времени начать смотреть на мозг менее механистически. 

Другой участник дискуссии Катрин Амунц, директор Института исследований мозга в Университете Дюссельдорфа, напомнила собравшимся гостям и экспертам о прогрессе машинного обучения и разнице между естественными и искусственными нейросетями. 

Не менее важной темой конференции стал вопрос введения нейроправ. Директор Центра нейротехнологий Колумбийского университета Рафаэль Юсте отметил, что человек должен быть законодательно защищен от воздействия технологических решений на сознание.

Реклама на Forbes

Заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ Александр Каплан обратил внимание на перепроизводство информации и на радикальный рост мощности обрабатывающих устройств, что является, по его мнению, главной приметой современности. Также он подчеркнул, что объединение усилий человеческого мозга и возможностей компьютеров — техническая и жизненная неизбежность и одна из самых интересных задач человечества. 

В рамках конференции Павел Балабан, главный научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, затронул тему изучения памяти. Нейробиолог, академик РАН Константин Анохин посвятил свое выступление исследованиям сознания. По его словам, нет смысла изучать мозг отдельно от природы сознания — в этой сфере науку ждут революционные открытия.

Участники дискуссии неоднократно переходили от обсуждения возможностей нейронаук и нейротехнологий к социальной повестке: открытия ученых и инженеров вызывают и интерес, и опасения в обществе. В завершение конференции эксперты пришли к выводу, что нет ничего интереснее и важнее исследований мозга, а любой прогресс в этом может быть достигнут только совместными интернациональными усилиями.

Продюсером и организатором конференции выступила международная компания Simpateka Entertainment Group. 

*информационная поддержка

о чем расскажут театры на этой неделе / Новости города / Сайт Москвы

Королевский триллер в «Аквитанской львице»

Дата: 27 июня

Время: 19:00–22:30

Место: Театр «Ленком», улица Малая Дмитровка, дом 6

Возрастные ограничения: 16+

Борьба за трон, потаенные стыдные чувства, запутанные отношения венценосных особ — об этом рассказывает исторический спектакль «Аквитанская львица». Удастся ли опальной королеве Алиеноре Аквитанской спасти семью и примирить враждующих короля и наследников?

Герцогиню Аквитанскую историки называют незаурядной женщиной, которая возвысилась над своим веком.

Она дважды была королевой, стала матерью двух королей, в том числе знаменитого Ричарда Львиное Сердце. Алиенора Аквитанская повлияла и на политику, и на литературу, и на экономику и социальную жизнь.

Любовь и смешные недоразумения в «Сергееве и городке»

Дата: 28 июня

Время: 19:30–21:30

Место: Театр имени Евгения Вахтангова, улица Арбат, дом 26

Возрастные ограничения: 16+

Герои спектакля живут в маленьком городке, где время, кажется, остановилось. Здесь все не нужны истории, они будто рождены для того, чтобы стать удобрением для земли, из которой вырастет новая жизнь. Один из этих людей — писатель, странный, ранимый, романтичный и безвольный.

В основе спектакля повесть Олега Зайончковского. В ней восемь глав, которые рассказывают о любви, расставаниях, смешных недоразумениях и посиделках с песней под баян. Случаются с персонажами и трагические истории, но они проходят без надрыва и оставляют после себя только легкую грусть.

Любовь, ревность и амбиции в «Собаке на сене»

Дата: 29 июня

Время: 19:00–22:00

Место: Театр сатиры, Триумфальная площадь, дом 2

Возрастные ограничения: 16+

Аристократка Диана де Бельфлор влюбляется в своего секретаря Теодоро, который обещал жениться на другой. Героев разделяет происхождение, но они чувствуют, что им суждено быть вместе. Чтобы соединить свою судьбу с Теодоро, Диана придумывает любимому новую биографию.

Есть ли у чувства героев границы? Что значит любить, плакать и смеяться по-настоящему? К неожиданной развязке приведут ревность, любовь и безмерные амбиции.

Прошлое против будущего в спектакле «Полюби меня крепче жизни!..»

Дата: 30 июня

Время: 19:00–21:00

Место: Московский драматический театр «Бенефис» под руководством Анны Неровной, улица Гарибальди, дом 23, строение 4

Возрастные ограничения: 16+

Случайные попутчики, свидетели на суде, разные женщины, сны, воспоминания и надежды… Главного героя спектакля «Полюби меня крепче жизни!.

.» не отпускает прошлое. Он безумно любил свою жену, но сделал все, чтобы ее потерять.

А ведь герой так хотел начать новую жизнь! Удастся ли ему переиграть все заново?

Юмор, пантомима и физкультпарад в «Светлом ручье»

Дата: 28 июня — 2 июля

Время: 19:00–21:00

Место: Большой театр, Театральная площадь, дом 1

Возрастные ограничения: 12+

Балет Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей» увидел свет в 1935 году. Его на ура приняли зрители и критики, но Сталину спектакль не понравился.

Алексей Ратманский подарил произведению вторую жизнь. Он соединил изящное чувство юмора, старинную пантомиму, акробатическую удаль советского балета и физкультпарада. Советские лозунги и плакаты недвусмысленно улыбаются современным рекламным слоганам, игрушечные бутафорские паровозики-самолетики неубедительно демонстрируют достижения народного хозяйства, а над ситцевой Кубанью высятся скульптуры ВДНХ.

Маленький человек из «Записок сумасшедшего»

Дата: 1 июля

Время: 19:00–20:15

Место: Московский драматический театр «Сфера», улица Каретный Ряд, дом 3, строение 6

Возрастные ограничения: 12+

Зритель не сразу понимает, что эта история трагична, хотя и оказывается не в театральном зале, а будто в плену — не то в палате, не то в доме, где окна наглухо забиты тряпьем, а по полу разбросаны листки бумаги. Главный герой «Записок сумасшедшего» Поприщин весел и кокетлив, по-балетному пластичен, движения его изящны, а глаза задорно блестят.

Когда же начинает распадаться его сознание? Может быть, когда он заглядывает в глаза каждому зрителю и просит снять карту в колоде. Или тогда, когда выводит несколько человек на сцену и вместе с ними пускается в бешеный пляс. Или в самом пронзительном моменте — когда он становится на колени перед первым рядом и тихо просит: «Спасите меня, возьмите меня»…

Гений и монстр в «Игре в Наполеона»

Дата: 2 июля

Время: 18:00–21:00

Место: Московский театр на Юго-Западе, проспект Вернадского, дом 125

Возрастные ограничения: 16+

Кем был Наполеон — гением или монстром? Взглянуть на историю России и Европы по-новому и узнать больше о друзьях и врагах французского императора смогут зрители Театра на Юго-Западе.

В основе спектакля «Игра в Наполеона» пьеса Стефана Брюлотта «Партия с императором». В постановке Валерия Беляковича сцена стала шахматной доской, на которой разыгрывается бесконечная партия между императором и его окружением. Это сражение одинокого зверя, загнанного на остров недавними союзниками.

Настоящее уродство в спектакле «Все оттенки голубого»

Дата: 2 июля

Время: 19:00–21:15

Место: Московский молодежный центр «Планета КВН», улица Шереметьевская, дом 2

Возрастные ограничения: 21+

Главный герой в спектакле Константина Райкина — подросток с нетрадиционной ориентацией. Он совершает отчаянный каминг-аут и платит за это самую высокую цену. Мальчика пытаются «исправить» родные люди, и в конце концов он оказывается в клинике для душевнобольных. В финале мама героя видит залеченного сына на больничной койке и произносит: «Это не они — уроды, это мы — уроды».

Интенциональность — Гуманитарный портал

Интенциональность — это понятие философского дискурса, обозначающее центральное свойство человеческого сознания — быть направленным на некоторый объект. Под интенциональностью понимается имманентная направленность на предмет или имманентная предметность сознания безотносительно к тому, является ли предмет реальным или абстрактным. Интенциональность — одно из основных понятий аналитической философии и феноменологии, устанавливающее особое отношение между сознанием (см. Мышление), языком

Язык и миром (см. Бытие, Мир, Сущее). В наиболее общем виде оно подразумевает смыслоформирующую направленность сознания и его способность репрезентировать предметы и явления.

История понятия интенциональности восходит к средневековой схоластике, различающей реальное и интенциональное существование объекта, а также развивавшей представления об «интенциональной чувственно-воспринимаемой форме», то есть о чувственном образе материальных объектов.

Согласно Августину, душа не локализуется ни в какой части тела, но пронизывает их все животворящим напряжением (vitali intentione). Познавательная сила никогда не знает что-либо актуально до тех пор, пока не возникает интенция; разум в знании может быть направлен на познаваемую вещь, которая есть, или на то, что правильно говорится относительно вещи, которая есть.

Согласно П. Абеляру, познавательная интенция — это логическое умение, правильное логическое поведение, определение способов истолкования и связи. Так, акт обозначения вещи и его результат — значение взаимоинтенциональны друг другу. В этом акте мыслятся во взаимосвязи и субъект как активное начало, и содержание, которое мыслится, то есть значение. Универсальной интенцией в субъекте является звук, необходимо являющийся свойством субстанции в силу её субъектности. В «Этике» Абеляра интенция рассматривается как конституирование поступка, как сознательное намерение совершить нечто; грех определяется как интенция души. По Бонавентуре, «хотя намерение подразумевает саму энергию намерения, тем не менее иногда оно означает состояние, относительно которого возникает намерение, иногда означает акт намерения, иногда саму вещь, на которую направлена интенция, тем не менее понятие «интенция» принципиально накладывается на сам акт; хотя вопреки этому иногда случается, что интенция употребляется в других значениях, когда, например, говорят, что интенция есть перст указующий, то она употребляется в значении силы. Когда говорят, что интенция — это свет, она понимается как приказ. Когда говорят, что интенция есть конец самой себя., то она понимается как то, на что она направлена. Но когда говорят, что одно намерение прямое, а другое косвенное, то сама интенция берётся как акт» (Bonaventura. In librum II Sententiarim, d. 38, a. 2, q. 2 ad 2).

Фома Аквинский связывает с идеей интенции «акты предицирования». Отсюда следует, что «способ предицируемости может заключаться в принципе такой интенции, которая присуща роду, который подобным же образом формируется актом интеллекта. Тем не менее, однако, то, чему интеллект передал интенцию предицируемости, сопоставляя одно с другим, не есть сама интенция рода, но, скорее, то, чему интеллект передал интенцию рода, как, например, то, что обозначается определённым именем «живое существо» (Thomas Aquinas. De ente et essentia. Stuttgart, 1979. S. 40).

Согласно Дунсу Скоту, интенция составляет внутренний принцип вещи, непосредственно обозначающий бытие вещи как «этой». Intentionale esse (intentional being) — интенциональное бытие, существование в разуме; это бытие, которым обладает вещь, находясь в познающем интеллекте, а также бытие самого мышления, или способ, которым объективно постигаемая вещь представлена в мышлении.

По Бонавентуре, «интенции существуют не в вещах, но только в уме. Тем не менее, существует нечто, соответствующее им в вещах, а именно природа, с которой мышление соотносит интенции определённого рода. Так, замысел рода не существует в осле, но в природе животных, с которой интенция соотносится в мышлении» (Bonaventura. In lib. l Sent, d, 33, q. 1, a. 1, ad. 3). Intentio prima (first intention) — первая интеция, первичный смысл; вещь рассматривается в соответствии с первичным смыслом, когда она рассматривается в соответствии с тем, что свойственно ей как вещи. Это может происходить путём простого акта мышления, благодаря которому известно, что вещь есть, или путём сложного акта, посредством которого может быть познана некоторая истина, как например, что человек — это животное существо.

По Дунсу Скоту, первая интенция направляет внимание на определённые объекты конкретной человеческой деятельности. У. Оккам определил первые интенции как имена, выполняющие роль суппозиций, замещающих имена сущих вещей, которые могут быть субъектами или предикатами суждений. Intentio secunda (second mention) — вторая интенция, вторичный смысл; имя исследуемой вещи, происходящее не из самой вещи, но из акта мышления. Вторая интенция, по Дунсу Скоту, направляет внимание на умопостигаемое, относящееся к сфере разума, на которое воздействуют реальные вещи, исполняющие роль случая, повода, провоцирующего разум к активности. У Оккам определяет вторые интенции как имена, выражающие простой контекстуальный объём, предметом которого являются общие понятия. Intentia generalis (general intention) — общая интенция; это смысл, которым обладают все вещи, в силу простого факта их существования; это то, что есть, и то, что истинно, относится к общим интенциям. Intentionis res (thing of intention) — предмет; вещь, существующая только в мышлении.

Понятие интенции, широко использовавшееся в схоластике, в конце XIX века было вновь выдвинуто Ф. Брентано в качестве характерной особенности всех психических феноменов, выступая как их данность в сознании и направленность сознания на них. Согласно Брентано, каждый психический феномен характеризуется тем, что средневековые схоласты назвали интенциональной (а также идеальной, ментальной) наличностью предмета (Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt. Bd. 1, Buch 2. Lpz., 1874). Брентано выдвигает два основных тезиса относительно интенциональности, вокруг которых концентрировались дальнейшие дискуссии в аналитической философии и феноменологии: во-первых, интенциональность — это отличительная черта ментального; во-вторых, она независима от существования объекта, на который направлено сознание. При этом сам Брентано предпочитает говорить о «соотнесённости» психического феномена с какой-либо предметностью.

Понятие интенции подробно разрабатывалось в феноменологии Э.  Гуссерля, в которой намечается тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. Гуссерль заимствовал понятие интенциональности у Ф. Брентано, но в отличие от него не все психические переживания считал интенциональными (например, ощущения не имеют, по Гуссерлю, интенциональной природы) и, кроме того, предложил чётко разделять имманентный сознанию интенциональный акт — ноэзу (способ данности предмета в сознании), и трансцендентный сознанию интенциональный предмет — ноэму.

В феноменологии Гуссерля интенциональность становится ключевым термином, но трактуется в совершенно новом и фундаментальном смысле, в силу изначально принятой посылки о коррелятивности между способами данности человеку различных аспектов мира и сознанием о мире. Согласно этой концепции, каждому феномену присуща собственная интенциональная структура. В самом деле, существуют многообразные типы отношения человека к определённому предмету. Восприятие всего этого многообразия предполагает в качестве предпосылки наличие единого и центрированного сознания о некоем константном предмете во всех многообразных типах отношения. И, соответственно, существуют различные модусы явления предмета сознанию: восприятие, воображение и так далее. В целом, структура интенциональности такова: интенциональный акт (конституирующий предметный смысл), интенциональное содержание и предмет. Это исследование интенциональной структуры феноменов, переживаний как целостных единиц сознания Гуссерль дополняет пониманием интенциональности как всеобщего свойства сознания — быть «сознанием о»… (Bewußtsein von…): «Восприятие есть восприятие чего-либо, например, вещи; акт суждения есть суждение о каком-либо содержании […] Во всяком актуальном cogito «взгляд», лучами расходящийся от чистого Я, направляется на предмет соответствующего коррелята сознания, на вещь, содержание и исполняет весьма разнообразное сознание о…» (Husserliana, Bd. III, Den Haag, 1976, S. 204).

В поздних работах и рукописях Гуссерль создаёт концепцию «фунгирующей» (функционирующей) интенциональности, которая «является динамическим, длящимся перерастанием самой себя». Современные феноменологи уделяют этим текстам Гуссерля пристальное внимание: исследуются горизонты сознания в процессе миропознания (см. Brand G. Welt, Ich und Zeit. Nach unveröffentlichen Manuskripten Ed. Husserls. Den Haag, 1955). Понятие и концепция интенциональности Гуссерля нашли продолжение в современной аналитической феноменологии (Д. Фёллесдал, Д. Смит и Р. Макинтайр, X. Дрейфус), в которой гуссерлевская идея интенциональности, в частности и особенности «горизонтной интенциональности» (Horizontintentionalität), была поставлена в связь с логической идеей «возможных миров» (смыслов) Р. Карнапа, с семантикой возможных миров Я. Хинтикки, с интенциональной логикой (см. Логика интенсиональная). Впоследствии идеи Гуссерля получили выход в сферу психологии, социологии, теории познания. Наряду с этим, понятие интенциональности стало использоваться в аналитической философии в связи с проблематикой языка и сознания.

В аналитической философии доминируют теории, пытающиеся «примирить» физикалистскую онтологию с первым тезисом Ф.  Брентано. Одним из вариантов решения этой проблемы является элиминативный материализм (П. Чёрчленд) — теория, отрицающая реальность интенциональных состояний, то есть убеждений, желаний и тому подобных. Другой вариант представляет инструменталисткая позиция, согласно которой интенциональные выражения не описывают реальных феноменов, но они полезны для предсказания по поводу поведения живых систем при отсутствии точного знания законов, управляющих ими (Д. Деннет). Ещё одна стратегия состоит в объяснении интенциональности сознания через физические формы интенциональности; так, например, можно говорить об интенциональности столбика ртути, так как он несёт информацию о температуре (Ф. Дрецке). Одним из способов решения второй проблемы Брентано является проведение различия между предметом и его интенциональным содержанием, благодаря чему сознание относится к своему предмету («ноэма» в феноменологии Э. Гуссерля). Согласно гуссерлевской концепции сознания, структура интенционального акта не зависит от объекта, на который направлен этот акт.

В аналитической философии концепции интенциональности сходного типа (Дж. Сёрль) называются «интернализмом» или «концепцией узкого ментального содержания». Дж. Сёрль ввёл различение «внутренней» интенциональности, являющейся характеристикой реальных состояний сознания, «как бы» интенциональности, которую люди приписывают лишённым сознания предметам, а также «производной» интенциональности, относящейся к высказываниям. Подобным концепциям противостоят концепции широкого ментального содержания, или разные версии «экстернализма», согласно которым внешние факторы (например, каузальная цепь, ведущая от объекта к человеку (X. Патнэм, С. Крипке, К. Макгинн) или социальные факторы (Л. Витгенштейн, Т. Бердж) сущностным образом участвуют в конституировании интенциональности. Из сильной версии экстернализма вытекает ряд радикальных следствий: нерелевантность когнитивного содержания для теории значения; невозможность непосредственного доступа к своему сознанию; очевидность реализма; несубстанциональность сознания.

Тен Хаг сообщил о самочувствии Блинда, потерявшего сознание на поле

https://rsport.ria.ru/20200826/futbol-1576325871.html

Тен Хаг сообщил о самочувствии Блинда, потерявшего сознание на поле

Тен Хаг сообщил о самочувствии Блинда, потерявшего сознание на поле — РИА Новости Спорт, 26.08.2020

Тен Хаг сообщил о самочувствии Блинда, потерявшего сознание на поле

Футболист амстердамского «Аякса» Дэйли Блинд, который потерял сознание в товарищеском матче с «Гертой», чувствует себя хорошо, заявил главный тренер… РИА Новости Спорт, 26.08.2020

2020-08-26T12:24

2020-08-26T12:24

2020-08-26T12:24

происшествия

футбол

аякс

дэйли блинд

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/08/1a/1576325778_0:0:1600:900_1920x0_80_0_0_3cbc08c897741773713575bf64990169.jpg

МОСКВА, 26 авг — РИА Новости. Футболист амстердамского «Аякса» Дэйли Блинд, который потерял сознание в товарищеском матче с «Гертой», чувствует себя хорошо, заявил главный тренер нидерландской команды Эрик тен Хаг.Блинд во вторник потерял сознание на поле в матче с «Гертой». После небольшего лечения он спокойно покинул поле. Тен Хаг сообщил, что у 30-летнего футболиста на мгновение отключился дефибриллятор.»Но теперь он вновь чувствует себя хорошо», — цитирует тренера «Аякса» Ziggo Sport.Блинд в декабре 2019 года в матче Лиги чемпионов с «Валенсией» также упал на поле. У него диагностировали проблемы с сердечной мышцей и установили дефибриллятор. После прохождения тестов он вернулся к игре в феврале.

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/08/1a/1576325778_58:0:1479:1066_1920x0_80_0_0_c6a0925b4c432c354f558e66802f749a.jpg

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

происшествия, аякс, дэйли блинд

Как устроено подсознание Москвы? Рассказывают авторы мультижанрового проекта Solaris

Дмитрий Мелкин, режиссер:

— «Солярис» и Тарковского, и Лема выстраивает вокруг себя богатый контекст и провоцирует много сложных вопросов: они касаются нас по отдельности и человечества в целом.  

В нашей антиутопии будущее уже давно наступило. Многое изменилось, но, кажется, человек остался главной проблемой. Наш герой заперт в своей науке, он переменная в процессах, которые давно не осознает. Сам спектакль устроен как медиафайл, внутри которого происходит действие, — так мы прочитываем драматическую фабулу. В спектакле много звука, музыки и видео. И зритель оказывается погружен внутрь этого файла.

Мы делаем зрительский спектакль для любой аудитории. Молодым понравится укрупненный жанровый образный ряд, междисциплинарность, какие-то экспериментальные штуки. Ну, а аудитории постарше мы предлагаем некоторые философские размышления. Вообще я думаю, что будущее театра — за попытками замедления и фокусировки внимания, это место для телесности и живого  кинестетического опыта. 

 

Павел Пепперштейн, художник:

— Я увидел фильм Андрея Тарковского «Солярис», когда мне было лет десять. Произошло это в доме творчества художников «Сенеж». Впечатление от этого фильма было очень мощное и очень жуткое. Несмотря на ощущение леденящего ужаса, который я испытал во время просмотра, мне сразу же захотелось посмотреть этот фильм еще раз, а потом смотреть его время от времени в течение многих лет. Так я и поступил. Я видел этот фильм раз пятнадцать, и все же не угасло первое впечатление от первого просмотра. Ситуация для просмотра такого фильма была идеальная: во-первых, детство, крайне впечатлительный возраст. Во-вторых, прямо за стенами кинотеатра лежала большое заснеженное Сенежское озеро — некое белое Ничто, нечто прекрасное и загадочное, впускающее в себя только редкие черные фигурки одиноких рыбаков, неподвижно цепенеющих возле своих лунок. Почему-то я всегда оказывался там именно зимой, и мы жили там как бы на краю огромной белой пустоты. Было очень легко представлять себе, что эта белая пустота обладает сознанием, что она в тайне подсматривает за нашими сновидениями и воспоминаниями. В общем я вписал бы «Солярис» в двадцатку фильмов, оказавших на мое сознание максимальный эффект.

пресс-служба Музея Москвы

Мне было интересно трансформировать миф о Солярисе и связать его с Москвой. Москва — это некое существо наподобие Соляриса или Нефтяриса, и отношения с этим существом весьма и весьма сложны. Это существо, как Солярис, населяет призраками наше сознание. Но и нас, как призраков, оно отправляет путешествовать по сознаниям других людей. 

 

Соня Стереостырски, художница:

— Нам предложили поработать в жанре phygital, на что мы, конечно же, согласились: группа ППСС ранее не работала с дополненной реальностью. Мне видится слой дополненной реальности на нашей выставке очень уместным, ведь речь идет о подсознании Москвы, то есть мы имеем дело с чем-то «под-». А что «под-», что «над-» — это уровни, требующие дополнительной оптики для рассмотрения с нашей точки обзора. На выставке этим волшебным оптическим средством будут гаджеты.

 

Евгениий Мандельштам, куратор:

— «Солярис» — это история о фантомах сознания, о тонкой грани между реальностью и воображением. Эту грань зрители должны пересечь многократно. Такое исследование вполне естественно проводить методом phygital, заставляя зрителя непрерывно мигрировать между слоями реальности. Эти бесконечные переходы между мирами — и есть настоящее, глубокое исследование своего подсознания. Как показывает наш опыт, такая практика имеет глубокий терапевтический эффект.

 

Саша Черкасова-Служитель, актриса:

— Для меня «Солярис» и Лема, и Тарковского — история про границу воображаемого и реального. Про то, как легко на самом деле эта граница движется, как незаметно для нас исчезает. Мне кажется, события последних лет — ковидные ужасы, удивительные технологические достижения, вся эта метавселенная, в которую мы переезжаем, — все это погружает нас в беспокойство. Мы перестаем понимать, что реально, а что воображаемо, что истинно, а что — фейк ньюз. Эту тревогу как раз исследует наш «Солярис».

пресс-служба Музея Москвы

Для меня эта история в большей степени не про новые технологии, а про мимикрию.

Возникают вопросы: а ты правда человек? Ты не заигрался? И мой персонаж в какой-то момент произносит фразу: «Я ли человек или вот этот фантом? Он более человечен или я?» И мы все задаемся вопросом, остаемся ли мы людьми или уже немножечко становимся роботами. 

Я думаю, наш проект интересен и подростку, и взрослому человеку. Он универсальный. От флера Тарковского и Лема не уйти: люди придут посмотреть, что нового мы можем сказать по этой теме. Плюс зрителям может быть интересно увидеть вживую тех артистов, которых они видели в фильмах и сериалах.

 

Контроль потенциально опасного информационно-психологического воздействия на индивидуальное и групповое сознание потребителей мультимедийного контента

  • Константин Олегович Гнидко докторант Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского
  • Александр Григорьевич Ломако профессор кафедры систем сбора и обработки информации Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского

Аннотация

В настоящей статье рассмотрены основные принципы построения многоуровневой системы контроля потенциально опасного информационно-психологического воздействия на потребителей мультимедийного контента. Представлены результаты экспериментальных исследований по обнаружению скрытых подпороговых воздействий.

Литература

1. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена 26.12.2014 г.
2. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «Об ин-формационно-психологической безопасности». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=42885 (дата обращения: 20.01.2015).
3. Победители Конкурса лучших инновационных проектов в сфере науки и высшего профессионального образования Санкт-Петербурга в 2012 году. URL: http://knvsh.gov.spb.ru/closedcontests/view/15/ (дата обращения: 25.01.2015).
4. Гнидко К.О., Горемыкин Д.В. Исследование фрактальных свойств внушающих текстов в интересах защиты оператора автоматизированной системы военного назначения от вредоносного информационно-психофизиологического воздействия // Труды Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского. 2009. С. 91–92.
5. Гнидко К.О. Воздействие динамических фрактальных структур в мультимедийных объектах на функциональное состояние человека // Труды II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Инновационные подходы к развитию вооружения, военной и специальной техники». М.: ВА ГШ. 2012.
6. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание // СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия». 2008. 280 с.
7. Ткачева Л.О. Воздействие фрактальных динамических изображений на функциональное состояние человека // Вестник СПбГУ. 2010. Т. 12. № 2. С. 378–387.
8. Касперски К. Тайные рычаги подсознания. Методы психовизуальной атаки // Хакер. 2007. № 9(105). С. 134–137.
9. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений // М.: Бином. Лаборатория знаний. 2009. 271 с.
10. Гнидко К.О., Ломако А.Г., Пономарев Ю.А. Особенности структурной организации суггестивных аудиопотоков // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Информационная безопасность». Ч1. Таганрог: ТИ ЮФУ. 2010. С. 203–205.
11. Рекламу Citroen запретили после эпилептического припадка у телезрителя. URL: http://medportal.ru/mednovosti/news/2012/01/19/epilepsy/ (дата обращения: 22.01.2015).
12. Гнидко К.О. и др. Обнаружение психоакустических воздействий на человека с учетом его индивидуальных физиологических особенностей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Теоретические и прикладные проблемы клинической психологии». СПб.: ЛГУ им.А.С.Пушкина. 2011. С. 421–426.
13. Ростовцев Ю.Г., Гнидко К.О., Пилькевич С.В. Генерация фрактальных сигналов заданной структуры для воздействия на функциональное состояние человека // Материалы IX межведомственной конференции «Научно-техническое и информационное обеспечение деятельности спецслужб». 2012. Т. 8. С. 58–63.
14. Замарин А.И., Зайцев И.Е., Карелов И.Н. Синтез нейросетевого алгоритма идентификации линейных корректирующих кодов // Известия ВУЗов – Приборостроение. 1998. Т. 41. № 8.

Опубликован

2015-03-10

Статистика

Просмотры551
Скачивания 330

Как цитировать

Гнидко, К. О., & Ломако, А. Г. (2015). Контроль потенциально опасного информационно-психологического воздействия на индивидуальное и групповое сознание потребителей мультимедийного контента. Труды СПИИРАН, 1(38), 9-33. https://doi.org/10.15622/sp.38.2

Другие форматы библиографических ссылок

Скачать ссылку

Раздел

Статьи

Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями: Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале. Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).

о диалогичности в романе А. Чулпана «Ночь и день»

DOI: 10.18413/2408-932X-2021-7-2-0-7

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы отражения диалогического сознания человека в художественных текстах на примере романа А. Чулпана «Ночь и день». На основе анализа образа главного героя произведения рассмотрено своеобразие диалогических отношений Мирякуба с внешним миром, взаимосвязей между духовной и физической сущностями героя, а также диалогических взаимодействий на глубинном уровне сознания героя. Подчеркнуто, что Мирякуб как герой своего времени является носителем расколотого сознания, в котором Я-активное и Я-рефлектирующее не предстают цельным единством, а состоят из фрагментов, порой болезненно противоречащих друг другу. Так, ущемленное эго героя активирует в нем деятеля, стремящегося исправить несправедливое по отношению к нему стечение обстоятельств, формируя своеобразный кодекс бизнесмена, смеющего попирать законы нравственности, против чего серьезно протестует часть его рефлектирующего сознания, основанного на мусульманских и – шире –общечеловеческих ценностях. Борьба между обоими субъектами сознания героя проявляется на нескольких уровнях диалогических отношений: 1) взаимодействие, не достигающее уровня речи; 2) внутренний монолог/диалог; 3) озвученный монолог. Анализ этих уровней диалогических отношений помог охарактеризовать своеобразие системы диалогичности сознания человека, отраженной в романе «Ночь и день», а также подтвердил, что А. Чулпан далеко опередил своих современников в понимании и решении проблем диалогизма.

Количество скачиваний: 458

Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей Все журналы

Отправить статью

Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования включен в научную базу РИНЦ (лицензионный договор № XML-262/2019 от 2 апреля 2019г).

Журнал включен в действующий Перечень рецензируемых научных изданий (ВАК РФ) с 25.12.2020 (№ 1590). Информация о включении журнала представлена на официальном сайте ВАК

Журнал индексируется следующими научными базами и платформами

Сознание

: Введение — 3-е издание — Сьюзан Блэкмор

Грамотно, интересно и доступно. Он охватывает огромный диапазон тем, от машинного сознания до измененных состояний и светской духовности. Это новое издание, вероятно, является лучшим введением в стремительно развивающуюся область исследований сознания.

Thomas Metzinger, Philosophisches Seminar, Johannes Gutenberg-Universität Mainz, Германия

Книга Блэкмора и Трошянко остается лучшим введением в сознание на рынке.Огромный объем проверяемой и оцениваемой литературы не только удовлетворит самые требовательные умы академических кругов, но и поможет доставить большой объем академического содержания в приятном, удобочитаемом и доступном стиле для любого заинтересованного читателя. Она представляет собой всестороннее введение во многие важные особенности сознания, что делает ее полезной для всех, кто интересуется этой областью. Блэкмору и Трошянко удалось то, что могло показаться невозможным: они сделали великую книгу еще лучше.

Гай Сондерс, старший преподаватель исследования сознания, Университет Западной Англии, Великобритания

Пересмотренное, обновленное и дополненное новыми перспективами, это третье издание представляет собой дружелюбное и надежное руководство по густому лесу исследований сознания. Наполняя свой текст упражнениями, практическими упражнениями и цитатами, авторы не только информируют своих читателей о науке и философии сознания, но и учат их думать о теме самостоятельно.Превосходное введение в увлекательную область.

Кейт Фрэнкиш, почетный читатель философии, Шеффилдский университет, Великобритания

Что такое сознание и как оно может возникнуть в естественном порядке? Эта замечательная книга предлагает краткие, красочные и провокационные окна почти в каждый уголок этой сложной междисциплинарной дискуссии. В результате получилось исчерпывающее и удобное руководство по одному из самых загадочных и научно сложных вопросов современности.

Энди Кларк FBA, FRSE, профессор логики и метафизики, Эдинбургский университет, Великобритания


Третье издание книги Consciousness представляет собой блок с идеями, данными и литературными ссылками. Я с удовольствием читаю его от корки до корки.

Аллан Хобсон, заслуженный профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы, США

Для всех, кто хочет окунуться в мрачные, но захватывающие глубины психологии, философии и нейробиологии сознания, книга B&W — идеальное место для начала.Более того, это стимулирующий и стимулирующий ресурс для специалистов в данной области.

Ник Чейтер, Американский журнал психологии

Битва

пуэрториканцев за гражданство США на Гавайях, Сьюзан К. Серрано :: SSRN

38 стр. Добавлено: 2 дек.2019 г.

Дата написания: 2017

Абстрактные

In Sanchez v.Калауокалани (1917 г.), Верховный суд территории Гавайи постановил, что Мануэль Оливьери Санчес и гавайские пуэрториканцы стали гражданами США в соответствии с законом Джонса. Основываясь на Санчесе и его последствиях, это эссе исследует их борьбу за гражданство США — как его получение, так и реализацию предполагаемых преимуществ этого гражданства — перед лицом законов и политик, узаконивающих неравное обращение. Опираясь на критические идеи теории, он исследует, как гавайские пуэрториканцы подвергали одновременно глубокой критике закона как инструменту сильных мира сего, а также преобразующему взгляду на закон как на средство утверждения своего места в Соединенном Королевстве.S. polity. Охватывая «двойное сознание» в отношении закона и отстаивания прав, гавайские пуэрториканцы боролись за законные права в Санчесе, но признавали, что гражданство США не означает немедленную свободу от дискриминационного обращения. Поэтому они настаивали на соблюдении соответствующих прав этого гражданства и против культурного оскорбления и неполноценного обращения в своей повседневной жизни. Поступая так, они стремились заставить влиятельных субъектов и институтов признать их человечность и достоинство.

Ключевые слова: Пуэрториканцы, Гавайи, закон, гражданство, критическая расовая теория

Предлагаемое цитирование: Предлагаемая ссылка

Серрано, Сьюзен К., Двойное сознание относительно закона и справедливости: битва пуэрториканцев за гражданство США на Гавайях (2017). Centro Journal, Vol. 29 ноября 2017 г., исследовательский документ школы права Ричардсона Гавайского университета № 3488401, доступен на SSRN: https://ssrn.com/abstract=3488401