как формируется чувство стыда. Часть 1
Навигация по статье «Чувство стыда: как формируется чувство стыда. Часть 1»:
Из всех эмоций, которые принято называть «негативными» эмоциями, стыд – это, пожалуй, самая токсичная и самая опасная эмоция. Если мы сдаемся чувству стыда, это может нам стоить довольно дорого. Наша жизнь тогда может не состояться так, как нам хотелось бы.
Стыд — это ужасно болезненное переживание.
Это чувство поражения, унижения, преступности, отчуждения.
Чувство стыда может быть так же связано со страхом неожиданной потери самоконтроля. Например, человек боится выступать перед слушателями, боится, что будет захвачен весь какой-то реакцией и не сможет с собой совладать.
Стыд еще может переживаться как столкновение с одной стороной себя, с каким-то своим «негативным» качеством или проявлением. Человеку кажется, что он будет разоблачен и что все узнают, что он не может справиться с собой и со случившимся. Охваченный стыдом человек как бы теряет самоуважение.
Вот как описывает одна девушка свое чувство стыда перед экзаменом:
Не могла ничего делать накануне перед экзаменом. На душе как будто лежал камень. Ночью сна практически не было, все время в полусне просыпалась, снились тяжелые обрывочные сны. Проснулась с тошнотой и больной головой, добиралась в лихорадочном возбуждении.
Когда отвечали другие, я почти ничего не слышала – охватывал ужас от того, что представляла: хорошо, как они, не смогу ответить и обязательно опозорюсь. Подкатывала тошнота, периодически кружилась голова. Когда пришла моя очередь, почувствовала, что страшно покраснела, руки тряслись, в ушах стоял гул, голова была пустая, я не могла сказать ни слова. Голос не слушался, во рту пересохло.
Смысл долетавших до меня сквозь туман слов было сложно понять. Я чувствовала отчаяние от такой потери контроля над собой. Остальные люди казались нормальными, с ними было все в порядке, а я была со своим позором на виду у всех, глупая, несуразная, никчемная. У меня было одно желание, чтобы все это поскорее закончилось.
Человеку, испытывающему сильный стыд, очень сложно доказать, что с ним все в порядке и ему нечего стыдиться. Даже если это действительно так, никакие уговоры ему не помогают. Что-то происходит в его внутреннем мире.
Каким рождается ребенок
Рождение человека — это удивительное событие. Многие родители чувствуют, что в новорожденном малыше уже что-то есть. Сначала взрослые думают, что все зависит от них. Однако, чувствительные и внимательные родители со временем замечают, что личность ребенка уже существует. Она проявляется иногда еще до рождения. Даже по беременности можно предположить, кто это будет – страстный, темпераментный или спокойный малыш.
Ребенок уже рождается наполненным. Он уже обладает и темпераментом, и биологическими, физиологическими особенностями, особенностями центральной нервной системы. В нем уже заложены определенные способности. Их очень много, больше, чем человек может понять и использовать за жизнь.
Сначала ребенок учится физически справляться со своим телом. Потом ему нужно справиться со своей эмоциональной сферой. Если вдуматься – даже взрослым людям тяжело обходиться со своими эмоциями, а уж для малыша это намного сложнее. Ему надо решать много задач: понимать и разбирать звуки, слова, смыслы, свои эмоции, желания и т. п. Дальше нужно распознавать свои задатки и способности, учиться с ними управляться, выбирать свое место в жизни.
Ребенок не может самостоятельно научиться со всем этим своим богатством обращаться. Чтобы научиться этому, ему нужен другой человек. От близких ему людей ребенок впитывает отношение к себе. Это – спонтанный механизм: ребенок не разбирает, что нужно впитывать, а что нет. Он, как губка, впитывает все те способы, которыми с ним обходятся взрослые. Таким образом, он учится обращаться сам с собой. И самое важное в этом явлении то, что впитывает он все без разбору.
Как формируется чувство стыда
Чтобы появилось чувство стыда, в жизни ребенка не обязательно должно происходить то, что мы понимаем под жестоким обращением с детьми. Давайте представим себе такую совершенно обычную картину.
Маленький ребеночек не спит, у него режутся зубки и мама его качает. Приходит бабушка, берет ребеночка на руки и говорит такие слова: «Ну что же ты делаешь с мамой то? Что ж ты маму-то мучаешь? Совсем ты не жалеешь ее, маму всю извел! Мама-то, посмотри, совсем уже стоять на ногах из-за тебя не может!»
Дальше, кормит его мама с ложечки, а он хочет сам ложкой есть. Отбирает у мамы, сердится. Мама ему дала ложку, а он измазался и все вокруг себя извозил. Мама говорит: «Ну вот, извозился весь, говорила же что измажешься! Не можешь, не бери, я лучше тебя сделаю!»
Потом, пришел в детский садик. В садике нужно днем спать, а он не хочет. Ну не хочет и все – вот как себя заставить? Воспитательница ставит его в угол и говорит: «Ты наказан, постой в углу подумай. Ты сам не спишь и всем мешаешь». И вот он стоит, наказан одиночеством.
Еще пример: пришел он домой, а там мама сварила ему манную кашу, которую он терпеть не может. А он непосредственно отреагировал, разозлился, расстроился: «Я не хочу эту манную кашу есть!» Мама замученная, уставшая, она, может быть, и так не чувствует своей важности и ценности, а тут еще эти капризы… И она обиделась на него – не смогла удержаться, перестала с ним разговаривать. Так он оказывается отрезанным от нее, в эмоциональном холоде и вакууме. И все от того, что он не любит манную кашу. Он расстраивается, чувствует себя плохо, хнычет.
Подходит к папе, и вдруг заплакал. А папа ему говорит: «Ты знаешь, мальчики не плачут. Ты давай выйди, вытри слезы, приди и скажи мне, чего ты хочешь. А если тебе нечего сказать, то ты иди лучше займи себя делом, поиграй, книжки почитай или телевизор посмотри».
Нарисовал картинку к сказке. Очень старался. Пришла мама, посмотрела и говорит: «Боже мой, какой ужас. Стыдно это в школе учительнице показывать! Она подумает, что ты рисовать не умеешь, а я не могу тебя научить!» Взяла и все переделала, сама нарисовала.
В школе написал сочинение. Учительница поставила ему плохую отметку. Он обижен, возмущен, спрашивает: «За что? Мне кажется, я хорошо написал. Я был правдив, я передал свои мысли!» Она говорит: «Ты знаешь, твое сочинение написано не по стандартам. Если ты такое сочинение напишешь на выпускном экзамене, то ты получишь 2. Потом не поступишь в институт, себе жизнь испортишь, родителям, будешь дворником и испортишь показатели в школе. Поэтому, если ты хочешь хорошую оценку, ты должен научиться писать сочинение так, как надо».
Ребенок за свою жизнь встречается с огромным количеством взаимодействий с окружающим миром. В этих взаимодействиях он получает такие послания: «Не будь собой. Ты не подходящий. Ты не такой, как надо. Ты мешаешь всем. Тебя нельзя любить. Ты ненормальный».
Очень редко ребенок получает из окружающей среды что-то в качестве поддержки. В результате он начинает верить, что он не подходит вообще никуда, ни под какие стандарты. Весь этот мир – не для него.
Если он часто играет с детьми, тогда эти жесткие стандарты взрослой жизни чуть-чуть расширяются. Хорошо, если ему попадется умный и чувствительный взрослый, который как-то по другому сможет ему все объяснить.
А в общем, у ребенка складывается ощущение, что мир похож на клетку, в которую он все время не вписывается. Все его постоянно одергивают и рассказывают, что такой, как есть, он не подходит.
Чем больше он получает от мира таких посланий, чем меньше поддержки, тем чаще начинает относиться к себе так же, как и мир относится к нему. Он начинает относиться к себе, как к чему-то не подходящему, не значимому. Вот такое отношение к себе и начинает сопровождать чувство стыда, это становится привычкой.
Даже если ребенок никогда не слышал слова «стыд», даже если он уже не помнит, что конкретно и кто говорил ему в детстве – это ощущение уходит в автоматические, глубокие слои психики. Ребенок уже несет себя в мир как существо никчемное, ненужное, не подходящее, и довольно-таки противное.
«В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону — так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании, то есть в родительской заботе, для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого человека. Все мы являемся произведениями тех, кто нас любит или отказывает нам в любви.
» Джон Пауэлл
Если, например, весной когда цветочек только подрастает, набирается сил — ударит мороз, или засуха, то, скорее всего, цветок будет поврежден тем или иным образом. И возможно, не сможет раскрыться и превратиться в прекрасный цветок.
Так же и человек. Если в детстве он лишен тепла и одобрения, любви, если он растет в эмоциональном холоде и сухости, без поощрения и нежности, тогда, возможно, у него не получится раскрыть все свои способности. Тогда он не сможет открываться для общения с другими людьми и станет замкнутым.
У него сформируется отношение к себе, как к чему-то не нужному, и хроническое чувство стыда, которое будет мешать в общении с другими людьми и в достижении своих целей.
Когда стыдящемуся человеку говоришь, в чем он интересен, замечателен, талантлив, это может его сильно удивить. Он может сказать: «Да вы что!? Это совершенно не так! Во мне нет ничего хорошего. Одна пустота, грязь и гниль. Вы просто не знаете какой я на самом деле! Вы что, какие таланты, какие прекрасные качества?!» Настолько его личность оказывается придавлена и принижена.
Когда мы теряем способность видеть себя как нечто прекрасное, мы теряем возможность сделать прекрасной свою жизнь и прожить ее так, как нам хочется.
Очень часто стыдящиеся люди пытаются осознанно и неосознанно прятать свой стыд. Способы защиты от стыда начинают тогда становиться дополнительной проблемой и дополнительной «причиной» для стыда. Что из этого получается, мы посмотрим в следующей статье: «Мне стыдно: как мы можем узнать стыд».
В третьей статье мы поговорим о том, как справляться с чувством стыда и зачем эмоция стыда вообще существует: «Возможно ли полностью перестать стыдиться?».
В четвертой части поговорим о том как избавиться от стыда.
А в пятой о том как перестать стыдиться.
А пока, если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.
Форма записи к психологу Лоле Макаровой:
Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:
«Чувство стыда: как формируется чувство стыда. Часть 1»
Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:
Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.
«Чувство стыда: как формируется чувство стыда. Часть 1»
https://PsyHelp24.org/chuvstvo-styda/
Чувство стыда: условия возникновения | Журнал Cosmopolitan
В таких условиях
Как проявляется чувство стыда, знает любой — кровь бросается в лицо, руки холодеют, а голова думает: «Теперь нас с хозяйкой точно кто-нибудь посчитает идиотками или стервами». То есть налицо сильный стресс и нравственные мучения. А откуда они берутся?
Чувство стыда давно изучают психологи и даже психиатры. Так вот, они выяснили, что для его возникновения необходимо несколько условий.
Ты понимаешь, что поступила плохо.
Например, бросаешь фантик на дорогу, не найдя урну. Ты знаешь, что так делать нельзя, и чувствуешь укол совести. Это топ-уровень чувства стыда: оно возникло не перед окружающими, а перед самой собой. В тебе проснулся моральный цензор и сообщил: хорошие девочки так не поступают. Способность сказать себе «ай-ай-ай» — признак того, что ты усвоила этические нормы поведения и сделала их частью своей личности. Ну, а топ-уровень с бонус-треком — это способность ощутить чувство стыда просто потому, что у тебя возникли нехорошие мысли: допустим, ты позавидовала подруге или пожелала вредной начальнице зла. Впервые такие высокие требования — следить и за своими делами, и за мыслями — к человеку предъявила религия.
Ты не совершала осознанного зла, но при этом попала в ситуацию, когда о тебе могут плохо подумать окружающие.
Скажем, ты нарушила правила дресс-кода на важной встрече или громко сообщила о своей интимной проблеме, не заметив, что в комнате коллега мужского пола. То есть ты либо не знала о каких-то правилах, либо неправильно оценила ситуацию. Тут твой внутренний цензор опять сообщает: ай-ай-ай, хорошие девочки так себя не ведут! Это нормальный уровень стыдливости. Ты усвоила правила поведения в социуме и знаешь, что им надо следовать.
Ты случайно проявляешь что-то, что, по твоему мнению, надо скрывать.
Тебе может быть ужасно неудобно, если кто-то увидит твои небритые ноги, узнает, что ты дома ходишь в застиранной пижаме или же грызешь ногти… У каждой найдется с десяток причин!
Дело наживное
С чувством стыда не рождаются. Его воспитывают. Младенец прекрасно обходится без горшка, срыгивает, тянет ноги в рот и кидается вещами. Он делает все, что хочет. О том, какое поведение приемлемо, а какое будет оценено негативно, маленькому человеку рассказывают взрослые, по сто раз повторяя одно и то же, да и сама жизнь учит.
Чувство стыда обычно развивается «от простого к сложному». Младенцу оно незнакомо. Дети постарше учатся стыдиться формальных вещей типа демонстрации гениталий или воровства. А испытывать угрызения совести за мысли — это уже удел взрослой развитой личности. Кстати сказать, до высшего уровня доходят не все граждане, этому тоже человека должен кто-то научить: если не родители, то хотя бы книги. Зрелой личности свойственно испытывать чувство стыда только осмысленно, потому что она, личность, не раб установок, полученных в детстве. Скажем, многие с возрастом пересматривают многие аспекты «постыдного» в интимной жизни, однако для того чтобы этот процесс пошел, человеку нужно видеть, что он не одинок в своих представлениях о Вселенной.
Воспитанная девочка
В одной и той же ситуации один покраснеет, а другой и ухом не поведет. И дело тут в том, что чувство стыда — это результат воспитания. Тому, что именно неприлично, нас учат родители и ближайшее окружение. Предположим, в одной семье не запрещают громко чавкать, а в другой — девочку могут заклеймить позором просто за то, что ее нижнее белье попало на глаза отцу или брату.
Культурные различия тоже имеют значения. В одном социуме стыдно «опростоволоситься» — показаться без платка, а в другом можно спокойно разгуливать топлес. Чем более развита культура, тем больше постыдного переносится в нравственную сферу: например, нехорошо обижать слабых, желать зла ближнему и так далее.
Да что там! Моральные нормы бывают разными даже у двух одинаково развитых культур: в американской школе стыдно списывать, потому что ты «воруешь успех соседа», а в нашей школе это проявление братства учащихся против деспотизма учителей.
Нормы стыда меняются и со временем. Например, девушке совсем недавно было неприлично проявлять инициативу в отношениях или иметь добрачные связи, теперь — пожалуйста! Вот из-за таких культурных различий между поколениями бабушки и ворчат на молодежь, что все они «стыд потеряли».
И за того парня
Стыдиться можно не только за себя. Родителям может быть неловко за детей, возможно, ты краснела за маму с папой, когда они общались с твоими друзьями или родными бойфренда. Иногда мы стыдимся сограждан, безобразно ведущих себя за границей. Чувство стыда за других возникает, когда ты считаешь себя частью той же группы, что и человек, совершающий плохой поступок. Но если твой ребенок плюется, тебе стыдно, если чужой — неприятно. Если видишь вульгарно одетую женщину на улице, тебе все равно. Но если это твоя мама — о-о-о! Кстати, в глобализированном мире чувство стыда помогает определиться с гражданством: когда тебе неудобно за правительство, значит, речь о родине.
Это уже слишком
Стыдливость, то есть способность испытывать смущение по поводу каждого чиха, — это уже патология. Стыдно смотреть в глаза, стыдно стоять рядом, стыдно случайно коснуться… В современном мегаполисе с такими установками выжить непросто, но во многих традиционных культурах именно такое поведение девушки считается правильным.
Зачастую ложный стыд ведет к сокрытию информации. Даже если человек понимает, что может навредить самому себе. Некоторые, к примеру, откладывают визит к гинекологу или проктологу. Или же стыдятся сообщить врачу о каких-то привычках или проявлениях организма, тем самым осложняя диагностику. «Все врут», — говорил доктор Хаус, и мы видим, что причина чаще всего — стыд. Из-за него многие могут не признаваться в том, что им необходима психологическая помощь. Ложный стыд — частая проблема подростков. Они переживают из-за длинного носа и растущей груди. И им сложно осознать, что в своих переживаниях они не уникальны: сказывается отсутствие жизненного опыта. Но, когда взрослый человек стыдится своей физиологии настолько, что скрытничает и с самыми близкими, и с врачом, это признак личностной незрелости, над этим стоит поработать со специалистом.
Важная часть
А нужно ли нам вообще чувство стыда? Может, ну его? Вот было бы здорово: никаких пылающих щек или терзаний по поводу того, что стащила из отеля полотенце на память!
Но без чувства стыда нормальный человек жить не может, поскольку оно регулирует его поведение и является частью его личности. Не стоит рубить под корень это чувство, чтобы стать как все. Например, подруги не видят плохого в том, чтобы пообедать и развлечься за счет малознакомых мужчин, а для тебя это неприемлемо, многие девушки готовы на брак по расчету, а тебя от этого воротит. Намеренным совершением постыдных поступков ты только подорвешь нервную систему. А вот с ложным чувством стыда бороться необходимо. И сделать это будет проще при помощи стороннего человека-профессионала.
Кто виноват?
Важно различать чувство стыда и чувство вины. Виноватыми мы можем быть перед кем-то, если считаем, что навредили своими поступками другим людям. А стыд — это дискомфорт из-за собственного несовершенства (грубо говоря, понимания того, что ты недотягиваешь до идеала) или из-за того, что твое несовершенство стало очевидно для окружающих.
ТЕКСТ: Анна Никитина
Психология чувства стыда. Виды стыда
Роберт Столороу, доктор философии
Чувство стыда лежит в основе целого ряда эмоциональных состояний.
«Это стыд… который открывает мне взгляд Другого и самого меня на краю этого взгляда» — Жан-Поль Сартр
Как прекрасно подметил Сартр, испытывая чувство стыда, мы ощущаем себя овеществленными и выставленными напоказ словно изначально порочные или неполноценные перед пристальным взором рассматривающего, судящего другого. (Иногда мы сами можем быть этим судящим другим). Стыдясь, мы мучимы и становимся заложниками чужих глаз, мы принадлежим не себе, а им. В этом контексте, чувство стыда свидетельствует об утрате контроля над своей жизнью.
ВИДЫ СТЫДА
Многие эмоциональные состояния являются вариациями чувства стыда или комбинациями стыда с другими аспектами эмоциональной феноменологии. Рассмотрим несколько примеров:
Моральный стыд (отличается от чувства вины) – ощущение собственного морального несовершенства перед другим человеком. Смущение – мягкая форма чувства стыда. Чувство неловкости – это предупреждающий или сигнализирующий вид стыда. Застенчивость – также предупреждающая разновидность стыда, которая заставляет человека скрываться от оценивающих взглядов окружающих, чтобы избежать полноценного чувства стыда. Унижение – переживание чужой оценки, используемой человеком с целью пристыдить другого, чтобы почувствовать себя на голову выше или подчинить себе униженного.
В случае ненависти или отвращения к себе, мы ненавидим или презираем себя за то, что опозорились перед окружающими. Уничижение – невыносимое, разрушительное чувство стыда. В чувстве бесполезности или никчемности нам кажется, будто имеющиеся недостатки определяют нашу сущность. Испытывая некоторые формы отчаяния, человек ощущает, будто присущие ему недостатки обрекают его на жизнь в постоянном позоре и вечном чувстве собственной никчемности. В адаптивной модели поведения услужливость и исполнение желаний других людей становятся способом компенсации недостатка собственной значимости и таким образом поддерживают связь с чужой оценкой. Снисходительность как защитная реакция и обесценивание, презрение, ярость или зависть по отношению к другому человеку нередко являются попыткой замаскировать или преодолеть чрезвычайно сильное чувство стыда.
Многие психологические расстройства имеют двухуровневую эмоциональную структуру, состоящую из болезненного чувства на переднем плане в сочетании с тем, что человек ощущает по отношению к этому чувству, на втором плане. Например, так называемые “панические расстройства” представляют собой комбинацию из циклов обостряющейся тревоги и чувства стыда за то, что эту тревогу (= несовершенство) увидят другие. Данное сочетание тревога-стыд настолько невыносимо, что приводит к соматизации тревоги и выражению ее в виде физических симптомов. Многие фобии – результат попыток предотвратить постыдные проявления тревоги. Точно так же некоторые виды клинической депрессии сочетают в себе нарастающие циклы естественных негативных переживаний (грусть, огорчение и т. д.) и чувство стыда по поводу их демонстрации (= несовершенство) в присутствии других людей. Аналогично тревоге при панических расстройствах, упомянутые негативные переживания также соматизируются, выражаясь на уровне вегетативной нервной системы.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЧУВСТВА СТЫДА. ЛЕЧЕНИЕ ПАНИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ И ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ
Терапевтический подход к лечению панических расстройств и клинической депрессии предполагает 1) ослабление чувства стыда по поводу внешнего проявления тревоги и депрессивных эмоций и 2) проживание этих чувств для того, чтобы они нашли место в контексте эмоционального понимания, в котором они могут быть созерцаемыми, лучше переноситься и в конечном счете быть интегрированными психикой переживающего их человека.
Роберт Столороу, доктор философии
Отсюда
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
это что такое? Значение слова :: SYL.ru
Вам приходилось когда-нибудь испытывать стыд? Это чувство способно просто парализовать нас и лишить собственной воли, но в некоторых случаях только оно становится той границей внутри нашей личности, за которую мы боимся шагнуть. Чувство стыда не так давно стало предметом пристального изучения психологов. Довольно долго его отождествляли с виной и смущением. Сейчас стыд представляется психологами совсем в ином свете, чем ранее. Попробуем подробно разобрать эту интересную и не совсем простую тему в сегодняшней статье.
Что такое стыд?
Если не вникать в психологию данного слова, то, согласно словарю, стыд — это очень сильное чувство с негативной окраской, которое вызывается каким-либо поступком или характеристикой, и осознанием человека себя как неправильного и имеющего дефекты. Испытывать это чувство возможно только в присутствии другого человека, в одиночестве стыд не возникает. Лексическое значение слова «стыд» не раскрывает сложности самого термина и его многослойности.
Ведь в разных культурах существуют свои нормы морали, которые и определяют, за какие поступки человеку должно быть стыдно. Это удивительно, но определение слова «стыд» одинаково на всех языках в отличие от круга поступков, вызывающих данное негативное чувство. Особенно характерно испытывать эту эмоцию в культурах, где принята коллективная оценка происходящего. К таким культурам можно смело отнести Россию и Китай.
Как проявляется стыд?
Если определение слова «стыд» нам понятно, то, как проявляется это чувство, часто остается загадкой. Одинаково ли его проявление во всех культурах и обществах? Да, стыд практически всегда одинаков. Он вызывает учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, покраснение кожных покровов, сгорбленность. Часто люди закрывают руками лицо, пытаясь отгородиться от осуждающих взглядов даже тогда, когда они на них не направлены.
Когда впервые было классифицировано чувство стыда?
Несмотря на то что изучением данного чувства занялись совсем недавно, уже тысячелетия назад философы четко понимали, что такое стыд. Значение слова впервые встретилось ученым в трудах Аристотеля и Платона. Они считали, что это разновидность боязни подвергнуться чужому осуждению, в том числе и незаслуженному.
В дальнейшем данная эмоция была сведена к проявлениям чувства вины и не рассматривалась как отдельная.
Характеристика стыда как эмоции
Психологи доказали, что младенцы не испытывают такого чувства, как стыд. Значение этого слова незнакомо детям до семи лет. Из этого можно сделать вывод, что мы сами прививаем ребенку данное чувство, и оно становится постоянным и самым жестким цензором всех его последующих поступков в жизни.
Изначально ребенок не переживает стыд в полной мере, он осознает, что должен стыдиться и воспроизводит определенный алгоритм действий на совершенный плохой поступок. Это ограждает его от лишних обвинений со стороны взрослых, ситуация выглядит законченной. В дальнейшем малыш, которого часто стыдят, начинает непроизвольно испытывать данное чувство, сопровождающееся уже неподдельными переживаниями и эмоциями.
В первую очередь человек, которому стыдно, полностью сосредотачивается на себе. Он чувствует себя иным, чем все остальные люди — гораздо хуже и испорченнее. Привычка испытывать стыдливость каждый раз, когда возникает определенная критика со стороны, приводит к становлению личности крайне неуверенной в себе. Такой человек всегда будет слегка застенчивым и смущенным, он моментально замыкается в себе при любой попытке оценить его поступки.
Животные и люди с задержкой психического развития не могут испытывать такого чувства, как стыд. Значение этой эмоции им незнакомо, ведь ограничивать себя нормами морали может только личность, достигшая определенного уровня развития. Психологи считают, что чувство стыда выполняет в обществе регулирующую роль. Оно позволяет человеку понимать границы, за которые недозволенно выходить. Стыд можно рассматривать с положительной мотивирующей и подталкивающей человека стороны. Но не стоит забывать и о его разрушающей личность функции.
Стыдливость как стимулятор развития личности
В некоторых случаях стыд — это самый громкий голос совести. Человек может начать стыдиться, не только совершив поступок, но и всего лишь задумав его. Психологи считают, что подобное поведение делает из человека личность с высокими моральными принципами, которая не нуждается в оценке окружающих для того, чтобы совершать правильные поступки.
Так как стыд напрямую зависит от норм этики и морали, которые приняты в конкретном социуме, то он является просто необходимым механизмом. Конечно, не стоит упускать из виду тот факт, что нормы морали — все-таки, гибкая категория. Они подчиняются не только регулировке социума, но и индивидуальным настройкам. Именно поэтому даже в одной семье одинаково воспитанные дети могут существенно отличаться по восприятию морально-этических норм.
Стыд — это механизм, способный удержать человека от поступков, которые общество ставит вне закона. В некоторых индивидуумах данное чувство развито особо остро и позволяет им четко соотносить свои действия с внутренними ощущениями и установками. К тому же, стыдливость не дает человеку морально разложиться в условиях вседозволенности. Это имеет отношение к людям, которые внезапно разбогатели. Одни из них продолжают вести правильную жизнь, а другие пускаются во все тяжкие и не могут усмирять свои желания.
Разрушающее действие стыда
Во многих случаях стыд является разрушающим фактором, который может полностью трансформировать личность. К примеру, у многих впечатлительных индивидуумов существует ложное чувство стыда. Чаще всего оно возникает не в результате поступков и действий, а из-за определенных дефектов во внешности или мнимых отрицательных черт характера. Обычно дефекты тоже не являются реальными, но в представлении человека они выглядят преувеличенно огромными и непреодолимыми. В этих случаях стыд заставляет человека войти в круг ложных сомнений и самобичевания, он съедает душу изнутри. Итогом такого поведения станет уничтожение личности как полноценного члена общества.
Человек начинает культивировать и приумножать свои комплексы, которые могут из мнимых превратиться в реальные, и окончательно связать душу с постоянным чувством стыда.
Стыд и вина: в чем отличия?
Обычный человек часто путает между собой чувство вины и стыда, даже психологи долгое время не проводили четкой границы между двумя этими понятиями. Но на самом деле они имеют довольно явные отличия.
Вина является чувством, которое возникает в результате неправильных действий. Оно подразумевает наказание, которое полностью искупает вину. То есть причиной вины всегда выступает поступок. В качестве искупления может подойти извинение, штраф или совокупность других действий.
Стыд же, имея под собой определенный поступок, заставляет индивидуума классифицировать себя как ущербного. Снизить уровень эмоционального накала в этом случае практически невозможно, пока человек не перестанет стыдиться. Это может быть в ближайшее время или спустя несколько лет. В большинстве случаев степень испытываемого стыда не соизмерима с содеянным проступком. Стыд в несколько раз превышает ущерб от действий индивидуума.
Стыд: причины появления
Психологи утверждают, что стыд очень тесно связан с возбуждением. Например, человек очень сильно чего-то хочет, он постоянно об этом думает и мечтает. В его голове уже сложился план получения желаемого, но в этот момент возникает понимание того, что, получив необходимое, человек совершит проступок. Именно тогда проявляется стыд, он тормозит эмоциональное возбуждение и не дает довести задуманное до конца.
Довольно часто люди испытывают стыд, когда они отличаются от других. В сознании человека заложено идентифицировать себя с другими членами общества, поэтому любое существенное отличие вызывает непонимание и самобичевание. Это может касаться внешности либо внутренних особенностей, связанных с умственным развитием или чертами характера.
Также часто стыдливостью страдают взрослые, которых в детстве постоянно подвергали порицанию. В этом случае стыд будет возникать без причины и сопровождать индивидуума всю жизнь. Критика со стороны близких людей является одной из самых распространенных причин появления стыда, причем критика должна исходить от людей, которые имеют влияние на конкретную личность.
Обратная сторона стыда
Психологи, активно изучающие феномен стыда, пришли к выводу, что излишняя стыдливость является причиной многочисленных проблем в человеческой психике. Известен такой термин, как «обратная сторона стыда». Он применяется тогда, когда стыд, точнее его ложные проявления, становятся причиной комплексов или культивирования определенных черт характера в излишне преувеличенной форме.
Например, человек мечтает добиться успеха и активно проявляет себя на публике, но ему внушают, что это стыдно. В итоге возникают противоречия между потребностями и муками совести, человек начинает ощущать себя ничтожеством. Он загоняет себя в ситуацию, когда любое решение будет неверным — муки совести заставляют ощущать себя неправильным, а невозможность реализовать себя приводит к еще более сильному чувству ненужности. Организм не выдерживает подобного давления и включает защитный механизм — гордыню. Она, в свою очередь, приводит к другой совокупности проблем.
Данный пример всего лишь один из многих, в данный момент психотерапевты активно изучают, насколько стыд влияет на формирование личности в целом.
Фразеологизмы о стыде
Значение стыда в развитии социума можно проследить по количеству различных поговорок и фраз, которые раскрывают суть этого чувства. В каждой культуре можно отыскать несколько десятков фразеологизмов, попадающих под тему статьи. Мы собрали несколько самых популярных из них и решили раскрыть их значение, которое, возможно, до сих пор оставалось для некоторых тайной.
Сгорать от стыда: значение фразеологизма
Эту фразу слышали практически все из нас, и хотя бы один раз в жизни употребляли ее самостоятельно в качестве оценки своих либо чужих поступков. Поэтому многим интуитивно понятно значение этой фразы. В словарях русского языка таким образом толкуют известную поговорку: сгореть от стыда — это значит, очень сильно стыдиться какого-либо сделанного поступка. Причем сгореть от стыда можно только при обнаружении проступка другими людьми. Этот факт обязателен в данном процессе.
В разных интерпретациях фраза звучит по-разному. Как правильно — «сгорать от стыда» или «сгореть со стыда»? Значение фразеологизма от этого не меняется, и, согласно правилам русского языка, верным являются оба варианта. Хотя второй относится к простонародному разговорному жанру, но не противоречит правилам.
Фраза имеет под собой вполне реальные физические проявления стыда. Ведь человек, уличенный в чем-либо, начинает обильно потеть и краснеет. Его будто что-то жжет изнутри и ему становится не по себе. К уже перечисленным симптомам добавляется удушье и желание спрятаться.
Стыд — не дым, глаза не выест: что это значит?
Слышали такую фразу: «Стыд — не дым, глаза не выест»? Значение этого фразеологизма довольно понятно, его уместно упоминать, когда человек хочет рассказать кому-либо что-то постыдное, но боится осуждения. Поэтому ему говорят данную фразу, означающую, что необходимо открыть правду и перетерпеть стыд, который не принесет существенного вреда человеческому организму.
Стоит отметить, что в культуре русского народа очень ценится стыдливость и совестливость. Трудно представить, на что способен бессовестный человек, поэтому отсутствие стыда считалось во времена самым тяжелым уродством души. Если человек способен испытывать стыд за свои поступки, то он способен духовно расти и может преодолеть любую ситуацию, даже созданную им самим.
Ведь на самом деле стыд глаза не выест, значение и предназначение данного чувства — это ограничение и предостережение от дурных поступков. А стыд в этом случае — всего лишь эмоция, призванная мотивировать и взращивать достойную человеческую личность.
«Стыд и срам»: когда применяется фраза?
В русском языке слово «срам» имеет несколько значений. В первом оно употребляется как обозначение интимных частей тела, а во втором срамом называют дурные поступки, которые порицаются обществом. В некоторых источниках авторы ставят слова «стыд» и «срам» на один уровень, говорят о них, как о синонимах.
Когда применяется фраза «стыд и срам»? Значение фразеологизма трактуется как порицание, его применяют, обращаясь к конкретному человеку или группе людей, взывая к их совести и давая крайне негативную оценку их действиям.
Данная фраза часто встречается в русской литературе и довольно часто применялась в простонародной речи. Сейчас интенсивность использования фразеологизма не отслеживается, но по данным лингвистов и социологов можно сделать вывод, что фраза постепенно теряет свою былую частоту применения даже в быту.
Человеческая психика до сих пор во многом является загадкой для ученых, поэтому впереди нас ожидают большие открытия, которые могут принести массу новой информации о давно знакомых людям чувствах и эмоциях.
Почему стыд — это эмоция, и в чём его польза для человека ≪ Scisne?
Психолог Татьяна Лапшина разбирает феномен стыда с различных позиций и объясняет, как обращаться с этим чувством. «Стыд — это сигнал, который в ближайшем приближении даёт человеку понять, что он как-то не так себя ведёт. „Неприемлемо“ означает, что окружение его с таким поведением не примет».
Стыд — отрицательная эмоция, которая возникает в отношении личных качеств или поступков в тот момент, когда случается рассогласование того, какой или что я делаю, и того, что я или общество считает приемлемым в данной ситуации. Стыд — это сигнал, который в ближайшем приближении дает человеку понять, что он как-то не так себя ведет. «Неприемлемо» означает, что окружение его с таким поведением не примет.
Я склонна считать стыд социальной эмоцией по двум причинам. Во-первых, если попросить человека рассказать про стыд, то часто можно услышать слова «не прилично», «так не делают» и прочие наборы общественных стандартов, впитанных в процессе включения в общество. Во-вторых, стыд чувствителен к окружающим людям. Стыд может возникать при взаимодействии с другим человеком, который вдруг видит то, как я делаю что-то не то; стыд может усиливаться, если вокруг много зрителей, и стыд может ослабевать, когда я вдруг узнаю, что я не одна совершаю стыдные вещи.
Но при этом как опытный проживатель стыда я не могу согласиться с теми, кто считают, что стыдно бывает только когда, видно, то есть в присутствии другого человека. Взрослый человек всегда носит в себе другого в виде представлений о взаимодействиях с людьми. И часто бывает так, что стыдно перед собой.
Несмотря на всю социальность стыда, это очень одинокое чувство, потому что оно толкает к сокрытию от других и от себя постыдных вещей. Так, человек, который стыдится слабой памяти, будет настаивать, что вы еще не договаривались о точном времени встречи, не потому что не помнит, а потому что забыл, но вы ему напомнили. При этом пережить стыд легче рядом с другим человеком, который принимает то, что вам в себе сложно принять. Мне кажется разного рода анонимные группы (алкоголиков, игроков и пр.) во многом работают по тому, что в группе таких же, снимается давление стыда. И если вы усомнитесь в точности своего воспоминания в беседе с вашим забывчивым другом, он тут же признается: «Договаривались-договаривались, просто я запамятовал».
Вообще, если пристально посмотреть целиком на человека (или на котика, как на картинке), то можно заметить, что к собственным представлениям о себе, ни один человек не сводится. Всегда есть что-то, что я о себе знаю, и что-то, чего я не знаю или не знал до сих пор. При этом то, чего я о себе не знаю, вовсе не всегда вызывает стыд. Если в принципе, те качества, которых я в себе не замечаю, я принимаю в других, обнаружить их в себе будет, как минимум, интересно. Может быть страшно. А, может быть, я буду гордиться, если много чего сделано, чтобы такое качество в себе развить.
Собирательный образ тех качеств, которые человек категорически не принимает, аналитические психологи называют тенью. Как правило, этот образ бывает достаточно похожим у разных людей, принадлежащих к одной культуре. Стыд возникает тогда, когда вдруг часть тени становится заметной, мне самому и другому. Пока же качество не замечено в себе, человек реагирует на узнавание тени в другом: через осуждение и стыжение, за которыми часто стоит страх переживания стыда. Так, человек, который считает, что он уж точно не бывает грубым, может активно порицать грубость в другом.
Другой хороший маркер встречи с собственной тенью в другом — зависть. Она возникает, если я не замечаю в себе того, что мне хотелось бы очень иметь. Человек, не замечающий собственного таланта, будет ужасно завидовать талантам других людей.
Выше я написала, что стыд возникает в отношении качеств и поступков. В том месте, где есть рассогласование того, какой или что я делаю, и того, что я или общество считает приемлемым в данной ситуации. И это, условно говоря, здоровый стыд. Иногда бывает так, что стыдно за себя, целиком. Тогда человек ощущает, что он никчемный, не достойный. Он замирает и скрючивается, будто пытается исчезнуть. В таком состоянии сложно думать и что-либо делать. Отрицательная эмоция такой интенсивности и качества сама по себе является отрицательным подкреплением. И человек несколько раз пережив такой стыд, например, в ситуации публичного выступления или подготовки отчета начальнику, начинает избегать похожих ситуаций — не готовит выступлений, не пишет отчетов.
В таких ситуациях важно вернуть стыду переживаемый масштаб и найти то конкретное рассогласование, которое приводит к стыду. То есть вернуться к масштабам стыда за качество или поступок. А потом разглядеть это качество или поступок и решить, стоит ли что-то менять и так больше не делать, или оставить все как есть и жить дальше. Иногда это бывает сложно сделать в одиночку и приходится обратиться к специалисту, например, к психологу.
А откуда вообще берутся всяческие рассогласования меня и меня?
1. Если представления о себе не очень соответствуют реальности, потому что выстроены в другом окружении. Каждый человек о себе как-то думает, причем частенько в полярных категориях, как показано на картинке. Оси — это те качества, в которых человек привык о себе думать, они у разных людей бывают разные. Точки на осях — насколько это качество в человеке проявлено, по его собственному мнению. Если соединить все возможные проявления — получится эдакая амеба.
Я знаю приблизительно насколько я добрая или злая, общительная или замкнутая, эмоциональная или рациональная, грубая или вежливая. На самом деле противопоставления эти сугубо умозрительные, но людям так думать почему-то проще. Знаю я все это о себе из личных наблюдений и обратных связей от моего окружения. Но, как говорят ученые, мое окружение и люди в целом — это две большие разницы и выборка может быть нерепрезентативной.
Например, для моей семьи я очень общительный человек, у меня целая куча друзей и если кто-то ошибается номером, я могу проговорить с ним полчаса, если у нас вдруг обнаружатся общие интересы. Но! в сравнении с моей подругой, которая при прочих равных позвонит, а не будет писать письмо, которая может познакомиться со случайной попутчицей и задружиться с ней навсегда, а также легко рассказывать, не смущаясь о своем любимом деле, я уже не очень общительная, а просто не прочь пообщаться. Более того, я еще и замкнутая весьма, потому что мне для общения нужно «настроение», а оно бывает, скажем так, не каждый день. И вот, если вдруг я буду хвастаться своей общительностью, а тут появится моя подруга, мне будет очень стыдно за скудность моих коммуникативных навыков и замкнутость. Придется пересмотреть самооценку моей общительности.
2. Если представления о себе больше не соответствуют реальности, потому что люди меняются или попросту не влезают в дихотомические деления. Самый простой пример — это то самое ощущение, когда я набрала пару кило отнюдь не мышц и пошла в примерочную любимого магазина одежды, взяв вещи своего прошлого размера. И вот выхожу из примерочной, чтобы увидеть себя под лучшим светом, а вижу себя в совсем не лучшем свете. И не только я это вижу, а еще консультант прищурившись сообщает: «Мне кажется, вам лучше взять сорок восьмой». Если честно, в сорок восьмом и, правда, лучше, но вот этот самый момент! И главное в этом моменте то, что я узнала нечто, чего раньше о себе не знала — я 48 размера. А думала-то, что я навсегда 46-ая, а может быть, если не сильно дышать, то даже 44-ая.
Если говорить о вещах, менее осязаемых, чем набранные килограммы, — о личных качествах и конкретных поступках, то на самом деле человек больше похож не на амебу, а на круг потенциальных возможностей. В принципе, мы все может делать что-то очень хорошее и очень плохое, в какие-то моменты бываем очень общительные, а в какие-то очень замкнутые. Хотя большую часть времени мы делаем что-то более или менее хорошее-плохое, бываем более или менее общительными-замкнутыми. А иногда бывает так, что раньше мы и вовсе не задумывались о каком-то своем качестве, например, предприимчивости, а тут вдруг — опа — оно проявилось в какой-то ситуации и его нужно вписать в представления о себе. Заштрихованное пространство между амебой и окружностью периметра личности — это место потенциального рассогласования, а значит потенциального стыда или же интереса и удивления самому себе, в зависимости от того, как мы относимся к тому или иному качеству — принимаем его или нет.
3. И тут появляется еще одно место рассогласования. Если не совпадают представления о том, какой я есть, и о том, каким я хочу быть. На рисунке представление о том, какой я есть, — все та же белая амеба. Большая окружность отражает то, каким я вообще могу быть. А красная — то, каким я хотел бы стать. Тут возникают несовпадения, которые я обозначила стрелочками. И если я изо всех сил стараюсь, например, меньше быть злым, а больше быть добрым, то в ситуациях, в которых у меня не будет получаться соответствовать своему идеалу, я буду переживать стыд. Ведь я недотягиваю до своего идеала.
Резюмирую. Стыд — своего рода сигнал рассогласования моих представлений о себе и
— реальности социальных взаимоотношений, — актуального постоянно меняющегося поведения амебы живого человека, — идеала, к которому я стремлюсь.
Как только образ Я снова совпадает с реальностью и с тем, куда я стремлюсь, стыд отступает. Это своего рода кмертон, который можно использовать, чтобы настраивать либо представления о себе, либо себя. Просто так использовать не получится. Придется:
1. Сначала локализовать за что и зачем стыдно. Например, я считаю, что неплохо рисую схему и котиков, а нарисовала что-то странное. Я хочу рисовать понятные схемы с котиками или без, потому что я преподаватель и мне это важно.
2. Принять «за что» как реальность, или же отбросить. В предыдущем варианте проверяю: а вдруг я нарисовала не такую уж и фигню и кому-то моя схема понятна, а кто-то даже без подписи опознал на ней котика. Если же нет, придется смириться с тем, что, правда, получилось что-то странное и;
3. прочувствовать свое актуальное отношение к этому «за что». Если мне кажется, что преподаватели время от времени рисуют странное и это нормально, то ок. Если нет, с этим придется что-то делать или же печалиться о том, что сделать ничего невозможно. На последнем этапе, обычно, уже не стыдно, потому что я знаю, что я нарисовала странное и это отправная точка построения новых представлений о себе и рисования новых схем и котиков.
То есть стыд возникает в зазоре между получением информации, не вписывающейся в образ Я, и моментом, когда человек это отличие от образа Я готов принять.
Чем больше и правдивее человек о себе знает и чем глубже принимает неидеального себя, тем реже ситуации рассогласования, тем меньше стыда, а заодно и желания стыдить других.
Испанский стыд: почему другие заставляют вас краснеть
Почему стыд называют испанским
Как поясняют современные словари , испанский стыд — это «чувство жгучего смущения за действия, которые совершают другие люди». Это любопытное явление, конечно, международное, не имеющее чёткой географической привязки. Но дать ему собственное имя первыми додумались испанцы.
Vergüenza Ajena («позор за других») — констатировали суть данного переживания они.
И ввели название страны в тезаурусы международной психологии. Подвинув, к слову, Германию, в которой тоже есть схожее понятие — Fremdschämen, «стыд за чужака». У испанского стыда также имеются и другие названия. Например, конфуз секонд‑хэнд. Или эмпатический стыд. Или опосредованное смущение .
Впрочем, есть вещи поинтереснее, чем названия. В частности, откуда берётся этот самый испанский стыд. Что заставляет нас краснеть за других — людей, к чьим ошибкам, неумному или бестактному поведению мы сами не имеем ни малейшего отношения.
Откуда берётся испанский стыд
Исследований, посвящённых опосредованному смущению, существует не так уж много. Однако те, что есть, позволяют перечислить несколько причин, по которым вы испытываете испанский стыд. Спойлер: часть из них вас порадует, а часть, возможно, расстроит.
Это чуткость
Она же — развитая эмпатия. Вы примеряете на себя, что чувствует другой человек, попавший в неловкую ситуацию. И до такой степени сопереживаете ему, что испытываете почти физическую боль.
Это не преувеличение: при эмпатии действительно активируются области мозга, связанные с ощущением боли. Поэтому вам хочется закрыть глаза, уйти, лишь бы не видеть чужого позора.
Это эгоцентризм
Представьте себе, что на улицу перед вами выбежал голый маленький мальчик. Ребёнок ещё слишком мал, чтобы осознавать, что нарушает некие социальные нормы. Он не испытывает ни грамма смущения. Зато это смущение внезапно испытываете вы.
Так происходит потому, что ваши внутренние установки, ваш взгляд на мир кажутся вам более значимыми, нежели установки других людей.
И именно так проявляется эгоцентризм — штука в целом естественная. Однако иногда он приводит к косности взглядов, невозможности посмотреть на мир с иной точки зрения. Впрочем, это уже совершенно другая история.
Это гиперответственность
Если вам знаком испанский стыд, значит, вы склонны брать на себя ответственность за поведение других людей. И это заставляет вас переживать чужие промахи как собственные. Даже в той ситуации, когда повлиять на эти действия объективно вы не можете.
Это страх быть отвергнутым
Страх быть выброшенным из коллектива живёт в каждом из нас. Привет долгой и не всегда гуманной эволюции, которая научила наших предков: стать изгоем в племени означает очень быстро стать мёртвым. Поэтому мы остро реагируем на ситуации, в которых социум отвергает (или может отвергнуть) одного из наших соплеменников.
А вдруг, взволнованно шепчет подсознание, вслед за ним отвергнут и нас?
Проследите, как чувствуют себя люди, на глазах у которых начальник отчитывает подчинённого. Или как ведут себя школьники, когда учитель ругает одноклассника. Голова, вжатая в плечи, опущенный взгляд, неловкое молчание и отчаянное желание сбежать. Это действует тот же механизм, который запускает испанский стыд в других случаях. Где‑то там, в глубинах подсознания, нам страшно, поэтому хочется отвести глаза и сделать фейспалм, чтобы спрятаться от этого «позорища» и возможного изгнания .
Это пониженная самооценка
Лидеров, ярких и востребованных персон из племени, как правило, не выбрасывают. Выбрасывают тех, чья потеря не станет заметной. Если вы примеряете на себя роль потенциально отвергнутого, скорее всего, вы не очень‑то уверены в себе.
Это признак того, что вы относите себя к той же социальной группе, что и «неудачник»
Острее всего испанский стыд проявляется в том случае, когда вы ассоциируете себя с тем, кто попал в неловкую ситуацию. Так что опосредованное смущение может служить своеобразным психологическим тестом.
Посмотрите на человека, чьи действия вызывают у вас приступ испанского стыда. Вы ассоциируете себя с ним, считаете себя частью той же значимой для вас социальной группы. И это много о вас говорит.
Читайте также 😑😓😱
7 способов справиться с чувством стыда и пережить провал
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Американский психолог Сильван Томкинс пришел к выводу, что чувство стыда возникает, когда мы ожидаем положительных эмоций. В случае отхода от сценария мы испытываем чувство провала. Мозг может воспринимать ситуацию как проблему, требующую немедленного разрешения, или реагировать на ситуацию как на угрозу — она мешает двигаться вперед и заставляет нас переживать.
С каждым из нас происходят неловкие ситуации, после которых хочется спрятать голову в песок и никогда ее не показывать: сползло платье в самый неподходящий момент, не хватает денег заплатить за товар, а вы уже стоите на кассе с горой продуктов, или просто не знаешь, как правильно заправить машину, а очередь уже достигла вселенских масштабов. Каждый раз эти ситуации поражают воображение и ты думаешь: «Ну почему со мной?»
AdMe.ru выяснил, как можно быстро справиться с внутренними переживаниями, понимая физиологическую и химическую природу этих негативных эмоций.
Простите себя
Первое — признайтесь себе, что эта ситуация вызывает у вас чувство неловкости, это для начала поможет понять, что произошедшее требует анализа. Если вы не признаетесь себе в том, что испытываете стыд, это чувство переместится на бессознательный уровень и будет оказывать серьезное влияние, мешая вам в жизни.
Запомните и произнесите фразу, когда вам будет неловко: «Оттого что мне стыдно, я не стану лучше и счастливее» или: «Мне нечего стыдиться, все люди попадают в неловкие ситуации», это позволит проще отнестись к ситуации и найти подходящий способ ее разрешения.
Признайте свои ошибки
Начните с анализа ситуации: поймите, что именно привело к неудаче, и установите конкретную причину. Если вы действительно совершили ошибку, постарайтесь исправить ее.
Если, например, вы в процессе отчетной презентации понимаете, что есть недочеты, для сглаживания ситуации используйте смягчающие фразы: «Это сложный вопрос, на него подробнее я смогу ответить позже, после более глубокого изучения, сегодня я сделал такие выводы» или «Коллеги, после обсуждения этого вопроса с вами я, возможно, изменю свое мнение и озвучу его позже». Спокойно выслушайте критику, не жалуйтесь, а в следующий раз начните выступление с проблемного вопроса и лучше изучите тему.
Это временно
Человеческие ошибки забываются достаточно быстро, поэтому чувство стыда — состояние временное. Откажитесь также от ненужных сравнений, не сравнивайте ваше поведение с ожиданиями других людей, примите себя и не пытайтесь соответствовать не своим представлениям о себе. Именно эта рассогласованность ожиданий и реальности чаще всего вызывает чувство стыда.