Структурные части и элементы текста издания (список)
Структурные части и элементы текста издания (список) // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – 2016-03-07 15:39:40. – URL: https://myfilology.ru//164/strukturnye-chasti-i-elementy-teksta-izdaniia-spisok/ (дата обращения: 23.03.2020)
Структурные части и элементы текста издания
*Заголовок*
Обозначение структурной части основного текста произведения (раздела, главы, параграфа, таблицы и др.) или издания
*Заголовок тематический*
Заголовок, словесно определяющий тему структурной части текста издания
*Заголовок нумерационный*
Заголовок, обозначаемый числом, определяющим порядковый номер рубрики, таблицы и пр.
*Заголовок литерный*
Заголовок, обозначаемый буквой в изданиях, выстроенных по алфавитному принципу (словарях, справочниках и т.п.)
*Заголовок литерно/нумерационно-тематический*
Заголовок, обозначаемый буквой или числом, определяющими порядковый номер структурной части текста издания и словесно указывающими на ее тему
*Заголовок немой*
Заголовок, обозначаемый графически, с помощью пробельной строки, или наборных знаков (звездочек, линеек)
*Рубрика*
(1) Структурно-композиционная единица текста издания, типографически выделенная и, как правило, имеющая собственный заголовок (2) Обобщающий заголовок раздела в периодическом издании, тематически объединяющего несколько статей, заметок различных авторов
*Вариа*
Заголовок раздела смешанного содержания в сборниках, журналах, библиографических ука- зателях
*Подрубрика*
Рубрика, входящая как подчиненная в более крупную рубрику
*Часть*
Структурная единица текста произведения, представляющая собой наиболее крупную ступень его деления. Примечание: Часть может делиться на разделы
*Раздел*
Крупная рубрика, являющаяся одной из высших ступеней деления основного текста. Примечание: Раздел может объединять главы и входить в часть
*Глава*
Крупная рубрика, имеющая самостоятельный заголовок. Примечание: Главы нередко объединяются в разделы или части произведения и, в свою очередь, могут делиться на параграфы
*Параграф*
Небольшая рубрика, имеющая специальное условное обозначение (знак §). Примечание: Параграф может входить в часть, раздел, главу и, в свою очередь, делиться на подпараграфы
*Абзац*
Самая мелкая структурно-композиционная единица текста, графически обозначаемая в наборе абзацным отступом, обратным абзацным отступом или неполной концевой строкой
*Рубрикация*
Система рубрик основного текста издания, в которой выявлена их связь и соподчиненность
*Введение*
Структурная часть основного текста издания, являющаяся начальной главой, которая вводит читателя в суть проблематики произведения
*Заключение*
Структурная часть основного теста издания, завершающая его, где подводятся итоги работы, делаются обобщения, выводы и т.п.
*Статья*
Составная часть основного текста сборника, которая представляет собой законченное произведение, освещающее какую-либо тему. Примечание: 1. По целевому назначению различаются Научная, Научно-популярная, Массово-политическая, Производственно-практическая статьи. 2. Статья может быть также составной частью аппарата издания
*Передовая статья*
Ведущая статья в периодическом издании, посвященная наиболее важным, актуальным во- просам, публикуемым в начале издания
*Редакционная статья*
Статья в периодическом издании, отражающая точку зрения редакции этого издания
*Словарная статья*
Структурная единица словаря/энциклопедии, представляющая собой относительно самостоятельный текст, включающая заглавное слово (словосочетание, выражение, понятие, термин) и его пояснение (определение, толкование, эквиваленты на др. языках и пр.)
*Отсылочная статья*
Словарная или справочная статья, содержащая отсылку
*Пометы*
Элемент словарной статьи, содержащий какие-либо характеристики слои, чаше всего грамматические или стилистические, а также указание на их языковую принадлежность или авторство
*Справочная статья*
Структурная единица справочника, представляющая собой краткий ответ на вопрос, содержащийся в заголовке
*Цитата*
Часть текста, заимствованная из к.-л. произведения без изменений и использованная в другом тексте, чаще всего с указанием на источник, из которого она взята
*Параллельный текст*
В многоязычном издании текст произведения, переведенный с языка оригинала на другой язык
*Дополнение*
Структурная часть основного текста, составленная из материалов, помещенных автором после произведения или его раздела, но входящих в его состав
*Приложение*
Часть основного текста, содержащая вспомогательные сведения, помещаемая обычно в конце издания или выпущенная отдельно
*Посвящение*
Элемент произведения, который помещается перед началом основного текста и содержит указание на лицо или коллектив, в чью честь или в память о ком автором написано это произведение
*Эпиграф*
Элемент произведения/издания, который представляет собой короткий текст, выражающий основную мысль произведения или его фрагмента, и помещается в его начале
*Библиографическая запись*
Библиографическое сообщение, содержащее библиографическое описание и другие информационные элементы (аннотацию, реферат, классификационные индексы и пр.)
*Библиографическое описание*
Составная часть библиографической записи, представляющая собой совокупность библиографических сведений об издании, произведении или неопубликованном документе, унифицированную по составу и последовательности элементов и предназначенную для его идентификации и общей характеристики
*Изображение*
Графическое произведение, передающее содержание в нетекстовой, наглядной форме, при помощи изобразительных средств и приемов
*Диаграмма*
Условное графическое изображение числовых величин или их соотношений, выполненное при помощи линий, плоскостей, геометрических фигур, рисунков и т.д.
*Схема*
Условное графическое изображение к.-л. объекта (явления, процесса), в общих чертах передающее суть его характера и структуры
*Чертеж*
Условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, полученное методом проецирования
*График*
Чертеж, наглядно изображающий количественное соотношение и развитие взаимосвязанных процессов или явлений в виде кривой, прямой, ломаной линии, построенной в той или иной системе координат
*Номограмма*
Чертеж, позволяющий заменять вычисление по формулам выполнением простейших геометрических построений, по которым с помощью ключа считываются ответы
*План*
Чертеж, изображающий в условных знаках (масштабе) на плоскости горизонтальную или вертикальную проекции к.-л. предмета(ов) и его(их) размеров
*Рисунок*
Графическое изображение на плоскости, создаваемое с помощью линии, штриха, пятна, точки
*Фотография*
Изображение, полученное путем фотографирования к.-л. объектов и служащее для передачи определенного содержания в основном тексте издания
*Фотомонтаж*
Изображение, представляющее собой композицию, составленную из нескольких фотоснимков
*Коллаж*
Изображение, созданное путем наклеивания на к.-л. основу материалов, отличающихся от нее цветом и фактурой
*Иллюстрация*
Изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещаемое на страницах и др. элементах материальной конструкции издания. Примечание: Иллюстрации могут быть оригинальными, специально созданными для этого издания, или заимствованными из других изданий
*Подрисуночная подпись*
Текст под иллюстрацией, представляющий собой ее словесную характеристику
*Формула*
Текст, представляющий собой комбинацию специальных знаков, выражающую какое-либо предложение
*Таблица*
Форма организации материала в тексте издания, при которой систематически представленные группы взаимосвязанных данных располагаются по графам и строкам таким образом, что каждый отдельный показатель входит в состав и графы, и строки
*Головка таблицы*
Верхняя часть таблицы, в которой размещаются заголовки граф
*Ярусы головки таблицы*
Заголовки граф, соподчиненные по смыслу и расположенные в головке таблицы друг под другом
*Хвост таблицы*
Нижняя часть таблицы, которая подразделяется на боковик и прографку
*Боковик таблицы*
Левая графа таблицы, содержащая данные о строках таблицы
*Прографка*
Составная часть таблицы, содержащая сведения, относящиеся к заголовку и боковику таблицы
*Графа таблицы*
Ряд данных в таблице, расположенный вертикально и обычно помещенный между вертикальными линейками
*Строка таблицы*
Ряд данных в таблице, расположенный горизонтально и обычно помещенный между горизонтальными линейками
*Вывод*
Таблица без разделительных линеек, замененных пробелами, которая может быть включена в строй фразы как ее продолжение или окончание
*Закрытая таблица*
Таблица, обрамленная линейками
*Открытая таблица*
Таблица, не имеющая по бокам и снизу линеек
*Клочковая таблица*
Таблица, заверстанная в оборку
*Поперечная таблица*
Таблица, строки которой идут перпендикулярно строкам текста
*Продольная таблица*
Таблица, строки которой идут параллельно строкам текста
*Многополосная таблица*
Таблица, занимающая несколько страниц текста издания
*Распашная таблица*
Таблица, строки которой расположены на развороте и переходят с четной страницы на нечетную
*Сдвоенная/строенная таблица*
Таблица, разделенная на две, три части, помещаемые или одна под другой с повторяющимся боковиком, или одна рядом с другой с повторяющейся головкой
Составные части и элементы аппарата издания
*Сопроводительная статья*
Составная часть аппарата издания, в которой дается характеристика содержания произведе- ния(ий) и/или его автора(ов). Примечание: Сопроводительные статьи различаются по жанрам, в зависимости от вида издания
*Вступительная статья*
Сопроводительная статья, помещаемая в изданиях отдельных произведений или собраний сочинений писателей, ученых, общественных деятелей
*Предисловие*
Помещаемая в начале издания сопроводительная статья, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения
*Послесловие*
Сопроводительная статья, помещаемая после основного текста произведения(ий)
*Комментарий*
Составная часть аппарата издания, представляющая собой свод сведений, которые разъясняют и толкуют факты, слова, фрагменты текста или всего произведения. Примечание: 1. Комментарий обычно содержит мнение специалиста, его подготовившего. 2. Комментарии различаются по задачам, стоящим перед ними, и объектам комментирования
*Реальный комментарий*
Комментарий, объясняющий реалии. Примечание: Под реалиями подразумеваются различные объекты материальной и духовной жизни общества, которые встречаются в произведении (факты, исторические имена, события и пр.)
*Историко-литературный комментарий*
Комментарий, раскрывающий смысл и художественные особенности произведения, его значение и место в историко-литературном процессе и т.п.
*Словарный комментарий*
Комментарий, объясняющий слова и обороты речи, непонятные читателю, и построенные в форме алфавитного словаря
*Текстологический комментарий*
Комментарий, содержащий сведения текстологического характера
*Историко-текстологический комментарий*
Комментарий, содержащий сведения по истории создания и изучения текста произведения
*Редакционно-издательский комментарий*
Комментарий, содержащий объяснение принципов и приемов подготовки текста произведения к печати
*Субкомментарий*
Комментарий к комментарию и другим элементам научно-вспомогательного аппарата
*Примечание*
Элемент аппарата издания, содержащий дополнения к основному тексту: уточнения, разъяснения, переводы иностранных текстов, ссылки и т.д., — принадлежащие автору, редактору, переводчику и др. лицам, принимавшим участие в подготовке издания. Примечание: В отличие от комментария примечания не содержат толкований текста издания
*Внутритекстовое примечание*
Примечание, включающее мелкие разъяснения, размещенные непосредственно за текстом, к которому они относятся
*Подстрочное примечание*
Примечание, содержащее сведения, необходимые по ходу чтения, помещенное внизу полосы, под строками основного текста и отделенное от них пробелом с линейкой или без нее
*Затекстовое примечание*
Примечание, помещаемое в конце основного текста издания или крупной его части
*Сноска*
Элемент аппарата издания, содержащий вспомогательный текст пояснительного или справочного характера (библиографические ссылки, примечания, перекрестные ссылки), помещаемый внизу полосы и снабженный для связи с текстом знаком сноски — соответствующим цифровым номером или астериском
*Выноска*
Элемент аппарата издания, содержащий затекстовое примечание или затекстовую библиографическую ссылку и связанный с основным тестом знаком — порядковым номером или астериском
*Ссылка*
Элемент аппарата издания, содержащий указания на источник, в котором разъясняются или уточняются сведения, приводимые в основном тексте издания
*Внутритекстовая ссылка*
Ссылка, помещаемая внутри основного текста издания
*Подстрочная ссылка*
Ссылка, помещаемая в сноске
*Затекстовая ссылка*
Ссылка, помещаемая в выноске
*Перекрестная ссылка*
Внутритекстовая или подстрочная ссылка, связывающая фрагменты основного текста издания, в которых содержатся разъясняющие и дополняющие друг друга сведения
*Отсылка*
Ссылка, содержащая указание, в каком месте текста издания можно найти необходимые сведения
*Библиографическая ссылка*
Ссылка, содержащая библиографическую запись, в которой приводятся сведения об упоминаемом, цитируемом или рекомендуемом произведении
*Вспомогательный указатель*
Составная часть аппарата издания, которая обеспечивает поиск необходимых сведений, заключенных в издании, и представляет собой упорядоченный по какому-либо принципу перечень объектов, имен, терминов и пр. с соответствующими ссылками. Примечание: По характеру группировки материала различаются Алфавитный, Систематический (Иерархический), Хронологический, Нумерационный вспомогательные указатели
*Экстензо; Абреже*
Составная часть аппарата издания, представляющая собой краткое изложение содержания раздела произведения и помещаемая между его заголовком и текстом
*Оглавление*
Составная часть аппарата издания, содержащая перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста издания с указанием страниц, на которых размещается каждая из них
*Содержание*
Составная часть аппарата сборника или моноиздания, содержащая перечень заголовков публикуемых произведений или разделов, с указанием фамилий авторов (если сборник не авторский) и начальных страниц
*Резюме*
Элемент аппарата научного журнала или сборника, содержащий главные положения и выводы статьи и помещаемый обычно в ее конце
*Список иллюстраций*
Составная часть аппарата издания, содержащая перечень иллюстраций, помещенных в издании, с их кратким описанием и указанием страниц, где они расположены
*Список сокращений*
Составная часть аппарата издания, содержащая перечень сокращений, принятых для данного издания, с их расшифровкой
*Выходные сведения*
Составная часть аппарата издания, содержащая совокупность данных, всесторонне характеризующих издание и предназначенных для информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета изданий. Примечание: Состав, место расположения выходных сведений и требования к ним определены ГОСТ 7.4
*Автор*
Лицо, создавшее произведение науки, литературы, искусства. Примечание: В случаях, указанных законодательством, автором может выступать юридическое лицо (предприятие, учреждение, организация)
*Авторский коллектив*
Коллектив лиц, совместно создавших произведение(я)
*Соавтор*
Один из авторов произведения, созданного совместно несколькими авторами или авторским коллективом
*Псевдоним*
Условное вымышленное имя (фамилия), которым автор подписывает произведение
*Составитель*
Специалист или коллектив специалистов, собирающий, систематизирующий и/или обрабатывающий какие-либо материалы для включения их в издание
*Заглавие*
Название издания/произведения, помещаемое перед началом его текста в утвержденном автором или установленном в последнем прижизненном издании виде
*Основное заглавие*
Заглавие, отражающее содержание издания, помещаемое первым и выделяемое художественно-полиграфическим способом
*Другое заглавие*
Заглавие, содержащее сведения, уточняющие или поясняющие основное заглавие
*Параллельное заглавие*
Основное заглавие, данное на другом языке или в другой графике
*Общее заглавие*
Заглавие многотомного или сериального издания, указанное на всех томах/выпусках, а также заглавие сборника
*Частное заглавие*
Заглавие отдельного тома/выпуска многотомного или сериального издания, или его части, отличающееся от общего заглавия
*Выходные данные*
Составная часть выходных сведении, включающая данные о месте выпуска издания, имени издателя и годе выпуска издания
*Библиографическая полоска*
Составная часть выходных сведений периодического (кроме газет) или продолжающегося издания, которая содержит основные сведения, достаточные для идентификации данного выпуска/тома/номера издания и включает сокращенное заглавие издания, год выпуска, номер тома/выпуска, число страниц, место выпуска — при наличии изданий с одинаковым заглавием, выходящих в разных местах
*Классификационные индексы; Шифры хранения издания*
Условные буквенно-цифровые обозначения, входящие в состав выходных сведений и включающие индекс Универсальной десятичной классификации (УДК), индекс библиотечно- библиографической классификации (ББК), авторский знак, код Государственного Рубрикатора научно-технической информации
*Авторский знак*
Условное буквенно-цифровое обозначение фамилии автора или первого слова заглавия издания. Примечание: Авторский знак устанавливается по «Авторским таблицам» Л.Б. Хавкиной
*Международный стандартный номер книги; ISBN*
Идентификационный код регистрационного характера, проставляемый на книгах и состоящий из аббревиатуры ISBN — Международный стандартный книжный номер (рус.), «International Standard Book Number» (англ.) — и десяти цифр, обозначающих идентификаторы страны, издательства и книги. Примечание. Применение международного стандартного но- мера книги определяет ГОСТ 7.53
*Международный стандартный номер сериального издания; ISSN*
Идентификационный код регистрационного характера, проставляемый на сериальных изданиях и состоящий из аббревиатуры ISSN — Международный стандартный номер сериальных изданий (рус.), «International Standard Serial Number» (англ.) — и восьми цифр. Примечание. Применение международного стандартного номера сериального издания определяет ГОСТ 7.56
*Знак охраны авторского права; Знак копирайта*
Знак, который указывает на то, что произведение и/или другие части издания охраняются авторским правом, и обозначен латинской буквой «С», заключенной в окружность, именем обладателя авторского права и годом первого выпуска в свет
*Выпускные данные*
Составная часть выходных сведений, включающая следующие данные: номер лицензии на издательскую деятельность и дату ее выдачи; дату подписания издания в печать; формат бумаги и долю листа; гарнитуру шрифта основного текста; способ печати, объем издания в условно-печатных и учетно-издательских листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; имя и почтовый адрес издателя; название полиграфического предприятия и его почтовый адрес
*Надвыпускные данные*
Составная часть выходных сведений, размещаемая непосредственно над выпускными данными и включающая данные об авторе(ах), составителе(ях), заглавие издания, данные о специалистах, работавших над подготовкой издания, а также указание вида издания по целевому назначению
*Штриховой код; Штрих-код*
Код международной ассоциации товарной нумерации (EAN), который используется для маркировки изданий с целью контроля за его качеством и реализацией, и состоит из ISBN/ISSN и цифр 978/977, представленных в виде чередования темных и светлых полос разной ширины, содержащих данные о стране-изготовителе, издателе и самом издании
*Сигнет*
Фирменный знак, эмблема издательства, типографии или серии, воспроизводимый в издании на авантитуле, титульном листе, обложке или переплете
*Издательская марка*
Фирменный знак, эмблема издателя или издательства, в котором часто символически отра- жается специфика его издательской деятельности
*Серийная марка; Серийная эмблема*
Фирменный знак серии, который помещается на каждом из входящих в нее выпусков
*Типографская марка*
Фирменный знак типографии, где было отпечатано издание
*Список опечаток*
Перечень ошибок, замеченных в сигнальном экземпляре издания, с указанием страницы и строки, где ошибка найдена, а также верного написания
Издательско-полиграфическое оформление издания
*Архитектоника издания*
Общее построение издания, представляющее собой объемно-пространственное выражение логического соподчинения всех текстовых и изобразительных элементов издания
*Пропорции издания*
Соотношение размеров ширины, высоты и толщины издания, устанавливаемое в зависимости от функциональных особенностей издания и художественного стиля времени
*Книжное убранство*
Совокупность книжных украшений. Примечание: Книжное украшение представляет собой изображение, используемое для художественного оформления издания с декоративной целью
*Композиция издания*
Визуальная организация текстовых и изобразительных элементов внутри издания, придающая ему единство и цельность
Оформление текста издания
*Шрифт наборный*
Комплект знаков, используемый для набора текста
*Гарнитура шрифта*
Семейство начертаний, объединенных общностью рисунка и имеющих определенное название
*Емкость шрифта*
Характеристика гарнитуры шрифта, зависящая от плотности шрифта и определяемая количеством знаков, помещаемых в строке данного формата
*Кегль (кегель) шрифта*
Размер шрифта, соответствующий расстоянию между верхней и нижней гранями литеры, измеряемому в пунктах. Примечание: Различают кегли: Бриллиант (3 п.), Диамант (4 п.), 28 Перл (5 п.), Нонпарель (6 п.). Миньон (7 п.), Петит (8 п.), Боргес (9 п.). Корпус (10 п.). Цицеро (12 п.), Миттель (14 п.), Терция (16 п.), Текст (20 п.)
*Начертание шрифта*
Каждое видоизменение наборного шрифта, входящего в состав одной гарнитуры. Примечание: Начертания шрифта различаются: по плотности (Узкое, Нормальное, Широкое), по насыщенности (Светлое, Полужирное, Жирное), по наклону (Прямое, Курсивное, Наклонное)
*Курсив*
Начертание наборного шрифта, имеющее наклон очка букв и в некоторой степени имитирующее рукописный шрифт
*Капитель*
Шрифт наборный, в котором буквы по высоте равны строчным, но имеют рисунок прописных
*Выделение текста*
Особое полиграфическое оформление фрагментов текста (фраз, отдельных слов, букв, знаков) по сравнению с принятым для этого текста
*Шрифтовые выделения текста*
Выделения текста с помощью набора шрифтом иного начертания, чем шрифт основного текста, но того же кегля и гарнитуры или шрифтом более мелкого либо крупного кегля, шрифтом других гарнитур и т.п.
*Нешрифтовые выделения текста*
Выделения текста с помощью втяжки, отбивки, разрядки, подчеркивания, отчеркивания линейками, заключение в рамку с использованием различных линеек, печатание другим цветом или по цветной плашке и др. способами
*Новострочие*
Прием логического членения текста на полосе набора, выражающийся в выделении с новой строки самостоятельных единиц текста
*Абзацный отступ*
Обозначение начала абзаца с помощью левосторонней втяжки его начальной строки
*Обратный абзацный отступ*
Обозначение начала абзаца с помощью левосторонней втяжки всех строк абзаца, кроме первой, остающейся полноформатной
*Втяжка*
Способ нешрифтового выделения ряда строк в тексте путем их набора меньшим, чем текст издания в целом, форматом
*Отбивка*
Способ нешрифтового выделения текста путем увеличения пробелов между отдельными фрагментами текста или элементами полосы набора
*Разрядка*
Способ нешрифтового выделения текста путем увеличения межбуквенного пробела в словах
*Пагинация*
Порядковая нумерация страниц/полос/столбцов или отдельных элементов (таблиц, иллюстраций и т.д.) издания
Оформление страницы
*Страница*
Одна из сторон книжного листа, на которой размещена полоса набора
*Композиция страницы*
Построение пространства страницы, образуемого соотношением полос набора и полей страницы
*Пропорции страницы*
Соотношение ширины и высоты страницы издания
*Поля страницы*
Незапечатанные участки вокруг полосы на странице, размеры которых определяются разницей форматов полосы и издания, а также положением полосы. Примечание: Каждая страница имеет четыре поля: Верхнее (или Головочное), Нижнее, Наружное (или Переднее) и Внутреннее (или Корешковое)
*Нумерованная страница*
Страница, входящая в общую пагинацию издания
*Ненумерованная страница*
Страница, не входящая в общую пагинацию издания
*Начальная страница*
Страница с начальной полосой набора
*Спусковая страница*
Страница со спуском на полосе
*Рядовая страница*
Страница, имеющая полноформатную полосу единообразного оформления и составляющая большую часть объема издания
*Концевая страница*
Страница с концевой полосой набора
*Воката*
Чистая страница, используемая в издании в композиционно-ритмических целях
*Фронтиспис*
Иллюстрация, помещаемая на левой странице разворота с титульным листом
*Шмуцтитул; Добавочный титул*
Структурный элемент издания, представляющий собой отдельный лист или страницу с заглавием произведения или крупных рубрик, эпиграфами, иллюстрациями, книжными украшениями
*Разворот*
Две смежные страницы раскрытого издания, являющиеся единым композиционным целым
*Титулатура*
Совокупность титульных листов в издании
*Титульный лист; Титул*
Страница издания, на которой размещаются выходные сведения
*Композиция титульного листа*
Расположение элементов выходных сведений на титульном листе
*Оборот титульного листа; Оборот титула*
Оборотная сторона титульного листа, на которой размещаются некоторые элементы выходных сведений (например, знак охраны авторского права, (ISBN)
*Концевой титульный лист; Колофон*
Последняя страница издания с его выпускными данными
*Авантитул; «Выходной лист»; Фортитул*
Первая страница издания, расположенная перед титульным листом и содержащая обычно издательскую марку, эпиграф, посвящение, надзаголовочные данные, выходные данные
*Одинарный титульный лист*
Титульный лист, состоящий из титульной страницы и оборота титула
*Основной титульный лист*
Лицевая сторона одинарного титульного листа или правая сторона разворотного титульного листа, которая содержит все наиболее существенные для издания или его части выходные сведения и является основным источником для составления библиографического описания
*Двойной титульный лист*
Титульный лист, размещенный на развороте
*Разворотный титульный лист*
Двойной титульный лист, на каждой из двух страниц которого располагается определенная группа выходных сведений
*Контртитул*
Левая страница разворотного титульного листа, на которой приводятся сведения об издании в целом или воспроизводится титульный лист издания, послужившего оригиналом для перевода
*Распашной титульный лист*
Двойной титульный лист, композиционно составляющий единое целое, где текстовые и/или изобразительные элементы начинаются на левой странице разворота, а заканчиваются на правой
*Главный титульный ли» т Общий титульный лист*
Титульный лист в многотомных, продолжающихся или серийных изданиях, на котором помещаются выходные сведения издания в целом
*Дополнительный титульный лист*
Левая страница разворота титульного листа, на которой размещается главный титульный лист, контртитул или параллельный титульный лист, а также лист, следующий за основным титульным листом или предшествующий ему
*Параллельный титульный лист*
Дополнительный титульный лист с выходными сведениями, повторенными на языке, отличном от языка основного текста издания. Примечание: В многоязычном издании — каждый титульный лист с выходными сведениями, повторенными на одном из языков основного текста издания
*Совмещенный титульный лист*
Спусковая страница, над текстом которой размешают совокупность основных сведений титульного листа
*Сборный титульный лист*
Титульный(е) лист(ы) вместе с оборотом(ами) и всеми страницами, предшествующими титульному(ым) листу(ам)
*Полоса набора*
Площадь на странице издания, где размешается набор текста и/или иллюстрации
*Композиция полосы набора*
Построение полосы набора из составляющих ее элементов в соответствии с заданным форматом
*Текстовая полоса*
Полоса, содержащая только текст
*Иллюстрационная полоса*
Полоса, содержащая только иллюстрацию(й)
*Смешанная полоса*
Полоса, включающая и текст, и иллюстрации
*Начальная полоса*
Первая текстовая или смешанная полоса издания или его части
*Концевая полоса*
Последняя текстовая или смешанная полоса издания или его части, обычно заполненная не до конца
*Спуск на полосе*
Отступ от верхнего края полосы набора до начала строк текста на начальной странице издания, его разделов и др. структурных частей, который может быть заполнен заголовками и книжными украшениями
*Оборка*
Часть полосы набора, имеющая суженный формат, для заверстки сбоку иллюстрации или таблицы
*Фонарик Боковик Маргиналия*
Заголовок или изображение, расположенные на поле страницы, вне полосы набора
*Форточка*
Заголовок или инициал, расположенные у оборки первого абзаца текста
*Колонка Столбец*
Часть полосы, которая состоит из строк текста одного формата, образующих вертикальный ряд и отделенных от другой(их) колонки(ок) средником с линейкой или без нее
*Начальная колонка*
Первая колонка издания или его части
*Концевая колонка*
Последняя колонка издания или его части, обычно заполненная текстом не до конца
*Строка*
Часть наборного текста определенного формата, расположенная на одной горизонтальной линии и служащая элементом полосы/колонки
*Начальная строка*
Первая строка абзаца
*Абзацная строка Красная строка(2)*
Начальная строка с абзацным отступом
*Тупая строка*
Начальная строка без абзацного отступа
*Концевая строка*
Последняя строка абзаца
*Полная строка*
Строка полного формата
*Неполная строка*
Строка размером меньше формата полосы
*Висячая строка*
Начальная строка абзаца, завершающая полосу, или концевая неполная строка абзаца, начинающая полосу, недопустимые по традиционным правилам верстки
*Красная строка (1)*
Строка, выключенная по центральной оси полосы или колонки. Примечание: С красной строки обычно набирают заголовки, формулы
*Пробел*
Незапечатанный промежуток между оттисками с печатающих элементов полосы набора
*Апрош Межсловный пробел*
Пробел, отделяющий одно слово от другого
*Межбуквенный пробел*
Незапечатанные промежутки между буквенными знаками
*Интерлиньяж (1) Межстрочный пробел*
Пробел между нижней и верхней линиями смежных строк
*Интерлиньяж (2)*
В фотонаборе расстояние между верхними или нижними линиями двух смежных строк текста
*Средник*
Пробел, разделяющий колонки набора при многоколонной верстке
*Колонтитул*
Помещаемый на каждой странице элемент аппарата издания, помогающий читателю ориентироваться в содержании текста на странице
*Одноступенчатый колонтитул*
Колонтитул с одинаковыми или однотипными данными на каждой странице разворота
*Двухступенчатый колонтитул*
Колонтитул с разными данными на правой и левой страницах разворота
*Постоянный колонтитул*
Колонтитул с неменяющимися данными
*Переменный колонтитул*
Колонтитул с меняющимися по мере перехода от одной статьи (раздела) к другой данными  
*Колонцифра*
Элемент аппарата издания, представляющий собой цифру, обозначающую порядковый номер страницы или столбца и помещаемую на верхнем, нижнем или боковом поле страницы
*Колонлинейка*
Горизонтальная рисованная или наборная линейка, устанавливаемая вверху или внизу полосы для отделения колонтитула, колонцифры от текста или для украшения
*Сигнатура*
Порядковый номер печатного листа, проставляемый в левом нижнем углу на первой странице с нормой и на третьей странице со звездочкой
*Норма*
Сведения, помещаемые вместе с сигнатурой в левом нижнем углу первой страницы каждой книжной тетради и служащие для облегчения контроля при брошюровочных процессах
Книжные украшения
*Заставка*
Украшение с изображением сюжетно-тематического или орнаментального характера, помещаемое вверху начальной страницы издания или его структурной части
*Концовка*
Украшение с изображением сюжетно-тематического или орнаментального характера, помещаемое на концевой странице издания или его структурной части
*Инициал Буквица*
Первая прописная буква текста издания или его структурной части увеличенного размера, наборная или рисованная/гравированная, в виде изображения, часто включающего сложную орнаментально-декоративную или сюжетную композицию
*Миниатюра книжная*
Иллюстрация в рукописной книге
*Виньетка*
Украшение в виде небольшого графического изображения сюжетно-тематического или орнаментального характера, помещаемое на переплете, обложке, на начальной и концевой полосе
*Картуш*
Виньетка овальной или круглой формы с пустым пространством в середине, куда помещаются надписи, эмблемы и др. изображения
*Орнамент*
Украшение в виде узора, характеризующееся ритмически упорядоченным расположением повторяющихся изобразительных элементов
07.03.2016, 11575 просмотров.
Конспект урока по русскому языку на тему «Структурные части текста повествования»
Тип урока: открытия нового знания
Цели:
Сформировать представление об структурных частях типа текста повествование
УУД:
Личностные:
1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.
3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.
4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.
Регулятивные:
1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.
2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.
6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.
Познавательные:
1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.
3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.
4.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
1.Формирование умения слушать и понимать других.
2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.
5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре;
6. Не бояться собственных ошибок и участвовать в обсуждении
Оборудование:
Презентация, дидактический материал
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте ребята, сегодня урок русского языка буду вести я. Меня зовут Ольга Евгеньевна.
Громко прозвенел урок
Начинаем наш урок,
Наши ушки — на макушке
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Садимся на свои места.
Дети готовы к уроку и положительно настроены к учебе.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Запишите буквы:
А р т с м е ч б к в п с д ж т
— Подчеркните каждую третью букву. Какое слово получилось?
— Что же такое текст?
— Какие бывают типы текстов?
—
Текст
Несколько предложений, связанных по смыслу.
Они бывают разных типов
Повествование, описание, рассуждение
3.Выявление места и причины затруднения.
Чтобы узнать с каким текстом будем работать найди зашифрованное слово.
а
т
о
р
а
о
ы
р
д
е
и
а
е
ы
ц
к
н
г
о
и
с
в
а
к
т
ы
я
н
щ
н
п
о
в
е
с
т
в
о
в
а
о
в
п
ц
о
т
ы
с
и
ь
Какова цель этого типа текста?
Сегодня мы с вами познакомимся с структурными частями текста повествования.
Повествование.
Рассказывает, о каких — то событиях
4.Построение проекта выхода из затруднения.
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
Ребята, давайте посмотрим на этот текст. Из скольких частей он состоит?
Как называются эти части?
Из этих частей состоит текст повествование.
Что определяет начало?
Что определяет основная часть?
Что определяет концовка?
Из 3.
— Начало, основная часть, конец.
Как бы готовит читателя к чтению.
Говорится о том главном, о чём хотел сказать автор
Завершает текст
5.Реализация проекта выхода из затруднений.
Какой вопрос мы можем задать к тексту повествование?
О чем рассказывается в тексте повествовании?
Что произошло?
О событиях, действиях.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Давайте прочтём этот текст.
1. Однажды зимой Лиза кормила кроликов. Под сеном она нашла мерзлую птичку, мороз превратил малютку в льдинку. Девочка стала греть находку своим дыханием. Вдруг птичка шевельнулась… Лиза поняла, что малышка ожила.
Как вы думаете, какой тип этого текста?
Как вы догадались?
Сколько частей в этом тексте?
Какие это части?
Давайте прочтём начало.
Прочтём основную часть.
Прочтём заключение.
Каждая часть пишется с красной строки.
А что же такое красная строка?
Давайте, придумаем текст повествование.
Мы будем составлять текст по опорным словам: лес, тропинка, деревья, птенцы, гнездо.
Запишем этот текст у себя в тетрадях.
Повествование
В этом тексте нет описания, здесь рассказывается про то как Лиза ухаживала за птичкой.
3
Начало, основная часть, заключение
Однажды зимой Лиза кормила кроликов.
Под сеном она нашла мерзлую птичку, мороз превратил малютку в льдинку. Девочка стала греть находку своим дыханием.
Вдруг птичка шевельнулась… Лиза поняла, что малышка ожила.
Отступ от начала строки.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Дан текст с перепутанными частями, нужно поставить части на свои места.
Кормили мы его творогом, кашей, моченым хлебом, давали маленькие кусочки вареного мяса. Он все ел, ни от чего не отказывался.
Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жесткими черными перьями. Он быстро научился летать и переселился на балкон.
Принесли нам ребята небольшого сорочонка. Летать он ещё не мог, только прыгал.
Включение в систему знаний и повторений.
Даны 2 текста. Из них нужно выбрать тест повествование.
Я люблю осенний лес. Особенно он хорош в солнечный день. На тёмно-зелёном фоне елей выделяются жёлтые берёзы, оранжевые осины и желтовато-красные клёны. Грустно в осеннем лесу.
Жаль, что коротки дни золотой осени!Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома.
В первом тексте идет описание, там присутствуют слова названия признаков предмета.
-Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, сообщение – с, рассуждение – р.
1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
п, о, р, о, п, р
Рефлексия.
О чем мы говорили на уроке?
Спасибо за урок! До свидания!
Домашнее задание:
Составить текст о своем четвероногом друге.
Уточни задание с учителем. Объем сочинения – 3-4 предложения. Можно устно в классе, а дома записать.
Структура текстового документа — Текстовая Информация
Структурные единицы текста
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов связанных с работой в текстовом редакторе необходимо иметь представление о структуре текстового документа и свойствах тех или иных его составляющих.
Понимание структуры документа дает возможность грамотно его оформить и без труда переформатировать в случае необходимости, а представление о свойствах элементов текстового документа и есть основа форматирования.
Любой, даже самый простейший, документ состоит из различных разделов. Под разделом мы понимаем часть текста несущую определенный функциональный смысл.
К примеру, документ «Текстовые редакторы» разбит на разделы «Параграф», каждый из которых разбит на разделы «Пункт». В параграфах рассматриваются различные стороны работы с текстовыми редакторами (примеры параграфа: «Форматирование текста», «Подготовка документа к публикации» и так далее). В пунктах происходит детализация темы парафграфа (пример пунктов: «Свойства символов», «Свойства абзацев» и так далее).
Так как одни разделы являются частями других (документ состоит из параграфов, параграфы состоят из пунктов), то разделы различают по уровням, раздел, входящий в состав другого на уровень его ниже. Проводя обобщение, момжно сказать, что весь текстовый документ — это раздел 1 уровня, разделы из которых он состоит – разделы 2 уровня и так далее.
Такое обязательное свойство разделов, как его название принято называть заголовком по уровню их разделов: заголовок 1 уровня, заголовок 2 уровня и так далее.
Пример: документ «Текстовые редакторы» – раздел1 уровня, параграфы – разделы2 уровня, пункты – разделы 3 уровня.
Примечание: названия разделов разного уровня составляют оглавление документа.
Однако структуру текстового документа формируют не только разделы. Каждый абзац можно классифицировать по тому функциональному смыслу, который он несет.
Пример структурных элементов типа абзац: пример, основной текст, примечание, формула.
Предложения, не являющиеся абзацами, и даже отдельные слова, также можно классифицировать по их функциональному смыслу. Такие функциональные единицы называют сивмольными структурными элементами.
Пример символьных структурных элементов: пример, основной текст, определение, главная мысль.
Таким образом различают три типа функциональных единиц или структурных элементов текстового документа: разделы, абзацные и символьные структурные элементы.
Вычленение структурных элементов текста обеспечивает структуризацию документа, что позволяет более адекватно воспринимать его читателю. Одинаковые структурные элементы (например,
Конспект урока по русскому языку «Типы текстов»
Предмет: русский язык Учитель:____________ | Класс: _________________ Дата проведения: _______ |
ТИПЫ ТЕКСТОВ
Цели деятельности учителя: создать условия для актуализации и уточнения знаний учащихся о тексте и его признаках, типах текста и способах их распознавания, о теме, главной мысли, заголовке, частях текста; способствовать развитию умений распознавать текст, составлять текст по самостоятельно выбранной теме на основе личных впечатлений
Тип урока: Конструирование способа действий
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы обучения: Фронтальная, индивидуальная, коллективная
Образовательные ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь.
Наглядно-демонстрационный материал: табличка со словарным словом (орех), запись задач раздела, темы, элементов букв
Основные понятия и термины: Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заголовок. Структурные части текста: вводная, основная, заключительная. Красная строка (абзац). Типы текстов. Сочинение на основе личных впечатлений
Ход урока:
I. Орг. момент. Мотивация.
II. Проверка домашнего задания
– Что было задано на дом?
– Что надо было выполнить в упражнении?
— Проверим, как вы выполнили домашнее задание. Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте (учитель выборочно проверяет тетради).
– Оцените выполненную работу
III. Постановка учебной задачи. Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем.
– Откройте учебник на стр. 12–13. Прочитайте название раздела и темы урока.
– Что означают слова, составляющие название темы и раздела?
– Проверим ваши предположения. Прочитайте в учебнике на стр. 11, чему будем учиться в ходе изучения раздела и темы.
– Итак, основные вопросы, которые рассмотрим на уроке:
• Типы текстов. Умение их определять.
• Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Умение определять цель высказывания и интонацию предложения.
• Обращение. Умение находить в предложении обращения.
• Простые и сложные предложения. Умение их различать.
• Словосочетание. Умение выделять словосочетания в предложении.
• Умение разбирать предложение по членам.
• Умение грамотно расставлять знаки препинания в предложении.
– На какие вопросы вы можете дать ответы? Какие вопросы вызывают у вас затруднения?
IV. Минутка чистописания. Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений.
– Посмотрите на доску. Элементы, каких букв будем прописывать?
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.
– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.
V. Изучение нового материала.
1. Комментированный словарный диктант. Работа над словами с непроверяемым написанием
Учитель произносит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово под диктовку: «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо».
– В каких случаях человек использует в речи слово «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо»?
– Посмотрите на предметную картинку. Что на ней изображено?
– Прочитайте про себя слово. Чем произношение слова отличается от его написания?
– Это орфограмма. Назовите ее.
2. Словарная работа.
— Что такое орех?
1) Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром и крепкой скорлупой.
2) Дерево или кустарник, приносящие такие плоды.
3) Древесина деревьев, идущая на столярные изделия.
– Слово «орех» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.
– Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом.
– Дома повторите правильное написание слов
3. Синтаксический разбор предложения.
Под прочной скорлупой ореха таится вкусное ядро.
4. Работа по учебнику.
стр. 12, упр. 11. Работа над упражнением с целью определения темы, главной мысли.
– Прочитайте текст упражнения.
– Определите, сколько в тексте предложений.
– Связаны ли они между собой по смыслу?
– О ком говорится в каждом из них?
– Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
– Прочитайте вывод в учебнике на стр. 12.
– Какова тема и главная мысль текста? Найдите предложение, в котором главная мысль выражена наиболее отчетливо.
– Озаглавьте текст. Обратите внимание на описание соловья, на значение слова «незаметный».
– Спишите предложения. Найдите и подчеркните главные члены предложения.
Стр. 12, упр. 12. Работа над упражнением с целью наблюдения над текстом: выделение структурных частей, озаглавливание текста и его частей; выполнения письменной работы с текстом; осуществления самопроверки письменной работы.
– Почему выделены 3 части?
– Какова тема каждой из них?
– Какую из частей следует считать вводной, основной, заключительной? Почему?
– Подберите заголовок ко всему тексту и к каждой его части.
– Обратите внимание, что каждая часть написана с красной строки.
– Спишите любую часть текста. Проверьте написанное. Подчеркните глаголы. Какую роль они играют в этой части текста?
5. Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
Физкультминутка
6. Работа с таблицей «Типы текстов», с. 13. Работа с таблицей с целью определения типов текстов.
– Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 13. Объясните, почему тексты так названы: повествование, описание, рассуждение.
– Как определить тип текста?
– К какому типу можно отнести текст упр. 11? А текст упр. 12?
– Определите тип текста по данным заголовкам:
1. Как мы ходили в лес за грибами.
2. Почему нельзя собирать мухоморы?
3. Красив гриб-боровик!
– Объясните свое решение
7. Подготовка к сочинению на основе личных впечатлений (стр. 14, упр. 16).
– Дома вы будете писать сочинение на основе личных впечатлений. Для того чтобы у вас получился содержательный и интересный рассказ, необходимо выполнить подготовительную работу. Определите тему сочинения. Она должна отражать то событие, которое побудило вас написать о нем в сочинении. Какую тему выбрал каждый из вас? (Заслушиваются и обсуждаются некоторые из тем, выбранных учащимися для сочинения.)
– Определим структуру повествовательного текста: в вводной части вы расскажете, где и когда происходило действие, в основной – как все происходило, в заключительной части необходимо подвести итог, выразить свое отношение к событию.
Далее заслушиваются сообщения учащихся о том, в какой последовательности они будут раскрывать тему сочинения. Учитель обращает внимание на связь между частями текста и выбор языковых средств для передачи содержания высказывания.
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.
– Над какой темой работали на уроке?
– Что нового узнали?
Вывод:
Текстом называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых одной темой, тесно связанных между собой грамматически и по смыслу. Текст имеет свою тему и главную (основную) мысль. Текст можно озаглавить.
Основная мысль — главное, что автор хочет сказать своим читателям.
Слова, наиболее важные для высказывания главной мысли, называются опорными.
Текст делится на смысловые части:
начало (зачин),
основную часть
концовку.
В первой части текста (зачине) мы готовим собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше, в средней части (основной) сообщается самое главное, а заканчивается текст так, что всем понятно: сказано всё, что мы хотели сказать (это концовка).
Сложный по содержанию текст делится на абзацы.
Абзац – это часть текста, выражающая законченную мысль.
Абзац ещё называют красной строкой. Почему?
А вот почему. До изобретения книгопечатания книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с чернилами – чёрного и красного цвета. Весь текст переписывался чёрными чернилами, а, начиная новую страницу, писец брал красные чернила, рисовал замысловатый узор, выводил фигурную первую букву. Поэтому строка, начатая с отступа, и называется красной. kA
В древнерусском языке слово красный часто употреблялось в значении «красивый».
Типы текстов
Текст – повествование
Что случилось? Когда? Где произошло?
Сообщается о последовательных действиях.
Обилие глаголов.
Слова-связки: однажды, потом, наконец.
1. Когда, где, с кем …
2. Что произошло, как развивались события.
3. Чем все закончилось.
Текст-описание
Какой? какая? какое? какие?
Использование образных выражений, ярких сравнений.
Описание предмета, состояния, явления, места.
Обилие имен прилагательных.
Текст-рассуждение
Почему? Зачем?
Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.
Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как
1. Утверждение.
2. Доказательство, объяснение.
3. Вывод, итог, результат.
Текст-повествование передаёт факты и события.
Текст-описание помогает представить события в ярких красках.
Текст-рассуждение даёт возможность каждому выразить своё отношение к предмету или событию.
Стили текста
Разговорный стиль используется в общении, в неофициальной обстановке.
Художественный стиль – это стиль художественной литературы.
Целью текстов публицистического стиля является воздействие на читателя (слушателя) с определенной целью. Этот стиль используется в газетах, журналах, на собраниях, т. е. в публичных выступлениях.
Научный стиль – стиль научных работ, учебников, докладов на научных конференциях.
Деловой стиль применяется в области законодательства, делопроизводства и т. п.
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: написать сочинение на основе личных впечатлений (стр. 14, упр. 16).
Для индивидуальной работы:
Рассмотри схемы. Запиши названия типов текстов, к которым подходят схемы.
Структура текста — это… Что такое Структура текста?
- Структура текста
внутренняя организация текста, характер взаимоотношений между его частями. При употреблении слова структура осмысление объекта идет в направлении от целостности объекта к его частям. Выявить С. т. — значит выделить его части и определить способы, с помощью которых они вступают во взаимоотношения.
Слово структура говорит о свойстве сложного объекта как о проявлении расчлененности единого целого на взаимосвязанные части.
Результатом анализа текстов с этой точки зрения стало обнаружение различных форм контекстно-вариативного членения текста И.Р. Гальпериным, актуализация фонового — релятивного, сюжетного — референтного и авторского планов текста В.Н. Мещеряковым, выделение текстовых субъектов и предикатов Л.П. Доблае-вым, моделирование текстовых графов A.M. Сохором и т. д.
Лит.: Гальперин И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. — М, 1982; Членимость текста // Сб. научных трудов МШИИЯ им. Мориса Тореза. — Вып. 125. — М., 1978.В.Н. Мещеряков
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.
- Структура абзаца
- Суггестивность голоса
Смотреть что такое «Структура текста» в других словарях:
Структура текста — составные части текста, связанные между собой в единое целое, которым является произведение. Эти части: 1) слова и словосочетания; 2) предложения; 3) фразы; 4) сверхфразовые единства, в которые объединяются единством темы несколько фраз… … Издательский словарь-справочник
структура текста — Одно из ключевых понятий филологии. Широко употребляется в лингвистике и литературоведении: 1) в лингвистике термин структура характеризует все сложные смысловые единицы (звуковую и морфемную структуру слова, структуру предложения; структуру… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
структура текста — Одно из ключевых понятий филологии. Широко употребляется в лингвистике и литературоведении: 1) в лингвистике термин структура характеризует все сложные смысловые единицы (звуковую и морфемную структуру слова, структуру предложения; структуру… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
структура текста как объект исследования — Структура текста дает ключ к его смысловой интерпретации. В процессе изучения структуры текста сменилось несколько научных парадигм, прошедших путь от системно структурного подхода к коммуникативно деятельностному: 1) русский формализм 20–30 х гг … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
структура текста как объект исследования — Структура текста дает ключ к его смысловой интерпретации. В процессе изучения структуры текста сменилось несколько научных парадигм, прошедших путь от системно структурного подхода к коммуникативно деятельностному: 1) русский формализм 20–30… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
структура текста регулятивная — Структура текста, нацеленная на управление познавательной деятельностью читателя. Регулятивная макроструктура текста связана с системой его различных кодов … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
структура текста регулятивная — Структура текста, нацеленная на управление познавательной деятельностью читателя. Регулятивная макроструктура текста связана с системой его различных кодов … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
семантическая структура текста — Ассоциативно семантическая сеть, отражающая связи и отношения между реализованными в тексте лексическими и грамматическими значениями слов, фразеологизмов, предложений. Семантическая структура текста основана на правилах языкового кодирования и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
семантическая структура текста — Ассоциативно семантическая сеть, отражающая связи и отношения между реализованными в тексте лексическими и грамматическими значениями слов, фразеологизмов, предложений. Семантическая структура текста основана на правилах языкового кодирования и … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
глубинная семантическая структура текста — Соотнесенность значений его элементов (слов, высказываний) по горизонтали и по вертикали в сложной и глубокой перспективе целого текста в соответствии с его концептуальной заданностью … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Урок русского языка на тему «Понятие о тексте. Заглавие текста. Структура текста
Тема: Понятие о тексте. Заглавие текста. Структура текста.
Цели: 1) дать учащимся представление о тексте, частях текста: зачине,
основной части, концовке; разъяснить понятие « заглавие текста и
учить подбирать заглавие в соответствии с содержанием текста;
2)развивать устную речь учащихся , навык строить связное высказыва
ние;
3)воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.
Оборудование: учебник, тетрадь, дидактический материал, карточки.
Ход урока:
1.Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок друзья.
2.Актуализация опорных знаний учащихся
1) Работа по карточкам.
— Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Когда же пишется разделительный твердый знак в словах?
-А когда пишется разделительный мягкий знак?
Задание: подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.
2)Беседа.
— Что такое язык? ( Язык — это средство общения.)
— Что такое речь? ( Речь — это использование языка в процессе общения.)
— Для чего нам нужна речь? ( Чтобы общаться.)
— Какая бывает речь? ( Устная и письменная.)
3)Игра «Какая это речь?»
Мальчики поднимают руку, если услышат об устной речи.
Девочки поднимают руку, если услышат о письменной речи.
Два ученика разговаривают.
Учитель пишет на доске.
Бабушка разговаривает по телефону.
Папа читает газету.
Дети пишут в тетрадях.
3.Сообщение темы и задач урока.
Наша речь состоит из предложений. Сегодня на уроке мы узнаем, что образуют несколько предложений, связанных по смыслу. Но вначале – минутка каллиграфии.
4.Первичное восприятие и осознание нового материала.
1) Минутка каллиграфии.
Русский сс ск
-Запишите каллиграфически предложение.
Мы изучаем русский язык.
2) Работа с дидактическим материалом.(слайд)
Пчела — это насекомое. Муравьи – санитары леса.
К нам в окно залетела муха. Они поедают вредных гусениц и тлю.
Муравьи — лесные жители. Муравейник-это их домик.
Разноцветная бабочка села Разрушить муравейник — погубить
на цветок. муравьиную семью.
-Сколько предложений в первой колонке? (4)
-О ком идёт речь в каждом в каждом предложении? ( О пчеле, мухе, муравье, бабочке.)
-Сколько рисунков можно нарисовать? (4)
-Можно ли подобрать заглавие ко всем этим предложениям?
-Прочитайте, о ком идёт речь во второй колонке?
-Сколько предложений во второй колонке?(4)
-О ком идёт речь в каждом предложении? ( О муравьях.)
— Сколько рисунков можно нарисовать? (1)
— Можно ли подобрать общее заглавие к этим предложениям?
— Сравните предложения первой и второй колонки.
— Чем они похожи? (Они о насекомых.)
— Чем они отличаются? ( В первой колонке речь идёт о разных насекомых, это отдельные предложения. А во второй колонке – о муравьях. Предложения связаны по смыслу.)
3)Ознакомление с правилом.
4) Выполнение упражнения 1 на стр. 70
-Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
-Расскажите, каким должен быть лес? В своём рассказе используйте слова из справки, помещенной на с.70.
— Ваш рассказ – это отдельные предложения или текст?
-Что мы называем текстом?
4)Физминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
(одна вверх, другая вниз,
Рывками меняем руки).
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели,
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (приседания)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
5.Закрепление и осмысление изученного материала
Игра «Собери предложение». Работа в группах.
— Составьте предложения из слов.
1-я группа. Грибы, в, ягоды, собирали, и, дети, лесу.
2-я группа. Грибы, на, были, колючках, его.
3-я группа. Радостные, домой, вернулись, дети.
4-я группа. Ёжика, увидели, они.
-Зачитайте составленные предложения.
-Обсудите в группах, чьё предложение должно быть первым, чьё вторым и т.д. По команде учителя: «Предложения, станьте по порядку» выходят по одному представителю от команды и занимают своё место у доски.
— Прочитайте предложения в правильном порядке. Что мы составили? (текст)
— Озаглавьте его.
2)Выполнение упражнения 2 на стр. 70
-Прочитайте предложения.
— Какую группу предложений можно назвать текстом? Докажите своё мнение.
-Какова основная мысль текста?
— Объясните правописание выделенных слов.
3)Работа по карточкам (в парах).
Дети получают карточки с заданиями.
— Определите, являются ли эти предложения текстом?
Карточка 1(слайд)
Жили — были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Выросла репка большая – пребольшая.
Карточка 2(слайд)
Шёл дед лесом и потерял рукавичку. Бежит мышка и к рукавичке. Снесла курочка яичко.
Карточка 3(слайд)
Посадил дед репку. Позвал он бабку. Бежит мимо мышка. Кто – кто в рукавичке живёт?
-Почему эти предложения не составляют текст? Докажите это друг другу.
-Попробуйте прочитать предложения так, чтобы получился текст: лишнее уберите и добавьте по смыслу несколько своих.
— Почему вы легко восстановили текст? ( Потому что сказки нам знакомы).
Гимнастика для глаз
Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
4)Составление текста из предложений. ( Слайд)
От его крепкого клюва не спрячется ни одно вредное насекомое.
Дятел – очень полезная птица.
Целый день он занят осмотром своего участка.
Дятел – настоящий санитар леса.
-Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Докажите своё мнение.
— Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы вышел текст.
— Подберите к нему заглавие.
-Определите главную мысль текста.
5)Слово учителя.
Построение текста напоминает построение дома. Дом начинают строить с фундамента. Текст начинается с одного или двух предложений. Они составляют начало текста, которое называется зачином. В зачине мы узнаем, о чем будет идти речь в тексте, где будут происходить события, кто действующие лица. Затем в доме возводят стены, а в тексте составляют основную часть. В ней раскрывается содержание. Строительство дома завершают кровлей, а текст завершает концовка. В ней подводят итоги, делают выводы из прочитанного. Очень ярко три составляющие текста выражены в сказках. Вспомните зачины сказок ( Жили – были… В некотором царстве, в некотором государстве…) и концовки ( Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! и т.п.)
6)Повторение составных частей текста. Чтение правила на с.72
7) Выполнение упражнения 3 на с.71
Чтение текста учителем
-Что вам понравилось в тексте?
-Из скольких частей он состоит?
-Выберите заглавие к тексту из предложенных в учебнике?
-Прочитайте зачин, концовку…
-Выписать из текста слова с пропущенными буквами и подчеркнуть орфограммы.
6.Итог урока
1)Беседа
-Что нового вы узнали на уроке?
— Что мы называем текстом?
— Что можно подобрать к тексту?
-Что можно выделить в тексте? (основную мысль)
2)Что такое текст? (слайд)
-Это несколько предложений?
-Предложения связаны между собой по смыслу?
-Текст можно озаглавить?
-Важен ли порядок предложений в тексте?
3)Игра «Разгадай слово» (слайды)
7.Объяснение домашнего задания
Упр.на стр.71, выучить правила
8. Организационный конец урока.
«Структурные элементы текста». Конспект урока
Конспект урока в 10 классе.
Тема: «Структурные элементы текста».
Цель: учить анализу текста, выделяя его структурные элементы; прививать навык их разграничения; развивать эмоциональную сферу учащихся, способность к искренним чувствам; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.
Оборудование: учебник, схема, тексты для осложнённого списывания и творческой работы.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Планируемые результаты: учащиеся имеют представление об основных признаках текста, умеют выполнять комплексную работу с текстом.
Использованная литература:
Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова; Рос. акад. Образования, изд. – М.: Просвещение, 2010.
Русский язык. 10 – 11 класс: планы-конспекты уроков/ Г. Е. Фефилова, И. Л. Челышева – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10 – 11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина. Русский язык. Программы общеобразовательных организаций. Сборник 10 – 11 классы. М.: Просвещение, 2013.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Задание: Объединитесь в пары. Найдите общее и различное в терминах «тема/тематика», «проблема/проблематика» с последующей проверкой.
Вопросы учителя:
— Как определить:
— тему текста?
— основную мысль текста?
— проблему в тексте?
III. Повторение и обобщение изученного материала.
Комплексная работа с текстом.
Мы пр..ходим в мир для того что(бы) постигнуть красоту утв..рдить создать её.
Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по)тому что увид..л глубину л..зурного неба мерцание звёзд розовый разлив вечерн..й зари прозрач..ную дымку степных просторов б..гровый закат перед ветрен..ым днём тр..петание марева над г..ризонтом сини.. тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом небе отр..жение солнца в м..риадах капель утрен..ей р..сы серые нити дождя в пасмурный день ф..олетовое облако на с..реневом кусте нежный ст..белёк и голубой колокольчик подснежника – увид..л и изумлённый пошёл по земле созд..вая новую красоту. Остановись и ты в изумлени.. перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство. Перед человеком открылась радость жизни (по)тому что он услыш..л ш..пот листьев и песню куз..нечика журчание весен..его ручейка и переливы серебрян..ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршание снежинок и стон метели ласковое пл..скание волны и торжествен..ую тишину ночи – услыш..л и затаив дыхание слуша..т сотни и тысячи лет чудес..ную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги её.
В. А. Сухомлинский
Задание:
А) Озаглавьте текст.
Б) Докажите, что это текст.
В) Назовите основную мысль текста.
Г) Определите стиль текста (докажите своё мнение).
Д) Определите тип текста (докажите своё мнение).
Е) Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нудно, пропущенные буквы.
Ж) Определите, какие художественные средства использованы в данном тексте.
Составляем текст.
Задание: Запишите предложения в той последовательности, чтобы получился текст.
Среди них были стихи Пушкина.
Когда Афанасий Афанасьевич Фет был ещё мальчиком, ему попалась в руки тетрадь, в которой было переписано много разных стихотворений.
Именно они произвели на будущего поэта неизгладимое впечатление.
«О, какое наслаждение испытывал я, повторяя сладостные стихи великого поэта, — писал Фет много лет спустя в своих воспоминаниях.
— Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств обеспечивается связь между предложениями?
— Замените предложение с прямой речью синтаксическим синонимом – предложением с косвенной речью.
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание:
— выучить теоретический материал по учебнику;
— сочинить (или подобрать) стихотворение о любви, записать в тетрадь, графически объяснить знаки препинания.
VI. «На закуску»
ЛЮБОВЬ
(отрывки)
Любовь – не жалости приют.
И не предлог к слепому мщенью.
Любовь бранят, но всюду ждут.
Только она ведёт к рожденью.
Любовь – и буря, и покой!
Любовь – и гром, и скрипки пенье.
Любовь – как лёд, любовь – как зной.
Любовь – и страсть, и вдохновенье!
(В. П. Федоров)
— Докажите, что это текс.
— В чём отличие данного текста от предыдущих?