Как связаны сознание и деятельность человека?
Сознание — это способ восприятия окружающего мира человеком. Само слово указывает на процесс постижения знания, заложенного в окружающем мире, и удвоение его посредством мышления. Как связаны сознание и деятельность человека? Для ответа на вопрос поэтапно разберем эти термины.
Природа сознания
Сам термин содержит подсказку о сущности процесса.
Реальность окружающего мира хаотичная на первый взгляд, имеет в основе определенный логикой природы порядок. Внутренний закон, согласно которому и определяется порядок и последовательность явлений внешнего мира.Человек как часть природы имеет особенность, которая дает ему право осуществлять преобразующую окружающий мир деятельность. Эта способность — мышление. Сознание и деятельность человека оказывают преобразующее воздействие на окружающий мир.
Именно предметное освоение действительности дает право говорить об осознанной деятельности. Сознание — это процесс мышления, в результате которого знание, заложенное в природе реального мира, получает отражение в мышлении человека.
Осознанная деятельность
Человек, осуществляя деятельность, имеет определенную цель и предмет. Целью является результат деятельности, который получает человек в итоге преобразования окружающего мира. В ином случае деятельность и сознание ее ценности теряют смысл.
Все этапы деятельности человека связаны с осознанием процесса:
- постановка цели и задач деятельности;
- применение знаний, умений и навыков в процессе труда;
- оценка результатов деятельности.
Эти последовательные этапы активности показывают, как связаны сознание и деятельность в процессе преобразования действительности.
Развивающая деятельность
Осознанно осуществляя деятельность, человек тем самым задает горизонты своего развития. Поскольку сама деятельность является развивающей средой для формирования личности.
Рассматривая деятельность и сознание как взаимосвязанные процессы, ученые разработали учение о деятельности как ведущей на каждом из возрастных этапов человека:- Игровая. В процессе ребенок получает и отрабатывает знания о мире.
- Учебная. В процессе школьник приобретает знания об основных областях жизнедеятельности человека.
- Трудовая. Эта форма является основой самореализации человека в качестве личности.
На фоне этого учения наглядно проявляется, как связаны сознание и деятельность человека на каждом из возрастных этапов жизни.
Личность и трудовая деятельность
Общей целью осознанной трудовой деятельности является удовлетворение личных потребностей. Они могут быть разные. Известная схема — пирамида потребностей Маслоу — сообщает о наличии четырех уровней потребностей:
- Физиологические потребности. Начальный уровень потребностей человека. который позволяет осуществлять существование на уровне природы.
- Потребность в безопасности. Отвечает цели самосохранения человека.
- Потребность в принадлежности к социальной группе. Отвечает природе человека как социального существа.
- Потребность в уважении, признании и самовыражении. Это уровень потребности развитой личности.
Все потребности в разной степени являются мотивирующим началом деятельности человека. Степень зависит от культуры уровня морали личности.
Если человек ориентирован только на материальные потребности, формируется потребительский тип культуры и ей определяется деятельность. Сознание, личность в полной степени обретают свою стихию на высшем уровне потребности, в процессе полного самовыражения.Как связаны сознание и деятельность, личностная самореализация в процессе трудовой деятельности? Именно в процессе производства социально значимой деятельности личность в полной мере реализует свой потенциал.
Она получает признание, уважение за востребованный обществом результат труда и в этом полностью проявляет свою цель, назначение.На уровне решения проблемы физиологического удовлетворения потребностей и потребности в безопасности человек обеспечивает только свое индивидуальное бытие. И только будучи востребованной обществом личностью, человек удовлетворяет свою осознанную потребность в том, что он привнес в развитие общества.
Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы…
Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность…
Который все это повторение, во всем мире идет, времена года, погода, планеты и земля вокруг солнца, чтобы назвать несколько. И что из наших умов, с их повторениями мыслей и слов, и от действий привычки? Или есть точка в этой повторяющейся временной линии, где те, кто живет в то время, открывают бессмертие, через науку и технологию или генную инженерию, возможно, и они одни с тех пор могут иметь возможность бесконечной жизни. Но даже это все равно может быть частью очень долго повторяющейся временной линии человечества.
Только некоторые мысли, чтобы обдумать, может быть, мы когда-нибудь узнаем, может быть, нет! Нет ничего нового под солнцем, и во вселенной мы просто постепенно осознаем наше собственное сознание. Настоящая задача — оценить тот факт, что мы не знаем. Если бы мы могли объяснить, как могут соединяться две части безжизненных материалов и испускать энергию, чтобы произвести сознательность, тогда мы будем на что-то.
Сознание человека основано на способности к словесно- логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического»- наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.
Моя мама — ученый астролог. Поэтому мы обсуждаем вопрос о науке, лежащей в основе предсказаний в астрологии. Краткая информация об индуистской астрологии: индуистская астрология — это все о том, как ведет себя разум человека в ответ на положение 9 планет. В нем говорится, что влияние планет на каждого человека различно. Ни у одного человека не будет подобных гороскопов.
Хорошие астрологи предсказывают гороскоп родителей, наблюдая за гороскопом ребенка. По моим словам, наши предки пытались расшифровать поведение универсального интеллекта, наблюдая за позиционированием планет. И мог бы написать теорию, основанную на этом.
Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее зн
Сознание и деятельность — Студопедия
Сознание
На протяжении веков проблема сознания является ареной острых идеологических споров. Представители разных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования. Естественнонаучный подход противостоит в этих спорах религиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники естественнонаучного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией человека. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а человека «телесного» — его производной.
Но, несмотря на различия в трактовке природы сознания, и те и другие отмечают, что оно связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. О том, каково сознание, что оно собой представляет, свидетельствуют язык людей и предметы культуры — результаты труда, произведения искусства и т. п.
Основываясь на естественнонаучном подходе, отечественная психология разработала учение о формировании устойчивых структур сознания человека в раннем возрасте благодаря общению со взрослыми. Согласно этому учению каждый человек в ходе индивидуального развития приобщается через овладение языком к сознанию, т. е. совместному знанию. И благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Так, человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных предшествующими поколениями. В результате общения с другими людьми он обучается целенаправленному использованию этих предметов.
Именно потому, что человек относится к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определенным значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая ее результаты.
Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определенные умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создает проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.
Обосновывая единство деятельности и сознания, отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека. Слово «ведущая» подчеркивает, во-первых, то, что именно она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Во-вторых, в русле ведущей деятельности развиваются все другие ее виды.
Например, у ребенка до поступления в школу ведущий вид деятельности — игра, хотя он уже немного учится и трудится (дома с родителями или в детском саду). Ведущий вид деятельности школьника — учение. Но, несмотря на то что в его жизни важное место занимает труд, в свободное время он все так же с удовольствием продолжает играть. Ведущей деятельностью подростка многие исследователи считают общение. В то же время подросток продолжает учиться и в его жизни появляются новые любимые игры. Для взрослого ведущая деятельность — труд, но вечерами он может учиться, а свободное время посвящать спортивным или интеллектуальным играм, общению.
Завершая наш разговор о сознании, еще раз вернемся к определению деятельности. Человеческая деятельность, или, что можно считать синонимом, сознательная деятельность,— это активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей.
Потребности человека являются источником его активности, а постоянное рассогласование между изменяющимися потребностями и наличными условиями для их удовлетворения выступает как движущая сила развития личности. Психическая активность имеет различные формы: инстинктивное поведение, выполнение навыков, «ручное» мышление, т.е. мышление в процессе манипулирования с предметами, ориентировочное поведение. Все формы активности, в определенной степени, мы можем обнаружить не только у людей, но и у животных. Однако у человека ведущей формой активности, становится сознательная деятельность.
Деятельность— это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности.
Главная отличительная черта деятельности заключается в том, что, порождаясь потребностью как источником активности, она управляется сознаваемой целью как регулятором активности. Поведение животного всегда непосредственно направлено на удовлетворение той или иной потребности, при этом потребность не только толкает животное на активность, но и определяет формы этой активности. Нужды организма животного определяют, что выделяет психика в окружающем мире и какие ответные действия вызывает. Совсем по-иному организовано поведение человека: не сама потребность как таковая, а общественно принятые способы ее удовлетворения начинают диктовать формы поведения.
Мотивом, который заставляет человека работать, может быть и потребность в пище. Однако человек, например, управляет станком не потому, что это удовлетворяет его голод, а потому, что это позволяет изготовить необходимую ему деталь. Содержание его деятельности определяется не потребностью как таковой, а целью — изготовлением определенного продукта, которого требует от него общество. То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Побуждения, мотивы, которые порождают его деятельность, расходятся с непосредственной целью, которая управляет этой деятельностью.
Под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление. Подчеркивая значение цели как предполагаемого результата, можно сказать: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела, постройкой своих восковых ячеек, посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет, вместе с тем, и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».
Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими. Так, например, цель всей деятельности учащегося профессионально-технического училища — приобрести профессию, чтобы обеспечить себя материально и стать самостоятельным человеком. Но цель деятельности этого же учащегося при выполнении конкретного учебного задания более узкая, например, научиться разметке деталей. Однако, для того, чтобы достичь и этой цели, ему надо осуществить ряд частных действий, у каждого из которых своя цель.
Для того, чтобы можно было говорить о деятельности, необходимо выявить в активности человека наличие сознаваемой цели. Все остальные стороны деятельности — ее мотивы, способы выполнения, отбор и переработка необходимой информации — могут осознаваться или не осознаваться, а также осознаваться неполностью и даже неверно. Неполно, например, и чаще неправильно осознает подлинные мотивы своих поступков недисциплинированный подросток. Да и взрослые люди порой принимают на веру второстепенные «маскирующие» мотивы, которые «подбрасывает» им сознание для оправдания ошибочных и недостойных действий или поступков. Под поступком понимается действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.
Не только мотивы, но и многие мыслительные процессы, которые привели к выбору тех или иных планов деятельности, далеко не полностью осознаются человеком. Что касается способов осуществления деятельности, то большинство из них, как правило, регулируются помимо сознания. Примером тому могут служить любые привычные действия: ходьба, речь, письмо, управление автомобилем и т.д. Степень и полнота отражения всех этих сторон деятельности в сознании определяют уровень осознанности соответствующей деятельности. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение.
В отличие от деятельности, импульсивное поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Оно выражает лишь аффекты и влечения индивида и, поэтому, нередко может носить эгоистический, а иногда и антиобщественный характер. Так, импульсивно действует человек, ослепленный гневом или непреодолимой страстью. Импульсивность поведения не означает, однако, его бессознательности. Это скорее сужение контроля со стороны сознания, при котором сознается и регулирует поведение только личный мотив, а не его общественное содержание, воплощенное в цели.
Принцип единства сознания и деятельности (далее принцип единства) — основополагающий принцип деятельностного подхода в советской психологии. Сформулирован в 1930-е годы С. Л. Рубинштейном в такой форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство». Рубинштейн несколько иначе понимал сознание и деятельность, чем например в интроспективной и бихевиористской традициях. В его понимании деятельность не является суммой рефлекторных и импульсивных реакций на внешние факторы, так как регулируется сознанием, а стало быть, раскрывает его. Сознание при этом не становится реальностью, приобретенной субъектом при самонаблюдении, оно есть результат деятельности субъекта, в нем оно формировалось и развивалось, через неё сознание и может быть познано. [2, с. 244]
Леонтьев А. Н. считал, что решение проблемы, предложенное Рубинштейном, остаться в рамках раскритикованной им же самим теории дихотомии, и предложил иное решение проблемы. Он считал, что сознание живет в деятельности, при этом образы, модели этого лишь накопленное знание о ней, её обобщенные модели, иными словами изначально развернутая она сжимается до необходимого элемента в сознании. Таким образом сознание не просто создается и развивается в деятельности, но и неотъемлемо в ней существует. [9, с. 72]
Л. Я. Гальперин, продолжая идеи Леонтьева, считал, что сознание выполняет ориентировочную деятельность, является неотторжимой от собственно внешней — предметной — деятельности. При этом психическая сторона всегда является взаимодействием с внешним, а противопоставляются только образы и непосредственно действия — образ как одномоментное, «замороженное» действие, тогда как действие это «живой» процесс. [6, с. 146]
Сознание — это единство всех психических процессов, свойственных человеку как личности, оно есть отражение объективной реальности, процесс чрезвычайно сложный и многосторонний. Обобщенные образы и понятия помогают создавать картину мира. При этом, стоит подчеркнуть, что сознание это высший уровень психического отражения человеком действительности.
Сознание объединяет в себе все формы познания человеком реальности и его отношение к тому, что он отражает. Все психические процессы, такие как, например, ощущение, память, мышление, настроение, мечта, настойчивость, склонность, принципиальность и прочие, а так же состояния и свойства человека — всё это формы проявления сознания. Развитие всех психических функций обеспечивает формирование у человека индивидуального отражения внешнего мира, своего рода идеальную модель его. Эта модель оказывает направляющее влияние на поведение человека. Именно это и называется сознанием. [1, с. 304]
Обоюдное воздействие объективного мира и человека рождает в его сознании превращение реального в идеальное, а идеального в действие реальное.
Сознание не дано изначально, это продукт развития, другими словами это сторона развития личности, неотделимая от неё. В процессе этого развития, приобретенный опыт даёт новый взгляд на мир, его сокрытые стороны, происходит принципиальное переосмысление жизни. Именно процесс переосмысления жизни, происходящий в течение всей жизни человека, и определяет его основные мотивы к действиям, его поведение. Это есть не что иное как умение определять задачи или цели жизни, а не только их решения, а стало быть не только лишь владение знанием, но и умение его использовать на практике.
Под деятельностью понимается активность субъекта, направлением которой является изменение мира, производство определенного продукта духовной или материальной культуры. Стоит заметить, что деятельность может быть как практической, так и теоретической, стало быть производимый продукт может нести весьма разнообразный характер. Но не смотря на это, деятельность состоит всегда из определенного алгоритма, ряда актов, основанных на побуждениях или мотивах, при этом любая деятельность есть, как правило, решение той или иной задачи. Задача есть потребность, выдвинутая анализом состояния субъекта, а точнее его отношением к воспринимаемому. Таким образом, мотив для действия порождается отношением индивида к модели, порождаемой сознанием, а стало быть, самим сознанием. [3, с. 285]
В статье «Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)» Рубинштейн раскрывает суть деятельностного подхода, он, по мнение автора, состоит в следующем: «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого». [10, с. 165]
Леонтьев А. Н. подчеркивал, что основной характеристикой деятельности является её предметность, а сама деятельность есть ничто иное, как прямая связь субъекта и объекта, в которой в меру необходимости включена психика. [8, с. 84]
Таким образом, деятельность неотъемлемо связана с человеческой психикой, так как последняя, есть регулятор поведения, определяющий мотивации, цели, их решения, а, соответственно и результат.
Так, по словам самого Рубинштейна, единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании. Конкретнее, всякое внутреннее переживание рождается из отношения субъекта к чему-либо внешнему, а стало быть, неразрывно с ним связано. Иначе говоря, любое переживание всегда направлено на объект переживания. Однако природа поступка всегда неоднозначна, не всегда напрямую зависит от отношения объекта и это обосновывает внутреннюю — сознательную — сторону человеческого поступка, выражающуюся в мотивах того или иного поступка. Именно поэтому не стоит рассматривать поведение — в контексте деятельность — как нечто исключительно внешнее, с сознанием как с чем-то исключительно внутренним. В природе человеческих поступков они взаимодействуют неотделимо. [7, с. 129]
Таким образом, суть принципа единства сознания и деятельности состоит в том, что разные уровни психических процессов раскрываются, соответственно, в разных уровнях деятельности. И даже само осознание деятельности неостановимо влияет на её процесс.
В психологии, сознание обусловлено общественным бытием человека, образом жизни. Эта обусловленность выступает принципом детерминизма. Принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый Рубинштейном, выступает как конкретизация его. [4, с. 226]
Согласно принципу детерминизма — всё возникает, изменяется и исчезает, согласно определенным правилам и законам. Сама детерминация — это генетическая связь, причинность, возникающая между действием предшествующим и действием последующим, причиной и следствием.
С. Л. Рубинштейн определил детерминацию как диалектику внешних и внутренних условий. Так, любое воздействие субъекта на объект преломляется через внутренние качества и свойства объекта, а значит, результат зависит не только от характеристик субъекта, но и от качеств объекта. В случае, если речь идет о живом организме, то от его психики. «Внешнее определяется через внутреннее» — эту формулу вывел Рубинштейн. Она позволила решить многие проблемы, стоящие перед психологией того времени. В 20–30е годы Рубинштейн сформулировал ведущий принцип деятельностного подхода — принцип единства сознания и деятельности.
«Деятельность и сознание не есть два в разные стороны обращенных аспекта, они образуют органическое целое; не тождество, но единство». — писал Рубинштейн. Данный принцип возник из необходимости преодолеть точку зрения, рассматривающую деятельность как проявление чист внешнего, а сознание — исключительно внутреннего. На самом деле сознание и психика не является чем-то исключительно внутренним, так же как и деятельность — исключительно внешним. В обоих случаях имеются как внутренние, так и внешние стороны. [12, с. 305]
Рубинштейн считал, что деятельность есть единство внешнего и внутреннего, так психика и сознание это внутренние характеристики деятельности, а свойства деятельности это характеристики психики и сознания. В данном принципе выдвигается, что не существует сознания без деятельности, а деятельности без сознания. Позднее Рубинштейн квалифицировал этот принцип следующим образом: «Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать таким образом самую деятельность человека предметом психологического исследования». Благодаря ему стало возможным изучать сознание и психику через «внешние» признаки, поступки. Однако стоит подчеркнуть, что установленный Рубинштейном деятельностный, как его позднее назвали, подход не устанавливает сведение сознания и психики целиком к деятельности. Напротив, данный принцип базируется на понимании их, как различных материй, неотъемлемо и тесно связанных друг с другом. Деятельностный подход служил для выявления специфики активности сознания. [11, с. 264]
Кроме того, Рубинштейн конкретизирует философское понятие субъекта. Он выявляет именно того субъекта, который осуществляет и в котором реализуется связь сознания и деятельности. Изучаемая психологией, под понятие такого субъекта попадает личность.
Психика и сознание не самодостаточны, не существуют самостоятельно, они всецело принадлежат личности. Личность в понимании Рубинштейна, становится самым богатым понятием, помогающим преодолеть абстрактный характер связи сознания и деятельности. Именно через личность Рубинштейн раскрывает множество связей сознания и деятельности, с помощью личности эти связи проявляются, с её же помощью они замыкаются.
Личность определяется Рубинштейном через «триединство» — желаемое, то чего человек хочет, мотивация; возможности человека; и сама суть человека, что есть он сам, конкретнее это то, что из тенденций, мотивов осталось в его характере. В такое «триединство» органично вписались как динамичные качества личности, например мотивы, так и устойчивые — способности, таланты. Перефразируя это определение сегодня, можно сформулировать, как единение мотивов и возможностей в соответствии с характером в процессе реализации в жизни, в соответствии с целями и в силу обстоятельств. Способы такого единения и вырабатывает личность.
Для Рубинштейна личность содержит в себе и предмет исследования, и принцип, и является основной психологической категорией.
Рубинштейн, так же, выявляет задачи, которые решались этим принципом. Считает, что с его помощью можно выявить не только связь сознания и деятельности, но и связь психических процессов между собой, качеств и свойств, определить качество и способ организации психики, которые достигаются на уровне личности, наконец определить качества личности, обнаруживаемом в «особом измерении» и процессе его развития — жизненном пути. Сюда же он относит задачи исследования саморазвития, выявления диалектики внешнего и внутреннего, специфики соотношений развития и обучения, развития и воспитания, особенного и всеобщего, индивидуального и типического, которые так же возникли в психологии.
Так принцип единства сознания и деятельности был сформулирован в результате критического осмысления мировой психологической науки.
В капитальном труде «Основы общей психологии» Рубинштейн представил и обобщил практически все знания и достижения советской психологии 30-х годов. Этому предшествовало написание «Основ психологии» и рассмотрение множества эмпирических исследований, а так же выдвижение вышеупомянутых теорий.
Одним из главных стержней в книге «Основы общей психологии» является рассмотрение психики, сознания и личности в развитии. Здесь Рубинштейн продолжил тенденции советской психологии 20-х годов. В своём труде он раскрывает исторический, онтогенетический, антропогенетический, филогенетический, функциональный аспекты развития психики и бытийно-биографический — развития личности. Система психологии рассматривается им через систему всё усложняющихся в деятельности психических процессов и образований. [10, с. 239]
Деятельность рассматривается Рубинштейном в прогрессивном состоянии — становлении, изменении, совершенствовании, на разных этапах жизни индивида, она принимает новые формы. Именно поэтому он возражает против роли деятельности в развитии психики, выражающейся исключительно только в тренировке, не создающей ничего нового. В работе он доказывает, что на разных этапах жизни деятельность меняется в зависимости от мотивов, приобретенных эволюционировавшей психикой, которая качественно меняется и использует новые психически образования. Кроме того он противопоставляет свою концепцию той точке зрения, которая рассматривает психическое развитие как созревание, заложенного от природы материала, которое не зависит от внешних, деятельностных факторов.
Принцип единства сознания и деятельности, впервые сформулированный в работе «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» выступает уже в более конкретной форме в работе «Основы общей психологии. Этот принцип предполагает развитие сознания через деятельность, стоит подчеркнуть, что содержание принципа совершенно отличается от обычного, генетического развития, принятого в психологии. [13, с. 218]
Принцип единства сознания и деятельности так же имеет множество аспектов, он выполняет не только позитивные, но так же и критические функции. Он задает систему дифференциации и единения психологических проблем, даёт новое понимание предмета психологии, определения природы психического, раскрывает принадлежность сознания действующему субъекту, относящегося к миру благодаря, как раз таки, наличию у него сознания. Немаловажен вклад и в рассмотрении работ последующего развития психологии. В некоторых, деятельность свелась к абсолютным формам, такая тенденция очевидна, если рассматривать психологию и философию, конкретнее, когда речь идет о тождестве сознания и деятельности. [5; 236]
Сознание представляется Рубинштейну регулятором поведения, только лишь потому, что не тождественна деятельности, в нём находится вся объективная действительность. Более того в сознании человека хранится не только информация о мире, с которым он сталкивался непосредственно, но так же и всё то, с чем он никогда не вступал в контакт, даже всё то, что нельзя отнести к существующему — оно либо уже было, либо будет. Именно поэтому личность не оказывается замкнутой в узком круге своего «я», она может выходить за его пределы, причем бесконечно далеко. Таким образом личность определяет систему ценностей в мире, некую систему координат, в соответствии с которой будут принимать решения о действиях.
Литература:
- Абульханова К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избр. психол. труды. — М.:ОНИКС, 1999.
- Абульханова К. А. Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. — М.: Наука, 1989.
- Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность–М.: Директ-Медиа, 2008.
- Брушлинский А. В. Принцип детерминизма в трудах С. Л. Рубинштейна // Вопр. психол. 1989. № 4. С. 66–73
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.:Литкон, 1976.
- Гордеева О. В. О некоторых ограничениях разработки проблемы сознания в марксистской психологии (на материале трудов С. Л. Рубинштейна) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996, № 3. — С.26–33.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Академия, 2004.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. –М.:ТАУС, 1957.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии (изд. 2-е.)
– М.: Гелеос, 1946. - Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса.. –М.:РИПОЛ, 1933.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. –М.:Наука, 1973.
- Юдин Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Вопросы философии. 1976. № 5. С. 65–78.
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, сознание, принцип единства сознания, личность, образ, советская психология, процесс, принцип, общая психология, действие.
Сознание – это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности; оно представляет собой чрезвычайно сложный процесс отражения объективной действительности. Другими словами, давая определение сознанию, мы можем подчеркнуть, что это высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Сознание представляет собой единство всех форм познания человека и его отношения к тому, что он отражает. Ощущение, память, мышление, настроение, мечта, склонность, настойчивость, принципиальность и все другие психические процессы, состояния и свойства человека – это формы проявления его сознания.
Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека отражается им как сознание.
Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании – превращается в идеальное, а сознание как идеальное претворяется в действия, в реальное.
Сознание определяет предварительное, мысленное, построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеальный.
Деятельность — можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
В общеисторическом плане основным видом деятельности, определяющим развитие сознания человечества, является труд. Поэтому при изучении сознания отдельной личности необходимо учитывать особенности ее трудовой деятельности.
Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет.
При изучении деятельности и сознания личности необходимо учитывать, что человек, в силу своей социальной сущности, неуклонно идет вперед по пути развития, а не повторяет циклы жизни, как это происходит в животном мире. В психологическом отношении жизненный путь конкретного человека не повторяет жизненного пути всех предыдущих поколений людей
Информация питает сознание, а сознание, в конечном счете, есть структура, принимающая, перерабатывающая и излучающая информацию.
Общим современным выводом науки относительно информации считается, что ее носителем в физическом мире являются электромагнитные волны.
Это означает, что информации отводится роль чего-то, что как бы «ездит» на более материальном носителе и что это есть что-то неуловимое, или, как сказал Г. Винер, «информация есть информация, а не материя, и не энергия»
Само слово «информация» раскрывает свое значение. Ин-форма-ци-я – это обречение формы энергии «ЦИ» в «Я», т.е. сознания (в частности – человека). Значит, информация – это форма энергии Света (в смысле Божественных эманаций), которую она приобретает в виде различных волн, частиц и т.д. в материальном мире, где может самоосознаться на уровне отдельного индивидуального сознания. Происходит это в сознании любого объекта Вселенной, а в нашем мире – в сознании любого организма, особенно – человека.
Мозг и сознание
Общие представления о связи сознания и деятельности мозга человека
Определение 1
Сознание человека — это по существу бесконечная смена получаемых в процессе жизнедеятельности впечатлений, воспоминаний и мыслей.
Мозг является органом сознания, а сознание в свою очередь является одной из функций мозга.
Развитие функций сознания теснейшим образом связано с развитием мозга человека, который в свою очередь получил мощнейший толчок в развития в процессе развития трудовой деятельности человека и развитием речи и слова в процессе социального прогресса.
Глобальный характер изменений, произошедших с человеком в процессе перехода к трудовой деятельности, адаптация к все более усложняющемуся ее характеру привели к тому, что над проекционными зонами, которые были непосредственно связаны с периферическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, послужившие основой для более сложных синтезов.
В связи с тем, что у человека основным органом сознательной деятельности выступает кора головного мозга, факт о наличии взаимосвязи между сознанием и мозгом опирается на ответ на вопрос о наличии взаимоотношений между психикой человека и корой больших полушарий головного мозга.
Готовые работы на аналогичную тему
Исследователи отмечают тот факт, что чем сложнее организация мозга, тем более высокий уровень развития сознания. Связь, существующая между мозгом и сознанием, характеризуется прежде всего тем, что уровень сложности организации мозга определяет уровень развития отражательно-конструктивной способности сознания.
Многочисленными исследованиями доказано, что мозг современного человека, который был сформирован в процессе длительной биосоциальной эволюции, является уникальным сложноорганизованным органом. Ярким подтверждением данного утверждения является процесс формирования сознания у человека в онтогенезе: развитие мозга ребенка в процессе его роста и развития обуславливает и соответствующее развитие сознания, а старение мозга пожилого человека способствует угасанию основных функций сознания.
Замечание 1
В случае нарушения или разрушения структуры организации материи мозга подвергаются разрушению и основные структуры сознания человека.
Связь сознания с процессами, протекающими в коре головного мозга
Мозг, который в процессе своего функционирования запускает сложные биохимические физиологические и нервные процессы, является материальным воплощением сознания, которое в свою очередь напрямую связано с протекающими в коре головного мозга процессами. Рассмотрим эту связь более подробно:
- процесс сознания это высшая форма отражения мира человеком, и оно тесно связно со способностью человека к членораздельной речи, логическим обобщениям, абстракции. Как уже отмечалось выше данные процессы могут быть присущи только человеку;
- основным источником и способом существования сознания является знание;
- источником развития сознания является трудовая деятельность;
- сознание формируется при непосредственном участии речи;
- сознание является основной функцией мозга;
- сознание является многокомпонентным процессом, но в итоге составляет единое целое;
- сознание имеет активный характер и способно воздействовать на окружающую действительность.
Роль полушарий мозга в развитии сознания человека
Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа.
В процессе деятельности правое полушарие работает с высокой скоростью, осуществляет функции по опознанию, сличению воспринимаемых образов с имеющимися в памяти человека эталонами на основе вычленения в воспринимаемом объекте или явлении схожих значимых признаков.
Для левого полушария характерен аналитический подход к процессу формирования того или иного образа. Данный подход связан с последовательным разбором каждого из воспринимаемых элементов по определенной программе исследования.
Однако, необходимо отметить, что в случае изолированной работы левого полушария, оно потеряет способность к интеграции воспринимаемых элементов в целостный образ предмета или явления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любой психологический процесс сопровождается деятельностью обоих полушарий головного мозга человека. Каждая сенсорная модальность имеет свой уровень сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не сознаем, пока не направим свое внимание на них.
В соответствии с этим можно сказать, что мозг человек на современном этапе развития является сложноорганизованным органом. Нормальное функционирование психики человека невозможно вне нормально функционирующей деятельности мозга. Деятельность сознания также имеет теснейшую связь с психическим процессом внимания, в связи с тем, что человек осознает и анализирует именно то, что обращает на себя внимание и заставляет удерживать воспринимаемое явление или предмет в поле зрения.
На протяжении всей жизнедеятельности человека он находится в процессе приобретения знаний об окружающей его действительности и о самом себе. Основой знаний в данной ситуации являются процессы памяти, мышления и внимания. Здесь явно прослеживается их связь с сознанием человека, потому что именно знания, получаемые человеком и перерабатываемые с помощью данных психических процессов, являются источником для развития сознания человека.
Процесс развития человека и формирования его как гармонично развитой личности проходит под постоянным контролем самосознания, которое является обязательным условием постоянного самосовершенствования личности.
Замечание 2
Сознание является основной функцией мозга и уровень его развития находится в прямой зависимости от степени организации деятельности головного мозга человека. Чем выше уровень развития мозга, тем более высокий уровень развития имеет и сознание. Таким образом теснейшая связь сознания и мозга неоспорима и исследования в данной области по-прежнему являются актуальными.
6.2. Психологическая структура сознания
Сознание и бессознательное. Бессознательное как арефлексивное сознание
Бытийный и рефлексивный слои сознания
Как можно понять бессознательное? Какие измерения многомерного сознания выделяют в современной психологии?
Сознание и бессознательное. Бессознательное как арефлексивное сознание
Мы уже отметили, что сознание представляет собой многомерное образование. В ходе анализа сознания, в первую очередь описания практики сознания, мы выделили некоторые его образующие, составляющие компоненты (в частности, его бытийный и рефлексивный компоненты). В психологии зафиксированы различные подходы к выделению образующих сознания.
Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З.Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.
Мы уже отмечали, что выделение З.Фрейдом бессознательного, создание им метода психоанализа представляют собой пример одной из практик работы с сознанием. Есть предположение, что подобное структурирование сознания исчерпало свой объяснительный потенциал. В.П.Зинченко пишет, что «несмотря на то, что в этой структуре именно на подсознание ложится основная функция в объяснении целостного сознания, многим поколениям психоаналитиков не удалось нащупать удовлетворительных путей проникновения в подсознание» и в настоящее время речь идет о том, «чтобы найти новые пути к анализу сознания, когда подсознание и бессознательное вообще необязательны как средство (и тем более как главная цель) в изучении сознания» [22].
Оригинальный подход к проблеме бессознательного предложен В.В.Налимовым. Он высказывает предположение о том, что сознание человека погружено в особую, «внеприборную реальность», не охватываемую естественными науками, науками о пространственно-протяженных, объектных явлениях. Эту реальность можно было бы назвать семантической в отличие от знаковой, семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира.
Семантический мир — мир бессознательного — раскрывается в сознании человека через образы. Слова нашего языка имеют две ипостаси: символическую, когда они являются ключами, открывающими вход в бессознательное, и дискурсивную, когда они становятся элементами, над которыми строятся логические конструкты.
Разграничение бессознательного и сознательного — это противопоставление континиума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированного сознания, т.е. сознания, очищенного от бессознательного, является искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ.
Сознательное и бессознательное — это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное — арефлексивное сознание.
Индивидуализированная форма «сознания вообще» — это структурированное, организованное самосознание. Оно воспроизводится семантикой актуальной культуры. Общественная форма «сознания вообще» — это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы и т.п.).
В наше время обе формы находятся под жесткой детерминацией семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира, лежащего в основе рационализма Нового времени. Символизм буквально экранирован знаковыми структурами сознания (в наибольшей степени сформированного сознания, в наименьшей — сознания ребенка, художника и т.п.). Поэтому требуется особая практика по формированию измененных (необыденных) состояний сознания, чтобы выходить в символическое пространство нашего мира.
Бытийный и рефлексивный слои сознания
В отечественной психологии сложился другой подход к анализу структуры сознания. Л.С.Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия.
А.Н.Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С.Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.
Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко [23]. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.
В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухслойная уровневая структура сознания и четыре единицы его анализа (рис.14).
В.П.Зинченко указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.
Дадим краткое описание каждого из компонентов структуры, как они представлены в работах А.Н.Леонтьева и В.П.Зинченко.
Значение. В психологической традиции этот термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других — как содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства. В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. «В значениях, — писал А.Н.Леонтьев, — представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой» [24].
Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.
Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл — это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями. Смысл и создает пристрастность человеческого сознания.
Исследования смысловой сферы сознания в психологии связаны с анализом воплощения смысла в значениях (глубоко интимный, психологически содержательный процесс; во всей полноте проявляется в художественном творчестве), извлечения (вычерпывания) смыслов из ситуации или наделения ситуации смыслом. При решении человеком сложных жизненных задач наблюдаются противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл — значит задержать реализацию программы действий, мысленно проиграть ее, продумать. Осмыслить значение, напротив, значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.
Биодинамическая ткань — это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой сознания) таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.
Психологически ценные данные об особенностях биодинамической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движения и действия в предметном и социальном мире имеют первостепенное значение, и это соответствующим образом сказывается на формировании их индивидуального сознания [25].
Чувственная ткань образа — это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. «Особая функция чувственных образов сознания, — писал А.Н.Леонтьев, — состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту… Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности» [26].
Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности». В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя. Наиболее отчетливо эти явления проявляются при сенсорной депривации, в условиях монотонности, однообразия окружающего мира [27].
Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. Характеризуя взаимоотношения между слоями сознания, В.П.Зинченко пишет: «Рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, бытийственным. В свою очередь, бытийный слой не только испытывает на себе влияние рефлексивного, но и сам обладает зачатками или исходными формами рефлексии. Поэтому бытийный слой сознания с полным правом можно назвать сорефлексивным. Иначе не может быть, так как если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга» [28]. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл — это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.
Феноменальное сознание и интенциональность — это два разных способа понимания сознания. 1 То, как вы понимаете эти две концепции, может оказать существенное влияние на ваше понимание вашей жизни в целом.
Таким образом, философия может оказать глубокое влияние на вашу жизнь. Ключ приходит к вашему собственному пониманию того, что кажется вам верным. В этой статье подчеркивается, что представляют собой понятия сознания, феноменального сознания и интенциональности, а также аргументы, поддерживающие их существование.С помощью этой информации вы можете прийти к своим собственным выводам о связи между феноменальным сознанием и интенциональностью.
Сознание
Сознание — это слово, которое часто используется, но что оно означает на самом деле? Правда в том, что трудно определить сознание научным или философским способом. Есть целый ряд философских дебатов о том, что действительно составляет сознание вообще. Эти дебаты имеют значение, поскольку технические достижения продолжают совершенствовать искусственный интеллект.
Те, кто определяют сознание как чисто переживание, проявляемое через материальную реальность с материальным, вызывают страх, что, в конце концов, искусственно интеллектуальные машины станут разумными и в конечном итоге будут стремиться к власти над людьми. По сути, они полагают, что такую машину можно создать, потому что все функции человеческого мозга в конечном итоге могут быть имитированы с помощью передового компьютерного программирования.
Интенциональность
Люди, которые видят сознание через эту линзу, склонны определять сознание как интенциональность, то есть сознание — это опыт наличия мыслей или умственных состояний о или из чего-либо. 2 В практическом смысле это описывает опыт «рассказчика» ваших мыслей, объединенное чувство «я».
Другой способ описать этот тип сознания — использовать термин, придуманный философом Недом Блоком. Он утверждал, что существует два типа сознания: A-сознание и P-сознание. А-сознание означало доступ к сознанию, и оно тесно связано с идеей интенциональности.
P-сознание означает феноменальное сознание.Это тот тип сознания, на котором настаивают некоторые философы, а другие отрицают. Суть дискуссии связана с серьезной философской проблемой, которая возникает, если вы настаиваете, что все сознание возникает из материальных причин. На самом деле это называется «трудная проблема сознания».
В сущности, проблема в том, что если сознание возникает из физической материи, то откуда оно берется именно? Как те же самые основные химические вещества в атомах переходят от бессознательного, находящегося в скале, к сознательному, когда обнаруживаются в нашей крови?
Концепция феноменального сознания, отдельная от интенциональности, может быть понята как попытка преодолеть этот разрыв.Они предполагают, что, хотя рассказчик и мысли являются частью сознательного опыта, существует также феноменальное сознание.
Это более тесно связано с концепцией квалиа или с тем, каково это или каково быть индивидуумом в любой данный момент. Те, кто спорит о существовании феноменального сознания, приводят примеры, например, чувство радости или вид их любимого цвета. Это переживания, которые не обязательно основаны на какой-то преднамеренной мысли о или из чего-либо.
Понимание сознания
Феноменальное сознание и интенциональность — это всего лишь два термина, когда речь заходит о философии вокруг сознания. Есть много философов и учёных, которые написали сотни страниц, пытаясь определить и понять сознание. 3 Как человек, вам не обязательно читать длинную книгу, чтобы прийти к собственному пониманию того, что означает сознание.
Развитие более глубокого понимания того, что вы считаете правдой в отношении сознания, может быть очень мощным способом общения с миром.Люди склонны воспринимать свои самые фундаментальные сознательные переживания как должное, но на самом деле это очень богатая область исследований, к которой каждый человек имеет доступ в той или иной форме.
Еще один мощный способ продолжить свое исследование сознания — это уделить внимание своим мечтам. Ваши мечты могут помочь вам исследовать альтернативные состояния сознания, которые могут расширить ваше понимание себя и окружающего мира. Чем глубже вы соединяетесь с этими истинами внутри себя, тем легче становится чувствовать себя хорошо в своей жизни.
Авторы фотографий: areebarbar / shuttertstock.com, WAYHOMEstudio / shutterstock.com, FerGregory / shutterstock.com, Microgen / shutterstock.com
Приведенная выше информация относится к исследованиям отдельных ингредиентов отдельных эфирных масел, некоторые из которых используются в смесях эфирных масел для различных диффузоров MONQ. Тем не менее, обратите внимание, что, хотя отдельные ингредиенты могут демонстрировать определенные независимые эффекты при использовании отдельно, конкретные смеси ингредиентов, содержащиеся в диффузорах MONQ, не были испытаны.Не делается никаких конкретных утверждений о том, что использование каких-либо диффузоров MONQ приведет к какому-либо из эффектов, описанных выше. Кроме того, обратите внимание, что диффузоры MONQ не были рассмотрены или одобрены Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США. Диффузоры MONQ не предназначены для использования при диагностике, лечении, смягчении, предотвращении или лечении любого заболевания или медицинского состояния. Если у вас есть проблемы со здоровьем, пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом или вашим альтернативным поставщиком медицинских услуг перед использованием диффузоров MONQ.Смеси MONQ не следует вдыхать в легкие.
,Проект Глобального Сознания
Значимые корреляции в случайных данных
Информация о карте Связное сознание создает порядок в мире
Тонкие взаимодействия связывают нас друг с другом и Землей
Когда человеческое сознание становится связным, поведение случайных систем может измениться. Генераторы случайных чисел (ГСЧ), основанные на квантовом туннелировании, создают совершенно непредсказуемые последовательности нулей и единиц.Но когда великое событие синхронизирует чувства миллионов людей, наша сеть ГСЧ становится тонко структурированной. Мы рассчитываем один на триллион шансов, что эффект обусловлен случайностью. Доказательства предполагают появление ноосферы или объединяющего поля сознания, описанного мудрецами во всех культурах.
Проект «Глобальное сознание» — это международное междисциплинарное сотрудничество ученых и инженеров. Мы непрерывно собираем данные из глобальной сети физических генераторов случайных чисел, расположенных в 70 хост-центрах по всему миру в любой момент времени.Данные передаются в центральный архив, который теперь содержит более 15 лет случайных данных в параллельных последовательностях синхронизированных 200-битных испытаний, генерируемых каждую секунду.
Наша цель — изучить тонкие корреляции, которые могут отражать присутствие и активность сознания в мире. Мы предполагаем, что в том, что должно быть случайными данными, будет структура, связанная с крупными глобальными событиями, которые затрагивают наши умы и сердца.
Тонкие, но реальные эффекты сознания важны с научной точки зрения, но их реальная сила более непосредственная.Они побуждают нас делать важные, здоровые изменения в великих системах, которые доминируют в нашем мире. Масштабное групповое сознание оказывает влияние на физический мир. Зная это, мы можем намеренно работать в направлении более светлого, более осознанного будущего.
Исследуйте сайт, используя главное меню, которое представляет собой компактную карту сайта. В разделе «О нас» вы найдете основную информацию. Раздел «Данные» предоставляет доступ к результатам, в том числе к очень важным результатам. Ссылки на Обсуждение объясняют, как делается наука.Для философских и интерпретативных взглядов, посмотрите в меню Перспективы. Проверьте раздел сообщества для способов взаимодействия.
Проект «Глобальное сознание», изначально созданный в Исследовательской лаборатории инженерных аномалий в Принстонском университете, возглавляет Роджер Нельсон из своего домашнего офиса в Принстоне. Институт наук о науке предоставляет материально-техническую базу для GCP.
,Сознание и его последствия | Великие курсы
С помощью eGift вы можете мгновенно отправить отличный курс другу или близкому человеку по электронной почте. Все просто:
- Найдите курс, который вы хотели бы получить в eGift.
- В разделе «Выберите формат» нажмите «Загрузка видео» или «Загрузка аудио».
- Нажмите «Отправить электронный подарок»
- Заполните детали на следующей странице. Вам понадобится адрес электронной почты вашего друга или члена семьи.
- Продолжайте оформлять заказ как обычно.
После того, как вы оплатили свой заказ, ваш друг или близкий человек получит электронное письмо с уведомлением о том, что у них есть подарок, ожидающий их на TheGreatCourses.com. Этот подарок будет добавлен в их My Digital Library, когда они войдут в систему и нажмут, чтобы выкупить его.
Почему мне нужно указать адрес электронной почты получателя?
Мы отправим этому человеку электронное письмо, чтобы уведомить его о вашем подарке.
Если они уже являются клиентами, они смогут добавить подарок в свою цифровую библиотеку и мобильные приложения.
Если они еще не являются клиентами, мы поможем им создать новую учетную запись, чтобы они могли наслаждаться своим курсом в своей «Моей цифровой библиотеке» или с помощью наших бесплатных мобильных приложений.
Как мой друг или член семьи узнает, что у них есть подарок?
Они получат письмо от The Great Courses с уведомлением о вашем eGift. Электронное письмо направит их на TheGreatCourses.com.
Что если мой друг или член семьи не получит письмо?
Если уведомление по электронной почте отсутствует, сначала проверьте папку «Спам».В зависимости от вашего провайдера электронной почты, он может быть ошибочно помечен как спам. Если он не найден, обратитесь в службу поддержки клиентов по электронной почте ([email protected]) или позвоните по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи.
Как я узнаю, что они получили мой электронный подарок?
Когда получатель нажимает на свою электронную почту и использует свой eGift, вы автоматически получите уведомление по электронной почте.
Я не хочу отправлять загрузки. Как мне подарить DVD или CD?
eGifting распространяется только на цифровые продукты.Чтобы приобрести версию курса на DVD или CD и отправить ее другу, позвоните в службу поддержки по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи.
Ой! Получатель уже владеет курсом, который я подарил. Что теперь?
Великие умы думают одинаково! Мы можем обменять курс eGifted на другой курс равной ценности. Пожалуйста, позвоните в отдел обслуживания клиентов по телефону 1-800-832-2412 для помощи.
Можно ли в будущем выбрать дату для отправки моего электронного подарка?
К сожалению, эта функция еще не доступна.Мы работаем над тем, чтобы добавить его в будущем.
Что если электронное письмо, связанное с eGift, не для моей обычной учетной записи Great Course?
Пожалуйста, свяжитесь со службой поддержки по электронной почте ([email protected]) или позвоните в нашу службу поддержки по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи. У них есть возможность обновить адрес электронной почты.
При покупке подарка для кого-то, почему я должен создать учетную запись?
Это сделано по двум причинам. Во-первых, вы можете отслеживать покупку заказа в разделе «История заказов», а также позволить нашей службе поддержки клиентов отслеживать вашу покупку и человека, который ее получил, если возникнет такая необходимость.
Могу ли я вернуть или обменять подарок после его покупки?
Поскольку подарок отправлен немедленно, он не может быть возвращен или обменен лицом, дающим подарок. Получатель может обменять подарок на другой курс равной или меньшей стоимости или заплатить разницу за более дорогой предмет
,Слайды к выступлению, которое я дал на Humanity + Summit 2010 «Взаимодействие мозга с компьютером, сознание и глобальный мозг: на пути к технологическому просвещению»
Комментарии к слайдам ниже
1-8
Сознание — самая интересная функция мозга. Это способность испытывать те процессы, которые происходят внутри мозга.Разные мозговые процессы также по-разному представляют себя в сознании (иными словами, они имеют разные квалиа ).
Работа, проделанная этими нейронами, которые анализируют визуальный ввод, представляется нам в виде цветов и форм.
Нейроны, участвующие в слуховой обработке, проявляют себя в звуке.
… и тд!
Большая активность мозга происходит без сознания. Даже творческое мышление — мы осознаем только это «Ага!» момент, когда правильное решение внезапно приходит в голову, но не осознает всю тяжелую работу позади.Но сознание — это то, что делает жизнь интересной в конце концов.
Новые технологии могут сделать его еще более интересным, улучшая и расширяя этот сознательный опыт.
9
Можем ли мы сделать такой нейронный имплантат, который бы представлял его активность в сознании, подобно нейронам?
Такой имплантат создаст свои собственные квалиа, в дополнение к тем, которые есть у нас. Это означает, что он создаст некоторые части сознания искусственно.
Похоже, сегодня уже есть протезы головного мозга, которые обеспечивают нам искусственное восприятие, слуховое (кохлеарные имплантаты) или зрительное (ретинальные имплантаты).Но они не входят в сознательный опыт сами по себе. Они просто заменяют сенсорные органы — глаза или уши — предоставляя мозгу правильную визуальную или слуховую информацию для ввода. Информация доводится до сознания позже, когда она обрабатывается нейронами внутри мозга. Так что это все еще нейроны, а не устройство, которое входит в сознание.
Наша задача — сделать доступ к электронным чипам и изменить сознание напрямую.
10
Но возможно ли создать сознание или некоторые его части искусственно?
Почему бы и нет: если это некоторые свойства нашей нервной системы, которые создают сознание, мы можем воспроизвести их в артефакте.
Такие попытки уже предпринимаются. Исследователи создали нейронные сети, которые обладают некоторыми свойствами сознания, чтобы проверить свои теории. Наиболее продвинутыми и интересными из этих разработок являются так называемые «устройства на основе мозга» — роботы Джеральда Эдельмана.11
Другой вопрос — это интеграция электронного сознания с созданным мозгом.
Факт, который должен облегчить задачу, — это модульная организация самого мозга.Существуют нейроанатомически разные субстраты для зрительных, слуховых, обонятельных и других ощущений. От тех частей мозга, которые связаны с визуальной обработкой, есть отдельные области для обработки формы, цвета и движения. Поражение «цветового модуля» повлияет только на способность воспринимать цвета, то же самое с движением.
Несмотря на то, что каждый модуль работает со своей частью информации, эти модули создают единое сознательное восприятие. Так что же их объединяет?
12
Существует множество попыток объяснить, как деятельность в разных частях мозга порождает единый сознательный опыт.
Тонони и Эдельман считают, что для создания сознания необходимо объединить разные модули таким образом, чтобы деятельность в каждом отдельном модуле влияла на все остальные (но в некоторой степени: модули все еще должны оставаться специализированными, а их активность — отличаться). Это достигается с помощью реентеральных (взаимных) соединений между модулями.
Что особенно интересно в этом подходе, так это то, что Тонони предложил набор формул для расчета степени сознания в данной системе.В последней редакции используется интегрированная информационная мера — фи. Любая система с достаточно высоким «фи» должна быть сознательной.
13
Здесь вы можете увидеть, какие нервные структуры — в соответствии с этой мерой — с большей вероятностью производят сознание
14
Dehaene (Global Workspace Theory) также подчеркивает важность глобального вещания, но облегчает его, делегируя эту задачу специальному подмножеству нейронов с дальними связями с другими модулями «корковые процессоры».Они образуют «глобальное рабочее пространство». Модуль должен взаимодействовать с рабочим пространством через взаимные связи, чтобы войти в сознание.
15
Глобальное рабочее пространство (в белом)
16
Но как подключить имплантат таким образом, чтобы он передавал свою активность другим модулям мозга? Нам нужен вид интерфейса, который может обеспечить связь с несколькими различными областями мозга.
Из интерфейсов, используемых сегодня, варианты будут:
- электродных сеток
- электродов, используемых для глубокой стимуляции мозга
Электродные сетки могут подключаться только к тем нейронам, которые находятся близко к поверхности мозга.Но что, если нам нужен доступ к таким глубоким структурам, как таламус, который, как считается, играет важную роль в сознании, тоже?
Электроды DBSмогут проникать глубже в мозг, но область, к которой они подключаются, очень локализована. Чтобы получить доступ к различным областям мозга, нам нужно вставить огромное количество этих палочек, которые могут повредить мозг. Вся процедура будет очень громоздкой, если это вообще возможно.
Эти методы успешно используются для тех видов мозговых имплантатов, которые есть у нас сегодня, но для нашей задачи мы должны искать что-то другое.
17
К счастью, есть несколько подходов, которые можно применить.
Одним из них, разработанным Ллинасом, было бы введение электродов в кровеносные сосуды. Они переливают всю нервную систему, поэтому проблем с доступом к любой структуре мозга не возникнет. Электроды предназначены для автоматической разворачивания и проникновения через сосуд, что должно сделать добавление большого количества соединений гораздо менее громоздким.18
Другой подход, который приходит на ум, — это установить связь, как это делает мозг: через нейроны и их аксоны.Сегодня можно выращивать нервные клетки прямо на чипе. Такие гибридные системы могут даже управлять простыми роботами.
Что, если эти нервные клетки могут быть генетически спроектированы так, чтобы вытягивать свои аксоны в мозг, соединяя нейроны из Глобального нейронного рабочего пространства и других важных для сознания областей?
19
Какие виды применения могут быть у сознательных нейронных имплантатов?
Наиболее практичным будет естественный контроль протезов тела.Сегодня разработаны роботизированные конечности, которые связаны с нервной системой и могут управляться как любая другая часть тела. Сознательные имплантаты могут быть использованы для обеспечения тактильной и проприоцептивной обратной связи о конечности.
20
С научной точки зрения сознательные имплантаты обеспечивают новый подход к проблеме передачи информации в мозг. Передача происходит, когда информация, содержащаяся в имплантате, становится доступной для сознания или, другими словами, когда имплантат и мозг превращаются из двух отдельных сознательных агентов в единую сознательную систему.
Эта сознательная система обладает своими собственными свойствами, которые можно описать (потенциально) набором разрабатываемых математических инструментов (Тонони). Эти инструменты позволят нам рассчитать оптимальный дизайн для такой системы, включая проект самого имплантата и его связи с мозгом.
21
Можно ли использовать тот же тип нейронного интерфейса, чтобы вставить в наш не простой искусственный квалл, разум, а весь опыт другого существа? Представьте, что мы могли бы соединить наш мозг с мозгом птицы и испытать полет.
Однако, если сознание зависит от интеграции, наши умы могут оказаться слишком разными, чтобы быть интегрированными, и при этом сохранять нормальное функционирование.
22
Однако если мы увеличим масштаб, функциональная проблема может исчезнуть. Видение Тейяра де Шардена сбудется.Нравится:
Нравится Загрузка …