Свойства мышления: основные свойства мысли и правильного мышления в психологии, Относится ли к свойствам целенаправленность? – Свойства мышления

Автор: | 08.01.2019

Содержание

основные свойства мысли и правильного мышления в психологии, Относится ли к свойствам целенаправленность?

Свойства мышления: виды и характеристики

Что такое «хорошо», а что такое «плохо»? Ответ на эти вопросы не всегда очевиден, у каждого свой взгляд на то или иное событие. Все зависит от типа мышления каждого человека. О мышлении поговорим в этом материале.

Что такое мышление?

От того, какие мысли живут в голове, и зависит то, как человек воспринимает действительность. В психологии существует следующее определение мышлению: это процесс, в результате которого моделируются систематические отношения окружающей среды.

Нужно отметить, что мышлению нельзя научиться, его невозможно вызубрить по учебникам, мышление – это способность понимать происходящее вокруг, данная человеку сознанием и тысячелетиями эволюции.

Свойства мышления: виды и характеристики

Основные свойства

Мы видим только то, что лично мы видим в каждой конкретной ситуации. Это — заслуга мышления, а оно у каждого — свое, неповторимое. Единственное, что, пожалуй, одинаково у всех здравомыслящих, это – свойства мышления. В психологии выделяется семь основных направлений, по которым идут наши мысли.

  1. Целенаправленность. У каждого мыслительного процесса есть конечная цель. Мы всегда пытаемся найти ответ на любой поставленный вопрос. И вовсе не всегда это должен быть вопрос «жизни и смерти».
  2. Логичность. Даже женская логика, вопреки шуткам и анекдотам, есть всегда. Разумеется, она не всегда верная, понятная окружающим, но она, тем не менее, присутствует в мыслительном процессе.
  3. Развитость. Неразвитое мышление свойственно малышам и людям с психическими отклонениями. Люди с неразвитым мышлением вполне счастливы, если удовлетворяют их примитивные естественные потребности — в пище, сне.
  4. Способность формировать понятия. Сравнить и охарактеризовать явление, вещь, ситуацию – это обязательное свойство человеческого мышления.
  5. Мышление не способно быть объективным. В этот процесс всегда вмешиваются чувства и переживания конкретного человека. Поэтому и говорить о том, что кто-то мыслит правильно, а кто-то нет, не приходится. По-своему правильным образом мыслят все.
  6. Позитивность/негативность. У одних все исключительно в белом цвете, у других – в черном, все зависит от того, как человек относится к происходящему вокруг. Одни способны даже в самой сложной и неприятной ситуации найти положительные эмоции. Другие и на собственной свадьбе целенаправленно ищут подвох.
  7. Направленность во времени, линейность. Одни смотрят только вперед, другие то и дело осматриваются назад. Если первые размышляют, как выйти из конкретной сложившейся ситуации, вторые пытаются понять – почему это произошло, и что ими было сделано не так.
Свойства мышления: виды и характеристики

Виды и их характеристики

Психологи обычно разделяют мышление на три класса мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Такое разделение построено по генетическому принципу, при этом определяют различные степени развития мышления, которые происходят последовательно.

Наглядно-действенное подразумевает, что человек наблюдает за реальными предметами, животными, людьми и постигает взаимоотношения между ними в конкретной сложившейся ситуации.

Наглядно-образное предполагает создание представлений о некой ситуации или образах. То есть человек использует наглядные изображения через их образные представления.

Словесно-логическое предполагает применение логических знаний о том или ином событии, предмете, существе. И таким образом человек постигает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи реальных событий или объектов.

Кроме этого, мышление делится на наглядное и вербальное, то есть кому-то проще один раз увидеть, другому достаточно это услышать. Еще оно делится на практическое и теоретическое, то есть кому-то «закон не писан», он ищет всевозможные способы решить ту или иную задачу, другим важно исполнение норм и правил, которые сами они и разрабатывают.

Свойства мышления: виды и характеристики

    Следующие антиподы связаны с интуитивным и аналитическим мышлением. Первое протекает быстро, не разделено на отдельные четкие этапы, мало осознаваемо. Второе – длительно по времени, разделено на четкие этапы, конкретно представлено в голове человека.

    Но к какому бы типу ни относилось ваше мышление, важно уметь запускать в своей голове процесс сравнения, он помогает найти схожие и отличные свойства предметов, ситуаций, что в последующем непременно поможет решить поставленную задачу.

    Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез. На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной.

    Хотя с другой стороны процесс мышления сугубо личный, и нередко он зависит от характера человека. У одних мышление бодрое, у других – ленивое. Кто мыслит рассудительно, кто импульсивно. Так же его делят на женское и мужское, цивилизованное и диковатое, гибкое и прямолинейное. Да и происходит оно на разных уровнях.

    Свойства мышления: виды и характеристики

    Одни мысли роятся в глубине нашего сознания, другие на поверхности, третьи остаются где-то в середине, там чаще всего находятся те, что появились благодаря стереотипам, которые нас окружают. Наружу вырываются самые разные, но чаще всего – контролируемые и хорошо осознаваемые мысли. А вот в самом дальнем уголке скрывается то, что появилось у нас практически бессознательно. Это – база, на которой потом начинают основываться все наши последующие мыслительные процессы.

    И при этом не любое мышление помогает жить. Иногда оно может мешать. Порой нужно действовать быстро, полагаясь на собственный опыт, выработанные годами рефлексы, а мыслительный процесс тормозит простое решение важных задач. В категорию «вредных» мыслей также относятся ненужные, негативные, и конечно, назойливые. Вот им совсем не место в нашей голове и от них следует избавляться.

    Свойства мышления

    свойства мышления

    Мышление представляет собой процесс, в ходе которого происходит моделирование систематических отношений окружающей среды. Существует множество других определений, которые подходят к этому процессу с разных сторон. Свойства мышления – это значимые характеристики, которые помогают лучше разобраться в сути этого явления и его направленности.

    Основные свойства мышления

    Благодаря конкретным свойствам человеческого мышления мы воспринимаем окружающую действительность именно так, как мы ее воспринимаем. Итак, в перечень свойств входят следующие:

    1. Основное свойство мышления – его направленность. Это говорит о том, что у него всегда есть некая конечная цель, мысли отвечают на поставленный вопрос (не всегда важный или значимый, иногда и произвольный).
    2. Мышление может быть позитивным или негативным. К каждой ситуации человек может отнестись по-разному, исходя из того, как именно он привык думать. Одни люди привыкли переживать, отмечать в происходящем только плохие стороны (негативное мышление), другие же всегда настроены на то, чтобы даже в неприятной ситуации найти плюсы (позитивное мышление). Психологи уверены: более счастливыми являются последние.
    3. Мышление может быть направленным в прошлое или в будущее. В первом случае человек склонен рассуждать на тему того, что произошло, как произошло, как следовало бы поступить и так далее. Если размышления направлены в будущее, то человек будет склонен рассуждать о том, как можно выйти из ситуации.
    4. Мышление обязательно формирует понятия. Ситуацию, явление, предмет оно стремится характеризовать, упорядочить, сравнить, найти отличия от подобных и так далее.
    5. Мышление не может быть объективным, оно всегда субъективно. Так или иначе в него всегда вмешиваются личные мысли, чувства, эмоции. Благодаря этому свойству, творческое мышление заставляет человека заниматься самовыражением посредством создания чего-либо, передающее его образы и идеи.
    6. свойства мышления в психологии
    7. Мышление логично. Логика может быть не всегда верно построенной. Но присутствует она обязательно.
    8. Мышление может быть развитым или не развитым. Неразвитое мышление встречается только у детей и у недалеких людей, которые не стремятся анализировать ситуацию и готовы жить, опираясь разве что только на инстинкты и простейшие потребности. У подавляющего большинства взрослых людей мышление развито и продолжает развиваться в течение всей жизни.

    Свойства мышления в психологии характеризуют мыслительный процесс с разных сторон и позволяют глубже проникнуть в сложную суть самого явления, которое происходит ежесекундно с каждым человеком в состоянии бодрствования.

     

    13. Свойства мышления

    Свойства мышления:

    Мышление направленно, оно отвечает на какой-то (не обязательно целесообразный) вопрос .

    • Соответственно мышление может быть позитивным (Что найти хорошее в случившемся?), может быть негативным (Ну и что здесь плохого?), направленным в прошлое (почему произошло? Почему сделал?), в будущее (как использовать? Зачем сделал?) Мышление формирует понятия (что? Как сопоставимо с …? Чем отличается от? Чем похоже на?)

    Мышление необъективно, но логично.

    • Да, логика бывает корявой – но она есть всегда, если речь идет о мышлении

    Мышление может быть развитым и неразвитым.

    • Неразвито оно обычно у детей, которые еще учатся осмысливать происходящее и лентяев, кому лень думать. В этом случае отсутствие мышления оправдывается «нематематическим складом ума», «неумением мыслить логически» (что кстати противоречит самому понятию мыслить) и прочими оправданиями. У взрослых людей – развито и постоянно развивается.

    Мышление развивается не в результате заучивания, ав результате понимания.

    14.Развитие мышления

    Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Онтогенетический включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.  Один из наиболее известных психологов современности, швейцарский ученый Ж.Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций. 

    15.Воображение

    Воображение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Но все ли мы представляем, что же такое на самом деле воображение? В психологии этим словом описывают процесс создания в своем сознании образа того или иного предмета. При этом далеко не всегда этот предмет будет соответствовать своему реальному прототипу. В некоторых случаях картины, создаваемые в нашем сознании, совсем не соотносятся с реальностью, такой образ носит название фантазии.

    Важно помнить, что воображение прочно связанно с еще двумя психологическими процессами: памятью и мышлением. Каждый из них в разной степени проявляется в разные моменты.

    Функции воображения заключаются в следующем: представление действительности, формирование плана действий, регулирование эмоционального состояния и познавательных процессов.

    Психология воображения, как и большей части психологических процессов, изучена еще не до конца. Однако кое-что ученым узнать все-таки удалось. Наибольший интерес для обычного человека может представлять описание различных видов этого процесса.

    Воображение в психологии делится на несколько видов по двум принципам. Первый принцип – это степень осознанности процесса. Легко понять, что в данном случае воображение делится на осознанное и неосознанное. Второй принцип деления, по выполняемой задаче, характерен только для осознанного воображения: творческое, воссоздающее и мечта.

    Начать стоит с самого простого, а именно с неосознанного воображения. В этом случае воля человека совершенно не учувствует в процессе. Оно наиболее свойственно маленьким детям. Взрослые с ним встречаются в основном во сне или в полудрёме. Для некоторых расстройств психики также характерно неосознанное воображение. В психологии в этом случае говорят о галлюцинациях: человек подсознательно создает образ предмета или существа и помещает его в реальный мир.

    16. Направленность личности – ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовыхпотребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.

    Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности.

    Различаются следующие особенности направленности личности. 1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности – нравственность ее повседневного поведения, соответствие нравственности личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности 2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов – целеустремленность личности. 3. Степень устойчивости отношений – последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.

    Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность – это значимость для человека определенных явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и т. п.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.

    Социальная адаптация личности – это прежде всего ее приобщение к системе ценностей определенных социальных общностей. Среди этих ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данный группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свободанарода, жизнь близких людей, честь и достоинство – вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь

    Однако люди иногда недооценивают объективно значимые ценности либо, наоборот, придают повышенную значимость ценностям конъюнктурным, престижным, модным. Существуют и мнимые сверхценности. Бывший миллиардер кончает жизнь самоубийством, если в результате биржевых неудач он стал всего лишь миллионером. Как отмечает В. И. Леви в книге «Искусство быть собой», «при крушении сверхценности, например любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовется «депрессивной заслонкой»… Отрицательная сверхзначимость разливается по мозгу черным огнем, и вот ценности гаснут изнутри, внезапно, все сразу, и нет масштабов, и конец целям, запросам и интересам – теряется ощущение смысла жизни».

    Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей.

    Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности – это ценностно-ориентационная категоризация ее сознания. Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей.

    Деятельность личности направляется этими целями.

    Но если цель – основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности – в системе человеческих потребностей.

    17. Мотивация-это широкийкруг явлений, побуждающих человека к деятельности. Само слово «мотив» — от лат.Moveo — «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье«Четыре принципа достаточной причины». В настоящее время существует множествотрактовок мотивации, что нередко затрудняет однозначное ее понимание [9, c.94].

    Мотивация (в широкомсмысле) — это все, что вызывает активность человека: его потребности,инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы и т. п.

    Термин «мотивация»представляет более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация»используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающеесистему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности,потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и какхарактеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческуюактивность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определитькак совокупность причин психологического характера, объясняющих поведениечеловека, его начало, направленность и активность.

    Представление омотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поискответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?»,«какой смысл…?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведенияи есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков

    Мотивацияявляется одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и взарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологиисвязана с анализом источников активности человека, побудительных сил егодеятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека кдеятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ееадекватной интерпретации.«Когда людиобщаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах,побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также отех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» В самом общем плане мотив это то, что определяет,стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенногов определяемую этим мотивом деятельности.

    Сложность имногоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов кпониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющимисследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положениео единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторонмотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием такихпроблем, как система отношений человека, соотношение смысла и значения,интеграция побуждений и их смысловой контекст, направленность личности идинамика поведения, ориентировка в деятельности и т.д.

    18. Самосознание личности. Я-концепция: структура, функции и развитие.

    Свойства мышления

    Психика представляет собой сложную отражательную деятельность мозга, характеризующуюся индивидуальностью восприятия и последующего отражения реалий. Познание мира, открытие в нем новых свойств, взаимосвязей и закономерностей представляется возможным благодаря мышлению. Мышление позволяет раскрыть то, что недоступно для познания посредством восприятия. Его основной задачей выступает выявление существенных связей, основанных на реальных зависимостях посредством дифференциации их от случайных совпадений в пространстве и времени. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему, другими словами, мышлению свойственна обобщённая репрезентация реальности.

    Подходы к дефиниции, пониманию сущности мышления

    Определение 1

    В современной научной литературе под мышлением понимается психическая деятельность, направленная опосредованное и обобщенное познание социально-природной объективной действительности при помощи выявления, раскрытия и установления взаимосвязей, механизмов и закономерностей между предметами, явлениями, феноменами, процессами познания.

    Мышление тесно связано с восприятием, однако, если восприятие обеспечивает непосредственное познание действительности, мышление носит опосредованный характер. Основной единицей мыслительного процесса является мысль – когнитивное действие, направленное на анализ и сопоставление различных факторов по характерным признакам.

    Особенности мыслительной деятельности

    Мышление характеризуется индивидуальными особенностями, к которым могут быть отнесены следующие:

    • широта – способность охватить множество аспектов познаваемых явлений, не упуская частностей;
    • глубина – способность проникнуть в сущность познаваемых феноменов;
    • самостоятельность – способность самостоятельно формулировать цели и задачи, решать их собственными силами;
    • оперативность – индивидуальный темп реализации мыслительных операций;
    • гибкость – свобода от сковывающего влияния закрепленных прошлым опытом способов и приемов решения познавательных задач;
    • критичность – умение объективно оценивать, осмысливать познаваемые объекты, подвергать проверке выдвигаемые положения, гипотезы, выводы.

    Мышление развивается на протяжении всей жизни индивидуума, обеспечивая личностное развитие.

    Виды мышления

    В современной психологической литературе выделяют несколько видов мышления, включая следующие:

    1. Наглядно-действенное мышление – мыслительная деятельность, которая опирается на непосредственное восприятие предметов, преобразование социально-природной окружающей среды посредством выполнения определенных действий с предметами;
    2. Наглядно-образное мышление – мыслительная деятельность, которая опирается на образы и представления. При реализации наглядно-образного мышления преобразования осуществляются на уровне образа;
    3. Вербальное (словесно-логическое) — реализуется посредством логических операций с понятиями, осуществляется на базе языковых средств, является самым поздним этапом исторического и онтогенетического развития мышления.

    Определение 2

    Выступая основным инструментом словесно-логического мышления, понятие является обобщённой категорией, охватывает не единичные явления и объекты, но их классы, группы, фиксирует их при помощи вербального кода.

    Содержание понятия может раскрываться в форме суждений, умозаключений. В свою очередь, умозаключения основываются на индукции (когда общее суждение вытекает из частных конкретных случаев, частных посылок) или дедукции (когда частный результат выводится на основании общих положений).

    Таким образом, мышление представляет собой познавательную деятельность, позволяющую личности лучше понять характер взаимодействия явлений, феноменов, процессов объективной и субъективной реальности, обеспечивая формирование у индивидуума целостной картины мира.

    35 Понятие и основные характеристики мышления, его функции. Физиологические основы мышления.

    Мышление – это психически-познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека недоступное непосредственное восприятие. Мышление представляет собой процесс, связанный с сознанием и речью.  Свойства мышления:  1. Опосредованность мышления – способ передачи знаний от поколения к поколению.  2. Мышление социально обусловлено – развивается в социуме (обществе).  3. Обобщенность мышления – обобщение существенных свойств окружающего мира. 4. Целенаправленность и произвольность – мышление всегда связано с решением какой-либо задачи и сопровождается волевыми усилиями.  5. Для мышления характерна связь с сознанием и бессознательностью. 

    Операции мышления: (Функции)

    1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

    2. Суждение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.

    3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

    4. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

    5. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составляющие части.

    6. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.

    7. Обобщение — процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объединить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака

    8.сравнение(установление сходства и различия между объектами), 

    9. абстрагирование (выделение важных в данный момент свойств объекта и игнорирование тех качеств объекта, которые нам в данный момент кажутся несущественными)

    10. обобщение (выделение общих признаков у класса объектов). 

    Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

    В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

    36 Подходы к изучению мышления. Ассоциативная психология мышления. Психология мышления в рамках вюрцбургской школы и гештальтпсихологии.

    Мышление как ассоциация представлений

    Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. До этого времени основной была ассоциативная психология —  все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений, объединенных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплек­сы. (Гартли, Эббингауз, В. Вундт). Понимание познания как созерцания, принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущении». Конечным предметом мышления являются субъективные ощущения, образы восприятия и представления. Поэтому представители ассоциативной психологии не считали нужным специально исследовать мышление. Понятие отожествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков: суждение — как ассоциация представлений; умозаключение — как ассоциация двух суж­дений, служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него.

    Ассоциативная теория сводит содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности его протекания — к ассоциативным законам. Мышление сводится к процессу ассоциации связей следов прошлого и настоящего сенсорного опыта.

    Критика: Мышление имеет свое качественно специфи­ческое содержание и свои качественные специфические закономерности про­текания. Специфическое содержание мышления выражается в понятиях; по­нятие же никак не может быть сведено к простой совокупности ассоциативно связанных ощущений или представлений. Представители ассоциативной теории не смогли решить проблему активности мышления, творческие способности по их мнению существовали априори.

    Вюрцбургская школа о мышлении

    Представители: А. Бине, Кюльпе, Марбе Вюрцбургская школа сделала разработку психологии мышления своей основной задачей; положила начало системному изучению мышления.

    Основное положение: мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к содержанию ощущений и восприятия. Но слишком оторвали мышление от восприятия, они вообще не связаны. В результате вюрцбургская школа пришла к неправильно­му пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания. Положение о предметной направленности мысли (интенция). Поскольку (из идеализма) мышление было внешне противопоставлено всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления на предмет (интенция) превратилась в чистый акт (в мистическую активность вне всякого содержания).

    Представители вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе. За время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволю­цию. В начале были утверждения о безобразном характере мышления (О. Кюльпе, X. Дж. Уатт, К. Бюлер в ранних своих работах), затем представители вюрцбургской школы  выявили и подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Также изменились взгляды на взаимоотношение мышления и речи. Вначале (у О. Кюльпе, например) мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от речи. Затем мышление и образование понятий (Н. Ах) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, где бессмысленный знак — правитель мышления, была по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.

    Мышление с позиций гештальтпсихологии

    Представители: Вергеймерт, Келер, Коффка. Критика вюрцбургской школы.

    Основа мышления – способность формировать и преобразовывать структуры в реальной действительности. Мышление совершается в замкнутом круге (сфере сознания). В итоге мышление сводится к движению мыслей в замкнутой структуре сознания.

    Исходная ситуация, в которой возникает проблема, — это в своем наглядном содержании неуравнове­шенное феноменальное поле, в котором имеются как бы незаполненные места. Вследствие этого в проблемной ситуации создается напряжение, которое вызывает переход данной неустойчивой наглядной ситуации в другую. Посредством последовательного ряда таких переходов происходит преобразование, т. е. изменение структуры, исходного наглядного содержания, которое и приводит к решению задачи. Задача оказывается решенной попросту в результате того, что мы под конец по-иному, чем вначале, непосредственно видим содержание исходной ситуации.

    В противовес психологии мышления вюрцбургской школы, которая оторвала мышление от чувственного созерцания, Коффка попытался, таким образом, осуществить на основе принципа структуры то же сведение мышления к наглядному содержанию, которое на основе учения об ассоциациях отстаивала ассоциативная психология. Эта попытка игнорирует специфику мышления.

    37 Разработка проблемы мышления в рамках бихевиоризма и психоанализа. Информационная теория мышления.

    Бихевиоризм о мышлении как поведении

    Бихевиоризм возник в Америке в начале XX в. Отбросили понятие психики и сознания, предмет – поведение. Против интроспекции, за наблюдение. Ощущение, восприятие, мышление и другие понятия психических процессов или функций рассматривались с точки зрения поведенческого опыта, главная функция —  приспособления к окружающей среде.

    Проблема мышления в раннем бихевиоризме.

    Уотсон: мышление отождествил с поведением, это не познавательный процесс.   Разделял поведение на внешнее (непосредственно наблюдаемое извне) и внутреннее (мышление в широком смысле слова, или умственная Д).  Умственная Д вызывается внешними стимулами, опосредует видимое поведение. Умственная Д не связана с мозгом. По сравнению с непосредственно наблюдаемым поведением мыслительная деятельность, по мнению Уотсона, отличается лишь очень большой свернутостью, сокращенностью. Мышление не обусловлено социально, главная функция – обеспечить приспособление организма к среде (мышление = совокупность реакций, вызываемых окружающей средой).

    Закономерности мышления Уотсон сводит к закономерности образования навыков. Организм приобретает навык путем проб и ошибок, аналогично любой другой деятельности.

    Проблема мышления в современном бихевиоризме.

    Основы теории мышления — Кларк Халл. Он первый (1930 г) применил общую необихевиористическую теорию поведения к анализу знаний, процесса решения задач, образования понятий. Проблемой мышления занимаются Скиннер, Толмен и другие необихевиористы.

    Мышление — форма приспособления организма к новым условиям. Эти новые условия представляют для организма проблемную ситуацию, или ситуацию задачи, поэтому процесс приспособления к проблемной ситуации описывается бихевиористами как решение задачи.

    Критика: не рассматривают мышление как психический процесс познания закономерных отношений между вещами, процесс отражения тех сложных (причинно-следственных, функциональных и т. п.) отношений между объектами, в которых раскрывается сущность предметов. И ранние, и поздние бихевиористы: мышление человека и животных не отличаются. Лишь в самое последнее время бихевиористы начали иногда говорить о некоторых качественных особенностях мышления человека. Но они продолжают сводить решение задач к процессу проб и ошибок или отбору приспособительных реакций.

    Психоанализ

    Мышление рассматривается в психоанализе как мотивационный процесс 3 Фрейду принадлежит работа по психологии мышления \»Остроумие и его отношение к бессознательному\» В ней \»остроумие\» объяснено как проявление творческого м мышление В основе ее лежат бессознательные первичные мотивы Возникает остроумие и ее результаты в обход недовольство первичных потребностей, т.е. творчество является сублимированным удовольствием этих потребностей Мыслительная действовали ьнисть может происходить под влиянием бессознательного мотива или его заменителя — желаемого мотивамінника — бажаного мотиву.

    Психоанализ частично коснулся проблемы связи мышления с мотивами Вопросов, как влияет мотивация на организацию, строение мыслительной деятельности, не изучали

    С психоанализом связана теория аутистического мышления (Е Блейлер) Аутизм объясняют как доминирование внутренней жизни, уход от внешнего мира проявлениями аутистического мышления являются сновидения, мифология, народные поверья, шизофреническое мышление и т.д. Е Блейле ер в своей концепции показывает регулирующий влияние мотивационно-эмоциональной сферы на мышлениелення.

    Информационная теория мышления. По данным исследований, творческое мышление обнаруживает себя уже во время постановки задачи и имеет своеобразный ход (Г. Вертхаймер, Г. Вудвортс, К. Дункер, О. Зельц, С. Калмыкова, Г. Линдсей, А. Лук, Я. Пономарев). Как и процесс мышления вообще, оно проходит следующие этапы: создание образа, который соответствует условиям задачи; операции анализа, синтеза и прежде всего обобщения; нахождения принципа решения; получение результата. Однако в этом случае содержание каждого этапа отличается особой сложностью. Кроме того, этот вид мышления основывается на высокой интеллектуальной активности иотношении к творчества как к ценности.

    32. Общая характеристика мышления. Виды мышления

    Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

    Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление протекает нормально только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово является более богатым по содержанию сигналом, оно связано с процессами отвлечения и обобщения.Обычно принято выделять следующие виды мышления.Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.( свойственно детям раннего возраста. В развитой форме оно свойственно людям определенных профессий, связанных с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик).

    Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. ( характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры). Операционным компонентом мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания

    Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

    Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

    С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

    Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

    Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом.

    33 Мышление — это особого рода деятельность, имею­щая свою структуру и виды (рис. 12.2). Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются опре­деленные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обра­щаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информа­ции, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выражен­ными в форме понятий, суждений умозаключений. Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используют­ся образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы

    мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преоб­ладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества. Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидно­стями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимо­действии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение дей­ствительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас дей­ствительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности. Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дей­ствительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста. Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, заня­тых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

    Особенности мышления

    Определение 1

    Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.

    Мышление включает в себя следующие особенности:

    Опосредованный характер

    Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

    Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

    Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

    Мышление опирается на законы явлений

    Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.

    Мышление рождается из наблюдения

    Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.

    Мышление проявляется в словесной форме

    Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».

    Мышление базируется на жизненном опыте

    Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.

    Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *