Методическая разработка: Способы поддержки детской инициативы
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.
Напомню что ФГОС ДО поддержке детской инициативы отводит особое внимание. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей.
Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста?
Игра «Ассоциация»
Сейчас я предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру «Ассоциации». Мы будем передавать по кругу мяч и называть ассоциации, которые возникают, когда вы слышите словосочетание «Инициативный ребенок».
Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью
Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребёнка
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
- инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
- познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Тема нашего ГМО звучит как поддержка детской инициативы в художественно-эстетическом развитии. Давайте вспомним какие направления входят в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»
— изобразительная деятельность;
— аппликация
— лепка
Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. Маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых. Ребенок должен выполнять требования, которые диктует взрослый без проявления собственной инициативы и самостоятельности. По принципу «сказал — сделал». То есть вчера нужен был исполнитель, а сегодня активная, творческая личность с высоким уровнем готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем.
Согласитесь, не всем педагогам легко перестроиться на новые требования. Сложившиеся стереотипы многим мешают изменить отношение к ребенку. Многие педагоги совершают ряд ошибок воспитния.
— излишняя регламентация деятельности,
— постоянный контроль и опека,
— преобладание прямых приемов руководства действиями детей,
— обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.
Баланс взрослого и детской инициативы:
Достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников»
На экране обозначены те способы и направления, которые связаны с инициативой, необходимо убрать лишнее.
- Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
- Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
- Создание условий для укрепления и охраны здоровья;
- Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
- Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
- Поощрение высказывания оригинальных идей;
- Самостоятельное нахождение для детей интересных занятий;
- Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом;
- Содержать различные игры, дидактические материалы и игрушки в недоступном для детей месте во избежании опасных ситуаций
- Оказывать первую помощь при возникших затруднениях;
- Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
- Авторитарный стиль общения;
При организации работы в этом направлении необходимо придерживаться следующих принципов:
Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности;
Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Закончить наше выступление мы бы хотели мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений.
Игра «ХИМС»
Цель: рефлексия, отреагирование чувств и эмоций, полученных знаний.
Ведущий передает мяч по кругу и говорит: «Наша встреча подошла к
концу. Прошу вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу
прошедшего занятия, продолжая предложенные фразы:
— Хорошо, что…
— Интересно…
— Мешало…
— С собой возьму…»
Рекомендации по поддержке детской инициативы:
1.Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
2. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом, поощряете интерес ребенка.
3. Будьте терпимы к ошибкам ребенка.
4. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами.
5. Научите ребёнка ценить себя как творческую личность.
6. Собственный пример взрослых заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.).
7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт.
8. Не скупитесь на знаки внимания.
Статья «Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка»
Выступление на заседании РМО
воспитателей старших и подготовительных групп
Тема:
«Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности»
Составитель: Танаева Н. А., воспитатель старшей группы «Фантазеры»
р.п. Сосновское – 2018 год
Добрый день, дорогие коллеги! Я расскажу вам о своем опыте поддержки детской инициативы и приведу примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования:
В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержке своей инициативы в разных видах деятельности.
В п. 3.2.5 ФГОС ДО говорится о том, что для реализации задачи по созданию социальной ситуации развития детей, в содержательном разделе Программы дошкольного образования отмечены
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
• создание правильно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, партнеров в совместной деятельности.
Целевые ориентиры по поддержке детской инициативы и самостоятельности определенны также в ФГОС ДО п. 4.6:
— проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
— способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
— ребенок способен к волевым усилиям;
— пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
— способен к принятию собственных решений.
Все виды детской деятельности направлены на развитие разных компонентов самостоятельности:
— игра способствует развитию активности и инициативы;
— в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата;
— в продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы.
Наш детский сад работает по основной образовательной программе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с «Рябинушка», наша группа в этом году работает по программе «Мозаика». Эти программы охватывают все предусмотренные ФГОС ДО образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, познавательное развитие, в которых отражены цели и задачи поддержки детской инициативы.
Дети старшего дошкольного возраста свою инициативу проявляют во всех видах деятельности: общении, игре, экспериментировании, предметной деятельности. Они могут выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех.
Ребенок старшей группы легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.
Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
В работе с детьми мы ориентируемся на следующие подходы к поддержке детской инициативы:
• Социокультурный подход – поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой.
•
• Личностно-ориентированный и субъектный подход — поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект.
Я не только признаю, но и отношусь к ребенку, как субъекту способному развиваться не по принуждению, а по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность, необходимую для становления личностного образа, акцентирую внимание на реализацию детской инициативы, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника и педагога.
Познавательное развитие — это познавательно – целевая инициатива «Вопрос-ответ». Любое общение я строю на поисковых вопросах и ответах детей, но всегда есть стеснительные дети, которые не любят отвечать, и гиперактивные, которые торопятся отвечать, не дослушав до конца, перебивая других, не давая им возможности ответить. Как быть педагогу в такой ситуации?
Однажды Андрей принес в группу жезл инспектора ГИБДД. Я рассказала детям о применении его инспектором, показала, какие сигналы выполняет инспектор ГИБДД на дороге. Дети очень заинтересовались этим и почти всю прогулку играли в ГИБДД. Вечером Андрей сказал папе: «Я буду регулировщиком на дороге».
В образовательной ситуации «Мы в космосе», я рассказала о Солнечной системе и ее планетах, о космическом пространстве, освоении космоса людьми, о разных космических профессиях.
Стеснительный Артем стал интересоваться профессией «Космический полицейский». Я могла бы сказать, что нет такой профессии, но решила поддержать детскую инициативу и начала обсуждение о роли космического полицейского в солнечной системе. В процессе игровой деятельности Артем стал более раскрепощенным, активным, общительным. Вечером поделился с родителями, о выполнении ведущей роли «Космического полицейского» в игре «Путешествие на Марс».
Никита принес в группу динозавров. Дети окружили его, рассматривали его динозавров, рассказывали о своих динозаврах. На другой день многие мальчики принесли тоже динозавров, все стали рассматривать их. Тогда Никита сказал, что динозавров стало много, как в зоопарке, и предложил построить для динозавров зоопарк. Дети стали строить клетки для динозавров из разных видов конструкторов: деревянных, пластмассовых, «Лего – конструкторов», сделали из бумаги вывески. Я поддержала ребят и предложила совершить экскурсию по зоопарку. Дети поддержали идею, распределили обязанности. В эту игру они играли несколько дней.
В группе Кирилл увидел, что стена освещена солнцем и на ней видна его тень. Он стал играть с ней, выполняя статистические упражнения (заяц, собака и др.). Другие ребята тоже заинтересовались необычным природным явлением. Я, поддержав инициативу детей, разыграла совместно игровую ситуацию «Тени на стене», где дети приняли активное участие.
Во время прогулки я решила инициировать эту ситуацию, провести эксперимент «Солнечный зайчик» с целью познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются, развивать смекалку, любознательность.
Однажды при выходе на прогулку обратила внимание на тень Егора. Дети стали искать свою тень. Юля заметила, что, когда она повернулась в другую сторону, тень переместилась, изменилась в размере. Дети стали выполнять повороты в разные стороны, играть с тенью, сравнивать размер теней. Таким образом, я не только поддержала инициативу детей, но и включила её в непрерывно- образовательную деятельность.
Далее я познакомила детей с одной из разновидностей театров «Теневым театром». Мы показали детям теневой театр по русской народной сказке «Теремок», дети выбрали сами сказку для театрализованной деятельности. Дети вовлеклись в этюдную работу в процессе драматизации сказки, сами выбирали персонажей, посильно участвовали в изготовлении атрибутов.
Игра – пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом.
Заметив Аню, одиноко игравшую в «Парикмахерскую» с куклой, я попросила ее сделать мне стрижку. Аня сначала застеснялась, потом попросила присесть и, взяв в руки ножницы, начала «стричь» мне волосы. Закончив работу, она сказала: «Ну вот и готово. Вам нравится эта стрижка? Приходите еще». Я поблагодарила Анюту и пошла. Затем я услышала слова Ани: «Следующий!». Повернувшись в сторону «Парикмахерской», я увидела стоящих в очереди девочек.
Социально – коммуникативное развитие – в трудовой деятельности проявляется как инициатива – примера. Илья на участке заметил опавшие ветки, стал убирать их. Его деятельность привлекла внимание сверстников. Я поддержала инициативу Илюши, похвалив его, в результате многие дети включились в уборку веточек, и участок был освобожден от опавших веток.
Летом мы привлекли родителей к наполнению песочницы на участке детского сада. Дети, увидев, как папы возят песок, проявили инициативу и выразили желание носить песок в песочницу. Они чувствовали ответственность и действовали не спонтанно, а целесообразно.
Приоритетной сферой у детей дошкольного возраста – является продуктивная деятельность. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Я привлекла внимание детей мяуканьем кошки, задала вопросы, почему, по их мнению, кошка мяукает. Дети выдвигали свои версии ответов: кошка проголодалась, заблудилась, не может найти свой домик. Тогда я подвела детей к варианту, что нужно построить домик для кошки, только не предлагала детям материал, из которого будет построено здание, а поддержала инициативу детей в выборе средств. Кто-то из детей выбрал конструктор «Лего», кто — то — строительный материал, а некоторое решили нарисовать его на бумаге. Моя задача была поддержать детскую инициативу и обговорить, почему такой выбор хорош.
После предложения порисовать дома Никита сказал: «Я дома каждый день рисую. У меня рисунков много. Думаю, не принести ли мне их вам. Можно выставку устроить здесь. Можно?». Я поддержала идею Никиты. Так мы и устроили персональную выставку рисунков Никиты. Ребенок получил положительные эмоции и подстегнул своей инициативой других детей к творчеству.
В образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию: дети работали в центре изодеятельности. Они раскрашивали фартук для мамы: делали фон, должны были расписать элементами народных мотивов. Ребята принялись за работу. Даша украсила фартук – пирожками. На вопрос сидящей рядом Арины: «Почему, на фартуке изображены пирожки?» Даша ответила: «А моя мама часто печет пирожки и печенюшки, поэтому у нее должен быть фартук с пирогами». Я похвалила девочку и предложила вечером, всем продолжить работу по своему творчеству и инициативе, т. е. расписать фартук кто как хочет.
Однажды на прогулке Юля построила в ряд 2 девочек, дала им в руки по совочку, сама встала между ними и запела песню. Девочки стали ей подпевать, выполнять движения. К ним подтянулись другие ребята. По окончании пения я зааплодировала, похвалила девочек. Тогда среди детей нашлось еще много желающих спеть. Так возникла игра в «Концерт».
В физическом развитие — моя задача заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находят выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е дошкольники приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
В речевом развитии моя задача научить детей самостоятельно и с удовольствием рассказывать и поддерживать беседу, помочь ребенку стать коммуникабельным.
Перед завтраком дети спросили меня: «А что сегодня на завтрак?» Я огласила меню: «Сегодня на завтрак каша манная, бутерброд с маслом и сыром, чай с молоком.» Тут в беседу вступает Кирилл. «А я слышал, что молоко – очень полезный продукт. Он полезен не только детям, а и взрослым». Так возникли наши беседы на темы «Полезные и вредные продукты питания», «Молочные продукты».
Для становления инициативности необходимо создание предметно- пространственной развивающей среды. Организация предметно – развивающей среды, я строю так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды активности (умственную, физическую, игровую).
Таким образом развитием детской инициативы в ДОУ является поддержка начинаний ребенка в рамках непрерывного — образовательного процесса и сложившихся социальных условий.
К концу дошкольного возраста ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе, как требует ФГОС ДО.
Инициативность и самостоятельность являются непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка, тем самым создает новую зону, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности.
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности, достигают наивысших социально – нормативных характеристик. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
Консультация на тему: Консультация для воспитателей «Способы и направления поддержки детской инициативы»
Способы и направления поддержки детской инициативы
Возраст | Приоритетная сфера инициативы | Условия |
2-3 года | Предметная деятельность и внеситуативно-личностное общение | 1.Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка (центры активности) 2. Рассказывать детям об их реальных, возможных и будущих достижениях. 3. Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей 4. Поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу 5. Помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей, поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости. 6.В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе. 7. Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих 8. Учитывать индивидуальные особенности детей: застенчивые, нерешительные, конфликтные, непопулярные 9. Уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков 10.Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям:
|
3-4 года | Продуктивная деятельность | |
4-5 лет | Познание окружающего мира | 1.Поощряем желание ребёнка строить первые собственные умозаключения 2. Выслушивать все рассуждения, их записывать и представлять родительскому сообществу. Проявлять уважение к его интеллектуальному труду. 3.Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность, их стремление переодеваться. 4. Обеспечить условия для музыкальной импровизации под популярную музыку. 5. Создавать в группе возможность использовать мебель и ткани, строить дома, укрытия для игр. 6. Негативные оценки давать один на один и только поступкам, а не ребёнку! 7.Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжет игры. 8.Участие взрослого в играх возможно лишь в следующих условиях: -дети приглашают; -определена роль, которую будет играть взрослый и т.д. 9. Привлекать детей к украшению группы, планировать разные предложения 10. Побуждать детей формировать и выражать собственную оценку воспринимаемого. 11. Привлекать детей к планированию жизни группы на целый день. |
5-6 лет | Внеситуативное –личностное общение | 1.Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям 2.Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей. 3.Поощрять желание создавать что-то по собственному замыслу, обращать внимание на полезность будущего продукта для других или радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке…) 4. Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей 5.При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры 6. Привлекать детей к планированию жизни группы на целый день и наиболее отдалённую перспективу. Обсуждать выбор спектакля, постановки.. 7. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. |
6-8 лет | Научение | 1.Вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта. 2. Спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления. 3.Создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обрести уважение и признание взрослых и сверстников. 4.Обращать к детям с просьбой, показать воспитателю и научить его тем индивидуальным возможностям, которые есть у каждого 5. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатов 6. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. 7. При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры 8. Привлекать детей к планированию жизни группы на целый день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать выбор спектакля, постановки… 9. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. |
СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ
ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
— самостоятельной сюжетно-ролевые,
— режиссерские и театрализованные игры;
— развивающие и логические игры;
— музыкальные игры и импровизации;
— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность
по выбору детей;
— самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно.
Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
— тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
— ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок
действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
— поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Младшая группа
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска
решения возникающих проблем.
Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом
общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
Средняя группа
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих познавательных интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую
познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому.
В свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные занятия в организованных в группе центрах активности. Это — центры игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности. Во время занятий и в свободной детской деятельности воспитатель создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы (примеры таких ситуаций приведены в конкретных разделах данного пособия). По мере того как
дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие победы воспитатель всегда высоко оценивает.
У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники
приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней
группе детского сада.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность ребятам, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
В средней группе активно развивается детская самостоятельность.
Постепенно совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко меняются под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо развивать целенаправленность действий, помогать детям устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, учить находить и исправлять ошибки. Помощниками в этом могут
стать картинки, фотографии, модели, наглядно, «по шагам» демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату. Это может быть последовательность процесса создания постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр.
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Старшая и подготовительная группа
Переход в старшую, и, особенно, подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду. Такие мотивы, как: «Мы заботимся о малышах», «Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе», направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до
конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие
вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Следует отметить, что на седьмом году жизни нередко возникают сложности в поведении и общении ребенка со взрослыми. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Ребенок порой ведет себя вызывающе, манерничает, кого-то изображает, кому-то подражает. Он как бы примеряет на себя разные модели поведения, заявляя взрослому о своей индивидуальности, о своем праве быть таким, каким он хочет. Психологи связывают это с проявлением «кризиса семи лет».
Появление подобных особенностей в поведении должно стать для близких взрослых сигналом к перемене стиля общения с ребенком. Надо относиться к нему с большим вниманием, уважением, доверием, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу.
Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления, вселять
уверенность в своих силах.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель
использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача
воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это — обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если…?», «Как это изменить, чтобы…?», «Из чего мы это можем сделать?»,
«Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками. Периодически в «сундучке сюрпризов» появляются новые, незнакомые детям объекты, пробуждающие их любознательность. Это могут быть «посылки из космоса», таинственные письма с увлекательными заданиями, схемами, ребусами, детали технических устройств, зашифрованные записи и пр. Разгадывая загадки, заключенные в новых объектах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить
предположения, испытывают радость открытия и познания. Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов
дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением. Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно – как «День космических путешествий», «День волшебных превращений», «День лесных обитателей». В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным
тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль, снаряжение, готовят космический завтрак, расшифровывают послания инопланетян, отправляются в путешествие по незнакомой планете и пр. В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.
Консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему: Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Чем же по требованиям ФГОС раздел «Поддержка детской инициативы» отличается от привычной педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт в той или иной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
В результате анализа литературы нами сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
· самостоятельные сюжетно-ролевые,
· режиссерские и театрализованные игры;
· развивающие и логические игры;
· музыкальные игры и импровизации;
· речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
· самостоятельная деятельность в книжном уголке;
· самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
· самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
· развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
· создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
· постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
· тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
· ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
· необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
· поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Способы поддержки и развития детской инициативы, используемые в практике дошкольного образования:
• Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
• Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
• Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
• Моделирование разных устройств.
• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
• Игры‐ представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическими фольклорным произведениям.
• Использование алгоритмов при создании разных целостностей.
• Создание воображаемых миров.
•Совместное (дети и взрослые) сюжето-сложение с элементами режиссуры.
• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания
предметов).
• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.
• Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.
• Использование социо- культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Рассмотрим некоторые способы поддержки детской инициативы на примерах из образовательной практики педагогов.
Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
Возьмем для примера опыты с участием детей. Автор пространства для детских исследований «Удивительная вода» отмечает, что о педагогическом мастерстве и образовательной ценности опыта можно судить по тому, как продолжают его дети в свободной самостоятельной деятельности. Педагог наблюдала, как после занятий дети продолжают импровизировать, запуская предложенные педагогом опыты по своим детским маршрутам и находя разнообразные и интересные пути и способы получения результата, часто более простые и оригинальные.
Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
Например, проект «Время и его история во времени», включал разнообразные практические действия с временными отрезками и моделями времени, способами его измерения.
Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
Такие макеты позволяют детям разыгрывать своеобразные «квесты» (разновидность игр, в которых герой должен выполнить какое-то задание связанные с обследованием пространства). Например, педагоги использовали макет‐ карту района, где проживают их воспитанники, для вовлечения детей в игровые ситуации типа: «Найди свой дом», «Потерялся котенок» и др. В результате котенка находили то на крыше одного из домов, то под капотом припаркованного автомобиля в одном из переулков. Определяя наиболее удобные и безопасные пути следования, дети решали проблемные ситуации, выполняли практические задания и воссоздавали их на макете. Они вместе с взрослыми учились ориентироваться в городской среде, среди объектов и магистралей района, придумывали различные ситуации и прогнозировали их развитие.
Моделирование разных устройств.
И взрослые, и дети сегодня используют множество разных устройств, облегчающих жизнь человека, делающих ее интересной, насыщенной. Это устройства для перемещения в пространстве, улучшения зрения, слуха, передачи информации и общения. Смоделировать инструмент для письма, транспортное средство и даже подводную лодку – невероятно интересные задачи. Если, конечно, речь идет не о создании внешне похожей игрушки‐
самоделки, а об экспериментировании с учетом назначения и принципа действия устройства. Например, можно «поиграть» с инструментами для письма (с резервуарами для красящего вещества и без них) или с яйцом от «киндер‐ сюрприза» (если сделать в нем отверстия, то можно понять, как погружается, плавает и всплывает подводная лодка).
Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
Сюда можно отнести различные групповые игры с правилами. Например,
командную игру «Ковер‐ самолет» .Задача – пронести «Аладдина» (один или несколько мячей) на «ковре‐ самолете» по определенному маршруту.
Условие – во время движения члены команды должны договариваться без слов, только при помощи взглядов. Для детей это нелегкая работа. Но педагоги убеждены, что нет смысла делать то, что не на пределе возможностей.
Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
Целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в сообществах (выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей). Дифференцированный подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для отдельных категорий детей.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной, работой с каждым ребенком. Он облегчает образовательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы обучения не для каждого ребенка, а для отдельной категории детей.
Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей всех и каждого.
В процессе подготовки спектакля по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» дети сами придумали многие события и мизансцены – например, что на птичьем дворе может жить червяк, который наблюдает за развитием всех событий и всегда спасается бегством, как только кто‐ то из птиц хочет его съесть. На протяжении театрального действия ребенок, играющий червячка, находился в поисках траектории своего движения в сценическом пространстве. Он был органичен и выразителен, поскольку не воспроизводил заученную роль, а импровизировал.
Игры‐ представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.
Педагоги традиционно разыгрывают с четырехлетними детьми сказки «Теремок», «Заячья избушка», сюжеты которых позволяют вводить без нарушения художественного замысла многочисленные дополнительные роли для всех желающих (лисичка, ежик, петушок и др.), а также эпизодических персонажей для участия в хороводных играх (снежинки, комарики и др.). У детей есть возможность попробовать себя в разных образах и часто они сами вызываются играть ту или иную роль.
Наряду с классическими кумулятивными сказками, большой интерес с точки зрения включения всех детей в общее действие представляют поэтические произведения. Сюжеты, в которых много однотипных главных ролей, позволяют принять участие в игре‐ представлении каждому ребенку.
Пример такого сюжета – стихотворение М. Моравской «Новоселье». Очень важно, что в нем есть роль и для взрослого.
Дожди, как из ушата,
Но в прудике веселье:
Лягушка Толстопята
Справляет новоселье,
И пляшут лягушата
Уж целую неделю.
А сколько песен спели!
А сколько мух поели!!!
Все прыгают, все пляшут,
Все лапочками машут,
Головками качают
И звонко подпевают:
«Дан! Дан! Дан!».
И в листики кувшинки
Стучат для них дождинки,
Словно в барабан.
Использование алгоритмов при создании разных целостностей.
Пробудить инициативу детей могут ритмические фрагменты (в музыке, движении, изобразительной деятельности), а также тексты, в которых однотипные события нанизываются одно за другим (по типу кумулятивных сказок). Это дает основу для многократных повторений, дополнений, встраивания в более широкий контекст. В результате каждый ребенок (или группа детей) получает продукт своей деятельности. Процесс создания
Этих продуктов, как правило, отличается стихийностью, случайными находками и совпадениями, комическими ситуациями, а главное – насыщен положительными эмоциями.
Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.
Создание условий, которые побуждают детей и взрослых к совместному исследованию, ведет к тому, что у каждого по отдельности и у всех вместе появляется больше разных идей. Приведем пример работы педагогов. Они предлагают для экспериментов сухой и мокрый песок, воду и обычные предметы, упакованные в «ларцы»: солонку, стаканчик с отверстиями для зубных щеток, разные емкости с цветными шариками и т.п.Дети полутора–трех лет вместе со взрослым по очереди закапывают в песок «сокровища» и находят их; увлажняют песок с помощью пульверизатора, делают куличики; рисуют на песке картинки и узоры пальцами или крышками от пластиковых бутылок; по отпечаткам угадывают игрушку ит.д.Старшие дошкольники, со взрослыми или самостоятельно, с помощью разных предметов и складывая по‐ разному руки, стараются оставить на песке как можно больше разнообразных следов и из этих отпечатков создают картины‐ коллажи; рисуют на песке картины, используя разные материалы; создают картины из цветного песка; придумывают свою волшебную страну, проигрывают различные роли.
Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
Традиционным для дошкольного образования является сотрудничество с детскими библиотеками, знакомство с театральными постановками, включение различных аспектов музейной педагогики. Связанные с данным направлением
события рождают у детей ощущение не обыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспоминать о событиях. Приведем пример. Все дети старшего дошкольного возраста знают сказку К.Чуковского «Доктор Айболит», педагоги неоднократно включали данный литературный материал в разные образовательные ситуации. Однако настоящим событием и для детей, и для
взрослых СОШ No1474 стало посещение музыкального спектакля (зоологической оратории) «Доктор Айболит, или Путешествие в страну
обезьян» Театра Российской Армии. Этот поход в театр положил начало и самодеятельной детской игре, и новым задумкам педагогов.
Примеры проектирования различных видов детской деятельности, основанной на музейных впечатлениях, широко известны (см.книгуЛ.В.Пантелеевой«Дети в музее» и др.).
Сегодня в больших городах социокультурная среда становится все более разнообразной, и прогулка даже в отдаленном районе может дать толчок для самых разных инициатив в освоении культурного пространства.
Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре. В современном мире существует много новых средств приобщения людей к культуре и социальным действиям. Дети с интересом относятся к подобным акциям. Например, воспитанники и их родители участвуют в традиционном флешмобе в Международный день чтения. Традиция заключается в том, что взрослые с детьми по всему миру в один день и час читают одну и ту же книгу – каждый год разную. Эта акция дает всем ее участникам особое ощущение включенности в мировое читательское пространство. После чтения дети выражают свои эмоции и впечатления с помощью самых разных средств.
Рассмотренные примеры показывают, что разные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности педагогов; интереса родителей к детским инициативам; открытости образовательного процесса к происходящему за стенами образовательной организации.
Свое выступление хотелось бы закончить словами:
«Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам».
Л.С. Выготский.
Статья (подготовительная группа) на тему: Публикация. Тема: «Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Публикация
«Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Составители:
воспитатель – А. В. Пикульченко
Высшая квалификационная категория
воспитатель – И.В. Колода
Высшая квалификационная категория
Важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду является собственный интерес к игре, рисованию, конструированию и самостоятельной деятельности. В данной ситуации позиция педагога заключается в поддержке и поощрении инициативы ребенка в эмоциональном общении – всегда откликаться на стремление малыша, получить доброжелательное внимание, поддержку, ласку. Педагог поощряет инициативные и самостоятельные действия детей. Развивая детскую инициативу и самостоятельность очень важно:- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.- развивать стремление к получению новых знаний и умений, проявлять интерес к окружающему миру.- расширять и усложнять область задач, требующий сообразительности, творчества, поиска новых подходов. Также следует тренировать волю детей в желании преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.- развивать познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем. Педагог должен владеть способами поддержки детской инициативы. Ему необходимо научиться сотрудничать с детьми — не стремиться сразу все, показать и объяснить какие либо неожиданные ситуации, а создать условия, при которых дети могли бы мыслить и рассуждать самостоятельно, и получали от этого удовольствие. Главным условием во взаимодействии педагога с ребёнком должно быть создание развивающей среды, которая будет насыщена социально-значимыми образцами деятельности и общения. Она способствует формированию качеств личности ребёнка: активность, доброжелательность, любознательность и т.д. Основной ролью педагога в поддержки детской инициативы и самостоятельности является организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами (это когда ребенок сохраняет в процессе обучения уверенность в собственных силах). Педагог, создавая в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере должен проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость. Для этого у педагога должна пройти психологическая перестройка, позиции на личностно — ориентированное воздействия с ребёнком в процессе обучения. Ребенок становиться инициатором и исполнителем полноправным участником тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и это оказалось важным для других. Чтобы у детей возникло желание и охота без принуждения творить и самовырожать себя необходимо наполнить их жизнь в детском саду радостными и яркими впечатлениями. Свое выступление хотим закончить словами.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
Сухомлинский В. А.
Консультация (средняя группа): Консультация для воспитателей и родителей: «Способы и направления поддержки детской инициативы»
Консультация для воспитателей и родителей: «Способы и направления поддержки детской инициативы»
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности
детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,
сочинять и пр. В соответствии с собственными интересами является важнейшим
источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная
деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во
второй половине дня.
Позиция педагога — поддерживать и поощрять инициативу ребенка
в эмоциональном общении (всегда откликаться на стремление малыша получить
доброжелательное внимание, поддержку, ласку). Поощрять инициативные и
самостоятельные действия детей.
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к
получению новых знаний и умений;
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к
активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте
• постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми
более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых
подходов, поощрять детскую инициативу;
• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности,
доводить начатое дело до конца;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не
завершать работу;
• «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой
ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно
просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого
ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
• поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать
стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.
• проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их
познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения
возникающих проблем.
• поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать
становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
• получать возможность участвовать в разнообразных делах: в играх,
двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств
предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве
(имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
• специально насыщать жизнь детей проблемными практическими и
познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно
применить освоенные приемы;• создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу,
активность, совместно найти правильное решение проблемы
• создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт
дружеского общения, внимания к окружающим;
• создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и
умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает
желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на
поиск новых, творческих решений
• показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и
гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Сферы инициативы
Способы поддержки детской
инициативы
Творческая инициатива (включенность
в сюжетную игру как основную творческую
деятельность ребенка, где развиваются
воображение, образное мышление) —
поддержка спонтанной игры детей, ее
обогащение, обеспечение игрового времени
и пространства;
— поддержка самостоятельности детей в
специфических для них видах деятельности
Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды
продуктивной деятельности — рисование, лепку, конструирование, требующие усилий
по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность,
планирующая функция речи) -поддержка детской самостоятельности в разных видах
изобразительной, проектной, конструктивной деятельности;
— создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности, материалов
Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со
сверстниками, коммуникативная функция речи)
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
— установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях
познавательная инициатива — любознательность (включенность в
экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где
развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-
следственные и родовидовые отношения) — создание условий для принятия
детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
— создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности, материалов3-4 года
Деятельность воспитателя по
поддержке детской инициативы
•Создать условия для реализации
собственных планов и замыслов
каждого ребенка.
•Рассказать детям об их
реальных, а также возможных в
будущем достижениях.
•Отмечать и публично
поддерживать любые успехи детей.
•Всемерно поощрять
самостоятельность детей и расширять сферу.
•Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
•Поддерживать стремление научиться делать что-то радостное ощущение
возрастающей умелости.
•В ходе совместной деятельности терпимо относиться к затруднениям ребенка,
позволять ему действовать в своем темпе.
•Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.
•Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к
застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
•Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств
и недостатков.
•Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной
мере проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече;
использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
проявлять деликатность и тактичность.
4-5 лет
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы
•Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения,
внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его
интеллектуальному труду.
•Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их
стремление переодеваться («рядиться»).
•Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под
популярную музыку.
•Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома»,
укрытия для игр.
•Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на
один, а не на глазах у группы.
•Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им
сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это
самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
•Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети. А
не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
•Привлекать детей к украшению группы к праздникам. Обсуждая разные
возможности и предложения.
•Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку
воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
•Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
5 – 6 лет
Приоритетная сфера инициативы –
вне ситуативно – личностное общение
Деятельность воспитателя по
поддержке детской инициативы:
•Создать в группе положительный
психологический микроклимат, в равной
мере проявляя любовь и заботу ко всем
детям; выражать радость при встрече;
использовать ласку и теплое слово для
выражения своего отношения к ребенку.
•Уважать индивидуальные вкусы и
привычки детей.
•Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать
внимание детей на полезность будущего продукта для других и ту радость. Которую
он доставил кому – то (маме, бабушке, папе, другу).
•Создать условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей.
•При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
•Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более
отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и
т. п.
•Создать условия и выделять время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
6-8 лет
Приоритетная сфера инициативы – научение
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
•Вводить адекватную оценку результата
деятельности ребенка с одновременным
признанием его усилий и указанием
возможных путей и способов
совершенствования продукта.
•Спокойно реагировать на неуспех
ребенка и предлагать несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение
спустя некоторое время, доделывание;
совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым
видам деятельности.
•Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность,
обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
•Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем
индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
•Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его
результатами.
•Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой
деятельности детей.
•При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
•Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.
Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
•Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
Консультация (старшая группа) на тему: Направления и способы поддержки детской инициативы.
Направления и способы поддержки детской инициативы
Выполнила: Сапунова – Домбровская М.А.
Направления и способы поддержки детской инициативы
по теме «Путешествие в космос»
Направления инициативы | Примеры ситуаций для поддержки инициативы | Средства поддержки инициативы (материалы, оборудование) |
Игровая инициатива (сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра) |
|
|
Творческая инициатива (рисование, конструирование) |
|
Какие должны быть билеты – как мы можем их изготовить (при помощи техники, например) |
Социальная инициатива |
|
|
Театрализованная постановка «Звездные войны»
Поддержание детской инициативы невозможно без учета детских интересов, поэтому, ориентация на детский интерес залог успеха в достижении одной из главных целей педагога дошкольного образования — развитии и формировании познавательного интереса.
Данная ситуация подразумевает подготовительный этап – создание необходимых атрибутов, декораций, костюмов (с участием родителей), подбор музыкальных произведений, подготовку сценария, разбор ролей и репетиции.
Сюжетная линия в сценарии также идет от детей (с легкой корректировкой, при помощи педагога).
Изготовление афишы
Непосредственно, театрализация проходит, при участии зрителей – детей других групп, обязательной видео-съемки, для того, чтобы дети могли увидеть результат своих трудов, своего достижения и поделиться (при мощи педагога) этим со своими родителями (педагог моет организовать собрание и общий просмотр, либо выложить в группе в ВК данное видео, которое будет доступно для просмотра узкого круга людей (родителей))
Возможна запись на диски и ребенок дарит сам родителю такой необычный фильм…
«Такой вид поддержки детской инициативы способен создавать для ребенка условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей».
Статья «Детская инициатива» — профессия — педагог