Стратегия экономического развития россии: Стратегия 2020 — Википедия – Экономические стратегии развития России — какие они?

Автор: | 17.07.2020

Содержание

Стратегия 2020 — Википедия

Стратегия 2020
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
Создан 17 ноября 2008[1]
Автор 21 экспертная группа под руководством ректоров Ярослава Кузьминова и Владимира Мау
Цель создания

…определение путей и способов обеспечения:
• повышение благосостояния российских граждан,
• национальной безопасности,
• динамичного развития экономики,

• укрепления позиций России в мировом сообществе.[1]
Логотип Викитеки Текст в Викитеке

Стратегия 2020 (офиц. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года) — документ от 2008 года, декларирующий цели, которые следовало достичь правительству до 2020 года. Утвержден 17 Ноября 2008 года[2]. Концепция должна была использоваться как руководство при производстве документов, планов и показателей деятельности органов исполнительной власти.

[3] Стратегия 2020 предполагал законодательные полномочия для их реализации. Ввиду отсутствия конкретных шагов и законопроектов для реализации Стратегии 2020, а также возникшего финансового и экономического кризиса 2008 года по состоянию на 2020 год программа остаётся нереализованной.

Разработка начата в июле 2006 года Правительством по поручению Президента России Владимира Путина.[4] Стратегию 2020 разрабатывали более 1000 экспертов под руководством Государственного университета — Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Стратегия 2020 — это второй вариант концепции долгосрочного развития России до 2020 года (сокращенно — КДР). Первый вариант в 2006—2007 годах разрабатывали в соответствии с поручением Президента Россиии В. Путина Минэкономразвития и другие ведомства. Целью разработки первого варианта Концепции было заявлено «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе»

[5]. Окончательный текст КДР-2020[6] был утвержден Правительством Россиии в ноябре 2008 г.

Необходимость разработки второго варианта КДР-2020 была обусловлена мировым финансовым и экономическим кризисом 2008 года. Несмотря на то, что до осени 2008 года он затрагивал только развитые страны, КДР была утверждена уже после того, как экономический кризис разразился в самой России. В результате КДР оказалась неактуальной сразу после своего принятия. Кризис привел к резкому и глубокому падению экономических показателей и сделал невозможным достижение большинства количественных показателей ожидаемых от КДР-2020 первого этапа рассчитанного для реализации на период 2007—2012 года. Так, в 2012 КДР планировала достичь в отношении к 2007 году:

  • увеличения ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года;
  • роста ВВП на 37—38 %;
  • роста производительности труда на 40—41 %;
  • снижения энергоемкости ВВП на 17-19 %;
  • роста реальных располагаемых доходов населения — на 53-54 %;
  • роста инвестиций в основной капитал на 80—85 % и т. д.

На 2018 год (при том, что программа рассчитана на срок до 2020 г.) ни одна из этих целей достигнута не была. Ввиду ведомственного характера разработки КДР повлёкших размытость её ряда положений, в ней были лишь указаны количественные показатели, которые предполагалось достичь. Проблемы непосредственно стоящие перед российской экономикой и обществом, а также, конкретные способы или шаги для их решения или для достижения хотя бы поставленных целей определены и проанализированы не были.

«В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов[7]»

Авторы[править | править код]

На площадках НИУ ВШЭ и РАНХиГС были созданы 21 экспертная группа под руководством ректоров Ярослава Кузьминова и Владимира Мау. Группы провели несколько сотен заседаний, обсуждений и дискуссий. В подготовке Стратегии участвовали, в частности, Евгений Ясин, Андрей Яковлев, Лев Якобсон, Сергей Дробышевский, Кирилл Рогов, Евсей Гурвич, Владимир Гимпельсон, Исак Фрумин, Владимир Назаров, Ирина Стародубровская, Ксения Юдаева, Александр Аузан, Татьяна Малева, Олег Вьюгин, Михаил Блинкин, Надежда Косарева, Андрей Клименко, Юрий Симачев, Елена Тополева, Павел Кадочников, Юрий Саакян, Юрий Удальцов, Борис Рудник, Татьяна Клячко, Наталья Акиндинова, Михаил Денисенко.

»
Герман Греф — Один из авторов стратегии 2020 в части Банковской системы.

Каждая из групп регулярно проводила заседания, публиковала материалы на своей интернет-странице специально созданного сайта Стратегия 2020. Большинство заседаний проходило в открытом режиме, работа групп находила широкий отклик в прессе[8]. В работе над Стратегией 2020 приняли участие более 100 зарубежных экспертов, включая Энн Крюгер (бывший первый вице-президент МВФ), известного польского экономиста Марека Домбровского, Ричарда Болдуина (Graduate Institute в Женеве), Жерара Роланда (университет Беркли).

Работа экспертов была разбита на два основных этапа. На первом — до августа 2011 года — прорабатывались возможные развилки развития и соответствующие меры. После того, как промежуточный доклад объёмом около 600 страниц был передан в правительство, в министерствах и ведомствах прошли его обсуждения и были определены направления доработки документа.

Итоговый объём 864 стр.[9] создан в декабре 2011 г. Опубликована[10] Стратегия-2020 была в марте 2012 года под названием «Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года Стратегия 2020: Новая модель роста — новая социальная политика».

В 2011-12 годах были также проведены социологические исследования, целью которых было выяснить отношение различных слоев общества к предложениям Стратегии-2020.

Ключевые направления работы над Стратегией 2020 видны из перечня созданных для её обсуждения и написания групп:

  • Группа 1. Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности (Владимир Мау, Евгений Ясин)
  • Группа 2. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры развития российской экономики (Сергей Синельников-Мурылев, Евсей Гурвич)
  • Группа 3. Реформа пенсионной системы (Татьяна Малева, Ксения Юдаева)
  • Группа 4. Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства (Андрей Яковлев)
  • Группа 5. Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе (Леонид Гохберг)
  • Группа 6. Налоговая политика (Сергей Дробышевский, Александр Галушка)
  • Группа 7. Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика (Ярослав Кузьминов, Владимир Гимпельсон, Михаил Денисенко, Татьяна Четвернина)
  • Группа 8. Новая школа (Исак Фрумин, Анатолий Каспржак)
  • Группа 9. Сокращение неравенства и преодоление бедности (Владимир Назаров, Полина Козырева)
  • Группа 10. Развитие финансового и банковского сектора (Герман Греф, Олег Вьюгин)
  • Группа 11. Здоровье и среда обитания человека (Лев Якобсон, Сергей Шишкин)
  • Группа 12. Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика (Ирина Стародубровская, Вячеслав Глазычев)
  • Группа 13. Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, создание федеральной контрактной системы (Александр Шамрин, Илья Соколов)
  • Группа 14. Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом (Андрей Клименко, Александр Аузан)
  • Группа 15. Управление государственной собственностью и приватизация (Юрий Симачев, Александр Радыгин)
  • Группа 16. Развитие общественных институтов (Елена Тополева, Михаил Федотов)
  • Группа 17. Реформа бюджетного сектора в экономике (Борис Рудник, Татьяна Клячко)
  • Группа 18. Реформа естественных монополий (Юрий Саакян, Юрий Удальцов)
  • Группа 19. Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации (Михаил Блинкин, Ольга Дергунова)
  • Группа 20. Международная позиция России: экономические ориентиры (Павел Кадочников, Александр Дынкин)
  • Группа 21. Развитие экономической и социальной интеграции в постсоветском пространстве (Татьяна Валовая, Андрей Спартак)

Экономика ближайшего будущего будет постиндустриальной, в её основе — сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. В этой области у России есть конкурентные преимущества, но они быстро растрачиваются в силу устойчивого недофинансирования социальных систем и неэффективного управления ими. В основе предложений Стратегии-2020 в социальной сфере — стремление восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры, медицины.

Для этого оказание услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квази-монополией, где некоммерческие и частные операторы допускаются лишь к услугам, которые государственная социальная система предоставить не может. Необходима реструктуризация бюджетной сферы, равенство организаций всех форм собственности (включая некоммерческие организации и частный бизнес) при оказании бюджетных услуг, развитие профессиональных сообществ и передача им части регулирующих функций и, конечно, конкурентоспособная оплата в бюджетном секторе.

Такой подход требует «бюджетного манёвра» — к 2020 году предлагается:

  • увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4 % ВВП,
  • сократить при этом другие расходы на 4 % ВВП за счет расходов на оборону и безопасность, трат на госаппарат и субсидий предприятиям.

Оценивая перспективы развития каждого из направлений, рассмотренных в Стратегии, разработчики рассматривали несколько сценариев — инерционные (если реформы не проводятся), сценарии жесткой реформы (при её проведении проигрывающим сторонам не компенсируются их потери) и сценарии оптимальной реформы, максимально учитывающие интересы различных заинтересованных групп. Таким образом, у политиков, анализирующих стратегию, есть возможность выбора

Содержание[править | править код]

Стратегия 2020 состоит из 25 глав, объединённых в 6 разделов, приложения, описывающего «бюджетный манёвр» (изменения в расходах федерального бюджета), а также перечня мер по каждому из направлений развития, рассмотренных экспертами. Вот как структурирована стратегия: Предисловие. Новая модель роста — новая социальная политика

Раздел I. Новая модель роста

Глава 1. Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности
Глава 2. Стратегии улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности в целях перехода к модели устойчивого роста
Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста

Глава 4. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры и развитие российской экономики
Глава 5. Налоговая политика
Глава 6. Реформа пенсионной системы
Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора

Раздел III. Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала

Глава 8. Рынок труда
Глава 9. Миграция
Глава 10. Профессиональное образование
Глава 11. Новая школа
Глава 12. Сокращение неравенства и преодоление бедности
Глава 13. Политика охраны здоровья

Раздел IV. Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни

Глава 14. Государственная жилищная политика
Глава 15. Преодоление территориальной разобщенности
Глава 16. Снятие ограничений на развитие тепло- и электроэнергетики
Глава 17. Преодоление информационной разобщенности

Раздел V. Эффективное государство

Глава 18. Оптимизация присутствия государства
Глава 19. Развитие общественных институтов
Глава 20. Управление государственной собственностью и приватизация
Глава 21. Повышение эффективности государственных инвестиций и госзакупок
Глава 22. Реформа бюджетного сектора в экономике
Глава 23. Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика

Раздел VI. Внешний контур развития

Глава 24. Международная позиция России: экономические ориентиры
Глава 25. Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве»Бюджетный манёвр» (предложения по реструктуризации расходной части бюджета)

После опубликования итогового доклада курировавшие работу экспертных групп В. Мау и Я. Кузьминов заявляли, что рассчитывают на поддержку основных предложений Стратегии 2020 со стороны президента и председателя правительства Россиии. При этом они признавали и наличие расхождений во взглядах: «Ключевое расхождение (позиций экспертов и властей) — это пенсионная реформа. Нам кажется, что без более серьёзных мер по прекращению дотаций из бюджета пенсионных обязательств мы не достигнем макроэкономической стабильности в близкой перспективе», — сказал Я. Кузьминов. Однако, напомнил эксперт, Путин ранее заявлял, что является сторонником «мягкого сценария», когда, в частности, пенсионный возраст не повышается (РИА Новости, 16.03.2012)[11].

Зимой 2011/12 годов основные идеи Стратегии обсуждались с президентом, руководством российского правительства, с ключевыми ведомствами. Многие положения Стратегии 2020 уже стали программой деятельности государственных органов: в Москве в борьбе с пробками реализуется подход, отстаиваемый Михаилом Блинкиным (неявные общественные субсидии владельцем автотранспорта должны быть сокращены за счет ограничений на парковку в центре города и т. д.). Минфин и Минэкономразвития уточняют детали бюджетного правила, регулирующего расходы бюджета и уровень государственного долга. Очень активное обсуждение идет и по предложениям Стратегии 2020, связанным с пенсионной реформой.

Критики Стратегии 2020 акцентируют внимание на том, что некоторые вопросы в ней не рассмотрены или проанализированы недостаточно подробно (политическая реформа, борьба с коррупцией, реформа правоохранительной системы). Многократно высказывалось[кем?] соображение, что нынешнее руководство страны не сможет реализовать основных положений Стратегии. В то же время некоторые лидеры оппозиционного движения на вопрос о том, в чём будет заключаться ваша позитивная программа после успеха на выборах предлагали читать Стратегию-2020: там изложена инвариантная программа реформ. А в главе о федерализме и местном самоуправлении предложен достаточно радикальный план возвращения политических свобод на региональном и местном уровне.

Подготовка
Реализация
Оценка результатов
Ambox outdated serious.svg

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. (27 мая 2017)

Экономические стратегии развития России — какие они?

Подготовка экономической программы развития страны до 2025 г. выходит на финишную прямую. Президент Владимир Путин ставил задачу разработать такую стратегию, которая позволит выйти на темпы роста ВВП выше среднемировых. Что из этого вышло?
Глава государства уже получил от всех участников свои предложения. Что они из себя представляют, какие реформы и меры они предлагают? Прежде всего отметим, что в настоящий момент официально публично представлен только один документ – среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия Роста», разработанная по поручению президента от 14.07.2016 №Пр-1347 и внесенная президенту РФ и в правительство 28.02.2017 г. Стратегия Центра стратегических разработок А. Л. Кудрина на широкое обсуждение не представлена, поэтому ее анализ проводился на основе публичных заявлений самого Кудрина, а также отдельных презентационных материалов. Программа Минэкономразвития также публично не представлена, вопрос о наличии единого комплексного документа остается открытым, поэтому и в данном случае анализ проводился на основе публичных заявлений министра экономического развития и торговли М. С. Орешкина.

Цели и задачи

Нельзя не отметить, что цели и задачи у программ разные. «Стратегия Роста», например, в качестве результата ставит перед собой задачу повышения уровня и качества жизни населения, а также создание диверсифицированной экономики, способной расти на 5-6% в год. Кроме того, «Стратегия Роста» предполагает создание развитой инфраструктуры и переход к инновационной модели экономики уже к 2025 г. Для достижения всего этого предлагается ввести систему оценки эффективности реализации программы – так называемый KPI, который будет отслеживать достижение четко поставленных задач. Это крайне важный момент, поскольку вопрос управления и реализации тех или иных программ в нашей стране откровенно хромает, и с этим согласны практически все эксперты.
У Центра стратегических разработок список целей не такой обширный. Достичь желаемых темпов роста предлагается за счет роста совокупной факторной производительности, повышения роли регионов, открытости миру и использования государства как платформы.
Министерство экономического развития предлагает вывести экономику страны на высокие темпы роста за счет создания эффективной системы государственного стратегического планирования, улучшения условий ведения бизнеса, эффективного использования трудовых ресурсов с повышением их мобильности. Кроме того, предлагается активно поддерживать развитие несырьевого экспорта, в том числе путем развития трансграничных производственных цепочек. Отдельно акцент делается на развитии инфраструктуры цифровой экономики, «цифровизация» торговли, логистики, жилищно-коммунального хозяйства (в том числе вопросы формирования необходимых правовых институтов и снятия имеющихся нормативно-правовых ограничений в сфере развития «цифровой экономики», а также создания необходимой инфраструктуры; вопросы снятия ограничений на развитие электронной торговли, логистики и транспорта, технологий в ЖКХ).

Новые источники роста

В ходе обсуждений будущего российской экономики очень часто звучат слова «источники роста». Поиск этих самых источников действительно является крайне важной задачей. Сырьевая модель, на которую страна опиралась долгое время, себя исчерпала, и настал как раз тот момент, когда нужно искать другие пути.
В «Стратегии Роста» приводится достаточно четкий список новых точек роста. Прежде всего это рост производства в малом и среднем бизнесе. Планируется создать такие условия, чтобы МСП не только занимались производством, но и выходили из тени. Такой подход, по подсчетам авторов стратегии, позволит дать прирост экономики в 1,1% уже на первом этапе. Также важно отметить предложение по восстановлению экономики «простых вещей». Речь идет о товарах, которые мы все потребляем фактически ежедневно. По большому счету тут нужно лишь наладить производство по конкурентным ценам, а спрос в данном сегменте будет всегда. Необходимо также провести модернизацию действующих производств ОПК, авиа- и космической отрасли, станко- и приборостроения, транспортного и а/м строения, энергетики, производства медоборудования. Это позволит добавить экономике почти 1%.
В ЦСР предлагают в чем-то схожие подходы. Для структурного маневра в экономике необходимо создание условий для развития несырьевых отраслей за счет использования традиционных конкурентных преимуществ РФ, а также снижения издержек, повышения конкуренции, внедрения инноваций и улучшения институциональной среды. Рост, по замыслу ЦСР, произойдет за счет увеличения основного капитала, дополнительного использования трудовых ресурсов, совокупной факторной производительности, которая в первую очередь будет базироваться на изменении бизнес-модели, подразумевающем, в частности, снижение регулятивной нагрузки.
Что же касается министерства экономического развития, то конкретных предложений по поиску точек роста в экономике от ведомства не поступало.

Этапы

Любая стратегия, в том числе и экономическая, должна делиться на определенные этапы или отрезки. Только так можно добиться понимания, как будет вести себя экономика на протяжении реализации экономических программ. Сразу отметим, что Минэкономразвития общественности о наличии каких-то этапов в своей стратегии не сообщало, поэтому остановимся на «Стратегии Роста» и программе ЦСР. В «Стратегии Роста» определены 3 четких этапа: восстановительный рост, переход к высоким темпам и качеству роста, а на третьем этапе уже к устойчивому развитию. У ЦСР этапа 3: опять же восстановительный рост, инвестиционный период и период роста за счет конкурентоспособности. В целом оба подхода в чем-то похожи.

Создание макроэкономических условий для новой экономической модели, структурные реформы

Все три стратегии в первую очередь обращают внимание на денежно-кредитную политику, предлагая сделать ее более мягкой, хотя есть и свои особенности. Впрочем, важно то, что данные экспертные группы не видят ощутимой пользы в жесткой или умеренно жесткой ДКП, хотя и поддерживают борьбу с инфляцией. Другой вопрос, что инфляция в России во многом носит немонетарный характер, а связана с ростом тарифов. Впрочем, курс рубля также сильно влияет на стоимость товаров и услуг, поскольку изменяет стоимость импорта. В частности, глава Минэка Максим Орешкин ранее уже заявлял, что наблюдает ужесточение денежно-кредитных условий и считает это одним из рисков для экономического роста. «Стратегия Роста» в свою очередь предлагает таргетировать не только инфляцию, но и курс рубля. Также предлагается на первом этапе установить в качестве целевого показателя по инфляции значение, не сдерживающее экономический рост (реальная ставка не выше 2% до 2019 г. и не выше 1% к 2025 г.).
Авторы этой стратегии предлагают также достаточно любопытный подход к валютной политике. Так, предлагается реализация непубличной политики таргетирования умеренно низкого валютного курса (с учетом соотношения реального и номинального курсов рубля), стимулирующего экспорт и импортозамещение, с постепенным укреплением по мере роста экономики, а также обеспечение ограниченной волатильности, стабильности курса рубля. То есть ЦБ должен придерживаться какой-то конкретной цели по курсу рубля, но не открывать карты перед спекулянтами. В целом же все три стратегии выступают за умеренное ослабление курса национальной валюты на первом этапе.

Снижение тарифов госмонополий

Сейчас уже никто не отрицает, что одной из главных проблем российской экономике являются постоянно растущие тарифы госмонополий. Именно они в значительной степени обеспечивают рост инфляции. Кроме того, тарифы монополий являются основным источником роста издержек бизнеса. Проблему эту отмечают и в «Стратегии Роста», и в ЦСР, однако именно «Стратегия Роста» основательно разбирает варианты решения данной проблемы. На первом этапе предлагается зафиксировать тарифы на два года, за это время провести реформу и повысить эффективность госмонополий. С 2019 г. внедрить модель тарифообразования на услуги субъектов естественных монополий на основе метода тарифного регулирования Price Cap. В дальнейшем перейти на принцип установления долгосрочных тарифов на 6 лет.

Налоговая реформа

Еще один важный момент – проведение налоговой реформы, стимулирующей экономический рост. Очевидно, что, повышая налоги, государство вряд ли создаст условия для развития бизнеса, особенно нового. Необходимость налоговой реформы понимают все стороны, однако опять же далеко не все сходятся во мнении. Минэкономразвития вообще высказалось довольно лаконично: нужна рациональная налоговая политика. Какая? У господина Кудрина на эту тему тоже нет никакой конкретики – скорее философские рассуждения. И снова полный список предложений есть только у «Стратегии Роста», все они представлены в таблице.

Снижение административного давления

Сложно вести бизнес, когда в стране действует колоссальное количество проверок, надзорных органов, штрафов и так далее. Более того, их количество постоянно растет, зачастую они даже дублируются. У предпринимателя просто не остается времени на ведение дел, к тому же растет коррупционная составляющая. О том, что давление на бизнес нужно снижать, президент Владимир Путин говорил неоднократно, однако правительство не сделало должных выводов. По словам Кудрина, давление на бизнес является одной из причин отставания России от других стран по части технологий, ведь в технологическом бизнесе рисков больше, чем в обычном, а с учетом административного давления и зарегулированности заниматься этом видом деятельности становится крайне сложно. Сейчас авторы экономических стратегий предлагают провести реформу, которая приведет к снижению этого давления, что позволит улучшить инвестиционный климат в России.

Повышение качества и уровня жизни

Россия по уровню жизни постепенно скатывается к странам третьего мира, и никто этого не отрицает. Достаточно посмотреть на динамику реальных располагаемых доходов — они падают уже более года, то есть люди просто-напросто беднеют. Проблему эту можно решать, но можно и не решать. У авторов стратегий свое видение ситуации, правда Минэк в очередной раз практически никак не осветил свою точку зрения.
«Стратегия Роста» ставит рост благосостояния населения едва ли не главной задачей своей стратегии. Именно к этому мы должны прийти в конечном итоге. Алексея Кудрина здесь выделить особо нельзя. Так, например, он предлагает решать вопрос с пенсиями путем повышения пенсионного возраста, то есть сокращения числа пенсионеров. Впрочем, ЦРС предлагает инвестировать в образование и человеческий капитал. С другой стороны, если говорить о том, что известно о стратегии ЦСР, это все общие фразы, которые не являются планом действий. Любая книжка по экономической теории предложит инвестировать в человеческий капитал, но никто не расскажет, как это делать в условиях ограниченного финансового ресурса и бюджетного дефицита.

Цифровая экономика

Мир стоит на пороге новой технологической революции. Казалось бы, нужно к этому готовиться и уделять в стратегии развития большое внимание именно этому вопросу, в противном случае Россия рискует еще сильнее отстать от развитых стран. Однако, пообщавшись с экспертами, мы поняли, что мало кто действительно понимает, о чем идет речь. Это и объясняет тот факт, что в предложенных президенту стратегиях почти ничего не сказано о цифровой экономике. Отметим, что речь не идет о банальной цифровизации текущих бумажных процессов — это намного более широкий вопрос.
«Стратегия Роста» в данном вопросе находится в выигрышном положении, так как ее авторы не только наметили четкий план, но и провели колоссальный объем работы и уже тестируют отслеживание макроэкономических тенденций фактически в режиме онлайн. Также в стратегии есть четкое обоснование: что и для чего нужно и какие результаты будут получены.

Активизация государственных активов

Государство имеет огромное количество активов, в первую очередь земельных, которые являются фактически «спящими». Их активизация и приватизация может дать толчок к развитию бизнеса. С другой стороны, здесь есть свои нюансы: передавать активы в частные руки нужно под определенные инвестиционные обязательства.

Место России в международном разделении труда

Новости — Правительство России

Статья Дмитрия Медведева для журнала «Вопросы экономики».

Текст статьи

  • Статья Дмитрия Медведева «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития» для журнала «Вопросы экономики»

Статья Председателя Правительства Дмитрия Медведева «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития» опубликована в журнале «Вопросы экономики» №10 за 2018 год (стр. 5–28).

Выдержки из статьи

Текущая ситуация и главные задачи

«Мы предотвратили развёртывание макроэкономического (и особенно финансового) кризиса, смягчили острые финансовые проблемы, не допустив критического роста долговой зависимости, избежали кризиса банковской системы. Ещё важнее, что страна не попала в ловушку политического кризиса. <…> У нас устойчивый бюджет, низкий государственный долг, причём госдолг, номинированный в иностранной валюте (несущий валютные риски), чрезвычайно мал. И впервые за 30 лет удалось снизить инфляцию до уровня, обеспечивающего макроэкономическую стабильность».

«Суть работы Правительства в настоящее время состоит в том, чтобы использовать позитивный потенциал и своевременно нейтрализовывать риски. <…> На повестке дня стоит проведение структурных и институциональных реформ, позволяющих в полной мере реализовать предпринимательскую инициативу, снять избыточные ограничения на рынках труда и капитала, обеспечить рост производительности. А главное — сформировать прочную основу для повышения благосостояния людей. <…> Наши задачи заключаются в обеспечении устойчивого роста благосостояния и конкурентоспособности — как каждого человека, каждой семьи, так и всего общества и государства».

«Приоритетные сферы структурных реформ в настоящее время практически идентичны для ведущих стран: это развитие человеческого капитала, прежде всего образования и здравоохранения, инфраструктуры, совершенствование государственного управления».

Национальные цели и планы по их достижению

«Особое место занимают национальные проекты, связанные с укреп­лением конкурентоспособности экономики. Эти направления — произво­дительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт — должны обеспечивать ускорение технологического развития, способствовать созданию высокопроизводительного экспортоориентированного сектора, внедрению цифровых технологий в экономике и социальной сфере (безусловно, как и национальные проекты в области образования и здравоохранения)».

«Национальные проекты должны усиливать друг друга в достижении национальных целей по естественному росту населения, повышению ожидаемой продолжительности жизни, устойчивому росту реальных доходов, снижению бедности и улучшению жилищных условий».

«Они должны не только создать условия для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, но и сформировать со стороны рынка и государства институциональную среду, вознаграждающую профессиональный и высокотехнологичный труд».

«Развитие инфраструктуры — стратегический приоритет, поскольку в результате повышается связность российских регионов и объединяются рынки. <…> Расширение географических границ рынков и снижение логистических издержек приводят к появлению новых эффективных способов предоставления услуг образования, здравоохранения и культуры».

Образование и наука

«По качеству школьного образования мы должны войти в число десяти стран-лидеров».

«В числе приоритетов — дополнительное образование детей».

«Нужно обеспечить трансляцию высокого уровня образования от ведущих университетов к региональным вузам, стимулировать раз­витие экспорта нашего высшего образования».

«Важно уделять больше внимания созданию условий для непрерывного образования — образования для взрослых (включая людей старшего возраста). <…> Каждый российский работник в среднем повышает свою квалификацию раз в пять лет, а с учётом международного опыта этот показатель должен быть в 2—3 раза выше. Его рост станет одним из важнейших индикаторов движения российской экономики по пути научно-технологического обновления».

«Сложившаяся в России структура расходов на исследования и разработки в ВВП, в которой около 70% составляют бюджетные средства и 30% частные, не может считаться приемлемой. В развитых и некоторых развивающихся странах наблюдается обратное соотношение».

«Важнейшая функция государства состоит не в прямом увеличении финансирования, а в создании пространства опережающего технологического регулирования, своего рода привлекательного технологического офшора для реализации передовых решений».

Здравоохранение и медицина

«Эффективная социальная политика требует нового качества здравоохранения».

«Персонализация работы здравоохранения — профилактики и лечения заболеваний, а также разработки персонализированных препаратов для лечения».

«К 2022 г. планируется обеспечить доступность первичной медико-санитарной помощи во всех населённых пунктах России, в том числе малонаселённых, к 2024 г. — довести укомплектованность врачей в подразделениях, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях, до 95%; обеспечить модернизацию специализированной медицинской помо­щи (особенно онкоцентров), сформировать единый цифровой контур в здравоохранении».

«Телемедицина — это важный, а иногда и единственный способ повысить качество медицинских услуг в удалённых и труднодоступных местах. Но и в мегаполисах онлайн-медицина постепенно становится востребованной. Более того, благодаря этой технологии возникает новый рынок, объём которого, по прогнозам, уже в ближайшие годы превысит 1 млрд долл. Но все же социальный аспект тут сегодня самый важный».

Адресность социальной помощи. Преодоление бедности

«Уровень бедности, который составлял более 30% в 1990-е годы, сократился к 2012 г. до 10,7%. Однако в условиях обострения кризиса доля бедного населения к 2017 г. возросла, достигнув 13,2% (в значительной мере это было связано с ускорением инфляции). <…> При современных стандартах потребления и качества жизни уже очевидно, что бедность — вопрос не только текущего дохода, но и доступа к необходимым социальным благам: образованию, здравоохранению, культуре, услугам по уходу, государственным услугам и пр. <…> Профиль российской бедности определяют в первую очередь семьи работающих бедных, особенно семьи с детьми. Так, среди малоимущих семей более 60% составляют семьи с детьми и более 60% малоимущего населения относятся к числу занятых. <…> Государство активно расширяет доступ детей к социальным институтам — дошкольное и дополнительное образование, здравоохранение, летний отдых, что повышает качество жизни в этих семьях».

«Для преодоления бедности нужно обеспечить адресность социальной помощи. Иными словами, социальную поддержку следует оказывать прежде всего тем, кто самостоятельно не может решить свои социально-экономические проблемы, то есть уязвимым социальным группам. Адресность — это главный вектор модернизации системы социальной защиты».

«Адресность предполагает наличие широкой информационной платформы, которая позволит точнее выделить бедных, определить причины бедности той или иной социальной группы и отдельного домохозяйства, выработать эффективные способы её преодоления. Реальным шагом в этом направлении стали создание и ввод в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Таким образом, к социальной сфере будет иметь прямое отношение и цифровизация экономики».

Технологическое развитие. Цифровая экономика

«Для практической политической и хозяйственной работы важно, что новые технологии качественным образом трансформируют все сферы жизнедеятельности человека — политику и экономику, образование и науку, медицину и культуру».

«Цифровизация понимается не как отдельная отрасль или совокупность технологий, а как алгоритм развития отношений в современном обществе и его культурная среда».

«В целом в экономике существует разрыв между предприятиями — лидерами цифровизации и остальной, весьма значительной, частью бизнеса. Первые прокладывают путь, вторые не всегда даже пытаются им воспользоваться. Наиболее вероятная причина — дефицит рыночной конкуренции, надежда на внерыночную, административную, бюджетную поддержку».

«Технологическая модернизация относится к ключевым факторам роста производительности труда. <…> Необходимо «согласование» профессиональной квалификации работ­ника с требованиями современного и высокопроизводительного рабочего места».

«Современные технологии ставят вопрос о качестве государственного управления на первое место среди всех направлений институциональной модернизации. <…> Появятся в достаточном количестве государственные и муниципальные служащие, руководители госучреждений с соответствующими (цифровыми) компетенциями. По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 млн».

Несырьевой экспорт

«Россия не будет создавать барьеры для международных экономических отношений. Мы не будем закрываться от глобального рынка и тем более игнорировать его. Одним из наших приоритетов высту­пает расширение участия России в мировой торговле, формирова­ние собственных цепочек добавленной стоимости, участие во внешне­экономических союзах и соглашениях».

«Индикатором успешности импортозамещения должен быть несырьевой экспорт. Появилось большое количество новых экспортных позиций, включая продукцию машиностроения и АПК, увеличилось число организаций-экспортёров, прежде всего за счёт малых и средних предприятий. Особенно важно, что новые технологии расширяют возможности внешнеэкономической деятельности для малых и средних предприятий».

«Предполагается снять регуляторные барьеры при перевозках, либерализовать валютный контроль при экспорте, упростить на взаимной основе визовый режим для туристов, распространить нулевую ставку НДС при экспорте на товары, используемые при сооружении объектов за рубежом».

«В глобальной экономике возрастает роль экспорта услуг, и у России есть возможности занять здесь более высокие позиции. Например, на­циональный проект в сфере здравоохранения ориентирован на рост российского экспорта в этой области к 2024 г. в четыре раза — до 1 млрд долл».

Финансы. Налоговая система

«Ни одну из поставленных целей нельзя достичь в полной мере, если наша совместная работа не будет обеспечена стабильным функ­ционированием финансово-экономических механизмов и основана на взаимном доверии общества, бизнеса и государства».

«Для нас неприемлем рост, достигнутый ценой ускорения инфляции и наращивания пирамиды долгов, — он будет неустойчивым и не только не обеспечит повышение благосостояния, но и поставит под угрозу даже достигнутый уровень жизни».

«Решение стоящих перед нашей страной задач предполагает наличие эффективной налоговой системы. <…> При этом важно сохранить баланс интересов граждан, бизнеса и государства. Налоги должны стимулировать экономический рост, обеспечивать потребности общества и ресурсы для достойного позиционирования России в непростых геополитических условиях. <…> В настоящее время речь может идти только об отдельных решениях по точечной настройке налоговой системы, включая вопросы администрирования, в значительной мере связанного с цифровизацией. Предлагаемые решения должны носить системный характер, то есть сочетать решение фискальных, экономических (стимулирование бизнес-активности) и социальных задач».

«Одна из непростых задач — легализация деятельности самозанятых. В нашей стране миллионы граждан имеют побочный либо даже единственный заработок, не уплачивая в бюджет обязательных платежей. Очевидно, что для них до сих пор государство не создало приемлемые, вызывающие доверие условия ведения деятельности. До конца 2018 г. должны быть зафиксированы простые правила и создана необходимая — удобная и понятная нынешним самозанятым — среда. Предлагается ввести новый специальный налоговый режим, на который они смогут при желании перейти. Без необходимости получать статус индивидуального предпринимателя, без излишней отчётности и обременительных процедур они получат возможность легализоваться, уплачивая минимальные платежи. <…> По итогам экспериментальной работы в нескольких регионах меха­низмы будут доработаны и распространены в национальном масштабе. Однако этот потенциал, дающий миллионам людей возможность войти в легальное поле, будет реализован, если самозанятые будут уверены в неизменности предложенных условий, включая уровень налоговых ставок. Фискальные интересы тут должны, безусловно, уступить место социальным. А твердое соблюдение объявленных условий, непосредственно затрагивающих конкретных людей, будет иметь политическое значение для государства».

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года

Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. Документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Основами государственной политики регионального развития на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13, и национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.

Стратегия содержит основные тенденции, проблемы и вызовы, цель, задачи, приоритеты и направления пространственного развития Российской Федерации, меры выполнения задач Стратегии, механизмы ее реализации, перечень перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, перечень перспективных центров экономического роста, перечень макрорегионов Российской Федерации, перечень геостратегических территорий и целевые показатели стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

В качестве цели пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. определено обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны.

Для достижения указанной цели в Стратегии предлагается решение следующих основных задач

  • Ликвидация инфраструктурных ограничений федерального значения, повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
  • Сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий.
  • Усиление межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках макрорегионов.
  • Повышение конкурентоспособности экономик субъектов Российской Федерации путем обеспечения условий для развития производств в отраслях перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, в том числе в перспективных центрах экономического роста субъектов Российской Федерации.
  • Повышение устойчивости национальной системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий.
  • Повышение территориальной доступности оказания услуг отраслей социальной сферы.
  • Обеспечение расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации – крупнейших и крупных городских агломераций.
  • Формирование и развитие минерально-сырьевых центров.
  • Обеспечение улучшения состояния окружающей среды, сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации, культурных ландшафтов и сокращение негативных последствий от изменения климата.
  • Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий.

События и документы

Сообщество Документы стратегического планирования Российской Федерации

Закреплено

15 января 2020 г.

Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. Церемония оглашения прошла в Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж», сообщает официальный сайт Президента http://www.kremlin.ru. На церемонии присутствовали около 1300 человек: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституционного и Верховного судов, губернаторский корпус, председатели …

  • 588
  • Документы стратегического планирования Российской Федерации

8 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Pravo.gov.ru. Копия в формате PDF. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗPDF, 4.7 МБ.  .  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН.  О стратегическом планировании в Российской Федерации.  . Принят Государственной Думой                               20 июня 2014 года. Одобрен Советом Федерации                                    25 июня 2014 года.

  • Документы стратегического планирования Российской Федерации

8 февраля 2020 г.

Архив документов стратегического планирования:.

  • Документы стратегического планирования Российской Федерации

Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с.
Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с.
 

Содержание

Раздел I. Новая модель роста

Глава 1. Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности
Мау В.А. (руководитель авторского коллектива), Рогов К.Ю. (руководитель авторского коллектива), Ясин Е.Г. (руководитель авторского коллектива)
Использовались материалы следующих авторов:
Ведев А.Л., Гурвич Е.Т., Дробышевский С.М., Моисеев А.В., Юдаева К.И.

Глава 2. Стратегии улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности в целях перехода к модели устойчивого роста
Глухова М.Н., Данилов Ю.А., Карапетов А.Г., Новиков В.В., Новикова Е.В., Симачев Ю.В., Цыганков Д.Б., Яковлев А.А.

Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе
Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е., Агамирзян И.Р., Белоусов Д.Р., Китова Г.А., Кузнецов Е.Б., Рудник П.Б., Рудь В.А., Сагиева Г.С., Симачев Ю.В.

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста

Глава 4. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры и развитие российской экономики
Синельников-Мурылев С.Г. (руководитель авторского коллектива), Гурвич Е.Т. (руководитель авторского коллектива), Дробышевский С.М., Акиндинова Н.В.

Глава 5. Налоговая политика
Галушка А.С. (руководитель авторского коллектива), Дробышевский С.М. (руководитель авторского коллектива), Малинина Т.А., Синельников-Мурылев С.Г.

Глава 6. Реформа пенсионной системы
Малева Т.М., Юдаева К.В.

Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора
Греф Г.О. (руководитель авторского коллектива), Вьюгин О.В. (руководитель авторского коллектива), Юдаева К.В.

Раздел III. Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала

Глава 8. Рынок труда
Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Кузьминов Я.И., Четвернина Т.Я., Прокопов Ф.Т., Рощин С.Ю., Орловский Ю.П., Кузнецов Д.Л.
Использовались материалы следующих авторов: Гонтмахер Е.Ш.,
Маслова М.С., Коровкин А.Г., Куренной А.М., Разумов А.А.

Глава 9. Миграционная политика
Кузьминов Я.И., Денисенко М.Б., Мкртчян Н.В., Четвернина Т.Я., Чудиновских О.С., Зайончковская Ж.А., Тюрюканова Е.В., Мукомель В.И.
Использовались материалы следующих авторов:
Маслова М.С., Якубовский Е.О., Разумов А.А., Выхованец О.Д., Коровкин А.Г., Поставнин В.А., Куренной А.М.

Глава 10. Профессиональное образование
Кузьминов Я.И., Андрущак Г.В., Фрумин И.Д., Волков А.Е.
Использовались материалы следующих авторов:
Николаева Е.Л., Ливанов Д.В., Клячко Т.Л., Климов А.А., Мау В.А., Рощин С.Ю., Федюкин И.И., Абанкина И.В., Агранович М.Л., Прокопов Ф.Т., Лейбович А.Н., Реморенко И.М., Третьяк Т.В.

Глава 11. Новая школа
Каспржак А.Г. (руководитель авторского коллектива), Фрумин И.Д. (руководитель авторского коллектива), Абанкина Т.В., Адамский А.И., Болотов В.А., Бысик Н.В., Духанина Л.Н., Косарецкий С.Г., Ковалева Т.М., Куренной В.А., Ленская Е.А., Майоров А.Н., Мокринский М.Г., Прохоров А.В., Пинская М.А., Федюкин И.И.

Глава 12. Сокращение неравенства и преодоление бедности
Козырева П.М. (руководитель авторского коллектива), Назаров В.С. (руководитель авторского коллектива), Бобков В.Н., Богомолова Т.Ю., Бурдяк А.Я., Гришина Е.Е., Егоров Е.В., Коваленко Е.А., Овчарова Л.Н., Разумов А.А., Смирнов С.Н., Шевяков А.Ю.
Отдельные расчеты были подготовлены Мисихиной С.Г.

Глава 13. Политика охраны здоровья
Якобсон Л.И., Шишкин С.В., Авалиани С.Л., Багин А.М., Боярский С.Г., Евдаков В.А., Засимова Л.С., Кадыров Ф.Н., Какорина Е.П., Козельцев М.Л., Колосницына М.Г., Кузовлев О.П., Линденбратен А.Л., Ревич Б.М., Сквирская Г.П., Степанов И.М., Третьякова А.М., Шевский В.И., Шейман И.М.

 
Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 2; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 408 с.
Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 2; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 408 с.
 Раздел IV. Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни

Глава 14. Государственная жилищная политика
Косарева Н.Б. (руководитель авторского коллектива), Пузанов А.С., Догадайло В.А., Горячев И.Е., Никольский М.Э., Сиваев С.Б., Семенюк А.Г.

Глава 15. Преодоление территориальной разобщенности
Блинкин М.Я., Борисов Ф.А., Костюченко И.В., Мясоедова Е.Г., Евсеев О.В., Арсенов Е.Е.

Глава 16. Снятие ограничений на развитие тепло и электроэнергетики.
Саакян Ю.З., Удальцов Ю.А.

Глава 17. Преодоление информационной разобщенности
Дергунова О.К., Шадаев М.И., Хохлов Ю.Е., Якушев М.В.

Раздел V. Эффективное государство

Глава 18. Оптимизация присутствия государства
Клименко А.В., Аузан А. А., Клищ Н. Н., Крючкова П.В., Ханова Е. П., Цыганков Д. Б.

Глава 19. Развитие общественных институтов
Федотов М.А. (руководитель авторского коллектива), Тополева-Солдунова Е.А. (руководитель авторского коллектива), Дроздова О.Ю., Задорин И.В., Сунгуров А.Ю., Перцов Л.В., Маковецкая С.Г., Хананашвили Н.Л., Бахмин В.И., Тамбовцев В.Л.

Глава 20. Управление государственной собственностью и приватизация
Симачев Ю.В. (руководитель авторского коллектива), Радыгин А.Д. (руководитель авторского коллектива), Энтов Р.М., Мальгинов Г.Н., Кузык М.Г.

Глава 21. Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок
Соколов И.А. (руководитель авторского коллектива), Шамрин А.Т. (руководитель авторского коллектива), Золотарева А.Б., Тищенко Т.В., Головщинский К.И.

Глава 22. Реформа бюджетного сектора в экономике
Клячко Т.Л. (руководитель авторского коллектива), Рудник Б.Л. (руководитель авторского коллектива), Абанкина Т.В., Богданов Л.Н., Лисин Н.В., Тищенко Т.В., Третьяк Н.В.
Использовались материалы следующих авторов: Миркин Я.М., Сиваков В.Л., Типенко Н.Г., Яшина Е.Р.

Глава 23. Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика
Стародубровская И.В. (руководитель авторского коллектива), Глазычев В.Л. (руководитель авторского коллектива), Зубаревич Н.В., Назаров В.С.

Раздел VI. Внешний контур развития

Глава 24. Международная позиция России: экономические ориентиры
Дынкин А.А., Афонцев С.А., Кадочников П.А., Кузнецов А.В., Королев И.С.
Использовались материалы следующих авторов:
Мачавариани Г.И., Михеев В.В.

Глава 25. Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве
Валовая Т.Д., Спартак А.Н.

«Бюджетный маневр» (предложения по реструктуризации расходной части бюджета)
Акиндинова Н.В., Кузьминов Я.И.
Использовались материалы следующих авторов:
Гурвич Е.Т., Андрущак Г.В., Шишкин С.В., Малева Т.М., Блинкин М.Я.

Стратегия экономического развития

Понятие стратегии и ее виды

Стратегия представляет собой комплексный план по управлению, задача которого состоит в обеспечении координации усилий по укреплению положения компании на рынке, успешной конкуренции, достижению глобальных целей. Основа процесса выработки стратегии – это тщательное изучение вариантов направлений развития хозяйственной деятельности, он позволяет выбрать общее направление, обслуживаемые потребности, осваиваемые рынки, привлекаемые ресурсы, методы конкуренции и т.д.

Стратегия экономического роста устанавливает стратегические цели, определяет долговременные установки, направления развития. Чтобы достичь стратегических целей, необходимо разработать стратегическую долгосрочную программу на основе сформированных правил, способов использования ресурсов, заинтересованности участников данной программы.

Проектирование стратегических решений состоит из:

  • Внешнего анализа, при помощи которого изучаются возможности рынка, угрозы и тенденции, а также стратегические вопросы;
  • Внутреннего анализа, в рамках которого определяются стратегические способности, ресурсы, слабости и преимущества, стратегические проблемы;
  • Набора стратегических альтернатив. В экономической стратегии вырабатывается множество различных вариантов развития компании, поэтому каждый из них является оптимальным при некоторых условиях;
  • Оценки различных стратегий, которая охватывает все показатели, характеризующие деятельность предприятия;
  • Конкретного выбора стратегии с оценкой всех возможных рисков. Выбор той или иной стратегии во многом зависит от формы конкурентной борьбы, темпов инфляции, государственной экономической политики, преимуществ национальной экономической системы и других внешних и внутренних факторов. Из представленных вариантов выбирается в наибольшей степени соответствующая условиям внешнего и внутреннего мира, а также заданным целям деятельности.

Стратегические подходы можно подразделить на следующие основные типы:

  1. Наступательная стратегия, в рамках которой предполагается увеличение размеров компании посредством проникновения и захвата новых рынков;
  2. Оборонительная стратегия реализуется при условиях, когда компания старается удержать свои рыночные позиции;
  3. Стратегия сокращения используется тогда, когда происходят кардинальные перемены в экономике, а устойчивость компании находится под угрозой.

Государственная экономическая стратегия определяет изменение приоритетов и трансформацию инструментов государственного вмешательства в экономические процессы для осуществления политической стратегии.

Замечание 1

Таким образом, экономические стратегии – это набор правил по принятию решений, которые составляют основу деятельности фирмы или предприятия.

Виды экономических стратегий представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Экономические стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предпосылки глобализации отечественной экономики

Глобализация представляет собой увеличение объемов хозяйственных связей в мире, которое сопровождается усилением экономической зависимости государств. Глобализация проявляется в виде опережающего роста объемов мировой торговли по отношению к материальным производства, увеличения инвестиционных и финансовых потоков.

Причиной глобализации мировой экономики является целый ряд факторов, которые связаны с качественными изменениями в материальных производствах и инфраструктурной сфере.

Модернизация рынка – это переход экономики к новой технологической основе и одновременное формирование адекватного механизма хозяйствования. Известны два вида модернизации:

  1. Пионерская, которая характерна для государств-лидеров по мировому технологическому и экономическому прогрессу;
  2. Догоняющая наблюдается в странах, находящихся во «втором» эшелоне развития, для которых характерно освоение экономических механизмов и технологий, уже созданных в государствах-лидерах.

Для отечественной экономики характерен второй тип.

Экономическое развитие России имеет свои особенности:

  • Общая природа, цели и содержание экономического развития с рядом других стран;
  • Развитие советской экономической системы в направлении становления рыночных отношений, под воздействием проводимых реформ и внутренних противоречий;
  • Особое значение внешнеполитического фактора при выборе направления создания передовой промышленности.

«Догоняющее» развитие экономики может осуществляться на базе двух стратегий: импортозамещающей и экспортоориентированной.

Приоритетом в первой выступает создание диверсифицированных комплексов промышленности, которые призваны наполнить внутренний рынок, а уже затем заняться экспортом. Во главе второй стоит международная промышленная кооперация.

В 21 веке Россия придерживается импортозамещающей стратегии.

Стратегия 2020

Основой стратегии 2020 является новая модель экономического роста и новая социальная политика. Необходимость в новой модели роста возникла потому, что прежняя, опиравшаяся на быстрое увеличение внутреннего спроса и рост цен на продукцию, исчерпала себя. При этом новая социальная политика невозможна без новой модели экономического развития. Для России требуется прирост темпов развития минимум на 5%. Однако, данный рост должен основываться не на перераспределении ресурсов и экспорте сырья.

Основная идея стратегии – маневр, позволяющий задействовать ранее неиспользованные факторы конкурентоспособности, такие как: человеческий и научный потенциал. В новой социальной политике должны учитываться интересы социально незащищенных слоев общества, а также способных реализовать инновационный потенциал.

Построение новой модели роста должно сопровождаться последовательным снижением инфляции, принятием бюджетных правил, которые регулируются бюджетные расходы в зависимости от долгосрочных цен на нефть.

Замечание 2

Основной задачей стратегии 2020 является частичная смена приоритетов в бюджетных расходах к 2020 году, а именно: увеличение финансирования человеческого капитала и инфраструктуры на 4% ВВП, при сокращении других расходов на это же значение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *